Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистическая методология исследования спроса населения региона на продовольственные товары

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России объективная статистическая информация о состоянии товарных рынков является важнейшим фактором, определяющим эффективность управленческих решений на всех уровнях народного хозяйства. Неравные стартовые условия вступления субъектов РФ в рыночные отношения, неразвитость рыночной инфраструктуры, демпинг со стороны зарубежных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическая и информационная база статистического исследования спроса на продовольственные товары в регионе
    • 1. 1. Спрос как экономическая категория, статистические параметры спроса на продовольственные товары в регионе
    • 1. 2. Факторы спроса населения на продукты питания в системе показателей региональной статистики
    • 1. 3. Статистический анализ взаимодействия спроса и предложения на продовольственном рынке региона (Самарской области)
  • Глава 2. Методология статистического исследования ценовых и неценовых факторов спроса на продовольственные товары в регионе
    • 2. 1. Анализ влияния цен продовольственных товаров на объемы спроса с использованием разрывных регрессионных моделей
    • 2. 2. Исследование ценовой эластичности потребительского спроса на продовольствие с применением теста Чоу
    • 2. 3. Статистическая оценка влияния доходов покупателей и сезонности на спрос
  • Глава 3. Многофакторное статистическое моделирование и индикаторы динамики спроса на продукты питания в регионе
    • 3. 1. Регрессионные модели спроса на основные виды продовольствия в регионе
    • 3. 2. Главные компоненты регионального потребительского спроса на продовольствие
    • 3. 3. Статистические индикаторы изменения спросовой составляющей продовольственного рынка региона (Самарской области)

Статистическая методология исследования спроса населения региона на продовольственные товары (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России объективная статистическая информация о состоянии товарных рынков является важнейшим фактором, определяющим эффективность управленческих решений на всех уровнях народного хозяйства. Неравные стартовые условия вступления субъектов РФ в рыночные отношения, неразвитость рыночной инфраструктуры, демпинг со стороны зарубежных производителей привели к диспропорциям в функционировании региональных рынков, негативно влияющим на состояние экономики в целом.

В этих условиях Правительством Российской Федерации перед Госкомстатом России поставлена задача изучения состояния рынков отдельных товаров, введения мониторинга за развитием товарных рынков в регионах России. В качестве приоритетного направления систематического наблюдения со стороны органов государственной статистики определено изучение конъюнктуры рынков основных продовольственных товаров (мяса, молока, яиц, животного и растительного масла, картофеля и хлеба). Дисбаланс в этих секторах региональных потребительских рынков имеет наиболее тяжелые социальные последствия, негативно сказываясь на уровне жизни всех слоев населения и, прежде всего, беднейшего.

Рынок продовольственных товаров, как и любой товарный рынок, — это многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии законам спроса и предложения, что обеспечивает самонастройку данной рыночной системы.

Однако как в странах развитого рынка, так и в странах с переходной экономикой региональные и общенациональные рынки продовольственных товаров в наибольшей степени подлежат регулирующему воздействию со стороны государственных органов управления. В соответствии с этим задачей государственной статистики является выработка системы показателей и методов анализа для глубокого и в то же время оперативного исследования конъюнктуры продовольственных рынков регионов.

Статистическое изучение конъюнктуры (состояния) продовольственного рынка региона на начальном этапе должно давать представление о количественных закономерностях формирования спроса на продовольственные товары в регионе, о факторах, предопределяющих объем и структуру спроса населения на продукты питания. Объективные статистические индикаторы спроса необходимы государственным органам управления для осуществления обоснованного регулирующего воздействия на формирование предложения продовольствия в регионе.

Исследованиям закономерностей состояния и развития потребительского рынка в современных условиях посвящены публикации многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе Беляевского И. К., Данченок JI.A.- Ильенковой Н. Д., Колемаева В.А.- Лезиной M. JL, Шинкаревой Н.- Райской H.A., Френкеля A.A., а также М. Трейси, Ф. М. Шерера и Д. Росса, В.Дж.Томека, В. Р. Гранта и M.H.JIeaca, М. Джильберта и И. Крэвиса и других.

