Автопортрет как феномен самосознания культуры
Диссертация
М. С. Кагал Искусство как феномен культуры // М. С. Каган Системный подход и гуманитарное знание. — Л- 1991. ——- С. 172 i2"Чтобы уяснить себе значение какого-либо конкретного вида искусства, следует определить его сверхтему. Каждое искусство роя сдаете я в процессе дифференциации коренной потребноеш самовыражения, которая заложена в человеке, которая и есть человек. <.> Каждое искусство, таким… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Феномен автопортрета
- 1. 1. Автопортрет в процессах художественного самосознания
- 1. 2. Диалогика автопортретирования
- 1. 3. Архитектоника автопортрета
- ГЛАВА 2. Автопортрет в культурно-историческом опыте
- 2. 1. «Автопортрет» до автопортрета
- 2. 2. Автопортрет в русской художественной культуре ХУШ-Х1Х веков
- 2. 3. Автопортрет в культуре XX столетия
- К постановке проблемы
Список литературы
- Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. —М.: Б.и., 1994. — 321 с.
- Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. — М.: Наука, 1973. — 311с.
- Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. —М.: Наука, 1976. — 316 с.
- Аверинцев. С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации /7 Историческая поэтика. —М.: Наука, 1986. — 335 с.
- Автоинтерпретация: Сб. ст. /Под ред. А. Б. Муратова, Л.А. Иезуитовой/. — СПб.: Изд. СПбГУ, 1998. — 208 с.
- Алексеева М.А. Адрнан Шхонебек. Художник в контексте барочной культуры // Русское искусство эпохи барокко: Новые материалы и исследования: Сб. ст. —СПб.: Гос. Эрмитаж, Славия, 1998. — С. 99−111.
- Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. — Л.: Искусство, 1990. — 206 с.
- Алексеева М.А. Художник Ж.-Л. Девельи // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII в. — СПб.: С.-Петерб. гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1997. — 82 с.
- Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. —М: Искусство, 1982. -----419 с.
- Ю.Алленов М. М. Портретная концепция К. Сомова. — Советское искусствознание. 1981. — М.: Советский художник, 1982. — С. 160−181.
- П.Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1956. — Т. 1. —419 с.
- Алпатов M.B. Кипренский и портрет начала XIX века /7 Этюды ио истории русского искусства. — Т.2. —М.: Искусство, 1967.— 234 с.
- Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. —М.: Искусство. 1980. — 423 с.
- Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. — СПб.: Д. Буланин, 1998. — 211 с.
- Анненский И. Книга отражений. —М.: Наука, 1979. — 672 с.
- Арагон Л. Анри Матисс. Роман. В 2-х т. — М.: Прогресс, 1981.
- Аракеаян Б. Сюжетные рельефы Армении IV VII веков. — Ереван: Изд. АН АССР, 1949. — 123 с.
- Асварищ Б. Немецкий романтический портрет романтической эпохи. — Труды Государственного Эрмитажа. Т. XVIII.— Л.: Аврора, 1997. ' — С. 144−153.
- Ацаркина Э.Н. А. Орловский. —М.: Искусство, 1971. —211 с.
- Бабин A.A. Вариации Пикассо на темы старых мастеров // Панорамаискусств. Вып. 8. — М., 1985. — С. 93 107.-
- Барт P. S/ZM. — М.: Изд. группа Прогресс, 1994. —615 с.
- Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. — 336 с.
- Баткин Л.VI. «Не мечтай о себе»: О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. —М.: РГГУ, 1993. — 77 с.
- Баткин Л. М. Из наблюдений над творческим мышление Леонардо да
- Винчи. Советское искусствознание. 1982. Вып. 2.. М.: Советскийхудожник, 1984. — С. 171−215.
- Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера.М.: РГГУ, 1995 .183 с.
- Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо. —М.: Наука, 1996. — 176 е.
- Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. ----- СПб.: Азбука, 2000. -.336 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 404с.
- Виноградов В.В. Из истории слова «.личность» в русском языке досредины 19 века // Виноградов В. В. История слов.М.: Толк, 1994.С.271.239.
- Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М.: Гослитиздат, 1961. — 614 с.
- Винокур Г. Биография и культура. — М.: Рус. словари, 1997. — 174 с.
- Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. — М.: Академия Наук СССР, 1956. — 371 с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -— М.: Изобразительное искусство, 1985. — 285 с.
