Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация бухгалтерского учета материалов в банке на примере филиала №300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк»

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поступление материалов осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством, а также в результате: внесения в счет вклада в уставный фонд банка; получения банком безвозмездно (включая договор дарения); изготовления товарно-материальных ценностей сотрудниками банка; оприходования неучтенных товарно-материальных ценностей… Читать ещё >

Организация бухгалтерского учета материалов в банке на примере филиала №300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета материалов в банке
    • 1.1 Экономическая сущность, классификация и оценка материалов в банке
    • 1.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета материалов в банке
    • 1.3 Краткая экономическая характеристика филиала № 300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк»
    • 2. Бухгалтерский учет материалов в банке
    • 2.1 Порядок организации аналитического учета материалов в банке
    • 2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учет поступления материалов
    • 2.3 Документальное оформление и бухгалтерский отпуска и списания использованных материалов
    • 2.4 Порядок проведения инвентаризации материалов в банке и оформление ее результатов на счетах бухгалтерского учета
    • 2.5 Направления совершенствования бухгалтерского учета материалов в банке
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • ПРИЛОЖЕНИЯ

Материалы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Они могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах банка. В условиях рыночной экономики актуальными становятся вопросы эффективного контроля за движением материалов в производстве продукции (работ, услуг).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции.

Материалы — вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Это значит, что необходимо увеличить применение прогрессивных конструкционных материалов, заменить дорогостоящие материалы более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции; сократить отходы производства.

Доходы и прибыль банки получают при осуществлении операций с клиентами банка. Однако, в процессе учета, документооборота, выведении финансового результата банками совершается большое количество бухгалтерских записей, в которых отсутствует клиент как контрагент по сделке. Эти операции называются внутрибанковские. Внутрибанковские операции выполняют отделы (управления) с одноименным названием. В то же время стоит подчеркнуть, что многие операции в банке несут на себе признаки и банковских, и внутрибанковских.

Эффективность деятельности банка во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы банка. Завышение количества материалов ведет к торможению и замораживанию ресурсов. Кроме всего прочего, это дорого обходится банку, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Учет материальных ценностей относится к внутрибанковским операциям. Банки в процессе деятельности используют и традиционные для них расходные материалы — канцелярские товары, горюче-смазочные материалы, форменную одежду, различные материалы для работы с денежной наличностью. Нет оснований считать учет таких материалов актуальным, то есть более важным, чем учет других операций. Несомненно, однако, что этот учет требует и достаточной квалификации специалистов, и программного обеспечения, и надлежащего контроля.

Материалы обслуживают сферу услуг и являются ее материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса оказания услуг банком клиентам.

Актуальность темы

обусловлена тем, что оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы банка. Завышение или занижение количества материалов может привести к перебоям в работе банка, поэтому правильное отражение материалов на счетах бухгалтерского учета способствует непрерывной и эффективной деятельности банка.

Цель работы состоит в теоретическом рассмотрении организации бухгалтерского учета материалов в банке, а также в разработке направлений его совершенствования.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить экономическую сущность, классификацию и оценку материалов;

— рассмотреть цель, задачи и принципы бухгалтерского учета материалов в банке;

— провести анализ краткой экономической характеристики филиала ОАО «Филиала № 300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк» — Гомельское областное управление;

— рассмотреть порядок организации аналитического учета материалов в банке;

— изучить документальное оформление и бухгалтерский учет поступления материалов;

— рассмотреть документальное оформление и бухгалтерский учет отпуска и списания использованных материалов;

— изучить порядок проведения инвентаризации материалов в банке и отражение его результатов на счетах бухгалтерского учета;

— разработать направления совершенствования бухгалтерского учета материалов в банке.

Объект исследования — деятельность филиала № 300 — Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк».

Предмет исследования — бухгалтерский учет материалов филиала № 300 — Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк».

Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных экономистов, а также был использован практический материал филиала № 300 — Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк».

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: Л. П. Бабаш [6], В. И. Малая [9], Е. В. Быковская [10], Н. В. Жерело. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: Л. Гулис [14], Л. Боровая [8], В. А. Анташов [4], В. Александрова.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, метод оценки, двойная запись, а также специальные методы и приемы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Курсовая работа включает 40 с., 10 таблиц, 23 источников, 3 приложения.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета материалов в банке

1.1 Экономическая сущность, классификация и оценка материалов в банке

Деятельность любого банка связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки, что обеспечивает непрерывность процессов в экономике. Материалы являются инструментами, с помощью которых осуществляется деятельность субъектов экономики.

Материальные ценности — ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов.

Товарно-материальные ценности — статистический показатель, отражающий на определенную дату стоимость товарно-материальных ценностей, в состав которых входят производственные запасы, незавершенное производство, остатки готовой продукции [13, с. 18].

Материалы — собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда — сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, спецодежда, запасные части для ремонта, инструменты [22, с. 89].

Материалы — счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих банку сырья, материалов, топлива, запасных частей.

Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих банку ТМЦ предназначен балансовый счет 5600 «Материалы». Данный счет предназначен для учета принадлежащих банку:

— материалов для ремонта зданий;

— строительных материалов;

— запасных частей и агрегатов к машинам и оборудованию;

— автомобильных шин;

— инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте;

— инкассаторских сумок;

— мешков для перевозки ценностей;

— упаковочных материалов;

— материалов и приборов для оборудования сигнализации;

— средств индивидуальной защиты;

— форменной одежды, обуви и снаряжения;

— спортивной одежды и инвентаря;

— горюче-смазочных материалов;

— канцелярских принадлежностей;

— печатной продукции;

— продуктов питания, тары;

— прочих материалов (материалов по эксплуатации вычислительной техники, кассового оборудования, средств связи, охраны труда и др.).

По функциональной роли и назначению в деятельности банка все запасы подразделяются на основные и вспомогательные: основные — это материалы, которые вещественно используются в деятельности банка (инкассаторские сумки); вспомогательные — это материалы, которые входят в состав вырабатываемых услуг, но, в отличие от основных материалов, не создают вещественной основы. Эти материалы применяются в качестве компонентов к основным материалам для придания продукции необходимых качеств (краски, лак, клей).

Материалы, или, как их нередко называют, предметы труда, относятся к той категории, которые во всяком процессе труда потребляются целиком и, следовательно, для каждого нового процесса труда их приходится заменять.

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает:

— стоимость материалов по ценам приобретения;

— транспортно-заготовительные расходы;

— расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Стоимость материалов по покупным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.

К транспортно-заготовительным расходам относятся затраты банка, непосредственно связанные с процессом приобретения и доставки материалов в в банк. В состав транспортно-заготовительные расходы включаются:

— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата банка, включая расходы на оплату труда работников банка, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в банк;

— расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

— наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;

— плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;

— расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

— другие расходы.

Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в банке, включают в себя затраты банка по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом. При этом работы могут выполняться как собственными силами организации-покупателя, так и сторонними организациями. При выполнении таких работ сторонними организациями в расходы по доведению включаются стоимость выполненных работ и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, по погрузке и выгрузке, выполненные сторонними организациями.

Переоценка товарно-материальных ценностей — изменение цены на определенную дату [17, с. 32].

Результатом переоценки является дооценка или уценка. Она оформляется актом о переоценке товарно-материальных ценностей, в котором перечисляются предметы, подверженные переоценке. В акте отражается количество переоцениваемых ценностей, их цена до переоценки и после переоценки и определяется сумма переоценки. Переоцениваемые ценности записываются в акт только на основе их инвентаризации [19, с. 57].

В зависимости от способа приобретения оценка материалов может производится в следующем порядке:

1. Если материалы приобретены по договорам купли-продажи, договорам поставки, то они учитываются по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат банка на приобретение материалов, за исключением налога на добавленную стоимость.

2. Если материалы изготовлены самим банком, то фактическая себестоимость материалов определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

3. Если материалы получены безвозмездно (включая договор дарения), а также путем разборки основных средств, другого имущества, то материалы оцениваются исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. В случае если расходы по доставке оплачивает принимающая сторона, т. е. банк, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Оценка товарно-материальных ценностей, полученных безвозмездно, осуществляется комиссией по рыночной стоимости на дату их оприходования. Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид товарно-материальных ценностей, действующей на дату их оприходования. Данные о действующей цене на дату оприходования товарно-материальных ценностей должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

До определения рыночной стоимости товарно-материальных ценностей, полученные безвозмездно, по акту приемки — передачи товарно-материальных ценностей на ответственное хранение передаются на склад на хранение ответственному лицу. Учет товарно-материальных ценностей до их оценки производится ответственным лицом в количественном выражении [11, с. 52].

Оценка материалов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения операции. Датой совершения операции считается дата принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Расходы по заготовке и доставке материалов относятся на увеличение стоимости материалов, к которым эти расходы относятся пропорционально их стоимости [4, с. 59].

Таким образом, материальные ценности — ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих банку ТМЦ предназначен балансовый счет 5600 «Материалы». Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

1.2 Цель, задачи и принципы бухгалтерского учета материалов в банке

Основными задачами бухгалтерского учета материалов являются:

— формирование фактической себестоимости материалов (оценка материалов);

— правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению материалов, перемещению и отпуску материалов на производство и другие цели;

— контроль за сохранностью материалов в местах их хранения и на всех этапах движения. Учет недостач и порчи материалов, выявленных в результате приемки;

— контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

— своевременное выявление ненужных и излишних материалов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения этих материалов в оборот;

— проведение анализа эффективности использования материалов.

Основными задачами бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей являются:

— отражение в бухгалтерском учете фактической стоимости товарно-материальных ценностей;

— правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по приобретению, использованию и остатках товарно-материальных ценностей;

— контроль за сохранностью ТМЦ в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

— контроль за соблюдением необходимых норм запасов ТМЦ, обеспечивающих бесперебойное оказание услуг банком;

— своевременное выявление излишних ТМЦ с целью их возможной реализации или определения иных возможностей вовлечения в хозяйственный оборот;

— проведение анализа эффективности использования товарно-материальных ценностей [9, с. 213].

