Критика оригенизма в философии Максима Исповедника
Диссертация
Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византи^^^-^^ временник т. 47 М., 1986. С. 109−124. Сидоров А. И. Творческое наследие Максизуда. Исповедника в Древней Руси (на материале Изборника Святослава 1073) // Трахеигд^^^ древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян-М., 1991. С. 20l 208. Сидоров А. И, Основные тенденции развития и характерные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Основные проблемы развития ранневизантийской философской и богословской мысли V-YII веков
- 1. 1. Неоплатоническая традиция и христианство
- 1. 2. Историческое развитие оригенизма в V—VI вв.еках
- 1. 3. Поиски философской альтернативы оригенизму. Иоанн Филопон и Ареопагитики
- 1. 4. К проблеме религиозно-практического опровержения оригенизма. Философские аспекты христологии эпохи Юстиниана
- 1. 5. Богословская проблематика и история монофелитства
- Глава II. Преодоление Максимом Исповедником оригенизма
- 2. 1. Предпосылки оригенизма и синтеза Максима. Онтологическая проблематика
- 2. 2. Гносеология Максима Исповедника
- 2. 2. 1. Понимание материи в гносеологическом контексте
- 2. 2. 2. Практика и роль аскетизма как первого этапа процесса познания
- 2. 2. 3. Диабазис — переход к истинному знанию вещей
- 2. 2. 4. Понятие Логоса у Максима Исповедника
- 2. 3. Антропология Максима Исповедника
- 2. 3. 1. Философский аспект учения о грехопадении
- 2. 3. 2. Роль человека в мироздании по мысли Максима Исповедника
- 2. 3. 3. Воля естественная и гномическая
- 2. 3. 4. Ипостась и личность человека
- 2. 4. Вершина стремлений человека
- 2. 4. 1. Учение Максима Исповедника о субботе
- 2. 4. 2. Обожение и его гносеологическая роль
- 2. 5. К вопросу о рецепции наследия Максима Исповедника в последующей традиции
Список литературы
- Verbum. выпуск 8, СПб.: изд. СПбГУ, 2005.
- Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии.1. первая половина VII в. М.: «Наука», 1984, с.42−77.
- Алкиной. Учебник платоновской философии / Пер. Ю. Шичалина //1. Платон. Законы. М., 1999.
- Амман А. Путь Отцов: Краткое введение в патристику. М., 1994.
- Аристотель. Метафизика, СПб «Алетейя», Киев: «Эльга», 2004.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1975−1983.
- Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение вантичную философию. СПб., 2003.
- Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998.
- Ахутин А. В. На подходах к точке трансдукции логики античногоразума в логику разума средневекового. Плотин и Августин // Архэ. Вып. С. 232−252.
- Бальтазар X. У. фон. Достойна веры лишь любовь. М.: «Истина и1. Жизнь», 1997.
- Бальтазар X. У. фон. Созерцательная молитва. М.: ИФТБ, 2004.
- Бальтазар X. У. фон. Целое во фрагменте. М., Истина и жизнь, 2001.
- Безобразов П. В. Византийский писатель и государственный деятель
- Михаил Пселл // Безобразов П. В., Любарский П. В. Две книги о" Михаиле Пселле. СПб., 2001, с 162−169.
- Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Беседы о православном догматическомбогословии, СПб.: ВРФШ, 2004.
- Беневич Г. И. Иоанн Филопон // Антология Восточно-Христианскойбогословской1 мысли. Ортодоксия И' гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И, Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 33−54.
- Беневич Г. И- Моноэнергизм и монофелитство VIL в.: Сергий, Кир,
- Пирр и другие. // Антология Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия и» гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 130−143.
- Беневич Г. И*. По поводу «Окончания Письма VIII» преп. Максима
- Исповедника* // Преп. Максим Исповедник- Письма СПб, 2007 С. 269−278.
- Беневич Г. И. прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом иантиоригенизмом // Антология Восточно-Христианской, богословской* мысли. Ортодоксия? и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И-, Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 100−109.
- Беневич Г. И. Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим
- Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом // Антология Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия* и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д! С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 71−88.
- Беневич Г. И., Шуфрин А. М. Дело Максима // Преподобный Максим
- Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич Г. И., Бирюков Д. С. Шуфрин А. М. СПб, 2007, С. 13−154.
