Теоретические основы формирования у учащихся гуманистических ценностей: На материале обучения физике
Диссертация
Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в постановке и разработке варианта решения научно-методической проблемы ценностного подхода в процессе обучения физике в старшей школе. Теоретическое значение разработкой концепции определяется обращением к эмоционально-ценностной сфере сознания учащихся, разработанностью теоретических и методических основ реализации такого компонента… Читать ещё >
Содержание
- I. Теоретико-методологические подходы к исследованию гуманистических ценностей и их формированию у учащихся
- 1. 1. Аксиология и ценности культуры
- 1. 2. Сциентистская идеология в науке и образовании
- 1. 3. Ценности науки и гуманизация процесса обучения
- 1. 4. Ценностный подход в обучении и воспитании
- Выводы к главе I
- II. Сущность, структура и уровни гуманистических ценностей в контексте проблемы формирования личности
- 2. 1. Эмоционально-ценностное отношение: философ- 66 ские и психолого-педагогические аспекты
- 2. 2. Личность учащегося и его ценности
- 2. 3. Сущность, структура и основные свойства ценностей
- 2. 4. Иерархия гуманистических ценностей применительно к специфике обучения точным наукам
- Выводы к главе II
- III. Теоретические основы формирования гуманистических ценностей у учащихся в процессе обучения физике
- 3. 1. Психологические аспекты ценностных ориентации личности учащегося
- 3. 2. Концепция ценностного подхода в формировании личности учащегося
- 3. 3. Методические модели формирования гуманистических ценностей при обучении физике
- 1. Социокультурное направление в преподавании физики ]
- 2. Историзм как средство раскрытия культурной ценности учебных знаний по физике
- 3. Преобразование содержания учебного курса физики, выявляющее культурную, а значит и личностную ценность физического образования для учащегося
- 4. Приобщение учащихся к вечным проблемам бытия
- 5. Обращение к фундаментальной научной информации, необходимой и достаточной для приобщение учащихся к ценностям и решения учебных задач
- 6. Диалектическое взаимодействие здравого смысла учащегося и научных знаний из курса физики
- 7. Анализ ценностных характеристик личности учащегося
- 8. Психологическая основа формирования гуманистических ценностей учащегося
- 9. Диалогическая форма приобщения учащихся к гуманистическим ценностям
- 3. 4. Основные задачи формирования у учащихся ценностей на уроках физики
- Выводы к главе III 161 IV. Методика формирования у учащихся гуманистических ценностей в процессе обучения физике
- 4. 1. Методика приобщения учащихся к ценностям культуры на материале курса физики старшей школы
- 4. 1. 1. Формирование мировоззренческих, методологических и общенаучных представлений о физике как науке
- 4. 1. 2. Гносеологические ценности науки на уроках
- 4. 1. 3. Эстетическое начало в обучении физике
- 4. 1. 4. Формирование представлений о практической ценности физики как науки и учебного предмета
- 4. 1. 5. Формирование ноосферного мышления
- 4. 2. Методика формирования гуманистических ценностей на примере взаимодействия человека и науки
- 4. 2. 1. Творчество ученых и инженеров как средство воспитания и самореализации личности учащегося
- 4. 2. 2. Формирование нравственных позиций учащихся применительно к науке и научным знаниям
- 4. 2. 3. Развитие эмоционально-ценностного мышления на примере взаимоотношений науки и искусства
- 4. 2. 4. Формирование критического мышления при анализе антинаучных и мистических представлений
- 4. 2. 5. Развитие ценностных представлений о человеке как объекте физического познания
- 4. 3. Особенности методики формирования гуманистических ценностей во внеурочное время
- 4. 1. Методика приобщения учащихся к ценностям культуры на материале курса физики старшей школы
- Выводы к главе IV
- V. Реализация концепции ценностного подхода в обучении физике в старшей школе
- 5. 1. Общая характеристика опытного аспекта исследования
- 5. 2. Обоснование концепции ценностного подхода в обучении физике в ходе изучения опыта учителей школ
- 5. 3. Реализация методики формирования гуманистических ценностей у учащихся при обучении физике
- 5. 4. Социокультурная подготовка учителя как необходимое условие реализации ценностного подхода в обучении физике
- Выводы к главе V
- Заключение
- Библиография
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение
Список литературы
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: МФФ, 1998. -344 с.
- Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). Под ред. З. И. Равкина. М., 1997. — 409 с. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. — 297 с.
- Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970. — 183 с.
- Бакурадзе О.М. Истина и ценность//Вопроси философии, 1996. № 7. -С. 45−48.
- Балашов М.М. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 1994. 320 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
- Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психоло-гии//Вопросы психологии. 1989. № 2. — С. 81−89.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
- Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
- Безносов С, П. Особенности оценочного стиля личности. Автореф. дис. канд. психол. наук-JL, 1982. 15 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -445 с.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образова-ния//Педагогика, 1994. № 5. — С. 21−25.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с,
- Блюмкин В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та., 1990. — 143 с.
- Бодалев А.А. О Факторах формирования у школьников отношения к человеку как высшей ценности//Личность в воспитательной системе школы. Владимир, 1993.-С. 108−117.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
- Больцман Л. Статьи и речи. М.: Наука, 1970. — 406 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика. 1995. № 4. — С.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования/ЯТедагогика, 1997. № 4. — С. 11−17.
- Бор Н. Избранные труды в двух томах. Т. И. М.: Наука, 1971. — 675 с.
- Бор донская JI.A. Физические задачи общекультурного содержания. Чита: ЗабГПУ, 1997. — 197 с.
- Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. — 176 с.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.-М., 1977.-64 с.
- Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962. — 84 с.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. — 214 с.
- Бугаев А.И. Методика, преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Бургин М.С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев: Наукова думка., 1991. — 184 с.
- Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977. — 272 с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образо-вания//Педагогика, 1997. № 3. — С. 15−19.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия//Самопознание европейской культуры XX века М.: Политиздат, 1991.- С. 130−153.
- Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Дубна: Феникс, 1997. — 576 с.
- Вергеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971. — 320 с.
- Власенко В.В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.-23 с.
- Волков Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. Д., 1983. — 16 с.
- Волковыский Р.Ю. Об изучении основных принципов физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1982. 64 с.
- Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. -228 с.
- Воспитание учащихся и подготовка, их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей/Сост. А. В. Чеботарева. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. -152 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гайденко П. П. Аксиология//Современная западная философия. Словарь. -М.: Политиздат, 1991. С. 11−14.
- Галилей Г. Избранные труды в двух томах. М.: Наука, 1964. Т. I. — 640 с. Т. И. — 571 с.
- Галузяк В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога//Педагогика, 1998. № 3. — С. 18−24.
- Гапон Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителя (социально-философский аспект становления). Автореф. дисс. канд. филос. наук. Львов, 1990. — 17 с.
- Гейзенберг В. Шаги за горизонт М.: Прогресс, 1987. — 368 с.
- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. — 400 с.
- Гельман З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной шко-ле//Педагогика, 1993. № 5. — С. 25−32.
- Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 553 с.
- Глазунов А.Т. Методические основы реализации политехнического принципа при обучении физике в средней школе. Автореф. дис. док. пед. наук. -М., 1986.-38 с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495 с.
- Голин Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. Автореф. дис. док. пед. наук. Л., 1986.-31 с.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. — М.: Просвещение, 1987. 127 с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432 с.
- Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1988. — 343 с.
- Громыко Г. Г., Чандаева С. А., Громыко А. Г. Демонстрационные опыты, лабораторные работы и практические задания. Н. Новгород: Нижего-род. Гуманитар. Центр, 1997. — 78 с.
- Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции. -СПб., 1996. 120 с.
- Гуревич П.С. Несколько замечаний об интуитивном постижении реаль-ности//Вестник РАН, 1992. № 10. — С. 104−116.
- Гуревич П.С. Ценность и культураУ/Культурные ценности: прошлое и современность. М., 1988. — С. 8−20.
- Гусейнов А.А. Наука, мораль, человек//Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.-С. 101−110.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. — 135 с.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться»//С чего начинается личность. -М.: Политиздат, 1979. С. 109−139.