Необходимыми условиями осуществления контроля за сохранностью ТМЦ являются:

— наличие должным образом оборудованных складов или специально приспособленных площадок (для товарно-материальных ценностей открытого хранения);

— размещение ТМЦ по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типосорторазмерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т. п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида ТМЦ следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящихся товарно-материальных ценностях;

— оснащение мест хранения товарно-материальных ценностей весовыми, измерительными приборами;

— определение перечня лиц, ответственных за приемку и отпуск ТМЦ, за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им товарно-материальных ценностей;

— определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов ТМЦ, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз ТМЦ со склада;

— установление четкой системы документооборота и строгого порядка оформления операций по движению ТМЦ;

— проведение в надлежащие сроки в установленном порядке инвентаризации, а также контрольных выборочных проверок наличия ТМЦ на складе и в эксплуатации и своевременное отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации и проверок.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей:

— сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия ТМЦ, как в натуральном, так и в денежном выражении;

— оперативность (своевременность) учета товарно-материальных ценностей;

— соответствие данных аналитического учета синтетическому учету на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

— соответствие данных складского учета и оперативного учета движения ТМЦ данным бухгалтерского учета.

1.3 Краткая экономическая характеристика филиала № 300 Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк»

Акционерный сберегательный банк «Беларусбанк» начал свою деятельность в 1922 году. В 1987 году сберегательные кассы преобразованы в Сберегательный банк, с 1991 года — самостоятельный Сберегательный банк Республики Беларусь. Указом Президента РБ № 340 от 30.08.95 путем слияния Сберегательного банка и АКБ «Беларусбанк» организовано Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк». АСБ «Беларусбанк» назначен правительственным агентом по обслуживанию иностранных кредитных линий. В 1996 году в состав АСБ «Беларусбанк» вошли отраслевые банки «Белсвязьбанк» и «Белжелдорбанк», в 2006 г. — АКБ «Минсккомплексбанк».

ОАО АСБ «Беларусбанк" — крупнейший в республике универсальный коммерческий банк, обслуживающий 45% денежных потоков страны. Размер собственного капитала банка составляет 23% совокупного капитала всей банковской системы республики. Количество счетов клиентов — юридических лиц на 1.01.2010 г. превысило 68 тыс., счетов физических лиц — более 14,5 млн. В стратегии банк руководствуется необходимостью поддержки отечественных производителей, реализацией программ импортозамещения, развитием экспортного потенциала, обеспечением продовольственной и энергетической безопасности государства.

Прежде всего, ОАО «АСБ Беларусбанк» позиционирует себя как банк для населения — только он из белорусских банков оказывает населению более 100 услуг. В учреждениях банка на конец 2009 г. хранилось 58% средств населения в белорусских рублях и 55% - в инвалюте. Заемщиками банка являлись более 212 тыс. граждан республики по жилищной программе и 107 тыс. — по потребительскому кредитованию.

Филиал № 300 — Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» (далее — филиал № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк») создан в 1974 г. и находится по адресу 246 050, г. Гомель, ул. Фрунзе, 6а. Штатная численность работников непосредственно филиала (без других филиалов) на 01.01.2010 г. составляет 816 человек. Филиалу как областному управлению подчинено 12 филиалов. В структуре филиала (без других филиалов области) 17 отделов, 8 секторов, то есть можно говорить о сложности организационной структуры.

На сегодня блок-схема управления обслуживания юридических лиц для клиента усложнена наличием большого количества функциональных отделов и специалистов, для руководства — наличием внутренних многочисленных связей между ними. В структуре филиала расчетами и кредитованием юридических лиц занимаются 42 специалиста (включая четырех начальников отделов), физических лиц — 11 специалистов (включая двух начальников отделов).

С 2006 г. объединенный филиал работает в специально-построенном здании. Однако сложная оргструктура и большая территориальная сеть не позволили разместить весь управленческий аппарат на Фрунзе, 6а и отдельные службы размещены по ул. Жукова, 40а и по ул. Тельмана, 6а.

Филиал, согласно положению о филиале, не является юридическим лицом, а действует от имени головного банка. Управление является обособленным подразделением ОАО «АСБ Беларусбанк», выполняющим все или часть операций, относящихся к его основной деятельности, расположенным вне места нахождения головного банка и осуществляющее методологическое и организационное руководство, контрольно-ревизионные функции в отношении филиалов, территориально подчиненных управлению. То, что филиал — не банк, а его «длинная рука», говорит ст. 7 типового положения — «Обязательства, возникающие в результате действий отделения, принадлежат банку». Деятельность управления не может противоречить интересам Банка. Управление осуществляет свою деятельность под непосредственным организационным и методологическим руководством центрального аппарата. Филиал может создавать структурные подразделения (отделения, обменные пункты и др.), осуществляющие вне места расположения филиала расчетное и кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции.

Наложены ограничения на должностных лиц и специалистов управления на параллельную работу в других коммерческих организациях, а также занятия предпринимательской деятельностью, за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности.

Основными целями деятельности и задачами ГОУ провозглашены:

— выполнение полного комплекса банковских операций;

— привлечение дополнительных ресурсов для осуществления инвестиций в экономически выгодные проекты развития жизненно важных отраслей экономики Беларуси, стимулирование инвестиций в экономику, содействие интеграционным процессам в сфере международных финансовых отношений;

— обеспечение выполнения текущих и перспективных планов развития управления и территориально подчиненных филиалов, осуществление мониторинга за ходом их реализации;

— совершенствование работы филиалов и их структурных подразделений, методологическое и организационное руководство и осуществление контрольно-ревизионных функций над филиалами.

