Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические и методологические основы системного землепользования Узбекистана в рыночных условиях (на материалах орошаемых земель республики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы системного землепользования в научной литературе практически не рассматривались, хотя его некоторые функции управления изучены. Наиболее полно изучено землеустройство как составная часть землепользования, вопросы кадастра земли, отдельные фрагменты прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов. В меньшей степени рассматривались вопросы межотраслевого распределения… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И
  • ТЕРМИНОВ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА
    • 1. 1. Существующее землепользование Узбекистана
    • 1. 2. Анализ упущенных экономических выгод вследствие неэффективного управления землепользованием
    • 1. 3. Анализ экономического ущерба вследствие деградации орошаемых земель
    • 1. 4. Концептуальные экономические основы системного землепользования
    • 1. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Роль земли в воспроизводственном процессе экономического продукта
    • 2. 2. Приоритет экономического аспекта рационального и эффективного использования земель
    • 2. 3. Сущность системного землепользования и его экономические принципы
    • 2. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Сущность структуры землепользования
    • 3. 2. Государственное управление землепользованием
    • 3. 3. Государственное регулирование земельных отношений
    • 3. 4. Функции управления землепользованием
    • 3. 5. Системный подход в воспроизводстве орошаемых земель
    • 3. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 4. 1. Система отношений собственности на землю
    • 4. 2. Реформирование земельных отношений в Узбекистане
    • 4. 3. Развитие фермерских хозяйств на основе арендных отношений
    • 4. 4. Рентные отношения и рыночные принципы в сельскохозяйственном водопользовании
    • 4. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЛАТЕЖЕЙ В
  • ОРОШАЕМОМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ
    • 5. 1. Роль бонитировки почв в экономическом механизме землепользования и ее математическое моделирование
    • 5. 2. Методологические основы стоимостной нормативной оценки земель
    • 5. 3. Методологические основы стоимостной оценки оросительной воды
    • 5. 4. Методологические основы установления величины земельного налога и арендной платы
    • 5. 5. Рыночная модель издержек воспроизводства плодородия почв
    • 5. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 6. 1. Эффективность совершенствования структуры землепользования
    • 6. 2. Эффективность использования орошаемых земель
    • 6. 3. Эффективность воспроизводства плодородия почвы
    • 6. 4. Эффективность полного воспроизводственного цикла земли
    • 6. 5. Выводы по главе

Экономические и методологические основы системного землепользования Узбекистана в рыночных условиях (на материалах орошаемых земель республики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Независимая Республика Узбекистан обладает значительными земельными ресурсами, представляющими собой национальное богатство и достояние народа, зафиксированное в Конституции страны. Земельные ресурсы играют важную политическую и социально-экономическую роль в развитии общества. Земля как средство производства и пространственный операционный базис используется во всех отраслях развивающейся экономики, в социальной и других сферах деятельности человека. Земли аграрного сектора экономики являются одной из важнейших категорий: здесь создается 26% всего ВВП страны. Особой гордостью страны являются орошаемые земли, составляющие около 4.3 млн. га, на которых производится свыше 95% всей сельскохозяйственной продукции. В недрах республики сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых.

Земельные ресурсы в обществе имеют многоцелевое функциональное назначение, Земельный фонд страны в структурном отношении подразделен на восемь категорий земель. Каждая категория земель имеет специфическое целевое назначение, обусловленное характером их использования в интересах общества. Важная роль их в экономике страны и социальной сфере общества требуют бережного отношения к ним и охраны. В Земельном кодексе страны рациональное и эффективное использование земель зафиксировано как главная задача землепользования, полная реализация которой требует соответствующей организации его управления.

Существующее землепользование республики не отвечает в полной мере требованиям проводимых экономических реформ. Отсутствует системность в использовании земель, тревогу вызывает их качественное состояние, особенно, орошаемых земель, ухудшается экологическая ситуация в стране, нет сформированного землепользования городов, медленно внедряются в земельные отношения рыночные принципы, нет системного подхода в управлении землепользованием. За последние годы существенно снижен уровень плодородия почв, увеличиваются площади засоленных орошаемых земель, значительные площади их выбыли из хозяйственного оборота, большие площади составляют земли с нарушенным покровом, отсутствует системное воспроизводство земель, недостаточными темпами внедряются рыночные принципы в землепользование и водопользование, удельная площадь пашни, в том числе и орошаемой, сокращается. Выражая беспокойство по поводу снижения качества орошаемых земель, Президент страны И. А. Каримов пишет: «К сожалению, наибольший ущерб за последнее столетие был нанесен именно экологической системе региона, была предана забвению традиционная этика природопользования наших предков, запрещающая бездумно осквернять и растрачивать водные и земельные богатства» /122, с. 120/.

