Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования качества жизни студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанный вариант методики оценки качества жизни студентов на основе мониторинга показателей состояния здоровья студентов, уровня физического, психического и социального компонентов здоровья отражает все основные компонены качества жизни студентов и позволяет персонализировать воспитательно-образовательный процесс в вузе, повысить эффективность и направленность оздоровительно-профилактической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основы формирования качества жизни студентов
    • 1. 1. Формирование понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
    • 1. 2. Развитие концепции «качество жизни»
    • 1. 3. Влияние физической культуры личности на формирование «качества жизни» студентов
  • Резюме к 1 главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа исследования формирования качества жизни студентов
    • 2. 1. Организация и проведение констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Программа формирующего эксперимента
    • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента
  • Резюме к 2 главе
  • Выводы

Педагогические условия формирования качества жизни студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий в современной России отмечается стойкая тенденция ухудшения социальных и гигиенических условий жизни (Какорина Е.П., 2000; Рахманин Ю. А., Румянцев Г. И., Новиков СМ., 2001 и др.), особенно молодежи, которая является наиболее чувствительной к изменениям и наиболее лабильной социальной группой (Назарова И.Б., 1998; Кучма В. Р. с соавт., 2000; Максимова Т. М. с соавт., 2003 и др.). Рост темпов депопуляции, резкое социальное расслоение населения, ухудшение условий, качества и доступности получения образования, безработица и жесткая конкуренция па рынке труда, насаждение средствами массовой информации рискованного стиля жизни, увеличение числа алкоголь — и наркозависимых лиц, рост правонарушений осложняют процесс осознанного участия молодежи в жизни общества и требуют активизации государственной молодежной политики, в том числе и в сфере охраны здоровья (Тишук Е.А. с соавт., 2005; Абросимова М. Ю., 2005; Амиро’в Н.Х. с соавт., 2005; Нефедовская Л. В., 2007). В этой связи особый интерес представляет учащаяся молодежь, которая будет определять состояние интеллектуального уровня нашей страны, ее конкурентоспособность (Куценко Г. И. с соавт., Журавлева И. В., 2000; Камаев И. А. с соавт.).

Реальное состояние здоровья студенческой молодежи в России свидетельствует о том, что отношение к собственной телесности, личное понимание сущности здоровья как ценности у студентов остаются на низком уровне. На этом фоне высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, гиподинамия, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условия проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций (Макошов С.Н. с соав., 1995;

Агаджанян H.A., 1999 [1]- Краевская Г. Н. с соавт., 1999; Осипова Г. Ф., Любочкин Ф. В., 2002 и др.).

По свидетельству многих авторов (Hinton J.W., 1990; Кучма В. Р. с соавт, 2000, 2002; Ляхович A.B., 2000; Онищенко Г. Г., 2001; Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., 2001; Рапопорт И. К., 2004 и др.) здоровье студентов в значительной степени зависит от социально-гигиенических параметров обучения и быта. Не соответствующее требованиям гигиены состояние учебной среды создает предпосылки для возникновения и развития психосоматической патологии (Агаджанян H.A., 1999; Ляхович A.B., 1998; Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Дартау Л. А., 2001; Рудева Г. В. с соавт., 2002; Михайлиди C.B., 2004 и др.). Среди первокурсников 88% имеют различные отклонения в состоянии здоровья, при этом нередки случаи наличия у одного студента 2−3 хронических заболеваний, при этом отмечается нарастание психосоматических нарушений у студентов от 1-го к 5-му курсу [194, 52]. По данным медицинских исследований, в последние годы у студентов отмечается возрастание патологии системы кровообращения на 20%, органов зрения — на 25%, эндокринной системы — на 30%, психических расстройств — на 50%. Более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2−3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7 до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5 до 22,3% и с 2,1 до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовленности. За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании. Все более возрастающий ритм жизни требует от людей хороших психофизических кондиций, при этом физические упражнения на учебных занятиях для значительной части учащейся молодежи являются единственной возможностью получить хотя бы минимально необходимую двигательную нагрузку [43].

Современное состояние образовательной сферы проявляется в неспособности образования адекватно реагировать на глобальные проблемы человечества, одной из которых является проблема здоровья. Следует отметить, что состояние оздоровительно-воспитательной среды современного вуза не всегда соответствует уровню, необходимому для решения задач формирования гармонично развитой личности, готовящейся к реализации своих профессиональных и человеческих интенций в условиях информационной цивилизации.

Все это актуализирует проблему совершенствования организационных и педагогических условий формирования культуры здоровья и физической культуры личности в ходе воспитательно-образовательного процесса в высшем учебном заведении. Следует отметить, что с развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации — гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т. п.

В связи с этим, создание благоприятных условий для учебы, труда, быта, способствующих сохранению и поддержанию здоровья, следует считать важнейшей задачей, требующей неотложного решения.

В настоящее время в науке «о человеке» все шире используется критерий «качество жизни», который позволяет оценить различные стороны существования личности (Гордеев В.И., Александрович Ю. С., 2001; Ушаков И. Б., Турзин П. С., Агаджанян H.A., 2001). Главными составляющими качества жизни являются объективные показатели состояния здоровья и субъективная оценка личностью степени удовлетворения своих физиологических, материальных и духовных потребностей (Новик A.A., 1999; Кузмичев JI.A., Федоров М. В., Задесенец Е. Е., 2000; Хащешсо В. А., Хащенко H.H., 2002). Существуют значительные противоречия между этими объективными и субъективными показателями (Петров В.И., Седова H.H., 2001), которые особенно ярко прослеживаются у молодежи, так как в этот период еще не достаточно сформированы критерии самооценки качества жизни. Поэтому, актуальность подхода основанного на исследовании качества жизни и методические сложности его внедрения требуют проведения дальнейших исследований, направленных на внедрение этого в гигиеническую практику. Оценка качества жизни представляет собой простой и надежный метод изучения состояния здоровья человека, основанный на субъективном восприятии и дающий интегрально-цифровую характеристику его физического, психологического и социального функционирования.

Таким образом, одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии. Проблема развития физической культуры личности существенно актуализируется и в связи с требованиями, предъявляемыми к человеку системой рыночных социально-экономических отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряженность труда, повышенная ответственность специалиста, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности и т. д. [31].

На наш взгляд, вузовское физическое воспитание как подсистема формирования общей культуры личности не отвечает современным требования формирования высокого качества жизни студента.

В этой связи проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности существенно актуализируется на всех возрастных этапах развития личности и выступает как социально-значимая задача, которая должна решаться за счет новых подходов к системе физического воспитания.

Осознать глубинные причины кризиса здоровья в современной России невозможно без привлечения философско-культурологического подхода к проблеме образования и здоровья, включающего:

• изучение феномена «качество жизни» с позиций единства нравственного, духовного и телесного в его природе;

• определение условий формирования в вузе эффективной образовательно-развивающей среды обеспечивающей высокое качество жизни студента;

• переход к личностно ориентированному образованию с выраженной здровьесберегающей функцией;

• формирование физической культуры личности как базовой составляющей общей культуры студентов;

• ориентацию личности на развитие субъектного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Особую роль в процессе формирования индивидуальности человека, самостоятельного освоения им новых социальных ценностей, раскрытия интеллектуальных и физических способностей призвана сыграть физическая культура личности, как детерминанта жизненной и профессиональной успешности будущего специалиста и качества жизни. Совокупность факторов, влияющих на становление человека, включенного в образовательный процесс, выступает, с одной стороны, в виде внешних движущих сил развития (психолого-педагогические, социально-экономические, валеологические, экологические), а, с другой стороны, в виде сил внутреннего роста, эволюционирующего самосознания личности.

Отсутствие приоритета ответственности за формирование культуры здоровья и физической культуры личности студентов в образовательном пространстве вуза обусловливает отсутствие ориентации образовательного процесса на формирование здорового образа жизни, сохранение своего здоровья, улучшение качества жизни. В результате выпускник вуза зачастую не владеет элементарными знаниями и умениями здорового образа жизни.

