Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Почтово-банковские услуги как перспективное направление развития розничного бизнеса в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании изучения мирового опыта в работе выделены такие общие черты почтовых банков как ценовая дифференциация и большая доступность услуг по сравнению с традиционными кредитными институтами, наличие разветвленной сети обслуживания. Авгор отмечает, что в результате взаимодействия банков с почтой происходит интеграция банковских и почтовых услуг и возникает новый вид услуг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Интеграция банковских и почтовых услуг в системе розничного бизнеса
    • 1. 1. Значение розничного банковского бизнеса для национальной экономики и банковской системы
    • 1. 2. Современное состояние, тенденции и перспективы развития банковского обслуживания населения
    • 1. 3. Почта и почтовые услуги в России
  • Глава 2. Мировой опыт организации почтово-банковских услуг
    • 2. 1. Модели почтово-банковских услуг и тенденции их развития
    • 2. 2. Зарубежный опыт интеграции почты и банка
    • 2. 3. Новые стратегии развития
  • Глава 3. Сотрудничество почты и банков в современных условиях
    • 3. 1. Организационно-экономический аспект почтово-банковских услуг как основа взаимодействия почты и банков
    • 3. 2. Риски и выгода сотрудничества Почты России и коммерческих банков на современном этапе
    • 3. 3. Потенциал взаимодействия почты и банков с Пенсионным Фондом РФ
  • Глава 4. Концепция интеграции почтовых и банковских услуг в Российской
  • Федерации
    • 4. 1. Возможные варианты интеграции почтовых и банковских услуг
    • 4. 2. Концепция создания Почтового банка
    • 4. 3. Правовые основы формирования Почтового Банка
    • 4. 4. Перспективы развития почтово-банковского бизнеса в России

Почтово-банковские услуги как перспективное направление развития розничного бизнеса в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процессы глобализации и интеграции, происходящие сегодня в мировой экономике, способствуют кардинальным преобразованиям финансовых и денежно — кредитных систем. При этом появление финансовых инноваций существенно трансформирует финансовокредитные институты, в том числе и банковскую деятельность. Ускорение темпов экономического развития, снижение уровня банковских доходов и развитие технологий стимулируют коммерческие банки к поиску новых концепций и конкретных путей, которые позволили бы удержать уже имеющихся и привлечь новых клиентов.

Банковские услуги — мощный инструмент социально-экономического развития. Для Российской экономики в настоящее время существенным фактором дальнейшего роста является розничный банковский бизнес, потенциал которого в части обеспечения банковской системы долгосрочным устойчивым ресурсом, создания возможностей ускорения оборачиваемости капитала, а также удовлетворения спроса населения на дорогостоящие товары посредством кредитования остается очень высоким. Однако, основным препятствием на пути достижения главной цели розничного бизнеса — обеспечения массовых продаж при минимальном уровне издержек — сегодня стоит высокая стоимость расширения сети банковского обслуживания.

Низкий уровень доступности банковских услуг для населения является одной из актуальных проблем Российской банковской системы. От доступности банковских услуг зависит платежеспособный спрос, темпы роста экономики, благосостояние населения и даже социальный климат в обществе. Повышение доступности банковских продуктов — необходимое условие перехода к развитым рыночным отношениям, к современному постиндустриальному хозяйству, демократическому обществу. Повышая доступность банковских услуг, государство закладывает надежнуюсоциально-экономическую основу поступательного развития страны:

Вместе с тем стремительно растущийспрос на банковские услуги в российскойэкономике: покадалек от насыщенияОколо 60 миллионов^ россиян- (42% жителейстраны) лишены возможности постоянного, доступа к банковским услугамбанковские счета имеет только четверть россиян, всего-менее 10% населения пользуется банковскими картами. В Европе практически каждый взрослый гражданин имеет по 2−3 банковские картыразличного назначения. У нас число таких граждан не превышает 5% взрослого населения. Основная причина — в недостатке предложения в России недорогих и качественных банковских, услуг. Как у любого товара, доступность банковскихуслуг определяется достаточностью, их предложения и ценовыми/ параметрами. Определяющим условием повышения доступности банковских услуг для населения России также является расширение сети продаж банковских услуг в регионах.

В целях укрепления региональной составляющей банковской системы и повышения доступности банковских услуг поставлена задача, использовать уникальные инфраструктурные возможности российской почты. В России, имеется свыше 40 тысяч почтовых, отделений, использование которых банками для проведения банковских операций способно приблизить балки к населению, усилить банковскую систему обеспечивая, таким образом, доступность, банковских услуг на всей территории Российской Федерации.

Необходимость дальнейшего развития розничного банковского бизнеса-и важность решения проблемы повышения доступности банковских услуг для населения посредством интеграции, почты и банка, наряду с недостаточной изученностью данной области, обусловливают актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Отечественных исследований, разрабатывающих теоретико-методологическую базу интеграции почтовых и банковских услуг и расширения на этой основе розничного банковского бизнеса, практически не имеется. В периодических изданиях время от времени появляются статьи по данной тематике таких авторов как: С. Белисс, А. Иванов, В. Сошина, Н. Логвинова, Т. Мартынова, Л. Милевская, С. Петрова, А. Чавтур

Исследованию общих теоретических и практических вопросов инновационных процессов в области финансов и банковского дела, в том числе и в сфере развития розничного банковского бизнеса уделяется значительное внимание в работах как отечественных ученых: Б. В. Ананьич, Г. Н. Белоглазова, М. А. Бахрушин, А. Г. Грязнова, Н. В. Иванов, С. Д. Ильенкова, Л. П. Кроливецкая, О. И. Лаврушин, В. Е. Леонтьев, М. В. Лычагин, Г. С. Панова, А. И. Пригожин, Н. П. Радковская, М. В. Романовский, A.M. Тавасиев, В. М. Усоскин, В. А. Черненко, А. Д. Шеремет, Е. Б. Ширинская и др., так и зарубежных: К. Боссе Д. Грэдди Э. Деминг, Э.Дж. Долан, Х. Д. Дудлер Р. Каплан, Ф. Котлер, Д. Нортон, Э. Рид, Д. Риккардо, П. Роуз, Дж.Ф.-мл. Синки, А. Смит, А. Спенсер, Дж. Форсайд, Н. Шамро, Й. Шумпетер и др. При этом, за рубежом исследования сосредоточены на преобразованиях сложившейся системы почто-банковских услуг, тогда как перед российскими экономистами сегодня стоит задача разработать концепцию их развития.

