Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты настоящего научного исследования позволяют преодолеть пробел в сфере теоретического обоснования конституционно-правового статуса системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов. В то же время они создают предпосылки для разработки единой теоретической концепции категориального аппарата конституционно-правового аспекта обеспечения экономической безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности как основной элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее субъектов
    • 1. 1. Понятие, принципы и элементы системы экономической безопасности и конституционно-правового статуса системы экономической безопасности Российской Федерации
    • 1. 2. Система экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях и ее конституционно-правовое регулирование в Российской Федерации
    • 1. 3. Правовой институт управления в системе экономической безопасности Российской Федерации
  • Глава 2. Вопросы конституционно-правового статуса системы экономической безопасности
    • 2. 1. Понятие и предпосылки развития конституционного регулирования системы экономической безопасности субъектов Российской Федерации
    • 2. 2. Формирование конституционно-правового статуса системы экономической безопасности субъектов Российской Федерации
    • 2. 3. Взаимодействие органов государственной власти и муниципальных органов в вопросе организации системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов

Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость исследования вопросов конституционно-правового статуса системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов обусловлена кардинальными изменениями в национальной нормативной правовой базе и социальной обстановке в современном российском государстве и обществе в целом, а также в отдельных регионах России. Данные изменения оказали существенное влияние на функционирование всего механизма национальной экономической безопасности, осуществления и реализации прав, свобод, а также обязанностей субъектами, вовлеченными в сферу экономической безопасности.

Общеизвестно, что национальная безопасность — один из основных факторов стабильного развития суверенного государства. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, стратегия экологической, информационной и других видов безопасности.

В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени обеспечены и реализованы без экономической составляющей.

В процессе реформирования правовых механизмов за последние 20 лет сложились предпосылки для постепенного дальнейшего устойчивого развития российского государства и повышения жизненного уровня его населения. В этих условиях особое место занимают проблемы обеспечения системы экономической безопасности, предупреждения новых вызовов и угроз экономической стабильности и росту государства, его субъектам, муниципальным образованиям, а также благосостоянию юридических и физических лиц.

Исследование вопросов системы экономической безопасности в Российской Федерации в конституционном праве обусловлено изменением характера правового воздействия на экономические отношения в обществе. Возникает необходимость рассмотрения указанной проблемы через призму защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. К сожалению, существующая государственно-правовая система экономической безопасности далека от совершенства. Причины кроются в педосшточной определенности методов государственного регулирования, в наличии множества органов, участвующих в процессе обеспечения экономической безопасности, и в то же время в отсутствии единого центра, ответственного за организацию управления, для решения общих стратегических задач в интересах национальной безопасности страныв отсутствии надлежащей систематизации действующего законодательства в области экономической безопасности и федеральных законов, определяющих статус органов, занятых обеспечением экономической безопасностив несовершенстве правовой базы для успешной борьбы с организованной преступностью и коррупциейв отсутствии должной организационной определенности правоохранительных органов, запятых в государственно-правовом механизме обеспечения экономической безопасности и т. д.

В некоторых российских субъектах, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, накоплен определенный опыт различных форм организации работы региональных государственных структур в области обеспечения безопасности социально-экономических систем региона. Однако это в основном исключительные примеры. До сих пор в большинстве субъектов Российской Федерации не сложилась надлежаще организованная система экономической безопасности со свойственными ей институтами и механизмами предупреждения новых вызовов и экономических угроз, особенно ощутимо это сказалось в период глобального экономического кризиса конца 2008 начала.

2009 годов. Безусловно, преобразование российской экономики на новых, рыночных принципах за двадцатилетний период реформ дало немало позитивных результатов. Сформирована, хотя и не до конца, рыночная среда, заработали некоторые механизмы саморегулирования экономики. Вместе с тем, коренные преобразования социально-политического уклада были достигнуты ценой немалых экономических и социальных потерь. Огромные потенциальные возможности, которые несли в себе демократические преобразования внутри современного российского государства, реализовываются очень медленно и неэффективно. Отсюда — неконкурентоспособность нашей экономики, диспропорции в ее отраслевом и территориальном развитии, коррупционная криминализация общественных отношений, усиление экстремистских тенденций.

Важнейшим условием и предпосылкой устойчивого развития современной России является обеспечение экономической безопасности, развития регионов страны и ее муниципальных образований.

Экономическая безопасность России имеет не только федеральный уровень, но также и уровень субъектов Федерации, причем выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено федеративным устройством России. Этот уровень экономической безопасности в системе национальной безопасности России является во многом определяющим, ведь Россия — федеративное государство, которое состоит из своих территориальных единиц — субъектов, экономика России — это совокупность экономик субъектов, и в отдельности от регионов цельной экономики России не существует. В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Такое положение связано с не всегда последовательной и недостаточно эффективной деятельностью государственного аппарата, сохранившего печать административно-командной системы управления обществом и не в полной мере приспособленного для решения стратегических задач. Неслучайно поэтому ведущим содержательным элементом административной реформы является модернизация государственного аппарата в эффективный и компактный механизм управления, особенно это стало очевидным и актуальным в период глобального экономического кризиса.

Оптимизация механизма управления и его направление на вопросы экономической безопасности позволит четко определить реализуемые государственные функции и распределить их между соответствующими публичными институтами, уточнить функциональное содержание деятельности некоторых федеральных структур.

