Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ вибраций, генерируемых линиями метрополитена, и разработка комплекса мероприятий по их снижению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из лучших способов виброизоляции является повышение упругих свойств обделки (в качестве материала использовать, например, чугун со снижением уровня вибрации на ~ 30 дБ, еще 10 дБ получается, если его использовать в сочетании с резиной). Использование защитных экранов в грунте с большой скоростью распространения упругих волн не эффективно. В рыхлом грунте имеет смысл использования в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. !. Обзор литературы и постановка задачи
    • 1. 1. Вибрации, возбуждаемые движением метропоездов. Анализ факторов, влияющих на виброактивность трасс метрополитена
      • 1. 1. 1. Распространение вибраций по грунту
    • 1. 2. Методы прогнозирования уровней вибрации от линии метрополитена
      • 1. 2. 1. Метод Унгара и Бендера
      • 1. 2. 2. Метод расчета, разработанный компаниями WIA и LTI
      • 1. 2. 3. Отечественный метод расчета
    • 1. 3. Анализ существующих методов борьбы с вибрацией трасс метрополитена
      • 1. 3. 1. Экранирование
    • 1. 4. Подходы к задаче определения параметров вязкоупругих неоднородных сред
      • 1. 4. 1. Сейсмическая томография на временных задержках
      • 1. 4. 2. Томография на поверхностных волнах
      • 1. 4. 3. Томография неоднородных вязкоупругих сред
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Методика натурных исследований вибрации, возбуждаемой поездами метрополитена и процедура камеральной обработки результатов
    • 2. 1. Методика натурных исследований
    • 2. 2. Процедура камеральной обработки результатов измерений
    • 2. 3. Результаты измерений вибрации в перегонных тоннелях метрополитена
    • 2. 4. Результаты измерений вибрации на станциях метрополитена
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Математические модели возбуждения вибрации обделки тоннеля и распространения колебаний в грунте
    • 3. 1. Механическая модель
    • 3. 2. Формулировка математической модели колебаний обделки. Модовая структура акустического поля, возбуждаемого колебаниями цилиндрической обделки тоннеля метрополитена в грунте
    • 3. 3. Моделирование распространения упругой волны в грунте
    • 3. 4. Моделирование волны Релея в приповерхностном слое грунта
    • 3. 5. Изолирующие свойства вертикальной стенки
    • 3. 6. Компьютерное моделирование
    • 3. 7. Результаты расчетов распространения упругих волн в грунте и эффективности виброизолирующих экранов
    • 3. 8. Выводы
  • Глава 4. Математические модели возбуждения вибрации конструктивных элементов протяженных подземных объектов метрополитена
    • 4. 1. Общие положения
    • 4. 2. Конструкции станций, тупиков, СТП и камер съезда метрополитена 98 4.2.1. Путь и контактный рельс
    • 4. 3. Разработка методики расчета уровня вибрации
      • 4. 3. 1. Метод бесконечной в длину плиты
      • 4. 3. 2. Метод плиты конечных размеров
      • 4. 3. 3. Процедура интегрирования в пределах октавной полосы
    • 4. 4. Излучение упругих волн в грунт, вызванное колебаниями упругой пластины
      • 4. 4. 1. Формулировка математической модели колебаний площадки
      • 4. 4. 2. Модель распространения упругих волн в грунте
    • 4. 5. Расчет типовых конструкций подземных сооружений метрополитена
      • 4. 5. 1. Расчет станций
      • 4. 5. 2. Расчет камер съезда
      • 4. 5. 3. Расчет СТП
    • 4. 6. Расчет и прогнозирование виброакустической обстановки внутри подземных объектов метрополитена
      • 4. 6. 1. Расчет уровня вибрации на платформах нижнего и верхнего ярусов двухъярусной станции
      • 4. 6. 2. Модель бесконечной плиты
      • 4. 6. 3. Расчет с учетом активной реакции грунта
      • 4. 6. 4. Расчет по модели конечной прямоугольной плиты
    • 4. 7. Расчет уровня вибрации на несущих плитах подземных объектов метрополитена
    • 4. 8. Расчет уровня вибрации на поверхность грунта вблизи подземных сооружений метрополитена
    • 4. 9. Выводы
  • Глава 5. Распространение упругих волн в грунте с вертикальной стратификацией (случай приповерхностного волновода)
    • 5. 1. Постановка задачи
    • 5. 2. Расчет вибрации в стратифицированном грунте, возбуждаемой проходящим составом
    • 5. 3. Выводы
  • Глава 6. Расчет виброизоляционной конструкции пути метрополитена
    • 6. 1. Формулировка модели
    • 6. 2. Результаты расчетов
      • 6. 2. 1. Возможные технические реализации
    • 6. 3. Выводы
  • Глава 7. Разработка методики определения физико-механических свойств грунтов
    • 7. 1. Общие положения
    • 7. 2. Проведение измерений
    • 7. 3. Вычисление коэффициента затухания а (со). Задача параметрической идентификации
    • 7. 4. Расчет уровней вибрации на поверхности грунта
    • 7. 5. Постановка задачи по экспериментальному определению механических свойств грунтов
    • 7. 6. Процедура оценки упругих динамических, массовых и диссипативных параметров грунта
    • 7. 7. Рекомендации по проведению измерений. Основные задачи определения акустических параметров грунта
    • 7. 8. Выводы
  • Глава 8. Оценка вибрации в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена
    • 8. 1. Анализ состояния вопроса в области нормирования, измерения и оценки вибрации
      • 8. 1. 1. Нормирование вибрации
        • 8. 1. 1. 1. Отечественная практика
        • 8. 1. 1. 2. Международный опыт
        • 8. 1. 1. 3. Немецкий стандарт DIN 4150, часть
      • 8. 1. 2. Измерение и оценка вибрации
        • 8. 1. 2. 1. Аппаратура
        • 8. 1. 2. 2. Условия и правила проведения измерений
        • 8. 1. 2. 3. Обработка и оценка результатов измерений
    • 8. 2. Рекомендации по оценке вибрации в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена
      • 8. 2. 1. Характеристика вибрационного процесса, выбор контролируемого параметра вибрации и нормативных значений
      • 8. 2. 2. Требования к аппаратуре, условиям и правилам проведения измерений
      • 8. 2. 3. Обработка результатов измерений
      • 8. 2. 4. Оценка вибрационного воздействия
    • 8. 3. Выводы

Анализ вибраций, генерируемых линиями метрополитена, и разработка комплекса мероприятий по их снижению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Увеличение провозной способности транспорта в современных крупных городах невозможно без развития наиболее совершенного вида массового транспорта — метрополитена. Однако требования к условиям проживания населения вблизи магистралей приводят к необходимости учитывать возможные воздействия поездов на окружающую среду.

