Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях: II Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Эволюция российского права» (Уральская государственная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая доктрина как источник права: понятие, виды, генезис
    • 1. 1. Понятие правовой доктрины
    • 1. 2. Место правовой доктрины в системе источников права
    • 1. 3. Генезис правовой доктрины
  • Глава 2. Правовая доктрина как источник права в истории правовых систем мира
    • 2. 1. Правовая доктрина как источник права в истории римского права
    • 2. 2. Правовая доктрина как источник права в истории английского права
    • 2. 3. История мусульманской правовой доктрины
  • Глава 3. Правовая доктрина как источник права в истории России
    • 3. 1. Духовно-нравственные и исторические факторы становления правовой доктрины в России (VI — XVI вв.)
    • 3. 2. Эволюция правовой доктрины в России в XVI — XX вв

Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переживаемый Россией период развития характеризуется духовным кризисом — потерей смысла и ценностей исторического бытия общества в условиях борьбы различных идеологических течений (либеральных, социал-демократических, социалистических, национал-социалистических, евразийских, православных и других) и продолжающихся социально-экономических реформ. Пророческими оказались мысли русского философа И. А. Ильина о том, что «историческое время, выпавшее нам на долю, исполнено великого и глубокого значения: это эпоха крушения, подводящего итоги большому историческому периодуэто время испытания: совершается как бы некий исторический и духовный смотр, жизненная ревизия человеческих духовных сил, укладов и путей"1.

Духовные искания русского народа, предопределяющие сохранение Россией своей государственности, стабильности и устойчивости в общественной жизни, достижений культуры, исторического опыта для последующих поколений, с необходимостью обусловливают проведение исследований духовно-нравственных оснований русской цивилизаций, в том числе правового сознания и правовой культуры.

В юридической науке до сих пор не уделено пристального внимания сущности и значению доктринальных, научных представлений о праве в рамках духовной жизни России и правосознания общества. Вместе с тем, правовая доктрина как система господствующих в обществе представлений о праве способна не только отражать юридическую действительность, но и творчески преобразовывать все части правовой системы общества — правосознание, правотворчество, правореализацию и позитивное право.

Деидеологизация научного знания, развернувшаяся в России с конца 80-х годов прошлого столетия, наряду со стремлением к объективности, беспристрастности в исследовании человека и общества привела к падению научного интереса в области науки и идеологии, забвению роли духовной жизни общества. Кроме того, в правовой науке не проведено историческое и сравнительное исследование правовой доктрины как источника права в истории правовых систем мира и России.

Наконец, необходимость познания природы правовой доктрины определяется формально-юридическими причинами. Во-первых, в России.

1 Ильин, И. А. Кризис безбожия / И. А. Ильин. — М.: «Даръ», 2005. С. 3. продолжаются споры учёных относительно понятия и системы источников права. Более того, споры усугубляются тем, что до сих пор не принят федеральный закон «Об источниках права», который бы установил виды и иерархию источников права в России, в том числе определил роль правовой доктрины в правовой системе.

Во-вторых, в России среди принимаемых государством нормативно-правовых актов появились Доктрины (Военная Доктрина, Экологическая Доктрина, Доктрина информационной безопасности и др.), место которых в иерархии источников права не устанавливается позитивным правом.

В-третьих, согласно статьям 1191 Гражданского Кодекса РФ, 116 Семейного Кодекса РФ 1995 г., 14 Арбитражно-процессуального Кодекса РФ 2002 г. содержание норм иностранного права, регулирующего отношения с иностранным элементом устанавливается в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Статья 38 Статута Международного Суда Организации Объединённых Нации к источникам права, которые применяет Международный Суд, относит доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области публичного права. Иными словами, российское право признаёт правовую доктрину источником международного частного, процессуального и международного публичного права.

В-четвёртых, остается неопределённым значение и место правовой доктрины в системе источников российского права в условиях её фактического применения правотворческими и правоприменительными органами.

В силу названных обстоятельств в настоящем диссертационном исследовании предпринимается попытка изучения природы и истории правовой доктрины как источника права в Древнем Риме, Англии, мусульманских государствах и России.

Объектом исследования выступает система общественных отношений, связанных с возникновением и эволюцией правовой доктрины как источника права в Древнем Риме, Англии, мусульманской правовой семье и России.

Предметом исследования являются теоретические представления о закономерностях возникновения, развития и функционирования правовой доктрины как источника права в Древнем Риме, Англии, мусульманской правовой семье и России.

2 Статут Международного суда ООН 1945 // Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. М., 1996. С. 13−14.

Цель диссертационной работы состоит в изучении сущности и истории правовой доктрины как источника права в Древнем Риме, Англии, мусульманских государствах и России.

Данная цель обусловила постановку и решения следующих задач диссертации:

— изучение подходов к пониманию правовой доктрины, её функций и соотношения со смежными категориями (правовой наукой, правовой идеологией, правом юристов и т. д.);

— познание природы правовой доктрины как источника права, места авторитетных работ знатоков права в системе источников права, их достоинств и недостатков по отношению к другим источникам права;

— исследование видов и форм выражения правовой доктрины;

— изучение причин возникновения правовой доктрины и её значения в правовой системе общества;

— познание процесса формирования правовой доктрины как источника права и её соотношения с другими источниками права;

— исследование значения правовой доктрины в истории римского права;

— изучение роли правовой доктрины как источника права в истории Англии;

— исследование истории мусульманской правовой доктрины;

— изучение духовно-нравственных предпосылок зарождения российской правовой доктрины в VI — XVI вв.;

— познание истории возникновения и развития правовой доктрины в России в XVI—XX вв.

Степень разработанности темы. Тема диссертационного исследования является одной из самых неразработанных в отечественной правовой науке. По обозначенной теме отсутствуют специальные монографические исследования.

Методологической основой диссертационного сочинения является диалектический подход к познанию возникновения и исторического развития правовой доктрины как источника права, предполагающий борьбу противоположных начал общественного бытия, закономерный характер исторических событий и явлений.

Научный инструментарий работы строился на принципах объективности, историзма и плюрализма познания истории правовой доктрины.

Кроме того, в работе использовались общенаучные методы познанияобщелогические методы, системный и функциональный для изучения места правовой доктрины в правовой системе общества, воздействия юридической доктрины на общественные отношения и правосознание, правообразование, правореализацию и позитивное право. В работе применялся генетический (исторический) метод исследования относительно условий и причин возникновения правовой доктрины в истории правовых систем общества.

Среди специальных, характерных для юриспруденции, методов в исследовании применялись: историко-правовой метод, направленный на изучение первоисточников по истории правовой доктрины, эволюции работ знатоков права в истории различных государств мирасравнительно-правовой, связанный с сопоставлением правовых доктрин Древнего Рима, Англии, мусульманских государств и России, выявлением в них общего и особенногоформально-юридический, предполагающий анализ и оценку источников права.