Таким образом, как в России, так и за рубежом степень разработанности данной сферы является недостаточной. Это, в еще большей степени обусловливает актуальность и необходимость исследования.

Автор полагает, что в современных российских условиях вопросы интеграции почтово-банковских услуг представляют собой самостоятельную теоретическую и практическую проблему, значимость и специфичность которой подтверждают необходимость проведения дополнительных научных исследований в данной области.

Целью диссертационного исследования явилось развитие теоретических положений, раскрывающих содержание почтово-банковского обслуживания, разработка концепции интеграции почтовых и банковских услуг в Российской Федерации и обоснование практических рекомендаций по созданию Почтового банка. Реализация поставленной цели, обуславливает необходимость решения следующих задач:

— определить тенденции и перспективы развития розничного банковского обслуживания;

— рассмотреть особенности розничного бизнеса коммерческого банка, его значение для экономики и банковской системы страны;

— оценить уровень доступности банковских услуг для населения;

— произвести анализ современного состояния и тенденции развития почтовых услуг в нашей стране;

— провести оценку теоретических и практических подходов формирования и возможных результатов интеграции почтовых и банковских институтов;

— дать определение почтово-банковских услуг;

— определить проблемы и выявить факторы, определяющие недостаточное развитие почтово-банковских услуг в России, проанализировать отечественную инфраструктуру предоставления почтово-банковских услуг, ее недостатки и возможности;

— на основе изучения зарубежного опыта исследовать модели и методы интеграции почты и банка, а также организационные вопросы предоставления почтово-банковских услуг;

— оценить потенциал взаимодействия почты и банков с Пенсионным Фондом РФ, а также возможностей повышения его эффективности;

— разработать концепцию интеграции почтово-банковских услуг, в том числе: о сформулировать направления и перспективы развития почтово-банковской интеграциио произвести анализ нормативно-правовой базы организации почтово-банковских услуг в нашей стране и дать предложения по ее совершенствованиюо разработать мероприятия и рекомендации, направленные на решение проблем интеграции почтового и банковского бизнесао на основании российского и зарубежного опыта предложить к внедрению усовершенствованный перечень почтово-банковских услуго разработать методические рекомендации по созданию эффективной системы почтово-банковских отделений.

Объектом исследования являются почтово-банковские организации и услуги как относительно самостоятельный сегмент розничного банковского бизнеса.

Предметом исследования — организационно — экономические отношения, возникающие при интеграции почтового и банковского бизнеса.

Теоретической и методологического основой диссертации послужили фундаментальные и прикладные научные работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по теории банковского дела, банковскому менеджменту, инновационному менеджменту. В работе использованы общие методологические принципы научного исследования: принцип объективности, требующий всестороннего учета факторов и адекватных исследовательских подходовучет непрерывного развития исследуемых элементов и выделение основных элементов, влияющих на результаты исследованиясистемность и целостность подхода к исследованию явленийанализ и синтезмоделированиеабстрагирование и другие.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы Российской Федерации, Центрального банка РФ, внутренние организационные и финансовые документы. ОАО «Связь-банк», ФГУП «Почта России», информационные ресурсы сети Интернет, материалы периодической печати за период 2004;2010 гг., научно-методическая литература и материалы научных конференций.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании концепции создания интегрированного почтово-банковского института и рекомендаций по ее практической реализации. Тем самым впервые научно решена крупная народнохозяйственная задача, имеющая принципиальное значение, как для банковского сектора, так и всей экономики России. На защиту выносятся следующие, полученные лично автором наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной:

1. Раскрыты содержание и особенности розничной банковской деятельности, определено ее значение для современной экономики и банковской системыдано определение розничного банковского бизнеса, в состав которого, по-мнению автора, необходимо включать наряду с предоставлением услуг физическим лицам, обслуживание юридических лиц и частных предпринимателей, признаками которого являются единая технология, стандартизация бизнес-процессов и метод поточных продаж.

2. Систематизированы и оценены факторы, оказывающие влияние на развитие рынка розничных банковских продуктов и услуг, в том числе такие, как уровень экономического развития страны, уровень реальных доходов и доверия населения к банковской системе, развитие технологий, а также уровень доступности банковских услугпри этом доступность банковских услуг позиционирована как решающее условие повышения устойчивости и эффективности банковской системы.

3. Выявлены ограничения доступности-банковских услуг в России для населения регионов и субъектов малого, среднего и микробизнесаобоснованы предложения по модернизации банковской системы в части трансформации ее институциональной структуры и создания нового сегмента — банков социальной направленности, обеспечивающей формирование в России институционально дифференцированной общедоступной финансовой системыповышение доступности финансовых услуг для< населения и бизнессубъектовчто должно способствовать развитию экономики и росту уровня жизни населения;

4. Выявлены основные проблемы развития розничного бизнеса, в частности, высокий уровень издержек, необходимость значительных единовременных инвестиций, зависимость от уровня достигнутой социальной стабильности, дифференциация спроса по регионам, высокий уровень конкуренции в мегаполисахобоснована целесообразность и выявлены предпосылки интеграции банковского бизнеса с Почтой России, обладающей широкой сетью почтовых отделений, остро нуждающейся в повышении эффективности управления и дополнительных инвестициях в развитие технологической базы предоставления услуг;

5. Конкретизированы и обобщены на основе изучения западного опыта и работ российских экономистов принципы интеграции почтового и банковского бизнеса, выделены ее основные элементы и даны рекомендации по организации взаимодействия почты и банковского институтавыделены модели интеграции, определены тенденции развития почтово-банковского бизнесаобоснованы рекомендации по выбору модели интеграции почты и банка в России.

