Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение долговечности аксиально-поршневых насосов строительных и дорожных машин на основе моделирования процессов в плунжерных парах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту: 1. Разработана математическая модель системы «плунжер-втулка» аксиально-поршневого насоса, позволяющая определять кинематические, динамические и трибологические параметры плунжерных пар с учетом инерционных, гидродинамических и диссипативных сил. Предложена основанная на свойстве аддитивности модель расчета коэффициентов трения в плунжерных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Гидросистемы строительных и дорожных машин как объект исследований
    • 1. 1. Условия работы и показатели работоспособности элементов гидросистем строительных и дорожных машин
    • 1. 2. Обзор исследований долговечности гидросистем строительных и дорожных машин
    • 1. 3. Объект, цели и задачи исследования
  • 2. Моделирование трибологических процессов в плунжерных гидроагрегатах С ДМ
    • 2. 1. Расчетная схема и математическая модель поршневой группы
    • 2. 2. Определение КПД аксиально-поршневых насосов
  • 3. Экспериментальное исследование и практические рекомендации
    • 3. 1. Программа опытных работ
    • 3. 2. Описание экспериментальной установки, информационно измерительный комплекс и методика проведения опытов
    • 3. 3. Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
  • 4. Рекомендации по проектированию и эксплуатации насосов гидросистем строительных и дорожных машин
    • 4. 1. Рекомендации по оценке степени допустимого риска
    • 4. 2. Рекомендации по анализу надежности и определению недоиспользования ресурса аксиально-поршневого насоса
    • 4. 3. Программа расчета факторов износа

Повышение долговечности аксиально-поршневых насосов строительных и дорожных машин на основе моделирования процессов в плунжерных парах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность и качество выполнения технологического процесса строительными и дорожными машинами зависит от совершенства их рабочих органов и систем управления. Конструктивно заложенный уровень надежности и долговечности систем реализуется при соответствии расчетных параметров эксплуатационным нагрузкам. Элементы строительных и дорожных машин воспринимают эксплуатационные нагрузки переменного характера, величина и интенсивность изменения которых зависят от большого числа как контролируемых, так и случайных факторов.

Работоспособность гидросистем строительных и дорожных машин в значительной степени зависит от функционирования гидравлических насосов. Надежность, долговечность эффективная работа этих агрегатов во многом определяется широким набором разнообразных свойств, явлений и процессов в трибологических элементах, детальное изучение которых стало возможным с получившим в настоящее время интенсивным развитием компьютерных и электронных технологий. В парах трения аксиально-поршневых насосов происходит наиболее интенсивный износ, что существенно и влияет на наработку самих насосов, а так же и на работоспособность всего гидропривода строительных и дорожных машин. На процесс износа влияют конструктивные и динамические параметры пар трения и кинематические параметры рабочей жидкости. На этапе проектирования закладываются основы надежности и долговечности путем выбора рациональных геометрических и силовых параметров. На некоторые из них можно влиять на этапе проектирования, а на некоторые и на этапе эксплуатации. Варьируя этими факторами, можно изменяя их уменьшать или увеличивать интенсивность износа пар трения аксиально-поршневых насосов и соответственно долговечность строительных и дорожных машин.

Несмотря на большое количество работ сделанных в области износа пар трения применительно к плунжерным гидроагрегатам строительных и дорожных машин можно говорить об определенных недоработках в области разработки средств проектирования с использованием основных положений гидродинамики, теории трения и износа. Таким образом, повышение долговечности аксиально-поршневых насосов строительных и дорожных машин на основе моделирования процессов в плунжерных парах является актуальной темой исследования.

Методы исследований. В работе использованы эмпирические и теоретические методы исследования. Решения задач базируются на экспериментальных данных и известных теоретических положениях динамических и триботехнических методов исследований, методах системного анализа, математического моделирования и программирования на ЭВМ в среде Borland Delphi, математической статистики.

Экспериментальные исследования проводились на специально разработанном стенде с использованием инструментальной среды графического программирования Lab VIEW компании National Instruments, в качестве первичных преобразователей использовались датчики изменения давления ОАО «Орлэкс», Россия. При обработке полученных экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Научная новизна работы и положения, выносимые на защиту: 1. Разработана математическая модель системы «плунжер-втулка» аксиально-поршневого насоса, позволяющая определять кинематические, динамические и трибологические параметры плунжерных пар с учетом инерционных, гидродинамических и диссипативных сил. Предложена основанная на свойстве аддитивности модель расчета коэффициентов трения в плунжерных парах, учитывающая конструктивные и технологические параметры, гидродинамическое давление и параметры рабочей жидкости.