Теоретическую основу работы составили работы отечественных и зарубежных теоретиков и философов государства и права: С. С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, В. Н. Синюкова, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, А. П. Семитко, Н. М. Коркунова, П. Г. Виноградова, A.M. Величко, Б. Н. Чичерина, В. В. Сорокина, Р. В. Насырова, Е. А. Лукашевой, Г. Пухты, Р. Иеринга, Р. Давида, X. Кетца, К. Цвайгерта, А. И. Саидова, М. Н. Марченко, С. Е. Десницкого, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, Н. Н Алексеева, С. В. Бошно, Д. А. Керимова, А. И. Ковлера, С. А. Дробышевского, В. М. Шафирова, В. И. Леушина, В. В. Пономаревой, И. Д. Мишиной, Н. Н. Тарасова, О. И. Цыбулевской, В. Д. Перевалова, А. С. Шабурова, И. Л. Солоневича, Дж. Г. Бермана, Р. Уолкера, Л. Р. Сюкияйнена, В. Е. Чиркина, Т. В. Губаевой, В. М. Сырых, Г. Л. Харта, А. Ф. Черданцева, М. С. Хайдаровой, И. Ю. Богдановской и др.

Историко-правовая основа работы включает в себя произведения зарубежных и отечественных историков и правоведов: С. В. Юшкова, О. А. Чистякова, Б. А. Грекова, Б. А. Рыбакова, В. В. Кожинова, Л. Н. Гумилёва, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, Н. М. Карамзина, В. М. Хвостова, М.Ф. Владимирского-Буданова, З. М. Черниловского, В. А. Томсинова, И. А. Исаева, Н. М. Золотухиной, И. А. Покровского, Н. М. Боголепова, И. Пухан, М. Поленак-Акимовской, Р. Иеринга, Д. В. Дождева, И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского, Е. А. Скрипилёва, Э. Дженкса, Р. Кросса, М. И Садагдара, Р. Шарля, Л. Массэ, Э. Аннерса и других.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты России, нормативно-правовые акты зарубежных государств.

Эмпирической основой диссертационной работы выступают первоисточники по истории правовой доктрины Древнего Рима, Англии, мусульманского права и России: «Институции» римского юриста Гая, Дигесты византийского императора ЮстинианаТрактат Ранульфа Гленвилла «О законах и обычаях Англии», «Законы и обычаи Англии», «Записные книжки» Генри Бректона, «Институции» Эдварда Кока, «Комментарии к английским законам» Уильяма Блэкстонасвященная книга мусульман Коран, сунны пророка МуххамедаКнига Белеса, народные былины, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», Русская Правда, Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г., Свод законов Российской империи, декреты советской власти о суде, произведения С. Е. Десницкого, А. П. Куницына, М. М. Сперанского и др. Кроме того, в работе использовались материалы международной, зарубежной конституционной и общей судебной практики по применению положений доктринальных трудов юристов в конкретных юридических спорах. В диссертационном исследовании анализировались правовые обычаи различных стран мира, отражённые в доктринальных произведениях и народном правосознании (пословицах и поговорках, народном эпосе).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— сформулировано определение категории «правовая доктрина как источника права»;

— обосновывается роль и место правовой доктрины в системе источников права;

— раскрывается эволюция правовой доктрины как источника права применительно к различным правовым системам мира;

— впервые введены в научный оборот труды ряда зарубежных авторов, признанные источниками права («О законах и обычаях Англии» Ранульфа Гленвилла, «Законы и обычаи Англии», «Записные Книжки» Генри Бректона, «Отчёты» Эдварда Кока);

— в диссертации использованы исторический и сравнительно-правовой методы для изучения природы правовой доктрины, а также сочетание методов научной традиции и творческого новаторства;

— обоснован механизм действия правовой доктрины в процессе правового регулирования;

— раскрыта предопределённость характера правовой доктрины духовными традициями общества;

— изучены регулятивные возможности правовой доктрины в вопросах защиты прав человека и гуманизации общественной жизни.

В ходе исследования аргументируются и выносятся на защиту следующие положения:

1. По своей юридической природе правовая доктрина в рациональной форме отражает правовую действительность и обладает регулятивными возможностями — по идеологическому, воспитательному воздействию на волю и сознание субъектов права с целью убеждения их в необходимости определённых типов правомерного поведения. Воплощением регулятивной функции правовой доктрины является то, что последняя является источником права и выступает формой выражения и закрепления правовых норм.

2. Правовая доктрина — это система идей о праве, выражающих определённые социальные интересы и определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права, признаваемых в качестве обязательных официально государством путём ссылки на труды авторитетных знатоков права в нормативно-правовых актах или юридической практикой в силу их авторитета и общепринятости.

3. Правовая доктрина выступает объективированным источником права во всех правовых системах мира в силу следующих причин. Во-первых, формальная определённость правовой доктрины достигается с помощью письменной формы выражения произведений юристов и известности неписаной доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права. Во-вторых, общеобязательность правовой доктрины вытекает из авторитетности, уважения к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе. В-третьих, реализация правовой доктрины обеспечивается государственным санкционированием в нормативно-правовых актах или судебной практике.

4. Правовая доктрина выступает первичным источником права и преобладает по юридической силе по отношению к другим источникам права. Формирование правовой доктрины как правовой доктрины носит интеллектуально-волевой, целенаправленный характер в течение длительного времени в результате приобретения научными исследованиями качеств общепринятости в обществе и профессиональной среде юристов и применении её при регулировании общественных отношений. В современной России правовая доктрина является источником права в силу её фактического признания как общепринятой и авторитетной при создании и реализации права, а также формально-юридического закрепления как источника права международного частного и публичного права.

5. Способами выражения правовой доктрины выступают принципы права, юридические дефиниции, доктринальное толкование норм права, юридические конструкции, правила разрешения юридических коллизий, правовые аксиомы, презумпции, сентенции, правила составления и оформления юридических актов, правовые догмы, правовые преюдиции, правовые позиции.

6. Правовые доктрины в диссертации можно классифицировать на: по форме выражения — письменные и неписьменныепо отношению к религиирелигиозные и светскиепо сфере действия — международные и национальныев зависимости от способа санкционирования — обязательные и рекомендательныепо содержанию — воспроизводящие другие источники права и непосредственные, имеющие самостоятельное юридическое значениев зависимости от круга создателей — персонифицированные и коллективныепо распространению — универсальные и частныеформам внешнего проявленияпроекты нормативно-правовых актов, заключения по вопросам толкования и применения права в конкретных случаях, труды учёных, признанных обязательными государством при разрешении юридических споров.

7. Способами санкционирования правовой доктрины выступают: придание произведениям юристов обязательности в нормативно-правовых актахссылка на доктринальные произведения юристов при принятии решения по конкретному юридическому делу судебными органами и другими органами применения прававключение правовой доктрины в текст нормативно-правового акта. Отсутствие государственного одобрения правовой доктрины не означает её невозможности фактического действия как источника права.

8. Свойствами правовой доктрины как источника права являются достоверность, обоснованность, общепринятость, гибкость, доступность для субъектов права и правоприменителей, авторитетность, добровольность действия, индивидуальность, прогностические и регулятивные качества. Правовая доктрина обладает рядом недостатков — абстрактность и обобщённость языка, опасность отражения правовой доктриной узкосоциальных интересов и корпоративных притязаний, рационализмом и возможными ошибками в осмыслении права.

