Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве подхода, обеспечивающего эффективность развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике, определен лично-стно ориентированный подход как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В
  • НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Проблемы развития креативности личностив современном образовании
    • 2. Роль информатики в развитии личности младших школьников
    • 3. Исторические аспекты развития предмета «информатика» в начальной школе
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
  • УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. Модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике
    • 2. Организация педагогического процесса на уроках информатики по развитию креативности младших школьников
    • 3. Характеристика дидактических материалов, используемых на уроках информатики для развития креативности младших школьников
    • 4. Итоги опытно-экспериментальной работы

Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к формированию личности. В связи с этим происходит модернизация образования, в рамках которой с 2002/03 уч. года в начальной школе введена «Информатика» как отдельный предмет (методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе) приказом Министерства Образования РФ от 17.12.2001 № 957/11−13.

С учетом новых тенденций: быстрого роста научных и технических разработок, информации, событий, в сфере информационных технологий — обществу необходимы способы решения проблемы креативности личности. С другой стороны, развитие природных задатков, способностей, творческого потенциала учащихся можно использовать для достижения образовательных целей и решения новых задач на следующей ступени обучения и воспитания (в средней полной общеобразовательной школе) информационной грамотности. В этом отношении исследование креативности (общей способности к творчеству, характеризующей личность в целом и проявляющейся в различных сферах активности) у младших школьников является актуальной научной проблемой.

Определяя возможное развитие креативности (общих творческих способностей) у младших школьников, необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что ее сензитивный период проходит в возрасте 8−9 лет. Именно в данном возрасте формируются и развиваются такие качества личности, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать. В это время подражание взрослому (родителям, учителю) как образцу является определяющим фактором формирования креативности (по Г. В. Ожигановой).

С внедрением информатики в начальной школе в данном исследовании рассматривается и решается ряд задач развития креативности:

• формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней;

• формирование мотивационной обстановки;

• сбор информации с помощью компьютера, позволяющей на уровне рассматриваемого возраста решать креативные задачи.

Кроме того, исследование направлено на развитие креативных способностей личности, поиск новых подходов, предполагающих преодоление стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимодействия с социальной действительностью. Креативность можно рассматривать и как качество личности, так как она взаимосвязана с самореализацией, представляет собой основу личностного развития.

В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются разнообразные психолого-педагогические методики формирования и развития творческого потенциала детей и креативных свойств личности. Формированию креативности посвящены труды ряда авторов: Д. Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В. Н. Дружинина, A.M. Лука, К. Роджерса, Е. П. Торренса, Н. Ю. Хрящевой и др., — в которых рассмотрены педагогические технологии, основанные только на развитии логического мышления в условиях жесткой регламентации образовательного процесса, не способствующих в полной мере формированию творческой личности ребенка. В данных трудах не рассматривалось использование компьютерных технологий в развитии творческих способностей личности младшего школьника. Под понятием «младший школьник» подразумевается учащийся начальной школы младшего школьного возраста 8−9 лет.

Вместе с тем, можно отметить недостаточное количество педагогических исследований и методик по развитию креативности детей начальной школы различными средствами (в том числе и с помощью компьютера) в процессе обучения информатике. Развитие креативности дидактическими средствами должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников и особенностей содержания информатики.

Таким образом, в ходе анализа научной, психолого-педагогической, специальной литературы, а также педагогической практики было выявлено противоречие между потребностью общества в развитии личности, пониманием значимости «Информатики и информационно-коммуникационных технологий» в формировании креативности обучающихся и недостаточной разработанностью содержания, методики и условий для развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике. Данное противоречие обусловливает проблему развития креативности детей в процессе обучения информатике в начальной школе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: «Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике».

Цель: определить педагогические условия развития креативности учащихся начальной школы в процессе усвоения ими учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».

Объект исследования: процесс обучения информатике в начальной школе.

Предмет исследования: развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике.

Гипотеза.

Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике будет эффективным, если:

• выявить подходы к развитию креативности у учащихся начальной школы;

• определить критерии сформированное&tradeуровня креативности младших школьников в процессе обучения информатике;

• выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие креативности младших школьников в учебном процессе;

• разработать модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике;

• разработать комплект учебных заданий, направленных на развитие креативности учащихся начальной школы в процессе обучения информатике;

• использовать в образовательной деятельности информационно-коммуникационные технологии как средство выполнения заданий, направленных на развитие креативности младших школьников.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. на основе анализа психолого-педагогических исследований выявить подход к развитию креативности учащихся в процессе изучения информатики;

2. определить критерии сформированности уровня креативности младших школьников в процессе обучения информатике;

3. определить комплекс педагогических условий развития креативности младших школьников в учебном процессе;

4. разработать модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике и определить ее эффективность;

5. разработать и экспериментально проверить комплект учебных заданий для диагностики и развития креативности учащихся начальной школы в процессе обучения информатике;

6. определить эффективные способы использования информационно-коммуникационных технология при решении заданий, направленных на развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения современной науки о человеке (личности) и факторах, существенно сказывающихся на его формировании, развитии и саморазвитиио диалектическом единстве процессов обучения и воспитанияобщенаучных методологических принципах развития и системностиличностно ориентированном подходе к процессу изучения ребенка.

