Актуальность темы
Глобализирующийся мир все больше определяет-развитие каждого из национальных хозяйств, диктуя, по сути, им правила поведения.
Однако глобализация, постепенно набирая силу, неодинакова по степени интенсивности в разных геополитических регионах. В целом степень либерализации национальных рынков возрастает, но в разных пропорциях. Всё возрастающая степень взаимодействия национальных хозяйств, их постепенное превращение в относительно целостную мировую систему сопровождается, с другой стороны, формированием объединений стран примерно одинакового уровня экономического развития.
В. условиях перехода Таджикистана к новым экономическим отношениям проблемы формирования и развития интеграционных процессов как малоизученные и недостаточно исследованные требуют как теоретического осмысления, так и учёта их в хозяйственной практике. Коренное изменение социально-экономической жизни населения, создание прочной базы национальных производительных сил, будущее страны в современных условиях не может рассматриваться независимо от того положения, которое наша страна занимает при новой расстановке сил в мировой экономике. Однако видение места Таджикистана в интеграционном поле далеко не однозначно.
• Многое здесь зависит от политической воли власти страны, научного сообщества и общественного самосознания.
Логика и здравый смысл подсказывают не только необходимость, но и в известной степени неизбежность восстановления значительной части прежних экономических отношений и хозяйственных связей на постсоветском пространстве и необходимость формирования новых, но теперь уже на рыночной основе. Несмотря на декларирование курса на сближение Таджикистана с СНГ и ЕврАзЭС, в их отношениях сохраняется целый ряд нерешенных проблем, препятствующих дальнейшему развитию и расширению торгово-экономических связей сторон.
Страны СНГ имеют естественную обоюдную заинтересованность друг в друге. Экономическое взаимодействие между их участниками осуществляется как в сфере обращения, так и в сфере непосредственного производства. Особый • интерес производителей Республики Таджикистан в емком, исторически освоенном рынке сбыта продукции обусловлен в значительной степени нашей недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке и дефицитом инвестиционных ресурсов. Для новых независимых государств, бывших — республик СССР, широкий рынок СНГ является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным, с экономической точки зрения, для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и других ресурсов.
Но вместе с тем современный СНГ не представляет собой монолитной, группировки, связанной единой целью и общими задачами. В реальной жизни он представлен рядом субрегиональных группировок, существование которых вызвано спецификой разноуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве. Наиболее последовательным выразителем интеграционных устремлений выступает Евразийское экономическое сообщество — ЕврАзЭС.
Мировой экономический кризис, начавшись в 2008 году преимущественно в финансовой сфере, постепенно перешел в реальный сектор экономики, тем самым полностью исключая альтернативу экономической интеграции, еще раз поставил Республику Таджикистан и другие страны СНГ перед фактом, что без углубления и расширения экономического взаимодействия, взаимовыгодного сотрудничества и объединения национальных экономик невозможно быстрое преодоление кризиса и достижение экономического роста. Кроме того, наблюдается связь между стабильным обеспечением темпов интеграции и степенью и темпами рыночных преобразований.
В толковании главных категорий, характеризующих внешнеэкономические отношения и интеграционные процессы, существуют разные подходы, хотя международная экономическая интеграция является одной из главных тенденций в мире. При анализе основных черт, характеризующих общность и разнородность современного мира, чрезвычайно важно освободиться от ряда догм, ещё властвующих в общественном сознании.
Изучение как объективных начал, так и субъективных факторов глобализации, говорит о том, что не только меняется облик современной* • экономики, но и требуется пересмотр существующих теорий международных отношений. Развитие внешнеэкономических связей* Республики Таджикистан и ее активное участие в интеграционных процессах — это объективный результат приобретения нашим государством суверенитета.
