Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Защита прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Экстремизм сегодня все более настойчиво заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность и т. п. Он становится одной из важнейших проблем современного мира, что вызывает особые опасения в век высоких военных технологий, когда личность, становится способной направить весь арсенал современных достижений науки для решения собственных целей и задач… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
    • 1. Экстремизм: природа, виды и формы проявления
    • 2. Понятие, содержание и виды ограничений прав, свобод, законных интересов человека, личности, гражданина
    • 3. Влияние экстремизма и экстремистской деятельности на общество, личность и государство
  • ГЛАВА II.
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОНННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ
    • 1. Система и меры государственных и негосударственных органов, осуществляющих противодействие экстремизму
    • 2. Соблюдение прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму
    • 3. Международный опыт защиты прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму

Защита прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экстремизм сегодня все более настойчиво заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность и т. п. Он становится одной из важнейших проблем современного мира, что вызывает особые опасения в век высоких военных технологий, когда личность, становится способной направить весь арсенал современных достижений науки для решения собственных целей и задач. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России только в 2010 году было совершено 581 преступление террористического характера и 656 преступлений экстремистской направленности1, а только за первое полугодие 2011 года было совершено 370 преступлений террористао ческого характера и 346 преступлений экстремистской направленности, что в целом свидетельствует о росте числа таких преступлений в России.

Не вызывает сомнений, что экстремизм (от лат. extremus — крайний), как явление, уходит своими корнями в глубокую древность. Однако сам термин «экстремизм» видимо не имеет многовековой истории и единодушно отнесен многими исследователями преимущественно к сфере политики в качестве приверженности к крайним взглядам и мерам. Возможно, это связано с тем, что в начале XX века «экстремистами» назывались представителей левого крыла партии Индийский национальный конгресс, поскольку те были последовательными сторонниками борьбы за полную независимость Индии.

Экстремизм (в современном понимании этого слова) давно перестал быть формально-лингвистической категорией. Он является синонимом определенного рода негативных проявлений, имеющих своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания ста.

1 См.: Состояние преступности в России за 2010 год. — М.: ГИАЦ МВД РФ, 2010. — С. 12.

2 См.: Состояние преступности в России за 1 полугодие 2011 года. — М.: ГИАЦ МВД РФ, 2011.-С. б. бильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня экстремизм в той или иной форме настолько прочно вошел во многие сферы жизни общества, что появилась необходимость дать, наконец, этому явлению правовую характеристику. Однако многократно предпринимаемые в последние годы попытки раскрыть сущность экстремизма с позиции права по-прежнему вызывают споры в среде юристов о возможности • правовой оценки этого явления в принципе3.

Ряд мировых держав (США, Великобритания) и региональных (Иран, Саудовская Аравия, Израиль) уже давно столкнулись с этой проблемой и сумели разработать рекомендации и меры, направленные на профилактику и предотвращение экстремистской деятельности. В советское время проблема экстремизма долгое время оставалась объектом для теоретического изучения, основой чему служили экстремистские выступления «в империалистических странах Запада».

Для российского государства столкновение лицом к лицу с такими формами экстремизма как политический, религиозный и национальный экстремизм, и такими явлениями как исламский радикализм, терроризм явилось очень болезненным. В наибольшей степени «синдром экстремизма и терроризма» ощущается на Северном Кавказе. Это обусловлено возросшим стратегическим значением этого региона. Переводя религиозные, национальные и этнические вопросы в политическую плоскость, используя их в качестве инструмента, средства для разжигания конфликтов, экстремизм создает реальную угрозу безопасности российского государства4.

3 См.: Залужный А. Г. Право. Религия. Закон. — М.: Научная книга, 2008. — С. 306−307.

4 Лабунец М. И. Проблемы экстремизма и региональной безопасности на Северном Кавказе: политико-правовой аспект // Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России. Материалы окружной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2000.

Современная ситуация показывает, что экстремистская деятельность, в том понимании, какое ей придается действующим законодательством России, нередко становится орудием и средством борьбы субъектов политической деятельности в процессе достижения ими своих целей. Политическим организациям, движениям и отдельным общественно-политическим деятелям, оказалось выгодно использовать экстремизм. Многочисленные случаи такого «легкого», безответственного отношения к проявлениям экстремизма привели к тому, что в настоящее время он стал широкомасштабным и всеобъемлющим, внутригосударственные конфликты приобрели насильственный характер. Всесторонняя направленность экстремизма, проникновение его во все сферы общественных отношений, необычайно острый характер используемых форм и методов, превращают его в угрозу жизненно важным интересам личности, здоровью, жизни граждан, правам отдельной личности и целых народов, конституционного строя5.

Экстремизм — есть явление международного масштаба. Однако сегодняшние его проявления доказывают, что он вышел на более высокий уровень — глобальный. Не замечая государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, он содержит опасность для политики мирного существования и сотрудничества государств, в целом для мировой безопасности. Своевременное и эффективное противодействие этой опасности имеет жизненно важное значение для интересов России.

Глубокое научно-теоретическое изучение данного явления, исследование его различными методами, знание основных элементов и механизма его функционирования имеют огромное значение для правильной организации противодействия ему, неотъемлемо от изучения современных конфликтов, что позволяет понять его место и роль на всех стадиях протекания конфликта.

5 Истомин А. Ф., Лопаткин Д. А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7.

Раскрытие причин и условий, факторов, способствующих возникновению и активизации экстремизма, позволяет организовать и осуществить мероприятия по сужению круга этих причин и условий. Знание сущности, его зависимости от социально-политических, экономических, психологических и других условий открывает возможности для прогнозирования его проявлений. Решение этой задачи позволит своевременно упреждать появление но, вых угроз, осуществлять подготовку и проведение предупредительных мероприятий.

Для поликонфессиональной и многонациональной России проблема экстремизма, имеет как внутриполитическое, так и внешнеполитическое значение, поскольку от правильного его понимания и адекватного реагирования во многом зависит не только общественно-политическая ситуация в стране, но и характер отношений со многими государствами мира. Не секрет, что рост экстремизма влияет не только на международный престиж Российской Федерации и его инвестиционную привлекательность, но и позволяет судить об состоянии демократии в стране, способности государства создавать условия для реализации прав, свобод и законных интересов личности.

Степень научной разработанности проблемы. В течение XX века на диссертационном уровне в советской и российской науке проблема экстремизма не исследовалась, она стала привлекать внимание ученых разных направлений науки лишь на рубеже XX — XXI столетий, к ней обращаются как юристы, так и политологи, социологи, конфликтологи, психологи, представители других наук. Экстремизм, влияя на систему общественных отношений, является составной частью политической борьбы. Изданные к настоящему времени труды позволяют сделать вывод о степени научной разработанности данной проблемы, а имеющиеся публикации можно разделить на следующие взаимосвязанные группы.

Первую грушу составляют труды, в которых делается анализ экстремизма с социально-философских, политических и общетеоретических позиций. Это работы Г. А. Аванесова, Ю. И. Авдеева, ЭЛ. Вдовиченко, Н. И. Ветрова,.