Теоретическими источниками работы явились концепции общей и специальной психологии, педагогики, психологии творчества (Н.Ф. Вишняковой, В. Н. Дружинина, P.C. Немова, Я. А. Пономарева, Е. И. Рогова, и др.), об определяющем значении деятельности в развитии личности (JI.C. Выготского, A.B. Запорожца, А. Н. Леонтьева, A.B. Петровского, С. Л. Рубинштейна, и др.), о системе личностно ориентированного обучения (В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др.), о свободе выбора и ответственности человека в творении самого себя (Я.А. Комен-ского, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, К. Д. Ушинского, В. Франкла, Э.

Фромма и др.), отечественных исследователей творческого процесса (К.А. Абуль-хановой, Ю. П. Азарова, М. М. Бахтина, H.A. Бердяева, B.C. Библера, Д. Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, H.A. Ветлугиной, И. А. Ильина, B.C. Кузина, В. Г. Лабунской, Н. С. Лейтеса, А. Ф. Лосева, A.M. Матюшкина, A.A. Мелик-Пашаева, В. Н. Мясищева, В. Н. Пушкина, В. В. Розанова, Н. П. Сакулиной, B.C. Соловьева, Л. Г. Спиркина, Б. М. Теплова, К. К. Урбана, М. Г. Ярошевского, и др.) и зарубежных исследователей (А. Камю, Б. Кроче, А. Мальро, Ж. П. Сартра, А. Н. Уайтхеда, М. Хайдеггера и др.), обучения и развития креативности, использования ее педагогического потенциала (Дж. Гилфорда, Ю. Г. Круглова, А. И. Субетто, A.B. Хуторского, Д. В. Чернилевского и др.).

В зарубежной педагогической психологии аспекты развития творческих способностей представлены работами К. Ингенкампа, Б. Е. Робинсона, Р. Стерн-берга, P.E. Тафеля, К. Флейк-Хобсона, Э. Фромма, Ackoff L., Vergara Е. и др., в отечественной педагогической психологии — трудами Л. В. Байбородовой, Н. Ф. Вишняковой, В. В. Заика, А. И. Кочетовой, H.H. Назаровой, В. И. Петрушина, Е. Л. Яковлевой и др.

Проблема развития креативности исследовалась в диссертационных работах Т. В. Дроздовой, И. М. Кыштымовой, A.B. Назаретовой, Е. В. Никифоровой, И. Г. Трифоновой и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и взаимодополняющих, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические — сравнительный анализ источников: философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы и практического опыта по проблеме исследования, изучение нормативных документов об образовании, обобщение результатов анализаэмпирические — опосредованное и включенное наблюдение, интервьюирование, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, моделирование процесса обучения, констатирующий и формирующий эксперимент, качественный вероятностно-статистический анализ его результатов.

Опытпо-экспериментальная база исследования: кафедра технологий и предпринимательства института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО), Лицей № 4 г. Коломны Московской области.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов (2001;2004гг.) на кафедре технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО и в образовательном учреждении — Лицей № 4 г. Коломны Московской области.

На первом этапе (2001г.) разрабатывался план исследования и структура, осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы о структуре и свойствах детского внимания, памяти, мыслительной деятельностипроводилось наблюдение за творческой деятельностью учащихся младшего школьного возраста с целью изучения креативности, проявляющейся в образовательном процессеопределялись методы и средства педагогической диагностики личности учащегосяпроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2002;2003 гг.) были определены условия, методы, формы и средства развития креативности младших школьников в учебном процессеразработана модель развития креативности, определена структура и проведена опытно-экспериментальная работаразработан и экспериментально проверен комплект учебных заданий для диагностики и развития креативности учащихся начальной школы, определены способы использования информационно-коммуникационных технологий при решении заданий этого комплектапроведен формирующий педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2003;2004гг.) была проведена статистическая обработка данных, полученных в процессе экспериментасделаны выводыосуществлена подготовка методических рекомендаций учителю начальной школы по развитию креативности учащихся на уроках информатики.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Разработана модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике, раскрывающая: взаимосвязь статического (стандарт учебного процесса) и динамического компонентов (внешние, по отношению к содержанию предметов, источники информации) — содержание предметовпринципы (воспитывающего и развивающего обучения, влияющего на развитие креативностинаглядностисвязи школьной среды с внешней, по отношению к школесистематичности и последовательности обучениясотрудничества и др.) — диагностический и развивающий комплект учебных заданий, а также условия ее реализации (интеграция информатики с другими предметами, создание эвристической ситуации в информационном пространстве учащихся, наличие и использование дидактических и технических средств развития критичности через поощрения сомнений по отношению к общепринятому, саморазвитие личности и др.), способствующие развитию креативности младших школьников в процессе обучения информатике.

2. Определен комплекс педагогических условий развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике, включающий в себя дидактические (диалогическое изложение, эвристические и программированные задания, использование карточек-заданий и частичное их выполнение на компьютере) — организационно-методические (опосредованное и включенное наблюдение, педагогическая диагностика, контроль, объяснение, беседа, рассказ, дискуссияработа с учебником, тетрадью, компьютеромгрупповая и парная работа, игра, игровая деятельностьвариативность в выполнении заданийинтеграция информатики с другими предметамииспользование информационно-коммуникационных технологий) — психолого-педагогические (непринужденность и заинтересованность, уровень сформированности нестандартного мышления у учащихся, приобретение осознанного выполнения действийсубъектно-субъектные отношения, учет индивидуально-возрастных особенностей) — материально-технические (использование технических средств информационно-коммуникационных технологий, учет санитарно-гигиенических требований).

