Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие культурно-информационного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические проблемы формирования и реализации государственной культурной полигики России рассмотрены в научных трудах О В. Богачсвон, И. М. Болотникова, Н. К. Вагановой, А. И. Глаголева, Г. Г. Дадамяна, А. И. Дымниковой. А. Д. Евменова, В. С. Жидкова, В. Г. Зинина, Л. М. Зайцевой, А. Я. Рубинштейна, Б. Л. Рудник, Б. Ю. Сорочкина, Л. Г. Сундстрема, А. С. Шишкина, В. Г. Чурбанова, Л. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. оргл11изл11и ()1 iiio-1 1рлв (>вые 11ред1 юсылки сч) здлмия культур! к >-и1 !ф<)рмм 1и ()111 к и ч) комплекса. у
    • 2. Межотраслевые и межсекторальные подходы к формировании > opi лнизациош ю-правовой вазы культурно-информавдонного комплекса
    • 3. Отраслевые: особенности организации л и ю-iipab<т>й базы культур! к)
  • ИНФОРМА1Ц-ЮННОГО KOMI U ill КС А
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУ ЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. Культурная полигика как инструмент iuuieikwiaeahhm государственного регул ир (>ВА1! И Я деятель!!(МЛ’и культу1'1 К)-и! !Ф ()рма1|, И≤>1II К >1 () к≤>Mi 1ЛЕКСА
    • 2. бюджет! к >е фипансирование как одна из важнейших форм ! <)судлрствеш К )Й поддержки ()!таешза1лцй культурно-ипформациоео!(>1 ч) к ()мплекса
    • 3. Косвенные формы нх: ударственной i юдцержки деятелы к>сти <.>pi ai! иза! ций культурно-информационно!о комплекса
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. Федеративно- (лраслевые i ipshii tui ил vi по ук н ihi>≤>hai шя кулы vi>i к >-информации)нного комплекса.
  • 2. регулирование межсекторалыюй структуры у! 1равления культурн≤>-информа1 ц !<ии к>1 о комплекса.
  • 3. государственное регулирование сч)! Ц4АЛЫк) з! 1ачимых и11ицилтив, осущес1бляемых в культурно-информацис ином к ()м1 iju-xce. выводы. по

Формирование и развитие культурно-информационного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культура играет фундаментальную роль в жизни любого общества и государства. При этом она должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях правового государства и гражданского общества именно культура берет на себя задачу сохранения и развития духовных, нравственных ориентиров народа.

Однако культурная политика современной России, осуществляемая сегодня как на федеральном уровне, так и субъектами федерации, позволяет предполагать, что они недооценивают или не до конца понимают огромную роль культуры в деле-стабилизации общества, упрочения его благосостояния и социального статуса его членов.

В любом правовом государстве реализация культурной политики происходи! через законодательное регулирование культурной жизни, регламентирующее её отдельные секторы, отрасли и институты. Однако, на современном этапе развития нашей страны, несмотря на наличие довольно обширной законодательной базы, реформы в социально-культурной сфере все усложняются. Усложнение этих реформ, в первую очередь связано с кризисным состоянием финансовой системы страны. Объем расходов, определенных в Федеральном бюджете на культуру (в 1993 го ду-0.35% от его расходной части, в 1994 году- 0.82%, в 1995 году- 0,94%) исполнялся в среднем на 65%. В 1996 году ситуация еще более обострилась, финансирование организаций культуры сократилось по сравнению с 1995 годом на 58%. Недостаточное финансирование создало крайне неблагоприятную ситуацию для отечественной культуры.

В результате в Российской Федерации возник ярко выраженный спад потребления культурных услуг населением. За последние пять лет почти на 60% снизилась посещаемость концертов, на 38%-театров, на 27%— музеев. Система ведомственноразобщенного управления отраслями культуры и информации, не отмененная до сих пор, чрезвычайно затрудняет разработку и реализацию единой скоординированной культурно-информационной политики. В силу исторических традиций в России горизонтальные связи между ведомствами прослеживаются крайне слабо, что может быть устранено только в рамках единого культурно-информационного комплекса, определенные подходы к формированию которого были предложены в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре» в 1992 году. Однако, в условиях современной России, с её федеративным государственным устройством, объединение и централизация управления комплексом в рамках, например. Министерства культуры РФ, представляется нецелесообразным. Слишком велика Россия, слишком многолика и сложна её культурно-информационная жизнь.