9. От других источников права правовую доктрину можно отграничить по следующим критериям: по форме выражения правовая доктрина выступает неписаным источником права, тогда как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор имеют письменное выражениесоздателями правовой доктрины выступают лица, сведущие в праве, знатоки права, в то время как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридический прецедент, судебная практика формируются органами государственной власти, а правовой обычай складывается в фактической жизни всего обществаправовой доктрине присущ абстрактный, общий характер в отличие от казуистичности, конкретности судебной практики, правового прецедента и правового обычаяправовая доктрина, как и правовой обычай, реализуется субъектами права добровольно, на основе убеждения в авторитетности, общепринятое&tradeдоктринальных положений, тогда как иные источники права соблюдаются преимущественно под угрозой применения мер государственного принужденияправовая доктрина складывается целенаправленно корпорацией юристов, а правовой обычай формируется стихийно обществомпроцесс создания правовой доктрины носит длительный характер и не подчиняется процессуальным правиламправовая доктрина отличается своеобразными способами приобретения общеобязательности — признанием государством в нормативно-правовых актах обязательности определённых идей или работ юристов, применение судебными органами трудов знатоков права в качестве правовой основы дела при принятии решений, фактическом действии правовой доктрины в силу её соблюдения субъектами права.

10. Правовая доктрина впервые как официальный источник права оформилась в Древнем Риме в силу необходимости устранения противоречий, неопределённости правовых норм, пробелов в позитивном праве, познании, обработки и издании обычаев и законов Рима, а также обеспечении защиты порядка в общественной жизни путём соблюдения в правоприменительном процессе соответствующих формальных и ритуальных правил, неизвестных субъектам права.

11. Изучение истории различных правовых систем мира позволяют сформулировать универсальные закономерности возникновения и эволюции правовой доктрины. Во-первых, признание государством или фактическое действие правовой доктрины как источника права во всех странах мира, связано с тем фактом, что вне корпуса профессиональных юристов право теряет свое социальное значение, духовный смысл, поскольку не имеет оправдания со стороны правоведов, и лишено механизмов создания, устранения противоречий, пробелов, толкования и реализации. Во-вторых, укоренённость правовой доктрины в духовности народа, выражающаяся в том, что познание права было уделом жрецов, старейшин, получавших от верховных богов наряду с откровением, божественной истиной правду — право — вечный и непреложный порядок мироздания, а юридическая профессия имела священный идеалслужение божественным высшим началам — религии, нравственности народа, обеспечению единства, порядка и предсказуемости общественной жизни. В-третьих, автономность корпуса юристов по отношению к государственной власти с необходимостью влечет за собой признание правовой доктрины в качестве источника права обществом, а впоследствии государством. Напротив, подчинение корпорации правоведов государству, вмешательство власти в организацию и деятельность юридических сообществ обусловливает падение авторитета, роли правовой доктрины в системе источников права, порождает кризис творчества, парализует прогностические и регулятивные возможности правовой доктрины.

12. Отечественная правовая доктрина несёт в себе духовно-нравственные начала и образы, возникшие в эпоху становления русского народа и государственности — V — VII вв. — идеал народной правды-прави — вечного и божественного закона, определяющего мироздание и смысл жизни русского человека, соборности, державности, единства права, религии и нравственности, приоритет православных идеалов Добра, Любви и Красоты. Исторические данные и сравнение русской правовой культуры и правовой культуры западных государств позволяют утверждать самобытность, оригинальность права, правовой доктрины России как государства, в котором не отрицаются юридические ценности, а превозносятся духовно-нравственные основания права как правды, а не юридического закона. Институциональный статус правовая доктрина приобрела в России во второй половине XVIII в. в связи с европейскими по духу реформами и учреждением Московского университета в 1755 г. и появлением первых учёных-юристов. В течение столетия русская правовая доктрина отличалась не оригинальностью мысли, а заимствованием европейских правовых ценностей, отрывом от практической жизни, общим и абстрактным теоретизированием и как следствие бессмысленностью для права Российской империи. Лишь во второй половине XIX века зарождается самобытная юридическая мысль, не уступающая европейской правовой культуре, и занимающаяся поиском духовных доминант русского права и правовой культуры.

13. Правовая доктрина в России фактически сложилась в XVI веке в практике деятельности русских судов, приказов при применении русского права, систематизации права Руси и его творческой разработки, что предопределило её прагматический характер, понятность и доступность юридического языка и следование нравственным и православным идеалам при создании и реализации права. Своеобразие правовой доктрины России в данный исторически период нашло отражение в её религиозном духе и исторической самобытности, поскольку Россия не восприняла достижений римского права.

14. Действие правовой доктрины в юридической практике связано с наличием следующих обстоятельств:

— возникновение пробелов, противоречий, неопределённости в позитивном праве;

— общепринятостью доктринальных взглядов в корпорации юристов и обществе;

— авторитетностью и духовно-культурными основаниями правовой доктрины.

Теоретическая значимость работы заключается в установлении сущности, функций, видов, форм и места правовой доктрины как источника права, истории развития правовой доктрины как источника права в Древнем Риме, Англии, мусульманских государствах и России. Полученные результаты могут использоваться при преподавании учебных дисциплин «Теория права и государства», «История права и государства зарубежных стран», «История отечественного права и государства», «Истории политических и правовых учений», «Истории римского права», специальных курсов «Источники права», «Мусульманское право», «Правовые системы мира» и др.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что конкретные предложения работы могут использоваться в правотворчестве в аспекте разработки федерального закона «Об источниках права», участия учёных в качестве экспертов в процессе создания, изменения и отмены норм права различными органами государственной власти.

В рамках правоприменительной деятельности результаты проведённого исследования предполагают практическую необходимость в разрешении юридических дел с учётом общепринятых и авторитетных научных взглядов о праве, в особенности в ситуациях юридических коллизий, пробелов в позитивном праве, проблем определения применимого права и неопределённости смысла норм права.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях: II Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Эволюция российского права» (Уральская государственная юридическая академия, 2−23 апреля 2004 г.), Всероссийской научной конференции «Стабильность и динамизм общественных отношений в Российской Федерации: правовые аспекты» (Алтайский государственный университет, 23−24 сентября 2004 г.), межрегиональной научной студенческой конференции по правоведению «Трибуна молодого учёного» (юридический институт Томского государственного университета, 30 марта — 1 апреля 2005 г.), III Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Эволюция российского права» (Уральская государственная юридическая академия, 19−20 апреля 2005 г.), Всероссийской научной конференции «Правовые проблемы укрепления российской государственности» (юридический институт Томского государственного универистета, 25−27 января 2006 г.), Всеросийской научно-практической конференции «Право и государство: приоритеты XXI века» (Алтайский госудасртвенный универистет, 29−30 сентября 2006 г.), межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы современной российской правовой науки» (юридический факультет Сибирского университета потребительской кооперации, 30 ноября — 1 декабря 2006 г.), III Общероссийской научно-практической интернет-конференции «Современные вопросы государства, права, юридического образования» (Тамбовский государственный университет им Г. Д. Державина, 22 декабря 2006 г.), XLV международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Сибирская академия государственной службы, 10−12 апреля 2007 г.). Полученные в ходе исследования результаты были опубликованы в 11 сборниках научных работ и тезисов докладов.

Материалы настоящего исследования использовались в преподавании курса «Теории государства и права», «Истории политических и правовых учений» на юридическом факультете Алтайского государственного университета.

Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования включает введение, три главы, заключение и библиографический список.

Заключение

.

По итогам исследования сущности и истории правовой доктрины как источника права можно сформулировать следующие выводы.

1. Правовая доктрина понимается в трёх значениях: а) науки о правеб) учений о праве мыслителей прошлого и современностив) системы господствующих в обществе юридических взглядов, приобретающих общеобязательность.

2. Правовая доктрина как составная часть правосознания обладает не только рефлексивной, прогностической, но и регулятивной функцией, воздействуя непосредственной на волю и сознание человека в целях упорядочения его поведение.

