Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законы в Российской Федерации: Конституционно-правовые вопросы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. В. Поленина, Н. Н. Разумович, В. Н. Синюков, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Р. О. Халфина, А. Ф. Черданцев, Г. Т. Чернобель, А. Ф. Шебанов и др. Большое значение для рассмотрения вопросов законодательной деятельности имели и имеют получившие широкую известность коллективные л монографии. Соответствующие вопросы неизменно освещались в учебной литературе, написанной под редакцией… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Законы как источник права в Российской Федерации
    • 1. 1. Предмет закона в конституционном праве
    • 1. 2. Законы в системе законодательства Российской Федерации
  • Глава вторая. Виды законов в Российской Федерации и особенности их создания
    • 2. 1. Конституционная модель системы законов и классификация законов в Российской Федерации. 2.2. Иерархия федеральных законов
    • 2. 3. Законы субъектов Российской Федерации в иерархии законов
  • Российской Федерации

Законы в Российской Федерации: Конституционно-правовые вопросы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование вопросов законотворчества имеет в отечественной науке давнюю глубокую традицию. Можно сказать, что рассмотрение данной темы неизменно сопровождает развитие правовой науки, связано с различными ее аспектами как исторического, так и теоретического плана.

Значительное внимание законам как источникам права уделялось в России еще в XIX в. Несмотря на особенности российского самодержавия, отсутствие республиканизма и каких-либо начал правового государства, проблемы закона находили отражение в трудах многих видных государственных деятелей и правоведов: Е. В. Васьковского, В. М. Гессена, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, В. В. Лазаревского, М. М. Сперанского, Е. Н. Трубецкого, Г. Ф. Шершеневича и др.

В послереволюционный период рассмотрение темы закона, особенно, а 30-е и 40-е гг., было и редким и упрощенным, 1 хотя на основе Конституции СССР 1936 г. сложился в известной мере прообраз и ныне действующего российского законодательства. По-настоящему интенсивно проблемы теории закона как в самостоятельном плане, так и в связи с вопросами источников права, правотворчества и другими стали развиваться с конца 50-х гг. на фоне глубокого пересмотра практически всего круга общетеоретических и отраслевых концепций и установок, широкого обновления общесоюзного и республиканского законодательства, принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.

В настоящий период значительный импульс исследованию темы закона придали перестройка, развитие новых государственно-правовых форм и институтов. Накопленный ранее научно-теоретический опыт получил продолжение в разработке современных актуальных проблем.

Основы рассмотрения исследуемой темы составили написанные в разные годы труды таких отечественных ученых, как С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, Л. И. Антонова, А. А. Белкин, Н. А. Богданова, Р. Ф. Васильев, Н. А. Власенко, Б. В. Дрейшев, Л. Н. Завадская, С. Л. Зивс, В. Т. Кабышев, В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, А. И. Ковлер, Е. В. Колесников, И. В. Котелевская Р.З.Лившиц, Е. А. Лукьянова, В. О. Лучин, А. В. Малько, А. В. Мицкевич, Н. А. Михалева,.

Л.А.Морозова, Г. И. Муромцев, В. С. Нерсесянц, Г. И. Петров, А. С. Пиголкин, >

С.В.Поленина, Н. Н. Разумович, В. Н. Синюков, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Р. О. Халфина, А. Ф. Черданцев, Г. Т. Чернобель, А. Ф. Шебанов и др. Большое значение для рассмотрения вопросов законодательной деятельности имели и имеют получившие широкую известность коллективные л монографии. Соответствующие вопросы неизменно освещались в учебной литературе, написанной под редакцией и с участием таких авторов, как М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе, А. Е. Козлов, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Б. А. Страшун, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. Проблематика закона и законотворчества постоянно также затрагивалась в работах прикладного, «преимущественно конституционно-правового, характера (В.М.Баранов, В. Г. Бессарабов, В. В. Бойцова, Н. С. Бондарь, Г. А. Гаджиев, 'А.В.Зиновьев, В. Д. Зорькин, А. Л. Кононов, Л. П. Красовская, В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев,.

A.П.Любимов, А. Ф. Малый, Т. Г. Морщакова, В. В. Невинский, Л. А. Нудненко,.

B.П.Сальников, И. А. Умнова (Конюхова), Г. Г.Черемных).

Вместе с тем, и особенно учитывая текущие условия, тему закона в правоведении нельзя считать исчерпанной, она постоянно обнаруживает новые.

1 См. обзоры: Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1998. № 2. С. 65−71- Куприц Н. Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971.

2 См., например: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970; Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича. М., 1974; Научные основы советского правотворчества / Под ред. Р. О. Халфиной. М., 1981; Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 1994; Драма российского закона / Отв. ред. В.П.КазимирчукКонституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. ред. В. П. Казимирчук. М., 1998; Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000; и др. актуальные грани, сохраняет острую дискуссионность по отдельным вопросам, требует воплощения теоретических разработок в парламентской и иной практике. Развитие исследований по вопросам закона как источника права стимулируется, в частности, следующими факторами.

