Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-классовая сущность пессимизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работы классиков научной философии служат не только методологической основой исследования. Во многих из них рассматриваются те цроблемы, которые имеют самое непосредственное отношение к исследуемому нами вопросу. Одна из важнейших проблем, анализируемых К. Марксом и Ф. Энгельсом, — проблема отчуждения человека в антагонистическом обществе. В условиях капитализма, который превращает вещные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПЕССИМИЗМА В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ XIX — НАЧ/ЛА XX вв
    • I. Философские теории пессимизма XIX века
    • 2. Психофизиологичес?:ие концепции обоснования пессимизма
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПЕССИМИЗМА И ЕГО
  • КЛАССОВАЯ СУЩНОСТ
  • ГЛАВА III. «БЕГСТВО ОТ СВОБОД» ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ФОРШ ПРОЯВЛЕНИЯ БУРЖУАЗНОГО ПЕССИМИЗМА
    • I. Эскапизм или пассивные формы социального протеста. .III
    • 2. Социальный пессимизм и его активные формы проявления

Социально-классовая сущность пессимизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Главное направление социального прогресса человечества определяется в наше время миром социализма, ростом его могущества и усилением влияния проводимой род политики. «Нет такой страны или группы стран, такого идейного или политического течения, -отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, — которое не испытало бы на себе в той или иной мере влияние социализма. Такова реальность конца двадцатого века» / 66, с. 79 /.

Практикой построения социализма доказано, что созидательный труд на благо общества является не только высшим мерилом достоинства личности, но служит необходимым и действенным фактором формирования такого общественного климата, «в котором человек не знает гнетущего чувства неуверенности в завтрашнем дне, в котором господствует коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, нравственное здоровье и социальный оптимизм» /68, с. 14 /. Мир социализма — это мир социального оптимизм а. Оптимистический образ жисни советских людей определяется глубокими качественными изменениями во всех сферах общества, оптимистическим учением марксизма—ленинизма, политикой партии, активной позицией трудящихся масс.

Успехи мира социализма, его оптимистический образ жизни особенно зримы на фоне того кризиса, который пронизывает все сферы капиталистического общества. «Капитализм — это общество, лишенное будущего. Он означает эксплуатацию трудящихся, социально-политический и духовный гнет, безработицу, расовую и национальную дискриминацию, колониализм и неоколониализм. Он порождает глубокий моральный кризис общества: духовную деградацию, по требительское отношение к жизни, культ насилия, деформирующие личность» /67, с.17/.

Неверие в будущее, пессимизм охватывают все более широкие социальные слои Запада. Это все чаще признают сегодня и сами идеологи мира капитала. «Отсутствие веры в будущее, — отмечает сенатор Ф. Черч, — широко распространенный цинизм и глубокий пессимизм стали самыми главными явлениями в сегодняшней Америке» /цит.по: 245, с. 174/. «Средний американец, -констатирует обозреватель журнала «Форчун» , — охвачен настроением пессимизма и чувством страха за будущее. Американцев преследует «чувство ненадежности — ощущение, что с ними может произойти что-то ужасное» /цит. по: 244, с.57/. В этих и многих других высказываниях (характерных не только для идеологов США) свидетельство глубокого кризиса «духа» не только «государства всеобщего благоденствия», но всего капиталистического мира.

Однако причины подобного состояния буржуазные идеологи видят не в конкретных общественных отношениях, а в политике либерализма, в развитии научно-технической революции, в природе разума и самого человека. Обвиняя научно-техническую революцию в различных «угрозах», рисуя мрачную перспективу, ожидающую все человечество, идеологи Запада представляют кризис капитализма кризисом цивилизации вообще.

Кризис духа — это форма проявления кризиса калиталистических ценностей, кризиса социальных иллюзий, разрушаемых объективной логикой исторического процесса. Современный капитализм — это общество социального пессимизма. Закономерно возникая на определенной стадии развития капитализма — это явление становится его существенным качеством, одним из конкретных доказательств кризиса и обреченности изжившей себя системы.