Управление вправе осуществлять непосредственно банковские операции, а так же:

— методологическое и организационное руководство филиалами и оказывает им практическую помощь по всем вопросам деятельности АСБ «Беларусбанк»;

— организует работу по созданию и закрытию филиалов и их структурных подразделений на основании решений Правления;

— установление экономических и иных нормативов и показателей подчиненным филиалам;

— распределение выделенных в его распоряжение средств между филиалами;

— контрольно-ревизионные функции;

— установление размера лимита задолженности по активным банковским операциям на одно юридическое лицо, индивидуального предпринимателя для филиалов;

— проведение маркетинговых исследований банковского рынка региона, с целью организации привлечения клиентов на обслуживание в управление и филиалы.

Имущество управления формируется путем передачи ему головным банком части имущества, а осуществляет свою деятельность за счет собственных и привлеченных средств, включая межфилиальные кредиты (собственные средств ОАО «АСБ Беларусбанк»), вкладов физических и юридических лиц, привлекаемых на определенный срок и до востребования, средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, находящихся на счетах, открытых в управлении, других разрешенных источников.

Провозглашено, что управление осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, ему с учетом результатов его деятельности и выполнения поставленных перед ним задач может передаваться часть прибыли, остающейся в распоряжении головного банка. При этом управление уплачивает налоги и сборы в порядке, определенном законодательством и локальными нормативными правовыми актами банка. На управление возложена обязанность постоянно обеспечивать своевременность и полноту исполнения принятых на себя обязательств путем регулирования структуры своих активов и пассивов для обеспечения безопасной деятельности банка. Оно поддерживает ликвидную структуру активов и пассивов, соблюдает устанавливаемые ему банком экономические и иные нормативы. Управление ведет бухгалтерский учет, составляет отдельный баланс по управлению и отдельный баланс подведомственных филиалов.

Значительное место в положении уделено вопросам контроля. Управление организует текущий внутрибанковский контроль филиалов и структурных подразделений, обеспечивающий административный, бухгалтерский, финансовый контроль, экономическую безопасность и другие направления деятельности банка.

Руководителем управления является начальник управления, действующий на основании доверенности, выданной ему в установленном порядке. Начальник управления назначается на должность и освобождается от нее в установленном порядке Председателем Правления, а квалификационные требования к начальнику управления определяются Национальным банком. Начальник управления:

— руководит деятельностью управления и подчиненных структурных подразделений, несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на указанные подразделения задач и функций, несоблюдение ими законодательства, нарушение сохранности имущества и документов, трудовой и исполнительской дисциплины, несоблюдение банковской и коммерческой тайны;

— обеспечивает выполнение решений органов управления банка;

— действует от имени Банка и представляет его интересы в отношениях со всеми организациями, учреждениями, физическими лицами на основании доверенности, выданной банком;

— заключает и прекращает трудовые договоры, а также принимает решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, утверждает штатное расписание управления после согласования с центральным аппаратом;

— издает приказы (распоряжения) и дает указания, обязательные для всех работников;

— устанавливает режим работы управления и его структурных подразделений;

— совершает сделки, заключает договоры, выдает доверенности в порядке передоверия в пределах предоставленных полномочий;

— в установленном порядке распоряжается имуществом управления и несет за него персональную ответственность;

— предъявляет иски по делам, связанным с деятельностью управления, представляет интересы банка в судебных, правоохранительных органах и органах нотариата;

— создает условия для проявления инициативы работников;

— несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, отчетности и создание необходимых условий для правильного его ведения, хранения бухгалтерских документов и т. д.;

— утверждает положения о структурных подразделениях управления, готовит и представляет в центральный аппарат банка экономическое обоснование по созданию, прекращению деятельности филиалов, отделений;

— организует выполнение рекомендаций внутренней аудиторской службы по улучшению деятельности управления, филиалов;

— утверждает планы текущей и перспективной деятельности управления;

— образует и наделяет соответствующими полномочиями постоянно действующие комиссии и комитеты управления для оперативного решения вопросов текущей деятельности.

В период отсутствия начальника управления его функции выполняет один из его заместителей начальника.

Для рассмотрения и принятия решений по вопросам деятельности управления, филиалов создается Совет управления. Его состав утверждается приказом начальника управления, а собирается он не реже 1-го раза в месяц. Решения Совета принимаются большинством голосов.

Дополним организационную оценку деятельности филиала экономической, подразумевающей анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности и оценку пассивных и активных операций.

Поскольку основой деятельности любого банка является его ресурсная база, рассмотрим её структуру и динамику, используя форму 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение А). Информацию представим в таблице 1.1.

Остатки средств на счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в учреждениях ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Гомеля составили на 01.01.2013 — 5 874 249,1 млн. р.

За период с 01.01.2012 г. п. 01.01.2013 г. ресурсная база увеличилась на 6 909 843,1 млн. р. (темп роста составил 62,4%). В том числе по его филиалам.

Таблица 1.1

Данные о составе, структуре и динамике ресурсов филиала № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год

Показатели

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

Отклонение по (+;-)

Темп изменения,%

сумма, млн. р.