- Волков H.H. Геометрия и композиция картины. Искусство. — 1975. № 6. — С. 35−42.
- Волошин М. Лики творчества. —М.: Наука, 1989. — 848 с.
- Врангель H.H. Орест Адамович Кипренский в частных собраниях. — СПб.: Сириус, 1911. — 78 с.
- Врангель H.H. Портретная выставка в Таврическом дворце.. Мирискусства. — 1905. Ж5.
- Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. — Л.: Искусство,! 963. —362 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.-Л.: Полиграфкнига, 1934. — 324 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. —М.: Искусство, 1968. — 576 с,
- Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения /7 Искусство портрета: Сб. ст. —М.: Работник просвещения, 1928. — С. 53−76.
- Западное искусство. XX век: Между Пикассо и Бергманом. ¦— СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.— 215 с.
- Зингер JI.C. Автопортрет в советской живописи. — М.: Знание, 1986. — 54 с.
- Зингер Л. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. — М.: Советский художник, 1969. — 463 с.
- Золотов Ю.1С. Французский портрет XVIII века. — М.: Искусство, 1968, — 275 с.
- Зубова М. О графических автопортретах Матисса /7 Проблемы портрета. Материалы научной конференции. — М.: Советский художник, 1973. — 277−301.
- Юб.Иванов В. И. Родное и вселенское. —М.: Республика, 1994 — 428 с.
- Ильина Т.В., Римская-Корсакова C.B. Андрей Матвеев.. М.:1. Искусство, 1984. — 319 с.
- Искусство и художник зарубежной новелле XIX века. Сб. произведений. — Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 492 с.
- Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. — СПб.: Изд., СПбГУ, 1992. ----- 688 с.
- Искусство портрета: Сб. ст. —М.: Работник просвещения, 1928. —259с.
- Искусство против географии: Из серии экспериментальных выставок Отдела новейших течений ГРМ. — М.-СПб.: GIF, 2000. — 224с.
- ПЗ.Исупов К. Г. Зеркало // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 217−219.
- Исупов К.Г. Лик-Лпцо-Личнна //'Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 403−405. 446 с.
- Исупов К.Г. Русская эстетика истории. — СПб.: Высшие гум. Курсы, 1992.— 155 с.
- Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса. — Советское искусствознание. — Вып. 19. — М. Советский художник. 1985. — С. 184−220.
- Кагаи М. С. Искусство как феномен культуры // Системный подход и гуманитарное знание. —Л.: Изд. ЛГУ, 1991. — 164−177.
- Каган 'М.С. Эстетика как философская наука.. СПб.: Петрополис, 1997. -С.544.
- Каменский А. Мифология счастья. — Панорама искусств. № 12. — М.: Советский художник, 1989. — С. 111−149
- Кандауров О. Автопортрет как исповедальный жанр // Красная книга культуры?— М.: Искусство, 1989. -.С. 189−201.
- Кантор В. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуиа) /7 Метаморфозы артистизма: Проблемы артистизма в русской культуре первой трети XX века. Сб. ст. — М.: РИК, 1997. — С. 6−41.
- Карпова Т.Л. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. — СПб.: Алетейя, 2000. — 221с.
- Карсавин Л.П. Пролегомены к учению о личности // Карсавин Л. П. Сочинения.— М.: Раритет, 1993. —493 с.
- Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. — М.: Языки русской культуры, 1999 с. 276.
- Кон И. С. Открытие «Я». —М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Конев В. А. Онтология культуры. — Самара: Самарский унивепситет, 1998. — 195 с.
- Корнилова A.B. Чарушин — питомец А.Л. Витберга. — Панорама искусств. № 9. —М., Советский художник, 1986. •— С. 74−89.
- Корневи Ще ОБ: Книга неклассической эстетики. — М.: Ad Margineum, 1998. -.270 с. 1 аз
- Красилин М.М. Автопортрет в творчестве русских и советских художников. Несброшюр. альбом. Вып. 1. — М.: «Советский художник», 1985.
- Красная книга культуры? — М.: Искусство, 1989. — 423 с.
- Кривцун O. A. Эстетика. — М.: Аспект Пресс, 1998. —430 с.
- Кузминский К Ф. С. Рокотов. Д. Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи XVII века. —М.: Искусство, 1939. — 187 с.