Во-первых, весьма неоднозначным в России остается восприятие закона, отношение к нему как со стороны общества в целом, так и отдельных групп населения. Оптимальный баланс между возможностями законодательного регулирования и общественными ожиданиями едва ли сегодня можно считать достигнутым.

Во-вторых, значительно возросли требования к рациональной теории источников права со стороны практики, остаются фактом нередкие конфликты между различными источниками права.

В-третьих, продолжает сохранять некоторые спорные моменты как с позиций рациональности, так и своего состава национальная система законов в Российской Федерации.

В-четвертых, теория закона в России должна преломляться по сути дела к двум различным уровням — Федерации в целом и ее субъектам. Но едва ли в настоящее время можно говорить о достигшей общего признания теории закона субъекта Федерации.

В-пятых, на понимание закона, его места в правовой системе сегодня значительное влияние имеет нарастающая практика Конституционного Суда Российской Федерации.

В-шестых, с методологических и практических позиций серьезную роль в обновленных общественных и правовых условиях играет обсуждение юридико-конструктивной роли закона, его места в общем комплексе юридического инструментария. В-седьмых, определенную роль с научной точки зрения имеет и вопрос об оптимальном освещении темы закона в учебных курсах, в частности соотношение этой темы в курсах теории государства и права и конституционного (государственного) права.

Естественно, сказанное не исчерпывает всех факторов, которые определяют актуальность темы диссертационного исследования, но здесь как раз важно подчеркнуть, что тема закона в текущих динамических обстоятельствах постоянно наполняется все новыми и новыми моментами, реальности законодательствования и применения законов еще не создали почвы для стабилизации знаний о российском законе.

Изложенное объясняет актуальность избранной темы кандидатской диссертации, объект и предмет исследования, цели и задачи диссертации, ее структуру, содержание, а также выбор того научного и иного материала, который использовался при написании диссертации.

Объектом исследования выступает система конституционных организационно-правовых, правотворческих, правоприменительных отношений, складывающихся в связи с созданием и определением действия законов в Российской Федерации.

Предмет исследования составляет система законодательства Российской Федерации, его иерархия и рациональность соотношения законов и других нормативно-правовых актов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в комплексном изучении с позиций конституционного права системы законов, а также законотворчества и законоприменения в правовой системе Российской Федерации в свете необходимости дальнейшего развития законодательного регулирования.

С учетом указанной цели ставились следующие задачи.

1. Исследовать понятие закона, соотношение его материальных и формальных признаковобосновать специфику рассмотрения предмета закона в теории права и конституционном праве.

2. Проанализировать законодательную практику в Российской Федерацииопределить задачи и пределы конституционно-правового регулирования издания и действия законов.

3. Изучить сложившуюся систему законов в Российской Федерации, определить их виды, проанализировать на основе текущей юридической практики возможные изменения в системе законов.

4. Рассмотреть вопросы издания законов с точки зрения возможного снижения конфликтности между различными правовыми актами.

5. Внести предложения по вопросам конституционно-правового регулирования издания и действия законов.

Методологическую основу работы составили современные методы познания, выявленные наукой и апробированные практикой: системный, диалектический, формально-логический, социологический, статистический, сравнительно-правовой, специально-юридический.

Нормативная и эмпирическая база исследования. В качестве нормативно-правовой базы использовались положения Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные и иные федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации.

На основе ознакомления с различными правовыми актами изучено соотношение нормативных актов, включая законы, в правовой системе Российской Федерации. Проводился контент-анализ прессы.

Проведен по раздельным методикам опрос, в основе которого лежало отношение различных групп опрошенных, в частности депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, федеральных судей, преподавателей и студентов юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, к действующей системе законов в Российской Федерации. Полученные результаты были использованы при подготовке по кафедре теории и истории государства и права Мордовского государственного университета к проведению научной конференции.

Огаревские чтения" в 2003 г.

Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка комплексного рассмотрения предмета закона в конституционном праве и современной системы законов в Российской Федерации в свете Конституции Российской Федерации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов конституционного права. Исследуемые в диссертации проблемы законов в Российской Федерации определяют теоретически важный, но во многом все еще пробельный аспект современной юридической науки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе рекомендации могут найти применение в законотворческой деятельности, в процессе реализации и действия законов в Российской Федерации. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в учебном процессе по курсам конституционного права, общей теории права, других юридических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры теории и истории государства и права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Практическая апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения учебных занятий со студентами юридического факультета Мордовского государственного университета. Исследование получило апробацию также на научно-методическом семинаре «Юридическая техника» (г. Нижний Новгород, 13−18 сентября 1999 г.), всероссийской конференции «Роль договора в регулировании общественных отношений» (г. Саранск, 23−24 апреля 2000 г.), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и управления: федеральный и региональный аспекты» (г. Саранск, 29−30 ноября 2001 г.), научной конференции «Конституция как символ эпохи» (г. Москва, 3−4 апреля 2003 г.), межвузовской научной конференции (г. Петрозаводск, 8−10 июня 2003 г.), ежегодных научных конференциях.