Подтверждены основополагающие принципы обучения (доступности, индивидуальной и личной направленности, самостоятельной деятельности, наглядности, моделирования, связи теории с практикой, прочности, мотивации, проблемности, универсальности) в процессе изучения информатики.

3. Разработан комплект учебных заданий для диагностики и развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике. Карточки-задания состоят из двенадцати заданий трех уровней познавательной сложности (низкого, среднего и высокого) по четыре задания в каждом уровне на выявление: 1) чувства новизны- 2) критичности- 3) способности к преобразованию структуры объекта- 4) направленности на творчество.

Теоретическая значимость результатов исследования.

1. В качестве подхода, обеспечивающего эффективность развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике, определен лично-стно ориентированный подход как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальностисистемная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия (учителя и ученика), структуры модели организации учебного процесса по развитию креативности младших школьников на уроках информатики.

2. Определены педагогические критерии сформированности уровня креативности: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Практическая значимость результатов исследования заключается:

1. Во внедрении в практику образовательных учреждений комплекта учебных заданий для диагностики и развития креативности младших школьников.

Данная разработка позволяет повысить эффективность обучения школьников.

2. В разработке методических рекомендаций учителям начальной школы с заданиями по диагностике и развитию креативности в процессе обучения информатике учащихся начальных классов.

3. В разработке программы курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений «Методика преподавания информатики в начальной школе».

Научная достоверность и обоснованность основных теоретических положений и результатов исследования:

— обеспечивается опорой на методологию педагогических достижений, сочетанием количественных и качественных методов анализа, адекватных объекту и предмету, целям и задачам исследованияличностно ориентированным подходом при анализе процесса обучения информатике младших школьников;

— подтверждается репрезентативным количеством испытуемых, принимавших участие в эксперименте, комплексным использованием различных методов исследования, результативностью реализации личностно ориентированного подхода по развитию креативности младших школьников в процессе обучения информатикешироким применением разработанных автором программ и методических рекомендаций в практике образовательных учрежденийвоспроизводимостью и повторяемостью результатов исследования. На защиту выносятся:

1. Модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике.

2. Комплекс педагогических условий (дидактические, организационно-методические, психологические, материально-технические), обеспечивающий развитие креативности младших школьников в учебном процессе.

3. Критерии сформированности уровня креативности младших школьников в процессе обучения информатике, отражающие сущность изменения этого формирования: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

4. Комплект учебных заданий, как средство диагностики и развития креативности учащихся начальной школы, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний, умений и навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательных учреждениях, в ИПК и ПРНО МО — чтение циклов лекций по теме исследования на кафедре технологий и предпринимательства, Лицее № 4 г. Коломна (2002;2004 гг.) — в участии и в выступлениях на научно-практических конференциях (международная конференция по проблемам технологического образования школьников «Технология 2001», «Активизация учебно-познавательной деятельности студентов» — 2003 г., «Современный образовательный процесс. Направленность. Доступность. Качество.» — 2004 г.) — проведении областных и районных семинаров в Московской области.

Исследование проводилось в Московской области рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Российской Федерации в экспериментальном предмете «Информатика» начальной школы.

Выводы по II главе.

Определяя уровень развития креативности, составлена следующая типология: а) низкий уровень — школьники, у которых креативность мышления не развита, они предпочитают репродуктивную деятельность, у них преобладает наглядно-действенное мышлениеб) средний — школьники, проявляющие продуктивную умственную деятельность, у этой группы детей преобладает наглядно-образное мышлениев) высокий уровень — преобладает словесно-логическое мышление, при котором осуществляются логические операции с понятиями.

При выборе методов исследования взят за основу эвристический метод, который проявляется в активном поиске решения задачи, поставленной в процессе обучения или формируемой самостоятельно. Исследование происходит на основе эвристических программ или указаний. В соответствии с основной гипотезой исследования в экспериментальной части поставлен и успешно решен ряд задач: изучены и определены возможности использования анкет по выявлению творческого мышления, творческой наклонности для оценки развития креативности учащихсяметодом анкетирования выявлены мотивы учебной деятельности младших школьников к обучению информатике (предметам начальной школы). Ведущую роль, среди мотивов учебной деятельности заняла мотивация содержания (96% респондентов) — определена степень изменений в характере творческих наклонностей детей в зависимости от разнообразия интересов, независимости и гибкости ума, любознательности, настойчивостиготовность к эксперименту, способность учащихся к решению творческих заданий.

Основной формой организации учебного процесса по развитию креативности младших школьников был определен урок. Ряд педагогических условий по развитию креативности составили: а) дидактическиеб) организационно-методическиев) психолого-педагогическиег) материально-технические.

Понятие «модель» нами определено, как 1) средство моделирования способов- 2) средства обучения школьников практической деятельности, основанные на лич-ностно ориентированном подходе.

В процессе апробации модели выявлены педагогические принципы обучения, реализуемые с помощью заданий, выполняемых на компьютере: доступности, индивидуальной и личной направленности, самостоятельной деятельности, наглядности, моделирования, связи теории с практикой, прочности, мотивации, проблемности, универсальности.

Установлено соотношение уровней креативности, которые складываются у детей младшего школьного возраста к моменту начала освоения экспериментального курса информатики и после него, с помощью карточек-заданий.

