Формирование дискурсивных умений в системе подготовки учителя
![Диссертация: Формирование дискурсивных умений в системе подготовки учителя](https://westud.ru/work/3041789/cover.png)
Диссертация
Настоящее теоретическое и экспериментальное исследование обозначило и перспективность поставленных задач, возможность дальнейшего исследования специфики речевой деятельности учителя в учебном дискурсе. Дальнейшее развитие основных положений диссертации возможно осуществить в следующих направлениях: 1) использовать в системе работы по формированию дискурсивных умений потенциал не только… Читать ещё >
Содержание
- I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ
- 1. 1. Содержательное наполнение понятия «дискурс» в контексте лингвистических исследований
- 1. 2. Значение и место понятия «дискурс» в терминологии современного, речеведения
- 1. 3. Характеристика учебного дискурса: хронотоп — цель — содержание
- 1. 4. Текст в дискурсивной практике учителя
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- II. ДИСКУРСИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- 2. 1. '. Коммуникативные умения учителя: содержание и специфика
- 2. 2. Дискурсивные умения как структурный элемент коммуникативных умений учителя
- 2. 3. Особенности процесса формирования дискурсивных умений будущих учителей
- 2. 4. Роль речеведческих дисциплин в системе работы по совершенствованию дискурсивных умений будущих учителей
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
- 3. 1. Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности дискурсивных умений будущих учителей
- 3. 1. 1. Цели, задачи и исходные теоретические положения констатирующего этапа исследования
- 3. 1. 2. Использование диагностических методов на констатирующем этапе исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование
- 3. 1. 3. Экспериментальное выполнение заданий студентами на начальном этапе обучения
- 3. 1. 4. Анализ результатов экспериментального выполнения заданий студентами на начальном этапе обучения
- 3. 1. 5. Итоги констатирующего этапа исследования
- 3. 2. Организация опытного обучения по совершенствованию дискурсивных умений будущих учителей
- 3. 2. 1. Цели, задачи и исходные теоретические положения обучающего этапа исследования
- 3. 2. 2. Методические принципы, педагогические условия и методы обучения
- 3. 4. 3. Этапы и программное содержание опытного обучения
- 3. 3. 4. Дидактический материал и система заданий методики опытного обучения
- 3. 2. 5. Результаты экспериментального обучения
- 3. 1. Опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности дискурсивных умений будущих учителей
Список литературы
- Антонова Л.Г. Обучение студентов-словесников профессионально значимым письменным жанрам: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02/ Антонова Л. Г. Москва, 1998. — 416 с.
- Антонова H.A. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01 / Антонов H.A. — Саратов, 2007. -158 с.
- Ассуирова Л.В. Топосы как риторические категории и структурно-смысловые модели порождения высказывания: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02/ Ассуирова Л. В. Москва, 2003 — 550 с.
- Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: дис. докт. пед. наук: 13.00.08/ Афанасьева О. Ю. Челябинск, 2008. — 430с.
- Байдикова Н.Л. Формирование готовности будущего учителяиностранного языка к педагогическому общению: дис.канд. пед. наук:13. 00. 08/ Байдикова Н. Л. Курган, 2000. — 177 с.
- Бариев П.Т. Конструирование субъектности в педагогическом дискурсе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Бариев П. Т. — Ижевск, 2004. 187 с.
- Белинова Н.В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольногообразования: дис.канд. пед. наук: 13. 00. 08, 13.00.02/ Белинова Н. В. 1. Киров, 2005. 196 с.
- Белянина М.В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Белянина М. В. Москва, 1996.- 168 с.
- Боровик О.Н. Когнитивное и личностное развитие студентов197педагогического колледжа с разной специализацией: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Боровик О. Н. Москва, 2002. — 194 с.
- Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Боровкова Е. Е. -Челябинск, 1996. 199 с.
- Буянов В.Н. Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Буянов В. Н. -Ульяновск, 2004.-189 с.
- Варнавских Н.В. Типологические черты речевого, поведения русско- и англоговорящих адвокатов: Прагмалингвистический подход: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19, 10.02.20/ Варнавских Н. В. Ростов-на-Дону, 2004. -141 с.
- Виговская М.Е. Формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Виговская М. Е. Калининград, 2005. — 234 с.
