Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специальная конфискация: юридическая природа, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные средства обеспечения исполнения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Достижению целей правосудия наряду с применением к осужденному справедливого наказания способствует также реализация иных принудительных мер, система которых недавно была дополнена: федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 в уголовное законодательство возвращена конфискация имущества (ст. 104.1 УК РФ). Однако в ее нынешнем виде она существенно отличается от конфискации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Юридическая природа специальной конфискации и общая характеристика правовых средств ее обеспечения
    • 1. Понятие «правовая природа» и его значение в изучении феномена специальной конфискации
    • 2. Понятие специальной конфискации и предметов, ей подлежащих
    • 3. Специальная конфискация: исторический аспект
    • 4. Социальное назначение специальной конфискации и ее регламентация в современном законодательстве
    • 5. Общая характеристика правовых средств обеспечения исполнения специальной конфискации
  • Глава II. Уголовно-правовые средства обеспечения исполнения специальной конфискации
    • 1. Общая характеристика состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 312 УК РФ. Место в системе преступлений против правосудия
    • 2. Объективные признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст. 312 УК РФ
    • 3. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст
  • УК РФ
    • 4. Некоторые вопросы соотношения ч.2 ст. 312 и ст. 315 УК РФ
    • 5. Иные уголовно-правовые средства обеспечения исполнения специальной конфискации
  • Глава III. Уголовно-процессуальные средства обеспечения исполнения специальной конфискации
    • 1. Процессуальные средства обеспечения исполнения специальной конфискации: генезис и специфика
    • 2. Специальные средства обеспечения исполнения специальной конфискации
    • 3. Общие средства обеспечения исполнения специальной конфискации

Специальная конфискация: юридическая природа, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные средства обеспечения исполнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достижению целей правосудия наряду с применением к осужденному справедливого наказания способствует также реализация иных принудительных мер, система которых недавно была дополнена: федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 в уголовное законодательство возвращена конфискация имущества (ст. 104.1 УК РФ). Однако в ее нынешнем виде она существенно отличается от конфискации имущества, предусматривавшейся УК РФ в редакции до 08.12.2003 г. Во-первых, изъятию в настоящее время подлежит только имущество, предметы, определенным образом связанные с преступным деянием. Следовательно, данную меру можно охарактеризовать как специальную конфискацию1. Во-вторых, конфискация теперь не признается уголовным наказанием, а отнесена законодателем к иным мерам уголовно-правового характера.

Подобное законодательное решение вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, внесение соответствующих дополнений в УК РФ создает материально-правовую основу для прекращения права собственности и иных правовых последствий в отношении имущества, предметов, признанных вещественными доказательствами. Ведь так называемая «специальная конфискация», являясь мощным экономическим инструментом в борьбе с преступностью, прежде всего, ее организованной разновидностью, и, выступая востребованным на практике институтом2, в то же время связана с серьезным ущемлением имущественных прав и интересов лица, совершившего преступление.

С другой стороны, законодательные новеллы вряд ли могут служить образцом взвешенного подхода к правовой регламентации указанного института. И дело далеко не только в том, что правотворец не услышал предложений о возвращении законной силы статье 52 УК РФ3. Несовершенство закона видит Термин «специальная конфискация» имеет длительную историю. Еще Н. С. Таганцев использовал его для обозначения отобрания вещей, связанных с преступлением. См.: Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Часть общая. Тула: Автограф. 2001. T.l. С. 219 и др. Вопрос о судьбе вещественных доказательств находит свое отражение более чем в 90% приговоров.

3 Различные позиции по этому вопросу отражены в следующих работах: Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании//Российская юстиция. 2004. № 5. С.35−40- Голик Ю. В., Комиссаров B.C., Крутиков Л. Л., ся, в частности, в том, что в нем не учтено должным образом различие в правовой природе отдельных видов изъятия.

