Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, предполагает изучение текущего состояния финансовой деятельности института, его внутренних возможностей, недостатков и слабостей, а также позволяет в процессе разработки бюджета на следующий год учесть допущенные просчеты, внести соответствующие коррективы в организационно-экономическую деятельность. На основе проведенного анализа определены функциональные зоны, которые требуют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    • 1. 1. Системная модель взаимодействия образования и общества
    • 1. 2. Высшее образование в стратегии устойчивого регионального развития
    • 1. 3. Организационно-экономические инновации в сфере высшего образования
    • 1. 4. Региональный рынок образовательных услуг как объект экономических исследований (на примере г. Сургута)
    • 1. 5. Особенности и перспективы развития инвестиционных процессов в высшем образовании (на примере г. Сургута)
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА
    • 2. 1. Проблемы формирования организационно — экономического механизма вуза в условиях рыночных трансформаций
    • 2. 2. Совершенствование экономического механизма управления конкурентоспособностью вуза как основополагающего направления его развития
  • ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВУЗА
    • 3. 1. Классификации (модели) стратегий устойчивого экономического развития учебного заведения и особенности их реализации
    • 3. 2. Основные показатели определяющие экономическую устойчивость деятельности высшего учебного заведения
    • 3. 3. Состояние и направление совершенствования организационноэкономического механизма управления СурГПИ

Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и место в нем человека, его политическое, нравственное, эстетическое отношение к окружающей среде, поставили перед государством первостепенную задачу формирования новых идеалов культурных ценностей, социальных интересов, являющихся основными целями человеческой цивилизации.

Кардинальные изменения её парадигмы развития, заключающиеся в утверждении концепции устойчивого развития, предъявляют новые требования к развитию всех сфер деятельности человека и формированию его духовных установок. Совершенно очевидно, что образование, наука и культура — это краеугольные камни будущего развития. И сегодня все в большей степени происходит осознание важной роли этой гуманистической триады «образование — наука — культура» в обеспечении устойчивого социального развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе, повышения уровня и улучшения качества жизни населения.

Проблема образования прочно встала в ряду общечеловеческих ценностей, её универсальный и взаимозависимый характер обусловлен тем, что человечество переживает зарождение новой цивилизации, основанной на научных знаниях, их передаче, накоплении. По мнению многих специалистов, человечество является свидетелем перехода общества от индустриального периода к постиндустриальному и информационному.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает среду образования на первый план общественного развития. Мировой опыт свидетельствует о том, что именно образовательная сфера является важнейшим источником обновления всех составляющих жизнедеятельности общества.

Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Низкий уровень образования населения и рабочей силы, не адекватный современным научным и техническим достижениям затрудняет подъем экономики, тормозит инновационные процессы.

Безусловно, что состояние и тенденции развития общества, государства, среды профессиональной реализации человека оказывают огромное влияние на особенности функционирования любой образовательной системы. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния высшего профессионального образования которое предполагает необходимость адекватной трансформации экономического развития в условиях новой экономической среды складывающейся в стране. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило для государственных вузов экономические условия функционирования.

В результате экономических реформ они вынуждены не только готовить высококвалифицированных специалистов для рыночной экономики, но и самостоятельно находить средства для практической реализации этого процесса. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы с начала периода экономических реформ. В этой связи перед вузами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания своего финансового состояния на должном уровне и поиска источников устойчивого развития организационно-экономического механизма деятельности вузов.

Система экономического механизма в системе высшего профессионального образования, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена характером собственности и потребляемости всеобъемлющего государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формировавшейся в развитии экономического механизма, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая государственная система, решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного механизма в отрасли народного хозяйства.

Исследование факторов становления рыночных отношений в сфере образования и развития организационно-экономической деятельности как фактор устойчивого развития позволило выявить их сложный и противоречивый характер.

Во-первых, в результате активной адаптационной деятельности многих учебных заведений высшего профессионального образования, а также ряда мер принятых на федеральном и региональном уровнях, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, обновляется содержание образовательных программ и др.

Во-вторых, обозначился и все более обостряется ряд проблем, к которым, в первую очередь, можно отнести недостаточный уровень финансирования, низкий уровень социальной поддержки работников системы образования и учащихся, износ основных фондов. Кризис, который сегодня переживает российская система высшего образования, проявляясь в разных формах и направлениях, коснулся всех сторон жизнедеятельности вузов: содержания и методов обученияправовых, социально-психологических аспектов и, безусловно, экономики и управления. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость постановки и решения задач экономического развития вуза.

В первую очередь речь идет о создании организационно-экономического механизма, способствующего поддержанию и воспроизводству её интеллектуального и ресурсного потенциала, реализации все более возрастающей роли подготовки конкурентоспособных кадров для отечественной экономики.