Известно, что линии метрополитена, особенно мелкого заложения, являются источником повышенной вибрации зданий, расположенных в зоне их влияния [84]. В связи с этим возникает ряд экологических проблем. Первая задача прогнозирования уровней вибрации в жилой застройке, прилегающей к проектируемым и строящимся линиям. Другой, не менее важной задачей является оценка эффективности различных мероприятий по защите зданий и сооружений как от проектируемых, так и существующих линий метрополитена. Важность этих задач определяется как масштабами развития сети линий метрополитена в городе Москве, так и высоким уровнем материальных и финансовых затрат на реализацию мероприятий по защите зданий от вибрации. Ошибки в прогнозировании ожидаемых уровней вибрации и оценке эффективности виброзащитных мероприятий и конструкций могут привести к значительным материальным и финансовым потерям.

Для прогнозирования уровней вибрации в зоне, прилегающей к линиям метрополитена, а также для оценки эффективности мероприятий по виброизоляции зданий необходимо создание надежной методики расчета вибрационного поля, порождаемого поездами метрополитена.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.

13.Результаты работы положены в основу нового «Руководства по оценке вибрации в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена», учитывающего специфику источника и основанного на современных представлениях, отраженных в международных и отечественных стандартах.

14.При разработке СНиП 32−08−2004 все перечисленные в работе «Руководства.» были переработаны в Своды правил (СП 23−105−2004) «Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена» и (СП 23−104−2004) «Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена «.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время механизм возбуждения вибрации грунта изучен недостаточно. Поскольку спектральная плотность силы, возникающей при взаимодействии колесной пары с верхним строением пути зависит от состояния поверхностей качения колес и рельса, систем рессорного подвешивания вагона, от характеристик пути и его основания, от скорости движения поезда, от профиля рельса, качества рихтовки пути, кривизны его на месте проведения испытания и от других факторов, оценка уровней виброускорения на лотковой части тоннеля расчетным путем представляет достаточно сложную задачу. Существенные трудности возникают и при решении задачи определения коэффициента передачи колебаний от обделки к поверхности грунта. Определение коэффициента передачи требует использования вычислений на ЭВМ.

В дополнение к математическим трудностям проблема осложняется отсутствием данных о геометрических характеристиках и упругих свойствах слоев грунта. Обычно данные о геологическом строении района в окрестности линий метрополитена получают на основе анализа проб грунта при бурении, но количество скважин обычно ограничено, а упругие свойства грунта определяются весьма приблизительно.

Вследствие сложности вибрационного поля и отсутствия достаточно подробных данных о геометрических и физических свойствах слоев грунта, в настоящее время приходится полагаться на комбинацию эмпирических и аналитических методов.

Анализируя известные методы борьбы с вибрацией, применяемые на трассах метрополитена, следует отметить их широкое разнообразие. Существующие конструкции позволяют снижать уровни вибрации в широком диапазоне частот, имеют достаточную эффективность и позволяют подобрать подходящие средства борьбы с вибрацией в каждой конкретной ситуации. Однако в каждом конкретном случае требуется тщательный подбор параметров виброзащитных мероприятий с учетом физических моделей применяемых систем, конкретных технических и геологических условий. Поэтому актуальность унифицированной методики, объединяющей расчет и последовательное моделирование возбуждения вибрации и ее распространения сохраняется. Часть возникающих при этом проблем решена в настоящей работе. В частности, были проведены теоретические исследования колебаний обделок тоннелей метрополитена различного типа, рассматриваемых как упругие оболочки, создана математическая модель упругих волн в грунте, учитывающая распространение продольных, поперечных, а также волн Рэлея в грунте.

Учет поверхностных волн Рэлея в практике акустических расчетов, связанных с метрополитеном, производится впервые. Была показана важность роли последних при передаче энергии вибрации к жилой застройке вследствие малого затухания поверхностных волн. Их учет принципиален для наиболее важного случая линий мелкого заложения.

Результаты данной работы использованы при разработке Виброакустической лабораторией «Тоннельной ассоциации» «Методики прогнозирования уровня вибрации от движения поездов метрополитена и расчет виброзащитных устройств» .

Данной работе предшествовала большие предварительные исследования, включающие анализ отечественной и зарубежной литературы, а также знакомство с аналогичными работами ФРГ (Берлин, Мюнхен и т. д.).

Для проверки развиваемых теоретических концепций проведен ряд измерений уровней колебаний обделок, а также генерируемых вибраций в жилой застройке. Обработанные согласно описываемой в работе методике результаты демонстрируют хорошее согласие с прогнозируемыми уровнями вибраций. Следовательно, представленная методика может быть квалифицирована как серьезный рабочий инструмент для прогнозирования и расчета виброакустического состояния в зонах, прилегающих к трассам метрополитена.

Первая серия измерений уровней вибрации проводились в тоннеле метрополитена на перегоне между станциями «Молодежная» — «Крылатское» на участке между 155 и 156 пикетами, а также на поверхности грунта над осью тоннеля в этом же месте. План местности в районе проведения эксперимента представлен на рис. 2.1.

В тоннеле одновременно регистрировались: — уровни виброускорения на лотковой части тоннеля, радиальная, аксиальная и тангенциальная составляющие виброускорения на боковой стенке тоннеля- - вертикальные составляющие виброускорения на лотковой части тоннеля в двух точках, разнесенных на 16 м вдоль пути и уровни радиальной и азимутальной составляющих на боковой стенке.