Кроме того, хотя одновременно с изменениями уголовного законодательства были внесены поправки в УПК РФ, несогласованность между соответствующими сферами правового регулирования сохранилась. Причем к некоторым старым проблемам добавились новые. В частности, противоречиво решен в УПК РФ вопрос о судьбе средств совершения преступления (п. 6 ч. З ст. 81 УПК РФ), тогда как согласно п."г" ч.1 ст. 104.1 УК РФ они подлежат обязательному изъятиюнет должного соответствия между положениями ст. 104.1 УК РФ и ст. 73 УПК РФ и т. д.

Наконец, недостаточно совершенным выглядит механизм обеспечения исполнения специальной конфискации. Так, не вполне адекватно регламентирована в УК РФ ответственность за незаконные деяния в отношении подлежащего конфискации имущества лицами, не обязанными содействовать исполнению приговора в указанной части, регламентация наложения ареста на имущество до сих пор не полностью учитывает возможность применения данной меры для обеспечения конфискации имущества и т. п. К тому же, некоторые нормы УК и УПК РФ, являясь бланкетными, не получили необходимого нормативного подкрепления: соответствующие законы и подзаконные акты либо безнадежно устарели, либо вовсе отсутствуют.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы специальной конфискации давно привлекали внимание ученых-правоведов. В дореволюционной научной литературе данный институт рассматривался, в частности, в работах Н. С. Таганцева и А. А. Жижиленко.

В дальнейшем, правда, названная принудительная мера, как правило, изучалась авторами, исследовавшими в целом дополнительные наказания или.

Кузнецова Н.Ф., Лумпова И. А., Мухин М. С., Семенов В. Г., Старикова Н. П., Фищева Т. П., Цепляева Г. И. Конфискация имущества: прошлое или будущее?//Уголовный процесс. 2005. № 11. С.45−58- Мухин М. С., Назаров А. Р. Институт конфискации имущества и перспективы его совершенствования//Уголовный процесс. 2005. № 2. С.40−42- Скобликов П. Конфискация имущества как наказание: доводы за и против//Уголовное право. 2004. № 2. С.61−63- Яшкина И. Г. Наказания имущественного характера: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2005. С.8−9, 16−17- и др. конфискацию имущества как один из их видов (Аветисян П.А., Веселова В. Н., Голубов И. И., Гюльалиева Р. А., Дуюнов В. К., Кобахидзе А. В., Михайлянц А. Г., Пимонов В. А., Шутов К. Н. и др.). И лишь немногие авторы избирали специальную конфискацию предметом непосредственного рассмотрения (Кругликов JUL, Марогулова И. А., Павлухин А. Н., Цветинович A. JL).

Имеются серьезные наработки и в освещении средств обеспечения исполнения специальной конфискации. Соответствующая проблематика разрабатывалась, однако, либо в рамках изучения мер процессуального принуждения (Аршба Г. В., Багаутдинов Ф. Н., Булатов Б. Б., Бушная Н. В., Гридюшко П. В., Зинатуллин 3.3., Корнуков В. М., Тутынин И. Б., и др.), либо при рассмотрении вопросов ответственности за преступления против правосудия (Галахова А.В., Гаранина М. А., Голоднюк М. Н., Демин Ю. М., Друзин А. И., Кулешов Ю. И., Лобанова JI.B., Метельский П. С., Тепляшин П. В., Федоров А. В., Чучаев А. И. и ДР-).

Вместе с тем крупномасштабные труды, носящие комплексный характер, позволяющий учесть межотраслевую природу специальной конфискации, до сих пор отсутствуют. В имеющихся работах вопросы обеспечения исполнения специальной конфискации рассматриваются в отрыве от характеристики самой этой меры, без учета ее сущности, оснований, целей применения, отраслевой принадлежности соответствующих норм. К тому же многие работы выполнены на базе ныне не действующих редакций УК и УПК РФ.

Наконец, следует отметить и тот факт, что по многим вопросам, связанным со специальной конфискацией, согласие так и не было достигнуто.