- Кузнецов С. Неизвестный Левицкий: Портретное искусство живописца в контексте петербургского мифа. —СПб.: Логос, 1996. — 159 с.
- Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Выи. 3. —М.: Изд. РГБ, 2000. ----- 45 с.
- Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. — СПб.: Алетейя, 1998.
- Л.: Наука, 1978. — С. 138−164
- Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. — М.: Академия наук СССР, 1952. — 112 с.
- Лапковская Э.А. Автопортрет мастера XI в. Энгелара // Труды Государственного Эрмитажа. Т. VI. —Л.: Аврора, 1961. С. 175−181.
- Лапшин И.И. Проблема «чужого Я» в Новейшей философии. — СПб.: Синатская типография, 1910. — 152 с.
- Левинас Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности. Вопросы философии. — 1992. —№ 2. — С.54−67.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. .Л-М.: Academia, 1935.363 с.
- Либмаи М.Я. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972. — 240 с.
- Л и отар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Маг-geniuin 93: Ежегодник. —М., 1994. —С. 155−167.
- Лихачев Д.С. Человек в культуре Древней Руси. 2-е изд. .М.: Наука.1970. — 180 с.
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. —М.: Республика, 1998. — 393 с
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. —М.: Мысль, 1982. — 623 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Гнозис, 1992. — 270 с.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. VI. — Тарту.: Тартирский университет, 1973. — 93 с. 4 «
- Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПб, 2000. C.500−51S. 704 с.
- Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема II Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. — Т. 1. — Таллинн, 1992.— 479 с.
- Ляшко A.B. «Менины» Веласкеса в зеркале культурфилософии XX века. (X. Ортега-и-Гассет, М. Фуко) // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы международной научной конференции. Серия «Simpozium».
- Выпуск 8. — СПб.: Санкт-петербургское философское общество, 2000. .1. С. 31−34
- Макаров В.К. Русская светская гравюра первой четверти XVIII века. Аннотированный сводный каталог. — Л.: ГПБ, 1973. — 367 с.
- Максимов В.В. Эссенстический дискурс (коммуникативные стратегии эссеистики). —Дискурс. Коммуникация, образование, культура. — 1998. — № 5/6. — С. 40−47.
- Мамардашвилн М.К. Классический и неклассический идеалырациональности. —M.: Лабиринт, 1994. — 90 с.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1990.365 с.
- Мандельштам О.Э. Об искусстве. —М.: Искусство, 1995. —416 с.
- Манн Ю.В. К истории русского романтизма. Сб. ст. — М.: Наука, 1973.551 с.
- Манн Ю. В. Русская философская эстетика. — М.: Искусство, 1969. — 304 с.
- Маритен Ж. Ответственность художника /У Самосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 171−188.
- Мастера искусства об искусстве. В 7 т. —М.: Искусство, 1965−1970. ,
- Media art. — СПб.: Новый мир искусства, 2000. — 47с.
- Мерло-Понти М. Око и дух //Французская философия и эстетика XX века. —М: Искусство, 1995. — 271 с.
- Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему // Человек и общество: проблемы человека на XVIII всемирном философском конгрессе. Вып.4.1. М., 1992.— С. 24−51.
- Метаморфозы артистизма: Проблемы артистизма в русской культуре первой трети XX века. Сб. ст. М.: РИК, 1997. — 159с.
- Михайлов A.B. Глаз художника (художественное видение Гете) /У
- Михайлов A.B. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии.
- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — С. 644−654.
- Михайлова A.A. Художественный образ как динамическая целостность. — Советское искусствознание. 1976 (1). — М.: Советский художник, 1976.— С. 222−258.
- Молева Н.М., Белютии Э. М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. — М.: Искусство, 1965. — 335 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. — М.: Искусство, 1956. — 519 с.
- Морозов А.И. Художник и мир личности. Творческие проблемы современной советской портретной живописи. — М.: Советский художник, 1981. — 167 с.
- Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. — М.: Советский художник, 1983. — 375 с. ' ''
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. — М.: Искусство, 1994. — 605 с.
- Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. — Л.: Academia, 1927. — 152 с.
- НевелевГ.А. «Эскизы разных лиц.». —СПб.: Искусство, 1993. ---56с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки /У Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1990. — С. 57−157
- Несселыытраус Ц. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1961. — 226 с.
