Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация современной системы социального партнерства в трудовой сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная ценность социального партнерства состоит в предоставлении возможности ненасильственного разрешения (переговорным путем) противоречий, неизбежно присутствующих в социально-экономических и социально-трудовых отношениях, в целях мирного сосуществования различных социальных общностей и общественного развития. Негативные последствия социально-экономических и социально-трудовых конфликтов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Теоретико-методологические вопросы организации систем социального партнерства
    • 1. 1. Историческая эволюция концепции социального партнерства
    • 1. 2. Развитие идей и мировая практика социального партнерства
    • 1. 3. Место и роль рабочего и профсоюзного движения в становлении социального партнерства
    • 1. 4. Развитие и современное состояние социально-трудовых отношений и социального партнерства в России
    • 1. 5. Научные представления о сущности и организации систем социального партнерства в России
  • 2. глава. Трудовые отношения и социальное партнерство в гражданской авиации России
    • 2. 1. Специфика деятельности и труда в сфере транспорта и гражданской авиации
    • 2. 2. Анализ социально-экономического развития гражданской авиации России
    • 2. 3. Социально-экономические интересы в сфере труда в гражданской авиации России
    • 2. 4. Современное состояние социального партнерства в гражданской авиации России
  • 3. глава. Организация современной системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России на отраслевом уровне
    • 3. 1. Основные положения системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России
    • 3. 2. Структура и взаимосвязи системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России
    • 3. 3. Структура субъектов социального партнерства в рамках системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России
    • 3. 4. Мероприятия по организации современной и эффективной системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России

Организация современной системы социального партнерства в трудовой сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Труд, несомненно, является основным жизнеобразующим процессом человеческого общества, в том числе важнейшим фактором социально-экономической дифференциации, формирующей структуру современного общества. Социально-трудовые отношения развиваются вслед экономическому развитию, с разной долей конфликтности утверждаясь в той или иной форме, влияя, в свою очередь, на экономику и общество в каждой отдельной стране и мире в целом. Поэтому социально-экономические реформы, которые проходят в нашей стране с конца прошлого века, сделали неизбежной и остро необходимой реформу всей системы социально-трудовых отношений, чтобы обеспечить возможность эффективного и социально позитивного взаимодействия работников и работодателей как основных субъектов экономики.

Мировая практика, в течение столетий вырабатывавшая соответствующие механизмы, может послужить основой для формального определения механизмов такого взаимодействия в форме социального партнерства и в нашей стране.

Главная ценность социального партнерства состоит в предоставлении возможности ненасильственного разрешения (переговорным путем) противоречий, неизбежно присутствующих в социально-экономических и социально-трудовых отношениях, в целях мирного сосуществования различных социальных общностей и общественного развития. Негативные последствия социально-экономических и социально-трудовых конфликтов общеизвестны — это не только прямые и косвенные материальные потери от забастовок и локаутов в общественном производстве, но и разрушительные социальные революции, которые могут уничтожать целые страны и поколения. Поэтому следует признать, учитывая негативный исторический опыт взаимодействия между социальными субъектами на любых уровнях взаимодействия, что процесс организации систем социального партнерства неоднозначен, достаточно сложен и, безусловно, требует специального научного подхода и адаптации к конкретным особенностям отраслей экономики и территорий страны.

Проблемам организации взаимодействия социальных общностей в социально-экономических системах, в том числе и социальному партнерству, посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Н. Акумовой, А. Анцупова, М. Армстронга, В. Борисова, К. Боулдинга, Н. Бухарина, В. Васильева, В. Витюка, Н. Волгина, В. Галенко, Н. Горелова, Р. Дарендорфа, В. Забродина, В. Киселева, Л. Козера, Р. Колосовой, В. Комаровского, Дж. Коммонса, Н. Локтюхиной, В. Макаренко, Д. Макгрегора, К. Маркса, О. Меньшикова, В. Михеева, Э. Мэйо, Ю. Одегова, Т. Парсонса, В. Потемкина, Д. Риккардо, А. Свенцицкого, С. Соколовой, В.

Спивака, М. Туган-Барановского, А. Турена, Ф. Герцберга, А. Чаянова и других.

Однако некоторые аспекты, имеющие теоретическое и практическое значение, в научной литературе освещены недостаточно.

Во-первых, социальное партнерство рассматривается в российской экономической литературе неоправданно узко, вне более широкого теоретического обоснования, а используемый понятийный аппарат в той или иной степени повторяет положения российского трудового законодательства, и поэтому носит скорее юридический, чем экономический характер.

Во-вторых, в отечественной экономической литературе практически не рассматриваются системы социального партнерства, как в общем плане, так и в различных сферах жизнедеятельности людей, их элементы и взаимосвязи, вопросы их организации, функционирования, качества, результативности, в том числе, с точки зрения социально-экономических интересов субъектов экономики и социально-трудовых отношений.