Вопросы системного землепользования в научной литературе практически не рассматривались, хотя его некоторые функции управления изучены. Наиболее полно изучено землеустройство как составная часть землепользования, вопросы кадастра земли, отдельные фрагменты прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов. В меньшей степени рассматривались вопросы межотраслевого распределения земель, мониторинга земель, а вопросы воспроизводства земельных ресурсов практически не нашли своего должного исследования. Отсутствуют полномасштабные исследования землепользования как общественного социально-экономического явления, нет научного подхода к землепользованию как системе непрерывного, цикличного, многоцелевого использования земель обществом и методов управления этим процессом, не в полной мере изучены экономические и методологические основы системного землепользования, сущность и особенности воспроизводственного цикла земельных ресурсов, проблемы оптимизации структуры землепользования и воспроизводства земельных ресурсов, отсутствуют научные исследования по обоснованию платежей за землю и оценке эффективности землепользования.

Анализ проблем существующего использования орошаемых земель и полноты их теоретической изученности в Узбекистане и Центральной Азии в целом показывает, что вопросы системного землепользования в условиях развития рыночной экономики практически не изучены. Необходимо переосмыслить в государственном масштабе отношение к землепользованию как социально-экономическому и экологическому явлению и выработать его концептуальные экономические и методологические основы его развития. Как научная отрасль знаний землепользование должно творчески развиваться в соответствии с выдвигаемыми обществом на каждом этапе своего развития новыми задачами. Землепользование следует рассматривать как самостоятельную научную отрасль знаний, непрерывно развивающуюся и рассматриваемую с позиций системного подхода, а процесс использования земельных ресурсов — с позиций их полного воспроизводственного цикла. Не исследованы фазы (стадии) полного воспроизводственного цикла земель, в том числе вопросы оптимизации его структуры, воспроизводства земельных ресурсов и, в первую очередь, плодородия почв. Требуются теоретические исследования и разработка научных основ оценки эффективности полного воспроизводственного цикла землепользования, а также оценка его в разрезе составных фаз цикла, как в целом по стране, так и отдельно по отраслям экономики, сферам деятельности, административно-территориальным подразделениям. Изложенное убедительно свидетельствует, что проблемы экономического и методологического обоснования системного землепользования в условиях рыночной экономики требуют своего дальнейшего глубокого изучения, а выбранная тема исследования является весьма актуальной. Только на основе научного подхода в организации землепользования, творческого решения всех его проблем можно добиться положительных результатов в многоцелевом использовании земельных ресурсов.

Целью настоящего исследования явилось разработка экономических и методологических основ системного землепользования, обеспечивающего рациональное и эффективное использование орошаемых земель республики в условиях развивающейся рыночной экономики.

Задачами исследования явились:

— выявить на основе детального анализа существующего землепользования его проблемы экономического и методологического характера;

— разработать экономические и методологические основы системного землепользования как социально-экономического явления общества и главного компонента природного комплекса;

— изучить роль и место земли в воспроизводственном цикле экономического продукта (сельскохозяйственного и несельскохозяйственного);

— изучить содержание фаз воспроизводственного цикла земельных ресурсов: распределение/перераспределение земель (оптимизация структуры землепользования), использование земель, воспроизводство земель;

— проанализировать роль и значимость, а также систематизировать аспекты использования земли, разработать экономические принципы системного землепользования;

— разработать системный поход в управлении землепользованием;

— проанализировать реформирование земельных отношений в стране как необходимое условие повышения эффективности землепользования;

— изучить возможности оптимизации структуры посевных площадей в хлопково-зерновых хозяйствах и внедрения севооборотов;

— разработать научно-методические основы системного воспроизводства плодородия почв;

— проанализировать функции управления землепользованием и рекомендовать новые, характерные для рыночных условий;

— разработать рекомендации по совершенствованию механизма платежей в орошаемом землепользовании;

— разработать рыночные принципы в сельскохозяйственном водопользовании и рекомендовать их к внедрению;

— разработать научно-методические основы оценки эффективности землепользования.

Объектом исследования является орошаемое землепользование Республики Узбекистан, орошаемые земли сельскохозяйственного назначения. Детальные исследования выполнены в масштабе регионов и районов.

Предметом исследования являются экономические и методологические основы системного землепользования, обеспечивающие повышение эффективности использования земель, его особенности в условиях орошаемого земледелия и развития рыночной экономики.

