Модели и алгоритмы повышения эффективности управления общеобразовательным учреждением на основе комплексной оценки деятельности преподавательского корпуса
Диссертация
Недостаточная изученность научной задачи разработки моделей, методов и алгоритмов для управления эффективностью общеобразовательного учреждения на основе комплексной оценки профессиональной деятельности преподавательского корпуса определило необходимость научных исследований в этом направлении. Определены факторы, влияющие на эффективность управления профессиональной деятельностью… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Краткая характеристика и анализ методик оценивания профессионального уровня преподавательского корпуса
- 1. 1. Анализ системы аттестации преподавательского корпуса общеобразовательных учреждений до 2008 года
- 1. 2. Анализ методики оценивания уровня профессионализма преподавательского корпуса на основе «портфолио»
- 1. 2. 1. Анализ системы аттестации на присвоение квалификационной категории на основе портфолио
- 1. 2. 2. Анализ методики оценивания уровня профессионализма преподавательского корпуса для определения стимулирующей части оплаты труда на основе портфолио
- 1. 3. Анализ нового порядка аттестации преподавательского корпуса
- 1. 4. Анализ системы оценки кадров зарубежом
- 1. 5. Сравнительный анализ различных систем оценки преподавательского корпуса
- 1. 6. Постановка задачи исследования
- 1. 7. Выводы по главе 1
- Глава 2. Построение структуры управления общеобразовательным учреждением
- 2. 1. Разработка структуры управления общеобразовательным учреждением
- 2. 2. Определение величины входного потока «Достижение»
- 2. 2. 1. Определение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса
- 2. 2. 2. Определение образовательного уровня учащихся
- 2. 2. 3. Комплексная оценка величины входного потока «Достижения»
- 2. 3. Определение величины входного потока «Ресурсы»
- 2. 4. Кластерный подход к построению комплексной оценки эффективности управления общеобразовательным учреждением
- 2. 5. Выводы по главе 2
- Глава 3. Формирование управляющих воздействий на основе модели управления профессиональной деятельностью преподавательского корпуса
- 3. 1. ^нормирование управляющих воздействии при коэффициенте эффективности меньше единицы
- 3. 1. 1. Структура управления профессиональной деятельностью преподавательского корпуса
- 3. 1. 2. Аналитическое описание модели управления профессиональным развитием преподавательского корпуса
- 3. 1. 3. Методика построения модели управления профессиональным развитием преподавательского корпуса
- 3. 1. 4. Формирование базы управленческих решений
- 3. 2. Формирование управляющих воздействий при коэффициенте эффективности больше единицы
- 3. 2. 1. Управление ресурсами на основе базис-факторов и мотиваторов
- 3. 2. 2. Методика определения неудовлетворенности базис-факторами
- 3. 2. 3. Методика определения удовлетворенности мотиваторами
- 3. 2. 4. Формирование базы управляющих воздействий для регулирования мотиватора г7 «Система поощрений»
- 3. 3. Выводы по главе 3
- 3. 1. ^нормирование управляющих воздействии при коэффициенте эффективности меньше единицы
- Глава 4. Разработка комплекс программ оценки деятельности преподавательского корпуса
- 4. 1. Создание обобщенного алгоритма принятия решений для повышения эффективности управленческой деятельности
- 4. 2. Описание модульной структуры программы
- 4. 2. Интерфейс программы
- 4. 3. Результаты работы программного комплекса
- 4. 4. Выводы по главе 4
Список литературы
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (координатор группы Пинский А. А.). — М.: ООО «Мир книги». — 2001. — 104 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (Стандарты второго поколения): проект. — М.: Просвещение. 2008. —21 с.
- Приказ МО РФ от 26.06.2002 г. № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», зарегистрирован в Минюсте РФ 24 июля 2000 г. Регистрационный № 2322.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2008 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ. — 2009. — 31 с.
- Государственный стандарт Российской Федерации ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов. — 2001. — 45 с.
- Приказ Министерства образования Саратовской области от 21.05.2008 г. № 974 «Об утверждении функционирования региональной системы оценки качества образования».
- Рекомендации. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества. М.: Всероссийский НИИ Сертификации Госстандарта России. — 2002. — 69 с.
- Сборник документов по аттестации педагогических работников и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Саратовской области. Вып. 1 — Саратов: Саратовский государственный университет. — 1993. — 26 с.
- Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Проект / под.ред. Я. И. Кузьминова ., В. JI. Матросова, В. Д. Шадриков // Вестник образования. 2007. — № 7. — 47 с.
- Адамский, А. И. Проект федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А. И. Адамский // Учительская газета. 2009 -№ 11.- С. 5.
