Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и механизм регулирования доходов населения в системе факторов роста благосостояния

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные концепции регулирования доходов населения разработаны применительно к особенностям развития отдельных стран и исходя из существующих в обществе проблем, поэтому отражая различные аспекты проблемы формирования доходов населения, данные концепции обеспечивали теоретическую и методологическую основу системного исследования доходов населения и позволили уточнить и переоценить их роль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ
    • 1. 1. Научные концепции экономической природы доходов населения
    • 1. 2. Сущность и содержание доходов населения
    • 1. 3. Теория благосостояния и факторы его роста
  • Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Факторные источники формирования доходов населения при переходе к рыночным отношениям
    • 2. 2. Заработная плата как цена труда и важнейшая форма доходов
    • 2. 3. Социальные трансферты как средства формирования доходов населения
  • Глава III. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Концептуальные подходы к механизму регулирования доходов населения
    • 3. 2. Сущность и содержание механизма регулирования доходов населения
    • 3. 3. Формы и методы государственного регулирования доходов
  • Глава IV. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА * РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И РОСТА БЛАГОСОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 4. 1. Эффективная государственная политика роста благосостояния и пути ее формирования
    • 4. 2. Преобразование государственных институтов как инструмент регулирования доходов
    • 4. 3. Совершенствование методов оценки дифференциации доходов и роста благосостояния

Формирование и механизм регулирования доходов населения в системе факторов роста благосостояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макроили микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных отношений. Осуществляемые преобразования, связанные с формированием рыночных отношений, актуализируют вопросы регулирования социально-экономических процессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.

На начальном этапе коренных экономических преобразований в бывших республиках СССР заметно снизилась роль государства в регулировании социально-экономических процессов, в результате которого оно не смогло обеспечить должный переход от централизованного механизма распределения доходов с его «уравнительной» направленностью к гибкому рыночному распределению. В итоге, с начала проведения реформ, происходит резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребления благ и услуг, рост бедности, наблюдается резкая отраслевая и территориальная дифференциация в уровне доходов населения, снижающая уровень благосостояния людей.

Исходя из этого, проблема разработки эффективного механизма регулирования доходов населения становится чрезвычайно актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим фактором благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать усилиям человека по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит получение стабильно высоких доходов.

Рыночная экономика предполагает не только выработку новых теоретических подходов, но и выбор таких форм, методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствуют принципам экономической и социальной эффективности. Разработка методологических принципов определения основных направлений государственной политики роста благосостояния населения, ее целей, методов, приоритетов и научно обоснованных положений позволит решать социально-экономические проблемы переходного периода.

С позиции концепции человеческого развития как фактора экономического роста, регулирование доходов населения выполняет важную роль в создании условий для формирования высококвалифицированных работников и решении социальных проблем общества, способствующие росту благосостояния населения и развитию экономики.

Важность проблемы создания эффективного механизма регулирования доходов населения в системе государственной политики роста благосостояния, ее сложность и актуальность требуют теоретического осмысления, разработки методологических подходов и направлений ее решения.

Степень разработанности проблемы. Вопросы формирования и регулирования доходов населения, как основы роста общественного благосостояния, рассматривались, начиная со школ меркантилистов. Представители этой школы Т. Мен, А. Монкретьен, Дж. Стюарт и другие процесс образования доходов населения связывали только со сферой обращения.

Физиократы — Ф. Кенэ, А. Тюрго и др. источнике?.: богатства обществ? считали деятельность в сельском хозяйстве, направленную на увеличение производства продукции.

Важным этапом в процессе формирования теории регулирования доходов является становление классической школы политической экономии. У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др., применяя принцип невмешательства государства в экономические процессы, решали вопросы формирования и регулирования доходов с помощью рыночного механизма.

Большой вклад в разработку принципиальных вопросов формирования и распределения доходов принадлежит марксистской экономической школе, представители которого, К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновали трудовую теорию стоимости, согласно которой труд является основным источником создания новой стоимости и дохода.

В конце XIX и начале XX века, с развитием капиталистических отношений и проявлением противоречий рыночного механизма хозяйствования, произошли определенные изменения в теории доходов, что привело к возникновению трех крупнейших концепций формирования и регулирования доходов населения — неоклассической, институциональной и кейнсианской.

Представители неоклассической концепции, Дж. Б. Кларк, А. Пигу, А. Маршалл, В. Парето, М. Фридман, Ф. Хайек и другие развивали теорию невмешательства государства в социально — экономические процессы общества, а также в распределении доходов населения.

Институциональная теория, представителями которой стали Т. Веблен, Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Д. Гэлбрейт, Р. Коуз, Д. Норт, О. Фаворо и др. в качестве движущей силы развития общества наравне с материальными рассматривали социальные, правовые, духовные и исторические факторы.

Макроэкономические аспекты формирования и регулирования доходов населения рассмотрены в работах Дж. Кейнса и его последователей. Главная их идея состоит б то:.% ттс ри почине механизмявляется несовершенным и вопросы максимальной занятости и обеспечения экономического роста может обеспечить только государственное вмешательство в экономику, посредством бюджетной и налоговой политики.

Проблемам индивидуального и общественного благосостояния, а также неравенства доходов и богатства населения в зарубежной экономической литературе посвящены работы И. Бентама, А. Бергсона, Э. Гидденса, У. Дже-вонса, Э. Дюркгейма, Н. Кальдора, Р. Мертона, Д. Нортхауза, Р. Ноузика, Дж. Роулза, П. Самуэльсона, Р. Хикса и др.

Вопросы формирования и распределения доходов как основы обеспечения роста благосостояния населения в советском периоде развития страны также было уделено много внимания. Преимущественно они рассматривались с точки зрения решения плановых заданий и достижения конечных целей производства, и были направлены на повышение благосостояния людей. Этим вопросам в своих работах уделили внимание Л. Абалкин, В. Майер, Г. Саркисян, Н. Римашевская, В. Роговин, С. Шаталин и др.

В условиях переходной экономики в исследованиях российских ученых рассмотрены методологические и практические вопросы, связанные с формированием, дифференциацией и регулированием доходов населения. Изучению этих проблем посвятили свои работы Э. Агабабьян, С. Аникеев, В. Бобков, К. Вальтух, Н. Волгин, Г. Гендлер, Л. Киян, Ю. Кокин, Л. Костин, А. Котляр, Д. Мещеряков, Ю. Одегов, Ю. Пешехонов, Б. Ракитский, Л. Ржани-цына, А. Рофе, П. Савченко, А. Федченко и др.

Вопросам налогового и денежно-кредитного регулирования доходов населения посвящены работы таких ученых, как В. Боровиков, А. Илларионов, Ю. Петров, В. Сенчагов и др.

Распределительные отношения, сущность и содержание механизма регулирования доходов рассмотрены в работах В. Афанасьева, С. Валентея, А. Вольского, А. Еремина, И. Корогодина, Ю. Осипова, Г. Попова, И. Рисина, Ю. Трещевского, Ю. Хаустова и др.

Применительно к условиям Республики Таджикистан отдельные вопросы разработки основных направлений политики доходов, пути реформирования и способы воздействия на ее составные элементы, обеспечивающие рост благосостояния, рассмотрены такими учеными как М. Кабутов, Н. Каюмов, С. Комилов, М. Нурмахмадов, Р. Рахимов, А. Хакимов и др.

