Методическое обеспечение анализа поведения потребителей на региональном туристском рынке: На примере Приморского края
Диссертация
В соответствии с этой гипотезой первое массовое обследование потребителей услуг регионального туристского комплекса, произведенное в рамках работы, было направлено на изучение структуры и спектра интересов жителей края в отпускное время и на каникулах. Для этого была составлена специальная анкета по исследованию времяпрепровождения отпусков/каникул (приложение 6, 8). В опросах в качестве… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы анализа поведения потребителей на 10 рынке туристских услуг
- 1. 1. Анализ процессов, связанных с поведением потребителей на 10 рынке товаров и услуг
- 1. 2. Особенности и специфика туристского бизнеса и рынка тури- 31 стских услуг
- 1. 3. Методы и методики анализа поведения потребителей
- 2. Анализ поведения потребителей на региональном рынке 66 туристских услуг
- 2. 1. Формирование туристского комплекса России и региональные 66 особенности туристского бизнеса
- 2. 2. Факторы, влияющие на поведение потребителей на рынке ту- 87 ристских услуг
- 2. 3. Анализ первичного материала для оценки поведения потреби- 105 телей услуг турбизнеса
- 3. Совершенствование методики анализа поведения потреби- 129 телей на региональном рынке туристских услуг
- 3. 1. Система сбора первичных данных для оценки поведения ту- 129 ристов
- 3. 2. Применение методов многомерного анализа для сегментиро- 140 вания потребителей туристских услуг
- 3. 3. Методика анализа поведения потребителей на региональном 164 рынке туристских услуг
Список литературы
- Азоев Г. Л., Михайлова Е. А. Маркетинговые исследования. — М.: Фин-статинформ, 1999. 124 с.
- Актуальные проблемы Дальневосточного региона России: Сб. науч. Тр. / Под ред. В. К. Булгакова. Хабаровск: Изд-во Хабар. Гос. Техн. Ун-та, 2000.- 147с.
- Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие / И. В. Алешина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 456с.
- Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. Пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 384с.
- Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении. М.:Новый век, 2003. — 368 с.
- Багиев Г. Л, Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Изд-во «Экономика», 2001. 718с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. Пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебн. Пособие. -М.: Финансы и статистика, 2001. -319с.
- Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. Пособие. 5-е изд., перераб. И доп./Под ред. В. М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2003.-432с.
- Благоустройство городов Приморского края. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2003. -21с.
- Блэкуэлл, Миниард, Энджел. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2002. — 624с.
- Болч Б., Хуань К. Многомерные статистические методы экономики / Пер. с англ. М.: Статистика, 1979. — 317с.
- Боровиков В. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. (+CD)/ СПб.: Питер, 2003. — 688с.
- Брыскин В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992.
- Валовой региональный продукт и его использование на территории Приморского края / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 21с.
- Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в январе -марте 2004 года. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 22с.
- Внешнеэкономическая деятельность во Владивостоке в январе-сентябре 2003 года. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2003. — 20с.
- Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику / Пер. с англ. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. — 304.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов/В.Е. Гмурман. 9-е изд., — М.: Высш. Шк., 2003.479 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: «Финпресс», 2003. — 416с.
- Григорьев С.И., Растов Ю. Е. Начала современной социологии. М.: Магистр, 1999. — 432с.
- Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 304с.
- Д. Джоббер. Принципы и практика маркетинга. М.: Вильяме, 2000. -688с.
- Дейан Арман. Изучение рынка / А. Дейан. — Пер. с франц. В. А. Петрова под ред. С. Г. Божук. СПб.: Нева, 2003. — 128 с.
- Демографическая ситуация в Приморском крае. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. -57с.
- Денисов А.А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. -Л.: Энергоиздат, 1982. 288 с.
- Деятельность туристских фирм в 2002 году. Стат. Сб. — Владивосток: Примкрайстат, 2003. 17с.
