Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целенаправленное изменение психофизиологического состояния обследуемых при использовании методики биорезонанса и последовательного навязывания ритма дыхания дает возможность оптимизировать функциональное состояние у лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией. Ритмическое внешнее воздействие на зрительный и слуховой анализаторы мелькающим светом в последовательности «красный — зеленый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Современные представления об адаптации человека
    • 1. 2. Особенности физиологической адаптации к интеллектуальной деятельности (на примере учебной деятельности в вузе)
    • 1. 3. Влияние факторов интеллектуальной деятельности (условий обучения) на здоровье студентов
    • 1. 4. Пути повышения адаптивных резервов организма человека
  • ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Объем и организация исследований
    • 2. 2. Методы исследования психологического состояния и структурно-динамических характеристик личности
    • 2. 3. Методы исследования психофизиологических характеристик человека и умственной работоспособности
    • 2. 4. Оценка функционального состояния центральной нервной системы по данным электроэнцефалографии
    • 2. 5. Методы оценки адаптивных функций сердечно-сосудистой системы и особенностей вегетативного реагирования
    • 2. 6. Методы математико-статистического анализа данных
  • ГЛАВА. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 3. 1. Оценка функционального состояния организма студентов на этапе освоения фундаментальных дисциплин
    • 3. 2. Сравнительная характеристика умственной работоспособности студентов на этапе освоения фундаментальных дисциплин
    • 3. 3. Сравнительная характеристика структурно-динамических свойств личности на этапе освоения фундаментальных дисциплин
  • ГЛАВА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ '
    • 4. 1. Динамика личностных характеристик студентов в периоды нестабильной и стабильной адаптации к условиям обучения в вузе
    • 4. 2. Динамика умственной работоспособности студентов в периоды нестабильной и стабильной адаптации к условиям обучения в вузе
    • 4. 3. Динамика вегетативных реакций и биоэлектрической активности мозга в периоды нестабильной и стабильной адаптации к условиям обучения в вузе
  • ГЛАВА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ НА ФОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОДЕЛИРУЕМЫХ НАГРУЗОК
    • 5. 1. Адаптивные реакции организма студентов на воздействие моделируемых нагрузок
    • 5. 2. Адаптивные реакции организма студентов с удовлетворительной, потенциальной и неудовлетворительной адаптацией на моделируемое воздействие — «Модель экзамена»
    • 5. 3. Адаптивные реакции организма студентов с удовлетворительной, потенциальной и неудовлетворительной адаптацией на моделируемую нагрузку — «Зеркальная координометрия»
    • 5. 4. Адаптивные реакции организма студентов с удовлетворительной, потенциальной и неудовлетворительной адаптацией на моделируемую нагрузку — «Проба падения с колен»
    • 5. 5. Структура адаптивных реакций на моделируемые воздействия в группах с потенциальной и неудовлетворительной адаптацией
  • ГЛАВА. ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
    • 6. 1. Методы психической регуляции
      • 6. 1. 1. Профилактические эффекты сеансов аутотренинга
      • 6. 1. 2. Профилактические эффекты сеансов релаксации с использованием приемов гетеросуггестивного воздействия
      • 6. 1. 3. Оценка эффективности профилактического воздействия методов психической регуляции на фоне моделируемых нагрузок
    • 6. 2. Методы адаптивного управления функциональным состоянием с биологической обратной связью
      • 6. 2. 1. Оптимизация функционального состояния человека с использованием управляемой релаксации с биологической обратной связью
      • 6. 2. 2. Оценка эффективности использования приемов управляемой релаксации с биологической обратной связью на фоне моделируемых нагрузок
    • 6. 3. Методы ритмического сенсорного воздействия
      • 6. 3. 1. Профилактические эффекты сеансов ритмического воздействия световыми и звуковыми стимулами различной частоты
      • 6. 3. 2. Профилактические эффекты сеансов последовательного навязывания ритма дыхания

      6.3.3. Оценка эффективности использования методов ритмического воздействия световыми и звуковыми стимулами различной частоты и приемов последовательного навязывания ритма дыхания на фоне моделируемых нагрузок.

      6.4. Гипоксия и ее профилактическое влияние на организм человека.

      6.4.1. Профилактические эффекты гипоксических тренировок умеренной интенсивности.

      6.4.2. Оценка эффективности использования гипоксических тренировок на фоне моделируемых нагрузок.

      6.5. Рефлексопрофилактические средства коррекции функционального состояния человека.

      6.5.1. Профилактические эффекты избирательного воздействия на биологически активные точки кожи. «^

      6.5.2. Оценка эффективности использования избирательного воздействия на биологически активные точки кожи на фоне моделируемых нагрузок.

      ГЛАВА ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОВЫШАЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА

      7.1. Математические модели дифференцированной оценки текущего состояния адаптации студентов в процессе профессионального обучения в вузе.

      7.2. Математические модели дифференцированной оценки уровня адекватности включения составляющих целостной адаптивной реакции на моделируемые нагрузки.

      7.3. Алгоритм использования системы профилактических мероприятий, повышающих функциональное состояние человека. 239

      ВЫВОДЫ 244 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 248

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

      СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ АД — артериальное давление АМо — амплитуда моды AT — аутогенная тренировка БАТ — биологически активные точки БОС — биологическая обратная связь вр — время реакции

      ДАД — диастолическое артериальное давление ДМП — дополнительное мертвое пространство Дтр — динамическая тремометрия ИН — индекс напряжения

      ИПДР — измерение простой двигательной реакции зр — запаздывающие реакции

      КЧСМ — критическая частота световых мельканий

      КИТ — кардиоинтервалография кт — коэффициент точности ку — коэффициент утомления

      КС — коэффициент сдвига на нагрузку

      НА — неудовлетворительная адаптация

      MMPI — миннесотский многофакторный личностный опросник Мо — мода

      ОТСА — оценка текущего состояния адаптации ош — ошибка

      ПА — потенциальная адаптация

      ПД — пульсовое давление пр — преждевременные реакции

      РДО — реакция на движущийся объект

      САД — систолическое артериальной давление

      Тт — теппинг — тест

      ТГ — точность глазомера

      УА — удовлетворительная адаптация

      УАВС — уровень адекватности включения составляющих

      ДХ — вариационный размах

      ЦНС — центральная нервная

      ЧСС — частота сердечных сокращений

      ЧВ — чувство времени

      ЭЭГ — электроэнцефалография

      ЭКС — электрокожное сопротивление

Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема формирования эффективной адаптации студентов к условиям обучения в вузах занимает особое место среди важнейших и, вместе с тем, окончательно нерешенных проблем современной физиологии. Это обусловлено рядом причин. Одной, из которых является то, что уровень и адекватность приспособления организма к новой социально-информационной среде является важнейшим условием освоения будущей профессии (А.И.Бухаринов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутдинов, 1992; С. А. Гапонова, 1994; В. В. Горбунов, 1997; В. И. Петров, А. А. Спасов, 1997; А. А. Спасов, В. Б. Мандриков, И. А. Миронова, 2000; Э. С. Геворкян с соавт., 2002). Другая причина заключается в том, что в настоящее время в условиях реформирования и перестройки системы образования наблюдается увеличение объема учебной нагрузки, интенсификация обучения, изменение форм и методов преподавания, повышение педагогических требований (В.П.Тимофеев, Е. А. Аксянова, А. О. Праводелова, 1990; В. И. Артамонова, Р. Е. Мотылянская, 1992; Д. В. Загулова, 1999; А. В. Чоговадзе, 2001; Е. С. Новак, 2001; Е. Г. Вершинин, 2002). Всё это, в свою очередь, обусловливает значительное напряжение адаптационпо-компенсаторных систем организма обучающихся (Н.А.Агаджанян с соавт., 1995; Т. К. Фомипа, 1999; И. А. Новикова, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, 2002), которое в отдельных случаях может привести к срыву адаптации, и как следствие, к значительному снижению умственной и физической работоспособности (Э.Ю.Гриненс с соавт, 1991; Н.В. ЕрмаковаЮ.И. Евсеев, 2001; Э. М. Казин с соавт., 2002).