Из выше изложенного краткого анализа проблемы можно сделать вывод об актуальности и практической значимости проблемы формирования качества жизни студентов.

Среди перспективных для разработки вопросов особую значимость могут представлять вопросы, связанные с комплексной оценкой состояния и взаимного влияния основных показателей качества жизни, прежде всегоздоровья, гигиенических условий обучения и быта студентов.

Степень разработанности проблемы исследования. По проблематике исследования опубликовано множество работ отечественных и зарубежных авторов.

Проблематика здорового образа жизни молодежи обсуждается в контексте жизненных стратегий личности в работах К.А. Абульхановой- 1 Славской и Н. П. Наумова, социологического исследования жизненных ценностей М. И. Бобневой, И. Ю. Истошина, Н. И. Лапина. Проблемы здорового образа жизни как системы управления здоровьем представлены в работах Н. М. Амосова, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, В. П. Куликова, Г. А. Кураева, Ю. П. Лисицина, В. П. Петленко, C.B. Попова и др.

Вопросы общей теории культуры разрабатывались М. М Бахтиным, B.C. Библером, П. С. Гуревичем, М. С. Каганом, Л. И. Коганом и др. Вопросы оптимизации образовательных процессов в различных системах, в том числе и в высшей школе рассматривались Ю. К. Бабанским, М. А. Даниловым, В. В. Краевским, И. Я. Лернером, Б. Ф. Ломовым, В. А. Сластениным, В. Д. Шадриковым и др. Среди авторов теории образовательной среды выделяются работы Т. В. Волокитина, Н. К. Смирнов, Л. Д. Старикова и др.

Исследованию роли физической активности в формировании здорового образа жизни посвящены работы М. Я. Виленского, В.К.

Бальсевича, В. М. Выдрина и др. Роль социальных факторов и условий в формировании механизмов здорового образа жизни молодежи изучали И. А. Аршавский, П. М. Виноградов. Влияние физической культуры на развитие здорового образа жизни изучалось А. Г. Комковым, Л. И. Лубышевой, А. П. Матвеевым и др.

В качестве основы понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности принимаются общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачевым, B.C. Ледневым, А. Н. Леонтьевым, Б. В. Ломовым, С. Л. Рубинштейном, В. Д. Шадриковым. Научные взгляды на физическую культуру личности как ведущей целеполагающей установки в системе физического воспитания рассматривали В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров, И. М. Быховская и др.

Существенный вклад в формирование и развитие научных" основ качества жизни внесли: С. А. Айвазян, В. Ф. Безъязычный, И.В. Бестужев-Лада, Б. В. Бойцов, A.A. Давыдов, Е. В. Давыдова, Е. И. Капустин, П. С. Мстиславский, Б. В. Ракитский, А. И. Субетто, В. И. Толстых и др. Среди зарубежных авторов вклад в разработку проблемы качества жизни внесли: Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, Б. Литтл, Э. Мишан, У. Ростоу, П. Самуэлсон, Н. Смелзер, А. Тойнби, А. Тоффлер, Фурастье и др. В аспектах здоровья, здорового образа жизни трактуется развивающаяся ныне теория «качества жизни» (H.A. Агаджанян, В. И. Евдокимов, Л. Леви, Л. Андерсон, В. Л. Марищук, В. М. Князев, К. С. Петровский, Е. А. Пирогова, И. Б. Ушаков, О. Н. Чурганов, J. Larson, Е. Palmore, С. Luikart и др.).

Анализ работ вышеуказанных авторов указывает на недостаточную исследованность, как самого понятия качества жизни, так и целого ряда направлений по данной проблеме. Очень слабо представлены работы по прогнозированию и регулированию качества жизни учащейся молодежи.

Анализ результатов теоретических исследований позволил выявить противоречие между объективной потребностью совершенствования образовательно-воспитательной среды вуза, призванной содействовать формированию здорового образа жизни личности, и недостаточной разработанностью проблематики «качество жизни» студенчества в теории и практике функционирования высшей школы. С учетом этого сформулирована проблема исследования, что определило и тему исследования — «Педагогические условия формирования качества эюизни студентов».

Цель исследования — выявить и научно обосновать комплекс организационно-педагогических условий формирования качества жизни студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза.

Объектом исследования является система формирования качества жизни студентов в условиях высшего профессионального образования.

Предметом исследования выступает процесс формирования качества жизни студентов в общем контексте организационно-педагогического взаимодействия в вузе.

Задачи исследования определены с учетом специфики предмета исследования, исходя из его цели:

1. Раскрыть структуру и содержание феномена «качество жизни».

2. Выявить взаимосвязи между физическим, психическим и социальным компонентами качества жизни студента и его образом жизни, образовательно-воспитательной средой вуза.

3. Разработать организационно-педагогические условия реализации образовательно-воспитательной модели качества жизни студентов.

4. Разработать методику оценки качества жизни студентов на основе мониторинга показателей состояния здоровья студентов, уровня физического, психического и социального компонентов здоровья.

Гипотеза исследования: процесс формирования качества жизни студентов в вузе будет эффективным, если:

1) проблема качества жизни в образовательном пространстве вуза встанет в один ряд с проблемами обучения и воспитания студентов, а ее методический уровень будет представлен социальными смыслами и ценностными ориентациями, в которых потребности личности выступают как гуманистические приоритеты;

2) в вузе будет сформирована эффективная образовательная педагогическая стратегия улучшения качества жизни личностью студента, усвоения им стратегий сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни;

3) будут реализованы основные педагогические условия формирования качества жизни студентов, включающие:

— обеспечение образовательно-воспитательного процесса (санитарно-гигиенические и эргономические условия обучения, рациональное построение аудиторной работы, обеспечение необходимого уровня проживания и питания и пр.);

— формирование здоровьеразвивающего пространства вуза;

— реализацию перехода к личностно-ориентированному образованию с выраженной здровьесберегающей функцией и ориентацией личности студента на развитие субъектного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья (установление режима психологически комфортного педагогического взаимодействия, при котором преподаватель выступает в роли-фасилитатора, реализующего формирование базовых компонентов качества жизни личности и здоровья в условиях вуза, включает в себя использование системы средств обучения, обеспечивающей осознанное восприятие студентами практической значимости курсов по обеспечению безопасности жизнедеятельности, экологии, антропологии, основам медицинских знаний и т. д.) — развитие у студентов в процессе обучения эмоционально-волевых качеств, компетенций в сфере профессиональной, аналитической, интеллектуальной, коммуникативной, когнитивной деятельности;

— формирование физической культуры личности студента как одного из основных компонентов качества жизни, обеспечивающей реализацию его психофизиологического потенциала;

4) в систему оценки эффективности образовательного процесса вуза будет внедрена модель оценки качества качества жизни студентов, основанная на мониторинга показателей состояния здоровья студентов, уровня физического, психического и социального компонентов здоровья.