Вместе с тем, особенности формирования и регулирования доходов населения в переходный период не получили еще должного обоснования. Мало исследованными остаются до сих пор сущностные характеристики механизма регулирования доходов населения, методологические принципы его формирования и основные инструменты эффективного функционирования. В работах российских, таджикских и западных исследователей не решены вопросы определения основополагающих принципов обоснования методологических подходов к разработке эффективной государственной политики роста благосостояния и критерия ее оценки в условиях рынка.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является выяснение методологии исследования сущности и факторных источников формирования доходов населения, разработка теоретической концепции механизма их регулирования и обоснование путей роста благосостояния в трансформируемом обществе.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

— обосновать методологию исследования сущности, содержания и структуры доходов населения;

— раскрыть содержание категории благосостояния и определить факторы его роста;

— выяснить факторные источники формирования доходов населения в трансформируемой экономике;

— определить содержание социальных трансфертов и их роль в системе обеспечения благосостояние людей;

— раскрыть сущность, экономическое содержание, функции и принципы формирования механизма регулирования доходов населения;

— систематизировать основные формы, методы и инструменты государственного воздействия на доходы населения;

— разработать меры по формированию эффективной государственной политики роста благосостояния;

— выявить основные виды государственных институтов, воздействующие на доходы населения;

— обобщить методы оценки дифференциации доходов, роста благосостояния населения и предложить пути их совершенствования.

Область исследования. 1.2. Микроэкономическая теория: теория экономики благосостояния.

Предметом исследования выступает система экономических отношений, складывающаяся в процессе формирования, регулирования доходов населения и роста благосостояния общества.

Объектом исследования являются доходы населения как основной фактор роста благосостояния в условиях формирующейся рыночной экономики.

Методологической основой исследования выступают совокупность общенаучных методов познания и, прежде всего, диалектический, историко-генетический, системно-функциональный, единство качественного и количественного анализа и другие методы.

Взаимосвязь основных задач исследования и элементов механизма регулирования доходов населения позволило использовать и последовательно реализовать системный подход в процессе анализа предмета и объекта исследования. С помощью данного подхода была определена структура механизма регулирования доходов населения, определены его звенья, формы, методы и инструменты. Системность исследования позволила провести микро — и макроэкономический анализ формирования к регулирования ¦ доходов как фактора роста благосостояния населения.

Эмпирической базой исследования послужили результаты исследований российских, таджикских и зарубежных ученых, опубликованные в печати, статистические материалы Госкомстата Российской Федерации и Республики Таджикистан, российские и таджикские законодательные акты, регламентирующие процессы функционирования социальной сферы, отдельные выборочные обследования, выполненные в Таджикистане с участием международных организаций, а также исследования, проведенные автором в период работы в Таджикском отделении Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».

Концепция исследования. Доходы населения рассматриваются как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения: во-первых, как подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государстваво-вторых, доходы населения представлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру, объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределенияв-третьих, доходы населения это целостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулированияв-четвертых, рассмотрение доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, качество жизни и поведение людей в обществев-пятых, регулирование доходов населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохо-зяйствами.

Научная новизна диссертационной работы заключаете-: с следующем:

— обоснована методология исследования природы и содержания доходов населения, исходя из научных принципов классической, неоклассической, марксистской, кейнсианской и институциональной теорий;

— раскрыта сущность доходов населения как экономической категории, представляющей собой совокупность отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и государством, с одной стороны, домохозяйст-вашуощдивидши, с другой — по поводу присвоения, распределения и перераспределения части вновь созданной стоимости;

— определено содержание понятия «благосостояние населения» как системного образования, включающего совокупность элементов, характеризующих уровень жизни, образ жизни и качество жизни;

— раскрыта природа доходов населения, основанная на факторных источниках их формирования, исходя из отношений собственности на эти факторы;

— выделены принципы формирования, распределения и предоставления социальных трансфертов в условиях переходной экономики, основанных на попечительстве, страховании и учете ресурсных возможностей обществапроведена классификация основных видов трансфертных платежей и намечены пути совершенствования механизма их предоставления;

— определена сущность механизма регулирования доходов населения как совокупность связей и отношений между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами (индивидами) по поводу распределения и перераспределения денежных и натуральных выплат, бесплатных услуг, а также выделены и раскрыты его функции;

— разработана теоретическая концепция механизма регулирования доходов населения применительно к условиям переходной экономики, представляющая собой четырехзвенное образование, включающее внутрифирменный, рыночный, государственный и теневой механизмы, с конкретными формами, методами л инструментами воздействия на доходы;

— систематизированы методы и инструменты налоговых, бюджетных, денежно-кредитных и институциональных форм государственного регулирования доходов населения, содействующих росту благосостояния;

— предложена теоретическая модель формирования эффективной государственной политики роста благосостояния, включающая принципы ее построения, цели, основные задачи, критерий оценки эффективности и пути увеличения доходов населения;

— охарактеризованы экономические, правовые, социальные и политические государственные институты функционального воздействия на доходы населения и выяснены направления их преобразования в трансформируемой экономике;

— дана методика определения индекса благосостояния населения, разработанная на основе многофакторного подхода, отражающего демографическую ситуацию, состояние здравоохранения и образования, уровень и качество жизни населения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования позволяют развить основные положения теории доходов населения как фактора роста благосостояния, опирающегося на концепцию механизма регулирования доходов в условиях трансформированной экономики. Исходные методологические подходы к разработке государственной политики роста благосостояния, расчет индекса благосостояния могут быть использованы при построении социальной политики государства и оценки уровня жизни населения.

Материалы диссертационного исследования применимы в изучении курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Экономика труда», «Политика доходов и заработной платы», «Теории экономики благосостояния», а также при чтении спецкурсов по основным проблемам формирования и регулирования доходов населения в условия?: рыночной экономики.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись в виде научных докладов на международных научно-практических конференциях «Управление изменениями в социально-экономических системах» (г. Воронеж, 2003), «Страны Центральной Азии в условиях рыночной экономики» (г. Жалалабад, 2003), Международной научной школе-семинаре имени академика С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов» (г.

Королев, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях «Новые контуры социально-экономического развития общества» (г. Воронеж, 2001), «Актуальные проблемы в транзитивной экономике России» (г. Воронеж, 2002), «Современные проблемы экономической теории» (г. Воронеж, 2003), республиканских научно-практических конференциях (г. Душанбе, 19 922 001), межрегиональных научных конференциях (г. Воронеж, 2000;2003) и научных сессиях ВГУ.

Отдельные положения диссертационной работы использованы в научных разработках Таджикского отделения Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа» и внедрены в учебный процесс на экономических факультетах Таджикского государственного национального университета.