Результаты настоящего научного исследования позволяют преодолеть пробел в сфере теоретического обоснования конституционно-правового статуса системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов. В то же время они создают предпосылки для разработки единой теоретической концепции категориального аппарата конституционно-правового аспекта обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации. В связи с чем, на фоне явно недостаточной урегулироваппости процессов реализации вопросов системы экономической безопасности, данные научные изыскания и разработки обосновывают необходимость использования в правоприменительных процессах, наряду с российской нормативной базой, нормативных положений международных правовых актов, носящих для российского государства как обязательный, так и рекомендательный харак тер, в соответствии с требованиями ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исследование и анализ действующего законодательства, регламентирующего данный правовой институт, а также разработка основополагающих подходов к изучению процессов совершенствования правовой защиты экономической безопасности от любых необоснованных действий, является весьма своевременным.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с изучением системы экономической безопасности, в последние годы стали предметом глубоких исследований отечественных ученых. Однако до настоящего времени попытки серьезного научно-правового анализа касались преимущественно вопросов процессуально-правового характера обеспечения экономической безопасности. Вместе с тем, конституционно-правовые аспекты вопросов построения и функционирования системы государственного участия в процессах обеспечения экономической безопасности, теоретико-правовая оценка этой системы практически не встречались в научных исследованиях, основанных на нормативной базе, действовавшей до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации. В то же время после 1993 года данному вопросу были посвящены отдельные работы юристов-правоведов.

Здесь необходимо назвать фундаментальные теоретико-правовые и государствоведческие исследования С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, С. Н. Бабурина, И. Т. Ведерникова, М. В. Баглая, А. А. Белкина, К. С. Бельского, II.В. Богдановой, Н. С. Бондаря, В. А. Виноградова, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Д. А. Керимова, И. Н. Барцица, В. Д. Мазаева, Ю. М. Козлова, А. Н. Кокотова, Н. М. Колосовой, О. Е. Кутафина, И. А. Кравца, А. В. Кряжкова, B.JI. Лазарева, В. А. Лебедева, А. С. Саломаткина, Ю. А. Тихомирова, Б. М. Топорпина, И. А. Умповой, Д. Т. Шона, Б. С. Эбзеева, и других.

Вопросы становления системы экономической безопасности, национальные интересы России по исследуемой теме, угрозы, индикаторы и пороговые значения экономической безопасности, организационная структура системы экономической безопасности и ее правовой механизм явились предметом исследования ученых — экономистов: Л. И. Абалкина, С. Ю. Глазьева, Е. А. Иванова, В.ГТ. Оболенского, В. К. Сенчагова и других.

Особенностям реализации экономической безопасности, вопросам статуса субъектов ее обеспечения посвящены работы И. Я. Богданова,.

А.В. Возженникова, А. Е. Городецкого, В. А. Зайцева, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. А. Прохожева, А. Д. Керимова, A.M. Осавелюка, В. К. Сенчагова, С. В. Степашина, М. Е. Фрадкова, Т. М. Шамбы, А. И. Экимова и других. Усилиями этих ученых была сформирована методологическая база для проведения исследований прикладного характера, позволяющая выходить на уровень концептуальных положений и методических рекомендаций по определению функций, структуры и порядка управления в области системы экономической безопасности.

Предыдущие исследования, посвященные вопросам изучения системы экономической безопасности и ее конституционно-правового статуса, освещались через призму уголовного, гражданского и административного права. С точки зрения же конституционного права данные вопросы практически не рассматривались, поэтому ряд принципиально важных аспектов до сих пор оставался вне сферы научно-правового анализа. Многими российским авторами высказывались положения, имеющие дискуссионный характер, но они, как правило, только обозначали проблему и нуждались в дополнительном правовом обосновании.

Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, и создание новых институтов системы экономической безопасности требует принципиально нового подхода к исследованию вопросов копституциоипо-правовых отношений с участием всех субъектов системы экономической безопасности, основанного на скрупулезном теоретическом анализе, результаты которого могут быть использованы для разработки предложений по созданию гибкого институционального механизма эффективного функционирования упомянутой системы.

Объектом исследования является конституционные правоотношения, возникающие в сфере экономической безопасности Российской Федерации, ее субъектов, управленческая деятельность по обеспечению безопасности экономической системы субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются понятие и содержание конституционно-правового статуса системы экономической безопасности как правового института конституционного (государственного) права, вопросы обеспечения экономической безопасности федерального, регионального и муниципального уровня, а также института управления в системе экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов.

Цель исследования состоит в уточнении теоретических положений, методологических принципов и разработки практических рекомендаций по формированию и дальнейшему совершенствованию конституционно-правовых основ системы экономической безопасности современной России, ее субъектов, организационно-управленческих механизмов обеспечения экономической безопасности российских регионов в современных условиях.

Для достижения поставленной цели решаются следующие теоретические и практические задачи:

1. всестороннее исследование теоретических положений конституционно-правового статуса системы экономической безопасности в Российской Федерации в современных условиях;

2. анализ и уточнение конституционно-правовых норм, методологических принципов формирования и совершенствования механизмов системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов;

3. разработка и формулировка научно-практических и нормативно-правовых предложений по защите финансово-экономической сферы жизнеобеспечения Российской Федерации и ее субъектов;

4. выявление существующих недостатков и разработка предложений по конституционно-правовому обеспечению института управления в системе экономической безопасности Российской Федерации.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа выполнена на основе системного подхода с применением различных методов общенаучного познания. В диссертации также использовались формальнологический и формально-юридические методы (анализ, синтез, толкование, классификация и т. д.). Для изучения отдельных вопросов применялись сравнительно-правовой, структурно-функциоиальпый и статистический методы.

Применение указанных выше методов позволило диссертанту рассмотреть предмет исследования в его целостности и всесторонности. Кроме того, методология, положенная в основу дайной работы, в свою очередь, позволяет уточнить и конкретизировать процессы законодательного регулирования вопросов, затрагивающих интересы личности, общества и государства, в совокупности.

Выводы и предложения, содержащиеся в данном научном исследовании, основаны на анализе положений действующего конституционного законодательства.

