Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономических механизмов формирования отраслевых экономических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная работа представляет собой комплексный анализ рыночных структур российской экономики. Работа явилась итогом теоретической оценки возможностей применения традиционных методов исследования к анализу отраслевых рынков и поведению фирм (предприятий) в условиях переходной экономики и практического анализа конкретных форм проявления монопольной власти и выявления особых показателей конкурентного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ РОССИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 1. 1. Конкурентный рынок как экономическая система
    • 1. 2. Методология идентификации и критерии оценки уровня конкуренции на рынке
    • 1. 3. Научно-методологические особенности регулирования отраслевых рынков товаров
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОПОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКАХ И РЕАКЦИИ НА НИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
    • 2. 1. Федеральные и региональные аспекты динамики и структуры конкурентной среды на отраслевых рынках
    • 2. 2. Анализ деятельности органов Федеральной антимонопольной службы России в рамках Закона «О конкуренции»
    • 2. 3. Тенденции в пресечении монопольных действий субъектов рынка
    • 2. 4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в сфере антимонопольного регулирования отраслевых рынков
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 3. 1. Совершенствование методических подходов к решению проблем развития конкурентных отраслевых рынков
    • 3. 2. Предложения по расширению применения конкретных методов определения поведения фирм на отраслевых рынках товаров
    • 3. 3. Развитие законодательно-правовых и организационных условий регулирования развития отраслевых рынков
  • Выводы по третьей главе

Совершенствование организационно-экономических механизмов формирования отраслевых экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период поступательного развития российской экономики одним из значимых направлений требующих научно-методического обоснования и практического решения стало укрепление рыночных отношений, формирование конкурентного единого рыночного пространства, эффективных отраслевых рынков. Важно знать состояние конкурентной среды, совершенствовать методы ее анализа и регулирования со стороны государства с целью повышения позитивного влияния свободной (совершенной) конкуренции на развитие социально-экономической и иных сфер общественной жизни. В этой связи наиболее актуальны анализ и контроль действий хозяйствующих субъектов (фирм), злоупотребляющих доминирующим положением на рынке, а также соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, различными способами ограничивающих конкуренцию на отраслевых рынках.

Экономика страны, ее дальнейшее развитие все в большей степени зависит от модернизации основных отраслей и сфер хозяйственной деятельности на основе эффективного использования новейших технологий и инноваций, интенсификации продолжающихся структурных преобразований, что повышает требования к формированию конкурентных отраслевых рынков и ответственного поведения и взаимодействия хозяйствующих субъектов на рынке. Актуальность решения названных проблем для российской экономики очевидна.

Отметим также, что в настоящее время среди отечественных экономистов-теоретиков и аналитиков наблюдается возрастание интереса к исследованию рыночных структур, в рамках которых происходят взаимодействия предприятий в экономике современной России. Внешний фактор поведения фирм, вместо общей реакции на макроэкономическую политику правительства без выделения специфики отдельных рынков и 'отраслей, теперь оказывается связанным, прежде всего с рыночными структурами. Возрастает значение особой структуры рынка, преобладающей в какой-либо отрасли или в каком-либо регионе, для разработки и оценки стратегии поведения фирм на этом рынке. При этом, по мере продвижения исследований с макро-на микро уровень аналитики столкнулись с проблемой методологического инструментария, обеспечивающего надежную базу экономическому анализу рыночных структур. Однако, подходы, применяемые в мировой экономической теории отраслевых рынков, не всегда оказываются адекватными российской действительности. По крайней мере, требуется серьезная переработка западных методов исследования в соответствии с доступностью и наличием информационных источников, спецификой поведения фирм (предприятий) в российских условиях.

Данная работа представляет собой комплексный анализ рыночных структур российской экономики. Работа явилась итогом теоретической оценки возможностей применения традиционных методов исследования к анализу отраслевых рынков и поведению фирм (предприятий) в условиях переходной экономики и практического анализа конкретных форм проявления монопольной власти и выявления особых показателей конкурентного состояния рынков в российской экономике, действий антимонопольных госорганов по выявлению и пресечению монопольных проявлений на отраслевых рынках и формированию конкурентной рыночной среды. Особое место в работе занимают вопросы государственной промышленной политики, в части решения проблем разработки и осуществления антимонопольной и конкурентной политики регулирования структур рынков разного рода, включая выработку рекомендаций для более эффективного государственного воздействия на релевантные рынки. Все это лишь усиливает актуальность настоящего исследования.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в разработке научно-методических основ совершенствования организационно-экономических механизмов экономических систем на примере ' формирования конкурентной среды на отраслевых рынках страны.

Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

— изучение и обобщение научных теорий рыночной экономики, в частности: идентификации отраслевых и товарных рынков, особенностей формирования конкурентных рынков и их типология;

— обоснование необходимости применения комплексного подхода при формировании конкурентной среды на отраслевых рынках;

— изучение и анализ существующих научно-методологических подходов к определению сущности формирования и функционирования отраслевых рынков и их влияния на социально-экономическое развитие общества;

— анализ имеющихся методов оценки различных поведенческих действий фирм и предприятий на отраслевых рынках;

— анализ состояния отечественной конкурентной среды в отраслевом и региональном разрезе, оценка факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентных отраслевых рынков в стране;

— анализ и оценка институционально-правовых условий, созданных государством для формирования конкурентной среды на отраслевых рынках для создания единого рыночного пространства;

— обоснование необходимости активизации участия государства в формировании конкурентной среды и разработка предложений по повышению эффективности применения организационно-экономических механизмов госрегулирования отраслевых рынков;

Объектом исследования является конкурентные отраслевые рынки товаров как экономические системы и существующие организационно-экономические методы антимонопольного регулирования конкуренции, а предметом — концептуальные, методологические и методические основы (подходы) и механизмы формирования отраслевых (товарных) рынков страны как экономических систем.