6. Дана характеристика и определение почтово-банковских услуг и выделены их принципиальные отличия от традиционных банковских и почтовых операций, на основании анализа российского предложения почтовобанковских услуг и мирового опыта разработан продуктовый ряд почтово-банковских услуг для российского рынка;

7. Разработана общая концепция создания в России Почтового банка, включающая основные этапы и принципы организации Почтового Банка, анализ возможностей применения розничных стратегий его развития, основы формирования продуктового ряда и тарифной политики, а также обоснование предложения по участию Почтового Банка в управлении средствами Пенсионного фонда России.

8. Разработана методика эффективной организации сбыта почтово-банковских услуг посредством сети стандартизированных офисов, способствующей реализации стратегии повышения доступности банковских услуг населению, основанная на выделении пяти уровней (видов) почтово-банковских офисов;

9. Даны предложения по правовому регулированию деятельности Почтового банка и внесению соответствующих изменений в действующие законодательные акты и нормативные документы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоят в том, что основные теоретические и научные положения и выводы диссертации доведены до уровня конкретных предложений, которые могут использоваться при формировании концепции интеграции почтового и банковского бизнеса в России. Теоретические положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по дисциплинам «Организация деятельности коммерческого банка», «Финансовый менеджмент».

Практическую значимость имеют, в частности, следующие положения диссертации:

— методика создания сети почтово-банковских отделений может применяться российскими банками для повышения эффективности функционирования розничных точек продаж;

— разработанные почтово-банковские услуги могут быть встроены в продуктовый ряд коммерческого банка в целях повышения его эффективности;

— рекомендации по преодолению проблем, стоящих на путиразвития российского рынка почтово-банковских услуг, могут использоваться государственными органами для регулирования данного рынка и выработки политики, направленной на его развитие;

— концепция создания Почтового банка может быть использована на этапе формирования такого института;

— проект федерального закона о «Почтовом Банке России» позволит встроить новый банковский институт в существующее правовое поле.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования приняты к внедрению и частично использованы в работе ОАО «Связь-банк».

Апробация*результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации были доложены, обсуждены и одобрены на XV Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге (09 06.2006), на VII Московском международном банковском форуме (26.11.2006) на XVI Международном банковском конгрессе «Банки: капитализация, устойчивость, конкурентоспособность» (08.06.2007), на VIII Международном стратегическом форуме-выставке «Почтовая Тройка» (03.07.2007), на международном научно-практическом симпозиуме «Экономическая политика современной России» (XIII ассамблея молодых ученых Санкт-Петербурга) (2010 г).

По теме диссертационного исследования автором опубликованы 6 монографий, 23 научные статьи, общим объемом 125,25 п.л. (в том числе авторских — 72,25), отражающих ее основные результаты, в том числе 9 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

Заключение

.

В сложившихся сегодня в России экономических условиях розничный банковский бизнес имеет высокое значение. Это связано с его бурным развитием в докризисный период, а также с его влиянием на уровень социально-экономического развития страны. Российский рынок банковских услуг населению находится в стадии формирования и имеет по оценкам специалистов огромный потенциал роста. По статистике, 50−60% россиян практически не пользуются банковскими услугами, в то время как население страны имеет значительные сбережения, которые могут служить источником расширения ресурсной базы банков. Развитие потребительского и ипотечного кредитования позволит не только расширить активные операции банков, но и повысит уровень жизни населения, окажет стимулирующее воздействие на развитие сопряженных отраслей экономики, что будет способствовать экономическому росту. Таким образом, по-мнешио автора, развитие сектора розничных банковских услуг имеет большое значение для увеличения емкости потребительского рынка, с одной стороны, и роста инвестиционного потенциала, с другой.

На основании обзора исследований розничного банковского бизнеса, автор выделяет такие особенности этого вида банковской деятельности, как:

• Технологии, рассчитанные на обслуживание массовых продаж.

• Специальная продуктовая линейка.

• Широкая сбытовая сеть.

• Специфические каналы продвижения.

• Особая организация управления.

В результате анализа основных черт, присущих розничному банковскому бизнесу автор обобщает его основные признаки, к числу которых относит: единообразие бизнес-процессов, стандартизацию обслуживания, использование метода поточных продаж.

Автор отмечает, что указанные признаки присущи не только процессам обслуживания банком физических лиц. При наличии возможности применить стандартные процедуры к технологически однородным операциям по обслуживанию клиентских сегментов малого, среднего и микробизнеса, автор считает, что их также можно отнести к розничному банковскому бизнесу. Тем более, что в последнее время с развитием технологии появилась возможность стандартизации услуг для таких субъектов экономики. Для решения проблемы доступности и насыщенности российского регионального рынка банковскими услугами, проведение такой стандартизации, по мнению автора, имеет первоочередное значение.

В работе автор определяет розничный банковский бизнес как систему отношений банка и клиента, основанную на предоставлении стандартизированных банковских услуг, посредством метода поточных продаж частным лицам, предпринимателям и предприятиям. В данном случае определение розничного бизнеса позволяет на основании единого технологического подхода комплексно увязать организацию, управление и бизнес-процессы. Автор считает, что единый подход к управлению всеми составляющими розничного банковского бизнеса позволит существенно повысить его экономическую эффективность. При этом в отличие от корпоративных рынков, где высокие потребности в банковских продуктах и достаточный доход от каждого клиента позволяют устанавливать с ними персональные отношения, на розничном рынке обеспечить индивидуальные условия обслуживания для каждого клиента невозможно.