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышле-ние//Перспективы. Вопросы образования, 1992. № ½. — С. 7−16.
- Данзэн А., Пригожин И. Какая наука нам нужна. Пристальный взгляд на науку и ее роль в достижении перемен//Курьер Юнеско, 1982, март. С. 4−9, 34.
- Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентиров в системе мировоззрения. Автореф. дис. канд. филос. Наук. М., 1993. — 16 с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация образования в средней школе (лично-стно-гуманитарная парадигма). СПб.-Волгоград: Перемена, 1996. — 185 с.
- Данильчук В.И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования в средней школе. Дис. док. пед. наук в форме научного доклада. СПб., 1997.-50 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 656 с.
- Диалектика процесса познания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 367 с.
- Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Дис. док. пед. наук в форме научного доклада. М., 1996. — 59 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности//Советская педагогика, 1974.-№ 5.-С. 67−76.
- Дробницкий О.Г. Ценность//Философская энциклопедия. М., 1970. — Т. 5. — С. 462−463.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
- Естествознание в гуманитарном контексте. М.: Наука, 1999. — 215 с.
- Ефименко Ф.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.
- Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания. М.: Наука, 1973.-598 с.
- Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М.: Мысль, 1979.- 189 с.
- Залесский Г. Е. О путях изучения ценностной ориентации молодежи в сфере науки// Методы социально-психологических исследований. Сборник научных трудов. М., 1975. — С. 130−139.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 120 с.
- Залесский Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. — С. 58−67.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
- Зеленков А.И. Идеалы науки и ценностная природа познания/УИдеалы и нормы научного исследования. Минск: БГУ, 1981. — С. 159−180.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика, 1997. № 5.-С. 3−16.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: Олма-Пресс, 1997. — 288 с.
- Знаменский П. А. Методика преподавания физики в средней школе. JL-М.: Учпедгиз, 1947. — 500 с.
- Зорина Л.Я. Выделение ценностных аспектов содержания учебных предметов естественнонаучного цикла//Новые исследования в педагогических науках, 1980. № 2 (36). — С. 25−27.
- Зорина Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. -М.: Изд-во РАО, 1993.- 163 с.
- Зорина Л.Я. Ценности естественнонаучного образования// Педагогика, 1995. -№ 3.-С. 29−33.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 241−254.
- Иванова Н.Н. К изучению фундаментальных научных эксперимен-тов//Физика в школе, 1981. № 2. — С. 47−51.
- Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуля-ции//Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. -М.: Наука, 1981. С. 149−187.
- Ивин А.А. Ценности в научном познании//Логика научного познания (Актуальные проблемы). М.: Наука, 1987. — С. 230−258.
- Ивин А.А. Ценности и понимание/ЛВопросы философии, 1987. № 8. -С. 31−43.
- Ильченко В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественнонаучного миропонимания в процессе обучения. Афтореф. дис. док. пед. наук. Киев, 1990. — 44 с.
- Исторические типы рациональности. Т. 1/Отв. ред. П. П. Гайденко. М.: ИФ РАН, 1995.-350 с.
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. трудов/Под ред. B.C. Мухиной. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — 100 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
- Канке В.А. Этизация преподавания наук. Теория и рекомендации. Обнинск: ИАТЭ, 1996.
- Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1964. — Т.4. — 4.1. — 544 с. — Т.5. -211 с.
- Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1981. — 495 с.
- Капица С.П. Образование в области физики и общая культура//Вестник АН СССР, 1982. № 4. — С. 85−89.
- Капица С.П. и др. Между очевидным и невероятным. М.: Искусство, 1985.- 199 с.
- Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей/Юдин мир для всех: Контуры глобального сознания. М.: Прогресс, 1990. — С. 32−35.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993.-80 с.
- Карпинская Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: ко-эволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 350 с.
- Кару Г. Методика преподавания физики в общеобразовательной школе. 1. Дидактика физики. Таллинн: Валгус, 1986. — 157 с.
- Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. — 208 с.
- Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятие культуры//Вопросы философии, 1995. № 8. — С. 158−173.
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования и ее место в гуманизации об-разования/ЛГуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования. Материалы конференции. Н.-Новгород, 1996. — С. 17−27.
- Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 126 с.
- Китайгородский А.И. Физика моя профессия. — М., 1965. — 176 с.
- Китайгородский А.И. Реникса. М., 1967. — 240 с.
- Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. — М.: Изд-во Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. 126 с.
- Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: ИФ РАН, 1995. — 228 с.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. — 224 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1986.-335 с.
- Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 64 с.
- Косарева J1.M. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989. — 160 с.
- Косарева Л.М., Петров М. К. Формирование идеала ценностно-нейтрального научного знания//Вопросы истории естествознания и техники, 1987. № 1. — С. 62−72.
- Котина С.В. Принцип красоты в системе методологических регулятивов естественнонаучного познания//Философские науки, 1989. № 11. — С. 110−117.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника//Психологические особенности формирования личности школьника. М. Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 4−11.
- Кузнецов Б.М. Ценность познания. Очерки современной теории науки. -М.: Наука, 1975.- 167 с.
- Кузнецов Б.М. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М.: Политиздат, 1981.-183 с.
- Кузнецов В.И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М.: Агар, 1996.-384 с.
- Культура, культурология и образование (материалы «круглого сто-ла»)//Вопросы физики, 1997. № 2. — С. 3−56.
- Кулюткин Ю.Н. Образование в изменяющемся мире//Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб, 1996. — С. 13−16.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
- Кучерук А.С. Современное гуманитарное мышление научный, образовательный и цивилизационный феномен. Научно-аналитический обзор. -М., 1999.-76 с.
- Ланжевен П. Избранные произведения. Статьи и речи по общим вопросам науки. М., 1949. — 438 с.
- Ланина И .Я. Методика формирования познавательного интереса школьника в процессе обучения физике. Дис. док. пед. наук. Л., 1986. — 379 с.
- Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры/УКультура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С. 28−36.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 299 с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии, 1996. № 4. — С. 15−26.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. -СПб., 1996.- 175 с.
- Личность и ее ценностные ориентации. Вып. 1. М., 1969. — 179 с.
- Личность: этические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 217 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
- Лосский Н.О. Ценность и бытие//Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — С. 250−314.
- Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Репра, 1993. — 175 с.
- Максвелл Дж.К. Статьи и речи. М.: Наука, 1968. — 122 с.
- Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наукова думка, 1984, — 119 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, Культура, 1992. С. 122−125.
- Мамчур Е.А. Ценностные факторы в познавательной деятельности уче-ного//Вопросы философии, 1973. № 9. — С.
- Манукян С.П. Дидактические основы формирования личностного отношения учащихся к учебной деятельности. Автореф. дис. док. пед. наук. -М., 1987.-81 с.
- Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997. — 384 с.
- Маркова JI.A. Наука. История и историография XIX—XX вв. М.: Наука, 1987.-264 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-264 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефлер-Бук, К.: Ваклер, 1997. -304 с.
- Матвеева С.Я. Ценность науки в контексте культуры//Культурные ценности: прошлое и современность. М., 1988. — С. 20−33.
- Мах Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования. -М., 1909. 471 с.
- Махлах Е.С. и др. Методика измерения ценностей личности//Методы социально-психологических исследований. Сборник научных трудов. М., 1975.-С. 44−57.
- Мензел Д. О «летающихтарелках». М., 1962. — 352 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы/Под ред.
- B.П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. — 4.1. — 320 с.
- Методика преподавания физики в средней школе. Частные вопросы/ Под ред. С. Е. Каменецкого, Л. А. Ивановой. М.: Просвещение, 1987. — 336 с.
- Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1983. — 239 с.
- Мигдал А.Б. От идеи до научной истины//Курьер Юнеско, июнь, 1979.1. C. 29−30, 35.
- Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания.-М., 1990.-212 с.
- Микешина Л.А. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном знании//Научные доклады высшей школы. Сер. Философские науки. М., 1982. — № 6. — С. 52−61.