Научная новизна исследований заключается в следующем:

— разработана целостная система землепользования, включающая его подсистемы более низкого уровня, дано его определение;

— разработаны экономические основы системного землепользования, включающие воспроизводственный цикл земли, приоритетность экономического аспекта использования земли, экономические принципы;

— систематизированы методы управления землепользованием, представляющие совокупность подсистем государственного регулирования земельных отношений и административного управления использованием земель;

— изучены и установлены новые функции управления системным землепользованием в рыночных условиях — «Экономический механизм землепользования» и «Оценка совокупной эффективности землепользования»;

— разработана рыночная модель воспроизводства плодородия почв, установлена роль бонитировки почв и мониторинга качества земли в воспроизводстве плодородия почв;

— разработана методика оценки оросительной воды как ресурса;

— дано научное обоснование исчисления платежей за земельные и водные ресурсы на основе расчленения земельной и водной рент;

— выявлены особенности орошаемого землепользования в рыночных условиях, рекомендованы хлопково-люцерно-зерновые севообороты;

— разработана методика оценки совокупной эффективности орошаемого землепользования (полного воспроизводственного цикла орошаемых земель).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследований. Теоретическая значимость результатов исследований заключается в том, что: разработаны экономические и методологические основы землепользования как самостоятельной научной отрасли знанийнаучно обоснована необходимость системного подхода к землепользованию как объективному социально-экономическому и экологическому процессу в соответствии с законами развития общества и природного комплексаразработана система (и подсистемы) землепользования, включающая его полный воспроизводственный цикл (и фазы) и требующая государственного регулирования земельных отношений и административного управления использованием земель в условиях рыночных отношений.

Практическая ценность результатов исследований определяется новыми внесенными положениями в практику орошаемого землепользования, в том числе: использование орошаемых земель осуществлять с обязательным учетом их воспроизводственного цикла, производить оценку эффективности использования земель не по второй фазе воспроизводственного цикла, а по всем его фазамучет полных затрат (по фазам) позволяет разделить издержки на доли фермеров и государства, а также объективно оценивать эффективность землепользованияучет затрат на воспроизводство почв в составе полных издержек цикла позволяет обосновать затраты на мелиоративные мероприятия и предусматривать их из земельного налогавведение хлопко-люцерно-зерновых севооборотов в специализированных фермерских хозяйствах (2,86 млн. га) оптимизирует структуру посевов и повышает качество орошаемых земель, предотвращает их деградацию и выпадение из хозяйственного оборота, увеличивает производство хлопка-сырца и озимых зерновых, существенно улучшает кормовую базу и повышает продуктивность животноводствабонитировка почв и мониторинг качества земли позволяет контролировать издержки по воспроизводству плодородия, программировать его необходимый уровень и планировать необходимые ресурсыповышение качества орошаемых земель обеспечивает увеличение платежей за земельно-водные ресурсы в государственный и местные бюджеты.

Методы исследования. В диссертационной работе использованы методы исследования: статистический, расчетно-конструктивный, мате матического моделирования, монографический, абстрактно-логический, экспертных оценок.

В процессе работы автор опирался на основополагающие труды ученых в области экономической теории, экономики природопользования и сельского хозяйства, земельного права, землеустройства, земельного кадастра, мониторинга земель, воспроизводства плодородия почв. Широко использованы труды Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова.

Исходной информацией явились статистические сборники по земельному фонду и сельскому хозяйству Госкомстата Республики Узбекистан, Гос-комземгеодезкадастра и МСВХ, нормативные документы ряда министерств и ведомств, производственные материалы.

Основные положения, выносимые на защиту:

— экономические основы системного землепользования, его особенности в орошаемой зоне земледелия и условиях рыночной экономики;

— приоритетность экономического аспекта использования земель и экономические принципы землепользования в условиях рыночной экономики;

— методологические основы системного землепользования;

— функции управления землепользованием в рыночных условиях: «экономический механизм землепользования» и «оценка совокупной эффективности землепользования»;

— методологические основы оценки земли и оросительной воды на основе механизма расчленения земельной и водной рент;

— системный подход к воспроизводству плодородия почв на основе рыночной модели;

— рекомендации по внедрению рыночных принципов в водопользование;

— рекомендации по обоснованию платежей за земельно-водные ресурсы;

— рекомендации по оптимизации структуры посевных площадей и введения хлопко-люцерно-зерновых севооборотов, обеспечивающих чередование культур, повышение плодородия почв, улучшение мелиоративного состояния земель, повышение урожайности основных культур, улучшение кормовой базы и продуктивности животноводства;

— методика оценки эффективности землепользования по фазам и в целом по воспроизводственному циклу земли на уровне земельного участка, района, региона, страны.