В-третьих, практически нет исследований, посвященных оценке и методикам оценки качества социального партнерства в трудовой сфере, в том числе, и в конкретных отраслях экономики, хотя, в силу объективно существующих особенностей и специфики социально-трудовых отношений и их субъектов в различных сферах экономической деятельности, необходимо рассматривать развитие и организационные аспекты социального партнерства именно в рамках отдельных отраслей, организаций и территорий.

Ориентация диссертационного исследования на восполнение этих пробелов обусловливает актуальность темы не только в связи с их недостаточной научной изученностью, но и в силу большой народнохозяйственной значимости рассматриваемых вопросов.

Гражданская авиация или воздушный транспорт является важной частью современной экономики и единой транспортной системы России, интегрирующейся в международное экономическое пространство. Устойчивое и эффективное функционирование транспортной отрасли является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста страны, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения уровня жизни населения, и, наконец, рациональной интеграции России в мировую экономику. Как незаменимый в особых случаях вид транспорта, гражданская авиация имеет свои особенности, в том числе — в сфере труда, отражающиеся в достаточно конфликтных отношениях работодателей и работников. Забастовки на воздушном транспорте как следствие неэффективных трудовых отношений способны не только парализовать производственную деятельность в сфере воздушных перевозок, но и угрожать обеспечению жизнедеятельности отдаленных районов, и даже снижать безопасность страны (например, забастовки авиадиспетчеров, летчиков). По подсчетам авиационных экономистов, один день простоя средней российской авиакомпании приносит ей прямые убытки около восьмидесяти миллионов рублей, не считая затрат на возмещение ущерба пассажирам и клиентам. Один день простоя отрасли по всей стране будет стоить от одного до двух млрд рублей прямых убытков. Даже итальянские забастовки — так называемая «работа только по правилам» — способны увеличить расходы на оплату труда в несколько раз, хотя при обычных обстоятельствах оплата труда составляет менее 10% в себестоимости услуг воздушного транспорта. Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы и определяет цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических основ создания и функционирования систем социального партнерства в сфере труда (на примере гражданской авиации) как важнейшего элемента современных и эффективных социально-экономических систем.

Цель диссертационного исследования определила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

• систематизировать и обобщить мировой и отечественный опыт, а также научные взгляды на способы организации взаимодействия больших социальных групп в обществе как основы возникновения концепции социального партнерства;

• проанализировать историческую и социально-экономическую роль рабочего и профсоюзного движения в становлении современной концепции социального партнерства;

• определить возможности адаптации и применения международного опыта социального партнерства в нашей стране в связи с объективной необходимостью соответствия социально-экономических отношений в России стандартам мирового сообщества;

• проанализировать нормативно-правовую и научную базу, в том числе понятийно-категориальный аппарат, социального партнерства в России;

• исследовать процесс становления социально-экономических и социально-трудовых отношений в гражданской авиации России с целью выяснения его основных характеристик и особенностей практической реализации в отрасли основных принципов социального партнерства в сфере труда;

• установить особенности, структурный состав и социально-экономические интересы действующих субъектов социально-трудовых отношений гражданской авиации России;

• рассмотреть качество и уровень развития социального партнерства как основные характеристики, по которым можно проводить оценку и сравнение систем социального партнерства;

• разработать критерии и методику оценки социального партнерства в сфере труда по уровню развития, и определить уровень развития социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России;

• разработать рекомендации по организации современной и эффективной системы социального партнерства в трудовой сфере гражданской авиации России.

Предметом исследования в данной работе является формирование системы социального партнерства в отрасли гражданской авиации России.

Объектом исследования являются социально-трудовые отношения в современной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда и экономической теории, теории управления, социальной философии, общей и экономической социологии, государственного управления, научного менеджмента, теории конфликтов, экономики и управления транспортом, а также материалы Международной организации труда.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, справочные, статистические материалы, а также материалы по исследуемой проблематике, полученные соискателем самостоятельно.

К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:

1. Уточнено понятие социального партнерства как формы организации эффективного социального взаимодействия в обществе в целях сохранения социального мира в различных сферах деятельностипредложено понятие системы социального партнерства в сфере труда как совокупности субъектов, имеющих интересы в сфере трудовой деятельности, и организующих мирную и социально неопасную совместную деятельность для достижения этих интересов на базе определенных условий, формируемых экономической и социальной ситуациейуточнены структурные характеристики такой системы;

2. Предложено понятие и методика оценки уровня развития социального партнерства в сфере труда, отражающего степень реализации общих и частных социально-экономических интересов субъектов трудовой деятельности в условиях социального мира;

3. Выделены основные проблемы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России и причины их возникновения, в том числе отсутствие реальных партнерских отношений между работодателями и работниками;

4. Предложено авторское понятие системоили отраслеобразующих профессий как безусловно необходимых для существования отрасли или вида деятельности, и сформулированы принципы определения таких профессий/профессиональных групп в целях оптимальной организации социально-трудовых отношений в отдельной отрасли;

5. Определены основные стратегические социально-экономические интересы государства, работников и работодателей гражданской авиации России как основа организации современной системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России;

6. Разработан организационный механизм создания современной и эффективной системы социального партнерства в трудовой сфере гражданской авиации России (ССПТСГАР), представляющий собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга организационных факторов и элементов, таких, как организационная структура системы, ее субъекты, их взаимодействие, необходимые организационные мероприятия в целях ее создания и обеспечения эффективности.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций для организации современной высокоразвитой системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России, а также для подобных целей в других отраслях транспорта или сферах деятельности.