- Бер И. иер. Формирование христианского богословия: Путь к Никее1. Тверь, 2006.
- Берестов И. В- Свобода в философии Плотина— СПб.: изд. СПбГУ, 2007.
- Бирюков Д. С. Тема проникновения огня в железо и ее использованиев-контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции // Волшебная гора 15,2008, С. 66−75.
- Бирюков Д. С! Ареопагитский корпус: учение о Боге и о божественныхименах // Антология» Восточно-Христианской богословской? мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., Mir СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 7−18.
- Болотов В. В: Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879.
- Болотов В.В. История Церкви в период вселенских соборов, М. 2007
- Бриллиантов А. И. Влияние, восточного богословия- на западное впроизведениях Иоанна Скота Эригены, СПб 1898. 3 Г. Бриллиантов А. И-, К вопросу о * философии Эригены: ответ г. проф. В.
- С. Серебреникову. СПб., 1899. 32. Бриллиантов' А. И: О месте кончины и погребения^ св. Максима
- Исповедника. Петроград 1918. 33- Бриллиантов А. И. Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному СПб., 1898.
- Булгаков С. Н. Свет Невечерний М.: «Республика», 1994.
- Бычков В. В- Византийская эстетика. М., 1977.
- Василий (Кривошеин) архиеп. «Тварная сущность» и «Божественнаясущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова // Альфа и Омега 2(23), 2002, С. 64−83.
- Василий (Кривошеин) архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов949.1022) М.: NBI, 1995.
- Василий (Осборн), еп. Философский дискурс и богословская интуиция
- Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник) // Богословие ифилософия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции «IX Рождественские образовательные чтения» М. 2001, С. 88−96.
- Владиславлев М. И. Философия Плотина, основателяновоплатонической школы. СПб., 1868.
- Габриэль (Бунге) иер. Вино дракона и хлеб ангельский. Учение
- Евагрия Понтийского о гневе и кротости, Рига: «ФиАМ», 2004.
- Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Раннесредневековая концепциячеловека // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
- Гарринг Х.-М., Представление о Римской супрематии у Максима
- Исповедника// Символ (14), Париж, 1985.
- Георгий Фракасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григоройфилософом. Афон, М., 2009.
- Григорий Богослов Собрание творений, М.: «АСТ», Минск «Харвест», 2000.
- Григорий Нисский. Большое огласительное слово, Киев: «Пролог», 2003.
- Григорий Нисский. Что значит имя христианин. М.: изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000.
- Григорий Палама. Полемика с Акиндином. Афон, 2009.
- Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих, М.:1. Канон», 2003.
- Гурко Е. Божественная ономатология. Именования Бога в имяславии, символизме и деконструкции. Минск, 2006.
- Дамаский Диадох. О первых началах / Пер. с др.-греческоого иуказатель JI. Ю. Лукомского- вступ. Статья и комментарии Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб.: изд. РХГИ, 2000.
- Даниелу Ж. Платон в христианском среднем платонизме //
- Богословский сборник 11, 2003.
- Диллон Д. Средние платоники. 80 г. до н. э 220 г. н.э., СПб.: Из,
- Олега Абышко, «Алетейя», 2002.
- Дионисий (Шленов), иером. Гефсиманское моление, в свет христологии. преподобного Максима Исповедника // Богословские сборник. 8,1991, С. 165—196.згезси:
- Дионисий Ареопагит. Сочинения, Максим Исповедник Толковавс^=1. СПб., «Алетейя», 2002.
- Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерк из исто. духовного просвещения от I до начала V в. Казань, 1884.
- Добротолюбие в 5 т. М.: изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
- Доброхотов А. Л. «Беспредпосылочное начало» в философии Пла-г<�—^гизцаи Канта // Историко-философский ежегодник, 87. М., 1987.
- Дунаев А. Г. Предисловие к русскому переводу слов и посла^Ешзгзсий
- Макариевского корпуса» первого типа // Преподобный Макаи. Египетский. Духовные слова и, послания. Собрание типа ГМ., 200
- Евагрий Понтийский. Творения аввы Евагрия. Аскетическт?"-.^= ибогословские главы М., 1994.
- Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений дт, реп
- Максима Исповедника. Киев., 1917.
- Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византи:^г^=<^1соебогословие, М.: Мартис, 2003.
- Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и раз.в=византийской теории образа // Художественный язык средневеьсэ М., 1982.
- Жильсон Э. Философия в Средние века. М.: «Республика», 2004.
- Задворный В. История Римских пап. Том I. От св. Петра дх^го св1. Симплиция. М., 1995.
- Зизиулас Иоанн митр. Бытие как общение: Очерки о личности в1. Церкви. М., 2006.
- Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский. Киев, 1911.
- Иларион (Алфеев) еп. Жизнь и учение Григория Богослова, СПб, 2001.
- Иларион (Алфеев) еп. Преподобный Симеон Новый Богослов и
- Православное Предание СПб, 2001.
- Иларион (Алфеев) еп. Священная тайна Церкви. Введение в историюи проблематику имяславских споров. Т. 1. СПб., 2002.
- Иоанн Дамаскин. Источник знания / Перевод и комментарии Д. Е.
- Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. Н. Сагарды. М., 2002.
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, ЪЛ.: «Лодья"2000.
- Иоанн Итал. Сочинения / греческий текст с вариантами ипримечаниями по материалам Гр. Ф. Церетели. Ред. H.H. Кечакмадзе. Тбилиси, 1966.
- Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла // Антология
- Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 55−58.
- Иоанн Филопон. О сотворении мира // Антология Восточно
- Христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 59−62.
- Иоанэ Петрици. Рассмотрение платоновской философии и Прокла1. Диадоха. М. 1984.
- Каждан А. П. Византийская культура (X-XII) СПб.: «Алетейя», 2006.
- Каждан А. П. Корабль в бурном море: К вопросу о соотношенииобразной системы и исторических взглядов двух византийских писателей // Из истории культуры средних веков и Возрождения, М., 1976.
- Карташев А. В. Вселенские соборы, М., «Республика», 1994.
- Кеклидзе К. Сведения грузинских источников о преподобном
- Максиме Исповеднике // Труды Киевской духовной академии Киев, 1913, С. 1−41 и 451−482.
- Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1. УМСА-РКЕБЗ, 1950.
- Киприан (Керн) архим. Патрология Т. 1. М.: 1996.
- Киреева М. В. Ориген и свт. Кирилл Александрийский: Толкования на
- Евангелие от Иоанна. Экзегетические методы. СПб.: «Алетейя», 2006.
- Климент Александрийский. Строматы, СПб.: Изд. Олега Абышко, 2003.
- Климков О. С. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцаниивизантийских исихастов СПб., 2001.
- Климков О. С. Православный исихазм и учение свт. Григория1. Паламы. СПб., 1998.
- Кузнецов А. В. Государство и церковь в богословии Максима
- Исповедника // Проблема исторического познания: материалы, международной конференции. Москва, 19—21 мая 1996 / Изд. Севостьянов Г. Н. М. 1999, С. 286—289.
- Ларше Ж.-К. О письмах святого Максима // Преп. Максим
- Исповедник, Письма СПб, 2007, С. 15−68.
- Ларше Ж-К. Преподобный Максим Исповедник посредник между
- Востоком и Западом. М., изд. Сретенского монастыря 2004.
- Лебедев А. П. ВселеЕ^-^^жие соборы IV и V веков. Обзор ихдогматической деяте. шг тгвюсти в связи с направлениями школ Александрийской и Анч--а^згохийской. СПб., 1904.
- Лебедев А. П. Вселенск^Е—жп^ соборы VI, VII и VIII веков, СПб.: «Изд.1. Олега Абышко», 2004.
- Лебедев А.П. Очерки i заутренней истории Византийско-восточнойцеркви в IX, X и XI СПб, 1998.
- Лебедев Д. А. Вопроса 0 происхождении арианства // Оттиск из
- Богословского вестнизЕе?=г Сергиев Посад, 1916.
- Лебедев Д. А. Евсевш^^=Еас Никомедийский и Лукиан (К вопросу опроисхождении аригиэг^^-в^гтва) // Сергиев Посад, 1912. (Оттиск из Богословского BecTHHTEgz^-=rzzb. 4, 1912).