Методологическую базу исследования составляют: деятельностный подход к анализу и проектированию педагогического взаимодействия в образовательном процессе (А.К.АбульхановаСлавская, В. В. Давыдов, B.C. Лазарев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.);

— системный подход к изучению педагогической практики, представляющий изучаемые объекты в неразрывном внутреннем единстве и во взаимосвязи с внешним миром (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В. Д. Шадриков, Б. Г. Юдин и др.);

— теоретические разработки в области педагогики здоровья (Р.И. Айзман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, и др.) личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса, позволяющий и преподавателю, и студенту проявить себя в качестве творческой индивидуальности (H.A. Алексеев, Бондаревская, Б. С. Гершунский, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.) — структурно-функциональный подход при педагогическом моделировании (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, М. И. Махмутов, В. М. Монахов, Е. А. Ямбург и др.) — рефлексивный подход при рассмотрении проблем интеллектуального развития в контексте творческой самореализации личности (Б.З. Вульфов, В. В. Давыдов, В. Д. Иванов, A.B. Карпов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы и результатов исследований по качеству жизни и здоровья, по проблемам формирования культуры здоровья личности на фоне педагогического взаимодействия в вузедискуссии, наблюдение, беседы, опросыанкетирование, структурно-функциональное моделированиеинтервьюирование и прогнозированиепедагогический экспериментколичественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой послужили ВВАГС и ННГАСУ, где осуществлялась работа по определению и оценке уровня сформированности здрорового образа жизни студентов и мониторингу качества их жизни.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 20 042 008 г. г. и содержало следующие этапы:

1. Первый этап (2004;2005 г. г.) аналитический. На этом этапе в процессе практической работы осуществлялось накопление эмпирического материала и осмысление имеющегося опыта по формированию у студентов здорового образа жизни с позиций улучшения качества жизни, анализировались условия педагогической деятельности, строились гипотезы относительно факторов, влияющих на реализацию студентами здорового образа жизни, на формирование стратегий здоровьесберегающего поведения. Была сформирована группа, включающая студентов 400 студентов ННГАСУ и ВВАГС.

2. Второй этап (2005 — 2006 г. г.) — теоретико-методологический. В ходе этого этапа осуществлялась доработка основных методов исследования, анализировался собранный теоретический материал, уточнялись понятия «образ жизни», «формирование здорового образа жизни», «качество жизни», определялось содержание структурно-функциональной модели феномена «качество жизни» студента. Нак этом этапе строилась концептуальная основа организационно-педагогической модели формирования качества жизни студентов, разрабатывался спецкурс «Здоровый образ жизни как условие формирования качества жизни студентов», разрабатывалась психолого-педагогическая диагностика качества жизни студентов, модель педагогического мониторинга качества жизни студентов. На этом этапе проведен констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Третий этап (2007 — 2008 г. г.) — этап систематизации результатов исследования. В ходе контрольной фазы эмпирического исследования была проведена работа с экспериментальной и контрольной группами студентов. Одновременно осуществлялось внедрение результатов диссертационного исследования в учебный процесс ВВАГС, ННГАСУ. В это же время было проведено литературное оформление исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается:

— в раскрытии содержания феномена «качество жизни» студента в вузе и обозначении его роли в процессе формирования здорового образа жизни студентав раскрытии структурно-функциональных компонентов формирования качества жизни студентов с позиций медико-биологических, психологических, социальных, педагогических, деятельностных и аксиологических аспектов сохраненияя и развития здоровья;

— в выявлении комплекса организационно-педагогических условий формирования и развития качества жизни студентов в вузе;

— в раскрытие роли физической культуры личности студента в формирования его здорового образа и качества жизни.

Теоретическая значимость исследования определяется осмыслением и уточнением научных категорий «здоровый образ жизни» и «качество жизни" — содержанием структурно-функциональной модели формирования феномена «качество жизни» студента в вузеразработкой методики исследования качества жизни студентовразработкой методологических основ оценки и мониторинга качества жизни студентов.

Практическую значимость исследования характеризуют:

— практические подходы к осмыслению научных категорий «качество жизни» и «здоровый образ жизни» студента, которые могут быть полезны при разработке инновационных здоровьесберегающих технологий обучения в высшей школе;

— разработка методики исследования качества жизни студентов;

— разработка организационно-педагогической модели формирования базовых элементов качества жизни студентов в условиях образовательно-воспитательной среды вузаразработка методологических основ системы педагогической оценки и мониторинга качества жизни студентов;

— программа учебного спецкурса «Здоровый образ жизни» с позиций формирования необходимого уровня качества жизни в структуре занятий по физической культуре.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию научно-педагогических разработок, на достижения в области гуманитарных наук, на объекты теоретической и эмпирической базы, используемой в работеадекватностью используемых методов целям, задачам, гипотезе проведенного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа полученных результатов, подтвержденных опытно-экспериментальной и практической работой.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры физического воспитания ВВАГС и кафедры валеологии и кафедры медицины, здоровья и развития ГХИ ННГАСУ.

На Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реабилитологии и пути их решения» в г. Н. Новгород 2006 году, на Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-содержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза: проблемы, поиски решения» проводимой НГТУ им. Алексеева в Н. Новгород в 2007 году, на Х1У-Й межвузовской конференции по культурологи.

Культурно-исторические общности волжско-камского бассейна: прошлое и настоящее" в г. Н. Новгород в 2008 году, на IV Международной юбилейной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры физического воспитания и спорта «Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития» в Туле, 2008 г., на VII Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация учебно-тренировочного процесса» в г. Н. Новгород в 2008 г.

Внедрение научных результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами в ННГАСУ и ВВАГС.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совершенствование качества жизни студентов является составной частью образовательно-воспитательного процесса вуза, призванного способствовать формированию здоровго образа жизни студентов.

2. Структурно-функциональная модель качества жизни студента содержит следующие компоненты: идентификация уровня качества жизни и здоровьяуровень самооценки качества жизниреализуемый личностью здоровый образ жизниобладание необходимым уровнем физической культуры личностиквалифицирование качества жизни и здорового образа жизни как детерминант успешной профессиональной деятельности.

3. Для улучшения качества жизни студентов в вузе, необходимо создать реализовать ряд педагогических и организационных условий: обеспечение образовательно-воспитательного процесса необходимыми санитарно-гигиеническими и эргономическими условиями, рациональное построение учебного процесса, оптимальные условия проживания и питания и пр.;

— реализация перехода к личностно-ориентированному образованию с выраженной здровьесберегающей направленностью и ориентацией личности студента на развитие субъектного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья (включая установление педагогического взаимодействия, при котором преподаватель выступает в роли-фасилитатора, использование системы средств обучения, обеспечивающей осознанное восприятие студентами практической значимости курсов по обеспечению безопасности жизнедеятельности, экологии, антропологии, основам медицинских знаний и т. д.;

— формирование физической культуры личности студента как основного компонента качества жизни, обеспечивающей реализацию его психофизиологического потенциала (развитие у студентов в процессе обучения эмоционально-волевых качеств, компетенций в сфере профессиональной, аналитической, интеллектуальной, коммуникативной, когнитивной деятельности);

— разработана и внедрена модель педагогической оценки качества жизни студентов на основе мониторинга показателей состояния здоровья студентов, уровня физического, психического и социального здоровья.

Структура работы. Работа состоит введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа состоит из 165 страниц машинописного теста, иллюстрирована 16 таблицами и 29 рисунками. В работе использовано 260 источников литературы, из низ 203 отечественных источника, 57 зарубежных.

Выводы.

1. В основе формирования феномена «качество жизни» лежат понятия «образ жизни» и «здоровый образ жизни», разрабатываемые на протяжении всех этапов исторического развития общества. Каждому этапу развития соответствуют свои стандарты «качества жизни», обусловленные уровнем развития общества, как технологическим, так и социально-нравственным. «Качество жизни» человека — это междисциплинарная категория, характеризующая эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, фактический уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития личности, степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни. Критериями качества жизни служат такие компоненты, как уровень физического, психического и духовного благополучия человека, определяющие его образ жизни и поведение. Функционирование систем «образ жизни — здоровье», «образ жизникачество жизни» и «качество жизни — поведение» происходит при непрерывном совокупном взаимодействии объективных условий и субъективных характеристик, заданных комплексом социальных, экономических, политических, экологических, культурных и других условий.

2. Выявлены взаимосвязи между физическим, психическим и социальными компонентами качества жизни студентов, образом их жизни и образовательно-воспитательной средой вуза. Выявлена ведущая роль формирования физической культуры личности в структуре качества жизни студентов. Уровень физической культуры личности студента отражает реальный уровень качества жизни общества и во многом определяет реализацию его качества жизни в повседневной преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной деятельности.