На поверхности грунта регистрировались вертикальная и горизонтальная составляющие виброускорения над осью тоннеля. При этом акселерометры располагались на металлическом штыре, забитом в грунт, или на массивной плите.

Найдены типичные спектрограммы составляющих виброускорения на лотковой части и на стенке обделки. Данные представлены в третьоктавных полосах и в полосах с разрешением по частоте, равным 1/21 октавы.

Характерным для всех представленных спектров является наличие максимума в диапазоне частот 40−50 Гц.

По результатам натурных измерений уровней виброускорения на лотковой части обделки тоннеля были построены гистограммы распределения уровней виброускорения в 1/3-октавных полосах частот в диапазоне 20 — 80 Гц.

Эти данные были использованы при определении исходных уровней виброускорения для различных типов обделки тоннелей в различных геологического залегания расчетным путем.

Вторая серия измерений проводилась на платформе станции метро «Подбельского» и на поверхности грунта в районе этой станции.

Проводились измерения уровней виброускорения, возбуждаемых на поверхности грунта при прохождении поездов метрополитена.

Анализ результатов, представленных на рисунках 2.13−2.14 показывает, что традиционный подход к моделированию вибрационного поля в окрестности трасс метрополитена дает существенно заниженные результаты для уровней вибрации, что может приводить к неадекватным конструктивным решениям при проектировании новых линий метрополитена и следовательно, к значительным материальным и финансовым потерям. Учет волны Релея позволяет значительно улучшить достоверность прогноза величин.

На базе перечисленного комплекса исследований создана инженерная методика [33,34], включающая пакет программ, которая позволяет производить необходимые расчеты уровней вибрации как в простом случае однородного грунта в виде цилиндрических функций, удовлетворяющих условиям на поверхности почвы и внешней стороне обделки, так и в условиях стратификации грунта. Обделка тоннеля рассматривается как упругая оболочка, на которой возбуждаются как продольные, так и азимутальные колебания. Наряду с объемными волнами в грунте принимаются во внимание и поверхностные волны.

Для повышения точности в случае неоднородного грунта используется расчетная схема с учетом вертикальной неоднородности. Для расчета передающих свойств сложных типов обделок на основе анализа модовой структуры поля производится подбор адекватных оболочечных моделей.

Жесткость грунта является главным параметром, определяющим уровень вибрации на поверхности земли. Если грунт рыхлый и сухой, то в этом случае он не является достаточно надежным виброизолятором и уровень вибрации на поверхности при мелком заложении может достигать 40 — 60 дБ.

В настоящей работе предлагается также набор рекомендаций по снижению уровней вибрации. Причем, следует подчеркнуть, что большое внимание в ней уделено подавлению вибрации в источнике, т. е. в системе вагон — вагонная тележка — колесо — рельс — путевой бетон (или другие конструкции, включая обделку).

Для подавления вибрации в расчетной программе учтены следующие способы виброизоляции:

1) экран (или полость) в грунте на пути распространения акустических волн;

2) виброизоляция обделки засыпкой грунта с высоким коэффициентом поглощения;

3) плиты жесткости в основании и перекрытии тоннелей.

Использование защитных бетонных плит над обделкой толщиной до 1 м приводит к уменьшению уровня на 8 — 12 дБ.

Одним из лучших способов виброизоляции является повышение упругих свойств обделки (в качестве материала использовать, например, чугун со снижением уровня вибрации на ~ 30 дБ, еще 10 дБ получается, если его использовать в сочетании с резиной). Использование защитных экранов в грунте с большой скоростью распространения упругих волн не эффективно. В рыхлом грунте имеет смысл использования в качестве экрана пустого слоя в грунте (типа траншеи). В этом случае снижение уровня достигает 5−10 дБ. Стоит отметить, что для правильного использования этого метода защиты необходим тонкий анализ дифракционной картины, так как в противном случае вместо уменьшения уровня можно получить обратный результат: его увеличение (экран в этом случае играет роль собирающей линзы). Анализ дифракции на экране позволяет оптимизировать местоположение экрана и его характеристики. К изучению этого вопроса предполагаем вернуться в будущем.

Развиты новые подходы анализа волновой структуры вибрационного поля, в частности учитывающие волноводные свойства грунта. Зависимость скорости звука в среде от глубины представленная на рис. 4.2 с минимумом на определенной глубине является характерной для звукового канала. В этом случае происходит захват волны между двумя уровнями hj и h, где поле давления имеет осциллирующий характер, а вниз от этой области экспоненциально спадает. Для случая, приведенного на рис. 4.2 имеет место мелкий приповерхностный канал при z.

Эффект захвата волны звуковым каналом приводит к отсутствию расходимости по вертикали и, следовательно, к более медленному спаданию амплитуды с расстоянием. Максимум амплитуды звукового давления и виброускорения находится на некоторой глубине (рис. 4.1). На поверхности грунта имеет место снижение амплитуды звукового поля. Подобный эффект наблюдается на практике (см. пример в п. 4.3). Это обстоятельство необходимо иметь в виду, например, при строительстве свайных сооружений, прокладке подземных коммуникаций и т. д.

Практическое применение методов расчета, вычислительных схем и программ для ЭВМ в течение нескольких последних лет в ряде фундаментальных и прикладных областей выявило следующие проблемы. Развитые теоретические методы ограничены недостатком имеющихся исходных данных геофизического характера. В силу этого возможности получения высокоточных результатов расчетов ограничены. Разработанный в настоящей работе подход, в частности, может быть использована при решении обратной задачи оценки акустических параметров сред.

Расширение возможностей новой технологии обработки данных и анализа физических моделей предполагает дальнейшее развитие аналитических приемов в пространстве коэффициентов разложения, реализующих алгоритмы обработки высокой сложности и, возможно, создание специальных технических средств, для унификации процесса сбора экспериментальной информации и ее интеграции в имеющиеся физические модели.

Вибрация, создаваемая в жилье от движения поездов метрополитена, носит непостоянный прерывистый характер с выраженным преобладанием сигналов спектральных составляющих в полосе частот 22,5−90 Гц и повторяется с периодом, определяемым графиком движения поездов.