Всем вышеуказанным предопределен выбор темы настоящей диссертационной работы.

Целями настоящего исследования являются разработка теоретических основ применения специальной конфискации, определение правовых средств обеспечения ее исполнения, выявление состояния регламентации решения этих вопросов в законодательстве, а также формулирование на этой базе предложений по укреплению юридических гарантий правосудия и прав граждан при осуществлении подобной принудительной меры.

Для достижения указанных целей в ходе исследования предстоит решить ряд задач:

1) уточнить понятие специальной конфискации и определить круг предметов, подлежащих такому изъятию;

2) выявить правовую природу данного института в целом и показать своеобразие отдельных видов специальной конфискации;

3) провести исторический и сравнительно-правовой анализ соответствующего института;

4) исследовать правовую регламентацию вопросов специальной конфискации в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, выявить недостатки и противоречия, показать пути их устранения;

5) охарактеризовать имеющиеся в распоряжении правоприменителя уголовно-правовые и уголовно-процессуальные средства обеспечения исполнения рассматриваемой принудительной меры, предложить пути их оптимизации;

6) изучить практику применения специальной конфискации и выработать рекомендации по ее совершенствованию.

Объект исследования: объектом исследования выступают феномен специальной конфискации как правовое явление, а также юридические средства обеспечения ее исполнения.

Предметом исследования является комплекс уголовно-правовых и уголовно-процессуальных проблем законодательной регламентации, практического применения и обеспечения исполнения специальной конфискации.

Методологическую основу настоящей работы составляет система философских знаний, материалистическая диалектика как всеобщий метод познания действительности, а также базовые положения общей теории права. Прибегает автор и к использованию общенаучных и частнонаучных методов творческого поиска: системно-структурному, историческому, сравнительно-правовому, конкретно-социологическому и т. д.

Нормативную основу настоящего исследования составляют международно-правовые документы, участником которых является РоссияКонституция Российской Федерацииотечественное уголовное и уголовно-процессуальное законодательствоподзаконные нормативные акты, регулирующие общественные отношения, связанные со специальной конфискацией и средствами ее обеспечения. Кроме того, диссертантом были изучены связанные с тематикой исследования законодательные документы отдельных стран ближнего и дальнего зарубежья: Испании, Молдовы, Республики Беларусь, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Швейцарии.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области философии, теории государства и права, уголовного права и процесса, связанные с тематикой диссертационного исследования и смежными темами.

Эмпирическую основу настоящего исследования составляют постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, опубликованная судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, статистические данные ГИД УВД Волгоградской области, а также данные выборочного исследования 250 архивных уголовных дел, рассмотренных судами г. Волгограда и Волгоградской области в период с 2002 по 2006 г., 90 материалов находившихся в исполнительном производстве Главного управления федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в тот же период.

Автором по специальной программе опрошено 100 работников (адвокатов, помощников прокуроров, следователей, судей), чья практическая деятельность протекает (протекала) на территории г. Москвы и Волгоградской области.

При проведении исследования и формулировании выводов диссертанту помог и его личный опыт работы в качестве адвоката.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое комплексное исследование проблем законодательной регламентации, практического применения и обеспечения исполнения специальной конфискации как явления, имеющего межотраслевую природу, выполненное с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3. Здесь уточняется понятие специальной конфискации и определен круг предметов, подлежащих ей. Показана специфика видов специальной конфискации. Предложено авторское решение по определению границ между уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, а также по установлению роли отдельных институтов соответствующих правовых отраслей в регламентации вопросов, связанных со специальной конфискацией.

Установлен круг уголовно-правовых и уголовно-процессуальных средств обеспечения исполнения специальной конфискации, выявлены их недостатки и определены пути устранения последних.

Внесены предложения по приведению норм, образующих изучаемый в диссертации институт в соответствие друг с другом.