В современных условиях интеграция* приобрела качественно новое 4 содержание, от которого зависит благосостояние народов не только Республики Таджикистан, но и всего региона СНГ. Поэтому и возникает необходимость дальнейшего изучения преимуществ интеграционных процессов, что определяет актуальность темы реферируемого. диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы интеграции в мировой экономике, повышения конкурентоспособности национальных хозяйств достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Среди российских исследователей следует выделить таких ученых, как О. Т. Богомолов, Н. П. Шмелев, А. Г. Гранберг, C.B. Рязанцев, А. Илларионов, М. К. Исингарин, М. М. Максимова, Ю. В. Шишков, Л. И. Глухарев, И. П. Фаминский, И. В. Ивахнюк, Е. Строев, И. М. Коротченя, Б. М. Смитиенко, Ю. А. Борко, B.C. Циренщиков и другие, которые внесли заметный вклад в теорию интеграции, • которые на основе изучения зарубежного опыта показали объективный характер интеграционных процессов, раскрыли роль государства в становлении и регулировании интеграционных процессов в условиях глобализации. Среди зарубежных ученых — это В. Репке, М. Алле, Б. Баласса, У. Ростоу, Г. Мюрдаль, Р. Купер, Я. Тинберген, Дж. Пиндер, Дж. Стиглиц и другие, обосновавшие необходимость согласованности экономической политики и согласованного законодательства сотрудничающих государств, разработавшие также понятия негативной и позитивной интеграции, давшие и обоснование форм международной интеграции и их классификацию.
Таджикские ученые Р. К. Рахимов, Н. К. Каюмов, Т. Н. Назаров, A.M." Рахимов, М. Х. Усманов, О. Т. Тошев, A.A. Бойматов, Т. Х. Курбанов, A.A. Урунов и другие также внесли заметный вклад в теорию международных отношений, теорию глобализации и конкурентоспособности, выявили отдельные закономерности развития мирового хозяйства на современном этапе, а также показали проблемы и специфику состояния Республики Таджикистан в условиях глобализации и возможные пути выхода из критической ситуации.1.
Эта же тематика является предметом научной деятельности таких известных зарубежных ученых, как М. Портер, М. Бест, Г. Фишер и другие. Отдельные проблемы международных отношений, проблемы становления и-формирования экономической интеграции и перспектив ее развития нашли свое освещение также в научных трудах Ш. Ш. Базарова, Х. У. Умарова, ДЖ. Кодирова, JLX. Саидмуродова, А. О. Орифова, М. М. Исмаиловой, Г. С. Абдусамадова, А. Б. Мирсаидова и других ученых-экономистов.
1 1. Рахимов Р. К. Глобализация и проблемы экономического роста в РТ //Экономика Таджикистана: Стратегия развития, 2004, № 1. — С. 47−50.
2. Каюмов H.K. Участие Таджикистана в межгосударственных связях стран Центрально-Азиатского региона //Экономика Таджикистана: Стратегия развития, 2006, № 2. — С. 109−112.
3. Рахимов А. М. Внешнеэкономические и монополистические аспекты конкурентоспособности национальной экономики. — Худжанд: Хуросон, 2005.
4. Усманов М. Х. Развитие внешнеэкономических связей как основа антикризисного управления промышленностью Таджикистана: Дисс. докт. эконом, наук. — Душанбе, 1999.
5. Бойматов А. А. Причины и последствия региональной экономической интеграции в Центральной Азии //Экономика Таджикистана: Стратегия развития, 2001, № 1. —С.105- 111.
6. Курбанов T.X., Нажмуддинов А. Н. Экономическая интеграция в Центральной Азии//Экономика Таджикистана: Стратегия развития, 2001, № 1. — С. 157−161.
7. Тошев О. Т. Концептуальные аспекты интеграции стран Содружества //Экономика Таджикистана: Стратегия развития, 2000,№ 4.-С. 102−105.
8. Урунов А. А. Интеграция и экономический рост.- М.: Грааль, 2003.
9. Мирсаидов А. Б. Единый рынок Центральной Азии: сущность и необходимость создания // Вестник ТГУ ПБП, № 3.-Худжанд, 2008. — С.101−106.
Анализ названных работ, показал, что, несмотря на уже имеющиеся исследования, некоторые важные проблемы, связанные с влиянием интеграционных процессов на национальные экономики, оказались за пределами внимания ученых. В частности, отсутствуют специальные работы, в которых был бы отражен уровень участия Таджикистана в" интернационализации производства, которое предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц Международных экономических отношений (МЭО) в рамках СНГ, не изучены характер взаимоотношений сложившихся институциональных систем и новых институтов, управляющих региональными интеграционными процессами и их контролирующих, а также кластерная концепция. К тому же, в работах по рассматриваемой теме отсутствует единый методологический подход. Несмотря на общее признание важности и актуальности интеграции государств Содружества, ведущей к повышению эффективности национальных экономик и всего международного • объединения, проблемы сотрудничества в рамках СНГ еще не нашли своего окончательного решения ни в теории, ни на практике. Все это тем более важно для Республики Таджикистан, важно по многим основаниям.
