Актуальность темы
исследования. На современном этапе развития человечества наметилась тенденция актуализации вопросов, связанных с закреплением и реализацией прав и свобод человека, как на международном, так и на национальном уровне. Одним из основных прав человека Конституция РФ, закрепила, право каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42).
Конституционное признание права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде как естественного, неотчуждаемого права, принадлежащего к новому поколению прав человека, предполагает следующим шагом его гарантированность и закрепление приемов и способов юридической защиты, адекватных новаторскому смыслу самого этого права. При этом основным принципом деятельности российского законодателя должно стать следующее: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать достоверную и своевременную экологическую информацию, право на возмещение экологического ущерба1.
Актуальность данной проблемы состоит и в том, что в нынешних условиях экологические проблемы приобрели глобальный характер. Россия относится к странам с наихудшей экологической ситуацией. Растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит подчас такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное и растущее влияние, результатом чего и является.
1 См. комментарии к Конституции РФ. Ичд. 2-е, дои. и перераб. М., 1996. С. 184. так же и экологический кризис1.
Современный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Сохранение окружающей среды — это абсолютная жизненная необходимость, как для человека, так и для государства, осуществляющего регулирование в сфере взаимодействия общества и природы в силу места и цели государственной власти в обществе. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является обеспечение экологической безопасности общества, где ведущая роль принадлежит российскому государству, которое через систему образования, средства массовой информации и законодательную базу обязано сформировать своеобразный кодекс «экологического поведения» .
Обеспечение экологической безопасности в России возможно путем осуществления со стороны государства системы научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды3.
Ныне экологическая безопасность человека в России выдвигается на первое место. Это обусловлено тем, что усиление антропологического давления на окружающую природную среду приводит к обострению экологической ситуации. Выражается это в следующем: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется в целом как природная, так и окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное состояние людей, их здоровье4. Этим самым нарушаются нормы Конституции РФ, закрепляющие не только право на благоприятную окружающую среду, но и.
1 Подробно об этом: Кульпин Э. С. Современный глобальный экологический кризис и Россия // Полис. 1997. № 1. С.182−191. Послание Президента РФ от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // Российская газета. 1999. 31 марта. ' См.: Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8−9. С. 127.
4 См.: Каламкарян Р. Л. Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1998. № 6. С. 112. право на жизнь, на свободу труда, на отдых и т. д., так как нарушение данного анализируемого права влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.
Первым шагом на этом длительном пути является создание национального экологического законодательства, которое должно отражать реальное положение экологических проблем в российском обществе. Этим объясняется потребность в углубленном исследовании права на благоприятную окружающую среду с позиции конституционного права.
Современное российское законодательство в первую очередь должно конкретизировать конституционные положения, содержащие право на благоприятную окружающую среду, указать и детализировать пути и порядок его реализации, систему гарантий, а так же способы его защиты. Важнейшей составляющей должны быть меры, обеспечивающие научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, удовлетворение его потребностей в окружающей среде с учетом интересов будущих поколений.
В настоящее время в России, в соответствии с международными нормами в области прав человека, действует разветвленная система законодательства, направленная на регулирование и защиту права на благоприятную окружающую среду. В то же время в связи с крайне неблагоприятной экологической обстановкой и недостаточной активностью властей в улучшении этого положения, проблема реализации и гарантированности права на благоприятную окружающую среду становится все более актуальной и для общества, и для отдельного гражданина.
Следует отметить, что вопреки всем декларациям о приоритете прав личности в Конституции РФ, на практике не редки случаи нарушения прав и свобод человека, которые носят многочисленный характер. И хотя ни одна страна в нынешних условиях не может обеспечить стопроцентных гарантий реализации и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду, тем не менее, его конституционное признание должно стимулировать экологическую деятельность государства и его органов. Конструкция конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду может стать в ближайшем будущем мерилом прогрессивности российской правовой системы, ее способности реагировать на диалектические изменения, происходящие в важной сфере общественных отношений, складывающихся в ходе взаимодействия человека со средой своего обитания1.
Поэтому очевидной становится необходимость устранения имеющихся пробелов в действующем законодательствеприведение его в соответствие с Конституцией РФразработки и принятия ряда федеральных законов, регламентирующих порядок реализации права на благоприятную окружающую средуустановление системы гарантий и их совершенствование.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития общества реализация декларированных Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами прав и свобод граждан является актуальной, сложной и остается таковой в настоящее время. Объясняется это тем, что дистанция между закрепляемыми правами и свободами и возможностью ими реально воспользоваться, слишком велика.