Новизна диссертации заключается и в отдельных выносимых на защиту положениях, а также в аргументах, с помощью которых данные выводы отстаиваются.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специальная конфискация по уголовному делу представляет собой принудительное безвозмездное изъятие на основании приговора суда орудий, средств совершения преступления, предметов преступных деяний, принадлежащих виновному, доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, имущества, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, или доходы от него полностью или частично преобразованы, сопряженное с их обращением в доход государства либо уничтожением.

2. Институт специальной конфискации представляет собой комплексное межотраслевое образование, включающее в себя нормы гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и гражданского процессуального права.

С вступлением в силу федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 юридическая природа специальной конфискации получила более адекватное нормативное закрепление, чем в ранее действовавшем законодательстве. Дифференциация нормативного регулирования на уровне разделения предметов ведения между отраслями законодательства осуществлена в целом с учетом целевого назначения материального и процессуального права.

Однако правовая регламентация специальной конфискации произведена без учета специфики правовой природы отдельных видов изъятия. Нелогично было относить все их к иным мерам уголовно-правового характера.

В главе 15.1 УК РФ должны содержаться нормы, регламентирующие изъятие только имущества, предметов, не принадлежащих виновному на законных основаниях.

3. Положения о конфискации орудий, средств и предметов преступления, принадлежащих виновному, следует закрепить в главе 9 УК РФ путем реанимирования п."ж" ст. 44 и ст. 52 с приданием им нового содержания. Соответственно п."ж" ст. 44 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «конфискация имущества, использованного при совершении преступления», а ст. 52 сформулировать в таком виде:

Статья 52. Конфискация имущества, использованного при совершении преступления.

1. Конфискация имущества, использованного при совершении преступления, заключается в принудительном безвозмездном изъятии с последующим обращением в доход государства или уничтожением орудий умышленного преступления, его предметов и средств совершения преступления, принадлежащих лицу, его совершившему.

2. Назначение конфискации имущества, указанного в ч.1 настоящей статьи, осуществляется и в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, освобождается от наказания.

3. Порядок исполнения конфискации имущества определяется действующим законодательством".

4. Конфискация имущества, использованного при совершении преступления, должна применяться в качестве дополнительного наказания, в связи с чем в ч. З ст. 45 УК РФ необходимо внести соответствующее изменение.

5. Согласно закону изъятие предметов, исключенных из оборота, может осуществляться не только в порядке решения вопроса о судьбе вещественных доказательств. Такие предметы могут и не находиться в связи с расследуемым компетентными органами преступлением. Запрет на их создание и обращение может вытекать из нормативных актов, не обладающих уголовно-правовой природой. Во избежание возврата таких предметов лицам, у которых они были изъяты, содержание ч.4 ст. 81 УПК РФ необходимо скорректировать следующим образом: «предметы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 81 настоящего кодекса».

Новую часть (пятую), которой предлагается дополнить ст. 81 УПК РФ, необходимо сформулировать так: «не признанные вещественными доказательствами предметы, изъятые из оборота, подлежат конфискации или уничтожаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством».

6. Новая редакция ст. 73 УПК РФ не полностью учитывает происшедшие в уголовном законодательстве изменения. В целях устранения несогласованности между уголовным и уголовно-процессуальным законодательством необходимо п. 8 ч.1 ст. 73 УПК РФ изложить в следующей редакции: обстоятельства, подтверждающие, что имущество, предметы, подлежащие конфискации в соответствии со статьей (статьями) 52 и (или) 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получены в результате совершения преступления, являются доходами от этого имущества или имуществом, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления или доходы от него были полностью или частично преобразованы, либо использовались или предназначались для использования при совершении преступления".

Аналогичные изменения необходимо внести в п. 10.1 ч.1 ст. 299 и в п. 4.1 ст. 307 УПК РФ.

7. Свойства специальной конфискации и ее роль в системе уголовноправовых мер предопределяют необходимость закрепления в законе правовых средств обеспечения ее исполнения, центральное место среди которых занимают уголовно-правовые и уголовно-процессуальные средства.