Относительная новизна этих вопросов для отечественной экономической науки предопределила цель и задачи диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Основная цель исследования заключается в раскрытии особенностей организации и становления международных экономических объединений на постсоветском пространстве, активного участия в них Республики Таджикистан и в разработке механизмов их. эффективного функционирования в новых условиях хозяйствования. Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
— исследовать содержание и формы глобализации в мировой экономике как результата высокого уровня интернационализации производства, обобщить достижения теории глобализации, уточнить понятие глобальной экономики;
— исследовать региональные интеграционные процессы и их формирование на пространстве СНГ как переход от общего к особенному в глобальной экономике, определить место Таджикистана в этом процессе, выявить основные направления и этапы развития экономической интеграции с учетом природных, геополитических, демографических, экономических, социальных, политических и других особенностей;
— выявить институциональные основы интеграционных процессов как совокупность созданных формальных правил, выступающих в виде ограничений для международных экономических субъектов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите;
— обосновать целесообразность развития внешнеэкономических отношений-Республики Таджикистан и его активного участия в интеграционных процессах в рамках СНГ и ЕврАзЭС;
— рассмотреть новые концептуальные подходы к интеграции Республики * Таджикистан в мировую экономику в условиях глобализации и её перспективы, определиться в стратегии глобального технологического соперничества, исследовать реальные предпосылки инновационного прорыва.
— изыскать возможные оптимальные модели участия Таджикистана в консолидации стран СНГ и формирования единого экономического пространства (ЕЭП), выявить пути совершенствования и развития сотрудничества Республики Таджикистан с другими странами СНГ и влияние этого. сотрудничества на использование природных и трудовых ресурсов и экономический рост.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является Содружество Независимых Государств, ЕврАзЭС, внешнеэкономические связи Республики Таджикистан, нынешний складывающийся вариант интеграции на постсоветском пространстве и возможные пути формирования и развития единого экономического пространства СНГ на основе таможенного союза с предложением возможных моделей, предполагаемых экономических результатов и последствий создания ЕЭП. Предметом исследования выступает экономическое взаимодействие Республики Таджикистан со странами СНГ и ЕврАзЭС.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей по вопросам глобализации, формирования интеграционных процессов, развития конкурентоспособности, а также нормативно-правовые документы, касающиеся межгосударственного сотрудничества, становления и развития региональных связей государств СНГ.
Основные результаты диссертационного исследования были получены с использованием системного подхода, методов сравнения и экономического анализа.
Информационная база. При выполнении диссертационной работы использованы материалы Межгосударственного Статистического Комитета СНГ, Государственного комитета по статистике Республики Таджикистан, «Вестника ЕврАзЭС», Госкомстата Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан.
По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения.
1. К началу XXI века сформировались основные элементы глобальной экономики, хотя разные страны и разные сегменты мировой экономики вовлечены в нее в разной степени. Глобализация стала важнейшей реальной' характеристикой мировой экономики, одним из наиболее влиятельных явлений современной жизни, определяющих ход развития нашей планеты.
2. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет собой’более высокий уровень международного обобществления производства. Её организационные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и другие.
3. На постсоветском пространстве теоретически возможны различные формы, или модели, интеграции, различающиеся условиями их • функционирования и числом государств, в них участвующих. После распада СССР на постсоветском пространстве постепенно начали формироваться новые институты, управляющие региональными интеграционными процессами с целью преодоления кризиса, увеличения внешнеторгового оборота и достижения экономического роста.
4. Выбранные и согласованные интеграционно-иновационные приоритеты, представляющие насущный взаимный интерес, могут стать объектом межгосударственных программ и проектов с разным числом участников, разных по становлению конкурентоспособных хозяйственных структур, по восстановлению общего экономического пространства’СБОР, а также по развитию внешнеэкономических связей.
5. В числе перспективных и основных приоритетов развития ЕврАзЭС должно стать научно обоснованное решение проблемы использования природных ресурсов, повышение уровня развития экономических институтов, в том числе при особом внимании к объективно формирующимся кластерам, особенно в области АПК, горнодобывающей промышленности и энергетики.
6. Широкая миграция населения — это реальность современного глобализирующегося мира. Демографический потенциал Центральной Азии на протяжении длительного времени является трудоизбыточным. Результаты' комплексных исследований современного состояния миграции в странах СНГ свидетельствуют о позитивном влиянии интеграционных процессов на положение и легализацию миграционных потоков.
Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном подходе к анализу интеграционных процессов и внешнеэкономических связей. К наиболее важным результатам, характеризующим научную новизну исследования, относится следующее.
1, Определены сущность и формы проявления глобализации, а также рассмотрены в ней как объективные начала, так и субъективные факторы,-определены масштабы соотношения объективности глобализации и ее субъективности. Обоснована глобальная стратегия экономической политики Таджикистана, которая должна быть направлена на укрепление и повышение общенациональной конкурентоспособности как единственного средства выживания в международной конкурентной борьбе и сохранения своей субъективности в международных экономических отношениях путем активного участия в интеграционных процессах в рамках СНГ и ЕврАзЭС.
2. Выявлены особенности сотрудничества Республики Таджикистан со странами СНГ в контексте изучения самого процесса глобализации. Рассмотрены институциональные основы интеграционных процессов," формирование структурирующих международных взаимоотношений, и механизмов, т. е. новых глобальных институтов, совокупность созданных формальных правил и соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите. Определены пути реализации инновационного прорыва в интеграционном процессе, выявлены основные перспективные пути развития регионального объединения ЕврАзЭС и приоритетные направления внешнеэкономических связей Республики Таджикистан.
3. Рассмотрены понятие кластера и значение кластерной концепции в развитии теории, многоуровневой экономики, и механизмов привлечения-качественных ресурсов на основе межотраслевых взаимодействий. Уточнены пути использования кластерной концепции в интеграционном процессе применительно к агропромышленному комплексу и на примере базовой отрасли кластера — хлопководства, которое способно производить конкурентоспособный хлопчатник и изделия из хлопка-волокна.
4. Определены тенденции трудовой миграции на пространстве СНГ (Таджикистан является одним из основных доноров трудовых ресурсов) и обоснованы, основные цели нового курса, заключающие в создании условий для обеспечения рынка труда принимающих стран СНГ легальной иностранной. рабочей силой и в обеспечении каналов легального трудоустройства в качестве альтернативы незаконной миграции. Выявлены такие новые явления, принципиально важные с точки зрения развития интеграционных процессов в евразийской миграционной системе, как создание единого рынка труда на постсоветском пространствепроведения активной миграционной политики странами СНГ в регулировании трудовой миграции.
5. Определены главные перспективные направления взаимодействия Таджикистана со странами СНГ, особенно с Российской Федерацией, нашим главным стратегическим партнёром, которые предполагают согласованность стратегических целей развития стран на макроэкономическом уровне и • взаимодополняемость их экономических структур, что будет способствовать росту национальных экономик.
Обоснована эффективность участия Республики Таджикистан в ЕврАзЭС, важнейшемобъединении на пространстве СНГ, что открывает перед нашей страной широкие возможности использования её потенциала для ускорения формирования в стране необходимых рыночных механизмов с современной развитой инфраструктурой.
Теоретическое значение, практическая значимость и апробация результатов исследования. Отдельные выводы и предложения, содержащиеся. в диссертации, как с теоретической, так и с практической точек зрения имеют. Д особое значение для обеспечения стабильного роста экономики Таджикистана, особенно во внешнеэкономическом его сотрудничестве, для решения проблем снижения уровня бедности и повышения уровня эффективности занятости населения.
Результаты исследования, полученные в ходе подготовки*' диссертационной работы, были представлены на научных конференциях и семинарах, на научно-методических совещаниях (собраниях) и симпозиумах. Диссертационное исследование проведено по тематике научно-исследовательских работ кафедры таможенной службы ТГУ ПБП, где происходило обсуждение диссертации.
Многие положения и выводы работы представлялись автором в целой серии научно-аналитических докладов и материалов в адрес Министерства экономического развития и торговли РТ, Хукумата Согдийской области, Регионального таможенного управления РТ, а также для обсуждения на международных и межвузовских научных и научно-практических конференциях, симпозиумах, коллоквиумах в ТГУ ПБП, в Институте экономики и демографии АН РТ и Таджикском коммерческом университете.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Выводы и предложения.
