Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии и моделирование развития жилищно-коммунального хозяйства малого города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка потенциала рыночного развития МУП «УВКХ» г. Элиста после реализации мероприятий по оптимизации его факторных составляющих свидетельствовала, что интегральный индекс потенциала рыночного развития составил 1,4, что характеризует рыночные возможности предприятия как средние и позволяет выбирать одну из стратегий развития (копирования, зависимости, усовершенствования, следования за лидером… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • 1. 1. Сущность развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка
    • 1. 2. Сравнительный анализ зарубежных моделей развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка
    • 1. 3. Методический подход к классификации жилищно-коммунальных услуг по категориям качества
  • 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
    • 2. 1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства России
    • 2. 2. Развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства г. Элиста
    • 2. 3. Анализ структуры потребителей жилищно-коммунальных услуг
  • 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ
    • 3. 1. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства г. Элиста
    • 3. 2. Модель развития жилищно-коммунального хозяйства г. Элиста и её практическая реализация

Формирование стратегии и моделирование развития жилищно-коммунального хозяйства малого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на проводимые реформы, в ЖКХ все остается по-старому, предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают на грани отраслевого кризиса. Здесь по-прежнему работают законы экономики дефицита. Хотя еще 10 лет назад было понятно, что неэффективная ресурсоемкая система ЖКХ не по карману не только бюджетной сфере, но и обществу в целом. Базовой проблемой отрасли стало нарушение естественного цикла воспроизводства ЖКХ. Ситуацию пытались изменить, приняв в 97-м году программу реформирования коммунального хозяйства. Ее суть сводилась к следующему: потребитель платит за услуги, а производитель обеспечивает их качество по доступной цене.

За время ожидания качество услуг снизилось. Люди не понимают, почему они должны платить за ухудшающееся качество обслуживания — за грязь в подъездах, за ржавые трубы, за постоянные перебои с теплом и водой. А сама отрасль не имеет возможности и ресурсов для развития. Очевидно всеобщее недоумение, куда деваются «живые» деньги населения, поступающие в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг. В значительной степени это негативно сказывается на покупательной способности населения и ведет к сокращению потребления продукции других отраслей.

В такой ситуации модернизация предприятий коммунального хозяйства осуществляется выборочно и преимущественно на территориях, имеющих относительно благополучное финансирование отрасли. В большинстве муниципальных образований средств едва хватает на текущее содержание инженерной инфраструктуры. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от общей годовой потребности. Из-за хронического недофинансирования большая часть предприятий коммунального хозяйства являются банкротами. Часть этих проблем в большей или меньшей степени решается путем перехода отдельных предприятий ЖКХ в частную собственность и, как правило, это происходит в крупных регионах, городах. Что касается малых городов, где функционирует только одно предприятие ЖКХ, то обозначенные проблемы приобретают особую остроту ввиду необходимости развития ЖКХ по рыночной модели, но отсутствия при этом к тому предпосылок.

Степень изученности проблемы.

Решению проблем совершенствования ценовой и тарифной политики уделяется внимание в работах А. А. Аболина, А. А. Дронова, Н. С. Максимовой, JI.H. Матерова, М. Назаренко, Д. Г. Радионова, JI.H. Чернышева, Ф.Г. Таги-Заде и др.

В той или иной степени проблемам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, управления деятельностью предприятий ЖКХ, развития рыночных механизмов в данной сфере посвящали свои работы такие ученые, как B.C. Боголюбов, Н. В. Васильева, Х. М. Гумба, А. А. Дронов, В. А. Епифанов, А. П. Иванов, А. Н. Ряховская, И. С. Степанов, Ф.Г. Таги-Заде, JI.H. Чернышев.

Но, в частности, такой аспект проблемы как разработка рыночной модели развития ЖХ малых городов высокой не достаточно изучен.

В связи с этим, целью диссертационного исследования является разработка и теоретико-методическое обоснование модели развития жилищно-коммунального хозяйства малого города в условиях рынка как одного из факторов повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунальной отрасли.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

— рассмотрены теоретические основы рыночного развития ЖКХ малого города;

— исследован передовой опыт российских городов и проведен сравнительный анализ зарубежных моделей развития ЖКХ в условиях рынка;

— исследованы современное состояние, проблемы и перспективы функционирования ЖКХ малых городов России с позиции оценки возможностей его развития;

— предложена классификация жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по категориям качества на примере малого города;

— разработан методический подход к определению групп потребителей жилищно-коммунальных услуг на примере малого города;

— разработана модель рыночного развития ЖКХ малого города в условиях рынка.

Предмет исследования: экономические отношения, происходящие в процессе в реформирования ЖКХ и его развития в условиях рынка.

