Система проблемных упражнений как средство повышения эффективности профессионально-технической подготовки учащихся средних профтехучилищ (на примере строительной профессии)
Диссертация
В первой главе «Теоретические предпосылки совершенствования методики обучения специальной технологии» анализируются требования научно-технического прогресса, строительного производства к современному рабочему и методике обучения учащихся предмету «Специальная технология» в средних профтехучилищах строительного профиля. Выявляются роль и типы упражнений, используемых в процессе обучения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. I, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ .II
- 1. 1. Психолого-педагогические аспекты классификации учебных заданий и опыт применения упражнений при изучении специальной технологии .II
- 1. 2. Особенности содержания специальной технологии «отделочных работ
- ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМ ПРОБЛЕМНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
- 2. 1. Характеристика системы проблемных упражнений
- 2. 2. Методика применения системы проблемных упражнений на уроках специальной технологии отделочных работ
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
- 3. 1. Организация педагогического эксперимента .SS
- 3. 2. Результаты экспериментального исследования
Список литературы
- Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т.27. — с.420−424.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.332 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 14 апреля 1984 г.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовки квалифицированных рабочих кадров». Правда, II мая 1984 г.
- Материалы Пленума ЦК КПСС (апрель 1984 г.) М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- Акимова Л.Д., Амосов Н. Г. Методика преподавания строительных дисциплин. М.: Высш. школа, 1983. — 248 с.
- Атутов П.Р. Дидактические основы связи обученияс производительным трудом учащихся. В кн.: Школа и труд./
- Под ред. Янцова A. IL .Атутова П. Р. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 327 с.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. -128 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция и ее социальная проблематика. В кн.: Философия и современность. -М.: Политиздат, 1973, — с.183−188.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
- Батышев С.Я. Основы производственной педагогики. -М.: Машиностроение, 1971. 551 с.
- Белоусов Е.Д. Технология малярных работ. М.: Высш. школа, 1980. — 240 с.
- Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профессионально-техническом образовании. М.: Высш. школа, 1978. — 160 с.
- Беляева А.П. Проблемы систематизации умений и навыков. В кн.: Научные труды ВНИИпрофтехобразования. Вып.33. JI., 1976, — с. 15.
- Бычков М.С. Биоэлектрические явления при идеомотор-ных актах. Учен.зап.ЛГУ, № 147. Л., 1953, с. 107.
- Василевская A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. Л., 1978. 65 с.
- Взаимосвязь профессионального и личностного аспектов мышления (методологический анализ). В кн.: Мышление, процесс, деятельность, общение./Под ред. Брупишнского А. В. — М.: Наука, 1982. 287 с.
- Володарская М.И. Психологическое состояние личности при решении трудных задач. Автореф.дис.на соискание учен. степ, канд.пед.наук. М., 1968.
- Вопросы профессиональной педагогики./Под ред. Скатки-на М.Н. М.: Высш. школа, 1968. — 439 с.
- Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти томах./Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Педагогика, 1965. — 248 с.
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гницевич Е.П. Малярные работы. М.: Стройиздат, 1981. — 157 с.
- Гницевич Е.П., Ластовцев М., Карцев 10. Направления развития технического прогресса в области отделочных работ. -Строитель, 1981, № 9, с. 37.
- Голощекина Л.П. Применение вопросов и задач в процессе преподавания специальной технологии малярных работ. Л., 1983. 55 с.
- Дидактика производственного обучения./Под ред. Федоровой О. Ф. М.: Высш. школа, 1973. — 416 с.
- Думченко Н.И. Системный подход к анализу процесса обучения в профтехучилищах./ВНИИпрофтехобразования. Науч.труды. Вып.7. Л., 1974, с. 40.
- Думченко Н. И, Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Высш. школа, 1975. — 200 с.
- Дымерский В.Я. О применении воображаемых действий в процессе восстановления и сохранения навыков. Вопросы психологии, 1955, № 6,с.50−51.
- Емельянепко Л.Д. Методика отбора учебного материала курса технологии отделочных работ. М.: Высш. школа, 1980. -76 с.
- Емельяненко Л.Д. О структуре и содержании программпо специальным дисциплинам для подготовки отделочников в средних ПТУ. В сб.: Вопросы подготовки рабочих-строителей широкого профиля в средних ПТУ. Л., 1978, — с. 17.