Апробация работы. Основное содержание диссертации докладывалось на научно-производственных конференциях и семинарах Ташкентского института ирригации и мелиорации (2005;2007 г. г.), Каршинского инженерно-экономического института (2005 г.), Средне-Азиатского научно-исследовательского института ирригации (САНИИРИ, 2006 г.), Государственного научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии Госкомземгеодезкадастра (2005 г., 2007 г), Ташкентского филиала Российской экономической академии имени Плеханова (2006, 2007 г. г.).

Степень внедрения: рекомендации по системному землепользованию, устойчивому управлению использованием земельных ресурсов, оценке земли и воды, системному воспроизводству плодородия почв, оптимизации структуры посевных площадей, совершенствованию земельного налогообложения, оценке эффективности землепользования внедряются Госком-земгеодезкадастром, институтом Почвоведения и агрохимии, МСВХ, Минфином, в международный проект ИСЦАУЗР, выполняемый по линии ПРО-ОН, в учебный процесс.

Сведения о публикациях. Опубликована 51 работа, из них по диссертации 31, в том числе: 2 монографии, 23 журнальных статьи (12 за рубежом), 3 тезиса (за рубежом), 2 учебных пособия, 1 методическое указание.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, список терминов, 6 глав, заключение, список литературы. Объем работы 325 страниц компьютерного текста, в том числе 23 таблицы, 40 рисунков, 128 формул, 220 литературных источников.

6.5. Выводы по главе.

1. Системная оценка эффективности землепользования предусматривает ежегодную оценку эффективности использования земель по всем стадиям воспроизводственного цикла в отдельности и установление совокупной эффективности в целом за полный воспроизводственный цикл с учетом всех видов эффективности использования земель.

Эффективность структуры землепользования планируется посредством распределения земель для всех сфер деятельности общества и представляет собой разность эффективностей рекомендуемой и существующей структуры землепользования при прочих равных условиях использования земель.

Эффективность непосредственного использования земель определяется доходом от их использования. Эффективность воспроизводства земель определяется соотношением потребленного и восстановленного плодородия почв (в абсолютном и стоимостном выражениях).

2. Оценка эффективности землепользования должна производиться по полным издержкам воспроизводственного цикла использования земель, включающим издержки как непосредственно производства продукции, так и издержки на воспроизводство потребленного плодородия почв.

3. Системное землепользование, включающее оптимизацию структуры посевных площадей, введение чередования культур, хлопковолюцерно-зерновых севооборотов, ежегодную реализацию мелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия почв позволяет существенно увеличить эффективность использования орошаемых земель: ежегодное дополнительное производство хлопка-сырца составит 310.2 тыс. т, зерновых — 735.1 тыс. т, овощей 5.5 млн. т, сена люцерны — 4.4 млн. т. Дополнительное производство сена люцерны позволит обеспечить около 2.0−2.5 млн. голов КРС, дополнительно получить около 2−3 млн. т органических удобрений.

Дополнительный доход по всем культурам с учетом полных издержек составит 736,0 млрд. сум, а в расчете на 1 га посевов — 246,6 тыс. сум. Без учета этих издержек (при отнесении их на счет госбюджета) дополнительный доход фермеров мог бы увеличиться на 15%.

4. Перенесение издержек на мелиоративные работы на счет фермеров значительно сокращает их доходы, поэтому оно должно быть обоснованным и постепенным, с учетом укрепления их экономического состояния, необходимо также тщательное обоснование договорных цен на реализацию основной продукции — хлопка-сырца и зерновых.

5. Полная оценка эффективности землепользования земельного участка должна включать все виды эффективности (экономической, социальной, рекреационной, экологической) с установлением совокупной эффективности.

Оценка эффективности землепользования всех территориальных уровней осуществляется на основе совокупной эффективности использования земельных участков, составляющих землепользование данных территориальных уровней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Республика Узбекистан обладает значительными земельными ресурсами, обладающими колоссальными запасами полезных ископаемых, основное богатство страны — орошаемые земли. Землепользование страны в силу объективных причин малоэффективно, особенно сельскохозяйственное, в котором проявляется деградация земель, основными причинами которой явились нарушение экономических связей между бывшими республиками Союза, недостаточное бюджетное финансирование ирригационной и мелиоративной систем, нерациональное управление использованием земель.