Новый организационно-экономический механизм функционирования высшей школы находится на стадии формирования. Процесс обновления старого механизма хозяйствования замедляется ввиду отсутствия целеполагающей стратегии развития системы высшего профессионального образования. Остаются открытыми вопросы о долевом соотношении государственного и внебюджетного секторов финансирования вузов, создания соответствующих новым отношениям собственности законодательно-нормативной базы и финансового механизма, морально-этической стороне платности образовательных услуг.

Все вышесказанное предопределяет актуальность настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Вопросам экономики образования посвящено значительное количество научных трудов. Истоки экономики образования появились в работах Ж. Аллака, А. Маршала, У. Петти, А. Смита, Ж. Фишера, ряда экономистов XVIIXIX веков. В нашей стране становление экономики образования как науки связывается с трудами Г. А. Азоева, О. Н. Арзяковой, Г. В. Балашова, С. А. Белякова, E.H. Богачева, А. Б. Дайновского,.

B.А. Жамина, E.H. Жильцова, В. В. Ковалева, Г. А. Егизаряна, А. Д. Сахарова,.

C.Г. Струмилина и др.

Однако при всей значимости полученных ими результатов, потребность в исследовании организационно-экономического механизма развития сферы высшего образования далеко не исчерпана. Сегодня ощущается острая необходимость в разработках, посвященных проблемам формирования и совершенствования организационно-экономического механизма, развития корпоративного взаимодействия в сфере обучения как фактора роста институционально-экономической эффективности, а также проблемам экономической устойчивости вуза в рыночных условиях хозяйствования, поиску дополнительных источников финансирования, и определению путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость при недостаточной разработанности экономических аспектов развитием управления высшего образования, определила выбор темы диссертационного исследования, а также его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке адекватных современным условиям рыночной экономике, теоретико-методологических обоснований эффективного совершенствования организационно-экономической деятельности вуза как фактор устойчивого развития.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

— осуществить анализ экономических основ функционирования высшей школы в современных условиях определить ее роль стратегии регионального развития;

— построить системную модель взаимодействия образования и общества, определить основные процессы и факторы детерминирующие развитие этого взаимодействиявыявить и систематизировать основные факторы, влияющие на становление и развитие организационно — экономических механизмов управления эффективным функционированием вуза;

— определить сущностные особенности и возможности построения организационноэкономического механизма как основополагающего фактора устойчивого развития вуза;

— апробировать предложенную методику формирования организационно-экономического механизма на примере Сургутского государственного педагогического института;

Предметом исследования выступают теоретические и методологические проблемы формирования эффективных организационно-экономических механизмов функционирования, и экономической устойчивости деятельности высшего учебного заведения в рыночных условиях хозяйствования.

Объектом исследования является организационно-экономическая деятельность устойчивого развития вуза. В качестве реального объекта исследования рассматривается Сургутский государственный педагогический институт.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики образования, законодательные и нормативные документы Российской Федерации, материалы периодической печати, относящиеся к предмету исследования, данные государственной статистической отчетности и методические документы. Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, экспертных оценок, сравнительного и других общенаучных методов.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнены понятия «экономической устойчивости», «конкурентоспособности», «организационно-экономического механизма» и «инновационной деятельности» вуза;

— обоснована необходимость исследования регионального рынка образовательных услуг;

— уточнены основные источники и перспективы развития инвестиционных процессов в сфере высшего образования в современных условиях;

— определены и систематизированы основные факторы, влияющие на формирование организационно-экономического механизма высшего учебного заведения;

— разработана классификация стратегий и их показатели определяющие экономическую устойчивость экономического развития высшего учебного заведения.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных Министерства образования РФ, финансовой отчетности.

Сургутского государственного педагогического института с применение научных методов исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию обоснованной концепции управления организационно-экономической деятельностью государственного вуза, его устойчивого экономического развития и адаптации к условиям переходной экономики. Разработанная методика оценки и полученные научно-практические результаты могут быть использованы органами управления образованием и непосредственно учебными заведениями в целях выявления реального положения конкретного вуза и повышения его экономической устойчивости.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались и обсуждались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации высшего экономического образования в России» (г. Екатеринбург, 2003 г.), XII Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (г. Пенза, 2003 г.).

Основные положения диссертации реализованы в Сургутском государственном педагогическом институте, использованы Департаментов образования и науки ХМ АО, что подтверждено соответствующими документами.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 5 работ общим объемом 1,8 печатных листа.

Объём и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 12 приложений. Общий объем работы 197 страниц. Диссертация содержит 15 рисунков и 9 таблиц.

Список литературы

включает 210 наименований.

Основные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования состоят в следующем.

