Развитие методов оценки стоимости товарных знаков российских промышленных предприятий
Диссертация
Доходный подход к оценке стоимости товарных знаков промышленных предприятий основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет рассматриваемых нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Методы доходного подхода являются самыми структурированными инструментами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты определения стоимости товарных знаков промышленных предприятий
- 1. 1. Экономическая сущность товарного знака как объекта оценки
- 1. 2. Исследование факторов, влияющих на стоимость товарного знака
- 1. 3. Анализ подходов к оценке стоимости товарных знаков (зарубежный и российский опыт)
- Глава 2. Специфика методов оценки стоимости товарных знаков промышленных предприятий
- 2. 1. Оценка товарных знаков с позиции методов затратного подхода
- 2. 2. Развитие методов сравнительного подхода к оценке товарных знаков
- 2. 3. Анализ методов доходного подхода к оценке товарных знаков
- Глава 3. Обоснование оценки рыночной стоимости товарных знаков промышленных предприятий
- 3. 1. Выбор подходов и методов к оценке стоимости товарных знаков промышленных предприятий в российских условиях
- 3. 2. Определение рыночной стоимости товарных знаков с позиции методов сравнительного и доходного подходов
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ. Часть IV. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», принят ГД ФС РФ 24.11.2006 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЭ). Ст. 1225 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Федеральный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Федеральный закон РФ от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (в ред. 2 октября 1979 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (в ред. 2 октября 1979 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Европейские стандарты оценки 2000 / Пер. с англ. Г. й. Микерина, Н. В. Павлова, И. Л. Артеменкова. М.: РОО, 2003.- 264 с.
- Международные стандарты оценки. Восьмое издание. 2007/ Пер. с англ. А. И. Артеменкова, Г. И. Микерина М.: ООО «Российское общество оценщиков», 2009. — С. 422.
- Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки „Цель оценки и виды стоимости“ (ФСО № 2)» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г, № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки „Требования к отчету об оценке“ (ФСО № 3)» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 № 10 975)»
- Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденные 26 ноября 2002 года Министерством имущественных отношений РФ №СК-4/21 297 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
- Азгальдов Г. Г., Карпова Н. Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. — 400 с.
- Азгальдов Г. Г. Некоторые вопросы терминологии и классификации при исследовании интеллектуальной собственности // Вопросы оценки. -2008. № 1. — С.48−55.
- Аксенов А.И. Повышение роли профессиональной оценки нематериальных активов при объединении компаний // Вопросы оценки. 2006. — № 1.
- Аксенов А.И. Оценка «клиентских» нематериальных активов методом МЕЕМ при объединении компаний // Вопросы оценки. 2006. — № 2.
- Алексеева O.JI. Правовая охрана промышленных образцов в России: Эволюция и перспективы развития законодательства. М.: Патент, 2006. — 78 с.
- Бромберг Г. В., Хин В.Ю., Лынник Н. В. Рекомендации по определению стоимости промышленной собственности. М.: НПО «ПОИСК», 1993.
- Бромберг Г. В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: Учебное пособие. М.: «Приор-издат», 2004. — С.43.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 720 с.
- Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учебники экономического факультета СПбГУ М.: Экономика, 2009. — 472 с.
- Видякина О.В. Практические вопросы оценки объектов интеллектуальной собственности с использованием затратного метода прямого суммирования фактических затрат // Вопросы оценки.-2007.-№ 3. С.47−53.
- Виноградова Е. Оценка товарного знака: иллюзия или реальность // Управление компанией.-2003.-№ 5 // www.zhuk.net.
- Виноградова Е., Тутушкин А., Корюкин К. Спецвыпуск: «Мировые брэнды» //Ведомости.-2007.- № 72 (1846), 23 апреля.-С. 4.
- Волынец-Руссет Э. Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешнем и внутренних рынках): Учебник. М.: Юристь, 1999. -326 с.
- Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов- Пер. с анг. -2-е изд., исправл. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 1341 с.
- Джеймс Р. Хитчнер. Оценка стоимости нематериальных активов/ Под научн. ред. В. М. Рутгайзера. М.: Маросейка, 2008. — С. 60.138
- Джуха В.М., Усенко Л. Н., Киреев В. Д. Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-304 с.
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/Дойль П. Спб Питер, 2001, с. 298.
