Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационный механизм формирования систем управления муниципальными образованиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным элементом новой модели управления российским обществом становится системы местного самоуправления. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает, с определенными оговорками, муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования в области качества управления муниципальным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основы управления муниципальными образованиями
    • 1. 1. Генезис теоретических основ управления муниципальными образованиями
    • 1. 2. Современные тенденции и проблемы развития системы управления муниципальными образованиями в России и за рубежом
    • 1. 3. Методические подходы к построению организационных структур управления в администраций муниципальных образований
  • Глава 2. Исследование систем организации управления муниципальными образованиями
    • 2. 1. Оценка факторов влияющих на систему управления муниципальным образованием
    • 2. 2 Исследование структур и функций управления администраций муниципальных образований
      • 2. 3. Современные модели построения организационных структур управления в муниципальных образованиях
  • Гпава 3. Совершенствование инструментально-методического обеспечения организационных структур управления в администрациях больших городов России
    • 3. 1. Алгоритм проектирования организационных структур управления в администрациях муниципальных образований
    • 3. 2. Кластерный подход к проектированию структур управления в больших городах России
    • 3. 3. Методика расчета оптимальной численности служащих в администрациях муниципальных образования
  • Выводы и рекомендации
  • Список источников и литературы
  • Приложения

Организационный механизм формирования систем управления муниципальными образованиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимые в ходе реформы системы государственного управления преобразования, имеющие своей целью обеспечение высокого уровня качества жизни россиян, достижение и поддержание устойчивых темпов развития страны и всех ее территорий, требуют создания механизма управления, ориентированного на результат.

Основным элементом новой модели управления российским обществом становится системы местного самоуправления. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает, с определенными оговорками, муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования в области качества управления муниципальным хозяйством и достижения высоких значений показателей, характеризующих развитие территории муниципального образования.

Особая роль системы местного самоуправления в процессах социально-экономического развития нашей страны, вызывает необходимость формулирования новых подходов к определению характеристик, которым должны соответствовать эффективные организационные структуры управления муниципальных образований .

В этой связи, дальнейшее реформирование системы местного самоуправления, повышение эффективности деятельности органов муниципального управления и качества, оказываемых ими услуг, приобретает особую актуальность.

Следствием административной реформы должно стать внедрение технологий эффективного управления в органах государственной власти и органах местного самоуправления, становление специалистов — менеджеров по развитию территорий.

Специфику текущего момента в развитии системы муниципального управления можно описать формулой «переход от функционирования к управлению». Новые задачи требуют новых технологий управления, обуславливают необходимость «настройки» и «отладки» действующих систем управления.

Такое положение обусловило выбор направленности настоящей работы. Исследование посвящено изучению и решению основных проблем, связанных с организационным механизмом формирования систем управления муниципальными образованиями.

Степень разработанности темы исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации автора выстроены на обобщении и результатах зарубежных и отечественных ученых по проблемам: формирование системы муниципального управления, взаимодействие органов государственной власти и отдельных аспектов их функционирования — Г. В. Атаманчук, В. Г. Белов, А. Н. Широков, A.B. Герасимов, С. А. Голосовая, B.C. Мокрый, Е. М. Дуглас, В. Б. Зотов, Г. Н.Л Еременко, В. Н. Лексин, Н. В. Максимова, Т. Н. Михеева, Н. Л. Пешин, И. Н. Радомская, Р. Ф. Сайфитдинова, A.A. Сергеев, A.A. Уваров, P.M. Усманова, Дж. Фридман, А. Н. Швецов, Е. Г. Анимица, С. Н. Юркова, В. В. Яковлев и дрформирование новой системы взглядов на муниципальное управление, в современных условиях, а также основанной на совокупности накопленных знаний об управлении в условиях рыночной экономики, учитывающей динамизм внешних условий и соответствующие им особенности регулирования деятельности органов местного самоуправленияА.И. Волосов, А. Г. Воронин, Г. А. Воронов, A.B. Руднев, А. Л. Гапоненко, O.A. Журавлева, В. В. Герасимова, В. А. Дерябина, Б. С. Жихаревич, В. В. Иванов, В. Г. Игнатов, С. Исупова, Ю. В. Кириллов, А. Н. Коробова, В. А. Лапин, В. Л. Макаров, Э. Маркварт, П. А. Ореховский, Т. В. Псарева, В. Е. Тюрин, Ю. А. Фролова, П. Г. Цицин, и дрорганизационного проектирования в социальных организациях-О.С. Виханский, А. П. Градов, Г. Б. Клейнер, В. В. Кондратьев, Б. З. Мильнер, А. И. Наумов, Г. Р. Латфуллин, З. П. Румянцева, А. И. Пригожин, P.A. Фатхутдинов, А. Чандлер и др.