2. Выявлены закономерности влияния переменных эксплуатационных нагрузок, шероховатости поверхностей трения, теплофизиче-ских свойств и чистоты рабочей жидкости гидросистем СДМ на износ, наработку и КПД аксиально-поршневого насоса.

3. Разработаны практические рекомендации и программное обеспечение, позволяющие увеличить наработку плунжерных аксиально-поршневых насосов и методика оценки уровня использования ресурса аксиально-поршневого насоса на основании математического моделирования процессов в плунжерных парах.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные методики, выявленные закономерности оценки способности системы к безотказной работе и программное обеспечение для расчета динамических, кинематических и трибологических параметров могут быть использованы как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации аксиально-поршневых насосов гидравлических систем строительных и дорожных машин.

Реализация и внедрение результатов работы. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Орловского государственного технического университета и Орловского государственного аграрного университета при чтении лекций, проведении практических и лабораторных занятий по соответствующим дисциплинам, дипломном проектировании, выполнении студентами научно-исследовательских работ. Методика расчета долговечности аксиально-поршневых насосов строительных и дорожных машин принята для практического использования Орловско-Курским отделением Московской железной дороги, ОАО «Дормаш».

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается корректностью и правильностью постановки задач, обоснованностью используемых теоретических зависимостей и принятых допущений и ограничений, применением известных апробированных математических методовподтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических исследований с экспериментальными данными, полученными как лично автором, так и другими исследователями.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на международных, региональных и республиканских научно технических семинарах, конференциях и симпозиумах: международной научно — практической конференции: «Энерго и ресурсосбережение XXI век», первая международная научно-практическая интернет конференция (г. Орел, 2002) — «Прогрессивные технологии в транспортных системах», шестая российская научно-техническая конференция (г. Оренбург, 2003) — Известия ОрелГТУ (г. Орел, 2003) — международная научно-техническая конференция (г. Могилев, 2004) — «Прогрессивные технологии в транспортных системах» (г. Оренбург, 2004) — «Надежность и ремонт машин» научно техническая конференция (г. Гагры, 2004) — международная научно-техническая конференция (г. Могилев, 2005) — «Ресурсосбережение XXI» Международная научно-практическая конференция Санкт-Петербург, 2005 «Надежность и ремонт машин» научно техническая конференция (г. Гагры, 2005).

Автор выражает искреннюю благодарность профессору Рудневу В. К. и профессору Бочарову B.C. за помощь при выборе тематики исследования и в подготовке материалов диссертационной работы.

Выводы по главе:

1. Установлено, что для обеспечения вероятности ресурса работы АПН до капитального ремонта — 0,9−0,8 необходимо обеспечить вероятность ресурса вала-0,99−0,97, радиальных подшипников — 0,95−0,9, прижимной пружины, плунжерной пары — 0,99−0,95, центрального шипа — 0,95−0,9, блока цилиндров и распределителя — 0,99−0,95.

2. Разработана методика, алгоритм и программа для ЭВМ, оценки изменения объемного КПД, расчета ресурса плунжерных гидромашин с учетом конструктивно-кинематических параметров плунжерных пар, параметров поверхности трения, качества рабочей жидкости.

3. Предложена методика расчета требований к долговечности аксиально-поршневых насоса дорожных машин на основе моделирования вероятности работоспособного состояния и оценки риска наступления отказа.

4. Разработана структурная схема АПН, представляющая матрицу риска позволяющая выполнить полную количественную и эффективную оценку риска, для сравнения источников опасности или различных вариантов мер безопасности, чем для составления заключения о степени безопасности системы.

5. Разработаны рекомендации по повышению долговечности и ресурса аксиально-поршневых насосов на этапе проектирования, технологическом этапе, и на этапе изготовления.

Заключение

.

В диссертации решена актуальная научно-практическая задача, состоящая в повышении долговечности строительных и дорожных машин и улучшении эксплуатационных характеристик аксиально-поршневых насосов путем разработки инструментальных средств проектирования основанных на моделировании трибологических процессов в плунжерных парах.

1. Разработана математическая модель системы «плунжер-втулка» аксиально-поршневого насоса дорожных машин, учитывающая инерционные и диссипативные силы, позволяющая установить положения плунжера относительно втулки, его скорость и ускорение в любой момент времени,.

2. Установлена аналитическая зависимость изменения объемного КПД и наработки аксиально-поршневого насоса строительных и дорожных машин, от основных кинематических параметров плунжерной пары и свойств рабочей жидкости, для уточнения его ресурса.

3. Разработана и создана экспериментальная установка с измерительно-вычислительным комплексом для исследования характеристик аксиально-поршневых насосов.

4. Выполнен комплекс экспериментальных исследований и проведен сравнительный анализ теоретических и экспериментальных данных, который подтвердил их удовлетворительное согласование.

5. Анализ расчетных значений ресурса и наработки элементов аксиально-поршневого насоса позволяет сделать вывод: при выполнении требований к показателям долговечности элементов можно с вероятностью не менее 0,8 ожидать на практике подтверждения расчетных показателей долговечности аксиально-поршневого насоса в целом.

6. Установлено, что для обеспечения вероятности ресурса работы АПН до капитального ремонта — 0,9−0,8 необходимо обеспечить вероятность ресурса вала-0,99−0,97, радиальных подшипников — 0,95−0,9, прижимной пружины, плунжерной пары — 0,99−0,95, центрального шипа — 0,95−0,9, блока цилиндров и распределителя — 0,99−0,95.

7, Разработана методика, алгоритм и программа для ЭВМ, оценки изменения объемного КПД, расчета ресурса плунжерных гидромашин с учетом конструктивно-кинематических параметров плунжерных пар, параметров поверхности трения, качества рабочей жидкости,.

8. Разработана структурная схема АПН, представляющая матрицу риска позволяющая выполнить полную количественную и эффективную оценку риска, для сравнения источников опасности или различных вариантов мер безопасности, чем для составления заключения о степени безопасности системы.

9, Предложена методика расчета требований к долговечности аксиально-поршневых насоса строительных и дорожных машин на основе моделирования вероятности работоспособного состояния и оценки риска наступления отказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичной обработки данных / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л.Д. Ме-шалкин. М.: Финансы и статистика, 1983. — 96 с.
  2. Т.В. Влияние основных параметров на некоторые технико-экономические показатели землеройных ма-шин.//Гидропривод и системы управления строительными и дорожными машинами.-Омск., 1991−0,38,
  3. А. С. Молекулярная физика граничного трения.-М.: Физматиз, 1963 -С, 472,
  4. .А., Венцель C.B. Способ определения и разработка показания смазочной способности масел в граничных услови-ях.//Трение и износ.-№ 1.-1985.-С.76−79.
  5. O.A. Повышение эффективности обслуживания и ремонта машин с гидроприводом. //Механизация строительства.-№ 9 — 1985,—СЛ1—12,
  6. В.Н. Исследование загрязнений гидросистем тракторов и ее влияние на износ и производительность гидронасосов, Автореферат канд. дисс.-М.: МАТП, 1972.-С.21.
  7. Барыщев В, И, Исследования загрязнения гидросистем тракторов и его влияние на износ и производительность гидронасосов. Автореферат канд. дисс,-М.: НАТИ, 1972.-С.20.
  8. В.И. Повышение надежности и долговечности гидросистем тракторов и дорожно-строительных машин в эксплуатации. — Челябинск.: Южно-Уральское книжное издательство, 1973.-С. 111.
  9. Батраков А, А, Теоретические основы химитологии,-М, — Машиностроение, 1985.-С.210.
  10. Т.М. Машиностроительная гидравлика.-М.: Машиностроение, 1971.-С.571.
  11. H.H., ДаниловВ.М. Промышленная чистота машин-М.: Машиностроение, 1982.-С.199.
  12. С.С., Экстрега-Льюис В.Р. Электроповерхностные явления и электрофильтрование.-Киев.: Наукова думка, 1985.-С.286.
  13. В.В. Основы расчета гидропривода—М-: Машиностроение, 1961.-С.258.
  14. В.А. Контроль состояния смазочных материалов и рабочих жидкостей элемент повышения надежности техники // С ДМ. -1999, -Ш, — С, 39−40,
  15. В.А. Организация эффективного использования ТСМ автомобилей и строительных машин, М, — ЦМИПКС, 1990, — 69 с.
  16. Зорин В. А. Основы долговечности строительных и дорожных машин, М, — Машиностроение, 1986, — 248 с,
  17. У.А. Расчетные методы оценки абразивного износа-М,: Машиностроение, 1987-С, 282,
  18. C.B. Износ и повышение долговечности распределителей гидравлических экскаваторов.//Строительные и дорожные машины.-№ 7 .-1964.-С. 14−15.
  19. Качанов Э, С, Качанов Ю, С, Скачков А, Е, Электрические методы очистки и контроля судовых топлив.-JI.: Судостроение, 1990-С, 215,
  20. .П., Ильинский A.A. Основы техники очистки от механических загрязнений,-М- Химия, 1982,-С, 269,
  21. В.И., Титовский М. Н. Исследование работоспособности рабочих жидкостей гидросистем строительных машин. Пути повышения эффективности эксплуатации строительных машин-Красноярск, — КЛИ, 1988 -С45−53,
  22. В.Г. О повышении долговечности деталей, изнашивающихся при трении о грунт.//Вестник машиностроения-Ks 9,-1961-С.20−27.
  23. A.A. Рабочие жидкости гидравлических систем.-М.: Машиностроение, 1982.-С.215.
  24. В.Н. Газовая смазка.-М.: Машиностроение, 1968.-С.620.
  25. В.В. Повышение эксплуатационной надежности гидроприводов строительных и дорожных машин при воздействии внешнего электрического поля на рабочую жидкость,// Автореферат канд. дисс.-Харьков, 1996.-С.21.
  26. И.В., Добычин М. Н., Комбатов B.C. Основы расчетов на трение и износ -М,: Машиностроение, 1977 -С, 520,
  27. И.В. Основы расчета на трение и износ.-М.: Машиностроение, 1977—С, 526,
  28. А.П., Хоплатов A.B. Особенности эксплуатации автогрейдеров в условиях жаркого климата Средней Азии.//Повышение эффективности и качества эксплуатации дорожных машин — Ташкент, 1975-СЛ20,
  29. В.Н., Щукин Е. Д., Ребендер П. А. Физико-химическая механика металлов-М,.- ВНИИСТ, 1982-С.ЗОЗ.
  30. В.Ф. Износ деталей сельскохозяйственных машин. -М, — Машиностроение, 1948.-С.48.
  31. Г. П. Оптимизация сроков замены моторного масла / Г, П, Лышко, Г, Г, Левшанов, А. М, Гемнов, В, А, Шилин // Химия и технология топлив и масел. 1982. — № 11. — С.32−34.
  32. П.Н., Абразивный износ и зашита от него,-М,: ЦБТИ, 1959.-С.55.
  33. А.Б., Аракелянц С. М. Технические средства обслуживания гидроприводов.//Строительные и дорожные машины.-№ 8.-1993-С. 18−19.
  34. Р.В. Влияние механических примесей на величину износа пар трения аксиально-поршневых гидронасосов / Р. В. Масалов // Известия ОрелГТУ, Транспорт и строительство, / Орел- ОрелГТУ, 2003, -С. 251−252.
  35. Масалов Р, В, Изнашивание пар трения гидроагрегатов С ДМ / Р. В. Масалов //Труды международной научно-технической конференции, / Могилев: ВБРГТУ МГТУ, 2004. С, 334−337.
  36. Р. В. Изнашивание плунжерных пар гидроагрегатов С ДМ / Р, В, Масалов // Прогрессивные технологии в транспортных системах. / Оренбург: ГОУВПО ОГУ, 2004. С.132−133.