Общетеоретическую и методологическую основу исследования и решения, названных задач составляют системный подход к анализу структурных преобразований основных отраслей экономики, а главноеформирования конкурентной среды — как основы развития эффективных отраслевых рынков. Особо следует отметить теоретико-методологические и методические подходы экономистов-профессионалов в данной области экономических знаний по вопросам развития конкурентных отраслевых и товарных рынков, совершенствования организационно-экономических механизмов антимонопольного госрегулирования и влияния на конкурентную среду рынков. Правовую основу исследования составили соответствующие законодательно-правовые акты РФ в данной сфере. В качестве фактологической базы использовались данные государственной статистики, материалы и разработки ФАС России (быв. МАП) и ряда исследовательских центров, литературные отечественные и зарубежные источники по данной проблематике, а также материалы обследования Центра экономической конъюнктуры состояния и поведения предприятий на отраслевых рынках.

Наиболее существенные результаты, полученные авторов в ходе диссертационного исследования и выносимые на защиту:

— обоснованы особые подходы к идентификации и формированию конкурентных отраслевых рынков и их отличие от товарных рынков, а также выделено сходство функционирования отраслевых и товарных рынков, формирования конкурентных рынков, их типов на основе изучения и обобщения теоретических и методологических разработок зарубежных и отечественных ученых в сфере функционирования различных типов рынков и обеспечения конкурентной рыночной среды;

— обоснована необходимость применения комплексного подхода при формировании конкурентной среды на отраслевых рынках;

— предложено расширить применение методов оценки различных 'поведенческих действий фирм и предприятий для российских отраслевых рынков с учетом особенностей формирования и функционирования основных видов (типов) рынков и их влияния на социально-экономическое развитие общества;

— на основе выявленных особенностей и факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентных отраслевых рынков в регионах, действий региональных антимонопольных органов, разработаны предложения по совершенствованию развития рынков и повышению эффективности деятельности антимонопольных органов разного уровня по пресечению монопольных проявлений и формированию конкурентных отраслевых рынков;

— разработаны предложения по совершенствованию развития рынков и повышению эффективности деятельности антимонопольных органов разного уровня по пресечению монопольных проявлений и формированию конкурентных отраслевых рынков, на основе выявленных особенностей и факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентных отраслевых рынков в регионах, действий региональных антимонопольных органов;

— разработаны предложения по повышению эффективности применения организационно-экономических механизмов госрегулирования отраслевых рынков, в части антимонопольного регулирования;

— предложены направления совершенствования институционально-правовых условий для формирования конкурентной среды и развития эффективных отраслевых рынков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе автором впервые проведено сопоставление основных факторов формирования и функционирования отраслевых и товарных рынков как экономических систем, определены типы отраслевых рынков, характерные для современной российской экономики, даны рекомендации по расширению круга показателей определяющих поведение фирм на отраслевых рынках, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы антимонопольных органов по пресечению монопольных проявлений на отраслевых рынках и развитию конкуренции.

Практическая значимость исследования вытекает из его актуальности, научной новизны и определяется тем, что полученные автором результаты, предложения и рекомендации могут быть использованы в качестве методических основ для разработки организационно-экономических механизмов государственного регулирования развития отраслевых рынков и формирования единого конкурентоспособного рыночного пространства в условиях стабильного развития экономики России. Предложения автора могут быть использованы в работе государственных и региональных структур, решающих практические вопросы развития отраслевых рынков, занимающихся развитием конкуренции, реализацией антимонопольной политики, правовым обеспечением формирования конкурентного рынка в стране.

Апробация работы. Результаты научных исследований автора используются в учебном процессе в Институте современной экономики, Московской академии экономики и права, нашли свое отражение в ряде учебных и методических пособий, в соответствующих разделах лекционных курсов. Также результаты исследования используются в практической работе специалистами предприятия ОАО «345 Балашихинский механический завод».

Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования были изложены автором в докладах и научных сообщениях на научно-практических конференциях в Московской академии экономики и права, Университете Российской академии и образования, на межкафедральных семинарах и заседаниях кафедры экономики и предпринимательства, а также во процессе проведения практических и семинарских занятий по дисциплинам: «Менеджмент», «Маркетинг», «Антикризисное управление», «Государственное и ' муниципальное регулирование».

Выводы по третьей главе.

На основе адаптации общей методологии исследования рыночных структур, а также анализа и оценки опыта антимонопольного регулирования 'формирования конкурентных отраслевых рынков, автором разработаны предложения: по совершенствованию методических подходов к решению проблем развития конкурентных отраслевых рынков, по направлениям государственного регулирования формирования конкурентной среды на отраслевых рынках, в т. ч. путем проведения активной антимонопольной политики, а также по совершенствованию законодательно-правовой базы формирования конкурентных отраслевых рынков товаров и проведению антимонопольной политики.

1. Разработаны предложения по совершенствованию методических подходов к решению проблем развития конкурентных отраслевых рынков. В частности, по вопросам: идентификации рынка, концентрации продавцов на рынке, оценки рыночных преимуществ предприятий — монополистов в сравнении с другими субъектами рынка, в т. ч. сравнение крупных фирм, средних и малых (одним из показателей, который может характеризовать рыночное преимущество крупных предприятий перед малыми, является показатель реализации на одного занятого), исследования барьеров входа в отрасль (на основе вычисления различий в характеристиках крупных, средних и малых предприятий), использования форм и методов ценообразования, показателей использования избыточных мощностей, фондовооруженности, ассортимента производимой продукции. Наряду с этими показателями, особо выделен отраслевой риск, который является одним из важнейших параметров рыночной структуры.

2. Рассмотренные выше показатели развития отраслевых рынков предлагается сделать основой совершенствования организационно-экономических механизмов государственного влияния на формирование конкурентной среды на отраслевых рынках. Автор иллюстрирует свои предложения по данной проблеме на примере нефтехимической промышленности — регулирования структуры «продукт — рынок» .