3. Разработаны и апробированы организационно-педагогические условия реализации образовательно-воспитательной модели качества жизни студентов на занятиях по физической культуре, в основе которых лежит: формирование представлений у студентов о факторах и средствах укрепления здоровья и формирование культуры здоровьяформирование положительного отношения студентов к своему здоровью и практическая деятельность студентов направленная на укрепление здоровья.

Реализация разработанной модели формирования здорового образа жизни и качества жизни студентов позволяет решить комплекс таких образовательно-воспитательных задач, как обеспечение безопасности здоровья среды обучения и адаптации элементов учебного процесса к физическими и психологическими возможностями состоянием здоровья студентов, содействие формированию физической культуры личности и здорового образа жизни студентов.

Педагогические условия формирования качества включают 4 блока: диагностический, образовательно-воспитательный, профилактический (реабилитационно-коррекционный), координационноуправленческий и оцениваемые по исполнению проектировочной и исполнительской деятельности.

4. Разработанный вариант методики оценки качества жизни студентов на основе мониторинга показателей состояния здоровья студентов, уровня физического, психического и социального компонентов здоровья отражает все основные компонены качества жизни студентов и позволяет персонализировать воспитательно-образовательный процесс в вузе, повысить эффективность и направленность оздоровительно-профилактической работы и оптимизации процесса формирования физической культуры личности студентов как условия формирования высокого качества жизни. Апробированая экспериментальным путем модель мониторинга качества жизни студентов позволяет анализировать педагогические условия формирования качества жизни студентов в вузе на уровне компонентов образовательно-воспитательной, профилактической и координационноуправленческой деятельности вуза.

Заключение

.

Взаимосвязь образа жизни и здоровья выступает одной из сторон многогранной деятельности человека, является результатом длительной человеческой практики и накопления эмпирических знаний о здоровье.

Образ жизни современных студентов, в целом, отражает уровень качества жизни всего населения страны, реагируя на все изменения социально-экономического характера, происходящие в обществе, влияя на социально-экономические показатели и тенденции развития общества.

Отношение к своему здоровью, выражающееся через различные формы жизнедеятельности, в значительной степени отражает приоритет здоровья в шкале жизненных ценностей студентов, что, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к формированию у них таких понятий, как благо, гуманизм, этика, мораль, нравственность и т. п.

Объективные и субъективные характеристики образа жизни акцентирует внимание на роль развития личности студента, его духовной и телесной культуры, его нравственности, формирующие уровень качества его жизни.

Одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии. Проблема развития физической культуры личности существенно актуализируется и в связи с требованиями, предъявляемыми к человеку системой рыночных социально-экономических отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокий уровень риска, конкуренция, напряженность труда, повышенная ответственность специалиста, востребованность высокого профессионализма в любой сфере жизнедеятельности и т. д.

Формирование физической культуры личности студента как категории качества жизни студента может стать действенным фактором в формировании здорового образа жизни молодежи, сформировать прогрессивные тенденции в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.