Однако методологический аспект статистического исследования факторов формирования спроса населения региона на основные продовольственные товары и выработки статистических индикаторов динамики спроса на региональном продовольственном рынке остается недостаточно разработанным.

Необходимость решения вопросов многомерного статистического исследования спроса населения региона на основные продовольственные товары, обусловленная потребностями государственного управления ситуацией, складывающейся на региональном потребительском рынке, определила выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и совершенствование методологии статистического исследования спроса населения региона — субъекта РФ на основные продовольственные товары.

В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Определить спрос населения региона как теоретическое понятие.

2. Обосновать выбор статистических показателей для количественного выражения душевых объемов спроса населения региона на основные продовольственные товары.

3. Разработать систему показателей региональной статистики, представляющих ценовые и неценовые факторы (детерминанты) рыночного спроса на продовольственные товары.

4. Проанализировать с помощью статистических методов временной характер и степень взаимного влияния спроса и предложения на региональном продовольственном рынке.

5. Дать статистическую оценку реакции спроса населения региона на продовольственные товары в ответ на изменение потребительских цен.

6. Разработать статистические модели взаимодействия спроса и цен с учетом ценовых «скачков» в кризисных условиях.

7. Исследовать статистическое влияние неценовых факторов на региональный спрос в отношении продовольственных товаров, предусмотрев при этом возможные лаги запаздывания.

8. Выделить с помощью методов статистического моделирования сезонную компоненту динамики спроса населения региона на основные продукты питания. Аппроксимировать сезонные компоненты по каждому продукту питания соответствующими алгебраическими функциями.

9. Построить многофакторные динамические модели спроса населения региона на основные продовольственные товары с включением статистических характеристик ценовых и неценовых детерминант спроса, представленных показателями региональной статистики.

10. Разработать и интерпретировать обобщенные факторы спросана их основе выработать статистические индикаторы изменения душевых параметров спроса на продовольственном рынке региона.

Объектом исследования является агропромышленная система и конечный рынок продовольственных товаров в рамках экономики региона (Самарской.

В качестве предмета исследования рассматривается формирование платежеспособного спроса населения региона на основные продукты питания в динамическом аспекте.

Методологической и теоретической основой исследования является экономическая и статистическая литература по вопросам товарного рынка, проблемам региональной экономики, постановления Правительства РФ «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 гг.» (№ 593 от 15.06.1998 г.), «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ» (№ 191 от 09.03.1994 г.), инструкции и указания Госкомстата России.

Информационное обеспечение. В работе использованы данные ежегодных статистических сборников Государственного комитета по статистике РФстатистические материалы Самарского областного комитета государственной статистики месячной, квартальной и годовой периодичности за 1997 — 1999 гг.

В процессе работы над диссертацией при обработке данных и их анализе использован широкий арсенал современных статистических методов: метод статистических группировок, средних и относительных величин, методы корреляционно — регрессионного и дисперсионного анализа, метод главных компонент. Для обработки статистических данных были использованы пакеты прикладных программ «Statistica 5.0», «Microsoft Excel», а также программы, разработанные под руководством автора на языке Basic.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном подходе к изучению формирования спроса населения региона на основные продовольственные товары.

Научная новизна включает:

1. Систематизацию показателей региональной статистики, выражающих величину спроса населения региона на основные продовольственные товары, а также ценовые и неценовые детерминанты спроса.

2. Исследование статистических закономерностей динамического взаимодействия спроса и предложения на продовольственном рынке региона.

3. Установление с помощью разрывных регрессионных моделей точек перелома ценовой динамики по основным продовольственным товарам.

4. Определение путем применения теста Чоу особенностей ценовой эластичности спроса на основные продукты питания для разных этапов ценовой динамики.

5. Разработка на основе применения регрессионных моделей с распределенным лагом статистических показателей реакции потребительского спроса на продовольствие в регионе под воздействием неценовых факторов.

6. Систематизация факторов сезонных колебаний спроса на основные продукты питания в регионе. Статистическая аппроксимация сезонной составляющей спроса по основным продовольственным товарам значениями тригонометрических функций.

7. Построение многофакторных регрессионных моделей динамики спроса на основные продовольственные товары в регионе в линейном и степенном вариантах.