Отдельные положения диссертации направлены на развитие норм трудового законодательства. Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативно-правовой базы трудовых отношений и систем социального партнерства в сфере труда, в том числе на уровне организации, территории, отрасли.

Материалы исследований могут быть использованы в учебном процессе учреждений высшего профессионального и послевузовского образования при чтении курсов «экономика труда», «социология труда», «трудовое право», «управление персоналом», а также специальных учебных курсов, освещающих отдельные вопросы организации социально-трудовых отношений.

Реализация работы. Результаты диссертационного исследованияосновные положения авторской концепции создания современной системы СПСТГАР — были использованы при организации межпрофсоюзного взаимодействия и разработке отраслевых тарифных соглашений гражданской авиации России в 1999;2006 гг.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационной работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты социально-экономического развития регионов России в новых условиях» (Пенза, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции VIII Царскосельские чтения (Санкт-Петербург,.

ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного социального партнерства в России», (Пенза, 2006 г.), на Международной научно-практической конференции Х Царскосельские чтения (Санкт-Петербург, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: перспективы развития теории и практики управления сложными социально-экономическими системами и процессами» (Санкт-Петербург, СпбГУ, кафедра управления и планирования социально-экономических процессов, 2006 г.), на Международной научно-практической конференции Х1 Царскосельские чтения (Санкт-Петербург, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007 г.).

Кроме того, основные положения авторской концепции создания системы СПСТГАР в разное время по мере разработки публиковались в отраслевых изданиях (журнал «Гражданская авиация», газета «Воздушный транспорт»), представлялись в отраслевые профсоюзы гражданской авиации, Отраслевую комиссию гражданской авиации по заключению отраслевого тарифного соглашения (ОТС), Министерство транспорта РФ и его структурные подразделения, Министерство труда и социального развития РФ (до реорганизации), Международную ассоциацию руководителей авиационных предприятий.

По материалам диссертационной работы были сделаны доклады на конференции ПРИАС ФГУАП «Пулково» (Санкт-Петербург, октябрь 1998 г.), совещании-семинаре в Федеральной службе воздушного транспорта Российской Федерации (Москва, март 1999 г.), на IV съезде ПРИАС ГА России (май 2001 г.), на V съезде ПРИАС ГА России (май 2006 г.).

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,6 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ — 1,0 п.л.

Заключение

.

В первой главе были рассмотрены история и эволюция форм организации социального взаимодействия в обществе, в том числе между работниками и работодателями, становления и развития рабочего и профсоюзного движения, в том числе и в России, а также сформирована общая понятийная база диссертационного исследования.

Традиции договорных отношений социальных групп, по нашему мнению, исторически обусловлены эволюционным развитием человеческого общества. Чем более образованы и развиты люди, тем больше внимания уделяют они вопросам адекватной организации социального взаимодействия в обществе с целью ненасильственного разрешения социальных противоречий, неизбежно и периодически возникающих в ходе такого взаимодействия. По мере общественного признания гражданских прав и свобод и равноправности всех членов общества такая организация неизбежно принимает форму договора — общественного или частного. Вся мировая история, в том числе история развития экономических отношений, смены общественно-исторических формаций, взаимоотношения работников и работодателей, рабочего и профсоюзного движений (в том числе международного), подтверждает этот тезис.

Таким образом, возникновение в 60—70-е годы XX столетия в развитых странах договорной формы регулирования социально-трудовых отношений явилось результатом длительного экономического и социально-политического развития и стало возможным благодаря следующим условиям:

1. Развитие экономики, усиление концентрации и централизации капитала, и, как следствие этого, изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства;

2. Конкретно-исторические условия, сложившиеся в развитых странах в послевоенный (50-у годы ХХ века) период и значительно ускорившие процесс формирования социального партнерства;

3. Рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения;

4. Активная социальная политика государств;

5. Развитие демократических процедур управления обществом на основе эволюции научной и общественной мысли.

Социальное партнерство, наиболее распространенное пока в социально-трудовых отношениях (в системе работник-работодатель) следует понимать, по нашему мнению, как одну из форм организации социального взаимодействия между людьми, группами людей, социальными общностями и организациями (в том числе государственной власти и управления), основанную на совпадении общих целей (целей развития и существования человеческого общества в условиях ограниченности природных ресурсов), совместной деятельности для достижения этих целей, характеризующуюся конструктивностью и эффективностью социальных отношений.

В России на сегодняшний день на основе специального законодательства фактически сложилась разветвленная многоуровневая схема коллективно-договорного регулирования социально — трудовых отношений. Она включает в себя субъектов социального партнерствапредставителей работников, работодателей и государства, органы социального партнерства, нормы, правила и процедуры, а также договора и соглашения как результаты деятельности.