- Есипов В.Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса. 2-е изд. Глава 4. Оценка стоимости нематериальных активов СПб.: Питер, 2008. — С.180−199.
- Зайцев А.В. Электронный учебный комплекс «Оценка бизнеса на предприятиях АПК» // http://ozenka-biznesa.narod.ru/Main/bsn73.htm.
- Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело, 2003.-С. 73.
- Зимин А.И. Оценка имущества (Текст): Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2006 // www.iglib.ru.
- Карагодин Н. А., Самсоненко Ю. Ю. Использование метода «Выделение доли в прибыли» при оценке товарных знаков // Вопросы оценки.2004. № 2.
- Карпова Н.Н., Азгальдов Г. Г., Базанчук Е. А., Шаранова Н. А. Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. -М.: Мир бизнеса, 2000. С. 119−121
- Козырев А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: РИД ГШ ВС РФ, 2003.-368 с.
- Козырев А.Н. Инвентаризация и стоимостная оценка интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность (промышленная собственность).- 2001 .-№ 1. С.34−39.
- Козырев А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук.- Москва, 2002. 320 с. // Электронная библиотека оценщика: www.labrate.ru.
- Козырев А.Н. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов //Аналитический вестник.-2001.-№ 1 -С.З-30.
- Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения, — М.: Альфа-Пресс, 2004. 200с.
- Конов Ю. Оценка рыночной стоимости товарного знака// Интеллектуальная собственность 1999 — № 2.- С. 16.
- Королева Ю. Нужна ли вам оценка товарного знака? //Экономический еженедельник «Эпиграф».-2006.-№ 12. С. 10−12.
- Костин А.В. Особенности оценки стоимости товарных знаков в России // Электронная библиотека оценщика: www.labrate.ru.
- Костин А.В. Что нужно знать при оценке стоимости исключительных прав на товарные знаки (заочный семинар) // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, 2003. № 11. — с.36−38.
- Леонтьев Б.Б. Основы оценки интеллектуальной собственности в России / Б. Б. Леонтьев, Х. А. Мамаджанов. М.: ИННЦ Роспатента, 2006. -320 с.
- Леонтьев Б.Б. Семинар LES «Оценка интеллектуальной собственности» // Патенты и лицензии.-2002.-№ 9. С.З.
- Леонтьев Ю.Б. Оценка рыночной стоимости товарных знаков // Патенты и лицензии.-2004.-№ 4. С.40−46.
- Леонтьев Ю.Б. Практика оценки товарных знаков // Электронный вестник оценщика: www.appraiser.ru/default.aspx?SectionId=l 898Id=1400& mode.
- Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х. А. Инвентаризация объектов интеллектуальной собственности — составная часть оценки и эффективного управления интеллектуальным капиталом предприятия //Вопросы оценки.-2007. -№ 1.-С.39−49.
- Лукьянова Е. Неучтенные миллиарды// Эксперт.-2001.-№ 10(270)// http://www.expert.ru/printissues/expert/2001/10/ 1 Oex-brand/.
- Лынник Н.В. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы. М.: МИПС, 1996. — 110с.
- Макаров В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. 2003. — № 5,6.
- Маркарьян Э.А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — С.96.
- Медведчук А. Как оценить идею? // Рекламные технологии.-2003.-№ 6. -С. 23−25.
- Микерин Г. И., Гребенников В. Г., Нейман Е. И. Методологические основы оценки стоимости имущества. М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. — 688 с.
- Михайлец В. Б. Еще раз о ставке дисконтирования в оценочной деятельности и методах доходного подхода // Вопросы оценки. 2005. — № 1.
- Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. -С.-Пб.: С.-Петербургский университет, 1994. 103 с.
- Молчанова А. А., Перель И. С., Славин В. Н. Маркетинг научно-технической и патентной информации. М.: ВНИИПИ, 1991. — 73 с.
- Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в имуществе предприятия: Документальное оформление, оценка, учет. М.: Патент, 2006. -69 с.
- Новосельцев О.В. Оформление, оценка и учет интеллектуальной собственности в имуществе предприятия. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005 г. (Серия «Инновационная деятельность». Выпуск 36). С. 40.
- Новосельцев О.В. Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005 г. (Серия «Инновационная деятельность». Выпуск 37). С. 36.