8. Выработка на основе применения метода главных компонент статистических индикаторов изменения душевого спроса населения региона на основные продовольственные товары.

Теоретическое значение состоит в том, что в данном диссертационном исследовании дана количественная оценка закономерностей функционирования товарных рынков основных продуктов питания регионального уровняразработана информационная база и система методов статистического исследования формирования спроса населения региона — субъекта РФ на продовольственные товары.

Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной методологии комплексного исследования спроса населения региона на продовольственные товары органами государственной статистики при изучении ситуации, складывающейся на региональных товарных рынках.

Разработанные в диссертации статистические модели и индикаторы потребительского спроса могут быть использованы органами государственного управления при решении проблем насыщения потребительского рынка, обеспечения сбалансированности процессов, происходящих в агропромышленной сфере регионов.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены:

— на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономического роста», Самара, 1999 г.;

— на межрегиональной научной конференции «Социально-трудовые отношения: состояние и тенденции развития в России», Самара, 1999 г.;

— на региональной научно-практической конференции «Экономико-статистические и математические методы в управлении рыночной экономикой», Пенза, 1999 г.;

— на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Самарской государственной экономической академии в 1999 и 2000 гг.;

— автор принимал участие в проекте ТАС18 КР340Е04 «Разработка методологии, состава показателей и системы наблюдения за состоянием конкурентной среды на российских товарных рынках», в рамках которого разработаны формы федерального государственного статистического обследования № 1 — рынок «Сведения о покупке (продаже) продукции (товара)» и «Анкета изучения мнения руководителя (владельца) предприятия о ситуации на товарном рынке», сводные аналитические таблицы.

Под руководством автора проведено пилотное обследование товарного рынка молока цельного, масла животного, творога в Самарской области. Результаты обследования доложены на семинаре в г. Висбадене (Германия), октябрь 1998 г., в Москве на семинаре «Исследование товарных рынков и конкуренции на них», декабрь 1998 г., проведенных в рамках проекта ТАС18 КГ340Е04.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

В первой главе «Теоретическая и информационная база статистического исследования спроса на продовольственные товары в регионе» дается понятие спроса как экономической категории, обоснованно предлагаются статистические показатели для количественного выражения объемов душевого спроса населения региона на основные продовольственные товары. Рассматривается система ценовых и неценовых факторов спроса, исследуется возможность их количественного представления показателями, содержащимися в формах отчетности государственной статистики регионального уровня. Анализируется статистическое взаимодействие спроса на основные продовольственные товары в регионе и рыночного предложения продукции на различных уровнях регионального АПК.

Исследуется запаздывание во времени отклика рыночной конъюнктуры на изменение душевых объемов спроса на основные продовольственные товары в регионе (Самарской области).

Во второй главе «Методология статистического исследования ценовых и неценовых факторов спроса на продовольственные товары в регионе» исследуется влияние цен продовольственных товаров на объемы душевого спроса с использованием разрывных регрессионных моделей, позволяющих учесть изменения тенденций ценовой динамики. Анализируется ценовая эластичность спроса населения региона (Самарской области) на основные продовольственные товары. Описывается применение дисперсионного анализа (теста Чоу) для анализа идентичности регрессионных уравнений зависимости спроса на продовольственные товары от цен на различных временных интервалах исследуемого периода. На основе полученных результатов анализа разрабатываются ценовые индикаторы динамики спроса на основные продовольственные товары в регионе.

Исследуется влияние доходных факторов на спрос, дается оценка временного запаздывания реакции спроса населения региона на основные продовольственные товары на изменение доходов, рассчитываются показатели доходной эластичности спроса по основным продовольственным товарам.

Исследуется влияние сезонных факторов на потребительский спрос. На основе метода декомпозиции динамических рядов, выделяется сезонная компонента спроса по каждому рассматриваемому продукту питания, разрабатываются статистические модели сезонных волн спроса по основным продовольственным товарам.