1. Анализ динамики развития образовательных учреждений России показывает, что за последнее десятилетие в сложной экономической ситуации перехода к рыночной экономике успешно функционировали и развивались те образовательные учреждения, которые стали полифункциональными, полиструктурными учебными центрами, реализующими общеобразовательные, разноуровневые программы профессионального образования, обеспечивая себе многоканальное финансирование. Этот объективный факт делает актуальным исследование проблем управления организационно-экономической деятельности учреждений профессионального образования, направленной на обеспечение их экономической безопасности и устойчивого развития за счет развития материально-технического обеспечения, совершенствования учебно-научной базы, создания и внедрения, новых образовательных технологий, развития социальной инфраструктуры.

2. Конкурентоспособность — основной критерий и главный ориентир в условиях становления рыночных отношений. Она является основополагающим моментом для функционирования и развития на рынке в условиях конкуренции. Достижение высокого уровня конкурентоспособности для большинства образовательных учреждений становится важной стратегической целью их развития. Стремление российских образовательных учреждений занять достойное место на мировых и отечественных рынках требует всестороннего научного анализа проблем, связанных с формированием и эффективным функционированием механизма управления конкурентоспособностью, как на государственном уровне, так и на уровне образовательного учреждения.

3. Проблемы обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений и выбор стратегии их деятельности в условиях рыночной конкуренции — жизненно важный вопрос не только в рамках отдельно взятого образовательного учреждения, но и для региона в целом. Решение задач по оптимизации деятельности образовательных учреждений как самостоятельных единиц на рынке образовательных услуг в конечном итоге мог бы способствовать гармоничному развитию как отдельно взятого образовательного учреждения, так и системы профессионального образования региона, что неизбежно положительно отразится на общем уровне подготовки квалифицированных специалистов.

4. Одним из эффективных вариантов обеспечения устойчивости функционирования образовательного учреждения в условиях неравномерности могла бы стать их интеграция не только между собой, но и с различными финансово-промышленными структурами, в том числе и с зарубежными партнерами, на основе добровольно образуемых союзов. Данную форму интеграционного взаимодействия, в свою очередь, можно рассматривать как одно из направлений совершенствования организационно-экономического механизма вуза.

5. Выбор и поддержание эффективной стратегии управления и сохранения конкурентоспособности в каждый из областей деятельности требует от образовательного учреждения финансирования текущих затрат и капиталовложения в новые разработки, развитие потенциала управления и технических компетенций, привлечение необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому каждый набор новых областей деятельности для каждого вуза помимо целевых экономических параметров характеризуется, индивидуальным, требуемым для их достижения объемом финансовых затрат.

6. Экономическая устойчивость образовательного учреждения на современном этапе реформ в России можно расценивать как адаптацию образовательного учреждения к рыночным условиям, в которые их поставило государство. Обеспечение условий для экономической устойчивости, прежде всего, связано с восстановлением в хозяйственной системе России свойства устойчивого развития. Таким образом, на наш взгляд, экономическая устойчивость образовательного учреждения заключается не в том, чтобы обеспечить её любым способом, а в том, чтобы максимально полно увязать его с благополучием всех членов общества.

7. Анализ устойчивой экономической деятельности вуза проводится в целях предвидения потенциальных угроз финансовой деятельности, а также выявления вновь открывающихся новых возможностей развития вуза. Полученные в ходе анализа данные являются основой для принятия управленческих решений.

С одной стороны, применение разработанного в диссертации методического подхода дает ректорату возможность оценить эффективность устойчивой экономической деятельности вуза и каждого структурного подразделения, выступает объективной оценкой деятельности за отчетный год.

С другой стороны, предполагает изучение текущего состояния финансовой деятельности института, его внутренних возможностей, недостатков и слабостей, а также позволяет в процессе разработки бюджета на следующий год учесть допущенные просчеты, внести соответствующие коррективы в организационно-экономическую деятельность. На основе проведенного анализа определены функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства и исправления, решить социальные проблемы, полностью обеспечить учебный процесс финансовыми ресурсами, значительно расширить и укрепить материально-техническую базу, создать необходимый запас средств для успешной образовательной деятельности. Доказана возможность использования предложенной методики оценки показателей экономической устойчивости вуза.

На основе выводов, полученных, при оценке экономической устойчивости деятельности вуза нами предложены следующие рекомендации по повышению устойчивости СурГПИ. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в первую очередь необходимо принять меры:

• привлечение дополнительных источников финансирования от хоздоговорной и иной приносящей доход деятельности;

• участие в федеральных и региональных целевых программах;

• привлечение средств потребителей образовательной услуги на условиях предварительных платежей;

• привлечение долгосрочных инвестиций для модернизации системы образования.

Предложенные рекомендации по повышению устойчивости будут более эффективны, если образовательное учреждение разработает меры по повышению уровня активности вуза, что существенно повлияет на обеспечение устойчивости образовательного учреждения и преодоления кризиса.

Публикации по теме диссертации.

1. Роль современного высшего образования в стратегии государства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. ун-та, 2003.-С. 139−139.

2. Управление инновациями и инвестициями в сфере профессионального образования // Материалы XII Международной научно-технической конференции. — Пенза, 2003. — С .325−329.