Малоэффективное управление землепользованием проявилось в экономически необоснованной его структуре, структуре сельскохозяйственных культур и посевных площадей, слабом внедрении современных технологий и рыночных принципов, практическом отсутствии воспроизводства плодородия почв. Ежегодная упущенная выгода из-за нерационального использования орошаемых земель составляет более 1,6 млрд $ США, а величина ущерба из-за деградации орошаемых земель составляет 252,1 млн $., пастбищных угодий — 91,1 млн $, нерациональной транспортировки поливной воды -118,5 млн $. Потребности в материальных ресурсах на восстановление продуктивности и улучшение мелиоративного состояния земель только до 2010 года составляют 1,08 млрд $.

2. Использование земельных ресурсов в республике не имеет системного характера, слабо внедряются рыночные принципы в землепользование, отсутствуют севообороты, нет научного обоснования системы платежей за землю и оросительную воду, право аренды земли не имеет экономического содержания, не развивается ипотека, сдерживаются инвестиции в качество земли, низкое качество пашни лимитирует рост урожайности культур, она выпадает из хозяйственного оборота, сокращается удельная площадь орошаемой пашни на одного жителя. Необходимо создание эффективной системы землепользования, базирующейся на экономических принципах использования земли и рыночных методах управления.

3. Сформулирована система землепользования (как самостоятельной научной отрасли знаний) на основе анализа известных положений и разработанных новых концептуальных экономических и методологических основ орошаемого землепользования в рыночных условиях, их систематизации. «Системное землепользование» — совокупность способов непрерывного, цикличного, многоцелевого использования земли обществом и рыночных методов управления этим процессом, развивающееся на основе сознательного использования экономических законов развития общества и природы. Оно пред ставляет материально-абстрактную систему, его сущность проявляется посре дством социально-экономических связей в обществе, является подсистемой природопользования и, в свою очередь, включает две подсистемы: способы и характер использования земельных ресурсов и методы управления им.

Системное землепользование имеет цикличный характер, каждый его воспроизводственный цикл включает 3 фазы: распределение (перераспределение), использование, воспроизводство. Использование земли связано с производительным и непроизводительным ее потреблением и объективно вызывает необходимость воспроизводства. При простом или расширенном воспроизводстве цикл является замкнутым. Все три фазы цикла создают условия для образования дохода (эффекта) от использования земли.

Существующее сельскохозяйственное землепользование республики имеет незамкнутый воспроизводственный цикл из-за отсутствия необходимого воспроизводства плодородия почв. 1-й и 3-й фазам цикла не уделяется должного внимания, что за последние 15−20 лет вызвало деградацию земель.

4. Приоритетным аспектом системного землепользования является экономический: он реализует главную цель землепользования — удовлетворение материальных потребностей общества на основе рационального и эффективного использования земель, доминирует во всех фазах воспроизводственного цикла земли и является условием его реализации, является основой развития рыночной экономики и фискальной политики в землепользовании.

5. Системное землепользование реализуется в соответствии с принципами, определяющими его роль и место в общей системе природопользования и социально-экономическую значимость земли в обществе. Особую роль при этом играют принципы, определяющие его экономические основы, реализация которых обеспечивает рациональное и эффективное использование земельных ресурсов.

6. Структура землепользования есть функция многообразных требований общества к использованию земельных ресурсов с целью удовлетворения своих материальных и других видов благ и зависит от политических, экономических, социальных и природных факторов, имеет динамичный характер.

Структура землепользования является экономической категорией, оказывает самое непосредственное влияние на количественную меру, виды и удельное соотношение видов продукции и других благ, производимых для населения на основе использования земельных ресурсов. Оптимизация структуры землепользования в стране, регионах и отраслях экономики — объективное условие устойчивого использования земель.

7. Наиболее сложную структуру имеет сельскохозяйственное землепользование, обусловленное многочисленной специализацией хозяйств. Здесь оптимальная структура, помимо обеспечения максимального производства продукции растениеводства при заданных условиях и ограничениях, способствует воспроизводству плодородия почв, является необходимым условием для развития важнейшего сектора сельского хозяйства — животноводства.

8. Собственность на землю — сердцевина земельных отношений, ей свойственна тройственная сущность. Функции ее не «отделяются» и не теряют своей органической связи, пока существует объект собственности.

Земельная реформа, как механизм регулирования земельных отношений, обеспечила реализацию задач на первых этапах экономических реформ: пере распределен Единый земельный фонд, проведена реструктуризация сельскохозяйственных предприятий с созданием фермерских хозяйств как основной формы товарного производства, введены частное землепользование на арендных отношениях, платежи за землю, предусмотрена приватизация земель несельскохозяйственного назначения. Однако недостаточное внедрение рыночных принципов в землепользование и водопользование республики требуют дальнейшего более глубокого реформирования земельно-водных отношений и, прежде всего, отношений собственности на землю.