3. На основе идентификации имеющихся методов оценки различных поведенческих действий фирм и предприятий на отраслевых рынках предложено расширить их применение для российских отраслевых рынков с учетом особенностей формирования и функционирования основных видов (типов) рынков. Например, как за счет прямых показателей (индекс Бейна, индекс Тобина, индекс Лернера), так и за счет косвенных показателей (кроме индекса Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии Е (абсолютный и относительный), дисперсия рыночных долей, (коэффициент Джинииндекс Холла-Тайдмана) и др.

Кроме этого, для получения более полной картины ситуации на рынках предлагается учитывать такие индикаторы поведения фирмы (предприятия), как расходы на рекламукоэффициент использования мощностейразрыв в реализации на одного занятого, фондовооруженности и ассортименте между крупными и мелкими предприятиями отрасли и др. Предложенная система индикаторов, по мнению автора, является более целостной и состоятельной, отражающей большинство признаков рыночных условий и поведения фирм (предприятий) на отраслевых рынках товаров.

4. Предложены направления совершенствования российского антимонопольного законодательства и иных правовых актов системы государственного регулирования отраслевых рынков. В частности, даны предложения по внесению изменений в ФЗ «О конкуренции.», предложены: направления изменения Кодекса об административных правонарушениях, уголовного законодательства в части унификации отдельных его норм с антимонопольным законодательством и др. изменения административно-процессуального законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования автором получены следующие научно-методические и практические результаты,.

1. На основе изучения и обобщения теоретических и методологических разработок зарубежных и отечественных ученых в сфере функционирования различных типов отраслевых рынков и обеспечения конкурентной рыночной среды, обоснованы особые подходы к идентификации и формированию конкурентных отраслевых рынков и их отличие от товарных рынков, а также выделено сходство функционирования отраслевых и товарных рынков, формирования конкурентных рынков, их типов. В частности, в работе автором впервые:

— проведено сопоставление основных факторов формирования и функционирования отраслевых и товарных рынков;

— определены типы и структуры отраслевых рынков характерные для современной российской экономики;

— даны рекомендации по использованию и расширению круга показателей определяющих поведение фирм на отраслевых рынках, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы антимонопольных органов по пресечению монопольных проявлений на отраслевых рынках и развитию конкуренции.

2. Обоснована необходимость применения комплексного подхода при формировании конкурентной среды на отраслевых рынках, который как инструментарий исследования предполагает одновременное использование методов экономического, количественного анализа, так и формально-юридический метод. Это положение имеет особое значение для сферы антимонопольного регулирования, поскольку судебные разбирательства, связанные с антимонопольными законами, включают в себя экономические вопросы. Кроме того, на стыке экономической и юридической наук появился новый методологический подход к пониманию рынка. В целом методологическими принципами анализа отраслевого рынка товаров и его регулирования являются системный подход, динамический, территориальный принцип комплексного исследования, формальноюридический подход.

3. На основе идентификации имеющихся методов оценки различных поведенческих действий фирм и предприятий на отраслевых рынках предложено расширить их применение для российских отраслевых рынков с учетом особенностей формирования и функционирования основных видов (типов) рынков товаров и их влияния на социально-экономическое развитие общества. В частности, наряду с достаточно широко применяющимися за рубежом, да и в России, показателями концентрации: индексы концентрации СЯ4, СЯ6, СЛ8- индекс Херфиндаля-Хиршмана (доля монопольной продукции в выпуске предприятияабсолютные доли предприятий или групп предприятий, например финансово-промышленных групп, холдингов) на рынке, а также индекс Лернера (или его заменитель — доля прибыли в реализации лидирующих предприятий рынка), предлагается расширить перечень индикаторов, характеризующих отраслевые рынки и поведение фирм (предприятий) на этих рынках. Например, как за счет прямых показателей (индекс Бейна, индекс Тобина, индекс Лернера,, так и за счет косвенных показателей (кроме индекса Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии Е (абсолютный и относительный), дисперсия рыночных долей, (коэффициент Джинииндекс Холла-Тайдмана).

Кроме того, для получения более полной картины ситуации на рынках предлагается учитывать такие индикаторы поведения фирмы (предприятия), как расходы на рекламукоэффициент использования мощностейразрыв в реализации на одного занятого, фондовооруженность и различия в ассортименте между крупными и мелкими предприятиями отрасли.

Предложенная система индикаторов, по мнению автора, является более целостной и состоятельной, отражающей большинство признаков рыночных ' условий и поведения фирм (предприятий) на отраслевых рынках товаров.

Практическая апробация предложенной системы индикаторов может быть осуществлена сначала на одном из отраслевых рынков или в одном-двух регионах страны.

4. На основе идентификации имеющихся методов оценки различных поведенческих действий фирм и предприятий на отраслевых рынках предложено расширить их применение для российских отраслевых рынков с учетом особенностей формирования и функционирования основных видов (типов) рынков и их влияния на социально-экономическое развитие общества.

Выявлена необходимость и возможность разграничения отраслевого (непосредственно связанного с деятельностью конкретной отрасли) и товарного рынков в качестве объектов анализа и выработки организационно-экономических механизмов государственного (антимонопольного) регулирования конкурентного рынка страны.

При этом автор работы показал, что мнение ряда специалистов считающих что «отождествление рынка с отраслью» может привести либо к недооценке, либо к переоценке реального уровня концентрации, конкуренции и неверному выделению факторов, определяющих рыночную структуру, является весьма спорным.

В работе показаны альтернативные возможности выделения рынка внутри отрасли на основе вычленения отдельного товара или товарной группы либо на основе исследования регионального рынка.

Первый подход рекомендуется для случая, когда у производимого товара отсутствуют достаточно близкие заменители и одновременно размеры предприятий — производителей товара достаточно велики (применение этого подхода относится к отраслевым рынкам ЕМ, ВИК нефтегазового комплекса, иных рынков крупных вертикальноили горизонтально-интегрированных структур экспортоориентированных отраслей).

Второй подход рекомендуется для рынков однородной продукции с ' небольшим сроком хранения (что затрудняет транспортировку) или запретительно высоким уровнем транспортных расходов (например, ряд сельхозпродуктов).