- Владимирцева О.В. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Владимирцева О. В. Барнаул, 2008. — 254 с.
- Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста: На примере обучения иностранным языкам в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Войтик Н. В. Тюмень, 2004. — 165 с.
- Вольф E.H. Проектно-текстовая технология как средство профессиональной саморегуляции в иноязычном образовании экономистов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Вольф E.H. — Ростов-на-Дону, 2009. 198с.
- Гаврилова Н.В. Лингвокультурный концепт «критика» и его функционирование в педагогическом дискурсе: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/ Гаврилова Н. В. Волгоград, 2007. — 263с.
- Гаучи О.В. Роль метафоры в дискурсе обучаемого: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Гаучи О. В. Москва, 2007. — 203 с.
- Гимпель Н.Л. Формирование коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Гимпель Н. Л. Калининград, 2003. — 238с.
- Димова Г. В. Основные стратегии французского университетского педагогического дискурса: дис.. канд. фил. наук: 10.02.05/ Димова Г. В. — Иркутск, 2004. 343 с.
- Ерохина Е.Л. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя: дис. канд. пед.: 13.00.02/ Ерохина Е. Л. — Москва, 2003. 160 с.
- Зуева A.A. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений студентов педагогического вуза в процессе создания биографического повествования об истории династии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Зуева A.A. Новокузнецк, 2005. -254 с.
- Иванова О.Н. Развитие речевого умения побуждать как средства воздействия на партнера общения: На материале обучения немецкому языку студентов языкового факультета: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/
- Иванова О.Н. Москва, 2006 — 176 с.
- Ивашкина О.В. Этикетные жанры в речи учителя: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Ивашкина О. В. Москва, 2005. — 206 с.
- Ипатова H.A. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: дис.. канд. соц. наук: 22.00.06/ Ипатова H.A. Санкт-Петербург, 2009. — 213 с.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Индивидуально-типологический подход: диссертация. доктора психологических наук: 19.00.01, 19.00.07/ Кабардов М.К.-М., 2001 -354 с.
- Кабаченко Е.Г. Метафорическое моделирование базисных концептов педагогического дискурса: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/Кабаченко Е.Г. — Екатеринбург, 2007. 239 с.
- Калинина В.Д. Учебный дискурс в речевой процессуальное&trade- учебной коммуникации: Психолингвистическая модель: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/ Калинина В. Д. Ульяновск: 2002. — 162 с.
- Каратанова O.A. Лингвистически релевантные нарушения педагогического дискурса: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/ Каратанова O.A. Волгоград, 2003. — 181 с.
- Кобозева И.М. Интенциональный и когнитивный аспекты смысла высказывания: дис.. докт. фил. наук в форме науч. доклада: 10.02.19/ Кобозева И. М. Москва, 2003. — 92 с.
- Коляго А.Л. Формирование коммуникативных умений будущего учителя средствами мультимедиа в процессе изучения иностранного языка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Коляго А. Л. Йошкар-Ола, 2009. — 217 с.
- Комина H.A. Организационный дискурс в учебной ситуации
- Семантические и прагматические аспекты): дис. докт. фил. наук: 10.02.19/ Комина H.A. Тверь, 2004. — 317 с.
- Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/ Коротеева О. В. Волгоград, 1999. — 208 с.
- Кочетова В.А. Дидактическое речевое общение как средство развития коммуникативных умений будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Кочетова В. А. Оренбург, 2000. — 174 с.
- Красноперова Е.В. Технология преодоления проявлений агрессии учителей в педагогическом дискурсе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Красноперова Е. В. Ижевск, 2006. — 184 с.
- Красноперова И.А. Когнитивно-лингвистический анализ устойчивых нарративных структур: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19/ Красноперова И. А. Ижевск, 2004. — 191 с.
- Куклина Т.В. Психо- и прагмалингвистический аспекты речевого поведения авторов: На материале текстов рецензий и политических выступлений: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/ Куклина Т. В. Ростов-на-Дону, 2005.-163 с.
- Липаев А.П. Педагогический дискурс как средство социального воспитания сельских школьников: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Липаев А. П. Кострома, 2004. — 175 с.