Марксистской наукой последних лет дан глубокий и всесторонний анализ теоретических форм социального пессимизма. Однако было бы неверным считать, что этим исчерпывается вся сущность этого явления. Актуальной задачей, стоящей перед марксистскими учеными, является необходимость анализа не только теоретических концепций, но порождаемых ими равно как и порождающих их массово-психологических явлений /105, с.7/. Подобные исследования имеют «не только теоретическое, но и практически-политическое значение» /115, с.60/, поскольку позволяют глубже анализировать изменения, гроисходящие в массовом сознании современного Запада, вырабатывать дифференцированную ориентацию по отношению к различным слоям и группам этого общества. С другой стороны, подобные исследования дают возможность более аргументированно подвергать критике различные концепции буржуазных идеологов, глубже вскрывать сущность буржуазного образа жизни.

Качество жизни, являясь комплексной, интегральной характеристикой, распивающей положение субъекта в той или иной социальной системе, является сегодня объектом острой идеологической борьбы. Одним из сложнейших общественно-психологических явлений и одновременно одним из «индикаторов» качества жизни выступает общественное настроение. Последнее всегда служило и служит тем чувствительным барометром, по которому можно судить о духовном, нравственном, политическом климате любого общества на любом отрезке его исторического развития. Реальное сознание, как отмечал Г. В. Плеханов, всегда проявляется в преобладающем настроении чувств и умов в данном общественном классе.

— 6 данной страны и данного времени / 173, с. 247 /.

В этом плане социальный пессимизм выступает не просто как идеология, а как один из элементов духовной атмосферы современного Запада, как сущностная характеристика состояния сознания класса, различных социальных слоев и групп мира капитала.

У социальной системы, лишенной будущего, нет конструктивных политических идей и положительных идеалов, поэтому их отсутствие замещается иллюзорными псевдооптимистическими концепциями и идеалами, безудергшым ростом антикоммунизма и антисоветизма. Обострение идеологической борьбы, практика коммунистического строительства требуют от марксистских ученых «глубже анализировать состояние массового сознания и поведения людей.» / 270, с. 19 / социалистического общества. Конкретный анализ состояния массового сознания еще более актуализрфует теоретическую разработку таких проблем как общественное настроение, общественное мнение и т. п. проявления психологии масс. Как справедливо' отмечает А. К. Уледов, изучение цроблемы общественного настроения марксистской наукой пока отстает от потребностей практики и успехи в её разработке носят весьма скромный характер / 210, с.27−28 /.

Разработанность проблемы. История исследования пессимизма различными представителями идеалистической философии и психологик начинается со второй половины XIX века. Значительная часть их работ связана не столько с изучением самого явления, сколько с противоречивым изложением пессимистических теорий А. Шопенгауэра, Эд. Гартмана, с выяснением тех сторон их жизни (а также жизни других мыслителей, поэтов, писателей), которые могли бы раскрыть «тайну» мрачного.

— 7 мироощущения /см.: 86,163,2115,218,225/. Лишь в конце прошлого — начале XX века в работах Дж. Селли, Е. Каро, С. 0.Грузенберга, Н. Я. Грота, В. М. Хвостоза и других была предпринята попытка анализа самого явления / см.: 103,104,121,191,219 /. В отличие от других исследований, в их концепции заслуживало внимание то, что они выделили два уровня функционирования пессимизма — психологический и интеллектуальный. Последний уровень, с их точки зрения, есть единственный тип пессимизма, который поддается объективной научной «проверке», то есть анализу логики суждений. Психологический пессимизм или пессимизм настроения, считали они, это апофеоз личного, а потому субъективного страдания. На этом основании они относили к нему религиозный, поэтический, нравственный пессимизм.

Отвергая достижения материалистической философии, физиологии и психологии, основывал свои концепции на позитивизме и вульгарном материализме, исследователи пессимизма конца XIXначала XX веков окончательно запутались в неразрешимых противоречиях. Они вынуждены были апеллировать к физиологии и патологии индивида, к логичности или алогичности доказательств «пересечения» этого «худшего из миров». А потому их исследования превращались в схоластическое теоретизирование по поводу пессимизма.

