Подготовка бизнес–плана реконструкции предприятия
Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разраба-тывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реа-лизация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т. д.). Необходимость подобных планов определяется, в ча-стности, идеей диверсификации деятельности, как известно являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности… Читать ещё >
Подготовка бизнес–плана реконструкции предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство общего и профессионального образования РФ
Уральский государственный технический университет
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
Оценка
Члены комиссии
ПОДГОТОВКА БИЗНЕС — ПЛАНА РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Курсовой проект
По дисциплинам: Прогнозирование и планирование в
условиях рынка и Финансы предприятия
Преподаватель | Дистергефт Л.В. | |
Нормоконтролер | Дойлидова Л.В. | |
Студент Группа | Буторина М.Н. № ОКМ 16 К | |
1. Роль и значение бизнес — плана в предпринимательской деятельности
2. Состав, структура и объем бизнес — плана
3. Методика составления бизнес — плана реконструкции предприятия «Шина»
3.1. Вводная часть
3.1.1 Субъект реализации бизнес — плана
3.1.2 Цель реализации бизнес — плана
3.1.3 Этапы реализации бизнес — плана
3.1.4 Предпосылки реализации бизнес — плана
3.1.5 Технико — экономическое характеристика субъекта, осуществляющего бизнес — план
3.1.6 Технологическая структура инвестиции и источники их финансирования
3.2 Анализ положения дел в отрасли
3.3 Существо предполагаемого проекта реконструкции
3.3.1 Продукт
3.3.2 Свойства продукта
3.3.3 Глубина и степень проработки конструктивных решений
3.3.4 Глубина и степень проработки технологических решений
3.4 Анализ рынка
3.4.1 Общая характеристика потребности и основные потребности
3.4.2 Потенциальные конкуренты
3.4.3 Сравнительный анализ качества
3.5 План маркетинга
3.5.1 Сравнительный анализ цен и ценовая политика
3.5.2 Каналы сбыта
3.5.3 Реклама и продвижение продукта
4 Производственный план
4.5.1 Производственные помещения
4.5.2 План ввода мощностей и выпуска продукции
4.5.3 План закупки — технологического оборудования
4.5.4 Капитальное строительство
4.5.5 План персонала
4.5.6 План материальных потребностей
4.5.7 Расчет издержек производства
4.5.8 Плановая цена на продукцию
4.6 Охрана окружающей среды
4.7 Финансовый план
4.7.1 Источники финансирования
4.7.2 Погашение обязательств по кредитам
4.7.3 Плановый баланс — доходов и расходов
4.7.4 План денежных поступлений и выплат
4.7.5 Проектный баланс на конец первого года реализации бизнес-плана
4.8 Точка безубыточности
Заключение
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереоти-пов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур планирования и принятия решений.
В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управ-ления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции — планирования.
В современной быстроизменяющейся экономической ситуации не возможно добиться положительных результатов, не планируя своих дейст-вий и не прогнозируя последствий.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвидеть то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятель-ности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предва-рительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к ры-ночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифир-менному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является про-грессивная форма плана — «бизнес-план».
Целью курсового проекта является закрепление полученных студентами знаний по дисциплинам «Прогнозирование и планирование и в условиях рынка» и «Финансы предприятия» и приобретение навыков в применении этих знаний в дальнейшем при подготовке дипломного проекта, а впоследствии — для самостоятельной работы.
1. Роль и значение бизнес-плана в
предпринимательской деятельности
В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, на-сколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т. е. насколько грамотно оно реализует процесс внут-рифирменного планирования.
Планирование — сложный, многогранный процесс, требующий тща-тельной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Этот термин стал достаточно широко использовался в России сравнительно недавно — лишь в начале 90-х годов, однако к настоящему времени прак-тически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана.
.В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент более широкого плана действий. Подобные планы нужны прежде всего для обоснования некоторого нового направления развития, т. е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер.
Бизнес-план — это документ, отражающий в кон-центрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесооб-разность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть пред-полагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных фи-нансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать уси-лия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия дру-гого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.
Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, на-до быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих рас-четов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оце-нивается деятельность данной фирмы.
С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции:
— Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, г. е. разработки стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений ее деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное сред-ство качественного г количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса.
— Вторая функция — собственно планирование. Она служит для эко-номической оценки выбранного направления деятельности и идентифика-ции ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана — для контроля за его выполнением.
— Третья функция — привлечение займов и кредитов. Для того, что-бы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов банки, как правило, требуют — и их требования следует при знать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тща-тельно проработанной концепции стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдаст под новое дело кредиты, если ему не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы, поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых фак-торов в решении вопроса о привлечен и источников финансирования.
— Четвертая функция — рекламно-пропагандистская. Она необходи-ма для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые мо-гут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разраба-тываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потен-циальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.
Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разраба-тывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реа-лизация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т. д.). Необходимость подобных планов определяется, в ча-стности, идеей диверсификации деятельности, как известно являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности функционирова-ния компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной конкретной сфе-ре производства. Таким образом, бизнес-план используется как внутрен-ний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.
— Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определя-ются назначением и спецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности. Однако в любом его варианте должны присутство-вать ответы на наиболее общие вопросы: кто, что, когда, каким образом, за счет каких средств и насколько эффективно будет осуществлять свой биз-нес? «
Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный пери-од в зависимости от масштаба целевого проект?. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности/В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, клю-чевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке, но ме-сяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.
Прежде чем приступить к планированию будущей деятельности, не-обходимо четко определить направления развития своего дела, разрабо-тать стратегические цели, сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо также решить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступать к составлению плана Заказчиком бизнес-плана могут являться и юридические, и физиче-ские лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет до-кументов, определяющих направления, условия и ограничения при фор-мировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, обычно включа-ет:
— материалы и документы юридического и организационно — рекомен-дательного плана;
— решения и распоряжения Правительства Российской Федерации и местных органов власти;
— имеющиеся научно-исследовательские и проектные данные, отра-жающие концепцию проекта, например, градостроительного развития тер-ритории;
— материалы совещания;
— положения конкурсных комиссий, тендерных комитетов и других, отражающие факторы социального и экологического характера и подле-жащие учету при разработке и реализации проекта.
Разработчиками бизнес-плана могут выступать фирмы, специализи-рующиеся в маркетинговой деятельности, в области соответствующего (например, архитектурно-строительного, машиностроительного) проекти-рования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и экс-перты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обяза-тельным участием руководителей предприятия.
По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться и рассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или больше) с варьированием состава, структуры, функ-ционального назначения отдельных элементов, технических характери-стик объекта, например объемно-планировочных и конструктивных.
В этом случае в бизнес-плане приводится сравнительная характери-стика вариантов, но окончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному варианту, выбранному на основании анализа для реализации.
Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях привлечения инвестиции, заказчик вправе выбрать для реализации вариант с меньшим размером первоначальных (стартовых) капитальных вложений или отдать предпоч-тение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуата-цию и т. п.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традицион-ного планирования применительно к таким категориям рыночной эконо-мики, как: бизнес, конкурентная борьба, коммерческий риск, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности и т. д.
Бизнес-план в нашей стране до недавнего времени рассматривался как план какого-то одного мероприятия (что также верно) или как план становления и развития небольшого предприятия. Но опыт таких круп-нейших зарубежных корпораций, как «Дженерал моторс», «Тоета», «Сименс», убедительно показывает, что бизнес-план применим и для управле-ния крупным производством, регламентируя всю его деловую жизнь. От-личие бизнес-плана от ранее применявшегося плана производства в том, что он не только организует всю внутреннюю сторону процесса производ-ства на предприятии, но и стремится увязать ее с рыночными требования-ми.
2. Состав, структура и объем бизнес-плана.
Исходная информация для его разработки
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, то, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должна осуще-ствляться разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предпри-ятия. Если предполагается участие предприятия в большом количестве сегментов рынка или наличие большого количества конкурентов, то тре-буется дополнительное изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует соответствующего усложнения структуры бизнес-плана. При этом особенно важные для предприятия сегменты рынка или наибо-лее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана в целях более тщательного и пристального изучения.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования вложения инвестиций; для финансовых учреждений; для привлечения партнеров; для заключения контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкрети-зации.
В настоящее время не существует жестко регламентированной фор-мы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматрива-ются такие разделы, в которых раскрываются основ-ная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предпри-ятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и ус-танавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Подробный перечень разделов бизнес-плана, содержащий кон-кретизацию их содержания выглядит так:
1.Титульный лист
2.Оглавление
3. Вводная часть
- название и адрес фирмы
— учредители
— суть и цель проекта
— стоимость проекта
— потребность в финансах
— ссылка на секретность
4.Анализ положения дел в отрасли
- текущая ситуация тенденции развития отрасли
— направление и задачи деятельности проекта
5.Существо предлагаемого проекта
- продукция (услуги или работы)
— технология
— лицензии
— патентные права
6.Анализ рынка
- потенциальные потребители продукции
— потенциальные конкуренты
— размеры рынка и его рост
— оценочная доля на рынке
7.План маркетинга
- цены
— ценовая политика
— каналы сбыта
— реклама
— прогноз новой продукции
8.Производственыч план
- производственный процесс
— производственные помещения
— оборудование
— источники поставки сырья, материалов, оборудования и ра-бочих кадров
— субподрядчики
9.Организационный план
- форма собственности
— сведения о партнерах, владельцах предприятия
— сведения о руководящем составе
— организационная структура
10.Степень (оценка) риска
- слабые стороны предприятия
— вероятность появления новых технологий
— альтернативные стратегии
11. Финансовый план
- план доходов и расходов
— план денежных поступлений и выплат
— балансовый план
— точка безубыточности
12. Приложения
— копии контрактов, лицензии и т. п.
— копии документов, из которых взяты исходные данные
— прейскуранты поставщиков.
Необходимую для разработки бизнес-плана исходную информацию, объем и достоверность которой в значительной степени определяют каче-ство его составления, можно подразделить на следующие блоки:
1.1 Информация о спросе
Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходи-мо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это поку-пать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре эле-мента: характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
1.2. Производственная информация
Производственная информация зависит от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
— производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить нельзя ли пору-чить некоторые их них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
— сырье и материалы: составить список всех видов сырья и мате-риалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентиро-вочные цены;
— оборудование: составить спецификацию всего необходимого обо-рудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
— трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, выявить возможности подго-товки таких специалистов, определить размер средств на оплату их труда;
— помещения: определить потребность в производственных площа-дях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;
— накладные расходы: рассчитать расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управ-ленческого персонала и т. д.