- Лисицына Е.В. Лингвистические особенности философского дискурса П.А. Флоренского: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Лисицына Е. В. -Ставрополь, 2006. — 205 с.
- Лихачева B.C. Формирование коммуникативных умений будущего учителя физической культуры в спортивно-игровой деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Лихачева B.C. Воронеж, 2003. — 167 с.
- Макарова Д.В. Речевое поведение учителя в структуре педагогическогодискурса: дис. докт. пед. наук: 13.00.02/ Макарова Д. В. Москва, 2009. -370 с.
- Мамадалиев A.M. Формирование готовности студентов педагогического вуза к самопроектированию текстовой компетентности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Мамадалиев A.B. Сочи, 2002. — 182 с.
- Махновская Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе: дис. докт. пед. наук: 13.00.02/ Махновская Н. И. Москва, 2004. — 395 с.
- Мельникова Н.В. Метафора в педагогическом дискурсе: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Мельникова Н. В. Ростов-на-Дону, 2007. — 178 с.
- Налимова Т.А. Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Налимова Т. А. — Новокузнецк, 2000. — 243 с.
- Османова И.М. Методика формирования коммуникативных умений и навыков в профессиональной подготовке будущих учителей математики: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Османова И. М. Орел, 2003. — 191 с.
- Падишина Г. В. Речеведческие компоненты текстотек учебников как средство формирования профессиональной компетенции студентов языковых вузов: На материале немецкого языка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Падишина Г. В. Тольятти, 2002. — 235 с.
- Подлесская О.С. Формирование коммуникативных умений будущих учителей в учебной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Подлесская О. С. Брянск, 2006. — 181 с.
- Пономаренко И.В. Фрагменты коллективного речевого портрета современного студента: на материале синтаксиса: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Пономаренко И. В. Таганрог, 2007. — 283 с.
- Попова A.A. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практики: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07/ Попова A.A. Армавир, 2004. — 205 с.
- Ращупкина К.С. Интерактивная характеристика учебного дискурса: дис.. канд. фил. наук: 10.02.19/Ращупкина К. С. Тверь, 2010 — 169 с.
- Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.11/ Рожок Т. С. Москва, 2000. — 186 с.
- Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории философии: дис.. докт. фил. наук: 09.00.11/ Романенко И. Б. Санкт-Петербург, 2003. — 400 с.
- Ручкина Е.М. Лингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом конфликте: На материале педагогического дискурса: дис. канд. фил. наук: 10.02.19/ Ручкина Е. М. Калуга, 2009. — 184 с.
- Сахновская Е.Г. Личность в информационном обществе: дискурс и образование: дис.. канд. философ, наук: 09.00.11/ Сахновская Е. Г. — Екатеринбург, 2008. — 147 с.
- Седалищева Н.В. Педагогические полидискурсивные подходы к формированию коммуникативно-речевых умений у студентов-нефилологов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Седалищева Н. В. — Якутск, 2005. 147 с.
- Селиверстова Л.Н. Речевое поведение политических деятелей Германии XX века:На материале их публичных выступлений и мемуаров: дис.. канд. фил. наук: 10.02.04 / Селиверстова Л. Н. Ростов-на-Дону, 2004. -178 с.
- Силаев П.В. Средства усиления убедительности в учебном аргументативном дискурсе студентов: автореферат дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Силаев П. В. Смоленск, 2010. — 18.с.
- Синицына Ю.Н. Интерпретационный потенциал дискурсивных практик: на материале русского и английского языков: дис. .канд. фил. наук: 10.02.19/ Синицына Ю. Н: Краснодар, 2008. — 187 с.
- Смыслова C.JI. Концепт «учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа XIX—XX вв.еков: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Смыслова C.JI. — Тюмень, 2007. — 250 с.
- Сорокоумова В.Н. Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02/ Сорокоумова В. Н. Орел, 2005.-411 с.
- Тенекова A.M. Обучение студентов-филологов жанрам справочного аппарата книги (предисловию и послесловию) в системе формирования коммуникативных умений: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Тенекова A.M. — Новокузнецк, 2007. 318 с.
- Токарева П.В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе (на материале школьных учебников): дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Токарева П. М. Омск, 2005. — 171 с.