Эмпирическую базу исследования составили Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, информационные письма министерств и ведомств. Формирование эмпирической базы осуществлялось также за счет практических законотворческих материалов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Исходными материалами также являлись данные Росстата, репрезентативные информационные и статистические материалы городских администраций, правоохранительных и надзирающих органов, общественных организаций, предпринимательских объединений, публикации в периодических юридических и экономических изданиях. И, наконец, автором непосредственно в ходе своей практической работы оказывалась правовая помощь юридическим и физическим лицам в сфере защиты их имущественных прав, что оказало огромное влияние на формирование убеждений диссертанта.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена характером, масштабностью, одной из самых актуальных проблем публичного права. Экономическая безопасность, как составляющая национальной безопасности, стала предметом исследования в отдельных статьях и монографиях, но до сих пор проблематика данного направления остается недостаточно разработанной. В частности, в силу того, что в ранее проведенных исследованиях рассматривались лишь отдельные ее аспекты (устойчивость к воздействию внешних и внутренних угроз, хозяйственная деятельность и т. д.) вне ее взаимосвязи с уровнем развития общественных отношений, что значительно сужало предмет исследования.

Вопросы сущности и правовой природы конституционно-правового статуса системы экономической безопасности, по-прежнему, требуют серьезного научного осмысления. Более глубокого теоретического исследования и скрупулезного анализа. Вместе с тем, правового разрешения требуют вопросы, связанные с конституционно-правовым регулированием и механизмом управления системой государственно-правового обеспечения экономической безопасности, а также вопросы, связанные с установлением в действующем законодательстве норм о привлечении виновных за нарушения условий и требований экономической безопасности Российской Федерации к конституционной ответственности.

Настоящая работа является попыткой комплексного теоретического обоснования в конституционно-правовой науке взаимосвязанных вопросов конституционно-правового статуса системы экономической безопасности Российской Федерации в целом и ее субъектов в частности. В процессе исследования анализируются общественные отношения, возникающие при функционировании государственно-правовой системы экономической безопасности, дается определение и обосновывается содержание понятия «системы экономической безопасности» и «конституционно-правового статуса системы экономической безопасности» в рамках конституционного права, а также ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за нарушения конституционно-правовых норм по обеспечению экономической безопасности российского государства.

В работе сформулированы следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Система экономической безопасности — представляет собой целенаправленно сформированную на основе принципов и норм Конституции Российской Федерации структуру (механизм) взаимодействия специальных субъектов (органов государственной власти, правоохранительных органов), деятельность которой, обеспечивает состояние устойчивости и защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от воздействия внешних и внутренних факторов, представляющих угрозу их функционированию и развитию, а также препятствующих реализации конституционных прав и свобод, законных интересов всех субъектов экономического взаимодействия и надежно обеспечивающих, существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства и последовательную реализацию национально-государственных интересов.

2. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности — это закрепленное в конституционно-правовых нормах Российской Федерации состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз. Данная правовая категория представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту российской экономики, ее способности удовлетворять потребности личности, общества и государства.

3. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности субъекта Российской Федерации — это закрепленное в конституционно-правовых нормах Российской Федерации и законодательстве субъектов Федерации состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз. Данная правовая категория представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту экономики субъекта.

Федерации, ее способности удовлетворять потребности личности, общества и государства.

4. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности формируют конституционно-правовые принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, и составляющие общую часть подсистемы конституционных норм, называемой «экономической конституцией», содержащиеся в четырех важнейших принципах: 1) свобода экономической деятельности- 2) единство экономического пространства- 3) многообразие и равноправие различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства- 4) защита конкуренции. Эти конституционные положения позволяют законодательно сформулировать содержание составляющих субъективную основу экономической безопасности прав на предпринимательскую деятельность и частную собственность, а также ее защиту, которые являются обязанностью государства.

5. Для максимального обеспечения экономической безопасности как в Российской Федерации в целом, так и в ее отдельно взятом субъекте, государство обязано преследовать основную цель — защищать государственную собственность, как основу этой безопасности и национального суверенитета, путем принятия соответствующих нормативных документов и обеспечения единообразия правоприменительной практики. На наш взгляд, необходимо не просто ускорить принятие основополагающего закона о статусе государственной собственности в условиях рыночной экономикиФедерального закона «О защите прав государственной собственности» на федеральном уровне и на его основе разработать аналогичные законы на уровне субъектов Федерации, а закрепить соответствующую норму в Конституции Российской Федерации, расширив положения статьи 35. В федеральном законодательстве должно быть зафиксировано четкое определение понятий каждого вида государственной собственности, механизмов формирования этих видов собственности, критерии оценки видов собственности, гарантированность их защиты.

6. Необходимо создание единой федеральной централизованной системы управления социально-экономической жизпыо субъектов Российской Федерации с применением механизмов защиты интересов каждого конкретного субъекта экономического взаимодействия, и закрепление полномочий данной системы Федеральным законом.

7. Внутреннее содержание факторов и угроз экономической безопасности в настоящее время заключается в возможности преднамеренного банкротства предприятий, в том числе стратегических, а также слабая защита всех форм собственности. В данном ключе обоснована необходимость совершенствования конституционно-правовых норм, регулирующих систему экономической безопасности путем дополнения ст. 35 Конституции Российской Федерации, совершенствования действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы приватизации, банкротства и обеспечения безопасности кредитно-финансовой системы. Целесообразно было бы принятие отдельного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемую сферу отношений на федеральном уровне, и соответствующих актов на региональном уровне, которые были бы направлены на стабилизацию положения в данной сфере и защиту собственности, в первую очередь государственной.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Разработанные автором концептуальные положения обобщают, развивают и дополняют научные знания об основах копституциоппо-правового статуса системы экономической безопасности и могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования и познания материально-правовых аспектов конституционного права.

Практические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности органов государственной и муниципальной власти, в том числе при совершенствовании действующего российского законодательства, а также в правоприменительной практике надзорных и контролирующих федеральных государственных органов исполнительной власти и их должностными лицами.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации» и «Основы обеспечения национальной безопасности», а также для подготовки учебных и учебно-методических пособий по соответствующим дисциплинам.

Апробация и реализация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», где проведено ее обсуждение. Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных научных работах диссертанта, выступлениях на научно-практических конференциях, проходивших в 2006;2008 гг. в ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет». Диссертант также принимал активное участие в международной научно-практической конференции, проходившей в мае 2007 года при Правительстве г. Москвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы, поддерживается системой государственных институтов, всеми звеньями и структурами экономики. Темпы реорганизации административно-командной модели значительно опередили создание новой модели государственного регулирования экономических процессов.