В исследовании представлен диагностический и развивающий комплект учебных заданий, состоящий из карточек-заданий, формирующихся в динамическом (т.н. нестандартность мышления, игровая деятельность) и статическом (стандарте начального образования) компонентах.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование и результаты экспериментальной работы привели к следующим выводам, подтверждающим положения гипотезы.

1. Анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы позволил выявить подходы к развитию креативности как системной организации и самоорганизации образовательного процесса, включающую все его компоненты и, прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя и младших школьников в процессе учебной деятельности последних уроках информатики.

2. На основе теоретического анализа определены критерии оценки уровня сформированности креативности младших школьников в процессе обучения информатике (чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество).

3. Выявлены педагогические условия (дидактические, организационно-методические, психологические, материально-технические) развития креативности младших школьников в учебном процессе.

4. Исходя из необходимости применения в учебном процессе основополагающих принципов обучения (доступностииндивидуальной и личной направленностисамостоятельной деятельностинаглядностимоделированиясвязи теории с практикойпрочностимотивациипроблемностиуниверсальности) и выявленных педагогических условий (дидактических, организационно-методических, психологических, материально-технических), определена эффективность разработанной модели развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике.

5. Разработано содержание учебных заданий для диагностики и развития креативности и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности (три уровня: низкий, средний, высокий), поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений учащихся начальной школы, на уроках информатики.

Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что обучение через творчество эффективно для формирования творческой личности. Креативность которой может проявляться в разных видах деятельности и с определенным наполнением образовательного содержания, словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. В целом развитие креативности посредством диагностического и развивающего комплекта учебных заданий (карточек-заданий) многогранно, многофункционально.

Выявлено и доказано, что стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с возможностями ее усвоения младшими школьниками. Существует противоречие между интенсивным ростом знаний и ограниченной возможностью младших школьников в их переработке и усвоении. И здесь приобретает значение сама деятельность учащегося, в процессе которой и формируется его личность и индивидуальность.

Изложенные в настоящем исследовании теоретические выводы и практические предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всего комплекса проблем, связанных с процессом целенаправленного формирования личностных качеств педагога начального общего образования и его роли в процессе формирования креативности детей.

Дальнейшее изучение исследуемой проблемы возможно в следующих направлениях: обоснование критериев эффективности технологической поддержкиразработке содержания технологий поддержки школьников с особыми образовательными потребностямиразработке модели профессиональной деятельности педагогаизучение влияния интегративных технологий поддержки на личность учителятщательном анализе отбора тестов для учебных занятийподготовке методических пособий, дидактических материалов.

Проведенное исследование не только отвечает на поставленные задачи, но и вводит в новый круг нерешенных проблем, разработка которых диктуется потребностями совершенствования теории и практики общеобразовательных учреждений.