Объект исследования: предприятия жилищно-коммунального хозяйства малого города (на примере г. Элиста).

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, в частности методы математического, системного, технико-экономического, логического анализа.

Теоретической и методологической основами диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам рыночного развития ЖКХ.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили методические и справочные материалынормативно-методические, законодательные разработки государственных и региональных органов управлениянормативно-правовые акты РФ в области реформирования деятельности предприятий ЖКХ.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, в частности методы математического, системного, технико-экономического, логического анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— дано теоретическое обоснование модели рыночного развития ЖКХ малых городов как системы внутренней гибкой организации производства и реализации жилищно-коммунальных услуг предприятиями ЖКХ малых городов с учетом целей и тенденций развития рыночных отношений в отрасли, обуславливающих целесообразное и постоянное изменение взаимосвязей внутри предприятия (между его подразделениями, функциями) в соответствии с изменениями внешней рыночной среды;

— сформулированы основные принципы рыночного развития ЖКХ малых городов: принцип целеполагания, согласно которому ясность приоритетов рыночного развития ЖКХ малых городов является необходимым условием упорядочения связей и отношений между всеми его субъектамипринцип необходимого разнообразия, согласно которому разнообразие жилищно-коммунальных услуг в их сбалансированной количественной и качественной структуре является необходимым условием рыночного развития ЖКХ малых городовпринцип адаптивности, который характеризует приспосабливаемость предприятий ЖКХ малых городов к изменяющимся целям, задаче, структуре, технологии функционирования ЖКХ в условиях постоянно изменяющейся рыночной средыпринцип экономичности, который предполагает разработку структуры жилищно-коммунальных услуг с ориентиром на целевые сегменты потребителей;

— определены основные контуры рыночного развития ЖКХ малых городов: организационный контур — изменении структуры предприятий ЖКХ малых городов в соответствие с принципами рыночного развитияпроизводственно-технологический контур — совершенствование технологий организации производства и жилищно-коммунальных услуг предприятий ЖКХ малых городов с учетом потребностей по целевым сегментамфинансово-экономический контур — сбалансирование количественнокачественной структуры жилищно-коммунальных услуг по целевым сегментам потребителей;

— выявлены и обоснованы предпосылки развития ЖКХ малых городов (на примере г. Элиста) по рыночной модели (несоответствие структуры предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по стоимости и качествуотсутствие гибких рыночных форм организации деятельностинеудовлетворительное состояние инженерной инфраструктурымногоотраслевая ориентация в производстве и реализации жилищно-коммунальных услуг);

— предложена классификация жилищно-коммунальных услуг по категориям качества, в рамках которого предложено разделять жилищно-коммунальные услуги по 5-ти категориям качества: 1 — бюджетные, 2-средние, -3 -улучшенные, 4 — высокого класса, 5 — экстра-класса;

— предложен подход к определению групп потребителей жилищно-коммунальных услуг по 2-ум признакам: по уровню дохода и потребительским предпочтениям с ориентацией на определенную категорию жилищно-коммунальных услуг (на примере г. Элиста);

— разработана модель рыночного развития ЖКХ малого города (на примере г. Элиста), включающая в себя такие этапы, как определение миссии и целей рыночного развития, оценку потенциала рыночного развития, совокупность мероприятий по оптимизации факторных составляющих его уровня, обоснование выбора и реализации стратегии рыночного развития, ее оценку применительно к предприятиям малых городов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обосновании модели, принципов и контуров рыночного развития ЖКХ малых городов России, в рамках которых разработаны основные теоретические и методические положения по изменению, усовершенствованию организации производства и реализации жилищно-коммунальных услуг с учетом состояния внешней рыночной среды. Эти положения этой концепции могут быть использованы для решения как стратегических, так и оперативных задач в области оптимизации структуры, динамики и уровня производства жилищно-коммунальных услуг в современных условиях функционирования предприятий ЖКХ малых городов России. Полученные результаты могут использоваться в учебном процессе в курсе «Экономика строительства», «Экономика городского хозяйства».

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором на международных, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях, что нашло отображение в статьях и тезисах докладов, а также были использованы в учебном процессе по дисциплине «Менеджмент отрасли», «Экономика предприятия». Кроме этого, некоторые полученные в результате проведенного исследования выводы и рекомендации используются в практической деятельности предприятий ЖКХ Республики Калмыкия и г. Элиста.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях, в том числе статьях, тезисах докладов, общим объемом 3,23 п.л., лично автора — 2,53 пл.

На защиту выносятся:

1. Обоснование контуров рыночного развития ЖКХ малого города в условиях рынка: организационного, производственно-технологического, финансово-экономического.