С учетом отмеченных особенностей переходного периода в структуре органов государственного (муниципального) управления необходимо создать адекватные механизмы обеспечения экономической безопасности. Некоторые из них должны действовать лишь иа срок переходного периода, а другие будут выполнять свои функции и в условиях стабильной рыночной инфраструктуры. При конструировании этих механизмов необходимо применять принципы функциональной необходимости и достаточности.

Анализ показал, что значимую роль в экономике России играют субъекты Федерации, так как именно здесь в большинстве своём сосредоточены промышленный и научно-технический потенциал, финансовые и товарные ресурсы, формируются решения, определяющие весь ход социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом. Трансформация российской экономики послужила мощным толчком для начала глубоких преобразований, связанных с приватизацией, децентрализацией власти, формированием системы местного самоуправления, расширением прав регионов в регулировании социально-экономических процессов. Именно субъекты Федерации выступают пионерами радикальных преобразований социально-экономической системы современной России, расширения межрегиональных и внутри региональных связей.

В зарубежных странах сложились различные формы административного регулирования экономических процессов, основными из которых являются английская и французская модели. В английской модели просматривается большая автономия в принятии и реализации управленческих решений и меньшая подчиненность центральной власти. Во французской модели преобладают механизмы подчиненности центральной власти и в меньшей степеии предоставления автономии регионам.

Обобщение зарубежного опыта позволяет отметить, что па уровне субъектов (муниципальных образований) решаются вопросы управления собственностью и муниципальными предприятиями, обеспечение безопасности и прозрачности деятельности кредитно-финансовой системы, функционирования местного общественного транспорта, дорожного строительства, развития объектов жизнеобеспечения и многие другие.

Особый интерес представляет организация деятельности за рубежом бюро кредитных историй, которые являются эффективным инструментом обеспечения надежности финансовой системы. В большинстве стран мира кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании и др.) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро. Практика показывает, что в странах, имеющих такие учреждения, объем банковских кредитов по отношению к ВВП на 15−20% больше, чем в сопоставимых странах, не создавших таких институтов.

В процессе анализа состояния социально-экономических систем субъектов Федерации, проведенного на примере города Москвы, определены следующие угрозы их дальнейшему развитию и становлению рыночных отношений: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры экономики, криминализация общества и хозяйственной деятельности. Все это определило стратегические направления социально-экономического развития регионов, разработку программных мероприятий и мер по защите основных сфер экономики, направления совершенствования организационно-управленческого механизма, меры по формированию системы обеспечения экономической безопасности.

Проанализировав состояние экономической безопасности регионов России и сравнивая ее с системой обеспечения экономической безопасности такого ее субъекта, как город Москва, сделан вывод о том, что за счет проведенных за последние годы Правительством Москвы комплексных мер получены определенные положительные результаты в обеспечении экономической безопасности населения и страны в целом, однако ее уровень остается еще недостаточным. Это заключается в том, что при противодействии выявленным угрозам и негативным тенденциям в экономике страны недостаточно учитываются факторы упреждения, в основе которых системный анализ и прогнозирование состояния социально-экономических систем и криминальных ситуаций с учетом особенностей переходного периода.

В диссертации определены и систематизированы угрозы экономической безопасности субъектов Российской Федерации. К внутренним угрозам относятся: несовершенство действующего законодательства и работы органов управлениязависимость от зарубежных поставщиков продовольственных товаровфинансовые и налоговые правонарушениями контрагентов государства и субъектов предпринимательской деятельностинеплатежи и задержки бюджетных задолженностейугрозы терроризмасоциальная напряженностьнизкая капитализация собственных ресурсовнедостаточно развитая инвестиционная активностьрост цен на энергоносители, транспорт, услуги жилищно-коммунального хозяйствакоррупциякриминализация основных сфер экономикипреднамеренное банкротство и ликвидация социально значимых и градообразующих предприятийснижение научно-технического потенциалапроникновение иностранного капитала в отрасли производства, имеющие стратегическое значение для развития экономикинарушения при операциях с недвижимостью региона, включая земельные отношениякорпоративные конфликты на градообразующих и других предприятиях.

Угрозы экономической безопасности внешнего порядка представляют собой угрозы международного терроризма, техногенные угрозы, угрозы внешнеполитического давления, связаны с изучением состояния внешнеэкономической деятельности, работы международных организаций по предупреждению финансирования терроризма, чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф и др.

Предлагается выделять факторы, дестабилизирующие экономику и факторы, стимулирующие экономику.

К дестабилизирующим факторам относятся: наличие теневого рынка, налоговые неплатежи, несовершенство налогового законодательствасоциальная напряженность общества и его расслоение па бедных и богатыхнедостаточные инвестиции в основное производство и фондынеблагоприятные условия для отечественных производителей, необоснованное перераспределение социальных и общественных благ, имущества и денежных средств с участием криминальных и коррумпированных структурдеятельность террористических группировок и финансирование терроризма, сокращение доли государственного имущества или реализация его на заведомо невыгодных условиях, потеря контроля над предприятиями, имеющими для региона важное социально-экономическое значение, несовершенство и недостатки системы управления экономикой города.

К стимулирующим экономику факторам относятся: интеграция промышленности и наукиобъединение крупных, средних и малых предприятий па базе инвестиционной деятельностиоптимизация и повышение эффективности государственной властиэффективная политика в области государственного регулирования экономикидинамичное развитие отечественного производства и рост ВВПподавление коррупции, криминального бизнеса и терроризмаэффективная реализация государственного имущества и размещение полученных денежных средств в государственных программахобеспечение работы предприятий, имеющих социально-экономическое значение для экономики региона и государстваразвитие науки и инновационной деятельностиповышение квалификации и подготовка молодых специалистов и др.