С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования. Проведенное нами исследование открывает перспективы для научных поисков. Основными направлениями дальнейших исследований могут быть: в области ценностей сущности школьных предметов и разработки на этой основе единой базы ценностей, необходимых для формирования всесторонне развитой личности ученикав области разработки конкретных методик оценочной деятельности учителей по каждому учебному предмету в отдельности, социально-педагогическая работа со взрослыми людьми, технологии социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими особые нужды и специальные потребностинаправления для проведения коррекционной работы с детьми, страдающими различными видами нарушения развития, а также для развития отдельных психофизических качеств самых разных категорий учащихсячастные методики социально-практической деятельности школьного учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. — 89с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М, 1985. — 135с.
  3. Ш. А. В школу. М., 1984. — 256с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 1977. —223с.
  5. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 127с.: с ил.
  6. И.И., Боковнев O.A., Степанов М. Е. О преподавании информатики в младших классах // ИНФО. 1993. — № 5. — 16с.
  7. Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М. 1987. — 78с.
  8. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы (проект) // Учительская газета 2000. — № 38. -24−38с.
  9. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1993. 15−24с.
  10. И.Ф., Шляго А. И. Экзаменационные материалы по информатике // ИНФО. М., 1995.-№ 2.
  11. Байбородова J1. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. — 111 с.
  12. Г. Б. Развитие творческого воображения у учащихся. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. — 114с.: ил.
  13. Ф.Л., Гнац Р., Хилл У. Информатика. Задачи и решения: Пер. с нем. / Под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1978. — 355 с.
  14. Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: Пер. с нем. / Под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1976. — 289 с.
  15. B.K. Три учебника информатики // ИНФО. М., 1991. — №
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л, 1992.-34 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Педагогика, 1988. -280 с.
  18. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 352с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  19. В.М. Общие основы рефлексологии человека. М.-Л.: Гиз, 1928.-544с.
  20. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // ИНФО. М., 1998. — № 2.
  21. П.П. Память и мышление. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. — 214с.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд. Ростовского ун-та, 1983. — 176 с.
  23. Д.Б. Исследование творчества и одарённости в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одарённости. /Под. Ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997, 416с. — С.328−349.
  24. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности//Вопросы психологии. М., 1971. —№ 1.-С. 144−146.
  25. Д.Б., Брушлинский A.B., Бабаева и др. Рабочая концепция одарённости /Науч. ред. В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. — 68 с
  26. Д.Н., Менчинская Н. Ф. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
  27. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  29. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Педагогика, 1974. — 267 с.
  30. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1997.- 156 с.
  31. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание. Конфликт. Новосибирск, 1983.- 154 с.
  32. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Высшая шк., 1998. 114 с.
  33. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Педагогика, 1986. —216 с.
  34. Р., Ричердсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 89 с.
  35. Я.А. и др. Электронно-вычислительная техника. М.: Просвещение, 1988.-213 с.
  36. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Просвещение, 1971. —156 с
  37. Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. -М., 1986.-№ 1.
  38. Н.Я., Ратшский Ин.А. Информатика или программатика? //ИНФО. М., 1990. — № 2.
  39. В.В., Федосеев A.A., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. М., 1993. — № 1.
  40. Возможное и невозможное в кибернетике. М.: Наука, 1964. — 310 с.
  41. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983.- 135 с.
  42. В.М. Фантазия как основа искусства. Спб.-М.: Вольф, 1914.146с.
  43. JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: М., 1966. — № 6.
  44. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. —480с.
  45. Ю.Б. Развиваю воображение. — СПб.: «Питер», 2000. 144с.: ил — (Серия «Мой первый учебник»).
  46. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники для 10−11 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1991. 137 с.
  47. А.Г. и др. Информатика: 8−9 кл. -М.: Дрофа, 1999.-316 с.
  48. А.Г., Житомирский В. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 148 с.
  49. Е.М. Наш друг игра. — Минск: Народна асвета, 1979. — 112 с.
  50. Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971.-221 с.
  51. Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965. 213 с.
  52. .С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987. — 273 с.
  53. Гин A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., М.: Вита-Пресс, 2001. — 88с.
  54. С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 247 с.
  55. Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 250 с.
  56. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. — 145 с.
  57. Л.Я. Психология эмоциональные отношений. М.: Просвещение, 1987.- 145 с.
  58. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306с.
  59. А.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М.: Просвещение, 1971.-218 с.
  60. . Что такое психология. Т. 1,2.- М.: Магистр, 1992. 418с.
  61. A.B., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 2. М.: Баласс, 2003. — 64с., илл.
  62. A.B., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1. — М.: Баласс, 2003. 64с., илл.
  63. Горячев и др. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь: 1−4 кл. М.: Баллас Лтд., 1997. — 87 с.
  64. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 «Информатика». М.: Минобра-зование'РФ, 2000. — 76 с. '
  65. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. —541с.
  66. Л.Д. «Большие проекты» в средней школе // ИНФО. — М., 1995.-№ 3.
  67. Диалектика общения. М.: Просвещение, 1987. — 356 с.
  68. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1977. — 358 с.
  69. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 358 с.
  70. В.П. Информатика базовый курс: цели и содержание, методика и средства (проект). — М.: Психол. ин-т РАО, 1993. — 189 с.
  71. А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., 1997. — 243 с.
  72. A.A. Информатика: предмет и задачи // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — 178 с.
  73. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). -Смоленск: Изд-во Смол, гуманитар, ун-та, 1997. 82 е.: ил.
  74. К. Экспериментальное исследование психологии творческого мышления. // Психология мышления. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965. 285 с.
  75. О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Психол. Ин-т РАО, 1996. -197с.: ил.
  76. А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. -М.: Наука, 1986. 192 с.
  77. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре //ИНФО. М., 1987. — № 6.
  78. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Препринт ВЦ СО АН СССР. Новосибирск, 1979.-№ 152.
