Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегия развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Теоретические и методические разработки автора являются практическим руководством по формированию стратегии развития предприятий АПК. Проведенное исследование предприятий отрасли и товарных рынков, его результаты и рекомендации представляют интерес для предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл. Управление предприятиями на основе концепции… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
    • 1. 1. Стратегия: сущность, содержание
    • 1. 2. Классификационная модель стратегий
    • 1. 3. Научные основы и процесс разработки стратегий для предприятий АПК
  • 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
    • 2. 1. Современное состояние рынка производства молока в
  • Республике Марий Эл
    • 2. 2. Особенности функционирования рынка переработки молока в Республике Марий Эл
    • 2. 3. Выделение приоритетных целей. Оценка текущей стратегии и формирование стратегических альтернатив
  • 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
    • 3. 1. Перспективы развития ассортиментного портфеля предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл
    • 3. 2. Расширение ассортимента продукции предприятий молочной промышленности за счет введения нового продукта

Стратегия развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования поставил задачу совершенствования управления предприятиями АПК. Особую значимость приобрела задача разработки стратегии развития предприятий. Это обусловлено масштабами изменений внешней среды, высокой степенью ее неустойчивости.

Экономика России вместе с рыночными преобразованиями переходит от этапа массового производства к этапу массового спроса. Развитие товарных рынков, усиление конкуренции на них, изменение потребительского спроса требует от предприятий АПК адекватных рыночным процессам действий, разработки стратегии их развития.

Изучению проблемы формирования стратегии развития предприятия посвящено значительное число монографий, исследований и разработок как отечественных, так и зарубежных ученых: В. А. Агафонова, Р. Акоффа, И. Ансоффа, Б. Бермана, В. А. Береславской, В. И. Беспятых, В. Н. Васильева, В. А. Винокурова, А. П. Градова, Л. И. Евенко, B.C. Ефремова, П. В. Забелина, Б. Карлофа, У. Кинга, М. И. Круглова, Ф. Котлера, К. Макконела, М. Мескона, Г. Минцберга, А. Н. Петрова, Дж. Стрикленда, А. Томпсона, А. Ю. Юданова, Р. А. Фатхутдинова и ряда других авторов.

В то же время стратегия относится к быстро развивающимся экономической наукой областям знаний. Методологические аспекты данной проблемы состоят в определении категории «стратегия», ее видов и содержания, а также в разработке механизма формирования стратегии развития предприятий АПК.

Практическая сторона проблемы формирования стратегии развития предприятий АПК состоит в недостаточном развитии методической базы ее оценки. Актуальной является систематизация научного материала в разработке стратегических перспектив предприятий молочной промышленности. Предприятия молочной промышленности находятся в фазе неустойчивого развития и испытывают потребность в обоснованной стратегии интенсивного роста. В связи с этим особую важность приобретают вопросы исследования текущей стратегии, обоснования методики ее оценки, механизма совершенствования стратегии.

Предметом исследований является стратегия и механизм ее формирования в условиях неопределенности рыночной среды.

Объектом исследования явились предприятия молочной промышленности и товарные рынки Республики Марий Эл.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом и методологическом обосновании разработки стратегии развития предприятий АПК. В соответствии с этим определены следующие основные задачи исследования: изучить категорию «стратегия» в теоретическом и методологическом планахразработать классификационную модель стратегий развития предприятийпроанализировать существующие методики и научные разработки оценки стратегических перспектив в нашей стране и за рубежом, оценить возможность их применения в современных условияхразработать методику экономической оценки текущей стратегии предприятийразработать программу (на базе Microsoft Excel) приоритетности выбора предприятиями стратегических зон хозяйствованияобосновать основные направления совершенствования стратегии интенсивного развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Элапробировать разработанную методику и механизм формирования стратегии развития на примере ОАО «Звениговский гормолкомбинат» и ОАО «Сернурский сырзавод», доказать их практическую значимость.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования служат работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления АПК, прикладного системного анализа, статистикинаучные разработки и нормативно-справочные материалы по изучаемой проблеме. В качестве информационной основы использованы статистические данные по Республике Марий Эл за 1996;2002 гг., по Волго-Вятскому экономическому району за 1990;2002 гг., годовые отчеты предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл, статистико-экономические справочники.

Исследования опираются на методологию экономического анализа, менеджмента, экономико-математического моделирования. При решении задач исследования были применены следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экспертный и статистический.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана классификационная модель стратегий, выделены основные виды стратегии, их содержание, условия применениядана оценка стратегических перспектив развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл в условиях неопределенности рыночной средыразработана методика оценки текущей стратегии развития предприятийобоснованы стратегические зоны хозяйствования, дана оценка их привлекательности и предпочтительностиразработана программа (на базе Microsoft Excel) приоритетности выбора предприятиями молочной промышленности стратегических зон хозяйствованияразработан механизм формирования стратегии интенсивного развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл.

Практическая значимость исследования. Теоретические и методические разработки автора являются практическим руководством по формированию стратегии развития предприятий АПК. Проведенное исследование предприятий отрасли и товарных рынков, его результаты и рекомендации представляют интерес для предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл. Управление предприятиями на основе концепции маркетинга, а также реализация стратегии интенсивного развития позволит повысить эффективность деятельности предприятий.