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
- Долбунов А. Управление маркетинговыми коммуникациями. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», специальный выпуск № 8 — 9, 2002.
- Дуда Р., Харт П. Распознавание образов и анализ сцен. М.: Мир, 1976. -512с.
- Дурович А.П., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. Пособие. М.: Новое знание, 2002. — 348с.
- Елисеева И.И., Руковишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. -М.: Статистика, 1977. 144с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 336 с.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2002. — 200с.
- Залесский П.К. Мировой и российский опыт типологии потребителей по стилю жизни //Маркетинговые исследования. 2005. — № 1 (2). — С. 3 -11.
- Зорин И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 2003. 368с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб.: Питер, 2000.
- Инвестиционная и строительная деятельность в Приморском крае за январь-март 2004 года / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 17с.
- Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учеб. Пособие для вузов. -М.: Мастерство, 2002. 192с.
- Итоги работы организаций транспорта и связи в 2003 году. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004.- 10с.
- Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2001.-312с.
- Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. Финансы и статистика, 2003. -320с.
- Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании / Дж. Клейнен Пер. с англ. Ю. П. Адлера под ред. Ю. П. Адлера и В. Н. Варыгина. -М.: Статистика, 1978. — 221с.
- Ковалев А.И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев, В. В. Войленко. -2-е изд. Перераб. И доп. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. -255с.
- Козырев А.А. Мотивация потребителей. СПб.: Изд-во Михайлова1. В .А., 2003.-384с.
- Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002. -288с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2002. — 752с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 496с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е Песча. Изд. — М.- СПб.- К.- Вильяме, 2001. — 944с.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 1063с.
- Кравченко А.И. Социология. М.: Московский лицей, 1996. — 225 с.
- Кревенс, Дэвид, В. Стратегический маркетинг, 6-е издание.: Пер с англ. М.: «Вильяме», 2003. — 753с.
- Кричевец А.Н. Математика для психологов. — М.: Флинта: Московский психологосоциальный институт, 2003. — 376с.
- Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. С англ. под ред. В. Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2004. — 800 с.
- Малое предпринимательство Приморского края в 2003 году. / Приморский краевой комитет государственной статистики. — Владивосток, 2004. 43с.
- Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. М.: Вильяме, 2002. -960с.
- Мартышенко Н.С. Возможности экономического роста Приморского края в связи с развитием туристской отрасли // Тез. Докл. Межд. Науч.-практ. Конф. «Хозяйствующий субъект: новое экономическое состояние и развитие». Ярославль: Изд-во ЯГУ, 2003.
- Мартышенко Н.С. Исследование рынка туристских услуг Приморского края. // Тез. Докл. Межд. Науч.-практ. Конф. «Современная туристическая индустрия: опыт, проблемы, инновации. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003.
- Мартышенко Н.С. Маркетинговые проблемы на предприятиях туристской отрасли Приморского края. // Тез. Докл. Межд. Науч.-практ. Конф. «Проблемы развития предприятий: теория и практика». Самара: Изд-во СГЭА, 2003.
- Мартышенко Н.С. Современные технологии исследования рынка туристских услуг. // Интеллектуальный потенциал вузов на развитие Дальневосточного региона России: материалы VI Международной конференции аспирантов и молодых исследователей, Владивосток, 2004.
- Мартышенко Н.С. Студенческая аудитория как объект исследования потребительского рынка туристских услуг Приморского края. ВГУЭС. // Тез. Докл. Межд. Науч.-практ. Конф. «Информационные технологии в науке, образовании и экономике», Владивосток, 2003.
- Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 288с.
- Менеджмент туризма. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320с.
- Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352с.
- Михеева В.Д., Харитонова И.А. Microsoft Access 2002. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 1040 с.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. 208с.
- Население Приморского края в 2003 году. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 57с.
- Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975. — 500 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. Для вузов. М.: Просвещение, Владос. 1994.