Огаревские чтения", конференциях молодых ученых, проводимых в Мордовском государственном университете.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современных национальных условиях закон является такой юридической конструкцией, которая, выступая результатом реализации конституционных полномочий законодательной власти, в то же время формируется, по сути дела, всей системой государственной власти. Формы участия в формировании законов специфичны для различных структур, но Конституция Российской Федерации 1993 г. в целом относит закон к творчеству практически всех ведущих государственных органов, в чем и состоит существенное юридико-конструктивное отличие закона от иных нормативных и ненормативных правовых актов.

2. В научно-учебном плане в обязательном порядке рассматриваются собственные источники отрасли конституционного права. С другой стороны, в науке конституционного права говорится и вообще о законах при рассмотрении парламентских, плебисцитарных актов или законодательного процесса. Вследствие этого конституционное право должно воспринимать проблему закона как «принадлежащую» этой отрасли собственную конституционно-правовую проблему, имеющую вместе с тем «межотраслевое» значение, но при этом конституционное право должно «вбирать» в себя не конкретные юридические нормы иных отраслей, а содержащие их формы правовых актов.

3. Конституционное право, нисколько не противореча основным общетеоретическим правовым идеям, должно одновременно формировать > собственные параметры закона (классификацию законов, порядок их разработки и принятия, взаимоотношения законов в федеративном государстве и др.), базируя их не на отвлеченных дискуссионных установках, а на неизбежных прагматических требованиях. В теории права понятие закона оказывается ближе к историко-философскому пониманию права, а в конституционном праве это понятие непосредственно несет на себе нагрузку выражать действующую форму права, одну из ее разновидностей.

4. Несмотря на обширность и разнообразие определений и характеристик закона в научной и учебной литературе к общим конструктивным признакам закона относятся лишь три характеристики. Первая — это конституционно закрепленный, специальный в сравнении с иными правовыми актами, порядок подготовки и создания законов. Вторая состоит в промульгации закона. Третья касается юридической силы закона, определяемой в соотношении с иными нормативно-правовыми актами.

5. Отмечается, что Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 5II, 3 является так называемой «вспомогательной» классификацией правовых актов, позволяющей наиболее оперативно отыскать по отдельным исходным данным тот или иной правовой акт, в том числе, закон. Под классификацией законов вообще следует понимать такое их расположение, в основе которого находится определенный существенный признак, имеющий значение с практической точки зрения для целей производимого исследования или той или иной работы. Вследствие этого введение в правовую систему такого акта, как Классификатор, является чрезвычайно существенным для систематизации правовых актов.

6. Конституционная модель системы законов и действующая система законов в Российской Федерации в известной мере не совпадают. Конституционная модель системы законов дополняется, корректируется текущим законодательством и решениями Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г., где введена такая разновидность законов, как закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации)4, хотя это протекает на основе той же Конституции 1993 г.

3 СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

4 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.

7. Необходимость существования конституционных законов в России нередко отрицалась и отрицается как в советский период, так и в настоящее время. Однако, во-первых, федеральные конституционные законы предусмотрены Конституцией Российской Федерации 1993 г. и, во-вторых, вносят известную упорядоченность в иерархию действующей системы законов Российской Федерации. Соглашаясь с основными характеристиками федеральных конституционных законов, приведенными в литературе, надо отметить, что необходимо отказаться от концепции исчерпывающего перечня конституционных законов и предоставить Федеральному Собранию полномочия принимать в определенных обстоятельствах дополнительные конституционные законы наряду с теми, о которых прямо говориться в Конституции Российской Федерации, установив для этого отдельную процедуру принятия таких законов.

8. Независимо от рассматриваемых в литературе предметно-регулятивных, структурных и процедурных особенностей обыкновенных законов, их выделение как законодательной категории протекает сейчас, по сути дела, по дихотомической схеме: конституционные — неконституционные (а значит обыкновенные) законы. Отсутствует кардинальное определение I существа таких законов. Но последнее заключается в том, что на первом плане должно располагаться не иерархическое положение обыкновенных законов (это следствие), а необходимость регулирования тех отношений, для которых правовая форма предопределяется зависимостью от регулирования на конституционном уровне.

9. Наиболее оптимальным является предоставление краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам права самостоятельно определять порядок принятия устава соответствующего субъекта Российской Федерации, хотя очевидно, что в этом случае придется I вносить изменения в Конституцию Российской Федерации (часть 2 ст. 66). Однако это будет способствовать подлинному равноправию всех субъектов Российской Федерации, включая республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование показывает, на наш взгляд, что завершенная в основном разработка предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих важное значение «для развития демократических принципов в стране, кодексов и других федеральных нормативно-правовых актов, актов субъектов Российской Федерации, вызванных к жизни в большинстве складывавшимися в предшествующие годы социально-экономическими и политическими обстоятельствами, создали в целом добротную основу для построения и развития российской правовой государственности.