Известно, что интеллектуально-эмоциональные процессы находят отражение в изменении различных показателей физиологической сферы. Изучение закономерностей психических и вегетативных сдвигов в процессе длительной адаптации, а также их физиологической целесообразности, остается одним из важнейших направлений физиологии человека (В.П.Казначеев, 1980; К. В. Судаков, 1996; Н. А. Агаджанян, И. Н. Полунин, 1998; В. Н. Неверов, 1999; М. А. Багрий, 2002). При этом неоднородность связей между воздействующими социально-психологическими и медико-биологическими факторами и характером адаптивных реакций определяется многоуровневой функциональной системой, на каждом из уровней которой регулирование осуществляется психологическими и физиологическими механизмами (П.К.Анохин, 1980; Ф. Б. Березин, 1988; В. И. Медведев, 1998; Р. М. Баевский, А. Ю. Кукушкин, Е. А. Романов, 1995).

Адекватное для сохранения гомеостаза соотношение психофизиологических показателей обеспечивает способность поддерживать стабильность внутренней среды в процессе адаптации, увеличивает потенциальные возможности осуществления интеллектуальной деятельности в неадекватных условиях, включающих и стрессовые ситуации (А.С.Солодков, 1982; F.J.Van-Lenthe, J. Snel, J.W.Twisk, 1998; П. И. Сидоров, 2001).

В связи с выше изложенным оптимизация учебного процесса в вузе требует научно-обоснованного подхода к организации профессиональной подготовки студентов. В этом плане крайне необходимо выяснение механизмов и закономерностей адаптации организма студентов к факторам сложной, насыщенной социально-информационной среде и на этой основе разработка критериев контроля функционального состояния обучающихся, обоснование системы профилактической коррекции и рекреационных мероприятий, обеспечивающих адекватность протекания адаптации и сохранение высокого уровня здоровья. Наличие высокой потребности практики профессионального обучения в физиологическом обосновании повышения эффективности процесса адаптации студентов и недостаточная разработанность ее психофизиологических аспектов обусловливают актуальность настоящего исследования.

Таким образом, актуальность работы определяется:

— необходимостью установления физиологических закономерностей адаптации студентов вуза к условиям профессионального обученияпотребностью физиологического обоснования повышения эффективности адаптации студентов к учебной нагрузке и факторам социально-информационной среды;

— отсутствием научно-обоснованной системы профилактических мероприятий по оптимизации функционального состояния и повышению текущей работоспособности обучающихся студентов вуза.

Целью настоящей работы явилось установление физиологических закономерностей эффективной адаптации к условиям профессионального обучения и разработка системы профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния и работоспособности студентов высшего учебного заведения.

Задачи исследования:

1. Изучить адаптивные изменения функционального состояния и работоспособности студентов на этапе освоения фундаментальных дисциплин.

2. Выяснить физиологические закономерности формирования эффективной адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения.

3. Определить информативные критерии оценки и прогнозирования состояния адаптации студентов и уровня адекватности включения, психологической, психофизиологической и вегетативной составляющих целостной адаптивной реакции на моделируемые нагрузки.

4. Разработать систему физиологически обоснованных профилактических мероприятий, направленных на повышение работоспособности и оптимизацию функционального состояния.

В основу исследования была положена концепция об определяющем значении индивидуальных личностных характеристик и особенностей психофизиологических реакций в физиологической адаптации человека к условиям социально-информационной среды профессионального обучения, об этапности её динамики, возможности оптимизации посредством использования комплекса рекреационных воздействий (при адекватном критериальном контроле динамики) и специальных методов восстановления функционального состоянии организма.

Научная и практическая значимость. Установлены физиологические закономерности развития эффективной адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения. Выделены периоды нестабильной и стабильной адаптации студентов к учебной нагрузке и определены индивидуально-типологические особенности личности и физиологических реакций, обеспечивающие переход потенциально адаптированных лиц в разряд успешно адаптированных (к третьему-четвертому годам обучения).

Предложены функциональные нагрузки, использование которых позволяет оценить уровень адекватности включения психологической, психофизиологической и вегетативной составляющих в формирование целостной адаптивной реакции на моделируемое воздействие.

Разработана система профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации, на основе гетеросуггестивного воздействия, аутотренинга, управляемой релаксации, ритмического сенсорного воздействия, приемов навязывания ритма дыхания, избирательного воздействия на биологически активные точки, а также тренировок умеренной гипоксией. Предложены схемы их сочетанного использования у лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией.

Разработанные физиологические критерии целесообразно использовать для оценки и прогнозирования индивидуального текущего состояния адаптации, а также адекватности включения психологической, психофизиологической и вегетативной составляющих целостной адаптивной реакции организма студентов на различных этапах профессионального обучения. Полученные результаты необходимо учитывать при определении профилактических мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния и работоспособности, сниженных под влиянием учебной нагрузки и факторов медико-биологической и социальной среды.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены и обсуждены на областной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А. А. Ухтомского (Волгоград, 2000) — на Всероссийской конференции молодых специалистов: «Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов» (октябрь, 2001) — на Международной научно-практической конференции «Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии" — на 52 научной сессии сотрудников Волгоградской медицинской академии (сентябрь, 2001) — на X Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации человека» (Москва, 2001) — на Всероссийской конференции, посвященной памяти и 95-летию со дня рождения В. А. Пегеля (Томск, 2001) — на 60-й юбилейной открытой итоговой научной конференции студентов и молодых специалистов Волгоградской медицинской академии: «Медицина в начале нового века: достижения и перспективы» (апрель, 2002) — на XI Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2003) — на XIX съезде физиологического общества имени И. П. Павлова (сентябрь, 2004) — на расширенной межкафедральной конференции кафедр нормальной физиологии Волгоградского государственного медицинского университета, социальной работы и медицины Волгоградского государственного университета, физиологии и химии Волгоградской государственной академии физической культуры, анатомии и физиологии животных Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (март, 2005). По теме диссертации опубликовано 29 статей, 1 монография, отражающих основное содержание работы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, пяти глав собственных исследований, выводов, практических рекомендаций. Текст диссертации изложен на 278 страницах машинописного текста, иллюстрирован 49 таблицами и 82 рисунками. Библиографический указатель включает 283 источника, из которых 60 иностранных авторов.

выводы.

1. Индивидуальная направленность адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения и выбор ее оптимальной стратегии определяется их личностными характеристиками, функциональной активностью различных отделов центральной нервной системы, особенностями психофизиологических и вегетативных реакций на комплексное воздействие учебной нагрузки и факторов медико-биологической, информационной и социальной среды. Выявлены периоды нестабильной (1−2 годы обучения) и стабильной (начиная с 3 года) адаптации, отличающиеся комплексом специфических физиологических реакций.

2. Предложенные физиологические критерии, позволяют выделять среди обучающихся студентов вуза группы лиц с удовлетворительной, потенциальной и неудовлетворительной адаптацией к условиям профессионального обучения. На начальном этапе (нестабильный период) преобладающими по численности были студенты с неудовлетворительной адаптацией — 64%. Снижение умственной работоспособности по показателям общей психической продуктивности и сенсомоторной координации, преобладание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, признаки снижения уровня функциональной активности мозга (усиление тета-активности), а также наличие устойчивых личностных акцентуаций являются основными препятствиями эффективной адаптации студентов к учебной деятельности. В процессе обучения у 72% лиц, первоначально отнесенных к группе неудовлетворительной адаптации, наблюдается позитивная динамика психофизиологических показателей.

3. Ведущими в обеспечении адаптивного реагирования на моделируемые условия несоответствия между ожидаемой и реальной оценкой результатов деятельности являются реакции психологической и психофизиологической сфер, проявляющиеся выраженными сдвигами показателей субъективного состояния, а также динамика биоэлектрической активности головного мозга в альфаи бетадиапазонах частот, отражающая степень выраженности и скорость угасания реакции активации.

4. Неудовлетворительная адаптивная реакция при выполнении деятельности, сопряженной с необходимостью поддержания тонкой зрительно-двигательной координации в условиях инверсии ранее выработанного стереотипа поведения имела наиболее выраженную психофизиологическую составляющую. Это подтверждается достоверным повышением коэффициента утомления у лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией на 29,8% и 15,9%, снижением лабильности зрительного анализатора на 12,4% и 8,0%, качества воспроизведения метрической величины в 1,3 и 1,2 раза, увеличением преждевременных реакций на 38,5% и 20,3% соответственно.