С вступлением в силу федерального закона от 26 июля 2006 г. № 153-Ф3 система подобных средств выглядит более представительно. В качестве уголовно-правовых средств обеспечения исполнения специальной конфискации выступают нормы, содержащиеся в ст. 104.2, ст.ст.312 и 315 УК РФ, а в качестве уголовно-процессуальных средств — нормы, регулирующие наложение ареста на имущество, порядок процессуального оформления вещественных доказательств и порядок их хранения. Однако их современная регламентация представляется небезукоризненной.

8. В целях повышения эффективности ч.2 ст. 312 УК РФ необходимо внести следующие изменения в действующее уголовное, уголовно-процессуальное и исполнительное законодательство:

1) выделить ч.2 ст. 312 УК РФ в отдельную статью, назвав ее «Незаконные деяния в отношении имущества, подлежащего изъятию»;

2) наряду с ответственностью за уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда об изъятии имущества предусмотреть ответственность за воспрепятствование исполнению указанного акта;

3) в исполнительном законодательстве следует регламентировать обязанности лиц по участию в изъятии не только имущества, полученного в результате преступных действий или нажитого преступным путем, но также в отношении орудий преступления и прочих предметов, подлежащих изъятию.

9. Оптимизация ареста имущества как средства обеспечения исполнения специальной конфискации требует принятия следующих мер: во-первых, расширения сферы применения данной принудительной меры путем установления возможности наложения на любое связанное с преступлением имущество, находящееся у третьих лиц. В связи с этим предлагается изложить ч. З ст. 115 УПК РФ в следующей редакции: «Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно было использовано подозреваемым, обвиняемым при совершении преступления, получено в результате совершения им преступления, либо является иным имуществом, указанным в 4.1 стЛ04Л УК РФ" — во-вторых, установления возможности наложения ареста на имущество в любом случае, если имеются достаточные данные о его незаконном происхождении или использовании при совершении преступления, независимо от факта установления подозреваемых (обвиняемых), для чего предлагается дополнить стЛ 15 УПК РФ частью 1.1 следующего содержания: «В целях обеспечения возможной конфискации арест может быть наложен на имущество и до установления подозреваемого (обвиняемого), если в отношении такого имущества имеются достаточные основания полагать, что оно было использовано при совершении преступления, получено в результате совершения преступления, либо является иным имуществом, указанным в чЛ стЛ04Л УК РФ" — в-третьих, формулирования в законе основания изъятия имущества, подвергнутого аресту и изложения редакции ч.2 стЛ15 УПК РФ следующим образом: «Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться им. В необходимых случаях наряду с этим наложение ареста на имущество может быть сопряжено с запретом пользоваться арестованным имуществом, а также с его изъятием и передачей на хранение».

10. Момент окончания срока хранения предметов, признанных вещественными доказательствами, должен определяться моментом фактического исполнения акта, которым решается судьба вещественных доказательств. Для этого предлагается изложить 4.1 ст. 82 УПК РФ в следующей редакции: «Вещественные доказательства хранятся до момента фактического исполнения приговора, постановления или определения о прекращении уголовного дела в части решения вопроса о вещественных доказательствах. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до исполнения решения суда».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Научная значимость диссертации заключается в том, что в ней содержится полномасштабная разработка проблем, связанных со специальной конфискацией и применением мер обеспечения ее исполнения, теоретическому осмыслению в работе подвергнуты недавние изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, тем самым внесен вклад в освоение тематики уголовно-правовых мер и их реализации.

Сформулированные диссертантом выводы и рекомендации могут оказаться полезными в проведении дальнейших научных исследований. Они также способны стать востребованными законодателем при совершенствовании УК, УПК, законов, регламентирующих исполнительное производство, при издании ведомственных нормативных актов.