Проблему эффективного функционирования отраслей культуры в рамках единого культурно-информационного комплекса можно решать на региональном уровне.

Имеющиеся сегодня в РФ законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность отдельных отраслей и институтов культуры и информации не предусматривают выработку единого механизма межотраслевого и территориального взаимодействия для достижения согласованного развития комплекса культуры и среоств массовой информации.

Экономические проблемы формирования и реализации государственной культурной полигики России рассмотрены в научных трудах О В. Богачсвон, И. М. Болотникова, Н. К. Вагановой, А. И. Глаголева, Г. Г. Дадамяна, А. И. Дымниковой. А. Д. Евменова, В. С. Жидкова, В. Г. Зинина, Л. М. Зайцевой, А. Я. Рубинштейна, Б. Л. Рудник, Б. Ю. Сорочкина, Л. Г. Сундстрема, А. С. Шишкина, В. Г. Чурбанова, Л. И. Якобсона, Ю. В. Яковца и целого ряда других ученых. В публикациях вышеперечисленных ученых сделан существенный вклад в постановку и решение рассматриваемых проблем культуры, искусства, кинема го/рафии и средст в массовой информации.

Однако в условиях формирующихся рыночных отношений и усложняющейся социально-экономической ситуации в стране до настоящего времени отсутствует научно обоснованный подход к формированию культурно-информационного комплекса как совокупности отраслей и институтов, объединенных общей целью по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, отсутствует целостный механизм организационно-экономического управления комплексом, нацеленный на конкретные результаты социальной политики. Формируя социальный заказ, государство должно объединить все усилия и средства для его выполнения. Анализ законодательной базы, научной и методической информации по проблемам формирования организационно-экономического механизма управления культурно-информационным комплексом позволяет сказать, что в настоящее время этот вопрос недостаточно проработай.

Большая народно-хозяйственная значимость данной проблемы, ее недостаточная научная проработка и законодательное оформление определили выбор данной темы научного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономического механизма управления культурно-информационным комплексом в рыночных условиях.

Реализация поставленной цели предопределила постановку и решение следующих задач:

— анализ основных направлений развития отраслей культурно-информационного комплекса, его организационно-правовой базы, условий финансирования;

— определение основных принципов организационно-экономического механизма управления культурно-информационным комплексом;

— разработка концепции формирования культурно-информационного комплекса;

— разработка методов и процедур формирования государственных социальных заказов с привлечением общественных организаций, ассоциаций, союзов, экспертных советов по различным видам искусств;

— выработка приоритетов при финансировании целевых программ культурно-информационного комплекса и разработка механизма оценки результатов.

Объектом исследования является культурно-информационная сфера на федеральном и региональном уровне.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм управления культурно-информационным комплексом в условиях рынка.

Методология исследования и материалы, на основе которых выполнена работа. Теоретической и методологической основой выполненного исследования послужила законодательная база общего, межсекторального, межотраслевого и отраслевого действия в части, касающейся хозяйственного механизма управления культурно-информационного комплекса. Использованы также установки правительственных программных материалов, в частности Федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997;1999 годы)», а также публикации отечественных и зарубежных авторов по данной теме. В качестве информационной базы исследования использованы статистические данные Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ, а также статистические данные по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, опубликованные в периодической печати и собранные автором в ходе работы. При выполнении исследования применялись методы системного, статистического и социологического анализа.

Научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

Научная новизна состоит в разработке теоретических положений и методических основ совершенствования государственной политики в области культуры, искусства и средств массовой информации. К числу основных результатов, определяющих научную новизну можно отнести следующее:

1. На основе комплексного анализа организационно-правовой базы и производственно-хозяйственной деятельности впервые сформулированы новые концептуальные положения по совершенствованию управления организациями отраслей культуры и искусства, кинематографии, телерадиовещания, издательского дела.

2. Уточнено понятие культурно-информационного комплекса, функционирующего в условиях рыночной экономики, который представляет' собой совокупность отраслей и организаций государственного, коммерческого и неприбыльного секторов, объединенных общей целью по сохранению, созданию, распространению культурных ценностей и действует на основе гармонизированной нормативно-правовой базы.