Для реализации права на благоприятную окружающую среду необходимо предусмотренное Конституцией РФ и законом функционирование всех правоохранительных и государственных систем, а также активность самих граждан и их объединений. Именно государство как носитель политической власти обладает особыми полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с гражданами, на обеспечение прав и интересов личности. Поэтому государство обязано создавать условия для его реализации, а именно: указать конкретные юридические средства, а так же механизм реализации данного права. В противном случае осложняется его практическая реализация.
1 См.: Васильева М. И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. № 8. С. 53. См.: Проблемы свободы и прав человека в современной идеологической борьбе. М., 1986. С. 35.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования проблем реализации и гарантий конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Состояние научной разработанности данной проблемы носит фрагментарный характер. Специальных теоретических исследований, посвященных конституционно-правовым основам обеспечения права на благоприятную окружающую среду практически нет. Имеющиеся научные публикации, это, как правило, журнальные статьи, посвященные отдельным аспектам исследуемой темы. В специальной литературе фактически отсутствуют фундаментальные работы по данной проблеме.
Общетеоретической основой исследования послужили работы в области прав человека и гражданина таких отечественных ученых правоведов как: Е. В. Аграновская, С. С. Алексеев, С. А. Авакьян, М. В. Баглай, А. Г. Бережнов, Н. А. Боброва, Н. С. Бондарь, С. Н. Бочарова, О. В. Бочарова, О. В. Брежнев, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, П. П. Глущенко, И. Я. Дюрягин, В. М. Жуйков, В. К. Забигайло, Т. Д. Зражевская, А. А. Златопольский, В. Т. Кабышев, В. А. Карташкин, Е. И. Козлова, Г. Н. Комкова, О. Е. Кутафин, В. А. Кучинский, И. Я. Ледях, Е. А. Лукашева, В. О. Лучин, А. В. Малько, Н. И. Матузов,.
A.С.Мордовец, Р. А. Мюллерсон, Б. Л. Назаров, В. С. Нерсесянц, Ю. А. Огибалин, И. Л. Петрухин, В. А. Ржевский, И. Е. Фарбер, Н. Ю. Хаманева, Н. М. Чепурнова,.
B.М.Чхиквадзе, Б. С. Эбзеев, Л. С. Явич и др.
Исследованию проблем, возникающих в области охраны окружающей среды и экологии посвящены работы таких авторов, как: В. В. Волошин, О. В. Даниленко, С. А. Демина, В. С. Городинская, О. Л. Дубовик, В. Ф. Иванов, О. С. Колбасов, С. Н. Кравченко, А. В. Молчанов, Р. К. Остин, В. В. Петров, В. Ф. Протасов, Н. Т. Разгельдеев, Н. Ф. Реймерс, В. Г. Сахаев, К. М. Сытник, А. Г. Тарнавский, А. С. Тимошенко, Ю. С. Шемшученко, Б. В. Щербицкий и др.
Труды названных авторов позволили раскрыть специфику исследуемой темы и учитывать особенности права в связи с актуализацией экологических проблем.
На сегодняшний день в научной литературе появились исследования, отражающие те или иные аспекты права на благоприятную окружающую среду. Это подтверждает то, что право на благоприятную окружающую среду является объектом пристального внимания многих авторов. Среди них: С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, М. И. Васильева. Т. Н. Захарченко, Т. В. Злотникова, О. С. Колбасов. О. Ю. Рыбаков, А. Г. Тарнавский, Ю. С. Шемшученко, А. М. Эрделевский,.
A.В.Яблоков и др. Ими рассмотрены такие вопросы, как: понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду, его анализ в контексте с международным законодательством, правовые основы получения экологической информации, возмещение экологического вреда, причины нарушений этих прав, проблемы реализации и защиты, их гарантированность, пути совершенствования законодательства в области реализации права на благоприятную окружающую среду и т. д.
По проблемам конституционно-правового регулирования, становления, развития и обеспечения права на благоприятную окружающую среду защищены кандидатские диссертации (А.П.Анисимов, Н. Г. Нарышева,.
B.Ф.Петренко, Э. И. Равилова, Р.Ф.Хабиров)1.
Тем не менее, вышеназванными авторами такие вопросы, как: содержание, понятие, место в системе конституционных прав и свобод, формы реализации права на благоприятную окружающую среду, система гарантий (в том числе конституционные гарантии) исследованы не в полнм объеме, не исследовано новейшее законодательство и правоприменительная практика. Сказанное ни в коей мере не умаляет их научно-познавательной ценности. Ими.