- Лосев А. Ф. Историззс Античной Эстетики. Итоги тысячелетнегоразвития М.: Искусств-«rzizzz>^ 1980.
- Лосев А. Ф. История: -Античной Эстетики. Поздний эллинизм М.:1. Искусство, 1980.
- Лосев А. Ф. Историс^>-="^ Античной Эстетики. Последние века М.:1. Искусство, 1980.
- Лосский В. Н. Боговид^^^^ние М.: ACT 2003.
- Лосский В. Н. БогослозЕ^Е^иае и боговидение. М., 2000.
- Лосский В. Н. Очер:Е<^тМистического богословия восточной Церкви. Догматическое 6oroo^s?—=ии<�звие, М.: «СЭИ» 1991.
- Лосский В. Н. Очерке--Мистического богословия восточной Церкви.1. М., 1991.
- Лукомский Л. Ю. Т1±- умэкл Диадох и его труд жизни «Платоновская теология» // Прокл. J—ж-латоновская теология. СПб.: изд. РХГИ, 2001.
- Лосский В. Н. По и подобию. М. 1995.
- Лурье В.М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после святого Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. Труды ВРВШ 1, 1992.
- Лурье В. М. Комментарии // Мейендорф Иоанн Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997.
- Лурье В. М. (при участии В. А. Баранова). История византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.
- Любарский П: В. Михаил Пселл. Личность и творчество // Безобразов П. В., Любарский П. В. Две книги1 о Михаиле Пселле. СПб., 2001, С. 286−299.
- Макарий Великий. Наставления о христианской жизни, М.: «Ковчег», 1998.
- Максим Исповедник. Вопросы и затруднения М.: Паломник, 2008.
- Максим Исповедник. Диспут с Пирром: преп. Максим Исповедник и христологические споры VIT столетия / Отв. Ред. Поспелов Д-.А. Ml, 2004'.
- Максим Исповедник. О любви, СПб.: изд. Святейшего Синода, 1819.
- Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), М.: ИФТИ 2006.
- Максим Исповедник. Письма СПб., 2007.
- Максим Исповедник. Творения 2 тома М.: Мартис, 1993.
- Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие. М., Вильнюс, 1992.
- Мейендорф Иоанн прот. Византийское наследие в Православной Церкви, Киев., «Центр Православной книги», 2007.
- Мейендорф Иоанн прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение СПб.: Byzantinorossica, 1997.
- Мейендорф Иоанн прот. Иисус Христос в восточном православном богословии М. 2000.
- Мейендорф Иоанн прот. История Церкви и восточно-христианская мистика М.: ПСТБИ, 2003.
- Мейендорф Иоанн прот. Рим-Константинополь-Москва. М. 2005.
- Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории древней христианской Церкви // Странник. 7−8,1910.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения СПб., 1998.
- Михаил Пселл. Из богословских сочинений // Антология Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009. С. 318−321.
- Михаил Пселл. О всеобщем учении // Антология Восточно-Христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009. С. 314−317.
- Михайлов П. Деятельность разума^ в богословии. Анализ* понятия ETiLVOia в древнехристианской* и позднеантичной письменности // Вестник ПСТГУ. I: Богословие, Философия. Вып. 15, 2006.
- Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия // Альфа и Омега. 42:1, 2005.
- Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887.
- Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.
- Нестерова О. Е. Allegoria pro Typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннехристианскую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006.
- Николай Мефонский. Опровержение Начал теологии философа-платоника Прокла // Антология Восточно-Христианскойбогословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 371−378.
- Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Историко-догматическое исследование. Сергиев Посад, 1908.
- Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе, СПб., 1888.
- Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения Т. 2. Дух восточного христианства (600−1700): М., 2009.
- Перельмутер И. А. Философские школы эпохи эллинизма // История лингвистических учений. Древний мир. JL, 1980.
- Петров В. В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса //Историко-философский ежегодник-1996. М.: «Наука», 1997, С. 97 115.
- Петров В. В. Иоанн Скотт «о творении из ничего и вечности творения в Слове Божием» // Историко-философский ежегодник-2006. М.: «Наука», 2006. С. 58−76.
- Петров В. Bi О трудностях XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование // Космос и Душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петрова. М., 2005.
- Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской' философии VII в. М.: ИФРАН, 2007.
- Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1— 4. М., 19 901 994.
- Плотин. Эннеады. Т. 1−6 / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: изд. Олега Абышко, 2004−2005.
- Плотин. Трактаты 1−11/ Пер. Ю. А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.
- Попов И. В. Труды по патрологии. М.: 2005 (переизд. 1916).
- Поснов M. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054). Брюссель, 1964.
- Поспелов Д.А. Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов // Диспут с Пирром: преп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. Ред. Поспелов Д. А. М., 2004, С. 15−144.
- Прокл Диадох. Гимны. / Пер. О. В. Смыки. // В кн.: Античные гимны. М., 19 881
- Прокл Диадох. Комментарий к «Пармениду» Платона. Пер. JI. Ю. Лукомского. СПб., 2006.
- Прокл Диадох. Начала Физики / Пер. С. Месяц. М., 2001.
- Прокл Диадох. Первоосновы теологии. / Пер. А. Ф. Лосева. Тб., 1972. // Переиздано в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974.
- Прокл Диадох. Платоновская теология СПб.: РХГИ, 2001.
- Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель: «Жизнь с Богом», 19 881
- Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
- Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб, изд. О. Абышко, 2006.
- Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году, М.: «Наука», 1983.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней Т. 2: Средневековье. СПб.: «Петрополис», 1995.
- Рыбаков А. свящ. Историческая справка о Константинопольском Соборе 1156 года// Странник 3, 1914, С. 364−378.
- Саврей В. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2005.
- Сагарда H. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: «Воскресение», 2004.
- Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353−430). СПб, 1890.
- Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.
- Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998.
- Светлов Р. В, Пространство самопознания (Плотин, Первая эннеада) // Плотин. Первая эннеада. СПб., 2004.
- Сидоров А. И. Арианство в свете современных исследований // Вестник древней истории. 2, 1982.
- Сидоров А. И. Жизненный путь Оригена // Патристика, Нижний Новгород, 2001, С. 290−332.
- Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermo III) и Псевдо-Анастасия Синаита (Synopsis de haeresibus et synodis 18−26) // Византийский Временник 50,1989, С. 93−105.
- Сидоров А.И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью // Историко-философский ежегодник, 1989, С. 179 194.
- Сидоров А. И. Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века // Ретросп. и сравнит, политология. Публ. и иссл-ния. 1 М., 1991,, С. 120—132.
- Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник т. 47 М., 1986, С. 109−124.
- Сидоров А. И. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале Изборника Святослава 1073) //
- Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян М., 1991, С. 201−208.
- Сидоров А. И. Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии // Патристика, Нижний Новгород, 2001, С. 7−31.
- Симеон Новый Богослов Прииди, Свет Истины. Избранные Гимны, СПб.: «Алетейя», 2000.
- Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики СПб. 2001.
- Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV-V вв.). М., 2003.
- Соколов И.И. Святой Григорий Палама: Его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид. Церковная политика Византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004.
- Сократ Схоластик. Церковная история СПб., 1850.
- Софроний (Сахаров) архим. Видеть Бога как Он есть, М.: «Путем зерна», 2000.
- Софроний Иерусалимский. Проповеди. N. Y. 1988.
- Спасский А. А. История догматических учений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1914.
- Спасский А. А. Начальная стадия арианских движений и Первый вселенский собор в Никее. Исследования по истории древней Церкви. СПб., 2007.
- Столяров А. А. Проблема свободы воли в ранней средневековой философии (Аврелий Августин). Автореф. канд. дисс. М.: 1983.
- Суини М. Лекции по средневековой философии Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. М.: ГЛК, 2001.
- Тевзадзе Г. В. Иоанн Петрици и Николай Мефонский // Грузия в контексте историко-культурных взаимосвязей Востока и Запада. Тбилиси, 1988.
- Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах и имябожники. Краснодар, 2002.
- Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. М., 1892.
- Феодорит Кирский. Церковная история. М., 1993.
- Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000.
- Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М. 1998.
- Флоровский Георгий, прот. Идея творения» в христианской философии // Вера и культура. СПб.: Изд. РХГИ, 2001.
- Флоровский Георгий, прот. Избранные богословские статьи. М., 2000.189.' Флоровский Георгий, прот. Тварь и тварность // Вера и культура. СПб.: Изд. РХГИ, 2001.