3. Сформулированы методические направления совершенствования (гармонизации) законодательной базы, регламентирующей хозяйственный механизм управления культурно-информационного комплекса.

4. Разработан механизм межотраслевого и территориального взаимодействия составляющих комплекса в целях согласованного реагирования работ по формированию и реализации социальных заказов и государственных целевых программ.

5. Предложена новая модель финансирования культурно-информационного комплекса (социально-значимых инициатив), которая строится на основе активизации роли законодательной ветви власти, ее комиссий и комитетов по культуре, с одновременной максимально широкой информированностью общественности (советов, ассоциаций и т. п.) и привлечением ее к слушаниям по бюджету в законодательных органах власти.

Практическая значимость работы.

Основной практический результат работы заключается в:

— создании целостного механизма организационно-экономического управления культурно-информационным комплексом;

— формировании социальных заказов, направленных на сохранение и развитие духовных, нравственных, культурных ориентиров народа;

— установлении приоритетов при финансировании отраслей культурно-информационного комплекса;

— использовании программно-целевого метода при реализации задач культурной политики.

Основные положения диссертации докладывались на Всероссийской научной конференции «Цикличность как форма экономической динамики. Структурная и инвестиционная политика» (СПб. 1997) и на научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1996 г. (СПб 1997 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы. В первой главе анализируются правовые и социально-экономические аспекты деятельности отраслей культуры и информации. Вторая глава посвящена анализу бюджетного финансирования и косвенных форм государственной по-шержки организаций культуры и информации. В третьей главе обосновываются.

110 выводы.

1. Осуществление реформ в социально-культурной сфере в современной России усложняется, что подтверждает целый ряд негативных тенденций, таких как сокращение финансирования организаций культуры и искусства из государственных бюджетов, спад потребления культурных услуг населением, кризисное состояние материально-технической базы организаций культуры, ухудшение материального обеспечения и социального положения большей части работников культуры и информации. Причины этих явлений заключены в первую очередь в кризисном состоянии бюджетной системы страны, устранение которых достаточно сложно, так как зависит от многих факторов, определяющих экономический подъем народного хозяйства.

Однако имеются и причины, которые могут быть устранены путем научного подхода к обоснованию государственной культурной политики.

2. Проведенный в диссертации анализ нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется производственно-хозяйственная деятельность в сфере культуры и информации, показал наличие в ней целого ряда недостатков.

Во-первых, отраслевые законодательные акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства, кинематографии, телерадиовещания, издательского дела, носят ведомственный характер и не предусматривают взаимосвязанное регулирование этих отраслей.

Во-вторых, не прояснена сущность политики культурной децентрализации по причине нечетко прописанных связей между федеральным и региональным уровнями управления. Принцип полного культурного суверенитета субъектов федерации, установивший децентрализацию власти, в значительной степени ограничивается действующим бюджетным механизмом.

В-третьих, не в полной мере отражены вопросы регулирования деятельности организаций культуры коммерческого сектора. Их налогообложение и иное финансовое регулирование, как правило, не имеет отличий от любого другого вида коммерческой деятельности.

В-четвертых, в руках органов исполнительной власти оставлен самый мощный рычаграспределение финансовых ресурсов, поэтому роль государственных ведомств, управляющих различными отраслями культуры и информации, осталась столь же значимой, какой она была в прошлом, в бывшем СССР. В результате ресурсы распределяются в отсутствии гласности, полной закрытости от общества.

В-пятых, эффективный механизм выработки приоритетов для распределения ограниченных государственных ресурсов путем участия общественных объединений, широко используемый в любом гражданском обществе, практически не нашел отражения как в законодательстве страны, так и в практической работе.

3. Опыт разработки и реализации Федеральных и региональных целевых программ сохранения и развития культуры показал, что они не могут решить многие проблемы культуры и информации в комплексе, так как:

— имеют ведомственный характер без учета значения средств массовой информации в деле поддержки отечественной кинематографии, организаций исполнительских искусств, культурно-просветительных учреждений и т.н.;

— не являются руководством к действию, так как не выстраивают приоритеты для распределения ограниченных ресурсов. Устранение этих недостатков в условиях ведомственного обособления управлением отраслями культуры и информации в современной российской социально-экономической ситуации нельзя решить путем попыток совершенствования структуры управления, например, создания еще одной организационно-бюрократической структуры.