- Никитина Ю.И. Софийский собор. —Л.- Леиздат, 1967. —32 с.
- Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. Сб.ст. — М.: Наука, 1984. — 215 с.
- Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. — М.: Искусство, 1955. — 140 с.
- Ортега-и-Гассет X. «Другие и Я» — развитие темы: Краткое размышление о «ней». —Философия и социология. 1990. Xs?. -— С. 35−45.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991. —587 с.
- Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1966. — 351 с.
- Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. — СПб.: Аксиома, 1999. — 227 с.
- Пастернак Б.Л. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. —М.: Искусство, 1990. — 399с.
- Пигров К.С. Дневник: общение с самим собой в пространстве тотальной коммуникации // Проблема общения в пространстве тотальной коммуникации. — СПб.: ФК ИЦ Эйдос, 1998. — С. 200−219.
- Письма В. И. Шухаев А.Е. Яковлеву из Италии (1912−1913) и Петербурга (1914−1915). — Панорама искусств. — № 8, —С. 171−193.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. — Т.1. — М.: Академия наук СССР, 1961.— 503 с.
- Подоксик A.C. Возникновение Синего периода Пикассо и парижская тюрьма Сен-Лазар // Труды Государственного Эрмитажа. — Т. XXV. — Л.: Искусство, 1985. — C.13S-139
- Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. — М: AdMargineum, 1995. — 339 с.
- Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философии культуры XIX—XX вв.еков. —М.: Наука, 1993. — 320с.
- Померанц Г. С. Маятниковые движения // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. — СПб., 1998. Т.2. — 446 с. С. 22−23.
- Поспелов Г. Г. О концепциях «.артистизма» и «подвижничества» в русском искусстве XIX начала XX веков. — Советское искусствознание. 19S1. —М.: Советский художник, 1982. — С. 141−160.
- Поспелов Г. Г. Портрет в искусстве раннего «Бубнового валета» // Проблемы портрета. Материалы научной конференции. — М.: Советский художник, 1973. —258−276.
- Поспелов Г. Г. Русский классицизм второй половины XV111 начала XIX века. —М.: Изобразительное искусство, 1994. — 223 с.
- Поспелов Г. Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. — М: Искусство, 1967. — 215 с.
- Потебня A.A. Мысль и язык. — М.: Лабиринт, 1999. — 268 с.
- Потебня A.A. Цель в искусстве. Чистая и дидактическая поэзия. Картина Крамского «Христос в пустыне» // Потебня A.A. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. ---¦ С. 353−360.
- Проблемы портрета. Материалы научной конференции. — М.: Советский художник, 1973. — 328 с.
- Пружан И., Князева В. Русский портрет конца XIX- начала XX века. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 295 с.
- Раппапортрт А.Г. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова. — Вопросы философии. — 19.91. — № 11. — С. 33−46.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительское восприятие. — М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 231 с.
- Роднянская И.Б. Художественный образ // БСЭ (В 30 т.). Изд. 3-е T.2S. .М, 1978 -C.41S.
- Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. — СПб.: СПбГУ, 1995.- 271 с.
- Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-фштософские записки. — М.: Современник, 1992. — 543 с.
- Русское искусство эпохи барокко: Новые материалы и исследования: Сб. ст. —СПб.: Гос. Эрмитаж, Славия, 1998. —299 с.
- Русская портретная галерея. Собрание портретов замечательных русских людей, начиная с ХУШ столетия с краткими их биографиями. — СПб.: А. С. Суворин, 1887.
- Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.--- 366 с.
- Сарабьянов Д. В. Заметки об автопортрете. Искусство. — 1986. № 7. -С. 60−69.
- Сарабьянов Д.В. Автопортреты Кипренского // Образы века. — М.: Молодая гвардия, 1967.— С. 6−14.
- Сарабьянов Д.В. К концепции русского автопортрета.. Советскоеискусствознание. 77 (1). — М.: Советский художник, 1978. — С. 194 209.
- Сарабьянов Д.В. Николай Андронов. — М.: Советский художник, 1982.- 136 с.
- Сарабьянов Д.В. Павел Андреевич Федотов. — Л.: Художник РСФСР, 1990, — 176с.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ.
- М.: Советский художник, 1980. — 259 с.
- Сафронова Л.А. Человек и картина мира в эпоху Барокко и романтизма // Культура, художник, общество: Сб. обзоров и переводов. — М., 1992. — С. 75−80.
