Статистическая методология исследования спроса населения региона на продовольственные товары
Диссертация
В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России объективная статистическая информация о состоянии товарных рынков является важнейшим фактором, определяющим эффективность управленческих решений на всех уровнях народного хозяйства. Неравные стартовые условия вступления субъектов РФ в рыночные отношения, неразвитость рыночной инфраструктуры, демпинг со стороны зарубежных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическая и информационная база статистического исследования спроса на продовольственные товары в регионе
- 1. 1. Спрос как экономическая категория, статистические параметры спроса на продовольственные товары в регионе
- 1. 2. Факторы спроса населения на продукты питания в системе показателей региональной статистики
- 1. 3. Статистический анализ взаимодействия спроса и предложения на продовольственном рынке региона (Самарской области)
- Глава 2. Методология статистического исследования ценовых и неценовых факторов спроса на продовольственные товары в регионе
- 2. 1. Анализ влияния цен продовольственных товаров на объемы спроса с использованием разрывных регрессионных моделей
- 2. 2. Исследование ценовой эластичности потребительского спроса на продовольствие с применением теста Чоу
- 2. 3. Статистическая оценка влияния доходов покупателей и сезонности на спрос
- Глава 3. Многофакторное статистическое моделирование и индикаторы динамики спроса на продукты питания в регионе
- 3. 1. Регрессионные модели спроса на основные виды продовольствия в регионе
- 3. 2. Главные компоненты регионального потребительского спроса на продовольствие
- 3. 3. Статистические индикаторы изменения спросовой составляющей продовольственного рынка региона (Самарской области)
Список литературы
- Астратова Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход.- Шадринск: ПО «Исеть», 1996. 324 с.
- Баранова Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. Экономический словарь справочник.- М.: Экономика, 1998. — 351 с.
- Безоушка И., Витлачил И., Валтер Я. Изучение потребительского спроса населения. М.: Статистика, 1964. — 329 с.
- Беляевский И. Статистика товарного рынка: оценка рыночной конъюнктуры // Вопросы статистики.- 1997.- № 4.- С. 20−25.
- Берт М. Балк. Индексы потребительских цен и проблема сезонности // Вопросы статистики. 1996. № 2.- С. 24−26.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД., 1994.688 с.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1997.- 608 с.
- Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст, 2-е изд. — С.- Петербург: Судостроение, 1998. 540 с.
- Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы.- М.: Финстатинформ, 1995.187 с.
- Глинский В.В., Ионин В. Г. Статистический анализ. Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 264 с.
- Голубев A.B. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996. — 168 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998.- 416 с.
- Господарчук Г. Г. Ценовое регулирование региональных товарных рынков.-Н.Новгород: Новгородский ун-т, 1996. 240 с.
- Дадаян B.C., Тавадян A.A. Системология экономических категорий. М.: Наука, 1992. — 109 с.
- Джильберт М., Крэвис Ирв. Международные сравнения национального продукта и уровня цен / Пер. с англ. В. М. Кудрова. М.: Госстандарт, 1962. -338 с.
- Дмитриев B.JI. Маркетинг: измерение и прогнозирование спроса. Самарский филиал Международной Академии менеджмента. Самарский экономический институт. Самара. 1993.- 323 с.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика //Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.- 784 с.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики: Учебно-практическое пособие. М.: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. 1998.- 108 с.
- Дубров A.M. Обработка статистических данных методом главных компонент." М.: Статистика, 1978. 136 с.
- Евдокимов Ф.И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие, 3-е изд., перераб. и доп. Д.: Сталкер, 1998. — 432 с.
- Ефимова M.P., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. М.: ИНФРАМ., 1996.-416 с.
- Зарова Е.В. Региональное ценообразование в агропромышленной сфере экономики. Проблемы статистического исследования. — М.: Рос. экон. акад., 1998. -317 с.
- Зарова Е.В., Проживина H.H. Статистическое исследование «трения рыночного приспособления» в агропромышленной сфере экономики региона // Вопросы статистики.- 1999. № 9. — С. 42−47.
- Зарова Е., Рыжов М. Методы анализа влияния роста потребительских цен на структуру денежных доходов населения Самарской области И Вопросы статистики.- 1997.- № 5.- С. 66−69.
- Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / Перевод с англ. М.: Прогресс, 1996.- 658 с.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: учебное пособие под ред. ИЛС.Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997.- 160 с.
- Ильюшонок С.Е., Можин В. П., Панченко A.B. Планирование развития аг-рарно-промышленного комплекса. Новосибирск: Наука, СО, 1975. — 172 с.
- Ильюшонок С.Е. Планирование развития аграрно-промышленных комплексов. Новосибирск, СО АН СССР, 1979. — 236 с.
- Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1998. 448 с.
- Козлов М. Экономический анализ формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в России // Вопросы статистики. 1997. -№ 9.- С. 55−64.
- Колемаев В.А. Математико-статистические модели сельскохозяйственного производства // Статистическое моделирование экономических процессов. Ученые записки по статистике АН СССР. М.: Статистика. 1980. — Т. 36 — С. 170. 195.
