Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль информации в формировании структуры современной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения общей теории систем, информация является одной из составляющих экономической системы. Более того, ни одна система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность приводят к сбоям в системах и к потерям в эффективности и прибыльности. Исследователи отмечают, что информационность — важнейшее свойство любой системы, без которого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Сущностная характеристика информации
    • 1. 2. Полезность информации и ее стоимостная оценка
    • 1. 3. Значение информации в развитии трансформационной экономики и становлении нового типа воспроизводства
    • 1. 4. Воздействие информации на трансформацию и структурную перестройку производственного сектора экономики
  • ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Информация как фактор образования новых видов экономических структур
    • 2. 2. Взаимосвязь структурных преобразований в экономической системе с информационным состоянием внешней среды
    • 2. 3. Место инновационных процессов в развитии экономической структуры
    • 2. 4. Роль конъюнктурной информации и ее цены в совершенствовании структуры потребительского выбора

Роль информации в формировании структуры современной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Активное развитие и внедрение информационных процессов в российскую и международную экономическую жизнь требуют анализа такой общенаучной категории, как «информация» в разрезе ее применения в современной экономической науке, исследования ее влияния на современные социально-экономические процессы и структурную перестройку экономики и ее институтов.

Несмотря на то, что информация экономической теорией исследуется уже довольно длительное время, ряд вопросов, касающихся ее значения в глобальной информатизации общества, формировании стоимости, цены и полезности товара, в совершенствовании экономической структуры, остаются до сих пор недостаточно изученными.

Пристальный интерес к информации в данный момент во многом связан с формированием постиндустриального общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни.

Информация является одной из составляющих экономической системы. Более того, ни одна система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность приводят к сбоям в системах и к потерям в эффективности и прибыльности. Исследователи отмечают, что информационность — важнейшее свойство любой системы, без которого она не может существовать как система, поскольку ее элементы, составные части должны обмениваться информацией между собой и окружающей средой. Это верно и для экономических систем.

Чтобы в полной мере раскрыть роль информации в современной экономике, необходимо обратиться к исследованию ее места и функций на рынке. Успех или неудача предприятия напрямую связаны с наличием или отсутствием рыночной информации.

Таким образом, информация является активнейшим элементом рыночной инфраструктуры, фактором производства и товаром одновременно.

Усиливающийся научный интерес к информатизации экономики вследствие глобального роста информационных и телекоммуникационных технологий, с одной стороны, а также необходимость развития научных исследований в области теории, методологии и практики информационного подхода, изучения информационной экономики, с другой, определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Одним из первых содержание информации как экономической категории исследовал А. Харт. Классиком теории информации по праву считаются К. Шеннон, разработавший соответствующую математическую теорию, в основу которой он положил статистический подход и Н. Винер, выдвинувший идею, что информация не является ни материей, ни энергией, а представляет собой некую иную сущность1. В их работах впервые было привлечено внимание к проблеме передачи и количественной оценки информации.

В дальнейшем проблему информации с точки зрения эффективного функционирования фирм в зависимости от их информационной обеспеченности изучал Ф. Найт, определивший информацию как величину обратно пропорциональную степени неопределенности поведения фирм в рыночной среде. Понятие «информация» широко использовалось также Р. Коузом в теории информационных издержек3.

Из отечественных исследователей, заложивших основу формирования представлений об экономической информации, необходимо прежде всего выделить Р. Т. Зяблюк, Р. П. Малахинова, С. Т. Мелюхина, Р. И. Цвылева, Е. Г. Ясина. Значительный вклад в общую теорию информации внесли также отечественные ученые А. Н. Колмогоров, В. А. Котельников и A.A. Харкевич.

1 Винер, Н. Кибернетика [Текст]: монография / Н. Винер. — М.: Советское радио, 1968. — С.99.

2 Найт, Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль [Текст]: монография / Ф. Х. Найт. — М.: Дело, 2003. —С.28.

3 Коуз, Р. Фирма, право и рынок [Текст]: монография / Р. Коуз. — М.: Дело ЛТД, 1993. — С.92.

Из их исследований, в частности, следует важный вывод, что количественную оценку информации можно дать на основе новизны сведений, которая является следствием неопределенности сведений об объекте, процессе, явлении, а неопределенность поддается измерению.

В 1970;х гг. появилось новое понятие «информационная экономика», исследовавшееся в работах Ф. Махлупа, Дж. Стиглера, К. Эрроу, а также в трудах отечественных ученых Т. В. Ворониной, А. И. Демина, B.JI. Иноземцева, Т. П. Николаевой, А. И. Ракитова, A.A. Румянцева, A.A. Суханова, В. Л. Тамбовцева и др.

Названные исследования имеют не только большое теоретическое, но и не меньшее практическое значение. Однако, по-прежнему остается недостаточно изученной информационная составляющая экономических факторов, от которой зависит формирование конечных результатов хозяйствования. Это не позволяет определить удельный вес информационных издержек в структуре производства. Также не раскрыто воздействие информации на трансформацию и структурную перестройку социально-экономических институтов, мало исследована информационная роль человеческого капитала, не проведено серьезное обоснование роли информации капитала как движущей силы механизма институциональных изменений и инновационных процессов, практически отсутствуют работы по оценке роли конъюнктурной информации и ее цены в совершенствовании структуры потребительского выбора.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в выявлении основных направлений влияния информации на структуру современной российской экономики и роли соответствующих информационных факторов в процессах структурных изменений, а также исследование ключевых проявлений информации в экономической жизни общества.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решить следующие задачи: уточнить категориально-понятийный аппарат для описания информационных аспектов функционирования современной экономикивыявить основные виды и свойства информации, ее полезность и стоимостную оценкувыяснить место и роль информации в формировании структуры современной экономикипоказать значение информации как фактора становления нового типа воспроизводстваопределить воздействие информации на трансформацию и структурную перестройку производственного сектора экономикипроследить роль информации в образовании новых видов организации экономических структурисследовать взаимосвязь структурных преобразований в экономической системе с информационным состоянием внешней средыопределить место инновационных процессов в развитии экономической структурыпроанализировать роль конъюнктурной информации и ее цены в совершенствовании структуры потребительского выбора.

Предметом исследования являются экономические отношения, факторы и механизмы, образующие содержательную основу структурных преобразований в экономике и отражающие возрастающую роль информации в этих преобразованиях.

Область исследования. Исследование выполнено по специальности 08.00.01 — Экономическая теория — в рамках п. 1.1. Политическая экономия (структура и закономерности развития экономических отношений, тенденций и закономерностей развития экономических отношенийвзаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур), п. 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Объектом исследования выступает структура современной российской экономики и изменения, происходящие в ней под влиянием информационных процессов.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследованию экономических систем и процессов с точки зрения проблем информации, информатизации, становления информационного общества, научные работы по проблемам информационного аспекта современной экономики, исследования экономических систем и процессов с точки зрения проблем информациизаконодательные акты Российской Федерации и отдельных регионов России, относящиеся к предмету исследованиятеория постиндустриального общества, информации, кибернетики, синергетики, социологии.

Исследование поставленных задач осуществлялось на основе диалектического подхода с использованием таких методов общенаучного познания, как историко-логический, имитационное моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, математическое моделирование.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: раскрыто экономическое содержание категории «информация» как совокупности сведений, характеризующих производственные отношения в обществе и отражающих социально-экономические процессы в производственной и непроизводственной сфере. К этой совокупности, в первую очередь, относятся циркулирующие в экономической системе сведения о процессах производства, материальных ресурсах, финансовых потоках, а также данные, которыми обмениваются между собой системы управления различных уровнейна основе проведенного микроэкономического анализа рынка информации установлено, что любой информационный продукт может иметь столько функций полезности, сколько существует экономических агентовразработана принципиальная схема отличий экономики знаний и информационной экономики от предыдущих этапов экономического развитияобосновано, что информация как товар имеет свою специфику, отличающую ее от других товаров, выделены основные направления влияния информации как товара на трансформацию и структурную перестройку производственного сектора современной экономикипоказано, что под влиянием процессов глобализации, информатизации и формирования экономики знаний тенденция к усилению взаимозависимости экономических систем различных стран мира и увеличению в них доли третичного сектора проявилась в них в новом качестве, обусловив возникновение «новой экономики" — установлено, что в экономических системах различного уровня: региональных, отраслевых, национальных возможности к восприятию и анализу информации практически равнозначны и приближены к возможностям самой крупной системывыявлено противоречие между усилением в экономике роли информации, одна из главных функций которой заключается в снижении степени неопределенности среды, и развитием инновационных процессов, повышающих эту степень, которое в конечном в итоге приводит к нарушению равновесия в экономических системахдоказано, что на рынках совершенной конкуренции, несмотря на большое количество продавцов, затраты на сбор конъюнктурной информации могут быть ниже, чем на рынках других типов, что обусловлено отсутствием реальных возможностей у субъектов рынка влиять на цену стандартизированных товаров и на объем информации о товаре. В то же время экономическая информация, отражающая мгновенный срез текущего состояния рыночной конъюнктуры, несмотря на способность накапливаться, в целом не обладает кумулятивным эффектом.

