Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Без знания психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье и без применения родителями этих знаний на практике для создания соответствующего уровня взаимопонимания, нельзя говорить о гармоничном развитии детей в многодетной семье и об их дальнейшем развитии и социализации. Учитывая особенности многодетной семьи по сравнению с малодетными семьями, необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические подходы к изучению психологических особенностей развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
    • 1. 1. Анализ категории «семья» в современных психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Проблема «взаимопонимания» в отечественной и зарубежной психологической науке
    • 1. 3. Психологические особенности взаимодействия и взаимопонимания в многодетной семье
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования психолого-педагогических условий развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего исследования психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
    • 2. 3. Модель развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье и результаты формирующего исследования
      • 2. 3. 1. Модель развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
      • 2. 3. 2. Анализ результатов формирующего исследования взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье
  • Выводы по главе II

Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования. В последние годы существенно возрос интерес к проблемам семьи со стороны специалистов различных областей научного знания. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или их полное отсутствие и как следствие, вновь возникающие трудности, с которыми сталкиваются современные родители, повысили интерес к вопросам семейного воспитания и в нашей стране. Семья на современном этапе является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Одно из центральных мест среди проблем, затрагивающих сущностные стороны действительности и становления личности, в социально-психологических науках отводится вопросам взаимодействия человека с окружающей социальной действительностью. Взаимодействуя с миром и людьми, человек актуализирует имеющиеся у него внутренние потенциалы, обогащает их в структурном, содержательном, ценностном и смысловом планах. В связи с этим возрастает необходимость изучения и учет закономерностей межличностного взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности человека.

Взаимопонимание" как психолого-педагогическая категория на сегодняшний день является объектом большого количества исследований, которые с разных позиций исследуются Г. М. Андреевой, К. А. Абульхановой.

Славской, JI.M. Буевой, А. А. Бодалевым, А. А. Брудным, Д. Б. Богоявлянской, И. Б. Котовой, М. С. Каганом, В.А. Кан-Каликом, А. А. Леонтьевым,.

A.Н. Леонтьевым, М. Н. Лисиной, Г. Олпортом, В. А. Петровским, К. Роджерсом, В. И. Слободчиковым, Т. Парсонсом, Е. Н. Шияновым,.

B. Щепанским, Э. Эриксоном и др.

В русле этих исследований можно выделить два основных подхода. Первый подход основан на позиции, где взаимодействие рассматривается как интерактивная сторона общения, как форма действия и обращения между партнерами. Сторонниками данного подхода являются Г. М. Андреева, В.А. Кан-Калик, Х. Й. Лийметс, В. Я. Ляудис, Б. Д. Парыгин и др.

А.В. Брушлинский, А. А. Бодалев, А. А. Брудный, И. Б. Котова, М. С. Каган, В. А. Горянина, Н. Н. Обозов, В. А. Петровский и др. исследуют процесс взаимодействия как имеющий собственное психологическое содержание, как научную категорию.

Значительный рост исследований, посвященных проблемам взаимопонимания родителей и ребенка в семье, произошел во второй половине XX столетия. Основными причинами обращения к этой теме явились: развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, проблемы взаимопонимания родителей и детей и т. д.

Изучение особенностей отношения родителей и детей в отечественной психологии проводится в рамках педагогической, возрастной, социальной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния поведения, личностных качеств, установок родителей на формирование ребенка как личности, определяются типы неправильного воспитания в семье.

Работы психологов различных направлений посвящены проблемам родительско-детских отношений (Адлер А., Дрейкус Р., Фрейд А., Болби Дж., Эриксон Э., Роджерс К. и др.). В описание основных особенностей взаимопонимания родителей и детей существенный вклад внесли: Э. Дюркгейм, Д. Прескотт, Э. Рутманвыделили закономерности внутрисемейного взаимодействия: К. Кирпатрик, Н. В. Малярова, В. А. Сысенкотипы отношений в воспитании и их влияние на развитие личности ребенка разработали: Г. Келли, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский и др. В настоящее время глубоко и всесторонне изучено значение внутрисемейного общения как ведущего типа взаимодействия между родителями и детьми (Рутневич В.Н., Синкевич З. В., Титоренко В .Я., Шубник В. И. и др.). Характер внутрисемейного взаимопонимания определяет личностные характеристики ребенка. Развивающая социальная ситуация оказывает существенное влияние на психологические и педагогические аспекты взаимоотношений родителей и детей.

В начале нового тысячелетия в нашей стране все больше говорят о так называемом «кризисе» семьи, об ослаблении ее значимости, необходимости, важности, об ее исчезновении. Конечно, эти высказывания и предположения не случайны. Кризис в экономике привел к тому, что много семей попало в разряд малообеспеченных, а немало — в разряд нищих, смерть обогнала рождаемость. Многие молодожены откладывают на неопределенный срок появление первого ребенка. В то же время растет число детей, рожденных несовершеннолетними подростками и вне брака. Современная семья стала значительно менее прочной, чем несколько десятилетий назад. По статистическим данным, в нашей стране и за рубежом постоянно растет число разводов.

Но, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается современная семья, эти изменения можно назвать не «кризисом», а эволюцией семьи.

Анализ демографической ситуации в Карачаево-Черкесской республике показывает заметное увеличение количества многодетных семей. Результаты последней переписи населения в 2002 году позволяют сделать вывод о том, что по сравнению с 1989 годом увеличилась численность населения республики с 415 до 439,5 тысяч человек, это на 6% большеа количество многодетных семей (семьи с тремя детьми и более) увеличилось с 25 845 до 31 455, это на 22% больше по сравнению с результатами предыдущей переписиколичество малодетных семей (семьи, где имеется один или два ребенка) стало меньше на 3388, что составляет 4,3%.

Из приведенных данных видно, что многодетные семьи в настоящее время имеют тенденцию к увеличению. На одну многодетную семью приходится две малодетные семьи. При такой тенденции к изменению в соотношении малодетных и многодетных семей можно предположить, что через 20 — 30 лет ситуация существенно изменится в пользу многодетных семей. Соответственно, данная проблема требует более пристального внимания и особенно детального исследования вопросов развития и становления, жизни и деятельности, психологических особенностей взаимопонимания, общения и взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье.