- Тумина JI.E. Основы обучения студентов-филологов устным профессионально значимым речевым жанрам повествовательного характера: дис.. докт. пед. наук: 13.00.02/ Тумина JI.E. — Москва, 1998.645 с.
- Усанова О.Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока как педагогический речевой жанр: Содержание и методы обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Усанова О. Г. Москва, 1997. — 147 с.
- Хаймович Л.В. Монолог учителя на этапе объяснения нового материала: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Хаймович Л. В. Москва, 1998. — 251 с.
- Хурло Л. Профессиональная подготовка учителя к развитию субъектности ученика:дис.. докт. пед. наук: 13.00.08/ Хурло Л. — Калининград, 2003. — 385 с.
- Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: дис.. канд. фил. наук: 10.02.01/ Черник В. Б. -Екатеринбург, 2002. 196 с.
- Шевченко О.В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в профессиональном образовании специалистов по связям с общественностью: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Шевченко О. В. -Курск, 2007.- 172 с.
- Шеляхина Н.В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве: дис. канд. соц. наук: 22.00.06/ Шеляхина Н. В. Саратов, 2004. — 125 с.
- Шилкина И.Г. Развитие коммуникативных умений у будущих педагогов профессионального обучения средствами иностранного языка: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Шилкина И. Г. Нижний Новгород, 2006. — 155 с.
- Яковлева Т.В. Формирование коммуникативных умений у студентов при изучении педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Яковлева Т. В. — Коломна, 2004. 184 с.
- Якушкина З.Н. Лингвометодические основы обучения будущих учителей чувашской словесности межфразовым связям в практическом курсерусского языка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Якушкина З. Н. — Чебоксары, 2005. 191 с.
- Активные языковые процессы в разных типах дискурсов: функционирование единиц языка, социолекты, современные речевые жанры. Материалы междунар. конференции 19 — 21 июня 2009 года / Под ред. О. В. Фокиной. — М.: Ярославль: Ремдер, 2009. 588 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006 365 с.
- Андросова М.А. Методические указания к лекционным и семинарским занятиям по дискурсу для студентов специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика»/ Сост. Андросова М. А. Ульяновск, УлГТУ, 2008. — 77 с.
- Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М.: Наука, 2002.-413 с.
- Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М.: Флинта, 2008. — 290 с.
- Антология речевых жанров: Повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. — 320 с.
- Антология русской риторики / А. В. Сурин и др.- Отв. ред.М. И. Панов. — М.: Унив. гуманитар, лицей, 1997. 478 с.
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007. — 464 с.
- Антонова И.Б. Педагогическая риторика, или Сумма методических технологий. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2010.-57 с.
- Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя. Ярославль: ЯЛТУ, 1998.-114 с.
- Арош К., Анри П., Пеше М. Семантика и переворот, произведенный Соссюром: язык, речевая деятельность, дискурс// Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 137 — 157.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы. M.: URSS, 2009. — 382 с.
- Балыхина Т.М. Учимся общению: курс культуры рус. речи для учащихся вузов / Т. М. Балыхина, М. В. Лысякова, М. А. Рыбакова. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004. — 488 с.
- Бахтин М.М. Тетралогия: Сборник. / M. М. Бахтин- [Комментарии В. Л. Махлина и др.] М.: Лабиринт, 1998 — 607 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Безменова H.A. Очерки по теории и истории риторики — М.: Наука, 1991. — 213 с.
- Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: МПСИ, 2004 — 227 с.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
- Беспалова C.B. Дискурс в лингвистике и практике преподавания: (Нем. яз.). Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2003. — 115 с.
- Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
- Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. -336 с.
- Булатова О.С. Педагогический артистизм. — М.: Академия, 2001. 238 с.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1999. -312 с.
- Введенская JI.А. Русский язык и культура речи/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 539 с.
- Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград: Перемена, 1997. — 139 с.
- Волков A.A. Основы риторики. М.: Академ, проект, 2003. — 301 с.
- Воронин А.Н., Кочкина О. М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека // Психология. 2008. Т. 5, № 2. С. 124- 132.
- Вострикова Т.И. Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка: структурно-содержательные особенности и речевая организация. Астрахань: Астраханский ун-т, 2010 — 270 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999. 350 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 413 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: УРСС, 2005.- 137 с.