4. Проблема совершенствования хозяйственного механизма управления этой сферой может быть разрешена только путем формирования культурно-ииформацгютюго комплекса, функционирующего на основе гармонизированной нормативно-правовой базы.

Культурно-информационный комплекс представляет собой совокупность от-Р раслей культуры и искусства, кинематографии, телерадиовещания, издательского дела, организаций государственного, коммерческого и неприбыльного секторов, объединенных общей целью деятельности по сохранению, созданию, распространению культурных ценностей.

5. Основными принципами формирования этого комплекса являются:

— взаимосвязанность регулирования всех отраслей культурно-информационного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне;

— предоставление преимущественной государственной поддержки социаль-I но-значимым инициативам (социальным заказам), осуществляемым организациями государственного, коммерческого и неприбыльного (третьего) секторов культурно-информационного комплекса;

— привлечение общественных организаций (советов, ассоциаций, союзов) с целью выработки механизмов распределения ограниченных бюджетных средств на основании строгих критериев, формирующих приоритеты.

6. Имеющийся в РФ опыт пропэаммного регулирования отраслей культуры нуждается в существенном совершенствовании, исходя из следующих методических установок:

— любая культурная программа должна основываться на единых культурно-информационных потребностях общества в целом, так как реализация культурной политики возможна только в комплексе с информационной. Вез участия телевидения учреждения культуры постепенно угасают, что подтверждает нынешнее состояние большинства организаций исполнительских искусств, кинематографии, культурно-просветительских учреждений, музеев, библиотек и т. п.

— государственные финансовые и материальные средства в первую очередь должны предоставляться тем организациям, которые берут на себя часть и общественно-значимых информационно-культурных функций, оформленных как государственные социальные заказы.

7. Предлагаемая автором новая модель финансирования государственных социальных заказов в культурно-информационном комплексе строится на основе:

— активизации роли законодательной власти, ее комиссий и комитетов по культуре как на федеральном, так и на региональном уровне;

— широком привлечении к слушаниям по бюджету в законодательных органах власти независимых экспертных советов, формируемых из наиболее уважаемых и компетентных деятелей культуры, науки, образования;