Естественно, становление современной законодательной базы Российской Федерации не было свободным от воздействия противоречивых тенденций, поэтому в условиях крайне важной политической стабильности на первое место > выдвигается процесс совершенствования и обновления действующего федерального законодательства с учетом той практики, которая сложилась в стране в процессе демократических преобразований. Настало время дальнейшего решительного, но вместе с тем логичного по своему юридическому наполнению устранения коллизий между законодательством Российской Федерации и ее субъектов, заполнения различных правовых пробелов, проверки в действии с последующим внесением необходимых корректив эффективности ранее принятых законов, более точного учета общественного мнения, общественных ожиданий, дабы не допускать серьезных просчетов в общественной и юридической оценке принимаемых законодательных актов, как это было, например, с законодательством о гражданстве. Вместе с тем, встречаясь с руководителями Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации обратился с просьбой в предвыборный год не принимать популистских законов.

3,8 Российская газета. 2004. 30 января. и подойти ответственно к законотворческой работе, исключив «местечковость» некоторых инициатив.319.

Проблемным вопросом, однако, остается не только не всегда оправданное наращивание законов, но и их реализация. Так, Ю. А. Тихомиров в своем выступлении на научно-теоретической конференции «Российское законодательство в XXI веке» прежде всего обратил внимание на то, что, «наголодавшись» по законам в советские годы, мы сейчас пресыщены их обилием. Это радует и в то же время ошеломляет и огорчает, поскольку понимание закона стало примитивно-общедоступным, оно создает массу сложностей в процессе законотворчества и особенно на стадии правоприменения.320.

Нельзя, по-видимому, совершенно безусловно согласиться с категоричностью сказанного Ю. А. Тихомировым. Но нельзя и не видеть того, что отдельные негативные моменты законотворчества и законоприменения стимулируют, наряду с другими моментами, необходимость продолжения исследований в области создания, действия и реализации законов в Российской Федерации.

Естественно, что в рамках проведенного исследования не могли быть освещены все вопросы, относящиеся к теме законов в Российской Федерации. На сегодняшний день уже имеется различного рода материал, позволяющий выделить в качестве актуальных такие проблемы, как перспективы развития прежде всего Конституции Российской Федерации, усвоения действительного значения федеральных конституционных законов, исключения из процесса их принятия политических моментов, как это было в определенный период деятельности Федерального Собрания, поиска модифицированных конструкций законодательного регулирования отношений между Центром и субъектами.

319 См.: Владимиров Д. Совет Президента: Нельзя пропускать популистских законов // Российская газета. 2003. 26 апреля.

Какими быть законам XXI века? По материалам научно-практической конференции, посвященной 75-летию ИЗиСП //Журнал Российского права. 2001. № 3. С. 19.

Российской Федерации, и многие другие, включая проблемы подзаконных актов и указов Президента Российской Федерации.321.

Конституционная модель российского законодательства, не подвергаясь в основном серьезным сомнениям в своем существе, основных характеристиках, в то же время, на что обращалось внимание в настоящем исследовании, оказалась в известной мере уточненной, скорректированной применительно к юридической практике предшествующих лет посредством текущего законотворчества и решений Конституционного Суда Российской Федерации, но при этом при неуклонном обеспечении конституционной законности через развитие различных контрольных и надзорных функций в правотворчестве и правоприменении. Все это поддерживает не только давнишние традиционные научно-правовые исследования, но и включение в орбиту научной работы и юридического преподавания, наряду с усвоением потенциала действующей «.

Конституции 12 декабря 1993 г., развившегося на ее основе законодательства, новых и, соответственно, малоизученных правовых явлений (ненормативных законов, законов о поправках к Конституции, регионального законотворчества и муниципального правотворчества, 323 других правовых образований и процессов), а также таких правовых форм, которые и ранее имели место i например, локальные нормативно-правовые акты), но приобретают в новых условиях и новые черты, в частности по положению в вертикальной структуре правового регулирования. Одновременно все это стимулирует и «позитивную дискуссионность» по актуальным вопросам современного российского права, всех его отраслей.

321 О значительном объеме разнообразной правотворческой и организационно-правотворческой работы Президента Российской Федерации свидетельствует, например, п. 5 Положения об Администрации Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 // Российская газета. 2004. 8 апреля). 322 См., напр.: Зиновьев А. В. Конституционное право России. Проблемы теории и практики. СПб., 2000. С. 362- и др.

См., напр.: Андреева JI.A. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999; Гавришев А. Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004; и др.

