«Гибель сенатора (Петербург) » А. Белого: эстетика и поэтика символистской пьесы середины 1920-х годов
Диссертация
В процессе постановки авторский текст подвергается значительному сокращению и правкам. Главной причиной сокращений была массивность первоначального текста, требовавшего по времени более одного представления. Предпринятые Белым сокращения текста пьесы, на взгляд Дж. Малмстада, производившего сверку первоначальной и сокращенной версий, имели механический характер1. Продумывание новой концепции… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эстетика и мотивная организация пьесы А. Белого
- Гибель сенатора (Петербург)"
- 1. 1. Эстетика символистской драмы А. Белого и проблема ее сценической реализации
- 1. 2. Мотив птичьего в пьесе «Гибель сенатора (Петербург)»
- 1. 3. Мотивы змеиного и пустоты в пьесе «Гибель сенатора (Петербург)»
- 1. 4. Цветовой аспект мотивной организации пьесы «Гибель сенатора (Петербург)»
- Глава 2. Метаистория и ее изображение в пьесе А. Белого «Гибель сенатора (Петербург)»
- 2. 1. Историко-философский код коллизии пьесы «Гибель сенатора (Петербург)»
- 2. 2. «Проблема ножниц» как конфликтоструктурирующая основа пьесы «Гибель сенатора (Петербург)»
- 2. 3. Персонаж в сюжетной динамике пьесы «Гибель сенатора (Петербург)»
Список литературы
- Белый А. Гибель сенатора (Петербург). Историческая драма / Ред. и послесл. Дж. Малмстада. — Berkeley: Berkeley Slavic Specialties, 1986.240 с.
- Белый А. «Ваш рыцарь»: Письма к М. К. Морозовой. 1901—1928. — М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 292 с.
- Белый А. Александрийский период и мы в освещении проблемы «Восток и Запад»// Ариаварта. — 1998. — № 2. — С. 257—278.
- Белый А. Антихрист. Набросок к ненаписанной мистерии. — Тренто: Департамент Истории Европейской Цивилизации, 1990. — 90 с. (1990а)
- Белый А. Восток или запад// Эпоха, сб. 1. — М.: Альциона, 1918. — С. 161—210.
- Белый А. Евангелие как драма. — М.: Русский двор, 1996. — 80 с.
- Белый А. Комментарии// Белый А. Символизм. — М.: Мусагет, 1910.1. С. 457—633.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х т., Т. 2. — М.: Искусство, 1994. — 571 с. (1994а)
- Белый А. Критицизм и символизм// Кант: pro et contra. — СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), 2005. — С. 553—562.
- Белый А. Линия, круг, спираль — символизма// Труды и дни. — 1912.4—5. —С. 13—22.
- Белый А. Мастерство Гоголя. — М., Л.: ОГИЗ, 1934. — 324 с.
- Белый А. Материал к биографии (интимный) (начало)// Минувшее. Исторический альманах. Т. 6. — М.: Феникс, 1992. — С. 344—415. (1992а)
- Белый А. Материал к биографии (интимный) (продолжение)// Минувшее. Исторический альманах. Т. 8. — М.: Феникс, 1992. — С. 409—471. (19 926)
- Белый А. Материал к биографии (интимный) (окончание)// Минувшее. Исторический альманах. Т. 9. — М.: Феникс, 1992. — С.409—488. (1992в)
- Белый А. Между двух революций. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 3. — М.: Худож. лит., 1990. — 670 с. (1990в)
- Белый А. На перевале. I. Кризис жизни. — Пб.: Алконост, 1918. — 120 с. (1918а)
- Белый А. На перевале. II. Кризис мысли. — Пб.: Алконост, 1918. — 128 с. (19 186)
- Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1. — М.: Худож. лит., 1989. — 543 с.
- Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2. — М.: Худож. лит., 1990. — 687 с. (19 906)
- Белый А. Петербург: Роман. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 448 с. («берлинская» редакция)
- Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. — 528 с. (19 946)
- Белый А. Симфонии. — Л.: Худож. Лит., 1991. — 528 с.
