Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование рынка труда в современной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ существующих принципов и методик оценки эффективности государственного регулирования рынка труда показал, что они нуждаются в уточнении. В оценке такой эффективности необходимо использовать два критерия: первый — результат, достигнутый относительно поставленной цели, актуальной для конкретной ситуации на рынке труда. Так увеличение в 1997 — 2001 гг. показателя результативного выхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблем рынка труда и его регулирования
    • 1. 1. Рынок труда и занятость как экономические категории
    • 1. 2. Основные теоретико-методологические подходы к проблемам функционирования и регулирования рынка труда
    • 1. 3. Содержание, функции и методы государственного регулирования рынка труда
  • Глава 2. Особенности государственного регулирования рынка труда в современной экономике России
    • 2. 1. Анализ эволюции принципов и форм регулирования рынка труда в развитых странах
    • 2. 2. Общие и особенные черты формирования рынка труда в России
    • 2. 3. Проблемы становления и развития системы регулирования рынка труда в России
  • Глава 3. Региональные аспекты государственного регулирования рынка труда
    • 3. 1. Степень напряженности ситуации на региональном рынке труда как фактор, определяющий стратегию его регулирования
    • 3. 2. Пути повышения эффективности мероприятий активной политики государства на рынке труда
    • 3. 3. Принципы оценки эффективности деятельности государственной службы занятости населения
    • 3. 4. Анализ эффективности деятельности Астраханской службы занятости населения

Государственное регулирование рынка труда в современной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования продиктована необходимостью комплексного анализа радикально изменившейся ситуации в сфере социально-трудовых отношений с целью выработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на реализацию эффективной политики государства на рынке труда на разных уровнях управления.

В значительной степени процессы становления российского рынка труда носили спонтанный, специфический характер, многие из них находились вне поля зрения структур государственного регулирования и контроля.

Появление и развитие систем государственной защиты от безработицы и социального партнерства, работа трехсторонних комиссий стали важными шагами на пути к активному государственному регулированию рынка труда, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он в результате гибким и эффективным.

Очевидно, что для выработки адекватной стратегии государственной политики на российском рынке труда необходимо учесть зарубежный и отечественный опыт, условия и возможные препятствия ее реализации.

Актуальность темы

исследования усиливается и тем обстоятельством, что возникшие на российском рынке труда институты еще только накапливают опыт работы в условиях рыночной экономики. Они нуждаются в концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка труда. В силу этого разработка фундаментальных и прикладных проблем развития и регулирования рынка труда отражает потребности не только экономической науки, но и хозяйственной практики.

Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов занятости, рынка труда и его регулирования имеет довольно длительную историю своего развития. В трудах классиков экономической теории, таких как А. Смит, Д. Рикардо, Ж-Б. Сэй, Дж. Милль, К. Маркс содержатся важные теоретические положения о цене труда, воспроизводстве рабочей силы, роли государства в рыночной экономике.

Вопросы государственного регулирования занятости получили широкое обоснование в трудах Дж. М. Кейнса и его последователей. Различные аспекты смешанной экономики и в ее рамках регулирования рынка труда рассматривали Дж. Гэлбрейт, Э. Дюркгейм, К.Поланьи. П.Самуэльсон.

Большую роль для разработки проблем регулирования рынка труда имеют исследования человеческого капитала в работах Р. Беккера, А. Оукена, Я.Минсера. Вопросам воздействия на сегментированный рынок труда посвящены исследования М. Бейли, Д. Гордана, П. Дерингера, М. Пиора, Ч.Литбитера. Исходя из гибкости рынка труда, процессы его регулирования рассмотрены в трудах Р. Буае, Г. Стендинга и др.

Представляют большой интерес также концепция регулирование рынка труда на основе социального диалога М. Гранноветера, JI. Ульмана и концепция занятости в инновационной модели экономического развития П. Друккера, Д. Форрестера, Е. Кевиноу.

В советской экономической школе рынок труда рассматривался лишь как явление, свойственное капиталистической экономике, которое несовместимо с планомерным регулированием занятости. За пределами анализа оставались многие проблемы функционирования и регулирования рынка труда.

Вместе с тем хочется выделить исследования трудовых отношений В. П. Корниенко, А. Э. Котляра, В. Г. Костакова, E.JI. Маневича, М. Я. Сонина, И. С. Шаршова и др., заложивших основы будущих разработок проблем рынка труда, хотя предметом их анализа являлись преимущественно проблемы воспроизводства рабочей силы, повышения трудовой активности, использования трудовых ресурсов.

Начавшийся переход к экономике рыночного типа инициировал в начале 90-х годов разработку новых направлений в изучении рынка труда. Весомый вклад в развитие теории занятости и рынка труда переходной экономики внесли российские ученые РЛ Агабекян, В. Н. Бобков, Б. Д. Бреев, B.C. Буланов,.

Н.А.Волгин, И. Е. Заславский, Р. И. Капелюшников, Е. Д. Катульский, А.В. Ка-шепов, Р. П. Колосова, JLП. Киян, И. С. Маслова, Ю. Г. Одегов, В.А. Павлен-ков, JI.C. Ржаницина, А. С. Семенов, JI.C. Чижова и др.

Данное направление исследований во второй половине 90-х годов получило развитие в работах Ф. Т. Прокопова, С. Н. Смирнова, Т. Малевой, М.Х. Гарсия-Исер, Т. Четверниной и др., в которых анализировалась эффективность государственной политики на российском рынке труда и роль службы занятости населения как ведущего субъекта ее реализации.