Теоретическая значимость работы. В работе получили дальнейшее развитие базовые положения экономической теории по вопросам информации, цены, стоимости, полезности, развития экономической структуры.

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы: при совершенствовании действующего законодательства в области правового регулирования информационного обмена, банковского законодательствадля определения направления структурных преобразований в экономике в процессе проведения экономических реформпри выработке эффективной экономической политики и разработке федеральных, региональных и муниципальных программ социально-экономического развития и экономического ростав хозяйственной деятельности государственных и региональных органов управленияв преподавании курсов «Экономическая теория», «Информационные системы в экономике», «Маркетинг» .

Апробация работы. Основные результаты диссертации изложены в 12 печатных работах общим объемом 5,38 печ.л. Они также докладывались на: V Международной научно-методической конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (г.Пенза, Общество «Знание» России, 31 марта — 1 апреля 2006 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты современного развития России» (г.Пенза, Общество «Знание» России, 28 февраля 2006 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» (г.Пенза, Министерство экономического развития и торговли России, 29−30 ноября 2005 г.) — V Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы Российской экономики» (г.Пенза, Общество «Знание» России, 15−16 марта.

2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Право в условиях рыночной экономики» (г. Казань, ИЭУП, 20 декабря 2005 г.) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (г.Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 14 мая 2007 г.) — V Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г.Пенза, Общество «Знание» России, 16 сентября 2007 г.) — а также на семинарах в казанской Академии Управления «ТИСБИ» и в казанском Институте экономики, управления и права.

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в работе ОАО «Современные Интернет Технологии», а также в учебном процессе НОУ ВПО «Академия Управления „ТИСБИ“».

Результаты исследования другого ученого Р. Солоу, позволили ему сделать вывод, что валовой выпуск на душу населения в американском частном нефермерском секторе вырос вдвое за период с 1909 по 1949 гг. — на 87,5% рост был вызван технологическими изменениями, а на оставшиеся 12,5% — увеличением использования капитала". Аналогичные результаты были позднее получены Н. Масселом и экономистами, проводившими аналогичные исследования по европейским странам. Технологические изменения всегда понимались как применение информации, знания в производственном.

11Шкш, 1. ТЬе Епс1 с^ 1^огк / ЬШкт. — КУ., 1995. — Р.217. процессе, что характеризует информацию как важнейший экономический фактор1.

Сейчас знание превратилось в экономический ресурс, в богатство и на практике основой такого превращения становится реализация политики массового образования. Как только человечество осознало, освоило новый экономический ресурс — информацию, знание, его производство и внедрение было поставлено на индустриальную базу. В результате использования данного экономического ресурса, экономическое развитие начинает демонстрировать наибольшие темпы, что повлекло за собой повышение роли социальных факторов — так как для постоянного воспроизводства данного ресурса требуется соответствующий уровень образования в обществе. В этом случае тесная связь между наукой и производством обеспечивает быстрый рост богатства.

Более того, ученые, изучающие общественное развитие считают информацию основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. Авторитетный представитель данной теории Д. Белл ставит информационный фактор в центр своей концепции постиндустриального общества. Он усматривает тектонический сдвиг в экономике от производства товаров к производству услуг, притом, что научно-технические кадры вытесняют предпринимателей в качестве доминирующего класса, движущей силой нововведений и политики становиться знание, а ключом к будущему — технологии.

Другой ученый Т. Стоуньер, в результате своих анализов приходит к выводу, что — «.Богатство создается тогда, когда в результате применения информации — новой или старой — не ресурсы превращаются в ресурсы. Решающим фактором всегда и везде выступает информация» .

1 Forester, Т. Computer Ethics: Tales and Ethical Dilemmas in Computing / T. Forester, P. Morrison. — Cambridge, 1990. — P.241.

2 Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики [Текст]: монография / Т. Стоуньер. — М.: Прогресс, 1986. — С.84.

Далее, развивая теорию постиндустриального общества, Т. Стоуньер представляет знание как ресурс, замещающий ресурсы, определенные классической экономической школой — земля, труд и капитал: «Замещение земли знанием воплотилось в небоскребах, а также проявилось в высвобождении миллионов акров земли, прежде засевавшихся овсом и другим фуражным продуктом для тягловой силы, пока на смену лошади не пришел трактор. Замещение труда знанием осуществляется всякий раз, когда мы повышаем производительность труда путем механизации, автоматизации и более совершенной организации производства. Знание замещает капитал, уменьшая себестоимость производства и, следовательно, необходимый объем капиталовложений».

По мнению Р. И. Цвылева, «именно информация придает экономический смысл известной триаде факторов производства: труд — земля — капитал. Капитал, если иметь в виду его вещественную природу, по существу представляет собой овеществленную информацию, а капитал в денежной форме — накопленную информацию о его вещественной форме1.

Труд приобретает экономический смысл лишь тогда, когда его субъект — рабочая сила — является носителем информации квалифицированный труд) или же переносчиком информации в случае простого неквалифицированного труда. Земля приобретает ценность и включается в экономический оборот только тогда, когда она «впитывает» в себя ту или иную информацию (в ходе ее обработки) или же если земельные участки, в силу ряда условий, обладают потенциальной способностью «впитывать» в себя информацию. Например, свободные земли, вблизи Полярного круга, не содержат никакой информации и, как правило, мало способны «впитывать» полезную информацию. К тому же сам процесс впитывания (например, геологоразведка) для таких земель оказывается весьма дорогостоящим, в отличие, например, от земельных участков, расположенных вблизи крупных городов".

Такой подход характеризует информацию в контексте классической триады факторов производства. Однако, информация представляет собой самостоятельный фактор производства. Для характеристики информации как самостоятельного фактора производства необходимо определить, в каких случаях информация, циркулирующая в обществе, становится экономическим ресурсом. Следовательно, в настоящее время назрела необходимость пересмотра методологических принципов и теоретических основ анализа нового информационного фактора производства, изменения подходов к оценке факторного дохода, изучения места и роли информации на рынке факторов производства, исследования информации как товара в условия рыночной экономики. По мнению В. М. Мелиховского, «в процессе взаимодействия факторов производства возникают новые качества. Факторы производства становятся факторами социально-экономической системы с новой функцией — управлением человеческими ресурсами во всех сферах: коммерческой и некоммерческой. В соответствии с этим, линейная структура факторов производства заменяется субординированной с центром «организация"2.

По мнению автора, с развитием информационных технологий и с все большим использованием информации во всех социально-экономических процессах и явлениях происходит трансформация в структуре факторов производства, центром которой становится информация. Все факторы, вовлеченные в процесс производства, имеют информационную составляющую, в том числе и организация. Существование и развитие организации находится в прямой зависимости от информационных потоков, циркулирующих как во внутренней, так и во внешней среде. Информация необходима для принятия управленческого решения на различных уровнях организационной структуры. Следовательно, от полноты, оперативности и качества обработки инфор

1 Цвылев, Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России [Текст]: монография / Р. И. Цвылев. — М.: Наука, 1996. — С.81.

2 Нижегородцев, P.M. Информационная экономика. Кн. 1. Информационная вселенная [Текст]: монография / P.M. Нижегородцев. — М.: Астор, 2002. — С.136. мации будет зависеть успех организации в условиях неопределенности и риска.

