Развитие креативности младших школьников в процессе обучения информатике
Диссертация
В качестве подхода, обеспечивающего эффективность развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике, определен лично-стно ориентированный подход как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В
- НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. Проблемы развития креативности личностив современном образовании
- 2. Роль информатики в развитии личности младших школьников
- 3. Исторические аспекты развития предмета «информатика» в начальной школе
- ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
- УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
- 1. Модель развития креативности младших школьников в процессе обучения информатике
- 2. Организация педагогического процесса на уроках информатики по развитию креативности младших школьников
- 3. Характеристика дидактических материалов, используемых на уроках информатики для развития креативности младших школьников
- 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. — 89с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М, 1985. — 135с.
- Амонашвили Ш. А. В школу. М., 1984. — 256с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 1977. —223с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 127с.: с ил.
- Антипов И.И., Боковнев O.A., Степанов М. Е. О преподавании информатики в младших классах // ИНФО. 1993. — № 5. — 16с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М. 1987. — 78с.
- Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы (проект) // Учительская газета 2000. — № 38. -24−38с.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1993. 15−24с.
- Базлов И.Ф., Шляго А. И. Экзаменационные материалы по информатике // ИНФО. М., 1995.-№ 2.
- Байбородова J1. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. — 111 с.
- Батоев Г. Б. Развитие творческого воображения у учащихся. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. — 114с.: ил.
- Бауэр Ф.Л., Гнац Р., Хилл У. Информатика. Задачи и решения: Пер. с нем. / Под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1978. — 355 с.
- Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: Пер. с нем. / Под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1976. — 289 с.
- Белошапка B.K. Три учебника информатики // ИНФО. М., 1991. — №
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л, 1992.-34 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Педагогика, 1988. -280 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 352с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М.-Л.: Гиз, 1928.-544с.
- Бешенков С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // ИНФО. М., 1998. — № 2.
- Блонский П.П. Память и мышление. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. — 214с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд. Ростовского ун-та, 1983. — 176 с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одарённости в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одарённости. /Под. Ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997, 416с. — С.328−349.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности//Вопросы психологии. М., 1971. —№ 1.-С. 144−146.
- Богоявленская Д.Б., Брушлинский A.B., Бабаева и др. Рабочая концепция одарённости /Науч. ред. В. Д. Шадриков. М.: Магистр, 1998. — 68 с
- Богоявленская Д.Н., Менчинская Н. Ф. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Педагогика, 1974. — 267 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. — СПб., 1997.- 156 с.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание. Конфликт. Новосибирск, 1983.- 154 с.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Высшая шк., 1998. 114 с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Педагогика, 1986. —216 с.
- Бэрон Р., Ричердсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 89 с.
- Ваграменко Я.А. и др. Электронно-вычислительная техника. М.: Просвещение, 1988.-213 с.
- Ваханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Просвещение, 1971. —156 с
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. -М., 1986.-№ 1.
- Виленкин Н.Я., Ратшский Ин.А. Информатика или программатика? //ИНФО. М., 1990. — № 2.
- Вихрев В.В., Федосеев A.A., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. М., 1993. — № 1.
- Возможное и невозможное в кибернетике. М.: Наука, 1964. — 310 с.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983.- 135 с.
- Вундт В.М. Фантазия как основа искусства. Спб.-М.: Вольф, 1914.146с.
- Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: М., 1966. — № 6.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. —480с.
- Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение. — СПб.: «Питер», 2000. 144с.: ил — (Серия «Мой первый учебник»).
- Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники для 10−11 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1991. 137 с.
- Гейн А.Г. и др. Информатика: 8−9 кл. -М.: Дрофа, 1999.-316 с.
- Гейн А.Г., Житомирский В. Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 148 с.
- Геллер Е.М. Наш друг игра. — Минск: Народна асвета, 1979. — 112 с.
- Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971.-221 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965. 213 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987. — 273 с.