- Жиделев М.А. Современные требования к методике производственного обучения. М.: Высш. школа, 1977. — 87 с.
- Жуйков С.Ф. Проблемы активизации учащихся в психологии обучения и воспитания. Сов. педагогика, 1966, I, с. 73.
- Журавлев И.К. Состав содержания общего среднего образования, обусловленный целями всестороннего развития личности. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 161.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 191.
- Завражин Н.М. Малярные, обойные и стекольные работы.-М.: Трудрезервиздат, 1954. 180 с.
- Завражин Н.М. Малярные работы. М.: Профтехиздат, 161. 355 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М.: Изд-во АПН СССР, I960. 430 с.
- Зворыкин Д.Н. Развитие строительной науки в СССР. -М.: Стройиздат, 1981. 296 с.
- Зорина Л.Я. Основания для отбора и распределения основных и вспомогательных знаний в различных циклах учебных предметов. В кн.: Теоретические основы содержания общего и среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 211.
- Зорина Л.Л. Отражение науки в содержании образования. В кн.: Теоретические основы содержания общего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 104.
- Зуев Д.Д. Проблемы структурного школьного учебника.-В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1971,-с.28−47.
- Зуева М.В. Система задач как средство повышения эффективности обучения химии. Автореф.дис.на соиск.учен.степ, канд.пед.наук. М., 1972.
- Иванов В.П. Четвертый красочный съезд в г.Мюнхене.-Малярное дело, 1930, № I, с.II.
- Иванов В.П. Малярные, обойные и стекольные работы.-М.: Стройиздат, 1967. 272 с.
- Иванов Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. М.: Наука, 1971. — 284 с.
- Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
- Кирикилица Э.Н., Емельяненко Л. Д. Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания технологии отделочных работ, материаловедения и химии в средних профтехучилищах./ Метод.рекомендации. Л., 1984. 97 с.
- Клочанов П.Н. Малярные, стекольные, облицовочные работы. М.: Стройиздат, 1964. — 316 с.
- Клочков И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
- Кокин А.Д., Стесин М. Г., Гуревич Д. Е. Технический прогресс в отделочных работах. М.: Стройиздат, 1983.- 264 с.
- Колягин Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-психологическом аспекте и его применение в педагогике математики. М., 1973, с. 5.
- Компонентный метод анализа контрольных работ. В кн.: Беляева А. П. Методика исследований содержания образования в средних профтехучилищах. — Ш.: Высш. школа, 1974, — с. 54.
- Кон И. О. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980, — с. 192.
- Краевский В.В. Марксистско-ленинская философия и потребности общества развитого социализма как основа теории содержания общего среднего образования. В кн.: Теоретические основы содержания образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 40.
- Кривошапова Р.Ф. Применение поэлементного анализа для отбора содержания проверочных знаний. В кн.: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. М., 1975, — с.28−30.
- Кудрявцев Т.В. К вопросу о применений знаний на практике. Вопросы психологии, 1956, J? I, с. 23.
- Кудрявцев Т.В. Изучение технического мышления в связи с задачами политехнического обучения. В кн.: Тезисы докладов на П съезде Общества психологов. Вып. П, М., 1963.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Кузьмин В.М. Принцип системности в методологии К.Маркса. М., 1980, с. 30.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 173 с.
- Кулюткин J0.H., Сухобская Г. С. Методика отбора учебного материала курса технологии отделочных работ. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
- Куприянов А. А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. М.: Высш. школа, 1984. III с.
- Курамшин И.Я., Батаршев А. В., Кшцмищян Т. Л. Дидактические материалы по организации проблемного обучения на уроках неорганической химии./Метод.рекомендации. Таллин, 1981.58 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной подготовке. Таллин: Вилгус, 1980. — 175 с.
- Левина М.М. К вопросу о теории методов обучения. -В кн.: Новые исследования в педагогических науках. М., 1971, вып.1, с. 85.
- Левина М.М. О сущности методов обучения. Сов. педагогика, 1970, № 2, с. 106.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.-М.: Знание, 1976. 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер И.Я. Отражение содержания образования в заданиях учебника. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983, — с. 328.
- Лернер И.Я. Процесс обучения как фактор конструирования содержания образования. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 118.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. -Сов.педагогика, 1965, Ik 3, с.115−118.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи и задания по истории СССР. М.: Педагогика, 1970. — 29 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории.-М.: Просвещение, 1968. 94 с.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Лук А. Н. Память и кибернетика. М.: Наука, 1966,-с.80−83.