- Адамович Г. Памяти Андрея Белого// Андрей Белый: pro et contra. —-СПб.: РХГИ, 2004. — С. 853—855.
- Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. Т.2. Театральные премьеры и дискуссии. — М.: Искусство, 1977. — 519 с.
- Альтшуллер А.Я., Герасимов Ю. К. Русский театр XIX — начала XX века // История советского театроведения. Очерки. 1917—1941. — М.: Наука, 1981. —С. 149—195.
- Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. — М.: Сов. писатель, 1988. — 832 с.
- Андрей Белый: Публикации. Исследования. — М.: ИМЛИ РАН, 2002. — 366 с.
- Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. — М.: Наука, 1988. — 505 с.
- Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО, 2005. — С. 87—119.233
- Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. — 283 с.
- М.: Русские словари, 2000. — Т. 2. — С. 328—333.
- Бачелис Т.И. Пространственное мышление в театре XX века // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX в. — М.: Наука, 1994. — С. 90—139.
- Безродный М. К истории русской рецепции антиномии Apollinisch/ Dionysisch// Sine arte, nihil. Сборник научных трудов в дар профессору Миливое Йовановичу. -— Белград-Москва: Пятая страна, 2002. — С. 22—28.
- Белая Г. А. В поисках активности стилевых форм // Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов.
- М.: Наука, 1977. —С. 17—150.
- Бентли Э. Жизнь драмы. — М.: Искусство, 1978. — 368 с.234
- Бердяев Н. Астральный роман // Типы религиозной мысли в России: Собрание сочинений. — Париж: YMCA-Press, 1989. —Т. 3. — С. 430— 440.
- Библейская энциклопедия. 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с.
- Блюм В. Дискуссия о «Ревизоре» // Мейерхольд в русской театральной критике. 1920—1938. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. — С. 218— 224.
- Бройтман С.Н. Символизм и постсимволизм // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Москва, 10—11 марта 1995 г. — М.: РГГУ, 1995. — С. 24—28.
- Бугаева К.Н. Воспоминания об Андрее Белом / Публ., предисл. и коммент. Дж. Малмстад. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. — 448 с.
- Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. — М.: Скифы, 1993. — 54 с.
- Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. — 275 с.
- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. — М.: Ладомир, 2007. — 743 с.
- Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. ¦— 556 с.
- Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис. — 1999. — № 6. — С. 83—104.
- В поисках реалистической образности: проблемы советской режиссуры 20—30-х годов. — М.: Наука, 1981. — 376 с.
- Валентинов Н. (Н. Вольский) Два года с символистами. — М.: Издательский дом «XXI век — согласие», 2000. — 384 с.
- Васильев И.Е. Авангард и смена парадигм художественности в неклассической поэзии конца XIX — начала XX века // Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — С. 18—37.
- Виролайнен М. Потерянное «Я»: о поэтическом самосознании Золотого и Серебряного века // Семиотика безумия. Сборник статей. Составитель Нора Букс. — Париж — Москва: Изд-во «Европа», 2005.1. С. 85—94.
- Виролайнен М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности. — СПб.: Амфора, 2007. — 495 с.
- Волькенштейн В.М. Драматургия. Метод исследования драматических произведений. — М.: Новая Москва, 1923. — 183 с.
- Волькенштейн В.М. Закон драматургии. — М.- Д.: МОДНИК, 1925. — 91 с.
- Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX вв.еков. — М.: Логос, 2005. —236 с.
- Воспоминания об Андрее Белом: Сборник. — М.: Республика, 1995. — 591 с.
- Гарин И.И. Пророки и поэты. — М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1992. —Т.1. —751 с.
- Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды, том II. О стихах. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 434—455.
- Гаспаров М.Л. Белый-стиховед и Белый-стихотворец // Гаспаров М. Л. Избранные труды, том III. О стихе. — М.: Языки русской культуры, 1997. —С. 423—438.
- Гвоздев A.A. О смене театральных систем // О театре. — Л.: Academia, 1926. —С. 7—36.
- Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. — Л.: Сов. писатель, 1989. — 605 с
- Григорьева Е. Пространство и время Петербурга с точки зрения микромифологии// Sign Systems Studies. — 1998. — № 26. — С. 151— 185.
- Григорьева Е. Федор Сологуб в мифе Андрея Белого// Блоковский сборник. — 2000. — XV. — С. 108—149.
- Гройс Б. В контексте модернизма // Гройс Б. Комментарии к искусству.
- М.: Художественный журнал, 2003. — С. 285—289.
- Громов В.А. Михаил Чехов. —М.: Искусство, 1970. — 216 с.
- Грякалова Н.Ю. Человек модерна: Биография — рефлексия — письмо.
- СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. — 384 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М:. Рус. яз. — Медиа, 2006.
- Дарвин М.Н. Художественная циклизация в постсимволистском сознании А. Белого// Постсимволизм как явление культуры:
- Материалы международной научной конференции. Выпуск 4. Москва, 5—7 марта 2003 г. — М.: РГГУ, 2003. — С. 53—57.
- Дашевская O.A. Мифотворчество В. Соловьева и «соловьевский текст» в поэзии XX века. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 150 с.
- Деменкова Н.П. Сюжет и миф в драме А. Блока «Песня судьбы» // Серебряный век в России (избранные страницы). — М.: Радикс, 1993.1. С. 15—26.
- Дмитриев Ю.А. Истоки советского театроведения. // История советского театроведения. Очерки. 1917—1941. —М.: Наука, 1981. — С. 6—37.
- Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография.
- Л.: Сов. писатель, 1988. — 416 с.
- Долгополов Л.К. Символика личных имен в произведениях Андрея Белого // Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). — М.: Наука, 1976. — С. 348—356.
- Драма и театр: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып. 2.199 с.
- Драма и театр: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. — Вып. 5.336 с.
- Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. — М.: Наука, 1989. — 176 с.
- Захариева И. Символизм и своеобразие русского реализма XX века // Болгарская русистика. — 2003. — № 3—4. — С. 31—39.
- Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. — Л.: Искусство, 1982. — 343 с.
- Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. — Л.: Искусство, 1978. — 255 с.
- Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября. — Л.: Искусство, 1976. —392 с.
- Зубарев Л. «Докладная записка» Андрея Белого в ТЕО / Накомпроса: о курсе психологии в театральном университете // Russian1.terature. — 2005. — LVIII. — С. 317—336.
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. -— М.: Сов. энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я.1. С. 346—349.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. —М.: Наука, 1974. — 342 с.
- Иванов Вяч. «Древний ужас» // Собрание сочинений в 4 т. — Брюссель: Слово, 1987. — т. 3. — С. 92—110.
- Иванов Вяч. Вдохновение ужаса (о романе А. Белого «Петербург») // Собрание сочинений в 4 т. — Брюссель: Слово, 1987.т. 4. — С. 54—64.
- Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. — СПб.: Алетейя, 1994.349 с.
- М.: Наука, 1988. — С. 119—148.
- Иванова Е.В. Чехов и символисты: непроясненные аспекты проблемы // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996.1. С. 30—34.
- Иванов-Разумник Р.В. «Петербург» // Андрей Белый: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2004. — С. 610—668.
- Ильев С.П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики. — Киев: Лыбидь, 1991. — 172 с.
- Иоффе Д. Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae. Историографические заметки к вопросу типологической реконструкции системы жизнь текст // Критика и семиотика. — 2005. — Вып. 8. — С. 126—179.
- История русской драматургии: вторая половина XIX—начало XX века (до 1917 г.). — Л.: Наука, 1987. — 664 с.
- Исупов К.Г. Русская эстетика истории. — СПб.: Изд-во ВГК, 1992. — 156 с.
- Ищук-Фадеева Н. И. Драма и обряд: Пособие по спецкурсу. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — 81 с.
- Ищук-Фадеева Н. И. Чехов и драматургия «серебряного века» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996. — С. 180— 185.