2. Классификация жилищно-коммунальных услуг по категориям качества.

3. Методический подход к определению целевых групп потребителей жилищно-коммунальных услуг в малом городе по уровню дохода и потребительским предпочтениям.

4. Модель развития ЖКХ малого города в условиях рынка (на примере г. Элиста).

Структура работы и ее основные результаты. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения,.

Основные выводы по Главе 3 диссертации:

1. Рыночное развитие ЖКХ малых городов состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На первом этапе определяется миссия предприятия на основе анализа факторов косвенного и непосредственного воздействия, ставятся долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели развития ЖКХ (его предприятий). На втором этапе производится оценка потенциала рыночного развития и выбор стратегии, при необходимости осуществляются мероприятия по развитию собственности, производственной инфраструктуры и рыночной адаптивности. После этого проверяется, соответствует ли выбранная стратегия миссии и целям развития ЖКХ (его предприятий). При положительной оценке определяются задачи реализации стратегии, методы управления, прогнозируются тенденции рыночного развития и оценивается степень соответствия поставленным задачам и методам управления. Затем осуществляется процесс рыночного развития. На последнем этапе оценивается эффективность выбранного направления рыночного развития.

2. Содержание, методы управления, критерии оценки различаются не только в зависимости от стратегии, но и от этапа процесса рыночного развития, осуществляемого предприятием ЖКХ: проведение маркетинговых исследований, направленных на формирование первоначального набора ЖКУвыполнение анализа и оценки рентабельности ЖКУ в соответствии с целями, возможностями предприятия, качественными и количественными критериями оценки ЖКУутверждение ЖКУ и их коммерциализация и оценка ее результативности.

3. Апробация модели рыночного развития осуществлена на примере предприятий ЖКХ Калмыкии и г. Элиста в частности — МУП «УВКХ», Ики-Бурульское МПОКХ, Сарпинское МПОКХ, Яшалтинское МПОКХ. Применение методики оценки потенциала рыночного развития показало, что предприятия не обладают достаточными рыночными возможностями и не способны осуществлять эффективное рыночное развитие.

4. Оценка потенциала рыночного развития МУП «УВКХ» г. Элиста после реализации мероприятий по оптимизации его факторных составляющих свидетельствовала, что интегральный индекс потенциала рыночного развития составил 1,4, что характеризует рыночные возможности предприятия как средние и позволяет выбирать одну из стратегий развития (копирования, зависимости, усовершенствования, следования за лидером). Предприятию была рекомендована стратегия копирования, в рамках которой было предложено организовать производство новых видов ЖКУ — 2-го, 3-го, 4-го классов. Рассчитанные показатели свидетельствует об ожидаемой эффективности рыночного развития МУП «УВКХ». В частности, в результате внедрения предложенных новаций чистая прибыль предприятия увеличится на 34,52% и составит 17 854 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход положителен (13 368 тыс. руб.), что характеризует эффективность предлагаемых мероприятий. Простой срок окупаемости полных инвестиционных затрат равен 0,9 лет, а дисконтированный срок окупаемости — 1,8 года. Внутренняя норма доходности превышает норму дисконта, следовательно, инвестиции, направленные на инновационное развитие предприятия, оправданы.

5. Ожидается улучшение конкурентного профиля МУП «УВКХ», что подтверждается ростом интегрального показателя конкурентоспособности на 10% за счет повышения качества ЖКУ и степени соответствия рыночному спросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной литературы по исследуемой проблематике определил необходимость уточнения модели рыночного развития ЖКХ малых городов как системы внутренней гибкой организации производства и реализации жилищно-коммунальных услуг предприятиями ЖКХ малых городов с учетом целей и тенденций развития рыночных отношений в отрасли, обуславливающих целесообразное и постоянное изменение взаимосвязей внутри предприятия (между его подразделениями, функциями) в соответствие с изменениями внешней рыночной среды;

Основными принципами рыночного развития ЖКХ малых городов: принцип целеполагания, согласно которому ясность приоритетов рыночного развития ЖКХ малых городов является необходимым условием упорядочения связей и отношений между всеми его субъектамипринцип необходимого разнообразия, согласно которому разнообразие жилищно-коммунальных услуг в их сбалансированной количественной и качественной структуре является необходимым условием рыночного развития ЖКХ малых городовпринцип адаптивности, который характеризует приспосабливаемость предприятий ЖКХ малых городов к изменяющимся целям, задаче, структуре, технологии функционирования ЖКХ в условиях постоянно изменяющейся рыночной средыпринцип экономичности, который предполагает разработку структуры жилищно-коммунальных услуг с ориентиром на целевые сегменты потребителей;

Анализ последствий реформирования ЖКХ и состояния его в регионах и городах РФ показал, что в области организации обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях необходимо усилить работу федерального центра по совершенствованию федерального законодательства в жилищной сфере. Активнее привлекать на стадии подготовки проектов законодательных и нормативных документов специалистов — практиков для их обсуждения.