В переходный период обязательным условием оперативного выявления и предупреждения угроз экономическим интересам субъектов хозяйственной деятельности является образование координационно-аналитического органа, обеспечивающего мониторинг социально-экономического состояния крупных городов и трехстороннее взаимодействие с субъектами экономической деятельности, отраслевыми и специализированными органами исполнительной власти, а также с правоохранительными органами. В диссертации представлена структура, функции специализированного органа управления в форме Управления по экономической безопасности при Правительстве города Москвы.

На основе систематизации концептуальных положений, оценки рисков и угроз развитию социально-экономической системы, обобщения практики защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов, системного анализа сложившейся структуры управления экономической безопасностью города Москвы разработана модель региональной системы обеспечения экономической безопасности.

Основными блоками такой системы являются: Управляющая подсис1ема, включающая органы управления исполнительной и законодательной власти региона. Центральным звеном этой подсистемы является Управление по экономической безопасности при Правительстве региона. Мониторинг состояния экономической безопасности региона осуществляет информационно-аналитический центр Управления.

Координацию работы всех подсистем и структур системы обеспечения экономической безопасности региона осуществляет совет по экономической безопасности при руководителе администрации региона.

Управляемая подсистема включает контролирующие органы, комплексы регионального управления, департаменты, комитеты, управления, местное самоуправление, связанные с решением задач по обеспечению экономической безопасности.

Вспомогательная подсистема состоит из негосударственных организаций, таких как торгово-промышленная палата, совет предпринимателей, ассоциации финансовых и банковских структур, ассоциации предпринимательских структур (малый и средний бизнес), ассоциации, союзы, объединения и предприятия негосударственной системы безопасности.

Предложенная модель региональной системы обеспечения экономической безопасности может применяться в других регионах с учетом специфики их социально-экономического развития.

Важной составной частью организации управления в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов Федерации в переходный период является установление адекватного механизма этой деятельности. В зависимости от особенностей отдельных направлений деятельности в рассматриваемой сфере можно выделить следующие механизмы обеспечения экономической безопасности: частных предприятийгосударственных (унитарных, казенных) предприятийкредитно-финансовой системы городафункционирования органов городского управления в сфере экономической безопасности.

Методы обеспечения экономической безопасности методы включают в себя: прогнозирование для подготовки упреждающих воздействийстимулированияпринуждения и санкцийинформирования.

Следует отметить, что методы принуждения и санкций — преимущественная сфера деятельности правоохранительных органов. Методы прогнозирования и информирования должны стать преимущественной сферой деятельности специальных органов государственной власти, аналогичных Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности Москвы.

По форме можно выделить директивный и регулирующий характер действия механизмов обеспечения экономической безопасности. Директивный механизм связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (например, налоги, государственный кредит, бюджетный процесс, расследование экономических преступлений и т. д.). Регулирующий механизм определяет основные направления функционирования отношений, которые напрямую не входят в компетенцию деятельности государственных органов (например, организация экономической безопасности частных предприятий).

Меры по обеспечению экономической безопасности предлагается подразделять на меры правового, организационно-управленческого, экономического, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального, а также предупредительно профилактического характера.

В целях предотвращения и устранения выявленных потенциальных угроз деятельность структур по экономической безопасности субъектов Федерации должна осуществляться по следующим основным направлениям и включать мероприятия по:

— мониторингу, выявлению и предотвращению угроз экономической безопасности;

— совершенствованию нормативных и правовых актов, регулирующих отношения в области экономической безопасности;

— регулированию процессов приватизации, банкротства и рыночной деятельности с учетом экономических интересов региона;

— обеспечению устойчивости и безопасности региональной кредитно-финансовой системы;

— повышению эффективности управления и защите государственной и частной собственности.

— развитию инвестиций и инновационных процессов, обеспечению технологической безопасности;

— обеспечению информационной безопасности, капитализации интеллектуальной собственности, развитию научно-технического прогресса;

— снижению факторов социальной напряженности;

— снижению продовольственной зависимости и улучшению торгового баланса;

— устранению правовых, экономических и организационных условий коррупции, сокращению доли теневой экономики.