3. Оказание платных образовательных услуг в новых условиях хозяйствования на региональном уровне // Современные аспекты экономики. -2003. — № -13 (41). — С. 204−211.

4. Развитие маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг в регионе // Современные аспекты экономики. -2003. — № - 13 (41). — С. 211- 217.

5. Организационно-экономические инновации в сфере профессионального образования // Современные аспекты экономики. — 2003. — № - 17 (45).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М.: Знание, 1992. — 96с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика- М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  3. Г. Л., Баранчеев В. П., Гунин В. Н. и др. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 669 с.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985. — 282 с.
  5. H.A. Экономическая теория в конспективном изложении. Ч. 1, 2. Кострома, 1994. — 39 с.
  6. Г. Е. Как выиграть конкуренцию // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2002. — № 5. — С. 24−33.
  7. Н. Организационное проектирование в новой экономике // Бизнес академия, № - 2 — 3, 2003. — С.86−103.
  8. . Вклад в будущее: приоритет образования. / Пер. с англ. М., 1993.-386 с.
  9. A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. М.: Кроп Пресс, 1993. — 302 с.
  10. А.Г., Гордеев Г. И., Молодчик A.B., Попов В. Л. Теория управленческой мысли и бизнеса. Четвертой международной конференции «Развитие кадров управления: история, современность, будущее». М.: Экономический ф-т МГУ, ТЭИС. — 2001. — 196 с.
  11. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг // Учебное пособие. М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 183 с.
  12. С.Н. Исследование стратегий экономической устойчивости промышленных предприятий: Дис. канд. экон. наук. Саратов, 2003. — 218 с.
  13. О.Н., Морозов Е. В. Рынок образовательных услуг и его анализ // Советник бухгалтера, 2003. № 4. — С. 44 — 47.
  14. О.Н. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. — Екатеринбург, 2000.- 183 с.
  15. Э.Р. Система инновационного финансового управления на предприятиях потребительской кооперации // Сб. тр. молодых ученых Академии наук РТ. Казань: Изд-во АНРТ, 2003. — С. 12−28.
  16. Е. А ., Крипакова Т. Ю., Старшинина С. Ю., Стрельцова Н. Я. Платные дополнительные образовательные услуги: Методические рекомендации и нормативные документы / Под ред. С. Ю. Старшининой. Сургут: Дефис, 1998.-87 с.
  17. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1994. — 186 с.
  18. И.Т. Финансовый менеджмент: Учебн. пособие. М.: -Финансы и статистика, 2000. — 192 с.
  19. Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 205 с.
  20. B.C. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М., 1998. — С.24.
  21. Г. В. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 22 — 27.
  22. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. -М.: Экономика, 1999.-703 с.
  23. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1996. — 130 с.
  24. Белая книга российского образования // Alma Mater, 2000. — № 5 — C. l 1 -16.
  25. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом. — СПб., 1996. — 34 с.
  26. Е.А. Социально-экономическое развитие регионов в переходный период. Материалы межрегионального научно-практического семинара. № 5, апрель. Екатеринбург: Урал. Гум. Ин-т, 2000. С. 54 — 58.
  27. Г. И. Основные направления реформирования финансовой системы высшего образования. М.: НИИВО, 1998.- 72 с.
  28. В.Г., Бабин Ю. В. Многоканальное финансирование вузовской науки: современный опыт // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. Часть 2. М.: Изд-во МГУП, 2000. — С.62 — 65.
  29. Е.А., Ионкин В. П. Воздействие политических факторов на экономическое развитие региона // Регион: Экономика и социология. 2003. -№ 2. — С. 66−75.
  30. Бизнес-образование в России. /Серия «Бизнес Тезаурус». М.: КОНСЭКО, 1998.-352 с.
  31. Бизнес-образование в России. /Серия «Бизнес Тезаурус». М.: КОНСЭКО, 2001.-352 с.
  32. В., Хавин Д., Горбунов С. Оценка инвестиционной привлекательности образования. Образование: ракурсы и грани. // Alma Mater. -2002.-№ 7.-С. 16- 18.
  33. E.H. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. — М.: Исследовательский центр, 1991. -56 с.
  34. О.Н., Иванов В. Н., Розенфельд Б. А., Суворов A.B. Ресурсный потенциал социальной среды в 90-е годы. // Проблемы прогнозирования. -2002.-№- 1.- С. 44.
  35. О.Н., Иванов В. Н., Суворов A.B., Широкова Т. К. Динамика иструктура сферы образования в России в 90-е годы. // Проблемы прогнозирования. 2002. — № - 4.- С. 37.
  36. Р.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления эффективностью функционирования предприятий угольной промышленности: Дис. кан. экон. наук. Тула, 2003. — 144 с.
  37. К. Основы стратегического менеджмента / Под ред. Л. Г. Зайцева, М.И. Соколовой- Пер. с англ. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 175 с.
  38. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995.-344 с.
  39. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом: / Под ред. докт. эконом, наук В. В. Глухова. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 544 с.