9. Целью государственного регулирования земельных отношений является создание системы землепользования, максимально отвечающей уровню развития экономических отношений, что определяет приоритет экономического аспекта регулирования. Административное управление включает поддержание параметров системы на уровне заданных. Для обеспечения системного управления землепользованием в рыночных условиях изучены и рекомендуются дополнительно две новые функции управления — экономический механизм землепользования и оценка эффективности землепользования.

10. Стоимостная оценка земли несельскохозяйственного назначения должна базироваться на ее кадастровой оценке (бонитировке), а не экономической оценке территорий и требует разработки соответствующей методики. Ставки налога должны базироваться на стоимостной оценке земель.

Существующая методика кадастровой стоимостной оценки орошаемых земель несовершенна вследствие недостатков методологического характера. Разработана и рекомендуется методика с учетом свойств земли и предпринимательской деятельности.

11. Оросительная вода — экономическая категория, ограниченный, воспроизводимый ресурс, в рыночных условиях является товаром. Цена воды — понятие иррациональное, одна из форм проявления водных отношений. В орошаемом землепользовании земля и вода в органической связи образуют новую субстанцию- «орошаемые земли», поэтому не правомерно разделять платежи за орошаемые земли на воду и землю, а методика стоимостной оценки орошаемых земель требует существенной корректуры.

Разработана и рекомендуется методика стоимостной, оценки оросительной воды как природного ресурса.

Разработан механизм расчленения всех видов земельной ренты, что является важным вкладом в развитие теории рентных земельных отношений и объективного распределения созданного прибавочного продукта.

12. Рекомендуются взаиморасчеты между звеньями (МСВХ — БУИС-УИСАВПводопользователи) производить с учетом рентных отношений в водопользовании. Водопользователи заключают договора с АВП на поставку лимита и дополнительного объема воды по срокам и стоимости воды и транспортировки ее. Платежи за лимит присутствуют в налоге за орошаемые земли, из которого необходимые части направляются всем звеньям системы водопользования. Дополнительный объем воды и его доставку водопользователь оплачивает по рыночным ценам, установленным в начале поливного сезона, он вправе на реализацию излишка воды, образовавшегося в хозяйстве.

13. Системный подход к воспроизводству плодородия почв состоит в реализации комплекса агро-хозяйственных и мелиоративных мероприятий в оптимальном по эффективности их сочетании, обоснованные сроки и последовательности, всемерном сокращении и обоснованном распределении издержек между фермерами и государством, применении мониторинга качества земель и оценке эффективности воспроизводства плодородия. Рекомендован методический подход к программированию ББП, оценке эффективности мелиоративных мероприятий, контролю издержек на их реализацию.

Рекомендуется принять Закон Республики Узбекистан «О плодородии почв», а также ввести в республике кадастр почв.

14. С целью повышения плодородия почв и улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель рекомендуется на всей площади хлопково-зерновых фермерских хозяйств ввести 9-польные хлопково-люцерно-зерновые севообороты со схемой 2:4:3 (сценарий «Б»).

Рекомендуемый вариант обеспечит валовое производство хлопка-сырца 4,025 млн. т, озимых зерновых в фермерских хозяйствах 5.718 млн. т (пшеницы 4,924 млн. т и покровного ячменя 793.8 тыс. т). Ежегодное дополнительное производство хлопка-сырца составит 310.2 тыс. т, зерновых 735.1 тыс. т, овощей 5.5 млн. т, сена люцерны — 4.4 млн. т. Дополнительное сено обеспечит 2,0−2,5 млн. голов КРС и выход 2−3 млн. т органических удобрений. Повышение урожайности культур адекватно воспроизводству плодородия почв на 15 ББП, что увеличит земельный налог на 48,5 млрд. сум.

Дополнительный доход по всем культурам с учетом полных издержек составит 736,0 млрд. сум, в расчете на 1 га посевов — 246.6 тыс. сум. Без учета издержек на мелиоративные мероприятия (при отнесении их на счет госбюджета) этот доход фермеров увеличивается (на 15%).

15. Ирригационная, коллекторная и внутрихозяйственная дорожная сети в сельском хозяйстве участвуют в процессе производства и являются средством производства, поэтому площади под ними должны облагаться налогом. Рекомендуемая величина налога, направляемая в бюджет государства, составит 4,25 млрд. сум. ежегодно.