- Гин A.A. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., М.: Вита-Пресс, 2001. — 88с.
- Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 247 с.
- Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 250 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. — 145 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональные отношений. М.: Просвещение, 1987.- 145 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306с.
- Гордин А.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М.: Просвещение, 1971.-218 с.
- Горфруа Ж. Что такое психология. Т. 1,2.- М.: Магистр, 1992. 418с.
- Горячев A.B., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 2. М.: Баласс, 2003. — 64с., илл.
- Горячев A.B., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1. — М.: Баласс, 2003. 64с., илл.
- Горячев и др. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь: 1−4 кл. М.: Баллас Лтд., 1997. — 87 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 «Информатика». М.: Минобра-зование'РФ, 2000. — 76 с. '
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. —541с.
- Даншиц Л.Д. «Большие проекты» в средней школе // ИНФО. — М., 1995.-№ 3.
- Диалектика общения. М.: Просвещение, 1987. — 356 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1977. — 358 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 358 с.
- Долматов В.П. Информатика базовый курс: цели и содержание, методика и средства (проект). — М.: Психол. ин-т РАО, 1993. — 189 с.
- Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., 1997. — 243 с.
- Дородницын A.A. Информатика: предмет и задачи // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — 178 с.
- Дудецкий А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). -Смоленск: Изд-во Смол, гуманитар, ун-та, 1997. 82 е.: ил.
- Дункер К. Экспериментальное исследование психологии творческого мышления. // Психология мышления. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Просвещение, 1965. 285 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Психол. Ин-т РАО, 1996. -197с.: ил.
- Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. -М.: Наука, 1986. 192 с.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре //ИНФО. М., 1987. — № 6.
- Ершов А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Препринт ВЦ СО АН СССР. Новосибирск, 1979.-№ 152.
- Ефимова О.В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. -М.: АБФ, 1997.-84 с.
- Жаркова В.Б. Некоторые вопросы оплаты труда учителей информатики // ИНФО. М., 1997. — № 5, 6, 7.
- Заика В.В., Назарова H.H., Мерениг H.A. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. // Вопросы психологии. М., 1995. — № 1.
- Закон РФ «Об образовании». М., 2004. 84 с.
- Занков JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1967. — 237 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Т.1 Психическое развитие ребёнка. /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, М.: Педагогика, 1986.-316с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. -140 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.: ил.
- Игры для интенсивного обучения. /Под ред. В. В Петрусинского. М.: Педагогика, 1991.-234 с.
- Изучение личности школьника учителем / Под. ред. З. И. Васильевой и др.-М., 1991.-215 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники. Ч. 1. М.: Просвещение, 1985. — 149 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники. Ч. 2. М.: Просвещение, 1986.- 156 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 478 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991. —285 с.
- Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе» от 29 мая 1995 г. // ИНФО. М., 1995. — № 4. — С. 5−6.
- Информатику необходимо сохранить // ИНФО. М., 1990. — № 5.
- Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. M.: Просвещение, 1983. — 534 с.
- Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1997. — 120 с.
- Кабинет вычислительной техники всех типов средних учебных заведений (на базе персональных микро ЭВМ): Метод, рекомендации // ИНФО. М, 1986.-№ 3.
- Каймин В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 1 М.: Просвещение, 1989. — 356 с.
- Каймин В.А. К концепции информатизации образования в СССР //ИНФО.-М., 1989.-№ 1.
- Калмыкова З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. — 78 с.
- Каменская В.Г., Зверева C.B. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 120с., ил. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
- Каникулы: игра, воспитание / Под ред. Газмана О. С. М.: Просвещение, 1988. — 95 с.
- Кибернетика неограниченные возможности и возможные ограничения // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. — 73 с.
- Кинелев В.Г. Контуры системы образования XXI века // ИНФО. — М., 2000.-№ 5.
- Кириллова Г. Д. Развитие воображения в детстве. Орёл: Простор, 1992.-119с.