Однако практически все научные разработки по вопросам проектирования организационных структур управления муниципальным образованием, несмотря на объективную необходимость такого рода исследований, носят заказной характер местных администраций и не публикуются.

Таким образом, актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, наличие широкого круга дискуссионных вопросов предопределили выбор темы исследования, предмет, цели, задачи и структуру диссертации.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке методического подхода и практических рекомендаций к механизму формирования систем управления муниципальных образований.

Основой исследования является утверждение о том, что для эффективного управления муниципальным образованием, ориентированным на результат, необходимы новые технологии управления, основанные на структурно-функциональном подходе к созданию организационных структур управления, позволяющем органам местного самоуправления органично — сочетать реализацию своих функции и распорядительной и исполнительной власти, поскольку в современных условиях на смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности в структурах муниципального управления должен приходить принцип автономии и ответственности за выполнение основной миссии, достижение целей и выполнение задач. В связи с этим на первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий персонала.

В соответствии с этой целью в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие основные задачи:

— изучить зарубежный опыт построения организационных структур управления в муниципалитетах, раскрыть особенности и возможности применения в отечественной практике муниципального управления;

— выявить отличительные характеристики и типы организационных структур управления администрациями муниципальных образований Российской Федерации в современных условиях;

— применить системный подход к организационному проектированию структур управления администраций муниципальных образований;

— изучить действующие модели организационных структур управления администрациями муниципальных образований и определить факторы, степень их комплексного влияния при выборе структур управления;

— разработать предложения по департаментализации всех видов работ по функциям органов местного самоуправления;

— разработать методические рекомендации по выработке единых критериев определения штатной численности служащих в администрациях муниципальных образований.

Объектом исследования является система управления администрации муниципальных образований.

Предметом исследования являются организационные механизмы построения систем управления администраций муниципальных образований.

Теоретико-методологической основой исследования послужили современные научные концепции теории управления и организации муниципального управления, общественного сектора экономики, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию проблем организационного проектирования и управления, а также материалы научных конференций по данной теме.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись автором на основе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, метод сравнительного анализа, метод научной абстракции, анализ и синтез, классификация, экспертные оценки, которые использовались в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и задач.

Информационной базой исследования составили законодательные и нормативные акты Российской федерации по вопросам реформирования системы государственного управления, данные официальной статистики, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, сети Интернет, фактические материалы деятельности по управлению муниципальными образованиями РФ, собственные исследования и расчеты автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и разработке механизма формирования систем управления муниципальными образованиями и методических положений, направленных на создание эффективных организационных структур администраций муниципальных образований России.

Автором получены новые научные результаты: — разработана матрица структур управления муниципальных образований, позволяющая определить тип организационной структуры управления администраций с учетом следующих факторов: функционального назначения муниципального образования, количества муниципальных учреждений и предприятий, а также объема инвестиций в экономику территории;

— разработан алгоритм проектирования организационных структур управления администраций муниципальных образований, позволяющий: формировать структуры управления с учетом изменения задач и тенденций социально-экономического развития территории;

— предложена авторская классификация муниципальных образований России городов с численностью населения от ЮОтыс. до 250тыс. человек, позволяющая сравнить структуры управления администраций муниципальных образований для выявления действенной структуры управления;

— сформулирован концептуальный подход к департаментализации структур управления администрациями муниципальных образований, позволяющий обеспечить устойчивое взаимодействие функциональных органов управления и качественное выполнение задач, а также рациональное использование бюджетных средств;

— определены критерии и предложен механизм определения численности служащих администраций муниципальных образований, с учетом задач и функций управления различных сфер деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, представительным информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.

Значения для теории и практики. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают применение методологии организационного проектирования в построении эффективных организационных структур управления муниципальными образованиями. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности муниципального управления за счет оптимизации организационных структур управления муниципальными образованиями.