- ПО.Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. — М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 351 с.
- Голуб И.Б. Риторика. М.: ЭКСМО, 2005. — 382 с.
- Голышкина Л.А. Риторика. Основы теории. Практикум. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. — 231 с.
- ПЗ.Горобец Л. Н. Педагогическая риторика: теория и практика обучения студентов-нефилологов риторической компетенции. Армавир: РИЦ АГПУ, 2007.- 183 с.
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Минимум содержания образования по гуманитарным и социальным дисциплинам / Под ред. B.C. Степина, В. Д. Шадрикова. М., Логос, 2005. — 84 с.
- Григорьева B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса:прагмалингвистический и когнитивный аспекты. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007.-287 с.
- Гудков Д.Б. Введение в теорию коммуникации: программа курса // электронный документ. — Режим доступа (свободный)^ http://www.philol.msu.ru/-discours/index.php?option=content&task=view&id=5 9.
- Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. Казань: Изд-во Каз. гос. технол. ун-та, 2004. — 206 с.
- Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой / Отв. ред. В. Н. Топоров. М.: Языки славянских культур, 2005. С. 34 — 55.
- Димова Г. В. К проблеме дискурсивной, ответственности преподавателя в процессе университетской интеракции // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2005. № 4. С. 152−161.
- Дудорова М.В. Теории и практика дискурсивного анализа: программа дисциплины // электронный документ. — Режим доступа (cBo6oflHbm):http://elar.usu.ru/bitstream/l 234.56 789/1754/4/1 334 504 program. p d?
- Евдокимова Е.Г. Педагогические стратегии актуализации смыслообразующего потенциала педагогического взаимодействия// Образование и наука. 2008. № 9. С. 25−33.
- Ежова Т.В. Проектирование педагогического дискурса: методология, теория, практика. М. г: ВЛАДОС, 2008. — 319 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество: Избр. тр. — М.: Лабиринт, 1998 -364 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. — 382 с.
- Ипполитова H.A. Русский язык и культура речи. Практикум / Ипполитова H.A., Князева О. Ю., Савова М. Р. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -320 с.
- Ипполитова H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. — М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
- Капацинская В.М. Риторика. Н. Новгород: НФ УРАО, 2005. — 42 с.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.-389 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 262 с.
- Касавин И.Т. Дискурс и хаос. Проблема титулярного советника Голядкина//Психология. 2006. № 1. С. 3 — 18.
- Кашкин В.Б. Дискурс. — Воронеж: Лаборатория оперативной полиграфии ВГУ, 2004. 76 с.
- Кибрик A.A. Дискурс: программа курса // электронный документ. -Режим доступа (свободный): http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/courses/discourse.php.
- Кибрик A.A., Паршин П. Б. Дискурс // электронный документ. Режим доступа (свободный): http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnYe nauki/lingvistika/DISKURS.html.
- Киреева Е.С. Концепция множественной структуры личности (субъектный модус в речевом поведении) // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. Красных В. В., Изотов А. И. М.: Диалог-МГУ, 2000. — Вып. 12. С. 13−19.
- Корнилова E.H. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античного мира. — Москва: Изд-во Московского университета, 2010. — 240 с.
- Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решение. -М.: Шк. технологии, 2010. — 126 с.
- Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения: дидактика и методика.- М.: Академия, 2007. 346 с.
- Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.-375 с.
- Красных В.В. Лингво-когнитивный подход к коммуникации// Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/ Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов.- М.: Диалог-МГУ, 2000. С. 41 45.
- Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров. М., ИНИОН РАН, 2000. С. 7−25.
- Десяева Н.Д. Культура речи педагога / Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. — М.: Академия, 2006. 189 с.
- Курцева З.И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баллас, 2010.-224 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 133 с.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Текстовые умения. Как им учить? // Начальная школа плюс: до и после. 2005. № 5. С. 1 — 6.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2008. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл: Академия, 2010.-509 с.
- Липатова В.Ю. Совершенствование текстопорождающей деятельности при изучении риторики. Москва: Прометей, 2006. — 239 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера -история — М.: Языки рус. культуры: Кошелев, 1996. — 447 с.
- Луков В.А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. — 782 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 335 с.
- Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. — Тверь: ТГУ, 1998.- 199 с.
- Макаров М.Л. Основы теории дискурса. — М.: Гнозис, 2003. — 276 с. /
- Малеева В.Е. Речевая личность студента-иностранца в русской культуре. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. — 537с.
- Манаенко Г. Н. Дискурс: текст или деятельность по созданию текста? // Язык. Дискурс. Текст: Материалы IV Междунар. научн. Конференции / Отв. ред. Милевская Т. В. Ростов-на-Дону: Пед. ин-т ЮФУ, 2009. С. 86 — 89.
- Маркова О.Ю. Измерения времени в образовательном процессе // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 131 137.
- Маслова В А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. — 208 с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2008 — 461 с.
- Методика преподавания русского языка в средней школе/ Литневская Е. И., Багрянцева В. А. М.: Акад. проект. — 2008. — 590 с.
- Методика преподавания русского языка/ Под ред М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. — 368 с.
- Методика преподавания русского языка: История и современность: Сб. статей/ Редкол. Антонова Е. С., Воителева Т. М. и др. М.: Московский гос. обл. ун-т, 2008. — 327 с.
- Михалевская Г. И. Коммуникативные умения педагога. — СПб.: Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та, 1996. 62 с.
- Михальская А.К. Межличностная коммуникация и речевое поведение в диаде: программа курса электронный документ. — Режим доступа (свободный): http://www.curator.ru/pedagog/promix.html.
- Михальская А.К. Основы риторики: 10−11 кл. — М.: Дрофа, 2001. — 491 с.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. — М.: Академия, 1998. 431 с.
- Михальская А.К. Риторические стратегии и тактики публичного дискурса: программа курса электронный документ. — Режим доступа (свободный): http://www.curator.ru/pedagog/promix.html.
- Морозов В.Э. Педагогическая риторика. Москва: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007. — 147 с.
- Мурашов A.A. Педагогическая риторика. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-479 с.
- Мурашов A.A. Риторика:'теория и практика. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2006. — 526 с.
- Мурашов A.A. Учитель как речевая личность: эпоха катастроф. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. — Воронеж: МОДЭК, 2008. -428 с.
- Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / Сост. и вступ.ст. И. М. Кобозевой, В.З. Демьянкова- Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Общая психолингвистика: Хрестоматия / Сост. К. Ф. Седов М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
- Общая риторика: Группа р. // Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг и др. Благовещенск: Благовещ. гуманитар, колледж им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.-391 с.
- Окунев A.A. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. — Спб: Скифия, 2006 — 462 с.
- Олянич A.B. Презентационная теория дискурса. М.: Гнозис, 2007. — 407 с.
- Оршанская Е.Г., Ипполитова H.A. Культура речи учителя иностранного языка-(педагогическая риторика). М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
- Основы школьного речеведения. Базовые понятия / Мешеряков В. Н., Дергун Л. И., Казанджиева М. С. и др.- Под ред. Ладыженской Т. А. 4.1 — Москва-Тольятти, ТГУ, 2004. 191 с.
- Основы школьного речеведения. Базовые понятия / Мешеряков В. Н., Дергун Л. И., Казанджиева М. С. и др.- Под ред. Ладыженской Т. А. 4.2 — Москва-Тольятти, ТГУ, 2004. 266 с.
- Пак Л. Г. Субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза // Наука и школа. 2010. № 3. С. 94 97.
- Педагогика / П. И. Пидкасистый и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2008 — 563 с.
- Педагогическая психология: методики и тесты/ Демиденко М. В., Клюева А. И. Самара: Бахрах — М, 2004. — 144 с.
- Педагогическая риторика/ Смелкова З. С., Зюкина З. С., Филлипова О. В. и др. / Под ред. Ипполитовой H.A. М.: Проспект, 2001. — 385 с.
- Педагогическая риторика: Практикум/ Зюкина З. С., Ипполитова H.A., Курцева З. И. и др. / Под ред. Ипполитовой H.A. М.: Олимп, 2003. — 448 с.
- Петров О.В. Риторика. М.: Проспект, 2008. — 423с.
- Пеше М. Контент-анализ и теория дискурса// Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 302 -337.