  40. Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. — 1993. № 8. — С. 95 -104.
  41. В.В. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики- Изд-во «Триада, ЛТД», 1996. — 384 с.
  42. А.Б. Налогообложение образовательных учреждений. — Н. Новгород, 2000. 150 с.
  43. А.Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений в условиях рыночных преобразований: Дис. докт. экон. наук. Н. Новгород, 2000. — 346 с.
  44. А.Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. — № 8. — С.115.
  45. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 1998. — 296 с.
  46. Н.Ю. Российское образование и процессы глобализации // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития: Материалы научной конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского гум. ин-та, 1999. — С.240 — 243.
  47. Н.В. Изучение потребительских оценок ассортимента и качества товаров. М.: МДГ Финвест, 1991. — 48 с.
  48. A.C., Денисов В. И., Куликов Ю. А. Проблемы развития инновационной деятельности университета в рыночных условиях // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование. М.: Изд-во МГУП, 1999.-С. 35 -42.
  49. Вуз и рынок. М.: Госкомвуз, 1992. — 160 с.
  50. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. / В. М. Жуковский, В. М. Приходько, В. Ф. Мануйлов и др. -М.: РЖ Русанова, 1997. 200 с.
  51. Н.Л. Методология, организация и маркетинговое обеспечение образовательных услуг в высшем профессиональном образовании. // в сб. Научные труды МАТИ: Сб. Вып. 3 (75) М.: ЛАТМЭС, 2000. — С. 445−449.
  52. H.JT. Организация маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг: Дис. канд. экон. наук. Москва, 2000. — 151 с.
  53. В. Модернизация образования: взгляд из региона // Aima mater. -2003.-№ 2.-С. 3−7.
  54. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  55. И.Н. Менеджмент: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  56. Гитман JL Дж., Джонн М. Д. Основы инвестирования. / Пер. с англ. -М.: Дело, 1997−286 с.
  57. JI.K. Новому этапу трансформации // Вопросы экономики. -2000.-№ 4.-С. 4−20.
  58. В.А., Знаменская К. Н., Рохчин В. Е. Инвестиции в системе стратегического управления // Экономика и управление. 2003. — № 1. — С. 12−14.
  59. Ф.Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.-316 с.
  60. М. Ф. Особенности формирования ценности благ в условиях институциональных ограничений: Дис. канд. экон. наук. М, 2003.-142 с.
  61. Е.Г. Регулирование рынка образовательных услуг в трансформирующейся экономике России: Дис. канд. экон. наук.-Волгоград, 2000.- 160с.
  62. И.Г. Механизм влияния распределения доходов на формирование рынка образовательных услуг в переходной экономике: Дис. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 167 с.
  63. А.Б. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  64. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие (Теоретико-методологический анализ). Экон. и матем. Методы. — 2003. — Т. 39. — № - 2. — С. 123−125.
  65. А.Н., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. 288 с.
  66. Д.В. Эффективность работы предприятия в условиях нестабильности и конкуренции // Учен. Записки ТРОВЭОР. Т. 6. Вып.2. — Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — 7 с.
  67. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1995. 160 с.
  68. В.А., Егизарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
  69. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 191с.
  70. E.H. Проблемы формирования финансово-экономического механизма высшей школы // Материалы международной конференции «Экономика и управление высшей школой». Красноярск, 1992, — С. 57 58.
  71. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Междунар. отношения, 1991. 416 с.
  72. Закон РФ «Об образовании» № 3266−1 от 10.07.92 г. (в ред. от 25.07.02 г.)
  73. Закон РФ (Федеральный закон) м<0 высшем и послевузовском профессиональном образовании" № 125-ФЗ от 22.08.96 г. (в ред. от 25.06.02 г.)
  74. Г. Е. Образование : от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал, госуд. профес.- педаг. ун-та. — 2000. — 301 с.
  75. A.C. Инвестиционная активность в России в 2002 году // Изд-во Экономист, 2003. № - 8. — С.48−69.
  76. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Уфа: УГАТУ, 1993. — 226 с.
  77. Е.В. Международные союзы и партнерство в бизнес-образовании: развитие через взаимное обогащение // Бизнес-образование. — 2002.- № 1 (12).- С. 57−61.
  78. В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография. В 2-х т. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. — 220 с.
  79. В.В. Профессиональная школа и регион: проблемы организации и развития управления // Образование в Сибири. 1998.- № 1. — С. 64−74.
  80. В.В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информация: Учеб. пособие для вузов. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. — 244 с.
  81. М.А. Формирование рынка образовательных услуг: Дис. канд. экон. наук. Новосибирск, 2003. — 162 с.
  82. А.Р. Экономический механизм рынка образовательных услуг: Дис. канд. экон. наук. Владикавказ, 2002. — 164 с.