Публикации. Результаты научных исследований опубликованы в 24 работах, общим объемом 30,8 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования и анализа фактического материала по вопросу формирования и механизма регулирования доходов населения как основного фактора роста благосостояния был сделан ряд обобщающих теоретических выводов и практических рекомендаций, заключающихся в следующем:

1. Основные концепции регулирования доходов населения разработаны применительно к особенностям развития отдельных стран и исходя из существующих в обществе проблем, поэтому отражая различные аспекты проблемы формирования доходов населения, данные концепции обеспечивали теоретическую и методологическую основу системного исследования доходов населения и позволили уточнить и переоценить их роль и значение в повышении благосостояния населения. В процессе выявления сущности содержания доходов населения, нами использована методология исследования, включающая системный подход к анализу, методы анализа (единство общего и единичного, анализ и синтез, функционально — структурный) и научные принципы: соответствия форм доходов формам собственностисубъектно — объектных отношений по поводу образования и регулирования денежных средств и натуральных выплат, реализуемых на различных уровнях управленияпротиворечивого единства внутрисистемных отношений присвоения, распределения и перераспределения доходов населениявзаимосвязи между величиной доходов населения и уровнем их благосостояния, открывающая новые возможности для совершенствования теории доходов.

2. Принципиально важным моментом в исследовании доходов населения является раскрытые его сущности, содержания и источников формирования. Использование системной парадигмы к исследованию сущности и содержания доходов населения позволило определить, что доходы населения как социально — экономическая категория представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами и государством, с одной стороны, домохозяйствами и индивидами, с другой, по поводу присвоения, распределения и перераспределения части новой стоимости. При этом источником доходов населения выступает новая стоимость, а экономическую основу их присвоения составляет собственность на факторы производства, которые отражают и материализуют отношения членов общества как владельцев собственности.

3. Теоретическая значимость исследования сущности и содержания доходов населения заключается в том, что при выборе правильной методологической позиции становится возможным определить и реализовать наиболее приемлемую на этапе становления и развития рыночных отношений социальную политику государства, и в том числе политику доходов и заработной платы, направленную на повышение уровня благосостояния населения и достижение социального партнерства в обществе. Приоритетным направлением государственной политики благосостояния должно стать обеспечение индивидууму возможности трудиться и получать адекватную оплату своего труда, так как именно человек, имеющий собственное дело является наиболее социально защищенным.

4. Формирование доходов отражает и материализует отношения членов общества как владельцев средств производства, рабочей силы, созданного продукта, денежных средств, а также их отношения с государством по поводу конкретной доли благ и услуг, присваиваемых и потребляемых ими на основе распределительных отношений. Это означает, что в широком смысле распределение по собственности отражает все те формы доходов, в которых реализуется собственность на факторы производства и выступают системообразующими условиями формирования доходов населения и соответствующего уровня благосостояния общества.

5. Для обеспечения нормального уровня благосостояния населения, особенно нетрудоспособных, важную роль играют социальные трансферты, формируемые и распределяемые на основе научных принципов, определяющие характер организации и структуру предоставляемой социальной помощи. Исходя из сущности и целей социальных трансфертов, выделены следующие основные их функции: перераспределительная, гарантирующая, жизнеобеспечения и социальная.

6. Концепция механизма регулирования доходов населения, применительно к условиям переходной экономики рассматривается как четырехзвенное образование, включающее рыночный, внутрифирменный, государственный и теневой механизмы, а также формы, методы и инструменты их воздействия на доходы населения. Приоритет в действии этих звеньев механизма регулирования доходов зависит от господствующих в обществе отношений собственности. При плановой экономике с преобладанием государственной собственности основную роль играет государственный механизм регулирования, при котором распределение и перераспределение доходов осуществляется из единого центра. С переходом к рыночным отношениям механизм регулирования, основанный на многообразии форм собственности (частная собственность является доминирующей), приобретает четырехзвенный характер с преобладанием рыночного механизма регулирования доходов;

7. Рыночный механизм саморегулирования является выразителем индивидуальных и коллективных интересов, в котором важную роль играют: спрос, предложение, конкуренция и цена. В процессе взаимодействия основных элементов механизма рыночного регулирования решаются вопросы распределения доходов между различными слоями общества и обеспечивается эффективное использование факторов производства. Суть рыночного механизма заключается в том, что каждый субъект (собственник средств производства, наемный работник) получает свой доход от фактора производства, которым владеет, но при этом происходят тенденции усиления дифференциации доходов населения, которых данный механизм не может устранить самостоятельно. В этом случае государственный механизм регулирования содействует обоснованной дифференциации доходов посредством, присущих ему инструментов, так как призван защищать интересы различных слоев общества, особенно нетрудоспособных.

8. Большое значение в регулировании доходов населения имеет внутрифирменный механизм, основывающийся на свободе деятельности и высокой ответственности персонала за результаты своей работы. Субъектами регулирования выступают администрация (в лице работодателя или другого уполномоченного лица) и работники, а объектом регулирования являются доходы предприятия. На размер доходов работника влияют величина его вклада в конечные результаты работы предприятия, определяемое количеством и качеством затраченного труда, размер дохода предприятия и система обязательных и добровольных социальных выплат, а также определяется ролью профсоюзов и государства в регулировании социально-трудовых отношений и др. Основу регулирования доходов на внутрифирменном уровне составляют законы и нормативно — правовые акты, принятые на федеральном уровне или руководством фирмы. Государство гарантирует минимальную заработную плату, а ставку первого разряда утверждает трехсторонняя комиссия в рамках трипартизма.

9. Государственный механизм, решая вопросы сближения интересов социальных групп, посредством различных форм, методов и инструментов регулирования, обеспечивает снижение дифференциации уровня доходов членов общества. Субъектами регулирования доходов населения при этом выступают органы трех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной), построенные по иерархическому признаку, а также Национальный банк, которые наделены соответствующими правами и обязанностями в осуществлении регулирующего воздействия на доходы населения. Государственные органы используют экономические и административно-правовые методы воздействия на доходы населения. Важную роль при этом играют налоговые инструменты регулирования и система социальных трансфертов. Эти государственные организации посредством своей регулирующей деятельности, воздействуя на рыночный и внутрифирменный механизмы регулирования доходов, способствуют их эффективному функционированию и устраняют выявленные недостатки.

10. Теневой механизм характерен для экономики любых стран, но в странах с переходной экономикой его доля является весомой. Главная причина кроется в слабости основных звеньев механизма регулирования и необоснованности методологических подходов к преобразованиям экономики и социальной сферы. Отличительными чертами теневого механизма регулирования доходов населения являются: незаконное использование ресурсов общества, опора на методы, основанных на насилии и силе власти (взятки в государственных структурах, содействие криминальным структурам и вовлечение в них чиновников разных уровней и т. д.), учет институциональных особенностей развития страны (клановость, взаимное доверие) и др.