Результаты диссертационного исследования, могут быть полезными для правоприменителя при решении вопросов, возникающих в ходе исполнения специальной конфискации, наложения ареста на имущество, хранения вещественных доказательств, а также квалификации отдельных преступлений.

Не исключено их употребление в качестве основы для подготовки учебно-методического материала при преподавании дисциплин уголовно-правового характера.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования апробированы в ходе обсуждения его основных положений на VIII, IX и X региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (г. Волгоград, 2003;2005 г. г.), а также на конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. По теме исследования опубликовано 5 научных работ, среди которых одна монография и одна статья, обнародованная в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих тринадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Заключение

.

Исследование специальной конфискации показало, что она может занять видное место в системе уголовно-правовых мер и стать действенным средством в борьбе с преступностью. Однако по-настоящему эффективной названная принудительная мера может стать при соблюдении ряда условий, в частности, адекватного отражения в законодательстве правовой природы изученного явления, четкой регламентации оснований, целей и порядка применения специальной конфискации, а также средств обеспечения ее исполнения.

Значительное развитие указанные институты получили с вступлением в силу федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3. Вместе с тем и нормы, регламентирующие назначение специальной конфискации, и подкрепляющие их процессуальные положения, и средства, способствующие фактическому исполнению данной меры, пока не отличаются совершенством. В целях их оптимизации нами предложено внесение изменений в действующее законодательство. В систематизированном виде эти предложения можно изложить таким образом.

I. В УК РФ:

1. Пункт «ж» статьи 44 сформулировать в следующей редакции: конфискация имущества, использованного при совершении преступления";

2. Часть 3 статьи 45 после слова «наград» дополнить словами «конфискация имущества, использованного при совершении преступления» и глагол «применяется» употребить во множественном числе;

3. Вернуть законную силу статье 52, изложив ее в следующей редакции:

Статья 52. Конфискация имущества, использованного при совершении преступления.

1. Конфискация имущества, использованного при совершении преступления, заключается в принудительном безвозмездном изъятии с последующим обращением в доход государства или уничтожением орудий умышленного преступления, его предметов и средств совершения преступления, принадлежащих лицу, его совершившему.

2. Назначение конфискации имущества (предметов), указанных в ч.1 настоящей статьи, осуществляется и в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, освобождается от наказания.

3. Порядок исполнения конфискации имущества определяется действующим законодательством";

4. Статью 104.2 изложить в следующей редакции:

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 52 или 104.1 настоящего Кодекса, невозможна вследствие его использования или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета";

5. Часть 2 статьи 312 выделить в отдельную статью, назвав ее «Незаконные деяния в отношении имущества, подлежащего изъятию».

II. В УПК РФ:

1. Пункт 8 части 1 статьи 73 изложить в следующей редакции:

8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество (предметы), подлежащие конфискации в соответствии со статьей (статьями) 52 и (или) 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получены в результате совершения преступления, являются доходами от этого имущества или имуществом, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления или доходы от него были полностью или частично преобразованы, либо использовались или предназначались для использования при совершении преступления";

2. В статье 81:

А) Пункт 1 части 3 изложить в следующей редакции:

1) орудия и средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются";

Б) Пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции: «предметы, создание (производство) и (или) обращение которых запрещено, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются»;

В) Часть 4 изложить в следующей редакции:

4. Предметы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 81 настоящего кодекса";

Г) Дополнить частью 5 следующего содержания:

Не признанные вещественными доказательствами предметы, изъятые из оборота, подлежат конфискации или уничтожаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством";

3. В статье 82:

A) Часть 1 изложить в следующей редакции:

Вещественные доказательства хранятся до момента фактического исполнения приговора, постановления или определения о прекращении уголовного дела в части решения вопроса о вещественных доказательствах. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до исполнения решения суда";

Б) В подпункте «б» пункта 1 части 2 статьи 82 слова «без ущерба для доказывания» заменить словами «без ущерба для рассмотрения и разрешения уголовного дела»;

B) Подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 82 изложить в следующей редакции: возвращены их законным владельцам, если это возможно без ущерба для рассмотрения и разрешения уголовного дела".