Таким образом, информация нами поставлена в центр данной схемы. Это означает ее доминирующую роль в процессе функционирования других факторов производства на современном этапе. Вместе с тем, между информацией и другими факторами производства существуют не только прямые, но и обратные связи, которые выражаются в информационном обмене и появлении новой информации. Это не исключает установление субординированных связей между факторами.

Т. Стоуньер считает, что «в постиндустриальной экономике знание заменило собой традиционную триаду земли, труда и капитала и стало наиболее важной основой современных производственных систем1.

Фактически, эти системы стали столь сложными, что в современном производстве основные усилия идут на поддержание его организованного состояния".

Включение информации в структуру факторов производства подразумевает рассмотрение таких проблем, как взаимозаменяемость, мобильность информации. В экономической литературе рациональная комбинация факторов производства с учетом информации представлена функциональной зависимостью.

Есть и более сложные многофакторные модели, которые подчеркивают возрастающую значимость технологического и информационного элемента в процессе производства.

Первоначальные попытки включить в производственную функцию научно-техническую информацию как самостоятельный фактор производства наряду с трудом и капиталом выглядели как модификация функции Кобба-Дугласа.

1 Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики [Текст]: монография / Т. Стоуньер. — М.: Прогресс, 1986. — С.71.

Американские экономисты М. Боскин и Л. Лау, на основе подобных исследований приходят к выводу, что технический прогресс в развитых индустриальных странах дает в среднем 40% экономического роста, а остальные 60% приходятся на труд и капитал, при этом под техническим прогрессом понимают, в первую очередь, внедрение новых информационных технологий1.

Сегодня, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования информационных источников и ресурсов, которые способствуют более рациональному потреблению труда, земли, капитала и позволяют эффективнее организовывать производственный процесс.

Информационная экономика функционирует и развивается вследствие того, что теперь она нуждается в меньшем капитале, чтобы производить те же товары и услуги, по сравнению с прошлым.

Помимо прямого участия в создании ВВП информационные технологии увеличивают степень использования ресурсов, что отражается в ускорении роста производительности. Это, в свою очередь, способствует росту ВВП. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что влияние электронных способов обмена на ВВП через улучшение использования ресурсов составляет в развитых индустриальных странах 1%, а в развивающихся странах—0,3% .

Доводом в пользу того, что информация является самостоятельным фактором производства, можно считать всепроникающий характер информационных технологий, которые способствуют повышению эффективности практически во всех экономических секторах. Интернет дает возможность находить более выгодную цену на товар или услугу, снижает трансакцион.

1 Mandeville, Th. An information economics perspective on innovation / Th. Mande-ville // International Journal of Social Economics. — 1998. — Vol. 25. — P.57. ные издержки коммуникаций между потенциальными партнерами, устраняет излишние барьеры на пути новых участников рынка.

Онлайновая торговля позволяет экономить административные издержки, вытесняя посредников, снижает избыточные товарно-материальные запасы. Именно на это обращает внимание К. Свейби: «.коммуникации, которые в конце концов и являются тем, что мы понимаем под цифровыми технологиями и средствами связи, — это не просто сектор экономики. Коммуникации — это сама экономика"1.

Представление информации в качестве самостоятельного фактора производства предполагает определение видов факторного дохода на информацию как экономический ресурс. Считаем, доход на информацию многова-риантен. Он зависит от того, в каком виде используется информация в хозяйственной деятельности. Доход на информацию может являться заработной платой для работников, занимающихся производством информации. Притом, чем выше информационный потенциал работника, тем выше оплата труда. «В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов». В информационной экономике человек представляет собой не просто «экономического человека», под которым понимается комплекс экономических функций и ролей, определяющих рациональное поведение человека в индустриальной экономике рыночного типа, а многогранную человеческую личность как решающий творческий фактор и главный информационный ресурс общества. Факторный доход на информацию может быть определен как прибыль в тех случаях, когда собственник получает доход от реализации информационного товара, который пользуется спро.

1 Sveiby, K.-E. A Knowledge-based Theory of the Firm To guide Strategy Formulation / K.-E. Sveiby // Journal of Intellectual Capital. — 2001. — Vol. 2. — P.34—35. сом. В данном случае информационный товар может быть представлен в разных формах: устной, электронной, печатной, письменной и т. д. Следует отметить, что прибыль на информационные товары собственник может получить, как правило, в краткосрочный период времени. Это связано, во-первых, с жесткой конкуренцией на информационном рынке, а во-вторых, с быстрым устареванием информации.

Доход на информацию выступает в форме информационной ренты в тех случаях, когда объект интеллектуальной собственности имеет фундаментальное значение в науке, технологии, культуре или востребован в длительный период времени по причине своей уникальности. В данном случае субъект, являющийся собственником уникальной информации, получает ренту от ее использования, а сама информация представляет собой интеллектуальный капитал. Немаловажное значение в данном случае приобретает авторское право как подтверждение прав собственности на данную информацию, которое может быть представлено патентами, лицензиями и т. д.

В связи с распространением новых технологий и возникновением новых способов эксплуатации информационного ресурса все более остро встает проблема защиты прав интеллектуальной собственности, так как получение дохода на информацию становится возможным только при условии соблюдения авторских прав.

Таким образом, теоретической основой информационной экономики становятся приобретающие все большую значимость положения институциональной теории. Исходя из смены взглядов на природу экономических отношений, необходимо акцентировать внимание на отношения, возникающие между экономическими субъектами по производству, распределению, обмену и потреблению информации как экономического ресурса. Информационно-экономические отношения рассматриваются как составная часть производственных отношений.

Применительно к информационной сфере экономики эти отношения включают организацию информационного взаимодействия между субъектами рынка, структуру и формы институтов, регулирующих взаимосвязи участников, методы управления и производственного использования информации.

Информация как фундаментальная общенаучная категория в последнее время привлекает к себе самое пристальное внимание различных отраслей научного знания. Например, феномен информации исследуется с позиции общественных наук. Многие концепции, широко используемые в наши дни для анализа современного состояния общественного развития, были давно введены в научный оборот. С начала 1960;х гг. по нарастающей появляются исследования таких авторов, как Д. Белл («постиндустриальное общество»), Э. Тоффлер («третья волна») и П. Драйкер («экономика знаний»), и др. В нашей стране работы по исследованию информационного или постиндустриального общества принадлежат В. Л. Иноземцеву, Р. И. Цвылеву и другим авторам.

Отличительной чертой общества такого типа является, во-первых, наличие огромных и быстрорастущих объемов информации — по Э. Тоффлеру, «информационный взрыв». Информация наполняла общество всегда, начиная с бесед у костра в первобытных племенах, античных миров и кончая образами, создаваемыми нынешними СМИ. Но сейчас происходит качественный скачок в этом направлении. Во-вторых, способность перерабатывать информацию посредством новых информационных и телекоммуникационных технологий. В-третьих, убыстрение темпов экономической, социальной, политической и культурной эволюции. В информационном обществе человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые виды профессиональной деятельности, институциональная структура общества изменяется на протяжении жизни одного поколения. В результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но и миллионы граждан. Это связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.

Суть происходящих изменений в обществе состоит в переходе от «материального» к информационному обществу — обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Это является новой качественной ступенью развития человечества. В обществе существенно преображаются протекающие в нем процессы, в которых определяющую роль начинает играть информация.

В настоящее время в науке существуют альтернативные точки зрения на информационное общество. Авторы предлагают считать предметом изучения не саму информацию, а тот процесс, в результате которого информация переходит от источника информации к потребителю, а также систему, в рамках которой протекает этот процесс, включая всевозможные средства, методы и способы, образующие составные элементы системы между источником информации и ее потребителем.

Так, например, в первой части трилогии М. Кастельса «Информационная эра: экономика, общество и культура» (1996—1998 гг.) — «Становление общества сетевых структур» (1996 г.) — автор предпринимает развернутый анализ «сетевого общества». Он утверждает, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче любых других проникает через всяческие преграды и границы. В качестве средства и одновременно воплощения информации М. Кастельс рассматривает сетевые структуры, которые он считает наиболее характерным явлением современного мира.