4. Финансовая информация
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки фи-нансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой инфор-мации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займов и пр.).
Существует три группы финансовых показателей, которые позволя-ют оценить жизнеспособность проекта:
1) прогноз доходов и расходов на первые три года, строящийся на основе данных об ожидаемом объеме спроса;
2) прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период, который должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начального со-стояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые по-ступления и платежи с указанием объемов и сроков;
3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый план), характеризующий финансовую ситуацию предприятия на конкрет-ный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнера-ми).
Бизнес план — представляет собой перспективный документ, который рекомендуется составлять минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуются давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные показатели в подготовке «бизнес — плана»:
— кратность, изложение только самого главного по каждому разделу плана;
— доступность в изучении и понимании, т. е. бизнес — план должен понятен широкому кругу людей, а не только специалистам;
— убедительным, пробуждать интерес у партнера.
Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться, на успех своего дела.
3. Методика составления бизнес-плана
реконструкции предприятия «Шина»
3.1. Вводная часть (резюме)
Настоящий бизнес-план представляет предприятие «Шина» (име-нуемое в дальнейшем ПРЕДПРИЯТИЕ) возможным инвесторам с целью привлечения капитала для проведения реконструкции производства, что позволит перейти к выпуску перспективных высокоскоростных шин для легковых автомобилей радиальной конструкции.
3.1.1. Субъект реализации бизнес-плана
Акционерное общество открытого типа предприятие «Шина».
Адрес: Россия, 620 000, г. Екатеринбург, ул. Резиновая, 10
Телефон: (3432) 25−25−25
Телефакс: (3432) 25−25−00
Генеральный директор: Иванов Петр Степанович
АООТ действует на основании Постановления Совет Министров РФ от 25.05.90
г. № 106.
Уставной капитал — 100 тыс. Д.Е. (на 01.01.99 г.)
Акционерный капитал — 100 тыс. Д.Е. (10 000 акций номинальной стоимостью
10 Д.Е.).
3.1.2. Цель реализации бизнес-плана
Реконструкция действующего производства с целью создания ново-го производства высокоскоростных шин для легковых автомобилей ради-альной конструкции двух видов:
- 205/70R-14 модель И-3 71
- 175/70R-13 мод-льБИ-391.
Радиальные шины предназначены для легковых автомобилей отече-ственного производства, а также легковых автомобилей иностранного производства, эксплуатирующихся со скоростями
- 210 км/ч (175/R13)
- 180км/ч (205/70К14).
3.1.3. Этапы реализации бизнес-плана
— Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию.
— Заключение договоров" на поставку отечественного и импортного оборудования.
— Реконструкция производственных корпусов ПРЕДПРИЯТИЯ.
— Закупка, монтаж и наладка оборудования.
— Отладка технологии производства.
— Выход производства на проектную мощность — 1 050 000 штук в год, в том числе:
модель И-371 (205/70R-14) — 525 000 шт. в год;
модель БИ-391(175/70Р-13) — 525 000 шт. в год.
Ввод производства на полную мощность — 4-й квартал 2002 г.
3.1.4. Предпосылки реализации бизнес-плана
— возрастающая потребность в шинах в связи с увеличением парка легковых автомобилей;
— лучшие эксплуатационные характеристики, более высокие гаран-тии безопасной эксплуатации автомобиля при использовании радиальных шин по сравнению с диагональными;
— меньшая материалоемкость, следовательно и меньшие затраты, а значит, возможность реализации шин по относительно низкой цене и со-хранение позиций на рынке;
— большой опыт ПРЕДПРИЯТИЯ по производству различных шин;
— освоение нового производства на свободных площадях ПРЕД-ПРИЯТИЯ с готовой инфраструктурой, а значит с наименьшими затратами времени и средств;
— наличие опытного, высококвалифицированного персонала;
— наличие налаженных каналов сбыта продукции.
3.1.5.Технико-экономическая характеристика субъекта, осуществляющего бизнес-план
— Площадь земельного участка — 50 тыс. м2.
— Площадь производственных и служебных зданий — 25 тыс. м2.
— Количество работающих — 1338 чел.
Основные виды выпускаемой продукции — легковые автопокрышки четырех видов:
— 6.45 — 13;
— 6.15 — 13;
— 6.40 — 13
— 1.65 — 13.
3.1.6.Технологическая структура инвестиций и источники их финансирования, тыс. Д.Е.
1. Капитальные вложения на реконструкцию, составляют всего — 66 000
из них:
— НИР и ОКР — 198
— Проектно-изыскательские работы — 198
— Строительно-монтажные работы — 3432
— Оборудование, всего — 60 192
в том числе:
— отечественное — 36 102
— импортное — 24 090
— Пуско-наладочные работы — 660
— Прирост оборотных средств — 1320
2. Источники финансирования:
— Собственные средства — 41 316
— Государственный льготный кредит — 15 906
— Коммерческий кредит — 8778
3. Освоено инвестиций на 01.01.2001 г. — 722,3
3.2. Анализ положения дел в отрасли
" На территории России находится семь предприятий, выпускающих различные виды автопокрышек для легковых и грузовых автомобилей, мо-тоциклов и мотороллеров, для различной сельскохозяйственной техники, самолетов и т. п. (Москва, Ярославль, Нижнекамск, Киров, Екатеринбург, Омск, Красноярск).