уд. вес,%

сумма, млн. р.

уд. вес,%

сумме, млн. р.

уд. весу,%

1. Средства банков и кредитных учреждений

243 881,3

2,20

259 483,9

1,44

15 602,6

— 1

106,4

2. Средства клиентов

4 319 534,3

39,00

5 874 249,1

32,66

1 554 714,8

— 6,34

136,0

3. Ресурсы, привлеченные в системе АСБ «Беларусбанк»

5 985 451,5

54,04

62,37

5 231 401,9

8,32

187,4

4. Прочие пассивы

438 387,2

3,96

443 430,5

2,47

5043,3

— 1,49

101,2

5. Капитал и резервы

88 222,9

0,80

191 303,4

1,06

103 080,5

0,27

216,8

6. Всего пассивов

11 075 477,2

17 985 320,3

6 909 843,1

0,00

162,4

В том числе привлеченные ресурсы

10 987 254,3

99,20

17 794 016,9

98,94

6 806 762,6

— 0,27

162,0

Примечание. Источник: собственная разработка по данным приложения А

При этом привлеченные ресурсы увеличились на 680 762,6 млн. р. или на 62% и составили на начало 2013 года 17 794 016,9 млн. р.

В структуре ресурсной базы наибольший удельный вес занимают ресурсы, привлеченные в системе АСБ «Беларусбанк», удельный вес которых на конец 2012 года составил 62,37%. В то же время удельный вес средств клиентов в составе ресурсной базы филиала сократился на конец 2012 года по сравнению с началом на 6,34%.

Далее изучим состав, структуру и динамику средств клиентов филиала № 300 — ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» (с учетом средств, привлеченных банком путём выпуска собственных ценных бумаг) по таким признакам классификации, как вид клиентов, срок и вид валюты. Информацию представим в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Данные о составе, структуре и динамике привлеченных средств клиентов филиала № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год

Показатели

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

Отклонение по (+;-)

Темп изменения, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумме, млн. р.

уд. весу, %

Средства клиентов, всего

4 319 534,3

5 874 249,1

1 554 714,8

136,0

В том числе:

1. По видам клиентов:

1.1 Юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей

1 752 703,1

40,58

1 690 204,7

28,77

— 62 498,4

— 11,80

96,4

1.2 Физических лиц

2 566 831,2

59,42

4 184 044,4

71,23

1 617 213,2

11,80

163,0

Средства клиентов, всего

4 319 534,3

5 874 249,1

1 554 714,8

136,0

2. По срокам:

2.1 До востребования

1 477 496,0

34,20

1 385 130,7

23,58

— 92 365,3

— 10,63

93,7

2.2 Срочные

2 842 038,3

65,80

4 489 118,4

76,42

1 647 080,1

10,63

158,0

3. По видам валют:

3.1 В национальной валюте

2 085 871,3

48,29

3 225 876,1

54,92

1 140 004,8

6,63

154,7

3.2 В иностранной валюте

2 233 663,0

51,71

2 648 373,0

45,08

— 6,63

118,6

4. По видам привлечения:

4.1 Средства на текущих (расчетных) и иных счетах (аккредитивах, карт-счетах, счетах для расчетов чеками)

1 477 496,0

34,20

1 385 130,7

23,58

— 92 365,3

— 10,63

93,7

4.2 Средства на вкладных (депозитных) счетах

2 758 322,0

63,86

4 380 392,7

74,57

1 622 070,7

10,71

158,8

4.3 Средства, привлеченные путём выпуска банком долговых обязательств

83 716,3

1,94

108 725,7

1,85

25 009,4

— 0,09

129,9

Примечание. Источник: собственная разработка по данным приложения А

По данным таблицы 1.2 видно, что остатки привлеченных средств клиентов филиала № 300 — ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год увеличились на 234 144 млн. р. или на 8,8%. На это повлияло увеличение остатков средств юридических и физических лиц на 57 208,1 млн. р. и 176 935,9 млн. р. соответственно.

Отметим сокращение за анализируемый период в составе привлеченных средств клиентов средств, привлеченных на счета до востребования, на 133 164 млн. р. или на 38,5%. В то время, как средства клиентов, привлеченные на срочные счета, в динамике увеличились на 367 308 млн. р. или на 16%.

Кроме того, значительно выросли объемы привлечения средств клиентов в национальной валюте: их остатки за 2012 год увеличились на 44,6% при сокращении остатков средств в иностранной валюте на 34,9%.

Доля средств клиентов на вкладных (депозитных) счетах увеличилась на 8,8% до 52,1% на конец 2012 года.

Привлеченные и собственные ресурсы банк размещает в активные операции, которые выступают основным источником его доходов, а, следовательно, и прибыли. Следовательно далее оценим состав, структуру и динамику активов филиала за 2012 год.

Таблица 1.3

Данные о составе, структуре и динамике активов филиала № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год

Показатели

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

Отклонение по (+;-)

Темп изменения,%

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумме, млн. р.