И. Теоретическая модель формирования государственной политики роста благосостояния, для разработки которой определены научные принципы, система целей и задач, методы, с помощью которых о суще ств ляется реализация целей политики, а также критерий оценки эффективности. Принципы построения политики роста благосостояния обуславливают выбор целей и методов их реализации, при обосновании которых необходимо учитывать опыт решения социальных проблем в развитых странах и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы поведения. Рост эффективности государственных программ обеспечения благосостояния зависит от экономической эффективности, обеспечивающей достижение социальных целей с наименьшими издержками. Важным критерием эффективности государственной политики роста благосостояния в условиях переходной экономики рассматривается достижение дореформенного уровня жизни (1991г.) людей, определяемых с помощью таких показателей, как ВВП на душу населения, реальные доходы населения, доля заработной платы в структуре доходов населения и др.;

12. В условиях переходного периода, в процессе революционных преобразований традиционные институты были ликвидированы, но новые еще действовали слабо, то есть принцип эволюционности преобразований институтов был нарушен, в результате которого образовались монопольнобюрократические и кланово — корпоративные структуры. Эти институты проникли во власть и контролировали основные ресурсы общества, хотя их функционирование является временным, но ущербы от их действий могут быть колоссальными для общества. Государственные органы, в свою очередь, играют важную роль в регулировании доходов населения и в зависимости от выполняемых функциональных обязанностей выделены следующие основные типы государственных институтов: правовые, экономические, политические и социальные;

13. Методика определения индекса благосостояния населения на основе многофакторного подхода, отражающего демографическую ситуацию, состояние финансирования отраслей здравоохранения и образования, занятости, доходы и расходы населения, экологическую и общественную безопасность и определено значение индекса. Расчет индекса на основе данных Республики Таджикистан позволил провести сравнительный анализ благосостояния по сравнению с дореформенным уровнем и выявить резкое снижение данного индекса в условиях переходной экономики в Таджикистане. Хотя данные расчета показывают, что идет тенденция роста благосостояния людей, но они явно недостаточны для обеспечения нормального уровня жизни основной массы людей. Индекс благосостояния позволяет также определят основные направления государственной политики развития экономики и социальной сферы на перспективу.