- Колемаев В.А. Математическая экономика: Учебник для вузов—М.: ЮНИТИ, 1998. 240 с.
- Корнай Я. Дефицит /Пер. с венгерского. М.: Наука, 1990. — 607 с.
- Крастинь О., Склока Б. Анализ колеблемости и устойчивости динамики // Вопросы статистики. 1985. — № 7. — С. 37−39.
- Крылатых Э.Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК. М.: Экономика, 1983.- 231 с.
- Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Т. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ ДАНА, 2000.- 771 с.
- Липсиц В.М. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997. 354 с.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Издание 4-е. М.: Издательство ABF,-1996.-704 с.
- Лосева В.И. Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве (по материалам выборочного обследования) // Вопросы статистики. 1999.- № 9. -С. 74−78.
- Лосева В.И. Экономическая конъюнктура в сельском хозяйстве (по материалам выборочного обследования) // Вопросы статистики. 1998. — № 9. -С. 53−56.
- Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.- 544 с.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. T.I. Пер. с англ. М.: Республика, 1992.- 392 с.
- Манелля А. Метод исследования сезонности сельскохозяйственного производства //Вопросы статистики. 1997.- № 5, — С. 54−58.
- Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 416 с.
- Менкью Г. М. Принципы экономики. Пер. с англ. СПб. Питер Ком, 1999.784 с.
- Методологические положения по статистике. Вып. 1. Госкомстат России. -М., 1996. 674 с.
- Методологические положения по статистике. Вып. 3. Госкомстат России. — М., 2000. 294 с.
- Никитина В. Моделирование статистических характеристик спроса // Вестник статистики. 1976. — № 4. — С. 28−30.
- Никитин С.М. Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма. М.: Наука, 1973. — 384 с.
- Новиков В. Ценообразование в переходный период // Экономист. 1996. -№ 3. — С. 65−69.
- Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: «Ось -89», 1998.-80 с.
- Пономарева З.Ф. Проблемы использования рабочей силы в сезонных отраслях промышленности. Автореф. дис. на соискание учен, степени кандидата эконом, наук. -М.: МЭСИ, 1970.-22 с.
- Практикум по теории статистики / Учебное пособие. Под ред. Р.А. Шмой-ловой. М.: Финансы и статистика. 1998. — 416 с.
- Пятакова Ф.С. Личное потребление: региональный анализ и планирование. -Киев: Наукова думка, 1984. 215 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
- Райская Н., Френкель А. Анализ временных лагов информационного процесса // Вопросы статистики. 1997. — № 4. — С. 39−43.
- Региональная статистика.: Учебное пособие / Самарск. гос. экон. акад. -Самара, 1999. 384 с.
- Розанова И., Авдашева С. Применение традиционной методологии анализа рыночных структур к условиям России (на примере исследования рынка молока Ставропольского края и Белгородской области) //Вопросы статистики. -1997. № 5. — С. 70−76.
- Розин Б.Б., Котюков В. И., Ягольницер М. А. Экономико-статистические модели с переменной структурой. Новосибирск. Наука, 1984. — 243 с.
- Рябикина A.A., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение. СПБ.: Лань, 1997. — 304 с.
- Рябцев В.М. Региональный анализ эффективности общественного производства (Математико-статистические методы исследования). М.: Статистика, 1977. — 168 с.
- Самуэльсон П. Экономика. Том I. Перевод с англ. М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992. — 334 с.
- Седова Е. О методике и системе показателей статистического изучения рынка сельскохозяйственной продукции //Вопросы статистики. 1995. — № 10.-С. 19−22.
- Седова Е., Лапосова Т., Тиванова Т. Состояние инфраструктуры отдельных секторов товарных рынков в 1997 году (о рынке мяса птицы) //Вопросы статистики. 1998. — № 1. — С. 60−63.
- Соколова Т.В. Проблемы статистической оценки и анализа эластичности спроса и предложения на товарном рынке. Автореф. дисс. на соис. ученой степени к.э.н. М.: МЭСИ, 1998. 23 с.
- Солодовников A.C., Бабайцев В. А., Браилов A.B., Шандра И. Г. Математика в экономике. Учебник: В 2-х ч. 4.2. М.: Финансы и статистика, 1999. -376 с.
- Статистика коммерческой деятельности: Учебник для вузов / О. Э. Башина, И. К. Беляевский, Л. А. Данченок и др.: Под ред. проф. И. К. Беляевского, О. Э. Башиной. М.: Финстатинформ, 1996.- 288 с.
- Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. Под ред. И. К. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
- Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику /Пер. с англ. СпБ.: Экономическая школа, 1995. — 432 с.
- Уотшем Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. Перевод с англ. Под редакцией проф. Ефимовой М. Р. М.: «Финансы». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1999. — 528 с.
- Френкель А., Андреева Т. Статистический анализ сезонности в промышленности СССР //Вестник статистики. 1989. — № 2.- С. 10−15.
- Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992.- 704 с.
- Хитров А.Н. Структурные пропорции АПК зарубежных стран. М.: ВАСХНИЛ, НИИ ТЭИ АПК, 1989. 71 с.