5. В ходе анализа рыночных структур установлено, что достаточно работоспособным индикаторами конкурентной среды отрасли и подотрасли, а также конкретного рынка могут быть показатели, измеряющие различия между крупными и мелкими предприятиями, такие как разница между реализацией на одного занятого или индекс преимущества крупных предприятий, рассчитанный как отношение реализации на одного занятого на крупных предприятиях к реализации на одного занятого на малых предприятияхразница фондовооруженности, ассортимента, прибыли на одного занятого. На основе сопоставления динамики таких показателей с динамикой традиционных показателей концентрации можно делать выводы о высоте абсолютных и относительных барьеров входа в конкретную отрасль и на исследуемый рынок.

Сравнительный анализ динамики показателей разрыва состояний между крупными и малыми предприятиями может характеризовать степень приспособляемости предприятий к изменению рыночных условий. Увеличение разрыва свидетельствует о том, что нестратегические факторы играют доминирующую роль в выборе методов, темпов и форм адаптации российских предприятий к рынку. Уменьшение разрыва говорит о том, что основной характеристикой поведения предприятий в переходной экономике являются стратегические факторы, то есть сознательный выбор рыночного поведения с учетом ожидаемой ответной реакции конкурентов. Последнее пока представляется менее выполнимым в связи с недостаточной степенью освоения российскими предприятиями правил деятельности в рыночных условиях.

6. На основе выявленных особенностей и факторов, влияющих на формирование и развитие конкурентных отраслевых рынков в регионах, действий региональных антимонопольных органов, разработаны предложения по совершенствованию развития рынков и повышению эффективности деятельности антимонопольных органов разного уровня по пресечению монопольных проявлений и формированию конкурентных отраслевых рынков.

Отрасли с сильной ориентацией на определенную сырьевую базу (такие, например, как рынок каучука) в условиях России, видимо, будут образовывать структуру типа «тесной олигополии». Подобная структура характеризуется наличием небольшого числа тесно взаимосвязанных достаточно крупных производителей, между которыми возможна существенная степень координации стратегической политики. Конкуренция между такими предприятиями на внутреннем рынке будет тем слабее, чем шире возможности реализации товара на внешнем рынке. В связи с этим по отношению к данным рынкам целесообразно проводить государственную политику активного наблюдения: отрасли нуждаются в регулярном мониторинге цен и объемов продукции с целью своевременного выявления и предупреждения антиконкурентного поведения действующих там предприятий и фирм.

Особая сложность при адаптации к рынку возникает у крупных предприятий, что выражается в колебаниях показателей концентрации, в частности в неустойчивой динамике долей крупнейших продавцов. Для крупных предприятий сильнее затрудняет проведение активной политики доминирования на рынке, например, недостаточное сырьевое и кредитно-финансовое обеспечение, большая изношенность производственных мощностей, отсталость технологий и др. В силу этого рынки России практически не демонстрируют явления «доминирующей фирмы» за исключением ситуаций, где доминирующую роль играет импорт. В этой связи необходима целенаправленная научно-техническая и инновационная реорганизация промышленности, всех ее отраслей.

7. Разработаны предложения по повышению эффективности применения организационно-экономических механизмов госрегулирования ' отраслевых рынков, в части антимонопольного регулирования.

Оценка положительных сторон и недостатков российской классификации монополистов как основы антимонопольного регулирования рыночных структур выявила, что мониторинг монопольной власти не может сводиться к контролю за деятельность только предприятий-монополистов.

Исследование монопольной власти должно базироваться на анализе в первую очередь заменяемости товаров в потреблении (или в отдельных случаях в производстве) данного конкретного рынка.

Как было установлено, в частности для пищевой промышленности, импорт может служить существенным фактором усиления конкуренции, несмотря на наличие в отрасли или регионе крупных предприятий, даже попавших в реестр монополистов и обладающих потенциалом доминирования на рынке. Часто доминирование импорта превышает монопольное влияние внутреннего производителя, так что с точки зрения внутренней ситуации рыночная структура вполне может быть охарактеризована как рынок работающей конкуренции.

8. Более детальное исследование региональных рынков выявляет нарастающую тенденцию развития рыночной власти: на региональных рынках однородной продукции монопольное влияние может быть присуще не только крупным, но и (возможно, в не меньшей степени) средним по размеру предприятиям. Это тем более возможно, что крупные предприятия в силу их жесткой внутренней структуры характеризуются более слабой адаптивностью к рынку, их приспособление к изменению хозяйственной среды требует большего периода времени. Напротив, предприятия среднего размера в условиях повышенной неопределенности и риска в промышленности быстрее и точнее реагируют на действия конкурентов, что позволяет им оказывать относительно более сильное воздействие (учитывая их размер и рыночную долю) на объем реализации и уровень цены на рынке в целом. Поэтому, мы считаем целесообразным учитывать при прогнозировании и осуществлении мониторинга монопольной власти и антимонопольной политики, разумеется, с учетом специфики конкретного рынка, феномен монопольной власти средних по размеру предприятий.

Проведен анализ не только работы федеральных органов антимонопольного управления, но также деятельность региональных управлений. Сопоставлены показатели деятельности региональных управлений в сумме по федеральным округам, а также по отдельным субъектам федерации. В динамике рассмотрены результаты их работы по основным направлениям. Проанализирована и оценена антимонопольная деятельность в регионах по наиболее характерным отраслевым рынкам, например: нефтяном, угольном, нефтехимической продукции, пищевой промышленности и др.

9. На основании исследования рыночных структур российской экономики была выявлена особая форма монопольной власти крупных предприятий — вертикальные ограничения, играющие существенную роль и качестве факторов монополизации рынков в экономике переходного периода. Причиной формирования более жестких вертикальных ограничений и их более существенного влияния на рынки по сравнению с развитыми экономиками служат высокий уровень неопределенности и трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Специфика этой формы монопольной власти состоит в том, что ее невозможно обнаружить методами стандартного статистического наблюдения с помощью измерения концентрации продавцов на рынках. Кроме того, вертикальные ограничения могут не закрепляться и реально не закрепляются формальными соглашениями, для их прямого выявления необходим подробный анализ содержания контрактов и неформальных отношений поставщиков и покупателей на рынке. Реальное ограничение конкуренции при номинально конкурентной структуре (например, при наличии большого числа сравнительно малых предприятий) может происходить в российской экономике через вертикальные ограничения за счет контроля выше расположенной по цепочке переработки фирмы над закупочной фирмой, а тем самым и над распределительной сетью потребителя.