В работах М. Кастельса так же, как в шенноновской концепции информационной теории, акцент делается на количественный подход в определении информационного ресурса, а также на способы передачи и коммуникации. В рамках этого подхода М. Кастельс предпринял попытку осмысления социально-экономических и политических процессов, происходящих в современном обществе. По мнению М. Кастельса, «. можно говорить о том, что новые экономические формы строятся вокруг глобальных сетевых структур капитала, управления и информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в настоящее время основу производительности и конкурентоспособности. Компании, фирмы и, во все большей степени, другие организации и институты объединяются в сети разной конфигурации, структура которых знаменует собой отход от традиционных различий между крупными корпорациями и малым бизнесом, охватывая секторы и экономические группы, организованные по географическому принципу. Поэтому трудовые процессы обретают все более индивидуализированный характер. Происходит фрагментация деятельности в зависимости от производственных задач с ее последующей реинтеграцией для получения конечного результата. Это находит свое проявление в осуществлении взаимосвязанных задач в различных точках земного шара, что означает новое разделение труда, основывающееся на возможностях и способностях каждого работника, а не на характере организации данной задачи». М. Кастельс дает определение понятию сетевой структуры, которая играет важную роль в социально-экономической жизни информационного общества. Конфигурация отношений между объектами сетевой структуры воплощается при помощи информационных технологий. Мы не отрицаем возможности и плодотворности такого подхода, однако доказательства, приведенные автором, иллюстрируют те характеристики информационного общества, которые не могут, на наш взгляд, рассматриваться как определяющие, базовые направления развития. М. Кастельс рассматривает не доминирование информации и знаний в современном обществе, а изменение направлений их использования, в результате чего, по мнению автора, главную роль в жизни людей обретают глобальные, «сетевые» структуры.

С точки зрения общей теории систем, информация является одной из составляющих экономической системы. Более того, ни одна система не может существовать без информационных потоков. Нарушения в информационных потоках, их недостаточность приводят к сбоям в системах и к потерям в эффективности и прибыльности. Исследователи отмечают, что информационность — важнейшее свойство любой системы, без которого она не может существовать как система, поскольку ее элементы, составные части должны обмениваться информацией между собой и окружающей средой. Это верно и для искусственных систем, к которым относится любая экономическая система. На практике оказывается, что взаимодействия между объектами системы (систем) нельзя представлять жестко детерминированными и однозначными. Состоянию системы всякий раз присуща неопределенность. Неопределенность тем сильнее, чем мощнее множество состояний системы. Кроме того, неопределенность — это идеальное, противоположное информации понятие, отражающее подтвержденные практикой представления о характере систем как экономических объектов. Понятие неопределенности проистекает из реально существующей множественности факторов влияния на состояние системы. В теории организации информационная составляющая занимает важное место. Информационная революция делает более разнообразной экономическую, технологическую и социальную среду, в которой действует корпорация, и поэтому требует от ее руководства более гибкой и быстрой реакции. Поскольку изменения характера спроса, возможностей и требований идут стремительнее, чем когда-либо раньше, а движение соответствующей информации вверх по иерархической лестнице происходит достаточно медленно, руководители различных уровней, вплоть до высшего руководства, не успевают полностью аккумулировать опыт решения какой-либо одной проблемы. Расстояние между верхними и нижними эшелонами определяется не только размерами нижестоящих подразделений или количеством промежуточных уровней, но и разнообразием сведений, которые надлежит обработать. Как следствие, эффективные решения должны сегодня приниматься на все более и более низких уровнях организации. Требования участия в управлении продиктованы не политической идеологией, а тем, что система в ее нынешнем структурном виде (например, строгая вертикальная иерархия), не в состоянии эффективно реагировать на быстро изменяющуюся среду. Таким образом, в значительной степени повышается роль организации.

Организация в настоящее время обеспечивает не только соединение факторов, но и их рациональное функционирование. В основе этого процесса лежит доминирующая роль информации, правильная и своевременная обработка которой с применением квалифицированного знания предопределяет успех или неудачу современного предприятия.

Итак, с учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Информация как товар имеет свою специфику, отличающую ее от других товаров: она является одновременно и предметом труда и средством труда, что объединяет ее с таким фактором производства, как земля. Однако она отличается от последней тем, что создается человекомпринимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширением информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих средства производстватоварную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществеинформация (и продукт, и услуга) является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает ее от знания, которое не имеет персонифицированного собственникаобладает относительной ценностью. Информация ради информации ценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информацииобладает ценностью не только для отдельного потребителя, но и свойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческого общества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщности связано с эквивалентностью в обмене. Информация же таким свойством обладает в сфере потребленияобладает свойством многократного использования. В отличие от других факторов производства, которые также могут использоваться многократно (например, земля), информация не теряет своих потребительских свойств. Больше того, как отмечал С. Дятлов1, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведет к их физическому потреблению (расходованию) и увеличению энтропии в природе, то использование целесообразной информации дает совершенно противоположный эффект, способствует умножению и накоплению научных знаний, повышению степени организованности окружающей среды и общественных систем, уменьшению энтропиис точки зрения интересов фирмы является носителем знания о внутренней и внешней среде фирмы, о самой фирме и о ее продуктах труда, превращая внутреннюю и внешнюю среду фирмы в «информационное пространство»;

1 Дятлов, С. А. Информационная модель трансформации экономических систем [Текст]: монография / С. А. Дятлов. — СПб.: Ун-т экон. и финан., 1996. — С.36.

100 с точки зрения интересов человеческого общества в целом является инструментом интеллектуализации окружающей человека среды (в какой бы стране он ни проживал), превращая эту среду в «инфосферу».

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ ПОД ВЛИЯНИЕМ.

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

2.1 .Информация как фактор образования новых видов экономических структур

Происходящий в настоящий момент процесс глобализации складывается из множества глубинных трансформаций, совершающихся в различных сферах человеческой деятельности. Переплетаясь и взаимодействуя, они создают в общественной жизни новое качество, которое больше, чем сумма отдельных элементов. К такому качественному изменению можно отнести появление «новой экономики».

Целесообразно выделение в процессе глобализации двух этапов: первоначального, связанного с возникновением «информационной экономики» (постиндустриальной), при котором информация, как и традиционные факторы производства, продолжает оставаться объектом собственности, и последующего, качественно отличного этапа — «экономики знаний», связанного с принципиальным переходом от базирования традиционной индустриальной экономики на основе объектов собственности к объектам владения, что уже проявляется в зарождении «новой экономики».

Понятие «новая экономика» обозначает, в первую очередь, изменения, наблюдаемые в сферах коммуникации, финансов и торговли, под которой также понимается способ управления предприятием и организации нашей жизни. «Новая экономика» тесно связана с воздействиями технического прогресса на экономический рост. Во всех этих процессах ключевую роль играют новейшие информационные и коммуникационные технологии. «Новая экономика» повлияла на изменение качества обслуживания и межотраслевой характер связей предприятий, что является прямым следствием наслоения тенденций информатизации и глобализации экономики.

Сегодня прочно утвердилась такая тенденция в развитии структуры мировой экономики, как возросшая (более половины ВВП для всех групп стран) доля третичного сектора. Доля работников, занятых на производстве и монтажных работах, сократилась с 40 до 22% от общего числа работающих. Доля занятых в сфере обслуживания возросла с 52 до 75%, при этом доля работников, непосредственно связанных с обработкой и передачей информации, увеличилась с 29 до 55% от общей занятости. Стандартные трудовые отношения (включающие обязательное социальное обеспечение при полной занятости) утрачивают свои доминирующие позиции (с 83,5% в 1970 г., до 64% в 2007 г.), уступая место повременной и частичной занятости, самостоятельному предпринимательству, найму по трудовому соглашению, эпизодической занятости.

Информационно-технические сети видоизменяют трудовые отношения и процессы бизнеса на предприятиях. Внутренняя информационная сеть дает достаточно поводов для быстрого и гибкого реагирования организации на часто изменяющиеся пожелания клиентов, что возможно лишь в том случае, если сотрудники владеют актуальной информацией, самостоятельно принимают решения и несут большую ответственность за успех предприятия.

В «новой экономике» на первое место выходит уровень образования и квалификации индивида. Зависимость успехов экономики от знаний — явление не новое. Но если раньше можно было рассчитывать на то, что однажды приобретенной квалификации в сочетании с полученным опытом работы будет достаточно для успешной карьеры в этой организации на длительный период, то сегодня модель предприятия с фиксированной базой знаний уже устарела. В конкурентной борьбе за источники сырья XXI в. — информацию и знания — выигрывает только тот, кто создаст условия для их развития.