- Храмова И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики //Вопросы экономики. 1997. -№ 8.-С. 112−124.
- Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 1997. — 698 с.
- Шинкарева Н. Об организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий розничной и оптовой торговли //Вопросы статистики. -1996.-№ 9. -С. 14−18.
- Широкалова Г. С. Аграрная реформа в России и развитие АПК в странах запада. Н. Новгород, Нижегородская гос. сельхозакадемия, 1995. — 99 с.
- Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
- Юзбашев М.М., Манелля А. И. Статистический анализ тенденций и колеблемости. М.: Финансы и статистика, 1983. — 207 с.
- Юзбашев М., Попова О. Статистическое измерениеколебаний и |устойчиво-сти урожайности сельскохозяйственных^ культур //Вестник статистики.1980. № 9. — С. 43−45. МММ П |. i|. j j : — I j '
- Agricultural Marketing, Systems, Coordination,' Cash arid Future Prices. W.D. Pursell. Reston Publishing Company, Reston- Virginia, 1979. 472 p.
- Agricultural Product Prices (second edition) W.G. Tomek- K.L. Robinson. Cornell Univ. Press. Ithaca and London, 1995. 367 p.
- Factors Affecting Supply, Demand, and Prices of U.S. Rice., W.R. Grant and M.N. Leath. US Departament of Agriculture. Economics, Statistics, and Cooperatives Service, Washington, 1979. 150p.
- From Land to Mouth. Understanding the Food System. B. Kneen, NC Press Limited, Toronto, 1989. 212 p.
- Getes Т., Linden F. Costs and Competition. American Experience Abroad. New York, 1961. 100 p.
- Goldstein A.S. Buying And Selling A Bisiness Sucessfully. Dow Jones Irwin Homewood, Illinois, 1990. 292 p.
- Profits in the United States. An Introduction to a Study of Economic Concentration and Business Cycles. H.J. Shekman. Univ. of California, Riverside. Cornell Univ Press. Ithaca, New York, 1968. 252 p.
- The Economics of Relative Prices. Proceeding of Conference held by International Economic Assotiation in Athens, Greece. Ed. by B. Csikos — Nagy- Douglas Hague and Graham Hall. St. Martins Press.: New York, 1984. 551 p.
- Ь-2 У / ъ-2 У I Ч 1−21. ОЛ^ / / г-з Уз Ч «•ОДЬ^ 0.18^г-4 т-4 г-4
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке молока цельного (по Самарской области) Обозначения: X номер текущего месяца-
- Э (руб./чел) среднедушевой денежный расход на покупку цельно-молочной продукции в регионе за месяц- С>сх. Пр.(кг/чел) — сельскохозяйственное производство молока в расчете на одного жителя региона за месяц-
- С>сх. Реал-(кг/чел) сельскохозяйственная реализация молока в расчете на одного жителя региона за месяц-
- С>п.пр. (кг/чел) производство молока и молочных продуктов в пересчете на молоко в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.1.блок1. Я блок
- Продолжение приложения 1 Ш блок0.490.360.491. СПРОС -0.26 ПРЕДЛОЖЕНИЕ0 1 <}ошр.руб./чел.) (кг./чел.)1. СПРОС -0.17 ПРЕДЛОЖЕНИЕ1. О * Рочжяп.руб./чел.) (кг./чеп.)спрос -0.17 ГГЕДПОЖ1НИЕ1. О 1 руб./чел.) (кг./чел.)
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложенйя на региональном рынке масла животного (по Самарской области) Обозначения: t номер текущего месяца-
- О (руб./чел) среднедушевой денежный расход на покупку масла животного в регионе за месяц-
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке яиц (по Самарской области). Обозначения: 1 номер текущего месяца-
- Б (руб/чел) среднедушевой денежный расход на покупку яиц в регионе за месяц-
- Рсх.реал. (кг/чел) реализация яиц сельским хозяйством в расчете на одного жителя региона за месяц.0,67
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке масла растительного (по Самарской области). Обозначения: Ь- номер текущего месяца-
- Э (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку масла растительного в регионе за месяц-
- С> п.пр. (кг/чел.) производство масла растительного в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.0.13
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке хлеба и хлебобулочных изделий (по Самарской области).1. Обозначения:1.номер текущего месяца-
- Б (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку хлеба и хлебобулочных изделий в регионе за месяц-3 п &bdquo-р. (кг/чел.) производство хлеба и хлебобулочных изделий в пищевой промышленности в расчете на одного жителя региона за месяц.-0,221.4
- Парные коэффициенты корреляции статистических оценок спроса и предложения на региональном рынке картофеля (по Самарской области). Обозначения: I- номер текущего месяца-
- О (руб./чел.) среднедушевой денежный расход на покупку картофеля в регионе за месяц-
- С) сх реал,(кг/чел.) реализация картофеля сельским хозяйством в расчете на одного жителя региона за месяц.
- Значение ПКК между показателями производства продуктов питания с учетом различных периодов запаздывания и показателями реализованного спроса на эти продукты по Самарской области