Для Московского метрополитена интервал следования поездов изменяется в течение рабочих суток от 1,5−2,0 мин. до 2,5−7,5 мин. днем и 1,5−4,0 мин. до 3,5−15,0 мин. ночью. Суммарное время воздействия вибрации с учетом средней длительности сигнала 12 с. составляет от 2 ч. до 3 ч. 45 мин. днем и от 14 до 35,6 мин. ночью.

Нормирование, измерение и оценка вибрации в жилых помещениях проводится в России в соответствии с введенными в 1997 г. санитарными нормами (СН № 2.2.4/2.1.8.566−96) и методическими рекомендациями (MP) № 2957 1984 г. Эти документы носят общий характер и не учитывают в полной мере специфики метрополитена. В настоящей работе проводится сопоставление российских документов с международными стандартами ISO 2631 и немецким стандартом DIN.

4150/2 и предлагаются рекомендации по разработке методики измерения и оценки в жилье от движения поездов метрополитена, учитывающие специфику источника и основанные на современных представлениях, отраженных в указанных стандартах.

При контроле вибрации в жилье от движения поездов метрополитена в качестве нормируемого параметра предлагается использовать виброускорение, опираясь при установлении допустимого значения на порог чувствительности человеческого организма. Это позволяет перейти к двухметрической оценке воздействия вибрации: по максимальному и эквивалентному значениям нормируемого параметра. Показано, что в качестве соответствующих предельных значений могут быть использованы значения установленные российскими документами [48,78] для постоянной и непостоянной вибраций.

Измерение и обработку результатов рекомендуется выполнять по методике [36,38] с учетом графика движения поездов и отношения между эффективными значениями ускорения, характерными для периодов прохождения поездов и интервалов между ними. При измерениях предлагается использовать динамическую характеристику прибора «медленно» (г = 1с), как наиболее соответствующую характеру восприятия вибрации человеком в нормируемом диапазоне частот.

Одной из основных сложностей использования акустических методов для расчетов уровней вибрации, вызванной техногенными факторами, в верхней части грунта в условиях города является отсутствие во многих случаях надежной геологической информации. Используемые в таких случаях табличные данные характеризуются фрагментарностью, отсутствием значений некоторых важных параметров и противоречивостью, приводимых в разных источниках величин. Выходом из положения может быть лишь непосредственное определение упругих и диссипативных параметров грунтов в конкретном месте. В противном случае использование методов, учитывающих стратификацию, не говоря уже о более точных конечноразностных методах, является бессмысленным. Погрешности, связанные с неточностью задания геологии во много раз превышает выигрыш, обусловленный использованием точных расчетных схем. В этих условиях можно говорить лишь об оценках поля вибраций, которые можно сделать на более простых моделях с однородным грунтом.

Учитывая изложенное, в рамках договора с МОО «Тоннельная ассоциация», МПО «Геофизсервис» совместно с ОГИИ АО «Институт гидропроект» в период с сентября 1994 по март 1995 г. выполнило опытные работы. Их целью являлась разработка методики определения скоростей продольных и поперечных волн и коэффициентов затухания в сложных городских условиях. Экспериментальное определение динамических свойств грунтов проводилось на 4-х опытных участках линии метрополитена (перегоны Волжская — Люблино, Анино — Качалово, Отрадное — Бибирево и Бибирево — Алтуфьевская).

В 1993 ~ 1995 гг. Виброакустической лабораторией Тоннельной ассоциации проводились исследования (натурные и теоретические) по определению виброакустической ситуации на прилегающих к трассе метрополитена (в одних случаях это были действующие, в других проектирующиеся или строящиеся линии). В том числе производились исследования по перегонам ВолжскаяЛюблино, Отрадное — Бибирево и Бибирево — Алтуфьевская московского метрополитена.

В расчетах, основанных на методике [33,34], использованы имеющиеся результаты инженерно-геологических изысканий, которые проводились Мосгоргеотрестом при проектировании и строительстве соответствующих участков линий метрополитена. При этом необходимо учитывать, что подобные изыскания не дают всей необходимой информации для проведения точных расчетов передачи вибрации от тоннеля на поверхность грунта. Объем и качество изысканий соответствуют требованиям «Инструкции по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей» BCH-I90−78. Их результаты дают информацию только для удовлетворения требованиям на прочность используемых конструкций и надежность их эксплуатации.

