Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования
![Диссертация: Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования](https://westud.ru/work/3029175/cover.png)
Диссертация
Восприятие музыки (как физическое и психическое явление) рассматривается на нескольких уровнях: акустическом, интонационном (коммуникативном) и духовно-ценностном, каждый из которых самоценен, обладает особой логикой развития и психологическими характеристиками. Мы исследовали особенности восприятия музыкального искусства на интонационном (коммуникативном) уровне. В качестве методологической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
- 1. 1. Сущность понятия «восприятие музыки»
- 1. 2. Семантические аспекты понимания и интерпретации музыкального произведения
- 1. 3. Эмоциональное восприятие музыкального искусства
- 1. 4. Восприятие музыки как процесс категоризации
- 1. 5. Особенности понимания, оценки и восприятия музыкального искусства учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ
- 2. 1. Методика исследования
- 2. 2. Исследование музыкально-стилевых предпочтений учащейся молодежи с разным уровнем музыкального образования
- 2. 3. Анализ когнитивной структуры восприятия и оценки учащейся молодежью музыкального искусства
- 2. 4. Особенности образной репрезентации музыкальных стилей и направлений исследуемых молодежных групп
- 2. 5. Особенности оценки музыкальных произведений учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования по шкалам семантического дифференциала
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Авдеев, В. М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически-музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии Текст. / В. М. Авдеев // В помощь военному дирижёру. — М., 1981, вып.1.
- Аллахвердов, В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 200с.
- Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие Текст. / Н. Я. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др.- под ред. Н. Я. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551с.
- Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности: отечественная психология. М., 1999. — С. 7−94.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания Текст. /Б.Г. Ананьев- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. — 277,(3) с.
- Ананьев, Б. П. Задачи психологии искусства Текст. / Б. П. Ананьев // Художественное творчество. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 286с.
- Андреев, А. К истории европейской музыкальной интонационности Текст. / А. Андреев. М.: Музыка, 1996.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 1997. — 283с.
- Аникеева, Т. Я. Психологический анализ аудитории телепрограмм, посвященных классической музыке Текст. / Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Л. В. Матвеева // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1995. — № 4. — С. 4961.
- Ю.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / Анохин Петр Кузьмич- Предисл. Судакова К. В. и др.- АМН СССР. М.: Медицина, 1975. — 447с.
- Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
- Арановский, М. Г. Интонация, знак и новые методы Текст. / М. Г. Арановский // Советская музыка. 1980. — № 10. — С. 99−109.
- Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Артемьева Елена Юрьевна- Под ред. Ханиной И. Б.- Предисл. Леонтьева А. А. М.: Наука: Смысл, 1999. — 349,1.с.
- Артемьева, Е. Ю. Семантические измерения как модели Текст. / Е. Ю. Артемьева // Вестник Московского университета. — Сер. 14. Психология. — 1991.-№ 1.-С. 61−72.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. Кн. 1 и 2 / Глебов Игорь- Ред., вступ. ст. и коммент. Орловой Е. М. 2-е изд. — JL: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. — 375, 1.с.
- Ахмеров, Р. А. Психология музыкальных предпочтений Текст. / P.A. Ахмеров, Н. В. Юртаева. 2-е изд., перераб. и доп. — Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2006. — 112с.
- Ашмарин, И. И. Музыкальность как культурогенный феномен («вторая природа» создает «вторые связи») Текст. / И. И. Ашмарин // Мир психологии. Москва-Воронеж, 2000. -№ 3. — С. 133−142.
- Бавра, Н. В. Поиски новой парадигмы в психологии восприятия Текст. / Н. В. Бавра // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 37−46.
- Барабанщиков, В. А. Восприятие и событие Текст. / Барабанщиков Владимир Александрович- Рос. АН, Ин-т психологии. Науч. изд. — СПб.: Алетейя, 2002. — 512 с.
- Барабанщиков, В. А. Системность. Восприятие. Общение Текст. / В. А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии, 2004. — 479, 1. с.
- Барышева, Т. А. Эмпатия и восприятие музыки Текст. / Т. А. Барышева // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч. тр. — Ленинград, 1989.
- Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие школьников Текст. / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев // Сб. ст. под ред. М. А. Румер. М.: Педагогика, 1975. — 160с.
- Беляева-Экземплярская, С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
- Беляева-Экземплярская, С. Н. О психологии восприятия музыки Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // М.: Русский книжник, 1924. 115с.
- Березовчук, Л. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) Текст. / Л. Березовчук // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. тр. Вып.2. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 95−122.
- Бернштейн, Н. А. Мир звуков как объект восприятия и мысли Текст. / H.A. Бернштейн. -М., 1996.
- Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление Текст.: опыт систем, исслед. муз. искусства: монография / Бонфельд Морис Шлемович. СПб.: Композитор, 2006. — 646, 1. с.
- Бочкарев, JI. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания Текст. / Л. Л. Бочкарев // Вопросы психологии. 1986. — № 3. -С. 150−157.
- Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. Рос. АН, Ин-т психологии. — М.: Ин-т психологии, 1997. -350,1.с.
- Брунер, Дж. Психология познания Текст.: За пределами непосредств. информации / Брунер Джером С.- Пер. с англ. Бабицкого К. И.- Предисл. и общ. ред. Лурия А. Р. М.: Прогресс, 1977. — 411,(2) с.
- Брушлинский, А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / A.B. Брушлинский // М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 933.
- Брушлинский, А. В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы Текст. / A.B. Брушлинский // Известия Российской академии образования. -М: Магистр, 1999. С. 30−41.
- Брушлинский, А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики Текст. / A.B. Брушлинский // Психол. журн. 2000. — Т. 21. — № 6. — С. 5−11.
- Вейсова, 3. А. Типологические различия восприятия музыки и музыкотерапия Текст. / З. А. Вейсова // Психологическая наука и общественная практика: Тез. докладов. — 4.2. — М., 1983.
- Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов Текст. / Веккер Лев Маркович — Под общ. ред. и со вступ. ст. Либина А. В. -М.: Смысл, 1998. 679,[6]с.
- Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология Текст. / Б. М. Величковский. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Величковский, Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. Психология восприятия Текст.: Учеб. пособие / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 246с.
- Величковский, Б. М. Представление реального и воображаемогопространства Текст. / Б. М. Величковский, И. В. Блинникова, Е. А. Лапин // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 103−112.
- Восприятие музыки Текст.: сб. статей // Сост. В. В. Максимов. М.: Музыка, 1980.
- Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Выготский Лев Семенович. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 572,(1) с.
- Выготский, Л. С. Анализ эстетической реакции Текст.: собр. тр. / Выготский Лев Семенович- коммент. Иванова В. В. М.: Лабиринт, 2001. -477, [2] с.
- Вяткин, Б. А. О системном анализе психических состояний. Сообщение 3. Исследование структуры эмоциональных переживаний, вызванных музыкой Текст. / Б. А. Вяткин, Л .Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. — 1988.-№ 1 (38).-С. 3−8.
- Гарбузов, Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха Текст. / H.A. Гарбузов. М.- JL: Изд-во АН СССР, 1948.
- Гарбузов, Н. А. Зонная природа тембрового слуха Текст. / H.A. Гарбузов. -М.: Музгиз, 1956.
- Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике Текст.: [в 2 т.]. Т. 2 / Гегель Георг Вильгельм Фридрих- пер. Чернышева Б. С. [и др.]. СПб.: Наука, 2001. — 602, 1. с.
- Гельмгольц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки Текст. / Г. Гельмгольц. — СПб., 1875.
- Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Гибсон Джеймс Дж.- Пер. с англ. Сокольской Т. М. М.: Прогресс, 1988. -461,(1) с. j
- Головинский, Г. О вариантности музыкального образа Текст. / Г. О. Головинский // Восприятие музыки. Сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980.-С. 127−140.
- Горюнова, Л. В. Экспериментальное изучение особенностей музыкальноговосприятия у подростков Текст. / Л. В. Горюнова // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1970.
- Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 230−251.
- Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология Текст.' / А. Л. Готсдинер. — М.: Магистр, 1993.