3. Правовая доктрина как источник права характеризуется следующими признаками: а) системностьюб) рациональностьюв) отражением правовой реальностиг) формированием учёными в процессе познания создания и реализации правад) письменной и устной формами выраженияе) возникновением вследствие необходимости осмысления права и обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношенийж) действием в качестве источника права фактически или в силу государственного санкционированияз) авторитетностью, аргументированностью и принятием положений правовой доктрины обществом и юридическим сословием.

4. Приобретение правовой доктриной статуса источника права обусловлено пробелами в позитивном праве, коллизиями правовых норм, неопределенностью двусмысленностью права, предполагающими особую, творческую интеллектуальную работу по установлению применимых правил поведения. Кроме того, возникновение и действие права с непреложной необходимостью вызывают к жизни корпорацию лиц, профессионально занимающихся познанием права, поиском справедливых и общепринятых способов разрешения юридических споров. Не случайно, ряд исследователей относит юриспруденцию к одной их профессий и отраслей научного знания наряду со жрецами, врачами, воинами, земледельцами, животноводами. На основе исторических данных учёные доказывают появление юристов впервые не в Древнем Риме, а в более ранних цивилизациях — Шумера, Аккада.

5. Правовая доктрина как источник права представляет собой систему общепринятых и авторитетных юридических представлений, признанных господствующими государством и воздействующих на волю и сознание субъектов права в целях упорядочения общественных отношений.

6. Формами выражения правовой доктрины выступают — принципы права, научное толкование правовых норм, дефиниции юридических понятий, юридические конструкции, правила разрешения юридических коллизий, правила и приёмы составления и оформления юридических актов, правовые аксиомы, презумпции.

7. Правовые доктрины могут быть классифицированы на следующие группы: по отношению к религии — религиозные и светскиепо форме выражения — писаные и неписаныев зависимости от круга создателейперсонифицированные и коллективныев зависимости от юридического значения — обязательные и рекомендательныепо содержаниювоспроизводящие другие источники права и имеющие самостоятельное регулятивное значениев зависимости от сферы распространенияуниверсальные и частныепо форме проявления — проекты нормативно-правовых актов, экспертные заключения по поводу толкования и применения норм права, классические труды учёных, санкционированные в качестве обязательных и нормативно-правовые акты, включающие в себя доктринальные положенияпо сфере действия — международные и национальные правовые доктрины.

8. Правовая доктрина может приобретать силу источника права следующими способами:

— фактического действия без государственного признания, но одобрения обществом и юридическими кругами;

— судебного усвоения в процессе разрешения конкретных юридических дел;

— санкционирования верховными государственными органами правовой доктрины в качестве обязательной в нормативно-правовых актах.

При этом первоначально правовая доктрина, приобретая регулятивные свойства, находит поддержку в обществе и юридическом сословии, а впоследствии санкционируется государством. Закрепление государством правовой доктрины, не пользующейся уважения со стороны общества и юристов, теряет свой нормативный потенциал, действуя под принуждением, и создавая угрозу конфликта государственной доктрины и доктрины общественной. В такой ситуации, этатисткая правовая доктрина может стать фактором дестабилизации правовой системы и привести к «перерыву постепенности», революционным потрясениям правопорядка. Поэтому, правовая доктрина должна коренится в народном правосознании, исходить из самобытной духовной культуры народа.

9. К достоинствам правовой доктрины как источника права относятся: достоверность, аргументированность, убедительность, авторитетность, общепринятость, индивидуализация, прогностицизм, добровольность действия и гибкость в разрешении коллизий в праве, восполнении пробелов позитивного права, устранении противоречий и двусмысленности правовых норм. В то же время, правовая доктрина не лишена недостатков — рационализма, зачастую не учитывающего иррациональные, духовные аспекты права, опасности злоупотребления доктринальными взглядами в интересах тех или иных социальных сил и корпуса юристов, ошибками в предвидении эволюции права и предложений по совершенствованию позитивного права и практик его реализации.

10. Правовая доктрина является фактическим источником права во всех правовых системах мира независимо от государственного признания её в качестве таковой. Вне доктринального осмысления и корпорации юристов право не способно быть регулятором общественной жизни, поскольку остаётся безжизненным, бездуховным и непознанным сводом юридических правил.

11. В истории права проявляются универсальные закономерностизанятие правом, юриспруденцией было привилегией духовных лиц (жрецов, старейшин, впоследствии — священников и монахов) и считалось богоугодным делом, поскольку право и религия, нравственность не отделялись друг от другарегулятивный потенциал правовой доктрины предопределяется автономным, независимым положением сословия юристов по отношению к государству (подчинение организаций юристов государственной власти влечёт за собой падение роли правовой доктрины как источника права, творческих и прогностических возможностей науки и как следствие служение доктрин не обществу, а государственной волеправовая доктрина, как и право, сугубо национальна, самобытна в каждой стране мира и выражает духовный путь развития народа.

12. Генезис правовой доктрины как источника права отличается следующими особенностями:

— создание правовой доктрины учёными-юристами;

— целенаправленный, осознанный характер возникновения правовой доктрины;

— длительность формирования;

— общий, абстрактный язык изложения доктринальных взглядов;

— формальная обязательность правовой доктрины определяется единодушием, единством взглядов учёных-юристов по какому-либо вопросу;

— общеобязательность правовой доктрины проистекает из санкционирования правовой доктрины в нормативно-правовых актах, судебной практике и фактическом действии.

13. Правовая доктрина выступает первичным источником права, преобладающим над другими формами выражения права. Кроме того, правовая доктрина может становиться формой для других источников праванормативно-правовых актов, правовых обычаев, юридических прецедентов и др.

14. Правовая доктрина как источник права впервые возникла в Древнем Риме в связи с существованием особой коллегии жрецов — понтификов, изучавших и толковавших римские законы и обычаи. Характерно, что правоведение было духовным занятием, имеющим священное значение и божественный авторитет. В Англии, континентальной Европе, мусульманских государствах, России первыми юристами были лица, облечённые духовным саном. Удивителен тот факт, что в России XIX — XX вв. юриспруденции себя посвятили православные священники (Е.Н. Трубецкой,), что объясняется единством православия и права в культуре русского народа, где право подчинено абсолютному началу — Божественной Правде в мирской жизни. Европейские государства прошли путь от религиозной к светской правовой доктрине и отличаются прагматизмом, утилитарностью, техническим назначением в обслуживании общественных потребностей, процедурностью и формализмом, ритуальностью в создании и реализации права, потерявших свой изначальный священный смысл. Напротив, мусульманская правовая доктрина сохранила традиции и религиозные корни ислама, продолжая искать единства с божественным откровением, мирской жизнью и окружающей средой. Различие между европейской и мусульманской правовыми доктринами лежит не только в области духовых, мировоззренческих оснований, но и с точки зрения механизмов действия и идеалов эволюции. Европейские правовые доктрины сосредоточены на настоящем, сиюминутном, преходящем, а доктрина мусульман направлено на слияние прошлого и настоящего с грядущей жизнью в Боге.

15. Правовая доктрина в России имеет духовно-нравственные основания в образах Правды-Прави, космического и религиозного закона мироздания, устанавливающего для человека путь интуитивного поиска в каждом поступке правильного, праведного начала — истинного и доброго поведения. Образы Любви, Красоты и Добра имеют две с лишним тысячи лет истории в славянской культуре и пронизывают всю правовую историю России.