- Ковалев С.С. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.-284 с.
- Коган Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // ИНФО. — М., 1995. — № 1.
- Колин К.К. Информатика на пороге XXI века // Системы и средства информатики. М.: Ин-т проблем информатики РАН, 1999. — 150 с. — Вып. 9.
- Колин K.K. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики. М.: Наука.- Физматлит, 1966. — 130 с. — Вып. 8.
- Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» (современная концепция) // ИНФО. М., 2000. — № 10.
- Колтунова И.Р., Лазарева О. Н., Данилова М. Н. Окружающий мир: Кн. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. Екатеринбург: У-Фактория, 1999. — 122 е.: ил.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144 е.: ил.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Педагогика, 1984. 321 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988. — 285 с.
- Концепция информатизации образования // ИНФО. М., 1988. — № 6. -С. 3−31.
- Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе (проект)//ИНФО. М., 2000.-№ 2.
- Кравцова А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. М.: Информатика и образование, 1997. — 63 с.
- Краснощекое П. С, Петров А. А., Федоров В. В. Информатика и проектирование. М.: Знание, 1986. — 200 с.
- Кричанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Просвещение, 1990. — 145 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 2).
- Кузнецов A.A. Контроль и оценка результатов обучения в условиях внедрения стандартов образования // Педагогическая информатика. М., 1997. -№ 1.
- Кузнецов A.A. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. М., 2000. — № 7.
- Кузнецов A.A. Школьная информатика: что дальше? // ИНФО. М., 1998.-№ 2.
- Кузнецов A.A., Апатова И. Б. Информатика: VII-IX классы. М.: Дрофа, 1999.-211 с.
- Кузнецов A.A., Кареев С. С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО.-М., 1997.-№ 6.
- Кушниренко А.Г. и др. Информатика: VII-IX классы. М.: Дрофа, 1999.-280 с.
- Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для сред. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
- Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В., Сворень P.A. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1990. — 420 с.
- Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в общем и пед. образовании. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999. — 167 с.
- Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // ИНФО. М., 1991. — № 6- 1992. — № 1.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для физ.-мат. факультетов пед. вузов. Свердловск: Изд. СГУ, 1987. — 148 с.
- Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М., 1980. — 257 с.
- Леднев B.C. Годом рождения курса является 1961-й (Интервью журналу ИНФО) // ИНФО. М., 1999. — № 10.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. — 165 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш. шк., 1991. 165 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе //ИНФО. — М., 2000.-№ 2.-С. 13−16.
- Леднев B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. — М., 1998.-№ 3.-С. 76−78.
- Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. — М.:Изд-во Ин-т практ. психологии. Воронеж: МОДЭК, 1997. — 448 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. С.45−57.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детском возрасте. М.: Знание, 1984.-76с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Просвещение, 1979. —216 с.
- Леонтьева М.Р. Информатика в школе необходима (интервью журналу ИНФО) // ИНФО. М., 1999. — № 9.
- Лернер И.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1974. — 467 с.
- Лесневский A.C., Белошапка В. К. Требования к знаниям и умениям школьников по информатике // ИНФО. М., 1993. — № 6
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 238 с.
- Личко А.Н. Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985. — 264 с.
- Логвинов И.И. Чему учить пользователя ЭВМ? // Советская педагогика. М., 1987. — № 2. — С. 45−49.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982. 176 с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Макаренко A.C. О воспитании. М., 1968. — № 4.
- Малькова З.А. Современная школа США. М.: Просвещение, 1971.341 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости II Вопросы психологии. -М., 1989-№ 6.-С.29−33.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 127 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. // Хрестоматия по педагогической психологии. / Под ред. А. И. Красило, А.Н. Нов-городцева. М., 1995. — 167 с.
- Матюшкин-Герке А. Школьная информатика: уроки, проблемы и перспективы // ИНФО. М., 1991 .-№ 1.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. -250 с.