16. Каждый воспроизводственный цикл землепользования должен завершаться оценкой его совокупной эффективности по трем фазам, по всем территориальным уровням, сферам деятельности и отраслям экономики с использованием рыночной модели издержек полного цикла.

17. Существенного укрепления требует научно-производственный потенциал Госкомземгеодезкадастра, актуальна проблема подготовки специалистов высшей квалификации. Целесообразно функции научно-производственного института «Уздаверлойиха» сосредоточить на разработке и реализации земельной политики страны, Генеральной, областных и районных схем использования земельных ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы Республики Узбекистан
  2. Конституция (Основной Закон) Республики Узбекистан. Ташкент: Адолат, 1998 78 с.
  3. Земельный кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 1998.
  4. Градостроительный кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 2000.4. «Закон о земле» Республики Узбекистан. Ташкент, 1990.
  5. Закон Республики Узбекистан «Об аренде». Ташкент, 1991.
  6. Закон Республики Узбекистан «Об охране природы». Ташкент: Узбекистан, 1992.
  7. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 2008.
  8. Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». Ташкент, 1993.
  9. Закон Республики Узбекистан «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)». Ташкент, 1998.
  10. Закон Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве». Ташкент, 1998.
  11. Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве». Ташкент, 1998.
  12. Закон Республики Узбекистан «О государственном земельном кадастре». Ташкент, 1998.
  13. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18 декабря 2006 года № ПП-532 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2007 год».
  14. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2007 года №УП-3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель».
  15. Книги и сериальные издания
  16. Однотомные книги, монографии, учебники, сборники статей: а) одного автора:
  17. С.А. Рациональное использование земель в низовьях Аму дарьи. — Ташкент: Мехнат, 1990. 156 с.
  18. А.К. Землепользование энергетической отрасли промышленности. Ташкент: Фан, 2005. — 160 с.
  19. С.Н. Землеустройство в условиях земельной реформы. (Экономика, экология, право).- М.: Былина, 1998. 526 с.
  20. В.Н. Прогнозирование и планирование использования земельного фонда Узбекистана на современном этапе.- Ташкент: Мехнат, 1990. 147 с.
  21. С.У. Орошаемое земледелие в условиях дефицита водных ресурсов. Ташкент, 2000. — 200 с.
  22. О. О. Рынок земли: реалии и перспективы Жалалабат: Илим, 2004. — 176 с.
  23. Я.М. Экономика и экология землепользования. -Алма-Ата: Кайнар, 1989.-216 с.
  24. У.Х. Агропромышленный комплекс Республики Узбекистан на пути к рыночной экономике.- Ташкент: Мехнат, 1994. 153 с.
  25. Г. А. Земельные ресурсы Узбекистана и проблемы их рационального использования.- Ташкент, 1992. 236 с.
  26. Ткачук С. А. Управление земельными ресурсами.- Целиноград, 1986.92 с.
  27. С.А. Научные основы землеустройства.- М.: Колос, 1965.272 с.
  28. Р.Х. Аграрная реформа: тенденция, практика, проблемы.-Ташкент: Узбекистон, 1994. — 74 с.
  29. К.А. Проблемы аграрного ресурсного потенциала в условиях перехода к рынку. Ташкент: Фан, 1992. — 184 с.
  30. B.C. Эффективное использование земли в условиях индустриализации сельского хозяйства. М.: Колос, 1979. — 208 с.
  31. Н.С. Аграрные реформы в Китае: Достижения и проблемы.-Ташкент: Фан. 2005. 188 с. б) ссылка на весь источник:
  32. Л.И. Новый тип экономического мышления.- М.: Экономика, 1988. 191 с.
  33. И.В. Земельный кадастр.- М.: Колос, 1979. 463 с.
  34. В.Т. Основы экономических знаний. Ташкент: Шарк, 1998.-448 с.
  35. К.В. Экономика природопользования.- Э40 М.: ТЕИС, ТК Велби, 2008. 928 с.
  36. H.A. Экономика сельского хозяйства.- М.: Экмос, 1999.- 352 с.