  79. О.В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. -М.: АБФ, 1997.-84 с.
  80. В.Б. Некоторые вопросы оплаты труда учителей информатики // ИНФО. М., 1997. — № 5, 6, 7.
  81. В.В., Назарова H.H., Мерениг H.A. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. // Вопросы психологии. М., 1995. — № 1.
  82. Закон РФ «Об образовании». М., 2004. 84 с.
  83. JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1967. — 237 с.
  84. A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Т.1 Психическое развитие ребёнка. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, М.: Педагогика, 1986.-316с.
  85. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. -140 с.
  86. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.: ил.
  87. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. В. В Петрусинского. М.: Педагогика, 1991.-234 с.
  88. Изучение личности школьника учителем / Под. ред. З. И. Васильевой и др.-М., 1991.-215 с.
  89. Изучение основ информатики и вычислительной техники. Ч. 1. М.: Просвещение, 1985. — 149 с.
  90. Изучение основ информатики и вычислительной техники. Ч. 2. М.: Просвещение, 1986.- 156 с.
  91. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 478 с.
  92. К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991. —285 с.
  93. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» от 29 мая 1995 г. // ИНФО. М., 1995. — № 4. — С. 5−6.
  94. Информатику необходимо сохранить // ИНФО. М., 1990. — № 5.
  95. Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. M.: Просвещение, 1983. — 534 с.
  96. З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1997. — 120 с.
  97. Кабинет вычислительной техники всех типов средних учебных заведений (на базе персональных микро ЭВМ): Метод, рекомендации // ИНФО. М, 1986.-№ 3.
  98. В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 1 М.: Просвещение, 1989. — 356 с.
  99. В.А. К концепции информатизации образования в СССР //ИНФО.-М., 1989.-№ 1.
  100. З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. — 78 с.
  101. В.Г., Зверева C.B. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 120с., ил. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  102. Каникулы: игра, воспитание / Под ред. Газмана О. С. М.: Просвещение, 1988. — 95 с.
  103. Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. — 73 с.
  104. В.Г. Контуры системы образования XXI века // ИНФО. — М., 2000.-№ 5.
  105. Г. Д. Развитие воображения в детстве. Орёл: Простор, 1992.-119с.
  106. С.С. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.-284 с.
  107. Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // ИНФО. — М., 1995. — № 1.
  108. К.К. Информатика на пороге XXI века // Системы и средства информатики. М.: Ин-т проблем информатики РАН, 1999. — 150 с. — Вып. 9.
  109. K.K. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики. М.: Наука.- Физматлит, 1966. — 130 с. — Вып. 8.
  110. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» (современная концепция) // ИНФО. М., 2000. — № 10.
  111. И.Р., Лазарева О. Н., Данилова М. Н. Окружающий мир: Кн. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. Екатеринбург: У-Фактория, 1999. — 122 е.: ил.
  112. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144 е.: ил.
  113. Кон И.С. В поисках себя. М.: Педагогика, 1984. 321 с.
  114. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988. — 285 с.
  115. Концепция информатизации образования // ИНФО. М., 1988. — № 6. -С. 3−31.
  116. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе (проект)//ИНФО. М., 2000.-№ 2.
  117. А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. М.: Информатика и образование, 1997. — 63 с.
  118. П. С, Петров А. А., Федоров В. В. Информатика и проектирование. М.: Знание, 1986. — 200 с.
  119. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Просвещение, 1990. — 145 с.
  120. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  121. Г. Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 2).
  122. A.A. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования // Педагогическая информатика. М., 1997. -№ 1.
  123. A.A. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. М., 2000. — № 7.
  124. A.A. Школьная информатика: что дальше? // ИНФО. М., 1998.-№ 2.
  125. A.A., Апатова И. Б. Информатика: VII-IX классы. М.: Дрофа, 1999.-211 с.
  126. A.A., Кареев С. С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО.-М., 1997.-№ 6.
  127. А.Г. и др. Информатика: VII-IX классы. М.: Дрофа, 1999.-280 с.
  128. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для сред. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
  129. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень P.A. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1990. — 420 с.
  130. A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  131. М.П. Информатика и информационные технологии в общем и пед. образовании. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999. — 167 с.
  132. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // ИНФО. М., 1991. — № 6- 1992. — № 1.
  133. М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для физ.-мат. факультетов пед. вузов. Свердловск: Изд. СГУ, 1987. — 148 с.
  134. Л.А. Логика педагогического процесса. М., 1980. — 257 с.
  135. B.C. Годом рождения курса является 1961-й (Интервью журналу ИНФО) // ИНФО. М., 1999. — № 10.
  136. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. — 165 с.
  137. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш. шк., 1991. 165 с.
  138. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе //ИНФО. — М., 2000.-№ 2.-С. 13−16.
  139. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. — М., 1998.-№ 3.-С. 76−78.
  140. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. — М.:Изд-во Ин-т практ. психологии. Воронеж: МОДЭК, 1997. — 448 с.
  141. Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. С.45−57.
  142. Н.С. Способности и одаренность в детском возрасте. М.: Знание, 1984.-76с.
  143. A.A. Педагогическое общение. М.: Просвещение, 1979. —216 с.
  144. М.Р. Информатика в школе необходима (интервью журналу ИНФО) // ИНФО. М., 1999. — № 9.
  145. И.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974. — 467 с.
  146. A.C., Белошапка В. К. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // ИНФО. М., 1993. — № 6
  147. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 238 с.
  148. А.Н. Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985. — 264 с.
  149. И.И. Чему учить пользователя ЭВМ? // Советская педагогика. М., 1987. — № 2. — С. 45−49.
  150. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
  151. Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982. 176 с.
  152. A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  153. A.C. О воспитании. М., 1968. — № 4.
  154. З.А. Современная школа США. М.: Просвещение, 1971.341 с.
  155. A.M. Концепция творческой одарённости II Вопросы психологии. -М., 1989-№ 6.-С.29−33.
  156. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 127 с.
  157. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. // Хрестоматия по педагогической психологии. / Под ред. А. И. Красило, А.Н. Нов-городцева. М., 1995. — 167 с.
  158. Матюшкин-Герке А. Школьная информатика: уроки, проблемы и перспективы // ИНФО. М., 1991 .-№ 1.
  159. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. -250 с.
  160. Э. Как учить детей рисовать? Экспериментально психологические основы преподавания рисования. Спб.: Худ.-пед. журнал, 1911. — 32 е.: ил.
  161. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Просвещение, 1987. — 317 с.