  37. Масалов Р, В. Увеличение ресурса пар трения плунжерных гидроагрегатов / Р. В. Масалов // Надежность и ремонт машин. Сборник материалов научно технической конференции, Гагры, 2004, -С. 40−42,
  38. Р. В. Методика оценки уровня реализации долговечности аксиально-поршневых насосов / Л. А, Савин Р. В. Масалов // Труды международной научно-технической конференции. / Могилев:
  39. Р. В. Изменение гидродинамического давления в парах трения аксиально-поршневых насосов. / JI. А. Савин Р. В. Масалов // Ресурсосбережение XXI. Международная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург: ОрелГАУ, 2005. -С. 133−136.
  40. Р.В. Трибологические процессы в паре трения плунжер-втулка аксиально-поршневых насосов / Р. В. Масалов Р.И. Волков // Надежность и ремонт машин. Сборник материалов научно технической конференции. / Орел: ОрелГАУ, 2005. -С. 324−328.
  41. Машиностроительный гидропривод, Под редакцией Прокофьева В.М.-М.: Машиностроение, 1972.-С.485.51, Методические рекомендации к выполнению технико-экономических обоснований инженерных решений в дипломных проектах, -Харьков: ХАДИ, 1992.-С.61.
  42. A.M. Влияние условий работы на ресурс гидромашин, //Сб. научных трудов ВНИИСтройдормаш, Вып.79,-М, 1978-С.54−59.61, Налимов В, В" Чернова Н, А, Статические методы планирования экстремальных экспериментов.-М.: Наука, 1971.-С.252.
  43. Г. А., Чирков C.B. Влияние загрязненности жидкости на надежность работы гидросистем летательных аппаратов-М.: Транс1. Ш порт, 1969.-С.288.
  44. Н.Ф. Влияние запыленности воздуха на износ поршневых двигателей,-М.- Обороню, 1957.-С.258.
  45. С.Е., Киселев М. М., Ровких A.C. Техническое обслуживание и ремонт строительной техники,-М, — Стройиздат, 1986.-С.92.
  46. В.К., Венцель Е. С., Лысиков E.H. Повышение эксплуатационной надежности гидроприводов строительных и дорожных машин. К.: УМК В.О., 1989.-С.2Ю.
  47. В.К., Лазаренко В. И., Родин И. И. Моделирование и планирование экспериментов-Красноярск.: КПИ, 1981 -С.56.
  48. В.К. Ресурсосберегающие технологии при эксплуатации гидроприводов строительных и дорожных машин. //Механизация и строительство.-№ 4.-1996.-С.17−18.
  49. К.В. Регенерация отработанных масел и их повторное использование / К. В. Рыбаков, В. П. Коваленко. М.: Высш. шк., 1989,-26 с,
  50. Я., Сасаки М. Влияние загрязнений рабочих жидкостей на характеристики гидравлических механизмов, //Hydrravlic and pnevmatic Юнкид Ги д з ону .-№ 1.-1976.-С.27−34.
  51. Скрицкий В, Н" Рокшевский В. А, Эксплуатация промышленных гидроприводов-М.: Машиностроение, 1984.-С. 192.
  52. A.B. Совершенствование очистки автотранспортных масел центрифугой с внутренним гидроприводом: Автореферат канд. дисс Зерноград, 2000, — С. 16.
  53. СНИП. И. 4 Гл. 5.-М.: Стройиздат, 1984.-С.210.
  54. Справочник по приборотехнике. Теоретические основы. Том 1. /Под ред. Хеблы -М., Чичинадзе А.В.-М.: Машиностроение, 1989-С.387.
  55. Среднесезонные нормы расхода запасных частей для продукции Минстройдормаша-М: ЦНИИТЭстроймащ, 1987-С, 28,
  56. М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию — М.: Машиностроение, 1976-С, 271,
  57. Н.В. Совершенствование технической эксплуатации гидроприводов строительных и дорожных машин, используемых в условиях жаркого климата.// Автореферат канд. дисс.-Харьков, 1991-С.16.
  58. И.Г., Короленко Ю. И. Влияние электромагнитных воздействий на противоизносные свойства топлива Т.Э. Вопросы авиационной химитологии—Киев.: КНИГА, 1977.-С.25−78.
  59. И.Г., Миронов Е. А. Исследование влияния электромагнитного поля на эксплуатационные свойства масел, //Исследование прцессов подготовки, применения и контроля качества авиагсм и спецжидкостей, Сб. научн. трудов-Киев: КНИГА, 1989.-С.84−89,
  60. Э.И., Рыбаков К. В., Зуев В. И. Вопросы авиационной химитологии, -Киев, — КИИГА, Вып, 2, 1978.-58−68.
  61. Н.В. Влияние объемного КПД насоса на производительность экскаватора, //Строительные и дорожные машины—№ 1— 1986-С. 14−15.
  62. A.M., Цвид С.Ф. Методы оптимизации в технической диагностике машин-М" Машиностроение, 1983 -СД32,
  63. М.М., Бабичев М. А. Абразивные изнашивания-М.: Наука, 1970,-С Л 62,
  64. В.В. Исследование влияния загрязненности жидкости на работу насосов и гидромоторов. Сб, Вопросы надежности гидравлических систем.-К.: КИГВФ, 1964.-С.21.
  65. Шашкин П, И, Регенерация отработанных нефтяных масел / П. И. Шашкин, И. В. Брай. М.: Химия, 1970. — 304 с.
  66. Ямпольский Г, Л., Крагельский И, В. Исследование абразивного износа элементов пар трения качения-М.: Наука, 1973-С.61.
  67. Electrostatic separation of solid s from liquids //Filtand separ.-№ 2.- 1977.-C. 140−142.
  68. Lab VIEW для всех / Джефери Тревис: Пер. с англ. H.A. Клу-шина М.: ДМК Пресс- ПриборКомплект, 2004. — 544 с.
  69. Halt H.J., Brown R.F. A new electrostatic liquis cleaner. // Lubli-cal. Enging.-№ 12.-1966.-C.22.
  70. Stuetser O.M. Electrohudrodynamic precipitator // The Rewiew of Scientific Instruments.-.^ 11.-1962.-C.1171−1177.
Заполнить форму текущей работой