Главной задачей регионального уровня власти в жилищной сфере должна являться разработка региональных стандартов стоимости ЖКУ, формирование бюджетной политики в этой сфере. При этом основное внимание должно быть уделено проблемам ценообразования и тарифного регулирования, формированию эффективных систем управления, совершенствованию социальной защиты населения. Так как главную тяжесть по обеспечению устойчивого функционирования отрасли несут муниципальные образования, первостепенной задачей органов местного самоуправления на современном этапе признается не усиление административного управления ЖКХ, а формирование эффективной экономической системы хозяйствования, где каждый хозяйствующий субъект экономически заинтересован в сокращении непроизводственных затрат. Основным условием для ее реализации является создание эффективной системы тарифного регулирования коммунальных предприятий и расширение рынка жилищных услуг для развития конкуренции в это секторе.

Анализ опты рыночного развития ЖКХ в малых и больших городах России показал, что целесообразны гибкие модели, предусматривающие возможность формирования рынков ЖКУ даже при условии заведомо низко конкурентной среды. Анализ мирового опыта рыночного развития ЖКХ, на примере Франции, США и Швеции свидетельствует о том, что все-таки политика государства является определяющим фактором развития ЖКХ, при этом усиливают тенденции рыночного развития ЖКХ такие факторы, как демонополизация отрасли, демократизация управления. Опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства на местах показывает, что преобразования на местах идут медленно, вяло и не носят последовательного характера, в итоге принимаемые решения носят половинчатый характер и не позволяют добиваться желаемых результатов по реформированию отрасли.

Например: повышается оплата жилья и коммунальных услуг, но не создаются службы субсидий для малоимущих категорий населения, в результате растет число неплательщиков и недовольство населенияповышается оплата жилья и коммунальных услуг, уровень качества услуг не соответствует стандартам, население недовольно низким качеством обслуживанияна местном уровне принимается нормативный акт, например о создании ТСЖ, кондоминиумов, но он не исполняется.

Если на первом этапе, основные усилия реформы были направлены на приватизацию и повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги, то на втором этапе, Концепцией предложен социально-дифференцированный подход к проблемам реформирования отрасли. Целью нового этапа реформы является постепенный перевод его на режим безубыточного функционирования и снижения на этой основе нагрузки на федеральный и местный бюджеты. Таким образом, в ходе дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо решить следующие задачи:

— переход от бюджетного дотирования производства ЖКУ к их полной оплате потребителями (населением) при укреплении адресной поддержки малообеспеченных семей;

— снижение издержек и соответственно тарифов на ЖКУ на основе коммерческого учета потребляемых в жилищном секторе тепла, воды, газа, внедрения ресурсосберегающих технологий.

Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления должны принять муниципальные программы ресурсосбережения, обеспечивающие установку индивидуальных приборов учета воды, газа, тепловой энергии. В 2001 году принята отраслевая программа «Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2001;2005 г. г. и на период до 2008 года». Такая программа действует в г. Элисте, но не одно районное муниципальное образование программу по энергоресурсосбережению не приняло. За счет средств республиканского бюджета, в течение 2002;2003 годов, установлены приборы учета на воду и тепловую энергию в учреждениях бюджетной сферы, финансируемых из республиканского бюджета. Экономия составила около 30% (5 млн руб.), окупаемость счетчика на тепловую энергию происходит за 1,5 месяца отопительного сезона.

На границах раздела эксплуатационной ответственности (многоэтажные дома) установлено 897 счетчиков или 8% от наличия жилых домов. Анализ использования коммунальных услуг в домах, где установлены счетчики, показывает, что расход воды и теплоэнергии в многоквартирных домах значительно выше установленных норм, в связи с чем жилищные предприятия несут убытки, что должно привести к установке индивидуальных приборов учета воды и тепловой энергии. К сожалению, в жилом фонде установлено только 2816 счетчиков или 1,3% от количества квартир и в основном в частном секторе.

Установка индивидуальных приборов учета должна стать приоритетным направлением в энергосбережении, так как позволяет потребителю регулировать потребление услуг. Инвентаризация технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства республики показала, что по состоянию на 1.01.2005 года износ основных фондов составляет:

— котельных — 41%;

— тепловых сетей — 55%;

— водопроводных сетей — 67%;

— очистных сооружений — 92%;

— канализационных сетей — 83%;

— электрических сетей -71%;

— трансформаторных подстанций — 72%.