В третьей главе «Многофакторное статистическое моделирование и индикаторы динамики спроса на продукты питания в регионе» представлены многофакторные регрессионные модели спроса на основные продовольственные товары с учетом ценовых и неценовых факторов спроса, рассмотренных в предыдущих главах. Разработаны и интерпретированы главные компоненты спроса на основные продовольственные товары в регионе (Самарской области). В результате «сжатия» исходной статистической информации на основе применения метода главных компонент выработаны статистические индикаторы динамики потребительского спроса на основные продовольственные товары в регионе. В результате построения регрессионных уравнений на главных компонентах и анализа их параметров сделано обобщение об особенностях формирования спроса на продовольственном рынке региона (Самарской области) в условиях транзитивной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Теоретической основой выполненного исследования явилось определение спроса как экономической категории. Статистическое исследование спроса населения региона на основные продовольственные товары должно быть ориентировано на ряд базовых понятий:

— спрос как функциональная зависимость количества покупаемого товара от его цены;

— величина спроса как конкретное значение этого количества при определенном уровне цены;

— понятие рыночного (массового) спроса населения региона на основные продовольственные товары и отличие данной категории от индивидуального и совокупного спроса;

— своеобразие понятий предъявленного, действительного и реализованного спроса в отношении продовольственных товаров.

2. Показатели региональной статистики обеспечивают адекватное представление потребительского спроса, реализованного населением региона по основным продовольственным товарам, а также основных ценовых и неценовых факторов спроса с месячной периодичностью.

При этом зависимая переменная (душевой потребительский спрос на продукты питания) обоснованно может быть выражена денежными расходами населения на покупку соответствующих товаров за месяц в расчете на одного жителя региона.

3. Ежемесячные данные региональной статистики обеспечивают непосредственное выражение ценового фактора спроса, а также таких неценовых факторов как демографические, доходные детерминанты спроса, цены на сопряженные товары.

4. Спрос и предложение продовольственных товаров в регионе (Самарской области) находятся в диалектическом взаимодействии. Как показали статистические расчеты, потребительский спрос на продукты питания активно воздействует на рыночное предложение продовольствия в регионе.

На стадиях конечной реализации это воздействие происходит быстрее и статистически более значимо, чем на стадиях АПК, удаленных от конечного рынка (сельскохозяйственное производство и реализация).

5. На стадии пищевой промышленности реакция предложения в ответ на изменившийся спрос по большинству продуктов также имеет 2−3 месячный лаг запаздывания (по мясу и мясным продуктам 1−2 месяца). В комплексе с п. 4 это свидетельствует о недостаточно оперативной реакции производителей продуктов питания на изменение конъюнктуры продовольственного рынка, неотла-женности вертикальных рыночных связей в АПК региона.

6. Статистическое воздействие предложения продовольствия в регионе на изменение потребительского спроса установлено как наиболее существенное при лагах запаздывания в 1−2 месяца. По относительно более эластичным продуктам (мясо, масло животное и растительное, сахар-песок и яйца) это воздействие установлено как прямое, по менее эластичным (картофель, хлеб, цельное молоко) — обратное.

7. Влияние ценового фактора на спрос проанализировано с помощью разрывных регрессионных моделей. Примененный программный модуль позволил установить точки разрыва ценовой динамики по каждому продукту на основе многошаговой оптимизации.

За исследуемый период (36 месяцев 1997;1999гг.) точки разрыва ценовой динамики по рассматриваемым продуктам пришлись на 21−22 месяцы, то есть месяцы, непосредственно последовавшие за августовским (1998г.) экономическим кризисом.

Анализ изменения значений параметров разрывных регрессионных моделей динамики цен позволил установить, что после точки разрыва скорость роста цен на основные продукты питания в Самарской области существенно возросла, усилилась статистическая предопределенность спроса уровнями цен.

8. Были построены многофакторные регрессионные модели прямого и перекрестного воздействия цен на спрос, реализованный по основным продовольственным товарам в области.

Наличие точек перелома ценовой динамики потребовало проверки с помощью теста Чоу устойчивости параметров регрессионных уравнений во времени.

Устойчивыми для всего периода (36 месяцев) оказались параметры регрессионных уравнений влияния цен на спрос по молоку, хлебу, яйцам. По остальным продуктам (мясо, масло животное и растительное, сахар и картофель) тест Чоу указал на необходимость пересчета регрессионных уравнений для более короткого периода, наступившего после точки разрыва динамики цен.