- Свирин А. Автопортрет В. Л. Боровиковского. — Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып.1. — М., 1928.
- Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. ----- Л.: Изд. ЛГУ, 1988. ----- 168 с.
- Сененко М.С. Вена. — М.: Искусство, 1970 — 223 с.
- Сидоров A.A. Портрет как проблема социологии искусства. Искусство. -1927. Кн. 2−3.-С. 5−16
- Сидоров A.A. Рисунок русских мастеров (вт. пол. XIX в.). — М.: Изд. АН СССР, i960.--- 557 с. 19 230. Соболев Н. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. — Л., 1972. —255 с.
- Современный автопортрет. Каталог. Выставка СПб. июнь 1993 г. Манеж (ЦВЗ). — СПб.: Изд современного искусства, 1993. — 71 с.
- Соколов Е.Г. Удостоверение личности. — Метафизические исследования. Вып. 5. Культура. — СПб.: Алтейя, 1998. — С. 127−151.
- Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. —М.: Прогресс-Традиция, 1999. -—424 с.
- Соколов М.Н. Мистерия соседства. — М: Прогресс-Традиция, 19.99. — 520 с. ' «
- Соколов М.Н. Об автопортретном // Соколов М. Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. — М.: Прогресс-Традиция, 1999, — С. 263−270.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 8 т. — Т.2. ¦— М.: Искусство, 1954.— 424 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. — М.: Школа яз. Русской культуры, 1997. — 824 с.
- Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. В 2-х т. — London: Overseas Publications interchange Lid, 1990.— 397 с.
- Стернин Г. ГО. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. — М.: Советский художник, 1984. — 293 с.
- Суздалев ПК. Врубель и Лермонтов.М.: Изобразительное искусство, 1991. — 240 с.
- Тамручи Н.О. Проблема мифологизма в творчестве Н.А.Врубеля: авторские мифы // Советское искусствознание. 1982. Вып.1. — М.: Советский художник, 1983. — С. 120 149.
- Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль средины XX века. — СПб.: Мифрил, 1994. — 346 с.
- Тарабукин Н.М. Портрет, как проблема стиля // Искусство портрета. — М.: Работник просвещения, 1928. -— С. 159−193.
- Татарковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII- перв. половины XIX века. — М.: Наука, 1991. ------ 288 с.
- Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. VI. — СПб., 1899.
- Тома Л.А. К вопросу дифференциации портрета как жанра живописи. -Советское искусствознание. 1977. Вын.1. — М.: Советский художник, 1978.— С. 233−248.
- Тугенхольд Я. О портрете. — Аполлон. — 1912.— № 3. — С. 33−53
- Турчпн B.C. Автопортрет — самое «романтичное» в романтическом портрете // Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. —М.: Искусство, 1981. — С. 183−208.
- Турчин B.C. Русские писатели и поэты — художники. — Художник. — 1969. № 12. — С.
- Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. —М.: Искусство, 1981. — 549 с.
- Тюльпе И.А. Был ли древний грек художником или Жизнь мифа в античности. — Метафизические исследования. Выи. 5. Культура. — СПб.: Алтейя, 1998. ----- С.60−85.
- Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. — СПб.: Алетейя, 1998.-243 с.
- Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки рус. Культуры», 1995. — 357 с.
- Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. — М., 1970. — С.
- Федоров-Давыдов A.A. Русское искусство промышленного капитализма. ------М&bdquo- 1929.
- Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса.—Ivl., 1993.25S. Философский энциклопедический словарь. Под. ред. С. С. Аверинцева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 814 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: «Прогресс», 1993. -324 с.
- Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1995. — 254 с.
- Флоренский П.А. Избранные труды, но искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996.— 335с.
- Фокин С.Л. «Внутренний опыт» Жоржа Батая // Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. — 336 с.
- Фуко М. Герменевтика субъекта. — Социо Логос. Социология. Антропология. Метафизика. —М.: Прогресс, 1991. — Вып. 1. — С. 284 315.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977. —488 с.
- Хрестоматия по психологии художественного творчества. Ред.-сост. А. П. Гройсман. — М&bdquo- магистр, 1998. —200 с.
- Христианство: Энциклопедический словарь. /Под.ред. С.С. Авериицева/ В 2 т. —М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Художественная культура в капиталистическом обществе. — Л.: ЛГУ, 1986,—286 с.