Во второй главе рассматриваются характеристики социального партнерства на примере гражданской авиации (воздушного транспорта), в том числе особенности транспорта как отрасли экономики и социально-экономический анализ развития воздушного транспорта России. Транспорт, как часть экономики, представляет собой отрасль производства, которая обеспечивает необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, и имеет, по нашему мнению, свои особенности, которые не могут не влиять на социально-трудовые отношения в данной отрасли. Основная особенность транспорта заключается в характере производимой продукции, так как транспорт не производит реальный товар, а перемещает предметы (товары) и пассажиров, то есть обслуживает экономику и население, оказывая транспортные услуги. Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. Транспорт очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны. Специфика профессиональной деятельности работников транспорта определяется в первую очередь, особенностями продукции транспорта и самих производственных процессов. В связи с этим существует четкая специализация работников транспорта, непосредственно занятых в производственном процессе, и особые профессиональные и личностные требования к ним. На некоторые их этих групп помимо собственно основной функции (переместительной) могут накладываться другие функции, обусловленные спецификой транспортного процесса. В современных условиях деятельность каждой из этих профессиональных групп становится все более специализированной, особенно в наиболее сложных в технологических отношениях подотраслях воздушного и космического транспорта.

Воздушный транспорт (гражданская авиация) всегда был значимой составляющая транспортной системы СССР, обеспечивая до 80% пассажиропотоков в международном сообщении и значительную часть междугороднего сообщения на обширной территории страны. Важнейшей задачей воздушного транспорта являлось обеспечение транспортной доступности в отдаленных регионах страны, что необходимо для их экономического и социального развития. За период 1991;2005 годов гражданская авиация России пережила несколько спадов и подъемов. По мере улучшения общеэкономической ситуации положение стало стабилизироваться, сформировался устойчивый спрос отдельных категорий граждан, в том числе туристов, на услуги воздушного транспорта.

Нормативно-правовая база социального партнерства в гражданской авиации включает в себя общее законодательство (хозяйственное и трудовое), в том числе специальное — по авиационной деятельности, социальному партнерству, общественным организациям, и отраслевоеспециальные нормы и правила, разработанные непосредственно в отрасли гражданской авиации субъектами социального партнерства. Основными субъектами системы социального партнерства гражданской авиации России (далее ССПГАР) на отраслевом уровне согласно сложившейся на сегодняшний день системе являются:

1. Представители государства — в лице Министерства транспорта, делегирующего соответствующие полномочия Росавиации.

2. Представители работодателей — в лице МАРАП, которому делегируют соответствующие полномочия авиапредприятия.

3. Представители работников — в лице ООПГА, которому делегируют соответствующие полномочия отраслевые профсоюзы.

В ходе исследования нами были выделены следующие факторы влияния, от которых зависит эффективность организации и функционирования системы социального партнерства в гражданской авиации: специфика структуры и деятельности отрасли гражданской авиацииспецифика периода реформирования и особенности приватизации в отрасли гражданской авиацииэкономическое положение страны, отрасли гражданской авиации и отдельных авиапредприятийтрадиционные правила взаимодействия, принятые в гражданской авиацииполувоенный менталитет руководства гражданской авиацииличностные особенности лидеров новых профсоюзов гражданской авиацииособенности экономического поведения новых владельцев авиапредприятий после их приватизации.

Создание и функционирование эффективной системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России затрудняется текущим состоянием социально-трудовых отношений в отрасли, которое проявляется различными конфликтами, группируемыми следующим образом:

1. Конфликты на уровнях предприятий, территорий и регионов в связи с созданием новых авиационных профсоюзов наряду с продолжением деятельности ОПАР.

2. Конфликты по определению преимущественного положения той или иной профессиональной группы в иерархии отрасли гражданской авиации.

3. Конфликты внутри сторон социального партнерства на отраслевом уровне, связанные с выработкой тактики и стратегии поведения в переговорном взаимодействии.

4. Конфликты на уровне предприятий между работодателями и работниками, выражающиеся в запрете создания новых профсоюзов или профсоюзной деятельности, не перечислении членских взносов и ущемлении других прав профсоюзов, нежелании вступать в коллективные переговоры, не заключении коллективных договоров, не выполнении коллективных договоров или отраслевых соглашений, преследовании и уничтожении профсоюзных или просто общественно активных работников.

5. Конфликты внутри профсоюзной стороны социального партнерства на уровне предприятия, связанные с выработкой тактики и стратегии поведения в переговорном взаимодействии с работодателем.

В результате авторской оценки качества и уровня развития социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России на основе разработанной автором методики было установлено, что социальное партнерство в гражданской авиации не носит системный характер, так как находится на недостаточном уровне развития. Наиболее очевидно данный факт проявляют две основные проблемы: Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) не является оптимальным по составу и содержанию- ^ Значительная часть авиапредприятий не заключает коллективные договора вообще или не поддерживает и не распространяет на свои коллективные договора нормы ОТС.