10. Уровень монопольной власти российских предприятий, как показывает анализ, проявляется также в жесткости цен крупных и средних фирм. Однако механизм осуществления жестких цен для отдельных отраслевых и региональных рынков с учетом специфики экономики переходного периода не до конца ясен и требует дополнительного исследования.

11. Во все большей степени для российских рынков становится характерной такая форма проявления рыночной власти, как ценовая дискриминация — назначение разных цен, не связанное с разницей в затратах на единицу продукции. Диагностировать наличие ценовой дискриминации представляется возможным путем сопоставления уровня и динамики цены товара на внутреннем рынке с мировой ценой. Систематическое повышение уровня внутренней цены товара (как это показано для рынка синтетического каучука) над мировым уровнем свидетельствует, как подтверждает наш анализ, о наличии определенной степени ценовой дискриминации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с развитием рыночных отношений в России появилась новая форма проявления монопольного влиянияценовая дискриминация. Следует предположить, что ценовая дискриминация будет все в большей степени использоваться российскими предприятиями как форма осуществления стратегического ценового поведения.

12. На основании исследования рынков российской экономики можно выделить два типа рыночных структур — с преобладанием монопольного начала (доминирующая фирма, ценовая дискриминация) и с преобладанием конкурентного начала (рынки работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки).

Для первого типа рынков характерно доминирующее влияние отдельных предприятий или групп предприятий (возможно, зарубежных ' производителей или импорта в целом), осуществление определенной степени монопольной власти не только крупными, но и средними предприятиями, использование фирмами нетрадиционных форм монопольного влияния и создание барьеров входа.

Второй тип рынков демонстрирует адаптацию предприятий к условиям рыночной экономики в виде скорее конкуренции, даже между крупными и крупнейшими производителями, нежели координации совместных действий. Решающую роль, как показало исследование, при определении типа рыночной структуры в российской экономике играют не столько размеры предприятий (хотя нельзя отрицать значение и этого фактора), сколько детерминанты внешнего порядка — наличие или отсутствие и масштабы импорта, возможности экспорта, характер выпускаемого продукта, особенности спроса — региональный или национальный — так, что одинаковые по доле рынка предприятия при разных типах внешнего воздействия будут обладать различной степенью монопольной власти на отраслевом рынке.

13. Предложены направления совершенствования российского антимонопольного законодательства и иных правовых актов системы государственного регулирования отраслевых рынков. В частности, даны предложения по внесению изменений в ФЗ «О конкуренции.», предложены: направления изменения Кодекса РФ об административных правонарушениях, уголовного законодательства в части унификации отдельных его норм с антимонопольным законодательством, включая и понятийный аппарат и др. Таким образом, необходимо изменение административно-процессуального законодательства.

Законодательно-правового обеспечения требуют также проблемы информационного обеспечения и формирования полноценных баз данных по реализации мер развития конкурентных рынков и формированию конкурентной среды.

Законодательного обеспечения требует также расширение внешнеэкономического сотрудничества России и ужесточение 'международной конкуренции: сотрудничество России с международными организациями и интеграционными группами, в рамках которых идет согласование многосторонних правил регулирования конкуренции и решений по актуальным вопросам развития конкурентной политики, в том числе с учетом интересов России.

По мнению автора, существующее законодательство по формированию и функционированию «цивилизованного отраслевого или товарного», а главное — эффективного рынка для всех его участников, в стране должно сопровождаться достаточно эффективной господдержкой, в т. ч. за счет активного функционирования антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях.