Исходя из функций Управления в области предупреждения и противодействия «недружественных» поглощений предприятий, основными из которых являются сохранение реального сектора экономики субъекта Федерации, противодействие стихийному переделу собственности, оказание конкретной помощи предприятиям, подвергшимся недружественному поглощению, разработка методологии защиты, целесообразно устанавливать методические принципы и на этой основе формировать механизм обеспечения экономической безопасности. Способы достижения контроля над поглощаемым обществом целесообразно подразделять на корпоративные, судебные, административные и силовые действия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2 \ М., 2002.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации \ М., 1998.
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации \ М., 2002.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации \ М., 2002.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
  7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции федерального закона от 08.07.1999 года № 136-ФЭ.
  8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395−1 «О банках и банковской деятельности».
  9. Федеральный закон от 22 апреля 2006 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
  10. Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“» от 5 июля 1999 года № 126-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» № 192-ФЗ от 29 декабря 1998 года.
  12. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» принят Государственной Думой 4 июня 1999 года.
  13. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  14. Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
  15. Федеральный закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
  16. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
  17. Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
  18. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  19. Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ.
  20. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  21. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300−1 «О защите прав потребителей».
  22. Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.07.1993 года 5215−1.
  23. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности».
  24. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  25. Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года № 1531−1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
  26. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615−1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ).
  27. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочиванию наличного и безналичного денежного обращения».
  28. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (в ред. от 10.01.2000 года).
  29. Постановление Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. № 580-ПП «Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков» (с изм. и доп. от 17 декабря 2002 г.).
  30. Постановление Правительства Москвы № 681 от 13.08.1996 г. «О системе городских займов».
  31. Постановление Правительства Москвы от 18.06.2002 г. № 465-ПП «О дополнительных мерах по защите экономических интересов города Москвы».
  32. Постановление Правительства Москвы от 28 января 2003 г. № 35-ПП «О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года» (с изм. и доп. от 1 июля 2003 г.).
  33. Распоряжение Правительства Москвы от 1 сентября 2003 г. № 1554-РП «О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве па 2004 год».
  34. Распоряжение Мэра Москвы от 6 марта 1998 г. № 209-РМ «О доплате работникам Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г. Москве».
  35. Распоряжение Мэра Москвы от 12 ноября 1998 г. № 1143-РМ «Об обеспечении контроля за полнотой поступления налогов и других платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды от налогоплательщиков, зарегистрированных в г. Москве».
  36. Распоряжение Мэра Москвы от 12 ноября 1998 г. № 1143-РМ «Об обеспечении контроля за полнотой поступления налогов и других платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды от налогоплательщиков, зарегистрированных в г. Москве».
  37. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. -Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
  38. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608).
  39. Международный пакт о гражданских и политических правах (Р1ыо-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
  40. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 51.
  41. Аналитическая справка по проблеме незаконных недружественных захватов предприятий в России. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Подготовлена Фракцией Народно-Патриотический союз «Родина» (Народная Воля-Сепр). М., 2006 год.
  42. Л.И. Современная ситуация и назревшие перемены в стратегии экономической реформы. В кн.: Реформы глазами американских и российских ученых. Российский экономический журнал. Фонд «За экономическую грамотность». М.: 1996.
  43. Л.И. Экономическая безопасность России. Вестник Российской Академии наук. 1997. Т. 10, № 9.
  44. Л.И. Россия 2015: оптимистический сценарий. — М.: ИЭ РАН-ММВБ 1999.
  45. С.А. Конституционная ответственность. Российская юридическая энциклопедия. М.: 1999.
  46. С.А. Конституционное право России. Методическое руководство к семинарам. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  47. Г. А. Криминология. М.: 1984.
  48. В.А. Стратегическое управление и экономическая безопасность: Монография. М.: АЭБ МВД России, 2006 г.
  49. С.С. Социальная сущность права в советском обществе. -М.: Предпринимательское дело, 1991.
  50. А.А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих. — М.: 1981.
  51. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: «Экономика», 1999.
  52. А.Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзлов А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005.
  53. A.M. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003.
  54. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: 2001.
  55. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998.
  56. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. — 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.), 2000.
  57. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998.
  58. С.Н. Российский путь. Глобальные вызовы и угрозы. Стратегия национального возрождения. Технология национального спасения. -М.: Издательство Российского государственного торгово-экономического университета, 2007.
  59. С.Н. Мир империй. Территория государства и мировой порядок. СПб.: 2005.
  60. С.Н. Российская реинтеграция: социально-экономические и политико-правовые проблемы. М., 2006.
  61. С.Н. Российский путь: утраты и обретения. М.: «НОВАТОР», 1997.
  62. С.Н. Теория государства и права. Правовые и геополитические проблемы. -М.: Издательство МГУ им. Ломоносова, 1997.
  63. Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.
  64. П.В. Захват предприятий и защита от захвата. М.: Дело, 2007.
  65. В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. М.: 2002.
  66. В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 г.
  67. Буш Джордж. Мир стал другим. М.: Международные отношения, 2004.
  68. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. Серия «Безопасность человека и общества». СПб.: 1999.
  69. М. История хозяйства. Пер. с нем. М., 1923.
  70. А., Глебов И., Золотарев В. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке. М.: 2000.
  71. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО «ЭДАС ПАК», 2000.
  72. В. Борьба с организованной преступностью в экономической сфере. М.: Русский биографический институт, 2000.
  73. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Учебник для вузов (пер. с апгл. под ред. Фроловой Н.Л.). М.: ЮНИТИ, 1997.
  74. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002.
  75. С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. Т.1. М., 1999.
  76. П.П., Пылин В. В. Муниципальное право. СПб.: 2005.
  77. А.И., Логинов Е. Л. Налоговые правонарушения в рыночной экономике: экономические и правовые аспекты: Монография. Краснодар: Качество, 2006 г.