В связи со сказанным, в данной работе предлагается развитие методики прогнозирования и оценки виброакустической ситуации в районе действующих и строящихся линий метрополитена. В частности, разработана методика определения динамических и диссипативных характеристик грунта (скоростей и коэффициентов затухания упругих волн) в различных естественных геологических и вызванных техногенными факторами условиях города. Знание указанных характеристик необходимо при прогнозировании уровней вибрации в наземных зданиях и сооружениях, возникающих при движении поездов метрополитена, а также для оценки эффективности мероприятий по их виброзащите. Методика может быть использована при проектировании и строительстве новых линий метрополитена во всех случаях, когда имеется неопределенность в динамических характеристиках верхней части грунта при расчетах ожидаемых уровней вибрации на поверхности грунта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Л. Теория механических колебаний. М. Высшая школа, 1980.
  2. И.И. Вибрационная механика. М., Наука, 1994.
  3. Л.А., Гитман Ф. Е., Костарев С. А. Звукоизоляция ортотропных междуэтажных перекрытий. Труды X Всесоюзной конференции. 1983
  4. Л.А., Гитман Ф. Е., Костарев С. А. Способ изготовления железобетонной плиты междуэтажного перекрытия. А.с. № 1 296 698, бюл. № 10, 1987.
  5. Л.М., Гончаров В. В. Введение в механику сплошных сред. М., Наука, 1982.
  6. Ведомственные строительные нормы «Прогнозирование уровней вибрации грунта от движения метропоездов и расчет виброзащитных строительных устройств». ВСН 211−91, Минтрансстрой.
  7. ГОСТ 12.1.012−90. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. М.,
  8. Издательство стандартов, 1990.
  9. ГОСТ 12.4.012. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации.
  10. ГОСТ 8.002−86 Государственный контроль и ведомственный надзор за средствами измерений. Основные положения.
  11. ГОСТ 16 297–80. Материалы звукоизоляционные и звукопоглощающие. / Борисов Л. А., Костарев С. А., Магаев Е. М., Росин Г. С. и др. М., Издательство стандартов, 1980.
  12. ГОСТ 23 337–78. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. М., Издательство стандартов, 1979.
  13. ГОСТ 12.1.003−83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. М., Издательство стандартов, 1983.
  14. Ф.Ф. Автоматизация процессов аналитического представления и интерпретации результатов экспериментальных исследований. Препринт НЦБИ АН СССР, Пущино, 1983.
  15. И.Я. Виброизолирующие конструкции пути метрополитена. Информационный обзор. Выпуск 3. Тоннельная ассоциация, Информационно-издательский центр «ТИМР», 1995 г.
  16. М.А. Общая акустика. М., Наука, 1973.
  17. Е.В., Гинзбург В. П., Дроздовский В. Ф., Климухин А. А., Костарев С.А.,
  18. О.Г., Разгон Д. Р. Многослойный щит пола. А.с. № 949 127, 1982.
  19. Е.В., Гинзбург В. П., Климухин А. А., Костарев С. А. Многослойный щит пола. А.с. № 857 393, 1981.
  20. А.А., Костарев С. А. Руководство по расчету и проектированию звукоизоляции ограждающих конструкций зданий. М., Стройиздат, 1983.
  21. А.А., Костарев С. А., Крылатов Ю. А., Сазанов С. А. Волокнистый материал. А.с. № 931 478, 1982.
  22. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М., Наука, 1973, 831 с.
  23. С.А. Способ определения изолирующей характеристики ударного шума рулонного покрытия пола. А.с. № 871 068, 1981.
  24. С.А., Маслов А. А., Махортых С. А., Перфильев С. А., Рыбак С. А., Цукерников И. Е. Комплекс нормативных документов по оценке шума и вибрации от метрополитена. Москва, ТИМР, 1998
  25. С.А., Махортых С. А. Модовая структура акустического поля, возбуждаемого колебаниями цилиндрической оболочки в сплошной среде. Техническая акустика. № 12, 1996. с. 1−153
  26. С.А., Махортых С. А. О контроле экологической обстановки вблизи излучающих звуковые волны упругих цилиндрических оболочек. Контроль и диагностика. № 2, 2000. с.49−55.
  27. С.А., Махортых С. А. Расчет виброизоляционной конструкции пути метрополитена. Контроль и диагностика. № 1, 2001. с.20−25.
  28. С.А., Махортых С. А., Рыбак С. А., Цукерников И. А. Комплекс нормативных документов по оценке шума и вибрации от метрополитена. Метро, № 3−4, 1997, с.44−45.
  29. С.А., Рыбак С. А., Маслов А. А. Методика проведения акустических расчетов и выбора мероприятий по снижению шума на селитебной территории от источников, расположенных на наземных объектах метрополитена. М., МОО Тоннельная ассоциация, 1995.
  30. С. А., Рыбак С. А., Махортых С. А., Перфильев O.K. Методика прогнозирования уровней вибрации от движения метропоездов и расчета виброзащитных устройств. М., МОО «Тоннельная ассоциация», 1993.
  31. С.А., Рыбак С. А., Махортых С. А., Перфильев O.K. Руководство по прогнозированию уровней вибрации от движения поездов метрополитена и расчету виброзащитных устройств. М., МОО Тоннельная ассоциация, 1996.
  32. С.А., Рыбак С. А., Цукерников И. Е. Руководство по оценке вибрации в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена.
  33. M., MOO Тоннельная ассоциация, 1996.
  34. С.А., Рыбак С. А., Цукерников И. А., Перфильев O.K. Руководство по оценке шума в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена. М., МОО Тоннельная ассоциация, 1997.
  35. С.А., Сергеев М. В. Расширение области применимости реверберационного метода измерения звукоизоляции. Труды НИИСФ, Обеспечение акустического комфорта в помещениях, 1980. с.55−62.
  36. С.А., Сергеев М. В. Способ измерения звукоизоляций. А.с. № 1 363 300, 1986.
  37. Н.Д. Новые конструкции железнодорожного пути для метрополитенов. М., Транспорт, 1994, 141 с.
  38. Л.Д., Лифшиц Е. М. Гидродинамика. М., Наука, 1986.
  39. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теория упругости. М., Наука, 1987.
  40. .Р. Теоретические основы статистической радиотехники. Книга 1. М., Сов. радио, 1974, 552 с.
  41. Г. И. Методы вычислительной математики. М., Наука, 1980.