16. Духовными идеалами правовой доктрины России выступают:

— традиционные для русской культуры и православия представления о божественном происхождения Права, Прави, служении права Добру, Любви и Красоте, сохранению духовности русского народа и защиты его от противостоящих сил зла — природы и чуждых идей и завоевателей;

— Единство православия, нравственности и права в национальном правосознании;

— Соборность — единство русского народа, выражающееся в необходимости согласования правовой доктрины со всеми слоями русского общества;

— Высокий авторитет права и юридической профессии до реформ Петра I;

17. Становление правовой доктрины в России как организации, социального института следует отнести к XVI в. и деятельности дьяков и подьячих как чиновников, занимающихся систематизацией права и отправлением судебных функций. Как следствие, правовая доктрина отличалась прикладным назначением, православными корнями, народностью и самобытностью. Окончательное оформление правовая доктрина приобрела в XVIII веке в связи с учреждением Академии наук, университетов и появлением первых русских учёных-юристов. Во многом, появление правовой доктрины было итогом государственного насаждения европейских порядков, просвещения и науки, что обескровило самобытность русской правовой науки и долгое время ставило её в положение подражания европейским правовым ценностям.

18. В современной России правовая доктрина согласно конституционным положениям следует европейской концепции естественного права и не имеет статуса государственно-обязательной. Вместе с тем, правовая доктрина выступает фактическим источником права, поскольку применяется судами и субъектами права.

19. В целях определения природы и места правовой доктрины в системе источников права следует принять в Российской Федерации специальный закон.

Об источниках права", который бы определил понятие правовой доктрины, её роль в правовой системе, формы действия и установил её положение среди источников российского права.

20. В правоприменительной практике России правовая доктрина может применяться как источник права с соблюдением ряда условий:

— применяемые взгляды должны быть общепринятыми, общепризнанными в юридическом сословии, т. е. поддерживаться большинством учёных и практиков;

— доктрина должна быть авторитетной, исходить от признанных учёных или научных школ и основываться на проведённых научных изысканиях;

— правовая доктрина должна относится к существу юридического дела;

— правоприменительный орган должен сослаться на соответствующую работу, произведения учёного (по установленным выходным данным), либо получить подписанное, мотивированное заключение эксперта-учёного, либо указать на то, что те или иные взгляды, не имеющие конкретного автора, являются общепринятыми;

— необходимо обращение к правовой доктрине в случае противоречий норм правовых норм, пробелов в позитивном праве, двусмысленности или неопределённости права.

Наконец, в работе высказывается взгляд о настоятельной необходимости восстановления в России утраченного в ходе исторической и идеологической борьбы истинного смысла права как средоточия духовных сил русского народа на пути к правде — идеалу общественного устройства. Нельзя не согласиться с JI.H. Рыжковым в том, что будущее русской культуры предполагает: «Возврат веры, соответствующей духовному миросозерцанию русского народа, проклятие своекорыстию и стяжательству, объявление этих свойств ущербных душ формой преступления, караемого небесами, гимн братской общности и единой цели — установлению справедливого царства Божия для людей на земле, в противовес безысходной разобщённой беззащитности, насаждаемой силами е- ~ 461 зла, идеи истинности добра с всевышней точки зрения» .

Представленное диссертационное исследование посвящено исследованию историко-теоретических аспектов правовой доктрины, и не претендует на универсальность познания закономерностей возникновения и действия.