Автор отмечает, что зарубежом к банковской рознице относят услуги физическим лицам (за исключением состоятельных клиентов), частным предпринимателям и малым предприятиям, потребности которых в банковских продуктах стабильны и предсказуемы, что позволяет сформировать для них паке1 стандартных услуг и продвигать их через розничные банковские сети.

В работе произведена систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие рынка розничных банковских продуктов и услуг, в том числе:

• уровень экономического развития страны,.

• уровень реальных доходов и доверия населения к банковской системе,.

• развитие технологий,.

• уровень доступности банковских услуг.

Автор дает расширенный анализ указанных факторов, показывает влияние кризиса на их развитие и оценивает их современное состояние.

В качестве иллюс! рации низкого уровня доступности банковских услуг для регионов страны, автор на основании данных ЦБ РФ, приводит следующую схему, на основании которой можно сделать вывод, о том, что 86% активов банковской системы сосредоточены в Центральном федеральном округе, в то время, как доли других, зачастую имеющих такой же уровень заселенности, округов, ничтожно малы.

По-мнению автора, текущие тенденции роста капитализации кредитных организаций не позволяют рассчитывать на оперативное увеличение количества филиалов и внутренних структурных подразделений. Дефицит собственного капитала наряду с низкой плотностью населения большинства регионов и недостаточным уровнем его доходов являются главными ограничш елями, сдерживающими рост банковской сети в регионах. Основные проблемы отечественной банковской системы, ярко проявившие себя в период экономического кризиса — низкий уровень ликвидности, недостаток долгосрочных ресурсов и высокие риски, по мнению автора, могут быть решены на основе:

• Повышения доступности банковских услуг для широких слоев населения.

• Развития розничного банковского бизнеса.

• Расширения банковских сетей.

• Создания стимулов и возможностей для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

По-мнению автора, повышению доступности банковских услуг должна способствовать модернизация банковской системы, особенно в части трансформации ее институциональной структуры. В этой связи автор предлагает при разработке соответствующих законодательных инициатив рассматривать институциональный аспект особенно пристально с точки зрения повышения социальной функции банковской системы, поскольку она неразрывно связана с вопросом повышения доступности банковских услуг и повышения ликвидности отечественной банковской системы. В связи с тем, что Сберегательный банк России, ранее выступающий, как наиболее социально ориентированный банковский институт, сегодня почти полностью утратил эту функцию, автором предложен частичный отказ от повсеместной коммерциализации банковской системы. Автор считает, что в структуре банковской системы РФ целесообразно выделить звено специальных банков социальной направленности, имеющих целью содействовать формированию в России институционально дифференцированной общедоступной финансовой системы. При этом предлагаем согласованное двустороннее развитие: проникновение банковской инфраструктуры «сверху вниз» при одновременном развитии небанковской инфраструктуры микрофинансирования «снизу вверх». Условия регулирования пересекающихся областей подсистем должны быть идентичны. Это будем в полной мере способствовать реализации «Стратегии развития РФ до 2020 года» и «Концепция построения всеохватывающей (общедоступной) финансовой системы для повышения доступности розничных финансовых услуг в РФ, 2008 -2012». В работе отмечено, что такие меры будут также способствовать снижению социальной напряженности, посредством повышения уровня жизни населения, в том числе увеличению доли среднего класса.

В работе доказывается, что создание единого центра управления широкой сетью почтово — банковских отделений в виде Почтового банка, будет максимально способствовать их эффективному функционированию. В настоящее время Банком России-в соответствии с поручением Президента РФ ведется работа по совершенствованию правовой и нормативной базы в целях повышения доступности финансовых и1 банковских услуг для населения в регионах России с недостаточной сетью банковских учреждений. В этой связи автор подчеркивает, что создание банка па базе инфраструктуры ФГУП «Почта России» наиболее эффективно решает проблему расширения банковской сети, что естественным образом снижает банковские риски и повышает уровень ликвидности банковской системы в целом.

В работе обосновывается вывод автора о том, что создание объединения Почты и Банка, будет иметь синергетический, а также высокий экономический и социальный эффект.

На основании опыта организации западных почтовых банков, автором разработана модель, основанная на принципах построения немецкой почтово-банковской системы. В работе приведено детальное обоснование выбора для Российской почтово-банковской системы немецкого пути развития, которое заключается в оценке степени либеральности банковской и правовой сфер, технологичности и масштабов почтовой системы и других факторов, имеющих социальное и экономическое значение. При создании в России почтового банка автором вполне закономерно предлагается использовать следующие принципы построения бизнес-модели, основанные на действующей стратегии Deutsche Postbank Group:

• приоритетная ориентированность на комплексное обслуживание частных клиентов;

• высокие технологические стандарты обслуживания;

• диверсификация направлений деятельности, направленная на нивелирование рисков;

• сбалансированное управление активами и пассивами.

На основании изучения мирового опыта в работе выделены такие общие черты почтовых банков как ценовая дифференциация и большая доступность услуг по сравнению с традиционными кредитными институтами, наличие разветвленной сети обслуживания. Авгор отмечает, что в результате взаимодействия банков с почтой происходит интеграция банковских и почтовых услуг и возникает новый вид услуг — почтово-банковские услуги. Это стандартные банковские услуги массового характера, конечная реализация которых осуществляется через сеть почтовых отделений. Для клиента такие услуги по своему организационно-экономическому содержанию схожи с банковскими услугами. Выгода или экономия, которую он получает при пользовании почтово-банковскими услугами, сравнима с аналогичными характеристиками услуг банков. Отличается лишь место их предоставления. В то же время, внутреннее содержание таких услуг, порядок их предоставления существенно отличаются, так как предполагают взаимодействие банков с почтовыми учреждениями — их интеграцию. При этом тс риски, которые приобретает банк, предоставляя свои услуги через почтовые учреждения, в значительной мере покрываются экономией, возникающей благодаря тому, что байку не требуется открывать филиал или другое структурное подразделение на новой территории и содержать штат сотрудников. В основе создания почтово-банковских услуг лежит, с одной стороны, стремление банков охватить своими услугами как можно более широкие территории, расширить свою клиентскую базу, а, с другой стороны — необходимость сокращения издержек.