В рамках диссертационного исследования не охвачены все проблемы, которые связаны с рассмотрением доходов населения как фактора роста благосостояния, но, тем не менее, полученные результаты могут быть использованы при научно — исследовательской и учебно — методической ^ работе, а также в практической деятельности государственных органов управления в условиях рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики/ Л. Абалкин// Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 4−12.
  2. Н. Политика доходов и заработной платы / Н. Абакумова, Р. Подовалова Новосибирск: — М.: ИНФРА — М, 1999.- 224с.
  3. Т. Статистическое изучение дифференциации доходов/ Т. Абакумова // Вопросы статистики. 1997. — № 2. — С. 37−41.
  4. А. Формирование доходов и структура заработной платы/ А. Аганбегян// Российский социально экономический вестник. — 1998. — № 1.-С.5−9.
  5. Т. Статистическое изучение дифференциации доходов/ Т. Агапова // Вопросы статистики. 1997. — № 2. — С. 37−41.
  6. В. Экономика труда: Учебник/ В. Адамчук и др. М.: Финстатинформ, 1999. -431с.
  7. А. Большой экономический словарь/ Под общ. ред. А. Н. Азрилияна. 2- е изд. М.: Институт новой экономики, 1997. — 856с.
  8. И. Социальные гарантии: методологический аспект/И. Айзинова// Проблемы прогнозирования. 1995. — № 1. — С. 104−116.
  9. В. Национальная и региональная модели благосостояния / В. Акопов, Ю. Гаджиев// Общество и экономика. 2002. — № 6. — С. 120−140.
  10. Актуальные проблемы уровня и качества жизни и формирование социальной политики. / Под ред. В. Н. Бобкова. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 2000. — 75с.
  11. П.Алле М. Условия эффективности в экономике/ М. Алле- М.: Наука для общества, 1998.-299с.
  12. А. Проблемы занятости, оплаты труда и регулирование цен/ А. Амосов // Экономист. № 4. — С. 66−70.
  13. С. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие/ С. Аникеев- М.: Изд-во Росс. экон. акад., 1999. 100с.
  14. А. Выявление неравенства в распределении фонда оплаты труда и составляющих его элементов/ А. Аникеева// Вопросы статистики. -1995. № 8.-С. 19−22.
  15. Е. Реформа заработной платы ожидание и реальность/ Е. Антосенков, Ю. Кокин // Экономист. — 1997. — № 4. — С. 29−39.
  16. И. Экономические условия роста благосостояния советского народа/ И. Анчишкин. М.: Наука, 1977. — 199с.
  17. И. Политика занятости и пороговый уровень безработицы (анализ мирового опыта) / И. Асроров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998, — № 2. — С. 34−41.
  18. К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации/ К. Астапов // Экономист. 2003. — № 2. — С. 54−59.
  19. В. Общество: системность, познание и управление/ В. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432с.
  20. В. Человек в управлении обществом/ В. Афанасьев. М.:. Политиздат, 1977. -382с.
  21. В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблеме единства экономической науки)/ В. Афанасьев// Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С. 102 — 117.
  22. А. Промышленная политика РТ в условиях перехода к рыночным отношениям/ А. Ашуров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2000.-№ 4.-С. 18−33.
  23. А. Расчет дохода семьи: возможен ли единый порядок/ А. Байгереев // Человек и труд. 2001. — № 3. — С. 33−40.
  24. Л. Потребности. Доходы. Потребление: Экономический словарь справочник/ Л. Баранова, А. Левин — М.: Экономика, 1988. — 349с.
  25. С. Как расширить социальные функции заработной платы/ С. Белозерова // Человек и труд. 2000. — № 7. — С. 61−69.
  26. JI. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии/ Л. Биндар // Человек и труд. 2002. — № 1. — С. 31−34.
  27. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ./ М. Блауг. Науч. ред. B.C. Антономов, Е. М. Майбурд. 4-е изд. М.: Дело — Лтд, 1994. -687с.
  28. А. Институциональный аспект анализа цены российских реформ/ А. Блохин // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 116−120.
  29. В. Динамика уровня жизни населения/ В. Бобков, П. Масловский -Мстиславский//Экономист. -1994. № 6. — С. 52−66.
  30. В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели/ В. Бобков, П. Мстиславский // Человек и труд. 1996. — № 6. — С. 76−79.
  31. В. Распределение доходов в рыночной экономике/ В. Бобков М.: ВЦУЖ, 1997.-217с.
  32. А. Большой экономический словарь/ А. Борисов М.: Книжный мир, 2000. — 892с.
  33. Е. Экономическая теория: Учебное пособие/ Е. Борисов 2-е изд. -М.: Юрайт, 1999.-382с.
  34. ., Костенко Т. Проблема повышения заработной платы: возможные пути ее решения / Б. Бреев, Т. Костенко // Российский социально политический вестник. — 1998. — № 1. — С. 13−17.
  35. А. Предпринимательство: Учебник / А. Бусыгин М.: Дело, 1999.-638с.
  36. И. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах / И. Бушмарин // Общество и экономика. 1996. — № 3. — С. 69−83.
  37. Дж. Конституция экономической политики / Дж. Бьюкенен // Вопросы экономики 1994. -№ 6. — С. 104−113.
  38. Дж. Конституция экономической политики. Избр. Труды / Дж. Бьюкенен М.: Таурус Альфа, 1997. — 556с.
  39. С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы / С. Валентей, Л. Нестеров // Вопросы экономики. -2002.-№ 3.-51−64.
  40. Т. Теория праздного класса / Т. Веблен М.: Прогресс, 1984. -367с.
  41. А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт / А. Вилянский, И. Домнина // Вопросы экономики. 1999. № 2. — С. 74−84.
  42. . Сидеть на вэлфере значит ждать подачек / Б. Винокур // Российская газета. 1997. — № 107. — С. 3.
  43. А. Экономика. Общий курс: Учебник / А. Войтов. 4-е изд. М.: 2000.-581с.
  44. Н. Заработная плата цена труда или рабочей силы? / Н. Волгин //Человек и труд. — 1999.-№ 9. — С. 66−69.
  45. Н. Доходы и занятость: мотивационный аспект / Н. Волгин, В. Плакса М.: Луч, — 1994. — 262с.
  46. Г. Вопросы методики оценки дифференциации доходов населения / Г. Волкова, Л. Мигранова, Н. Римашевская // Вопросы статистики. 1997. — № 2. — С. 30−36.
  47. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития / А. Вольский // Вопросы экономики. 1999. -№ 1.-С. 4−12.
  48. Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода / Н. Восколович // Человек и труд. 2000. — № 1. -С. 84−87.
  49. Е. Государство и эволюция: как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян / Е. Гайдар СПб.: 1997. — 216с.
  50. М., Никитина Л. О новой концепции моделирования распределения доходов и расчетов показателей неравенства и бедностинаселения / М. Гапонов, Л. Никитина // Материалы Международной Шаталинской конференции. 2002. г. Королев. — С. 41−42.
  51. X. Таджикская модель развития / X. Гафуров // АПК: Достижения науки и техники. 1997. -№ 6. — С. 46−48.
  52. Г. В. Ф. Наука логики / Г. В.Ф. Гегель СПб.: Наука, 1997. С. 653 660.
  53. Г. Цена труда и заработная плата / Г. Гендлер, Н. Ведерникова // Человек и труд. -2000.- № 7. С. 66−70.
  54. А. Факторы, влияющие на повышение зарплаты / А. Глазунов // Человек и труд. 2001. — № 7. — С. 52−53.
  55. А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) / А. Городецкий // Вопросы экономики. 2000. -№Ю.-С. 118−133.
  56. Государственная политика не должна быть антисоциальной // Человек и труд. 1999.-№ 7. — С. 26−30.
  57. Государство и малоимущие: на чем основывается социальная помощь // Человек и труд. 2002. — № 1. — С. 35−42.
  58. В. Механизм воспроизводства рабочей силы в мировом хозяйстве (опыт развитых индустриальных стран): Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. / В. Громыко. М.: 1992, — С. 27.
  59. Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гэлбрейт. -М.: Прогресс, 1979. 406с.
  60. Г. Модель распределения по доходам / Г. Деев // Вопросы статистики. 1995. -№ 5. — С. 3−7.
  61. М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития России / М. Делягин // Вопросы экономики. -1996.-№ 5-С. 29−40.
  62. Демографическая ситуация и формирование общего рынка труда государств-участников СНГ. М.: Финстатинформ, 2001. — 190с.
  63. Н. Отношения распределения: современные модели / Н. Денисов, Е. Мальгинова // Общество и экономика. 1997. — № 3−4. — С. 84−108.
  64. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода / М. Дерябина // Вопросы экономики. 2001. — № 2. -С. 108- 124.