  42. С.А., Рыбак С. А. О модуляции нормальной звуковой волны в волноводе в адиабатическом приближении. Акустический ж. 1988, т.34, № 5, с. 898.
  43. Методические рекомендации по измерению и гигиенической оценке вибрации в жилых помещениях. № 2957−84. М., Минздрав СССР, 1984.
  44. Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за выполнением «Санитарных норм допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территориижилой застройки». № 3077−84. М., 1987.
  45. Э., Уэйт Р. Метод конечных элементов для уравнений с частными производными. М., Мир, 1981.
  46. В.В., Рыбак С. А. Низкочастотное рассеяние звука ограниченными оболочками. Обзор. Акустический, ж. 1988, т. 34, № 4, с. 561−577.
  47. А.Ф., Суслов С. К., Уваров В. Б. Классические ортогональные полиномы дискретной переменной. М., Наука, 1985.
  48. А.Ф., Уваров В. Б. Специальные функции математической физики. М., Наука, 1984.
  49. Г. Л., Лопашев Д. З., Федосеева Е. Н. Акустические измерения в строительстве. М., Стройиздат, 1978.
  50. Оценка уровней шума и вибрации и разработка мероприятий по снижению их воздействия на жилую застройку от строительной площадки и действующей линии метрополитена. МОО «Тоннельная ассоциация», М., 1993.
  51. Пособие по проектированию метрополитенов. М., 1992.
  52. Проектные положения на строительство многофункционального комплекса «Парк-Сити» с центральным пересадочным узлом метрополитена. Часть 3. Виброзащита сооружения. 1994.
  53. Н.Н. Методы сейсмических исследований. Новосибирск, Наука, 1992.
  54. Рекомендации по измерению и оценке внешнего шума промышленных предприятий. М., НИИСФ, 1989.
  55. Рекомендации по применению в промышленных зданиях эффективных шумоглушащих конструкций и устройств. Москва, НИИСФ Госстроя СССР,.
  56. Рекомендации по расчету и проектированию звукоизолирующих ограждений машинного оборудования. М., НИИСФ Госстроя СССР, Стройиздат, 1989.
  57. Римский-Корсаков А. В. Электроакустика. М., Связь, 1973.
  58. П.И. Ряды Фурье. М., Физматгиз, 1961.
  59. Руководство по расчету и проектированию средств защиты застройки оттранспортного шума. М., Стройиздат, 1982.
  60. Руководство по расчету и проектированию шумоглушения вентиляционных установок. НИИСФ Госстроя СССР. М., Стройиздат, 1982.
  61. Руководство по технико-экономической оценке шумозащитных мероприятий, осуществляемых строительно-акустическими методами. М., Стройиздат, 1982.
  62. Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума. ЦНИИП градостроительства. М., Стройиздат, 1984.
  63. С.А., Тартаковский Б. Д. Некоторые применения матрицы перехода в теории плоских волн в системе упругих слоев. Акустический ж. 1962, т.8. № 1.
  64. Е.Ф. Сейсмические волны. М., Недра, 1972.
  65. Санитарные нормы вибрации рабочих мест. № 3044−84. М., Минздрав СССР, 1984.
  66. Санитарные нормы допускаемого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки. № 3077−84. М., Минздрав СССР, 1984.
  67. Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых домах. № 1304−75. М., Минздрав СССР, 1975.
  68. Сейсмическая томография. Под редакцией Г. Полета. М., Мир, 1990.
  69. Д.В. Оптика. М., Наука, 1986.
  70. А.Р. Обратные задачи упругости в проблеме диагностики патологии мягких тканей. Препринт ПНЦ РАН, Пущино, 1992.
  71. А.Р., Аглямов С. Р. О реконструкции упругих свойств мягких биологических тканей при их низкочастотном возмущении. Биофизика, 1995, т. 40, вып.6, с. 1329.
  72. СН «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий». № 2.2.4/2.1.8.566−96
  73. СН «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». № 2.2.4/2.1.8.562−96
  74. СНиП 2−12−77. Защита от шума. Госстрой СССР. Москва, 1978.
  75. СНиП П-40−80. Метрополитены. Госстрой СССР. Москва, Стройиздат, 1981.
  76. Справочник инженера-путейца. Том 1. М., 1972, стр. 586−592,
  77. Справочник инженера-тоннельщика. Под редакцией Меркина В. Е., Власова С. Н., Макарова О. Н. Москва, Транспорт, 1993.
  78. Справочник по защите от шума и вибрации жилых и общественных зданий под редакцией Заборова В. И. Киев, Будивельник, 1989.
  79. Справочник по специальным функциям. Под редакцией Абрамовича М. и Стиган И. М., Наука, 1979.
  80. Справочник по технической акустике. Под редакцией Хекла М. и Мюллера Х. А. JL, Судостроение, 1980, 437 с.
  81. Дж.Э. Возбуждение и распространение сейсмических волн. М., Недра, 1986.
  82. М. Теория сигналов. М., Советское радио, 1979.
  83. Шум на транспорте. Перевод с английского языка, под ред. Тольского В. Е., Бутакова Г. В. и Мельникова Б. Н. Москва, Транспорт, 1995.
  84. Шумовые (акустические) характеристики вентиляторов Ц4−70 и Ц4−76. Дополнение к «Руководству А8−156И». Москва, НИИСФ Госстроя СССР, 1978.
  85. Barkan D.D. Dynamics of Bases and Foundations. McGraw Hill Book, New York, 1962.
  86. Baunutzungs Verordung-Bau NVO i.d.F. vom 23.01, 1990 (BGBI. I S. 132).
  87. Bender E.K. et al. Predictions of Subway-Induced Noise and Vibration in Buildings Near WMATA, Phase I, Bolt Beranek and Newman Inc. Report No. 1823, 1976.
  88. Biot M. The theory of propagation of elastic waves on a fluid-saturated porous solid. JASA, 28, 1956.
  89. Colombaud J.L. Noise and vibration levels suit ballastless Track for underground railways. Rail Engineering International, 3, 1973.
  90. Dedus F.F., Makhortykh S.A., Ustinin M.N. Generalized spectral-analytic method: Applications. Proc. SPIE, 1995, vol. 2363, p. 113.
  91. Erschutterungen im Bauwesen. Einwirkungen auf Menschen in Gebauden. Deutsche Norm DIN 4150 Teil 2, DIN Deutsches Institut rurNormung e.V. Germany, 1992.
  92. Evaluation of human exposure to whole-body vibration. Part 1. General requirements. International standard ISO 2631/1. International Organization for Standardization, Geneva, Switzerland, 1985.
  93. Evaluation of human exposure to whole-body vibration. Part 2: Continuous and shock-induced vibration in buildings (1 to 80 Hz). International Standard ISO 2631−2. International Organization for Standardization, Geneva, Switzerland, 1989.