- О’Шонесси. Конкурентный маркетинг. СПб.: Питер, 2002. — 864с.
- Об основных направлениях развития рынка труда в 2003 году. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 27с.
- Основной капитал экономики Приморского края в 1998 2002 годах / Приморский краевой комитет государственной статистики. — Владивосток, 2004. — 15с.
- Основные показатели социально-экономического развития г. Владивостока за январь февраль 2004 года. / Приморский краевой комитет государственной статистики. — Владивосток, 2004. — 38с.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160с.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208с.
- Приморский край на рубеже третьего тысячелетия: Стат. Сб. Владивосток: Примкрайстат, 2001. — 279с.
- Приморье в цифрах 1999 году / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2000. — 98с.
- Приморье в цифрах 2003 году / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 100с.
- Приморье в Дальневосточном федеральном округе на 1 января 2005 года / Росстат. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. — Владивосток, 2005. — 117с.
- Промышленно-ресурсный потенциал региона и проблемы обеспечения экономического роста, 20 -21 ноября 2003 г.
- Проурзин Л.Ю. Туризм как экономический приоритет: Монография -Л.Ю. Проурзин. М.: Новый век, 2003. — 218 с.
- Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. — Владивосток: Дальнаука, 2000. 213с.
- Раудис Ш. Ю. Оценка вероятности ошибки классификации. В кн.: Статистические проблемы управления. Вильнюс, 1978, вып. 5, с. 9−45.
- Раудис Ш. Ю., Пикялис B.C., Юшкявичус К. И. Система оперативной разработки распознающих алгоритмов (СОРРА). В кн.: Статистические проблемы управления. Вильнюс, 1978, вып.27, с. 9 -22.
- Ревинский И.А., Романова JI.C. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия: Учебное пособие. Сиб. Унив. Изд-во 2001 -304с.
- Романов А.А., Саакянц Р. Г. География туризма: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2002. — 464с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. -М., 2000. 642с.
- Россия в цифрах: Крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2000. -396с.
- Самуэльсон, Пол, Э., Нордхауз, Вильям, Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд. М.: Вильяме, 2001. — 688с.
- Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований: Учебное пособие / С. Г. Светуньков. СПб.: ДНК, 2003. — 352 с.
- Сигел Э. Практическая бизнес-статистика. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 1056с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2000. 350с.
- Снапелев Ю. М, Старосельский В. А. Моделирование и управление в сложных системах. М.: Сов. Радио, 1974. — 264 с.
- Соломон, Майкл Р. Поведение потребителя, Искусство и наука побеждать на рынке: Пер. с англ. / Майкл Р. Соломон СПб.: ООО «ДиаСоф-тЮП» 2003.-784с.
- Сошникова JI.A. и др. Многомерный статистический анализ в экономике. Уч. Пособие. М.: ЮНИТИ, 1999. — 598 с.
- Среднесписочная численность и начисленная заработная плата работающих крупных и средних организаций Приморского края. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 98с.
- Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. М.: Юристъ, 2001. — 243 с.
- Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно-практ. Пособие / Б. Е. Токарев. — М.: Юристъ, 2003. 254 с.
- Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002. — 928с.
- Труд и занятость населения в Приморском крае. / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2003. — 81с.
- Туризм и туристские ресурсы в России. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Москва, 2004. — 272с.
- Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Кулибановой. — СПб.: Питер, 2002. 752с.
- Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. -2002.- 1232 с.
- Челенков А.П. Маркетинг услуг. М.: ЦМИиМ, 2000. — 128 с.
- Черчилль. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2002. — 752с.
- Энциклопедия туризма: Справочник. — Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
- Эконометрика: Учеб. Пособ. для вузов / А. И. Орлов М.: Издательство Экзамен, 2002. — 576 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Самара: Самарский университет, 1995. — 167 с.
- Янкевич B.C., Безрукова H.JI. Маркетинг в готиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. B.C. Янкевича. -М.: Финансы и статистика, 2002. — 416с.