Такой подход, при котором интеллектуальный пессимизм превращается в чисто логическое обоснование ценности мира, а пессимизм настроения зависит от природных или врожденных свойств индивида, характерен не только для прошлой, но и современной буржуазной философии и психологии. В американской философской энциклопедии выделены, например, такие типы пессимизма и оптимизма: 8 -I. Психологический или антропологический. Это суждение о преобладании добра или зла, основанное на индивидуальном опыте и склонности индивида к той или иной оценке.

2. Исторический пессимизм. Основан либо на оценке добра и зла в какой-либо период истории, либо на оценке той власти, которая существует в обществе в данный момент.

3. Физикалистский пессимизм. Рассматривает физический мир либо добрым, либо злым.

4. Универсальный или космический пессимизм. Основывается на суждении о преобладании добра или зла во Вселенной /275, р.114 /.

Подобная типология оптимизма и пессимизма совершенно не приемлет идеологии и психологии классов и масс. Признавая любую логику, буржуазные идеологи прошлого и настоящего отказываются признавать объективную логику исторического прогресса.

Рассматривая пессимизм и оптимизм абстрактно, вне контекста реальных общественных отношений, современные социологи Запада вынуждены лишь повторить те положения, которые были вццвинуты их предшественниками. «Для нас несомненно, — пишет американский социолог Р. Бейли, — что человек становится оптимистом или пессимистом не в силу какой-либо теории, а на основе личного благополучия, здоровья и темперамента» /274,р.39/. Иными словами, не социальные, а природные факторы определяют «предрасположенность» к оптимистическому или пессимистическому мировосприятию.

Вполне понятно, что для современных идеологов буржуазии, как и их предшественников, вопрос о классовой природе и сущности социального оптимизма и социально-г о пессимизма был и остается открытым.

Действительно научная рг. зработка явлений общественной жизни возможна только с позиг^й диалектико-материалистическо-го метода познания. Основываясь на методологии, выработанной классиками марксизма-ленинизма, на знании законов общественного развития, на анализе конкретных общественных отношений (которыми и определяется психология классов и масс) марксистско-ленинская наука по-новому ставит и решает те проблемы, которые были и остаются «камнем преткновения» для буржуазных идеологов прошлого и настоящего.

Работы классиков научной философии служат не только методологической основой исследования. Во многих из них рассматриваются те цроблемы, которые имеют самое непосредственное отношение к исследуемому нами вопросу. Одна из важнейших проблем, анализируемых К. Марксом и Ф. Энгельсом, — проблема отчуждения человека в антагонистическом обществе. В условиях капитализма, который превращает вещные отношения в господствующую форму социальных отношений, отчуждение предстает как такое положение человека, при котором его силы, способности, результаты деятельности оказываются не его собственными сущностными силами, а превращаются во враждебные и чуждые ему силы, разрушающими его социальную природу. При этом, как отмечали классики марксизма, отчуждение не является уделом какого-то одного класса. Оно имманентное свойство всего капиталистического общества, одним из следствий которого выступает буржуазный индивидуализм.

Отчужденное, раздвоенное сознание способно не только порождать различные варианты прэвратного отражения действительности, но и воспринимать самые разнообразные социальные иллюзии, которые являются «каплей целительного бальзама для бед.

— 10 ной души, погрязшей в убожестве окружающего" /8, с. 392 /.

Проводя глубокий социологический анализ условий жизни различных социальных слоев, живущих в этом «убожестве», К. Маркс и Ф. Энгельс выступают как глубокие психологи, вс1фы-вающие действительные причины пассивного и активного бунта тех, кто отвергает «истинный лозунг борьбы» .