В результате проведенных автором исследований были определены основные причины такого положения дел:

1. Отсутствие настоящих партнерских отношений между субъектами СП на всех уровнях, которое проявляется, прежде всего, в неспособности или нежелании одной или обеих сторон на каком-то отдельном предприятии и даже на уровне отрасли наладить конструктивное взаимодействие между собой.

2. Неадекватная полномочность представительства субъектами социального партнерства всех заинтересованных сторон.

3. Некачественные средства и методы, используемые субъектами социального партнерства.

Между тем, анализ социально-экономических интересов субъектов социального партнерства в отрасли позволил автору выделить и сформулировать общие и частные интересы этих субъектов таким образом, при котором нет основы для классовой борьбы или иного социального антагонизма, который делает невозможным любые договорные отношения.

Все вышеизложенное делает крайне необходимым такое совершенствование системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России, которое бы позволило поднять уровень ее развития до оптимального.

В третьей главе автором рассмотрены основные направления совершенствования и предлагается организационный механизм создания современной и эффективной системы социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России (ССПСТГАР), представляющий собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга организационных факторов и элементов, таких как организационная структура и ее субъекты, их взаимодействие в рамках системы, и необходимые мероприятия субъектов социального партнерства в целях ее создания.

По мнению автора, социальное партнерство — это одна из форм организации социального взаимодействия между людьми, группами людей, социальными общностями и организациями (в том числе государственной власти и управления), основанная на совпадении общих интересов (глобально — интересов существования и развития человеческого общества в условиях ограниченности природных ресурсов), уважении частных интересов, и характеризующаяся совместной конструктивной и эффективной деятельностью для удовлетворения всех этих интересов.

Система социального партнерства в сфере труда гражданской авиации России (далее система СПСТГАР) — это совокупность субъектов социально-экономической деятельности в отрасли гражданской авиации, имеющих интересы в сфере труда, и организующих мирную и социально неопасную совместную деятельность для реализации этих интересов на базе определенных условий, обусловленных экономической и социальной ситуацией.

Цель создания системы СПСТГАР — максимально возможное удовлетворение общих и частных социально-экономических интересов субъектов социального партнерства в условиях социального мира.

Основными элементами системы СПСТГАР являются: субъекты партнерства и их представителиорганы социального партнерствамеханизм социального партнерствасредства социального партнерстваметоды социального партнерствапредмет переговоров в системе социального партнерстварезультат переговорного взаимодействия в системе социального партнерстванормативная и социально-экономическая база системы социального партнерства и факторы влиянияотношения социального партнерствакультура социального партнерства.

Уровень развития системы СПСТГАР характеризуется степенью фактического достижения в условиях социального мира удовлетворения общих и частных социально-экономических интересов, связанных с трудом, субъектов социального партнерства в сфере труда гражданской авиации.

Основным элементом для систем социального партнерства в сфере труда, непосредственно влияющим на их уровень развития и результативность, мы считаем отношения социального партнерства, под которыми мы понимаем такие отношения между субъектами социального взаимодействия (работниками, работодателями и органами государственного управления), которые основаны на искренности, взаимном доверии, признании равноправия сторон, понимания общности стратегических интересов и жизненной необходимости поиска ненасильственных путей и средств их удовлетворения.

Проблема легитимности представительства в переговорном процессе субъектов социального партнерства в сфере труда решается за счет оптимизации представительской структуры конкретных субъектов.

Работники как субъект социального партнерства ССПСТГАР являются наиболее многочисленной, разноуровневой и поэтому наиболее сложной в организационном плане социальной общностью. По нашему мнению, рабочая солидарность может существовать только в условиях истинного внутрипрофессионального равноправия, адекватного осознания каждой профессией своего статуса в отрасли, умения правильно построить партнерские отношения с другими профессиональными группами. Поэтому основным принципом взаимодействия между профсоюзами гражданской авиации должен быть предлагаемый автором принцип отраслеили системообразующих профессий.

Предлагаемая автором структура представительства работников позволяет наиболее полно учитывать интересы всех основных профессиональных групп гражданской авиации, одновременно предлагая механизм решения внутрипрофессиональных и внутриотраслевых разногласий по поводу основных вопросов, регулируемых отраслевыми тарифными соглашениями. Сюда относятся вопросы соотношения заработной платы различных профессиональных групп, условия труда, рентабельность бизнеса, обоснованность сравнимых тарифов и льгот и т. д.

Под мероприятиями по организации ССПСТГАР следует считать конкретные действия первоначально общества, а затем непосредственно самих, законодательно и/или в договорном порядке определенных, субъектов социального партнерства, направленные на организацию конкретной системы социального партнерства в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Соответственно, к конкретным первоначальным действиям социальной системы следует относить создание соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы для организации систем социального партнерства в конкретной сфере, без которой такие системы созданы быть не могут (например, в сфере труда в отдельной стране). К такой базе, бесспорно, относятся соответствующие нормы Трудового кодекса РФ, Законы РФ «О профсоюзах», ранее «О коллективных спорах» и т. д., которые уже приняты и корректируются законными способами по мере созревания российской концепции социального партнерства.