Проведенное автором исследование «Педагогические условия формирования качества жизни студентов посредством развития физической культуры личности» следует рассматривать как попытку внести свой посильный вклад в реализацию актуальной проблемы современного общества — формирования высокого качества жизни населения России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A. Здоровье студентов / H.A. Агаджанян. М.: Изд-во «Россия». — 1997.- 202 с.
  2. , H.A. Общественное и профессиональное здоровье и промышленная экология / H.A. Агаджанян, П. С. Турзин, И. Б. Ушаков.// Медицина труда и пром. экология. 1999. — № 1. — С. 1−9.
  3. , E.H. Уровень и качество жизни населения / E.H. Агапова. Дисс. канд. эконом, наук. — СПб. — 2003. — 187 с.
  4. , С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции /С.А. Айвазян. // Уровень жизни населения регионов России. -2002.- № 11.- С. 5−33.
  5. , Т.Н. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект/ Т. Н. Акатова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006. — 237 с.
  6. , В.Ю. Воспроизводство здоровья населения как предмет медицинской демографии / В. Ю. Альбицкий, А. И. Глушаков. // Казан, мед. журн. 2003. — № 6. — С.449−453.
  7. , Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: «Мол. гвардия». — 1979. — 192 с.
  8. , Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Киев: Здоровье.- 3-е изд. перераб. и доп.- 1989. — 216 с.
  9. , В.А. Введение в психологию здоровья / В. А. Ананьев. -СПб.: БПА.- 1998.- 148 с.
  10. , Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика / Б. Г. Ананьев. //Вопросы психологии.-1968.-№ 6.- С.25−31.
  11. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев М.: Просвещение.- 1997.- 300 с.
  12. , Г. Ф. Изучение качества жизни у больных гипертонической болезнью / Г. Ф. Андреева, Р. Г. Оганов. // Терапевтический архив. 2002.- № 1.- С. 8 — 16.
  13. , А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий/ А. Ф. Ануфриев.- М.: МГОПИ, издательство «Альфа», 1995.-160 с.
  14. , Г. Д., Попова JI.A. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ"/ Г. Л. Апанасенко, JI. A Попова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 248 с.
  15. Аристотель. Сочинения / Аристотель. М.: Мысль.- 1978. — С.378.
  16. , Д.М., Зайцев В. П. Методика оценки качества жизни больных сердечно-сосудистыми заболеваниями / Д. М. Аронов, В. П. Зайцев.// Кардиология. 2002. — № 5. — С. 92 — 95.
  17. Арутюнян, J1.A. Социалистический образ жизни: методологические проблемы социологического изучения/ JI.A. Арутюнян -Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1985. — С. 49.
  18. , А.Г. Психология личности / Асмолов, А.Г. М.: МГУ, 1990.- С. 153 — 154.
  19. , O.A. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / O.A. Ахвердова, В. А. Магин // Теор. и практ. физич. культ.-№ 9.-2002.-С.58−61.
  20. , Б.А. Педагогика физической культуры / Б. А. Ашмарин, JI.K., Завьялов, Ю. Ф. Курамшин.- СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина.-1999.-353 с.
  21. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский.- М.- 1997.- 318 с.
  22. , В.П. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения / В. П. Бабинцев, A.A. Гармашев, Г. Ф. Ушамирская // Стандарты и качество. 2003. — № 2- С.
  23. , А.Г. Территориальная дифференциация качества жизни населения республики Бурятия / А. Г. Базаров. Автореф. дис.. канд. геогр. наук / А. Г. Базарова. — Улан-Удэ.- 2001.- 28 с.
  24. , В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека / В. К. Бальсевич. //Теор. и практ. физ. культ.- 1991- № 7.- С. 37−39.
  25. , В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех / В. К. Бальсевич //Теор. и практ. физ. культ.- 1993.-№ 4.-С. 21.
  26. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. -М.: Изд.-во «Теория и практика физической культуры».- 2000.-275 с.
  27. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -1995.-№ 4.- С.2−4.
  28. , В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / В. А. Бараненко //Валеология.-№ 2−3.-2002.-С.74−77.
  29. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях /Баранов, A.A. М.- 2008 г. — 432 с.
  30. , Т.И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие / Т. И. Боровкова, И. А. Морев. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 150 с.
  31. , Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности/ Н. В. Барышева.- Автореф. дисс. докт. пед. наук.- Казань.- 1997.- 40 с.
  32. , В.Ф. Качество жизни основной критерий социально-экономического планирования развития региона / В. Ф. Безъязычный, Е. В. Шилков// Качество жизни и российское предпринимательство. — М., 2001. — С. 6.
  33. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Д. Белл. -М: Академия.- 1999.785 с.
  34. , H.A. Спасение и творчество / H.A. Бердяев. Путь. Орган русской религиозной мысли.- Кн. I (I-IV). — М., 1992.
  35. , H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М., 1989. — С. 261.
  36. , C.B. Формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста / Доступ в интернете- http:// www.pomorsu.ru/ avpu/ proect/ sbornik 2004/ 023. htm
  37. , В.П. Слагаемые педагогической технологии /
  38. B.П.Беспалько М.: Педагогика.- 1989. — 192 с.
  39. Бестужев-Лада, И. В. Категория «качества жизни» в современной западной социологии/ И.В. Бестужев—Лада. // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.- 1978. -С. 120−140.
  40. Бестужев-Лада И. В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни/ И.В. Бестужев-Лада. // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. — М.: ИСИ АН СССР.- 1978.1. C. 20−21.
  41. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений /И.В. Бестужев-Лада. РАН, Ин-т социологии. — М.: Наука.-1993.- с.
  42. , Р.К. Интеграция физического и духовного воспитания студентов педвуза/ Р. К. Бикмухаметов //Педагогика.-2004.-№ 9.-С. 64−70.
  43. , В. Динамика уровня жизни населения / В. Бобков, П. Масловский-Мстиславский // Экономист. 1994. -№ 6. — С.52−54.
  44. , В.М. Физическая культура на расстоянии / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов. // Высшее образование в России. -2001.-№ 4.-С. 121−124.л
  45. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская //Педагогика.-№.-2007.-С. 44−53.
  46. М.И., Рыбаков A.C. Студенты о своем физическом и психическом здоровье / М. И. Бордуков, A.C. Рыбаков // Теор. и практ. физич. Культ.-2007.-№ 27.-С.20−23.
  47. , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко.- Волгоград.- 2000.- 225 с.
  48. , И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман.-М.: ФиС.- 2-е изд., доп. и перераб.- 1990. — 208 с.
  49. , И.И. Философско-методологические аспекты проблем здоровья человека/ И. И. Брехман //Вопросы философии.-1982.-№ 2.-С. 4853.
  50. , М.М. Методологические аспекты факторов риска инфекционных заболеваний у детей/ М. М. Бржезовский. //Педиатрия.-1990.-№ 3.- С. 67−72.
  51. , А.П. Социалистический образ жизни/ А. П. Бутенко // Вопросы философии. — 1975. № 3.
  52. , И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность/ И. М Быховская М.:РИО ГЦОЛИФК. — 1993. -163 с.
  53. , Э.Н. Валеология / Э. Н Вайнер. М.: Наука, Учеб. для вузов. 2-е изд., испр.- 2002. — 416 с.
  54. , Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э. Н Вайнер. Валеология. — 2003.- Вып.2.-С.35−39.
  55. Ван Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем / Дж. Ван Гиг.-М.: Мир. в 2 кн.- Книга 1.- 1981.-С. 314.
  56. , Д.Д. Социально-философские проблемы здравоохранения / Д. Д. Венедиктов // Вопросы философии. 1980. — № 4.- С. 126−141.
  57. , H.H. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально философские, педагогические аспекты) / Н. Н Визитей. — Кишинев: Штиинца, — 1989. — 110 с.
  58. , М.Я. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя / М. Я. Виленский, В. А. Беляева. М.: МГПИ.- 1985/- С. 19.
  59. , М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогической специальности / М. Я. Виленский, P.C. Сафин. М.: Высшая школа.- 1989.- С. 33 — 36.
  60. , М.Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура.- 2001. -№ 3. С.2−7.
  61. , П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П. А. Виноградов.- М.: Мысль.- 1990.- 288 с.
  62. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Основные документы. Женева: ВОЗ.- 1991 — 433 с.
  63. , В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теор. и практ. физ. культ.-1995.-№ 5−6.- С. 15−17.
  64. , В. М. Теория физической культуры (культурологический аспект)/ Выдрин, В.М.- JL: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, — 1988, — 45 с.