- Фрагменты ранних греческих философов / Пер. А. В. Лебедева. М., 1989.
- Фрагменты ранних стоиков T. I: Зенон и его ученики / Перевод и комментарии А. А. Столярова. М.: ГЛК, 1998.
- Фрагменты ранних стоиков T. II: Хрисипп из Сол. Ч. 1 / Перевод и комментарии А. А. Столярова. М.: ГЛК, 1999.
- Фрагменты ранних стоиков T. II: Хрисипп из Сол. Ч. 2 / Перевод и комментарии А. А. Столярова. М.: ГЛК, 2000.
- Хадзопулос А. Между ересью и православием (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ 33, 1995, С. 275−293.
- Хоружий С. С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр Психологии и психотерапии, 1991.
- Феодорит Кирский. Церковная история. М., 1993.
- Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851.
- Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. М.: ББИ, 2007.
- Шервуд П. Максим и оригенизм. АРХН KAI ТЕАОЕ // Преподобный Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич Г. И., Бирюков Д. С. Шуфрин А. М. СПб, 2007, С. 496 528.
- Шервуд П. Ранние Ambiqua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма // Преподобный Максим Исповедник: полемика, с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич Г. И., Бирюков Д. С. Шуфрин А. М. СПб, 2007, С. 389−495.
- Шичалин Ю. А. История античного платонизма в-институциональном аспекте. М.: ГЛК, 2000.
- Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура, М.: Издатель Савин С. А., 2003.
- Шуфрин А. М. Другой Максим // Преподобный Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Беневич: Г. И., Бирюков Д. С. Шуфрин А. М. СПб, 2007, С. 233−239.
- Щукин Т.А. Иоанн Итал // Антология Восточно Христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб. 2009, С. 322−334.
- Щукин Т.А. Михаил Пселл // Антология Восточно-Христианской' богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. / ред. Беневич Г. И., Бирюков Д. С., М.-СПб: «Никея"-РХГА, 2009, С. 300−313.
- Юлиан. Сочинения. СПб., 2007.
- Balas D. METOYXIA 0EOY. Мал’s participation in God’s perfections according to st. Gregory of Nyssa. Romae, 1966.
- Balthasar, Hans Urs (von). Cosmic Liturgy: The Universe According to Maximus the Confessor. Ignatius Press, 2003.
- Balthasar, Hans Urs (von). Parole et mystere chez Origene Paris 1957.
- Bardenhewer O. Geshichte der altkirchlichen Literatur, V, Die lezte Periode der altkirchlichen Literature mit' Einshluss des altesten armenischen Schrifttums. Freiburg 1932.
- Bathrellos D. The Bizantine Christ: Person, Nature, and Will in the Cristology of St. Maximus the Confessor. Oxford, 2004.
- Benevich G. God’s Logoi and Human Personhood in St. Maximus the Confessor,// Studi sull’Oriente Cristiano 13:1, 2009, p. 137−152.
- Blowers P: M. Exegesis and Spiritual Pedagogy in Maximus the Confessor. A Investigation of the Quastiones ad Thalassium // Christianity and Judaism in Antiquity. Notre-Dame IN University of Notre Dame Press, 1991.
- Blowers P. M. Gentiles on the soul: Maximus the Confessor on, the substructure and transformation of the human passions // JECS 1996. 4(1), p. 57—85*.
- Brock S. An Early Syriac Life of Maximus the Confessor // Analecta Bollandiana 91,1973, p. 299−346.
- Brock S. Two Sets of Monothelete Questions to the Maximianists // Orientalia Lovaniensia Periodica, 17 1986, p. 119−140
- Dillon J. Iamblichus' voapa dacopict of Aristotle’s Categories // Syllecta Classica, VIII, 1997.
- Dillon J. The Magical Power of Names in Origen and Late Platonism // Origeniana Tertia. The Third International Colloquium for Origen Studies / R. Hanson, H. Crouzel, eds. Rome, 1985.
- Doucet M. Vues recentes sur les «metamorphoses» de la pensee de saint Maxime le Confesseur // Science et Esprit. Montreal. 1979. 31. 269—302.
- Frend W. H.C. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, 1972.
- Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte II: Die Entwicklung des kirchlichen Dogmas. Tubingen 1909.