- Гребенникова, Н. В. Влияние различных видов, музыки на психическое состояние человека Текст. / Н. В. Гребенникова, А. Г. Васильева, Е. Г. Удачина // Невербальное поле культуры. — М., 1995.
- Джалагония, Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения Текст. / Л. А. Джалагония // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 130−133.
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б.И.- До донов. М.: Политиздат, 1978. — 271, 1. с.
- Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве Текст.: Теорет. подходы и эмпир. исслед. / Дорфман Леонид Яковлевич- Предисл. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 1997.-424с.
- Дорфман, Л. Я. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства Текст. / Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров // Творчество в искусстве искусство творчества. — М., 2000.
- Епифанов, Е. Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи Текст. / Е. Г. Епифанов, Н. Г. Шпагонова // Психологический журнал. -2002.-Т. 23. — № 3. С. 105−112.
- Знаков, В. В. Психология понимания Текст.: пробл. и перспективы / В. В. Знаков, И. С. Катрюк, Н.И. Кашубский- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии, 2005. — 446, 1.с.
- Иванов, А. В: Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал Текст.: автореф. дис.. д-ра. филос. наук. / A.B. Иванов. -М.: МГУ, 1998.
- Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 252,(4) с.
- Иванченко, Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения Текст. / Г. В. Иванченко // Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 1. — С. 72−81.
- Изард, К. Э. Психология эмоций Текст.: Пер. с англ. / Изард Кэррол Е. -СПб. и др.: Питер, 2000. 460с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. -752с.
- Ильина, Г. А. К вопросу о механизме музыкального переживания Текст. / Г. А. Ильина, С. Д. Руднева // Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 9−14.
- Каган, М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. Д.: Искусство, 1972.- 440 с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. /
- М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Кадцын, JI. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя Текст.: Учеб. пособие для негуманит. вузов / JI.M. Кадцын. М.: Высш. шк., 1990. -302, (1)с.
- Кечхуашвили, Г. Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений Текст. / Г. Н. Кечхуашвили // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 63−69.
- Кирнарская, Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Д.К. Кирнарская- СПбГУ. СПб., 2006. — 43 с.
- Князева, Т. С. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки Текст. / Т. С. Князева, А. Х. Пашина // Психологический журнал. Т.22.-2001. — № 1. — С. 123−127.
- Когнитивные стили. Ч. 4 Текст. / Н. Г. Артемцева, Н. В. Губанкова, И. И. Ильясов, A.B. Миронычева, H.JI. Нагибина. М.: МТС А, 2003.
- Кондаков, И. М. Психология Текст.: ил. слов.: более 600 ил. и 1700 ст. / И. М. Кондаков. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс, 2003. — 508 с.
- Костюк, А. Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения Текст. / А. Г. Костюк // Вопросы психологии. 1963. — № 2.
- Котляр, Г. М. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий Текст. / Г. М. Котляр, В. П. Морозов // Речь и эмоции: материалы симпозиума АН СССР. Л., 1975. — С. 118−124.
- Красникова, Е. И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки Текст. / Е. И. Красникова // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 150−155.
- Кремлев, Ю. А. Очерки по эстетике музыки Текст. / Ю. А. Кремлев. М., 1972.-С. 156−157.
- Кремлев, Ю. А. Познавательная роль музыки Текст. / Ю. А. Кремлев. М.: Музгиз, 1963.
- Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е.П. Крупник- Рос. АН, Ин-т психологии, Моск. пед. гос. ун-т. М.: Ин-т психологии, 1999. — 234,1.с.
- Крупник, Е. П. Психологические особенности восприятия образа Текст. / Е. П. Крупник // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 150−153.
- Кузнецов, JI. А. Акустика музыкальных инструментов Текст.: Справочник / JI.A. Кузнецов. М.: Легпромбытиздат, 1989. — 367,(1)с.
- Курт, Э. Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха Текст. / Э. Курт. Под. ред. Б. В. Асафьева. Пер. с нем. З. В. Эвальд. — М.: Музгиз, 1931.
- Леви, В. Вопросы психобиологии музыки Текст. / В. Леви. .— Советская музыка. 1966. -№ 8.
- Лейенс, Ж. Ф. Основные концепции и подходы в социальном познании Текст. / Ж. Ф. Лейенс, Б. Дарден // Перспективы социальной психологии. Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 128−156.