14. В целом можно сделать вывод о том, что эффективная антимонопольная политика в российской экономике должна заключаться не только и не столько в демонополизации — разукрупнении предприятий, контроле деятельности крупных производителей, сколько в развитии и совершенствовании рыночной инфраструктуры, повышении действенности применения организационно-экономических механизмов госрегулирования экономики в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации //Новый сборник законов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации //Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  4. Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговли» от 1992 г. (в ред. Законов РФ от 1993- 1995 гг.)
  5. Закон РФ 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. -№ 26.
  6. Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300 «О защите прав потребителей» (в ред. Законов РФ от 09.01.1996 № 2-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. -№ 3.
  7. Закон РФ от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ.-1995.-№ 34.
  8. Закон РФ от 18.07.95 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30.
  9. Закон РФ от 30.11.95 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СЗ РФ. 1995. -№ 56.
  10. Закон РФ от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. 1999. -№ 26.
  11. Указ Президента РФ .№ 201 от 27.02.95 г. «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».
  12. Указ Президента РФ № 915 от 24.08.92 г. «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».
  13. Указ Президента РФ № 220 от 28.02.95 г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» // Право и экономика. 1995. № 5−6.
  14. Указ Президента РФ № 426 от 28.04.97 г. «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // СЗ РФ. 1997.-№ 18.
  15. Постановление Правительства РФ № 1041 от 31.12.92 г. «О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров».
  16. Постановление Правительства РФ № 191 от 09.03.94 г. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры)" (с изменениями и дополнениями от 04.09.95 г., 15.05.98 г.).
  17. Постановление Правительства РФ № 239 от 21.02.98 г. «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998—2000 гг.».
  18. Постановление Правительства РФ № 576 от 11.08.92 г. «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992—1993 гг.».
  19. Постановление Правительства РФ № 739 от 12.07.99 г. «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» // СЗРФ. -1999.-№ 29.
  20. Постановление Правительства РФ № 936 от 03.08.96 г. «Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 годы».
  21. Постановление Президиума Верховного Совета РФ № 2218 от 20.01.92 г. «О государственном регулировании деятельности предприятий-монополистов».
  22. Приказ ГКАП РФ № 145 от 13.11.95 г. «Положение о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона «О конкуренции».
  23. Приказ ГКАП РФ № 169 от 20.12.96 г. «Об утверждении порядка анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках».
  24. Приказ ГКАП РФ № 91 от 25.07.96 г. «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства».
  25. Приказ МАП России № 441 от 17.11.99 г. «Положение о территориальном управлении МАП России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000.
  26. Письмо МАП РФ от 11.09.2000 г. «О проекте новой редакции Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках».
  27. Письмо МАП РФ от 11.09.2000 г. «О проекте новой редакции Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках».
  28. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы). М.: Министерство экономического развития и торговли РФ, 2004.
  29. Государственный доклад «О конкурентной политике в Российской Федерации» (1997 г. I полугодие 1999 г.). — М.: Изд. Дом «Правовое просвещение», 1999. — 349 с.
  30. Государственный доклад «О развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях». М.: ГКАП РФ, 1996. — 70 с.
  31. Государственный доклад «О развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации». М.: ГКАП РФ, 1997.-171 с.
  32. Доклад о конкурентной политике в Российской Федерации (1999−2001 гг.) // Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). -М., 2002. -287с.
  33. Доклад о развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации // Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. М., 1997. — 171с.
  34. Материалы коллегий МАП России за 1998−2003 гг.
  35. Региональный доклад по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Новосибирской области в 1998—2000 годах. Новосибирск: НТУ МАП РФ, 2000. — 90 с.
  36. Региональный доклад по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Новосибирской области в 1998—2000 годах. Новосибирск: НТУ МАП РФ, 2000. — 90 с.
  37. Официальная страница в сети Internet Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.- www. mapras. ru.
  38. Д.А. Стратегическое рыночное управление.- СПб.: «Питер», 2002. 544 с.
  39. Л.И. и др. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения //Российский экономический журнал. 1999. -№ 5−6. С. 3−37.
  40. Л. Россия: поиск самоопределения: очерки / Леонид Абалкин- РАН. 2-е изд., доп. — М.: Наука, 2005. — 463 с.
  41. В.П. Управление конкурентоспособностью экономических систем//Маркетинг. -2004. № 5. С. 19−25.
  42. С.Б., Балюкевич В. В., Горбачев A.B. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках // Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2000. — 302 с.
  43. С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. 2006. — т. 4, № 4. С. 3−22.
  44. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 256 с.
  45. Актуальные проблемы реформирования экономики (ч.9): сб. науч. тр. / Белгород, гос. технол. ун-т. Белгород, 2005. — 261 с.
  46. Е. Н. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентноспособности России / Е. А. Александрова, И. В. Рындина. // Региональная экономика: теория и практика. М.: 2006.-№ 4. С. 11−21.
  47. Антимонопольная политика и законодательство. // TACIS М.: Изд-во «Поматур», 2003, — 190 с.
  48. Л.М. Антимонопольное регулирование национальной экономики. М.: Рос. эконом, академия им. Плеханова, 1999. — 100 с.
  49. К. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. 2003. — № 5. С.47−52.
  50. Н.А., Козлова М. Ю. Антимонопольное законодательство РФ (вопросы теории и практики). Волгоград: Изд-во ВГУ, 2001. — 190 с.
  51. Д.Б., Гольдштейн С. Д. Проблематика определения термина «конкуренция» // Интеллектика, логистика, системология. Челябинск: Изд. Т. Лурье, вып. 4−5, 2001. С. 151−156.
  52. И.С. Практика исследования рынков М.: Бератор-Пресс, 2003. — 373с.
  53. А.Н. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды//Маркетинг. 2005. — № 1. С. 51−59.
  54. А. Обменный курс и конкурентноспособность отраслей российской экономики./ А. Бланк, Е. Гурвич, А. Улюкаев // Вопросы экономики.- 2006. № 6. С. 4−24.
  55. Р., Крюгер Р. Основы антитрестовской политики. Обзор положения дел в десяти государствах и в Европейском сообществе // Техн. документ Всемирного банка. 1995. — № 160. — 120 с.
  56. И.П., Хохлов Е. В. Анализ формирования конкурентноспособности как фактора экономического превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1.