На основании проведенного исследования автор определяет почтово-банковские услуги как современную концепцию продвижения розничных банковских услуг, позволяющую обеспечить их доступность широким слоям населения посредством использования потенциала сети отделений почтовой связи.

С точки зрения организации процесса оказания почтово-банковских услуг банк является их производителем, а, почта — продавцом. Функции frontoffice, то есть непосредственную работу с клиентом, выполняет почта (почтово-банковское отделение), функции back-officeведение операций, учета и отчетности — осуществляет банк.

В работе автор даег следующее определение почтово-банковского бизнеса — это бизнес, который представляет собой такую форму функциональной интеграции банка и почты, при которой банк является организатором процесса и производителем стандартного продукта, а почтапродавцом, при этом функционирование системы управления сетью ПБО основывается на принципах бюджетирования.

На основании выводов о необходимости системной интеграции почтовых и банковских услуг, автором разработана концепция создания в результате модернизации банковской систем России единого Почтового Банка, содержащая принципы его организации, в том числе как крупнейшего оператора национальной платежной системы.

В соответствие с предлагаемой автором моделью, разработанной на основании немецкой почтово-банковской системы, Почта России станет агентом единственного «почтового» банка, или будет взаимодействовать лишь с одним из банков, распространяя его финансовые продукты эксклюзивным образом.

Опираясь на результаты анализа мирового опыта, автор отмечает, что в настоящее время зарубежом, где рынок розничных банковских услуг близок к насыщению, основой для всех стратегий его развития является максимальная ориентация на потребности и детальная сегментация клиентов по социальному и имущественному признакам в целях разработки предложения, которое будет пользоваться наибольшим спросом. Поэтому на данном этапе развития охечественного рынка, когда стратегия «снятия сливок» себя уже изжила и экономика остро нуждается в повышении доступности банковских услуг и насыщенности ими регионов, западные стратегии развития розницы могут существенно приблизить российскую банковскую систему к достижению намеченных целей.

В работе подробно рассмотрен вопрос о структуре сети почтово-банковских отделений. Стратегия развития почтового банка должна, по мнению автора, предусматривать количественное и качественное расширение его услуг как универсального банка, имея в то же время в виду, что в результате сравнительно небольших капитальных вложений, а также затрат на обучение персонала многие банковские операции могут выполнять отделения почтовой связи, интегрированные с филиалом банка. В таком случае они приобретают статус почюво-баиковского отделения (ПВО). С точки зрения реструктуризации сети продаж, автор считает целесообразным выделить несколько шпов почтовых банковских отделений, которые смогут предоставлять набор банковских услуг, па которые государство даст соответствующие разрешения и лицензии. Дифференциация ПБО производится в зависимости от результата анализа востребованности банковских услуг. Выбор соо1ветствующего формата ПБО осуществляется также с учетом специфики отделений почтовой связи и их географического расположения, численности обслуживаемого населения.

При формировании Почтового Банка, как специализированного финансового института, по-мнению автора, необходима подготовка проекта изменений и дополнений в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях определения месха этого банка в банковской системе с учетом возможности некоммерческого характера банковской деятельности и социальной ориентированности, а также создания правовых условий по снижению затрат Почтового Банка, созданию более благоприятных условий его коммерческой деятельности.

В работе предлагается также внесение изменений в закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О связи», для целей расширения возможностей по исполнению функций банковских агентов (при осуществлении кредитных и депозитных операций) организациями почтовой связи на первом этапе интеграции почтово-банковского бизнеса.

Кроме того, с точки зрения автора, целесообразно внести изменения в закон «О банках и банковской деятельности» и предусмотреть возможность для Почтового Банка автоматического открытия почтово-банковских офисов, чтобы не открывать «с нуля» дополнительные офисы на месте существующих отделений Почты России.

Все указанные выше правовые особенности функционирования Почтового Банка должны быть по-мнению автора, сконцентрированы в едином федеральном законе «О Почтовом байке», проект которого автор также предлагает к рассмотрению.

Таким образом, можно сделать вывод, что системное развитие отечественного почтово-банковского бизнеса должно иметь следующие результаты:

• повышение инвестиционной привлекательности и рост капитализации отечественной банковской сферы и почтовой отрасли;

• рост конкурентоспособности национальной кредитно-финансовой системы и ослабление доминанты Сбербанка России на розничном банковском рынке;

• реинвестирование в экономику сбережений населения, что станет возможным благодаря наличию соответствующей инфраструктуры, доверию населения к почте;

• обеспечение повсеместной доступности основных банковских услуг (включая удаленные территориальные образования) и общее повышение финансовой культуры населения;

• создание реального импульса развития села и цивилизованного малого предпринимательства, что в свою очередь, позволит увеличить объем налоговых поступлений и ВВП.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

1) Низкий уровень доступности банковских услуг в России является существенным тормозом на пути ее экономического роста. Развитие имеющего высокое значение для экономики и банковской системы страны, особенно в посткризиспый период, розничного банковского бизнеса тормозится отсутствием широкой сети розничных продаж. Уникальная по широ1е охвата территорий сеть Почты России сегодня не имеет достаточной эффективности. Решить эти проблемы возможно путем интеграции почтового и банковского бизнеса.