  83. Н.В. Некоторые подходы к управлению знаниями и интеллектуальным капиталом в современной экономике // Инновации 2003. -№ - 1 (58).-С. 54−60.
  84. A.JI. Конкуренция как экономическая категория и её место в экономической теории // Вестник Омск. Гос. ун-т., 2001. № -2. — С. 89−92.
  85. А.П. Высшее образование и стратегия регионального развития «Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития»: Материалы научной конференции. Екатеринбург: Изд-во Ураль. гум. ин-та, 1999. — С. 255−282.
  86. Н.Р., Слукина С. А. Оптимизация уровня цены и образовательных услуг в вузе // Советник бухгалтера в сфере образования и науки.-2003. -№ 2(18).-С. 10−17.
  87. Н.Р., Шунько О. В. Инновационные процессы в управлении государственным вузом / Материалы П-й региональной научно-практическойконференции «Роль инноваций в экономике Уральского региона. — 4.1.-Екатеринбург. 2000. С. 53−54.
  88. В.Г. Объективная необходимость М.: Республика, 1995 — 328 с.
  89. И.В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике: Дис. канд. экон. наук. — М., 1994.191 с.
  90. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. Радио, 1974.-279 с.
  91. Т.Л. Новый организационно- экономический механизм — региональная предпосылка* развития образования // Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — С. 23
  92. О.В. Исследование организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия: Дис. канд. экон. наук. Саратов, 2002. — 180 с.
  93. И.С., Смирнов Б. В. Инвестиции: вопросы теории и деловая активность. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2003. -.115 с.
  94. В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 287 с.
  95. А.И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе: Дис. докт. экон. наук. Омск, 2003. — 370 с.
  96. А.И. Организационно-экономический механизм функционирования системы менеджмент-образования: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-267 с.
  97. В.В. Финансы. -М.: ООО „ТК Велби“, 2003. 512 с.
  98. Н.Р. Стратегические альянсы в системе российского высшего экономического образования»: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. ун-та, 2003.-С. 40−43.
  99. А.М., Баранникова Н. П., Бурмистрова JI.A. и др. Финансы и кредит: Учеб. пособие / под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. 512 с.
  100. И.П. Особенности регионального маркетинга на муниципальном уровне управления: Дис. канд. экон. наук. Кемерово, 2002. — 146 с.
  101. К. Человек и будущее: динамический вызов //Aima mater. -1999.-№ 10.-С. 3−10.
  102. К. Информационный подход к методологии науки и научному мировоззрению // Aima mater. 2000. — № - 2. — С. 16−22.
  103. Н.В. Управление развитием педагогического вуза. -Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999. 242 с.
  104. Конституция СССР Принята 07.10.1977 г.
  105. Е.А. Организационные механизм трансформации экономических систем. Проблемы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. ун-та, 2003. — 227 с.
  106. Э.М. Концепция менеджмента. М.: «ДеКА», 1997.- 304 с.
  107. B.C. О роли высшее школы в реализации инновационной политики РФ / Материалы Н-й региональной научно-практической конференции «Роль инноваций в экономике Уральского региона. 4.1.-Екатеринбург. -2000.-С. 29−31.
  108. Э. Стратегические альянсы и корпорация в управленческом образовании: эволюция и перспективы // Бизнес-образование. — 2002.- № 1 (12). -С. 117−122.
  109. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург.: Изд-во Урал, госуд. профес.- педаг. Ун-та. — 1999.- 248 с.
  110. Ф. Основы маркетинга. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1990.- 736 с.
  111. Е.Б. Управление образование в услових рынка. М.: Новая школа, 1997.- 144 с.
  112. Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 260 с.
  113. В.А., Мохначев С. А. Понятие конкурентоспособности вуза //
  114. .Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. — СПб: Наука, 1996.-589 с.
  115. О. Эффективность инвестиционных проектов // Инвестиции в России. Ч. 3: Лизинг и кредит. М.: ИСТ — сервис, 1994. — С. 84−90.
  116. А.Я. Введение в рыночную экономику: В 2 Т.1.-М.: Изд-во «Станкин», 1992. 152 с.
  117. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 40−43.
  118. А.Ю. Анализ рынка образовательных услуг как основа разработки востребованных учебных программ // Бизнес- образование. 2002.-№ 2 (12).-С. 122−138.
  119. C.B., Любимова Г. И. Экономические аспекты регионального устойчивого развития // Актуальные вопросы региональной экономики: финансы, кредит, инвестиции: Сборник статей. В 2ч. Ч. 2. Тюмень: Из-во ГМГУ, 2002.-С. 12−16.
  120. З.Ф. Проектирование инвестиционной деятельности в образовании.-М., 1997.- 128 с.
  121. K.P., Брю С.Л. Экономик-с. Т.-2., — М., 1993. — С. 338.
  122. Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: Дис. канд. экон. наук. Тюмень, 2002. — 160 с.
  123. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.112 с.
  124. С.А. Корпоративное управление: Российская практика и проблемы//Бизнес-образование. — 2001.-№ 11 (12). С. 101−105.