В итоге были получены адекватные регрессионные уравнения, позволившие рассчитать частные коэффициенты прямой и перекрестной ценовой эластичности спроса. Значения данных коэффициентов подтвердили, что основные продукты питания — тесные субституты.

9. Анализ с помощью статистических методов степени воздействия доходного фактора на спрос привел к следующим выводам:

— реакция спроса на основные продовольственные товары в ответ на изменение доходов населения Самарской области в основном подчинена закону Энгеля. Основные продовольственные товары в Самарской области определились как товары с низкой доходной эластичностью спроса.

— вместе с тем статистически установлено, что доходы покупателей существенно воздействуют на изменение потребительского спроса с определенным лагом запаздывания: от 1 до 3 месяцев — по молоку, мясу и картофелю- 3−4 месяца — по маслу животному и растительномубез запаздывания — по яйцам куриным.

10. Наличие лагов в реакции спроса на изменение воздействия ценовых и неценовых факторов привело к необходимости статистического анализа влияния сезонности на спрос. Потребительский спрос на основные продовольственные товары подчинен воздействию абсолютной и относительной сезонности, обусловленной как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами.

11. На основе методов математико-статистического моделирования выделена сезонная компонента динамики спроса населения Самарской области на основные продовольственные товары. С высокой степенью статистической надежности сезонная компонента спроса аппроксимирована значениями следующих тригонометрических функций: по мясу и мясопродуктам — Sin tхлебу и яйцам куриным — cos l/2tмолоку, маслу животному и растительному, сахару и картофелю — Sin l/2t (где t — номер месяца).

12. Статистический анализ воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, выраженных показателями региональной статистики, позволил построить регрессионные уравнения спроса на продовольствие в линейном и степенном вариантах. В результате установлено, что хотя регрессионные модели имеют хорошие статистические характеристики, ориентация на них в прогнозных расчетах ограничена невысокой информативностью набора отобранных в модели факторов-аргументов. Вследствие явления мультиколлинеарности при построении регрессионных моделей спроса на продовольственные товары утрачивается от 60 до 75% исходных факторных показателей.

13. Избежать потери информативности разработанной на базе данных региональной статистики исходной факторной системы спроса на продовольствие дает возможность метод главных компонент.

14. Интерпретация главных компонент, обеспечивающих не менее 85% вариации месячных уровней спроса по каждому продукту питания, позволила выработать следующие статистические индикаторы спроса:

— реальные доходы населения и инфляционные ожидания покупателей (по относительно высокоэластичным продуктам питания: мясу, маслу животному и растительному, яйцам и сахару);

— общий уровень потребительских цен в регионе (по относительно малоэластичным продуктам: молоко цельное, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель);

— уровень самообеспечения региона исходным сырьем и продуктами пищевой промышленности — по всем рассматриваемым продовольственным товарам.

Наличие последнего индикатора потребительского спроса на продовольствие — особенность транзитивной экономики.

15. На основе построения регрессионных моделей на главных компонентах получена мера статистической предопределенности душевых объемов спроса на продовольственные товары в Самарской области значениями разработанных статистических индикаторов спроса.