Совершенствование системы СПСТГАР, в том числе повышение уровня ее развития достигается следующими действиями субъектов социального партнерства в отрасли гражданской авиации, которые, по нашему мнению, можно разделить на несколько основных групп:

1. Действия по формированию истинных отношений социального партнерства в отрасли;

2. Действия по созданию постоянно действующих формальных органов социального партнерства в отрасли — отраслевой комиссии, согласительной комиссии и т. д.;

3. Действия по отработке нормативной базы социального партнерства в отрасли путем создания, согласования и утверждения документов, всесторонне регламентирующих все вопросы переговорного процесса в отраслевой комиссии, по которым у сторон есть или могут возникнуть разногласия или разночтения;

4. Действия по поиску средств социального партнерства, которыми являются необходимые знания и информация (научные исследования по оценке санитарно-гигиенических условий труда работников, разработка минимальных социальных стандартов, анализ социально-экономических процессов и др.);

5. Действия по отработке технологий переговорного процесса и действия по ведению переговорного процесса;

6. Действия по выработке норм, регламентирующих отношения работников и работодателей по поводу труда в отрасли (заработная плата, нормы и нормативы, льготы и компенсации, рабочее время и время отдыха и т. д.).

Очередность расположения этих действий очевидно вытекает из логики построенной нами структурной схемы системы социального партнерства в гражданской авиации (ССПСТГАР). Тогда действия по формированию истинных отношений социального партнерства в отрасли являются, по нашему мнению, первоначальными и основными в организации современной и высокоразвитой ССПСТГАР. Если под отношениями социального партнерства мы понимаем отношения между субъектами социального взаимодействия (работниками, работодателями и органами государственного управления), основанные на искренности, взаимном доверии, признании равноправия сторон, общности целей и интересов, то необходимыми действиями по формированию таких отношений будут:

1. Формирование у работников и работодателей на всех организационных уровнях их представительства первоначальных установок на сотрудничество на основании понимания и разделения общности интересов — существование прогрессивной и эффективной отрасли гражданской авиации.

2. Осознание жизненной необходимости поиска общего в частных интересах и приемлемых средств их удовлетворения.

3. Воспитание особой культуры отношений социального партнерства, основанной на искренности, взаимном доверии, признании равноправия сторон.

4. Формулирование и реализация только позитивных и этичных общих и частных интересов.

5. Овладение лицами, непосредственно участвующими в переговорных процессах, техниками и технологиями эффективных переговоров и эффективного делового общения.

Таким образом, деятельность субъектов социального партнерства в целях создания базовой основы системы социального партнерства в гражданской авиации России сводится к формированию отношений социального партнерства на всех уровнях представительства, в первую очередь — на низовом уровне (уровне предприятий). Организационные и иные действия по созданию и функционированию ССПСТГАР сводятся к тем, что в основном описаны в законодательстве. Такая схема действий является повторяющейся, полный цикл рассчитан на время действия очередного отраслевого тарифного соглашения. Мониторинг ведется всеми субъектами социального партнерства. Исследования, необходимые для подготовки проектов итоговых документов (по оценке санитарно-гигиенических условий труда работников, разработка минимальных социальных стандартов, анализ социально-экономических процессов и др.) могут проводиться как каждым субъектом отдельно, так и в совместной работе. Проекты итоговых документов также могут готовиться каждым субъектом заново, либо возможно внесение изменений в текст предыдущего соглашения, взятого за основу. Предложения по формированию отраслевой комиссии традиционно могут рассылаться представителями государства. Основной момент — определение периода времени, когда это необходимо сделать, — должен определяться на последнем заседании отраслевой комиссии прошлого созыва.