1. Глобализация международных отношений — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и" деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Однако наиболее динамично глобализация протекает в экономической области и в начале XXI века в условиях развивающегося процесса глобализации стали очевидными перемены экономического характера. Глобализация — это качественно новая стадия интернационализации на том историческом этапе, когда последняя приобрела всемирный охват. Такое расширение ареала интернационализации до • предельных масштабов стало возможным благодаря резкому сокращению расстояний вследствие стремительного технического прогресса в области транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также развитию транснационального предпринимательства, рассматривающего все мировое пространство как единое поле для бизнеса. Благодаря деятельности транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных банков (ТНБ) и других крупных субъектов хозяйственной жизни, ставших игроками глобального масштаба, экономические отношения вышли далеко за пределы отдельных стран, обретая все большую самостоятельность и независимость от интересов и усилий различных государств, даже самых влиятельных.
2. К началу XXI в. уже сформировались основные элементы глобальной экономики, хотя разные страны и разные сегменты мировой экономики вовлечены в нее в разной степени. Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой мировой экономики, одним из наиболее влиятельных явлений современной жизни, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т. д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое.
3. Информационные технологии по мере своего распространения свелик минимуму значение пространственных барьеров на рынках. Это повлекло за собой глобализацию конкуренции. Если ранее мировой рынок складывался в форме отдельных сегментов (рынок товаров и услуг, рынок инвестиций, рынок труда и т. д.), то с развитием глобализации эти сегменты стали сливаться в единый рынок, где главным товаром стала информация. Превращение конкуренции в глобальную застигло национальные экономики на разных стадиях развития. Считается, что их выживаемость в условиях уничтожения-пространственных барьеров определяется конкурентоспособностью. На самом деле в условиях глобализации разрушается внутренняя целостность национальных экономик. Одни их субъекты усиливаются, инкорпорируя в себя субъекты иной национальной принадлежностидругие, напротив, теряют свободу, встраиваясь в более крупные зарубежные корпорации.
4. Одним из результатов реализации глобальных идей в экономической сфере является создание региональных политических и экономических организаций, в рамках которых решаются проблемы больших регионов мира (Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии). Это ведет к качественному изменению и значительному укрупнению субъектов глобальной конкурентной борьбы, создавая новые условия конкуренции национальных хозяйств в этом новом глобальном контексте. В этом смысле глобализация может рассматриваться как специфически международный проект, реализующий интересы отдельных участников международной конкурентной борьбы, т. е. совокупных организуемых действий международного характера.
5. Интернационализация производства есть закономерный результат развития МРТ И МКП. При этом интернационализация производства может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет собой такое международное обобществление производства, когда экономические связи между странами устанавливаются на основе международного разделения труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитие производственных предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях.разные. Реальная * интернационализация не предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц МЭО. В настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная^ интернационализация. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америки, Африке, ЕвраАзЭС, ЩОС и других, местах.
6. Глобализация мировой экономики является результатом развития объективно существующих международных отношений в новом высоком уровне. Управление этих процессов требует формирования структурирующих международные взаимоотношения механизмов, т. е. новых глобальных институтов. Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. После распада СССР в рамках стран постсоветского пространства постепенно начался формироваться новый институт, управляющий региональные интеграционные процессы. Решение о создании СНГ было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 года. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе СНГ определены цели Содружества: способствовать • сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран.
7. При сравнении внешнеторговых операций стран СНГ начала 2000;х годов и последующий период — наращивание экспорта и рост импорта имеют устойчивый характер для всех национальных экономик без исключения. Полученные результаты свидетельствуют о противоречивости выводов ¦ относительно открытости экономики и механизмов ее осуществления. Взаимодействие с мировой экономикой и расширение мирохозяйственных связей, несомненно, положительно воздействует на национальную экономику, как это наблюдается на примере нашей страны, где реализовываются инвестиционные проекты. Вместе с тем, необходимость в совершенствовании экономических механизмов.
8. Выбранные и согласованные интеграционно-инновационные приоритеты, представляющие насущный взаимный интерес, должны стать объектом межгосударственных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов с разным числом участников. Пока таких программ и проектов очень мало, их число следует увеличить. Одновременно следует более активно участвовать в реализации проектов рамочных программ Европейского союза, европейской инновационной программы «Эврика» и других международных программах и проектах типа Международной космической станции, европейского реактора ЦЕРН и др. Необходимо обеспечить инновационную направленность инвестиций, прежде всего прямых иностранных инвестиций для освоения передовых технологий пятого, а в перспективе и шестого технологических укладов. На это должна быть нацелена инновационно-технологическая экспертиза как инвестиционных проектов с иностранным участием, так и закупок инвестиционного и иного оборудования и технологий.