1 См.: Анисимов А. П. Право человека и гражданина на благоприятиную окружающую среду (конституционно-правовые аспекты): Автореф. дис.. канд.юрид.наук. Волгоград, 1998; Нарышева Н. Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсов: Автореф. дис.. канд.юрид.наук. М., 1998; Петренко В. Ф. Правовое регулирование общественного контроля в сфере охраны окружающей природной среды: Автореф. дис.. канд.юрид.наук. Саратов, 1998; Равилова Э. И. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду в республике Башкортостан: Автореф. дис.. канд.юрид.наук. Уфа, 1999; Хабиров Р Ф. Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд.юрид.наук. Уфа, 1998. внесен существенный вклад в развитие и совершенствование действующего законодательства в области, касающиеся непосредственно права на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем следует учесть, что право на благоприятную окружающую среду является объектом правового регулирования многих отраслей права, основу которого составляют нормы конституционного права. Поэтому реализация, обеспечение, защита права на благоприятную окружающую среду требует глубокого анализа конституционных норм, в части конституционного механизма реализации прав и свобод человека и гражданина, исследование конституционных гарантий в системе юридических гарантий. Цель и задачи диссертационного исследования.
Основной целью исследования является определение содержания понятия «благоприятная окружающая среда» с учетом международного и национального законодательства, выявление юридического содержания конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, анализ его места в системе конституционных прав и свобод, исследование форм реализации и системы гарантий права на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, содержание и юридическую природу конституционного права на благоприятную окружающую среду.
2. Исследовать международное и национальное законодательство по данной теме.
3. Анализировать место и значение права на благоприятную окружающую среду в системе конституционных прав и свобод, выявить его взаимосвязь с другими правами и свободами.
4. Рассмотреть стадии и формы реализации данного основного права.
5. Раскрыть порядок реализации права на благоприятную окружающую среду в области получения экологической информации.
6. Изучить механизм правового регулирования возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
7. Показать роль общественных объединений в реализации права на благоприятную окружающую среду.
8. Провести сравнительно-правовой анализ общего и специального законодательства, обеспечивающего реализацию права на благоприятную окружающую среду.
9. Определить систему внутригосударственных и международных гарантий права на благоприятную окружающую среду.
10.Рассмотреть судебную защиту как особую гарантию реализации этого конституционного права.
11. Изучить и проанализировать правоприменительную практику.
12.Разработать и предложить конкретные рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования вопросов, связанных с реализацией и защитой права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания общественно-политической, правовой действительности. Использованы формально-юридический, системный, логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы.
Общенаучные методы применялись при рассмотрении понятий «права человека», «окружающая среда», «право на благоприятную окружающую среду», «реализация норм права», «гарантии прав человека» и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, конституции зарубежных государств, (включая страны СНГ), федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативные акты, правоприменительные акты и др. Использованы многочисленные международно-правовые акты: Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» 1950 ., Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Принципы Декларации по окружающей среде и развитию, принятые участниками конференции ООН в июне 1992 года в г. Рио-де-Жанейро, модельный закон об охране окружающей среды, подготовленный под эгидой Совета Европы и принятый им в 1994 году и др. Кроме законов, проводился анализ ряда подзаконных нормативных и правоприменительных актов государственных органов. Широко привлечены нормативные постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации и защиты конституционного права на благоприятную окружающую среду.
Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, экологического, гражданского и других отраслей права, регулирующие механизм реализации и юридические гарантии права на благоприятную окружающую среду.
Научная новизна диссертации заключается в том, что эта первая комплексная работа, посвященная исследованию форм и гарантий реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, проведенная на основе сравнительного анализа норм новейшего российского и международного законодательства и практики в области прав человека.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие аспекты конституционного права на благоприятную окружающую среду, которые, по мнению диссертанта, характеризуют его новизну:
1. Исследовано понятие, содержание и юридическая природа права на благоприятную окружающую среду, сформулировано его определение.
2. Определено место права на благоприятную окружающую среду в системе конституционных прав и свобод, выявлена их взаимосвязь.
3. На основе анализа действующего законодательства рассмотрен механизм и формы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, исследованы нормативно-правовые акты, регламентирующие реализации права на благоприятную окружающую среду.
4. Впервые показана роль общественных объединений в реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду и дана позитивная оценка их деятельности.