Такое плачевное состояние инженерной инфраструктуры ведет к большим потерям предоставленных услуг и, соответственно, к росту тарифов. На 75% котельных отсутствует водоподготовка, что влечет за собой расход топливно-энергетических ресурсов до 15%. Большинство котельных, особенно сельских, оснащено морально и физически изношенными котлами HP-18, «Универсал». КПД этих котлов очень низкий, расход ТЭР высок. Многие котельные, ввиду отсутствия потребителей, работают нерентабельно. Требуется переоснащение котельных современным оборудованием, ликвидация многих их них и перевод объектов на автономное отопление. Необходимо установить приборы учета на ТЭР на котельных. В 2004 г. было приобретено 11 корректирующих счетчиков. Еще необходимо 1,7 млн. рублей, чтобы на всех котельных установить корректирующие газовые счетчики (экономия газа составляет до 30%). Требуются значительные капитальные вложения, чтобы провести реконструкцию и техническое перевооружение действующих систем водоснабжения, обустройство новых водоисточников, строительство объектов очистки воды.

Решение этих проблем автор видит в разработке и реализации модели рыночного развития ЖКХ г. Элиста сначала, а затем уже и по всей республике. Автором уточнены и обоснованы контуры рыночного развития ЖКХ г. Элиста: организационный контур, в рамках которого предполагается изменении структуры предприятий ЖКХ малых городов в соответствие с принципами рыночного развития — рыночного формирования спроса и предложения жилищно-коммунальных услугрыночного формирования цены жилищно-коммунальных услугконкурентного отборапроизводственно-технологический контур, в рамках которого совершенствование технологий организации производства и жилищно-коммунальных услуг предприятий ЖКХ малых городов с учетом потребностей по целевым сегментамфинансово-экономический контур, в рамках которого сбалансирование количественно-качественной структуры жилищно-коммунальных услуг по целевым группам потребителей.

Автором предложено классифицировать жилищно-коммунальные услуги по категориям качества (лимитированные, средние, улучшенные, высокого класса, экстра-класса) — по классам качества (1,2,3,4,5 классов соответственно категории качества) — по источникам отплаты (бюджетные, коммерческие).

На основе анализа состояния ЖКХ в г. Элиста были выявлены четыре основные группы потребителей жилищно-коммунальных услуг: 1-ая — группа потребителей с высоким уровнем доходности и взыскательным вкусом (их доля в численности всего населения города составляет 5%) — 2-ая — группа потребителей с высоким уровнем доходности и относительно взыскательным вкусом (на их долю приходится 10%) — 3-ья — группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходности и невзыскательным вкусом (составляют около 20%) — 4-ая — группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходности и взыскательным вкусом (составляют 55% в общей численности населения). В результате анкетного экспертного опроса были выявлены несоответствие между ценой и качеством жилищно-коммунальных услуг в г. Элиста (в опросе участвовало 245 респондентов) по состоянию на настоящий моменти как следствие, неудовлетворенность потребителей.

Рыночное развитие ЖКХ малых городов состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На первом этапе определяется миссия предприятия на основе анализа факторов косвенного и непосредственного воздействия, ставятся долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели развития ЖКХ (его предприятий). На втором этапе производится оценка потенциала рыночного развития и выбор стратегии, при необходимости осуществляются мероприятия по развитию собственности, производственной инфраструктуры и рыночной адаптивности. После этого проверяется, соответствует ли выбранная стратегия миссии и целям развития ЖКХ (его предприятий). При положительной оценке определяются задачи реализации стратегии, методы управления, прогнозируются тенденции рыночного развития и оценивается степень соответствия поставленным задачам и методам управления. Затем осуществляется процесс рыночного развития. На последнем этапе оценивается эффективность выбранного направления рыночного развития.

Содержание, методы управления, критерии оценки различаются не только в зависимости от стратегии, но и от этапа процесса рыночного развития, осуществляемого предприятием ЖКХ: проведение маркетинговых исследований, направленных на формирование первоначального набора ЖКУвыполнение анализа и оценки рентабельности ЖКУ в соответствии с целями, возможностями предприятия, качественными и количественными критериями оценки ЖКУутверждение ЖКУ и их коммерциализация и оценка ее результативности.

Апробация модели рыночного осуществлена на примере предприятий ЖКХ Калмыкии и г. Элиста в частности — МУП «УВКХ», Ики-Бурульское МПОКХ, Сарпинское МПОКХ, Яшалтинское МПОКХ. Применение методики оценки потенциала рыночного развития показало, что предприятия не обладают достаточными рыночными возможностями и не способны осуществлять эффективное рыночное развитие.