- Микк Я.А. О факторах понятности учебного текста. Автореф. дис. кан. пед. наук. Тарту, 1970. 22 с.
- Можаровский И.Л. Условия изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998.-№ 2. — С. 42−51.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. — 351 с.
- Монтень М. Опыты. Кн. I, III. М., 1960. — 526 с.
- Мораль и рациональность. М.: ИФ РАН, 1995. — 197 с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Мощанский В.Н. Физика-9. Механика. Пробный учебник для средней школы. Псков, 1993. — 228 с.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб. Метод. Пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 80 с.
- Наука в культуре/Под ред. В. Н. Поруса. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.- 384 с.
- Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. — 360 с.
- Наука и культура. М.: Наука, 1984. — 335 с.
- Наука и нравственность М.: Политиздат, 1971. — 440 с.
- Наука и ценности. Проблемы интеграции естественнонаучного социогу-манитарного знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 184 с.
- Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика, 1998.-№ 3.-С. 3−10.
- Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. 144 с.
- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТП иО РАО, 1995. — 631 с.
- О человеческом в человеке/Под общ. Ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
- От Я к Другому. Минск, 1997.-275 с.
- Оппнгеймер Р. Наука и культура//Наука и человечество. М., 1964. — С. 52−65.
- Основы методики преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
- Паскаль Б. Мысли. М., 1995. -480 с.
- Перминова JI.M. Содержание образования с позиций самоидентификации личности//Педагогика, 1997. № 3. — С. 36−39.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. Т.2.-М.: Педагогика, 1981. 416 с.
- Петров М.К. О природе научной ценности//Вестник АН СССР, 1980. № 3.-С. 64−71.
- Петровых Н.П. Культурологический спецкурс «Эволюция физической картины мира'7/Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования. Материалы региональной научно-практической конференции. 4.1. Чита, 1998. — С. 152−154.
- Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966. -287 с.
- Платов Ю.В., Рубцов В. В. НЛО и современная наука. М.: Наука, 1991. — 176 с.
- Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. — 656 с.
- Позднеева С.П. К вопросу о переориентации науки на челове-ка//Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Материалы Всесоюзной научной конференции. Ч.Ш. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — С. 209−213.
- Познание и общение. -М.: Наука, 1988. 208 с.
- Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. М.: Мысль, 1990. -219 с.
- Поль Дирак и физика XX века. М.: Наука, 1990. — 223 с.
- Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
- Порус В.Н., Пятницые Б. Н. Оценка, ценность и развитие научного знания (диалектический аспект)//Творческая природа научного познания. -М., 1984.-С. 248−278.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Возвращенное очарование мира//Природа, 1986.-№ 2.-С. 86−95.
- Проблема ценности в философии. M.-JI.: Наука, 1966. — 261 с.
- Проблема гуманизации естественнонаучного образования (на примере физики). Тезисы докладов. Н.-Новгород, 1996. — 149 с.
- Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. — 336 с.
- Проблемы преподавания физики. М., 1978. — 64 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000. -256 с.
- Прокопьев А.В. Формирование знаний учащихся о взаимосвязи фундаментальных экспериментов и физических теорий в курсе физики средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
- Пукшанский Б .Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. -Л.: ЛГУ, 1987.- 153 с.
- Пурышева Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1995. — 42 с.
- Пурышева Н.С. Дифференцированное обучения физике в средней школе. М.: Прометей, 1993. — 161 с.
- Разумовский В.Г. Обучение и научное познание/ЛПедагогика, 1997. № 1.-С. 7−13.
- Разумовский В.Г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация//Советская педагогика, 1988. № 7. — С. 3−10.
- Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФ РАН, 1995.-225 с.
- Ребане К.К. Энергия, энтропия, среда обитания. Таллинн: Валгус, 1984. — 160 с.
- Резников Л.И. Фундаментальные научные эксперименты в школьном курсе физики//Советская педагогика, 1973. № 10. — С. 39−45.
- Рефлексия в науке и обучении (сборник научных тезисов). Новосибирск, 1989. — 184 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -413 с.
- Рогова P.M. Развитие гуманитарного мировоззрения и ценностные ориентации личности. М., 1996.