  57. А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. 2003. — № 5.
  58. М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур.- М.: Экономика, 2006. 222 с.
  59. Г. Д. Конкуренция и вхождение российских промышленных предприятий на рынок: Материалы междунар. конф. «Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России». М., 2001.
  60. B.B. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математ. методы. 2000. т.36, № 4. С. 121−123.
  61. JI.E. Правовое регулирование конкурентных отношений в ЕС // Россия в окружающем мире: правовые аспекты: Тр. НОСиА МНЭПУ. Вып.2. М.: Изд-во ПОЛТЕКС, 2000. С. 28−30.
  62. Э., Ковачич Е. Антитрестовское законодательство и экономика. США: Междунар. ин-т права, 1995. — 375 с.
  63. Н. Конкурентноспособность основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления.-2006. — № 4. С. 24−29.
  64. В.Г. О некоторых подходах к решению экономических и организационных проблем промышленных предприятий: Моногр. / В. Г. Горшков, А. И. Миллер, В.А. Яшкин- Алт. гос. техн. ун-т. Барнаул: 2004.'- 169 с.
  65. А.П. Научные основы реформирования национальной экономики // Экон. наука соврем. России. 2005. — № 2. С. 162−165.
  66. Г. Об итогах социально-экономического развития России в 2005 году и задачах на 2006 год //Экономическая политика. 2006. — № 1.
  67. P.C. Теоретические аспекты экономического развития России / P.C. Гринберг, А. Я. Рубинштейн // Экон. возрождение России. 2004.- № 2. С. 24−26.
  68. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Рос. экон. журнал.- 2000. № 3. С.28−33.
  69. B.C. Макроэкономические модели. М.: Наука, 1983. С. 215.
  70. А. Российская экономика сегодня и завтра //Экономическая политика. 2006. — № 1.
  71. У.Э. Новая экономика. М.: Изд. Эксмо, 2006. С. 208.
  72. Д.В., Марьяненко В. П. Методы управления монопольными системами: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 37 с.
  73. Д.В., Марьяненко В. П. Системный анализ монопольных структур: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 35 с.
  74. В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран.- М.: ВНИИПИ, 1997.- 180 с.
  75. О.В. Закон о конкуренции Европейского Сообщества и его применение в отношении ограничительных соглашений (картелей) // Конкурент. 1996. № 3−4.
  76. JI.A. Конкуренция: проблемы теории и практики регулирования.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001.-364 с.
  77. А.Б. Методика анализа результатов обследования товарных рынков // Вопросы статистики. 1999. — № 3. С. 9−20.
  78. З.М. Антимонопольное законодательство США: история и современность. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 304 с.
  79. Картельный процесс в Германии / Круглый стол Антимонопольной группы Союза Немецкой экономики, 6 октября 1999 г., Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
  80. И.И. Повышение конкурентоспособности российской промышленности // Федеральный справочник, январь-июнь 2002 г., выпуск 11.
  81. Н.И. Рассмотрение дел, связанных с обжалованием решений (предписаний) антимонопольных органов // Комментарий судебно-арбитражной практики. М.: Юрид. лит., 1997. Вып. 4.
  82. И.В. Антимонопольная деятельность государства: Учеб.-метод. комплекс. Новосибирск: СибАГС. 2000. — 128 с.
  83. И.В. Концентрация отраслевых рынков Российской Федерации // ЭКО. 2001. — № 7. С. 107.
  84. И.В. Монополизм угроза для национальных и демократических институтов общества: исторические параллели // Науч. записки Сиб. акад. гос. службы: в 3-х т. т.1. — Новосибирск: СибАГС, 2000. С. 36−55.
  85. И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. Новосибирск: СибУПК, 2001.-292с.
  86. А. Как ускорить экономический рост в России? Петербургский экономический форум // Вестник ИЭПП. 2006.
  87. Ю. О повышении конкурентоспособности экономики. // Экономист. 2006. -№ 8. С. 13−20
  88. Я.Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной» либерализации / Я. Д. Лисоволик. М.: Экономика, 2007. — 446 с.
  89. В.В. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа /Под ред. Гранберга. М.: Экономика, 2006. — 407 с.
  90. В.Л. Особенности будущего развития экономики России (теоретические аспекты проблемы) / В. Л. Малышев. М.: Юрист. 2005. — 335 с.
  91. В.И. Проектирование структур производственного предприятия. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005. — 320 с.
  92. K.P., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т.- Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — т. 2. — 400 с.
  93. В.И., Чепунова С. Н. Процессы концентрации и монополизации в промышленности России // Науч. зап. НГАЭиУ.2002. Вып.1. С.5−10.
  94. Материалы семинара Международного института права и Мирового банка для ГКАП РФ «Политика конкуренции, обеспечение выполнения антимонопольных законов и методы исследования». М.: 1995.
  95. Методические указания к анализу рынков / ГАК России. М., 2004.
  96. В. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности: Ценовые и неценовые факторы анализа // 2006. -№ 3.-С. 42−61.
  97. Моделирование рынка / Кленски Кевин Дж., Крейнг Питер С., МакГерри Вольф Марианна.- М.: Изд. Вершина, 2007.- 272 с.
  98. В.М. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией и вопросы инвестиционного климата: Материалы Междунар. конф. «10 лет антимонопольным органам РФ. Итоги и перспективы». М.: МАП РФ, 2000. — С. 294−298.
  99. Обзор экономической политики в России за 1999 год / C.B. Алексашенко, А. З. Астопович и др. / Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2000. — 800 с.
  100. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995. -494 с.
  101. И.Г. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования. СПб., 2000. — 20 с.
  102. И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: Автореф. дис. д-ра экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. СПб., 1999. — 32 с.
  103. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М.: КНОРУС, 2007.-464 с.
  104. К.В. Основные этапы повышения конкурентноспособности российской экономики в условиях ее интенсификации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2005.-№ 5. С. 18−26.
  105. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. / Мартынов В. А., Автономов B.C., Осадчая J1.M. Коллектив авторов.- М.: Экономика, 2005. 719 с.
  106. E.JI. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка.- Рек. УМО.-М.: КНОРУС, 2007. -216 с.
  107. М. Международная конкуренция. Пер. с англ.// Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения. 1993. 896 с.
  108. М. Конкуренция. «Конкуренция».- Издательский дом Вильяме, 2003.
  109. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость.- М.: Экон. Наука, 2005.
  110. Портфель конкуренции и управления финансами / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: Соминтэк, 1996. — 736 с.
  111. Программа структурной перестройки и повышение конкурентоспособности экономики.- Минск: Амалфея, 2003.
  112. A.A. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002.
  113. А.Е. Стратегия повышения конкурентной устойчивости предприятия. Дисс. канд. экон. наук. -М.: ГУУ, 2000. 174 с.