  78. А.Е., Наумов В. В., Долгова М. В. Внешнеэкономическая деятельность: реформы, глобализация и регулирование. См. «Таможня в условиях глобализации внешней торговли». Сборник научных трудов. М.: ГТК России, РТА, 2000 г.
  79. Государственная тайна в Российской Федерации. Под ред. М. А. Вуса. СПб.: СПбГУ, 2000.
  80. О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. -СПб.: 2002.
  81. Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.: ООО «Инфограф», 2000.
  82. B.C., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С., Степашин С. В., Федотов А. В., Шульц В. Л. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. Учебник для вузов. СПб.: ИД «Очарованный странник», 2001.
  83. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г).
  84. А.И. Преступность и реформы в России. -М.: 1998 г.
  85. Е.В. Анализ современного состояния экономической безопасности России в разрезе ее отдельных составляющих. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2006 г.'
  86. В. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997.
  87. С.М. Оптимизация государственного вмешательства в управлении потребительским рынком. Ижевск: Изд-во ИЭ УРО РАН, 2007 г.
  88. В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: 2007.
  89. JI. Без стратегии развития России мы ничего не добьемся. -М.: 1996.
  90. Информационное общество: Информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. Под ред. М. А. Вуса. СПб.: ФЦП «Интеграция», СПбГУ, 1999.
  91. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М.: Российский Союз предприятий безопасности, 1996.
  92. Г. М., Прудников А. С. «Безопасность экономики и предпринимательства в России» М., Экономика, 1999.
  93. В.З. Конституционно-правовые основы экономической безопасности Российской Федерации. — М.: издательство «Анкил», 2005.
  94. И.Н. Оценка уровня экономической безопасности государства: методологический подход.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005 г.
  95. Конституционное право России. Учебник. Под редакцией Ю. А. Тихомирова. М.: 1999.
  96. А.В. Экономическая безопасность. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  97. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. -М. Издательство РАГС, 2005.
  98. Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). М.: БЕК, 1999.
  99. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: 1982.
  100. О.Л., Большаков Б. Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа — общество человек. Учебник. СПб-М-Дубна.: Гуманистика, 2002.
  101. О.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система природа общество — человек: устойчивое развитие. ГНЦ РФ ВНИИ геосистем. Международный университет природы, общества и человека. Дубна.: Издательский дом «Ноосфера», 2000.
  102. Курс лекций. Под редакцией Н. И. Клейн. М.: 1993.
  103. И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности Российской Федерации. Проблемы глобальной безопасности. -М.: 1995.
  104. В. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. М.: ЮрИнформ, 1997.
  105. В. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса: практическое пособие. М.: Юрист, 1996.
  106. В.Д., Щербаков В. Ф., Точилин Р. Ю. Криминогенная ситуация в налоговой сфере в Приволжском федеральном округе: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2006 г.
  107. Н.Н., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М., 2002.
  108. . Финансовые системы Франции и других стран. М.: 1994.
  109. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: 1997.
  110. Г. Б. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации (теоретические и организационные аспекты). М.: Издательство «Сериал», 1995.
  111. Национальная экономика России. Потенциалы, комплексы, экономическая безопасность, гл. X. Учебник. Под ред. B.C. Лисова. Издательствово «Экономика», 2000 г.
  112. О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. М.: Буквица, 1998. (Серия «Федеральное законодательство»).
  113. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.
  114. Общая теория национальной безопасности. Учебник. Под общ. редакцией А. А. Прохожева. М.: Издательство РАГС, 2002.
  115. Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). М.: ЗАО «Бизнес школа „Интел-Синтез“, 1997.
  116. Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции „Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент“. М.: МГУ, апрель 2000 г.
  117. И.Н. Бегство капиталов как угроза национальной безопасности. — М.: издательство „Анкил“, 2003.
  118. И.Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: издательство „Анкил“, 2005.
  119. Проблемы обеспечения экономической безопасности России и пути их решения / Под общ. ред. Казиахмедова Г. М. М.: Москвоский ун-т МВД России, 2007 г.
  120. Проблема ценностей в философии. Сборник статей. M.-JL: 1966.
  121. В.Ф. Качество и эффективность хозяйственного законодательства в условиях рынка. М.: 1991.
  122. М. Власть и рынок (государство и экономика). Перевод с англ. Челябинск: Социум, 2002.
  123. К.С. К вопросу о соотношении управления, исполнительной власти и государственного управления. Труды Московской государственной юридической академии. (Сборник статей). М.: Юрист, 1999.
  124. С.С. Субъект Российской Федерации в экономическом и социальном развитии государства: Концепция органов власти и методы ее реализации. М.: Норма, 2007.
  125. А.Н. Аудит эффективности в государственном контроле. -М.: Финансовый контроль, 2004.
  126. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: 2001.
  127. В.К. Экономическая безопасность России: тенденции, методология, организация. — М.: 2000.
  128. И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы: Монография. Иркутск: Ип-т законодательства и правовой информ., 2006 г.
  129. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. -М.: ИСПИРАН, 1996.
  130. Словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.
  131. Н.А. Проблемы подготовки специалистов в области информационной и экономической безопасности. -М.: 1999.
  132. С.В., Литвинов Д. А. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях перехода к рыночной экономике: Отчет о научно-исследовательской работе. Воронеж: ВИ МВД России, 2004 г.
  133. С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации. М., СПб.: Издательство „Лань“, 2001.
  134. С.В., Шульц В. Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1994.
  135. В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения. Челябинск: Челябинский дом печати, 2007 г.
  136. А.А. Местное самоуправление в России. М.: 2006.
  137. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 1998.
  138. В.Ф. Присоединение России к ВТО: региональные аспекты. СПб.: Ленинградская торгово-промышленная палата, 2007.
  139. Т.М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации. М.: 2000.
  140. А. Теневая экономика. М., АНП ФСНП России, 1999.
  141. Ю.В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000−2015 гг.). М.: ИМЭМО РАН, 1998.
  142. С.Ю. Экономическая безопасность Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. М.: МГИМО (У) МИД России, Междунар. ин-т упр., 2006 г.
  143. Аналитический Вестник Информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ, 09.02.2001.
  144. Государство и рынок: американская модель М.: Анкил, 1999.
  145. Материалы к докладу на международной научной конференции „Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент“. М.: МГУ, апрель 2000.
  146. Россия и международные экономические организации: Материалы „круглого стола“, прошедшего на экономическом факультете МГУ.- М.: МГУ, ТЕИС, 1999.
  147. А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л.: 1984.1. Научные статьи
  148. Л.И. Бегство капитала: природа, форма, методы борьбы // Вопросы экономики, 1998. № 7.
  149. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994. № 12.
  150. В., Гыскэ А. Методологические аспекты экономической безопасности России // Управление риском, 1999. № 3.
  151. И.А. Конституционно-правовые аспекты понятия экономической безопасности // Конституционное и муниципальное право, 2001, № 1.
  152. И.А. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист, 1997, № 7.
  153. А.Е., Петров А. Е., Травин С. О. Россия: монетаризм или физическая экономика?» // Наука и промышленность России, 2002. № 6−7 (6263).