- Лында А.С., Жильцов П. А., Щербов Н. П. Педагогика. -М.: Высш. школа, 1973. 392 с.
- Махмутов М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения. В кн.: Вопросы совершенствования общеобразовательной подготовки в средних ПТУ./Под ред. Махмуто-ва М.И. М., 1980, — с. 45.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах./Метод.рекомендации. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 63 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 191 с.
- Меккель А.Н. Лабораторно-практические работы по специальной технологии для маляров. М.: Высш. школа, 1964.92 с.
- Меккель А.Н. Некоторые пути активизации учащихся/.Метод. рекомендации для преподавателей специальной технологии отделочных работ. М., 1969. 36 с.
- Меккель А.Н., Рябинина Г. Н. Преподавание специальной технологий малярных и штукатурных работ. М.: Высш. школа, 1970. — 181 с.
- Меккель А.Н. Преподавание спецтехнологии малярных работ. М.: Высш. школа, 1976. — 128 с.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970. — 63 с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1972. II с.
- Методика преподавания математики в средней школе./ Под ред. Оганесьяна В. А., Колягина Ю. М., Луканкина Г. Л., Сан-нинского В.Я. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
- Методика производственного обучения профессии маляра-штукатура в средних профтехучилищах./Под ред. Емельянен-ко Л.Д. М.: Высш. школа, 1980. — 80 с.
- Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержаний профессионально-технического образования./ Под ред. Беляевой АЛ. М.: Высш. школа, 1979. — 224 с.
- Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин./Под ред. Тхоржевского Д. А. М.: Просвещение, 1982. -286 с.
- Методические указания к практическим занятиям по медицинской статистике./Под ред. Фрейндлина С. Я., Миняева В. А., Полякова И. В. Л., 1977. 61 с.
- Механизация строительства, 1982, № II, с.26−27.
- Милерян Е.А. Вопросы психологии производственного обучения старшеклассников. В кн.: Тезисы докладов на совещании московского отделения Общества психологов по вопросам психологии трудового воспитания и обучения. М., 1961, с.58−60.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умерши. М.: Педагогика, 1973. — 358 с.
- Миткин Б.А., Титов А. И. Штукатурные, малярные и плиточные работы. Минск: Вышэйш. школа, 1966. — 404 с.
- Мовчан Ф.Ф. Преподавание темы: «Оклеивание стен обоями» при обучении в ПТУ маляров-альюрейщиков. М.: Высш. школа, 1972, — с. 20.
- Мовчан Ф.Ф. Штукатурно-маляряо-отделочные работы.-М.: Трудрезервиздат, 1959. 126 с.
- Мочалова Н.М. Методика анализа содержания учебного материала с целью выбора метода обучения. Казань, 1981. -75 с.
- Набатова Л.Б. Пути и средства совершенствования преподавания материаловедения в средних ПТУ (на примере подготовки рабочих по црофессиям металлообработки). Автореф.дис.на соискание учен.степ.канд.пед.наук. М., 1980. 20 с.
- Научно-технический прогресс и эффективность производства./ Под ред. Ешаргаряна Г. А. М.: Экономика, 1982. -256 с.
- Негру С.Г. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся средних ПТУ. Кишинев: ШТИИ НЦА, 1984. — 81 с.'
- Никонов М.И. Технический прогресс и труд строителя.-М.: Стройиздат, 1973. 97 с.
- Новая система начального обучения. М.: Просвещение, 1967. — 260 с.
- Новиков A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М.: Педагогика, 1973. — с.64.
- Нормальная физиология./Под ред. Коробкова Д. В. М.: Медицина, 1980. — 640 с.
- Обучение и развитие./Под ред. Занкова Л. В. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Общая психология./Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1970. — с.432.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
- Онищук В.А. Психолого-педагогические требования к заданиям и упражнениям в учебнике. В кн.: Проблемы школьного учебника. — М.: Просвещение, 1975. — 230 с.
- Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования./Под ред. Беляевой А. П. М.: Высш. школа, 1983. — 248 с.
- Основы профессиональной педагогики./Под ред. Батыше-ва С.Я., Шапоринского С. А. М.: Высш. школа, 1977. — 504 с.