  94. Handbook of acoustical measurements and noise control. Ed. by Harris C.M. Acoust. Soc. Am., Woodbury, 1998.
  95. Hauck G., Willenbrink K. and Stuber C. Measurement of Structure-born and Airborne Sound in Underground Railways. Eisenbahntechnische Rundschau, 1973.
  96. Hauck G., Willenbrink K. and Stuber C. Measurement of Structure-born and Airborne Sound in Underground Railways. Part 2. Eisenbahntechnische Rundschau, 1973.
  97. Heckl M. and Muller H. Pocketbook of Technical Acoustics. Springer-Verlag, Berlin, 1975.
  98. Kostarev S.A. Acoustics wave propagation from an underground waveguide. Absract. The 16th Int. Congr. Acoust. And 135th. Meeting Acoust. Soc. Am. Seattle. JASA, vol. 103, № 5, part 2, 1998. p. 3015.
  99. Kostarev S.A., Klishko A.N., Rybak S.A. Elements of calculation of structural vibration from underground. The 5th. International Symposium Transport Noise and Vibration. St. Petersburg, 2000. (CD).
  100. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Mode structure of acoustical field, generated by oscillations of cylinder elastic shell in continue media. (In Proc. Transport Noise'94. St-Petersburg, 1994, p. 301−302.
  101. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Noise and vibration estimation on the territory near high speed trains railway/ Proceedings of the 13-th International FASE Symposium «Transport Noise and Vibration». Tallinn, 1998. p 209−212.
  102. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Two-unit elastic system for vibration reduction of underground railway. Proceedings of the 13-th International FASE Symposium «Transport Noise and Vibration». Tallinn, 1998. p. 213−216.
  103. С.А. Костарев, А. А. Климухин. Способ определения снижения приведенного уровня ударного шума рулонного покрытия пола. А.С.№ 817 588. 1980.
  104. Kostarev S.A., Makhortykh S.A. Physical modeling and computer software for acoustic ecology problems. Abstract. The 138th Meeting Acoust. Soc. Am., Columbus 1−5 November. 1999. J AS A, vol. 106, № 4, part 2, 1999, p. 2204.
  105. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Calculations of ground vibrations induced by underground sources: analytical and numerical approaches. London, Telford Publishing, 2000. In press. P. 397−422.
  106. Kostarev S.A., Rybak S.A. Theoretical treatment and design of vibration damping constructions in the upper path structure for underground railways. Abstract. The 138th Meeting Acoust. Soc. Am., Columbus. JASA, vol. 106, № 4, part 2, 1999, p. 2211
  107. Kostarev S.A., Rybak S.A., Tsukernikov I.E. Noise assessment in residential buildings from the underground trains. In Inter-noise 98. Sound and silence: Setting the balance. Christchurch. New Zealand. 1998.
  108. Kurzweil L.G. Ground-born noise and vibration from Underground rail systems. J. Sound and Vibration, 1979, 66.
  109. Kurzweil L.G., and Wittig L.E. Wheel/Rail Noise Control. A Critical Evaluation. U.S. Department of Transportation Report No. UMTA-MA-06−0099−81−1. 1981.
  110. Lang J. MaPnahmen zum Korperschallschutz bei der Wiener U-Bahn.-Osterreichische Ingenieur- und Architekten-Zeitschrift (OIAZ), 1992, 137. Jg., Heft 1, s. 12−21.
  111. Lang J. Measures against airborne and structure-born noise in the Vienna subway. Inter-Noise. 1976.
  112. Morii T. Development of Shinkansen vibration-isolation techniques. Permanent Way, 18, 1977.
  113. Nelson J.T. Mechanical impedance of a transit car vehicle. Inter-Noise 82. San Francisco, С A, USA, 1982.
  114. Nelson J.T. Truck Impedance Measurement of BART Vehicle. Wilson Ihrig & Associates, Technical memorandum prepared for the U.S. Department of Transportation, Systems Center, Cambridge, MA. USA, 1981.
  115. Perlman А.В. and Dimasi F.P. Frequency Domain Computer Programs for Predication and Analyses of Rail Vehicle Dynamics, Vol. 1, Technical Report, U.S. Department of Transportation Report FRA-OR&S-76−135.1. 1975.
  116. Perlman A.B. and Dimasi F.P. Frequensy Domain Computer Programs for Predication and Analyses of Rail Vehicle Dynamics. Vol. 2. Technical Report, U.S. Department of Transportation. Report FRA-OR&S-76−135.1. 1975.
  117. Remington P.J. et al., Control of wheel/Rail Noise and Vibration. U.S. Department of Transportation. Report DOT-TSC-UMTA-82−57, 1983.
  118. Remington P.J., et al., Wheel Rail Noise and Vibration. U.S. Department of Transportation Report UMTA-MA-06−0025−75−10 and 11, in two volumes, 1975.
  119. P.J., Kurzweil L.G., Towers D.F. «Low-Frequency Noise and Vibration from Trains» and «Practical Examples of Train Noise and Vibration Control» in «Transport Train Noise», Reference Book, McGraw Hill, New York, M-G.H, 1987.
  120. Richard F.E., Hall J.R. and Woods R.D. Vibration of Soils and Foundations. Prince-Hall, Inc., Englewood Cliffs, N-J, 1970.
  121. Roark RJ. Formulas for Stress and Strain. McGraw Hill Book, New York, 1962.
  122. Saurenman H.J. Development and Implementation of an Impact Testing Method for Predicting Ground-Born Vibration. Technical memorandum prepared for the U.S. Department of Transportation System Center, Cambridge, MA, 1983.
  123. Saurenman H.J. Modification to Program Half. Wilson Ihrig & Associates. Technical memorandum prepared for the U.S. Department of Transportation System Center, Cambridge, MA, USA, 1981.
  124. Saurenman H.J. Reduction of ground-born vibration achieved with reduction primary suspension stiffness. Inter-Noise 82. San Francisco, CA, USA, 1982.
  125. Saurenman H.J. Vibration Attenuation with Distance Testing Along BART. Section B. Technical memorandum prepared for the U.S. Department of Transportation System Center, Cambridge, MA, (undated).
  126. Saurenman H.J. et al., Ground-borne Vibration Generated by Various Rail Transit Vehicles. 1984 APTA Rapid Transit Conference, Baltimore, MD, 1984.
  127. Saurenman H.J., Nelson J.T., and Wilson G.P. Handbook of Urban Rail Noise and Vibration Control. U.S. Department of Transportation, Urban Mass Transportation Report. No. UMTA-MA-06−0099−82−1, 1982.