- Канунникова H.A. Русская драматургия XX века. — М.: Флинта: Наука, 2003. —208 с.
- Карасев J1.B. Философия смеха. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. —224 с. 4
- Кацис Л.Ф. Андрей Белый о Блоке и Выготский об Андрее Белом // Логос. — 1999. — № 11. — С. 64—86.
- Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. — М.: Наука, 1975. —280 с.
- Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. — СПб.: Гуманитарное Агентство «Академический Проект», 1999. — 240 с.
- Козлова М.Г. «Меня удивляет этот человек.» (Письма Андрея Белого к Михаилу Чехову) // Встречи с прошлым. Сборник материалов ЦГАЛИ СССР. Выпуск 4. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 224— 243.
- Колобаева Л.А. Постсимволистские тенденции в поэтике позднего А. Белого (романы о Москве) // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. Вып. 4. Москва, 5—7 марта 2003 г. — М.: РГГУ, 2003. — С. 48—53.
- Колобаева Л.А. Русский символизм. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 296 с.
- Комелли А. «Мысли из лени» Андрея Белого (из дневника философских мыслей) // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 85— 92.
- Куляпин А.И. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920 — 1940-х гг. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — 80 с.
- Лавров A.B. Андрей Белый и Эллис. О задачах «Мусагета» // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 93—107.
- Лавров A.B. Белый Андрей //Русские писатели. 1800 — 1917: Биографические словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1. — С. 225—230.
- Лавров A.B., Гречишкин С. С. Символисты вблизи. Очерки и публикации. — СПб: Издательство «Скифия», ИД «ТАЛАС», 2004. — 400 с.
- Литвиненко Т.Е. О статусе производных имен с формантом «текст» в современной теории текста // Вестник Красноярского245государственного университета. — Сер. «Гуманитарные науки». — 2006. — № 3/1. — С. 184—188.
- Лихачев Д.С. Текстология: краткий очерк. — М.: Наука, 2006. — 175 с.
- Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос. — М.: Мысль, 1993. — 958 с. (Лосев 1993а)
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993. — 959 с. (Лосев 19 936)
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367с.
- Лосиевский И.Я. «Чеховский» мир Андрея Белого // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996. — С. 106—115.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.— СПб.: Искусство — СПб, 1996. — 848 с.
- Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПБ, 2000. — С. 583—603.
- Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПБ, 2000. — С. 603—608.
- Луначарский A.B. Какой театр нам нужен? // Луначарский A.B.
- Собрание сочинений. Т. 3: Дореволюционный театр. Советский театр.246
- Максимов Д.Е. О романе-поэме Андрея Белого «Петербург» (к вопросу о катарсисе) // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века: Очерки. — Л.: Сов. писатель, 1986. — С. 240—348.
- Малмстад Дж. Андрей Белый и Г.А. Рачинский // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 127—147.
- Марков П.А. О театре. В 4-х т. Т. 1. Из истории русского и советского театра. — М.: Искусство, 1974. — 542 с.
- Марков П.А. О театре. В 4-х т. Т. 3. Дневник театрального критика. 1920—1929. — М.: Искусство, 1976. — 639 с.
- Мейерхольд В.Э. «Маскарад» // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. — М.: Искусство, 1968. — С. 296—304.I
- Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896 — 1939. Вступит, статья Ю. А. Завадского. — М.: Искусство, 1976. — 464 с.
- Мейерхольд В.Э. Русские драматурги // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. — М.: Искусство, 1968. — С. 181—188.
- Мейерхольд, режиссура в перспективе века/ Meyerhold, la mise en scene dans le siecle. Материалы конференции. Вып. первый. — M.: ОГИ, 2001. —512 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 407 с.
- Мельникова Е.Г., Безродный М. В., Паперный В. М. Медный Всадник в контексте скульптурной символики романа Андрея Белого «Петербург» // Блоковский сборник VI. А. Блок и его окружение. — Тарту, 1985. — С. 85—92.