В настоящее время все предприятия отрасли испытывают опреде-ленные трудности, присущие переходному периоду в экономике: мораль-но и физически изношенное оборудование; устаревший ассортимент про-дукции; нехватка финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств, своевременной оплаты труда работников и тем более для обновления и расширения производства. В то же время, акционирование пред-приятий, некоторая наметившаяся экономическая стабилизация, конку-ренция со стороны иностранных производителей, поставляющих на наш рынок высококачественные покрышки, побуждают все предприятия от-расли предпринимать определенные шаги, позволяющие решать перечис-ленные выше проблемы. Именно поэтому ПРЕДПРИЯТИЕ и собирается осуществить реконструкцию производства.
Предприятие «Шина» занимается производством автопокрышек бо-лее 50 лет. В 60-е годы на предприятии была проведена первая серьезная реконструкция, в ходе которой был построен новый современный по тому времени производственный корпус, существенно обновлен парк основного оборудования, в том числе приобретены импортные форматоры-вулканизаторы.
Выпускаемые ПРЕДПРИЯТИЕМ в настоящее время автопокрышки диагональной конструкции, используемые: для автомобилей марок «Моск-вич», «ВАЗ», «ЗАЗ», «ИЖ», являются морально устаревшими и не в пол-ной мере отвечают требованиям современного рынка. Перспективным ви-дом продукции, предназначенной для легковых автомобилей как отечест-венного, так и иностранного производства, эксплуатирующихся со скоро-стями более 180 км/ч, являются автопокрышки радиальной конструкции.
Основными конкурентами ПРЕДПРИЯТИЯ на отечественном рынке радиальных шин будут предприятия Москвы, Нижнекамска, Омска и Ки-рова, уже приступившие к их производству. Остальные предприятия от-расли специализируются на производстве покрышек для большегрузных автомобилей, сельскохозяйственной техники и др.
3.3.Существо предлагаемого проекта реконструкции
3.3.1.Продукт.
Радиальные шины предназначены для эксплуатации на легковых ав-томобилях отечественного производства («Жигули», «Волга», «Москвич») и аналогичных автомобилей импортного производства.
Виды продукта:
— 205/70R-14 модель И-371
- 175/70R-13 модель БИ-391
Размеры:
— посадочный диаметр 14 и 13 дюймов;
— ширина профиля 205 и 175 мм;
— серия 70% (номинальное отношение высоты профиля к его ширине)
Тип рисунка протектора:
- дорожный
— межсезонный
— зимний Конструктивные варианты корда:
— комбинированный (текстильный и металлокорд).
3.3.2. Свойства продукта
Принципиальным отличием радиальных шин от диагональных явля-ется направление нитей корда в каркасе и брокере.
В радиальных шинах нити корда в каркасе располагаются радиально от борта к борту, в 70−80 градусах к меридиональной плоскости сечения. Вследствие меньшей нагруженности нитей каркаса радиальные шины имеют меньшее число слоев чем диагональные. Большой угол, составляе-мый нитями брекерного пояса с меридианом, позволяет рассматривать его как не растяжимую гибкую ленту. Это в значительной степени определяет прочность всей шины и износостойкость протектора.
Конструкция радиальной шины позволяет получить следующие важные достоинства продукта:
1 .Значительное увеличение пробега шин и повышение комфорта-бельности езды за счет увеличения постоянного контакта протектора с до-рожным покрытием, обусловленного большей эластичностью боковин.
2. Увеличение срока службы шины за счет снижения температуры работы покрышки.
3. Снижение расхода горючего за счет значительного снижения со-противления качению, обусловленного большей эластичностью боковин.
4. Безопасность на любых расчетных скоростях движения, постоян-ство размеров шин.
Вид шин выбран по результатам испытаний на дорогах с низким ко-эффициентом сцепления. Шины 175/70R 13 модели БИ-391 и 205/70R14 модели И-371 обладает приемлемыми сцепными свойствами и сущест-венно превосходят взятые за прототип шины модели MXV фирмы Michelin. Обе шины имеют отношение высоты профиля к его ширине 70%,т.е. являются низкопрофильными. Такое соотношение габаритных разме-ров шины обеспечивает снижение сопротивления качению, массы шины в сборе с колесом, повышение боковой жесткости (примерно на 8%), улуч-шение управляемости, повышение ходимости. Уменьшение наружного диаметра понижает центр тяжести автомобиля, улучшает ездовые качества и устойчивость автомобиля.
Эксплуатация шин возможна во всех климатических зонах при тем-пературе окружающей среды от -45 до +55 °С.
Показатели, характеризующие потребительские свойства проекти-руемых шин 175/70 R-13 в сравнении с импортными аналогами, приведе-ны в табл.1.
Таблица 1
Потребительские свойства шин: 175/70R-13
Свойства | Проектируемые шины | Шины фирмы Michelin | |
Вес, кг | 7,6 ± 0,15 | Нет данных | |
Пробег, тыс. км. | Нет данных | ||
Нагрузка, кгс / max (индекс несущей способности) | 475 (118) | 475 (118) | |
Предельная скорость эксплуатация, км/ч (индекс скорости) | 210 («Н») | 210 («Н») | |
Сцепление с дорожным покрытием | Превосходит импорт-ный аналог | Уступает отечествен-ному аналогу | |
Влияние на экономию топлива, л/100 км | 6,1 | 6,1 | |
Безопасность (быстрое разрушение) | Равноценны | ||
Устойчивость к повреждениям | Равноценны | ||
Потери на качение (коэффициент со-противления качению) | 0,0124−0,0138 0,0148 | ||
3.3.3. Глубина и степень проработки конструктивных решений
Проектируемые шины по своим габаритным характеристикам соот-ветствуют Евростандарту.
Рецептура резин предусматривает повышение конкурентоспособно-сти и эксплуатационной выносливости легковых шин, что достигается по-вышением износостойкости протекторных резин, использованием высо-комодульной брекерной резины и оптимизацией распределения резин в основных деталях шины в соответствии с упругогистерезисными свойст-вами.
3.3.4. Глубина и степень проработки технологических решений
Разработку технологии производства осуществляли НИИ шинной промышленности (НИИШП) совместно с AOC" ' «Шина». При разработке технологии производства радиальных шин использованы технические ре-комендации НИИШП, а также технологии родственных предприятий: АО «Нижнекамскшина», АО «Кировский шинный завод» и частично АО «Мо-сковский шинный завод», на которых уже имеется опыт серийного произ-водства радиальных шин.
Доля оборудования, разработка которого находится на стадии НИР и ОКР или изготавливается впервые, составляет 31%.
К нему относятся:
— линия изготовления металлокордного брокера ЛИМБ;
— агрегаты для сборки покрышек АСПР2−410−700, АСППР 410−650;
— линия раскроя текстильного корда, наложения резиновых прослоек, гермослоя.
Остальное оборудование (69%) — изготавливается серийно.
Общее число основных технологических переделов — восемь.
Полностью отработанная серийная технология — на двух пере-делах.
Основные технологические переделы, по которым технология нахо-дится на стадии разработки (степень готовности по ним):
— шприцевание профилированных заготовок, в том числе профили-рование беговой части протектора и боковины — 80%, остальных заготовок -50%;
— изготовление слоев каркаса, наложение резиновых прослоек и гермослоя — 50%;
— изготовление слоев металлокордного брекера — 50%;
— сборка покрышек — 80%;
— изготовление бортовых колец -100%;
— изготовление крыльев покрышек -10%;
— инспекция качества готового изделия — 50%.
Все технологические связи проработаны до уровня полной совмес-тимости по входным и выходным продуктам.
В производстве по серийной технологии используется 37 видов сы-рья и материалов, из них:
— 27 видов из различных регионов России;
— 5 видов из ближнего зарубежья;
— 5 видов из дальнего зарубежья.
По всем видам сырья и материалов, получаемым из России, дальнего и ближнего зарубежья, технологические требования удовлетворяются полностью. С поставщиками заключены долгосрочные договоры на по-ставку ресурсов.
3.3.5. Правовая защита
Шины 175/70R13 и 205/70R14 разработаны специалистами НИ-ИШП, прошли все необходимые испытания.
Конструкция брокера (а.с. № 1 268 442 25.07.79 г.).
Рисунок протектора (а.с. № 1 593 980 25.05.90 г.).
Рисунок протектора (а.с. № 30 740 12.07.89 г.). .
Рисунок протектора (а.с. № 24 699 15.03.88 г.).
ПРЕДПРИЯТИЕ готовит выпуск опытных образцов и их сертифика-цию в декабре 2001 года.
Степень проработки конструкторских решений -100%
3.4. Анализ рынка
3.4.1. Общая характеристика потребности и основные потребители
Основная потребность в данной продукции складывается из потреб-ности в шинах, идущих на комплектацию автомобилей при их производст-ве и на замену изнашивающихся шин эксплуатируемых автомобилей.
По данным Госкомстата РФ, в 1999 году в России стояло на учете около 15,5 млн. шт. легковых автомобилей. По прогнозам специалистов, в 2001 году прирост парка легковых автомобилей в нашей стране может со-ставить более 2,0 млн. шт. Учитывая, что в среднем потребность в шинах, с учетом различных видов протектора, составляет примерно 1−1,2 шины на один эксплуатирующийся автомобиль в год, можно предположить, что потребность в шинах в 2001 году составит более 18 млн. штук и в дальнейшем будет возрастать. При этом (по данным специалистов НИИ авто-мобильного транспорта) отчетливо прослеживается тенденция снижения спроса на шины диагональной конструкции. По их экспертной оценке оп-тимальная доля шин радиальной конструкции для дорожных условий Рос-сии должна составлять 80−90% от общего выпуска шин. Ожидаемый спрос на легковые радиальные шины в нашей стране к 2001 году составит около 10 млн. шт. и в дальнейшем увеличится до 13−15 млн. шт. в год.