Развивая марксизм в новых исторических условиях, В. И. Ленин отмечал, что «всякие крисисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего» /47, с. 245 /. Это положение было превосходно проиллюстрировано им самим при анализе многих конкретных оби-ественно-психологических явлений, конечные причины которых он е: сегда видел в экономических отношениях общества. Именно из конкретных общественных отношений В. И. Ленин выводит психологию пролетариата и буржуазии, мелкой буржуазии города и деревни, буржуазной интеллигенции и т. д. Отмечая двойственность положения мелкобуржуазных слоев и интеллигенции в социальной структуре общества, он анализирует те общественные настроения, которые формируются в этой среде. Пессимизм, анархизм, мелкобуржуазная революционность и другие массовые проявления общественной жизни рассматриваются В. И. Лениным не только как теоретические концепции, как идеология, но как проявление отчаяния мелкобуржуазных масс, как психология буржуазного индивидуализма. Кными словами, в работах В. И. Ленина речь идет не о пессимизме вообще, ао социальном пессимизме, функционирующем на двух уровнях — идеологическом и массово-психологическом. В этом смысле социальный пессимизм точнее было бы назиать историческим пессимизмом.

Связывая последний уровень с общественным настроением,.

— II с психологией классов и масс, В. И. Ленин говорит о необходимости внесения сознательности н рабочее движение, об опасности увлечения социальными иллюзиями. «Нельзя делать иллюзий, создавать себе мифы — материалистическое понимание истории и классовая точка зрения безусловно враждебны этому» /32,с.220/.

Значительный вклад в разработку проблем социального пессимизма внесли такие представители марксистской мысли как Г. В. Плеханов, В. В. Воровский, А. Лабриола, А. В. Луначарский, А. М. Горький и др. Некоторые из них непосредственно рассматривали причины формирования социального пессимизма, анализировали общественное настроение различных слоев и групп буржуазного общества. Статьи других позволяют глубже раскрыть некоторые частные положения.

В марксистской литературе последних лет достаточно полно исследованы различные проявления отчужденного сознания /см.: 74,108,109,114,116,136,148,164,204/. Дан глубокий и развернутый анализ современных философских теорий пессимизма, особенно экзистенциализма /см.: 90,91,93,183,190,198,203,214,221, 227/. Подвергаются критическому анализу «негативная диалектика», идеология «технологического», экологического, нравственного пессимизма /см.: 74,107,109,114,116,143,157,195,205/. С середины 60-х годов появляются работы, авторы которых анализируют пессимизм как общественное явление /см.: 71,130,159, 181/. С этого же периода в общей психологии начинает разрабатываться проблема психических: состояний человека /см.:133,263/.

Однако известная разобщенность между социологическим и психологическим подходами к анализу массово-психологических явлений, рассмотрение последних через призму общей психологии не могло не наложить отпечатка на понимание природы и сущности.

— 12 социального пессимизма (равно как природы и сущности социального оптимизма).

Еще нередко суть данного явления отождествляется только с идеологией, отрицающей ценности жизни и общественный прогресс, что затрудняет выделить специфику пессимизма и нигилизма, а также других общественных явлений, связанных с отрицанием. С другой стороны, пессимизм как настроение индивида часто отождествляется с общественным настроением, а отсюда делается однозначный вывод, что пессимизм это социальное зло, которому нет места в условиях социализма. Вместе с тем, разрабатывая проблему психических состояний человека, психологи выделяют, например, такое его состояние как фрустрация. По нашему мнению, последнее в целом тождественно тому, что мы понимаем под пессимизмом настроения. Но пессимизм настроения это совсем не одно и то же, что социальный (в данном случае точнее было бы сказать исторический) пессимизм, который функционирует не только на уровне идеологии или теоретического сознания, но и на уровне общественного настроения, то есть массового сознания. Социальный пессимизм и пессимизм настроения следует различать: а.) по субъекту, б) по закономерностям возникновения и развития, в) по способу существования и формам проявления.

Следовательно, не определив содержания понятия, не выявив диалектики общего и отдельного, не выработав дифференцированного подхода к разным уровням функционирования пессимизма, сложно избежать упрощенного его понимания.

Основная цель исследования определена названием работы. Выявить сущность социального пессимизма, его природу, механизм формирования и формы проявления.