461 Кайсаров, А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга/ А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б. А. Рыбаков. — Саратов.: Надежда, 1993. С. 315. правовой доктрины. Так, изучению может быть подвергнута правовая доктрина как духовно-нравственная основа правовой системы, а также могут быть проведены специальные исследования истории правовой доктрины в континентальной правовой семье, системе индусского права, дальневосточной правовой семье. Кроме того, необходимы исследования о роли правовой доктрины в рамках отдельных элементов правовой системы или отраслей права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 июня 2002 года. // Российская газета. № 137. 27 июля 2002 г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.З) от 26 ноября 2001 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.
  4. Военная Доктрина Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.
  5. Декларация прав и свобод человека РСФСР от 5 сентября 1991 г. // Известия. 1991. 7 сентября.
  6. Конституция Российской Социалистической Федеративной Республики 10 июля 1918 г.// Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
  7. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 12 апреля 1978 г. // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1999. С. 402−431.
  8. О суде: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 ноября 1917 года // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.110 суде: Декрет Совета Народных Комиссаров № 2 от 7 марта 1918 г.// Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 26. Ст. 420.
  9. Полное собрание законов Российской империи. Спб., 1833.
  10. Русская Правда. Краткая редакция. Текст по Академическому списку. Перевод Б. Б. Кафегауза. // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1999. С. 4 9.
  11. Русская Правда. Пространная редакция. Текст по Троицкому списку. Перевод В. Н. Сторожева. // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1999. С. 9 27.
  12. Свод законов Российской империи. Спб., 1904. Изд-е 1896 г.
  13. Свод основных государственных законов 23 апреля 1906 г. // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1999. С. 280−284.
  14. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  15. Соборное Уложение 1949 г. // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия XI XIX вв. М.: Мысль, 1999. С. 238 — 249.
  16. Судебник 1497 г. // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия XI XIX вв. М.: Мысль, 1999. С. 80 — 91.
  17. Судебник 1550 г. // Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: «Проспект», 1999. С. 43 50.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 13июня 1996 г. «О доктрине развития российской науки». // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25.
  19. Абдель Гулам Хайдар, Источники международного права в доктрине и практике стран ислама. Автореферат на соискание учёной степени кандидата юридических наук. М., 1996. 28 с.
  20. Абдель Ваххаб Халлаф, Источники исламского шариата отражение в интересах человека / Абдель Ваххаб Халлаф// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. — М.: Мысль, 1999. С. 730−740.
  21. , Н.Н. Русский народ и государство / Н. Н. Алексеев. М.: Аграф, 1998.-640 с.
  22. , С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования./Алексеев С.С. М.: Статут, 1999. — 712 с.
  23. , С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность / С. С. Алексеев. М.: Норма, 2001. — 176 с.
  24. , Ю., Измайлов И. Право судить / Ю. Алёшина, И. Измайлова// Вокруг света. 2006. № 9. С. 157
  25. , Э. История европейского права / Э. Аннерс. М.: Наука, 1994.-395 с.
  26. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. II. Европа: V XVII вв. -М.: Мысль, 1999. 740 с.
  27. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV. Россия XI XIX вв. -М.: Мысль, 1999.-813 с.
  28. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. V. Россия XX в. -М.: Мысль, 1999. 829 с.
  29. , В. Мусульманское право. Исторический очерк / В. Артёмов// Российская юстиция. 1997. № 10. С. 20 24.
  30. Архиепископ Серафим (Соболев), Русская идеология. Историко-религиозный очерк/Серафим (Соболев). Спб. 1994.Т.2. -184 с.
  31. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани//Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М.: Мысль, 1999. С. 674 — 680.
  32. , М. Римское право: (Понятие, термины, определения) / М. Бартошек. М., 1989. — 450 с.
  33. , Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье / Е. А. Беляев. М., 1966. — 280 с.
  34. , Н.А. Истина православия / Н.А. Бердяев// Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. № 11. 1952. С. 4 -11.
  35. , Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии /Г. Дж. Берман. -М., 1999.-431 с.
  36. , Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. М.: Инфра-М, 1998. — 624 с.
  37. , В. Комментарии к законам Англии / В. Блэкстон// Антология мировой юридической мысли. В 5 т. Т. III. Европа: XVII XX вв. -М.: Мысль, 1999. С. 97−102.
  38. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням / Сост., предисл. Н. И. Надеждина. Образцовые сказки русских писателей / Сост., обработка В. П. Авенариуса. М.: Московский рабочий, 1990. — 336 с.
  39. , И. Ю. Прецедентное право / И. Ю. Богдановская. М.: Наука, 1993.-239 с.
  40. , Н.П. Учебник истории римского права / Н. П. Боголепов. -М.: зерцало, 2004. 568 с.
  41. , С.В. Доктрина как форма и источник права / С.В. Бошно// Журнал российского права. 2003. № 12. С. 72 80.
  42. , С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные источники формы права / С.В. Бошно// Журнал российского права.-2003. № 1. С. 82 89.
  43. , Г. О законах и обычаях Англии / Г. Брэктон// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. II. Европа: V XVII вв. — М.: Мысль, 1999. С. 416.
  44. , С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории) / С. Н. Братусь. М.: Городец, 2001. — 208 с.
  45. , Г. О законах и обычаях Англии / Г. Брэктон// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран./ Древность и Средние века.// Составитель. В. А. Томсинов. М., 2004. С. 339 — 344.
  46. , Г. «О законах и обычаях Англии» / Г. Брэктон// Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М.: Юрид. лит., 1961. С. 145 156.
  47. , С.Г. Шариат принадлежит не только истории, но и будущему / С.Г. Буянский// История государства и права. 2000. № 1. С. 23 27.
  48. Ван ден Берг, JI.B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / JI.B.C. Ван ден Берг. М.: Наталис, 2005. — 240 с.
  49. , Е.В. Руководство к толкованию и применению законов /Е.В. Васьковский. М.: Городец, 1997. — 128 с.
  50. . A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур / A.M. Величко. Спб.: Юрид. Инс-т, 1999. — 235 с.
  51. , A.M. О национальных основах права и русского в особенности / A.M. Величко // Величко A.M. Нравственные и национальные основы права. Спб.: Юрид. инс-т, 2002. С. 89 — 119.
  52. , A.M. Философия русской государственности / A.M. Величко. Спб.: Юрид. Инс-т, 2001. — 336 с.
  53. Велесова Книга: Боги и предки. М.: Москва-Град, 2006. — 256 с.
  54. , Н. История советского государства. 1990 1991. / Н. Верт. — М.: Ось 89, 2002. — 544 с.
  55. , П.Г. Очерки по теории права / П. Г. Виноградов. М., 1915.-156 с.
  56. , П.Г. Римское право в средневековой Европе / П. Г. Виноградов. М., 1910. -100 с.
  57. Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. Ростов-на-Дону., 1995. — 640 с.
  58. , А.В. Формирование и развитие института адвокатуры в Западной Сибири в период разработки и реализации Судебной Реформы 60 -х гг. XIX в. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Омск., 2005. 26 с.
  59. Гай, Институции / Гай/ Пер с латинского Ф. Дадынского / Под ред. В. А. Савельева, JI. Л. Кофанова.- М., 1997. 187 с.
  60. Гай. Институции. М., 1997. 268 с.
  61. , Р. Трактат о законах и обычаях Англии, называемый Глэнвилл / Р. Глэнвилл//Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. II. Европа: V XVII вв. — М.: Мысль, 1999. С. 408 — 416.
  62. , Р. Трактат о законах и обычаях английского королевства / Р. Глэнвилл//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран./ Древность и Средние века.// Составитель. В. А. Томсинов. М., 2004. С. 323 -330.
  63. , H.JI. Источники права / H.JI. Гранат/ЛОрист. 1998. № 9. С. 6
  64. , Б.Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. М. Наука, 1953. — 560 с.
  65. , Б.Д. Киевская Русь / Б. Д. Креков. М.: ACT, 2006., — 671 с.
  66. , Д. К вопросу о понятии и источнике обязательности юридических норм / Д. Гримм// Журнал Министерства Юстиции. 1896. июнь. С. 26−27.