— первоочередном финансировании отраслей, выполняющих государственные социальные заказы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре». // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ, — 1992, — № 7, — С. 300.
  3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных нравах» // Книжное обозрение. 1993, — 20 августа. 5351−1.
  4. Гражданский Кодекс РФ, Часть 1. // Сборник Федеральных конституционных Законов и Федеральных законов. Вып.2, — М., 1995.
  5. Кодекс законов о труде РФ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992. № 4. Ст. 712.
  6. ФЗ «О библиотечном деле» // Сборник Федеральных конституционных законов и Федеральных законов РФ. Вып. З, — М., 1995.
  7. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». // Собрание законодательства РФ. № 33, — М&bdquo- 1995. Ст. 3340.
  8. ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. № 21, — М., 1995. Ст. 1930.
  9. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах № 188-ФЗ от 30 ноября 1995 г. // Налоговый вестник. № 171 990. М, 1995.
  10. ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ» //Российская газета.- 1995, — 5 декабря.
  11. ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации// Ведомости Федерального собрания РФ, — 1995, — № 3.- Ст. 206.
  12. ФЗ «О рекламе» //Собрание Законодательства РФ. № 48, — VI., 1995. Ст. 4559.
  13. ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в РФ». // Собрание законодательства РФ. № 38, — М&bdquo- 1996. Ст. 120.
  14. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Правовая защита прессы и книгоиздания. М., 1996. С. 42−50.
  15. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» // Собрание законодательства РФ. № 22, — М&bdquo- 1996. Ст. 2591.
  16. ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. № 3, — М&bdquo- 1996. Ст. 145.
  17. ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» // Собрание законодательства РФ 1997. № 9. Ст. 1012.
  18. Указ Президента РФ 20 марта 1993 г. № 377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию» // Собрание актов Президента и правительства РФ. 1993. № 13. Ст. 1318−1320.
  19. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки кулыуры и искусства в РФ». 12.11.93. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 46. С г. 4449.
  20. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления всфере массовой информации», дек. 1993 // Правовое поле журналиста. С. 3111 о ^ 1
  21. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства РФ». 1.07.96. № 1010.
  22. Указ Президента РФ 6 октября 1995 года № 1019 О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации // Правовая защита прессы и книгоиздания. М&bdquo- 1996. С. 184.
  23. О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телерадиовещания в РФ, — М., 1995.
  24. Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования.- М., 1989.
  25. Сборник Федеральных конституционных законов и Федеральных законов. 1995. Вып. 2.
  26. Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 20−21-
  27. Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1012.1. Книги, статьи, публикации
  28. И.В., Абанкина Т. В. Десять замечаний о так называемом культурном маркетинге // Организационные преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы, — М., 1990.
  29. AranoR А. Б. Основы федерального информационного права России, — М., 1995.
  30. A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку,— М.: РАУ, 1993.
  31. Балтийский гуманитарный фонд. Отчет за 1996 год.- СПб., 1997.
  32. Н.С., Игнатьева Е. Л. Культура и финансовая политика государства // Финансы, — 1995,-№ 10.
  33. Н.С., Игнатьева Е. Л. Еще раз о финансировании культуры // Финансы, — 1997,-№ 7.
  34. Н.С., Игнатьева Е. Л. Нести тяжело, бросить жалко // Культура.-1997.- № 26, — С. 6.
  35. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики, — 1996,-№ 10, — С.64−77.
  36. Бугров Л. Ю, Худякова С. С. и др. Творчество и трудовое право.- Пермь, 1995.
  37. Н.К., Гордин В. Э. Маркетинговая деятельность в театральной сфере // Известия С-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., 1995. № 1.
  38. Н.К., Дымникова А. И. Проблемы совершенствования планирования развития народно-хозяйственного комплекса культуры и искусства. Л., 1987.
  39. Н.К., Дымникова А. И. Муравьев Е.П. Новый хозяйственный механизм в социально-культурной сфере. Минск, 1989. С. 12.
  40. И., Клюев В. Легитимные источники самофинансирования // Библиотека, — 1997, — № 5.
  41. Ю.И. Концепция законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность СМИ // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПб., 1996. С.99−108,
  42. Ветрова Н С Финансирование социальных программ в странах Запада, — М.: Наука, 1993.
  43. Выживет ли культура в условиях рынка: Сб. статей американских авторов,-СПб, 1996.