уд. весу, %

1. Денежные средства

113 906,9

1,03

196 680,8

1,09

82 773,9

0,07

172,7

2. Драгоценные металлы

886,6

0,01

621,5

0,00

— 265,1

0,00

70,1

3. Средства в Национальном банке

167 733,1

1,51

430 623,7

2,39

262 890,6

0,88

256,7

4. Ценные бумаги

287 638,0

2,60

572 364,7

3,18

284 726,7

0,59

199,0

6. Кредиты и иные активные операции с клиентами

8 590 560,4

77,56

14 709 659,2

81,79

4,22

171,2

7. Основные средства и нематериальные активы

89 832,4

0,81

201 767,6

1,12

111 935,2

0,31

224,6

8. Ресурсы, размещенные внутри АСБ «Беларусбанк»

1 643 903,2

14,84

1 642 552,3

9,13

— 1350,9

— 5,71

99,9

9. Прочие активы

181 016,4

1,63

231 050,5

1,28

50 034,1

— 0,35

127,6

9. Всего активов

11 075 477,0

17 985 320,3

162,4

В том числе доходные активы

10 522 101,6

95,00

16 924 576,2

94,10

6 402 474,6

— 0,90

160,8

10. Денежные средства

113 906,9

1,03

196 680,8

1,09

82 773,9

0,07

172,7

Примечание. Источник: собственная разработка по данным приложения А

По данным таблицы 1.3 видно, что активы филиала № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год увеличились на 1 972 651 млн. р. или на 71%. В том числе размер кредитов, выданных клиентам, за 2012 год возрос на 1 993 744 млн. р. или на 94,8%, т. е. почти в 2 раза. Также необходимо отметить, что денежные средств филиала увеличились практически в 2,2 раза и на конец 2012 году составила 110 771,7 млн. р.

В структуре активов филиала наибольший удельный вес традиционно занимают кредиты клиентам, удельный вес которых вырос на 10,53% и составила на конец 2012 года 86,23%.

Положительным необходимо считать увеличение ценных бумаг филиала в течение 2012 года на 65 124 млн. р. или на 22,5%, несмотря на снижение их удельного веса в общей сумме активов филиала на 2,95%.

Так как наибольший удельный вес в общей сумме активов филиала традиционно занимают кредиты и иные активные операции с клиентами, то оценим состав, структуру и динамику кредитной задолженности клиентов (таблица 1.4).

По данным таблицы 1.4 видно, что кредиторская задолженность клиентов филиала № 300 — ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год увеличились на 1 993 744 млн. р. или на 94,8%. В том числе кредиты юридическим лицам увеличились на 1 922 682 млн. р. или на 98,8%, а кредиты физическим лицам — на 71 062,4 млн. р. или на 45,1%.

Таблица 1.4

Данные о составе, структуре и динамике кредитной задолженности клиентов филиала № 300 ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2012 год

Показатели

На 01.01.2012 г.

На 01.01.2013 г.

Отклонение по (+;-)

Темп изменения, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумме, млн. руб.

уд. весу, %

Кредиты и иные активные операции с клиентами, всего

8 590 560,4

14 709 659,2

171,2

В том числе:

1. По видам клиентов:

1.1. Юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей

5 587 231,6

65,04

10 847 476,4

73,74

8,70

194,1

1.2. Физических лиц

3 003 328,8

34,96

3 862 182,8

26,26

— 8,70

128,6

2. По срокам:

2.1 Краткосрочные

2 741 565,7

31,91

3 455 458,0

23,49

— 8,42

126,0

2.2 Долгосрочные

5 848 994,7

68,09

11 254 201,2

76,51

8,42

192,4

3. По видам валют:

3.1 В национальной валюте

5 367 075,2

62,48

7 106 568,7

48,31

— 14,16

132,4

3.2 В иностранной валюте

3 223 485,2

37,52

7 603 090,5

51,69

14,16

235,9

4. По видам кредитных операций:

4.1 По займам

177 365,4

2,06

222 808,1

1,51

45 442,7

— 0,55

125,6

4.2 По долгосрочным кредитам

5 848 994,7

68,09

11 254 201,2

76,51

8,42

192,4

4.3 По краткосрочным кредитам

2 523 015,7

29,37

3 230 395,0

21,96

— 7,41

128,0

4.5. По финансовому лизингу

41 184,6

0,48

2254,9

0,02

— 38 930

— 0,46

5,5

Примечание. Источник: собственная разработка по данным приложения А

Таким образом, в составе кредитного портфеля доминируют кредиты юридическим лицам: они занимают наибольший удельный вес — 92,51% на начало 2012 года и 94,42% на конец года.

Краткосрочные кредиты клиентам увеличились за 2011 г. на 54,7% или на 234 226 млн. р., а долгосрочные кредиты выросли в 2 раза или на 1 759 518 млн. р. Однако наибольшую долю в кредитном портфеле филиала все же занимают долгосрочные кредиты — 83,83% на конец 2012 года.

Традиционно, как на начало, так и на конец отчетного периода в общей сумме кредитного портфеля филиала наибольший удельный вес занимают кредиты в национальной валюте: 69,9% и 51,7% соответственно.

Привлеченные и собственные ресурсы банк размещает в активные операции, которые выступают основным источником его доходов, а, следовательно, и прибыли. Но так как тема дипломной работы предполагает комплексное исследование прибыли банка, следовательно, анализ доходов, расходов и прибыли проведём в ходе основной части исследования.