Следует не упускать из внимания, что сезонный фактор определяет от 8 до 15% дисперсии месячных значений спроса на основные продовольственные товары. Поэтому для повышения надежности прогнозных оценок спроса на продовольственные товары следует учитывать смоделированную конфигурацию колебаний его месячных значений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход.- Шадринск: ПО «Исеть», 1996. 324 с.
  2. Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. Экономический словарь справочник.- М.: Экономика, 1998. — 351 с.
  3. И., Витлачил И., Валтер Я. Изучение потребительского спроса населения. М.: Статистика, 1964. — 329 с.
  4. И. Статистика товарного рынка: оценка рыночной конъюнктуры // Вопросы статистики.- 1997.- № 4.- С. 20−25.
  5. М. Балк. Индексы потребительских цен и проблема сезонности // Вопросы статистики. 1996. № 2.- С. 24−26.
  6. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД., 1994.688 с.
  7. В.П., Боровиков И.П. Statistica Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1997.- 608 с.
  8. М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст, 2-е изд. — С.- Петербург: Судостроение, 1998. 540 с.
  9. В.В. Ценовая политика фирмы.- М.: Финстатинформ, 1995.187 с.
  10. В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ. Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 264 с.
  11. A.B. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996. — 168 с.
  12. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998.- 416 с.
  13. Г. Г. Ценовое регулирование региональных товарных рынков.-Н.Новгород: Новгородский ун-т, 1996. 240 с.
  14. B.C., Тавадян A.A. Системология экономических категорий. М.: Наука, 1992. — 109 с.
  15. М., Крэвис Ирв. Международные сравнения национального продукта и уровня цен / Пер. с англ. В. М. Кудрова. М.: Госстандарт, 1962. -338 с.
  16. B.JI. Маркетинг: измерение и прогнозирование спроса. Самарский филиал Международной Академии менеджмента. Самарский экономический институт. Самара. 1993.- 323 с.
  17. Р., Фишер С. Макроэкономика //Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.- 784 с.
  18. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики: Учебно-практическое пособие. М.: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. 1998.- 108 с.
  19. A.M. Обработка статистических данных методом главных компонент." М.: Статистика, 1978. 136 с.
  20. Ф.И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. Д.: Сталкер, 1998. — 432 с.
  21. M.P., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. М.: ИНФРАМ., 1996.-416 с.
  22. Е.В. Региональное ценообразование в агропромышленной сфере экономики. Проблемы статистического исследования. — М.: Рос. экон. акад., 1998. -317 с.
  23. Е.В., Проживина H.H. Статистическое исследование «трения рыночного приспособления» в агропромышленной сфере экономики региона // Вопросы статистики.- 1999. № 9. — С. 42−47.
  24. Е., Рыжов М. Методы анализа влияния роста потребительских цен на структуру денежных доходов населения Самарской области И Вопросы статистики.- 1997.- № 5.- С. 66−69.
  25. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Перевод с англ. М.: Прогресс, 1996.- 658 с.
  26. Н.Д. Спрос: анализ и управление: учебное пособие под ред. ИЛС.Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997.- 160 с.
  27. С.Е., Можин В. П., Панченко A.B. Планирование развития аг-рарно-промышленного комплекса. Новосибирск: Наука, СО, 1975. — 172 с.
  28. С.Е. Планирование развития аграрно-промышленных комплексов. Новосибирск, СО АН СССР, 1979. — 236 с.
  29. Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1998. 448 с.
  30. М. Экономический анализ формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в России // Вопросы статистики. 1997. -№ 9.- С. 55−64.
  31. В.А. Математико-статистические модели сельскохозяйственного производства // Статистическое моделирование экономических процессов. Ученые записки по статистике АН СССР. М.: Статистика. 1980. — Т. 36 — С. 170. 195.
  32. В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов—М.: ЮНИТИ, 1998. 240 с.
  33. Я. Дефицит /Пер. с венгерского. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  34. О., Склока Б. Анализ колеблемости и устойчивости динамики // Вопросы статистики. 1985. — № 7. — С. 37−39.
  35. Э.Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК. М.: Экономика, 1983.- 231 с.
  36. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Т. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ ДАНА, 2000.- 771 с.
  37. В.М. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997. 354 с.