Проведенное исследование перспектив и недостатков деятельности Почты России и проблем, тормозящих развитие розничного банковского бизнеса, позволило выявить преимущества и недостатки интеграции для Почты России, банковской системы и экономики страны в целом.

2) Недос1аток теоретических исследований в данной области породил необходимость в разработке эффективных механизмов взаимодействия почты и банков, поэтому в настоящей работе основное внимание уделено изучению организационно-экономического аспекта почтово-банковского бизнеса.

3) Описание основных характеристик, свойств и особенностей существующих в России и за рубежом почтово-банковских услуг выявило потребность внедрения большей части последних в линейку почтовобанковских услуг. Анализ предпосылок создания в российских условиях почтового банка, показал наличие такой возможности.

На основании опыта работы ОАО «Связь-банк» были сформированы основные стратегические направления сотрудничества почты и банка, в современных условиях, разрабоханы основные моменты концепции интеграции почты и банка.

— разработаны концептуальные подходы к созданию Почтового банка;

— предложены стратегические ориентиры для создания системы менеджмента и технологической модернизации объединенного института;

— с организационной точки зрения разработана методика создания почтово-банковских отделений, ориентированных на предоставление широкого спектра услуг различным клиентским сегментам и в различных по величине и плотности населения городах и селах;

— обоснован современный эффективный продуктовый ряд почтово-банковских услуг.

4) Разработка алгоритма организации почтово-банковской интеграции в современных условиях показала 01сутс1вие значимых препятствий в ходе ее проведения.

Анализ проблем, приостанавливающих процесс интеграции почтового и банковского бизнеса, выявил следующие их основные группы:

• проблемы организационно-управленческого характера,.

• проблемы государственного регулирования,.

• проблемы инфраструктуры.