- Аммосов, Ю. Гонец из PISA Электронный ресурс. / Ю. Аммосов.- Режим доступа: http://www.globalrus.ru/ column/139 588/.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика. — 1977. — 256 с.
- Басовский, JI. Е. Менеджмент: Учебное пособие /Л. Е. Басовский — М.: ИНФРА-М. 2003. — 211 с.
- Бахмутский, А. Е. Мониторинг школьного образования / А. Е. Бахмутский. -М.: Изд-во МИОО. 2004. — 99 с.
- Варжапетян, А. Г. Квалиметрия: Учебное пособие / А. Г. Варжапетян -СПб.: СПбГУАП. 2005. — 176 с.
- Гевлич, И. К. Компьютерная поддержка управления качеством школьного образования / И. К. Гевлич, А. А. Захаров // Вестник СГТУ. 2009. — № 4(43) Вып. 2.-С. 216−220.
- Гевлич, И. К. Модель педагогической деятельности как основа управления качеством образования / И. К. Гевлич, А. А. Захаров // Вестник СГТУ. -2009. № 3(40) Вып. 1. — С. 74−82.
- Гевлич, И. К. Модель системы управления развитием общеобразовательного учреждения. / И. К. Гевлич, А. А. Захаров, И. М. Ткаченко // — Саратов: Вестник СГТУ. 2010. — № 4(50) Вып. 2. — С.145−149.
- Гевлич, И. К. Некоторые итоги профилизации на III ступени обучения. / А. А. Захаров, И. К. Гевлич // Материалы V Всероссийской научной конференции «Непрерывное образование в России: традиции, реформы, инновации». Саратов: СГТУ. — 2008. — С. 15−19.
- Гевлич, И. К. Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности (ОГАПД) / И. К. Гевлич, А. А. Захаров,
- И. М. Ткаченко, А. В. Болкунов, Я. В. Туркин. Электрон, прогр. — Саратов, 2010. — Свидетельство ГР прогр. для ЭВМ № 2 011 610 234- заявка № 2 010 616 367 от 18.10.2010- зарегистр. в Реестре программ для ЭВМ 11.01.2011.
- Гевлич, И. К. Самооценка эффективности деятельности школы на основе моделей мировых премий качества / И. К. Гевлич // Серия: Развитие. Мобильность. Опыт. Вып. 1 «На пути к новой школе». Саратов: МО СО ГА-ОУ ДПО «СарИПКиПРО». — 2010 — С. 17−21.
- Гевлич, И. К. Система менеджмента качества образования общеобразовательного учреждения. / И. К. Гевлич, А. А. Захаров // Проблемы качества образования в современном обществе: сборник статей V Международной
- НауЧНО-ПраКТИЧеСКОИ КОН^ереНЦИИ. — ххеНЗа! иОьОЛЖСКйй /4,0 М ЗНаНИИ.2009. С. 49−53.
- Гевлич, И. К. Управление профессиональной деятельностью преподавательского корпуса образовательного учреждения / И. К. Гевлич, А. А. Захаров, // -Саратов: Вестник СГТУ. 2011. — № 4(59). — С.228−233.
- Герцберг, Ф. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Герцберга. Электронный ресурс. / Ф. Герцберга. Режим доступа: http://www.pmsh.ru/aгticles/motiv.php?idS=81.
- Гершунский, Б. С. Философия образования XXI века / Б. С. Гершунский. -М.: Педагогическое общество России. 2002. — 512 с.
- Гличев, А. В. Комплексной системе управления качеством продукции 30 лет. Размышления о прошлом и будущем / А. В. Гличев // Стандарты и качество. — 2005. — № 8. — 272 с.
- Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест. / В. В. Гузеев //Школьные технологии. 1998. -№ 3−32 с.
- Джордж С., Ваймерскирх A. TQM: всеобщее управление качеством / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб.: Victory. — 2002. — 253 с.
- Дубовиков Б. А. Основы научной организации управления качеством / Б. А. Дубовиков. М.: Экономика. — 1968. — 319 с.
- Евсеев, С. Н. Повышение эффективности ключевая задача управления Электронный ресурс. / С. Н. Евсеев. — Режим доступа: http://www.orgprom.ru/go/obj0069098568/obj 213 80 748/obj0112310840/obj 02 34 312 800.
- Ефимов, В. В. Статистические методы в управлении качеством: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: УлГТУ. — 2003. — 134 с.
- Захаров, А. А. Измерительные системы в профессиональном образовании на основе тестовых технологий / А. А. Захаров. Саратов: Саратовский государственный технический университет. — 2003 — 200 с.
- Зверева, В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. М.: Новая школа. — 1997. — 320 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50 758.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А, 3имняя. М.: Логос. — 2002. -383 с.
- Илиева, С. Ю. Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) Электронный ресурс. / С. Ю. Ивлева. Режим доступа: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/362/.
- Кадышева Е. Методика проведения SWOT-анализа. Образцы матриц SWOT. Электронный ресурс. / Е. Кадышева. Режим доступа: ttp ://marketing.by/main/school/theory/12 841/.
- Кандалова, М. Н. Развитие управленческих компетенций: Учебное пособие / М. Н. Кандалова, И. С. Сазонова, Ю. Н Селезнев. Обнинск: ФГОУ• «ГЦИПК». -2006.- 128 с.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». — 2008. — 320 с.
- Ключи от XXI века: сборник статей М.: ООО «НексПринт». — 2004. -317 с.
- Князева, Е. Научись учиться Электронный ресурс. / Е. Князева. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/knyazevalena33 .htm.
- Комаров, А. Г. Современный менеджмент: теория и практика: учебное пособие / А. Г. Комаров, А. Р. Кудряшов, А. А. Брандукова, Г. Г. Муфтиев. -СПб.: Питер. 2004. — 432 с.
- Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. М.: Основной поиск — 2000. — 336 с.
- Кондаков, А. М. Концепция государственных стандартов общего образования Электронный ресурс. / А. М. Кондаков. Режим доступа: standart.edu.ru.
- Копнин, П. В. Диалектика, логика, наука / П. В. Копнин. М. Изд-во Наука. — 1973 г. -464 с.
- Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России. — 2000. -121 с.
- Кузьмина, Н. В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М. — 2001. -82 с.
- Курдюмов, С. Синергетика теория самоорганизации Электронный ресурс./ С. Курдюмов, Г. Малинецкий. — Режим доступа: http://n-t.ru/tp/in/sts.htm.
- Лазарев, В. С. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Педагогическое общество России. — 2001. — 304 с.
- Лайл, М. Спенсер-мл. Компетенции на работе. / Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер- пер. с англ. — М: ШРРО 2005. — 384 с.
- Лапидус, В. А. Может ли концепция всеобщего качества (TQM) стать национальной волевой идеей России? / В. А. Лапидус // Методы менеджмента качества. 2000. — № 1. — 64 с.
- Лившиц, В. М. Гносеологический принцип эволюции систем Электронный ресурс. / В. М. Лившиц. Режим доступа: http://www.psychology-online.net/link.php?id=141.
- Лившиц В. М. К вопросу об оптимальности форм мышления Электронный ресурс. / В. М. Лившиц. Режим доступа: http://www.psychology-online.net/link.php?id=l 43.
- Лигинчук Г. Г. Психология профессиональной деятельности. Учебный курс. Электронный ресурс. / Г. Г. Лигинчук. М.: МИЭМП. — 2008. — Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/ xbook059/book/index/index.html.
- Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой / В. М. Лизинский М. — 2000. — 160 с.
- Литвак, Б.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа / Б. Г. Литвак. М.: Радио и связь. — 1982. — 184 с. 73. ' Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. М.: Народное образование. — 2000. — 352 с.
- Макарова, Т. Н. Учебный процесс, планирование, организация и контроль (методическое пособие) / Т. Н. Майоров. М.: Центр «Основной поиск». — 2001.160 с.
- Масааки, И. Ключ к успеху японских компаний / И. Масааки. М.: Альпина Бизнес Бук. — 2005. — 274 с.
- Маслов, Д. Сравнительный анализ мировых премий по качеству / Д. Маслов // Стандарты и Качество. 205. — № 5. — 112 с. 77. ' Митропольский, А. К. Техника статистических вычислений /
- А. К. Митропольский. -М.:изд-во «Наука». 1971. — 570 с.
- Мишин, В. М. Управление качеством: Учебник / В. М. Мишин. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА. — 2005. — 463 с.
- Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой. Учебное пособие / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. М.: Центр основного образования. — 2008. -256 с.
- Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с 8Р88: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н. Н. Ребик. М.: ИНФРА-М. — 2007. — 160 с.
- Настройка образовательных структур в Европе Вклад университетов в Бо-лонский процесс Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iori.hse.ru/tuning/materials/IntroductionTuning%20Educational%20 Structures.pdf.
- Новиков, А. М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика / А. М. Новиков. М.: Из-во ЭГВЕС. — 2010. -208 с.
- Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д. А. Новиков. М.: Эгвес. — 2009. — 156 с. 84. ' Новиков, Д. А. Как оценивать качество образования? / Д. А. Новиков. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kacthobr.htm
- Овчарова, Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: Учебное пособие / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во «НПФ «Амалтея». — 2007. -464 с.
- Овчарова, Р. В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях) / Р. В. Овчарова. Курган: Изд-во Курганского государственного университета. — 2005. — 122 с.
- Окрепилов, В. В. Управление качеством. Учебник для вузов / В. В. Окрепилов. М.: Экономика. — 2005. — 639 с.
- Организационное поведение: Взаимодействие личности и организации- Мотивация и результативность поведения в организации- Управление карьерой работника: Практикум. / Под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О. Н. СПб.: Питер. — 2006. — 272 с.
- Орлов, А.И. Менеджмент. Учебник / А. И. Орлов. М.: Издательство «Изумруд». — 2003. — 298 с.
- Орлов, А.И. Эконометрика: Учебник / А. И. Орлов. М.: Экзамен. — 2002. -442 с.
- Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования Т1М88−2003. М.: Центр оценки качества образования ИСМО РАО. — 2004. — 101 с.
- Петров, В. В. Теории мотивации / В. В. Петров М.: Равновесие. — 2005. -1000 с.
- Пинский, А. А. Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования / А. А. Пинский. М.: Изд-во ГУ ВШЭ. — 2002. — 104 с.
- Пинский, А. А. О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы / А. А. Пинский. Режим доступа: http://www.hde.ru/profmetod.html.
- Пинский, А. А. Обновление школы: роль рынка и внебюджетных средств / А. А. Пинский. Режим доступа: ЬИр://ет8и.ги/теМеу.а8р?с= 1823&-р= 1.
- Поташник, М. М. Управление качеством образования / М. М. Поташник. -М.: Педагогическое общество России. 2006. — 448 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр. — 2002 — 30 с.
- Ребрин, Ю. И. Управление качеством / Ю. И. Ребрин. Таганрог: Изд-воТРТУ. -. 2004.-174 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2 / Е. Н. Рогов. — М.: ВЛАДОС. 2006. — 477 с
- Севрук, А. И. Мониторинг качества преподавания в школе / А. И. Севрук, Е. А. Юнина. М.: Педагогическое общество России. — 2005. — 144 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификации / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — 623 с.
- Селезнев, Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема / Н. В. Селезнев. Тирасполь: Приднестровскийгосударственный университет. 1999. — 37 с.
- Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие /
- A. Г. Сергеев, М. В. Латышев, В. В. Терегеря. М: Логос. — 2003. — 536 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь». — 2003. — 350 с.
- Симкин, Л. SWOT-aнaлиз: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы Электронный ресурс. / Л. Симкин, С. Дибб. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/sectionl 6/агйс1е1185/.
- Симонов, В. П. Основной менеджмент: 50 ноу-хау в области управления об. разовательным процессом: Учебное пособие / В. П. Симонов. М.:
- Рос.пед.агенство. 1997. — 264 с.
- Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персоналом /
- B. А. Спивак. СПб: Питер. — 2000. — 440 с.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач/ Л. Ф. Спирин- под ред. Пидкасистого П. И. М.: Изд-во «Российское, педагогическое, агентство». — 1997. —174 с.
- Субетто, А. И. Квалиметрия. 4.IV. Экспертная квалиметрия / А. И. Суббето. Л.:ВИКИ им. А. Ф. Можайского. — 1981. — 81 с.
- Субетто, А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А. И. Суббето. СПб.: Иссле-доват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов. — 2006 — 72 с.
- Субетто, А.И. Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» / А. И. Суббето. М.: Академия Тринитаризма. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001 b/161 252.htm.
- Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика основного менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа. — 1998 — 288 с.
- Ушаков, K.M. Парадоксы МакКинси / К. Ушаков // Директор школы. -2008.-№ 6.- 112 с.
- Фишер, Р. А. Статистические методы для исследователей / Р. А. Фишер. -М.: Госстатиздат -, 1958. 267 с.
- Хамханова, Д. Н. Теоретические основы обеспечения единства экспертных измерений / Д. Н. Хамханова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. — 2006. — 170 с.
- ХерцбергФ. Мотивация к работе. / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Сни-дерман- пер. с англ. Д. А. Куликов. М: Вершина. — 2007. — 240 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие / И. Ф. Харламов. 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Юристь — 1997. — 512 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Шамова, Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин. М.: Педагогическое общество России. -2007. — 192 с.
- Шехватов, Д. Бережливое производство как элемент стратегий Кайдзен Электронный ресурс./ Д. Шехватов. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/manufact/leanaskaizen.shtml.
- Юнина, Е. А. Технологии качественного обучения в школе: Учебно-методическое пособие / Е. А. Юнина. М.: Педагогическое общество России. — 2007. — 224 с.
- Ямбург, Е. А.Управление развитием адаптивной школы. 2-е издание / Е. А. Ямбург. М.: ПЕР СЭ-Пресс. -2004. — 368 с.
- Левин, В. Педагогический блеф и другие психологические барьеры профессиональной эффективности учителей / В. Ясвин // Директор школы. 2010. — № 6. — 112 с.