- Леонтьев, А. Н. Осмысленность искусства Текст. / А. Н. Леонтьев // Искусство и эмоции. Матер, межд. симп. — Пермь, 1991.
- Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства Текст. / Д. А. Леонтьев // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. — М.: Наука- Смысл, 2000. — С. 69−80.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия. — М., 1973.
- Мазель, Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки Текст. / Л. Мазель // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
- Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений Текст. / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967.
- Медушевский, В. В. Интонационная теория в исторической перспективе Текст. / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 66−70.
- Митина, О. В. Факторный анализ для психологов Текст. / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2001. -169с.
- Михайлов, М. Стиль в музыке. Исследование Текст. / М. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981.-264с.
- Михайлов, М. К проблеме стилевого анализа Текст. / М. Михайлов // Современные вопросы музыкознания: сб. статей. Отв. ред. Е.Орлова. — М.: Музыка, 1976.-287с.
- Мозгот, В. Г. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса Текст. / В. Г. Мозгот // Вопр. психологии. — 1991. -№ 1.
- Морозов, В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека Текст. / В. П. Морозов II Вестник Рос. гум. научногофонда. 1977. — № 3: — G. 234−243:.
- Морозов- В. П. Музыка как средство невербального воздействия на человека Текст. / В. П. Морозов // Невербальное, поле культуры. — М'., 1995. •
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. Текст. / E. Bi Назайкинский.-Mi, 1972.
- Назайкинский, Е. В. Оценочная- деятельность при восприятии музыки Текст. / Е. В. Назайкинский // сб. статей: Восприятие музыки. М., 1980.
- Найссер, У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной- психологии Текст. / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1981.:
- Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. Пер., с англ. Текст. / Т. Нельсон.— СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384с.
- Новицкая- Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека Текст. / Л. П. Новицкая:// Психол. журнал. 1984. -№ 6. -С. 79−85.
- Орлов, Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. JL, 1963. -Вып. 2.
- Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления Текст.: История. Становление. Сущность / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1984. — 302с.
- Осгуд, Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам Текст. / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Семиотика и искусствометрия. Под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М., 1972.
- Остроменский, В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема Текст. / В. Д. Остроменский. Киев, 1975.
- Панкевич, Г. И. Социально-типологические особенности восприятия музыки Текст. / Г. И. Панкевич // Эстетические очерки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. С. 95−122.
- Перов, Ю. В. Искусство в сфере общения Текст. / Ю. В. Петров // Эстетическая культура советского человека. Под ред. М. С. Кагана. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 89−96.
- Петренко, В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
- Петренко, В. Ф. Психосемантический подход к восприятию искусства Текст. / В. Ф. Петренко, О. Н. Сапсолева // Психология искусства. — Самара, 2002.-Т. 2, ч. 1.-С. 3−11.
- Петров, В. М. Прямое и непрямое воздействие искусства Текст. / В. М. Петров.-М., 1997.
- Петрушин, В. И. Моделирование эмоций средствами музыки Текст. / В. И. Петрушин // Вопр. психологии. 1988. — № 5. — С. 141−144.
- Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / Абульханова К. А., Барабанщиков В. А., Брушлинский А. В. и др.- Подред. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И.- Рос. АН, Ин-т психологии. -М.: ПЕР СЭ, 2002. 365,2. с.
- Проблемы музыкального мышления: сб. статей Текст. / Сост. и ред. М. Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974.
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пос. для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. // Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
- Райе, Филип. Психология подросткового и юношеского возраста Текст.: Учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак. вузов: Пер. с англ. / Райе Филип. 8-е междунар. изд. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 616с.
- Ражников, В. Г. Партитурная транскрипция Текст. / В. Г. Ражников // Вопр. психологии.-1980.-№ 1. С. 137−141.
- Раппопорт, С. X. Искусство и эмоции Текст. / С. Х. Раппопорт. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1972. — 166, [2] с.
- Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. / С. Л. Рубинштейн // Психология личности: тексты. -М., 1982.-С. 28−35.
- Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С.Л. Рубинштейн- предисл. Абульхановой К. А., Славской А. Н. СПб. [и др.]: Питер, 2003. — 508 с.
- Самсонидзе, Л. С. Возрастные особенности восприятия стиля музыкального произведения Текст. / Л. С. Самсонидзе // Серия философии, психологии, экономики и права. 1975. — № 4.
- Семенов, В. Е. Социальная психология искусства Текст.: Актуал. пробл. / В.Е. Семенов- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 165,[2]с.
- Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сб. пер. Текст. / Сост. и ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972.-368 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 349с.
- Симонов, П. В. Созидающий мозг Текст.: Нейробиолог. основытворчества / П.В. Симонов- Рос. АН, Отд-ние физиологии, Ин-т высш.1нерв, деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1993. — 108,(3)с.
- Слобин, Д. Психолингвистика. Пер. с англ. Е. И. Негневицкой Текст. / Д. Слобин, Дж. Грин // Под общ. ред. A.A. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. -336 с.
- Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1990. 318,[2]с.
- Сокальский, П. П. О механизме музыкальных впечатлений Текст. / П. П. Сокальский // Музыка и психология. Вып. 1 и 2. — Одесса, 1987.
- Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. статей. М., 1974. — С. 59−74.
- Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: Статьи и исследования / А.Н. Сохор- Вступ. ст. Арановского М.- Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.: Сов. композитор, 1981. — 292,(3) с.
- Сокальский, П. П. О механизме музыкальных восприятий Текст. / П. П. Сокальский // Музыкальная психология: Хрестоматия. Под ред. М. С. Старчеус. М., 1992.
- Тавхелидзе, Н. Д. О восприятии музыкального стиля Текст. / Н. Д. Тавхелидзе // Серия философии, психологии, экономики и права. — М., 1975.
- Тарасов, Г. С. Проблемы музыкального мышления и восприятия Текст. / Г. С. Тарасов // Вопр. психологии. 1973. — № 1.
- Тарасов, Г. С. Психология музыкальной потребности человека Текст. / Г. С. Тарасов // Психол. журнал. 1988. — № 5. — С. 63−70.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
- Торопова, А. В. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми Текст. / A.B. Торопова. — М., 1995.
- Узнадзе, Д. Н. Теория установки Текст. / Д.Н. Узнадзе- Под ред. Надирашвили Ш. А., Цаава В. К.- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модэк, 1997. — 447с.
- Франселла Фей. Новый метод исследования личности Текст.: рук. по репертуар, личност. методикам: пер. с англ. / Франселла Фей, Д. Баннистер- общ. ред. и предисл. Забродина Ю. М., Похилько В. И. М.: Прогресс, 1987. — 232, [2] с.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В.Н. Холопова- Моск. консерватория им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 2000. — 319 с.
- Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительной деятельности: автореф. дис.. док-ра психол. наук: 19.00.03 / Ю.А. Цагарелли- ЛГУ. -Л., 1989.-31 с.
- Цеханский, В. М. Экспериментальное исследование музыкального воздействия Текст. / В. М. Цеханский, Н. С. Шугрина // Проблемыэкологической психоакустики. М.: ИПАН, 1991. — С. 164−178.
- Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст.: Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 373,1.с.
- Шакуров, P. X. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) Текст. / Р. Х. Шакуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2001 — 180 с.
- Шевляков, Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности Текст. / Е. Шевляков. — М.: Музыкальная академия, 1995. — № 3. С. 152 154.
- Шестаков, В. П. От этоса к аффекту Текст.: история муз. эстетики от античности до XVIII в. / В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
- Шмелев, А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности Текст. / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -158с.
- Шмелев, А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных Текст. / А. Г. Шмелев // Вопр. психологии. 1982. — № 5. — С. 36−46.
- Штумпф, К. Происхождение музыки Текст. / К. Штумпф. Л.: Тритон, 1926.-58 с.
- Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма Текст. / C.B. Шушарджан. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. — 364 с.
- Эткинд, А. М. Опыт теоретической интерпретации семантическогодифференциала Текст. / A.M. Эткинд // Вопр. психологии. 1979. — № 1. -С. 17−27.
- Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст.: Перевод / К.Г. Юнг- Предисл. Руткевича А. М.- Примеч. Бакусева В. М. и др. М.: Ренессанс, 1991. -297,(2)с.
- Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. — М.: Искусство, 1964.
- Яковлев, В. П. Социальное время Текст. / В. П. Яковлев. Ростов н/Д, 1980.
- Bigand, Е. Contributions of music to research on human auditory cognition. In: Thinking in sound: The cognitive psychology of human audition (McAdams S, Bigand E, eds.), 1993, pp. 231−277. Oxford: Oxford UP.
- Botte, M. C., McAdams, S, Drake, C. La perception des sons et de la musique. In: Perception et agnosies: Siminaire Jean-Louis Signoret (Lechevalier B, Eustache F eds.), 1994, pp. 55−99. Brussels: De Boeck.
- Bregman, A. S. Auditory scene analysis: Hearing in complex environments. In: Thinking in sound: The cognitive psychology of human audition (McAdams S, Bigand E, eds.), 1993, pp. 10−36. Oxford: Oxford UP.
- Chamberlain, Ph. J. Pitch and duration in recognition of music-like structures. -Percept, and Mot. Skills, 1974, v. 38 (2), p. 419−428.
- Cupchik, G., Winston, A. Reflection and Reaction: A Dual Process Analysis of Emotional Responses to Art// Emotions and Art. Perm, 1992.
- Deese, J. The structure of associations in language and thought. Baltimore, 1965.
- Dowling, W. J., Lung, К. M., Herrbold, S. Aiming attention in pitch and time in the perception of interleaved melodies. Perception and Psychophysics 41:642−56,1987.
- Gabriel, C., Crickmire, I. Emotion and music // Psychol, of Music. 1977. V. 5. N l.P. 28−31.
- Gibson, J. J. An Ecological Approach to Visual Perception. Boston, 1979.
- Handel, S. Perceiving melodic and rhythmic auditory patterns. J. Exp. Psychol., 1974, v. 103 (5), p. 922−933.
- Hunter, H. An investigation of psychological and physiological changes apparently elicited by musical stimuli.- Birmingham., 1970.
- Imberty, M. L’acquisition des structures tonales chez l’enfant. Paris: Klincksieck, 1979.
- Iwanwick, K. Musical cognition and aesthetic response // Psychol, of Music. 1973. V. 1, N 2. P. 7−13.
- Казанджиева-Велинова, 3. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей». — София, 1976.
- Kurth, Ernst. «Musikpsychologie». Berlin, 1931.
- Maher, Т. F. «Need for resolution» ratings for harmonic musical intervals: A comparison between Indians and Canadians. J. of Cross-Cultural Psychol., 1976, v. 7(3), p. 259−276.
- Marks, L. E. On colored-hearing synesthesia: cross-model translations of sensory dimensions // Psychological Bull. 1975. V. 82. № 3.
- McAdams, Stephen, R. Llinas & P. Churchland (eds.). Audition: Cognitive Psychology, of Music. The Mind-Brain Continuum, MIT Press, Cambridge, MA. i 996, pp. 251−279.
- Myers, C. S., Valentine, C. W., A study of the individual differences in attitude towards tones. Brit. J. of Psychol., v. VII, 1914, № 5, p. 35−43.
- Neisser, U. Multiple systems: A new approach to cognitive theory // Cognition. 1994. Vol. 6, № 3. P. 225−241.
- Osgood, С. E., Suci, J. Y., Tannenbaum, P. H. The Measurment of Meaning. Urbana, 1957.
- Sapozhnikova, K., & Taymanov, R. (2003). About a measuring model of emotional perception of music. Proceedings of the XVII IMEKO World
- Congress (pp. 2049−2053). Dubrovnik, Croatia.
- Serafine, M. L. et al. The cognitive reality of hierarchic structure in music // Music Perception. Sum. Vol. 6, 1989. — P. 397 — 430.
- Tajfel, H. Social categorization, social identity, and social comparison. In: H. Tajfel (ed.) Differentiation between social groups. London: Academic Press, 1978, p. 61.
- Werner, H. Intermodale Quantitaeten (synestesien) // Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Bd. 1, 1966.