В настоящее время мощности по производству радиальных шин в России составляют около 6 млн. шт. Остальная потребность в них обеспе-чивается за счет поставок из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Свердловской области по данным Управления статистики, при-рост парка легковых автомобилей в 1999 году составил более 25 тысяч единиц, а на 01.01.2000 года общая численность легковых автомобилей области составила более 400 тысяч единиц. Потенциальную емкость рынка шин, идущих на эксплуатацию, только по Свердловской области можно оценить в 250−350 тысяч штук ежегодно.
Основным потребителем высокоскоростных радиальных шин для легковых автомобилей является Волжский автомобильный завод. Имеется договоренность с этим заводом на приобретение новых высокоскоростных радиальных шин в объеме 500 тысяч штук ежегодно для комплектации но-вых моделей легковых автомобилей высокого класса. Кроме того, ПРЕД-ПРИЯТИЕ планирует продавать шины на комплектацию автозаводу «Иж-маш» и осуществлять реализацию шин через имеющуюся оптовую и роз-ничную торговую сеть в Уральском и других регионах.
Учитывая потребность рынка в радиальных шинах, высокие экс-плуатационные характеристики продукции, отвечающие мировым стан-дартам, низкие, конкурентоспособные цены планируемых к выпуску ради-альных шин, можно полагать, что ПРЕДПРИЯТИЕ не будет испытывать серьезных затруднений в сбыте своей продукции.
3.4.2. Потенциальные конкуренты
Конкурентами ПРЕДПРИЯТИЯ на рынке радиальных шин будут предприятия Москвы, Нижнекамска, Кирова и Омска. При этом два по-следних из названных находятся от г. Екатеринбурга на расстоянии 700−1000км.
АО «Кировшина» в 1999 году приступил к освоению шины 205/70R-14 модели ОИ-297.
АО «Омскшина» — совместное предприятие с фирмой Matador (Сло-вения) — также выпускает радиальные шины 175/70R-13 и 205/70R-14 с 1998 года. Величина действующей мощности не известна. Выпускаемые шины имеют только дорожный рисунок протектора. Есть данные, что вы-пускаемые АО «Омскшина» покрышки 175/70R-13 имеют плохое сцепление с дорогой в климатических условиях Урала, а также невысокое каче-ство (большое количество рекламаций по металлокордному брокеру).
3.4.3. Сравнительный анализ качества
Для сравнения качественных параметром с импортной продукцией по результатам испытаний на дорогах с низким коэффициентом сцепления была выбрана шина 175/70R-13 модели MXV фирмы «Michelin», как наи-более подходящая для эксплуатации в сложных климатических условиях Урала и Сибири.
Результаты лабораторно-дорожных испытаний шин 175/70R-13 мо-дели БИ-391 категории скорости «Н» в сравнении с шинами 175/70R-13 модели MXV фирмы «Michelin», полученные НИИШП на автомобиле ВАЗ — 2110, приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Показатель | Результат | Оценка шин БИ-391 к MXV | ||
MXV | БИ-391 | |||
Средний расход топлива в диапазоне 40−140км./ч, л/100км | 6,20 100% | 6,10 97,0% | Превосходит | |
Выбег с 80 км/ч, м. | 932 100% | 1022 109,7% | Превосходит | |
Разгон с 40 до 120 км/ч, с, | 875 100% | 822 93,9% | Превосходит | |
Максимальная скорость, км/ч | 156, 5 100% | 158,6 101,3% | Равноценны | |
Тормозной путь с 80 км/ч; — и сухом покрытии, м | 31,8 100% | 31,8 100% | Равноценны | |
— на мокром покрытии, м. | 35,0 100% | 34,6 100% | Равноценны | |
Устойчивость и управляемость: а) имитация обгона: — на сухом покрытии, с/% по V3 | 4,714 100% | 4,724 99,4% | Равноценны | |
— на мокром покрытии, с/% no V3 | 4,751 100% | 4,845 94,3% | Равноценны | |
б) «поворот» — на сухом покрытии, км/ч | 77,7 100% | 77, 2 99,4% | Равноценны | |
— на мокром покрытии, км/ч. | 71,9 100% | 71.9 100% | Равноценны | |
Таблица 3
Ключевые показатели н параметры | Состояние дорожного покрытия | Модель шин | ||
БИ-391 | MXV | |||
А. Поведение автомобиля при трогают с места (среднее): * эффективность трогания на горизонтальной дороге * эффективность трогания на подъеме | Снег Лед Снег Лед Снег Лед | 2,66 1.13 3,10 2.25 2.21 0,20 | 1,86 0,88 2,33 1,75 1,38 0,0 | |
Б. Поведение автомобиля при разгоне: — эффективность — устойчивость | Общее Снег Лед Снег Лед | 3.60 1,93 3,26 1,98 3,94 | 2,91 1,75 2,32 1,76 3,50 | |
В. Поведение автомобиля при торможении: * эффективность торможения рабочим тормозом *эффективность торможения рабочим тормозом плюс двигателем * устойчивость при торможении | Общее Снег Лед Снег Лед Снег Лед | 3,16 3,14 1,90 2,99 1,80 3,27 2.0 | 2,97 2,48 1,45 2,14 1,26 2,33 1,63 | |
Г. Устойчивость автомобиля при равномерном прямо-линейном движении | Общее | 3,88 | 3,19 | |
Д. Поведение автомобиля при движении на повороте: * снижение траекторией устойчивости (снос) * снижение курсовой устойчивости (занос) * возможность корректировки сноса * возможность корректировки заноса * восстановление чувствительности | Общее Общее Общее Общее Общее Общее | 3,35 2,99 3,21 2,27 4,0 3,26 | 2,70 1,99 3,20 2,17 3.70 2,46 | |
Е. Общая оценка поведения автомобиля на данной шине | Общее | 3,24 | 2,05 | |
3.5 План маркетинга
3.5.1 Сравнительный анализ цен и ценовая политика Цены на продукцию заводов конкурентов (с учетом НДС и транспортных затрат) на рынке России:
— фирма «Matador» 205/70R-14 (БЦИ - 280) = 375 Д.Е.