Таким образом, в качестве основной тенденции развития мировой экономики можно выделить не просто количественное изменение в пользу взаимозависимости экономических систем и увеличения в них третичного сектора, а такую качественно новую стадию изменений, обусловленных тремя важнейшими факторами: глобализацией, информатизацией, возникновением «экономики знаний», которые благодаря, в первую очередь, информационным и коммуникационным изменениям привели к появлению «новой экономики». Данные изменения оказали влияние на структуру и политику занятости, на смещение приоритетов в обеспечении конкурентоспособности с помощью качества человеческого капитала. Также в мировой экономике происходит смещение значимости в обеспечении как количественных, так и качественных показателей ТНК (причем последних в большей степени). Если ТНК обеспечивают около половины стоимостных объемов производства в мире, то в мировом банке патентов и лицензий их доля составляет около 80%.

Понятие «новой экономики» более всего соответствует уровню предприятий, так как с помощью «новой экономики» им удается совместить две противоположные целевые установки: лучшее удовлетворение запросов потребителей и снижение издержек за счет уменьшения трансакций. Однако воспользоваться этим шансом могут лишь те фирмы, которые способны быстро отреагировать на изменяющиеся условия и связать свой успех прежде всего с созданием для своих сотрудников атмосферы творчества и сотрудничества, для чего необходимо задействовать соответствующие инструменты организации и координации.

Наиболее перспективные теоретические разработки связаны в последнее время с решающим значением знаний и компетентности сотрудников для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от наличия информации, обучения персонала и усвоения новшеств. Расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря информационной революции, меняет саму природу отношений. П. Друкер в докладе «Бизнес и управление», сделанном на конференции «Создание новых организаций» еще в 1994 г., отметил, что в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности предприятий — от базирующихся на рациональной организации к базирующимся на знаниях и информации1.

Новизна авторского подхода к выделению новых структур в современной экономике строится на выделении принципиальных отличий «неоэкономики» — экономики знаний — и отнесении современного этапа экономического развития к подготовительному, который можно охарактеризовать как информационный.

Автором предлагается следующая эволюция форм организации бизнеса, позволяющая выделить принципиальные этапы и их характеристики в экономиках различного типа (табл. 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование информационного обеспечения формирования структуры современной экономики, включая наиболее сложные и дискуссионные вопросы функционирования экономических субъектов в условиях трансформации, показало, что информация напрямую участвует в процессах экономического взаимодействия между людьми, поэтому изучение экономических проявлений информации, ее роли и места в экономической жизни общества представляет теоретический и практический интерес.

В ходе исследования доказано, что информация становится важнейшим фактором производства, она находится в непосредственном взаимодействии с материальными и нематериальными ресурсами, формирующет информационный потенциал современной экономики и оказывает влияние на ее структуру. Именно поэтому информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемым и другим ресурсам.

Выделено два основных направления исследования общих информационных аспектов в сфере производства и сфере обращения. Для рассмотрения возрастающего значения информации и информационных ресурсов как факторов социально-экономической деятельности общества, вытекающих из использования «информации в роли производительной силы наряду с вещественно-энергетическими ресурсами», необходимо формирование информационной концепции в экономической науке.

Исследование показало, что общественный капитал производит общественные блага, которые можно потреблять совместно, а общественный информационный капитал — это вид активов, позволяющий эффективно увеличивать богатство общества в целом в условиях неполной предсказуемости изменений, происходящих в политической, экономической, социальной и культурной средах. Общественный капитал можно рассматривать как особую форму социального института информационной экономики.

По итогам работы можно сделать следующие выводы, обобщения и предложения:

1. Информация это не только общенаучное понятие. Она неразрывно связана с экономикой, поскольку участвует во всех процессах экономического взаимодействия между людьми. И следовательно, особую ценность имеет изучение проявлений информации в экономической жизни. При этом можно выделить общие информационные аспекты, которые будут характерны для всех периодов развития общества и всей экономики в целом, и частные, которые связаны прежде всего с современными процессами информатизации экономики.

2.Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки связана с тем, что информация — достаточное новое понятие для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую и социальную жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Сегодняшний же пристальный интерес к информации во многом связан с формированием постиндустриального общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни.

3. Приведенные в диссертации графики возможного изменения предельной полезности информации для ее потребителя и существующий механизм восприятия и обработки информации позволяют сформулировать принцип прагматической полезности информации: любая информация интересует человека субъективно. При этом, в каждый конкретный момент данная единица прагматической информации должна снимать одну единицу неопределенности по поводу некоторого конкретного события, имеющего важность для конкретного индивидуума.

4. Специфика информационного общества (информационной экономики) заключается в том, что информация (знание) используется теперь во все возрастающих масштабах для производства самой информации (знания). А это значит, что в условиях информационного общества информация начинает играть роль, которая по своей значимости и масштабам приближается к роли продукции, энергии и услуг. Самовозрастание информации-знания играет в информационном обществе роль, подобную самовозрастанию капитала — в индустриальном.

5. Информация как товар имеет свою специфику, отличающую ее от других товаров. Так, она является одновременно и предметом труда и средством труда, что объединяет ее с таким фактором производства, как земля. Однако она отличается от последней тем, что создается человеком. В то же время, она принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширением информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих средства производства.

6.Товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществеинформация (и продукт, и услуга) является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает ее от знания, которое не имеет персонифицированного собственника.

7.Информация обладает ценностью не только для отдельного потребителя, но и свойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческого общества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщности связано с эквивалентностью в обмене. Информация же таким свойством обладает в сфере потребления.

8. Под влиянием процессов глобализации, информатизации и формирования экономики знаний тенденции к усилению взаимозависимости экономических систем различных стран мира и увеличение в них доли третич.

156 ного сектора проявилась в них в новом качестве, обусловив возникновение «новой экономики».

9.В экономических системах различного уровня: региональных, отраслевых, национальных возможности к восприятию и анализу информации практически равнозначны и приближены к возможностям самой крупной системы.

Ю.Экономическая функция информации — снижать степень неопределенности среды, в это же самое время функция инноваций — нарушать текущее равновесие, т. е. инновации в известном смысле повышают степень неопределенности экономической среды.