B.B. Витюка, H.B. Володиной, A.B. Дмитриева, В. П. Ерошина, А.Г. Залужно-го, А. Г. Здравомыслова, А. Э. Жалинского, В. Н. Иванова, К. Х. Ипполитова, Н. М. Кейзерова, С. А. Кравченко, Г. В. Осипова, В. О. Рукавишникова, В. В. Серебрянникова, В. Г. Смолянского, В. Е. Эминова, Р. Г. Яновского и других.

Внимание исследователей сосредоточено на определении сущности и содержания экстремизма, его места и роли в системе политической борьбы, особенностях данного явления в условиях современного развития российского общества. Усилия отечественных ученых направлены на изучение противоречий, возникающих в обществе в ходе реформ. В последнее время проявился интерес к анализу политического экстремизма, осуществляемому политическими партиями и движениями, государством. Исторический подход помогает вскрыть гносеологические корни явления, изучить особенности экстремистских методов и форм в различных общественно-политических и социально-экономических условиях.

Работы М. Бакунина, Н. И. Бухарина, И. А. Ильина, П. А. Кропоткина, П. Н. Милюкова, Г. В. Плеханова, А. И. Спиридовича, П. Б. Струве, Л. Д. Троцкого и др. обогатили современные представления о политическом экстремизме, его исторической обусловленности, объективно возникающих процессах.

Вторую группу источников составляют труды, в которых анализируются факторы, способствующие возникновению и осуществлению экстремизма. Немалый вклад в разработку этой проблемы внесли ученые B.C. Авдонин, В. А. Бурковская, JI.H. Вдовиченко, Д. Н. Вороненков, К. С. Гаджиев, Ю. И. Дерюгин, А. И. Долгова, C.B. Дьяков, H.H. Ефимов, И. И. Карпец, В. И. Ковалев, В. А. Коптюг, В. Н. Кудрявцев, С. Е. Кургинян, В. К. Левашов, В. В. Максимов, В. М. Матросов, В. В. Смирнов, С. А. Тюшкевич и др. Ими исследованы причинно-следственные связи с учетом развития общественных отношений, зависимости экстремизма от социально-политических, экономических и других условий, от наличия и остроты противоречий в обществе, результатов проводимых реформ, они раскрыли объективные и субъективные причины осуществления его в различных формах, определили условия, способствующие его возникновению и развитию.

Третью группу работ составляют труды, в которых делается анализ проявлениям экстремизма как социально-политического явления. Работы таких ученых как A.C. Грачева, А. Г. Здравомыслова, С. А. Кравченко, акцентировали свое внимание на определении сущности и содержания экстремизма, его месте и роли в системе отношений, возникающих в обществе, особенностях российского современного экстремизма.

Большое внимание анализу причинно-следственных связей с развитием общественных отношений, его зависимости от социально-политической, экономической обстановки уделили следующие ученые: JI.H. Вдовиченко, К. С. Гаджиев, И. В. Манацков, В. Н. Томалинцев, С. А Тюшкевич. Опираясь на результаты социологических исследований, они сосредоточили свое внимание на объективных и субъективных причинах возникновения экстремизма, условиях, способствующих его возникновению и развитию.

В массовом сознании понятия «экстремизм» и «терроризм» являются синонимами, несущими заряд агрессии, ненависти, злобы. Терроризму, как актуальной проблеме сегодняшней политической жизни, его непосредственной связи с политическим экстремизмом посвящена большая группа научных статей, монографий, диссертаций, учебных пособий. Среди современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты терроризма, в том числе и политического, можно назвать И. В. Блищенко, П. А. Кабанова, А. И. Ковылова, Г. В. Овчинникову. Из всего многообразия видов насильственной преступности именно понятие терроризма наиболее полно разработано современными криминологами.

Следует также отметить, что работы по вопросам безопасности России обязательно включают такую составляющую как экстремизм в различных его видах и формах. Ю. И. Авдеев, И. А. Бабин, H.A. Романов, В. М. Юрченко, Е. И. Степанов, В. А. Ядов сконцентрировали свое внимание на таких важных аспектах как динамика проявлений экстремизма, факторы внутриполитической напряженности.

К четвертой группе трудов, в которых анализируются причины, способствующие возникновению и осуществлению экстремизма следует также отнести работы зарубежных ученых. К исследователям данной группы проблем относят Р. Арона, Д. Белла, П. Бурдье, П. Вилкинсона, Р. Дарендорфа, Д. Истона, В. Лакера, С. Липсета, С. Ломброзо, А. Осгуда, Р. Тюкера, Д. Уоддиса и др. Исследователи сконцентрировали свое изучению данной проблемы в условиях западных и восточных стран, в период развития индустриального и постиндустриального общества. Одной из основных особенностей работ зарубежных авторов является рассмотрение роли государства в возникновении и осуществлении экстремизма, влияния политико-экономических процессов на содержание и направленность экстремистской деятельности.

Особую значимость для юридической науки имеют работы, в которых проблема экстремизма решается не постановочно, а практически. Ряд ученых сосредоточили свое внимание на уголовно-правовом и криминологическом аспектах экстремистской деятельности, предложили ряд мер, которые необходимо предпринимать для профилактики и предотвращения экстремистских и террористических действий субъектов политики. Это работы А. И. Александрова, А. И. Алексеева, С. С. Босхолова, Ю. В. Голика,.

A.Э. Жалинского, А. И. Коробеева, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, Г. Ю. Лесникова, H.A. Лопашенко, В. В. Лунеева, С. Ф. Милюкова, Г. М. Миньковского, Р. И. Михеева, М. В. Назаркина, B.C. Овчинского, П. Н. Панченко, Э. Ф. Побегайло, A.B. Попова, Г. Г. Почепцова Б.Т. Разгильдиева, Я. Г. Стахова, A.A. Тер-Акопова, A.B. Усса,.

B.C. Устинова, С. Н. Фридинского, В. Ф. Цепелева и др.

Однако, несмотря на уже достаточно серьезный накопленный научный потенциал, экстремизм как научная проблема остается далеко не изученной, хотя в последние десятилетия эта проблема стала привлекать внимание ученых разных направлений науки. Однако, работ, носящих теоретико-правовой, междисциплинарный характер пока недостаточно. В реальной жизни всевозможные виды экстремистских проявлений продолжают оказывать деструктивное воздействие на состояние общественных отношений, на проводимые реформы.

Это и предопределило выбор темы, объект и предмет исследования, постановку целей и задач.