  162. Г., Мелхорн К. Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1989. — 215 с.
  163. Н.Ф. Психологические проблемы неуспевающих школьников.-М.: Просвещение, 1971.- 178 с.
  164. Методика преподавания информатики и вычислительной техники: Прогр. пед. ин-тов/ Сост. В. М. Заварыкин, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик, В.И. Ефимов- Отв. ред. В. М. Монахов. -М.: Минпрос СССР, 1987. 127 с.
  165. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. — JL, 1991. — 30 с.
  166. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 4 к решению Коллегии Минобразования РФ // ИНФО. М., 1995. — № 4. — С. 66−75.
  167. Методическое письмо «О преподавании курса информатики в 1998/99 учебном году» // ИНФО. М., 1998. — № 5.
  168. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: Аркти, 2001. — 48с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  169. Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 117 с.
  170. А.И., Черный А. И. Основы информатики. М.: Наука, 1968.-340 с.
  171. Михайлов А. И, Черный А. И., Гиляревский P.C. Информатика //Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — Т. 10. — М.: Сов. энцикл., 1972. -С. 348−350.
  172. B.C., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986.
  173. Мищенко JLJI. Основы общей методики математики. JL: Изд-во Пролеткульта, 1921. — 32 с.
  174. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 285 с.
  175. Г. Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя:1. Изд-во ШПГУ, 2000. 84 с.
  176. В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. — М.: Изд-во ЛГУ, 1962. — 125 с.
  177. A.B. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ A.B. Назаретова- Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 1999. — 190с.
  178. P.C. Психологическое консультирование: учебник для студентов педвузов. М.:Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 528 с.
  179. .П. Развивающие игры. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.187 с.
  180. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Е. Щуркова, В.Н., Шнырева. -М., 1991. 126 с.
  181. О направлении дополнительных вариантов учебных планов средних общеобразовательных школ на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1989. — № 32.
  182. О направлении учебных планов на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1989. — № 14.
  183. О направлении учебных планов на 1990/91 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1990. -№ 11.
  184. О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год. Письмо Минобразования РСФСР от 25.01.91 № 1369/15 // Вестник образования. Справочно-информационное издание М-ва образования РСФСР. М., 1991. — № 3. — С. 62−78.'
  185. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ М-ва общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322 // Первое сентября. М., 1998. — № 33-
  186. Одаренные дети. /Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Случкого. М., 1991. -247 с.
  187. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  188. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой 19-е изд., испр — М.: Русск. яз., 1987. — 750с.
  189. В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Онега, 1994. 268 с. — (Сер.: Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
  190. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1 //ИНФО.-М., 1995.-№ 4.-С. 17−36.
  191. Основы информатики и вычислительной техники / Под ред. А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  192. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред, учеб, заведений. Ч. 1. М.: Просвещение, 1985. — 234 с.
  193. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред, учеб, заведений. Ч. 2. М.: Просвещение, 1986. — 314с.
  194. Основы информатики и вычислительной техники: Программа для сред, учеб, заведений. М.: Просвещение, 1985. — 56 с.
  195. В. Методы организации производства: японский и американский подходы. М. Просвещение, 1984. — 135 с.
  196. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / Сост. A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович //Информатика. Еженед. прил. к газете «Первое сентября». М., 1999. — № 38−44.
  197. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике /A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2000.- 134 с.
  198. Пак Н.И., Семенов C.B. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы / Педагогическая информатика. M., 1997.-N9
  199. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. — 251 с.
  200. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. испр. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 546 с.
  201. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 534 с.
  202. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Институт информатизации образования РАО // ИНФО. М., 2000. — № 4, 5, 7.
  203. Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987.- 145 с.
  204. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.- сост. М. В. Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. — 48 с.
  205. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1988. — 145 с.
  206. Ю.А. и др. Информационная культура: 1−4 классы. М.: Дрофа, 1997. — 67 с.
  207. Ю.А. Некоторые дидактические механизмы школьного курса программирования // Математика в школе. — М., 1982. № 3.
  208. Перечни технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники // ИНФО. М., 1986. — № 1.
  209. М. Для чего нужна информатика в школе // ИНФО. М., 1987.-№ 3.
  210. A.B. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.-525 с.
  211. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: РОУ, 1992.-223С.
  212. . Логика и психология. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1969.-264 с.
  213. И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
  214. Е.С. Телекоммуникации в школе // ИНФО. М., 1993. — № 1. — С. 55−57.
  215. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г. //ИНФО. -М., 1996. -№ 6.
  216. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений: Утв. М-вом просвещения СССР 9 декабря 1988 г. //ИНФО. -М., 1990.-№ 3.
  217. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 е.:ил.
  218. Д.А. Становление информатики в России // Информатика. -М., 1999. -№ 19.-С. 7−10.
  219. Примерная программа курса «Теория и методика обучения информатике» / Сост. М. П. Лапчик, Л. Г. Лучко и др. М.: М-во образования РФ, 2000. -79 с.
  220. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. М., 1986. — № 2. — С. 86−89.
  221. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. М., 1986. — № 2, 3.
  222. Программно-методические материалы: Информатика: I-XI кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. М.: Дрофа, 1998. — 180 с.
  223. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и вычислительной техники: — М.: Просвещение, 1992. 49 с.
  224. Программы средней общеобразовательной школы. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 44 с.
  225. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // ИНФО. М., 1997. — № 1. — С. 3−11.
  226. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» / Под ред. A.A. Кузнецова // ИНФО.-М., 1997. -№ 1.
  227. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб.: Ювента, 1999.-256с.
  228. Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) М.: ПРИОР, 2001.-96с.
  229. Психология и педагогика /Под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 1999. -168 с.
  230. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Никола-енко. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 234 с.
  231. Психология творчества. /Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — 276с.
  232. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: Владос, 1999. — 128 е.: ил.