5. Появление отрицательной эмоциональной реакции, связанной с пассивно-оборонительным рефлексом у лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией сопровождается выраженной десинхронизацией альфа-ритма и усилением бета активности с преимущественной локализацией в лобно-центральных областях. Об усилении влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы свидетельствуют значимые сдвиги индекса напряжения регуляторных систем для лиц с неудовлетворительной адаптацией на 163,7%, потенциальной — 82,7%- амплитуды моды с 36,7 до 55,3% и с 38,6 до 49,8% соответственно. Достоверное повышение частоты сердечных сокращений в среднем на 14,5% с одновременным уменьшением вариационного размаха на 30,5% отмечалось только в группе лиц с неудовлетворительной адаптацией.

6. В соответствии с выраженностью адаптивных реакций на моделируемые нагрузки студенты с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией распределялись на группы с неадекватно высоким уровнем реакции со стороны психологической (1 кластер), психофизиологической (2 кластер) и вегетативной (3 кластер) сфер. Соотношение лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией составляло для 1-го кластера 77% и 23%- 2-го 42% и 48%- 3-го 54% и 36% соответственно. Выявление неудовлетворительной реакции со стороны психологической, психофизиологической или вегетативной сфер позволило предопределить систему профилактической коррекции.

7. Курсовое использование сеансов аутотренинга и приемов гетеросуггестивного воздействия, основанное на наличии способности студентов к внушению покоя, тепла и мышечного расслабления, позволяет оказывать целенаправленное влияние на психологическую сферу, точностные характеристики деятельности. Наиболее высокая оптимизирующая эффективность отмечалась при использовании приемов гетеросуггестивного воздействия в группах 1 и 3 кластеров.

8. Применение метода биологической обратной связи по параметрам электрического сопротивления кожи у 65% обследуемых с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией позволяет достичь устойчивой релаксации и уменьшает выраженность негативных сдвигов психофизиологической сферы. Об этом свидетельствуют достоверное повышение восприятия времени на 9,2% (1 кластер) и 5,3% (3 кластер), лабильности зрительного анализатора на 5,8% (3 кластер), коэффициента точности пространственного восприятия на 12,8% (2 кластер), а также снижение коэффициента утомления и индекса напряжения регуляторных систем на 6,4%- 22,5% (1 кластер), 10,6%- 10,2% (2 кластер) и 13,2%- 49,2% (3 кластер) соответственно.

9. Целенаправленное изменение психофизиологического состояния обследуемых при использовании методики биорезонанса и последовательного навязывания ритма дыхания дает возможность оптимизировать функциональное состояние у лиц с неудовлетворительной и потенциальной адаптацией. Ритмическое внешнее воздействие на зрительный и слуховой анализаторы мелькающим светом в последовательности «красный — зеленый — синий — зеленый — красный» и звуковыми щелчками в диапазоне частот 3 — 8Гц позволяет реализовать оптимизирующее действие резонансных явлений в центральной нервной системе. Положительный эффект сеансов последовательного навязывания ритма дыхания, включающих использование двух типов дыхания: первый тип в пропорции 1:2:1 (вдох: выдох: пауза) — частота дыхания 15−16, второй — 2:5:1 — частота дыхания 8−9 в наибольшей степени проявляется в нормализации вегетативного статуса.

10. Эффекты воздействия умеренной гипоксией проявляются достоверным уменьшением коэффициента утомления в группе обследуемых 1 кластера, повышением точности воспроизведения временного интервала и лабильности зрительного анализатора (1, 2, 3 кластеры). Об ослаблении реакции симпатического отдела вегетативной нервной системы свидетельствовало достоверное уменьшение сдвигов на моделируемые нагрузки амплитуды модальных значений на 11,4% (1 кластер) — 13,1% (2 кластер) — 29,4%> (3 кластер), индекса напряжения на 35,4%- 21,2%- 78,4%) соответственно и вариационного размаха на 20,1% в группе обследуемых 3 кластера.

11. Разработанные математические модели позволяют осуществлять прогнозирование текущего состояния адаптации, уровней адекватности включения ее психологической, психофизиологической и вегетативной составляющих и определять индивидуальные алгоритмы профилактической коррекции функционального состояния и работоспособности студентов вуза.

— 248.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Предложенные физиологические критерии рекомендуется использовать для оценки и прогнозирования индивидуального текущего состояния адаптации, а также адекватности включения психологической, психофизиологической и вегетативной составляющих целостной адаптивной реакции организма студентов на различных этапах профессионального обучения.

2. Полученные результаты могут быть использованы при определении профилактических мероприятий, направленных на повышение функционального состояния и работоспособности, сниженных под влиянием учебной нагрузки и факторов медико-биологической и социальной среды.

3. При создании условий эффективного обучения иностранных студентов подготовительного факультета, I и II курсов целесообразно оценивать направленность процесса адаптации к условиям обучения в инонациональной среде и соответственно подбирать пути оптимизации функционального состояния и работоспособности.

4. Разработанный алгоритм системы профилактической коррекции может быть использован в практике работы кабинетов психофизиологической разгрузки лечебно-оздоровительных учреждений.