- Мережковский Д.С. Драматургия. — Томск: Водолей, 2000. — 768 с.
- Минц З.Г. Поэтика русского символизма. — СПб.: Искусство— СПБ, 2004. — 480 с.
- Мир России — Евразия: Антология. — М.: Высш. шк., 1995. — 399 с.
- Москва и «Москва» Андрея Белого: Сборник статей. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 512 с.
- Мочульский K.B. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. — М.: Республика, 1997. — 479 с.
- Нагорная H.A. «Второе пространство» и сновидения в романе Андрея Белого «Петербург» // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. — 2003. — № 3. — С. 41—58.
- Неводов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов (проблематика, структура, жанр). — Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1985. — 160 с.
- Нефедьев Г. Ф. «Сон об Атланте»: к подтексту мотива провокации в романах Андрея Белого «Петербург» и «Москва» // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 195—204.
- Николеску Т.Н. Андрей Белый и театр. — М.: Радикс, 1995. — 208 с.
- Николеску Т.Н. Белый и экспрессионизм // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2008. С. 441—451.
- Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т 1. — М.: Мысль, 1996. — 829 с.
- Одесский М. Поэтика театра Андрея Белого. Послесловие к «докладной записке» в ТЕО Наркомпроса // Russian Literature. — 2005.1.III. — С. 205—223.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
- М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX — начало XX в. — Д.: Искусство, 1979. — 327 с.
- Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. — М.: Наследие, 1995. — 560 с.
- Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
- Павленко А. Теория и театр. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 234 с.
- Пайман А. История русского символизма. — М.: Республика, 2000. —415 с.
- Памяти Александра Блока. — Томск: Водолей, 1996. — 96 с.
- Писатели современной эпохи: Библиографический словарь русских писателей XX века. Т. 1. — 2-е изд. — М.: ДЭМ, 1991. — 288 с.
- Пискунов В.М. Чистый ритм Мнемозины. — М.: Альфа-М, 2005.608 с.
- Пискунова С.И. Символистский роман: между мимесисом и аллегорией// Филологические науки. — 2008. — № 5. — С. 3—15.
- Питер Г. Чехов и Андрей Белый (Эмблематика, символы, языковое новаторство) // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996. —С. 80—90.
- Платон. Сочинения в 4 т. Т. 2. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та- «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 626 с.
- Платон. Сочинения в 4 т. Т. 3. Ч. 1. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та- «Изд-во Олега Абышко», 2007.— 752 с.
- Поляков М.Я. В мире идей и образов. — М.: Сов. писатель, 1983. — 368 с.
- Поцепня Д. М. Проза А. Блока. — JL: Изд-во Ленинградского унта, 1976. — 136 с.
- Пустыгина Н. Эзотерическая символика в романе Андрея Белого «Москва» // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 225—241.
- Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. — М.: Русская книга, 1992. — 432 с.
- Пьяных М. «Медный всадник» Пушкина в восприятии русских писателей и философов трагического 20 столетия // Нева. — 2003. — № 5. — С. 119—128- № 6. — С. 164—187.
- Рицци Д. Рихард Вагнер в русском символизме // Серебряный век в России (избранные страницы). — М.: Радикс, 1993. — С. 117—136.
- Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. — М.: Наука, 1972. —312 с.
- Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. — М.: Наука, 1993. — 368 с.
- Рудницкий K.JI. Мейерхольд. — М.: Искусство, 1981. — 423 с.
- Рудницкий K.JI. Русское режиссерское искусство. 1908—1917. — М.: Наука, 1990.— 280 с.
- Сабуров Е. «Прошло сто лет, и юный град.» // Октябрь. — 2004. — № 12.—С. 146—172.
- Сафронов-Антомони В. Пунктуация модуса «отец» и модуса «внешнее» в романе «Петербург» А. Белого // Логос. — 2001. — № 3. — С. 117—126.
- Силантьев И.В. Поэтика мотива. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 294 с.
- Силард JI. Арбат Андрея Белого // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 277—288.
- Силард Л. Герметизм и герменевтика. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. — 328 с.