5. Указана система внутригосударственных и международных гарантий, сформулировано определение юридических гарантий, при этом специально выделены и охарактеризованы конституционные гарантии.
6. Установлена, что судебная защита выступает в качестве конституционной гарантии права на благоприятную окружающую среду, дано определение судебной защиты.
7. Проведен комплексный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих право на благоприятную окружающую среду, разработаны выводы и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, правоприменительной деятельности в области обеспечения прав человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду является фундаментальным, затрагивающим основы жизнедеятельности во всех сферах, которое способствует поддержанию нормальных экологических, экономических, социальных и эстетических условий жизни человека и общества в целом.
2. Право на благоприятную окружающую среду относится к правам «третьего поколения», является позитивным, реализация которого возлагает на государство обязанность гарантировать и содействовать его практическому осуществлению.
В связи с этим обосновывается положение о том, что государство на законодательном уровне в целях реализации ст. 42 Конституции РФ должно взять на себя обязательство обеспечения и создания экологически безопасной для жизни окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
3. Конституционное право на благоприятную окружающую среду является субъективным правом, реализуемым в рамках конкретных особых правоотношений, возникающих на основе прямого действия конституционных норм, где одной из сторон выступает само государство.
4. Реализация права на благоприятную окружающую среду является сложным процессом, эффективность которой зависит не только от правовой регламентации, но и от уровня правового сознания и правовой культуры субъектов правореализации, включая совершенство текущего законодательства, состояние правоприменительной практики в области прав человека, эколого-правовое образование и воспитание.
5. Право на экологическую информацию является конституционным правом, реализация которого требует необходимость для законодателя предусмотреть обязательность предоставления достоверной, полной и своевременной информации пользователям экологической информации в случае их обращения к соответствующим органам и к должностным лицам.
6. Конституционное право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением является самым нарушаемым на практике, т.к. существуют объективные проблемы, связанные с оценкой экологического ущерба, с невозможностью выплаты компенсационных сумм, отсутствием правового механизма выявления виновных в причинении экологического ущерба, и, следовательно, принуждению к его возмещению. В связи с изложенным приводятся новые аргументы в пользу принятия специального федерального закона, а также установления обязательного экологического страхования в качестве важнейшей гарантии возмещения экологического вреда.
7. Общественные объединения являются эффективным рычагом в механизме реализации права на благоприятную окружающую среду. Их деятельность должна опираться на государственную поддержку, так как эта реальная сила, способная влиять на решение многих социальных и экономических проблем. Поддерживается создание региональных общественных объединений в целях более эффективного и оперативного решения локальных экологических проблем, проведения различных мер по улучшению состояния окружающей среды, выносятся рекомендации по улучшению их деятельности.
8. В механизме реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду важное место занимают юридические гарантии, среди которых особое значение имеют конституционные гарантии. Их основная цель — это претворение в жизнь конституционных прав и свобод, их охрана и защита.
9. Судебная защита прав и свобод — это институт конституционного права, который в современных условиях приобретает особую актуальность. Выдвинут ряд мер по совершенствованию судебной защиты экологических прав граждан. Поддерживается предложения по созданию экологической юстиции. В целях наиболее эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду предлагается изложить статью 42 Конституции РФ в следующей редакции: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Государство гарантирует каждому право на достоверную информацию о состоянии окружающей его среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».
Научная и практическая значимость исследования. Научная значимость диссертации заключается в том, что в результате исследования разработан ряд теоретических положений, которые могут быть использованы для совершенствования конституционного, экологического законодательства в части определения понятия и содержания права на благоприятную окружающую среду, получение экологической информации, возмещения экологического вреда, системы гарантий данного права, обеспечения судебной защиты и др. Положение работы по правам человека имеют значение и для общей теории прав человека и конституционного права (изучен генезис, содержание и структура прав человека), определено место права на благоприятную окружающую среду в системе других прав и свобод.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование форм и гарантий реализации права на благоприятную окружающую среду, способов его защиты, которые могут быть использованы при разработке новых нормативно-правовых актов, внесении изменений и дополнений к действующим законодательным и иным правовым актам. В работе также высказаны предложения по совершенствованию судебной практики по делам, связанным с реализацией данного конституционного права.
Важность этой работы для конституционного права состоит в том, что в ней содержатся выводы и рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования отношений, связанных с реализацией права на благоприятную окружающую среду.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы также в учебном процессе высших учебных заведений: при чтении курсов по конституционному, экологическому праву, проблемам судопроизводства, а так же в рамках повышения квалификации практических работников природоохранных и правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации отражены в опубликованных автором научных работах. Они докладывались на научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Права человека: пути их реализации». Саратов, СГАП, 1998; Межвузовская научно-практическая конференция «Конституционные чтения».