5. Сформулированные в работе положения могут использоваться в учебном процессе на кафедрах физиологии и гигиены медицинских и педагогических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л.М. Аболин — Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 156 с.
  2. Н.А. Особенности адаптации студентов вуза /Н.А.Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова //Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I Всерос. науч.конф. М., 1995. — С. 5−9.
  3. Н.А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма //Н.А.Агаджанян, Н. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов //Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 1. — С. 93−97.
  4. Н.А. Интегративная медицина и экология человека /Н.А.Агаджанян, И. Н. Полунин М.- Астрахань: Изд-во АГМА, 1998. — 355 с.
  5. М.В. Влияние гипоксии на спонтанную электрическую активность головного мозга человека /М.В.Александров, А. О. Иванов, Н. И. Косенков и др. // Физиология человека. 2001. — Т.27, № 6. -С. 58−62.
  6. К.А. Прогнозирование состояний здоровья и адаптации рабочих газодобывающей промышленности в условиях аридной зоны /К.А.Аманнепесов, Г. Н. Садиков //Физиология человека. 1995. — Т.21, № 6. — С. 92−98.
  7. Л.Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях /Л.Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская //Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  8. М.В. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков /М.В.Антропова,
  9. Г. В.Бородкина, Л. М. Кузнецова //Физиология человека. 1995. — Т.21, № 5. -С. 68−74.
  10. М.В. Умственная работоспособность учащихся 194 классов проживающих в экстремальных климатических условиях /М.В.Антропова, Н. В. Соколова //Гигиена и санитария. 1996.- № 5.- С. 1720.
  11. М.В. Медико-биологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников /М.В.Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова //Физиология человека. 1997.- Т.23, № 1. -С. 98−102.
  12. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем /П.К.Анохин М.: Медицина, 1980.- 198 с.
  13. В.И. Медико-биологические основы здорового образа жизни /В.И.Артамонова, Р. Е. Мотылянская М., 1992. — 52 с.
  14. М.А. Экзамен и психика /М.А.Багрий, К. П. Исаева //II Междунар. конф., поев. 100 летию со дня рождения А. Р. Лурия. — М., 2002. -С. 15−19.
  15. Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком /Н.Д.Багрова Л.: Наука, 1980. — 96 с.
  16. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе /Р.М.Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984.-221 с.
  17. P.M. Методы оценки функционального состояния организма человека /Р.М.Баевский, А. Ю. Кукушкин, Е. А. Романов //Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С. 43−45.
  18. P.M. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение /Р.М.Баевский, Н. И. Шлык //Тез. междунар. симпоз. Ижевск, 1996. — С. 226 -227.
  19. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях /Т.В. Барлас //Психологич. журн. 1994. — № 6.- С. 116−120.
  20. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. 2-е изд. /А.В.Батаршев — М.: Дело, 2001.-240 с.
  21. А.С. Высшая нервная деятельность. /А.С.Батуев М.: Высшая школа, 1991. — 256 с.
  22. З.А. О повышении работоспособности после отдыха в комнате психологической разгрузки /З.А.Бегун, В. А. Иосифова, Г. А. Ветохина //Способы изучения и предупреждения производственного утомления. -Пенза, 1984. С. 96−97.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б.Березин JL: Наука, 1988. — 270 с.
  24. О.В. Функциональное биоуправление с обратными связями как прием коррекции психофизиологического статуса ребенка /О.В.Богданов, А. М. Шелякин //Журн. высш. нервн. деят. им. И. П. Павлова, 1995.-№ 3.-С. 577−579.
  25. Т.А. Коррекция предсердной экстрасистолии у больных синдромом вегето-сосудистой дистонии с помощью биоуправления с обратной связью /Т.А.Богданова, Н. М. Яковлев //Биологическая обратная связь. 2000.- № 1. — С.26−30.
  26. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы /В.А.Бодров М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 128 с.
  27. Э.А. Взаимоотношения динамики мозгового кровотока и биоэлектрической активности мозга у человека при острой экспериментальной гипоксии /Э.А.Бурых, С. В. Нестеров, С. И. Сороко и др. //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 6. — С. 24−31.
  28. Э.А. Факторный анализ взаимоотношений между волнами ЭЭГ разных частотных диапазонов у взрослых и детей /Э.А.Бурых //Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2001. — Т.87, № 9. — С. 1227−1235.
  29. А.И. Адаптация студентов к обучению в Вузе /А.И.Бухаринов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгутдинов //Гигиена и санитария. 1992. -№ 7−8.-С. 53−55.
  30. Ю.Ю. Реакции системы гомеостаза на дополнительное респираторное сопротивление /Ю.Ю .Бяловский, В. Н. Морозов //Физиология человека. 1998. — Т.24, № 5. — С. 40−43.
  31. Ю.Ю. Поведенческие механизмы адаптации человека к дополнительному респираторному сопротивлению //Вестн. новых мед. технологий. 1999. — № 2. — С. 51−54.
  32. В.Н. Комплексный подход к оценке и коррекции стресса человека /В.Н.Васильев, В. В. Воронков //XVII Съезд Всерос. физиол. об-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов н/Д, 1998. — С. 335.
  33. А.И. Об особенностях методики изучения критической частоты слияния мельканий /А.И.Вайсман, А. И. Жуковский, О. А. Мальцева //Медико-биологические проблемы на автотранспорте: Сб. науч. работ. М., 1982.-С. 97−102.
  34. Ф.П. Типологический анализ кардиогемодинамики у юношей и девушек в условиях эмоционального напряжения /Ф.П.Ведяев, Ю. Г. Гаевский //Физиология человека. 1990.- Т. 16, № 6.- С.113−118.
  35. A.M. Заболевания вегетативной нервной системы /А.М.Вейн М.: Медицина, 1991.-622 с.
  36. A.M. Клинические аспекты эмоционального стресса /А.М.Вейн //Эмоциональный стресс: теоретические и клинические аспекты. -Волгоград, 1997. С. 138−140.
  37. С.Н. Адаптивная реакция системы гемодинамики на гипоксическое воздействие /С.Н.Виноградова //Физиология организмов в нормальном и экстремальном состояниях. Томск, 2001. — С. 68−69
  38. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности /Э.М.Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова и др. //Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 3.- С. 23−29.
  39. Н.И. Градации гипоксических состояний у человека при напряженной мышечной деятельности /Н.И.Волков, У. Дар дури, В. Я. Сметанин //Физиология человека. 1998. Т. 24, № 3. — С. 51−63.
  40. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация /А.Н.Воробъев М., 1989. — 272 с.
  41. С.А. Особенности адаптации студентов Вузов в процессе обучения /С.А. Гапонова //Психологич. Журн. 1994.- № 3. — С. 131−135.
  42. Гаркави, Л. Х. Адаптационные реакции и резистентность организма /Л.Х.Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов н/Д, 1990. — 198 с.
  43. Э.С. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии /Э.С.Геворкян, Э. В. Даян, С. С. Григорян //Гигиена и санитария. 2002.- № 3.- С. 41−44.
  44. М.Р. Точечный массаж /М.Р.Гейн. М.: Медицина, 1995. -182 с.
  45. В.В. Условия адекватности использования показателей сердечного ритма для оценки психофизиологической напряженности операторской деятельности /В.В.Горбунов //Физиология человека. 1997.-Т.23, № 5. — С. 40−43.
  46. В.В. Психофизиологические показатели, прогнозирующие успешность летного обучения /В.В.Горбунова //Физиология человека. 1999. — Т.25, № 2. — С. 81−85.
  47. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования /М.И.Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин и др. //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40−43.
  48. В. А. Пространственная организация корковой электрической активности при произвольной регуляции частоты сердечных сокращений /В.А.Глазкова, Н. Е. Свидерская, Т. А. Королькова //Физиология человека. 1996. — Т.22, № 5. — С. 27−29.
  49. Л.П. Резервы человеческой психики /Л.П.Гримак. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  50. Э.Ю. Влияние учебного процесса на организм старшеклассников /Э.Ю.Гриненс, В. Н. Вайткявичюс, Э. И. Марачинскене //Гигиена и санитария. 1991. № 5. — С. 63−65.