  37. В.А. Особенности экономических реформ в Узбекистане. — Ташкент, 1994. 167 с. в) двух авторов:
  38. A.A., Волков С. Н. Повышение эффективности использования земель. М.: Агропромиздат, 1991. — 143 с.
  39. A.A., Гальченко С. А. Управление земельными ресурсами. М.: ГУЗ, 2005.-240 с.
  40. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. 319 с.
  41. А., Дадабаев Ю. Т. Развитие аграрного сектора Республики Узбекистан с учетом опыта США.- Ташкент, 2003. 432 с.
  42. Ю., Студлер Д. Кадастр 2014. Видение будущей кадастровой системы/ Пер. с англ. Кочубинской Е. Е. -Ташкент: Узгеодезкадастр, 2000. 48 с.
  43. Мауль Я. Я, Акимов В. В. Рыночный механизм землепользования. -Акмола: Нива, 1993. 172 с.
  44. Общая теория статистики/ Под ред. Боярского А. Я, Громыко Г. Л. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1985. 376 с.
  45. И.М., Цви Лерман. Земельная реформа в Туркменистане.
  46. Израиль-Реховот, 2003. 239 с.
  47. У .П., Чариев К. А. Организационно-экономические и пра вовые основы реструктуризации сельскохозяйственных предприятий на переходном этапе. Ташкент: Мехнат, 1997. — 56 с.
  48. В.Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. М.: Колос, 1984. — 278 с.
  49. A.C., Базаров А. К. Система землепользования Узбекистана. Т: «Фан». 2007. — 415 с. г) трех авторов:
  50. А.Р., Денисов В. В., Рахимов Э. Сугориладиган ерлар-дан фойдаланиш ва уларни бахолаш. Тошкент, 1992.- 56 б.
  51. М.А., Спектр М. Д., Тихомирова Е. Д. Научные и методические основы землеустройства. М.: Колос, 1978. — 272 с.
  52. Единый классификатор земель населенных пунктов Республики Узбекистан/ Самборский A.A., Фролов В. Т., Чертовицкий A.C. Ташкент: Уз-геодезкадастр, ГККИНП 18−010−98,1998. — 15 с.
  53. Земельные отношения и землеустройство в России/ Комов Н. В., Родин А. З. Алаков B.B. М.: Русслит, 1995. — 510 с.
  54. Э.К., Бобожонов А. Р., Рахмонов K.P. Ер кадастри асосла-ри. Тошкент, 1999. 76 с.
  55. .А., Лозовский Л. Iii., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 479 с.
  56. С.Г., О.Э. Отто, Тешаев Б. Т. Экономика основа жизни общества. — Ташкент: Шарк. 2005. Кн.1. — 254 с. д) четырех авторов
  57. В.В., Лойко П. Ф., Огарков А. П., Севостьянов A.B. Кадастр земель населенных пунктов. М.: Колос. 1997. — 166 с.
  58. A.A., Шаманаев B.C., Хлыстун В. Н., Комов Н. В. Государственное регулирование земельных отношений.- М .: Колос, 1999. 264 с.
  59. Г. А., Гул омов Х.Г., Максудов Ж. М., Акрамов И. А. Узбекистан Республикаси ер кадастри. Тошкент, 1994. — 244 б. е) для авторского коллектива
  60. С.Н. и др. Землеустроительное проектирование/ Под ред. С. Н. Волкова. М.: Колос, 1997. — 608 с.
  61. Государственное регулирование земельных отношений/ Варламов A.A., Козлов Н. В. и др. М.: Колос, 1998. — 264 с.
  62. С.С. и др. Системный анализ эффективности производства в рыночных условиях. Ташкент: Мехнат, 1992. — 220 с.
  63. Ю.Т. и др. Макроэкономика. -Ташкент: Фан, 1999. 358 с.
  64. Ю.Т. и др. Микроэкономика. Фергана, 1998. — 304 с. 78.3емельный фонд Республики Узбекистан. Ташкент, Госкомземгеодезкадастр, 1990 2007 гг.
  65. Землеустройство в орошаемых районах Средней Азии/ Под ред. Абдуразакова А. Т., Сафагариева P.A. Ташкент, 1977. — 199 с.
  66. Методические указания по проведению бонитировки орошаемых земель в Республике Узбекистан. Ташкент: МСВХ, 2005. — 15 с.
  67. Миллий х, исобот. Узбекистон Республикасининг ер ресурслари холати тугрисидаги. Тошкент.- 2006−2008 г. г.
  68. Национальная рамочная программа Республики Узбекистан. ИСЦА-УЗР. Азиатский банк развития. Ташкент.- 2006. 50 с.
  69. Орошаемое земледелие аридной зоны (С основами растениеводства)/ Под общ. ред. Кашкарова А. К. Ташкент: Укитувчи, 1984. — 272 с.
  70. Положение о мониторинге земель в Республике Узбекистан. Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 декабря 2000 г. N496.
Заполнить форму текущей работой