11 .На рынках совершенной конкуренции, несмотря на большое количество продавцов, затраты на сбор конъюнктурной информации могут быть ниже, чем на рынках других типов, что обусловлено отсутствием реальных возможностей у субъектов рынка влиять на цену стандартизированных товаров и на объем информации о товаре. В то же время экономическая информация, отражающая мгновенный срез текущего состояния рыночной конъюнктуры, несмотря на способность накапливаться, в целом не обладает кумулятивным эффектом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об информации, информатизации и защите информации Текст.: № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. // Ведомости Федер. Собр. РФ. — 1995. — № 6. —Ст. 314. —С. 18—47.
  2. Монографии, статьи, учебные пособия
  3. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст.: монография / Р. Ф. Абдеев. — М.: Бизнес-книга, 2006. — 126 с.
  4. , Д.С. Переход к информационному обществу и становление ноосферы Текст.: автореф. дисс.. канд. филос. наук / Д. С. Абдулаев. — М.: Ноосферно-экологический институт, 1993. — 23 с.
  5. , Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм Текст. / Дж. Акерлоф // THESIS. — 1994. — № 6. — С.91—104.
  6. , М. Частная собственность и ее роль в повышении эффективности рыночной экономики Текст.: монография / М. Аллэ. — М.: Бизнес, 2006. —198 с.
  7. , Т.В. Информатизация общества и бизнес: научно-аналитический обзор Текст.: монография / Т. В. Андриянова, А. И. Ракитов. — М.: ИНИОН, Сер. «Информация, наука, общество», 1992. — 64 с.
  8. , O.A. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе Текст. / O.A. Антипова, B.JI. Иноземцев // МЭ и МО. — 1998. — № 5. —С.34
  9. , Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технологическая волна на Западе Текст.: монография / Д. Белл. — М.: Прогресс, 1986. —342 с.
  10. , A.A. Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа Текст.: автореф. дисс.. канд. эконом, наук / А. А. Боканов. — Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2000. — 27 с.
  11. , Дж. Политическая экономия государства благосостояния (Лекция, прочитанная в Индустриальном институте экономических и социальных исследований) Текст. / Дж. Бьюкенен // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 5 — С.46—52.
  12. , Л. Элементы чистой политической экономии Текст.: монография / Л. Вальрас. — М.: Экономика, 2000. — 85 с.
  13. , К.К. Информационная теория стоимости Текст.: монография / К. К. Вальтух. — Новосибирск: Дело, 2008. — 137 с.
  14. , Л.А. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия Текст.: автореф. дисс.. канд. филос. наук / Л. А. Василенко. — М.: Рос. акад. управ., 1993. — 20 с.
  15. , Ю.Н. Постиндустриальная экономика и развитие человека Текст. / Ю. Н. Васильчук // МЭ и МО. — 1997. — № 9. с Л 24—128.
  16. , Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение Текст.: монография / Н. П. Ващекин. — Иркутск: Иркутск, гос. ун-т, 2006. — 46 с.
  17. , Т. Теория праздного класса Текст.: монография / Т. Веблен. —М.: Политкнига, 1984. —241 с.
  18. , В.И. Избранные труды Текст.: монография / В. И. Вернадский. — Киев: HAH Украины, 2003. — 860 с.
  19. , Н. Кибернетика и общество Текст.: монография / Н. Винер. — М.: Наука, 1958. — 161 с.
  20. , Н. Кибернетика Текст.: монография / Н. Винер. — М.: Советское радио, 1968. — 299 с.
  21. , В.В. Концепция информационных ресурсов и ее применение в регулировании хозяйственной деятельности экономики переходного периода Текст.: автореф. дисс.. канд. эконом, наук / В. В. Владимиров. — Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 1999. —24 с.
  22. , Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы Текст.: монография / Т. П. Воронина. — М.: ЦАГИ, 1995. — 31 с.
  23. , В.А. Шаги за горизонт Текст.: монография / В. А. Гейзенберг. —М.: Народное хозяйство, 1987. — 121 с.
  24. , В. Интеллектуальный капитал Текст. / В. Гойло // МЭ и МО. —1998, — № 11. —С.18—21.
  25. , О.В. Введение в информационный бизнес: учебное пособие Текст.: учебник для вузов / О. В. Голосов [и др.]- под ред. В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 240 с.
  26. , Г. Р. Национальные информационные ресурсы: Проблемы промышленной эксплуатации Текст.: монография / Г. Р. Громов. — М.: Народное хозяйство, 1988. — 34 с.
  27. , JI.H. Этногенез и биосфера земли Текст. / JI.H. Гумилев. — Л.: Лениздат, 1990. — 428 с.
  28. , Дж. Новое индустриальное общество Текст.: монография / Дж. Гэлбрейт. — М.: Прогресс, 1969. — 480 с.
  29. , У. Наступление информационного века. Новая технологическая волна на Западе Текст.: монография / У. Дайвард. — М.: Прогресс, 1986. —355 с.
  30. , А.И. Информационная теория экономики. Макромодель Текст.: монография / А. И. Демин. — М.: МГУ, 1996. — 231 с.
  31. Доклад о мировом развитии 2007/2008 года. Наступление на бедность Текст. — М.: Весь Мир, Всемирный банк, 2008. — 376 с.
  32. , П. Управление, нацеленное на результаты Текст.: монография / П. Друкер. — М.: Технологич. школа бизнеса, 2006. — 83 с.
  33. , И.М. Книга воспоминаний Текст. / И. М. Дьяконов. — СПб.: Европейский дом, 2007. — 64 с.
  34. , С.А. Информационная модель трансформации экономических систем Текст.: монография / С. А. Дятлов. — СПб.: Ун-т экон. и фи-нан., 1996. — 94 с.
  35. , С.А. Предмет и метод теории информационной экономики Текст.: Экономическая теория на пороге XXI века — 2 / С. А. Дятлов [и др.]- под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой. —М.: Юристъ, 2006. —321 с.
  36. , К.А. Компьютеризация общества Текст.: монография / К. А. Зуев. — М.: Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1990. — 41 с.
  37. , П. Информационный бизнес: взгляд изнутри Текст. / П. Зурковски // МЭ и МО. — 1990. — № 8. — С.ЗЗ.
  38. , Р.Т. Всеобщая субстанция экономических систем и ее пространственные очертания Текст.: Экономическая теория на пороге XXI века. Т.2 / Р. Т. Зяблюк. — М.: 1998. — 484 с.
  39. , Н.П. Информационная экономика и собственность Текст. / Н. П. Иванов // Рабочий класс и современный мир. — 1990. — № 4. — С.24.
  40. , Е.Ю. Информация в экономике и бизнесе Текст.: монография / Е. Ю. Иванов, Л. А. Филиппов. — Барнаул: Финансист, 2007. — 32 с.
  41. Информатика Текст.: учебник для вузов / Н. В. Макарова [и др.]- под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 308 с.
  42. Информационные технологии в экономических системах Текст.: монография / С. К. Петрова [и др.]- под ред. С. К. Петрова. — М.: Моск. экон. стат. ин-т, 2008. — 83 с.
  43. , А. Сырье или интеллект? Текст. / А. Казен // МЭ и МО.1998. — № 5. — С.35—46.
  44. Капитал К. Маркса и политическая экономия социализма Текст.: монография / Л. И. Абалкин [и др.]- под ред. Л. И. Абалкина. — М.: КПСС, 1967,-342 с.
  45. , A.A. Теории и методы статистики Текст.: монография / A.A. Кауфман. — М.: Дело, 2007. — 312 с.
  46. , И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике Текст.: монография / И. Ф. Кафели. — Архангельск: Северная Звезда, 2004. — 92 с.
  47. , А. Дух в машине Текст. / А. Кестлер // Вопросы философии. — 1993. — № 10. — С.93—122.
  48. , Дж. Общая экономика Текст.: монография / Дж. Кларк.1. М.: Наука, 2007. — 42 с.
  49. , В.А. Математическая экономика Текст.: монография / В. А. Колемаев. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 240 с.
  50. , А.Н. Элементы теории функций и функционального анализа Текст.: монография / А. Н. Колмогоров, C.B. Фомин. — М.: Наука, 1989. —231 с.
  51. , Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения Текст.: монография / Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин.
  52. М.: Высшая школа, 1997. — 261 с.
  53. , Ф.П. Структура сущности экономического строя социализма (вопросы методологии) Текст.: монография / Ф. П. Косицына. — М.: Наука, 1989. —92 с.
  54. , В.А. Количественная оценка различных методов борьбы с замираниями Текст. / В. А. Котельников // Научно-технич. сборник Института связи. — 1986. — № 11. — С. 15—26.
  55. , Р. Фирма, право и рынок Текст.: монография / Р. Коуз. — М.: Дело, 2007. — 192 с.
  56. , Д. Информационное общество. Проблемы и иллюзии Текст.: монография / Д. Лайон. — М.: ИНИОН, 2007. — 121 с.