- Силард Л. О символах восхождения у Андрея Белого. К постановке вопроса // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2008. — С. 17—41.
- Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX—начала XX веков (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1984. — С. 265—284.
- Синявский А.Д. Основы советской цивилизации. — М.: Аграф, 2001. —464 с.
- Сконечная О. «Тот, кто стоит за НИМИ», или заметки о параноидальной поэтике Андрея Белого // Семиотика безумия. Сборник статей. Составитель Нора Букс. — Париж Москва: Изд-во «Европа», 2005. — С. 116—127.
- Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 160 с.
- Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003.358 с.
- Смирнов И.П. Смысл как таковой. —¦ СПб.: Академический проект, 2001. — 352 с.
- Собенников A.C. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. — Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1989. — 200 с.
- Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. — М.: Мысль, 1990.822 с.
- Соловьев B.C. Три разговора. Краткая повесть об антихристе. — М.: Афон, 2000. — 320 с.
- Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. Литургия Мне: Мистерии. Драмы. Повести. Рассказы. — М.: НПК «Интелвак», 2002. — 688 с.
- Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. — М.: РГГУ, 2006. —577 с.
- Спивак М.Л. Мать, жена, сестра, дочь? Объект влечений Андрея Белого // Логос. — 1999. — № 5. — С. 174—199.
- Степун Ф.А. Встречи. —М.: Аграф, 1998. —256 с.
- Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1917— 1938. — М.: Наука, 1977. — 416 с.
- Существует ли Петербургский текст? — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. —404 с.
- Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская религиозная философия. — М.: РГТУ, 2001. — 200 с.
- Тамашин Л.Г. Советская драматургия в годы гражданской войны. — М.: Искусство, 1961. — 292 с.
- Театр. Книга о новом театре. Сборник статей. — СПб.: Шиповник, 1908. — 292 с.
- Тилкес О. Поэзия прозы «Четвертой симфонии» Белого // Russian Literature. — 1997. — XLII. — С. 459176.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.— М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940.
- Февральский A.B. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. — М.: Искусство, 1978. — 239 с.
- Федоров A.B. Ал. Блок — драматург. — Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1980. — 184 с.
- Филимонова А. Мифологизм и мистерия в символистском романе Андрея Белого («Крещеный китаец») // Acta Slavica laponica. — 2007.24. —С. 188—204.
- Фиртич H. Через ноль в беспредметность: Андрей Белый, Казимир Малевич, Даниил Хармс // КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. —М.: Наука, 2000. — С. 64—73.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Издательство «Лабиринт», 1997. — 448 с.
- Хализев В.Е. Драма как явление искусства. — М.: Искусство, 1978. —240 с.
- Хализев В.Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — С. 6—27.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. — СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
- Ходасевич В.Ф. Андрей Белый // Ходасевич В. Ф. Некрополь. — М.: Сов. писатель- Олимп, 1991. —С. 44—69.
- Цветаева М.И. Пленный дух // Цветаева М. И. Собрание сочинений в 7 т. — М.: Эллис Лак, 1994. — Т. 4 — С. 255—270.
- Чехов М.А. Путь актера. Жизнь и встречи. О технике актера. — М.: Издательство «Олимп», Издательство Астрель, Издательство ACT, 2001. —416 с.
- Чудаков А.П. Вторая реплика // Чеховиана: Из века XX в XXI: итоги и ожидания. — М.: Наука, 2007. — С. 617—626.
- Чулков O.A. «Живые зеркала». Мифология и метафизика отраженного образа // АКАДНМЕ1А: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 3. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — С. 192—214.
- Шенталинский В.А. Дробь человека // Шенталинский В. А. Донос на Сократа. — М.: Формика-С, 2001. — С. 222—234.
- Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт системного и исторического исследования. — М.: Искусство, 1983. — 358 с.
- Шишкин А. «Танатос» и «преображение» Андрея Белого в откликах Э. Метнера и Вяч. Иванова // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 289—299.
- Шкловский В.Б. Андрей Белый // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). — М.: Сов. писатель, 1990. — С. 212—239.
- Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003.312 с.
- Шталь X. «Оккультные письмена» в романе Андрея Белого «Петербург»: заметки к генезису образа «бомбы» // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2008.1. С. 465—488.
- Шулова Я. «Петербург» А. Белого и искания в русской и европейской живописи конца XIX—начала XX века // Нева. — 2004. — № 9. — С. 258—260.
- Элсворд Дж. «Петербург» и «Гибель сенатора»: «Бал у Цукатовых"// Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2008. — С. 382—388.
- Эткинд А. Молодцы: от «Золотого петушка» к «Серебряному голубю» и обратно в «Петербург"// Wiener Slawistischer Almanach. — 1995. — № 36. — С. 5—47.
- Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России.
- М.: Гнозис: Прогресс-комплекс, 1994. — 383 с.258
- Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 424 с.
- Яранцев В.Н. Интертекстуальная проблематика символистского текста: «Медный Всадник» А. С. Пушкина и «Петербург» А. Белого // Сибирская пушкинистика сегодня: сборник научных статей. — Новосибирск, 2000. — С. 212—228.
- Яранцев В.Н. Структура идеального пространства в романе А. Белого «Петербург» // Гуманитарные науки в Сибири: Сер.: Филологическая. — 1997. — № 4. — С. 50—55.
- Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.: Высш. шк., 1990, — 144 с.
- Carlson М. Theosophy and History in Andrej Belyj’s 'Peterburg': Life in the Astral City // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — C. 29—45.
- Cassedy S. Mathematics, Relationalism, and the Rise of Modern Literary Aesthetics // Journal of the History of Ideas. — 1988. — Vol.49, No. 1. —C. 109—132.
- Cassedy S. Toward a Unified Theory of the Aesthetic Object in Andrej Belyj // The Slavic and East European Journal. — 1984. — Vol. 28, No. 2. — C. 205—222.t
- Edward Th., Bamforth S. Bely and the Mongols: Geopolitical Visions in Andrey Bely’s «Petersburg» (The Contemporary Europe Research Centre (CERC) Working Papers Series, No. 3). — Melbourne: CERC, 2005. — 56 c.
- Goering L. Belyj’s Symbolist Abyss // The Slavic and East European Journal. — 1995. — Vol. 39, No. 4. — C. 568—584.
- Grigorjeva J. Lotman on mimesis I I Sign Systems Studies. —- 2003. — № 31.1. —C. 217—237.
- Hart P.R. The Ironie «I» in «Peterburg» // Russian Literature. — 2000.1. XLVIII. — С. 33—45.
- Janecek G. Literature as Music: Symphonie Form in Andrey Belyi’s Fourth Symphony // Canadian-American Slavic Studies. — 1974. — VIII, 4.1. С. 501—512.
- Ljunggren M. The Missing Link in Andrej Belyj’s Peterburg // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — С. 115—126.
- Mandelker A. Synaesthesia and Semiosis: Icon and Logos in Andrey Belyj’s Glossalolija and Kotik Letaev // The Slavic and East European Journal. — 1990. — Vol. 34, No. 2. — C. 158—175.
- Matich O. Backs, Suddenlys, and Surveillance in Andrej Belyj’s «Petersburg» // Russian Literature. — 2005. — LVIII. — C. 149—165.
- Thomas R., Beyer Jr. Andrej Belyj’s Reminiscences of Rudolf Steiner: A Review Article // The Slavic and East European Journal. — 1981.
- Vol. 25, No. 4. — C. 76—86.
- Tomei C.D. «Ландшафты фантазии, слышимой молча за словом»: Dis/Juncture as a Patterning Principle in Andrej Belyj’s Peterburg // The Slavic and East European Journal. — 1994. — Vol. 38, No. 4. — C. 603— 617.
- Tomei C.D. On the Function of Light and Color in Andrej Belyj’s «Petersburg»: Green and Twilight // The Slavic and East European Journal.1992,—Vol. 36, No. 1. —C. 57—67.