  38. Л.И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Издание 4-е. М.: Издательство ABF,-1996.-704 с.
  39. В.И. Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве (по материалам выборочного обследования) // Вопросы статистики. 1999.- № 9. -С. 74−78.
  40. В.И. Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве (по материалам выборочного обследования) // Вопросы статистики. 1998. — № 9. -С. 53−56.
  41. Е. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.- 544 с.
  42. К.Р., Брю С.Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. T.I. Пер. с англ. М.: Республика, 1992.- 392 с.
  43. А. Метод исследования сезонности сельскохозяйственного производства //Вопросы статистики. 1997.- № 5, — С. 54−58.
  44. А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 416 с.
  45. Г. М. Принципы экономики. Пер. с англ. СПб. Питер Ком, 1999.784 с.
  46. Методологические положения по статистике. Вып. 1. Госкомстат России. -М., 1996. 674 с.
  47. Методологические положения по статистике. Вып. 3. Госкомстат России. — М., 2000. 294 с.
  48. В. Моделирование статистических характеристик спроса // Вестник статистики. 1976. — № 4. — С. 28−30.
  49. С.М. Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1973. — 384 с.
  50. В. Ценообразование в переходный период // Экономист. 1996. -№ 3. — С. 65−69.
  51. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: «Ось -89», 1998.-80 с.
  52. З.Ф. Проблемы использования рабочей силы в сезонных отраслях промышленности. Автореф. дис. на соискание учен, степени кандидата эконом, наук. -М.: МЭСИ, 1970.-22 с.
  53. Практикум по теории статистики / Учебное пособие. Под ред. Р.А. Шмой-ловой. М.: Финансы и статистика. 1998. — 416 с.
  54. Ф.С. Личное потребление: региональный анализ и планирование. -Киев: Наукова думка, 1984. 215 с.
  55. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
  56. Н., Френкель А. Анализ временных лагов информационного процесса // Вопросы статистики. 1997. — № 4. — С. 39−43.
  57. Региональная статистика.: Учебное пособие / Самарск. гос. экон. акад. -Самара, 1999. 384 с.
  58. И., Авдашева С. Применение традиционной методологии анализа рыночных структур к условиям России (на примере исследования рынка молока Ставропольского края и Белгородской области) //Вопросы статистики. -1997. № 5. — С. 70−76.
  59. .Б., Котюков В. И., Ягольницер М. А. Экономико-статистические модели с переменной структурой. Новосибирск. Наука, 1984. — 243 с.
  60. A.A., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение. СПБ.: Лань, 1997. — 304 с.
  61. В.М. Региональный анализ эффективности общественного производства (Математико-статистические методы исследования). М.: Статистика, 1977. — 168 с.
  62. П. Экономика. Том I. Перевод с англ. М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992. — 334 с.
  63. Е. О методике и системе показателей статистического изучения рынка сельскохозяйственной продукции //Вопросы статистики. 1995. — № 10.-С. 19−22.
  64. Е., Лапосова Т., Тиванова Т. Состояние инфраструктуры отдельных секторов товарных рынков в 1997 году (о рынке мяса птицы) //Вопросы статистики. 1998. — № 1. — С. 60−63.
  65. Т.В. Проблемы статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения на товарном рынке. Автореф. дисс. на соис. ученой степени к.э.н. М.: МЭСИ, 1998. 23 с.
  66. A.C., Бабайцев В. А., Браилов A.B., Шандра И. Г. Математика в экономике. Учебник: В 2-х ч. 4.2. М.: Финансы и статистика, 1999. -376 с.
  67. Статистика коммерческой деятельности: Учебник для вузов / О. Э. Башина, И. К. Беляевский, Л. А. Данченок и др.: Под ред. проф. И. К. Беляевского, О. Э. Башиной. М.: Финстатинформ, 1996.- 288 с.
  68. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. Под ред. И. К. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
  69. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику /Пер. с англ. СпБ.: Экономическая школа, 1995. — 432 с.
  70. Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. Перевод с англ. Под редакцией проф. Ефимовой М. Р. М.: «Финансы». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1999. — 528 с.
  71. А., Андреева Т. Статистический анализ сезонности в промышленности СССР //Вестник статистики. 1989. — № 2.- С. 10−15.
  72. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992.- 704 с.
  73. А.Н. Структурные пропорции АПК зарубежных стран. М.: ВАСХНИЛ, НИИ ТЭИ АПК, 1989. 71 с.
  74. И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики //Вопросы экономики. 1997. -№ 8.-С. 112−124.
  75. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 1997. — 698 с.
  76. Н. Об организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий розничной и оптовой торговли //Вопросы статистики. -1996.-№ 9. -С. 14−18.