Целью диссертационного исследования является определение основных направлений по защите прав и свобод личности при противодействии экстремизму, уточнение его понятия и содержания, выявление и анализ основных элементов правового механизма, направленного на осуществление деятельности по предупреждению и борьбе экстремизмом, а также выявление и варианты нормативно-правового регулирования проблем в области соблюдения прав и свобод личности при осуществлении деятельности по борьбе с экстремизмом. Правовое обеспечение оптимизируется, достаточно сказать, что в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. были введены новые нормы: ст. 2821 «Организация экстремистского сообщества» и ст. 2822 «Организация деятельности экстремистской организации», а содержание ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» подверглось существенным изменениям.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

— разработка и раскрытие понятия, структуры и содержания правовых основ противодействия экстремизму в Российской Федерации;

— определение основных видов и форм противодействия экстремизму по законодательству в Российской Федерации;

— комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации, его сопоставление с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров в сфере противодействия экстремизму с целью определения путей совершенствования правового регулирования деятельности по борьбе с экстремизмом в Российской Федерации;

— систематизация основных принципов и способов противодействия экстремизму в Российской Федерации;

— уяснение пределов ограничений прав человека и гражданина в процессе применения мер по противодействию экстремизму в Российской Федерации;

— исследование системы и компетенции государственных органов, осуществляющих противодействие экстремизму в Российской Федерации, обоснование конкретных практических рекомендаций по оптимизации деятельности государственных органов в сфере противодействия экстремизму.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей российского права (уголовного, административного, конституционного, гражданского), их взаимосвязь и взаимозависимость в процессе правового регулирования нормами различных отраслей права при осуществлении действий, направленных на противодействие экстремизму.

Предметом исследования выступает совокупность взаимосвязанных правовых норм различных отраслей права, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении противодействия экстремизму.

В процессе работы проводился анализ научных теорий и взглядов по вопросам применения государственно-правовых мер противодействия экстремизму, а таюке соблюдения прав и свобод личности в процессе правоприменения указанных мер.

Методологической основой исследования явились общенаучные, общелогические и частно-научные современные методы познания, выработанные наукой и апробированные практикой. Исследование проведено с использованием общенаучного диалектического метода познания всех процессов и явлений, происходящих в обществе. Автор опирался также на такие методы исследования, как метод сравнительного анализа, метод системного анализа, структурно-логический, формально-юридический и другие методы, используемые в юридической науке. Их применение позволило рассматривать законодательство и судебную практику по вопросам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные конституционные законы и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные федеральные нормативные правовые акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также решения Европейского Суда по правам человека.

С целью проведения сравнительного анализа автор ознакомился также с законодательством отдельных иностранных государств.

В ходе исследования изучались руководящие документы и информационно-аналитические материалы, подготовленные в рамках деятельности государственных органов (в частности, послания Президента Российской Федерации, доклады Совета Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, общественных и правозащитных организаций, аналитические вестники Аппарата Государственной Думы, обзоры Генеральной прокуратуры Российской Федерации), материалы средств массовой информации, затрагивающие актуальные проблемы правового регулирования и реализации законодательства в сфере противодействия экстремизму.

Эмпирической базой исследования стали статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации, опубликованные Главным информационно-аналитическим центром МВД Российской Федерации, а также размещенные на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федера-циии.

Научная новизна диссертации состоит в комплексном общетеоретическом исследовании нормативно-правовых основ противодействия экстремизму в Российской Федерации, раскрывающем роль норм различных отраслей права в обеспечении прав, свобод, законных интересов личности, функций предупреждения, борьбы и минимизации последствий экстремизма. Во взаимосвязи с различными отраслями права в диссертации проведен системный анализ положений законодательства Российской Федерации по формированию правовых мер противодействия экстремизму, а также соотношения применения указанных мер в свете соблюдения прав и свобод личности.

Элементы новизны присутствуют в авторском понятии «экстремизм», выделены его виды, признаки, формы, дана характеристика и предложены практические меры по оптимизации государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Подобное обобщающее теоретико-правовое осмысление проблем противодействия экстремизму и соблюдения прав и свобод личности в современной отечественной науке до сих пор не было предметом системного анализа.

На защиту выносятся следующие новые положения или положения, обладающие элементами научной новизны.

1. В диссертации дается характеристика критериев идентификации и оценки экстремистских проявлений в конфликтах различного рода, а также формулируется и исследуется концептуальная модель экстремизма. Это обусловлено тем, что в последнее время экстремистские действия пронизывают все сферы общественной жизни. Изучению экстремизма отводится особое место в современной и зарубежной политологии, политической социологии, правоведении и других науках. Наличие различных подходов к объяснению данного явления подтверждает необходимость научного осмысления и анализа этого феномена.

2. Несмотря на тот факт, что в современной науке даны и исследованы различные варианты проявления экстремизма и экстремистской деятельности, законодательство оперирует общим понятием экстремизма. Наука подтверждает, что различные виды экстремизма вызываются различными причинами и выражаются разными проявлениями, таким образом, отсутствие в законодательстве дефиниций различных проявлений экстремизма приводит к грубейшим нарушениям прав человека при борьбе с экстремистской деятельностью.

3. На сегодняшний день в принципе сформулирована единая концепция государственной политики в сфере борьбы с экстремистской деятельностью. Необходимо понимать, что экстремизм проявляется в различных выражениях, и реакция государства должна отличаться соответственно видам проявляемой экстремистской деятельности. Существующая концепция противодействия терроризму не дает возможности эффективно противостоять проявлениям политического или религиозного экстремизма и практически неприменима, более того вредна в области противодействия, например, проявлениям молодежного экстремизма.

4. Необходимо законодательное утверждение критериев отнесения различных видов деятельности к различным видам экстремизма. Критериями, позволяющими отнести те или иные явления к экстремистским могут являться следующие признаки:

Присутствие непосредственного либо опосредованного насильственного воздействия на субъектов противоборствующей стороны в политическом конфликте с целью с целью побуждения противника к принятию решения в интересах экстремистских сил либо с целью овладения ее политическими и территориальными позициями, ликвидации ее материального и людского потенциала.

Категоричное игнорирование субъектами конфликта легитимных правил борьбы независимо от используемых средств: физического насилия, морального принуждения, экономического давления.

5. Предлагаются следующие элементы модели анализа различных видов экстремизма: 1) причины и условия возникновения и развития различных видов экстремизма- 2) субъекты и объекты процесса применения крайних форм и методов- 3) цели экстремистских проявлений- 4) применяемые методы и средства.

6. Исследование экстремизма должно носить разносторонний характер. При исследовании причин, ведущих к возникновению экстремизма необходимо учитывать экономические, политические, культурные аспекты, а также и психологические предпосылки возникновения экстремизма. Среди основных предпосылок, вызывающих проявление экстремизма можно выделить:

— экономический фактор;

— исторические корни противоречий в различных сферах;

— классовые антагонизмы;

— стереотипы поведения;

— взаимовлияние экстремистских организаций.

7. Повышению эффективности противодействия экстремистским проявлениям особое значение имеет укрепление российской государственности, усиление борьбы с преступностью во всех сферах жизни (экономической, политической, социальной, культурной), доработка и реализация концепции геополитических интересов России, создание единой государственной концепции противодействия различным видам экстремизма с помощью соответствующих виду экстремистской деятельности методов и средств.