  125. Н. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист 2003. — № - 2. — С.3−11.
  126. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандес И. За пределами роста: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Прогресс — Пантея, 1994. — 304 с.
  127. Т.М., Саенко К. С., Поляков А. В. Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены // Аудиторские ведомости. 2001. — № 1. — С. 1−7.
  128. я.с. Экономическая оценка инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. М.: ИКЦ «Дис», 1997. — 98 с.
  129. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  130. А.В. Инвестиции: курс лекций по современной финансовой теории. Киев, 1997. — С. 4.
  131. .З. Теория организации: Учебник. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.-240 с.
  132. .С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: РИК Русанова, 1995. — 224 с.
  133. С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновация. 2003. № - 1 (58). С.49−60.
  134. А.В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001. 186 с.
  135. Р., Карпухина Е. А. Стратегический альянс в бизнес-образовании: история успеха // Бизнес-образование. 2002. — № 1 (12). — С. 39−51.
  136. А.М. Оценка устойчивости предприятия в системе «Государственное регулирование рыночная среда». — Челябинск, 2003. — 128 с.
  137. Наше общее будущее. Докл. Междун. Комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс. — 1997. — С. 18.
  138. Народное хозяйство СССР 1988 г. М., 1989. — С. 53.
  139. А.М. Профессиональное образование в России. М., 1997.302 с.
  140. Новая парадигма развития России / Под ред. Коптюгова В. А., Матросова М., Левашова В. К. М.: Изд-во «Academica», МГУ К, 1995. — 495 с.
  141. Г., Пригожин Н. Самоорганизация в неравесных системах. От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир. -1979.
  142. А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. — № 3. — С. 73−132.
  143. В.Н. Совершенствование экономической политики региона на основе развития системы управления инновационно-инвестиционным климатом: Дис. канд. экон. наук. Майкоп, 2002.- 186 с.
  144. Организационно — экономический механизм региональных систем высшего образования. М.: НИИВО, 1995. — 100 с.
  145. С.Н. Развитие платных образовательных услуг в высшем экономическом образовании // Научные труды кафедры «Маркетинг» МАТИ: Сб. Вып.1 / Под ред. Н. С. Перекалиной. М.: ЛАТМЭС, 1998. — С. 134−140.
  146. С.А. Экономическое содержание и особенности развития инвестиционно-инновационных процессов в трансформационной экономике: Дис. канд. экон. наук. Казань, 2002 — 160 с.
  147. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. М.: Интерпакс, 1995. — 239 с.
  148. H.H. Конкурентоспособность вузов и стратегия их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дис. канд. экон. наук. Уфа, 1999.- 190 с.
  149. Н.С. Роль потребительской оценки в управлении качеством товаров. М.: Экономика, 1978. — 232 с.
  150. Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы) // Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 г. № 1163-р г. Москвы.
  151. Д.А. Институционально-экономическая эффективность корпорации в трансформируемой экономике: Дис. канд. экон. наук. — Челябинск, 2002.- 134 с.
  152. А.И. Нововведение: стимула и препядствия. — М., 1989. — 96с.
  153. В.А. Использование ГИФО в финансировании вузов: итоги и перспективы //Официальные документы в образовании. 2003, — № 27 (234).-С. 36−54.
  154. А.Н. Управление промышленным предприятием в услових неравновесности. Саратов: ПАГС, 2000. — 279 с.
  155. Г. Самоорганизация и организация экономики и поиск новой парадигмы экономической науки. Вопросы экономики. — 1993. — №.- 11.
  156. Е.С. Некоторые методологические вопросы и проблемы // Актуальные вопросы экономики народного образования: Сб. статей / Под общей ред. Жамина В. А. М.: Просвещение, 1965. — 152 с.
  157. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь./ Сот. В.А. Калашников- Под общ. Ред. JL Дашкова 3-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — С. 88.
  158. Е.Ф. Образование и ноосферная экономика // Образование в новой России. 2003. — № 4. — С. 5 — 14.
  159. А. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию //Aima mater. 2002. — № 10. — С. 9−14
  160. А.Д. Тревога и надежда. М.: Интерверсо, 1990. — 74 с.
  161. В.И. Системная динамика. М.: Эк. ф-т МГУ- ТЕИС, 1998. -39 с.
  162. Система образования в РФ в цифрах и фактах // Вестник образования. 1996.-№-3.-С. 45−74.
  163. Собрание законодательства Российской Федерации. Официальное издание. 1999. — № - 9. — С. 1096.
  164. К., Пугачева Е. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы // Aima mater. 1998. — № - 5. — С. 3−7.
  165. .Н. Экономические методы выражения потребительской стоимости // Доклады международной конференции «Проблемы совершенствования хозяйственного механизма». — М.: 1986. — С. 211−215.
  166. Н.Г. Экономика образования и образовательная политика //Общественные науки и современность. 2003. № 4. — С. 29 — 36.
  167. Т.В. Развитие региональной системы непрерывного профессионального образования: Дис. канд. экон. наук. Иркутск, 2002. — 192 с.