- Орлова Н.С., Бромберг Г. В., Соловьева Г. М. Порядок учета и рекомендации по стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности: Методическое пособие. М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
- Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: «Финансы и статистика», 2008 г. 736 с.
- Оценка должна быть высокой // газета «Известия», № 246, 30 декабря 1999 года http://www.labrate.ru/kostin/art30121999.htm.
- Оценка объектов интеллектуальной собственности.// Стандарты POO. М.: РОО, 1997. — С. 164−176.
- Оценка стоимости объектов промышленной и другой интеллектуальной собственности. Расчёт размера уставного капитала, образуемого объектами нематериальных активов. М.: Ориентир, 1994. — 34 с.
- Польский В. С. Система информационно-аналитического обеспечения предприятия. Подходы к оценке интеллектуальной собственности // Вопросы оценки. 2004. — № 4.
- Полторак А., Лерпер П. Основы интеллектуальной собственности / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.- с. 39−88.
- Попеско А.И. Стоимостная оценка и управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие /А.И. Попеско, Ю. Г. Кабалдин, А.В. Сту-пин, С. А. Чесноков, Б. Н. Марьин, В. П. Котляров, И. В. Болотин. М.: 00 «Российское общество оценщиков», 2004. — С.258
- Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. СПб: Питер, 2005. — с. 250−285.
- Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов / Пер. с англ. / Под ред. В. М. Рутгайзера. М.: Квинто-Консалтинг, 2005.- 792 с.
- Риполь-Сарагоси Ф. Б. Основы оценочной деятельности: Учебное пособие. М: «Издательство ПРИОР», 2001. — 240 с.
- Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие. -М.: Омега-Л, 2008.-432 с.
- Савинов Ю. А. Современный этап конкуренции промышленных монополий на капиталистическом рынке.// Приложение к БИКИ. 1984. — № 6. -С. 30−34, 69−100.
- Самосенко Ю.Ю. Перспективы оценки интеллектуальной собственности в России // Патенты и лицензии.-2002.-№ 11.-С.42−45.
- Санников А.Г. Оценка брэндов и товарных знаков: от теории к практике. М.: ВНИИПИ, 1997. — 127 с.
- Симионова Н.Е., Симионов Р. Ю. Оценка бизнеса (теория и практика). Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 576 с.
- Симионова Н.Е., Симионов Р. Ю. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. Ростов н/Д: ИЦ МарТ ИКЦ МарТ, 2004. — 464 с.
- Скоробогатых И.И., Чиняева Д. А. Сравнительный анализ существующих методик оценки стоимости торговой марки // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4 — 6.
- Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с анг. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 432 с.
- Сычёва Г. И., Колбачев Е. Б., Сычёв В. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -384с.
- Татуров А.Н. Оценка стоимости товарных знаков// http://www.franchising-book.ru/1 070 019.php.
- Федотова М. А. Сколько стоит бизнес? Методы оценки. М.: Перспектива, 1996. — 103 с.
- Фишмен Дж. и др. Руководство по оценке стоимости бизнеса / Дж. Фишмен, Шэннон П. Пратт, Клиффорд Гриффит, Кейт Уилсон- пер. с анг. Л. И. Лопатникова. Под ред. В. М. Рутгайзера. М.: ЗАО «Квинто-консалтинг», 2000. — 388 с.
- Фомичева Л.П. Товарные знаки и знаки обслуживания: правовые основы, учет и налоги. -М.: Вершина, 2008. С. 15.
- Чармстон Г. Торговая марка: Как создать имя, которое принесет миллионы.- СПб: Питер, 1999.- 224 с.
- Шилова Е.В. Оценка интеллектуальной собственности: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 122 с.
- Шишляев Д.В. Факторная модель расчета ставки дисконтирования для оценки стоимости бизнеса на основе метода кумулятивного построения // Право и жизнь, 2005, № 88 (11)// http://www.law-n-life.ru/arch/n88.aspx.
- Шишляев Д.В. Анализ применимости подходов к оценке рыночной стоимости интеллектуальной собственности // Экономические науки, 2006, № 9. — С.52−58.
- Шишляев Д.В. Учет конкурентоспособности оцениваемого объекта интеллектуальной собственности (ОИС) по сравнению с ОИС-аналогами на основе метода качественного анализа путем ранжирования // Право и жизнь, 2005, № 89 (12). С.208−210.