Семья, по признанию ученых В. А. Горяниной, Г. М. Андреевой, И. В. Гребенникову, — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Семьяпервая школа общения для ребенка. Поэтому очень важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности, взаимопонимания. То, как люди взаимодействуют между собой в семейном кругу, сказывается на развитии ребенка самым непосредственным образом. Каждый член семьи играет определенную роль во взаимодействии с другими ее членами (Гребенников И.В., 1991, Горянина В. А., 1994, Андреева Г. А., 1996).

Взаимоотношения в семье — форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовывать ее функции — воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов.

Характер взаимоотношений в семье складывается под воздействием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояния общества и его нравственнопсихологической атмосферыстепени зависимости жизнедеятельности семьи от обществатипа семьи — многодетная, малодетнаяеё состава — бездетные супруги, полная или неполная семьяеё структуры и т. д.

Согласно И. В. Гребенникову, взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния. Они накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание не на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление остается малоизученным.

В нашем исследовании мы рассматриваем взаимопонимание родителей и детей, так как именно оно является важным условием для дальнейшего нормального развития, а также первым опытом взаимодействия с окружающим миром, который закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми.

Взаимопонимание — социально — психологический феномен, сущность которого проявляется в согласовании индивидуального осмысления предмета общения и взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности. Взаимопонимание следует одновременно рассматривать и как процесс, и как результат, и как состояние.

Взаимопонимание людей вместе с тем выступает таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Без знания психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье и без применения родителями этих знаний на практике для создания соответствующего уровня взаимопонимания, нельзя говорить о гармоничном развитии детей в многодетной семье и об их дальнейшем развитии и социализации. Учитывая особенности многодетной семьи по сравнению с малодетными семьями, необходимо отметить, что многодетные семьи требуют особого психолого-педагогического изучения. Проблема взаимопонимания и взаимодействия в многодетной семье также приобретает особый характер в силу множественности возникающих связей между членами семьи. Вопросы психологического исследования особенностей взаимопонимания в многодетной семье ставят основные акценты на разработке специальных психолого-педагогических программ развития и сопровождения взаимодействия в подобных семьях, учитывающих роль не только семьи как социального института, но и учебно-воспитательных учреждений, т. е. систему дошкольного и школьного образования.

Таким образом, актуальность исследования психолого-педагогических условий развития взаимопонимания в многодетной семье определяется недостаточным уровнем изученности данной проблемы в психологической науке. В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективный и оптимальный процесс развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье. Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования — психологические характеристики взаимопонимания детей и родителей в многодетной семье.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия развития взаимопонимания в системе родитель — дети в многодетной семье.

Гипотеза исследования.

В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что многодетная семья, являясь малой социально-психологической группой, имеет специфические психологические особенности. При этом развитие взаимопонимания в многодетной семье является наиболее важным из условий функционирования данной малой группы и фактором личностного развития детей.

Частные гипотезы исследования.

1. При построении межличностных отношений в многодетной семье проявляются специфические особенности, которые определяют содержательно-процессуальные характеристики взаимопонимания в названной системе и зависят от таких интегративных критериев, как когнитивно-коммуникативный, поведенческий и эмоциональный.

2. Уровень взаимопонимания родителей и детей определяет стиль детско-родительских отношений в многодетной семье и требует определенных навыков и знаний родителей в когнитивной, коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сферах.

3. Развитие взаимопонимания внутри многодетной семьи способствует конструктивному взаимодействию и будет наиболее эффективным в результате: разработки модели процесса развития, основанной на принципе взаимосвязанности когнитивной, коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сфер взаимодействияспециально организованной психолого-педагогической формирующей программы, реализуемой на уровне работы как с родителями, так и с детьми, соблюдения принципов систематичности, постепенности и активности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и в связи с необходимостью проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике семьи.

2. Раскрыть феноменологическое содержание категории «взаимопонимание» в отечественной и зарубежной психологической науке.

3. Определить содержательные и процессуальные психологические характеристики взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье.

4. Эмпирически исследовать психологические особенности специфики взаимопонимания и стратегии поведения родителей и детей в многодетных и малодетных семьях КЧР.

5. Выявить личностно-развивающий потенциал многодетной семьи.

6. На основе полученных данных разработать модель развития и апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на развитие отдельных компонентов взаимопонимания родителей и детей в многодетных семьях.

Методологической основой исследования выступили концепции активного субъекта жизнедеятельности (Рубинштейн С.Л., Абульханова-Славская К.А., Петровский В. А., Зинченко В. П. и др.), современные теории личности (Петровский А.В., Леонтьев А. Н., Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Роджерс К., Маслоу А., Салливен Г. и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (Слободчиков В.И.), аксеологический и гуманистический подходы, рассматривающие человека как высшую ценность социального развития, позволяющие изучать процессы личностного развития (Котова И.Б., Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. и др.) — основные положения современной теории семьи (Андреева Г. М., Антонов А. И., Голод С. И., Кон.

И.С., Орлов Ю. Б., Роджерс К., Сатир В., Эйдемиллер Э. Г., Гребенников И. В., Земска М., Кули Ч. Х., Навайтис Г., Медков В. М., Мудрик А. В., Обозов Н. Н., Посысоев Н. Н., Харчев А.Г.).

Теоретической базой исследования выступили фундаментальные исследования в отечественной и зарубежной психологии личности о социальном взаимодействии как основном механизме изменения и развития взаимодействующих субъектов (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Асмолов А. Г., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Платонов К. К., Реан А. А., Рубинштейн С. Л., Маслоу А., Роджерс К.) — положения о психологических отношениях как системе осознаваемых связей с окружающей действительностью (Бодалев А.А., Ломов Б. Ф., Мудрик А. В., Мясищев В. Н. и др.) — положения о социальной основе межличностных отношений (Каган М.С., Ломов Б. Ф., Рубинштейн С. Л., Парыгин Б.Д.) — взаимодействия, взаимоотношения и взаимопонимание как социально — психологических категорий (Андреева Г. М., Богомаза С. А., Буева Л. П., Вебер М., Головахова Е. И., Гусев Г. В., Жуков Ю. М., Залевский Г. В., Знаков В. В., Каган М. С., Керрес М., Кроник А. А., Кукосян О. Г., Леви-Брюль К., Парсонс Т., Парыгин Б. Д., Роземанн Б., Рюмшина Л. И., Скитяева И. М., Соснин В. А., Шиянов Е. Н., Юсупов И.М.), социально-психологические исследования и идеи исследования многодетных семей, а также психологических особенностей взаимодействия в многодетных семьях (Антонов А.И., Афанасьева Т. М., Белова В. А., Берджес Э., Борисов В. А., Вишневский А. Г., Гребенников И. В., Ковалев С. В., Ковинько Л. В., Куликова Т. А., Локк X., Медков В. М., Огборн У., Сикари А., Сысенко В. А., Трент Р., Усова А. П., Харчев А.Г.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с 2004 по 2007 годы.

I. Поисково-теоретический этап (2004) — определены цели и задачи исследованиявыбран объект и предмет исследованиявыдвинуты основные гипотезыизучена научная литература по проблеме исследования;

II. Констатирующий этап (2004 — 2005) — подобраны и систематизированы психодиагностические методики для проведения опытно — экспериментальной работыорганизовано и проведено эмпирическое констатирующее исследованиеподготовлена база для разработки развивающей программы;

III. Формирующий этап (2005 — 2006) — разработаны модель и программа развития отдельных компонентов взаимопонимания детей и родителейорганизовано и проведено эмпирическое формирующее исследование;

IV. Аналитический (заключительный) этап (2006 — 2007) — обработаны и обобщены эмпирические данные, полученные в ходе формирующего эксперимента, и оценена их эффективностьоформлена рукопись диссертации.

Экспериментальная база исследования и контингент испытуемых. Базой исследования являются малодетные и многодетные семьи Карачаево-Черкесской республики. Контингент испытуемых представляет собой 37 малодетных семей (семьи, в которых один — два ребенка), из них 20 семей, имеющих двоих детей, и 17 однодетных семей- 37 многодетных семей (семьи, в которых три и более детей), в числе которых: 10 семей с 3-мя детьми- 12 семей с 4-мя детьмии 15 семей с 5-ю детьми. В экспериментальном исследовании всего приняло участие 358 испытуемых.

Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературыметод сравнительно-сопоставительного анализаэмпирические методы сбора материаланаблюдениеметодики исследования стилей детско-родительского взаимодействияметодика исследования индивидуально-психологических свойств личностианкетированиеметоды количественного и качественного анализа данных.

Научная новизна заключается в том, что впервые систематизированы подходы к изучению психологических характеристик многодетной семьи как малой социальной группыопределены сущность, структурные и содержательные компоненты взаимопонимания в детско-родительских отношениях в многодетной семьеустановлено, что в качестве доминирующего условия существования и функционирования многодетной семьи выступает взаимопонимание, являясь базовой категорией в структуре межличностного взаимодействия родителей и детей в названной социальной группевыявлены психолого-педагогические условия, способствующие развитию взаимопонимания в многодетной семье.

Теоретическая значимость заключается в том, что в работе содержится теоретически обоснованный подход к малоизученному аспекту межличностного взаимодействия родителей и детей в многодетной семьевзаимопониманию. Определены психологические особенности, условия, характер взаимопонимания в процессе детско-родительских отношений, обеспечивающие гармоничное развитие личности детей, а также конструктивного воспитательного взаимодействия взрослых и детей в семье. Разработана теоретическая модель процесса развития взаимопонимания в многодетной семье, основанная на принципе взаимосвязанности коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сфер.

Практическая значимость исследования состоит в разработке специально организованной психолого-педагогической формирующей программы, реализуемой на уровне работы как с родителями, так и с детьми, а также в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе практических психологов, педагогов, работающих в сфере образования, в том числе семейными психологами в консультативной деятельности. Прошедшие эмпирическую проверку результаты исследования могут быть использованы в педагогической и психокоррекционной деятельности, в теории и практике воспитания и обучения детей из многодетных семей и могут служить основанием для дальнейшей разработки проблем взаимопонимания родителей и детей в процессе взаимодействия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Многодетная форма существования семьи, имея свои специфические психологические особенности функционирования, определяет стиль межличностных семейно-брачных и детско-родительских отношений.

2. Содержательные и процессуальные характеристики функционирования многодетной семьи зависят от коммуникативного, поведенческого и эмоционального компонентов взаимопонимания.

3. Специфические особенности, характерные для многодетной семьи, определяются многообразием и множественностью каналов взаимопонимания в названной системе, что не характерно для малодетной семьи, и, следовательно, в большей степени нуждаются в специально направленной психолого-педагогической работе.

4. Конструктивному и эффективному взаимодействию в многодетной семье способствует развитие взаимопонимания, реализуемое при следующих психолого-педагогических условиях: разработка модели процесса развития, основанной на принципе взаимосвязанности когнитивной, коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сферспециально организованная психолого-педагогическая формирующая программа, реализуемая на уровне работы как с родителями, так и с детьмисоблюдение принципов систематичности, постепенности и активности при развитии когнитивно-коммуникативного, поведенческого и эмоционального компонентов взаимопониманияосознание субъектами взаимодействия, в первую очередь, родителями, личной ответственности за эффективное взаимопониманиеориентация на семейные ценности.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с результатами эмпирического исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогической психологии КЧГУ, а также отражены и представлены на научной сессии преподавателей и аспирантов университета «Алиевские чтения», (Карачаевск, 2005, 2006, 2007, 2008) — на конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в вузе и школе», (Карачаевск, 2005) — на научной сессии аспирантов и преподавателей «Этнопедагогика и вопросы формирования личности», (Карачаевск, 2005) — на межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодежь и образование XXI века: проблема формирования гражданственности», (Ставрополь, 2005) — в издании журнала «Прикладная психология и психоанализ» «Новые исследования в педагогико — психологических науках», (Москва — Владикавказ, 2006) — на III Межвузовской научно — практической конференции молодых ученых и студентов, (Ставрополь, 2006) — на Всероссийской научно — практической конференции: «Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии» «На орбите научного поиска», (Элиста, 2007) — в монографии (Карачаевск, 2008).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 204 источника, в том числе 200 — на русском языке и 4 на английском языке, приложения. Анализ результатов представлен в виде таблиц, гистограмм. Объем основного текста диссертации составляет 182 страницы, общий объем 254 страницы.

Выводы по главе II:

Проведенное нами исследование развития взаимопонимания между родителями и детьми в многодетной семье подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Система межличностных связей взаимопонимания и каналов коммуникации в многодетной семье включает в себя в несколько раз больше связей, чем в малодетных семьях, и проявляется в выделенных нами сферах: когнитивной, коммуникативной, поведенческой, эмоциональной.

Анализ результатов всех трех структурных компонентов взаимопонимания в многодетной семье: когнитивно-коммуникативногоповеденческого и эмоционального, оценка их содержательных данных позволяет определить психологический климат в исследованных семьях как благоприятный, а стиль детско-родительских отношений как демократический. В целом, степень выраженности взаимопонимания между родителями и детьми многодетных семей выше, чем в исследованных малодетных семьях. К тому же результаты, полученные по показателям всех трех содержательных компонентов при исследовании родителей и детей многодетных семей при сравнительном анализе, не имеют резких, кардинальных различий в степени выраженности, что в свою очередь говорит об адекватной оценке испытуемыми в процессе исследования, а также о точности представлений испытуемых, и по признакам данного блока отсутствует переоценка или недооценка обоими сторонами.

Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа можно констатировать превалирующую роль поведенческого блока в процессе внутрисемейного взаимопонимания, независимо от количественной формы развития — многодетной или малодетной, что позволяет рассматривать взаимопонимание как показатель успешности внутрисемейного взаимодействия. Доминируют в данном блоке: удовлетворенность родителями и детьми взаимоотношениями, поведение и действия родителей по отношению к детям носят непротиворечивый характер, баланс между контролем родителей над ребенком, автономностью и самостоятельностью детей, баланс между строгостью родителей и мягкостью. Хотя у детей в многодетных семьях уровень соперничества несколько выше, чем у детей в малодетных семьях. Однако, требования родителей к детям не носят завышенный характер, при этом осуществляется конструктивное сотрудничество родителей и детей.

Когнитивно-коммуникативный компонент в процессе внутрисемейного взаимопонимания, по результатам нашего исследования, выраженностью входящих в его состав показателей, констатирует: отсутствие в исследованных многодетных семьях излишней концентрации на ребенке, проявление авторитетности родителя, свидетельствующей о широкой сфере влияния родителей на ребенка, о высокой силе влияния и авторитетности родительского мнения, поступков, действий на ребенка и о позитивности отношений ребенка к родителю и меру согласия между родителями и детьми.

Эмоциональный блок, по результатам сравнительного анализа, оказался менее выраженным из трех выделенных блоков в процессе взаимопонимания. Однако, можно отметить, что родители в малодетных семьях чаще отмечают наличие эмоционального оптимального контакта, чем родители в многодетных семьях. Но это не говорит о невыраженности или о недостаточности представленности признаков эмоционального блока, так как разделение исследованных признаков и индикаторов взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье носит условный характер из-за большого количества эмоциональных взаимосвязей.

Статистическую проверку значимости выявленных различий в выраженности показателей конитивно-коммуникативного, эмоционального и поведенческого блока в многодетных и малодетных семьях мы осуществляли при помощи вычисления t — критерия Стьюдента. При этом были выявлены следующие тенденции — наиболее значимые отличия:

— в отношении поведенческого блока в многодетных и малодетных семьях касаются показателей: соперничества детей, сотрудничества, мягкости — строгости и последовательности родителей;

— в отношении когнитивно-коммуникативного блока в многодетных и малодетных семьях касаются показателей излишней концентрации на ребенке и семейной адаптации;

— в отношении эмоционального блока у многодетных и малодетных семей касаются показателей: эмоционального оптимального контакта, излишней эмоциональной дистанции с ребенком, семейной сплоченности, привязанности к братьям и сестрам, эмоциональной близости ребенка к родителюпри этом характеристики привязанности к родителям и понятия ребенка заложены в традициях и не зависят от количества детей в семье.

Нами было отмечено, что в последнее время в обществе произошли значительные изменения в родительско-детских отношениях: увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения. Поэтому в настоящее время появилась острая необходимость в обучении родителей правильным способам взаимодействия с детьми с учетом характера сложившейся жизни.

Несмотря на более высокие отдельные показатели взаимопонимания в многодетных семьях по сравнению с малодетными, проблема взаимопонимания и взаимодействия в многодетной семье приобретает особый характер в силу множественности возникающих связей между членами семьи. Особенно это было заметно при анализе эмоционального блока взаимопонимания. Таким образом, в процессе исследования семей, были обнаружены некоторые трудности в детско-родительских отношениях, носящих внутрисемейный эмоционально-коммуникативный характер.

Полученные результаты еще раз подтверждают сделанный нами вывод о необходимости специальной психолого-педагогической программы, которая будет способствовать развитию взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье, а именно отдельных показателей взаимопонимания в ' когнитивной, коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферах.

В качестве модели развития взаимопонимания между родителями и детьми в многодетной семье мы рассматриваем динамическую систему, наглядно и лаконично описывающую когнитивно-коммуникативный, эмоциональный и поведенческий критерии, показатели и этапы данного процесса.

Реализация модели и соответствующей психолого-педагогической программы осуществляется в соответствии с рядом принципов: принципом постепенности, принципом систематичности, принципом активности.

Таким образом, значимыми психолого-педагогическими условиями развития взаимопонимания между родителями и детьми в многотдетной семье являются: разработка модели процесса развития, основанной на принципе взаимосвязанности когнитивной, коммуникативной, j поведенческой и эмоциональной сферспециально организованная психолого-педагогическая формирующая программа, реализуемая на уровне работы как с родителями, так и детьмисоблюдение принципов систематичности, постепенности и активности при развитии когнитивно-коммуникативного, поведенческого и эмоционального компонентов взаимопониманияосознание субъектами взаимодействия, в первую очередь, родителями личной ответственности за эффективное взаимопониманиеориентация на семейные ценности.

В результате проведения специальной психолого-педагогической программы в экспериментальной группе были замечены:

— изменения в сторону усиления в показателях: семейной адаптации, согласия между родителем и ребенком, авторитетности родителя, мягкости родителя, сотрудничества, удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, эмоционального оптимального контакта и семейной сплоченности;

— изменения в сторону снижения в показателях: излишней концентрации на ребенке и излишней эмоциональной дистанции;

— наиболее яркие и сильные изменения в показателях: снижения соперничества, последовательности родителей, привязанности к братьям и сестрам, принятия ребенка родителем;

— отсутствие динамики в показателях: автономности — контроля по отношению к ребенку, привязанности к матери и привязанности к отцувидимо, эти характеристики очень сильно закреплены семейными традициями и ценностями и практически не поддаются изменению извне.

Полученные нами данные не только позволили разработать развивающую программу, направленную на совершенствование взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье, но и могут лечь в основу большой комплексной программы психолого-педагогической поддержки многодетной семьи, реализуемой в рамках образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование психолого-педагогических условий развития взаимопонимания между родителями и детьми в многодетной семье подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения особенностей и условий развития взаимопонимания между родителями и детьми в многодетной семье позволили сформулировать ряд выводов.

Существование и социализация человека организованы в форме семейного образа жизни, так как семья является «незыблемым» социальным институтом, важнейшим посредником во взаимосвязи личности и общества. Существует несколько подходов, позволяющих изучать вопросы и проблематику семьи:

5. Изучение семьи как социального института.

6. Изучение семьи как малой группы.

7. Изучение семьи с позиции выполняемых ею функций.

8. Изучение семьи с позиции существующих внутрисемейных взаимоотношений.

Было показано, что особенности проявления взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье, а также сама многодетная форма развития и воспитания являются одними из ведущих факторов развития и формирования личности детей в семье.

В диссертационном исследовании показано, что конструктивное взаимодействие родителей и детей в многодетной семье обеспечивает улучшение внутрисемейного психологического климата, создающего, в свою очередь, основу для последующей успешной социализации детей.

Взаимопонимание в семье и взаимопонимание между родителями и детьми в семье имеет ведущее значение. Но, несмотря на значимость в жизнедеятельности человека, взаимопонимание оказывается одной из самых неразработанных категорий в психологии, а также в психологии семьи и семейных отношений. Подтверждением этому может служить чрезвычайно малое количество работ, посвященных непосредственно проблематике психологических особенностей взаимопонимания родителей и детей в семье и в многодетной семье в частности.

Взаимопонимание — сложное, многогранное явление. Взаимопонимание включает в себя когнитивную, поведенческую и эмоциональную составляющие. В рамках данной работы мы определяем взаимопонимание как социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: согласовании индивидуального осмысления предмета общения и взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Проведенное исследование показало, что многодетные семьи значительно более стабильны, чем однои двудетные: дети скрепляют супружеский союз, обостряют супружеский долг.

Многие из представленных выводов относительно психологических особенностей многодетной семьи выделены только на теоретическом уровне и действуют на уровне отдельных гипотез, не подвергавшихся до настоящего времени эмпирической проверке. Комплексного исследования данных особенностей до настоящего времени не проводилось. Необходимо учитывать трудности, связанные со спецификой исследования самих многодетных семей. Это разделение весьма условно существует на теоретическом уровне.

В связи с тем, что в ряде случаев различия между малодетными и многодетными семьями выводятся из разницы в уровне дохода, образования и других социально-демографических характеристик родителей этих семей, необходимо в исследованиях при изучении особенностей семей с различной детностью проводить контроль всех дополнительных переменных.

Психологические особенности многодетной семьи базируются на оценке результатов влияния размера семьи на отдельные стороны семьи.

Направлениями взаимодействия внутри многодетной семьи, посредством которых можно исследовать благополучный психологический климат многодетной семьи, который в свою очередь является основой взаимопонимания в семье, являются:

1. Отношение родителей друг к другу.

2. Отношение родителей к детям.

3. Отношение детей к родителям.

4. Отношения детей к детям или отношения между детьми многодетной семьи.

Система межличностных связей взаимодействия и каналов коммуникации в многодетной семье включает в себя в несколько раз больше связей, чем в малодетных семьях и проявляется в выделенных нами сферах когнитивной, коммуникативной, поведенческой, эмоциональной.

Анализ результатов всех трех структурных компонентов взаимопонимания в многодетной семье — когнитивно-коммуникативного, поведенческого и эмоционального, оценка их содержательных данных позволяет определить психологический климат в исследованных семьях как благоприятный, а стиль детско-родительских отношений как демократический. В целом, степень выраженности взаимопонимания между родителями и детьми многодетных семей выше, чем в исследованных малодетных семьях. К тому же результаты, полученные по показателям всех трех содержательных компонентов при исследовании родителей и детей многодетных семей при сравнительном анализе не имеют резких, кардинальных различий в степени выраженности, что в свою очередь говорит об адекватной оценке испытуемыми в процессе исследования, а также о точности представлений испытуемых, и по признакам данного блока отсутствует переоценка или недооценка обоими сторонами.

Таким образом, на основе проведенного сравнительного анализа можно констатировать о превалирующей роли поведенческого блока в процессе внутрисемейного взаимопонимания, независимо от количественной формы развития — многодетной или малодетной, что позволяет рассматривать взаимопонимание как показатель успешности внутрисемейного взаимодействия. Доминируют в данном блоке: удовлетворенность родителями и детьми взаимоотношениями, поведение и действия родителей по отношению к детям носят непротиворечивый характер, баланс между контролем родителей над ребенком, автономностью и самостоятельностью детей, баланс между строгостью родителей и мягкостью. Хотя у детей в многодетных семьях уровень соперничества несколько выше, чем у детей в малодетных семьях. Однако требования родителей к детям не носят завышенный характер, при этом осуществляется конструктивное сотрудничество родителей и детей.

Когнитивно-коммуникативный компонент в процессе внутрисемейного взаимопонимания, по результатам нашего исследования, выраженностью входящих в его состав показателей, констатирует: отсутствие в исследованных многодетных семьях излишней концентрации на ребенке, проявление авторитетности родителя, свидетельствующей о широкой сфере влияния родителей на ребенка, о высокой силе влияния и авторитетности родительского мнения, поступков, действий на ребенка и о позитивности отношений ребенка к родителю и меру согласия между родителями и детьми.

Эмоциональный блок, по результатам сравнительного анализа, оказался менее выраженным из трех выделенных блоков в процессе взаимопонимания. Однако, можно отметить, что родители в малодетных семьях чаще отмечают наличие эмоционального оптимального контакта, чем родители в многодетных семьях. Но это не говорит о невыраженности или о недостаточности представленности признаков эмоционального блока, так как разделение исследованных признаков и индикаторов взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье носит условный характер из-за большого количества эмоциональных взаимосвязей.

Нами было отмечено, что в настоящее время появилась острая необходимость в обучении родителей правильным способам взаимодействия с детьми с учетом характера сложившейся жизни. А именно, несмотря на более высокие отдельные показатели взаимопонимания в многодетных семьях по сравнению с малодетными, проблема взаимопонимания и взаимодействия в многодетной семье приобретает особый характер в силу множественности возникающих связей между членами семьи. Особенно это было заметно при анализе эмоционального блока взаимопонимания. Таким образом, в процессе исследования семей были обнаружены некоторые трудности в детско-родительских отношениях с проблемами внутрисемейного эмоционально-коммуникативного характера.

Нами было выявлено, что взаимопонимание в многодетной семье является одним из условий функционирования данной малой группы и фактором личностного развития детей. Многодетная семья является малой социально-психологической группой и имеет специфические психологические особенности, которые определяются многообразием каналов взаимодействия и коммуникации.

Взаимопонимание родителей и детей в многодетной семье является ведущим фактором и необходимым условием эффективного и конструктивного внутрисемейного взаимодействия.

В диссертационном исследовании было выявлено, что значимыми психолого-педагогическими условиями развития взаимопонимания между родителями и детьми в многодетной семье являются: разработка модели процесса развития, основанной на принципе взаимосвязанности когнитивной, коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сферспециально организованная психолого-педагогическая формирующая программа, реализуемая на уровне работы как с родителями, так и детьмисоблюдение принципов систематичности, постепенности и активности при развитии когнитивно-коммуникативного, поведенческого и эмоционального компонентов взаимопониманияосознание субъектами взаимодействия, в первую очередь, родителями, личной ответственности за эффективное взаимопониманиеориентация на семейные ценности.

В результате проведения специальной психолого-педагогической программы в экспериментальной группе были замечены:

— изменения в сторону усиления в показателях: семейной адаптации, согласия между родителем и ребенком, авторитетности родителя, мягкости родителя, сотрудничества, удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, эмоционального оптимального контакта и семейной сплоченности;

— изменения в сторону снижения в показателях: излишней концентрации на ребенке и излишней эмоциональной дистанции;

— наиболее яркие и сильные изменения в показателях: снижения соперничества, последовательности родителей, привязанности к братьям и сестрам, принятия ребенка родителем;

— отсутствие динамики в показателях: автономности — контроля по отношению к ребенку, привязанности к матери и привязанности к отцувидимо, эти характеристики очень сильно закреплены семейными традициями и ценностями и практически не поддаются изменению из вне.

Полученные нами данные не только позволили разработать развивающую программу, направленную на совершенствование взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье, но и могут лечь в основу большой комплексной программы психолого-педагогической поддержки многодетной семьи, реализуемой в рамках образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 489 с.
  2. С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык)/ Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-288 с.
  3. С.Т. Азбука для двоих. М.: Знание, 1991. — 192 с.
  4. А. Индивидуальная психология //История зарубежнойпсихологии. 30 60 годы XX века. (Тексты)/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Моск. ун-т, 1986.- С. 131−140.
  5. Ю.Г. Педагогика семейных отношений. М., 1976. — 202 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  7. Т.В. Психология современной семьи. Монография. СПб.: Речь, 2005.-436 с.
  8. Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 224 е., стр. 164−166.
  9. А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.-170 с.
  10. А. И., Медков В. М. Второй ребенок. М., 1987. 234 с.
  11. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М., МГУ, 1996. — 304 с.
  12. А. И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических аспектов репродуктивного поведения семьи. Дис.. канд. психол. наук М., 1973.
  13. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: КЧГУ, 1996. 104 с.
  14. В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Иркутск, 1989. -стр. 90- 118,305 с.
  15. А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. //Психология с человеческимлицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. С. 239 — 249.
  16. Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9 10 кл. сред. шк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 285 с.
  17. Е.Ф. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики// Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М., 1990. С. 16−17.
  18. И.Б. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения. //Психология педагогического общения. Ростов н/Д.: РГПИ, 1978. — С. 49−59.
  19. A.M. Воспитание детей в семье. М., 1972. — 325 с.
  20. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Казан, ун-т, 2002. — 417 с.
  21. М.М. К философии поступка. //Работы 20х годов. Киев: Украина, 1994. — С. 9−69.
  22. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М., 1965. — 256с.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986 — 445 с.
  24. В.Г. О детских книгах. М., 1954. — Т.4. — 367 с.
  25. Берг-Кросс JI. Терапия супружеских пар /Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. — М.: Институт психотерапии, 2004. — 528 с.
  26. Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
  27. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Наука, 1982.- С. 56−110, 145−156.
  28. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  29. А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122 — 127.
  30. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 187с.
  31. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.- 111 с.
  32. Н.О. О роли взаимопонимания в процессе общения. //Сознание и понимание. Фрунзе: «Инем», 1982. — 61−70.
  33. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М.: Смысл, 1999.- 137 с.
  34. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. //Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — С. 201−223.
  35. А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. //Вопросы философии. 1975. № Ю — С. 17−21.
  36. А. Психическое развитие ребёнка. М., 1967. — 145 с.
  37. А .Я. Структура и типы родительского отношения.
  38. Дисс.канд.псих.наук. М., 1984. — 187с.
  39. Д. Дела семейные: пер. с венг. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  40. Л. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  41. В. Всё начинается с детства Минск, 1989. — 172 с.
  42. Вопросы психологии № 4. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  43. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада./ В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др.- Под. ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981. — 224 с.
  44. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Пед. общество России, 2003. — 512 с.
  45. С.А. Взаимопонимание учителя и ученика в педагогическом процессе. //Психол. и практика. Ярославль: ЯрГу, 1998. — Т.4., С. 47−48.
  46. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1997. — 378 с.
  47. Л.Я., Алёшина Ю. Е. Социально психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. //Психологический журнал — 1991.- № 4
  48. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  49. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат. Украины, 1989. — 189 с.
  50. С.И. Многодетная семья в зеркале статистики //Огонек. 1988.26., С. 18−20.
  51. P.M. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: свет, 1997. — 608 е., стр. 514
  52. И.В. Воспитательный климат семьи.- М., 1975 204 с.
  53. И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для ст.- в педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991. — 158 е., С. 24−28.
  54. JI.M. О тебе и обо мне. Ставрополь, 1980. — 223 с.
  55. Демографический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1985.С. 58.
  56. Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мн.: Университетское, 1988. 399 с.
  57. X. Родители и дети. М., 1996. — 201 с.
  58. Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Эксмо -Пресс, 2001.-235 с.
  59. И.В. современный брак: Проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990.-272 с.
  60. В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 176 с.
  61. С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006. — 54 с.
  62. Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Пед.- кое общество России, 2005. — 144 с.
  63. А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие. 2-е изд., М.: «Ось-89», 2005. — 352 с.
  64. В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. -М.: Мысль, 1987. 173 с.
  65. И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Мн.: МП «Лерокс», 1998.-160 с.
  66. Желтонова Ю. А. Возможные пути гуманизации отношений в образовании. //Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Уфа: БашГПИ, 1999. — 4.1. — С. 125−126.
  67. Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания: Автореф. канд. дис. Ростов-н/Д., 2000.
  68. Ю.М., Петровская Л. А., Растянникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991. С. 3−10.
  69. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение, 1990.-256 с.
  70. С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации. //Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 13−17.
  71. Г. В. Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) //Сиб. психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 129−137.
  72. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез. Этиология. Патогенез.: Медицина, 1988. 248с.
  73. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений- 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  74. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994. — 379 е., стр. 130- 133.
  75. В.В. Тематические сообщения макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении //Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 45 — 54.
  76. JI.M. Психология воспитания: Метод. Пособие. — М.: Высш. шк., 1991.-96 с.
  77. О. Н. Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Р — н/Д.: «ФЕНИКС», 2005. — 380 с.
  78. JI. В. Микроклимат семьи. М.: Знание, 1979. — 267 с.
  79. С.В. Психология семейных отношений— М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  80. С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  81. С.М. Воспитание и самовоспитание. — М.: Мысль, 1986. 287 с.
  82. Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах. М., 1976.-238 с.
  83. Я.А. Психология общения. — М., 1974. 408 с.
  84. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  85. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. — Р- н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. 294 с.
  86. А., Умарова Н. Визит в семью, или практика работы с семьями: Учебное пособие. Псков: ПОИПКРО, 2002. — 118 с.
  87. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992 е., С. 138−141.
  88. Ю. С. Третьяков В.П. Грамматика общения. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005. — 280 с.
  89. А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. -М.: Мысль, 1989. 189 с.
  90. А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде //Психологический журнал. 1985. Т. 65. С. 124−130.
  91. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М.: 2001. -688 е., С. 48−51.
  92. В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 208 с.
  93. Т.Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб., Речь, 2005. 240 с.
  94. О.Г. Профессия и познание людей. Р н/Д, 1981., С 115−154.
  95. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Академия», 2000. 232 с.
  96. ЮО.Кущетерова Ф. Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (историко-педагогическое исследование). Монография. — Ставрополь: КЧГПУ, 2000. 192 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2-х т. Т. 1. -М., 1983.-392с.
  98. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  99. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л.: Знание, 1982. 36 с.
  100. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  101. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/ Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: просвещение, 1991.-223 с.
  102. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005.-150 с.
  103. Е.Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь: Кн. изд-во, 1983.-223 с.
  104. М.С. Социология семьи. М.: Наука, 1989. 240 е., стр. 65
  105. .Г. Психологические проблемы антропологизации образования. //Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 20−31.
  106. Многодетная семья в условиях распространения малодетности //Семья в кризисном обществе, М.: ИС РАН, 1993.С. 54−62.
  107. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 146 с.
  108. B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под. ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  109. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1998. — 530 с.
  110. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики, журналисты/ Сост.: В. И. Зацепин, В. Д. Цимбалюк. 2-е изд. -М.: Мол. гвардия, 1985.- 367 с.
  111. Г. Семья в психологической консультации. М., Воронеж: Моск. психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.- 260 с.
  112. М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы/ Пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. М.: Эксмо, 2004. — 960 с.
  113. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.- 300 с.
  114. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 328 с.
  115. А.В., Доценко Е. Л. Две встречи (понимание понятного). //Человек. 1999. — № 1. — С. 46−59.
  116. П.С. Путешествие по родным провинциям Российской империи.-СПб., 1786. Парсонс Т. Система современных обществ./ Перевод с англ. М.: Аспект. Пресс., 1998, — 270 с.
  117. Л.М. У порога семейной жизни. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 370 е., С. 83−94.
  118. Т. Растить в семье гражданина. М.: Знание, 1976.-99 с.
  119. .Д. НТР и проблема самореализации личности. //Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 38−41.
  120. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  121. В.Ф., Сегаль Б. Дух глобального взаимопонимания новые перспективы фулбрайтовского движения. //Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 162−166.
  122. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
  123. И.П. педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  124. Л.В. Методы изучения процессов идентификации //Вопросы психологии. 1988. № 1., С. 163 -167.
  125. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов/ Сост. В. В. Мироненко. -М.: Просвещение, 1990. 399 с.
  126. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного образования, преподавателей, психологов. /А.Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др.- Под. ред. В. А. Петровского. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
  127. Психология личности. Тексты /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — 580 с.
  128. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений/ Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.- Под. ред. Е. Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2004. — 192 с.
  129. Психология: учеб. /В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова- отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 752 с.
  130. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб: Питер. — 2001. — 656 е., С. 122−127.
  131. Психология формирования и развития личности /Под. ред. Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1981. 485 с.
  132. Развитие личности ребёнка, /общ. ред. A.M. Фонарёва. М., 1987.-345 с.
  133. РанибургЙ., Поппер. Секреты личности. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  134. Региональное сообщество в условиях трансформации России: Социологический анализ. /Под ред. Шаповалова В. К. М.: Идекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2003. — 272с.
  135. Г. Подростковый и юношеский возраст //Мир. 1994. — 375 с.
  136. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996 г. Т 1, 529 с.
  137. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 480с.
  138. А. Как преодолеть сложности в семейной жизни. Р — н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 320 с. (Серия «Психологический практикум».)
  139. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.: АН ССР, 1959.-354 с.
  140. Л. И. Габдулина Л.И. «Гуманизация отношений: поиск средств и форм взаимодействия и взаимопонимания в системе „педагог -педагог“, „педагог ребенок“, „педагог — родители“». — Р — н/Д.: ГНМЦ, 1997.-32 с.
  141. Л.И. Диалог игра — манипуляция //Психологический вестник. Р — нД, 1996. С. 206 — 222.
  142. Л.И. Психология взаимопонимания. // Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. — С. 257−274.
  143. Л.С. Телефон доверия. № 6. 1990.- 180 с.
  144. Сатир Вирджиния. Вы и ваша семья. Руководство по личному росту. Пер. с анг. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с
  145. Сатышева Светлана Николаевна. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей. 19.00.01 Новосибирск, 2003. С. 36−45
  146. К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1997. 200 с.
  147. Семья и личность Мария Земска. М.: Изд-во Прогресс, 1986. — 137 с.
  148. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Составитель: И. В. Гребенников, П. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  149. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Сост. П. А. Лебедев. -М.: «Академия», 2001. 408 с.
  150. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 е., С. 34−42.
  151. Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  152. Скиннер. Избранное, «Магистр», 1997.- 267с.
  153. И.М. Закономерности структурно-функциональной организации рефлексии и их роль в формировании личности: Автореф. канд. дис. Ярославль, 2002.
  154. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю, Головин. Минск: Харвей, М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. — 800 с.
  155. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003, — 96 с.
  156. Совет да любовь!: Сборник Сост.: М. А. Иванов. М.: Моск. Рабочий, 1981.- 139 с.
  157. В.Н. О природе человеческого общения. Фрунзе: «Мектеп», 1974.-145 с.
  158. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  159. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). М.: Наука, 1997. 570 е., С. 423−443.
  160. В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: Наука, 1993. — 350 с.
  161. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Под. ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардприки, 1999. — 397 е., С. 257−273.
  162. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия /Сост. Л. Б. Шнейдер: В 2 ч. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — Ч. 2 — 712 с.
  163. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С. Ю. Циркина Спб.: Питер, 2000. — 750 е., С. 64- 67.
  164. Е.В. Ребенок открывает мир. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005. — 334 с.
  165. И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 448 с.
  166. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987. — 146 с.
  167. Ты и я. / сост. Л. Антипина. М.: ВЩ, 1989. — 367 с.
  168. Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
  169. Д.И. Психология становления личности. М: Международная пед. академия, 1994. — 660 е., С. 18−28.
  170. А.Ф. Современная молодая семья. М., 1993. — 125 с.
  171. Г. Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
  172. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованиюинтерсубъективного подхода в исследовании коммуникативныхвоздействий // Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. — С. 17 — 35.
  173. А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. 272 е., С. 54.
  174. В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Р- н/Д.: Феникс, 2004. — 445 с.
  175. В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 272 с.
  176. Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 37 — 44.
  177. А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 208 с.
  178. Т. Наша семья. Минск: Беларусь, 1982. — 156 с.
  179. Т. Социальная психология. М., 1969. — 635 е., С. 441−444.
  180. А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) М.: Знание, 1986. — 96 с.
  181. Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 928 с.
  182. Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Эксма-Пресс, 2000.-512 с.
  183. X. Каким должен быть ваш ребенок? /X. Штольц. Дети и семейный конфликт/ Л. Анзорг: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М.: Просвещение, 1988. 144 е., С. 3 — 10.
  184. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Речь, 2006, 352 с.
  185. Э.Г., Юститскес В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  186. Этика и психология семейной жизни /И.В. Гребенников, И.В. Дубровина-М.: Просвещение, 1987.-272 е., стр. 117−133, 175−187, 218−236, 236−251.
  187. Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание.- Нальчик, 1999.-304с.
  188. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.- 192 с.
  189. Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету. //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 53−60.
  190. И.С. Принципы построения образовательной программы и личностное развитие учащегося. //Вопросы психологии. — 1999. № 3. — С. 39−47.
  191. М.Г. История психологии. -М.: Просвещение, 1985. 416 с.
  192. Rosemann В., Kerres М. Interpersonales Wahrnehmen und Verstehen. Bern u.a.: Huber, 1986.
  193. Schoeneman T.J. Reports of the sources of self-knowledge // J. Pers. 1981. V. 49. N3. P. 284−293.
  194. Sedikides C., Skowronski J. On the sources of self-knowledge: The perceived primacy self-reflection //J. Soc. and Clin. Psychol. 1995. V. 14. N 3. P. 244 270.
  195. Shepperd J.A., Socherman R.E. On the manipulative behavior of low machiavellians feigning incompetence to «sandbag» on opponent //J. Pers. and Soc. Psychol. 1997. V. 72. N 6. P. 1448−1459.183
Заполнить форму текущей работой