Примеры рыночных зон
Далее Леш делает аналогичные сравнения для штата Айова с k = 4. Предположим, пишет Леш, мы выбрали интервалы численности населения для каждого из семи уровней так, чтобы теоретическое и фактическое число центров совпадало. Будет ли совпадать фактическое и теоретическое среднее расстояние между ними? Результаты расчетов Леша представлены в габл. 2.7. Впрочем, остается неясным, как Леш получил свои… Читать ещё >
Примеры рыночных зон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В четвертой части своей книги Леш описывает известные на тот момент методы и результаты эмпирических исследований рыночных зон как локальных, так и международных. Этот материал представляет большой интерес для прикладных исследований в области пространственной организации экономики. В настоящем параграфе приведены краткие описания лишь некоторых примеров. Для более полного изучения возможных подходов к эмпирическому исследованию экономического пространства необходимо обратиться непосредственно к оригиналу.
В своих эмпирических исследованиях А. Леш ищет ответы на два вопроса: как на самом деле выглядят рыночные зоны, и соответствует ли реальное распределение городов теоретическим моделям (рассмотренным выше)?
Прежде всего Леш замечает, что многие исследования указывают на расширение предпринимателями своих рыночных зон за счет субсидирования доставки в удаленные районы. В качестве примера приводится бакалейный магазин в США, доставлявший товары на дом в радиусе почти 11 км, однако 75% всего сбыта осуществлялось в радиусе 3 км от магазина. Учет всех издержек показал, что бесплатная доставка снижает, а не увеличивает прибыль магазина. Аналогичные результаты давали исследования для промышленных объектов. Обслуживание удаленных рынков часто снижало прибыль из-за больших расходов на доставку, командировки представителей и рекламу в этих районах. Сами зоны совсем не обязательно похожи на круг с компанией в центре (рис. 2.24). Транспортные пути могут заметно вытягивать зоны, а слишком низкая плотность населения в отдельных районах создавать разрывы. Расположение снабжающей компании также связано с этими факторами. Например, прибрежные города Хьюстон и Новый Орлеан используют наиболее дешевый морской транспорт для снабжения.
Рис. 2.24. Рыночная зона одной фирмы из Канзас-Сити (слева). Рыночные зоны нескольких центров оптовой торговли металлоизделиями (справа).
На рисунках слева местоположение фирмы отмечено крестиком; а — одежда из тонкой шерсти; 6 — пальто и рабочая одежда; на рисунке справа: 1 — Хьюстон, 2 — Новый Орлеан, 3 — Мемфис, 4 — Сент-Луис, 5 — Канзас-Сити.
Морской транспорт может создавать очень причудливые рыночные зоны. Леш приводит пример: «Так, зона сбыта нью-йоркских роялей распространяется вглубь страны приблизительно на 500 миль от Атлантического побережья и примерно на 1000 миль от Тихоокеанского, куда их доставляют по Панамскому каналу. Между этими двумя частями зоны сбыта нью-йоркских производителей находится зона Сент-Луиса, зажатая в долине Миссисипи. Не будь Панамского канала, весь Запад был бы хинтерландом промышленности, которая весьма бурно развивалась в верховьях Миссисипи до создания нового водного пути»[1]. Леш также замечает, что и Россия аналогично зажата между Европой и Восточной Азией.
Если рыночные зоны отдельных предприятий можно изучать по их коммерческой отчетности, то зоны отраслей отдельных городов изучают путем обследований населения, живущего в окрестностях этих городов. В ходе опросов жители отвечают на вопросы о том, где именно они, как правило, покупают те или иные продукты и услуги.
На рис. 2.25 приведены результаты одного из таких исследований Корнельского университета в штате Айова. Там к проведению опроса были привлечены тысячи безработных. Интервьюеры прошли вдоль всех автомагистралей, выходящих из города, опрашивая по одному домохозяйству на каждую милю.
Рис. 2.25. Рыночные зоны в розничной торговле (слева). Рыночные зоны для строительного леса и цемента в графстве Седар (штат Айова) (справа).
На рисунке слева все города, закупающие бакалейные товары в городе М (Мэрион), обозначены черными точками, остальные значки (белые точки и треугольники) показывают города, закупающие бакалею в других центрах. Границы неоспариваемых рыночных зон города М очерчены сплошными линиями, а зоны конкурентов —.
пунктирными линиями.
На рис. 2.26 видно, как рыночная зона города по продуктам питания и строительным материалам «выедается» соседними городами, где они также производятся, при этом эти же города входят в рыночную зону большого города по женским платьям.
Теперь обратимся ко второму вопросу: соответствует ли распределение городов теории Леша?
Леш берет пример Кристаллера с Нюрнбергом и рассматривает случай, когда k = 3 применяется повсеместно. Будет ли соответствовать реальности теоретическое расстояние между центрами? Допустим, пишет Леш, среднее расстояние между соседними самыми мелкими населенными пунктами равно 4 км. Соответствующие теоретические расстояния между центрами разных уровней и примеры из реальности представлены в табл. 2.6.
Рис. 2.26. Зоны сбыта и поставок для г. Маскатина (штат Айова).
Таблица 2.6
Теоретические расстояния между центрами разных уровней для k = 3 и расстояния между соседними самыми мелкими центрами — 4 км.
Категория размеров. | Теоретическое расстояние, км. | Тип населенного пункта. | Пример |
Деревня. | Много местных примеров. | ||
Сельский центр | |||
Окружной город. | |||
Главный город. | Мюнхен — Аугсбург, 62 км. | ||
провинции. |
Категория размеров. | Теоретическое расстояние, км. | Тип населенного пункта. | Пример |
Главный город района. | Мюнхен — Нюрнберг, 199 км. | ||
Главный город области. | Мюнхен — Цюрих, 357 км. | ||
Главный город края. | Берлин — Кельн, 588 км. | ||
Столица государства. | Берлин — Париж, 1080 км. |
Далее Леш делает аналогичные сравнения для штата Айова с k = 4. Предположим, пишет Леш, мы выбрали интервалы численности населения для каждого из семи уровней так, чтобы теоретическое и фактическое число центров совпадало. Будет ли совпадать фактическое и теоретическое среднее расстояние между ними? Результаты расчетов Леша представлены в габл. 2.7. Впрочем, остается неясным, как Леш получил свои теоретические значения для числа центров в этой таблице, ибо они не совпадают с формулой расчета числа центров Кристаллера (см. подпараграф 2.2.1).
И хотя в книге Леша можно найти и противоречия, и слишком частные решения, круг задач, которые он рассматривал, отличается широтой, а подход к их решению — высоким для того времени уровнем микроэкономического анализа. В своей работе Август Леш стремился создать всеобъемлющую теорию организации экономического пространства. Он не только обобщил идеи фон Тюнена, Лаунхардта и Вебера, но и сформулировал систему уравнений, описывающих общее равновесие в пространственной экономике. Правда, математический аппарат того времени не позволил ему корректно исследовать вопрос о существовании равновесия в этой системе. Далее Леш рассматривает такие темы, как региональные цены и межрегиональная торговля, а также внутреннее устройство городов и др.
Из-за войны книга А. Леша была по достоинству оценена только в 1950;е гг. В течение нескольких десятилетий она оставалась единственным примером попытки построения общей теории пространственной экономики.
- [1] Леш А. Пространственная организация хозяйства. С. 528.