  65. А. Реформа системы социальной защиты в Республике Таджикистан / А. Джабаров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. — № 2. — С. 19−27.
  66. К. Логика в статистике / К. Джини. М.: Статистика. 1973. — 127с.
  67. И. Показатели социального благосостояния населения / И. Домнина // Человек и труд. 1997. — № 7. — С. 62−64.
  68. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования/ Под ред. H.A. Волгина. М.: РАГС, 1999.
  69. Доходы, уровень жизни // Экономист. 1996. — № 5. — С. 63−73.
  70. П. Новые реальности: В Правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировозрении / П. Друкер. Пер. с англ. М.: Бук Чембэр интернэшнл, 1994. — 377с.
  71. Г. Реформы в России и заработная плата (1992 1999гг.) / Г. Дубянская // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, -2001.-№ 2. -С. 33−57.
  72. Г. Заработная плата в период реформ / Г. Дубянская // Экономист. 1996. — № 7. — С. 64−68.
  73. JI. Воспроизводство стоимости рабочей силы / JI. Еловиков // Известия Академии труда и занятости. 2000. — № 3−4. — С. 20−23.
  74. А. Отношения социалистической собственности и экономическое управление / А. Еремин. М.: 1973. — 317с.
  75. В. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки / В. Жеребин, А. Романов. М.: ЮНИТИ, 2002. — 592с.
  76. А. Методы регулирования заработной платы / А. Жуков // Человек и труд. 1998. — № 6. — С. 76−80.
  77. А. Регулирование заработной платы на российском рынке труда / А. Жуков'// Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С. 209−215.
  78. Закон Республики Таджикистан «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах"// Народная газета. Душанбе: -от 02 февраля 1993.
  79. Ю. О показателях экономического благосостояния / Ю. Иванов // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 93−102.
  80. Ю. Статистика доходов в новом СНС ООН и ее применение в странах СНГ / Ю. Иванов // Вопросы экономики- 1995. № 9. — С. 34 — 41.
  81. А. Экономическая свобода и благосостояние народов / А. Илларионов // Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С. 83−101.
  82. В. В авангарде прогресса: социальная политика в ЕС / В. Иноземцев // МЭ и МО. 2002. — № 2. — С. 3 — 14.
  83. С. Экономические основы системы социальной защиты / С.
  84. Кадомцева. М.: 1997. — 248с.
  85. Д. Рынок и социальная политика государства / Д. Кадыров. -Душанбе: 1999.-134с.
  86. А. Доходы и потребление населения СССР / А. Карапетян. -М.: Статистика, 1980. 271с.
  87. А. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы / А. Кашепов // Общество и экономика. -1997.-№ 7, — С. 94 108.
  88. Н. Меры по стимулированию экономического роста / Н. Каюмов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. — С. 47−59.
  89. Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс: Пер. с англ. Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1978. — 494с.
  90. Ф. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ. М.: 1960. -С. 98−125.
  91. А. Личное подсобное хозяйство стабилизирует уровень жизни населения / А. Кизилов // Человек и труд. -1996. № 4. — С. 11−16.
  92. Л. Маркетинг рынка труда / Л. Киян. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. — 96с.
  93. Дж. Распределение богатства / Дж. Кларк: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. -447с.
  94. Д. Налоговая политика: какой путь выбрать? / Д. Козлов // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 79- 82.
  95. В. Основы современной экономики: Учебник / В. Козырев. М.: Финансы и статистика, 1998. — 210с.
  96. Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу / Ю. Кокин // Человек и труд. 2001. — № 1. — С. 82−84.
  97. Ю. Заработная плата как стоимость рабочей силы и распределение по труду / Ю. Кокин // Человек и труд. 1996. — № 10. — С. 70−72.
  98. А. К вопросу о власти кланово корпоративных групп в России / А. Колганов // Вопросы экономики. — 2000. — № 6. — С. 114−125.
  99. Г. Вопросы справедливости и экономическая политика в постсоциалистических странах / Г. Колодко // Вопросы экономики. -1999.-№ 1.- С. 64−76.
  100. Конвенции и рекомендации, принятые международной конференцией труда. 1919−1966/Международное бюро труда. Женева: 1983. — С. 1320 -1330.
  101. В. Моделирование роста народного потребления в народнохозяйственных планах и прогнозах / В. Константинов. М.: Наука, 1986, — 188с.
  102. А. Системная парадигма / А. Корнай // Вопросы экономики. — 2002.-№ 4.-С.'4−22.
  103. И. Качество труда: содержание, проблемы роста / И. Корогодин. Воронеж: ВГУ, 1990. — 224с.
  104. И. Т. Методы исследования качества человеческого капитала с позиции рыночных отношений / И. Т. Корогодин // Социально-трудовые отношения в трансформируемой России: Тр. Всерос. науч.-практ. конф. 2002 г., Воронеж. Воронеж: 2000. — С. 94 — 97.
  105. И. Т. Экономические отношения, механизм хозяйствования и экономическая политика: методология анализа их взаимодействия / Экономика и менеджмент. Ученые записки. Вып. 3. Воронеж: 2002. — С. 56 — 67.
  106. В. Человеческий фактор: занятость, благосостояние / В. Костаков, В. Руттайзер. М.: Политиздат, 1981. — 80с.
  107. JI. Занятость, заработная плата и инфляция / Л. Костин // Человек и труд. 1999. — № 2. — С. 33−36.
  108. Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда / Л. Костин // Человек и труд. -1998.- № 12. С.ЗЗ.
  109. А. О понятии рынка труда / А. Котляр // Вопросы экономики.1998.-№ 1.-С. 33−41.
  110. М.Р. Социальная напряженность и социальная политика / М. Р. Кошонова // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. -№ 2. — С. 92−98.
  111. Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз: Пер. с англ. М.: 1993. — 192с.
  112. Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование / Е. Кузнецова, С. Кузнецов // Экономист. -2002.-№ 4.-С. 46−53.
  113. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов / О. Кузнецова // Вопросы экономики. -2002.-№ 4.-С. 46−66.
  114. Е.В. Неравенство в распределении доходов и проблемы оценки эффективности мероприятий по его снижению / Е. В. Кузнецова, А. Е. Суринов // Вопросы статистики. 1999. — № 11. — С. 3−5.
  115. Е. Социальные трансферты в системе национальных счетов ООН / Е. Кулакова // Вопросы статистики. 1995, — № 6. С. 8 — 12.
  116. И.И. Экономика и социология труда / И. И. Кулинцев. М.:1999.-345с.
  117. Курс общей экономической теории: Учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. -СПб.: 1996. 517с.
  118. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. — 631с.
  119. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. А., Киселевой Е. А. 4-е изд. Киров: АСА, 2000. — 743с.
  120. JI. Политика вспомоществования в США: разумная прагматичность / Л. Лебедева // Человек и труд. 2000. — № 4. — С. 38−42.
  121. А. Распределение доходов / А. Лившиц // Социалистический труд. 1991. -№ 12. — С. 79−85.
  122. Л. Оплата труда на российских предприятиях / Л. Липатова // Экономист. 2003. — № 3. — С. 72−77.
  123. Липпе фон Петер Экономическая статистика / Липпе фон Петер -Штутгарт: ФСУ ФРГ, 1995. Т. 1. — 629с.
  124. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа / В. Ф. Майер М.: Мысль, 1968. — 197с.
  125. В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа/В.Ф. Майер М.: МГУ, 1988. — 271с.
  126. В.Ф. Доходы и потребление населения / В. Ф. Майер M.-Наука, 1975. — 240с.
  127. В.Ф. Благосостояние народа на качественно новую ступень / В. Ф. Майер -М.: Знание, 1986. — 63с.
  128. Н. Мониторинг заработной платы и доходов в США / Н. Малютина, Р. Самойлова // Труд за рубежом. 1996. — № 1. — С. 63−87.
  129. K.P. Экономикс: принципы, проблемы, политика / K.P. Макконнелл, С. Л. Брю. Пер. с 13 англ. изд. Пер. с англ. H.H. Барышникова и др. М.: 1999. — 974с.
  130. А. Принципы политической экономии. Пер. с англ. / А. Маршалл М.: Прогресс, 1993. В 3 — х том.
  131. П.П. Доход советской семьи / П. П. Маслов М.: Статистика, 1965. — 64с. .
  132. О. Заработная плата или «пособие по труду»? / О. Меньшикова // Вопросы экономики. 1998. — № 1. — С. 73−80.
  133. Меры по повышению доходов населения, совершенствованию оплаты труда, снижению дифференциации и сокращению бедности // Человек и труд. 2001. — № 8. — С. 49−54.