Материалы диссертации могут быть полезными (использованы), а также использованы при подготовке учебных программ, лекционных курсов, методических материалов и учебных пособий по дисциплинам «Система муниципального управления», «Экономика государственного и муниципального сектора», «Теория организации», а также по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы организации и управления на муниципальном уровне.

Апробация работы. Основные выводы, рекомендации и результаты, полученные автором, были доложены и одобрены на Всероссийской научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2009, 2010,2011), «Государство, власть, управление и право: истории и современность» (Москва, ГУУ, 2011), Международная научно-практическая конференция «Модернизация Российской экономики: проблемы и перспективы» .

Элиста, 2012).

Внедрение результатов исследования. Предложения и рекомендации автора использованы в практической деятельности муниципального образования города Каменск-Шахтинска, Ростовской области, Государственным университетом управления в учебном процессе при чтении лекций по дисциплине «Система муниципального управления».

Публикации. По теме диссертации, опубликованы 7 работ общим объемом 2,1 п. л., в том числе 4 статьи объемом 1,8 п. л. в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Содержание публикаций раскрывает проблематику диссертации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, приложения. Текстовая часть работы составляет 170 страниц, содержит 8 таблиц, 19 рисунков. Список использованной литературы включает 82 наименований.

Выводы и рекомендации.

Проведённое автором исследование проблем, связанных с организационным.

I > механизмом' формирования систем управления муниципальными образованиями позволило’разработать следующие предложения и рекомендации: г.

1. Разработана матрица структур управления муниципальных образований, позволяющая определить тип организационной структуры управления администраций с учетом следующих факторов: функционального назначения муниципального образования, количества муниципальных учреждений и предприятий, а также объема инвестиций в экономику территории;

2.Разработан алгоритм проектирования организационных структур управления администраций муниципальных образований, позволяющий: формировать структуры управления с учетом изменения задач и тенденций социально-экономического развития территории;

3.Предложена авторская классификация муниципальных образований России городов с численностью населения от ЮОтыс. до 250тыс. человек, позволяющая 'сравнить структуры управления администраций муниципальных образований для выявления действенной структуры управления;

4 Сформулирован концептуальный подход к департаментализации структур' 1 управления администрациями муниципальных образований, I позволяющий обеспечить устойчивое взаимодействие функциональных органов управления^ й качественное выполнение задач, а также рациональное использо^йе бюджетных средств;

5.Предложен механизм определения численности служащих в органах структур управления администраций муниципальных образований, с учетом задач и функций управления различных сфер деятельности, что позволит объективно подойти к формированию структур управления специалистами, которые «будут ориентированы на результат и повышения качества жизни в I муниципальных образованиях. t I • 1 '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Б. Практическая субсидиарность / Алексеев О. Б. Щедровицкий П.Г. / http:/2002/regionforum.ru./libraru/?nn=2
  2. И. Стратегическое планирование М. Экономика 1989.- ЧекалинВ.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве. Учебное пособие. М.: НОРМА, 2001 год.
  3. Е.Г., Ёлохов А. Н., Сухих В. А. Качество жизни населения крупнейшего города. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000г
  4. В. JI. Экономическое развитие муниципальных образований: трансформация отношений собственности. М., 2007. с. 22.
  5. Anderson, С. The Long Tail. Random House Business Books, 2007
  6. A. M. Свободные экономические зоны в механизме интеграцииIнациональной экономики в систему мирохозяйственных связей. Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та. 2002.
  7. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: опытiсистематизации. M., 198 711
  8. Бобылев^С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития.1.I i
  9. Учебно’ё прсобие. Изд-во Ступени, Москва, 2004- Устойчивое•W,-. -экологобезопасное развитие: Курс лекций/ Под ред. А. Д. Урсула. — М.:------M^rf-vf —.. -----
  10. Издательство РАГС, 2001 — www. vicipedia сот/I
  11. В. А. Демография Учебник для вузов. 4-е издание. M.: NOTA BENE, i ' 12 004.
  12. Т.В., Самарцев С. Е. И др. Стратегия муниципального развтия: методологические основы и технология. М., 2005
  13. Е. Российский федерализм на критическом рубеже развития//Вопросы экономики. 2008. № 9. С. 75
  14. Ведута Е Н. Стратегия и экономическая политика государства — М.:
  15. Академический проспект, 2004.1)tи доп. — М.':> Гардарика, 1998
  16. A., Лапин В. Основы управления муниципальным хозяйством. М.:' }1. ИНФА,'1998.С.5.I
  17. И.В. Муниципальное право России: Учебник. М., 2004-i
  18. Т.Г. Особенности развития высокоурбанизированных малых городов России//Региональная экономика. 2008. № 1. С. 33.
  19. Город как самоорганизующаяся система / Под ред. Ю. В. Кириллова. Обнинск, 2007-
  20. Л. и др. Сцилла и Харибда региональной политики//Вопросы экономики. 2008. № 2.С. 82.
  21. С.Ю. История Канады. М., 2006- В. А. Коваленко Французская
  22. Канада в прошлом и настоящем. М., 2006-i
  23. А. Участие граждан в местном самоуправлении: опыт г. Квебекаприменительно к российским реалиям//Проблемы теории и практикиуправления. 2009. № 7.
  24. Данилов1 Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивоеразвитие.'М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  25. Демография и статистика населения. Под ред. И. И. Елисеевой. М., 2007. i 1 i ,
  26. В. Е., Деружинский Г. В. Экономические проблемы создания иfij ¡-и
  27. Р^звити^свободных экономических-зон: Монография. Новороссийск:1. НГМА-^2002.Л
  28. Дэйв Ульрих Эффективное управление персоналом: новая роль HR11менеджера в организации, Human Resource Champions: The Next Agenda fori
  29. Adding Value and Delivering Results. — M.: Вильяме, 2006
  30. И.И., Юзбашев M.M. Общая теория статистики: Учебник. —
  31. Москва: Финансы и статистика, 2002.
  32. Енюкова.И.С. — М.: «Финансы и статистика», 1989.
  33. А.Н. Социальные ресурсы местного самоуправления: опыт социологического анализа в республике Татарстан. Казань, 2000.С.104−105.
  34. Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание».
  35. Математические методы. Программная система. Практические применения. —I1. М.: Фазис, 2006.29.3аусаёв В.К.- Воронцова Л. С., Быстрицкий С. П., Анисимов A.C.1. V>'
  36. Стратегическое развтие муниципальных образований: методология и практикаt’планирования. М., 2007.
  37. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2004-
  38. С.Ю., Гимаев И. Р., Лаврентьев С. Н. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений. Уфа, 2006.
  39. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990
  40. Е. И др. Региональная экономика и управление. Спб.: Питер, 2008-
  41. Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве. М., 2000.
  42. А. А., Инков А. А. Почему в России не срабатывает «основнойинстинкт»? // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. i1. Умение». —'2011
  43. А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории.
  44. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, иi I Ii
  45. Краснов’М. А. Введение в муниципальное право. М., 1999. С 10.— -- ----- -— — ----- --38. Левашов В'.И. Социальная политика доходов и заработной платы М: Центр экономикшй’маркетинга, 2000 г.1.tf. i1. i «(* t
  46. ЛевашовгВ'.Н., Староверов В. Н. Демография и демографическое развитие
  47. России: демос’татистический анализ. М., Издательство РАГС, 2000.-
  48. Лобанов’В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы //Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.