Большой вклад в развитие теоретико-методологических проблем воспроизводства рабочей силы, повышения роли человеческого фактора, проблем функционирования и регулирования рынка труда и занятости населения внесли саратовские ученые Н. И. Гвоздева, С. Г. Землянухина, O.JI. Романова, В. А. Щеренко.

Но, несмотря на расширение круга исследуемых вопросов, многие проблемы регулирования рынка труда в теоретическом и методологическом плане изучены недостаточно, остаются дискуссионными вопросы измерения параметров рынка труда, оценки результативности его регулирования и др. Это обусловило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить особенности формирования и функционирования системы государственного регулирования рынка труда в РФ и на этой основе определить перспективные направления ее развития и совершенствования на федеральном и региональном уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

— уточнить содержание и взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость», «государственное регулирование рынка труда», «политика занятости», «политика на рынке труда»;

— провести анализ концептуальных подходов к государственному регулированию рынка труда в рамках наиболее значимых экономических школ и проследить эволюцию политики государства на рынке труда развитых стран;

— выявить основные предпосылки и отличительные черты формирования и функционирования рынка труда в условиях трансформирующейся экономики России;

— провести анализ проблем становления и развития системы государственного регулирования российского рынка труда с целью определения путей их решенияразработать и апробировать методические рекомендации по оценке степени напряженности ситуации на региональном рынке труда на базе исследования существующих методик;

— изучить и обобщить зарубежный и отечественный опыт проведения отдельных мер и программ государственного регулирования рынка труда с целью определения путей повышения эффективности государственной политики на региональных рынках труда России;

— разработать и апробировать методические рекомендации по оценке эффективности деятельности региональной службы занятости населения на основе критического анализа существующих методик.

Предметом исследования являются специфические формы социально-экономических отношений основных субъектов рынка труда, возникающие в процессе его государственного регулирования в современной экономике России.

Объектом исследования выступают рынок труда и деятельность государственной службы занятости на федеральном и региональном уровнях.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученыхКонвенции и рекомендации МОТпрограммные и прогнозные разработки государственных органов власти и управленияматериалы научных и научно-практических конференцийзаконодательные и нормативные акты, регулирующие занятость населения РФ и функционирование рынка труда.

В работе использованы общенаучные методы системного и комплексного подходов, экономико-статистический анализ, синтез, сравнение, социологический опрос.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства труда и социального развития, оперативные статистические материалы Департамента ФГСЗН России и Астраханской области, статистические данные Госкомстата РФ и Астраханского областного комитета государственной статистики, результаты социологического исследования, проведенного автором, отечественные монографические издания, периодические экономические издания, материалы конференций и семинаров по вопросам регулирования рынка труда.

Это позволило обеспечить репрезентативность исходных данных, надежность научно-методологического инструментария, научную обоснованность основных выводов и положений диссертации.

Научная новизна осуществленного исследования заключается в следующем: уточнены и дополнены определения рынка труда и занятости населения, позволяющие раскрыть содержание и цели государственного вмешательства в функционирование рынка труда и обосновать взаимосвязь между понятиями «государственное регулирование рынка труда», «политика занятости» и «политика на рынке труда»;

— проведен анализ особенностей модели рынка труда в условиях переходной экономики, с позиций которого выявлены проблемы функционирования российского рынка труда на федеральном и региональном уровнях;

— проведен анализ становления и развития системы государственного регулирования российского рынка труда, на основе которого определены пути ее совершенствования;

— предложен методический подход для комплексной оценки степени напряженности ситуации на региональном рынке труда, в соответствии с которым произведена оценка степени напряженности на астраханском рынке труда за последние 5 лет;

— предложены практические рекомендации по повышению эффективности политики государства на региональных рынках труда России на базе изучения и обобщения зарубежного и отечественного опыта;

— уточнены критерии оценки эффективности государственного регулирования рынка труда, критически рассмотрены и усовершенствованы методики расчета существующих показателей оценки эффективности деятельности региональной службы занятости населенияпредложены методические рекомендации для сравнительного анализа результатов деятельности региональных служб занятости.

— произведена оценка эффективности деятельности Астраханской службы занятости населения за последние 5 лет, а также дан сравнительный анализ результатов ее работы с показателями деятельности служб занятости других регионов южного федерального округа и общероссийскими показателями.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его теоретические вопросы дополняют ряд положений общей экономической теории, в том числе теории переходной экономики, и представления о социально-экономической природе рынка труда и занятости, а также системе их регулирования.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что рекомендации и предложения, сформулированные автором, могут быть использованы в рамках реформирования системы государственного регулирования рынка труда на разных уровнях хозяйственного механизма, а также при разработке федеральной и региональных программ содействия занятости населения.

Особый практический интерес представляют выводы и рекомендации, направленные на повышение эффективности активной государственной политики на региональном рынке труда, а также методические рекомендации по оценке напряженности ситуации на региональном рынке труда и эффективности деятельности государственной службы занятости.

Основные положения диссертационного исследования могут быть также использованы в преподавании курса основ рыночной экономики, спецкурсов «Экономика труда и занятость», «Экономика региона», «Государственное регулирование экономики» для студентов вузов и слушателей факультетов повышения квалификации, а. также при написании учебных пособий и программ по данным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования прошли апробацию на постоянно действующей научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Астраханского государственного технического университета 1999 — 2003 гг., а также на следующих конференциях: Международной научной конференции, посвященной 70-летию АГТУ (Астрахань, 2000) — Всероссийской научно-практической конференции «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах» (Пенза, 2000), Межрегиональной научно-практической конференции «Научные разработки ученых — решению социально-экономических задач Астраханской области» (Астрахань, 2001), Московском Международном молодежном форуме «Образование — Занятость — Карьера» (Москва, 2001, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и опыт антикризисного управления» (Пенза, 2001) — Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоно-сов-2002» (Москва, 2002).