8. Автор предлагает, с учетом отсутствия в диспозиции ст. 282 УК РФ какой-либо конкретизации, самих действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц, выделить следующие:

• негативные высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, репрессий, применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии, социальных групп, выраженные как посредством публичных выступлений, так и содержащиеся в информационных, печатных и аудиовизуальных материалах;

• информационные материалы (рисунки, надписи, карикатуры), обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, репрессий, применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии, социальных групп.

9. Соблюдение прав человека в любом случае должно являться приоритетным при применении любых методов противодействия экстремистской деятельности. Какое-либо незаконное ограничение или умаление указанных прав при осуществлении борьбы с проявлениями различных видов экстремизма может расцениваться как нарушение фундаментальных принципов защиты прав человека и недопустимо. Здесь нужно исходить из того краеугольного положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяющей, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. При этом расширение сферы действия европейских конвенций о защите прав и свобод человека, налагает серьезные обязательства на органы государственной и муниципальной власти.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно на общетеоретическом уровне дается системное обоснование обеспечения и защиты прав личности при противодействии экстремизму, уточняется содержание возникающих при этом правоотношений и дается расшифровка основных понятий, используемых в данном процессе, в оборот вводится новая монографическая литература. Теоретические идеи, выводы и предложения, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства по указанным вопросам, восполнении в нем правовых пробелов. Диссертация закладывает основу для дальнейших научных разработок в области правового регулирования обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму.

Практическая значимость диссертационного исследования. Особое внимание в диссертации уделяется изучению практики реализации мер, направленных на предупреждение, борьбу и минимизацию последствий экстремизма, а также вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в исследуемой сфере. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе практические предложения направлены на оптимизацию правового регулирования в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, способствуют утверждению научно обоснованного подхода к разработке нормативно-правовой базы, регулирующей противодействие экстремизму.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы как при подготовке законопроектов, так и в практической деятельности государственных органов.

Практическая значимость результатов исследования состоит также в том, что изложенные выводы и предложения могут быть использованы в научно-педагогической работе в вузах и иных учебных заведениях, в практической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе судов при разрешении споров, возникающих при нарушении прав, свобод и законных интересов личности в результате осуществления государственными органами мер по противодействию экстремизму.

Апробация результатов исследования. Взгляды диссертанта по теоретическим и практическим проблемам диссертационного исследования были обозначены и апробированы во время выступлений на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе проводимых совместно с профильными комитетами Правительства Санкт-Петербурга.

Основные выводы и положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр теории и истории государства и права, конституционного и административного права Юридического института (Санкт-Петербург) — докладывались на ежегодных межвузовских научно-теоретических конференциях «Политика. Власть. Право» (Санкт-Петербург, 2009;2010 гг.), V и VI Международной научно-практической конференциях.

Оптимизация законодательного процесса: вопросы теории и практики" (Санкт-Петербург, 2010, 2011 гг.) — нашли отражение в научных публикациях автора, включая статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень определенный Высшей Аттестационной Комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура работы определяется целями и задачами исследования и логической последовательностью их рассмотрения. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка используемой литературы, приложения. Объем и оформление диссертационного исследования отвечает требованиям, предъявляемым Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики приводит к выводу о необходимости поиска решения вопросов об оп—-тимальном соотношении защиты прав и свобод человека и гражданина (включая право на свободу слова) с требованиями законодательства о борьбе с экстремизмом и обеспечении безопасности государства.

Анализ динамики преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, показывает их рост в последние годы. Так, если в 2003 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности, а в 2004 г. — 130, то последующие годы наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению: в 2005 г. — 152, в 2006 г. — 263, в 2007 г. — 356, в 2008 г. — 460, в 2009 г. — 548, в 2010 г. — 597 преступлений146. Только за первое полугодие 2011 года было совершено 346 преступлений экстремистской направленности147.

Право на свободу слова не без оснований называют базовым, так как без него невозможна реализация других фундаментальных прав человека: права на свободу мысли, совести и религии, свободу собраний и объединений.

Принцип свободы слова в России закреплен на конституционном уровне. В статье 29 Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Тем самым, Основной закон возлагает на государство обязанность не только неправомерно не вмешиваться в свободу слова, но и всячески осуществлять ее защиту.

146 См.: Официальный сайт МВД России.

147 См.: Состояние преступности в России за 1 полугодие 2011 года. — 2011. С. 6.

М.: ГИАЦ МВД РФ,.

В процессе формирования законодательной базы, регулирующей свободу слова в России, важным этапом стала ратификация Россией в феврале 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция стала составной частью российской правовой системы. Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека, а также обязательность всех его решений, которые являются официальным толкованием Конвенции.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» прямо ориентирует суды общей юрисдикции на использование положений Европейской конвенции и постановлений Европейского суда148.

Таким образом, в Российской Федерации имеются конституционные основы для реализации свободы слова. При этом важное значение имеет реальная возможность применения норм международного права наряду с национальным законодательством.

Но на практике существует тонкая грань между правом гражданина выражать свое мнение и правом других лиц на защиту охраняемых законом их прав и интересов, а также обеспечение безопасности общества и государства.

В США по данному вопросу имеются прецедентные решения Верховного суда, позволяющие отделить факт от мнения. В частности, судья Паул по делу Герца заявил, что не существует понятия ложной идеи. Сколь бы вздорным ни казалось мнение, не дело суда поправлять это мнение. Оно может быть оспорено лишь в конкуренции с другими мнениями.

Данный подход представляется правильным и для российской судебной практики. Основанием для него являются положения статьи 29 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации, и статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека.

148 См.: http://base.consultant.rii/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=52 017 и основных свобод, провозгласившей, что каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Такая позиция находит поддержку и у других авторов.

Однако в правовом государствехвобода реализации права любого гражданина, как и организации не может быть беспредельной. Она ограничивается правами и свободами других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Так, в Конституции РФ, с одной стороны, есть статья 23, гарантирующая «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени», а с другой — статья 29, где «каждому гарантируется свобода мысли и слова», свобода искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом.

Статья 56 Конституции РФ предусматривает дополнительные ограничения свободы слова в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом. Но данная норма не касается абсолютного запрета на цензуру, которая вообще не может быть применена в России.

Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что в соответствии со ст. 10 Конвенции и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского суда при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, утверждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражениями субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Указанная позиция содержится также в практике Европейского суда по правам человека: «С точки зрения Суда, следует проводить тщательное различие между фактами и оценочными суждениями. Существование фактов может быть доказано, тогда, как истинность оценочных суждений не всегда поддается доказыванию. В отношении оценочных суждений выполнить это требование невозможно, и оно, нарушает саму свободу выражения мнений, которая является основополагающей’частью права, гарантированного статьей 10 Конвенции».