  168. А.Н. и др. Управление современным образованием / Под ред. А. Н. Тихонова. М., 1998. — 256 с.
  169. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Под ред. Л. Г. Зайцева, М.И. Соколовой- Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с.
  170. В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от эксперементальности к устойчивости. (Методология устойчивого развития). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — 204 с.
  171. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Соломатина. 2-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 669 с.
  172. Э.А. Маркетинг. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2002.- 320 с.
  173. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998.-416 с.
  174. Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. — 1999. № 2. — С. 18 — 22.
  175. Федеральная программа «Развитие единой образовательной среды на 2001−2005 гг. (проект) «Народное образование», 2001.- № - 1.
  176. А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире. Курс лекций. 2-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 224 с.
  177. Н.П. О целях и стратегии социально-экономического развития России // Экономические и математические методы. — 2003.- Т. 39. № -2.-С. 3−13.
  178. С.А. Региональная конкуренция вузов // Регион: Экономика и социология. 2003.- № 7. — С. 94−103.
  179. В.М. Образовательная политика России на современном этапе // Россия: третье тысячелетие. Специальный выпуск вестника актуальных прогнозов «Образование». М.: «Родина», 2001. — С. 202−208.
  180. В.М. Образованию «зеленый свет» // Россия: третье тысячелетие. Специальный выпуск вестника актуальных прогнозов «Образование». M.: «Родина», 2001. — С. 116−119.
  181. Финансово-экономический словарь / Под ред. М. Г. Назарова. М., 1995.-С.86.
  182. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. — 270 с.
  183. Н.Г. Методологические проблемы изучения инновационной деятельности в вузе / Материалы II й региональной научно -практической конференции. Роль инноваций в экономике Уральского региона. — 4.1. — Екатеринбург. — 2000. — С.53−54.
  184. Г. М. Стратегия конкурентной борьбы в маркетинге. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1977.- 152 с.
  185. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном сообществе: Монография. М.: Высшая школа, 2003.-224 с.
  186. Г. Размышления о профессионально-техническом образовании на рубеже XXI века // Перспективы. T. XXV. 1996.- № 2 — С. 205−204.
  187. М.А. Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятий промышленного комплекса. Дис. канд. экон. наук. М., 2003. — 236 с.
  188. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев А. Я., Романкова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. 1994.- № 2 — С.13- 27.
  189. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998. — 306 с.
  190. Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина- Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-471 с.
  191. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. М.: Сирин, 2002. -308 с.
  192. Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю. А. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 623 с.
  193. Л.И. Хозрасчет, рынок и некоммерческие организации в социально-культурной сфере // Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. Научные труды. М., 1990. — С. 15−18.
  194. Л.И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в обществе // Общественные науки и современность, 2003. № -4.-С. 15−28.
  195. Н.С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: Дис. докт. экон. наук.- Саратов, 1997.-452 с.
  196. Boutwell С.Е. Profits wit hout people // Phi Delta Kappan.- 1997. Vol. 79, № 2.-P. 104−111.
  197. Euroka B. Quatitu function deployment // Quail, Tjdau.- 1989.- May.- P. 33−39.
  198. Merry U. New Science New Training Development // Electronic newsletter. — 1997.
  199. Hare P., Fomin P. Industrial Competitiveness in Romania // Economic Systems. Osteuropa Institute Munchen. -1993. Vol. 17. — № 2. — P. 97 — 125.
  200. Hartwelt A. Scientific Ideas and Education in the 21- st Century // Electronic newsletter, 1995.
  201. Human Development Report 2001. UNDP. New York, 2001.
  202. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y. Free Press, 1980. — 396 p.
  203. Trends in Education Access and Financing during the Transition in Central and Eastern Europe -Word Bank Technical Paper № 371. Washington, 1997. S. 53.
  204. Система образования Российской Федерации
  205. Уровень 8: Повышение квалификации
  206. Уровень 7: Последипломное образованиеЛ
  207. Уровень 6: Высшее проф. образованиеА
  208. Уровень 4: Нач. проф. образование
  209. УровеньЗ: Среднее образование
  210. Уровень 1: Начальное образование
  211. Уровень 0: дошкольное образование30/31 27/2823/24
  212. Уровень 5: Среднее проф. образование
  213. Уровень 2: Основное образование16 15институты повышения квалификации срок от 2 нед. до 2-х леткурсы повышения квалификации срок от 1 нед. до 3 месяцев1. Докторантурастепень доктора наук)
Заполнить форму текущей работой