- Haidon J. Byzantium in the Seventh Century: the Transformation of a Culture. Cambridge, 1997.
- Hovorun C. Will, Action and Freedom. Christological Controversies in the Seventh Century. Leiden, Boston, 2008.
- Iamblichus On the Pythagorean Way of Life Text. Translation, and Notes, Atlanta 1991.
- Jean Philopon La creation du Monde / Trad. M.-C. Rosset, M.-H. Congordeau. Paris, 2004.
- Klibansky R. The Continuity of the Platonic Tradition During the Middle Ages, London 1959.
- Lang U. M. Notes on John Philoponus and the Triteist Controversy in the Sixth Century // Oriens Christianus 85, 2001, p. 23−40.
- Larchet J.-C. Maxime le Confesseur, mediateur entre l’Orient et l’Occident. P. 1998.
- Larchet J.-C. La divinization de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996.
- Larchet J.-C. Saint Maxime Le Confesseur (580−662). Paris, 2003.
- Lilla S. The Neoplatonic Hypostases and the Christian Trinity // Studies on Plato and the platonic Tradition. Essays Presented to J. Whittaker / Ed. M. Joyal, Aldershot, 1997.
- Long A.A. Hellenistic Philosophy. Stoics, epicureans, sceptics. Duckworth 1986.
- Louth A. Maximus the Confessor. London, Routledge, 1996.
- Maximus the Confessor and his Companions. Documents from Exile / Ed. and trans, by P. Allen and B. Neil. Oxford, 2002.
- Meyendorff J. Byzantine Hesyhasm: Historical, Theological and Social Problems. London, 1974.
- Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. New-York, 1989.
- Meyendorff J. St. Gregory Palamas et la mystique orthodoxe. Paris. 1959.
- Migne J. P. Patrologiae Graecorum vol. 90−91 Paris. 1860.
- Moore E. Origen of Alexandria And St. Maximus the Confessor: An Analysis and Critical Evaluation of Their Eschatological Doctrines. Dissertation.com, 2005.
- Nichols A. Byzantine Gospel: Maximus the Confessor in Modern Scholarship. T. & T. Clark Publishers, 1994.
- Piret P. Le Christ et la Trinite selon Maxime le Confesseur. Paris, 1983.
- Philoponus. Against Proclus’s «On the Eternity of the World* 1−5». Ancient Commentators on Aristotle. Ithaca, 2005.
- Proclus. On the Eternity if the World (de Aeternitate Mundi) / Greer text with Introduction, Translation and Commentary by H.S. Lang and A.D. Macro. Berkeley, 2001.
- Rist J. Basil’s «Neoplatonism»: Its Background and Nature // Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic / Ed. P. Fedwick. Toronto, 1981.
- Rist J. On the Platonism of Gregory of Nyssa // Hermatena, 169: Essays on the Platonic Tradition, 2000.
- Rist J- Pseudo-Ammonius and the Soul/Body Problem in Some Platonic ----- -----Texts of Late Antiquity // The American Journal of Philology. V. 109:3?1988. ~ ~
- Rorem P., Lamoreaux J. C. John of Scythopolis and Dionysian Corpus -Oxford, 1998.
- Russel N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition,. Oxford, 2006.
- Sherwood P. Notes on Maximus the Confessor // The American. Benedictine Review, I., 1950.
- Sherwood P. The Earlier Ambiqua of Saint Maximus the Confessor And His Refutation of Origenism. Roma, 1955.
- Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents Edited by P. Allen. Oxford, 2009.
- Staniloae D. Introduction to Maximus’s OiAocrocjnKa Kal (c)eoAoyLica EpcoxruaaTa, Etu tac, nrjyac. Athens 1990.
- Staniloae D. La Christologie de St Maxime le Confesseur // Contacts 1988. 40(142), p. 112—120.
- Tatakis B. Philosophic Byzantine. Paris, 1949.
- Texts and Studies in Neoplatonism and Byzantine Literature. Collected Papers / Westerink L. G., Amsterdam, 1980.
- Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Antropology of Maximus the Confessor, Lund: Hakan Ohlssons Bokrtryckeri, 1965.
- Wolfson H. The Philosophy of the Church Fathers: Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge, 1976.