- Якубова Д.Н. Оценка стоимости товарного знака доходным подходом // Сайт международного оценочного консорциума: www.valnet.ru.
- RICS Machinery and Business Assets faculty. Анализ и оценка нематериальных активов: рекомендации по наилучшей международной практике// Вопросы оценки. 2006. — № 4.
- Abell М. Parameters and methodologies for valuating industrial property assets (viewpoint of an industrial property attorney)./ WIPO regional seminar on the valuation of industrial property assets. Kishinev, 13−14.05.97 y. -P. 2−23.
- Damodaran A. The Value of a Brand Name// www.damodaran.com.
- Dave G. Weiler. More on Trademark Royalties // wvsav.ausinc.com.
- Ernst & Young and Ementor Management Consulting. Management and evaluation of patents and trademarks // www. pl-x.com.
- Fernandez P. «Valuation of Brands and Intellectual Capital». IESE Business School. December 21, 2001. P. 6//www.ssm.com.
- Gordon V. Smith. Trademark Valuation. New York: John Willey & Sons, Inc, 1997.- p. 189.
- Gordon V. Smith, Russell L. Parr. Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets, 3rd Edition. New York: John Willey & Sons, Inc, 2000.-p.156.
- Jacquelyn DeRosa. SFAS № 142 Intangible Asset Impairment Case Study. «Insights» (Summer 2005). P. 37 — 56.
- James Т. Berger, Managing Editor. What’s brands worth anyhow? 11 http://www.wiglafjournal.com/Articles/2008/08−09-WhatsBrand WorthAnyhow. html/.
- Ku K. The valuation of industrial property assets in an enterprise.// Intellectual property in Asia and the Pacific. 1995. — № 44. — P. 22−25.
- Landes, William M. and Richard A. Posner. The Economic Structure of Intellectual Property Law. Cambridge, Mass.: Belknap Press, 2003.
- Luck G. The important of the assessment of the value of industrial property assets in developed market economies (viewpoint of a rightholder)./ WIPO regional seminar on the valuation of industrial property assets. Kishinev, 13−14.05.97 y.-P. 2−12.
- Michael Gunther. Trademark Valuation. Research report // www.bepress. com/ndsip/reports/art7.
- Razgaitis R.C. Early-Stage Technologies: Valuation and Pricing (Intellectual Property general, Law, Accounting & Finance, Management, Licensing, special Topics, 1999.,-320pp.
- Sattler, H., S. Hogl und O. Hupp. Evaluation of the Financial Value of Brands// Excellence in International Research, Vol. 4, 2003 (Hrsg.: ESOMAR -The World Association of Research Professionals), S. 75−96.
- Shannon P. Pratt, Robert F. Reilly, Robert P. Schweihs Valuing A Business, 4th Edition. McGraw-Hill, 2000 //http://www.freebookspot.in/Books-Valuing%20A%20Business,%204th%20Edition.htm.
- Tadelis, Steven. «What's in a Name? Reputation as a Tradeable Asset.» American Economic Review 89, no. 3 (June 1999), pp. 548−563.118. «The Adjusted Capital Asset Pricing Model for Developing
- Capitalization Rates: An Extension of Previous Build-Up Methodologies Based146
- Upon the САРМ 'V/ BUSINESS VALUATION REVIEW, Vol. 8, No. 4, December, 1989, pp. 147−156.
- Ohlson J. Earnings, book values and dividends in security valuations / Contemporary Accounting Research.-1995.- № 11.- P. 661.
- Официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент)// www.fips.ru.
- Официальный сайт компании Brand Finance// www.brandfinance.com.
- Официальный сайт Пивоваренной компании «Балтика» http://www.baltika.ru.
- Официальный сайт ежедневной деловой газеты «PBKdaily» http://www.rbcdaily.ru/2007/08/21/media/288 320.
- Официальный сайт электронной версии журнала «Эксперт» http://www.expert.ru/printissues/ expert/2004/07/.
- Официальный сайт компании Interbrand http://www.interbrand.com.
- Официальный сайт компании «Донское солнечное» http://www.donsol.ru.
- Официальный сайт компании «Стройфарфор» http://unitile.ru.
- Официальный портал оценщиков: www.appraiser.ru.
- Официальный сайт Ю. Б. Леоньева: www.leontix.ru.
- Электронный ресурс. http://www.creativeconomy.ru/library/prd4 25 .php.