Таблица 1.5

Данные о составе, структуре и динамике доходов филиала 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2011;2012 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение по

Темп изменения,%

(+, -)

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумме,

уд. весу, %

млн. р.

1. Процентные доходы

2 129 180,2

52,84

2 217 844,2

49,49

— 3,35

104,2

2. Непроцентные доходы — всего

1 900 111,6

47,16

2 263 185,9

50,51

363 074,3

3,35

119,1

в том числе

2.1 Комиссионные доходы

122 358,9

3,04

2,95

9938,1

— 0,08

108,1

2.2 Прочие банковские доходы

333 031,4

8,27

505 879,6

11,29

172 848,2

3,02

151,9

2.3 Операционные доходы

166,3

0,004

6896,8

0,15

6730,5

0,15

4147,2

2.4 Уменьшение резервов

35,85

1 617 779,3

36,10

173 224,3

0,25

112,0

2.5 Непредвиденные доходы

0,00

333,2

0,01

333,2

0,01

;

Итого доходов

4 029 291,8

4 481 030,1

451 738,3

;

111,2

Примечание. Источник: собственная разработка с использованием приложения Б.

Согласно данным таблицы 1.5 можно сделать вывод о том, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом процентные доходы банка увеличились на 4,2% или на 88 664 млн. р. и составили 2 217 844,2 млн. р.

Непроцентные расходы в 2012 году составили 2 263 185,9 млн. р., что по сравнению с 2011 годом больше на 19,1% или 363 074,3 млн. р.

Таким образом, по данным на рисунке 1.1, можно сказать, что в 2012 году удельный вес непроцентных доходов немного увеличился с 47,16% до 50,51%.

Таблица 1.6

Данные о составе, структуре и динамике расходов филиала 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2011;2012 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение по (+, -)

Темп изменения,%

сумма, млн. р.

уд. вес, %

сумма, млн. р.

уд. вес,%

сумме, млн. р.

уд. весу,%

1. Процентные расходы

799 315,8

20,37

854 456,1

19,13

55 140,3

— 1,24

106,9

2. Непроцентные расходы — всего

79,63

3 611 515,7

80,87

487 239,7

1,24

115,6

в том числе

2.1 Комиссионные расходы

9377,4

0,24

8767,4

0,20

— 610

— 0,04

93,5

2.2 Прочие банковские расходы

1 284 730,2

32,74

1 408 183,5

31,53

123 453,3

— 1,21

109,6

2.3 Операционные расходы

7,63

295 944,8

6,63

— 3558,2

— 1,01

98,8

2.4 Отчисления в резервы

1 523 175,3

38,82

1 884 467,1

42,20

361 291,8

3,38

123,7

2.5 Налог на прибыль

7490,1

0,19

14 152,9

0,32

6662,8

0,13

189,0

Итого расходов

3 923 591,8

4 465 971,8

;

113,8

Примечание. Источник: собственная разработка с использованием приложения Б.

По данным, представленным в таблице 1.6 можно сделать вывод о том, что в 2012 году расходы филиала по сравнению с 2011 годом увеличились на 13,8% или 542 380 млн. р. и составили 4 465 971,8 млн. р.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают непроцентные расходы банка. Так, в 2012 году по сравнению с 2011 годом доля непроцентных расходов увеличилась на 1,24 п.п. и составила80,87%.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность банковской деятельности в целом, доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем чистый доход (прибыль) отражают окончательные результаты банковской деятельности. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в определении, сколько денежных единиц чистого дохода (прибыли) приходится на денежную единицу: капитала; выручки; себестоимости.

Согласно данным таблицы 1.7 можно сделать вывод о том, что в 2012 году прибыль филиала снизилась по сравнению с 2011 годом на 85,8% и составила 15 058,3 млн. р. Именно поэтому все показатели рентабельности также снизились.

Таблица 1.7

Данные о динамике показателей рентабельности работы филиала 300 Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» в 2011;2012 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

Темп изменения (%) или отклонение (+, -)

1. Доходы банка, млн. р.

4 029 291,8

4 481 030,1

111,2

2. Расходы банка, млн. р.

3 923 591,8

4 465 971,8

113,8

3. Прибыль (убыток), млн. р.

15 058,3

14,2

4. Средняя величина активов, млн. р.

17 985 320,3

162,4

из них

4.1 доходных активов, млн. р.

10 522 101,6

16 924 576,2

160,8

6. Показатели рентабельности (убыточности),%

6.1 Рентабельность (убыточность) банковской деятельности (32 100)

2,69

0,34

— 2,36

6.2 Уровень прибыльности (убыточности) доходов (31 100)

2,62

0,34

— 2,29

6.3 Рентабельность (убыточность) активов (34 100)

0,95

0,08

— 0,87

6.4 Рентабельность (убыточность) доходных активов (34.1100)

1,00

0,09

— 0,92

Примечание. Источник: собственная разработка с использованием приложений А, Б.

Так, рентабельность банковской деятельности, характеризующая размер прибыли на 100 рублей произведенных банком расходов, снизилась на 2,36% и составила в 2012 году 0,34%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, хотя в филиале 300 — Гомельское областное управление ОАО «АСБ Беларусбанк» и наблюдается увеличение доходов, однако расходы в 2012 году увеличивались большими темпами, что привело к снижению прибыли банка на 85,8%, а также к снижению всех показателей рентабельности. В связи с этим филиалу следует пересмотреть проводимую процентную политику.