  51. Н.П. Оптимизация обучения первоклассников на основе коррекции функциональной системы /Н.П.Гребняк //Гигиена и санитария. -1990.-№ 11.-С. 46−47.
  52. В.А. Электрофизиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамической цветомузыки /В.А.Гуменюк, Я. С. Семенова, К. В. Судаков //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 1. — С. 57−66.
  53. К.М. Психологическая диагностика /К.М.Гуревич, Е. М. Борисова. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 300 с.
  54. К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы /К.М.Гуревич, Е. И. Горбачева М.: Педагогика, 1992. — 145 с.
  55. Г. С. Использование адаптивного биоуправления по ЭЭГ для коррекции функционального состояния неврологических больных /Г.С.Джунусова, Р. А. Курмашев //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 1. -С. 18−22.
  56. В.Э. Влияние скорости нарастания температуры стимула на пороги локальных кожных термоощущений /В.Э.Диверт //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 5. — С. 74−80.
  57. О.П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов /О.П.Добромыслова, В. Г. Маймулов //Гигиена и санитария. 1991. — № 3. — С. 42−46.
  58. Ю.И. Физическая активность и здоровье студенческой молодежи /Ю.И.Евсеев //Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: Материалы I Междунар. науч-практ. конф., Волгоград, 2001. С. 33−37.
  59. А.В. Измерительно-вычислительная система для мониторинга физиологических параметров человека и БОС-тренинга /А.В.Егоров //Мед. техника. 1997. — № 5. — С. 30−33.
  60. О.П. Практикум по психологии личности /О.П.Елисеев. -Спб.: Питер, 2001. 560 с.
  61. Н.В. Здоровье студентов комплексная социально-медицинская проблема /Н.В.Ермакова //Здоровье студентов. Тез. докл. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 13−14.
  62. М.В. Адаптационные средства увеличения психологических резервов /М.В.Ермолаева //Проблема резервных возможностей человека. М., 1982. — С. 142−156.
  63. М.С. Социально-психологическая типология мотивации студентов /М.С.Жамкочьян //Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся (Психология и высшая школа): Тез. докл. к 7 съезду об-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 112−113.
  64. JI.A. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе /Л.А.Жданова //Педиатрия. 1983.- № 4. — С. 54−55.
  65. Д.И. Взаимодействие парасимпатических и симпатических отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма /Д.И.Жимайтите, Г. А. Воронецкас, Е. Н. Соколов //Физиология человека. 1985. — Т. 11, № 3. — С. 448−456.
  66. В.П. Зависимость реакций организма на экстремальные факторы от исходного состояния /В.П.Загрядский, З.К.Сулимо-Самуйлло //Физиология человека. 1982. — Т.8, № 3. — С. 42−49.
  67. Д.В. Взаимосвязь уровня здоровья, психической адаптированности и успеваемости студентов /Д.В.Загулова, В. Н. Васильев, Т. И. Подкопаева //Здоровье студентов. Тез. докл. М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 12−13.
  68. Г. М. Личностно-типологический подход к оценке популяционного психофизиологического потенциала /Г.М.Зараковский, В. М. Львов, Н. А. Полестерова //Физиология человека. 1999. — Т.25, № 4. — С. 82−88.
  69. М.П. Проблема диагностики и j коррекции донозологического статуса человека /М.П.Захарченко, В. К. Хавинсон, О. А. Нагибович //Гигиена и санитария, 2001. № 5. — С. 34−36. ^
  70. М.В. Способ количественной оценки адаптированности организма /М.В.Згода //Физиология человека. 1982. — Т.8, № 3. — С. 501−504.
  71. А.В. Математическое описание распределения времени сенсомоторных реакций /А.В.Зайцев, Ю. А. Скорик //Физиология человека.2002. Т.28, № 4. — С. 123−126. >t
  72. О.И. Анализ морфо-функциональных показателей и адаптационных возможностей студентов /О.И.Иванова, Л. М. Басанец //Тр. Самар. гос. педагогич. ин-та. Самара, 1997. — С. 15−17. *
  73. А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков /А.Г.Ильин, Л. А. Агапова //Гигиена и санитария, 2000. № 5. — С. 36−38.
  74. Е.П. Дифференциальная психофизиология /Е.П.Ильин -СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  75. И.А. Функциональные особенности организма школьников в процессе обучения профессии программиста /И.А.Искандерева, Н. П. Сетко //Гигиена и санитария. 1998.- № 5. — С. 33−36.
  76. М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике /М.М.Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов. Л.: Медицина, 1983.-312 с.
  77. Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности /Э.М.Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова и др. //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3. — С. 23−29.
  78. В.П. Современные аспекты адаптации /В.П.Казначеев. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  79. Кан Е. Л. Некоторые субъективные и объективные показатели интеллектуально-эмоционального напряжения у авиадиспетчеров при профессиональной деятельности в разные смены /Е.Л.Кан, В. А. Куприянов //Гигиена и санитария. 1989. — № 2. — С. 28−29.
  80. Кан Е. Л. Функциональная музыка как средство снятия утомления и сохранения здоровья на производстве /Е.Л.Кан, Е. Б. Чикова //Гигиена и санитария, 2001. № 3. — С. 52−54.
  81. В.В. Адаптация человека в экстремальных условиях среды /В.В.Канеп, Д. С. Слуцкер, Л. М. Шафран. Звайгзне: ВЕГА, 1980. — 184 с.
  82. JI.E. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников /Л.Е.Картавых, Л. И. Борисова //Дошкольное воспитание. -1996.-N10, С. 27−30.
  83. Т.В. Адаптивные перестройки вегетативных функций у девушек в процессе их обучения на I курсе колледжа в условиях Европейского Севера /Т.В.Кесватера, В. П. Рыбаков //Экология человека. -1998.-№ 2.-С. 39−41.
  84. С.В. Методы повышения психической работоспособности летного состава /С.В. Клаучек. М: ЦНИИАГ, 1980. — 46 с.
  85. Г. Г. ЭЭГ-корреляты эмоциональных расстройств и отклонений в поведении у школьников /Г.Г.Князев, Е. Р. Слободская, Л. И. Афтанас //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3. — С. 16−22.
  86. Т. Стресс /Т. Кокс- пер. с англ. Л.А.Милютиной- под ред. Г. И. Коситского. М.: Медицина, 1981.-213 с.
  87. Р. Немедицинская обратная связь /Р.Колл //Биоуправление -3: теория и практика. Новосибирск, 1998. — С. 25−28.
  88. Л.И. Неблагоприятные функциональные состояния как фактор снижения умственной работоспособности /Л.И.Колосова /Я I Междунар. конф., поев. 100 летию со дня рождения А. Р. Лурия. — М., 2002. -С. 35−38.
  89. Корж Н.Н.1 Исследование памяти /Н.Н. Корж. М.: Наука, 1990.216 с.
  90. Г. В. Физиологические механизмы мобилизации функциональных резервов организма человека при напряженной мышечной деятельности /Г.В.Коробейников //Физиология человека. 1995. — Т.21, № 3. -С. 81−86.
  91. Г. И. Изменение функции сердечно-сосудистой системы при дыхании через ДМП /Г.И.Косицкий, Л. В. Петровская //Физиология человека. 1995. — Т.21, № 5. — С. 71−74.
  92. С.А. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах /С.А.Котельников, А. Д. Ноздрачев //Физиология человека. -2002. Т.28, № 1. — С. 130−144.
  93. .И. Пластичность нервной системы /Б.И.Котляр. М., 1986.- 138 с.
  94. А.Г. Онтогенетические адаптации. Принципы их реализаций /А.Г.Кочетков //Аспекты адаптации. Критерии индивидуальных адаптаций. Закономерности и управление: Сб. науч. тр. /Под ред. проф. А. Г. Кочеткова. Н. Новгород, 2001. — С. 80−94.
  95. С.Г. Нейрофизиологические механизмы регуляции функций при холоде и гипоксии /С.Г.Кривощеков //Физиология организмов в нормальном и экстремальном состояниях. Томск, 2001. — С. 206−207
  96. М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспективы использования в педиатрии) /М.Б.Кубергер //Вопр. охраны материнства и детства. 1984. — Т.29, № 3. — С.7−10.
  97. П.С. Адаптация как функция развития личности /П.С.Кузнецов, под ред. Р. Х. Тугушева. Саратов, 1991. — 73 с.
  98. Н.Н. Современная технология обучения школьников и их влияние на здоровье /Н.Н.Куинджи, М. И. Степанова //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 44−48.
  99. Т.Р. Роль социальной среды в процессе социально-психологической адаптации подростков /Т.Р.Кутузов, О. В. Смирнова //Гигиена и санитария. 1992.- № 3.- С. 31−33.
  100. С.Н. Факторы, определяющие эффективность произвольного снижения вентиляции при мышечной работе с использованием инструментальной обратной связи /С.Н. Кучкин //Физиология человека. 1984. — Т. 10. — № 4. — С. 623−630.
  101. С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре /С.Н.Кучкин. Волгоград: ВГАФК, 1998 — 155 с.
  102. Г. Ф. Биоритмия /Г.Ф.Лакин. М.: Высшая школа, 1990. -352 с.
  103. Я.И. Влияние личностных особенностей на изменение структуры сна, обусловленные эмоциональным стрессом /Я.И.Левин, К. Н. Стрыгин, Е. А. Корабельникова //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3. — С. 37−42.
  104. А.П. Исследование «уровня здоровья» студентов /А.П.Левитан //Научно-методическое обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях: Тез. докл. науч-практ. конф. Волгоград: ВМА, 2001. — С 41−43.
  105. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний /А.Б.Леонова //Психологич. журн. 1988. — Т.9, № 3. — С. 43−52.
  106. А.Б. Психопрофилактика стрессов /А.Б.Леонова, А. С. Кузнецова. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1993. — 123 с.
  107. А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности /А.Б.Леонова, В. И. Медведев. М.: Наука, 1981. — 67 с.
  108. В.П. Роль функциональной ассиметрии мозга в формировании субъективной оценки состояния при интегральной гипоксической тренировке /В.П.Леутин, Я. Г. Платонов, Г. М. Диверт и др. //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 1. — С. 53−56.
  109. B.C. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей /В.С.Лобзин, М. М. Решетников. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  110. С.В. Психофизиологическая тренировка ритмических регуляторных нервных процессов у больных бронхиальной астмой /С.В.Ловицкий, Н. Н. Василевский // Физиология человека. 1997. — Т.23, № 1. -С. 140−142.
  111. В.П. Об использовании прикладной статистики при использовании диссертационных работ по медицинским и биологическим специальностям /В.П.Леонов, П. В. Ижевский //Бюл. ВАК РФ. 1997. — № 5. -С. 64−74.
  112. В.П. Изменение центрального контроля функций внешнего дыхания после однократного сеанса прерывистой нормобарической гипоксии /В.П. Леутин, Я. Г. Платонов, Г. М. Диверт //Физиология человека. 2003. — Т.29, № 1. — С. 13−15.
  113. М.Е. Статистическое исследование показателей регуляции сердечного ритма /М.Е.Лифшиц //Физиология человека. 1987.-Т.13, № 6.- С. 965−970.
  114. Н.В. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе /Н.В.Макаренко, В. И. Вороновская, В. М. Панченко //Психологич. журн. 1991.- № 6. — С. 11−12.
  115. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней /В.В. Марков. -М.: Изд-во «Академия», 2001. 320 с.
  116. В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного синдрома /В.И.Медведев. Л.: Наука, 1984. — 119 с.
  117. В.И. Взаимодействие физиологических и психических механизмов в процессе адаптации /В.И.Медведев //Физиология человека. -1998.-Т.24, N4. С. 7−13.
  118. М.А. Значимость личностных особенностей при интерпретации показателей спектральных составляющих сердечного ритма /М.А.Медведев, Д. В. Загулова, А. И. Нестеренко //Физиология человека. -2002. Т.28, № 3. — С. 54−60.
  119. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика /Ф.З.Меерсон. -М.: Наука, 1981.-280 с.
  120. Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации /Ф.З.Меерсон //Физиология адаптационных процессов. М., 1986. — С. 70−76.
  121. А.В. Новые возможности регуляции психофизиологических состояний /А.В.Миролюбов, И. П. Соломин //Физиология человека. 1988.- Т. 14, № 6. — С. 53−55.
  122. М.П. Состояние здоровья и работоспособность студентов вузов /М.П.Мирошников, А. Н. Михайлов. М.: Медицина, 1984. -273 с.
  123. Н.Б. Сроки адаптации (на основе биоритмологических критериев) школьников северян к условиям южной здравницы /Н.Б.Мирская //Гигиена и санитария. — 1991. — № 1. — С. 43−45.
  124. В.Н. Характеристика вегетативной регуляции и психофизиологической адаптации студентов /В.Н.Неверов //Здоровье студентов. Тез. докл. М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 87.
  125. Т. А. Состояния нервно-психического напряжения /Т.А.Немчин. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 167 с.
  126. Е.С. Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема /Е.С.Новак //Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: Материалы I Междунар. науч-практ. конф. -Волгоград, 2001. С. 26−29.
  127. И. А. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов /И.А.Новикова, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев //Гигиена и санитария. 2002. -№ 4. — С. 24−27.
  128. Г. Г. Методика использования биологических обратных связей в групповой психотерапии /Г.Г.Носков //Современные технологии психотерапевтического сервиса: Сб. ст. Томск, 1997. — С. 82−83.
  129. Л.Б. Системные механизмы оптимизации и адаптации кардиогемодинамики человека: автореф. дис.. д-ра мед. наук /Л.Б.Осадшая. Волгоград, 1997. — 39 с.
  130. Оценка функционального состояния человека по индексу напряжения /К.В.Гавриков, Л. Б. Осадшая, Н. Г. Тулин, В. Ф. Михальченко //Вопр. эксперим. и клинич. кардиологии. Волгоград, 1984. — Вып. 2. — С. 7172.
  131. Оценка психического здоровья детей с психосоматическими заболеваниями /Т.Г.Хамаганова, Н. С. Кантонистова, Н. А. Краснушкина и др. //Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 23−26.
  132. Оценка эффективности и успешности использования метода биологической обратной связи в управлении потенциалами мозга /И.А.Святогор, И. А. Моховикова, С. С. Бекшаев, Т. А. Фролова //Биологическая обратная связь. 2000. — № 1. — С. 8−11.
  133. Основные результаты исследований в области гигиены детей и подростков за последний период /М.И.Чурьянов, Н. А. Ананьева,
  134. B.И.Белявская и др. //Гигиена и санитария. 1990. — № 11. — С. 54−56.
  135. А.С. Психофизиологические механизмы и последствия аутогенного стресса /А.С.Павлов //Физиология человека. 2002. — Т.28, № 4.1. C. 45−53.
  136. В.И. Образ жизни студента как фактор риска здоровью /В.И.Петров, Н. И. Латышевская //Здоровье студентов: Тез. докл. М.: Изд-во РУДН, 1999.-С. 10−11.
  137. Психологическое исследование /А.Н.Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Н. Соколов, Е. Д. Хомская. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1969. — 170 с.
  138. Показатели психического состояния, экскреции катехоламинов, липидного обмена и гемостаза у авиадиспетчеров автоматизированных и неавтоматизированных пунктов в день отдыха /Г.С.Кан, В. А. Куприянов,
  139. О.О.Малиновская, И. В. Кузнецова //Гигиена и санитария. 1989. — № 3. — С. 35−37.
  140. М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии /М.Г.Пшенникова //Патофизиология и экспериментальная терапия. 2000. — № 4. — С. 21−30.
  141. М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии (продолжение) /М.Г.Пшенникова //Патофизиология и экспериментальная терапия. 2001. — № 1. — С. 19−27.
  142. К.К. Психологический практикум /К.К.Платонов М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
  143. А. А. Функциональная организация умственной деятельности у людей разного возраста /А.А.Поляков, А. Ю. Буров, Г. В.Коробейников//Физиология человека. 1995.- Т.25, № 2. — С. 37−43.
  144. Е.И. Корково-подкорковые взаимодействия в процессах эмоциональной саморегуляции под контролем биологической обратной связи /Е.И.Попова, В. Ф. Михеева, А. А. Ивонин //Физиологич. журн. им. Сеченова. 1994. — Т. 80, № 1. С. 136−139.
  145. Л.Д. Оценка состояния системы нейробиологической защиты организма при воздействии комплекса факторов окружающей среды /Л.Д.Попович, С. Л. Авалиани //Гигиена и санитария. 1992.- № 5 — 6.- С. 3740.
  146. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие /Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. -СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  147. Проблема формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях /В.Р.Кучма, И. А. Демина, А. К. Демин и др. //Гигиена и санитария, 2000. — № 3. С. 52−56.
  148. Психоэмоциональный статус учащихся начальных классов на Крайнем Севере /Б.Ю.Устюшин, Т. К. Татянюк, Т. С. Шушкова и др. //Гигиена и санитария. 1997. — № 4. — С. 25−27.
  149. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников /Т.Г.Хамаганова, Д. Н. Крылов, О. В. Даниленко, С. Б. Семке //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 71−73.