3 4 См., напр.: Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г. «О действенности государственной власти в России» //Российская газета. 1995. 17 февраля.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. // Российская газета. 1996. 27 февраля.
  3. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода). М., 1998.
  4. Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период). М., 1994.1.
  5. Конституция (Основной Закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  6. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
  7. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1992.
  8. Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, принятая I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
  9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
  11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» //СЗРФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  13. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» //СЗРФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  14. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
  15. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5020.
  16. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5021.
  17. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5022.
  18. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть I). Ст. 4916.
  19. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» //СЗРФ. 2002. № 5. Ст. 375.
  20. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской
  21. Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого >автономного округа» // Российская газета. 2004. 26 марта.
  22. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.
  23. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
  24. Основы законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г.
  25. Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1311.
  26. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.
  27. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  28. Семейный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  29. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  30. Гражданский кодекс (Часть третья) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
  31. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 6. Ст. 243.
  32. Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  33. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации»
  34. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного i
  35. Совета Российской Федерации. 1992. № 13. Ст. 663.
  36. Федеральный закон от 7 декабря 1994 г. «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи В.С.Мартемьянова» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3408.
  37. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗРФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
  38. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.9
  39. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  40. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» // СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  41. Федеральный закон от 28 декабря 1995 г. «О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи С.А.Маркидонова» // СЗРФ. 1995. № 1. Ст. 9.
  42. Федеральный закон от 13 января 1996 г. «О материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи В.В.Савицкого» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 149.
  43. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» // СЗРФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
  44. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
  45. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗРФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
  46. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 222.
  47. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
  48. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия ивступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
  49. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // 1998. № 13. Ст. 1475.
  50. Федеральный закон от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» // СЗРФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  51. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //
  52. СЗРФ. 1999. № 7. Ст. 878. >
  53. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //СЗРФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
  54. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // СЗРФ. 2000. № 1. Часть II. Ст. 12.
  55. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
  56. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. «О знамени Вооруженных
  57. Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных >видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск» // СЗРФ. 2001. № 1. Часть И. Ст. 14.
  58. Федеральный закон от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 11. Ст. 998.
  59. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
  60. Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. «О введении в действиечасти третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. >49. Ст. 4553.
  61. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 1997 г. «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской федерации» // СЗРФ. 1997. № 27. Ст. 3174.
  62. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3740.
  63. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41. Ст. 3924.
  64. Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4931.
  65. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5065.
  66. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1004 «О некоторых вопросах налоговой политики» // СЗРФ. 1994. № 5. Ст. 394.
  67. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 09 февраля.
  68. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1024.
  69. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» // СЗРФ. 1996. № 13. Ст. 1311.
  70. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.
  71. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1997 г. № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» // СЗРФ. 1997. № 27. Ст. 3185.
  72. Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 829.
  73. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 2000 г. № 336 «Об исполнении полномочий председателей федеральных судов общей юрисдикции» // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 798.
  74. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. «О классификаторе правовых актов» // СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.
  75. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 1688 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых Указов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации по вопросам иностранных инвестиций» // СЗРФ. 2001. № 36. Ст. 3543.
  76. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 2001 г. № 1274 «Об утверждении Положения об Информационном управлении Президента Российской Федерации» // СЗРФ. 2001. № 46. Ст. 4344.