- Розов М.А. Проблема ценностей и развитие науки//Наука и ценности. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 5−27.
- Розов М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели//Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. — С. 188−242.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 184 с.
- Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности/УСоветская педагогика, 1974. № 5. — С. 28−35.
- Рунин Б. Логика науки и логика искусстваУ/Содружество наук и тайн творчества. М.: Искусство, 1968. — С. 114−138.
- Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев: Наукова думка, 1987. 156 с.
- Рыженков А.П. Физика и экология. М.: Прометей, 1989. — 194 с.
- Сагатовский В.Н. Ценность и смысл//Философские науки, 1987. № 10. -С. 105−106.
- Салумаа Т. Программа обучения в школе. Таллинн, 1997. — 70 с.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте//Вопросы психологии, 1982. № 1. — С. 69−75.
- Семенов Н.Н. Наука и общество. М.: Наука, 1981. — 487 с.
- Семыкин Н.П., Любичанковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 86 с.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося/педагогика, 1997. № 3. — С. 40−45.
- Сержантов В.Ф. Смысл жизни как аксиологическая функция лично-сти//Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — С. 19−32.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика-1994.-№ 5.-С. 16−21.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте//Педагогика, 1998. № 7. — С. 14−20.
- Симанов А.Л., Стригачев А. Методологические принципы физики: общее и особенное. Новосибирск: Наука, 1992. — 222 с.
- Сластенин В.А. Аксиологические основания образования// Сластенин
- B. А. М.: Изд. Дом Магистр-Пресс, 2000. — С. 187−194.
- Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран. М.: Просвещение, 1985. — 256 с.
- Совершенствование содержания обучения физике в средней школе. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
- Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996. — 400 с.
- Современный урок физики в средней школе/Под ред. В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Современный человек: цели, ценности и идеалы. Реф. Сборник. Вып. 1. -М.: ИНИОН, 1988. 236 с.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 228 с.
- Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории и философии культуры). М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
- Сохор A.M. О дидактической переработке материала науки в учебниках (на примере физики)//Проблемы школьного учебника. Вып. 6. М.: Просвещение, 1978. — С. 89−100.
- Социальная экология и синтез научных знаний. Рига, 1983. — 318 с.
- Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилиза-ции//Вопросы философии- 1989. № 10. — С. 3−18.
- Степин B.C. Философия на рубеже веков//Вестник РАН, 1997. № 5.1. C.387−402.
- Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая революция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
- Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. М. Республика, 1994. — 464 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
- Сциентизм//Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-С. 445−446.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. М.: Просвещение, 1988. — 349 с.
- Тарасов Л.В. Направления перестройки преподавания физики в шко-ле//Сборник научно-методических статей по физике. Вып. 15. М.: Изд-во МПИ, 1989.-С. 122−132.
- Тарасов Л.В. Современная физика, в средней школе. М.: Просвещение, 1990.
- Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. — 448 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. -319с.
- Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издат. Дом «Бахрах», 1996.-480 с.
- Теория познания и современная физика. М.: Наука, 1984. — 336 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
- Тихомирова С.А. Гуманитаризация физического образования//Физика в школе, 1996. № 6. — С. 39−46.
- Трансформация ценностей и интеграция: наброски к вопросу о новой культуре поведения/Юбщеевропейский процесс и Гуманитарная Европа. Роль университетов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 222−238.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. — 156 с.
- Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1988. — 126 с.
- Турышев И.К. Роль истории науки в решении проблемы гуманитаризации физического образования. Владимир: ВГПИ, 1991. — 35 с.
- Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -718 с.
- Умов Н.А. Культурная роль физических наук//Журнал русской физической мысли, 1991. № 1. — Вып. 1. — С. 4−11.
- Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития человечества). М.: Луч, 1993. — 275 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1984.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-251 с.
- Физика в системе культуры. М.: ИФ РАН, 1996.
- Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX века. М.: Янус-К, 1997. — 304 с.
- Филонович С.Р., Щербаков Р. Н. Историзм в преподавании физики в средней школе: Тенденции и проблемы//Педагогическое образование. Вып. 4. М.: Прометей, 1991. — С. 33−39.