  65. , Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения / Т. В. Гаврилова. // Технологии качества жизни. — 2004.— Т. 4.-№ 2.-С. 1−11.
  66. , В.К. Психологическое тестирование/ В. К. Гайда, В. П. Захаров Л.- 1982.- 296 с.
  67. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль.- 1974- 452 с.
  68. , A.M. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность / A.M. Гендин, М. И. Сергеев //Теория и практика физической кул ьтуры.-2007.-№ 7.- С. 15−19.
  69. Геращенко, И. Г Роль инноваций в спортивной педагогике / И. Г Геращенко, Ю.А., Зубарев, А. И. Шамардин. // Теория и практика физической культуры.-1998.-№ 24.- С. 24−29.
  70. Гиппократ. О воздухе, водах и местностях / Гиппократ // Этика и общая медицина. СПб.: Азбука.- 2001.
  71. Гиппократ. О здоровом образе жизни / Гиппократ // Этика и общая медицина. СПб.: Азбука.- 2001.
  72. Гиппократ. О природе человека /Гиппократ // Этика и общая мецицина.-СПб.: Азбука.- 2001.
  73. Гиппократ. Об искусстве / Гиппократ // Этика и общая медицина. СПб.: Азбука.- 2001.
  74. , Л.А. Черты социалистического образа жизни: Быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра / Л. А. Гордон, Э. В. Клонов, Л. А. Оников. -М.: Знание, 1977.
  75. , О.В. Пути совершенствования вузовской системы лечебно-оздоровительной работы / О. В Гринина, А. И Кича. //Матер. 1-й
  76. Всеросс. науч.-практ. конф. «Образ жизни и здоровье студентов» -1995.-240-С. 49.
  77. , Дж.К. Новое индустриальное общество /Дж.К. Гэлбрейт.- М.: Прогресс, — пер. с англ.- 1969. 480 с.
  78. , Дж.К. Общество изобилия / Дж.К. Гэлбрейт.- М.-1968. С. 26.
  79. , A.A. Индекс социального неблагополучия/ A.A. Давыдов. Социологические исследования.- 1995.-№ 10.-С. 118−128.
  80. A.A., Давыдова Е. В. Измерение качества жизни / A.A. Давыдов, Е. В Давыдова. М. — 1993.- 52 с.
  81. , В. Экономический рост: темпы и качество / В. Дасковский // Экономист. — 2005. — № 11.
  82. , Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б. В Евстафьев. Л.: ВДКИФК.- 1985.- 132 с.
  83. , JI.C. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы / JI.C. Елькова. -Автореф. дис. канд.пед. наук.-М.- 2006.- 26 с.
  84. , С.А. Оценка москвичами собственного здоровья/ С. А Ефименко // Матер. II Всеросс. социолог, конгр. «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы».- Т.З.- М. -2003.- 196 с.
  85. , В.М. Уровень жизни населения / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. — М.: ЮНИТИ- Заботясь о будущем: доклад независимой комиссии по проблемам народонаселения и качества жизни: пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь мир», 1998.
  86. , В.И. Социальная доктрина Российской Федерации / В. И. Жуков // Уровень жизни регионов России.- 2005. № 8−9.- С.38−62.
  87. , И.П. Здоровье подростков: социологический анализ / И. П Журавлева- М.: Изд.-во ин-та социологии РАН.- 2002.- 240 с.
  88. , Н.И. О моделировании «качества жизни» в социологии ФРГ/ Н. И. Зайкин // Проблемы измерения и моделирования образа жизни. — М.: ИСИ АН СССР.- 1978.-С. 161−168.
  89. , Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г. К Зайцев, В. В. Колбанов, М.Г. Колесникова/- СПб.- 1994. 78 с.
  90. , A.C. Образование: философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. М.: Наука.- 2002. — 456 с.
  91. , Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода/ Н. В. Зубаревич. М.: ЕдиториалУРСС.- 2003.-264 с.
  92. , Д.А. Философия взаимосвязи образа жизни и здоровья / Д. А. Изуткин Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. H.H. Лобачевского.- 2005. -204 с.
  93. , Н. Образ жизни как теоретическая идеология и практическая проблема // Новое время -№ 5.- 1975.
  94. , А.П. Педагогика XXI века в многонациональной России / А. П Казакова, Н.Г., Бурдина, В. И. Ашманец. Доступ в интернете: http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag4/Pedagogika.htm
  95. , В.П. Здоровье нации/ В. П. Казначеев.- Просвещение. Образование.- М.:Кострома.- 1996.- 247 с.
  96. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева.- Л., 1980, — 244 с.
  97. , В.Е. Валеопедагогическая диагностика на курсах повыгггения квалификации работников образования / В. Е. Кайма Автореф. дисс. докт. пед.наук.- Ростов на/Дону/- 2000.- 59 с.
  98. , Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России / Е. И Капустин М.: Наука.- 2006. — 324 с.
  99. , Е.И. Социалистический образ жизни / Е. И Капустин -М. 1976.- С. 14.
  100. , А.О. Социально-философский анализ качества жизни / А. О. Каракотова.- Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Ставрополь: Сев. кав. ГТУ.- 2002.- 28 с.
  101. Качество жизни главный критерий социально-экономического развития России // Сб. докладов Всеросс. конф. «Качество жизни: Россия XXI века».- М.: ВНИИТЭ.- 2002.
  102. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / Под. ред. Кузьмичева JI.A., Федорова М. В., Задесенца Е. Е. М.: ВНИИТЭ, 2000.
  103. Т.Г. Актуальные проблемы физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем / Т. Г. Коваленко. // V Межуниверс. научн.—метод, конф. -М.: Изд. МГУ.- 1998.- С. 155−156.
  104. , В.А. Здоровый образ жизни в учебных программах вузов: проблемы и перспективы / В. А. Коваленко, JI.M. Крылова, Т. Г. Савкин // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Матер, науч.-практ. конф.- М. -1994.- С. 46 47.
  105. ЮЗ.Ковынева, O.A. Управление качеством жизни населения: монография / O.A. Ковынева, Б. И. Герасимов. Тамбов.- Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та.- 2006. — 88 с.
  106. Ю4.Когут, А. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения / А. Е. Когут, В. Е. Рохчин. СПб.: ИСЭПН РАН, 1994.
  107. , В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения/ В. В. Колбанов СПб.: Деан.- 2000. — 256 с.
  108. Юб.Коц, Я. И. Качество жизни у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями / Я. И. Коц, Р. А. Либис // Кардиология. -1993.- Т. 33.- № 5.-С. 66 72.
  109. , В.И. Государственное регулирование качества жизни как условие повышения безопасности России / В. И. Кулайкин, Г. М.
  110. , Е.Е. Задесенец // Политика, Обществоведение, Искусство, Социология, Культура (П.О.И.С.К): Вып .XI Актуальные проблемы духовности, культуры, искусства.- М.: РИЦИСПИРАН.- 2005- С. 213−242.
  111. , В.А. Естественное и искусственное: Борьба миров /В.А. Кутырев. -Н. Новгород, 1994.
  112. , Э. Пути, ведущие в грядущее тысячетилетие. Проблемы и перспективы / Э. Ласло // Вопросы истории естествознания и техники.-1997.-№ 4.
  113. Ю.Лебедев, Ю. А. Философские основы теории и практики физической культуры / Ю. А. Лебедев.- Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. Нижний Новгород.- 1993.- 285 с.
  114. Ш. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/ B.C. Леднев М.: Высшая школа.- 1991.- С. 24 — 28.
  115. , А.Н. Избранные психологические сочинения / А. Н. Леонтьев.- М.- В 2 т.- 1983.- Т. 1. С. 392. I
  116. З.Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. М.: ГЭОТАР-Мед, 2002.
  117. И.Лихачев, Б.Т. Педагогика/Б.Т. Лихачев.- М.: Прометей.- 1993.562 с.
  118. , Д.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи/ Д. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // Теор. и практ. физ. культ.- 1997.- № 3.- С. 19−21.
  119. Пб.Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн. М.: Институт общегуманитарных исследований.- 2006.- 248 с.
  120. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева //Физ. культ, воспит. образов, тренир. 1996.- № 1.- С. 11−17.
  121. , Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева //Теор. и практ. физ. культ.- 1993.- № 3.- С. 19−21.
  122. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -1997.- № 6.- С. 10 15.
  123. , Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.-1996.-№ 1.- С.7−11
  124. , Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева -М.: Издательский центр «Академия».- 2001.- 240 с.
  125. , Л.И., Косихин В. П. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном воспитании / Л. И. Лубышева, В. П. Косихин // Теор. и практ. физ. культ. 1997- № 6.- С. 10 — 15.
  126. , Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева. // Теор. и практ. физ. культ. -1996, — № 1.
  127. , Л.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева, С. И. Филимонова // Теор. и практ. физ.культ. 2004. -№ 2. — С. 2−6.
  128. О.П. Безопасность жизнедеятельности / О. П. Ляпина.-Новосибирск.- 2003.- 360 с.
  129. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы / В. И. Лях //Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 9.- С.49−51.