  57. , Т.Н. Информационные технологии в экономических информационных системах Текст.: монография / Г. Н. Лихачев. — М.: Моск. экон. стат. ин-т, 1996. — 84 с.
  58. , Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса Текст.: монография / Ю. А. Львов. — СПб.: Лениздат, 2006. — 213 с.
  59. , Е.З. Информационное общество и парадигма экономической теориии Текст. / Е. З. Майминас // Вопросы экономики. — 1997. — № 11. — С.86—97.
  60. , Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект Текст.: монография / Е. З. Майминас. — Вильнюс: Советская Литва, 1967. — 82 с.
  61. , K.P. Экономикс Текст.: учебник для вузов / K.P. Маконелл. — М.: Республика, 2006. — 234 с.
  62. , Р.П. Конъюнктурный оптимум Текст.: монография / Р. П. Малахинов. — М.: Бизнес-книга, 2007. — 82 с.
  63. , С.А. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия Текст. / С. А. Малахов // Вопросы экономики. — 1996.—№ 10.—С.31—33.
  64. , К. Полное собрание сочинений. Т.1 Текст.: монография / К. Маркс, Ф.Энгельс. — М.: ГИПЛ, 1961. — 342 с.
  65. , К. Полное собрание сочинений. Т.20 Текст.: монография / К. Маркс, Ф.Энгельс. — М.:ГИПЛ, 1961. — 462 с.
  66. , К. Полное собрание сочинений. Т.21 Текст.: монография / К. Маркс, Ф.Энгельс. — М.: ГИПЛ, 1961. — 512 с.
  67. , К. Полное собрание сочинений. Т.23 Текст.: монография / К. Маркс, Ф.Энгельс. — М.: ГИПЛ, 1961. — 531 с.
  68. , У.Дж. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. Реферат Текст.: монография / У.Дж. Мартин. — М.: ИНИОН, 1989. — 23 с.
  69. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст.: монография / А. Г. Маслоу. — СПб.: СПбГУ, 2006. — 91 с.
  70. , И.С. Информационные технологии и бизнес Текст.: монография / И. С. Мелюхин. — М.: Грант-пари, 2006. —71 с.
  71. , Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира Текст.: монография / Д. Мерсер. — М.: Прогресс, 1991. — 134 с.
  72. , Л.Н. Информационная революция и перспективы развития Текст.: монография / Л. Н. Митяева. М.: Прогресс, 1993. — 212 с.
  73. , А.Г. Информационные аспекты транснационализации Текст. / А. Г. Моавесян // Мировая экономика и международные отношения. — 1998. —№ 2. —С.31.
  74. , А.Г. Роль информационных и финансовых факторов в интеграции и транснационализации Текст. / А. Г. Моавесян // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6: Экономика. 1998. —№ 2. — С.21—22.
  75. , Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль Текст.: монография / Ф. Х. Найт. — М.: Дело, 2008. — 314 с.
  76. , Д. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000 Текст.: монография / Д. Несбитт. — М.: Республика, 1992. —43 с.
  77. , P.M. Информационная экономика. Кн. 1. Информационная вселенная Текст.: монография / P.M. Нижегородцев. — М.: Ас-тор, 2002. — 244 с.
  78. , P.M. Технологическая безопасность государства Текст. / P.M. Нижегородцев // МЭ и МО. — 1997. — № 10. — С.82—88.
  79. , Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России Текст.: монография / Т. П. Николаева. — СПб.: Парадигма, 1999. — 99 с.
  80. , Р. Информационная экономика Текст.: монография / Р. Нолан. — Киев: ВЦ «Академия», 2006. —91 с.
  81. , Д. Институциональные изменения: рамки анализа Текст. / Д. Норт // Вопросы экономики. — 1997. — № 3. — С.50—56.
  82. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: МГИМО, 1992. — 571 с.
  83. , М. Логика коллективных действий Текст.: монография / М. Олсон. — М.: Фонд эконом, инициативы, 2007. — 214 с.
  84. , A.M. Информатизация общества — информационное общество (методологические проблемы) Текст. / A.M. Орехов // Социальная информатика. — 1997. — № 2. — С. ЗЗ—39.
  85. Основы экономической информатики Текст.: учеб. пособие /
  86. B.Н.Никитин и др.- под ред. В. Н. Никитина. — Минск: БГЭУ, 1998. — С.41.
  87. Основы экономической теории Текст.: учеб. пособие /
  88. C.В.Мочерный и др.- под ред. С. В. Мочерного. — Киев: ВЦ «Академия», 1997. —464 с.
  89. , Б.Н. Новая информационная технология в организационных системах управления Текст. / Б. Н. Панынин, В. И. Гриценко // Управляющие системы и машины. — 1988. — № 1.— С.7—13.
  90. , Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения Текст.: монография / Б. Н. Панынин, В. И. Гриценко. — Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
  91. , С. К построению теоретической модели сетевой экономики / С. К. Паринов // http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/.
  92. , О.Н. Латинско-русский словарь Текст. / О.Н. Пет-рученко. — М.: Репринт, 1994. — 612 с.
  93. , Т. В поисках эффективного управления Текст.: монография / Т. Питере, Р. Уотермен. — Киев: Наукова думка, 2007. — 421 с.
  94. , В.Е. Государственная информация как важный фактор управления политическими процессами в условиях модернизации российского общества Текст.: автореф. дисс.. канд. полит, наук / В. Е. Полудницин. -М.: Гос. акад. управл., 1996. —25 с.
  95. , Г. Информационная технология — миллионные прибыли Текст.: монография / Г. Поппель, Б. Голдстайн. — М.: Экономика, 1990.238 с.
  96. , М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов Текст.: монография / М. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. —81 с.
  97. , В.Г. Системное мышление и управление Текст.: монография / В. Г. Пушкин, А. Д. Урсул. — М.: Рос. акад. управ., 1994. — 141 с.
  98. , А.И. Будущее России: социально-технологическая модель Текст. / А. И. Ракитов // Общественные науки и современность. — 1996.2. —С.14—19.
  99. , А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология Текст.: монография / А. И. Ракитов. — М.: МГУ, 1993. — С.71— 92.
  100. , А.И. Наш путь к информационному обществу / А.И. Ра-китов Текст. // Компьютерная революция и информационное общество. — 1990.—№ 1.с.32—35.
  101. , А.И. Перспективы информационного общества в СССР: проблемы, концепции, социально-экономические трансформации Текст. / А. И. Ракитов // Информатизация общественного производства. — 1989. — № 1. —С.64—68.
  102. , А.И. Философия компьютерной цивилизации Текст.: монография / А. И. Ракитов. — М.: МГУ, 2008. — 156 с.
  103. , Р. Сочинения Текст. / Р. Давид. — М.: Гос. издание полит. Лит., 1955.—214 с.
  104. , A.A. Менеджмент инноваций: как научную разработку довести до инновации Текст.: монография / A.A. Румянцев. — М.: Бизнес-Пресса, 2007. — 84 с.
  105. , Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении Текст.: монография / Г. Саймон. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — 72 с.
  106. , П. Экономика Текст.: монография / П. Самуэльсон.
  107. М.: МГП «Алгон» ВНИИСИ, 1992. — 334 с.
  108. , Б. Основные течения современной экономической мысли Текст.: монография / Б. Селигмен. — М.: Прогресс, 1968. — 54 с.
  109. , H.H. «Закономерности процесса информатизации общества» Текст.: автореф. дисс.. канд. филос. наук / Н. Н. Серебрякова. — М.: Рос. акад. управл., 1993. — 31с.
  110. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов Текст. / А. Смит. — М.: МГУ, 1962. — 684 с.
  111. Советский энциклопедический словарь Текст. —М.: БСЭ, 1983.921 с.
  112. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ Текст.: монография / А. Н. Ракитов [и др.]. Ярославль: Антарес, 1995. — 72 с.
  113. , Дж. Экономическая теория информации Текст. / Дж. Стиглер // Экономика и математические методы. — 1994. — № 6. — С.20— 24.
  114. , Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики Текст.: монография / Т. Стоуньер. — М.: Прогресс, 1986. —112 с.
  115. , A.A. Экономика информационных технологий Текст.: монография / A.A. Суханов. — М.: Бизнес, 2007. — 181 с.
  116. , B.JI. Пятый рынок? Проблемы производства информации Текст.: монография / B.JI. Тамбовцев. — М.: МГУ, 2008. — 98 с.
  117. , С.И. Информационная природа безналичных денег Текст. / С. И. Тараканов // Хозяйство и право. 1998. — № 9. — С.23.
  118. , Э. Третья волна Текст.: монография / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 1999.— 461 с.
  119. , А.Д. Информация. Методологический аспект Текст.: монография / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1971. — 131 с.