- Правикова JI.B. Современная теория дискурса: когнитивно-фреймовый и аргументативный подходы. — Пятигорск: Пятиг. гос. лингвист, ун-т, 2005. — 300с.
- Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. — М.: Флинта: Наука, 2004. 224с.
- Прохоров Ю.Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально-культурном аспекте // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/ Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 52 -62.
- Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой М.: ИП РАН, 2004. — 304 с.
- Радзиховская В.К. Функционально-семантическая категория взаимности в современном русском языке: квантово-синергетический аспект. М.: Прометей, 2005. — 267с.
- Речевая коммуникация/ О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. -М.: ИНФРА-М, 2009. 269 с.
- Риторика. Русский язык и культура речи: Сборник программ. М.: Прометей: МПГУ, 2006. — 360 с.
- Риторика / Смелкова З. С. и др./ Под ред. H.A. Ипполитовой. М.: Проспект, 2008. — 447 с.
- Риторика: Практикум/ Сост. И. В. Салосина. Томск: Томский гос. педагогический ун-т, 2009. — 167 с
- Риторика: Хрестоматия/ Сост. JI.A. Голышкина. Новосибирск, 2008. — 97с.
- Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М.: Флинта: Наука, 2005.- 176 с.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Флинта: Наука, 2004.510с.
- Романенко И.Б. Образовательные парадигмы: В истории античной и средневековой философии. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 2002−302 с.
- Рыжкова Л.П. Французская прагматика. M.: URSS, 2007. — 236 с.
- Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции личности. М.: Лабиринт, 2004. — 320с.
- Седов К.Ф. Дискурс как суггестия: Иррациональное взаимодействие в межличностном общении. М.: Лабиринт, 2011. — 336 с.
- Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. — М.: Прогресс, 1999. С. 12 — 54.
- Сидоров Е.В. Онтология дискурса. M.: URSS, 2009: — 228 с.
- Силантьев И.В. Газета и, роман: риторика дискурсных смешений. М.: Языки славянских культур, 2006. — 222 с.
- Силантьев И. В. Риторика и. современные дискурсивные стратегии: программа курса // электронный документ. Режим доступа (свободный): http://www.nsu.ru/education/virtual/silantev rhetoric.htm.
- Сластёнин В.А. Педагогика/ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. -М.: Академия, 2008. 570 с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. — 232с.
- Смелкова З.С. С опорой на риторический канон// Русская словесность. 2008. № 4. С. 58−64.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. -М.: Academia, 2000. 383 с.
- Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M.- отв. ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1979.-327 с.
- Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М.: Прогресс, 2000. 274 с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. -М.: Логос, 1998. 235 с.
- Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. М.: Психотерапия, 2009. — 539 с.
- Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2008. — 268 с.
- Суворова C.JI. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей: методологические, теоретико-педагогические и технологические аспекты. — Шадринск: Шадринский Дом печати, 2008. — 225 с.
- Сурин Н. Риторика. М.: МГИУ, 2006. — 246 с.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1980. 414 с.
- Текучева И.В. Теория и практика преподавания русского языка. Практические занятия. М.: Моск. гум. пед. ин-т. — 188 с.
- Теория и практика обучения русскому языку / Архипова Е. В, Воителева Т. М., Дейкина А. Д. и др.- под ред. Сабаткоева Р. Б. М.: Академия, 2005. — 320 с.
- Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. 201 с.
- Тихомиров А.Р. Прецедентные тексты как основа формирования дискурсивных умений при подготовке переводчиков. // Сб. науч. тр. Вып. 449. -М.: Моск. лингвист, ун-т. 2000. С. 112 119.
- Тюпа В.И. Общая риторика: программа курса // электронный документ. — Режим доступа (свободный): http://kaftip.narod.ru/RJTORIKA.html.
- Университет как центр культуропорождающего образования: изменение форм коммуникации в учеб. процессе/ М. А. Гусаковский и др.- под ред Гусаковского М. А. Минск: БГУ, 2004 — 279 с.
- Успенский М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та Воронеж: МОДЭК, 2004. -190с.
- Уфимцева И.В. Онтогенез языкового сознания: методологический аспект // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / Под ред. Л. И. Беляковой. -М.: Прометей, 2005. С. 59 65.