Оценка потенциала рыночного развития МУП «УВКХ» г. Элиста после реализации мероприятий по оптимизации его факторных составляющих свидетельствовала, что интегральный индекс потенциала рыночного развития составил 1,4, что характеризует рыночные возможности предприятия как средние и позволяет выбирать одну из стратегий развития (копирования, зависимости, усовершенствования, следования за лидером). Предприятию была рекомендована стратегия копирования, в рамках которой было предложено организовать производство новых видов ЖКУ — 2-го, 3-го, 4-го классов. Рассчитанные показатели свидетельствует об ожидаемой эффективности рыночного развития МУП «УВКХ» .

В частности, в результате внедрения предложенных новаций чистая прибыль предприятия увеличится на 34,52% и составит 17 854 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход положителен (13 368 тыс. руб.), что характеризует эффективность предлагаемых мероприятий. Простой срок окупаемости полных инвестиционных затрат равен 0,9 лет, а дисконтированный срок окупаемости — 1,8 года. Внутренняя норма доходности превышает норму дисконта, следовательно, инвестиции, направленные на инновационное развитие предприятия, оправданы.

Ожидается улучшение конкурентного профиля МУП «УВКХ», что подтверждается ростом интегрального показателя конкурентоспособности на 10% за счет повышения качества ЖКУ и степени соответствия рыночному спросу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Т. Механизм перераспределения финансовыхпотоков в ЖКХ: автореферат дисс. канд. экон. наук, ВолгГАСУ, Волгоград, 2003.
  2. И. Стратегическое управление. www.emcon.ru.
  3. А. И. Прогнозирование роста экономики. М: Экономика, 1996.
  4. А. И. Наука техника — экономика. — М.: Экономика, 1989.
  5. Е.Ю. Модель рыночного развития ЖКХ г. Элиста //Материалы международн. науч.-практ. конф. «Проблемы строительства и эксплуатации зданий и сооружений в условиях плотной городской застройки», ПЗД, Пенза, 2006.
  6. И.М. развитие рыночных и государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий: автореферат дисс. канд. экон. наук, СПбГИЭУ, СПб, 2005.
  7. С. Л. Рогалев Н.Д. О комплексном территориальном подходе к повышению энергетической эффективности коммунального хозяйства города.//Энергосбережение 2002 г. № 2.
  8. М. К. Аджагулов Е.Ю. Оценка рыночных позиций жилищно-коммунального хозяйства России // Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее: Материалы 1-ой Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: ВолгГАСУ, 2004.
  9. М.К., Аджагулов Е. Ю. Проблемы реформирования и перспективы рыночного развития ЖКХ России // Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее: Материалы 1-ой Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: ВолгГАСУ, 2004.
  10. А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управле-ния.-М.:Стройиздат, 1990.- 280с.
  11. И.Бузырев В. В. Экономика жилищной сферы.-М.:ИНФРА-М, 2001.
  12. В. А. Организация стратегического управления на предприятии: Монография. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  13. О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Гардарики, 2000.
  14. О.С. Проблемы развития управления общественным производством.-М.: Изд-тво МГУ, 1991.
  15. Все течет. А что меняется? / А. Сидоров // Труд. 2002. — 6 июня. — с. 6
  16. Всероссийский форум по проблемам ЖКХ./ А. И. Титов // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2002. — № 5 — с. 17 — 19.
  17. Дибб С, Симкин JL Практическое руководство по сегментированию рынка, СПб: «Питер», 2001.
  18. Долги и тарифы беда ЖКХ / А. Матвеев //Экономика и жизнь. — 2002. -№ 28 — с. 28
  19. Должны выиграть все. но. Ф.Г. Таги-Заде //Жилищно коммунальное хозяйство. — 1999. — № 6. — с.6 -11
  20. А. П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии // ЭКО. 2001. — № 12.
  21. В. А. Экономический рост замедленными темпами // Промышленное и гражданское строительство. 2002. — № 10.
  22. Ерижев М. К. Развитие методов управления затратами, учёта и калькулирования себестоимости // Менеджмент в России и за рубежом № 6 2003
  23. Н.И. Методические основы управления себестоимостью жи-Ф лищно-коммунальных услуг на муниципальном уровне (на примере г. Волгограда): автореферат дисс. канд. экон. наук. ВолгГАСУ, Волгоград, 2003.
  24. В. П. Методологические проблемы экономии ресурсов. М.: Мысль, 1977.
  25. Жиц Г. И. Инновационный потенциал и развитие экономических систем: проблемы оценки // Инновации, 2001. № 10.29.3айцев H.JI. Экономика промышленного предприятия: Учебник. -4-е изд. -М.:ИНФРА-М, 2002.