Делая вывод по всему проведенному исследованию, автор считает, что цель исследования достигнута — разработан практический алгоритм создания почюво-банковского обслуживания. По-мнснию автора, интеграция почты и банка сегодня является не юлько выгодным проектом, как для банка, так и для Почты России, но и позволит решить проблему доступности банковских услуг для населения России, увеличивая ресурсную базу банковской системы, выводя из теневого оборота и способствуя расширению регионального бизнеса, и способствуя ускорению социально-экономического развития страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 146-ФЗ
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 117-ФЗ
  5. Законодательство по банковской системе
  6. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» о г 03 февраля 1996 г. № 17-ФЗ. (с изм. от 2 ноября 2007 г.).
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ
  8. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
  9. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изменениями на 26 апреля 2007 года).
  10. Указание ЦБ РФ № 1176У «О бизнес-планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 г.
  11. Письмо Московского ГТУ Банка России от 25.5.2000 N 28−1-08/476 «О типовых недостатках бизнес-планов кредитных организаций»
  12. Положение ЦБ Рф от 26 марта 2007 года N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», (с изменениями на 11 октября 2007 года).
  13. Положение ЦБ Рф от 4 июня 2003 года N 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» (с изменениями на 27 ноября 2007 года)
  14. Положение ЦБ Рф от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (с изменениями на 14 ноября 2007 года).
  15. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 827 „Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений“.
  16. Законодательство по пенсионному обеспечению
  17. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“
  18. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“
  19. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“
  20. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“
  21. Федеральный закон N 111-ФЗ от 24.07.2002 г. „Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации“
  22. Постановление Правительства РФ от 21.07.2004 г. № 363 „Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г. страховой части трудовой пенсии“
  23. Постановления Правительства Российской Федерации:
  24. Постановление от 22 января 2003 г. № -34 „О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений“.
  25. Постановление от 2 апреля 2003 г. № 190 „Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений“.
  26. Постановление от 1 сентября 2003 г. № 540 „Об утверждении инвестиционной декларации Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений“.
  27. Постановление от 2 декабря 2003 г. № 730 „О дополнительных мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений“.
  28. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2009 г. N 842 „О совершенствовании порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"1. Приказы Минфина России:
  29. Приказ от 22 августа 2005 г. № 107н „Об утверждении Стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений“ (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.12.2006 N 167н, от 30.05.2007 N 49н).1. Постановления ФКЦБ:
  30. Приказ от 15 ноября 2005 г. № 05−63/пз-н „Об утверждении форм отчетности управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений“.
  31. Приказ от 26 декабря 2006 г. № 06−155/пз-н „Об утверждении порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений“.
  32. Диссертационные исследования
  33. Гончаренко Татьяна Владимировна. Активизация процесса привлечения сбережений населения коммерческими банками: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 Ростов-на-Дону, 2007.
  34. Слободина Марина Юрьевна. Банки в системе трансформации сбережений населения в инвестиции: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.10 Москва, 2007.
  35. Казаренкова Наталья Петровна. Конкурентоспособность коммерческого банка на региональном рынке кредитных услуг населению: дис.. канд. экон. наук: 08.00.10 Курск, 2006.
  36. Бочкарев Сергей Викторович. Стратегия универсального банка на розничном рынке банковских услуг: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.10.- Санкт-Петербург, 2007.
  37. Щуплова Евгения Александровна. Розничный коммерческий банк: сущность, критерии ритейла, социальное сгратпфицирование: сущность, критерии ритейла, социальное стратифицирование: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10 Хабаровск, 2006.
  38. Никоноров Вячеслав Витальевич. Развитие розничных услуг коммерческих банков как основа повышения их конкурентоспособности: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Место защиты: Волгогр. гос. унт.- Волгоград, 2008.
  39. Колесникова Анастасия Викторовна. Финансовое планирование как инструмент управления розничным бизнесом коммерческого банка диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Место защиты:
  40. Санкт-Петербургский Университет экономики и финансов.- Санкт-Петербург, 2008
  41. Анализ деятельности коммерческого банка / Под ред. С. И. Кумок. М.: АОЗТ „Вече“, 1994.
  42. Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
  43. А., „2009 год: итоги и оценки“, электронная версия журнала „Банковское дело“, http://www.bankdelo.ru/mnenieexperta/index.php?page=57
  44. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1995.
  45. И.Т., Гончарук О. В., Савинская H.A. Деньги и финансовые институты. СПб.: Питер, 2000.
  46. Банки и банковские операции / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ, 1997.
  47. Банки на развивающихся рынках /Д. МакНотон, Д.Дж. Карлсон, К. Т. Дитиц, П. Фаллетти, X. Икрамуллах. М.: Финансы и статистика, 1994.
  48. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой и Л. П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2005.
  49. Банковское дело. / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2003.
  50. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Тавасиева. -М.: ЮНИТИ, 2001.
  51. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. -М.: Логос, 1999.
  52. И.А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев, МП „ИТЕМ Лтд.“, СП „АДЕФ-Украина“, 1996.
  53. И.А. Финансовый менеджмент. — К.: Ника-Центр, 1999.
  54. С., „Новое лицо банковской розницы. Эксперты о тенденциях рынка.“, Банковское дело“, № 9, 2009 г.-
  55. Бор М.З., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. -М.: ИКЦ „ДИС“, 1997.
  56. В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2001.
  57. С.Ю., Королев О. Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности. М.: Кнорус, 2005.
  58. М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. / ВЗФЭИ. М.: ЗАО „Финстатинформ“, 1999.
  59. О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. М.: Финансы и статистика, 2005.
  60. Д., „Розничный бизнес. Выбор стратегии развития Банка?“ -материалы сайта www.kpmg.ru
  61. А., Назарук М. Управление по целям. // Банковские технологии, 2002, № 1.
  62. Ч. Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов: Пер. с англ. -М, 2000.
  63. Н. Методологический подход к оценке рентабельности банковской операции и рентабельности клиента для банка. // Бюллетень финансовой информации, 2000, май, № 5 (60).
  64. С., „Роль ИТ-стратегии в управлении операционными рисками ритейлового банка“, Системы управления бизнес-процессами, Выпуск № 1, 2008 г.
  65. Деминг Эдварде, Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами, — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
  66. Дёриг. Ханс-Ульрих. Универсальный банк банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века / Пер. с нем. — М.: Международные отношения, 1999.
  67. Э. Дж., Кэмпбэлл К. Д., Кэмпбэлл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1994.
  68. В., „Банковские услуги для населения. Точки роста.“, -материалы сайта www.nacfin.ru
  69. Е.П. Банковское дело. М.: „Омега-Л“, 2003.
  70. О. Десять полезных уроков для розничных банкиров. // Банковская практика за рубежом, 2005, № 8.
  71. .М., „Методология постановки и подготовки к сертификации системы качества по модели ISO 9001″, Бизнес-групп, -М., 2006 г.
  72. Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. 2-е изд. „БДЦ-пресс“, 2006 г