2. Бухгалтерский учет материалов в банке

2.1 Порядок организации аналитического учета материалов в банке

Аналитический учет ведется по лицевым счетам «На складе», «У подотчетных лиц, в ремонте и переработке», «В эксплуатации» по каждому объекту ТМЦ. По лицевому счету «На складе» отражаются товарно-материальные ценности, находящиеся на складе. По лицевому счету «На складе» учет ТМЦ ведется в количественном и суммарном выражении.

По лицевому счету «У подотчетных лиц, в ремонте и переработке» учитываются горюче-смазочные материалы, талоны на них, выданные водителям, а также стоимость других ТМЦ, выданных во временное пользование, в переработку, для ремонта или реализации.

По лицевому счету «В эксплуатации» учитываются инструменты, инвентарь, хозяйственные принадлежности и другие, находящиеся в эксплуатации средства труда, которые включаются в состав средств в обороте. Данные ТМЦ до передачи их в эксплуатацию учитываются на лицевом счете «На складе» балансового счета 5600 «Материалы». При выдаче со склада их стоимость переносится с лицевого счета «На складе» на лицевой счет «В эксплуатации» балансового счета 5600 «Материалы».

Для целей своевременного отражения совершенных в банке операций с ТМЦ в бухгалтерском учете в соответствующем отчетном периоде (месяце) первичные учетные документы представляются в бухгалтерскую службу не позднее дня, следующего за днем их оформления (утверждения). Первичные учетные документы, оформленные в последний рабочий день месяца, передаются в бухгалтерскую службу в тот же день.

Полученные первичные учетные документы подвергаются в бухгалтерской службе контролю по существу операций и правильности их оформления. На основании полученных первичных учетных документов бухгалтерская служба не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, но не позднее последнего рабочего дня месяца, осуществляет отражение операций по счетам бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности по хозяйственной деятельности может вестись на открытых на балансе сборных лицевых счетах.

Для проверки равенства суммы, учитываемой на сборном лицевом счете по учету ТМЦ, дебиторской и кредиторской задолженности по хозяйственной деятельности, и общей величины частных сумм, используется Ведомость остатков товарно-материальных ценностей, Ведомость остатков дебиторской (кредиторской) задолженности и Ведомость остатков расходов будущих периодов. Проверка в обязательном порядке осуществляется на первое число каждого месяца. В случае выявления несоответствий выясняются причины и применяются меры по их устранению.

Ведение аналитического учета ТМЦ, в том числе и внесистемного учета, осуществляется в электронном виде на машинных носителях информации с использованием специального программного обеспечения по автоматизации внутрихозяйственной деятельности.

Таким образом, аналитический учет ведется по лицевым счетам «На складе», «У подотчетных лиц, в ремонте и переработке», «В эксплуатации» по каждому объекту ТМЦ. По лицевому счету «На складе» отражаются товарно-материальные ценности, находящиеся на складе. По лицевому счету «На складе» учет ТМЦ ведется в количественном и суммарном выражении.

2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учет поступления материалов

Учет материалов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.

Поступление материалов осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством, а также в результате: внесения в счет вклада в уставный фонд банка; получения банком безвозмездно (включая договор дарения); изготовления товарно-материальных ценностей сотрудниками банка; оприходования неучтенных товарно-материальных ценностей, выявленных в процессе инвентаризации; ликвидации основных средств, объектов незавершенного строительства и товарно-материальных ценностей; демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений.

Для получения у поставщиков материалов, бухгалтерской службой лицу, состоящему в штате обособленного подразделения, выдаются доверенности установленной формы [2, с. 5].

Перечень лиц, которые могут получать по доверенности материалы от поставщиков, определяется приказом руководителя обособленного подразделения. Журнал учета выданных доверенностей должен храниться у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.

Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными, и заверяется печатью. Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным бухгалтером, оформляется приказом руководителя обособленного подразделения.

Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза материалов, но, не более чем на 15 дней.

Не позднее следующего дня после получения материалов или истечения срока действия доверенности лицо, получившее доверенность, представляет в бухгалтерскую службу документы о выполнении поручения либо возвращает неиспользованную доверенность.

Лицо, ответственное за регистрацию доверенностей, осуществляет контроль за своевременным представлением в бухгалтерскую службу соответствующих первичных учетных документов в пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности при ее неиспользовании. Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, осуществляет контроль за соблюдением правил оформления, регистрации и выдачи доверенностей, информирует лиц, получающих доверенности, о порядке представления в бухгалтерскую службу документов о выполнении поручения по доверенности.

Работники, на которых возлагается получение товарно-материальных ценностей по доверенности, несут полную материальную ответственность за полученные ценности.

На товарно-материальные ценности, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, ответственное лицо при приемке материалов получает от поставщика (грузоотправителя) сопроводительные документы (ТТН-1 или ТН-2, спецификации, сертификаты и др.) и удостоверяет своей подписью получение (прием) материалов. При этом в обособленном подразделении необходимо осуществить следующее:

— зарегистрировать сопроводительные документы в журнале учета поступающих грузов;

— проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству товарно-материальных ценностей, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой