Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
![Диссертация: Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье](https://westud.ru/work/2945146/cover.png)
Диссертация
Без знания психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье и без применения родителями этих знаний на практике для создания соответствующего уровня взаимопонимания, нельзя говорить о гармоничном развитии детей в многодетной семье и об их дальнейшем развитии и социализации. Учитывая особенности многодетной семьи по сравнению с малодетными семьями, необходимо… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению психологических особенностей развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
- 1. 1. Анализ категории «семья» в современных психолого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Проблема «взаимопонимания» в отечественной и зарубежной психологической науке
- 1. 3. Психологические особенности взаимодействия и взаимопонимания в многодетной семье
- Выводы по главе I
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
- 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования психолого-педагогических условий развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего исследования психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
- 2. 3. Модель развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье и результаты формирующего исследования
- 2. 3. 1. Модель развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
- 2. 3. 2. Анализ результатов формирующего исследования взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 489 с.
- Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык)/ Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-288 с.
- Агарков С.Т. Азбука для двоих. М.: Знание, 1991. — 192 с.
- Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубежнойпсихологии. 30 60 годы XX века. (Тексты)/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Моск. ун-т, 1986.- С. 131−140.
- Азаров Ю.Г. Педагогика семейных отношений. М., 1976. — 202 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
- Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005.-436 с.
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 224 е., стр. 164−166.
- Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.-170 с.
- Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребенок. М., 1987. 234 с.
- Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. — 304 с.
- Антонов А. И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи. Дис.. канд. психол. наук М., 1973.
- Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: КЧГУ, 1996. 104 с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. -стр. 90- 118,305 с.
- Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. //Психология с человеческимлицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. С. 239 — 249.
- Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9 10 кл. сред. шк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 285 с.
- Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики// Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М., 1990. С. 16−17.
- Ашрафьян И.Б. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения. //Психология педагогического общения. Ростов н/Д.: РГПИ, 1978. — С. 49−59.
- Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. М., 1972. — 325 с.
- Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Казан, ун-т, 2002. — 417 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка. //Работы 20х годов. Киев: Украина, 1994. — С. 9−69.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М., 1965. — 256с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986 — 445 с.
- Белинский В.Г. О детских книгах. М., 1954. — Т.4. — 367 с.
- Берг-Кросс JI. Терапия супружеских пар /Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. — М.: Институт психотерапии, 2004. — 528 с.
- Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Наука, 1982.- С. 56−110, 145−156.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122 — 127.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 187с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.- 111 с.
- Бородина Н.О. О роли взаимопонимания в процессе общения. //Сознание и понимание. Фрунзе: «Инем», 1982. — 61−70.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999.- 137 с.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. //Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — С. 201−223.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. //Вопросы философии. 1975. № Ю — С. 17−21.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М., 1967. — 145 с.
- Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения.
- Дисс.канд.псих.наук. М., 1984. — 187с.
- Варга Д. Дела семейные: пер. с венг. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Верб Л. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
- Владиславский В. Всё начинается с детства Минск, 1989. — 172 с.
- Вопросы психологии № 4. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада./ В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др.- Под. ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981. — 224 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Пед. общество России, 2003. — 512 с.
- Гильманов С.А. Взаимопонимание учителя и ученика в педагогическом процессе. //Психол. и практика. Ярославль: ЯрГу, 1998. — Т.4., С. 47−48.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1997. — 378 с.
- Гозман Л.Я., Алёшина Ю. Е. Социально психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. //Психологический журнал — 1991.- № 4
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат. Украины, 1989. — 189 с.
- Голод С.И. Многодетная семья в зеркале статистики //Огонек. 1988.26., С. 18−20.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: свет, 1997. — 608 е., стр. 514
- Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи.- М., 1975 204 с.
- Гребенникова И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для ст.- в педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991. — 158 е., С. 24−28.
- Гудкович JI.M. О тебе и обо мне. Ставрополь, 1980. — 223 с.
- Демографический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1985.С. 58.
- Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мн.: Университетское, 1988. 399 с.
- Джаинотт X. Родители и дети. М., 1996. — 201 с.
- Диело Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Эксмо -Пресс, 2001.-235 с.
- Дорно И.В. современный брак: Проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990.-272 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 176 с.
- Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. — 54 с.
- Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Пед.- кое общество России, 2005. — 144 с.
- Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие. 2-е изд., М.: «Ось-89», 2005. — 352 с.
- Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. -М.: Мысль, 1987. 173 с.
- Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Мн.: МП «Лерокс», 1998.-160 с.
- Желтонова Ю. А. Возможные пути гуманизации отношений в образовании. //Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Уфа: БашГПИ, 1999. — 4.1. — С. 125−126.
- Желтонова Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания: Автореф. канд. дис. Ростов-н/Д., 2000.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991. С. 3−10.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение, 1990.-256 с.
- Зайцев С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации. //Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 13−17.
- Залевский Г. В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) //Сиб. психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 129−137.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез. Этиология. Патогенез.: Медицина, 1988. 248с.
- Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений- 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994. — 379 е., стр. 130- 133.
- Знаков В.В. Тематические сообщения макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении //Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 45 — 54.
- Зюбин JI.M. Психология воспитания: Метод. Пособие. — М.: Высш. шк., 1991.-96 с.
- Истратова О. Н. Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Р — н/Д.: «ФЕНИКС», 2005. — 380 с.
- Ковалёв JI. В. Микроклимат семьи. М.: Знание, 1979. — 267 с.
- Ковалёв С.В. Психология семейных отношений— М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. — М.: Мысль, 1986. 287 с.
- Коломинский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах. М., 1976.-238 с.
- Коломинский Я.А. Психология общения. — М., 1974. 408 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. — Р- н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. 294 с.
- Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями: Учебное пособие. Псков: ПОИПКРО, 2002. — 118 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992 е., С. 138−141.
- Крижанская Ю. С. Третьяков В.П. Грамматика общения. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005. — 280 с.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. -М.: Мысль, 1989. 189 с.
- Кроник А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде //Психологический журнал. 1985. Т. 65. С. 124−130.
- Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М.: 2001. -688 е., С. 48−51.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 208 с.
- Крюкова Т.Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб., Речь, 2005. 240 с.
- Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Р н/Д, 1981., С 115−154.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Академия», 2000. 232 с.
- ЮО.Кущетерова Ф. Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогическое исследование). Монография. — Ставрополь: КЧГПУ, 2000. 192 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2-х т. Т. 1. -М., 1983.-392с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
- Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л.: Знание, 1982. 36 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/ Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: просвещение, 1991.-223 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005.-150 с.
- Марьясис Е.Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь: Кн. изд-во, 1983.-223 с.
- Мацковский М.С. Социология семьи. М.: Наука, 1989. 240 е., стр. 65
- Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования. //Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 20−31.
- Многодетная семья в условиях распространения малодетности //Семья в кризисном обществе, М.: ИС РАН, 1993.С. 54−62.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 146 с.
- Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под. ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1998. — 530 с.
- Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики, журналисты/ Сост.: В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. 2-е изд. -М.: Мол. гвардия, 1985.- 367 с.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., Воронеж: Моск. психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.- 260 с.
- Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы/ Пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.- 300 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
- Павлов А.В., Доценко Е. Л. Две встречи (понимание понятного). //Человек. 1999. — № 1. — С. 46−59.
- Паллас П.С. Путешествие по родным провинциям Российской империи.-СПб., 1786. Парсонс Т. Система современных обществ./ Перевод с англ. М.: Аспект. Пресс., 1998, — 270 с.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 370 е., С. 83−94.
- Панфилова Т. Растить в семье гражданина. М.: Знание, 1976.-99 с.
- Парыгин Б.Д. НТР и проблема самореализации личности. //Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 38−41.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
- Петренко В.Ф., Сегаль Б. Дух глобального взаимопонимания новые перспективы фулбрайтовского движения. //Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 162−166.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Подласый И.П. педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации //Вопросы психологии. 1988. № 1., С. 163 -167.
- Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов/ Сост. В. В. Мироненко. -М.: Просвещение, 1990. 399 с.
- Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного образования, преподавателей, психологов. /А.Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др.- Под. ред. В. А. Петровского. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
- Психология личности. Тексты /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — 580 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений/ Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.- Под. ред. Е. Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2004. — 192 с.
- Психология: учеб. /В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова- отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 752 с.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб: Питер. — 2001. — 656 е., С. 122−127.
- Психология формирования и развития личности /Под. ред. Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1981. 485 с.
- Развитие личности ребёнка, /общ. ред. A.M. Фонарёва. М., 1987.-345 с.
- РанибургЙ., Поппер. Секреты личности. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
- Региональное сообщество в условиях трансформации России: Социологический анализ. /Под ред. Шаповалова В. К. М.: Идекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 272с.
- Ремшмидт Г. Подростковый и юношеский возраст //Мир. 1994. — 375 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996 г. Т 1, 529 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
- Росс А. Как преодолеть сложности в семейной жизни. Р — н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 320 с. (Серия «Психологический практикум».)