  77. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1308 «О порядке использования знамени Вооруженных Сил Российской Федерации и знамени Военно-Морского Флота» // СЗРФ. № 2001. № 46. Ст. 4347.
  78. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» // СЗРФ. 2002. № 3. Ст. 192.
  79. Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 8 апреля.
  80. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗРФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
  81. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня1998 г. № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» //СЗРФ. 1998. № 27. Ст. 3176.
  82. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // СЗРФ. 2000. № 49. Ст. 4826.
  83. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта2001 г. № 237 «О мерах по реализации Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» // СЗРФ. 2001. № 15. Ст. 1486.
  84. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗРФ. 1995. № 45. Ст. 4408.
  85. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 $ января 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗРФ. 1996. № 4. Ст. 409.
  86. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области» // СЗРФ. 1996. № 7. Ст. 700.
  87. Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // СЗРФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
  88. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗРФ. 1998. № 25. Ст. 3004.
  89. Конституция Республики Адыгея (в редакции Конституционного закона Республики Адыгея от 6 июня 2001 г.) // Советская Адыгея. 2001. 14 июня.
  90. Конституция Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 г.) // Советская Башкирия -Известия Башкортостана. 2000. 4 ноября.
  91. Конституция Республики Бурятия (в редакции Закона Республики Бурятия от 19 июня 1996 г.) // Бурятия. 1996. 11 июля.
  92. Конституция Республики Дагестан // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 35−62.
  93. Конституция Республики Ингушетия // Конституции республик, в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 63−81.
  94. Степное Уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 119−127.
  95. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) // Якутия. 2002. 12 ноября.
  96. Конституция Республики Татарстан // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 205−236.
  97. Конституция Республики Татарстан (в редакции Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г.) // Республика Татарстан. 2002. 30 апреля.
  98. Конституция Республики Тыва // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. М., 1996. С. 163−194.
  99. ИЗ. Конституция Удмуртской Республики (в редакции Закона Удмуртской Республики от И мая 1995 г.- Закона Удмуртской Республики от 18 апреля 2000 г.) // Известия Удмуртской Республики. 1995. 16 мая- Известия Удмуртской Республики. 2000. 22 апреля.
  100. Устав Ленинградской области (в редакции Закона Ленинградской области от 12 июля 2001 г.) // Вестник Правительства Ленинградской области. 2001. 27 июля.
  101. Устав (Основной закон) Новгородской области // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 155−174.
  102. Устав Пермской области // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 209−224.
  103. Устав Псковской области WWW-документ. // Конституции и уставы субъектов Российской Федерации на сайте legislature.ru // URL: hftp://legislature.ru/ruconst/pskovsk.html (2003. 17 января).
  104. Устав Тверской области // Тверские ведомости. 1998. № 98(4−10 декабря).
  105. Устав Тверской области (в редакции Закона Тверской области от 28 сентября 2000 г.) // Тверские ведомости. 2000. № 86 (27 октября 2 ноября).
  106. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа (в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 30 октября 2000 г.) // Новости Югры (Спецвыпуск). 2000. 8 января.1.I
  107. Конституции государств Европы: В 3 тт. // Под общей ред. Л. А. Окунькова. М., 2001.
  108. Конституция Испании от 27 декабря 1978 года // Конституции государств Европы. Т. 2. С. 50−94.
  109. Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Конституции государств Европы. Т. 2. С. 104−132.
  110. Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. // Конституции государств Европы. Т. 2. С. 748−836.
  111. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // Конституции государств Европы. Т. 2. С. 548−580.
  112. Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // Конституции государств Европы. Т. 3. С. 63−92.
  113. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. // Конституции государств Европы. Т. 3. С. 411 -430.
  114. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  115. С.А. Развитие конституционного права и местного самоуправления на современном этапе и проблемы преподавания // Проблемы преподавания конституционного и муниципального права. М., 1999. С. 5−13.
  116. М.П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Ч. I. Основы теории конституционного права. М., 2002.
  117. С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. I. М., 1981- Т. II. М., 1982.
  118. С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  119. JI.A. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  120. Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
  121. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской федерации: Учебник для вузов. М., 1996.
  122. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.
  123. И.Н. Федеральное и региональное законодательство: требование соответствия // Право и политика. 2001. № 3. С. 17−25.
  124. А.А. Дело про «общее число депутатов» // Правоведение. 1996. № 2. С. 3−14.
  125. А.А. К соотношению Конституции и государственно-правовых актов (производное нормотворчество) // Правоведение. 1985. № 5. С, 3−10.
  126. А.А. Механизм конституционного воздействия на акты государственно-правового законодательства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Л., 1983.
  127. А.А. О категории «законодательство» // Ученые записки >
  128. Института права СПб. гос. университета экономики и финансов. 2001. Вып. 7. С. 4−9.
  129. А.А. Пересмотр конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. 1995. № 1. С. 73−94.
  130. А.А. Свойства и принципы социалистической конституции (соотношение понятий) // Вестник ЛГУ. 1985. № 20. С. 63−68.
  131. А.А., Карапетян С. А. Источники федерального конституционного права: актуальные проблемы // Право и современность: теория, проблемы, перспективы. Барнаул, 1997. С. 22−32.
  132. С.А. Происхождение и содержание термина «законодательство» // Ученые записки Института права СПб. гос. университетаэкономики и финансов. 2003. Вып. 10. С. 6−12. «
  133. Г. В. Преамбула закона: политико-правовая природа и регулятивное значение // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 60−64.
  134. В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 1999.
  135. В.Г., Хуторецкая Е. Ю. Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности прокуратуры Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 11. С. 29−40.