Представляется, что именно внедрение в российскую практику правовых позиций Европейского суда, сформировавшихся за многолетнюю практику толкования и применения*Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, способно в" значительной степени изменить ситуацию. Почти в каждом деле о предполагаемом нарушении статьи Л 0^ Конвенции (свобода выражения мнения) Суд обращает внимание, что свобода слова представляет собой «одну из несущих опор демократического общества, основополагающее.

149 условие его прогресса и самореализации каждого его члена" .

Имеются основания полагать, что Конституционный Суд Российской Федерации стремится поддерживать правовые позиции Европейского-суда и тем самым обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, на европейском уровне, а также ориентировать нормотворческий процесс «в направлении соответствия, современному пониманию прав и свобод».

Подобная практика, в первую очередь, должна быть реализована именно применительно к конституционному праву на свободное выражение мнений, т. е. обеспечению права на свободу слова.

Данная позиция международных и отечественных судебных органов представляется весьма важной при реализации положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в целом и, в частности, статьи 15 закона, предусматривающей, что «за осуществление экстре.

149 hltp.7/www.voskres.ru/articles/chugaxlov.htm#edn8#edn8 мистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке".

Статья также предусматривает, что «в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью».

Необходимо отметить, что законодательство о противодействии экстремизму было подвергнуто в научной литературе достаточно серьезной критике как нарушающее грань между гарантированными Конституцией РФ правами на многообразие политической деятельности, на свободу слова, свободу создания общественных организаций и противоправными действиями, посягающими на эти свободы.

Трудно согласиться и со сторонниками определения экстремизма как рода деятельности по распространению крайних точек зрения на ту или иную проблему. Данная позиция ущербна, поскольку трудно представить какое-либо высказывание в резкой форме, не подпадающее под приведенное понятие. Как справедливо отмечается в научной литературе, суть экстремизма состоит не только в распространении крайних взглядов, но и в сопровождении их насильственными или иными противозаконными действиями.

Рядом авторов высказывалось мнение об излишествах в усилении уголовно-правовой репрессии, о неоправданном дублировании уже существующих запретов, предусмотренных нормами Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерациио небезупречности правоприменительной практики, и в частности доказывания при обвинении по делам о преступлениях экстремистской направленности.

Рассматривая предлагаемые законодателем мотивы совершения преступлений экстремистской направленности, следует отметить, что сами по себе-заявленные идеологические и политические мотивы не могут объявляться уголовно наказуемыми, так как это противоречит основному закону страны — Конституции РФ (ст. 13), где заложены принципы политического и идеологического многообразия.

Подобная трактовка уголовного закона, по справедливому замечанию некоторых авторов, «рождает вполне понятные опасения по поводу соблюдения основных демократических прав, гарантированных Основным законом Российской Федерации — Конституцией, в частности свободу слова, являющуюся необходимым условием демократического общества».

При исследовании указанных мотивов следует согласиться с мнением Н. Ф. Кузнецовой о том, что «впервые в российское законодательство внесены такие недопустимые согласно принципу ненаказуемости намеренийвыражений собственных мнений признаки состава преступления, как идеологические или политические мотивы».

В этой связи также следует отметить, что конструкция, статьи 282 УК РФ делает обязательной установления направленности действий при совершении данного преступления. Именно направленность действий определяет их устремленность к определенному результату, способность вызвать ожидаемые последствия. Объективизация признаков разжигания вражды и ненависти может выразиться в таких действиях, раскрывающих смысл вражды и ненависти, как распознавание объектов, заслуживающих вражды и ненавистиприписывание этим объектам негативных свойств и намеренийпобуждение к деструктивным действиям в отношении указанных объектов.

Применительно к злоупотреблению свободой слова и массовой информации понятие направленности, как справедливо утверждает В. П. Кашепов, характеризует смысл экстремистской информации, ее содержание, способное вызвать национальную или религиозную вражду, унизить достоинство представителей какой-либо этнической, социальной или конфессиональной группы.

Достаточно неопределенные в правовом отношении формулировки понятия «экстремистская деятельность», «экстремизм», приведенные в п. 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии1 экстремистской деятельности», дают основание, по мнению O.E. Кутафина, совершенно справедливо утверждать, что к экстремизму имеет отношение и «публичное оправдание экстремистских действий», полностью1 противоречащее гарантированной Конституцией РФ свободе мнений и свободе слова, а также провозглашенному Конституцией РФ идеологическому и политическому многообразию.

О том, что «понятие экстремизм окончательно пока не сформулировано» прямо заявил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Шлигин (фракция «Единая Россия»)4 в интервью «Российской газете» еще в 2006 г. Он высказал обоснованное опасение, что «необходимо бороться с экстремистскими проявлениями, при этом нельзя перейти ту тонкую грань, за которой может закончиться свобода слова. Я думаю, что будет выработана какая-то рациональная форма».

Существенные изменениявнесенные в антиэкстремистское законодательство Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ ситуации в этом вопросе не прояснили: в качестве квалифицирующих и отягчающих обстоятельств введены три новых мотива преступлений экстремистскойнаправленности — «политический», «идеологический», «ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы» (в основном, это преступления против жизни и здоровья).

В 2008 году отмечен рост значительный числа осужденных за ряд преступлений экстремистской направленности: по ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки» осуждены 53 лица (прирост по сравнению с 2007 г. 152,4%), по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» осуждено 121 лицо (прирост — 89,1%), по ст. 2821 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» осуждены 22 лица (+633,3%), по ст. 2822 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации» осуждены 23 лица (+360,0%).