  233. Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб.: Пантелеев, 1901. — 232 е.
  234. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Владос-Пресс, 2002. — Кн. 2.: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 е.: ил.
  235. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-479 с.
  236. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946.-703 с.
  237. Г. И. Математизация научного знания. М.: Просвещение, 1981.-104 с.
  238. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997.-244 с.
  239. Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис. канд. пед. нуак. Оренбург, 1998.-199с.
  240. А.И. Развитие творческого потенциала личности ребенка: 1 часть, Концепция одаренности. Москва- 1997. — 24 с.
  241. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
  242. Л.Е. Курс информатики и базисный учебный план //ИНФО.-М., 1993. -№ 3.
  243. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  244. Семейное воспитание: словарь для родителей. М., 1967. — 256 с.
  245. А.Л. Образование, информатика, компьютеры// ИНФО. — М., 1995.-№ 5.-С.6−11.
  246. А.Л. Школьная информатика: от истоков к будущему // ИНФО. М., 1998. -№ 3. — С. 79−84.
  247. А.Л. и др. Алгоритмика: 5−6 классы. М.: Дрофа, 1996 1997. -347 с.
  248. А.Л. и др. Программа информатизации российского общего образования // Материалы для обсуждения на Коллегии Министерства образования РФ. 26 декабря 2000 г. М., 2000. — 43 с.
  249. А.Л. Математическая информатика в школе // ИНФО. М., 1995.-№ 5.-С. 54−58.
  250. А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Тетр. проектов для 3 кл.нач.шк. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 12с.: ил.
  251. А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. 41 М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 56с.: ил.
  252. А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. 42 М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 48с.: ил.
  253. Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит, 1996. — 67 с.-Вып. 8.
  254. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-256 с.
  255. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-253 с.
  256. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. -М.: Школа-Пресс, 1997.-271 с.
  257. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. —784 с.
  258. Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С.186−213.
  259. Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -275 с.
  260. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1977.-220с.
  261. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975.-237 с.
  262. P.E. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Канд. дисс. М., 1974. — 157 с.
  263. .М. Избранные труды в 2-х томах. М: Педагогика, 1985. т.1.-328с. (13).
  264. .М. Способности и одарённость. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М.: Союз, 1961. — 96 с.
  265. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. — 162 с.
  266. Требования к средствам ВТ и оборудованию кабинетов информатики. Приложение 3 к решению Коллегии М-ва образования РФ // ИНФО. М., 1995.-№ 4.-С. 36−66.
  267. А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // ИНФО. — М., 1990.- № 4.
  268. А.Ю. Компьютерные коммуникации // ИНФО. М., 1991. — № 1.
  269. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // ИНФО. -М., 2000.-№ 2.-С. 27−34.
  270. А.Ю. Учебные компьютерные сети // ИНФО. М., 1993. —№ З.-С. 41−55.
  271. Н.Т. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // ИНФО. М., 1993. — № 1.
  272. Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. М.: Академический Проект, 2004. — 267 с.
  273. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987. 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
  274. Учительская газета. М., 1995. — № 19−20.
  275. Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» // Вестник образования. М., 1998. — № 2.-С. 8289.
  276. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильчев и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 256 с.
  277. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. — М., 1989. —476 с.
  278. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. 251 с.
  279. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 2001. 160с.: ил.
  280. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 2000. — 160с.: ил.
  281. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.З. 2-е изд., стер. -М.: Генезис, 2001. 160с.: ил.
  282. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.4. М.: Генезис, 1999.- 160с.: ил.
  283. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Педагогика, 1988. 295 с.
  284. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  285. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 330 с.
  286. Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО. М., 1994. — № 2.
  287. А.Я. Уроки развития воображения, Новосибирск 1997. 167с.:ил.
  288. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Просвещение, 1977.- 158 с.
  289. В.Д. К проблеме развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. С.33−45.
  290. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979. — 98с.
  291. Ю.А. Основы компьютерной технологии: Учеб. пособие для УН-Х1 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». — М.: АБФ, 1997.- 154 с.
  292. Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1988. — 64с.: ил.
  293. М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Просвещение, 1990.-75 с.
  294. Школьная информатика в России. Круглый стол // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». М., 1998. — № 16.
  295. С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 65 с.
  296. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 8).
  297. А.Н. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. JL, 1986. 197 с.
  298. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554с.
  299. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 342 с.
  300. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Педагогика, 1969. 248 с.
  301. Е.И., Сопрунов С. Ф. Проекты по информатике в начальной школе // ИНФО. М., 1998. — № 7.
  302. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод, пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. — 136 с.
  303. М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры//Вопросы психологии. М., 1997. -№ 4.
  304. Ackoff L., Vergara Е. Creativity in problem solving and planning: a review. //Europian Journal of operational Research. 1981, 7(1). — P. 1−13.
  305. Cline, Starr, Ed.D. What Would Happen If I Said Yes?.- A Guide to Creativity for Parents and Teachers- D.O.K. Publishers, East Aurora, New York. 1989.
  306. A.J. //European journal for High ability. 1992. — vol. 3(2), — P.130.
  307. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967,-P. 281−287.
  308. Guilford J.P., Hoepfner R. The Analysis of Intelligence. N.Y.: McGrow Hill Book Company, 1971.
  309. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954. — 67 p.
  310. Monks F.J. Differential and Integration: A Historical and International Perspective. // Optimizing excellence in Human resource development, keynotes. 4-ASIA PASIFIC Conference on Giftedness, Jakarta, 4−8 august, 1996.
  311. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville IL: Scholastic Testing Service. 1966.
  312. Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewood cliffs. — N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
  313. Urban K. K., Jellen H. G. Assessing creative potentia (via drawing production): the test for creative thinking. — Drawing production (TCT-DP) N.Y., 1989.
Заполнить форму текущей работой