  136. Л.В. Международный коллоквиум «Исламское право и его рецепция судами на Западе» // Правоведение. 1999. № 2. С. 279−280.
  137. В. Всякая медаль имеет две стороны // Российская газета. 2000. 8 июня.
  138. М.Н., Ливеровский А. А. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации. СПб., 2000.
  139. В.И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.
  140. . Некоторые размышления по поводу иерархии норм в системе конституционного права Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 2 (27). С. 22−29.
  141. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.
  142. Д. Совет Президента: Нельзя пропускать популистских законов // Российская газета. 2003. 26 апреля.
  143. Е. 37 статей под вопросом: Противоречия между Основным законом России и Конституцией Татарстана будут рассмотрены в Верховном Суде республики // Российская газета. 2003. 13 февраля.
  144. .Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982.
  145. А. Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  146. X. Понятие конституции и ее соотношение с другими нормативно-правовыми актами // Право и жизнь. 2001. № 34. С. 3−14.
  147. X. Пределы толкования норм Конституции Конституционным Судом // Право и политика. 2000. № 12. С. 31−38.
  148. Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения. Ч. I. Право современной монархии. Рига, Б.г.
  149. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М., 1986.
  150. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996.
  151. В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
  152. А.Г., Кененов А. А., Рождественская Т. Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 1995.
  153. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.
  154. Ю.А. Концепция народовластия в современной России (государственно-правовые проблемы теории и практики). Автореферат диссертации (научный доклад) на соискание ученой степени докт. юрид. наук. М., 1994.
  155. Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. 2002. № 7. С. 13−22.
  156. Т.А. Сущность юридических конструкций // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 316−322.
  157. Драма российского закона. М., 1996.
  158. И.Г. Форма и структура конституций и уставов субъектов Российской Федерации // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С. 471−478.
  159. В.Н. Иностранное конституционное право в избранных образцах. Л., 1925.
  160. ЕллинекГ. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  161. JI.H. Концепция закона: отрицание отрицания // Теория права: новые идеи. Вып. третий. М., 1993. С. 4−12.
  162. А. Ябеда в Конституционном суде: Республики бьются за свои суверенитеты// Российская газета. 2003. 18 июня.
  163. Закон: создание и толкование / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1998.
  164. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под. ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.
  165. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.
  166. С.Л. Источники права. М., 1981.
  167. А.В. Конституционное право России. Проблемы теории и практики. СПб., 2000.
  168. Зиновьев А. В. Концепция первоочередных поправок в
  169. Конституцию России / Правоведение. 2000. № 4. С. 46−61 >
  170. Д.Л. Некоторые особенности правовой природы Основ законодательства Союза ССР и союзных республик // Советское государство и право. 1977. № 2. С. 36−42.
  171. Н.П. Основные черты конституций зарубежных социалистических стран. Саратов, 1973.
  172. Какими быть законам XXI века? По материалам научно-практической конференции, посвященной 75-летию ИЗиСП // Журнал Российского права. 2001. № 3. С. 16−49.
  173. С.А. Конституционные декларации // Российскаяюриспруденция на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы и решения в творчестве молодых ученых. Барнаул, 1997. С. 52−54.
  174. М.Г. Система конституционного законодательства // Система советского законодательства. М., 1980. С. 108−117.
  175. Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1984.
  176. A.M. Конституционное право России. М., 1997.
  177. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1995.
  178. А.Н. Статусная структура законодательства // Право и политика. 2002. № 5. С. 6−9.
  179. Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998.
  180. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев: В 2 тт. М., 2000.
  181. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  182. О., Герасимова М. Бои за суверенитет // Российская # газета. 2003. 20 марта.
  183. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1999.
  184. Конституционное право. Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996.
  185. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002.
  186. Конституционное право развивающихся стран. Предмет, наука, источники. М., 1987.
  187. Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. ^ В. И. Лафитского. М., 1995.
  188. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1−2. Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995.
  189. Конституционные основы народовластия в СССР. Л., 1980.
  190. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
  191. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  192. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
  193. Конфликт закона и правовая реформа («круглый стол» в ИГП РАН) ® // Государство и право. 1997. № 12. С. 5−26.
  194. Концепция стабильности закона. М., 2000.
  195. Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.
  196. И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 34−40.
  197. И.А. Верховенство конституции принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 15−26.
  198. Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. М., 2000.
  199. Е.В. Особенности принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12. С. 3−10.
  200. .С. Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани // Журнал российского права. 2001. № 11. С. 10−17.
  201. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1998.
  202. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
  203. Н.И. Конституционное право. СПб., 1908. С. 458 459.
  204. В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 57−64.
  205. В.В. Разграничение законодательных правомочий Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2002. № 12. С. 1024.
  206. ЛассальФ. О сущности конституции. Одесса, 1905.
  207. А.А. Правовые проблемы уставного законодательства // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Приложение. Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 1998. № 7. С. 20−53.
  208. А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.
  209. Р.З. Теория права. М., 2001.
  210. Р.З. О легитимности закона // Теория права: новые идеи. Вып. четвертый. М., 1995. С. 18−26.
  211. А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М., 1978.
  212. Е.А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988.
  213. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  214. О.В. «Указное право» в России. М., 1996.
  215. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.