Безусловно, с экстремизмом бороться необходимо, и притом самым решительным образом, ибо без социального, национального, межрелигиозного согласия в стране невозможно обеспечить ее благополучие и правопорядок. Однако при этом необходимо сохранить гарантированные Конституцией РФ права, свободы, законные интересы граждан независимо от пола, расы, национальности и ни в коем случае не пересечь черту, за которой могут закончиться наши свободы, и в первую очередь, свобода слова.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. — М., 2009.
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст: 2954.
  3. Федеральный, закон «О ратификации Европейской’конвенции о пресечении терроризма» от 7 августа-2000 года, № 121-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 33. Ст. 3347.
  4. Федеральный закон «О ратификации Международной- конвенции- по борьбе с бомбовым терроризмом» от 13 февраля 2001 года, № 19-Ф37/ Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №* 35'. Ст. 3513.
  5. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» от 10 июля 2002 года, № 88-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.
  6. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.
  7. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля'2002 г. 114-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 211-ФЗ) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
  8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
  9. Монографии, учебники, учебные пособия, сборники
  10. Г. И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. М., 1999.
  11. А. Радикализм. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать. — М.: Центр «Панорама». 2002.
  12. А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России.-М., 1999.
  13. Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. — М., 2008.
  14. Граждане новой России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить": Доклад Института комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН). М., 2005.
  15. Л.Л. Негативная идентичность: Статьи 1997−2002 гг. М., 2004.
  16. В.В. Социология насилия. — М., 1975.
  17. В. Г. Зубова О.В. Проблемы-ограничения-конституционных прав граждан- при государственно-правовом? регулировании- борьбы с терроризмом. -М-: Издательство ЕГУ имени Бунина, 2004.
  18. Жаринов К. В:.Терроризм и- террористы. Исторический справочник / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 1999.
  19. И.М. Отеррореитерроризме. — М., 2001.
  20. В.П. Особенности квалификации-преступлений экстремистской направленности //Комментарий судебной практики. Выпуск Ш /Под ред. К. Б. Ярошенко.- М: Шридическаяшитература, 2007.
  21. Е.П. Современныйтерроризм. Анализ основных^направлений?/ Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 2000.
  22. С.А. Общая- теория государства и права: учебник. 7-е". изд. — СПб.: Питер, 2008.25-. Комиссаров В. С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества: По новому УК РФ. — М., 1997.
  23. М.А. Политический- экстремизм как угроза государственности. В кн.: Россия в третьем тысячелетии- - М., ИМПЭ, 2001.
  24. М.А. Конституционные основы защиты прав и свобод человека (российское и зарубежное законодательство): Курс лекций. М., 1999-
  25. О.Е. Российский конституционализм. -М.: Норма, 2008.29! Краснов- Михаил Александрович. Политический экстремизм как, угроза государственности.— В кн.: Россия в третьем тысячелетии. — М.: ИМПЭ, 2001.
  26. Лабунец М: И. Чеченский вооруженный сепаратизм: силовые способы противодействия.-Ростов-на-Дону, 2001.
  27. Ляхов ЕЛ7. Политика терроризма политика насилиям и агрессии. — М.,. 1987.
  28. Материалы конференции «Политический экстремизм в Российской Фе-дерации-и конституционные меры борьбы с. ним». М., 1998-
  29. М.П., Фельдман Д. М. Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования. М., 1997.
  30. Д.В. Психология терроризма. — СПб., 2002.
  31. A.B. Насильственный экстремизм. — М.: Институт правовых и сравнительных исследований при Ассоциации работников правоохранительных органов Российской Федерации, 2004.
  32. A.B. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю. М. Антоняна. -М.: Аспект Пресс, 2006.
  33. A.B. Антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты. — М.: Юрлитинформ, 2008.
  34. A.B. Борьба с незаконными вооруженными формированиями: уголовно-правовые, социальные и уголовно-политические аспекты: Учебное пособие / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2000:
  35. Правовое и организационное обеспечение борьбы с организованной претступностью: Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Морозова, В.В. Меркурьева- ВЮИ Минюста России. Владимир, 2002.
  36. A.B. Проблемы совершенствования применения- уголовно-правовых средств борьбы с организованными формами преступной деятельности и участием в незаконных вооруженных формированиях. — М.: Академия управления МВД России, 1998.
  37. Правовое противодействие экстремизму: науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2008.
  38. Е.М. Мысли вслух. М.: Российская газета, 2011.
  39. Преступления террористической направленности: уголовное преследование на досудебных стадиях / Под науч. ред. О. Н. Коршуновой. СПб., 2003.
  40. Состояние преступности в России за 2010 год. — М.: ГИАЦ МВД РФ, 2010.
  41. Состояние преступности в России за 1 полугодие 2011 года. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2011.-С. 6.
  42. Терроризм и безопасность на транспорте в России"(1991−2002 гг.): Белая книга: аналитический доклад / Под ред. В. Н. Лопатина. СПб., 2004.
  43. В.Н. Этнология и политика. — М.: «Наука» 2001.
  44. Уголовное право России. Особенная часть. / Под ред. канд. юрид. наук, доц. В. В. Меркурьева и канд. юрид. наук A.B. Павлинова- Владимир, 2002.
  45. Уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие / Под ред. канд. юрид. наук, доц. В. В. Меркурьева и канд. юрид. наук A.B. Павлинова. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2003.
  46. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.
  47. В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002.
  48. , С. Н. Уголовная политика России в сфере противодействия экстремизму (научно-методическое пособие) / С. Н. Фридинский. — М., 2009.
  49. , С. Н. Экстремизм: понятие, сущность и основные формы проявления (научно-методическое пособие) / С. Н. Фридинский. — М., 2010:1. Статьи.
  50. И.И. Некоторые предложения по совершенствованию правовой основы борьбы с терроризмом //В кн.: Терроризм в России и проблемы системного реагирования / Под ред. А. И. Долговой. — М., 20 041
  51. Л.С., Касьяненко М:А. О некоторых причинах этнического экстремизма в современном российском обществе // Таможенное дело. 2007. № 4.
  52. Л.В. Экстремизм и формы проявления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3 (16).
  53. А., Белокуров О. Соотношение понятий, используемых в ФЗ «О противодействии терроризму» и УК РФ // Законность. 2006. № 6.
  54. А. Потребительский экстремизм //Корпоративный юрист. 2009. № 3.
  55. В.В. Опасность экстремизма и возможности уголовно-правовых мер борьбы с ним //Адвокат. 2007. № 9.
  56. В.В. Еще раз об экстремизме //Адвокат. 2006. № 12.
  57. А., СибиреваО. Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году // В сб.: Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2007 году. М.: Центр «СОВА», 2008.
  58. А., Кожевникова Галина. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2008 году //В сб.: Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. — М.: Центр «СОВА», 2009.
  59. В. Угрожает ли «Акт патриота» Биллю о правах? Новый антитеррористический закон США //Российская юстиция. 2002. №№ 1−2.
  60. Гаврилов Б. Я1, Павлинов A.B. Некоторые вопросы законодательногообеспечения борьбы с проявлениями терроризма и насильственного экстремизма // Российский следователь. 2006. № 2.
  61. .Я., Павлинов A.B. Современная стратегия законодательного обеспечения борьбы с проявлениями терроризма и насильственного экстремизма / // Российский следователь. 2006. № 1.
  62. .Я., Павлинов A.B. Международные и российские организационные структуры по противодействию терроризму // Уголовное право. 2005. № 3.
  63. С. И. Вступительное слово на конференции Преступность в России: причины и перспективы // Материалы Международной научно-практической конференции ВНИИ МВД России 27 апреля 2004. М., 2004.