Разработанный механизм формирования стратегии может быть использован предприятиями АПК не только Республики Марий Эл, но и других регионов Волго-Вятского экономического района.

Результаты работы используются в учебном процессе Марийского государственного университета в курсе «Экономика сельского хозяйства».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского w состава Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола, 20 002 002 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Математическое моделирование экономических систем и процессов» (Чебоксары, 11 января 2001 г.), Шестой международной научно-практической конференции Независимого Научного Аграрно-Экономического Общества России НАЭКОР (г. Москва 23−24 мая 2002 г.).

Результаты исследования опубликованы в четырех работах общим объемом 0,8 п. л.

Отдельные результаты, полученные в процессе исследования, нашли применение в деятельности ОАО «Звениговский гормолкомбинат» и ОАО «Сернурский сырзавод».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. При анализе понятия стратегии на первое место необходимо ставить степень достижения основной ее задачи — обеспечения конкурентного преимущества организации. Не менее важными ее аспектами являются политика ценообразования, снижение издержек и адекватные виды деятельности. Предприятие занимает определенное положение в зависимости от степени реализации стратегии и уровня принятия решений.

2. Предварительный анализ состояния рынка и стратегических перспектив позволяет сформировать интенсивную и эффективную стратегию. Развитие молочной промышленности подтверждает действенность использования стратегического подхода в управлении предприятиями отрасли.

3. На основе анализа стратегических положений предприятий молочной промышленности и их товарно-рыночной политике выбраны ОАО «Сернурский СЗ» и ОАО «Звениговский ГМК» в качестве предприятий, на которых можно апробировать механизм формирования стратегии развития и ее реализацию.

4. Разработанная методика оценки текущей стратегии развития предприятий молочной промышленности позволяет адекватно оценить правильность выбранной стратегии на основе определения состава элементов и системы показателей.

5. Оценка текущей стратегии указывает на необходимость ее совершенствования. Определены перспективы деятельности предприятий в стратегических зонах хозяйствования на основе оценки их привлекательности и предпочтительности. Наиболее привлекательными видами деятельности оказались стратегические зоны хозяйствования по производству твердых сыров и творога.

6. Для конкретных предприятий наиболее перспективными определены целевые ориентиры развития предприятий молочной промышленности, в основе которых находятся совершенствование и оптимизация товарного ассортимента и формирования новых стратегических зон хозяйствования.

7. В соответствии с поставленными целями и с учетом выводов по анализу состояния рынка молока разработана и принята к внедрению стратегия интенсивного развития предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл, в которой рекомендуется сокращение неперспективных видов деятельности в пользу развития более эффективных и новых продуктов.