4. В статье 115:

А) Дополнить частью 1.1 следующего содержания:

В целях обеспечения возможной конфискации арест может быть наложен на имущество и до установления подозреваемого (обвиняемого), если в отношении такого имущества имеются достаточные основания полагать, что оно было использовано при совершении преступления, получено в результате совершения преступления, либо является иным имуществом, указанным в 4.1 стЛ04Л УК РФ";

Б) Часть 2 изложить в следующей редакции:

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться им. В необходимых случаях наряду с этим наложение ареста на имущество может быть сопряжено с запретом пользоваться арестованным имуществом, а также с его изъятием и передачей на хранение".

В) Часть 3 изложить в следующей редакции:

Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно было использовано подозреваемым, обвиняемым при совершении преступления, получено в результате совершения им преступления, либо является иным имуществом, указанным в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ";

Г) Часть 7 изложить в следующей редакции:

При наложении ареста на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест. Руководители банков и иных кредитных организаций обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также прокурора либо следователя или дознавателя с согласия прокурора";

5. Пункт 10.1 части 1 статьи 299 сформулировать в следующем виде:

10.1 доказано ли, что имущество (предметы), подлежащие конфискации в соответствии со статьей (статьями) 52 и (или) 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получены в результате совершения преступления, являются доходами от этого имущества или имуществом, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления или доходы от него были полностью или частично преобразованы, либо использовались или предназначались для использования при совершении преступления";

6. Пункт 4.1 статьи 307 изложить в следующей редакции:

4.1 доказательства, на которых основаны выводы суда о том, что имущество (предметы), подлежащие конфискации в соответствии со статьей (статьями) 52 и (или) 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получены в результате совершения преступления, являются доходами от этого имущества или имуществом, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления или доходы от него были полностью или частично преобразованы, либо использовались или предназначались для использования при совершении преступления";

III. В законе «Об исполнительном производстве» необходимо детально регламентировать порядок исполнения специальной конфискации в отношении всех предметов, имущества, названных в УК, а также четко определить права и обязанности лиц, участвующих в исполнении приговора в указанной части.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. (ч. 1). Ст. 4921.
  4. Гражданский кодекс российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.
  6. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
  7. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
  8. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 27 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1953 г. № 7 «О судебной практике по делам о применении конфискации имущества» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). М.: Спарк, 2003. С. 10−14.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.1978 г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). М.:1. Спарк, 2003. С. 155−158.
  11. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2005 г. № 42−0 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 4. С. 15.
  12. Определение Конституционного суда РФ от 15.02.2005 г. № 59−0 // http://www.ksrf.ru: 808 l/SESSION/SJSoqcEsN/PILOT/ main. htm
  13. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 года № 97−0 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 5. С. 5155.
  14. Определение Конституционного суда РФ от 25 марта 2004 г. № 124−0 // http://www.ksrf.ru: 808 l/SESSION/S2aN9SSZA/ PILOT/main.htm
  15. Сводка законоположений советской власти о реквизициях и конфискациях: Составлена правовой секцией Центрального информационного бюро при отделе управления Петрогубисполкома. Петроград, 1920. 63 с.
  16. Новое уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. М., 1903.230 с.
  17. Сводка законоположений советской власти о реквизициях и конфискациях: Составлена правовой секцией Центрального информационного бюро при отделе управления Петрогубисполкома. Петроград, 1920. 63 с.
  18. Уголовный кодекс РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.
  19. Уголовный кодекс РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
  20. Уголовный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
  21. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Собрание узаконений РСФСР.1922. № 20−21. Ст. 230.
  22. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Собрание узаконений РСФСР.1923. № 37. Ст. 106.
  23. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.34
Заполнить форму текущей работой