  154. А.Е., Устюгов В. В., Кочубей С. Э. Цена жизни и образования // Наука и промышленность России, 2003. № 2−3 (70−71).
  155. М. Экономическая безопасность // Обозреватель, 1998.5.
  156. Л. Гигантский «лохотрон» // Налоговая полиция № 19 1998.
  157. А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, № 12, 1994.
  158. Л., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  159. В. Вторая доктрина Буша // Финансовый контроль, 2003. № 3 (16).
  160. С. Троянская конница \ «Банковские Технологии» № 6, 2000.
  161. В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2001.
  162. Е., Гловацкая И., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  163. Г. А. Конституционные основы предпринимательства // Хозяйство и право, 1994, № 11.
  164. Е.Л. Структурные реформы. Ускорение вместо паузы // Известия, 26 февраля 2003 г.
  165. С.П. Особенности теневой экономики в России // Независимая газета. Политэкономия. 1998, № 5.
  166. Э. Франция может остаться без пауки и ученых // Известия, специальный выпуск «Известия-Наука», 15 марта 2003.
  167. A.M., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определения, гипотеза, расчеты // Безопасность, № 3, 1994.
  168. В. Общность критериев экономической и государственной безопасности //Экономист. 1996 г. — № 5. С.З.
  169. А.В. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева // Вопросы экономики, 1998. № 10.
  170. А. Критерий экономической безопасности //Вопросы экономики. 1998 г. — № 10. С. 49.
  171. А. Налоговая составляющая экономической безопасности России //Российский экономический журнал. 1998 г. — № 5. С. 17−29.
  172. В.В. Тенденция преступности: мировая, региональная, российская // Государство и право. 1993, № 4.
  173. Ю., Логвипа А. Концепция финансовой безопасности (общегосударственный и региональный аспекты) //Экономист. 1998 г. — № 3. С.55−64.
  174. В.Н. Уточнение ориентиров экономических реформ // «Экономист», № 7, 2000.
  175. Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России //Экономист. 1999. № 7.
  176. Э.М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 6.
  177. Э.Г., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) //Общество и экономика, 2000, № 1.
  178. А., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть, 2002, № 10.
  179. И.А. Верховенство Конституции принцип конституционализма //Журнал российского права, 2002, № 7.
  180. Кузнецов O. JL, Большаков Б. Е. Начала теории устойчивого развития социоприродных систем // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2001. № 1 (4).
  181. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики, 1994, № 12.
  182. Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право, 1994, № 6.
  183. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1997.
  184. Н.Г., Алмаев М. Х. Концептуальные подходы к проблеме экономической безопасности // Проблема экономической безопасности России. Аналитический вестник аппарата Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации, 1996, № 6.
  185. . Качество управления важнейший фактор экономической безопасности//Вопросы экономики, 1994, № 12.
  186. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России // Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 7.
  187. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики, 1995, № 1.
  188. Т.Р. Правовое воздействие на экономику: понятие и формы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2000. № 1.
  189. В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля, 1992, № 6.
  190. А.П. Военно-экопомическая безопасность России па современном этапе // Военная мысль, № 2, март-апрель 1995.
  191. Прогностические материалы об основных тенденциях и расчетных вариантах развития криминологической обстановки на территории Российской Федерации до 2009 г. М.: ГУ ВНИИ МВД России, 2006 г.
  192. В.А. Оборонный достаток и экономический достаток // Международная жизнь, 1990, № 12.
  193. Г. Ф. Конституционные основы предпринимательской деятельности в России // Конституционное и муниципальное право, 2003, № 2.
  194. К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики, 1994. № 12.
  195. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Финансовая Россия, 2000, № 2 30.
  196. Соглашение между МНС России, МВД, ФСНП, ГТК о координации деятельности по обеспечению безопасности государства в сфере экономики и пополнении доходной части бюджета всех уровней //Налоговая полиция.-2001г.-№ 6.
  197. Ю.А. Публично-правовое регулирование, динамика сфер и методов // Журнал российского права, 2001, № 5.
  198. А. Обеспечение экономической безопасности // Президентский контроль. 2003, № 4.
  199. В.Е. Общечеловеческие ценности, философия права и позитивное право // Право и политика, № 8, 2000.
  200. Шон Т. Д. Конституционная ответственность // Государство и право, 1995 № 7.
  201. ., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации // Российская юстиция, 1994, № 7.
  202. Авторефераты, диссертации и доклады на соискание ученой степени
  203. А.А. Местное самоуправление сельских поселений в современных условиях (региональный взгляд). Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: 2007.
  204. С.В. Направления укрепления экономической безопасности России в современных условиях: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: Специальность 08.13.10 Управление в социальных и экономических системах.- М., 2006 г.
  205. В.В. Конституционно-правовые основы участия Российской Федерации и других государств в Евразийском экономическом сообществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: 2007.
  206. А.Э. Генезис идеи социального государства: историко-теоретические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Омск, 2005.
  207. С.А. Личность в политической системе российского общества (теоретико-правовое исследование). Диссертация доктора юридических наук. СПб.: 1996.
  208. А.Б. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности крупных городов. Диссертация кандидата экономических паук. М.: 2004.
  209. .И. Безопасность хозяйствующего субъекта (теоретический и организационно-правовой аспект). Автореферат диссертации кандидата юридических наук. СПб.: 2000.
  210. Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации. Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Челябинск, 2004 г.
  211. М.: АЭБ МВД России, 2004 г.
  212. С.В. Органы внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России: Дис. канд. экоп. паук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством. М., 2006 г.
  213. Е.А. Функции государства по обеспечению экономической безопасности России: Дис. канд. экон. наук: Специальность: 08.00.01 -Экономическая теория. — Саратов, 2006 г.
  214. Ы.С. Иммунитеты в конституционном праве Российской Федерации. Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Челябинск, 2003.
  215. С.А. Государственное управление в правоохранительной сфере в механизме обеспечения экономической безопасности России: Автореф.дис. на сонск. уч. степ, д-ра юрид. наук: 12.00.11.-Рязань: Акад. права и упр. М-ва юстиции РФ, 2004 г.
  216. Д.В. Экономическая безопасность региона: приоритеты и механизм инвестиционной поддержки. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  217. Электронные средства массовой информации
  218. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина в Министерстве иностранных дел РФ 26 сентября 2001 года. Официальный вебсайт Президента Российской Федерации.
  219. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации за первое полугодие 2007 года //www.economy.gov.ru
  220. Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-июле 2007 года //www.economy.gov.ru
  221. А. Государственное регулирование экономики. Обзор 14, ч. первая. Опубликовано в Полит.Ру. 19.03.2001. Документ: http://www/polit.ru.
  222. Правительство должно позаботиться об экономической безопасности России. 09.07.02. (www.strana.ru).
  223. В.В. Выступление на сессии Всемирного экономического форума «Встречи в России 2001». 30 октября 2001 года. Официальный вебсайт президента Российской федерации, (http://www.gov.ru/).
  224. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, http://www.kremlin.ru.
  225. Официальный сайт Правительства Москвы www.mos.ru.
Заполнить форму текущей работой