- Философия и методология науки: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В. И. Купцова. М., 1996. — 551 с.
- Философия, культура и образование (материалы «круглого сто-ла»)//Вопросы философии, 1999. № 3. — С. 3−54.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
- Формирование личности старшеклассника/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1989. 158 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фролов И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
- Фромм Э. Иметь и быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
- Хазен A.M. О возможном и невозможном в науке, или где границы моделирования интеллекта. М.: Наука, 1988. — 381 с.
- Хайдеггер М. Наука и осмысление//Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 67−84.
- Хапсироков А .Я. Отражение и оценка. Горький, 1972. — 183 с.
- Холтон Дж. Что такое «антинаука»?//Вопросы философии, 1992. № 2., С. 26−58.
- Ценностные аспекты развития науки. М.: Науки, 1990. — 294 с.
- Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. Тезисы докладов. М., 1995. — Т.1. — 137 с. — Т. 2. — 168 с.
- Чавчавадзе Н.З. Человек культура — ценности//Вопросы философии, 1981,-№ 6.-С. 59−69.
- Чандаева С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения учащихся. Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.-203 с.
- Чандаева С.А. Физика и человек. М.: Аспект Пресс, 1994. — 335 с.
- Человек и его ценности. 4.1. М., 1988. — 139 с.
- Человек науки/Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1974. — 392 с.
- Чижакова Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1999. — 34 с.
- Шадриков В.Д., Ткачук Р. Б. Физика по способностям. М.: Логос, 1993. — 240 с.
- Шаронова Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики. Дис. док. пед. наук.-М., 1997.-460 с.
- Шаронова Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике. М.: МП «MAP», 1994. — 183 с.
- Шаронова Н.Б., Щербаков Р. Н. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. Ч. 1-Й. Таллинн, 1994. — 157 с.
- Шаронова Н.В., Щербаков Р. Н. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. Ч. III-IV. — Таллинн, 1995. -166 с.
- Шахмаев Н.М., Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
- Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. — 490 с.
- Швырев B.C. Знание и мироотношение//Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПАН, 1996., С. 12−84.
- Шердаков В.Н. Человек и нравственные ценности//Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 413−425.
- Шибаева М.М. Духовные предпосылки творческой деятельности челове-ка//Культура и личность: Проблема социальной активности. М., 1990. -С. 67−76.
- Шиянов Е.Н., Котова И. В. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 314 с.
- Шредингер Э. Новые пути в физике. М.: Наука, 1971. — 427 с.
- Шрейдер Ю.А. Препятствие логика//Природа, 1992. -№ 1. — С. 75−81.
- Шрейдер Ю.А. Цели и ценность образования//Философия образования. Сборник научных статей. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 135−148.
- Щербаков Р.Н. Формирование положительного отношения учащихся к учебной деятельности//Среднее специальное образование, 1982. -№ 6. -С. 28−30.
- Щербаков Р.Н. Формирование личности учащегося на историко-биографическом материале// Методические рекомендации по физике. Вып. 10. М.: Высшая школа, 1986., С. 64−74.
- Щербаков Р.Н. Принципы отбора историко-биографического материала в обучении физике//Методы научного познания в обучении физике. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986. — С. 80−84.
- Щербаков Р.Н. Формирование мировоззрения учащихся при обучении физике (на историко-биографическом материале). Дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 243 с.
- Щербаков Р.Н. У истоков естественнонаучного образования (К 200-летию со дня рождения М. Фарадея)//Советская педагогика, 1991. № 1. -С. 131−136.
- Щербаков Р.Н. Физическое образование и культура//Советская педагогика, 1991.-№ 12.-С. 43−48.
- Щербаков Р.Н. Социокультурные функции истории науки в процессе обучения//Вопросы психологии, 1992. № 1−2. — С. 67−73.
- Щербаков Р.Н. Гуманитаризация преподавания физики в техникумах и ПТУ. Методическое пособие. М., 1992. — 64 с.
- Щербаков Р.Н. Исаак Ньютон: Наука и образование/УПедагогика, 1993. -№ 3. С. 94−98.