В заключение следует добавить, что организация системы социального партнерства на любом уровне в интересах не сиюминутных (политических или личных), а стратегических и общественно значимых, требует государственного подхода, научного мышления и координированного усилия многих людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2001. 551 с.
  2. М. Армстронг. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ перев. С англ. под ред. С. К. Мордвинова. СПб.: Питер, 2005. -832 с.
  3. М.Л. Лучше меньше да лучше (профессиональные союзы в гражданской авиации) // «Гражданская авиация», 1999. № 3. — с. 5.
  4. М.Л. Вступая в 2000 год. Профессиональное самосознание работников гражданской авиации и задачи профессиональных союзов // «Гражданская авиация», 1999. № 12. — с. 3.
  5. М.Л. Новый вид социального страхования работников: проблемы реализации / «Гражданская авиация», 2000. № 6. — 5.
  6. М.Л. Проблемы социального партнерства в гражданской авиации // «Воздушный флот», 2003. № 7. — с.7
  7. В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий //Социологические исследования, 2001. № 5. — с. 56−66.
  8. В.А. Социальные интересы: Единство и многообразие// Социально-политический журнал, 1995. № 3. — с. 83−90.
  9. Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 224 с.
  10. В.В. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: ИС РАН, 1996. — с. 20−57.
  11. Воздушный кодекс РФ. М.: 2002.
  12. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ.— М.: «Дело», 1991. 320 с.
  13. Т. Философские основания учения о гражданине. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 304 с.
  14. З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования, 1997. № 3. — С. 25−36.
  15. Н. А. Бузановский С.С. Кризис и труд. СПб.: СПбГУЭиФ, 1999. — 180 с.
  16. С.И., Растов Ю. Э. Основы современной социологии: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.
  17. И. А. и др. Западная теоретическая социология. СПб.: 1996. -с. 286.
  18. Р. Теоретические вопросы согласования экономических интересов // Вопросы экономики, 1988. № 2. — с. 80−89.
  19. Г. Г. и др. Экономика и социология труда. Текст лекций СПб.: СЗГТУ, 2001. — 229 с.
  20. В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 250с.
  21. В.Ю. От учета человеческого фактора к управлению человеческими ресурсами.// Человек и труд, 1996. № 12. — с. 15−17.
  22. В.В. История русской философии. Собрание сочинений в 2 т. Л.: «Эго», 1990.
  23. Европейская социальная хартия 1961 года// Сб. Социальные права человека. М.: 1996. — с. 113 — 148.
  24. Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: индустрия авиаперевозок: учебник. М.: Советский спорт, 2005. — 176 с.
  25. М.В., Потемкин В. К. Экономическая психология. СПб.: Изд-во «Терция», 2005. — 350 с.
  26. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М.: Академия труда и социальных отношений, 1999. — 591с.
  27. Итоги производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации за 1997 год (иллюстрированный материал). М.: Федеральная авиационная служба России, 1998. — 70 с.
  28. Итоги производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации за 1998 год (иллюстрированный материал). М.: Федеральная авиационная служба России, 1999. — 71с.
  29. О.А., Мельникова М. Н., Потемкин В. К., Спивак В. А. Управление персоналом. Учебное пособие. СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2003. — с.250.
  30. В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности «менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 528 с.
  31. Ю.С. Прикладная социология: учебное пособие/ под ред. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 320 с.
  32. Коллективный договор на 1996−1999 гг.// ГУАП «Пулково». СПб.: 1996. — с.100.
  33. В.В. Независимое рабочее движение в Советском Союзе //Общественные науки и современность, 1991. № 1. — С. 37−46.
  34. В.В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность, 1998. № 2. — С. 21−31.
  35. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/монография под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 344 с.
  36. Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. -М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. с. 784.
  37. Кто есть что: Политическая Москва 1994 года. Книга 2 профсоюзные объединения и центры /справочник. — М.: Центр социально-политического анализа, 1994.
  38. Л.Ф. Основы и приоритеты социальной защиты (проблемы России и опыт США) //США: экономика, политика, идеология. М.: 1995. -№ 10. — с. 26−37.
  39. В.Ф. Уровень жизни населения в СССР. М.: «Мысль», 1977. -с.263.
  40. В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социологические исследования, 1996. № 11. — с. 120−129.
  41. Е.В., Сушков В. И. Политология: альбом схем // М.: Юристъ, 1998 г. с. 192.
  42. К., Брю С. Экономикс. в 2-х т. М.: «Республика», 1992.
  43. И. Удачная сделка затраты на персонал в гражданской авиации // Международный транспорт, 2005. — № 3. — с. 8−9.
  44. Материалы Международной конференции «Опыт и проблемы социального диалога в России и странах Европейского Союза», 01.06.2005.// М.: Институт Европы РАН.
  45. Материалы 1,2,3,4,5 съездов ПРИАС ГА России. М., 1992, 1996, 2000, 2004, 2007гг.
  46. Материалы коллегий Министерства транспорта РФ 2004−2007 гг.
  47. Материалы коллегий ФАС РФ 1992−1998 гг.
  48. Материалы коллегий ФС ВТ РФ 1999−2000 гг.
  49. Материалы коллегий ГСГА РФ 2000−2003 гг.
  50. Менеджмент на транспорте: учебное пособие / под ред. Громов Н. Н., В. А. Персианова. М: Издательский центр «Академия», 2003. — 528 с.