  134. Методологические основы анализа эффективности государственных предприятий // Экономист. 2002. — № 5. — С. 55−58.
  135. Д. А. Теория компетентности субъектов предпринимательской деятельности / Д. А. Мещеряков Воронеж: 2000. -269с.
  136. Минимальная заработная плата в странах с переходной экономикой // Человек и труд. 2001. — № 11. — С. 69−70.
  137. Я. В. Эффективный менеджмент: Учебно практическое пособие / Я. В. Михайлов — М.: Гелан, 2001. — 372с.
  138. В.А. Основы социального партнерства: теория и практика: Учеб. для вузов / В. А. Михеев М.: Экзамен, 2001. — 448с.
  139. М.А. Благосостояние, распределительные отношения и проблемы оптимального развития экономики социалистическогообщества / М. А. Можина, Н. Е. Рабкина, Н. М. Римашевская // Экономика и мат. методы. 1980. Т.16. Вып. 3. С. 220 — 233.
  140. Т. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI века / Т. Назаров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. -С. 17 — 20.
  141. Налог на труд не должен быть больше налога на капитал и природные ресурсы // Человек и труд. 2002. — № 12. — С. 51−52.
  142. Народное благосостояние. Методология и методика исследования. -М.: Наука, 1988.-302с.
  143. Народное благосостояние: Тенденции и перспективы/ Е. М. Авраамова идр.-М.: Наука, 1991.-253с.
  144. JI. Национальное богатство и человеческий капитал / JI. Нестеров, Г. Аширов // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 103−110.
  145. JI. Способы декомпозиции коэффициента Джини по компонентам общего расхода / JI. Ниворожкина // Вопросы статистики. -1998.-№ 5. -С. 61−67.
  146. А. Основные направления реформирования заработной платы / А. Никифоров, А. Лубков // Экономист. 1999. — № 4. — С. 38−45.
  147. А. Зарплата: отраслевой профиль// Человек и труд. 1997. -№ 9.-С. 50−51.
  148. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт М.: Начала, 1997. — 180с.
  149. Д. Пять тезисов об институциональных изменениях. Пер. с англ. / Д. Норт // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып. 4. Минск: 2000. — С. 5 — 20.
  150. Общая экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. И. Т. Корогодина. Воронеж: ВГУ, 2000. -368с.
  151. Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство / Ю. Г. Одегов Ю.Г., Г. Г. Руденко, Н. Г. Митрофанов М.: Хронограф, 1998. — 239с.
  152. Ю.Г. Управление персоналом / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев -М.- Финстатинформ, 1997.
  153. А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора / А. Орлов // Экономист. 2000. — № 12. — С. 51−56.
  154. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М. Осипов М.: МГУ, 1994. — 368с.
  155. А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России: Пер. с англ./ Пер. Фрейнман. М.: 1997. — С. 221 — 240.
  156. Оценка уровня и качества жизни // Экономист. 2001. № 11. — С. 61−70.
  157. Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах / Н. Панкратьева // Вопросы статистики. 1995. — № 5. — С. 7 — 15.
  158. Л. А. Единство системности, организованности и самодвижения / Л. А. Петрушенко М.: 1975. — С. 21 — 40.
  159. У. Экономические и статистические работы / У. Петти М.: 1940.
  160. А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу М.: Прогресс, 1985. В 2-х том.
  161. О. Концепция качества жизни: теория и практика / О. Платонов // Труд за рубежом. 1991. — № 3. — С. 110−117.
  162. Н. О некоторых проблемах социального партнерства в условиях глобализации / Н. Подшибякина // Человек и труд. 2003. — № 1. — С. 68−70.
  163. Политика доходов и заработной платы: Учебник/ Под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. М.: Юристь, 2000. — 456с.
  164. Политика доходов и социальная защита населения. Материалы «Круглого стола». М.: НИИ труда, 1995. — 114с.
  165. A.A. Государство «всеобщего благосостояния» / A.A. Попов -М.: 1991.-С. 5−25.
  166. Г. X. Эффективное управление (перспективы развития) / Г. Х. Попов -М.: Экономика, 1976. 145с.
  167. Потребности, доходы, потребление: Методология анализа и прогнозирования народного благосостояния. М.: Наука, 1979. — 240с.
  168. Проблемы распределения и рост народного благосостояния / Отв. ред. Э. М. Агабабьян и E.H. Яковлева. М.: Наука, 1979. — С. 5−6.
  169. Программа экономических и социальных реформ в Республике Таджикистан на 1998−2003гг.- Душанбе: 1998. С. 10 -15.
  170. Н. Основы дифференциации заработной платы и доходов населения. Методы экономико математического прогонозирования / Н. Рабкина, Н. Римашевская — М.: Экономика, 1972. — 288с.
  171. .А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг -М.: Инфра-М, 1997. -492с.
  172. Г. Взаимоотношения работников и работодателей в современной России (1987−2001гг.) Г. Ракитская // Вопросы экономики. -2002. -№ 11.-С. 46−58.
  173. В. Дифференциация оплаты труда / В. Ракоти // Человек и труд. 2001.-№ 8.-С. 82−85.
  174. В. Реальная заработная плата / В. Ракоти // Человек и труд. -1999. -№ 6. -С. 80−82.
  175. Р.К. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики / Р. К. Рахимов, Н. К. Каюмов, М. Нурмахмадов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. -№ 2. — С. 96−149.
  176. Регулирование заработной платы в странах рыночной экономики (Текущие материалы НИИ Труда Минтруда РФ) М.: 1994.- С. 9 — 15.
  177. Г. А. Рынок труда на макро и мегауровне: закономерности и тенденции формирования / Г. А. Резник СПб.: 1998. -140с.
  178. Республика Таджикистан: Оценка бедности. 10 апреля 2000 г. Отдел развития сектора человеческих ресурсов Европейской и Центрально-Азиатского Региона. Всемирный Банк, 2000 г. С. 7 — 35.
  179. Ржаницына JL Проблематика доходов населения в переходный период / JI. Ржаницына // Российский социально экономический вестник. — 1998. — № 1.-С. 9−13.
  180. Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо // Антология экономической классики. В 2-х том. Т.1. М.: Эконов, 1991.
  181. Н.М. Равенство или справедливость /Н.М. Римашевская,
  182. A.A. Римашевский М.: Финансы и статистика, 1991. — С. 15−16. .
  183. В.З. Общество зрелого социализма. Социальные проблемы /
  184. B.З. Роговин М.: 1984. — С. 10 -20.
  185. В. Какую модель распределительной политики выбрать / В. Роик // Человек и труд. 2002. № 10. — С. 52−55.
  186. В. Единый социальный налог: выиграет ли население? / В. Роик // Человек и труд. 2000. — № 7. — С. 40 — 42.
  187. В. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? / В. Роик // Российский экономический журнал. 2002. -№ 8. — С. 38 — 44.
  188. А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Уч. пос./ А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В.В. Ишин- Под ред. А. И. Рофе. -М.: 1998.
  189. . Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо- Пер. с фр. М.: «Канон пресс», 1998. — С. 161−171.
  190. Рынок труда и доходы населения: Учеб. пособие / Под ред. H.A. Волгина. М.: Информ.- изд. дом «Филинъ», 1999. — 280с.
  191. П. Социальные приоритеты: проблемы и решения / П. Савченко // Экономист. 1995. — № 5. — С. 49−66.
  192. П. Экономика / П. Самуэльсон М.: МГП «Алгон» ВНИИСИ, 1992. В 2-х том.
  193. Г. С. Народное благосостояние в СССР / Г. С. Саркисян М.: Экономика, 1983. — 279с.
  194. Семья и народное благосостояние в развитом социалистическом обществе/ Под ред. Н. М. Римашевской, С. А. Карапетяна. М.: Мысль, 1985.-237с.
  195. . Изменение структуры доходов населения и ее оптимизация / Ж. Сидорова // Экономист.-1996.-№ 9. С. 70.
  196. С. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития / С. Синельников, Л. Анисимова и др. -М.: Еразия, 1998.
  197. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Уч. Пособие / Г. Э. Слезингер М.: Инфра — М, 1996. — 336с.
  198. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс / С. Смирнов, Н. Исаев // Вопросы экономики. -1999. № 2. — С. 65−73.
  199. И. Регулирование доходов населения как элемент социальной политики / И. Смирнов // Экономист. 1994. — № 1. — С. 62−70.
  200. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит // Антология экономической классики. В 2-х том. Т. 1. М.: Эконов, 1991.
  201. Современная экономическая мысль. Пер. с англ. / Под ред. С. Вайнтруба. М.: 1981. — С. 242−244.