  216. В.О., Мазуров А. В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. № 9(45). С. 435&.
  217. А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. № 2. С. 4−16.
  218. А.В. Конституционно-правовая политика современной России: проблемы и пути решения) // Право и политика. 2002. № 6. С. 10−14.
  219. О.О. Советское конституционное законодательство // Проблемы юридической ответственности и совершенствования законодательства в свете новой Конституции СССР. Рязань, 1979. С. 45−53.
  220. А.В. Источники (формы выражения) российского права (Йсторико-теоретический очерк) // Закон: создание и толкование. М., 1998. С. 6−39.
  221. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2002.
  222. Н.А. О некоторых категориях государственно-правовой науки // XXVI съезд КПСС и вопросы развития государственного права, советского строительства и управления. М., 1982. С. 13−15.
  223. А.В. Различие законов СССР по их юридической силе // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 10. М., 1967. С. 197−199.
  224. Л.А. Конституционные законы в советской правовой системе // Советское государство и право. 1982. № 10. С. 50−58.
  225. А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2. С. 85−93.
  226. Г. И. Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: Сборник статей. Н. Новгород, 2000. С. 23−37.
  227. Научные основы советского правотворчества. М., 1981.
  228. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.
  229. B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000.
  230. Е.Е. Устав области (края) как источник конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 60−69.
  231. Общая концепция развития российского законодательства // Журнал российского права. 1999. № 1. С. 13−30.
  232. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. М., 2000.
  233. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  234. Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 1423.
  235. Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4. С. 12−22.
  236. А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование. М., 1998. С. 65−75.
  237. А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 109.
  238. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
  239. С.В. Рациональная модель структуры законодательства и выбор вида и формы нормативного акта // Научные основы советского правотворчества. М., 1981. С. 148−184.
  240. С.В., Колдаева Н. П. О Своде законов Российской Федерации. М., 1997.
  241. А.В., Тимошина Е. В. Теория государства и права на рубеже веков: проблемы и перспективы // Правоведение. 2000. № 3. С. 240 246.
  242. Н.Ю. Источники итальянского права // Советское государство и право. 1983. № 10. С. 126−130.
  243. В. Свой закон субъекту ближе // Российская газета. 2000. 5 октября.
  244. М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2011. № 12. С. 59−73.
  245. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное, пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999.
  246. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика / Под ред. А. В. Гайды, М. Ф. Казанцева, К. В. Киселева, В. Н. Руденко. Екатеринбург, 2001.
  247. Правотворчество в Республике Мордовия / Отв. ред. И. Г. Дудко. Саранск, 2000.
  248. Проблемы нормотворчества субъектов Российской Федерации. М., 1998.
  249. Т.М. Конституция и конституционность: диалектика взаимосвязи // Право и политика. 2001. № 9. С. 13−18.
  250. В. Референдум: проблемы правового регулирования и практики реализации // Право и жизнь. 2003. № 52 (9). С. 30−48.
  251. В.И. Президент Российской Федерации в системеразделения властей: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Саратов, 1995.
  252. М.А. Государство буржуазии и Р.С.Ф.С.Р. М.-Петроград, 1923.
  253. А.К. Правовая система Англии: Учебное пособие. М., 2000.
  254. И.С. Совершенствование законодательства -закономерность развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1981. № 3. С. 26−35.
  255. Н.В. Закон (проблемы этимологии, социологии илогики). Минск, 1993.
  256. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. СПб., 2003.
  257. Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. № 8. С. 5−15.
  258. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. М., 1998.
  259. Советское конституционное право. Л., 1975.
  260. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. i
  261. М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845.
  262. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М., 1996.
  263. В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 1998.
  264. А.А., Титов И. В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации // Государство и право. 2002. № 9. С. 26−30.
  265. Теория права и государства / Под ред. Г. М. Манова. М., 1996. i
  266. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1999.
  267. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и1. А. В. Малько. М., 2001.
  268. Тер-Овсепян В. Верховенство федеральной Конституции в правовой системе России // Право и жизнь. 2001. № 40. С. 5−30.
  269. Ю. А. Теория закона. М., 1982.
  270. Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.
  271. Ю.А. Публичное право. Учебник. М., 1995.
  272. Ю.А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 7−13.
  273. В.А. Иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 56−72.
  274. Ю.К. Что такое гражданское законодательство // Правоведение. 1996. № 3. С. 216−217.
  275. B.C., Морозова JT.A. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4. С. 91−99.
  276. УмноваИ.А. Устав области (края): первый опыт. М., 1995.
  277. И.Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967.
  278. Федеральное конституционное право России. Основные источники.1. М., 1996.
  279. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. М., 1996.
  280. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1980.
  281. ФридмэнЛ. Введение в американское право. М., 1993.
  282. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001.
  283. Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал российского права.• 1997. № 4. С. 53−62.
  284. Г. Т. Закон и подзаконный акт. Ретроспективный аспект проблемы // Закон: создание и толкование. М., 1998. С. 40−55.
  285. В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. М., 2002.
  286. Т. Нарушали. Нужда заставила // Российская газета. 2000. 30 сентября.
  287. Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Государство и право. 2002. № 7. С. 5−12.
  288. A.M. Правовые акты субъектов Российской Федерации -важная составляющая законодательной базы Российской Федерации // Журнал Российского права. 2001. № 6. С. 74−79.
  289. .С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5−12.
  290. Юристы России ждут закон о нормативных правовых актах. Проект Федерального закона // Журнал российского права. 1997. № 10. С. 156−167.
  291. ЯвичЛ.С. Общая теория права. Л., 1976.
  292. В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 89−96.
Заполнить форму текущей работой