  114. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2007 г. Министерство экономического развития и торговли РФ, 2004.
  115. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004. -480 с.
  116. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.- Прогресс. 1986. -С.472.
  117. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. -М.: ТЕИС, 1998.-264 с.
  118. Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экон. журнал. 2001. — № 2. — С.4−47.
  119. Н. М. Авдашева С.Б. Квазиконкурентные рынки -реальность российской экономики // Вести. МГУ. Сер. 6. Экономика. -1998.-№ 1.-С. 30−50.
  120. Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. /Госкомстат России. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2007.
  121. Россия в цифрах: Кратк. Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2001−2006.
  122. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. — VI. -724с.
  123. К.В. Законы экономической эволюции.- М.: Изд. Дело и сервис, 2007. 272 с.
  124. И.А. Россия в общеевропейском процессе экономической интеграции. М.: Экономика, 2005. — 135 с.
  125. Справочно-методологические материалы для анализа вертикальных соглашений между хозяйствующими субъектами // Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. М., 1993. 19с.
  126. И.В. От монополизма к конкуренции. М.- Политиздат, 1990.-С. 174.
  127. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под рук. В.И.Ишаева//Российский экономический журнал.-2001.-№ 1.
  128. А.А., Киселев В. В. Антимонопольное регулирование в энергетике: теория и практика // Энергетик. 2002. — № 12. — С.6−7.
  129. Г. А. Информационные ресурсы антимонопольных органов России // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 3. — С. 102−105.
  130. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности- Пер. с англ. СПб.: Экон. шк., 2000. — 745 с.
  131. А. К использованию западноевропейского опыта стимулирования конкуренции и антимонопольного контроля // РЭЖ. 1998. -№ 4.
  132. H.H., Литвинов В. 10. Модель олигополической конкуренции на рынке. В книге «Моделирование процессов управления и обработки информации». М.: Московский физико-технический институт, 1993.-С. 39−45.
  133. A.C. Факторы, снижающие устойчивость функционирования предприятий российской экономики // Сборник трудов научно-педагогического состава и аспирантов Государственной академии строительства и ЖКК России № 1. М.: ГАСиЖКК России, 2005.
  134. A.B., Бабин Г. И. Проблема повышения эффективности противодействия антиконкурентным соглашениям и взаимодействие антимонопольных органов зарубежных стран при раскрытии картелей //Вестник МАП России, № 1,2003.-С. 121−146.
  135. Тюрина В.10. Российская экономика: проблемы и противоречия экономического роста: коллектив, моногр. / В. Ю. Тюрина и др.- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: Науч. книга, 2005. -185 с.
  136. Н.В. Этапы формирования конкурентноспособности национальной экономики // Вестник БГУ. Сер. 3., 2005. № 3. — 72−75 с.
  137. P.A. Конкурентноспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002.
  138. Фатфутдинов Р. А. Стратегическая конкурентноспособность. М.: ЗАО «Издательсво «Экономика», 2005.-504 с.
  139. P.A. Управление кокурентноспособностыо организации.- М.: ЭКСМО, 2004.
  140. P.A. Конкурентноспособность : Россия и мир. 19 922 015 / P.A. Фатфутдинов.- М.: Экономика, 2005. -606 с.
  141. И.М. История становления антимонопольных органов в России // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 3. — С.21−29.
  142. Н.Е. Государственный антимонопольный комитет по защите конкуренции // Законодательство и экономика. 1998. -№ 5.
  143. Ф. А. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12.
  144. В.Г. Факторы роста российской экономики в период стабилизации / В. Г. Холодков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. -2005. -№ 3. -С. 22−42.
  145. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: Мониторинг макроэкономических показателей, 2006.
  146. Цой В. Е. Методические решения формирования механизма демонополизации в условиях рыночной трансформации: Препринт. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. -20 с.
  147. Э. Теория монополистической конкуренции- Пер. с англ. / Под. ред. Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996. -351 с.
  148. С.Г. Совершенствование методов анализа процессов экономической концентрации в антимонопольной практике- Материалы Междунар. конф. «10 лет антимонопольным органам РФ. Итоги и перспективы». М.: МАП РФ, 2000. -С. 323−326.
  149. А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М.: ТЕИС, 2000. -79 с.
  150. А.Е. Экономическая теория институтов. М.: ТЕИС, 2000.
  151. Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
  152. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков- Пер. с англ. -М.: Инфра-М, 2002. т. 6. — 698 с.
  153. Экономическая конъюнктура январь-сентябрь 2006 г. // Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 2007.
  154. Экономическое развитие России. -М., 2005. -т. 12, № 2. 56 е.- т. 12, № 3. -68 е.- т. 12, № 4. — 56 е.- т. 12, № 5. — 64 е.- т. 12, № 6. — 68 с.
  155. Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня // Экон. журн. Высш. шк. экономики. 2001. -т.5, № 2. -С. 158−78.
  156. Эксперт-2000−2005гг. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний России.
  157. Эффективные решения в экономике переходного периода / К. Морс, А. Пузанов, Р. Страйк. М.: Изд. Айрис-Пресс. 2007.- 448 с.
  158. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.: Изд-во «Акалис». 1996.-272с.
  159. И.А. Государственная конкурентная политика в общей стратегии развития России // Вест. Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 3. -С. 3−21.
  160. И.А. На острие экономических реформ // Конкуренция и рынок.-2000. № 4.-С. 16−18.
  161. A.A. Статистическая оценка уровня монополизации производства // Вест, статистики. 1990. — № 9. — С.39−45.
  162. Bain J. Industrial Organization. N.Y., 1959.
  163. Demsetz H. Industry Structure, Market Rivalry, and Public Policy // Journal of Law and Economics. 1973. V. 16. P. 1.9.
  164. Demsetz H. Why Regulate Utilities? // Journal of Law and Economics. 1968. V. 11. P. 55.65.
  165. John Kenneth Galbraith. American Capitalism, rev. ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 1956. P. 86—88.
  166. Mason E. Price and Production Policies of large-scale Enterprise I I American Economic Review. March 1939. V. 29. P. 61.74.
  167. Mason E. The Current State of the Monopoly Problem in the Unites States // Harvard Law Review. V. 62. June 1949. P. 1265.1285.
  168. Stigler G. Perfect Competition, Historically Contemplated // Journal of Political Economy. 1957. V. 65 (5).
  169. Stigler G. The Organization of Industry. Chicago, 1968.
  170. Substantia criteria used for the assessment of mergers. OECD., DAFFE/COMP (2003) 5, p. 22
  171. Teorie und Praxis der Kartelle, Darmschtadt, 1972. p.23−30.
  172. The Glossaiy of Industrial Organization Economics, Competition Law and Policy Terms. Paris, OECD, 1993.
  173. XXV-th Report on Competition Policy 1996. EUROPREN COMMISSIION. Brussel, 1997. — P. 17.
Заполнить форму текущей работой