175/70R-:3 = 270 Д.Е.
— фирма «Goodyear» 205/70R-14 = 390 Д.Е.
175/70R-13 = 280 Д.Е.
Плановая цена на шины, выпускаемые ПРЕДПРИЯТИЕМ, определя-ется уровнем затрат на производство (себестоимостью), уровнем сбытовых затрат; сложившейся рыночной конъюнктурой на данный вид продукции и планируемым уровнем рентабельности.
По расчетам, отпускные цены ПРЕДПРИЯТИЯ (с учетом НДС и транспортных расходов) будут составлять (см. табл.13), Д.Е.:
— 205/70К-14(И-371) = 290
— 175/70К-13(БИ-391) = 180
3.5.2. Каналы сбыта
Для реализации радиальных шин будет использоваться существую-щая, достаточно хорошо отлаженная система каналов сбыта. В областных центрах Урала предполагается открыть торговые представительства ПРЕДПРИЯТИЯ и сеть новых магазинов, с помощью которых будет осу-ществляться реализация 80−90% объема производимых шин.
3.5.3. Реклама и продвижение продукта
Реклама радиальных шин будет расширяться по мере наращивания объемов их производства. Рекламные материалы, свидетельствующие об уникальности и высоком качестве новой продукции ПРЕДПРИЯТИЯ, бу-дут размещаться на больших красочных щитах во всех крупных городах Урала, в отраслевых периодических изданиях, в средствах массовой ин-формации (областных, районных газетах, специальных рекламных вкла-дышах центральных газет). Предполагается разработка специальной про-граммы стимулирования оптовых потребителей, предусматривающая скидки с цены на продукцию, реализуемую крупными партиями, от 1 до 5%.
3.6. Производственный план
3.6.1. Производственные помещения
Новое производство будет размещаться на свободных производст-венных площадях с готовой действующей инфраструктурой.
3.6.2. План ввода мощностей и выпуска продукции
Выпуск радиальных шин на первоначальном этапе будет произво-диться на имеющемся оборудовании и по мере ввода нового оборудования будет увеличиваться. При этом объем и ассортимент производимых диа-гональных шин сохранится на уровне 2000 года.
Показатели ввода новых мощностей и выпуска продукции приведе-ны в табл. 4.
4.6.3. План закупки технологического оборудования
Основные факторы, определяющие количественный и качественный состав оборудования, — высокое качество продукции, высокая производительность оборудования и универсальность оборудования, доступность сервисного обслуживания, надежность и стабильность технологического процесса и т. п.
Таблица 4
План ввода мощностей и производства продукции, тыс. шт.
№п/п | Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. всего | |||||||||
всего | в том числе по кварталам | всего | в том числе по кварталам | ||||||||||
Ввод (прирост) мощностей, всего: | ; | ; | |||||||||||
В том числе: 205/70 R-1 | 9.5 | 24.5 | 58.5 | 87.5 | 116.5 | 121.5 | ; | ; | |||||
175/70 R-1 | 9.5 | 24.5 | 58.5 | 87.5 | 116.5 | 121.5 | ; | ; | |||||
Общая мощность (нарастающим итогом), всего: | ; | ; | |||||||||||
В том числе: 205/70 R-14 | ; | 9,5 | 92,5 | ; | 403,5 | ||||||||
175/70 R-13 | ; | 9.5 | 92.5 | ; | 403.5 | ||||||||
Объем производства продукция, всего: | |||||||||||||
В том числе: 205/70 R-14 | 165.5 | 8.5 | 22.5 | 53.5 | 97.5 | 121.5 | |||||||
175/70 R-13 | 165.5 | 8.5 | 22.5 | 53.5 | 97.5 | 121.5 | |||||||
3.6.4.Капитальное строительство
Реконструкция производства, установка оборудования и пуско-наладочные работы будут производиться специалистами ПРЕДПРИЯТИЯ с привлечением специалистов предприятий-изготовителей оборудования.
Показатели потребности в денежных средствах на реконструкцию и сроки проведения реконструкции приведены в табл. 5.