  130. , К. Капитал / К. Маркс. Т. 1. — М.- 1961.
  131. , К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс Ин-т марксизма — ленинизма при ЦК КПСС. — М.: Политиздат.-1988.
  132. , В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней/ В. В. Марков. М.: Изд. центр «Академия».- 2001. — 320 с.
  133. , Д.Ж. Глобальные проблемы и качество жизни / Д. Ж. Маркович // Социологические исследования. 1998. — № 4. — С. 129−132.
  134. , Г. Одномерный человек. Американская социологическая мысль / Г. Маркузе- М. 1996.- С.119−144.
  135. Методика оценки качества жизни / Под. ред. Кузьмичева JI.A., Федорова М. В., Задесенца Е.Е.- М.: ВНИИТЭ.- 2000.
  136. , Д. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? /Д. Мидоуз, И. Рандерс // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. -С.575−595.
  137. , O.A. Актуальные медико-социальные аспекты пропаганды ЗОЖ/ O.A. Милыптейн, А. А. Алексеев.- Ивановец.- 1986.- 127 с.
  138. , М.Б. НТР, образ жизни и идеологическая борьба. Проблемы социалистического образа жизни / М. Б. Митин.- М.: Наука.-1977.-С. 235.
  139. , H.A. Разработка критериальных показателей мониторинга состояния среды и здоровья детей / H.A. Моисеева. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 2001.-28 с.
  140. , М.П. История медицины / М. П. Мультановский. -М., 1962.
  141. , С.А. Пути обретения здоровья и мировоззрение / С. А. Нижников // Философия здоровья. М., 2001. — С. 5−23.
  142. , Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категорийный аппарат / Ю. М. Николаев // Теор. и практ. физ.культ. — 2002.- № 3.- С. 15−20.
  143. , М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / М. Н. Алферова, В. П. Бабинцев, A.A. Белов, A.A. Гармашев, C.B. Заинчковская // Технологии качества жизни. — 2002. — Т. 2.- № 2.
  144. , С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов.- М.: Рус. яз.-1984.- 797 с.
  145. , В. А. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине / В. А. Орлов, С. А. Гиляревский.- М, — 1992.- 65 с.
  146. , B.B. Материя. Развитие. Человек / В. В. Орлов. Пермь, 1974.
  147. JI.M. Кафедра семьи и здорового образа жизни / JI.M. Панкова.- СПб.- 1994. 57 с.
  148. , В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине/ В. П. Петленко, A.A. Корольков.- М.-1977. 302 с.
  149. , M. Н. Качество жизни у мужчин, перенесших инфаркт миокарда / M. Н. Петрова, Т. А. Айвазян, С. А. Фандюхин // Кардиология. 2000. № 2. С. 65−66.
  150. , A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский М.: Просвещение, 1984, с. 21 — 33.
  151. , В.И. Психология карьеры / В. И. Петрушин. М.: Академический проект- Альма Матер.- 2004.-208 с.
  152. , А. Человеческие качества/ А. Печчеи. М.: Прогресс.-Пер. с англ. -1980.- 302 с.
  153. , Д.И. Избранные философские и общественно-политические статьи / Д. И. Писарев. М.: Политиздат, 1949.
  154. Платон. Законы / Платон.- Собр. Соч.: В 4-х т.-М.- 1997.-Т.4.348 с.
  155. , Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи/ Т. В. Поздеева.- Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. докт.мед. наук. М.- 2008.- 44 стр.
  156. , С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе / С. И. Попов —М.: Политиздат, 1977. — С. 37 38.
  157. , O.A. Социальное здоровье студентов: региональная динамика/ O.A. Рагимова. //Высшее образование в России.- № 10.-2007.- С. 113−115.
  158. , А.Н. Избранные философские сочинения / А. Н. Радищев М.: Политиздат.- 1949.
  159. , Н.Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс.-М.: Мысль.- 1990.-639 с.
  160. , A.B. Социология медицины/ A.B. Решетников. -М.: ГЭОТАР-Медиа.- 2006.- 256 с.
  161. , Ю.В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский.- М.: Добросвет.- 2000 г. 288 с.
  162. , В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Философия здоровья. М., 2001. — С. 34−60.
  163. , A.A. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности / A.A. Русалинова. М.- 1987.
  164. , М.Н. Диалектика и социология / М. Н. Руткевич. М.: Мысль.- 1980.-С. 333.
  165. , М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие в СССР/ М. Н. Руткевич. -М: Мысль.- 1977. 62 с.
  166. Рыбачу к, H.A. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов / H.A. Рыбачук //Педагогика.-2003 .-№ 4- С.70−74.
  167. , Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования/ Т. Н. Савченко, Г. М. Головина.- М.: Изд-во Институт психологии РАН.- 2006.
  168. , C.B. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деячтельности / C.B. Салько Автореф. дис. канд. пед. наук.- Омск.- 2006.24 с.
  169. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.-1998.- С. 104.
  170. , В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов.-М.: СпортАкадемПресс.- 2001.-168 с.
  171. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько.-М.- 2000.- 336 с.
  172. , Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н. К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2006.-320 с.
  173. , Г. Н. Труд и профессиональная культура/ Г. Н. Соколова.- Минск, — 1980.-186 с.
  174. , Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г. М. Соловьев. Ставрополь: СГУ.- 1999.- 167 с.
  175. , Г. М. Центры здоровья как организационно-педагогический фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов / Г. М. Соловьев, Т. И. Прокопенко // Теор. и практ. физ.культ. -2001.-№-9.- С.48−51.
  176. , Т.С. История медицины/ Т. С. Сорокина. М.: Изд. универс. П. Лумумбы, 1992.
  177. Социальные показатели образа жизни советского общества: Методологические проблемы / И.В. Бестужев-Лада, Г. С. Батыгин, Т. М. Дридзе и др. М.: Наука, 1980. — 216 с.
  178. Спорт и образ жизни М.: Физкультура и спорт.- 1979.
  179. , А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения / А. Д. Степанов. Горький, 1975.
  180. , Э.Э. Социалистический образ жизни: ориентация на человека/Э.Э. Струков//Коммунист-1981. -№ 13. С. 236−239.
  181. , А. С. Качество жизни: критический анализ буржуазных концепций / А. С. Тодоров.-М.: Прогресс.- I960.- С. 87.
  182. , Э. Адаптивная корпорация. Новая индустриальная волна на Западе. Антология. / Э. Тоффлер. М.: ACADEMIA, 1999.
  183. , Э. Футурошок // Э. Тоффлер.- СПб.: Лань.- 1997. -С. 111−263.
  184. Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  185. , Т.Х. Новое общественное здравоохранение / Т. Х. Тульчинский, Е. А. Варавинова. Иерусалим, 1999. -1027 с. 97.
  186. , Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни / Е. А Угланова.-Дис. канд. психол. наук.- Ярославль.- 2003.- 248 с.
  187. , К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. М., 1950. — Т. 8. — С. 23.
  188. , Р. Организационно-экономический механизм повышения качества жизни / Р. Фатхутдинов // Стандарты и качество. — 2003.-№ 7.
  189. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».- «Российская газета».- 6 мая 1999 г.
  190. , П.А. Сочинения в 4-к томах / П. А. Флоренский. — Т. З (2). -М., 1999.
  191. , Дж. В. Мировая динамика: Пер. с англ. / Дж. В. Форрестер. М: Наука, 1978. — 168 с.
  192. Хуснутдинова, 3. Здоровье студентов забота государства / ЗХуснутдинова, Р. Хайруллина, С. Горбушина, Г. Мухаметова // ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).-2003.-№ 2.-С.32−35.
  193. , A.B. О культуре физической и духовной / А. В. Царик -М.: Знание.- 1989.-160.- С. 129.
  194. , Н.Г. Избранные философские сочинения / Н. Г. Чернышевский. -Tl.- М.: Политиздат, 1950.
  195. , В.Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. М.: Логос.- 1993. — 181 с.
  196. , И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И. Г. Шендрик, — М, — 2003.- 194 с.
  197. Экология, здоровье, качество жизни (очерки систем, анализа) / H.A. Агаджанян, Г. П. Ступаков. И. Б. Ушаков и др. -Астрахань.- Изд-во АРМА.- 1996.
  198. Энциклопедический социологический словарь. — М.: РАН Ин-т соц. полит, исслед.- 1995. — С. 265.
  199. , Г. А. Категория меры и понятие нормы в биологии и медицине / Г. А. Югай // Вестник АМН СССР 1973. — № 9. — С. 26−32.
  200. , И. А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов / И. А. Яковлева Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Красноярск.- 2007.- 29 с.
  201. Ajzen, I. From Intentions to Actions: A Theory of Planned Behavior. In Kuhl J., Bechmann J. (eds): Action Control: From Cognition to Behavior / I. Ajzen. New York, Springer.-Verlag. — 1985. -P. 11−39.
  202. Ajzen, I. Prediction of goal- directed behavior: attitudes, intentions, and perceived behavioral control / I. Ajzen, TJ. Madden // J. Experimental Social Psychology. -1986. № 22. — P 453−474.