  26. Иванов С. Г. Как управлять изменениями на предприятиях жилищно-коммунального комплекса (на примере государственных унитарных предприятий водоснабжения)//Менеджмент в России и за рубежом, № 1 2004
  27. Н.И., Бондаренко Г. А. менеджмент гостиниц и ресторанов, 000 «Новое издание», Минск, 2003.
  28. М. И. Строительный комплекс: анализ и оценка условий и возможностей развития // Экономика строительства, 2001. № 4.
  29. Т.П. Управленческий учет. М. 1998., стр. 116.
  30. Ю. М. Оценка финансового инновационного потенциала промышленных предприятий // ЭКО, 2001. № 3.
  31. Г. Б., Тамбовцев В. А., Качалов Р. М. Предприятие в нестаЩу ¦бильной экономической среде: риски, экономические стратегии, безопас-• ность. М.: Экономика, 1997.
  32. В. В. Управление инвестиционным потенциалом предприятия стройиндустрии: Автореф. дис. канд. экон. наук. Пенза, 2004.
  33. М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 347 с.
  34. Кризисы были запрограммированы: о проблемах и дальнейшем развитии ЖКХ /А.Н. Киреев //Жилищное и коммунальное хозяйство. 2001. — № 7. -с.2−5
  35. Д.В. Методы анализа и исследования процессов развития конкуренции в жилищно-коммунальном комплексе// Материалы всерос. ^ научн.-практ. конф. «Современное состояние и перспективы развития экономики России», ПГУ, Пенза, 2003.
  36. JI.H. Управление ЖКХ: вчера, сегодня, завтра, // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ № 12, 2001, стр129−138
  37. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ. Утверждена Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 г. № 9 (ред. 12.10.2000 г.)
  38. Методика проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденная приказом Государственного Комитета РФ по жилищной и строительной политике от 29.12.1997 г. № 17 142.
  39. Методические основы управления себестоимостью жилищно коммунальных услуг на муниципальном уровне. — Ежова Н. И. -2003
  40. А.В. Управление промышленным предприятием с учетом обеспечения его инвестиционной привлекательности. Автореферат дисс. канд. экон. наук. Орел, 2000.
  41. К.К. Инвестиционные ресурсы развития предприятий при переходе к рынку: Дисс. канд. экон. наук. М., 1996.
  42. Г. С., Шаховская JI.C. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография Волгоград, 1998.
  43. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1993.
  44. К. М. Ресурсный потенциал региона: теоретические и методологические аспекты исследования. М.: Наука, 1992.
  45. А.В. Этика глобализирующегося общества, М.: Дирек-тмедиа Паблишинг, 2002.
  46. М. «Была бы только родина богатой да счастливою», //Журнал руководителя и главного бухгалтера № 5,2001, стр4−8.
  47. Нормативно-методические материалы по реализации концепции реформы ЖКХ РФ. Приложение N 1 к Приказу Госстроя России от 11.12.97N 17−132
  48. Налогообложение в ЖКХ./ И. П. Маликова // Жилищно коммунальное хозяйство. — 2002. — № 4. — с. 56 — 60 530 профессиональной аттестации руководящих работников и специалистов в сфере ЖКХ. ПГС. -1999. № 9. — с.45
  49. Опыт формирования жилищно-коммунального бюджета./ В. А. Колодезный //Жилищно коммунальное хозяйство. — 2002. — -№ 6. — с.18.
  50. Особенности ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности./ Е. Б. Давыдова // Жилищно коммунальное хозяйство. — 2002.- № 4. — с. 21.
  51. Основы организации и управления жилищно-коммунальным комплексом: Учебник/ Под ред. Грабовой П.Г.-М.:Изд-тво АСВ, 2004.
  52. Б. А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.
  53. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986., с. 82
  54. Проект решения коллегии Администрации Волгоградской области «О мероприятиях по энергосбережению в ЖКХ Волгоградской области на 2002 г.»
  55. Политическая экономика. Т.1./ Румянцева A.M., Козлов Г. А. и др.-5-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982.
  56. Переживем ли еще один шок реформу ЖКХ? / Н. Матвеева // Российская Федерация. — 2001. — № 18 — с. 24 — 27
  57. Е., Ханжина В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 6.
  58. . В., ПрыкинаЛ. В. Экономическая теория устойчивого развития // Проблемы и перспективы формирования региональных экономических стратегий: Матер, конф. Пенза, 2002.
  59. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. кол. Д. С. Львов, Отд. экон. РАН- науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  60. Л.Ф., Степанова Т. Н. Новое в финансировании, кредитовании и ценообразовании процессов технического обновления производства. Киев, 1991.