Для реализации этой цели ставятся основные задачи:

— дать критический анализ основных положений философских теорий пессимизма прошлого века, вскрыть основные причины их возникновения;

— рассмотреть работы по исзледованию пессимизма, предпринятые в идеалистической философии, социологии и психологии в конце XIX-начале XX вв., дать их 1фитический анализ;

— проанализировать различные точки зрения, существующие в марксистской литературе на понимание социального пессимизма;

— доказать правомерность взделения пессимизма настроения и социального (исторического) пессимизма, раскрыть сущность последнего;

— показать, что социальный пессимизм является одной из существенных характеристик буржуазного образа жизни, его духовной атмосферы;

— рассмотреть некоторые формы проявления социального пессимизма, доказать правомерность выделения пассивных и активных форм социального бунта отчужденного сознания.

Научная новизна состоит:

— в обосновании связи социального пессимизма с буржуазным образом жизни, с его духовной атмосферой;

— в рассмотрении форм проявления социального пессимизма;

— в обосновании правомерности разграничения пессимизма настроения и социального пессимизма;

— в выявлении влияния социальных иллюзий на стабилизацию и дестабилизацию отчужденного сознания.

Практическая ценность исследования заключается:

— в критическом анализе теоретических воззрений буржуазных идеологов прошлого и настоящего на природу и сущность пессимизма;

— в доказательстве объективной закономерности возникновения социального пессимизма в антс1Гонистическом обществе;

— материалы и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании в качестве учебного материала по курсу исторического материализма и научного коммунизма, в спецкурсах по проблемам образа жизни, в пропагандистской и идейно-воспитательной работе;

— результаты исследования могут быть использованы при изучении общественного мнения и общественного настроения различных трудовых и учебных коллективов.

— 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выяснение характера, сущности и особенностей пессимизма как социального явления, закономерностей его возникновения, развития и проявлений представляет собой сложную и трудную проблему. Мы рассмотрели только некоторые её стороны и моменты, которые говорят о том, что действительное разрешение этой проблемы связано с наукой, основывающейся на диалектико-мате-риалистическом методе познания.

Анализ работ буржуазных исследователей пессимизма прошлого и настоящего показывает, что главное для них — обнаружить противоречия в логике суждений конкретного идеолога пессимизма, но никак не связывать возникновение этого явления с природой классовых отношений, с противоречиями антагонистического общества. С другой стороны, оставаясь в стороне от достижений передовой науки своего времени, они вынуждены апеллировать к физиологии и патологии индивида, к его биологической природе и «доказывать» врожденный характер пессимизма. Тем самым они оправдывают капитализм, поскольку являются защитниками интересов реакционного класса.

Теоретические концепции современных буржуазных идеологов направлены на то, чтобы изобразить грядущую гибель капитализма как гибель и уничтожение цивилизации вообще. Для этой цели они пытаются «доказать» бесперспективность реального социализма, поскольку данный общественный строй рано или поздно, утверждают они, столкнется с периодом упадка и гибели. Современный антикоммунизм не только не объективен, но он не может действовать иначе, так как представляет интересы класса лишенного перспектив, класса, который отказывается видеть мир таким, каков он есть, ибо сам давно исчерпал свою историческую роль и сегодня является силой, тормозящей общественный прогресс.

Пессимизм с позиций научной философии марксизма-ленинизма есть закономерное явление антагонистического общества периода его заката и гибели. С усилением общего кризиса капитализма состояние неуверенности, тревоги, страха, бессилия и отчаяния распространяется все шире и захватывает сегодня самые различные социальные слои этого общества. В том, что данные состояния являются своеобразной болезнью западного общества, его образом жизни, вынуждены все чаще признавать различные представители мира капитала. Но констатируя кризис «духа» различных слоев, бурэкуазные теоретики не могут указать действительных истоков его формирования. А отсюда их надежды на временный характер данного кризиса, на способность капитализма преодолеть его. С другой стороны, они пытаются показать, что данное состояние присуще всем социальным системам, которые достигают «индустриальной» стадии общественного развития.

Закономерность возникновения буржуазного пессимизма подтверждается стабильностью его существования. Пессимизм становится неотъемлемым свойством, качеством буржуазного образа жизни, характеристикой его духовной атмосферы. Буржуазный пессимизм явление не только стабильное, но и динамичное. Его динамика связана с процессом смены поколений, с ростом и углублением демократического движения, революционных изменений. Все это ведет к глубинным изменениям в мироощущении, умонастроениях различных социальных слоев и групп капиталистического общества. Но изменение динамики умонастроений отнюдь не означает полного исчезновения буржуазного пессимизма.