  67. , Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности / Т. В. Губаева. М.: Норма, 2007. — 160 с.
  68. , JI.H. От Руси до России / JI.H. Гумилёв. М., 2003. — 356 с.
  69. , Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М.: Международные отношения, 1999. — 400 с.
  70. , В.И. Правда и Кривда.// Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням / Сост., предисл. Н. И. Надеждина. Образцовые сказки русских писателей / Сост., обработка В. П. Авенариуса. М.: Московский рабочий, 1990. С. 265−289.
  71. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. В 2-х тт. Том. I: А-О. М., 2002. — 460 с.
  72. , Э. Английское право. / Э. Дженкс. М., 1947. — 378 с.
  73. Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского- Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2002. — 478 с.
  74. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М., 1984. — 369 с.
  75. , Д. В. Римское частное право / Д.В. Дождев/ Под общей ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2000. — 780 с.
  76. , Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. -М., 1990.-288 с.
  77. Жреческие коллегия в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001. — 328 с.
  78. , A.JI. Межотраслевые принципы права / А. Л. Захаров. -Самара., 2004. 238 с.
  79. , С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. М.: Мысль, 1981. — 290 с.
  80. Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли / Н. М. Золотухина. М.: Юрид. лит., 1985. — 200 с.
  81. , В.Д. Позитивистская теория права в России / В. Д Зорькин. -М., 1978.-270 с.
  82. Иванов, А. В, Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы / А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю Шишин. Барнаул.: Алт. гос. ун-т, 2001. — 240 с.
  83. , В.И. Вера как основа правосознания / В.И. Иванов// Православная государственность: 12 писем об Империи / Сборник статей под ред. A.M. Величко, М. Б. Смолина. Спб.: Юрид. Инс-т, 2003. С. 94 — 115.
  84. , Р. Дух римского права на различных ступенях его развития / Р. Иеринг. Спб., 1875. С. 250−263.
  85. Иларион, Слово о Законе и Благодати / Иларилон// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Россия XI XIX вв. — М.: Мысль, 1999. С. 307−334.
  86. , И.А. Кризис безбожия / И. А. Ильин. М.: Даръ, 2005. — 496 с.
  87. , И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / И. А. Ильин.-М.: Даръ, 2005. 340 с.
  88. , О. С., Мусин В. А. Основы римского гражданского права / О. С. Иоффе, В. А. Мусин. Л., 1974. — 239 с.
  89. , И.А. История политических и правовых учений России XI -XX вв. / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. М.: Юристъ, 1995.-378 с.
  90. История государственно-правовых учений: Учебник./ Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006. — 672 с.
  91. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: Норма, 2005. — 340 с.
  92. , А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б. А. Рыбаков. Саратов.: Надежда, 1993. — 320 с.
  93. , Р.А. Место доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в источниковой базе современного международного права / Р.А. Каламкарян// Государство и право. 2006. № 4. С. 69−80.
  94. , М.Н. Предания веков / Н. М. Карамзин. М.: Правда, 1987.- 768 с.
  95. , Т.В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. -М., 2007.-456 с.
  96. Кара-Мурза, С. Г. Истмат и проблема Восток-Запад / С.Г. Кара-Мурза.- М.: Эксмо, 2002. 256 с.
  97. , Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) / Д. А. Керимов. М., 2000. — 490 с.
  98. , Т. История источников римского права / Т. Кип. Спб., 1908.152 с.
  99. , Л.И. Ислам / Л. И. Климович. М., 1965. — 363 с.
  100. , В.О. Русская история в пяти томах. / В. О. Ключевский. Том 1. М.: РИПОЛКЛАССИК, 2001. — 672 с.
  101. , В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. М.: Наука, 1998. — 512 с.
  102. , С. И. История Рима / С. И. Кловалёв. Л., 1986. — 744 с.
  103. , А.И. Антропология права: Учебник для вузов / А. И. Ковлер. -М.: Норма, 2002. 480 с.
  104. , С.В. Становление юридического образования в России (1800 -1850-у гг.) / С.В. Кодан// Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 98 -109.
  105. , В.В. Рождение Руси. Создание русской государственности (конец VIII IX вв.) / В.В. Кожинов// Кожинов В. В. О русском национальном сознании. — М., 2002. С. 261 — 290.
  106. Кок, Э. Дела из «судебных отчётов» / Э. Кок//Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. И. Европа: V XVII вв. — М.: Мысль. 1999. С. 753 -754.
  107. Конституции зарубежных стран./ Сост. Проф. В. В. Маклаков. М.: Бек, 2001.-592 с.
  108. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Норма, 2000. — 832 с.
  109. , Н.М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов Спб: Юридический центр Пресс, 2004. 430 с.
  110. , Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. -М.: Мысль, 1991. 616 с.
  111. , Р. Прецедент в английском праве / Р. Кросс. М.: Юрид. лит., 1985.-238 с.
  112. , Б.С. Государственный строй Великобритании / Б. С. Крылов.- М. 1957.-80 с.
  113. , А.Г. Об истоках древнерусского права / А.Г. Кузьмин// Советское государство и право. 1985. № 2. С. 110−119.
  114. ЮО.Кулыгин, В.В. О пути Прави к Русской Правде / В.В. Кулыгин// Правоведение. 1999. № 4. С. 11 17.
  115. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ACT, 2003.365 с.
  116. Ю2.Лакатос, И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. -М. ACT, 2003. 380 с.
  117. ЮЗ.Леви, Э. Введение в правовое мышление / Э. Леви. М., 1995. — 157 с.
  118. , М.В. Полное собрание сочинений / М. В. Ломоносов. Т. 6. Москва, Ленинград.: Наука, 1952. С. 4 — 73.
  119. , Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский М., 2002.- 486 с.
  120. , Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. -М.: Юрид. лит., 1973. 371 с.
  121. , Р. Ислам / Р. Максуд. М., 1998. — 304 с.
  122. , К., Энгельс Ф. Избранные произведения / К. Маркс, Ф. Энгельс. В 3-х т. Т. 1. М., 1980. — 640 с.
  123. , М.Н. Источники права: учебное пособие / М. Н. Марченко. М.: Проспект, 2005. — 760 с.
  124. , М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. М.: Норма, 2001. — 560 с.
  125. , JI. Ислам. Очерк истории / JI. Массэ. М., 1982. — 191 с.
  126. Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. -М., 1996.-532 с.
  127. , О.Г. Прецедент как источник права / О.Г. Моисеева// Источники права: проблемы создания, систематизации и реализации: Межвузовский сборник статей / Под ред. В. Я. Музюкина и В. В. Сорокина. -Барнаул.: Алт. гос. ун-т, 2007. С. 223 228.
  128. , Т. Истории Рима / Т. Моммзен. Спб., 1993. — 343 с
  129. , А.А., Меликян А. А. Латинский язык для юристов / А. А. Мельничук, А. А. Меликян. М.: Юнити, 2004. — 239 с.
  130. , Ф. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции / Ф. Морошкин// Учёные запеки имп. Моск. Унта., 1834. Ч. III. № 8. С. 213−218.
  131. , С. Ю. О консерватизме римской юриспруденции / С. Ю. Муромцев. М., 1875. — 190 с.
  132. , Р.В. О евразийской правовой культуре / Р.В. Насыров// Алтайский Вестник. 2007. № 2 (8). С. 9 13.
  133. Р. Ф. О высшей ценности права (к вопросу о формулировке ст. 2 Конституции РФ 1993 г.)// Конституция и правовая реформа в России: Межвузовский сборник статей / Под ред. В. Я. Музюкина, В. В. Сорокина. Барнаул. 2004. С. 59−76 с.
  134. , B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму / B.C. Нерсесянц. М., 1992. — 350с.
  135. , В. С. Правопонимание римских юристов / B.C. Нерсесянц// Советское государство и право. 1980. № 12. С. 85.
  136. , B.C. Философия права. Учебник для вузов / B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 2004. — 643 с.
  137. , Т.Н. К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине / Т.Н. Нешатаева//Вестник Высшего Арбитражного Суда. 2000. № 5. С. 106−111.
  138. , П.Н. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П. Н. Новгородцев. Спб.: Лань, 2000. — 352 с.
  139. , И. Б. Основы римского гражданского права / И. Б. Новицкий. М., 1972. — 290 с.
  140. , Р. Историческое введение в право. Учебное пособие для вузов / Р. Норбер. М., 2005. 680 с.
  141. Общие принципы мусульманского права. Маджаллат Ал-Ахкам Ал-Адлийя// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М.: Мысль, 1999. С. 683 — 689.
  142. , А.В. Принцип законности в публичном праве. Автореферат на соискание учёной степени кандидата наук. Казань., 2005. 30 с.
  143. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. — 390 с.
  144. , А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М.: Эксмо, 2003. — 544 с.
  145. , А.П. Почему Россия не Америка / А. П. Паршев. М.: ACT, 1999.412 с.