  49. Ю., Древинг С. Формирование конкурентной стратегии развития//Проблемы теории и практики управления. 2009. № 7.
  50. А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих, Брайан И. Беккер Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия ипроизводительность = The HR Scorecard: Linking People, Strategy, and
  51. Performance. — M.: «Вильяме», 2007t 7i h '
  52. A.C. Новоселов Л. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика. 1998-
  53. Мизес J1. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2000.
  54. Н.И. Местное самоуправление как социальный институт: генезис, становление, основные тенденции развития: Дис.канд.социол.наук.1. М., 2002.С.18.
  55. Муниципальные системы зарубежных стран. http://www.dvgups.rU/METDOC/CGU/PRAVO/M PRAVO- Зарубежный опыт территориальной организации местного самоуправления http://www.ime.kolyma.ru/Dime/d32.htm IME дайджест
  56. Неларин Корнелиус HR менеджмент. — Баланс Бизнес Букс, 2005
  57. Д. А. Теория управления организационными системами. 2-е изд. —1. М.: Физматлит, 2007
  58. Норт!Д. Институциональные изменения: рамки анализа//Вопросы экономики. 1997.№ 3.
  59. Р. М. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология,'// Вопросы экономики. 1993. № 4.i у ^ — —
  60. Норт^Д^Тебрия институциональной экономики. М., 1998. р, ,
  61. Nort Destructure and change economic history. N.Y., 1981. C. 90−95.
  62. В.И., Тевяшев А. Д. Системный анализ. Харьков: ХТУРЭ, 1998- Бир Ст. Мозг фирмы. М., 1993
  63. М. С., Блэшфилд Р. К. «Кластерный анализ» / «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»: пер. с англ.- Под. ред.
  64. Опыт’разработки и реализации государственных целевых программразвития малых и средних городов в условиях экономической реформы// * «i1. иhttp://www.nestor.minsk.by/sn/1998/43/sn84319.htm
  65. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ИНФРА -М- 2000
  66. Плаксин С, Жулин А. Пути модернизации государственного аппарата: з ' 'административная реформа и реформа государственной службы//Вопросыэкономики, .'2008. № 2. С. 73.-
  67. Н.В. Муниципальное право. М., 1998. С. 20.
  68. Региональная экономика: Учеб. пособие/Под ред. М. Степанова М., 2004
  69. В. О свободных экономических зонах//Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2006.
  70. А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии //Труды Крымской Академии наук. — Симферополь: СОНАТ, 2006.
  71. А., Татаркин Д. Формирование саморазвивающихся регионов и их функционйров’ание//Проблемы теории и практики управления. 2009. № 5. С. 51.
  72. А. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегий. М., 2006.
  73. Уваров А- 'Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2008. С. 8.ш i
  74. Федеральная программа развития малых и средних городов РФ в условиях экономической, реформы (Часть 1) Москва, 1997. -
  75. Ани^и^-Е!Гг. Малые и средние города: научно- теоретические аспекты исследования-?Екатеринбург, 2003- Малые города: проблемы и перспективы развития //Вольное экономическое общество Москвы, 9 авг. 2007 г.
  76. Coase, R: The Problem of social costs// Journal of Law and Economics. 1960.№ 1-j —
  77. Й. Теория экономического развития М., 1982.С.148.i
  78. Drucker Peter F Innovation and Entrepreneurship (Practice and Principles). N.Y., 1985- Drucker, P. Managing for Results. N.Y., 1964.1 i 1 i i
  79. Bell D. The Coming of post-industrial Society. A Venture in Social Forecast-ing.t i1. N.Y., 1973.
  80. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления // Федеральный закон от 20.03.1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
  81. Инновационный путь развития для новой России. М.: Наука, 2005: 32. Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука, 2006.
  82. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. /Под ред.И. Л. Бачило. М., 1998. С. 422.
  83. А.Н., Юркова С. Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование ипрактическая реализация. М., 2009. i
  84. ФЗ № 131, «Об общих принципах организации местного самоуправления'! 1
  85. Российской Федерации», от 6 октября 2003 г Архипова Т. Г. Государственностьсовременной России. М., 2003-i
  86. Amaral, L.A.N, and В. Uzzi. Complex Systems—A New Paradigm for thei i i !1.tegrative 'Study of Management, Physical, and Technological Systems. Management1. ScienceT^STi7''» «~i, и1. S ! 1 1
  87. Raymp’nd.E. Miles, Charles C. Snow, Causes of Failure in Network Organizations, 1 'i
  88. California1 Management Review, Summer 1992
  89. Braha, D and Y. Bar-Yam. The Statistical Mechanics of Complex Producti
  90. Development. Empirical and Analytical Results. Management Science, 2007
  91. Hedberg, B1., G. Dahlgren, J. Hansson, and N.-G. Olve. Virtual Organizations and Beyond: Discover Imaginary Systems. Chichester: John Wiley & Sons, 1999
  92. Robbins, S.F., Judge, T.A. Organizational Behaviour. 12th edition Pearson Education Inc, 20 071. J. i '. ' I.»
  93. Thareja’P, «Total Quality Organization Thru' People,(Part 16), Each one is Capable», FOUNDRY, Vol. XX, No. 4, July/Aug 2008
Заполнить форму текущей работой