Саратов, ПАГС, 1999; Научно-практическая конференция «Становление и развитие института гражданского общества в Саратовской области». Саратов, ПАГС, 2000; Межвузовская научно-практическая конференция «Россия на рубеже XXI века: проблемы управления глазами молодых». Саратов, ПАГС, 2000; Международная научная конференция «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство». Саратов, СГАП, 2000; Межвузовская конференция «Конституционные чтения». Саратов, ПАГС, 2000; Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Поволжской Академии Государственной Службы «Политические и социально-экономические механизмы управления». Саратов, ПАГС, 2000).
Отдельные положения диссертации были использованы при проведении учебных занятий по конституционному праву в Поволжской академии государственной службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного диссертационного исследования были i сделаны следующие выводы:
1. Права человека — это неотъемлемые права и свободы личности, принадлежащие индивиду в силу рождения. Они носят естественный, неотчуждаемый и универсальный характер.
2. Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду имеет значение не только для обладателя этого права, но и для общества и государства в целом. При последовательной реализации указанное право выступает основой для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, обеспечивая нормальную жизнедеятельность человека.
3. Право на благоприятную окружающую среду — это закрепленная в Конституции РФ и гарантированная российским государством возможность каждого потреблять и использовать естественные природные блага, проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей (природной) среде, получать достоверную информацию о ее состоянии и совершать юридически значимые действия для защиты своих интересов и потребностей.
4. Право на благоприятную окружающую среду — это субъективное право, закрепленное в Конституции РФ, реализуемое в рамках особых, общерегулятивных правоотношений возникающих на основе норм Конституции. Эти правоотношения носят первичный, базовый характер.
5. Социальная значимость конституционного права на благоприятную окружающую среду состоит в предоставлении личности юридически гарантированную возможность реализовывать и защищать свои интересы.
6. В целях эффективной реализации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды необходимо на законодательном уровне определить содержание экологической информации, разработать процедурные гарантии реализации права на экологическую информацию, регулировать процедуру принятия эколого-значимых решений с участием общественности.
7. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением является самым нарушаемым на практике, т.к. существуют объективные проблемы, связанные с оценкой экологического ущерба, с невозможностью выплаты компенсационных сумм, отсутствием правового механизма выявления виновных в причинении экологического ущерба и, следовательно, принуждению к его возмещению. Эти и другие причины обуславливают необходимость принятия Федерального закона, регулирующего отношения по возмещению экологического вреда.
8. Осуществление конституционного права на благоприятную окружающую среду требует создание государством условий для его реализации, определение конкретных юридических средств и механизма реализации данного права. Эффективность реализации зависит также от активности самих граждан и их объединений.
9. Право на благоприятную окружающую среду занимает важное место в системе конституционных прав и свобод, составляет основу экологических гражданских социальных и трудовых прав и свобод. Его реализация затрагивает все основные сферы жизнедеятельности общества. Одной из причин, определяющих эффективность реализации указанного права, выступает уровень правовой культуры, как субъектов правоприменения, так и общества в целом.
10.Гарантии — это социально-юридический механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в узком смысле. В широком плане им охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод человека и гражданина, на устранение причин и препятствий их осуществления и защиту от нарушений.
11 .Юридические гарантии — это закрепленные в Конституции РФ и конкретизированные в отраслевом законодательстве способы и средства, обеспечивающие претворение в жизнь прав и свобод личности, а также охрану и защиту в случаях их нарушения. Их основная функцияэто обеспечение реализации правового статуса личности.
12.Система гарантий включает в себя материальные, политические и юридические условия гарантированности. Главный принцип, на основе которого строится вся система гарантий — это всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов личности. Важное место в системе гарантий занимают конституционные гарантии, основная цель которых — обеспечить претворение основных прав и свобод граждан в жизнь, охранять их от возможных нарушений, определять порядок восстановления в случае их нарушения.
13.Конституционное право на судебную защиту на сегодняшний день является наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина. Это институт конституционного права, представляющий собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве.
14.Институт конституционной жалобы выступает в качестве действенной гарантии защиты прав и свобод личности. Анализ деятельности Конституционного Суда позволяет сделать вывод о том, что толкование им положений статьи 42 Конституции РФ в наибольшей степени способствует обеспечению и защите прав и свобод личности.