  77. Г. С. Аграрная реформа в России и развитие АПК в странах запада. Н. Новгород, Нижегородская гос. сельхозакадемия, 1995. — 99 с.
  78. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
  79. М.М., Манелля А. И. Статистический анализ тенденций и колеблемости. М.: Финансы и статистика, 1983. — 207 с.
  80. М., Попова О. Статистическое измерениеколебаний и |устойчиво-сти урожайности сельскохозяйственных^ культур //Вестник статистики.1980. № 9. — С. 43−45. МММ П |. i|. j j : — I j '
  81. Agricultural Marketing, Systems, Coordination,' Cash arid Future Prices. W.D. Pursell. Reston Publishing Company, Reston- Virginia, 1979. 472 p.
  82. Agricultural Product Prices (second edition) W.G. Tomek- K.L. Robinson. Cornell Univ. Press. Ithaca and London, 1995. 367 p.
  83. Factors Affecting Supply, Demand, and Prices of U.S. Rice., W.R. Grant and M.N. Leath. US Departament of Agriculture. Economics, Statistics, and Cooperatives Service, Washington, 1979. 150p.
  84. From Land to Mouth. Understanding the Food System. B. Kneen, NC Press Limited, Toronto, 1989. 212 p.
  85. Getes Т., Linden F. Costs and Competition. American Experience Abroad. New York, 1961. 100 p.
  86. Goldstein A.S. Buying And Selling A Bisiness Sucessfully. Dow Jones Irwin Homewood, Illinois, 1990. 292 p.
  87. Profits in the United States. An Introduction to a Study of Economic Concentration and Business Cycles. H.J. Shekman. Univ. of California, Riverside. Cornell Univ Press. Ithaca, New York, 1968. 252 p.
  88. The Economics of Relative Prices. Proceeding of Conference held by International Economic Assotiation in Athens, Greece. Ed. by B. Csikos — Nagy- Douglas Hague and Graham Hall. St. Martins Press.: New York, 1984. 551 p.
  89. Ь-2 У / ъ-2 У I Ч 1−21. ОЛ^ / / г-з Уз Ч «•ОДЬ^ 0.18^г-4 т-4 г-4
  90. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке молока цельного (по Самарской области) Обозначения: X номер текущего месяца-
  91. Э (руб./чел) среднедушевой денежный расход на покупку цельно-молочной продукции в регионе за месяц- С>сх. Пр.(кг/чел) — сельскохозяйственное производство молока в расчете на одного жителя региона за месяц-
  92. С>сх. Реал-(кг/чел) сельскохозяйственная реализация молока в расчете на одного жителя региона за месяц-
  93. С>п.пр. (кг/чел) производство молока и молочных продуктов в пересчете на молоко в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.1.блок1. Я блок
  94. Продолжение приложения 1 Ш блок0.490.360.491. СПРОС -0.26 ПРЕДЛОЖЕНИЕ0 1 <}ошр.руб./чел.) (кг./чел.)1. СПРОС -0.17 ПРЕДЛОЖЕНИЕ1. О * Рочжяп.руб./чел.) (кг./чеп.)спрос -0.17 ГГЕДПОЖ1НИЕ1. О 1 руб./чел.) (кг./чел.)
  95. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложенйя на региональном рынке масла животного (по Самарской области) Обозначения: t номер текущего месяца-
  96. О (руб./чел) среднедушевой денежный расход на покупку масла животного в регионе за месяц-
  97. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке яиц (по Самарской области). Обозначения: 1 номер текущего месяца-
  98. Б (руб/чел) среднедушевой денежный расход на покупку яиц в регионе за месяц-
  99. Рсх.реал. (кг/чел) реализация яиц сельским хозяйством в расчете на одного жителя региона за месяц.0,67
  100. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке масла растительного (по Самарской области). Обозначения: Ь- номер текущего месяца-
  101. Э (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку масла растительного в регионе за месяц-
  102. С> п.пр. (кг/чел.) производство масла растительного в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.0.13
  103. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке хлеба и хлебобулочных изделий (по Самарской области).1. Обозначения:1.номер текущего месяца-
  104. Б (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку хлеба и хлебобулочных изделий в регионе за месяц-3 п &bdquo-р. (кг/чел.) производство хлеба и хлебобулочных изделий в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.-0,221.4
  105. Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке картофеля (по Самарской области). Обозначения: I- номер текущего месяца-
  106. О (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку картофеля в регионе за месяц-
  107. С) сх реал,(кг/чел.) реализация картофеля сельским хозяйством в расчете на одного жителя региона за месяц.
  108. Значение ПКК между показателями производства продуктов питания с учетом различных периодов запаздывания и показателями реализованного спроса на эти продукты по Самарской области
Заполнить форму текущей работой