Предлагаемые в диссертации подходы и выводы апробированы также в преподавательской деятельности в Институте экономики Астраханского государственного технического университета.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка использованной литературы из 222 наименований и приложений, содержит 8 рисунков и 19 таблиц.

Выводы по третьей главе.

Изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта организации и принципов деятельности службы занятости, проведения отдельных мер и программ активной политики на рынке труда, а также критический анализ существующих показателей и методик оценки их эффективности позволили сделать следующие выводы:

• Под региональным рынком труда мы понимаем территориальную организацию системы отношений по взаимодействию продавцов и покупателей услуг труда как субъектов региональной экономики, в результате которых обеспечивается занятость населения региона и удовлетворяется региональная потребность в заполнении рабочих мест.

• При выработке стратегии регулирования регионального рынка труда необходимо учесть степень напряженности ситуации на нем. В настоящее же время до сих пор однозначно не решена проблема определения критериев оценки степени такой напряженности. Для комплексной оценки напряженности ситуации на рынке труда предлагается использовать трехуровневый подход, предполагающий использование трех основных показателей: 1) уровень безработицы- 2) число безработных на 1 заявленную вакансию- 3) средняя продолжительность безработицы.

• Анализ астраханского рынка труда за 1997;2001г., произведенный по данной методике позволяет оценить ситуацию на Астраханском рынке труда как умеренно напряженную. В 2001 г. для астраханского рынка труда были характерны те же тенденции, что и для российского рынка труда в целом, среди которых положительными являются: стабилизация уровня регистрируемой и снижение уровня общей безработицы, увеличение уровня номинальной и реальной среднемесячной заработной платы, превышение количества принятых на работу над выбывшими, сокращение неполной занятости, увеличение потребности в рабочей силе, заявленной в органы служб занятости. К негативным относятся: высокая доля длительно безработных, значительная дифференциация районов области по уровню безработицы и показателю напряженности на одну вакансию, серьезный дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением по уровню заработной платы на регулируемом рынке труда.

• Общая результативность политики на региональном рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий государственной службы занятости, статус последней нуждается в укреплении, а принципы ее эффективной деятельности в пересмотре.

• Зарубежный опыт регулирования рынка труда должен использоваться только после тщательного анализа с точки зрения применимости к российским условиям и адаптации. В связи с чем, особый интерес представляет опыт рационального использования гибких форм занятости, поддержки и формирования структуры мелкого бизнеса, развития и применения методов профилирования, оценки эффективности активных программ государства на рынке труда.

• Позитивный эффект на результативность регулирования рынка труда может дать применение региональными службами занятости элементов нового опыта, присущих работе служб занятости в наиболее развитых регионах России, таких как гарантированные собеседования, маркетинговые исследования, включая опросы работодателей, деятельность Центров по экспресс-обслуэ/сиванию населения (ЦЭОН) и Центров самостоятельного поиска работы (ЦСПР).

• Доля молодежи среди клиентов ЦСПР выше, чем в центрах занятости населения (53% против 33%), что особенно важно, т.к. низкая популярность среди молодежи Службы занятости в качестве посредника в трудоустройстве является одной из самых актуальных проблем всех российских служб занятости. Социологический опрос «Моя будущая работа», в котором приняли участие студенты 3 курса Астраханского Государственного Технического Университета (всего 75 человек) подтвердил предположение о том, что для студентов характерны: признание в качестве главного канала трудоустройства неформальные отношениянизкая степень доверия к возможностям службы занятости, что на данный момент вполне адекватно.

• Методики расчета некоторых показателей оценки эффективности деятельности службы занятости нуждаются в уточнении, в связи с чем в работе внесены предложения по совершенствованию методики расчета таких показателей как уровень востребованности службы занятости и уровень сдерживания безработицы. Значение первого показателя для АСЗН выросло в 2001 г. с 17,1% до 18,9%, значение второго осталось на том же уровне (2, 3%).

• Снижение в 2001 г средней продолжительности официальной безработицы с 5,7% до 5,5%, а также рост показателей :"результативного выхода" из безработицы с 57,0% до 63,1%- доли трудоустроенных при содействии службы занятости в общем количестве принятых с 29, 8% до 33, 4%- уровня трудоустройства с 44, 7% до 50, 5% позволяют сделать вывод о повышении социальной эффективности деятельности АСЗН в 2001 г. по сравнению с предыдущим годом.

• Для оценки эффективности деятельности региональной службы занятости предлагается специальная методика, выработанная на основе критического анализа существующих показателей оценки. Анализ эффективности деятельности АСЗН с использованием данной методики показал, что по интегральной оценке в рейтинге 5 наиболее развитых регионов Южного Федерального округа АСЗН занимает предпоследнее место, однако значение интегральной оценки деятельности АСЗН (2,25) оказалось равным такому значению для среднестатистической российской службы занятости.

• Слабым местом работы АСЗН следует признать низкий удельный вес проходивших обучение по направлению Службы и низкий удельный вес получивших содействие в организации собственного дела. Низкий показатель удельного веса участников общественных работ в общем количестве состоявших на учете также снижает уровень трудоустройства в области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель диссертационной работы, состоящая в определении перспективных направлений и методов государственного регулирования рынка труда РФ, может быть решена только на базе всестороннего анализа современной теории рынка труда, практики рынков труда развитых стран и изучения тенденций глобальных процессов в сфере занятости. В связи с чем, в ней проведен анализ теоретико-методологических проблем изучения рынка труда и концептуальных подходов к государственному регулированию рынка труда в рамках наиболее значимых экономических школ, а также изучен и обобщен зарубежный и отечественный опыт регулирования рынка труда.

Анализ различных точек зрения в отношении содержательной основы понятий «рынок труда», «занятость»" позволил уточнить и дополнить их определения, определить взаимосвязь между политикой занятости и политикой государства на рынке труда и обосновать цели государственного регули-, рования рынка труда, в широком и узком смысле слова. Задача государственного регулирования рынка труда в широком смысле термина — способствование полной и эффективной занятости населения, поэтому многие авторы используют для его обозначения термин «политика занятости». Цели регули-, рования рынка труда в узком смысле термина — способствование работодателю в приобретении рабочей силы определенного качества, а ищущим работу людям — в подборе рабочего места в соответствии с их профессиональноквалификационными, демографическими и иными характеристиками. Подобное содержание целей регулирования рынка труда вкладывается многими авторами в понятие «политика на рынке труда».

Выбор приоритетных направлений современного государственного регулирования рынка труда в значительной мере предопределены уровнем регулирования, в связи с чем, в диссертации государственное регулирование рынка труда рассмотрено как многоуровневый процесс, включающий в себя макроуровень, региональный уровень и микроуровень.

Система государственного регулирования рынка труда в РФ находится в стадии становления. Попытка ее реформирования, связанная с ликвидацией в 2000 г. государственного внебюджетного Фонда занятости, принятие Трудового кодекса, развитие системы социального партнерства — важные шаги, свидетельствующие об активизации государственного вмешательства в механизм рынка труда, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он в результате обеспечивать эффективную занятость.

Наиболее острыми проблемами государственной политики на рынке труда России являются: несогласованность ее отдельных направлений и уровней реализации, неэффективность государственного регулирования заработной платы и деятельности государства в системе социального партнерства в целом, неэффективность системы социальной поддержки безработных и системы защиты от безработицы в целом, несовершенство нормативно-правовой базы и механизма финансирования государственного регулирования рынка труда.

На наш взгляд, для решения данных проблем необходима переориентация концепции государственного вмешательства в рынок труда на создание и развитие эффективных институтов и механизмов на нем (институциональный подход). При этом необходимо использовать большой опыт социального партнерства в европейских странах, но с условием его модификации не только с точки зрения адаптации к российским условиям, но и с учетом потенциальных проблем, которыми чревата данная система.

В рамках институционального подхода должна быть решена проблема повышения эффективности деятельности государственной службы занятости как ведущего института инфраструктуры рынка труда. Статус государственной службы занятости населения нуждается в укреплении, принципы ее деятельности — в пересмотре, технологии работы клиентами и информационными потоками — в совершенствовании.

Повысить эффективность деятельности региональных служб занятости населения может внедрение в их практику отдельных элементов зарубежного опыта (рационального использования гибких форм занятости, поддержки малого бизнеса, методов профилирования безработных, оценки эффективности активных программ на рынке труда) и нового отечественного опыта (проведения гарантированных собеседований, маркетинговых опросов, деятельности ЦЭОН и ЦСПР, организации веб-сайтов службы).

Проведенный в диссертации анализ принципов и результатов государственной политики на рынке труда России показал, что сегодня она малоэффективна и имеет значительные региональные различия. На наш взгляд, для выработки адекватной государственной политики на региональном рынке труда необходимо оценить степень напряженности ситуации на нем. Подобная оценка должна базироваться на трех основных показателях: уровень безработицы, число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы — и включать в себя три уровня — региональный, общероссийский и международный. В соответствии с данным подходом в работе проведен анализ рынка труда Астраханской области за 1997—2001 гг., позволивший оценить ситуацию на нем как умеренно напряженную.

Анализ существующих принципов и методик оценки эффективности государственного регулирования рынка труда показал, что они нуждаются в уточнении. В оценке такой эффективности необходимо использовать два критерия: первый — результат, достигнутый относительно поставленной цели, актуальной для конкретной ситуации на рынке труда. Так увеличение в 1997 — 2001 гг. показателя результативного выхода из безработицы в совокупности со снижением показателей средней продолжительности безработицы и доли длительной безработицы свидетельствуют о повышении социальной эффективности деятельности астраханской службы занятости в сфере трудоустройства безработных. Второй критерий — классический показатель, основанный на сопоставлении полученных результатов с затратами на их достижение, с учетом качественной характеристики.

Для оценки эффективности отдельных мероприятий активной политики государства на рынке труде предлагается также использовать подход, суть которого заключается в сравнении показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры (включая динамику заработков, вероятность и продолжительность пребывания на избранном месте работы и др.) двух групп ищущих работу — тех, кто прошел через соответствующие программы, и не участвовавших в них.

Критический анализ существующих показателей оценки эффективности деятельности государственной службы занятости позволил уточнить методики расчета некоторых из них (уровня востребованности службы занятости и уровня сдерживания безработицы. Для сравнительного анализа результатов деятельности региональных служб занятости в диссертации предлагается применять систему следующих показателей оценки: уровень трудоустройства, коэффициент трудоустройства, уровень трудоустройства безработных, коэффициент результативности выхода из безработицы, удельный вес проходивших профессиональное обучение.

С учетом предложенных принципов и методических рекомендаций к, оценке эффективности деятельности региональной службы занятости в работе произведен анализ результатов деятельности Астраханской службы занятости населения за 1997;2001 гг. и сравнительный анализ данных результатов с показателями деятельности служб занятости наиболее развитых областей Южного федерального округа и общероссийскими показателями за 2001 г.

Таким образом, по совокупности научных результатов диссертационное исследование носит теоретический и одновременно прикладной характер. Оно направлено на комплексное обоснование механизма государственного регулирования рынка труда, выявление целевой составляющей, наиболее эффективных форм и методов регулирования рынка труда, а также разрешение некоторых методических проблем, связанных с оценкой напряженности ситуации на рынке труда, эффективности деятельности государственной службы занятости и отдельных активных программ государственной политики на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости: Учеб. По-. собие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  2. A.M. Зарубежный опыт решения проблем занятости . Дат. науч. центр РАН. Ин-т соц.-экон. исслед. Махачкала, 1995.
  3. А. Ставка на активную политику приносит хорошие результаты/Л1еловек и труд.-2000.-№ 2.
  4. А. Проблемы занятости, оплаты труда и регулирования цен.// Экономист.-2001.-№ 4.
  5. С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. -М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
  6. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования// Проблемы теории и практики управления.-1998.-№ 4.
  7. С. Малый бизнес: контуры кадровой политики // Проблемы теории и практики управления. 1999.-№ 6.
  8. О.С., Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  9. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М.: Инфра- М, 1995.
  10. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ.- 4-е изд. -М.: Дело Лтд, 1994.
  11. В.Н. Распределение доходов в рыночной экономике. М.: ВЦУЖ, 1997.
  12. В.Н. Проблемы оценка уровня жизни в современной России. -М.: ВЦУЖ, 1995.
  13. . Д. Становление рыночных отношений и занятости населения // Общество и экономика.-1995.-№ 7−8.
  14. М. Институты рынка труда и экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы // Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. М, 1995.
  15. У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы // Теория и практика управления.-2003.-№ 1.
  16. О.А. Становление инфраструктуры рынка труда в переходной экономике (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. экон. наук.-СПб., 2001.-21с.
  17. Т. Теория праздного класса. -М., 1984.
  18. Н. Регулирование рабочего времени как средство смягчения проблемы безработицы // Труд за рубежом. 2000.- № 1.
  19. Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе 20 столетия // Мировая экономика и международные отношения. 2001.-№ 9.
  20. Н. Сфера занятости: особый российский путь// Мировая экономика и международные отношения. 2002.-№ 3.
  21. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.
  22. Н.А., Акимов А. К. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  23. Н.А., Плакся В. И. Доход и занятость: мотивационный аспект. -М.: Луч, 1994.
  24. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда//Вопросы экономики.-1997.-№ 2.
  25. А. Эффективность службы занятости // Человеческие ресурсы.-1999-№ 4.
  26. Н. Методы регулирования занятости в странах Запада // Проблемы теории и практики управления.-1993.-№ 1.
  27. Д.К. Экономические теории и цели общества. 1973 / пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976.
  28. Ю. Занятость и рынок труда //Человеческие ресурсы.-2002.-№ 2.
  29. А. Региональный уровень труда в России: формирование и эффективность управления// Вопросы Экономики- 1995.- № 5.
  30. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. МБТ. -Женева, 1998.
  31. Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд// Человек и труд. 1996. -№ 11.
  32. Достойный труд. Доклад Генерального директора МБТ. -Женева., 1999.
  33. П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. -М., 1992.
  34. JI. Эффективность активной политики // Человеческие ре-сурсы.-2000.- № 2.
  35. Занятость и проблемы ее регулирования: Мат-лы всероссийской научно-практической конференции (май, 1996 г.)/ Отв. ред. В. Н. Ярская. -Саратов: Изд-во Поволож. фил.Рос.учеб.центра, 1996.
  36. Закон РФ «О занятости населения в РФ» с изменениями и дополнениями от 20 апреля 1996 г. № 36.-М.Д996.
  37. И. Е. Труд, занятость, безработица М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы, 1992.
  38. И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. ' 1998. — № 2.
  39. И. Политика занятости: вверх по лестнице, ведущей вниз // Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  40. Г. М., Костин JI.A. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М., 1996.
  41. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. М: Финансы и статистика, 2002.
  42. Н. Внутрифирменная подготовка кадров в экономически развитых странах/ЯТроблемы теории и практики управления.-1992.-№ 6.
  43. В. Возвращение Европы. В авангарде прогресса: социальная политика в ЕС//Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№ 2.
  44. Институционализация воспроизводства рабочей силы: Межвуз. Науч. Сб./Отв. ред. Л. В, Санкова. Саратов: СГТУ, 2001.
  45. H.JI. Занятость в условиях новой хозяйственной системы. -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996.
  46. Р. Задержки заработной платы и экономическое поведение: микроэкономический подход.//Вопросы экономики. 2000.-№ 9.
  47. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации.-М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  48. С.А., Одегов Ю. Г., Кокарев И. А. Трудоустройство: поиск работы. -М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  49. Карташов СА, Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). -М.: Финстатинформ, 1998.
  50. Е.Д. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в РФ.-М., 1996.
  51. Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда//Человек и труд.-1998.-№ 1.
  52. А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования и перспективы// Общество и экономика.-1997.-№ 7−8.
  53. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ.-М., 1978.
  54. Л.П. Маркетинг рынка труда. Воронеж, 1995.
  55. Л.П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России: Автореф. дис. докт. экон. наук.- Воронеж., 1998.
  56. Л.П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России: Докт. экон. наук.- Воронеж. ВГУД998.
  57. С.Г., Тучков А. И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы: Учеб. пособие. СПб., 1992.
  58. О. Об оценке эффективности работы службы занятости // Человек и труд. 2002. № 3.
  59. Конституция Российской Федерации//Российская газета 2001. — 14 июня.
  60. Конвенции и рекомендации. 1991 1997 гг. Региональное бюро МОТ в Москве. М. 1997.
  61. Л.А. По поводу некоторых понятий теории рынка труда // Человек и труд.-1998.-№ 12.
  62. Л.А., Зущина Г. М., Султанова P.M. Рынок труда и теория занятости. М., 1997.
  63. В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.
  64. А.Э. Возможности минимизации безработицы в России //Человек и труд.-2001.- № 9.
  65. А.Э. О понятии рынка труда'// Вопросы экономики. -1998. -№ 1.
  66. А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. 1996. — № 5.
  67. С. Политика занятости вместо мультипликации безработицы // //Человек и труд.-2000.- № 9.
  68. В.И. Региональная политика занятости в условиях структурной перестройки экономики: Автореф. дис. докт. экон. наук.-.СПБ., 1998.
  69. Куддо.А. Политика занятости в России в контексте международного опыта// Государственная и корпоративная политика занятости. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. — С. 36−74.
  70. Л.П., Краснов А. Г. Рынок труда: Вопросы теории. -Чебоксары, 1995.
  71. А. Региональные особенностй развития социально- трудовой сферы.//Экономист.-2001.-№ 9.
  72. А.Е. Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России// Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.-№ 4.
  73. Л. И. Рынок труда в переходной экономике России. Кострома: Изд-во КГТУ, 1997.
  74. В.Я., Жуковская И. Ф. Фундаментальные законы рыночной экономики и формирование цены рабочей силы. Владимирский педагогический университет, 1996.
  75. Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и полити-ка.Т.1.-М., 1992.
  76. К., Энгельс Р. Соч. 2-е изд. Т.23.
  77. К. Капитал. Т.1.2.3.-М., 1967.
  78. В. И. Экономика человека: Пособ. для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995.
  79. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ.: В 3-х Т.М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Т. 2.
  80. К. Экономика организаций. М., 1996.
  81. Методические рекомендации о порядке организации работы органов служб занятости в условиях массового высвобождения. Утверждены приказом ФСЗ России от 30.12.93 г., № 161.
  82. С. Экономические стороны «скрытой» безработицы//. Экономист. 2001.-№ 7.
  83. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ/ отв. ред. Р. И. Цвылев М., 1994.
  84. А.Б. Формирование рынка труда в Российской Федерации: Кандит. диссер эк. наук.- СпбГУ., 2000.
  85. А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами (на примере Алтайского края): Авф. дисс. канд. Экон .наук .-Барнаул, 1997.
  86. В. низкий уровень безработицы результат управления рынком труда. //Человек и труд.-2000.- № 7.
  87. Мониторинг. Доходы и уровень жизни населения, М.: ВЦУЖ, Выпуск, 1998.
  88. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная // Вопросы экономики. 2001.-№ 9.
  89. МОТ: конвенции и рекомендации Международной конфедерации труда. Женева, МБТ, 1991.
  90. И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства. М.: Институт перспектив и проблем страны, 1998 г.
  91. Г. Макроэкономика.-М: Изд-во МГУ, 1994.
  92. Народонаселение. Современное состояние научного знания / Под ред. Д. И. Валентея, А. С. Первушина. М, 1991.
  93. Население и трудовые ресурсы: Справочник /Сост. А. Г. Новицкий.-М., 1990.
  94. А.А. Организация заработной платы за рубежом. М.: «Информцентр- Директор», 1996.
  95. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  96. Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации. Доклад Генерального директора МБТ.- Женева. 1988.
  97. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  98. Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2001 году и задачах на 2002 год. М.: ЦБНТИ МСЗН РФ, 2002.
  99. Ю.Г., Руденко Г. Г., Журавлев П. В. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность). Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996.
  100. А.Н. Есть ли перспектива у социальных движений в России: анализ развития шахтерского движения, 1989−1995 // Политические исследования. 1996.-№ 10.
  101. А.Н. Издержки и перспективы реформ в России // Истоки. Вып.З. М., 1998.
  102. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995.
  103. Организация и регулирование оплаты труда. Учебное пособие. М.: Финстатинформ, 1996.
  104. Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и приватизации (рекомендации). М.: Институт труда, 1997.
  105. Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости. Статистическая информация Минтруда за 1992−1996 годы. М., 1997.
  106. Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения в январе-марте 2002 г. Статбюллетень № 3.- М, 2002.
  107. Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения в январе- сентябре 2001 г. Статбюллетень № 9.-М, 2001.
  108. В. Основные принципы экономической политики, 1952 / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995.
  109. В.А. Рынок труда.-М.: Анкил, 1992.
  110. АП. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие.- М., 1995.
  111. Т. Система современных обществ.- М., 1998.
  112. И., Хахулина Л. Неформальная вторичная занятость: масштабы, структура // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997.
  113. Г. Служба занятости: оценка деятельности.// Человеческие ресурсы-2001.-№ 1.
  114. А. Экономическая теория благосостояния.-М., 1985.
  115. . Бой с собственной тенью // Pro et contra. Т.4.- 1999.- № 1.
  116. Т. Развитие регионального рынка труда.- .// Человеческие ресурсы-2001.-№ 1
  117. В.И. Безработица в рыночной экономике. М., 1996.
  118. Политическая экономия / Под ред. В. В. Радаева. М., 1992.
  119. Положение о Департаменте ФГСЗ по субъекту РФ.//Человек и труд.-2001.-№ 2.
  120. А., Быков В., Малинков Н. Росиийский рынок труда пока не стал состязательным//Человек и труд.-2001.-№ 5.
  121. Предпринимательство и трудовые ресурсы/ Под. Ред. С. П. Сироткина.-Кострома, 1993.
  122. Проблемы становления специалистов в высшей школе (региональный аспект).-М.: Социум, 1997.
  123. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. СПб., 1995.
  124. Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе: Межвуз. сб. научных статей в 2-х частях /Под ред. Э. Р. Саруханова. -Ч. 2.-СПб., 1995.
  125. Ф., Малева Т. Политика противодействия безработице.- М.: РоссПЭН.-1999.
  126. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России.- М.:ТЕИС, 1999.
  127. Разумова Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной заня-тости.//Вопросы экономики.- 2001.-№ 9.
  128. .А. Рыночная экономика. Учебное пособие.- М.: Деловая жизнь. 1995.
  129. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда//Человек и труд.-1995.-№ 9.
  130. Регулирование трудовых отношений и социальное партнерство. Круглый стол «Реалисты».- М.: Клуб «Реалисты», 1995.
  131. И.Ф. Рынок труда в России: некоторые особенности в разных секторах экономики и различных районах страны. М., 1995.
  132. JI.C. Цена рабочей силы в условиях рынка.- М.: Профиздат, 1993.
  133. О.JI. и др. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие./ Романова О. Л, Черевичко Т. В" Санкова Л. В, -Саратов. СГТУ, 2000.
  134. Россия в цифрах: Кратк. стат. сб. М.: Госкомстат России, 1999.
  135. Россия и страны мира. 1996. Кратк. стат. сб. /Госкомстат России- М., 1998.
  136. Россия и страны мира. 1992.-М., 1994.
  137. А.И. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. -№ 3.
  138. А.И. Экономика и социология труда. Учебное пособие.- М.: «МИК», 1996.
  139. А.И. Экономика трудовых рыночных отношений. М 1993.
  140. А.И., Ерохина Р. И., Пшеничный В. П., Стрейко В. Т. Экономика труда: Учеб. пособие /Под ред. А. И. Рофе. М., 1995.
  141. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пос. / Под ред. А. И. Рофе. М.: Изд-во «МИК», 1997.
  142. С.Ю. Институты рынка труда в переходной экономике// современная экономическая теория. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения». М.1997. С. 69−70.
  143. Г. Г. Служба занятости и ее функции. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1992.
  144. Г. Г., Кулапов М. Н., Карташов С. А. Рынок труда Учебник.- М.: 1997.
  145. Л.Н. Проблемы формирования современного рынка труда и его региональные особенности: Автореф. докт. экон. наук.- М., 1999.
  146. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования /А.В. Кашепов, В. В. Трубин, С. С. Устинова. М., 1995.
  147. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие/ Под ред. Н. Барра: Пер. с англ. под науч. ред. С. Кадомцевой и др. М.:ИКЦ «ДИС», 1997.
  148. Рынок труда.Учебник.под. ред. Проф.В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина.-М.: «Экзамен», 2000.
  149. Сакс.Д. Рыночная экономика в России.-М.Экономика.1994.
  150. Д.Г. Современный российский рынок труда как объект государственного финансового регулирования. -Саратов.: СГТУ, 2000.
  151. А. Формирование трудовых ресурсов и занятости // Экономист.-2001 .-№ 10.
  152. Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. -Спб.: СП6УЭФД993.
  153. А., Кузнецов С. Методология прогнозирования экономической активности населения//Человек и труд.-2001.-№ 9.
  154. А. Принципы и механизмы создания рабочих мест//Эко-номист.-2000.-№ 2.
  155. А. Приоритеты политики занятости в России// Проблемы теории и практики управления.-1998.-№ 3.
  156. А., Кузнецов С. Методология прогнозирования спроса на рабочую силу //Человек и труд.-2001.- № 11.
  157. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире.- М.: Мысль, 1996.
  158. Е. Занятость в неформальном секторе экономики // Экономист.-1998.-№ 6.
  159. В., Миротворцева С., Земскова Н., Герасимова Т. Центр самостоятельного поиска работы // Человеческие ресурсы.-2002, — № 3.
  160. Скрыпник.Н. Занятость в мире: перемены не в лучшую сторону// Человек и труд.-1996.-.№ 4.
  161. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия.-М., 1998.
  162. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие.-М.: ИНФА-М, 19 96.
  163. Служба занятости: 10 лет- история, деятельность. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001.
  164. С.Н. Методы оценки эффективности государственной политики занятости // Вопросы статистики.-1998.-№ 4.
  165. А.А. Зарубежный опыт организации заработной платы и его применение в России//Труд за рубежом, 1999. № 1.
  166. Социальная защита и переподготовка незанятого населения в России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции 17−19 марта 1997 г. М.: 1997.
  167. Социальная сфера в условиях перехода к рынку, Под ред. Жильцова Е. Н., М.: 1993.
  168. Социально- экономические воззрения И. Шумпетера. -М., 1989.
  169. Социальное партнерство: мировой опыт и российская практика. М., 1997.
  170. Социальное положение и уровень жизни населения. Официальное издание Госкомитета России.-М., 1997.
  171. Социальное положение и уровень жизни населения. Официальное издание Госкомитета России. -М., 1998.
  172. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат РФ, Выпуск I, 1999.
  173. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  174. Социально-экономические проблемы формирования рынка рабочей силы в Российской Федераций: Сб. науч. тр. СПб., 1994.
  175. Становление и развитие рынка труда в России: Обзор /Г.Г. Джагарян. — М., 1994.
  176. Э.О. Рынок труда и занятости в системе социальных отношений. -М.: Финансовая академия, 1999.
  177. А. А. Матыцина Н.А. Яновская Ю. М. Рекомендации по определению критериев и выявлению регионов с критической ситуацией на рынке труда.-М., 1995.
  178. Трудовой Кодекс Российской Федерации.- М.: «Юриниформ», 2002.
  179. Е.Г. К вопросу определения показателя уровня безработицы по региону //Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики: Материалы межрегиональной научно-практической конф. Кемерево: Кузбассвузиздат, 1998.
  180. Управление трудом и социальными процессами: Учебное пособие / под общ. ред. Е. Д. Катульского и В. Н. Якимова. М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 1996.
  181. Устав Международной организации труда и регламент Международной конфедерации труда. МБТ. Женева, 1997.
  182. Фаворе 0. Внутренние и внешние рынки // Вопросы экономики. 1997. -№ 10.
  183. Н.Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000.
  184. А. Моделирование гибкой системы материального стимулирования.// Человек и труд. 1996.- № 4.
  185. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- М.: Дело, 1993.
  186. К. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М., 1994.
  187. Фридмен и Хайек о свободе.-М., 1990.
  188. В. Формирование региональной политики занятости //Человек итруд.-1994.-№ 5.
  189. М. Социальный прогресс уже не является исключительным делом государства //Человек и труд. 1997, — № 10.
  190. Харрис JL Денежная теория. -М., 1990.
  191. П. Экономический образ мышления. -М., 1992.
  192. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Доклад Генерального директора МБТ. -Женева, 1994.
  193. Д.С. Рынку труда необходим действительно регулирующий механизм //Человек и труд.-2001.- № 6.
  194. Д.С. Государственное регулирование рынка труда: парадигма занятости или парадигма безработицы? // Вестник Санкт- Петербургского университета: Сер.5.Экономика.Вып.2.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  195. Д.С. Формирование рынка труда- опыт, проблемы. СПб., 1999
  196. Т. Государственная Служба занятости: архаика или живой организм//Человек и труд.-2002.-№ 12.
  197. Т. Система защиты от безработицы в России нуждается в реформировании //Проблемы теории и практики управления.-2002.-№ 6.
  198. Чижова JL, Сергеева Г., Кулагина Н. Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования. //Человек и труд.-2000.- № 8
  199. И. Защита от увольнения в Японии//Человек и труд.-1995.-№ 7.
  200. Ш. Революция и преобразования обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
  201. К. Эффективная экономика шведская модель. — М., 1991.
  202. Экономика переходного периода: Учебное пособие/ под ред. В. В. Ра-даева, А. В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  203. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебник для студ. вузов/ Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ: Че-Ро, 1996.
  204. Экономическая теория. Учебник для вузов/ Под ред. д.э.н. Добрынина, д.э.н. Л. С. Тарасевича.- СПб., 1997.
  205. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда: теория и государственная политика. М.: МГУ, 1996.
  206. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  207. Т.В. Социальная рыночная Экономика: Учеб. для вузов М.: Рус. деловая лит-ра, 1999.
  208. Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е изд. -М.:ИНФРА, 1997.
  209. Р. Заработная плата и предприятие (от распределения по труду к цене рабочей силы) М.: Информдиректоров, 1997.
  210. Р.А. Поощрительные системы оплаты труда на предприятии. М.: Информцентр-Директор, 1996.
  211. . Р., Федорова М. Формирование и порядок определение цены рабочей силы// Человек и труд.-1996.- № 1.
  212. BecerG. The Human Capital. Columbia UP. 1975
  213. Blanchard, O. The Economics of Post-Communist Transition. Oxfosrd University Press: Oxford, 1997.
  214. Boeri, Т., Burda, M.C., and J. Kollo. Mediating the Transition: Labour Markets in Central and Eastern Europe. N.Y.: Centre for Economic Policy Research, 1998.
  215. Doeringer P .B., Piore M.J.Internal Labor Markets and Manpower Analysis-New York, 1971, Second edition, 1985.
  216. Eyraud.E., Marsden.D., Silvestre.J.Occupathional and Internal Markets in Brtain and France//International Labour Review. 1990.-№ 4.
  217. Grannovetter M. Geyyihg a job: A Study of Contacts and Careers.- Cam-bridg, 1974.
  218. Handbook of Labour Economics. Vol 1−2. Ed. by Ashenfelter O.C., Layard R. Noth Holland, 1986.
  219. IMF, World Bank, OECD and EBRD. A Study of Soviet Economy. P., 1991.
  220. Schultz Th. The Economic Value of Education.-New York. 1967.
  221. Thurow L. General Inequality.-New York, 1975.
Заполнить форму текущей работой