- Bobby J. Calder and Alice M. Tybout, «What Consumer Research Is,» Journal of Consumer Research, vol. 14 (1987), pp. 136 140.
- Bobby J. Calder, «Qualitative Marketing Research,» in Principles of Marketing Research, vol. 26 (1994), pp. 50 72.
- Bobby J. Calder and Alice M. Tybout, «A Vision of Theory, Research, and the Future of Business Schools,» Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 27 (1999), pp. 359 366.
- Clifford Christians and John F. Sherry Jr., «Postmodern Alternatives: The Interpretive Turn in Consumer Research,» in Handbook of Consumer Behavior, eds. Thomas Robertson and Harold Karsaijian (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1991), pp. 548 591.
- Clifford Geertz, Local Knowledge (New York: Basic Books, 1983) — John-Schouten. «Selves in Transition: Symbolic Consumption in Personal Rites of Passagt and Identity Reconstruction,» Journal of Consumer Research, vol. 17, no. 3 (1991), pp. 412−425.
- John F. Sherry Jr., ed., Contemporary Marketing and Consumer Behavior: An Anthropological Sourcebook (Thousand Oaks. С A: Sage, 1995).
- Deborah Heisley and Sidney Levy, «Autodnving: A Photo Elicitation Technique,» Journal of Consumer Research, vol. 18, no. 3 (1991), pp. 257 272.
- Kenneth Gergen, The Saturated Self (New York: Basic Books, 1991)
- Ajzen, I and M. Fishbein (1980), «Understanding Attitudes and Predicting Social Behaviour», Englewood Cliff, NJ: Prentice-Hall Journal of Consumer Research, vol. 11, no. 4, pp. 795 810.
- Ehrenberg, A. S. C. And G. J. Goodhart (1980). How Advertising Works, J. Walter Thomhson/MRCA, Journal of Consumer Research, vol. 11, no. 4 (1998), pp. 597−610.
- МО IПВЛЦИИ II ОСО JHAIIIIF. IK) IРЕШЮСТИ1. ШШШИД Д ИДД^Д^Д^Д
- Какие потребности и побежден&trade- удовлетворяются покупкой и использованием данного продукта?
- Являются ли эти потребности в настоящее время скрытыми или потенциальные покупатели их уже ощушают? ч
- Какая информация, относящаяся к продукту или к марке, хранится в памяти?3
- Есть ли у потребителя мотивация обратиться к внешним источникам, чтобы найти информацию об имеющихсявариантах и их характеристикам?
- Какие специфические источники информации используются чаще всего, когда предпринимается поиск? I
- На какие особенности или свойства нацелен поиск?31. В как<�какой степени потребители заняты оценкой и сравнением вариантов? э33
- Какие показатели продукта наиболее существенны в процессе оценки?3
- Насколько сложен процесс оценки (т е. противопоставляется ли один показатель нескольким другим)?3
- Каков результат оценки для каждого из вариантов, выбранных для покупки? J
- Что считается верным в отношении каждого показателя каждого варианта?3
- Воспринимается ли разница между ними существенной или варианта воспринимаются аналогичными?3
- В соответствии с каким общим правилом принималось решение для определения наилучшего выбора?--——. —~——1.KynKA ' ¦¦ ¦¦
- Будет ли потребитель тратить время и энергию, чтобы найти и купить предпочтительный вариант?
- Нужны ли дополнительные усилия, чтобы найти предпочтительную торговую точку для покупки?1.J1. N 1
- Какие еще продукты используются в сочетании с данным товаром?----J
- Где потребитель хранит продукт, когда не использует его? D
- Какова нормальная частота использования товара и продолжительность потребления?1. ZD
- Где и когда происходит потребление?••'л- ¦-' «» 11. ZD
- Как члены домохозяйства и другие люди участвуют в потреблении? • '