  73. Н., Малая энциклопедия качества. В грех частях. Часть III, М, Дело, 2001 г.
  74. А.Е. Серия книг „100% практического бюджетирования“. Книга 1. Бюджетирование как инструмент управления. Книга 2. Регламент системы бюджетирования. М.: Результат и качество, 2005.
  75. В., Сазыкин Б. Стратегии управления банком: российские особенности. // Банковские технологии, 2002, № 1.
  76. В., Сазыкин Б. Как управлять банком, чтобы его развитие было устойчивым. // Аналитический банковский журнал, 2001, № 1 (68).
  77. М.А. „Реальное и номинальное значение уставного капитала“. Бизнес и банки № 26 (556) июнь 2001 г.
  78. А.Е. Управление активами и пассивами банка. М.: Издательская группа „БДЦ-пресс“, 2003.
  79. В.А. Система управления ресурсами банка. М.: Экзамен, 2000.
  80. М. В., „Реорганизация коммерческих банков“, М., „Финансы и статистика“, 2000 г.
  81. В.Е., Радковская Н. П. Финансы, деньги, кредит и банки. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003.
  82. И.В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке. М.: Экономиста, 2004.
  83. МакНотон Д. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1994.
  84. Ю.С. „Технология и организация работы банка: теория и практика“ М. ООО Издательско-Консалтинговая Компания „ДсКА“, 1998 г.
  85. Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. М.: ДеКА, 1988.
  86. Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. М.: Перспектива, 1996.
  87. Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. -М.: Перспектива, 1996.
  88. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1998.
  89. И.Е. Проблема семантической идентификации альтернативных затрат в современном управленческом учете кредитных учреждений. // Финансы и кредит, 2006, № 1.
  90. В.Д. Современное банковское дело: Опыт организации и функционирования банков США. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  91. А., „Менеджер личных финансов новые возможности розничного интернет-банкинга“, — Аналитический банковский журнал, № 3 (177), Март 2010 г.
  92. А., „Менеджер личных финансов новые возможности розничного интернет-банкинга“, — Аналитический банковский журнал, № 3 (177), Март 2010 г.
  93. Т.В. Банковский менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2001.
  94. H.A., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  95. Т.С., Карасева Т. В. Управление затратами банка. М.: Издательская группа „БДЦ-пресс“, 2005.
  96. Организация качественной и эффективной работы банков: Сб. статей: Пер. с англ. (Европейская служба банковского консультирования). М.: Финансы и статистика, 1997.
  97. Г. С. Банковское обслуживание частных лиц. М.: АО ДИС. 1994.
  98. Пластиковые карты М.:Издательская группа „БДЦпресс“, 2005 г.
  99. Д., Форд Ф. Основы банковского дела. М.: ИНФРА-М, 1996.
  100. А.П., Милованов A.B. Возможности внешних консультантов при проведении аналитики. Тезисы выступления на конференции „Роль аналитика в управлении предприятием“. Материалы сайта www.consulting.ru
  101. А. В. Методология развития банковского розничного бизнеса, /Парфенов.ру, 2009 г.
  102. П.П. Методологические подходы к управлению прибылью коммерческого банка. // Финансы и кредит, № 1, 2006.
  103. Н.П. Прибыль в системе финансовых отношений коммерческих банков. Автореферат. СПб., 2000.
  104. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  105. Реструктурирование кредитных организаций в зарубежных странах. под ред. Грязновой А. Г., Федотовой М. А., Новикова В. М.: М., „Финансы и статистика“, 2000 г.
  106. Реферативный Сборник ИНИОН РАН „Банковское дело: Зарубежный опыт“ 4, стр. 40, Финансы и статистика“, М., 1998 г.
  107. Е., „Розница плацдарм для выживания“, — „Банковское дело“, № 9, 2009 г.
  108. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р., Коммерческие банки, пер. с англ., Под ред. В. М. Усоскина. 2-е изд. — М.: СП „Космополис“, 1991 г.
  109. Розничный банковский бизнес. Факторы, тенденции, перспективы, необходимые условия развития. // Семинар Института открытой экономики. -2004.-24 февр.
  110. Российская банковская энциклопедия. / Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1995.
  111. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. — М.: Дело Лтд., 1995.
  112. H.A., Мизгулин Д. А., Штернов В. И. Слияния банков. М.: „Руда и металлы“, 2001.
  113. К. Коммерческие банки. Управленческий анализ деятельности. Планирование и контроль. -М.: Ось-89,1998.
  114. И. Проблемы внедрения маркетингового планирования в современном коммерческом банке. // Бюллютень финансовой информации, 2000, № 11.
  115. А.И. „Актуальность стратегического планирования в российских коммерческих банках“ „Бизнес и банки“ № 11 (541), 2001 г.
  116. А.И. „Кредитовать или не кредитовать?.“ Предпринимательство № 1−2 1995 г.
  117. А.И. „Операционные риски: предупрежден, значит вооружен“ -Банковское дело в Москве № 4 (76) 2001 г. Седин А. И. „Работа с информацией о банке-конкуренте“, Информационные ресурсы России» № 1 2000 г.
  118. А.И. «Риски банковских слияний с точки зрения практика», «Банковское дело в Москве» № 3 (75), 2001 г.
  119. А.И. «Система риск-менеджмента и корпоративная культура», Банковское дело в Москве № 6 (78), 2001 г.
  120. Синки Дж.Ф.-мл. Управление финансами в коммерческом банке. — М.: Catallaxy, 1994.
  121. Е.С. «Воздействие международных альянсов на процесс создания организационного знания» Менеджмент в России и за рубежом № 4, 1999 г.
  122. A.B. Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2002.
  123. Е.М. Анализ денежных потоков предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  124. Н.Б., Семенкова Е. В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием. М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  125. K.P. Опыт развития технологии управления коммерческим банком. М.: Финансы и статистика, 1996.
  126. Д., «Розничный банковский бизнес в России: что день грядущий нам готовит?», Материалы практической конференции «Инновационные технологии для розничного банка — 2009 г.», -Москва
  127. Д.И. Стратегическое планирование и управление в банковской сфере. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 1996.
  128. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Юристъ, 2002.
  129. Л.А. Регулирование затрат коммерческого банка в системе финансового менеджмента. Автореферат. СПб., 2003.
  130. С. Закладка фундамента. // Эксперт. Северо-Запад, 13−19 июня 2005, № 22(227).
  131. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  132. М., Чампи Д., Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе, М., Манн, Иванов и Фербер, 2007
  133. С., «Розничный банковский бизнес. Мнения экспертов.», -«Банковское дело», № 9, 2009 г.-
  134. Хыо Кроксфорд, Фрэнк Абрамсон, Алекс Яблоновски Искусство розничного банкинга / Гревцов Паблишер, Москва, 2005 г
  135. В.А. Потребительский кредит в Российской федерации С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Инфо-да, 2002.
  136. В.А., В.Ф.Янченко, Н.Н.Шмельков- /Под. общ. ред. Черненко В.А. Денежно-кредитные отношения с населением (отечественный и зарубежный опыт) С.-Петерб. гос. акад. сервиса и экономики. СПб.: Инфо-да, 2003.
  137. H.A., Управление клиентской базой банка / Альфа-Пресс, 2007
  138. А., «Персонализация дистанционного банковского обслуживания», Аналитический банковский журнал, № 10 (173), Октябрь 2009 г.
  139. A.A. Управление собственным капиталом коммерческого банка. Автореферат. СПб., 2005.
  140. Дж.К. Стратегическое управление затратами. СПб.: «Бизнес Микро», 1999.
  141. Е.Б. Операции коммерческих банков. М.: Финансы и статистика, 1995.
  142. В. «Слияния и поглощения» материалы сайта www.officemag.kiev.ua/rus/archive/06−2000/03.html.
  143. Acquisitions, Corporate Finance Series, Euromoney Publications PLC, London, 1994.
  144. M., Dinkin D. «Pre-Deal Strategy. Fit to Be Tied?» материалы сайта www.accenture.com
  145. Mark E.Hennessy. Relationship Banking Solution Requirements: Discussion document. NCR, 1996
  146. Robert S. Kaplan, David P. Norton, The Strategy-Focused Organisation. Harward: Harward Business School Press. 2000.
  147. Sharp G., Mergers and Acquisitions, Corporate Finance Series, Euromoney Publications PLC, London, 1994.
  148. B. «The ABC of Integration» материалы сайта www.accenture.com
Заполнить форму текущей работой