  203. Ajzen, I. The Theory of planned behavior / I. Ajzen // Organizational Behavior Human Decision Processes. -1991. Ns 50. — P. 179−211.
  204. Andrews, F. Social Indicators of Well-Being: American’s perception of Life Quality/ F. Andrews, S. Withney N.Y.: L. Plenum Press.-1976. — XXI. -455 p.
  205. Assessing health status and quality-of-life instruments: attributes and review criteria //Qual Life Res. -2002.- № 11(3).- P. 193−205.
  206. Blair, S. N. Exercise and Fitntss in Childhood Implication for a Lifetime of Health / S. N. Blair et al. // Perspectives in Exercise and Sport Medicine.- Vol. 2. Youth, Exercise and Sport.- 1989.- 480 p.
  207. Bandura, A. Social cognitive theory and exercise control over HIV infection /A. Bandura, K.J. DiClemente, J.L. Peterson // Preventing AIDS: Theories and methods of behavioral interventions New York: Plenum, 1994.-P. 25−29.
  208. Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change / A. Bandura // Psychology review. 1977. — № 84. — P. 191−215.
  209. Baranowski, T. et al. Assessment, prevalence and cardiovascular benefits of physical activity and fitness in youth / T. Baranowski et al. // Medicine and Science in Sport and Exercice.- 1992. -№ 24(6).- 343 p.
  210. Becker, M.H. Models of health related behavior / M.H. Becker, I.A. Maitnan. D. Mechanic (ed.) // Handbook of health care and the Health professions. New York: Free Press, 1983. — P. 539−568.
  211. Becker, M.H. The cholesterol saga: wither health promotion / M.H. Becker // Annals of internal medicine -1487. № 106. — P 623−626.
  212. Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society / D.Bell.- N.Y.- Basic Books. 1973. -P. 127.
  213. Boorse, C. Health as a theoretical concept / C. Boorse // Philosophy Science.- 1977.-№ 44.-P.542−573.
  214. Boorse, C. Wright on function / C. Boorse //Philosophical Review. -1976. -№ 85.-P. 70−87.
  215. Campbell, A. The Sense of Weil-Being in America. Recent patterns and Trends / A.Campbell. -N.Y.: McGraw Hill.- 1981. XIII. — 264 p.
  216. Campbell, A. The Quality of American Life. Perceptions, Evaluations and Satisfactions / A. Campbell, Ph. Converse W. Rodgers. N.Y.: Russell Sage Foundation.- 1976. -XI. — 583 p.
  217. Canguilhem, G. La sante concept vulgaire et question philosophique / G. Canguilhem. Pin-Balma: Sable, 1990. — 217 p.
  218. Canguilhem, G. The normal and the pathological / G. Canguilhem. -NY: Zoen books.- 1991. 196 p.
  219. Cella, D.F. Quality of life outcomes: measurement and validation / D.F. Cella//Oncology.-1996.-Vol. 11.-P. 233−246.
  220. DiClemente, C.C. The process of smoking cessation: An analysis of precontemplation, contemplation, and preparation stages of change / C.C. DiClemente, J.O. Prochaska, S.K. Fairhurst // J. Consulting Clinical Psychology. -1991. -№ 59.-P. 295−304.
  221. DiClemente, C.C. Motivational interviewing and the stages of change / C.C. DiClemente // W.R. Miller and S. Rollnic (eds.). Motivational interviewing: Preparing people for change. — New York: Guilford Press, 1991. — P. 191−202.
  222. DiClemente, C.C. Stages of change profiles in alcoholism treatment / C.C. DiClemente, S.L. Huges // J. Substance Abuse. -1990. -№ 2. -P. 217−235.
  223. Dijkers, M.P. Individualization in quality of life measurement: instruments and approaches / M.P. Dijkers // Arch Phys Med Rehabil.- 2003 Apr.-84(4 Suppl 2).- S. 3−14.
  224. Fedoryka, K. Health as a normative concept: Towards a new conceptual framework / K. Fedoryka // J. Med. Philosophy. -1997. -№ 2. — P. 143 160.
  225. Fielding, J.E. A program for prevention in Massachusetts / J. E. Fielding, Y.N. Hyde, P.K. Russo // Prev. Medicine -1978: № 4. — P. 564−640.
  226. Fishbein, M. Belief, attitude, intention and behavior: An introduction to theory and research / M. Fishbein, I. Ajzen. Reading, MA, Addison — Wesley, 1975.
  227. Hankiss, E. Cross-cultural quality of life research: an outline for conceptual framework / E. Hankiss // Quality of life: Problems of Assessment and Measurement. P.: UNESCO, 1983. — P. 12.
  228. Hart, N. Social inequalities in health / N. Hart // In The sociology of health and medicine. Causeway Books, 1985.
  229. Jenkinson, C. Short form 36 (SF-36) health survey questionnaire: normative data for adults of working age / C. Jenkinson, A. Coulter, L. Wright //i
  230. Br. Med. J. 1993. Vol. 306. P. 1437 1440.
  231. Jones, J.K. Discontinuation of and changes in treatment after start of new courses of antihypertensive drugs: a study of a United Kingdom population / J.K. Jones, L. Gorkin, J.A. Lian et al. // B.M.J. 1995. Vol. 11. P. 293 295.
  232. Lennox, J. Health as an objective value /J. Lennox// J. Medicine Philosophy. -1995. № 20. — P. 499−511.
  233. Leplege, A. The problem of quality of life in medicine / A. Leplege, S. Hunt // JAMA. 1997.- Jul 2−278(1).- P. 47−50.
  234. Mare, R.D. Socioeconomic effects on child mortality in the United States / R.D. Mare // American J. Public Health 1982. — № 72. — P. 539−547.
  235. Maslow, A. Theory of Human Motivation/ A. Maslow // Psychological Review.- 1943.- № 50.
  236. Maslow, A. Eupsychian Management / A. Maslow- Richard Irwin. -Homewood.- Illinois.- 1965.
  237. Maslow A. Motivation and Personality/ A. Maslow.- Harper and Row.-New York.- 1954.
  238. Maslow A. The Father Reaches of Human Nature / A. Maslow.-Viking Press.- New York.- 1971.
  239. Mechanic, D. Factors associated with the positive health behavior / D. Mechanic, P.D. Clearly // Prev. Medicine. -1980. № 6. — P. 805−814.
  240. Mishan, E. To Grow or not to Grow / E. Mishan Encounter.- May.-1973.-P. 13.
  241. Mordacci, R. Health as an analogical concept / R. Mordacci // J. Medical Philosophy. -1995. № 20. — P. 475−497.
  242. Nordenfelt, L. On the nature of health: An action theoretic approach / L. Nordenfelt. Dordrecht: Reidel, 1987.- 217 p.
  243. Nordenfelt, L. Towards a theory of happiness: A subjective notion of quality of life. In L. Nordenfelt (ed.) Concepts and mesurement of quality of life in health care. Dordrecht: Kluwer, 1994. — P. 35−57.
  244. Paffenbarger, R.S., Chronic disease in former college students/ R.S. Paffenbarger.- Lectures.- 1994.-P. 93−109.
  245. Prochaska, J.O. Attendance and outcome in a work site weight control program / J.O. Prochaska et al. // Addictive Behaviors. -1992. — № 17. — P 35−45.
  246. Prochaska, J.O. Prescribing to the stages and levels of change /J.O. Prochaska /J. Psychotherapy 1991. — № 28. — P. 463−468.
  247. Prochaska, J.O. In search of how people change: Applications to addictive behaviors / J.O. Prochaska C.C. DiClemente, J.C. Norcross // American Psychology. -1992. № 47. — P. 1102−1114.
  248. Prochaska, J.O. Stages of change in the modification of problem behaviors / J.O.Prochaska, C.C. DiClemente // In Herzen M., Miller P.M., Eisler
  249. R. (eds): Progress in behavior modification. -New York: Wadsworth. 1992. -P. 184−218.
  250. Rosenstock, L.M. The health belief model and HIV risk behavior change preventing AIDS: Theories and methods of behavioral interventions / L.M. Rosenstock et al. New York: Plenum, 1994. — P. 5−24.
  251. Rostow, W. Politics and the stages of growth / W. Rostow.-Cambridge University Press.- 1971.- P. 22.
  252. Sade, R.M. Theory of health and disease: The objective-subjective dichotomy / R.M. Sade // J. Medical Philosophy. -1995. № 20. — P. 513−525.
  253. Scadding, J, C. Health and disease: What can medicine #0 for philosophy? / J.C. Scadding // J. Medical Ethics. -1988. № 14. — P. 118−124.
  254. Spilker, B. Quality of Life Pharmacoeconomics in Clinical Trials/ B. Spilker.—2nd edition.—Lippincott-Raven.- 1996.
  255. Syme, S.L. Control and health: A personal perspective / S.L. Syme // Advances 1991. — № 7. — P. 16−27.J
  256. The World Health Organization Quality of life assessment (WHOQOL): position paper from the World Health Organization Soc. The WHOQOL Group // See. Med. 1995. -Vol. 41.- P. 1403 — 1409.
  257. Ware, J.E. SF-36 Hearth survey: Manual and interpretation guide / J.E. Ware.- Boston: The Health Institute.- 1992.
  258. Wincleby, M.A. Socioeconomic status and health: How education, income, and occupation contribute to risk factors for cardiovascular disease / M.A. Wincleby, D.E. Jatulis, E. Frank, S. P Fortmann // American J. Public Health. -1992. № 82. — P. 816−820
  259. World Health Organization: The constitution of the World Health Organization // WHO chronicle. 1947. -Vol. 1. — P. 29 — 45.
Заполнить форму текущей работой