4.6.5. План персонала
Показатели, определяющие потребность в дополнительной рабочей силе, — плановая трудоемкость продукции, качественный и количественный состав оборудования, сменность работы оборудования, объемы про-изводства и ассортимент выпускаемой продукции, режим работы ПРЕД-ПРИЯТИЯ
(ПРЕДПРИЯТИЕ работает пять дней в неделю, в 3 смены по 8 часов, каждая. Планово-периодический ремонт оборудования проводится в выходные дни. Эффективный фонд времени работы одного рабочего по балансу рабочего времени в год составляет 216 дней, или 1728 ч., за квартал 54 дня, или 432 ч.).
В основу расчета потребности в рабочей силе и средствах на оплату труда положены данные о трудоемкости продукции и среднегодовой зара-ботной плате рабочих, приведенные в табл. 6.
Расчет дополнительной потребности в рабочих и средствах на опла-ту их труда приведен в табл. 7.
Дополнительная потребность в руководителях и специалистах не планируется.
Таблица 5
Сроки выполнения капитальных работ и их стоимости, тыс. Д.Е.
№п/п | Виды работ | Всего | Освое-но на 01.01. 2001 г. | План | 2001 г. | 2002 г. | |||||||||
кал. работ | Все-го | в том числе по кварталам | Все-го | в том числе по кварталам | |||||||||||
НИОКР | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
Проектно-изыскательские работы | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
Строительно-мон-таж; ные работы | ; | 3147.1 | 617.8 | 775.9 | 312.3 | 1441.4 | 284.9 | 284.9 | ; | ; | ; | ||||
Оборудование, всего В том числе: | 722.3 | 59 469.7 | 51 885.5 | 10 172.4 | 11 755.5 | 16 354.2 | 13 603.4 | 7584.2 | 7584.2 | ; | ; | ; | |||
* отечественное | 722.3 | 35 379.7 | 28 845.5 | 7437.0 | 2743.8 | 16 354.2 | 2310.5 | 6570.6 | 6570.6 | ; | ; | ; | |||
* импортное | ; | 2735.4 | 9011.7 | ; | 11 292.9 | ; | ; | ; | |||||||
Пуско-наладочные работы | ; | 518.8 | 95.2 | 141.2 | 141.2 | 141.2 | 141.2 | 141.2 | ; | ; | ; | ||||
Прирост оборотных средств | ; | 1226.3 | 93.7 | 93.7 | 191.4 | 847.5 | 93.7 | 93.7 | ; | ; | ; | ||||
ИТОГО: | 722.3 | 65 277.7 | 57 173.7 | 11 177.1 | 12 964.1 | 16 999.0 | 16 033.5 | ; | ; | ; | |||||
Таблица 6
Данные о трудоемкости продукции и средней заработной плате
№ пп/п | Показатели | Годы | |||
Трудоемкость единицы продукции, чел.- ч /Н.Е.: 175/70 R-13 | 0.310 | 0.294 | 0.294 | ||
205/70 R-14 | 0.435 | 0.413 | 0.413 | ||
Среднегодовая заработная плата, тыс. Д.Е.: основных рабочих | 13.0 | 13.6 | 14.0 | ||
вспомогательных рабочих | 12.0 | 12.4 | 12.8 | ||
Таблица 7
Дополнительная потребность в рабочих и средствах на оплату труда
п/п | Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. всего | |||||||||
всего | в том числе по кварталам | всего | в том числе по кварталам | ||||||||||
Трудоемкость продукции, тыс. чел.-ч., всего | 123.3 | 6.3 | 16.8 | 39.9 | 60.3 | 309.8 | 69.0 | 75.7 | 79.2 | 85.9 | 343.7 | ||
В том числе 175/70 R-13 | 51.3 | 2.6 | 7.0 | 16.6 | 25.1 | 128.8 | 28.7 | 31.5 | 32.9 | 35.7 | 142.9 | ||
205/70 R-14 | 3.7 | 9.8 | 23.3 | 35.2 | 40.3 | 44.2 | 46.3 | 50.2 | 200.8 | ||||
Общая потребность в ра-бочих. чел., всего | |||||||||||||
В том числе: основных | |||||||||||||
вспомогательных | |||||||||||||
Потребность в средствах на оплату труда, тыс. руб., всего | 1616.6 | 84.8 | 219.8 | 4285.1 | 956.3 | 1047.6 | 1093.4 | 1187.8 | 4896.8 | ||||
В том числе: основных | 929.6 | 48.8 | 126.8 | 2434.4 | 622.2 | 673.2 | |||||||
вспомогательных | 1850.7 | 412.3 | 452.6 | 471.2 | 514.6 | 2124.8 | |||||||
3.6.6. План материальных потребностей
В производстве радиальных покрышек используется 37 видов сырья и материалов. Их основными поставщиками являются:
каучуки — Стерлитамак, Ефремов, Омск, Воронеж;
техуглерод — Омск, Туймазы;
корд — Красноярск, Барнаул, Гомель;
химикаты — предприятия России.
По всем видам получаемых сырья и материалов технологические требования удовлетворяются полностью. Поставка производится согласно заключенным договорам. Транспортировка сырья осуществляется желез-нодорожным транспортом и собственным автотранспортом.
Расчет стоимости материально-сырьевых ресурсов на единицу про-дукции обоих видов, приведен в табл. 8, дополнительной общей потреб-ности в материально-сырьевых ресурсах по кварталам планируемого пе-риода приведен в табл. 9