  64. Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» //Журнал российского права.2010. № 2.
  65. . Ю.С. О некоторых проблемах совершенствования правового регулирования противодействия терроризму //Журнал российского права. 2008. № 7.
  66. Гудков Л: Д. Динамика этнофобий в России последнего десятилетия / Доклад на конференции «Национальные меньшинства в ¡-Российской Федерации», Москва 2−3 июня.2003 г. М, 2003:.
  67. Дмитриев Ю: А. О противодействии терроризму // Государство и право.2006. № 10. С. 38−42.79: Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности-//Журнал российского права. 2008. № 6.
  68. Н.Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. № 5.
  69. Г. 53% граждан хотели бы жить в «России для русских» // Известия, 2005, 19 января.
  70. А.Ф., Лопаткин Д. А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7.
  71. .Ю. Терроризм в России в конце XX начале XXI века: политико-правовой анализ //Законодательство и экономика. 2007. № 11.
  72. Ю.С., Хрыков В. П. Влияние правового нигилизма на формирование политического экстремизма, в России //Адвокат. 2007. № 12.
  73. A.A. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. 2007. № 12.
  74. И.А., Алешкова И. А., Темираев A.B. Конституционно-правовое регулирование противодействия терроризму в, Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Право и государство: теория и практика. 2008. № 9 (45).
  75. Косарев МЛ: Новое законодательство о противодействии терроризму // Российская юстиция. 2006. № 10.
  76. Круглый стол журнала «Государство и право»: Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. №'4.
  77. Кудрявцев В. Н, Кузнецова Н. Ф., Комиссаров B.C., Лунеев В. В. Конституция это закончи для Государственной Думы // Государство и право. 2007. № 5.
  78. Н.Ф. Наука российского уголовного права и законотворчество (историко-сравнительный очерк) // Ученые-юристы МГУ о современном" праве. М.: Издательский дом «Городец», 2005.
  79. В.В. Религиозный экстремизм: к вопросу о допустимости и научной корректности термина // Государственная служба: Научно-политический журнал, 2006. № 6 (44).
  80. В.В. Экстремизм и религия // Объединенный научный журнал. 2006. № 15 (29):96: Кулаков В. В. Возрастание роли религиозного фактора и геополитические аспекты национальной безопасности России // Объединенный научный журнал. 2006. № 25.
  81. Ю4.Лабунец М. И. Региональный экстремизм, как особая разновидность антиправовой политической идеологии // Русская философия права: основные проблемы и традиции: Сб> материалов всероссийской конференции. Ростов-на-Дону, 2000.
  82. М.И. Проблемы экстремизма и региональной-безопасности на Северном Кавказе: политико-правовой аспект // Актуальные проблемы борьбы с терроризмом^ в Южном регионе России: Материалы^ окружной научно-практической конференции^ Ростов-на-Дону, 2000.
  83. В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом // Законодательство и экономика. 1998. № 6.
  84. В.В. Политический и" религиозный экстремизм: проблемы^ совершенствования законодательства // Адвокат. 2001. № 10.
  85. Ю. А. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. -М., 1994, № 1.
  86. В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму // Государство и право. 2009. № 9.
  87. Ю.В. Уголовно-правовые способы защиты прав иностранных граждан в сфере противодействия экстремизму // Право и государство: теория и практика. 2008. № 3 (39).
  88. Ш. Мартыненко Б. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 7. С. 66−74.
  89. Д.И. Конституционно-правовые средства противодействия экстремизму при реализации гражданами права на объединение в политические партии //Журнал российского права. 2011. № 6.
  90. В.В., Павлинов A.B. Проблемы предупреждения экстремизма в России // Преступность в разных* ее проявлениях и организованная" преступность. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004.
  91. В. Правовое обеспечение противодействия экстремизму • //Российская юстиция. 2002. № 7.
  92. М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации //Журнал российского права. 2009. № 3.
  93. Пб.Мусаелян М. Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» //Журнал российского права. 2009. № 1.
  94. В.Н. Правовые средства противодействия коррупции как фактору, способствующему распространению этнонационального экстремизма в Российской Федерации //Журнал российского права. 2009. № 6.
  95. Г. В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце XX века // Полис. 2000. № 1.
  96. A.A., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4.
  97. B.C., Кочубей М. А. Экстремистские организации в США //Журнал российского права. 2009. № 6.1210 новом российском антитеррористическом законе // Государство и право. 2007. № 7. С. 40−49.
  98. A.B. Уголовно-правовая защита воздушного пространства // Законность. 2001. № 4.
  99. A.B. Международный терроризм: совершенствование организационно-правовых форм борьбы с ним // Уголовное право. 2002. № 4.
  100. A.B. Экстремизм в-России: проблемы противодействия // Законность. 2003. № 11.
  101. A.B. Обоснование к проекту Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в статьи 208, 278, 279, 282, 282−1, 282−2 Уголовного Кодекса Российской.Федерации» // Российский следователь. 2005. № 121
  102. . A.B. Какие нужны экспертизы, для" противодействия* современному экстремизму в России // Российский следователь. 2008. №-2.
  103. . A.B. Поправки к антиэкстремистскому законодательству России // Российский следователь. 2008. № 12.
  104. A.B. К вопросу о незаконных вооруженных формированиях // Проблемы борьбы с терроризмом в России на современном этапе: Сб. науч. док. / Владимирский филиал Рязанского института права и экономики МВД России. Владимир, 1996.
  105. A.B. Уголовное законодательство в борьбе с незаконными вооруженными формированиями // Уголовная политика: Совершенство* вание законодательства и правоприменительной практики: Тр. Академииуправления. М., 2000
  106. A.B. Актуальные проблемы противодействия организованной преступной деятельности в России на современном этапе // Правовое и организационное обеспечение борьбы с организованной преступностью. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002.
  107. A.B. Актуальные проблемы противодействия организованной преступной деятельности // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. M.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
  108. A.B. Экстремизм в России: понятие, виды, способы противодействия / Меркурьев В. В, Павлинов A.B. // Уголовное право на стыке тысячелетий: Материалы регион, науч.-практ. конф., Тюмень, 25 нояб. 2003 г. Тюмень: ТЮИ МВД России- 2004.
  109. Павлинов А. В! Некоторые проблемы уголовно-правовой науки и уголовного правотворчества, в сфере назначения и исполнения наказаний за экстремизм // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 1(2).
  110. A.B. Некоторые проблемы специального предупреждения’экстремизма в местах лишения свободы // Вестник Владимирского юридического института МВД РФ. 2007. № 3 (4).
  111. A.B. Национально-освободительные движения, революции и антигосударственный экстремизм: сущностное сходство и отличие // Материалы всероссийской научной конференции «Неклассическое общество: современное развитие». Владимир, 2008.
  112. A.B. Теоретические проблемы выработки дефиниции «антигосударственный экстремизм» / Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов 17-ой международной научно-практической конференции. М., 2008.
  113. Е.С. Границы свободы слова журналиста в контексте статьи 23 Конституции РФ // Законодательство и экономика. 2008. № 7.
  114. В. «Фашиствующие» организованы лучше, чем милиция // Известия, 2005, 26 марта.
  115. C.B. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5.
  116. A.B. Вопросы участия средств массовой информации в борьбе с экстремизмом // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. № 2.
  117. A.B. О развитии гражданского общества и распространении экстремизма в нем // Черные дыры в российском законодательстве.2007. № 3.
  118. A.B. Экстремизм и теории коренных изменений,(радикализм): проблема разграничения // Человек: преступление и наказание.2008. № 1.
  119. A.B. О сущности радикализма и экстремизма с точки зрения христианской концепции свободы выбора // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 2.