- Осовский Е.Г. Развитие теории профтехобразования в СССР (I9I7-I940).- М.: Высш. школа, 1979. 287 с.
- Очерки истории профессионально-технического образования в СССР./Под ред. Батышева С. Я. М.: Педагогика, 1981.352 с.
- Очерки теории школы и педагогической мысли народов СССР (ОТ в.- 1пол. Х1Х в). М.: Педагогика, 1973. — 238 с.
- Павлов И.П. Полн.собр.соч.(изд.2-е), т. Ш, 1951.-М.: Изд-во АМН СССР. 439 с.
- Павлоцкий 10.А. Индустриальное производство отделочных работ. М.: Стройиздат, 1983. — 264 с.
- Падуа В.З. Преподавание спецтехнологии малярных работ. М.: Высш. школа, 1982. — 159 с.
- Педагогика./Под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Паламарчук В.Ф. Типы вопросов и заданий в учебниках истории и обществоведения. В кн.: Проблемы школьного учебника. Вып.З.-М.: Просвещение, 1975, — с. 138.
- Педагогическая энциклопедия, т.2./Под ред. Каиро-ва И. А, и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. 911 с.
- Педагогическая энциклопедия, т.4./Под ред. Каиро-ва И.А. и др. М.:Сов.энциклопедия, 1965. — 911 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., I960, с. 109.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.
- М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Пинский А. А. Методика как наука. Сов. педагогика, 1978, гё 12, с. II5−120.
- Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в средних заведениях профессионально-технического образования./Под ред. Беляевой А. П. М.: Высш. школа, 1983. — 264 с.•
- Проблемы дидактики теоретического обучения./Под ред. Маркеловой В. А. М.: Высш. школа, 1978. — 300 с.
- Программа по подготовке новых рабочих по специальности «маляр». М.: Трудрезервиздат, 1948, — 18 с. 145.' Рево А. Я. Малярные и стекольные работы. М.-Л.: ГОНТИ, 1935. — 262 с.
- Рево А.Я. Материалы и художественно-декоративные работы. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 409 с.
- Рево А.Я. Маляр-строитель.гМ.-Л.: ГОНТИ, 1936. -252 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рысев Ю.В. Оценка профессиональной подготовленное-&trade- выпускников профессионально-технических училищ. М.: Высш. школа, 1983. — 63 с.
- Саакян В.А. Роль упражнений в усвоении, закреплении знаний по синтаксису и в развитии речи учащихся УП классов армянской школы. Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед. • наук, Ереван, 1983. 26 с.
- Саакяи С.М. Система упражнений как средство обучения алгебре и началу анализа в вечерней (сменной) школе. Авторе®-, ди с. на соиск. у'чен. степ.канд.пед.наук. М., 1972. -26 с.
- Садовский В.Н. Основы общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 297 с.
- Симоненко В.Д., Демидчук В. Г. Профессии промышленного производства. Профессиограммы. Киев: Радянська школа, 1983. — 175 с.
- Скакун В.А. Преподавание специальных и общетехнических предметов в училищах профтехобразования. М.: Высш. школа, 1976. — 280 с.
- Скаткин М.Н. Вопросы профессиональной педагогики.-М.: Высш. школа, 1968. 608 с.
- Скаткин М. Н, Материалы к научной конференции по дидактике. М., 1965.
- Скаткин М.Н. Требования социалистического производства к содержанию образования. В кн.: Теоретические основы общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 100.
- Сосновикова Ю.Е. Решение мыслительных задач слесарями-ремонтниками и некоторые требования к профессиональному обучению. Новые исследования в педагогических науках. Вып. ГУ, 1965f — с.142−149.
- Ставский П.И. Политехнические компоненты содержания общего образования и их структура. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М.: Педагогика, 1983, — с. 172.
- Суржаненко А.Е. Изучение спецтехнологии при подготовке маляров со средним образованием. М.: Высш. школа, 1975.- 28 с.
- Суржаненко А.Е. Малярные и альфрейные работы. М.: Трудрезервиздат, 1956. — 352 с.
- Суржаненко А.Е. Малярные и обойные работы. М.: Высш. школа, 1974. — 334 с.
- Суржаненко А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Трудрезервиздат, 1959. — 351 с.
- Суржаненко А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Высш. школа, 1964. — 367 с.
- Суржаненко А.Е. Малярные, обойные и стекольные работы. М.: Трудрезервиздат, 1965. — 263 с.
- Суржаненко А.Е. Преподавание цветоведения и специальной технологии для маляров в Германской Демократической республике. М.: Высш. школа, 1971. — 21 с.
- Суржаненко А.Е. Производственное обучение. М.: Высш. школа, 1971. — 176 с.
- Суржаненко А.Е., Шепелев A.M. Малярные и штукатурные работы. М.: Высш. школа, 1968. — 235 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Знание, 1983, № 3, с. 96.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Терехин М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
- Тюнников Ю.С. О политехнической взаимосвязи общего и профессионального образования. В сб.: Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ./ Под ред. Махмутова М. И. — М.: Изд^во АПН СССР, 1983. — с.21.
- Указания по технологии ремонтно-строительного производства и технологические карты на работы при капитальном ремонте жилых домов./Под ред. Химушша С. Л. Л.: Стройиздат, 1978. — 320 с.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. Метод.пособие. М.: Высш. школа, 1984. — 96 с.
- Учебная документация по подготовке маляра. М., 1940. 16 с.
- Учебная документация по подготовке маляра. М., 1941. 15 с.
- Учебная документация по подготовке штукатура. М., 1940. 16 с.
- Учебная документация по подготовке штукатура. М., 1941. 16 с.
- Учебный план и программа для подготовки в школах фабрично-заводского обучения маляров-стеколыдиков. М.: Трудрезервиздат, 1948. — 31 с.
- Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения маляров-стеколыдиков. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 31 с.
- Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1947. — 20 с.
- Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1948. — 20 с.
- Учебный план и программа для подготовки в школахфабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиз-дат, 1949. — 24 с.
- Учебный план и программы для подготовки в школах фабрично-заводского обучения штукатуров. М.: Трудрезервиз-дат, 1952. — 26 с.
- Учебный план и программы для подготовки в строительных школах штукатуров. М.: Трудрезервиздат, 1956. — 35 с.
- Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах маляров-отделочников. М.: Трудрезервиздат, 1957. — 40 с.
- Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1957. — 40 с.
- Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах маляров-отделочников. М.: Трудрезервиздат, 1959. — 37 с.
- Учебный план и программы для подготовки в строительных и ремесленных училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, I960. — 40 с.
- Учебный план и программы для подготовки в городских профессионально-технических училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1961. — 55 с.
- Учебный план и программы для подготовки в городских профессионально-технических училищах штукатуров. М.: Профтехиздат, 1963. — 50 с.
- Учебный план и программы для подготовки в сельских профессионально-технических училищах штукатуров-маляров. -М.: Профтехиздат, 1963. 60 с.
- Учебный план и программы для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Профессия маляр (строительный). М., 1981. — 61 с.
- Фадеев Г. Н. Химия и цвет. М.: Просвещение, 1983.164 с.
- Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1970. 280 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ учебных задач. М., 1977, с. 15.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. -Знание, 1984, В I, — 79 с.
- Чахояяц В.Е., Мартынова Е. И. Современные требования к уроку производственного обучения.-М.: Высш. школа, 1979.31 с.
- Чахоянц В.Е. Формирование профессионального мастерства у учащихся профтехучилищ. М.: Высш. школа, 1977. — 96 с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 304 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шепелев A.M. Малярные и стекольные работы в строительстве. М.: Стройиздат, 1956. — 64 с.
- Шепелев A.M. Штукатурные и малярные работы. М.: Изд-во коммунального хозяйства РСФСР, 1956. — 206 с.
- Шибанова А.А. Значение классификации вопросов и заданий для совершенствования учебника географии. В кн.: Проблемы школьного учебника,-М7,Т975,>-с. 149−160.
- Шильникова А.Е. Методика производственного обучения аппаратчиков и операторов широкого профиля химического производства. 2-е изд. М.: Высш. школа, 1981. — 272 с.
- Щукина Г. И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.•210. Экспериментальные задания к теме «Методическая система начального обучения». М., 1977. 252 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Schmidt U. Ausgewahlte Positionen zum Stand und zu Entwicklungsprobleraen der Lehrplantheorie der Berufsausbildung.
- Forscliung der sozialistiechen Berufsbildung, 1983, N 3, S. I2I-I25.