- Художники: Автопортрет и портрет в творчестве русских и советских художников. Несброшюр. альбом. Вступ. ст. М. М. Красилин. —М., 1985. — 8 с. текста
- Художники XX века. —М.: Советский художник, 1974. —318 с.
- Черная Л. А. Русская культура переходного периода. XVII-XVIII. — М., 1999.
- Чмырева И. Пьер Боннар: фотография и живопись. — Вопросы искусствознания. 1996.— Вып. IX. —С. 138−154.
- Шагал М. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с.
- Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. —M.-JL, 1935.
- ИТлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. — М.: Искусство, 1983. — Т.2.443 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. — Т. 1: Образ и действительность. — Новосибирск, 1993. — 267с.
- Щедрина Г. К. Художественная культура и эстетика. СПб.: Творческое объединение Ступени, 199.9. — 184 с.
- Эфрос А. Автопортреты Пушкина.М.: Госэнергоиздат, 1945. 159 с.
- Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103−125.
- Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. Размышления и наблюдения. —М.: Советский художник, 1987. — 272 с.
- Яковлева Н.А. Жанры русской живописи. — Л.: ЛГПИ, 1986. — 83 с.
- Ясиерс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографическогоанализа с привлечением случаев Стринберга и Гельдерлина.. СПб.:
- Академический проект, 1999. — 238 с.
- Birr F., Diez J. Autoportraits: Album., — Paris: Birr, 1982. — 206 p.
- Colombier P. Les chantiers des cathedrales. — Paris. 1953.
- Erpel F. Die Selbstbildnisse Rembrandts. — Berlin: «Henschelver', 1967. — 235p.
- Goldschneider L. Funfhundert Selstportrats von der Antike bis zur Gegenwart. — Wien, 1936.
- Koerner J.L. The Moment of Self-Portraiture in German Renaissance Art. — Chicago and London, 1993.
- Museo Fiorentino che contiene i ritratti de’pittori. In Firenze. 1 752. Vol. 1.
- Ried F. Das Selbstbildnis. — Berlin. 1931.
- Sill G. The Face In The Mirror. — The Connoisseur. — 1986. № 894. — P. 46−53.
- Simmel G. Das Problem des Portrats Ii Zur Philosophie der Kunst. — Potsdam, 1922.
- Автопортрет — самосозерцание. Пармиджанино (Ф. Маццола) Автопортрет в выпуклом зеркале. 1523. Художественно-исторический музей. Вена
- Автопортрет самовыраэ/сение. Рембрандт. Автопортрет. 1629. Гаага
- Автопортрет — героическое самоописание. Пуссен Н. Автопортрет. 1650. Лувр. Париж
- Автопортрет — социально-бытовое самоописание. Рубенс П. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609−1610. Старая Пинакотека. Мюнхен
- Автопортрет исповедь. ТинтореттоЯ. Автопортрет. 1588. Лувр. Париж
- Автопортрет тематическая картина. Веласкес Д. Менины. 1665. Музей Прадо. Мадрид
- Лотто Л. Тройной портрет (предполагаемый автопортрет) Ок. 1530−1535
- Сарьян М. Автопортрет. Три возраста. 1942. Ереван. Музей М. Сарьяна
- Барт B.C. Двоцной автопортрет. Б.г. Костромской областной музей изобразительного искусства
- Лентулов A.B. Автопортрет с женой. Париж. 1911−1912. Собрание М. А. Лентуловой. Москва
- Гуттузо Р. Автопортрет в 1939 году. 1968
- Гуттузо Р. Автопортрет в 1940 году и портрет Мимиз в 1947 году. 1967
- Фотопортрет П. Гогена. Ок. 1891. Гоген П. Автопортрет. 1893.
- Фотопортрет А. Руссо. Конец 1850-х. Руссо А. Автопортрет. 1895. Буэнос-Айрес. Ч.с.
- Гойя Ф. Подготовительный рисунок к 43-му листу графической серии «Капричос». 1797.
- Собственное изображение египетского мастера. Ок. 1300 г. до н. э. Каир
- Фидий. Автопортрет на щите статуи Афины Парфенос. Ок.440 г. до н.э. Копия рельефа находится в Британском музее5 /A? 4 — Ш