- Мейман Э. Как учить детей рисовать? Экспериментально психологические основы преподавания рисования. Спб.: Худ.-пед. журнал, 1911. — 32 е.: ил.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Просвещение, 1987. — 317 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн К. Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1989. — 215 с.
- Менчинская Н.Ф. Психологические проблемы неуспевающих школьников.-М.: Просвещение, 1971.- 178 с.
- Методика преподавания информатики и вычислительной техники: Прогр. пед. ин-тов/ Сост. В. М. Заварыкин, В. Г. Житомирский, М. П. Лапчик, В.И. Ефимов- Отв. ред. В. М. Монахов. -М.: Минпрос СССР, 1987. 127 с.
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. — JL, 1991. — 30 с.
- Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 4 к решению Коллегии Минобразования РФ // ИНФО. М., 1995. — № 4. — С. 66−75.
- Методическое письмо «О преподавании курса информатики в 1998/99 учебном году» // ИНФО. М., 1998. — № 5.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: Аркти, 2001. — 48с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 117 с.
- Михайлов А.И., Черный А. И. Основы информатики. М.: Наука, 1968.-340 с.
- Михайлов А. И, Черный А. И., Гиляревский P.C. Информатика //Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — Т. 10. — М.: Сов. энцикл., 1972. -С. 348−350.
- Михалевич B.C., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986.
- Мищенко JLJI. Основы общей методики математики. JL: Изд-во Пролеткульта, 1921. — 32 с.
- Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 285 с.
- Муравьева Г. Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя:1. Изд-во ШПГУ, 2000. 84 с.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. — М.: Изд-во ЛГУ, 1962. — 125 с.
- Назаретова A.B. Учебный материал предметов естественно-математического цикла как средство развития креативности мышления школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ A.B. Назаретова- Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 1999. — 190с.
- Немов P.C. Психологическое консультирование: учебник для студентов педвузов. М.:Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 528 с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.187 с.
- Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Е. Щуркова, В.Н., Шнырева. -М., 1991. 126 с.
- О направлении дополнительных вариантов учебных планов средних общеобразовательных школ на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1989. — № 32.
- О направлении учебных планов на 1989/90 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1989. — № 14.
- О направлении учебных планов на 1990/91 учебный год // Информ. сб. М-ва народного образования РСФСР. М., 1990. -№ 11.
- О направлении учебных планов на 1991/92 учебный год. Письмо Минобразования РСФСР от 25.01.91 № 1369/15 // Вестник образования. Справочно-информационное издание М-ва образования РСФСР. М., 1991. — № 3. — С. 62−78.'
- Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ М-ва общего и профессионального образования РФ от 9 февраля 1998 г. № 322 // Первое сентября. М., 1998. — № 33-
- Одаренные дети. /Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Случкого. М., 1991. -247 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой 19-е изд., испр — М.: Русск. яз., 1987. — 750с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Онега, 1994. 268 с. — (Сер.: Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
- Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1 //ИНФО.-М., 1995.-№ 4.-С. 17−36.
- Основы информатики и вычислительной техники / Под ред. А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий и др. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
- Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред, учеб, заведений. Ч. 1. М.: Просвещение, 1985. — 234 с.
- Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред, учеб, заведений. Ч. 2. М.: Просвещение, 1986. — 314с.
- Основы информатики и вычислительной техники: Программа для сред, учеб, заведений. М.: Просвещение, 1985. — 56 с.
- Оучи В. Методы организации производства: японский и американский подходы. М. Просвещение, 1984. — 135 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / Сост. A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович //Информатика. Еженед. прил. к газете «Первое сентября». М., 1999. — № 38−44.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике /A.A. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2000.- 134 с.
- Пак Н.И., Семенов C.B. Из опыта использования метода проектов в курсе информатики средней школы / Педагогическая информатика. M., 1997.-N9
- Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. — 251 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. испр. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 546 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 534 с.
- Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Институт информатизации образования РАО // ИНФО. М., 2000. — № 4, 5, 7.
- Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987.- 145 с.
- Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.- сост. М. В. Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. — 48 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1988. — 145 с.
- Первин Ю.А. и др. Информационная культура: 1−4 классы. М.: Дрофа, 1997. — 67 с.
- Первин Ю.А. Некоторые дидактические механизмы школьного курса программирования // Математика в школе. — М., 1982. № 3.
- Перечни технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники // ИНФО. М., 1986. — № 1.
- Петель М. Для чего нужна информатика в школе // ИНФО. М., 1987.-№ 3.
- Петровский A.B. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.-525 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: РОУ, 1992.-223С.
- Пиаже Ж. Логика и психология. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1969.-264 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
- Полат Е.С. Телекоммуникации в школе // ИНФО. М., 1993. — № 1. — С. 55−57.
- Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г. //ИНФО. -М., 1996. -№ 6.
- Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений: Утв. М-вом просвещения СССР 9 декабря 1988 г. //ИНФО. -М., 1990.-№ 3.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 е.:ил.
- Поспелов Д.А. Становление информатики в России // Информатика. -М., 1999. -№ 19.-С. 7−10.
- Примерная программа курса «Теория и методика обучения информатике» / Сост. М. П. Лапчик, Л. Г. Лучко и др. М.: М-во образования РФ, 2000. -79 с.
- Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. М., 1986. — № 2. — С. 86−89.
- Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. М., 1986. — № 2, 3.
- Программно-методические материалы: Информатика: I-XI кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. М.: Дрофа, 1998. — 180 с.
- Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Основы информатики и вычислительной техники: — М.: Просвещение, 1992. 49 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 44 с.
- Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // ИНФО. М., 1997. — № 1. — С. 3−11.
- Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» / Под ред. A.A. Кузнецова // ИНФО.-М., 1997. -№ 1.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб.: Ювента, 1999.-256с.
- Психология и педагогика (Конспект лекций в схемах) М.: ПРИОР, 2001.-96с.
- Психология и педагогика /Под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 1999. -168 с.
- Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Никола-енко. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 234 с.
- Психология творчества. /Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1990. — 276с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.: Владос, 1999. — 128 е.: ил.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб.: Пантелеев, 1901. — 232 е.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Владос-Пресс, 2002. — Кн. 2.: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 е.: ил.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-479 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946.-703 с.
- Рузавин Г. И. Математизация научного знания. М.: Просвещение, 1981.-104 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997.-244 с.
- Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис. канд. пед. нуак. Оренбург, 1998.-199с.
- Савенков А.И. Развитие творческого потенциала личности ребенка: 1 часть, Концепция одаренности. Москва- 1997. — 24 с.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
- Самовольнова Л.Е. Курс информатики и базисный учебный план //ИНФО.-М., 1993. -№ 3.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семейное воспитание: словарь для родителей. М., 1967. — 256 с.
- Семенов А.Л. Образование, информатика, компьютеры// ИНФО. — М., 1995.-№ 5.-С.6−11.
- Семенов А.Л. Школьная информатика: от истоков к будущему // ИНФО. М., 1998. -№ 3. — С. 79−84.
- Семенов А.Л. и др. Алгоритмика: 5−6 классы. М.: Дрофа, 1996 1997. -347 с.
- Семенов А.Л. и др. Программа информатизации российского общего образования // Материалы для обсуждения на Коллегии Министерства образования РФ. 26 декабря 2000 г. М., 2000. — 43 с.
- Семенов А.Л. Математическая информатика в школе // ИНФО. М., 1995.-№ 5.-С. 54−58.
- Семенов А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Тетр. проектов для 3 кл.нач.шк. М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 12с.: ил.
- Семенов А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. 41 М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 56с.: ил.
- Семенов А.Л., Рудченко Т. А. Информатика: Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. 42 М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2003. — 48с.: ил.
- Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит, 1996. — 67 с.-Вып. 8.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-256 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-253 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. -М.: Школа-Пресс, 1997.-271 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. —784 с.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.-С.186−213.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -275 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1977.-220с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1975.-237 с.
- Тафель P.E. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Канд. дисс. М., 1974. — 157 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. М: Педагогика, 1985. т.1.-328с. (13).
- Теплов Б.М. Способности и одарённость. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М.: Союз, 1961. — 96 с.
- Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. — 162 с.
- Требования к средствам ВТ и оборудованию кабинетов информатики. Приложение 3 к решению Коллегии М-ва образования РФ // ИНФО. М., 1995.-№ 4.-С. 36−66.
- Уваров А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // ИНФО. — М., 1990.- № 4.
- Уваров А.Ю. Компьютерные коммуникации // ИНФО. М., 1991. — № 1.
- Уваров А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // ИНФО. -М., 2000.-№ 2.-С. 27−34.
- Уваров А.Ю. Учебные компьютерные сети // ИНФО. М., 1993. —№ З.-С. 41−55.
- Угринович Н.Т. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // ИНФО. М., 1993. — № 1.
- Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. М.: Академический Проект, 2004. — 267 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987. 80с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
- Учительская газета. М., 1995. — № 19−20.
- Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» // Вестник образования. М., 1998. — № 2.-С. 8289.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильчев и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983. 256 с.
- Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. — М., 1989. —476 с.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. 251 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 2001. 160с.: ил.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 2000. — 160с.: ил.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.З. 2-е изд., стер. -М.: Генезис, 2001. 160с.: ил.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.4. М.: Генезис, 1999.- 160с.: ил.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Педагогика, 1988. 295 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 330 с.
- Хеннер Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // ИНФО. М., 1994. — № 2.
- Цукарь А.Я. Уроки развития воображения, Новосибирск 1997. 167с.:ил.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Просвещение, 1977.- 158 с.
- Шадриков В.Д. К проблеме развития способностей. /Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН СССР, 1984. С.33−45.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979. — 98с.
- Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии: Учеб. пособие для УН-Х1 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». — М.: АБФ, 1997.- 154 с.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1988. — 64с.: ил.
- Шилова М.И. Учителю о воспитании школьников. М.: Просвещение, 1990.-75 с.
- Школьная информатика в России. Круглый стол // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». М., 1998. — № 16.
- Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 65 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — 80с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 8).
- Щербаков А.Н. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. JL, 1986. 197 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 342 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Педагогика, 1969. 248 с.
- Яковлева Е.И., Сопрунов С. Ф. Проекты по информатике в начальной школе // ИНФО. М., 1998. — № 7.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод, пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. — 136 с.
- Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры//Вопросы психологии. М., 1997. -№ 4.
- Ackoff L., Vergara Е. Creativity in problem solving and planning: a review. //Europian Journal of operational Research. 1981, 7(1). — P. 1−13.
- Cline, Starr, Ed.D. What Would Happen If I Said Yes?.- A Guide to Creativity for Parents and Teachers- D.O.K. Publishers, East Aurora, New York. 1989.
- Cropley A.J. //European journal for High ability. 1992. — vol. 3(2), — P.130.
- Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967,-P. 281−287.
- Guilford J.P., Hoepfner R. The Analysis of Intelligence. N.Y.: McGrow Hill Book Company, 1971.
- Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954. — 67 p.
- Monks F.J. Differential and Integration: A Historical and International Perspective. // Optimizing excellence in Human resource development, keynotes. 4-ASIA PASIFIC Conference on Giftedness, Jakarta, 4−8 august, 1996.
- Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville IL: Scholastic Testing Service. 1966.
- Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewood cliffs. — N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
- Urban K. K., Jellen H. G. Assessing creative potentia (via drawing production): the test for creative thinking. — Drawing production (TCT-DP) N.Y., 1989.