  51. О.И., Акумова Н. В., Локтюхина Н. В. Развитие системы социального партнерства Российской Федерации // «Уровень жизни населения регионов России», 2001. № 2. — с.10−73.
  52. Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека. 2006.
  53. В.А. Основы социального партнерства. М.: Экзамен, 2001. -448с.
  54. В. Можаев. Как работают профсоюзы за рубежом. М.: НЦП, 1993. -111 с.
  55. Мотивация профсоюзного членства/под ред. С. А. Шалаева. М.: НЦП, 1993. — 98 с.
  56. Обзор вопросов социального партнерства в Российской Федерации /подготовлен Проектом ТАС1Б «поддержка и осуществление социальной реформы и системы трудовых отношений (социальное партнерство и трудовые спорты)» ЕБКиБ 9707, 30 марта 2000. 137 с.
  57. Отраслевые тарифные соглашения в гражданской авиации за 1992 -2007 гг. Москва, 1992−2005.
  58. В.Ю. и др. Современные теории управления. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2002. — 252 с.
  59. Т., Эффективное управление. / пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП „Ермак“, 2004. 284 с.
  60. Ю., Загоруйско Ю. Культурный шок в посткоммунистических обществах в период рыночной трансформации // Современность, 1994. № 10. — с. 10−14.
  61. Прикладная конфликтология: хрестоматия./сост. Сельченок К. В. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2003. — 624 с.
  62. Профсоюзная организация на предприятии с негосударственной формой собственности/ под ред. С. А. Шалаева. М.: НЦП, 1995 г. — 70 с.
  63. Профсоюзное пространство современной России/ под ред. В. Борисова, С.Кларка. М.: ИСИТО, 2001. — 331 с.
  64. Профсоюзы Зауралья: вчера, сегодня, завтра: информационный сборник. Курган: Изд-во Зауралье, 2005. — 224 с.
  65. В.В. Какую Россию мы строим // Российская газета, 2000. — 11 июля.
  66. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  67. Религии мира. Учебное пособие. /под ред. Шахнович М. М. СПб.: ИДСПбУ, 2003. — 264 с.
  68. Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: 1995. — 250 с.
  69. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: 1969. — 80 с.
  70. С.И. и др. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 450 с.
  71. А.Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — 345 с.
  72. А.Л. Социальная психология. СПб.: Проспект, 2005. -335 с.
  73. К.С. Россия в сети конфликтности: между взрывом и соглашением // Социс. 1993. — № 7. — с. 73−76.
  74. Н. Система социальных льгот и выплат на американских предприятиях // Человек и труд, 1992. № 4. — с. 30−33.
  75. Советская система социального обеспечения // Министерство соцобеспечения РСФСР, ЦОБИНТИП. М.: 1974. — вып.4. — с.31.
  76. С.В. Технологии управления согласования экономических интересов (при распределении бюджетных средств. СПб.: „ОЦЭиМ“, 2002. — 198 с.
  77. Социальная политика. Энциклопедия // под ред. Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой. М.: Альфа-Пресс», 2006. — с. 295.
  78. Социальные конфликты в условиях переходного периода: материалы круглого стола. Москва, 1992, октябрь // Социс, 1993. — № 7. — с.40−43.
  79. Социальные ориентиры обновления: общество и человек./ под общ. ред. Т. И. Заславской.// М.: Политиздат, 1990. с. 448.
  80. Социальный менеджмент/уч. под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, 1998 г. — 271 с.
  81. Социология: учебное пособие / под ред. Э. В. Тадевосяна. М.: Знание, 1995. — 272 с.
  82. Социальное партнерство: словарь-справочник/ рук. Авт. Коллектива
  83. B.Н. Киселев, В. Г. Смольков, АТиСо М.: Изд-во «Экономика», 1999. -236 с.
  84. Становление трудовых отношений в постсоветской России. М.: Академический проект, 2004. — 624 с.
  85. Транспортный комплекс России 2002. М.: Министерство транспорта РФ, ИД. «Президент», 2003. — 35 с.
  86. Транспортный комплекс России 2004. М.: Министерство транспорта РФ, иД. «Президент», 2005. — 35 с.
  87. Н.А., Чубуков А. Б. Единая транспортная система: учебник. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. 240 с.
  88. Трудовой кодекс РФ. М.: 2002. — 80 с.
  89. Трудовой кодекс РФ. М.: 2006. — 85 с.
  90. Трудовые отношения /под ред. Горелова Н. А., Тучкова А. И. СПб.: СПбГУЭиФ, 2001. — 280 с.
  91. А. Демократический субъект в современном обществе. // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / под ред.
  92. C.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хутера. М.: Интеллект.1998. с.61−72.
  93. . Управление конфликтом. СПб.: Питер, 2004. — 75 с.
  94. Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры по-гарвардски. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 352с.
  95. Г. В. Управление конфликтами: практикум по конфликтологии. СПб: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. — 188 с.
  96. И.Л. История политических и правовых учений: краткое изложение и методические рекомендации по самостоятельному изучению. -СПб.: Знание, 1996. 62 с.
  97. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / под ред. Г. А. Кононовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  98. Экономика труда / под ред. Горелова Н. А. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  99. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник/под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 736 с.
  100. Экономика труда и социально-трудовые отношения // под ред. Меликьяна и Р. П. Колосовой. М.: изд-во МГУ, 1996. — 623 с.
  101. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248с.
  102. ХХ век. Гражданская авиация России в лицах. М.: Воздушный транспорт, 2000. — 560 с.
  103. МАРАП. Официальное издание Международной ассоциации руководителей предприятий. М.: 2003−2006гг.
  104. Международный транспорт. Издание международной федерации транспортников. М.: 2003−2006.
Заполнить форму текущей работой