- Щербаков Р.Н. Наука против антинауки на уроках физики//Физика в школе, 1993.-№ 3. С. 25−31.
- Щербаков Р.Н. Здравый смысл учащегося и научные знания//Вопросы психологии, 1993. № 3. — С. 53−61.
- Щербаков Р.Н. Беседа о физике как науке//Физика в школе, 1994. № 3.- С. 26−35.
- Щербаков Р.Н. Национальная культура на уроках физики//Специалист, 1994. -№ 10.-С. 15−18.
- Щербаков Р.Н., Болбока О. Н. Две стороны культуры в представлении учащихся//Вопросы психологии, 1996. № 3. — С. 53−62.
- Щербаков Р.Н. Декарт, картезианство и воспитание лично-сти//Педагогика, 1996. № 4., С. 83−86.
- Щербаков Р.Н. Глобальные проблемы современности на уроках физика/Специалист, 1997. № 8. — С. 18−21.
- Щербаков Р.Н. Томас Эдисон иностранный член Академии наук СССР//Вестник РАН, 1997. — № 4. — С. 346−349.
- Щербаков Р.Н. Идея гуманизма в естественнонаучном образова-нии//Наука и школа, 1997. № 6. — С. 8−12.
- Щербаков Р.Н. Физика и физика Эстонии. Пособие для учителя. Таллинн, 1997.-90 с.
- Щербаков Р.Н. Физика в контексте мировой культуры//Физика в школе, 1998.-№ 1.-С. 46−50.
- Щербаков Р.Н. Гуманистические ценности науки и образования//Вестник РАН, 1998. № 3. — С. 242−243.
- Щербаков Р.Н. Ценностные отношения в обучении физике/ЛГрадиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч. I. Чита, 1998.-С. 77−79.
- Щербаков Р.Н. Ценности личности и ценности науки//Специалист, 1998. № 6. — С. 16−18.
- Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Прометей, 1998. — 268 с.
- Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения (на примере курса физики)//Наука и школа, 1999. № 1.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эйнштейн А. Собрание научных трудов. T.IV. М.: Наука, 1967. — 599 с.
- Экологическое образование школьников/Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суровегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1989. — 359 с.
- Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. -М.: Наука, 1986. 262 с.
- Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия детей’У/Вопросы философии, 1996.
- Юськович В.Ф. Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики в средней школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 188 с.
- Яворский Б.М., Тихомирова С. А. Физика: Учебник для учащихся гуманитарных классов. 10-й класс. М.: Школа-Пресс, 1997. — 288 с.
- Benjamin G. Science. Technology and human values. Columbia, 1965.
- Bloom B.S. Human Characteristics and School learning. N.-Y., 1976.
- Gabor D. The nature society. London, 1972.
- Hartmann Hoddeson Jullian. The living history of Physics and the Human Dimension of Science// The Physics teacher, 1974. Vol.12. — N 5. — Pp. 275−282.
- Humphry R. Scientific ethics dual life values. California, 1974.
- Laudan L. Science and values. Berkley, 1984.
- Man, science and society. Simla, 1970.
- March R.N. Physics for Pats. N.-Y., 1990.
- Merton R.R. The sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigation.-N.-Y., 1973.
- Rabi J. Science: the center of culture. N.-Y., 1947.
- Physical science and human values. Prinston, 1947.
- Sarton G. The History of Science and New Humanism. N 4, 1956.
- Trefil S. Physics as a liberal art. N.-Y., 1978. — 466 p.
- Oiglane H. Fuusiku. X kl. I ja II osad. Tallinn: Koolibri, 1945. — 144 1.
- Values in education and education in values/ Ed. By J. Halstend and M. Taylor. London: The Falmer Press, 1996.
- Wallance A.F. Culture and Personality. N.-Y., 1971.
- Weiskopf W. Science and Ethics. Induction physics and Ethics // Procudiny of 1988. Salzbary colloquium in the philosophy of Science. Dortrecht, Holland, 1970.
- Wittgenstein L. Culture and Values. Oxford, 1980.