  44. А. Провинциальное ТВ- будущее за коммерческим сектором // Час пик. 1997. № 81.
  45. С.А. Программа телепередач как объект авторского права // Российский юридический журнал, — 1995 № 2, — С.81−86.
  46. А. Культурно-хозяйственная политика США // Культурная политика в современном обществе. М, 1994. С. 246−247.
  47. Глаголев Л И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. 1. Зарубежный опыт. М., 1991.
  48. Н.И., Пискотина A.M. О маркетинге в культуре // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М., 1987, — С. 199−208.
  49. Гордин 13/>. Социальная политика и социальный маркетинг, — СПб., 1992.
  50. А.И., Самогута В. Н. Реклама и средства массовой информации : международная практика // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПб., 1996. С. 490−498.
  51. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики, — 1996,-№ 10, — С.49−63.
  52. Дроздов С М., Мишальченко Ю. В., Воронин М. С. Управление телевидением и радиовещанием в государствах Западной Европы // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности. СПб., 1996. С. 473−480.
  53. А.И., Иксанов А. Г. Благотворительный фонд БДТ: Теория и практика успеха,-СПб., 1997.
  54. А.Д. Организация, регулирование и планирование систем телевидения, — М., 1996.
  55. Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учебное пособие, — М.: Моск. Ун-т культуры, 1994.
  56. B.C. Культурная политика и театр, — М., 1995.
  57. Жидком 13. На подступах к осмыслению проблемы // Культурная политика в современном обществе. М., 1992. С. 9−32.
  58. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
  59. Т. Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства // Вопросы экономики,-1993, — № 4, — С. 5.
  60. В. Г. Зайцева Л.М. Культура и средства массовой информации // Сфера услуг. Новая концепция развития. М., 1990.
  61. Известия. Санкт-Петербург. 1997. 19 декабря. С. 3.
  62. А.Г., Дымникова А. И. Как просить деньги на культуру, — СПб, 1995.
  63. Кичин 13. Псевдоним для «Культуры» // Известия. 1997. 30 декабря.
  64. И. Искусство требует жертв от. чиновника // Российские вести.-1996.- 12 июля.
  65. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной с сфере.- М.:1. Наука. 1995.
  66. И. Деньги- не учреждению, а человеку: как изменить принципы финансирования культуры // Российский вестник.- 1997, — 17 апреля, — С.З.
  67. Концепция программы «Сохранение и развитие русской театральной провинции» // Ориентиры культурной политики. 1993. Вып. 1.
  68. Ф. Основы маркетинга.- М: Прогресс, 1990.
  69. Культура и средства массовой информации. М., 1985.
  70. Культура на перепутье / Под ред. проф.Б. Ю. Сорочкина, — М., 1994.
  71. Культура: организация, управление, экономика: Сборник научных трудов / Под ред. проф. И. М. Болотникова.-СПб, 1992.
  72. Культурная политика в современном обществе, — М., 1992.
  73. Культурная политика в Российской Федерации: Доклад европейской группы экспертов, подготовленный Жаном Ренардом, — Страсбург, 1996.
  74. Э., Маршалл М. Некоторые дилеммы финансирования культуры // Экономика искусства. Опыт зарубежных исследований. М., 1991. С. 23.
  75. X. Основные направления, формы и методы работы прессслужб органов внутренних дел // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб., 1996. С. 352.
  76. А. Художественная политика Советского государства // Жизнь искусства. 1924. № 9. С. 2.
  77. А. Эпоха двуглавого орла на российском телевидении заканчивается //Известия. 1996. 13 ноября.
  78. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики, — 1997, — № 11, — С.86−95.
  79. Т.А., Игнатьева Е. Л. Информационное обеспечение сферы культуры и пути его совершенствования // Вопросы статистики, — 1996, — № 7.
  80. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет. М., 1998.
  81. О.В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: Формы поддержки и сотрудничества: Анализ практики и реализация, — М., 1997.
  82. С. Маркетинг в деятельности клубов и библиотек // Встреча КПР,-1993 № 11−12.-С.6−8.
  83. Методические рекомендации по определению объемов бюджетного финансирования культуры и искусства на 1991 г. и расчету норматива этих расходов на одного жителя. М., 1990.
  84. Методические указания по составлению комплексных планов развития культурного обслуживания населения автономных республик, краев и областей РСФСР. М&bdquo- 1982.
  85. Л. Рынок и ожидания // Вопросы экономики, — 1997, — № 11- С. 96 105.
  86. Налогообложение некоммерческих организаций // Бухучет, — № 3, — С. 50.
  87. Негосударственные организации культуры Санкт-Петербурга / Справочник / Под ред. А Кобака. СПб., 1997.
  88. Некрасов С И. Особенности налогообложения бюджетных и некоммерческих орг анизаций // Все для Вас, — 1997, — № 44, — С. 9.
  89. Некоммерческие фонды и организации, — М., 1997.
  90. Д., Эбурдин П. Цит. соч. С, 91.