Крушение веры в идеалы и ценности, навязываемые пропаган.

— .169 дистской машиной Запада массовому сознанию, приводит последнее к поиску выхода из состояния отчаяния. Мелкобуржуазной реакцией на состояние отчаяния, пессимизма выступает пассивный и активный бунт. Последний доказывает, что отчужденное сознание все чаще не желает мириться с условиями буржуазной действительности. Но трагедия буржуазного индивидуалиста в том, что он не видит объективного характера исторического процесса, отрицает ведущую роль рабочего класса в современном мире, отрицает порой всякую социальную организацию, которая дисциплинирует личность. Но чем глубже противоречия в мире эксплуатации, тем больше внимания коммунистические и рабочие партии этих стран должны уделять тем, кто вольно или невольно присоединяется к революционному процессу. Изменение взглядов, убеждений, умонастроений, мировоззрения субъекта — сложный, трудный и длительный процесс. Далеко не все представители мелкой и средней буржуазии, интеллигенции и студенчества сразу и вдруг переходят на путь осознанной революционной борьбы. Но другого пути переделки старого мира и самого себя в условиях капитализма нет. Только социалистическая революция может изменить не только мир, но и самого человека. Как отмечал К. Маркс, «революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества /8,с.70/. Это же положение раскрывал и В. И. Ленин, который отмечал, что различные представители мелкой буржуазии, интеллигенции неизбежно будут вносить в революционное движение свои предрассудки, свои реакционные фантазии, свои слабости и ошибки. Но объективно они будут нападать на капитал. Задача.

— 170 сознательного авангарда революционного движения объединить и направить эту объективную борьбу масс, привести к победе социалистической революции, к социализму, при котором далеко не сразу эти массы «очистяться» от мелкобуржуазных шлаков /53,с.54−55/.

Практика построения социалистического общества доказывает, что «по мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем» /26, с.539−540/. Одновременно с ростом сознательности, с завоеваниями мира социализма происходят глубокие качественные изменения в образе жизни советских людей. Закономерным итогом развития общества, которое не знает частной собственности, эксплуатации и угнетения, является атмосфера социального оптимизма. Оптимистический образ жизни — одно из достижений и преимуществ развитого социализма. Но оптимизм советских людей, отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС," не самоуверенность баловней судьбы. Наш народ знает: все, что он имеет, создано его собственным трудом, защищено его собственной кровью. И мы оптимисты потому, что верим в силу труда. Потому что верим в свою страну, в свой народ. Мы оптимисты потому, что верим в свою партию, знаем — путь, который она указывает, — единственно верный путь! / 66, с.80/.

В документах КПСС последних лет «сделан принципиальной важности вывод о том, — отмечал К. У. Черненко на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовка новой редакции Программы КПСС,-что мы находимся в начале исторически длительной полосы — этапа развитого социализма» /69/. Программа должна настраивать на большую работу, которая потребует высокого напряжения сил по совершенствованию социализма. Она настраивает на решение многообразных и сложных проблем, которые связаны с развитием этапа развитого социализма. Созидательная, творческая деятельность трудящихся масс, их активная жизненная позиция спО' собны преодолеть все преграды на пути к прогрессу, на пути к торжеству коммунизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: По -литиздат, 1956, с.517−642.
  2. К. Письма ИЗ «Dej.tsch-Franzosinche jahrbucher» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.371−381.
  3. К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382−413.
  4. К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1,с.414−429.
  5. К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  6. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231−517.
  7. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−6.
  8. К., Энгельс Ф. Ненецкая вдеология. Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  9. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с. 343−437.
  10. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8,с.115−217.
  11. К., Энгельс Ф. Альянс социалистических демократов и международное товарищество рабочих. Соч., 2-е изд., т. 18, с.323−452.
  12. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с. 185−230.13
Заполнить форму текущей работой