  61. Развитие экономических реформ в регионах Российской Федерации. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1994.
  62. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: Инфра-М, 1996.
  63. Л. Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997.
  64. С. Д. Управление трудовым коллективом и организация управленческого труда в строительстве: Учеб. пос. М: Стройиздат, 1998.
  65. Я. А. Главные тенденции развития строительной техники // Экономика строительства, 2001. № 3.
  66. Реформирование ЖКХ России. Основные итоги, задачи. / JI. Чернышева // Строительная газета. 2002. — 21 июня. — с.5
  67. Реформирование ЖКХ России. Основные итоги, задачи. / Л. Чер-нышова//Строительная газета. 2002. — 28 июня. — с.5
  68. Н.М. Альтернативные формы финансовых расчетов между предприятиями // Проблемы прогнозирования, 1999. № 8.
  69. И. Шахназаров А., Гришина И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности: методика определения и анализ взаимозависимостей // Инвестиции в России, 2001.-№ 4, с. 7.
  70. И. Как быть инвестиционно привлекательным, //www.respublikaidei.ru
  71. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2001.
  72. Т., Керне К. Аналитическое планирование. М.: Радио и связь, 1991.
  73. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд. Минск: ООО «Новое знание», 2000.
  74. В. А. Финансовые ресурсы отраслей промышленности: формирование, использование, межотраслевое перераспределение // Проблемы прогнозирования, 2000. -№ 3.
  75. В. С. Оценка бизнеса в управлении компанией. Пример практического использования. www.cfin.ru
  76. Л.И. Потенциал нематериального производства— М.: Знание, 1991.
  77. В. Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999.
  78. В. Н., Тимофеева О. А., Калюкин А. А. Оценка инновационных возможностей предпрития и их использование при формировании долгосрочных планов развития // Менеджмент в России и за рубежом.2002.-№ 6.
  79. С. А. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий стройиндустриб дисс. канд. экон. наук, Волгоград, изд-во ВолгГАСУ, 2005.
  80. Социально-экономические проблемы России: Справочник / ФИПЭР. -СПб.: Норма, 1999
  81. Статистический бюллетень «Сведения о реформе в жилищно-коммунальной сфере за январь-декабрь 2002 г.», Элиста, 2003.
  82. Статистический бюллетень «Сведения о реформе в жилищно-коммунальной сфере за январь-декабрь 2003 г.», Элиста, 2004.
  83. Статистический бюллетень «Сведения о реформе в жилищно-коммунальной сфере за январь-декабрь 2004 г.», Элиста, 2005.
  84. Статистический бюллетень «Сведения о реформе в жилищно-коммунальной сфере за январь-декабрь 2005 г.», Элиста, 2006.
  85. М.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: Учеб. Пособие для техникумов. -М.: Стройиздат, 1986
  86. Учет и налогообложение ЖКХ / JI. Глыбина // Экономика и жизнь. -1999.-№ 15
  87. Халявная реформа: остановить беспредел в ЖКХ сфере / Ю. П. Кирсанов // Советская Россия. — 2002. — 16 февраля.
  88. Т.С. Советская экономика на современном этапе. М.: Мысль, 1975.
  89. Хрусталев Б. Б, Попрядухина И. В. Основные направления развития и управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса. Пенза: ПГУАС, 2004.
  90. .Б. Основные направления становления и эффективного развития регионального инвестиционно-строительного комплекса Пенза: ПГУАС, 2001
  91. JI.H. Экономико-организационный механизм формирования рынка жилищно-коммунальных услуг: автореферат дисс. канд. экон. наук. ВолгГАСУ, Волгоград, 2003.
  92. А.Д., Негашаев Е. В. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА- М, 1999.
  93. А. М. Формирование конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг г. Волгограда// Материалы всерос. научн.практ. конференции «Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее», ВолгГАСУ, Волгоград, 2004.
  94. A.M. развитие управления локальной естественной монополией в регионе на основе концессии: автореферат дисс. канд. экн. Наук, ВолГУ, Волгоград, 2005.
  95. Экономика строительства/Под ред. Степанова И. С. М.: Юрайт, 1997. Ясин Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики, № 1,2001. с. 14.
  96. R. Н. Bussiness Logistics Management. 3 ed. —N. Y.: Prentice Hall International, Inc., 1993.
  97. BarnettJ.R. Exclusion as National Security Policy Parameters, 1994 (24). -p. 54
  98. Huntington S. The Clash of Civilisation and Remarking of World Order. NY., 1996.-p. 135
  99. Economic Survey of Europe, 2002, Л&-1, p. 3.
  100. The Economist, 2000, July 21, p.5.
Заполнить форму текущей работой