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.: АН ССР, 1959.-354 с.
- Рюмшина Л. И. Габдулина Л.И. «Гуманизация отношений: поиск средств и форм взаимодействия и взаимопонимания в системе „педагог -педагог“, „педагог ребенок“, „педагог — родители“». — Р — н/Д.: ГНМЦ, 1997.-32 с.
- Рюмшина Л.И. Диалог игра — манипуляция //Психологический вестник. Р — нД, 1996. С. 206 — 222.
- Рюмшина Л.И. Психология взаимопонимания. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. — С. 257−274.
- Сальникова Л.С. Телефон доверия. № 6. 1990.- 180 с.
- Сатир Вирджиния. Вы и ваша семья. Руководство по личному росту. Пер. с анг. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с
- Сатышева Светлана Николаевна. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей. 19.00.01 Новосибирск, 2003. С. 36−45
- Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1997. 200 с.
- Семья и личность Мария Земска. М.: Изд-во Прогресс, 1986. — 137 с.
- Семейное воспитание: Краткий словарь/ Составитель: И. В. Гребенников, П. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
- Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Сост. П. А. Лебедев. -М.: «Академия», 2001. 408 с.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 е., С. 34−42.
- Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
- Скиннер. Избранное, «Магистр», 1997.- 267с.
- Скитяева И.М. Закономерности структурно-функциональной организации рефлексии и их роль в формировании личности: Автореф. канд. дис. Ярославль, 2002.
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю, Головин. Минск: Харвей, М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. — 800 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003, — 96 с.
- Совет да любовь!: Сборник Сост.: М. А. Иванов. М.: Моск. Рабочий, 1981.- 139 с.
- Соковкин В.Н. О природе человеческого общения. Фрунзе: «Мектеп», 1974.-145 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). М.: Наука, 1997. 570 е., С. 423−443.
- Соснин В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: Наука, 1993. — 350 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Под. ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардприки, 1999. — 397 е., С. 257−273.
- Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия /Сост. Л. Б. Шнейдер: В 2 ч. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — Ч. 2 — 712 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С. Ю. Циркина Спб.: Питер, 2000. — 750 е., С. 64- 67.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005. — 334 с.
- Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987. — 146 с.
- Ты и я. / сост. Л. Антипина. М.: ВЩ, 1989. — 367 с.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М: Международная пед. академия, 1994. — 660 е., С. 18−28.
- Филюкова А.Ф. Современная молодая семья. М., 1993. — 125 с.
- Хаментаускас Г. Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованиюинтерсубъективного подхода в исследовании коммуникативныхвоздействий // Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. — С. 17 — 35.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. 272 е., С. 54.
- Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Р- н/Д.: Феникс, 2004. — 445 с.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 272 с.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 37 — 44.
- Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 208 с.
- Чумакова Т. Наша семья. Минск: Беларусь, 1982. — 156 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. — 635 е., С. 441−444.
- Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) М.: Знание, 1986. — 96 с.
- Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 928 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Эксма-Пресс, 2000.-512 с.
- Штольц X. Каким должен быть ваш ребенок? /X. Штольц. Дети и семейный конфликт/ Л. Анзорг: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М.: Просвещение, 1988. 144 е., С. 3 — 10.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Речь, 2006, 352 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юститскес В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Этика и психология семейной жизни /И.В. Гребенников, И.В. Дубровина-М.: Просвещение, 1987.-272 е., стр. 117−133, 175−187, 218−236, 236−251.
- Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание.- Нальчик, 1999.-304с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
- Юсупов Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету. //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 53−60.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательной программы и личностное развитие учащегося. //Вопросы психологии. — 1999. № 3. — С. 39−47.
- Ярошевский М.Г. История психологии. -М.: Просвещение, 1985. 416 с.
- Rosemann В., Kerres М. Interpersonales Wahrnehmen und Verstehen. Bern u.a.: Huber, 1986.
- Schoeneman T.J. Reports of the sources of self-knowledge // J. Pers. 1981. V. 49. N3. P. 284−293.
- Sedikides C., Skowronski J. On the sources of self-knowledge: The perceived primacy self-reflection //J. Soc. and Clin. Psychol. 1995. V. 14. N 3. P. 244 270.
- Shepperd J.A., Socherman R.E. On the manipulative behavior of low machiavellians feigning incompetence to «sandbag» on opponent //J. Pers. and Soc. Psychol. 1997. V. 72. N 6. P. 1448−1459.183