  146. , А.П. Почему Америка наступает / А. П. Паршев. М.: ACT, 2003. — 373 с.
  147. , В.Д. Теория государства и права: Учебник / В. Д. Перевалов. М.: Высшее образование, 2005. — 379 с.
  148. , Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. Спб.: Лань, 2000. — 608 с.
  149. , С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф, Платонов. М.: ООО Фирма СТД, 2005. — 832 с.
  150. Повесть временных лет.// Первые книги святой Руси. М.: Даръ, С. 49−390.
  151. , И. А. История римского права / И. А. Покровский. -Спб., 1998.-с.
  152. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. /Ю.А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999. — 381 с.
  153. , И., Акимовская М. Римское право / И. Пухан, М. Полена-Акимовская. М.: Зерцало, 2000. — 448 с.
  154. , Г. Ф. История римского права / Г. Ф. Пухта. М., 1864. — 578 с.
  155. , Г. Ф. Энциклопедия права / Г. Ф. Пухта// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. III. Европа. Америка: XVII XX вв. — М.: Мысль, 1999. С. 282.
  156. , А. Революция 1917 года в Петрограде: Большевики приходят к власти / Р. Рабинович. М.: Весь мир, 2003. — 448 с.
  157. Развитие русского права. М., 1986. — 288 с.
  158. , Н.Н. Источники и форма права / Н. Н. Разумович //Советское государство и право. 1988. № 3. С. 21 28.
  159. Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М.: Юриспруденция, 2005. — 434 с.
  160. , А.К. Правовая система Англии / А. К. Романов. М., 2000.344 с.
  161. Российское законодательство X XX веков. В девяти томах. Т. I. Законодательство Древней Руси. — М., 1984. — 432 с.
  162. Русская Правда. Текст по Троицкому списку//Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1999. С. 9−27.
  163. , Б.А. Рождение Руси / Б. А. Рыбаков. М.: ACT, 2003. 378 с.
  164. , М.И. Основы мусульманского права / М. И. Садагдар. М., 1968.- 154 с.
  165. , А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / А.Х. Саидов/ Под ред. В. А. Туманова. -М.: Юристь, 2005. 248 с.
  166. , С. Зарождение русского права / С. Салтыкова// Российская юстиция. 1997. № 1. С. 59 63.
  167. Санфилиппо, Чезаре. Курс римского частного права: Учебник / Чезаре Санфилиппо/ Под ред. Д. В. Дождева. М.: Бек, 2002. С. 16 — 21.
  168. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в.-М., 1973.-468 с.
  169. , М.Б. От Закона Руского к Руской Правде / М. Б. Свердлов.-М., 1988.- 176 с.
  170. Свято-русские Веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. И. Асова. М.: ФАИРПРЕСС, 2005. — 576 с.
  171. , Е.А. Основы римского права / Е. А. Скрипелёв. М.: Ось -89,2005. — 208 с.
  172. Словарь русского языка/Сост. С. И. Ожегов. М.: гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1953. С. 147.
  173. Слово о полку Игореве. К вопросу о написании «Слова». Москва-Лениниград, 1966. 620 с.
  174. , А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки / А.П. Семитко// Государство и право. 1992. № 10. С. 100 116.
  175. , В.И. Кони и его окружение / В. И. Смолярчук. М.: Юрид. лит., 1990.-400 с.
  176. , А. М. Коллегия понтификов: частно-правовые функции /
  177. A.М, Сморчкова//Древнее право. № 1(3). 1998. М., 1998. С. 60.
  178. , А. Л. Септимий Север и римская юриспруденция / А.Л. Смышляев// Правоведение. 1975. № 5. С. 62 69.
  179. , B.C. Право и нравственность / B.C. Соловьёв. М., 2001. Мн.-М., — 60 с.
  180. , И.Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич. М.: Римис, 2005. — 472 с.
  181. , В.В. Источники переходного права / В.В. Сорокин//Личность и государство на рубеже веков. Барнаул.: Алт. гос. ун-т 2000., С. 76.
  182. , В. В. Концепция эволюционных преобразований правовых систем в переходный период / В. В. Сорокин. Барнаул.: Алт. гос. ун-т, 2002. -560 с.
  183. , В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России / В. В. Сорокин. М., 2007. — 480 с.
  184. , В.В. Правовая система переходного периода / В. В. Сорокин. М., 2003. — 344 с.
  185. , В.В. Право как явление русской национальной культуры /
  186. B.В. Сорокин//Неверовские чтения: материалы Первой региональной конференции, посвящённой памяти профессора В. И. Неверова. Барнаул.: Алт. гос. ун-т, 2005./под ред. Ю. Ф. Кирюшин. С. 15 — 18.
  187. . Л.В. Неофициальное толкование норм права: Учебное пособие / Л. В. Соцуро. М., 2000. С. 53 — 57.
  188. , С. И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве / С. И. Сперанский. М., 2004. — 224 с.
  189. Справочник по нормотворческой технике. / Пер. с нем. М., 2002.296 с.
  190. Статут Международного суда ООН 1945 // Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. М., 1996. С. 13 — 14.
  191. Сунна пророка Мухаммеда Ал-Бухари// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Античный мир и восточные цивилизации. М.: Мысль, 1999. С. 658−665.
  192. , В.М. Теория государства и права / В. М. Сырых. М.% Былина. — 512 с.
  193. Сюкияйнен, J1.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / JIP. Сюкияйнен. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  194. , В.А. Развитие русской юриспруденции в России / В.А. Томсинов// Развитие русского права второй половины XVII XVIII вв. — М., 1992. С. 51−64.
  195. , Н.А. Корифеи российской адвокатуры / Н. А. Троицкий. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 415 с.
  196. , В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве / В. А. Туманов. М.: Наука, 1971. — 368 с.
  197. , Р. Английская судебная система / Р. Уолкер. М.: Юрид. лит, 1980.-631 с.
  198. Уэйд и Филипс. Конституционное право / Уэйд, Филипс. М., 1950.588 с.
  199. , М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. / М. Фасмер. Т. 1: А-Д. М., 2004. С. 523.
  200. Филофей, Послание к Великому Князю Василию Ивановичу / Филофей// Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. I. Россия XI XIX вв. -М.: Мысль, 1999. С. 139−141.
  201. , Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов / Г. Флоровский// Славянски глас. София. 1921. Т. 1. № 1 4. С. 59−77.
  202. , Д. и Худ К. Британское государство / Д. Харвей, К. Худ. М., 1961.-388 с.
  203. , С.Ю. Уголовно-правовая доктрина Ранульфа Глэнвилла (1187 1189) / С.Ю. Хатунов// История государства и права. 2001. № 1. С. 34 -38.
  204. , В.М. Общая теория права. Элементарный очерк / В. М. Хвостов.-М., 1914. 147 с.
  205. , В.М. Система римского права / В. М. Хвостов. Учебник. -М., 1996. с.
  206. , М. X. Римское частное право / М. Х. Хутыз. М.: Былина, 2002. — 170 с.
  207. Хрестоматия памятников феодального государтсва и права стран Европы.-М., 1961.-380 с.
  208. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2006. С. 325 — 362.
  209. , К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права / К. цвайгерт, X. Кётц. Том 1. М.: Международные отношения, 1998. — 396 с.
  210. , А.Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. М.: Юрайт, 2001. — 432 с.
  211. , А.Ф. Толкование права и договора / А. Ф. Черданцев. -М., 2003. 430 с.
  212. , А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества / А. К. Черненко Новосибирск., 2004. 296 с.
  213. Черниловский, 3. М. Римское частное право / З. М. Черниловский. -М., 2001. С. 24.
  214. , З.М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. ю М.: Юристъ, 2000. — 576 с.
  215. , В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства / В. А. Четвернин. М.: Дело, 1997. — 119 с.
  216. , В.Е. Мусульманская концепция права / В.Е. Чиркин// Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984. С. 4 — 20.
  217. , Р. Мусульманское право / Р. Шарль. М., 1953. 142 с.
  218. , Г. Ф. История философии права / Г. Ф. Шершеневич. -Спб.: Лань, 2001.-528 с.
  219. , Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие / Е. С. Шугрина. М.: Дело, 2000. — 272 с.
  220. , А.И. Политические интересы и юридическая наука / А.И. Экимов// Государство и право. 1996. № 8. С. 3 9.
  221. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Том I. Вып. 5.-М., 1973. С. 159.
  222. , С.В. Русская Правда. Происхождение, источники и значение / С. В. Юшков. М.: Зерцало, 2002. 400 с. 1. На иностранном языке:
  223. Buckland W.W. and Arnold D. Mcnair Roman Law and Common Law. Cambridge. 1952. P. 10−15.
  224. Bracton’s Notes book. A collection of cases in the king courts during the reign of Henry the third anno-ted by a lawyer of that time seemingly of Henry of Braeton edited by W.F. Maitland, vol.1 — III. London, 1887. P. 140.
  225. Coke Ed. The First Part of the Institutions of Laws of England or a Commentary upon Littelton. London, 1628. P. 268 .
  226. The Treatise on the Laws of the Realm of England Commonly Called Glanvill. Oxford, 1998. P. 235.
Заполнить форму текущей работой