  120. , А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки Текст.: монография / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1975. — 287 с.
  121. , А.Д. Информация. Философский энциклопедический словарь Текст.: монография / А. Д. Урсул. — М.: Наука, 1983. — 351 с.
  122. , А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику Текст.: монография / А. Д. Урсул. — М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. —412 с.
  123. , Ж. Европейская цивилизация и европейская идентичность: анализ проблемы Текст.: монография / Ж. Фурастье. — М.: Принт, 1992. — 138 с.
  124. , A.A. Избранные труды Текст. / A.A. Харкевич. — М.: Наука, 1973. —412 с.
  125. , П. Экономический образ мышления Текст.: монография / П. Хейне, П. Д. Боутке, Д. Л. Причитко. — М.: Вильяме, 2005. — 145 с.
  126. , H.A. Некоторые вопросы структуры курса политической экономии социализма Текст. / H.A. Цаголов // Вопросы экономики. — 1962.—№ 6. —С.23.
  127. , Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России Текст.: монография /Р.И. Цвылев. — М.: Наука, 1996. — 205 с.
  128. , К. Работы по теории информации и кибернетике Текст.: монография / К. Шеннон. — М.: Иностр. лит., 1963. —369 с.
  129. , Ю.В. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей Текст. /Ю.В. Шишков // Российский экономический журнал. — 1998. — № 9. — С.35—39.
  130. , И. Теория экономического развития Текст.: монография / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 2008. — 455 с.
  131. , Ж. Другая революция Текст.: монография / Ж. Эллюль. — М.: Наука, 1996. — 251 с.
  132. , К. Информация и экономическое поведение Текст. / К. Эрроу // Вопросы экономики. — 1995. — № 5. — С.34—37.
  133. , Э.А. Информационные сети и системы Текст.: монография / Э. Я. Якубайтис. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 231 с.
  134. , Ф. Эпоха инноваций Текст.: монография / Ф. Янсен. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 241 с.
  135. , Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ Текст.: монография / Е. Г. Ясин. — М.: Равновесие, 2004. — 231 с.
  136. Archer, M.J. Theory, culture and post-industrial society / M.J. Archer.1. Clivlend, 1990. —109 p.
  137. Bell, D. The Social Framework of the Information Society / D. Bell.1. Oxford, 1980. —312 p.
  138. Bolwijn, H.N. Manufacturing in the 1990s: productivity, flexibility and innovation / H.N. Bolwijn, T. Kumpe. —N.Y., 1990. — 514 p.
  139. Brenner, D.L. Telecommucations and World Information Revolution / D.L. Brenner. — N.Y., 2006. — 91 p.
  140. Bright, J.R. Some management lessons from technological innovation research: National conference on management technological innovation / J.R.Bright. — Bradford: Univ. of Bradford Management Centre, 1968. — 231 p.
  141. Czitron, D. Media and American Mind / D. Czitron. — North Carolina, 1982. — 108 p.
  142. Forester, T. Computer Ethics: Tales and Ethical Dilemmas in Computing / T. Forester, P. Morrison. — Cambridge, 2006. — 341 p.
  143. Hamel, G. Leading the Revolution / G. Hamel. — Boston, 2007. —28 lp.
  144. Handbook of International Trade and Development Statistics. United Nations Conference on Trade and Development. — N.Y., 2008. — 617 p.
  145. Handy, Ch. The Age of Unreason / Ch. Handy. — L, 2007. — 120 p.
  146. Hart, A. Risk, Uncertainty and the Unprofitability of Compound Probabilities In: Studies in Mathematical Economics and Econometrics / A. Hart.1. Chicago, 1988. — 241 p.
  147. Hattori, R. Innovation DNA. Innovation Network / R. Hattorri, J. Wycoff // www.thinksmart.com.
  148. Johannessen, J.-A. Innovation as newness: what new, how new, and new to whom? / J.-A. Johannessen, B. Olsen, G.T. Lumpkin // European Journal of Innovation Management. — 2001. — Vol.4. — P.20—31.
  149. Jordan, L. The Future of Money in the Information Age / L. Jordan. —Washington: D.C., 2006. — 720 p.
  150. Knight, F. Risk, Uncertainty and Profit Preface to the Keisure / F. Knight. — London, 1983. — 293 p.
  151. Lamberton, D. Information economics: research strategies / D. Lam-berton // International Journal of Social Economics. — 2000. — Vol. 25, — P.65—67.
  152. L’Europe en chiffers. — Paris, 1995. — 320 p.
  153. Lash, S. Economies of Sign and Space / S. Lash, J. Urry. — L., 1994.300 p.
  154. Lyon, D. From post industrialism to «information society». A new social transformation? / D. Lyon // Sociology. — 1986. — Vol. 20. — P.77—86.
  155. Machlup, F. The economics of information and human capital / F. Machlup. — N.J., 1984. — 644 p.
  156. Mandeville, Th. An information economics perspective on innovation / Th. Mandeville // International Journal of Social Economics. — 1998. — Vol. 25.1. P.57—64.
  157. Martin, W.J. The Information society / W.J. Martin. — L., 2008. —102 p.
  158. Masuda, J. Post-Industrial Society / J. Masuda. — Tokio, 1980. —231 p.
  159. Masuda, Y. Managing in the information society. Releasing synergy. Japanese style / Y. Masuda. — Oxford, 1990. — 314 p.
  160. Masuda, Y. The Inforamation Society as Past-Industrial Society / Y. Masuda. — Tokio, 1981. — 202 p.
  161. McLuhan, M. Undestanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. — McGraw, 1965. — 172 p.
  162. Michels, R. Nuovi studi sulla classe politica / R. Michels. — Roma, 1936. —234 p.
  163. Miles, I. Information Horizonts. Long-term Social Implications of New Informaton Technologies / I. Miles, H. Rush, K. Turner. — Aldershot, 1988.512 p.
  164. Mosco, W. The Pay-per Society. Computers and Communication in the Information Age / W. Mosco. — New Jersy, 1989. — 341 p.
  165. Nussbaum, M. Aristotelian Social Democracy / M. Nussbaum. — N.Y., 1990. — 25 lp.
  166. Panorama of EU Industry. Vol. 1. — Brussels-Luxembourg, 1997. —404 p.
  167. Porat, M. The Information Economy: Development and Measurement / M. Porat, M. Rubin. — Wash., 1978. — 430 p.
  168. Rifkin, J. The End of Work / J. Rifkin. — N.Y., 2008. — 417 p.
  169. Robertson, D.S. The information revolution / D.S. Robertson. — N.Y., 1990, —182 p.
  170. Ronfeldt, D. Cybereracy is coming / D. Ronfeldt // The information Society. — 1992. — Vol.8, № 4. — P.98—111.
  171. Roszak, Th. The cult of information (The folklore of computers and the true art of thinking) / Th. Roszak. — N.Y., 1987. — 451 p.
  172. Rubin, M. The U.S. inforamtion sector and GNP: An input-output study / M. Rubin, E. Tayler // Information Processing and Management. — 1981.1. June. —P.72—90.
  173. Scitovsky, T. My Search for Welfare / T. Scitovsky. — Cambridge, 2005. — 623 p.
  174. Sen, A. The Concept of Development / A. Sen. — Elsevier, 1988. —203 p.
  175. Senge, P.M. The Fifth Discipline: The art and practice of the learning organization / P.M. Senge. — N.Y., 1990. — 414 p.
  176. Shannon, C.E. A mathematical theory of communication / C.E. Shannon. — B., 1948. —210 p.
  177. Sorokin, P.A. Mutual Convergence of the United States and USSR to the Mixed Sociocultural Type / P.A. Sorokin // International Journal of Comparative Sociology. — 1960. — № 1. — P. 143—176.
  178. Statistical Yearbook, 40th Issue. — N.Y., 1995. — 456 p.
  179. Stehr, N. Knowledge Societies / N. Stehr. — L., 2007. — 582 p.
  180. Sterwart, T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations / T.A. Sterwart. — N.Y., 2005. — 308 p.
  181. Sveiby, K.-E. A Knowledge-based Theory of the Firm To guide Strategy Formulation / K.-E. Sveiby // Journal of Intellectual Capital. — 2001. — Vol. 2. — P.34—44.
  182. Telecommunications and global competitiveness // Vital speeches of the day. — 1999. — Vol. 57. — P.32—51.
  183. Toffler, A. Future shock / A. Toffler. — L., 1971. — 481 p.
  184. Toffler, A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the edge of the 21th century / A. Toffler. — N.Y., 1990. — 308 p.
  185. Toffler, A. Prevviews and premises / A. Toffler. — N.Y., 2004. —297 p.
  186. Wallis, J.J. Measuring the transnational sector in American economy, 1870−1970 longterm factors in Americans economic growth / J.J. Wallis, D.C. North. — Chicago, 1986. — 782 p.
  187. Young, M. The rise of the meritocracy. 1870−2033 / M. Young. — L., 1965. —313 p.
Заполнить форму текущей работой