  128. Saurenman H.J., Shiply R.L., and Wilson G.P. In-Service-Performance and Costs of Methods to Control Urban Rail System Noise. Final Report. U.S. Department of Transportation Report No. UMTA-MA-06−0099−81−1, 1981.
  129. Toronto Trains Commission. Yonge Northern Extension Noise and Vibration Study. Book 1, Report RD 115/3, 1976.
  130. Toronto Trains Commission. Yonge Northern Extension Noise and Vibration Study, Book 2, Report RD 115/3, 1976.
  131. Transportation Noise Reference Book. Ed. by P.M.Nelson. London, Butterworths, 1987, 427 p.
  132. Tsukernikov I.E., Rybak S.A., Kostarev S.A. A new approach to underground train noise estimation in the living buildings. Proceedings of the 13-th International FASE Symposium «Transport Noise and Vibration». Tallinn, 1998.
  133. Ungar E.E. and Bender E.K. Vibrations produced in buildings by passage of subway trains: parameter estimation for preliminary design. Inter-Noise 75, Sendai, Japan, 1975.
  134. Wettschureck R. Ballast mats in tunnels analytical model and measurement. Inter-noise 85, Munich, 1985.
  135. Wilson, Ihrig and Associates. Young Subway Northern Extension Noise and Vibration Study. Measurement Program Results. Report RD 115/3, Toronto Transit Commission, 1976.
  136. Wilson G.P. and Wolfe S.L. Vibration and Noise Performance Characteristics of Resilient Track Support System used in MARTA Subway. Wilson Ihrig and Associates 1980.
  137. C.A., Рыбак C.A., Махортых C.A. Методы оценки акустических параметров грунта. В кн. «Акустика неоднородных сред. Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А.Рыбака». М.: 2001, с. 57−73.
  138. S.A. Kostarev, Chr. A. Chirjetsky. Complex method of underground stations acoustic design. The 6th International Symposium TRANSPORT NOISE AND VIBRATION. St. Petersburg. Russia. 2002. (CD).
  139. S.A. Kostarev, S.A. Makhortykh, S.A. Rybak. Theoretical and experimental study of vibration, generated by monorail trains. The 6th International Symposium TRANSPORT NOISE AND VIBRATION. St. Petersburg. Russia. 2002. (CD).
  140. S.A. Kostarev, S.A. Makhortykh, S.A. Rybak. Parameter estimation in the model of vibration, generated near monorail roads. Abstract. Ninith International Congress on Sound and Vibration. USA. Orlando. 2002 p.
  141. Kostarev S.A., Derguzov A.V., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Ecological prognosis near intensive acoustic sources. In book of abstracts of V International Congress on Mathematical Modelling. Dubna. 2002. p.195.
  142. С.А. Костарев, С. А. Махортых, С. А. Рыбак Задачи вибрационной экологии. В сб. трудов XIV симпозиума «Динамика виброударных сильно нелинейных» систем. Москва Звенигород, 2003. С.72−73.
  143. С.А. Костарев, С. А. Рыбак, С. А. Махортых, А. В. Дергузов. Методы оценки акустических параметров грунта. Акустич. журнал. Т.50. 2004. № 3. с. 1−9.
  144. С.А. Костарев, А. И. Фомичев, А. Г. Гиндоян. Обогреваемый пол. А.с. № 1 145 111, 1982.
  145. С.А. Костарев, В. Н. Алексеев, С. А. Рыбак, С. А. Махортых. Расчет ожидаемых уровней шума рельсового транспорта. Вестник ННГУ. Серия «Математическое моделирование и оптимальное управление». 2003.
  146. С.А. Костарев, JI.A. Борисов, Ф. Е. Гитман, Звукоизоляция ортотропных междуэтажных перекрытий. Труды X Всесоюзной акустической конференции. М. 1983. с.8−11.
  147. С.А. Задачи и перспективы. Подземное пространство мира. № 2, 1995. с.59−60.
  148. Kostarev S.A. An analysis of vibration field, generated by underground tunnel in soil. Proceedings of 4th International Congress on Sound and Vibration. St-Petersburg. 1996, vol.2, p. 1083−1088.
  149. Kostarev S.A., S.A., Rybak S.A., Tsukernikov I.E. A new approach to underground train noise estimation in dwelling buildings. Proceedings of the 13-th International FASE Symposium «Transport Noise and Vibration». Tallinn, 1998. p.217−220.
  150. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Method of estimation of the complex elastic moduli of a layered ground. I Всероссийская конференция «Спектральные методы обработки информации в научных исследованиях» («Спектр-2000»). Пущено. 2000. с.65−82.
  151. Kostarev S.A., Tsukernikov I.E., Nekrasov I.A. Choice of a controlled parameter when assessing underground train passing vibration in buildings. The 5th International Symposium Transport Noise and Vibration. St. Petersburg. 2000. (CD).
  152. Kostarev S. A., Alexeyev V. N., Rybak S. A. Assessment features of noise characteristics of transport flows. The 8th International Congress on Sound and Vibration, Hong Kong. China. 2001. p. 1201−1204.
  153. C.A., Махортых С. А., Рыбак C.A. Разработка сводов правил для снижения шума и вибрации от метрополитена и наземных видов транспорта. Метро и тоннели. № 5. 2001. с. 32.
  154. S.A. Kostarev, S.A. Makhortykh, S.A. Rybak. Theoretical and experimental study of vibration, generated by monorail trains. The 6th International Symposium TRANSPORT NOISE AND VIBRATION. St. Petersburg. Russia. 2002. (CD).
  155. Kostarev S.A., Makhortykh S.A., Rybak S.A. Ecological prognosis near intensive acoustic sources. Abstract. The 144th. Meeting Acoust. Soc. Am. JASA. vol. 112. № 5. part 2. 2002. p. 2354.
  156. C.A., Махортых С. А., Гатина A.P., Рыбак С. А. Компьютерные методы виброакустического прогноза. Сб. докладов 11 конференции «Математические методы распознавания образов». М. 2003. с.361−363.
  157. С.А., Маслов А. А., Махортых С. А., Перфильев С. А., Рыбак С. А., Цукерников И. Е. Комплекс нормативных документов по оценке шума ивибрации от метрополитена. ТИМР, Москва, 1998. с. 1−153.
  158. СНиП 32−08 «Метрополитены», Госстрой России, М., 2004.
  159. СП 23−104−2004 «Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена». Госстрой России, М. 2004.
  160. СП 23−105−2004 «Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена». Госстрой России, М. 2004.
Заполнить форму текущей работой