9. На постсоветском пространстве возможны различные теоретические формы или модели интеграции, различающиеся условиями их функционирования и числом государств в них участвующих. По мере формирования институтов зрелой рыночной экономики и становления конкурентоспособных крупных хозяйственных структур, объективная.
• потребность в восстановлении общего экономического пространства все более осознается в кругах наиболее зрелых предпринимателей, политиков и государственных служащих. Государства Содружества остаются важным рынком сбыта для товаров, производящих в СНГ. При этом доля готовых изделий в структуре экспорта на рынке СНГ существенно выше, чем на мировом рынке. К настоящему времени на территории СНГ сформировались три интеграционных группировки, в них участвует Таджикистан: Евразийское экономическое • сообщество (ЕврАзЭС) с участием России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и (до октября 2008 г.) УзбекистанаЕдиное экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, Таджикистана, основу которого составляет Таможенный союз с возможным частичным участием УкраиныЦентрально-азиатское экономическое сотрудничество, которое в последнее время ослабляется. Характерной чертой большинства государств СНГ является сохранение ими суверенной свободы действий в выборе форм сотрудничества и интеграции.
10. В интересах привлечения реального бизнеса к интеграционному сотрудничеству в рамках Сообщества в апреле 2002 г. была создана ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС». В договоре об образовании ЕврАзЭС был существенно расширен перечень целей и мер по формированию единого экономического пространства, потенциал которого намечено было определять совокупностью производственных, валютно-финансовых, структурных и коммерческих факторов. В настоящий момент все страны Сообщества подошли к новому рубежу в своем экономическом развитии, когда меняется их модель экономического роста. Практически все страны исчерпали резервы восстановительного роста, и им необходим переход к инвестиционному росту. Внешнеэкономической политике в этих условиях принадлежит гораздо более высокая роль, чем на предыдущих этапах развития, так как для привлечения инвестиций странам Сообщества необходимо обеспечить широкий рынок сбыта производимой продукции. Совершенно очевидно, что в современных условиях именно ЕврАзЭС выступает мотором интеграции, судьбы которой на постсоветском пространстве во многом связаны с деятельностью этой организации.
11. В числе перспективных и основных приоритетов развития Евразийского экономического Сообщества стоит проблема использования природных ресурсов, которая диктуется как самой природой малой экономики, так и необходимостью коренного реформирования экономики, формирующейся качественно новыми взаимоотношениями отечественнойэкономики' с мировой, внутреннего рынка с внешним. В настоящее время региональному использованию природно-ресурсного потенциала и охране окружающей природной среды в Республики Таджикистан, равно как и в других государствах, уделяется, особое внимание. Поиск принципиально новых путей межрегионального сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов сопряжен с большими трудностями самого различного характера. В1 этой связи представляется целесообразным изучение и обобщение достижений западноевропейской и азиатской интеграции в этой области, а результаты, наиболее приемлемые для> каждой страны, заимствовать и использовать для решения совместных национальных проблем. Это наиболее эффективный путь в совместных межгосударственных взаимосвязях, поскольку сама логика использования природных ресурсов Республики Таджикистан и других стран ЕврАзЭС диктует настоятельную необходимость освоенияи использования мирового опыта интеграции в этой области в рамках регионального сотрудничества.
12. Международная миграция-населения — это реальность современного глобализующегося мира. Демографический потенциал Центральной Азии на протяжении длительного времени являлся трудоизбыточным. Миграционное поведение населения Центральной Азии характеризовалось сниженной мобильностью. Существует риск, что предпринятый шаг может быть повернут вспять, поскольку есть политические силы настойчиво придерживающиеся консервативного подхода, отнюдь не соответствующего нынешней либерализации миграционной политики. Для того чтобы этого не произошло, должно быть предпринято теоретическое обоснование нового курса. Необходимо проведение комплексных исследований современных процессов международной миграции стран СНГ. При этом нужно не просто изучать масштаб, структуру и направление миграционных потоков и последствия миграции для экономики и общества, но выяснять механизмы, лежащие в основе миграции, строить прогнозы, атомизировать экономические и социальные мотивы, которые могут быть положены в основу формирования концептуальных подходов к управлению миграционными процессами, а также прорабатывать реальные механизмы их осуществления.
Г • 156 .