  202. В. Активной политике доходов альтернативы нет / В. Сопцов // Человек и труд.-2001.-№ 6.-С. 16−19.
  203. Социальная статистика: Учебник. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1997.-416с.
  204. Статистика: Курс лекций / Л. П. Харченко и др. Новосибирск, 2000.
  205. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе: 2001. 214: Статистический сборник Госстатагенства при Правительстве РТ.1. Душанбе, 1999.-299с.
  206. Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост Вашингтонскому консенсусу / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики. -1998.-№ 8.-С. 30 -35.
  207. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс/ Дж. Стиглиц. В кн.: Теория фирмы. СПб.: 1995. — С. 146.
  208. A.B. Доходы и потребление населения: Макроэкономический анализ и прогнозирование / A.B. Суворов М.: Макс Пресс, 2001. — 270с.
  209. A.B. Денежные доходы населения России: 1992 1996гг. / A.B. Суворов, Е. А. Ульянова // Проблемы прогнозирования. — 1997. № 6. -С. 37- 48.
  210. А. Денежные доходы населения России: 1992−1996гг. / А. Суринов, Е. Ульянова // Проблемы прогнозировния. 1997. — № 6. — С. 37 -48.
  211. А.Е. Доходы населения: Опыт количественных измерений / А. Е. Суринов М.: Финансы и статистика, 2000. — 428с.
  212. .М. Проблемы теории заработной платы при социализме /Б.М. Сухаревский // Изв. АН СССР. Сер. экон. -1990. № 1. — С. 31−48.
  213. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии / Ж. Б. Сэй М.: Дело, 2000. -229с.
  214. Таджикистан в цифрах.- Душанбе: 2000. С. 37−39.
  215. Г. И. Содержание и развитие форм личного потребления / Г. И. Тамошина Воронеж: ВГТА, 1999. — 73с.
  216. М. Низкая цена труда причина всех наших экономических и социальных бед / М. Тарасенко // Человек и труд. — 2001. — № 2. — С. 412.
  217. C.B. Экономическая теория благосостояния: Уч. пособие / C.B. Тарасова -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239с.
  218. О. Налоги как инструмент государственного регулирования / О. Тимофеева // Экономист. 1996. — № 11. — С. 24−32.
  219. М. Социальные издержки реформ / М. Толмачева // Экономист. 2001. -№ 7. — С. 59−62.
  220. Трансформация экономических институтов в постсоветской России: (микроэкономический анализ) / P.M. Нуреев, A.B. Алесеев, Е. С. Балабанова и др. М.: Московский общ. науч. фонд, 2000. — 299с.
  221. Ю. И. Механизм регулирования российской экономики: методология, особенности формирования и повышения эффективности: Автореф. дисс. д. э. н. / Ю. И. Трещевский. Воронеж: ВГУ, 1999. — 36с.
  222. Ю.И. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений / Ю. И. Трещевский Воронеж: ВГУ, 1998.-208с.
  223. Труд и занятость в Республике Таджикистан. Статежегодник. -Душанбе: 2000.
  224. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. Науч. ред. B.C. Катькало. СПб.: Лениздат, 1996. — 702с.
  225. Уровень жизни населения // Экономист. 1996. — № 12. — С. 45−50.
  226. Уровень жизни населения Республики Таджикистан (данные выборочного обследования домашних хозяйств). 1999 год.
  227. С. А. Экономическая теория информационного труда / С. А. Фабричнов М.: День Серебра, 2000. — 287с.
  228. О. Внутренние и внешние рынки / О. Фаворо // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 90−103.
  229. A.A. Доходы работников: сущность и регулирование / A.A. Федченко Воронеж: ВГУ, 2001. — 208с.
  230. A.A. Минимальная заработная плата как социальная гарантия и элемент системы оплаты труда / A.A. Федченко // Человек и труд. 2001. — № 9. — С. 59−61.
  231. О. Стоимость рабочей силы в России / О. Филатова // Экономист. 2000. — № 4. — С. 41−50.
  232. С. Экономика / С. Фишер и др. М.: Дело, 1993. — 829с.
  233. Т. Эффективная рыночная экономика н не может не социально ориентированной / Т. Фотина // Человек и труд. 1996. — № 11.-С. 4−8.
  234. Фридман и Хайек о свободе. Пер. с англ./ Под ред. А. Бабича. Мн.: 1990. — 126с.
  235. Я.И. и др. Акционерное общество: История и теория / Я. И. Функ и др. -Минск: 1999.-С. 32−35.
  236. Ф. А. Дорога к рабству: Пер. с англ./ Ф. А. Хайек. Предисловие Н. Я. Петракова. М.: Экономика, 1992. — 176с.
  237. Ф.А. Общество свободных / Ф. А. Хайек Лондон: 1990.
  238. Ю.И. Политика доходов в современной России / Ю. И. Хаустов, М. В. Батюков, В. П. Бочаров Воронеж: ВГУ, 2000. — 187с.
  239. Дж. Стоимость и капитал. Пер. с англ. / Дж. Хикс М.: Прогресс, 1993.-448с.
  240. К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) / К. Хубиев // Экономист. 2003. — N° 1. — С. 45−56.
  241. Цена труда в России меньше не бывает // Человек и труд. — 1999. — № 11.-С. 65−67.
  242. А. Условия и результаты формирования институтов / А. Шаститко // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 67 — 81.
  243. А. Экономическое неравенство, уровень жизни и бедность населения России: методы измерения и анализ причинных зависимостей / А. Шевяков, А. Кирута М.: РПЭИ, 2001. — 128с.
  244. А. Ф. Качественно количественная определенность эффективности общественного труда/ А. Ф. Шишкин // В кн. Вопросы методологии исследования общественного труда при социализме. -Воронеж. 1979.
  245. Я. Методика расчета натуральных доходов населения от личного подсобного хозяйства / Я Шпунт, Д. Эверестов // Вопросы статистики. 1996. — № 6. — С. 90−96.
  246. В.И. Новый механизм оплаты труда / В. И. Щербаков М.: Экономика, 1988. — 112с.
  247. Экология человека: Учебное пособие. -М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-440с.
  248. Экономический рост и подъем народного благосостояния/ Е. Г. Антосенков и др. -М.: Экономика, 1987. 206с.
  249. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Бек, 1995. — 604с.
  250. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд -во МГТУ, 1993.-462с.
  251. Экономика труда: Учебник / Под ред. П. Э. Шлендера и Ю. П. Кокина. -М.: 2002.-С. 317.
  252. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: Инфра- М, 1999. — 556с.
  253. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. JI. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. — 1054с.
  254. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Изд — во АО «Консалтбанкир» 1998.-848с.
  255. Я.С. История экономических учений: Учебник / Я. С. Ядгаров. 4-е изд. М.: Инфра — М, 2001. — 478с.
  256. Р. Ситуация с оплатой труда соответствует типу экономики, сложившемуся в России / Р. Яковлев // Человек и труд. 1998. — № 6. — С. 81−82.
  257. Р.А. Концепция реформирования заработной платы / Р. А. Яковлев М.: Институт труда Минтруда РФ. 1998.
  258. Р.А. Заработная плата и предприятие (от распределения по труду к цене рабочей силы) / Р. А. Яковлев М.: Изд-во НИИ труда, 1997. -52с.
  259. Р. Формирование и порядок определения цены рабочей силы / Р. Яковлев, М. Федорова // Человек и труд. 1996. — № 1. — С. 83−86.
  260. В. Зарплатная реформа: от несправедливого равенства к неравной справедливости / В. Январев // Человек и труд. 2003. — № 3. -С. 64−67.
  261. Е. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 4−30.
  262. Burks J. Efficiency Standards in Municipal Management // National Municipal Review. -1912. V.l. — N3 -P.366.
  263. Cameron К Effectiveness as Paradox: Consensus and Conflict in Conceptions of Organizational Effectiveness// Management Science. -1986. -№ 37.
  264. Epstein P.D. Using Performance Measurement in Local Government: A Guide to Improving Decisions, Performance, and Accountability. National Civil Liege Press: Denver, 1988. — P. 45.
  265. Friedman M. A Theory of Consumption Function. Princeton. 1957. P. 21.
  266. Hatry H., Fisk D. Improving Productivity and Productivity Measurement in Locals Government The Urban Institute: Washington. 1971. P. 1.
  267. Mill J. S. Principles of Political Economy, Bk. l, Ch. II, P. 4.
  268. North D. Structure and Change in Economic History. N. Y., 1981. P. 21.
  269. Ridley C., Simon H. Measuring Municipal Activities. ISMA: Chicago, 1938. — P. 3.
  270. Self P. Administrative Theories and Politics. University of Toronto Press: Toronto, 1973.-P. 27.
  271. Shultz T. Investment in Human Capital. N.Y., London, 1971.- P. 26−28.
  272. Storey M. I. Inside Americas Fastest Growing Companies. N. Y., 1989. — P. 33.
Заполнить форму текущей работой