  91. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции год 2000. М. 1992. С.
  92. В. Маркетинг культурных услуг, — Омск, 1992.
  93. О., Фишер Я. Экономика культуры, — М., 1987.
  94. Г. Художник в мире западного арт-бизнеса // Вопросы искусствознания, — 1994, — № 1, — С.63−100.
  95. ЮО.Онуфриенко Г. Ф. Модели культурной политики в условиях рынка: Итоги научно-информационного исследования. Вып.1, — М., 1996.
  96. Ориентиры культурной политики. Вып. 1. М., 1996.1020 совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации // Правовое поле журналиста. М., 1997. С. 311−313
  97. И. Провинциальное ТВ скоро получит по заслугам // Известия. 1997. 26 ноября. С. 3.
  98. И. Телевидение бросает вызов саму себе // Известия. 1996. 23 декабря.
  99. Г. Культура и рынок: где приоритеты // Деловой мир.-1997, — 28−31 марта.
  100. Правовая защита прессы и книгоиздания, — М., 1996.
  101. Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации: Сборник статей, — СПб.: СПбГУ, 1996.
  102. Правовое поле журналиста: Настольная справочная книга М., 1997.
  103. Правовое регулирование и социально-экономические проблемы театральной и концертной деятельности в Российской Федерации. М., 1993.
  104. Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. Спб. 1996. С. 100.
  105. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство, — СПб, 1997.
  106. Рекомендации парламентских слушаний «О законодательном обеспечении театральной деятельности в РФ». М&bdquo- ГИВЦ МК РФ. 1997.
  107. И., Шишкин А. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах// Вопросы экономики, — 1996,-№ 1.-С.33−46.
  108. И.Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительских искусств, — М., 1991.
  109. А.Я. Совершенствование хозяйственного механизма в сфере платных услуг культуры // Известия академии наук СССР. Серия экономическая. 1986. № 5
  110. В., Шишкин С., Якобсон Л. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы // Вопросы экономики, — 1996, — № 4.
  111. ., Шишкин С., Якобсон Л. Без дивидендов, но с пользой // Экономика и жизнь, — 1996.- № 36.
  112. ., Шишкин С., Якобсон Л. Социальные услуги: приоритет качеству // Экономика и жизнь 1996, — № 42.1 19. Cai алаев Э. «Государственного ТВ у нас нет!» // АиФ. 1996. № 35. С. 8.
  113. Сидоров 1:. Российская культура девяностых и ответственность государства // Культура 1997, — 22 марта, — С. 1.
  114. А.В. Третий сектор в культуре Петербурга, — СПб., 1996.
  115. Социальное развитие Петербурга в цифрах. СПб, 1997.
  116. Социальная сфера России: Статистический сборник, — М., 1995. Суник Б. К чему ведет смена хозяев, или как финансировать культуру // Встреча, — 1996,-№ 3, — С.6−8.
  117. И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. 1. 1989
  118. . Лежачих не бьют // Встреча. Культурно-просветительская работа.-1997 -№ 1.-С.2−5.
  119. Су пик Б. Бесплатность не гарантирована// Встреча.- 1997 № 2−3, — С. 10.
  120. Су ник Б. В. Сфера культуры: местные бюджеты и финансирование П Финансы, — 1996.-№ 8.
  121. Телелабиринты: Буржуазное ТВ сегодня. М., 1988.
  122. Телевидение- враг или друг народа? // Аргументы и факты. 1998. № 8.1. С. 4.
  123. Тульчинский Г. Л. Public relations: репутация, влияние, связи с общественностью и прессой, спонсорство, — СПб., 1994.
  124. ГТульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры, — СПб, 1995.132,Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства: 1997−1999 годы // Ориентиры культурной политики. Вып. З, — М, 1996.
  125. Формирование современной системы телевещания в РФ (аналитический обзор). М., 1997.
  126. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
  127. Р. Партнерские отношения между российскими и западными неправительственными организациями // Деньги и благотворительность. М., 1996. № 3 (август).
  128. М. Средства массовой информации в ФРГ. М., 1995. Чурбанов В. Российское законодательство о культуре: о чем, для чего, для кого? // Основы законодательства РСФСР и субъектов Федерации. М, 1991.
  129. П.В. Бюджетные средства нельзя транжирить: о проверке деятельности ТВ «Останкино» // Российская газета. 1995. 24 октября.
  130. В. Российское законодательство о культуре: о чем, для чего, для кого? // Основы законодательства РСФСР и субъектов Федерации. М., 1991. С. 13.
  131. И.М., Якобсон Л. И., Демидова Л. С. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере, — М., 1995.
  132. С.В. Экономика и управление в сфере культуры, поиск новых моделей, — М. 1992.
  133. Эрмитаж нашел деньги и друга // Известия. Санкт-Петербург. 1997. 9 декабря
  134. Якобсон Л И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов, — М.: Аспект-Пресс, 1996.
  135. Raising money from trusts. A Directory of Social Change Publication. London, 1992.
  136. US Foundation Support in Europa 1994/1995. London. 1994.
Заполнить форму текущей работой