8. В качестве нового продукта выбраны сырки глазированные. Исследование рынка по сыркам доказывает благоприятную обстановку для' введения нового продукта, который способен конкурировать с другими производителями, представленными на рынке Республики Марий Эл. По итогам реализации этого проекта видно, что его период окупаемости составляет примерно год, темпы роста прибыли увеличиваются.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР Верховного Совета РСФСР. -1991. -Ш6.
  2. Л.И. Стратегия управления.-М.: Политиздат, 1975. -79 с.
  3. В.А. Анализ стратегии и разработка комплексных программам.: Наука, 1990.-285 е.-
  4. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  5. М.М. Планирование деятельности предприятия. М.: Финансы и Статистика, 1998. — 248 с.
  6. Анализ и обоснование хозяйственных решений / Б.М. Майдан-чик, М. Г. Карпунин, Я. Г. Любинецкий и др. М.: Финансы и статистика, 1991.-133 с.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.416 с.
  8. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. | ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  9. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. — 112 с.
  10. Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: маркетинг -ключ к успеху. Л.: Аквилон, 1991. — 48 с.
  11. И. Баркан Д. И. Ходяченко В.Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучить потребителя. Л.: Аквилон, 1991. -11 с.
  12. Р. и др. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. / Под ред. М. Н. Ефимовой. -М.: Финстатинформ, 1993. -95 с.
  13. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998.5. С. 85−90.
  14. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1994. — 288 с.
  15. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  16. В.А., Костромин В. Е. Исследование внутренней и внешней среды предприятий и ее влияние на формирование стратегии развития предприятий. Сб. научных трудов МарГТУ. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998.-С. 38−43.
  17. В.А., Костромин В. Е. Типы лесных предприятий стран Европейского содружества // Европейские исследования: проблемы и перспективы развития: Материалы международной науч. конф. Йошкар-Ола: МарГУ, 1998. — С. 25−30.
  18. С.Г., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.-314 с.
  19. В. Организационые аспекты планирования сбытовой деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования// Бизнес.- 1998.-№П-12.-С.34−3 5.
  20. Болт Гордон Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 271 с.
  21. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: Экономика, 1995. — 344 с.
  22. Ю.П. Управление развитием производства: (Опыт США). М.: Экономика, 1991. — 271 с.
  23. Г. К. Пищевая и перерабатывающая промышленность в современных условиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 3. — С. 17−18.
  24. О.С. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1998.-286с.
  25. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  26. С. Будет ли новый финансовый кризис? // Экономика и жизнь.-2000.-№ 20.-С. 4.
  27. В.В., Глущенко Н. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспери-ментов.-г. Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.-312 с.
  28. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. -222 с.
  29. Ю.В. Стратегия развития предприятия. СПб.: СПбУЭФ, -1992.-267 с.
  30. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер с англ. В. Лукашевича и др. /Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: СП «Автокомп», 1992. — 496 с.
  31. Дракер Питер У. Управление нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200 с.
  32. Деловое планирование / Под ред. В. М. Попова, Л. П. Куракова и др. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  33. JI.Г. Теория и практика принятия решений. М. Экономика, 1984.- 175с.
  34. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. — М.: Экономика, 1978. 133 с.
  35. О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М.: АО Бизнес школа «Интел-Синтез», 1994. -348 с.
  36. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. М.: Финпресс, 1998. — 192 с.
  37. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Hofer/Shendel // Менеджмент в России и зарубежом.1998.-№ 2.-С. 121−132.
  38. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998., — 195 с
  39. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Междунар. Отношения, 1991. — 416 с.
  40. И.Б. Какой новый экономический курс нужен России? И Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1999.-№ 9.-С. 14−16.
  41. В.И., Лабаковский В. А. Проблема неопределенности в задачах принятия решений. Киев: Наукова думка, 1990. — 136 с.
  42. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  43. ., Седельберг С. Вызов лидеров. Пер. со швед. М. Дело, 1996. — 352 с.