- Ушакова Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / Под ред. Л. И. Беляковой. -М.: Прометей, 2005. С. 65 72.
- Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и функционирование: Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. — М.: ИЯЗ, 1998. С. 7−22.
- Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов — нефилологов / М. Ю. Федосюк и др. М.: Флинта: Наука, 2008. — 251 с.
- Филиппов А.Ф. Риторика. Понятия и упражнения. М.: ИЦ Академия, 2005: ГУП Сарат. полигр. комб. — 156 с.
- Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация. М.: Флинта: Наука, 2001.- 188 с.
- Философия языка / Ред.- сост. Дж.Р. Серл. М.: УРСС, 2004. — 206 с.
- Хаймс Д. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып. VII// Общ. ред. Н. С. Чемоданова. М.: Прогресс, 1975. С. 42 — 95.
- Хорошая речь/ Под ред. М. Л. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — 320 с.
- Чан Ким Бао. Текст и дискурс: Через призму иньян-концепции. М.: Творчество, 2000. — 176 с.
- Чепкина Э.В. Дискурсивные практики СМИ: проблемы информационной безопасности: Монография / Е. В. Чепкина и-др. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. — 306 с.
- Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований// Текст и дискурс: Проблемы экон. дискурса: Сб. науч. ст. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. С. 11−21.
- Чернявская В.Е. Текст как интердискурсивное событие// Текст — Дискурс Стиль: сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. С. ЗЗ — 36.
- Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи / Отв. Ред. Гольдин В. Е. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997 — 212 с.
- Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. — М.: Гнозис, 2004. -324 с.
- Школа профессора Т. А. Ладыженской: коллективная монография./ Под ред. H.A. Ипполитовой, З. И. Курцевой, Ю. В. Щербининой. — М.: Прометей, 2005−241с.
- Шляхов В.И. Речевая деятельность: Феномен сценарности в общении. — М.: КРАСАНД, 2010. 200 с.
- Штрекер Н.Ю. Инновационная система углубленной филологической подготовки учителей начальных классов. — М.: Российский ун-т дружбы народов, 2008. 255 с.
- Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2008. — 355 с.
- Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить говорить — действовать. — М.: Флинта: Наука, 2010.-438 с.
- Якубинский Л.П. Язык и его функционирование: Избр. работы. М.: Наука, 1986.-205 с.
- Справочные и информационные издания:
- Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/ Отв. ред. Иванов Л. Ю. — М.: Флинта: Наука, 2007 — 837 с.
- Культурология XX век: Словарь (I-II) / Гл. ред. Левит А. Я. СПб.: Унив. кн., 1997.-630с.
- Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Ярцева В. Н. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682с.
- А.Н. М.: Интелвак, 2001. — 438 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник/ Под ред. Ладыженской Т. А. М.: Флинта: Наука, 1998. — 312с.
- Русский толковый словарь / Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. — М.: Рус. яз., 2001.-876 с.
- Словарь-справочник по методике русского языка / Львов М. Р. — М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
- Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П. М.: Русский язык, 1998. — 846 с.
- Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю.- Российская акад. наук, Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. М.: А ТЕМП, 2006−938 с.
- Учебный словарь лингводидактических терминов/ Сост. Тевелевич A.M. -Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. 79 с.
- Учебный словарь. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: / МатвееваТ.В. М.: Флинта: Наука, 2003. — 431 с.
- Эффективная коммуникация: история, теория, практика: слов.-справ./ Отв. ред. Панов М. И. М.: Олимп, 2005. — 959 с.
- Brown, G., Yule, G. Discourse Analysis. — Cambridge: Cambridge University Press, 1983.-418p.
- Harris, Z. Discourse analysis// Language. 1952. V.28. № 1. P 1 30.
- International encyclopedia of linguistics. V. 1/ Ed. by W. Bright. New York: Oxford University Press, 1992. — 429p.
- Sinclair, J., Coulthard, R. Towards an Analysis of Discourse: the English used by teachers and pupils. London: Oxford University Press, 1975. -164p.
- The Oxford dictionary of English etymology/ Ed. by C.T. Onions. -Oxford: Clarendon press, 1976. 1025p.
- The Oxford English Reference Dictionary/ Ed. by J. Pearsall. Oxford -New York: Oxford University press, 1996. — 1765p.