  120. Х.С. Уголовно-правовая природа экстремизма //Гражданин и право. 2010. № 7.
  121. Ю.И. Фашизм в современной Европе //Адвокат. 2008. № 1.
  122. Е.Ю. Состояние и тенденции развития гражданского общества в России: некоторые проблемы и рекомендации //Гражданин и право.2009. № 9.
  123. А.Р. Процессы об ограничении свободы выражения мнений и свободы совести, уроки истории и европейские стандарты //Адвокат.2010. № 10.
  124. А.Р. О применении европейских стандартов в гражданском судопроизводстве на примере проблемы «экстремистских дел» //Адвокат. 2010. № 8.
  125. A.M. О сущности «экстремистских» мотивов в отечественном уголовном законодательстве // История государства и права. 2009. № 1.
  126. А. Наци-скины в современной России // Аналитический доклад Московского Бюро по правам человека. М., 2004.
  127. A.B. К вопросу о понятии терроризма как правовой категории и его видах//Российское правосудие. -М., 2008. № 10 (30).
  128. A.B. О состоянии и проблемах совершенствования-конституционно-правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации?// Известия, Горского^FАУ. Том 45, ч. 2, декабрь 2008 г.
  129. Н.Д. Проблемы, возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в свете Федерального закона от 6 марта 2006 г. №j35-ФЗ' «О противодействии терроризму» // Российский следователь. 2006. № 7.
  130. P.M. Взаимосвязь экстремизма и процессов миграции населения // Борьба с незаконной иммиграцией и статус иностранных граждан: Материалы международного семинара (8−9 декабря 2005 г.). — М.: Московский университет МВД России, 2006.
  131. Узденов-Р!М-, Пудовочкйн Ю. Е. Теоретические- конструкции, определения" экстремизма: проблемы и перспективы // Криминологический, журнал. 2005. № 2(8).
  132. Ставропольский филиал Московского? гуманитарно-экономического института, .2006:
  133. Р.М. Проблемы: совершенствования антитеррористических норм Уголовного кодекса РФ // Труды юридического факультета Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического института- Ставрополь: Сервисшкола- 2007.
  134. B.B. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма //Российская юстиция. 2003. № 1.
  135. В.В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации //Российская юстиция. 2002. № 5.
  136. М.В. Ответственность за терроризм и проблемы совершенствования российского уголовного законодательства // В кн.: Терроризм в России и проблемы системного реагирования / Под ред. А. И. Долговой. -М., 2004.
  137. С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской1 деятельности // Юридический мир. 2008. № 6/
  138. A.A. Особенности причин преступности экстремистской направленности на уровне малых групп //Журнал российского права. 2009. № 4.
  139. В. О новом и старом расизме в современной России // «Вестник Института Кеннана в России». Вып.1. М., 2002.
  140. Диссертации и авторефераты
  141. В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис.. докт. юр ид. наук. М., 2006.
  142. Н.В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2005.
  143. И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дис. канд. полит, наук. -М., 2003.
  144. K.K. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма (по материалам Республики Дагестан): Дис.. канд. юрид. наук. -Махачкала, 2005.
  145. Э.Т. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму (по материалам Кыргызской Республики): Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2006.
  146. A.C. Политико-правовые основы профилактики этнополитиче-ского экстремизма в Российской Федерации: Дис. .канд. полит, наук. -М., 2003.
  147. М.А. Терроризм в уголовном праве России: Дис. .канд. юрид. наук. — М., 2003.
  148. .К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80−90-х гг. XX в.): Дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999:
  149. Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2006.
  150. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  151. C.B. Терроризм как неконвенциональная форма политического участия: социальные основы, специфика, технологии и возможности локализации: Дис.: канд. полит, наук. М., 2005.
  152. Т.А. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  153. Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003.
  154. H.B. Административно-полицейские органы царской России в борьбе с экстремизмом и террором во второй половине XIX начале XX веков: Дис.. канд. ист. наук. — Владимир, 2000.
  155. Е.В. Политико-правовой подход к формированию государственной политики противодействия экстремизму в ряде стран Запада: опыт для России: Дис.. канд. полит, наук. — М., 2004.
  156. С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2003.
  157. С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой, и криминологический аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  158. С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Автореферат дисс.. док. юрид. наук: — М., 2011.
  159. А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Дис.. канд. юрид. наук. — Саратов, 2007.
  160. M.C. Актуальные проблемы коррупциогенности информационного законодательства // http://sr25-garant.council.gov.ru:808 l/SESSION/PILOT/main.htm
  161. B.B. Обеспечение репрезентативности экспертизы на корруп-циогенность проектов нормативных правовых актов // http://sr25-garant.council.gov.ru:808 l/SESSION/PILOT/main.htm
  162. БарзиловаИ.С., Романова Е. А. К вопросу о логико-гносеологических средствах проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PLLOT/main.htm
  163. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4 // http://legallib.ru/byulleten-vs-rf-za-2005-god.html
  164. Волынский-А.Ф., ПрорвичВ.А. Экспертное сопровождение правотворческой и правоприменительной практики в системе мер по борьбе с коррупцией //http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main. htm
  165. .Я. О' коррупционности уголовного закона // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  166. P.P. Объекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов: понятие и* виды // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  167. ГаляшинаЕ.И. Антикоррупционная юридико-лингвистическая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  168. P.O. Объекты и субъекты антикоррупционной’экспертизы региональных правовых актов // http://sr25-garant.council.gov.ru: 8081/SESSION/PILOT/main.htm
  169. O.F. Правовая^ или антикоррупционная' экспертиза? // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  170. В.А. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // http ://sr25-garant.council .gov.ru:8081/SES SION/PIbOT/main.htm
  171. П.А. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы и перспективы правового регулирования //http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main. htm
  172. Кожевникова Г. А. Радикальный национализм в России: проявления и противодействие. Обзор событий 2004−2008 гг. //http://www.xeno.sova-center.ru/
  173. B.JI. Антикоррупционная экспертиза: вопросы теории и методики производства. //http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/ PILOT/main.htm
  174. A.B. Соотношение понятий «проверка» и «экспертиза» в анти-кoppyпциoннoйдeятeльнocти//http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/1. SES SION/PILOT/main.htm
  175. И.А. О некоторых проблемах нормативно-правового и организационно-методического обеспечения антикоррупционной экспертизы // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  176. Е.Р. Правовые и методологические проблемы антикоррупционной экспертизы //http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT /main.htm
  177. Е.Р., Чхутиашвили Л.В: Антикоррупционная безопасность коммерческих банков РФ //http://sr25-garant.council.gov.ru:8081 /SESSION/PILOT/ main. htm
  178. Т.Д. К вопросу о целесообразности введения, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // http://sr25-garant.council.gov.ru:8081/SESSION/PILOT/main.htm
  179. А.Ф. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // http://sr25-garant.council. gov.ru:8081 /SESSION/PILOT/main.htm
  180. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 28 апреля 2010 года //http://www.genproc.gov.ru/management/ арреагепсез/ёосшпеп!-13 701/
  181. Ю.Я. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2011 года //http://www.genproc.gov.ru/management/ арреагепсез/с1оситеп1−71 822/
Заполнить форму текущей работой