  44. Е.Б. Состояние российского рынка молока в 1999 г. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1999.-№ 11.-С. 50.
  45. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. -М.: Советское радио, 1974. 278 с.
  46. В.В., Патров В. В. Как читать баланс. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 448 с.
  47. Н.В., Бочаров Е. П. Перспективный экономический анализ. М.: Финансы и статистика, 1987. — 256 с.
  48. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  49. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н.Г. Дани-лочкиной.-М.: Финансы и статистика, 1998. 315 с.
  50. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  51. Л.В., Костромин В. Е. Исследование некоторых элементов стратегии развития лесопромышленного производства / МарГТУ. -Йошкар-Ола, 1995. 1,5 с. Деп. в ВНИИЭПИлеспром, № 2923 — лб95.
  52. Л.В., Костромин В. Е. Разработка стратегии: теория и практика // Экономика и управление в условиях рынка: Тез. докл. науч. конф. проф.-преп. состава, докт., асп. и сотр. Марийск. гос. техн. ун-та. -Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. С. 20−21.
  53. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 589 с.
  54. И. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики.-1998.-№ 9.-С. 87−105.
  55. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. М.: Финпресс, 1997. — 247 с.
  56. В.М., Лопатин М. В. Стратегия и тактика организации маркетинговой деятельности на предприятии. СПб: СПбГТУ, 1993. — 98 с.
  57. А.И. Продовольственная ситуация в России после финансового кризиса 1998 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. -№ 11.- С.47−49.
  58. Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. B.C. Загашвили. М.: Прогресс, 1991.-456 с.
  59. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 702 с.
  60. Моррисей, Дордж Л. Целевое управление организацией: Пер. с англ./ Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. Радио, 1979. -144 с.
  61. Обэр-Крие Дж. Управление предприятием: Пер. с фр./ Под общ. ред. В. М. Кузнецова.- М.: Прогресс, 1973. 286 с.
  62. А.П. Сельское хозяйство и его производственно-ресурсный потенциал // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 5. — С. 7−10.
  63. Оптнер, Станфольд Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ, и вступит. Статья С. П. Пиканорова. -М.: Советское радио, 1969. 216 с.
  64. О состоянии сельского хозяйства в 1999 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000.- № 5.-С. 20−23.
  65. Основы менеджмента / В. Р. Веснин.-М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 1999. 420 с.
  66. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: СПб. УЭФ, 1992. — 127 с.
  67. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: СПб. УЭФ, 1993. — 106 с.
  68. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М.: Экономика, 1992. — 510 с.
  69. Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 168 с.
  70. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. /Под ред. В. Д. Щетинина. М: Междунар. отнош., 1993. -860 с.
  71. М. Конкурентная стратегия.: Пер. с англ. М.: Междунар. отнош., 1985. -260 с.
  72. Проблемы вывода АПК из кризиса // АПК: Экономика, управ-ление.-2000.-№ 1.-С. 4−10.
  73. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики) / Под ред. Э. Е. Обминского. -М.: Междунар. отнош., 1993. 110 с.
  74. В.Ш. Диагностика управления (Практический опыт и рекомендации). М.: Экономика, 1988. — 127 с.
  75. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  76. В.Т. Экономическое развитие России: Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб.: Наука, 1998. — 295 с.
  77. Т., Кернис К. Аналитическое планирование организации систем: Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1991. 521 с.
  78. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия^ 3-е изд. Мн.: ИП «Экоперспектива" — «Новое знание», 1999. — 498 с.
  79. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999. — 336 с.
  80. П. Экономика. Вводный курс: В 2 т: Пер. с англ. В. Д. Антонова. М.: НПО «АЛГОН», 1992. — Т 2.
  81. Сельское хозяйство в России в 1999 году // АПК: Экономика, управление. 2000. — № 4. — С. 26−31.
  82. В.Н. Пищевая промышленность России в завершающем году второго тысячелетия // Пищевая промышленность. 2000. — № 3−5.
  83. В.Т. Товар в системе маркетинга // Бухгалтерский учет. -1992.-№ 12-С.16−19.
  84. В. Продовольственная зависимость: Импорт продовольственных товаров в 1999 г. // Э. и Ж. 2000. — № 8. — С. 1.
  85. Г. Э. Совершенствование процессов управления пред-притием. М.: Машиностроение, 1975. — 235 с.
  86. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е.Э. Ав-тухива. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.- 256 с.
  87. Составление бизнес-плана / Э. С. Зигель и др. М.: Джон Уайли эндСанз, 1994.-223с.
  88. Твисс Брайан. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. 1993. -М.: Экономика, 1989. 271 с.
  89. Теория фирмы (Вехи экономической мысли) / Под ред. В. П. Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1995. — 534 с.
  90. Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика. М.: ИЧП «Магистр», 1998. — 294 с.
  91. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработкии реализации стратегии: Пер. с англ. / Под ред. Л .Г. Зайцева, М. И. Сококловой. -М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  92. Р., Путина Н. Экономические взаимоотношения в молочном подкомплексе // АПК: Экономика, управление, — 2000, — № З.-С. 45−49.
  93. Управление ассортиметом продукци предприятия с использова-неим маркетинга / В. А. Афанасьев, И. В. Сорокин, О. В. Апыхтина // Швейная промышленность. 1994. — № 1. — С. 15−18.
  94. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина.-2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1998. -452с.
  95. Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 1997.400 с.
  96. Э.А. Стратегическое планирование / Под. ред. Э.А. Ут-кина-М.: ЭКМОС, 1998.-365 с.
  97. Э.А., Марынюк И. В. Контроллинг: российская практика. -М.: Финансы и статистика, 1999. 320 с.
  98. Управление по результатам: Пер. с финск. /Общ. ред. и пре-дисл. Я. А. Лейманна. -М.: Прогресс, 1993. 320 с.
  99. Управленческое консультирование: В 2-х т.: Пер. с англ. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — Т 2.
  100. Р.А. Стартегический менеджмент. 3-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 416 с.
  101. Финансовый менеджмент: Теория и практика. / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996. — 320 с.
  102. Л.В. Стратегическое позиционирование бизнеса в условиях экономического кризиса. // Менеджмент в России и зарубежом. -1998.-№ 2.-С. 133−140.
  103. Г. И. Стабилизация кризиса (Экономика России после кризиса 1998 г.) // ЭКО. 2000. — № 3. — С. 11−50.
  104. НО. Хейне П. Экономический образ мышления.: Пер. с англ. 2-е изд.-М.: Дело, 1993.-704 с.
  105. Что ждут от власти предприниматели // Экономика и Жизнь. -2000.-№ 15. С 1−6.
  106. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995. — 224 с.
  107. ИЗ. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.-343с.
  108. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс 1982.-455с.
  109. А. Проблемы вывода АПК из кризиса // АПК: Экономика, управление. 2000.-№ 1. — С. 4−17.
  110. Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. пре-дисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  111. А.Ю. Конкуренция: теория и практика.- 2-е изд., испр. и доп. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 384 с.
  112. Mintzberg Н Strategy in Three Modes. California Management Review, 1984.
  113. Peter Fearns. Buisness Studies. An Integrated Approach 3d ed. Hod-der and Stoughton, London, Sydney, Brucland Toronto, 1991.
  114. N. Palley. The Manager’s Guide To Competitive Marketing Strategies, N. Y.-1989.
  115. Gravelle, Hugh. Microeconomics. (Modern economics). 1. Microeconomics. I Title II. Rees, Ray. Longmann. London and New York, Group Limited, 1981.
  116. Классиф икацион ный признак Вид стратегии Содержание стратегии Условия применения стратегии
  117. Цели и содержание стратегии Наличие риска при реализации Во внешней среде Во внутренней среде
  118. Классифи кационны й признак Вид стратеги и Содержание стратегии Условия применения стратегии
  119. Цели и содержание стратегии Наличие риска при реализации Во внешней среде Во внутренней среде
  120. Патиент ная Создание конкурентного преимущества, основанного на дифференциации с целью обслуживания отдельных сегментов рынка Требуется его оценка Высокий спрос на отдельном сегменте рынка Возможность организации специализированного производства
  121. Динамика выручки от реализации предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл (тыс.р.)
  122. Предприятия 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Абсолютное отклонение Темп прироста, %2000 г. к 1999 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г. 2002 г. к 1999 г. 2000 г. к 1999 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г. 2002 г. к 1999 г.
  123. ОАО «Йошкар-Олинский МК» 11 561 9576 12 610 157 061 -1985 3034 144 451 145 500 -17,2 31,7 1145 1258
  124. ОАО «Волжский ГМЗ» 3326 28 039 3253 12 161 24 713 -21 786 5908 8835 743 -77,7 94 266
  125. ОАО «Звениговский ГМК» 17 566 26 207 34 590 94 578 8641 8383 59 988 77 012 49,2 31,9 173 438
  126. ОАО «Оршанский МЗ» 7235 6323 6142 13 650 -912 -181 7508 6415 -12,6 -2,9 122 89
  127. ОАО «Советский МЗ» 1876 2190 2193 6891 314 3 4698 5015 17 0,13 214 267
  128. ОАО «Куженерский МЗ» 2327 5325 6699 1582 2998 1374 -5117 -745 129 25,8 -76 -32
  129. ОАО «Сернурский СЗ» 22 104 31 959 29 492 45 879 9855 -2467 16 387 23 775 44 -7,7 55 107
  130. ОАО «Козьмодемьянский МК» 14 258 15 318 18 388 31 777 1060 3070 13 389 17 519 7,4 20 72,8 123
  131. ОАО «Моркинский МЗ» 6942 10 148 15 536 33 093 3206 5388 17 557 26 151 46 53 113 376
  132. ОАО «Мари-Турекский МЗ» 15 535 21 847 27 916 48 780 6312 6069 20 864 33 245 41 27,8 75 214
  133. ОАО «Параньгинский МЗ» 10 429 12 874 15 587 38 906 2445 2713 23 319 28 477 23 21 150 273
  134. ОАО «Новоторъяльский МЗ» 7166 9692 10 857 13 857 2526 1165 3000 6691 1,5 12 28 93
  135. ОАО «Марийскмолпром» 5958 8810 15 182 30 469 2852 6372 15 287 24 511 48 72 101 411
  136. Динамика рейтинговой оценки финансово-экономической деятельности предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл
  137. Предприятия 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Абсолютное отклонение Темп прироста, %2000 г. к 1999 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г. 2002 г, к 1999 г. 2000 г. к 1999 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г. 2002 г. к 1999 г.
  138. ОАО «Йошкар-Олинский МК» -0,694 0,18 518 0,20 047 0,22 132 0,19 212 0,1 529 0,2 085 0,22 826 2768 8,2 10,4 3289
  139. ОАО «Волжский ГМЗ» 0,77 501 0,388 -0,5 416 0,10 452 -0,77 113 -0,5 804 0,15 868 -0,67 049 -99,4 -1496 293 -86,5
  140. ОАО «Звениговский ГМК» 1,39 887 1,35 512 1,43 313 1,9095 -0,4 375 0,7 801 0,47 637 0,51 063 -3,1 5,7 33,2 36,5
  141. ОАО «Оршанский МЗ» 1,7 117 0,43 735 -1,2 319 -0,37 751 -0,63 382 -1,46 054 0,64 568 -1,44 868 -59,2 -334 63,1 -135
  142. ОАО «Советский МЗ» 0,38 715 0,90 191 0,8276 0,66 079 0,51 476 -0,7 431 -0,16 681 0,27 364 133 -8,2 -20,1 70,7
  143. ОАО «Куженерский МЗ» 1,36 855 0,79 573 0,9909 1,68 501 -0,57 282 0,19 517 0,69 411 0,31 646 -41,8 24,5 70 23
  144. ОАО «Сернурский СЗ» 2,11 944 2,1 332 1,91 611 2,4805 -0,10 612 -0,9 721 0,56 439 0,36 106 -5,0 -4,8 29,4 17
  145. ОАО «Козьмодемьянский МК» 1,3 754 0,95 419 1,4 056 0,98 367 -0,8 335 0,8 637 -0,5 689 -0,5 387 -8,0 9,1 -5,5 -5,2
  146. ОАО «Моркинский МЗ» 0,71 796 1,36 288 1,25 779 1,3 263 0,64 492 -0,10 509 -0,22 516 0,31 467 90 -7,7 -17,9 43,8
  147. ОАО «Мари-Турекский МЗ» 1,0795 1,9 371 1,14 444 1,1 851 0,1 421 0,5 073 -0,12 593 -0,6 099 1,3 4,6 -11,0 -5,6
  148. ОАО «ПараньгинскиЙ МЗ» 0,30 338 1,0544 1,3 572 0,6007 0,75 102 -0,1 868 -0,43 502 0,29 732 247 -1,8 -42 98
  149. ОАО «Новоторъяльский МЗ» 0,93 214 1,12 296 1,17 897 0,89 406 0,19 082 0,056 -0,28 491 -0,3 808 26,9 4,9 -24,1 -4,1
  150. ОАО «Марийскмолпром» -1,38 395 -1,82 065 -0,64 196 -1,1256 -0,4367 1,178 -0,48 364 0,25 835 -31,5 64,7 -75,3 18,7
  151. Динамика финансовых показателей деятельности предприятий молочной промышленности Республики Марий Эл
  152. ОАО «Йошкар-Олинский МК» -0,103 0,018 0,108 0,067 0,843 0,855 0,620 0,608 0,233 0,145 0,359 1,658 0,139 0,095 -0,052 -0,008 0,034 0,009 -0,027 -0,102
  153. ОАО «Волжский ГМЗ» 0,434 -0,044 -0,012 0,042 0,360 0,762 0,491 0,421 0,299 1,409 0,202 0,355 -0,175 -0,023 -0,068 -0,064 -0,074 -0,087 -0,064 -0,020
  154. ОАО «Звениговский ГМК» 0,259 0,275 0,249 0,272 1,440 1,525 1,397 1,348 3,246 4,338 4,361 7,325 0,089 0,048 0,075 0,054 0,438 0,284 0,413 0,620
  155. ОАО «Оршанский МЗ» 0,205 -0,053 -0,664 -0,415 1,254 0,809 4,242 0,538 5,536 5,196 3,382 5,353 -0,002 0,010 -0,046 0,007 0,094 0,043 -0,371 -0,033
  156. ОАО «Советский МЗ» 0,106 0,329 0,260 0,097 0,864 0,871 1,062 0,985 1,369 1,632 1,716 4,159 0,003 0,023 0,028 0,015 -0,023 0,016 0,053 0,029
  157. ОАО «Куженерский МЗ» 0,793 0,402 0,564 0,922 0,531 0,626 0,443 0,409 0,696 1,380 1,356 0,299 -0,240 -0,054 -0,099 -0,276 -0,218 -0,157 -0,244 -0,099
  158. ОАО «Сернурский СЗ» 0,556 0,509 0,639 0,711 3,712 3,231 1,836 2,231 2,456 3,337 2,650 7,360 0,137 0,093 0,076 0,069 0,378 0,363 0,209 0,217
  159. ОАО «Козьмодемьянский МК» 0,329 0,295 0,230 0,208 1,851 1,655 1,697 1,662 1,496 1,595 2,190 3,371 0,032 0,037 0,069 0,029 0,040 0,055 0,204 0,118
  160. ОАО «Моркинский МЗ» -0,140 0,146 0,046 -0,080 0,851 1,151 1,045 0,931 0,673 1,211 3,295 5,230 0,022 0,041 0,048 0,036 0,022 0,057 0,160 0,204
  161. ОАО «Мари-Турекский МЗ» 0,397 0,382 0,301 0,184 1,448 1,495 1,348 1,297 1,287 1,803 1,903 2,760 0,020 0,016 0,100 0,085 0,028 0,029 0,211 0,261
  162. ОАО «Параньгинский МЗ» 0,047 0,431 0,285 0,111 0,870 0,590 0,797 0,767 1,652 2,128 3,741 5,498 -0,070 -0,003 0,003 0,002 0,021 -0,035 0,086 -0,139
  163. ОАО «Новоторъяльский МЗ» 0,327 0,400 0,394 0,299 1,783 1,868 1,735 1,428 1,017 1,346 1,454 1,667 0,015 0,017 0,031 0,009 0,012 0,021 0,088 0,017
  164. ОАО «Марийскмолпром» -0,773 -0,948 -0,438 -0,623 0,577 0,422 0,558 0,223 0,539 0,765 1,542 3,016 0,030 -0,024 0,021 -0,017 0,048 -0,018 0,046 -0,136
  165. Предприятия Коэффициент финансовой устойчивости Коэффициент автономии Коэффициент маневренности Коэффициент финансовой активности1999г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
  166. ОАО «Йошкар-Олинский МК» 0,798 0,717 0,495 0,392 0,779 0,700 0,495 0,392 -0,022 0,006 0,068 0,063 0,284 0,430 1,020 1,549
  167. ОАО «Волжский ГМЗ» 0,751 0,291 0,250 0,239 0,742 0,288 0,247 0,236 0,052 -0,083 -0,018 0,057 0,348 2,473 3,044 3,243
  168. ОАО «Звениговский ГМК» 0,732 0,708 0,829 0,480 0,732 0,708 0,829 0,480 0,127 0,156 0,241 0.397 0,366 0,412 0,727 1,082
  169. ОАО «Оршанский МЗ» 0,663 0,479 0,286 0,226 0,663 0,479 0,286 0,226 0,131 -0,047 -0,778 -0,766 0,508 1,089 2,492 3,427
  170. ОАО «Советский МЗ» 0,665 0,733 0,568 0,475 0,665 0,733 0,568 0,475 0,046 0,104 0,210 0,100 0,503 0,363 0,761 1,106
  171. ОАО «Куженерский МЗ» 0,804 0,629 0,550 0,560 0,804 0,629 0,550 0,560 0,088 0,142 0,204 0,297 0,244 0,589 0,817 0,786
  172. ОАО «Сернурский СЗ» 0,870 0,825 0,880 0,888 0,870 0,825 0,880 0,888 0,187 0,220 0,241 0,310 0,149 0,212 0,136 0,126
  173. ОАО «Козьмодемьянский МК» 0,823 0,741 0,578 0,527 0,823 0,741 0,578 0,527 0,105 0,146 0,218 0,237 0,215 0,350 0,729 0,899
  174. ОАО «Моркинский МЗ» 0,928 0,882 0,736 0,589 0,928 0,882 0,736 0,589 -0,009 0,022 0,017 -0,052 0,077 0,133 0,359 0,698
  175. ОАО «Мари-Турекский МЗ» 0,927 0,881 0,811 0,748 0,918 0,873 0,804 0,743 0,046 0,074 0,092 0,078 0,089 0,146 0,243 0,346
  176. ОАО «Параньгинский МЗ» 0,806 0,879 0,748 0,465 0,806 0,879 0,748 0,465 0,010 0,035 0,077 0,098 0,240 0,137 0,338 1,150
  177. ОАО «Новоторъяльский МЗ» 0,893 0,882 0,874 0,783 0,893 0,882 0,874 0,783 0,058 0,091 0,094 0,118 0,119 0,137 0,144 0,278
  178. ОАО «Марийскмолпром» 0,668 0,505 0,517 0,642 0,517 0,505 0,350 0,468 -0,287 -0,275 -0,337 -0,106 0,935 0,687 1,855 1,138
  179. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  180. ЗАО «Племзавод Семеновский» Объем реализации всего, 3797 100 3845 100 3380 100 -465 87,9 -417 89,0 В том числе в РМЭ, итого, 3797 100 3845 100 3380 100 -465 87,9 -417 89,0 В том числе в г. Йошкар-Оле 2955 78 2934 76 2622 77 -312 89,4 -333 88,7
  181. ООО «Шокта» Объем реализации всего, 460 100 577 100 258 100 -319 44,7 -202 56,1 В том числе в г. Йошкар-Оле 460 100 577 100 258 100 -319 44,7 -202 56,1
  182. Совхоз «Овощевод» Объем реализации всего, 1337 100 1346 100 1415 100 69 105,1 78 106 В том числе в г. Йошкар-Оле 1317 100 1226 100 1395 100 169 113,8 78 106
  183. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  184. ОАО «Козьмодемьян ский МЗ» Объем реализации всего, 221 100 1084 100 793 100 -291 73,2 572 359 В том числе за пределы РМЭ 51 23 228 21 92 12 -136 40,4 41 180 В Горномарийском районе РМЭ 170 77 856 79 701 88 -155 81,9 531 414
  185. ОАО «Мари-Турекский МЗ» Объем реализации всего, 65 100 63 100 43 100 -20 68,3 -22 66,2 В том числе в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл 65 100 63 100 43 100 -20 68,3 -22 66,2
  186. ОАО «Параньгин-ский МЗ» Объем реализации всего, 24 100 39 100 95 100 56 243,6 71 396 В том числе за пределы РМЭ 5 21 18 46 47 49 29 261,1 42 940 В Параньгинском районе 19 79 21 54 48 51 27 228,6 29 253
  187. ОАО «Новоторъяль-ский МЗ» Объем реализации всего, 48 100 50 100 36 100 -14 72,0 -12 75,0 В том числе в Новоторъяльском районе 48 100 50 100 36 100 -14 72,0 -12 75,0
  188. ОАО"Советс-кий МЗ» Объем реализации всего, 87 100 99 100 69 100 -30 69,7 -18 79,3 В том числе в Советском районе 87 | 100 99 100 69 100 -30 69,7 -18 79,3
  189. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  190. ОАО «Йошкар-Олинский МК» Объем реализации всего, — 210 100 3451 100 3241 1643 -в том числе за пределы РМЭ 104 49 1196 35 1092 1150 — в Республике Марий Эл, итого, — 106 51 2256 65 2150 2128 — в том числе в г. Йошкар-Оле — 79 38 2021 59 1942 2558 —
  191. ООО «Шокта» Объем реализации всего, 36 100 276 100 157 100 -119 56,9 121 436,1 В том числе в г. Йошкар-Оле 36 100 276 100 157 100 -119 56,9 121 436,1
  192. ОАО «Козьмодемь-янский МЗ» Объем реализации всего, 71 100 105 100 66 100 -39 62,9 -5 93,0 В том числе за пределы РМЭ 17 24 19 18 7 11 -12 36,8 -10 41,2 В Горномарийском районе 54 76 86 82 59 89 -27 68,6 5 109,3
  193. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  194. ОАО «Йошкар-Олинский МК» Объем реализации всего, — 84 100 1039 100 955 1237 -в том числе за пределы РМЭ — 45 54 654 63 609 1453 в г. Йошкар-Оле — 39 46 385 37 346 987 —
  195. ОАО «Советский МЗ» Объем реализации всего, — 3 100 3 100 — - -в том числе в РМЭ, итого, — 3 100 3 100 — - - в том числе в г. Йошкар-Оле — 1 33 2 67 1 100 —
  196. В Советском районе — 1 33 1 33 — -. •
  197. ОАО «Моркинский МЗ» Объем реализации всего, 5 100 8 100 12 100 4 150,0 7 240,0 В том числе в РМЭ, итого, 5 100 8 100 12 100 4 150,0 7 240,0 В том числе в г. Йошкар-Оле 1 20 1 12 2 17 1 200,0 1 200,0 В Моркинском районе 4 80 7 88 10 83 3 142,9 6 250,0
  198. ООО «Шокта» Объем реализации всего, 2 100 23 100 33 100 10 143,5 31 1650 В том числе в г. Йошкар-Оле 2 100 23 100 33 100 10 143,5 31 1650
  199. ОАО «Мари-Турекский МЗ» Объем реализации всего, 16 100 20 100 15 100 -5 75,0 -1 93,8 В том числе в Мари-Турекском районе 16 100 20 100 15 100 -5 75,0 -1 93,8
  200. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  201. ОАО «Сернурский СЗ» Объем реализации всего, 112 100 170 100 116 100 -54 68,2 4 103,6 В том числе в г. Йошкар-Оле 24 21 142 83 68 59 -74 47,9 44 283,3 В Сернурском районе 33 29 18 11 40 34 22 222,2 7 121,2
  202. ООО «Шокта» Объем реализации всего, 78 100 112 100 34 100 -78 30,4 -44 43,6 В том числе в г. Йошкар-Оле 78 100 112 100 34 100 -78 30,4 -44 43,6
  203. ОАО «Советский МЗ» Объем реализации всего, 1 100 4 100 16 100 12 400,0 15 1600 В том числе в Советском районе 1 100 4 100 16 100 12 400,0 15 1600
  204. ОАО «Козьмодемьян -ский МЗ» Объем реализации всего, 72 100 64 100 22 100 -42 34,4 -50 30,6 В том числе за пределы РМЭ 4 6 3 5 2 9 -1 66,7 -2 50,0 В Горномарийском районе 68 94 61 95 20 91 -41 32,8 -48 29,4
  205. ОАО «Мари-Турекский МЗ» Объем реализации всего, 23 100 17 100 32 100 15 188,2 9 139,1 В том числе в РМЭ, итого, 23 100 17 100 32 100 15 188,2 9 139,1 В том числе в Мари-Турекском районе 19 83 14 82 26 81 12 185,7 7 136,8
  206. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  207. ОАО «Йошкар-Олинский МК» Объем реализации всего, — 8 100 930 100 922 11 625 -в том числе за пределы РМЭ — - - 796 86 — - - в Республике Марий Эл, итого, — 8 100 134 14 126 1675 — в том числе в г. Йошкар-Оле — 8 100 118 13 110 1475 —
  208. ОАО «Марийск-мол-пром» Объем реализации всего, 4 100 45 100 41 1125 —
  209. В том числе в РМЭ, итого, ¦ 4 100 45 100 41 1125 -в том числе в г. Йошкар-Оле — 3 75 43 95 40 1433,3 —
  210. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  211. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г, 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  212. Наименование предприятия 2000 г. 2001 г. 2002 г. Отклонение 2002 г. к 2001 г. Отклонение 2002 г. к 2000 г. тонн % тонн % тонн % тонн % тонн %
  213. ОАО «Марийск-молпром» Объем реализации всего, — 31 75 360 100 329 1161 -в том числе за пределы РМЭ — - - 350 97 — - - в Республике Марий Эл, итого, — 31 75 10 3 -21 32,3 — в том числе в г. Йошкар-Оле — 4 25 10 3 6 250,0 —
  214. ООО «Шокта» Объем реализации всего, 23 100 49 100 15 100 -34 30,6 -8 65,2 В том числе в г. Йошкар-Оле 23 100 49 100 15 100 -34 30,6 -8 65,2 В Советском районе 2 9 17 35 8 53 -9 47,1 6 400,0
  215. Факторы изменения рентабельности Факторы роста рынка продукции
  216. Колебания рентабельности продукции Темп роста отрасли молочной переработки
  217. Колебания объема продаж Прирост численности потребителей продукции
  218. Колебания цен на продукцию Степень устаревания ассортимента
  219. Государственное регулирование конкуренции (антимонопольное законодательство, защита отечественного товаропроизводителя) Динамика географического расширения рынка (доля города в общем объеме продаж, доля экспорта в объеме продаж)
  220. Цикличность спроса (зависимость спроса от сезона) Степень обновления продукции в соответствии со спросом.
  221. Уровень спроса по отношению к производственной мощности фирмы Степень обновления технологии производства
  222. Характеристика структуры рынка (доля предприятия на рынке продукции) Степень насыщения спроса
  223. Стабильность структуры рынка (перспективы изменения структуры объема) Общественная приемлемость товара (имидж фирмы)
  224. Обновление ассортимента, появление новых видов продукции Государственное регулирование издержек (изменение тарифов и цен, налогов)
  225. Продолжительность жизненного цикла товара Государственное регулирование роста (в том числе защита отечественного производителя)
  226. Время разработок новых видов продукции Неблагоприятные факторы для роста (воздействие конкурентов, состояние экономики страны и т. д.)
  227. Расходы на НИОКР Благоприятные факторы для роста
  228. Затраты, необходимые для доступа на товарный рынок Прочие факторы, имеющие значение для стратегии фирмы
  229. Агрессивность будущих конкурентов фирмы
  230. Конкуренция на рынке сырья15. Интенсивность рекламы
  231. Степень удовлетворения потребителей (разнообразие ассортимента, удовлетворяющего большинство покупателей)
  232. Государственное регулирование производства продукции
  233. Итого 1293 1268 1280 1280 1252 1241 1289 1321 1279 1325 12 828
  234. Средняя оценка изменения параметров рынка 12 828/130 = 98,68%1. Изменение рентабельности
Заполнить форму текущей работой