  150. В.В. Результаты экспериментальной проверки «закона» исходного уровня /В.В.Романов, И. Н. Чернова //Физиология человека. -1983.- Т.9, № 3.- С. 481−487.
  151. Л.Г. Особенности адаптации мигрантов (индийцев) к условиям Европейского севра /Л.Г.Рувинова, Л. Е. Дерягина //Физиология человека. 1997. — Т.23, № 4. — С. 90−94.
  152. В.П. Сравнительная оценка адаптации к условиям отдыха в оздоровительном центре «АРТЕК» школьников из зон радиационного загрязнения и из Москвы /В.П.Рыбаков, И. О. Тупицин,
  153. С.Глазычев //Гигиена и санитария. 1996. — № 6. — С. 35−36.
  154. Е.Д. Использование адаптационных реакций в качестве критерия оценки, состояния здоровья /Е.Д.Савилов, С. Н. Жданова, Е. С. Савилова //Гигиена и санитария, 2002. № 4. — С. 72−74.
  155. В.А. Автоматия или ритмообразование в дыхательном центре /В.А.Сафонов, М. А. Лебедева //Физиология человека. 2003. — Т.29, № 1.-С. 108−121.
  156. И.А. Метод биоуправления потенциалами головного мозга и его клиническое применение /И.А.Святогор //Биологическая обратная связь. 2000. — № 1. — С. 5−7.
  157. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения /В.И.Макарова, Г. Н. Дегтярева, О. Н. Коноплев и др. //Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  158. B.C. Гипоксия гиперкапния и функциональные возможности организма /В.С.Сверчкова. — Алма-Ата, Изд-во: Наука, 1985 -176 с.
  159. Г. Стресс без дистресса /Г.Селье. М., 1982. — 130 с.
  160. Г. Н. Гигиенические аспекты адаптации организма студентов к условиям труда, быта и отдыха в период 3-го трудового семестра /Г.Н.Сердюковская, Г. К. Тен //Гигиена и санитария. 1991. — № 12. — С. 43−45.
  161. П.И. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции /П.И. Сидоров //Гигиена и санитария. -2000. № 3. — С. 39−42.
  162. П.И. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию /П.И.Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова //Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46−49.
  163. А. А. Оценка психофизиологического состояния студентов /А.А.Силаев //Здоровье студентов. Тез. докл. М.: Изд-во РУДН, 1999.-С. 72−73.
  164. М.А. Психическая адаптация студентов медицинского ВУЗа к повышенной учебной нагрузке /М.А.Смирнова //Здоровье студентов. Тез. докл. М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 32−33.
  165. М.Р. Еще раз к вопросу о пороговой концепции (или сколько всего «порогов» существует на самом деле) /М.Р.Смирнов //Теория и практика физической культуры. 2001. — № 2. — С. 51−57.
  166. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Метод, руководство /Л.Н.Собчик. М.: МЗ СССР- ВЦОПЗ, 1990. — 74 с.
  167. А.А. Формирование приспособительных реакций у детей для адаптации к дошкольному учреждению и школе /А.А.Солнцев, Л. А. Жданова //Педиатрия. 1988. — № 7. — С. 105−107.
  168. А.С. Адаптивные возможности человека /А.С.Солодков //Физиология человека. 1982. — Т.8, № 3. — С. 445−450.
  169. С.И. Влияние экспериментальной и высокогорной гипоксии на биоэлектрические процессы различных структур головного мозга и межцентральные взаимодействия /С.И.Сороко, Г. С. Джунусова //Физиология человека. 1997, Т. 23, № 3. — С. 11−19.
  170. С.И. Перестройки суммарной электрической активности коры и подкорковых структур мозга при экспериментальной гипоксии /С.И.Сороко, Г. С. Джунусова //Физиология человека. 2003. — Т.29, № 1. — С. 5−12.
  171. И.Н. Восприятие и произвольный контроль основных параметров внешнего дыхания человека /И.Н.Солопов. Волгоград: ВГАФК, 1998.- 184 с.
  172. А.П. Психологическая характеристика адаптацииучащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.канд. мед. наук/А.П.Спицин. Архангельск, 1999.
  173. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности /А.П.Спицин //Гигиена и санитария. 2002. — № 1. — С. 47−49.
  174. Т.В. Влияние физической активности на здоровье студентов /Т.В.Старников //Научно-методическое обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях: тез. докл. науч-практ. конф. Волгоград: ВМА, 2001. — С 77−79.
  175. М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования /М.И.Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40−43.
  176. А.В. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа — вуз /А.В.Суворова, В. Г. Маймулов, Ю. Г. Кузмичев //Гигиена и санитария, 2000. № 3. — С. 49−52.
  177. К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессорных состояний /К.В.Судаков //Вестник РАМН, 1996. № 6. — С. 15−19.
  178. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков /А.Г.Сухарев //Гигиена и санитария, 2000. N 3. — С. 4345.
  179. JI.M. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты /Л.М.Сухарева, К. Э. Павлович, И. К. Рапопорт //Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 48−52.
  180. Л.М. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков /Л.М.Сухарева, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина и др. //Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 52−56.
  181. В.П. Особенности адаптации учащихся к обучению в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля /В.П.Тимофеев, Е. А. Аксянова, А.О.Праводелова//Гигиена и санитария. 1990. -N 6. — С. 30−32.
  182. А. Л. К методике изучения умственной работоспособности учащихся с помощью буквенных таблиц /А.Л.Трегубов //Гигиена и санитария. 1989. — № 8. — С. 36−37.
  183. В.Я. Экспресс оценка влияния факторов окружающей среды на степень напряжения регуляторных механизмов организма человека /В.Я.Уманский //Гигиена и санитария. — 1992. — № 2. — С. 49−51.
  184. А.С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы /А.С.Фаустов, Ю. В. Щербатых //Гигиена и санитария. 2000. — № 6. — С. 33−37.
  185. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся /М.В.Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородина и др. //Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С. 2424.
  186. О.М. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов /О.М.Филатова, А. Г. Щедрина //Гигиена и санитария. -1996. № 6. — С. 29−32.
  187. В.И. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека /В.И.Филимоненко, А. И. Юрьев, В. М. Нестеров //Личность и деятельность. -ЛГУ, 1982. С. 52−57.
  188. Функциональное преобразование мозга человека при эмоциональной саморегуляции с биологической обратной связью /Е.И.Попова, В. Ф. Михеева, В. Т. Шуваев и др. //Физиологич. журн. им. Сеченова. 1996. — Т. 82, № 2. — С. 34−43.
  189. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей /Н.Ю.Целыковская // Гигиена и санитария, 2001. № 2. — С. 58−61.
  190. Т.Г. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников /Т.Г.Хамаганова, Д. Н. Крылов, О. В. Даниленко и др. //Гигиена и санитария, 2000. № 1. — С. 71−73.
  191. Р.Ф. Некоторые вопросы математического прогнозирования/Р.Ф.Хамитов //Казан, мед. журн. 1996. — № 1. — С. 48−52.
  192. Г. М. Психофизиологический рейтинг как показатель эффективности умственной деятельности /Г.М.Чайченко, Л. И. Томилина //Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 2. — С. 30−36.
  193. Т.С. Оценка функционального состояния организма учащихся младшего школьного возраста при пятидневной учебной недели /Т.С.Чернякина, Г. Н. Прибыткина, А. О. Боцманова //Гигиена и санитария. -1990.-№ 1.-С. 63−65.
  194. М.Г. Научные основы гигиенической оценки и регламентации физических факторов окружающей среды /М.Г.Шандала //Гигиена и санитария. 1989. — № 10. — С. 14−16.
  195. А.Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов /А.Г.Швецов, С. М. Кабиева, В. Н. Призн //Гигиена и санитария, 2000. № 3. — С. 46−49.
  196. М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра): в сб. Биоуправление — 3: Теория и практика /М.Б.Штарк. -Новосибирск, 1998. С. 5−13.
  197. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов: Автореф. дис.канд. психол. наук /Е.Г.Щукина. М., 1998. — 38 с.
  198. А.С. Методы немедикаментозной профилактики снижения работоспособности и ухудшения здоровья железнодорожников /А.С.Юрьев, В. А. Капцов, В. С. Каменский //Гигиена и санитария, 2000. № 2. — С. 36−38.
  199. Дж.С. Стресс природа и лечение /Дж.С.Эверли, Р.Розенфельд. М.: Медицина, 1985. — 225 с.
  200. Effect of biofeedback assisted relaxation on migraine headaches and changes in cerebral blood flow /L.Aloe, Mc A. Grady, B. Collins, A. Wauquier, G. Gerard //Proceedings of 25-th annual BFB meeting. Atlanta, 1994. — P. 1−3.
  201. Andrasik F. Cognitive behavioral group treatment for intractable headache /F.Andrasik, T. Budzinski //Proceedings of 27-th annual meeting of AAPB. New Mexico, 1996. — P. 22−23.
  202. Arena J.G. Biofeedback and relaxation therapy for chronic pain disorders: Psychological Approaches to Pain Management /J.G. Arena, E.B.Blanchard //A Practitioners Handbook. New York: Gulford, 1996. — P. 3539.
  203. Til. Baider L. Progressive muscle relaxation and guided imagery in cancer patients /L.Baider, B. Uziely, A.K.DeNour //Gen. Hosp. Psychiatry. 1994. -Vol.16, № 5. -P. 340−347.
  204. Beilin LJ. Stress, coping, lifestyle and hypertension: a paradigm for research, prevention and non-pharmacological management of hypertension /L.J.Beilin //Clin-Exp-Hypertens. 1997. — Vol.19, № 5. — P. 739−752.
  205. Bierbaumer N. Multiple functional effects of biofeedback with slow cortical potentials /N.Bierbaumer//Biofeedback. -1997. Vol.25, № 1. — P. 18−22.
  206. Blumenstein B. The augmenting role of biofeedback: effects of autogenic, imagery and music training on physiological indices and athletic performance /В.Blumenstein, M Bar-Eli, G. Tenebaum //J. of Sports Sciences. -1995.-№ 13.-P. 343−354.
  207. Brody S. Slow cortical potential biofeedback and startle reflex /S.Brody //Biofeedback and Self-regulation. 1994. — Vol.19, № 1. — P. 1−13.
  208. Berg-Kelly K. Adaptation of adopted foreign children at mid-adolescence as indicated by aspects of health and risk taking a population study /K.Berg-Kelly, JJEriksson //Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. — 1997. — Vol.6, № 4. -P. 199−206.
  209. Brown J. Occupational stress among senior police officers /J.Brown, C. Cooper, B. Kirkcaldy //Br J. Psychol. 1996. — Vol. 87, Pt.l. — P. 31−41.
  210. Cannon W.B. Organization for physiological homeostasics /W.B.Cannon //Physiol. Rev. 1989. — № 9. — P. 399−431.
  211. Cristianson A. Chronic headache, life stress and repression like behavior I A. Cristianson //Biofeedback and self-regulation. 1995. — Vol.20. — № 3.-P. 285.
  212. Davidson R.J. Anterior cerebral asymmetry and the value of emotion /RJ.Davidson //Brain and Cognition. 1992. — Vol.20. — P. 125−151.
  213. Davis M. The Relaxation and Stress Reduction Workbook. Oakland CA: New Harbinger Publications /M.Davis, E.R.Eshelman, Mc M.Kay. — 1995. -123 p.
  214. Deepak K. Biofeedback of slow cortical potentials /K.Deepak //Biofeedback and Self-regulation. 1994. — Vol.19, № 1. — P. 25−40.
  215. Grigoriev A.I. Stress in space flinghts and other extreme situation /A.I.Grigoriev, B.M.Fedorov //Society, stress and health. 1995. — Vol.12. — P.27.
  216. Feggeter A.J. A method for investigating human factor aspectets of aircraft accidents and incidents /A.J.Feggeter //Ergonomics. 1982. — V.25, № 11. -P. 1065.
  217. Gansales R. Work in the North: physiological aspects /R.Gansales //Artie med. Reserch. 1985. — № 44. — P. 7.
  218. Gelmon S.B. Can educational accreditation drive interdisciplinary learning in the health professions? /S.B.Gelmon //Jt. Comm. J. Qual. Improv. -1996. Vol.22, № 3. — P. 213−222.
  219. Hatch J.P. The role of biofeedback in the operant modification of human heart rate /J.P.Hatch, RJ. Gatchel //Biofeedback and Self-regulation. -1981. Vol.6, № 2. — P. 139−167.
  220. Howard D.E. Searching for resilience among African-American youth exposed to community violence: theoretical issues /D.E.Howard //J. Adolesc. Health. 1996. — Vol.18, № 4. — P. 254−262.
  221. Healy D. The enhancement of social functioning as a therapeutic principle in the management of depression /D.Healy, Mc T. Monagle //J. Psychopharmacol. 1997. — Vol.11, № 4, P. 25−31.
  222. Irie. M. The relationship between workers' attitudes towards health, lifestyle and mental health /M.Irie, M. Miyata //Sangyo. Eiseigaku. Zasshi. 1997. — Vol.39, № 4. — P. 107−115.
  223. James L.C. EEG biofeedback as a treatment for chronic fatigue syndrome: a controlled case report /L.C.James, R.A.Folen //J. Behavioral Medicine. 1996. — Vol.22, № 2. — P. 77−81.
  224. Ingenbleek Y. The stressful condition as a nutritionally dependent adaptive dichotomy /Y.Ingenbleek, L. Bernstein //Nutrition. 1999. — Vol. 15, № 4. -P. 305−320.
  225. Inhoff A.W. Rosenbaum D.A. Stimulus-response compatibility and motor programming of manual response sequences /A.W.Inlioff //J. of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1984. — Vol.10, № 2. — P. 724.
  226. Lazarus R.S. Stress, appraisal and coping /R.S.Lazarus, S.Folkman. -N.Y.: Springer, 1984. 106 p.
  227. Lubar J.F. Discourse on the development of EEG diagnostics and biofeedback treatment for attention-deficit hyperactivity disorders /J.F.Lubar //Biofeedback and Self-Regulation. 1992. — № 16. — P. 201−225.
  228. Milholland T. Human EEG, bihavioral stillness and biofeedback (Review) /T.Milholland //Intern. J. Psychophysiol. 1995. — Vol. 19. — P. 263−279.
  229. Miller N.E. Effects of emotional stress on the on immune system /N.E. Miller //System Research in Physiology. 1989. — Vol. 3. — P. 91−108.
  230. Schwartz M.S. Biofeedback /M.S. Schwartz. N.Y., 1995. — 908 p.
  231. Solomon G.F. Endorphins: a link between personality, stress, emotions, immunity and disease /G.F.Solomon, N. Kay, J.E.Morley //Enkephalins and Endorphins: Stress and the immune system: Plenum Press. N.Y., 1986. — P. 129−144.
  232. Effect of EMG biofeedback compared to applied relaxation training with chronic, upper extremity cumulative trauma disorders. /S.H.Spence, L. Sharpe, T. Newtonjohn, D. Champion //J. Pain. 1995. — Vol.63, № 2. — P. 199 200.
  233. Krivoschekov S.G. Psycho-physiological mechanisms of adaptation of rotation personnel in Arctic regions /S.G.Krivoschekov, T.N.Shishkina //Int. J. Circumpolar Health. 1998. — Vol.57, Suppl 1. — P. 427−431.
  234. Lachman V.D. Stress and self-care revisited: a literature review /V.D.Lachman //Holist. Nurs. Pract. 1996, — Vol.10, № 2. — P. 1−12.
  235. Lerner Y. Psychological distress among recent immigrants from the former Soviet Union to Israel. The effects of the Gulf War /Y.Lerner, N. Zilber //Psychol. Med. 1996.- Vol.26, № 3. — P. 503−510.
  236. Mehlum L. Suicidal ideation and sense of coherence in male conscripts /L.Mehlum //Acta Psychiatr. Scand. 1998. — Vol. 98, № 6. — P. 487 492.
  237. Ohya D. Somatization in adolescence with reference to dysmorphophobia /D.Ohya, I. Matsumoto, M. Saito //Psychiatry Clin. Neurosci. -1996. Vol.50, № 1,-P. 31−34.
  238. Pagani M. Chronic fatique syndrome: A hypothesis focusing on the autonomic nervous system /M.Pagani, D. Lucini //Clin. Sci. 1999. — V.96, № 1. -P. 117−125.
  239. Pantalon M.V. Effectiveness of anxiety management training in the treatment of posttraumatic stress disorder: a preliminary report /M.V.Pantalon, R.W.Motta //J. Behav. Ther. Exp. Psychiatry. 1998. — Vol. 29, № 1. — P. 21−29.
  240. Ritsner M. Changing patterns of distress during the adjustment of recent immigrants: a 1-year follow-up study /M.Ritsner, A. Ponizovsky, Y. Ginath //Acta. Psychiatr. Scand. 1997. — Vol.95, № 6. — P. 494−499.
  241. Santos M.E. Problems of patients with chronic aphasia: different perspectives of husbands and wives? //Brain Inj. 1999. — Vol.13, № 1. — P. 23−29.
  242. Senior C. A pilot investigation into the neuroendocrine correlates of personality in the workplace /C.Senior, C. Loveday //Percept. Mot. Skills. 1998. -Vol. 87, № 3, Pt.l. — P. 794.
  243. Shaw C. A framework for the study of coping, illness behaviour and outcomes /C.Shaw//J. Adv. Nurs. 1999. — Vol. 29, № 5. — P. 1246−1255.
  244. SPSS. Professional Statistics 6.1. SPSS Inc., Chicago.- 1994. — 3851. P
  245. Wintgens A. Posttraumatic stress symptoms and medical procedures in children /А.Wintgens, B. Boileau, R. Robaey //Can. J. Psychiatry. 1997. — Vol. 42, № 6.-P. 611−616.
  246. Wolf S.L. Biofeedback applications in rehabilitation medicine: implications for perfomence in sport /S.L.Wolf //Biofeedback and sports. N.Y.: London, 1985.-P. 159−180.
Заполнить форму текущей работой