Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Налоговая политика. 
Налоговая реформа в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговая реформа в Российской Федерации готовилась в 1993—1996 гг. Однако годом масштабной налоговой реформы должен был стать 1998 г. В этом году был принят НК РФ (часть первая). Из-за кризиса 1998 г. налоговая реформа началась в 1999 г. По существу было сформировано новое налоговое законодательство, создана новая отрасль нрава — налоговое право. Следует сказать, что попытка сразу построить… Читать ещё >

Налоговая политика. Налоговая реформа в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Налоговая политика — концепция деятельности государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики.

Основными задачами налоговой политики являются:

  • — обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  • — регулирование экономики;
  • — решение социальных задач.

Существуют различные типы налоговой политики;

Политика максимальных налогов характеризуется тем, что в начале поступления в бюджет растут, а потом начинают падать.

Политика разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

Политика, характеризующаяся достаточно высоким уровнем обложения, но при значительной социальной защите населения.

В Российской Федерации используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает:

  • — планирование налогов;
  • — организацию взимания налогов;
  • — стимулирование взимания налогов;
  • — налоговый контроль.

Существовавшая в России до принятия НК РФ налоговая система имела много недостатков.

  • 1. Фискальный подход к налогообложению, т. е. на первый план выступала доходность бюджета. Налоги составляли более 80% доходов бюджета.
  • 2. Низкий удельный вес в составе доходов бюджета рентных платежей, т. е. платы за пользование объектами общественной монополии, а также доходов от коммерческого использования государственного имущества.
  • 3. Высокий уровень налогообложения: налоги составляли от 40 до 70% доходов юридических лиц. Велико было налогообложение населения из-за высокого удельного веса косвенных налогов. Налоги душат налогоплательщика. Американский экономист Лаффер рассчитал, что у плательщика можно безболезненно изъять до 20% совокупного дохода, расширение производства будет продолжаться и при изъятии 25% дохода. Дальнейший рост налогов приведет к прекращению даже простого воспроизводства. Зависимость между уровнем налогов и доходами государства изображает кривая Лаффера (рис. 8.1).

Кривая Лаффера.

Рис. 8.1. Кривая Лаффера.

  • 4. Большое количество налогов, сборов и пошлин — более 250. Особенно много новых налогов появилось после того, как субъектам РФ было дано право вводить свои налоги. Стали появляться такие экзотические налоги, как налог на падение объемов производства, прогон скота, содержание местной футбольной команды. Появились сборы за ввоз и вывоз товаров за пределы области или республики. Тува ввела собственные акцизы на продовольственное и минеральное сырье. Акцизы включались в цену товаров, а товары реализовывались за пределами республики получалось, что налог взимается с чужих налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет. Налоговая система РФ стала представлять собой лоскутное одеяло.
  • 5. Нестабильность налоговой системы — законы менялись очень часто, особенно по налогу на прибыль и НДС. Сегодня действует более 3000 нормативных актов. Эти акты не всегда доступны. Если законы, указы и постановления публикуются в открытой печати, то ведомственные инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не доходят до налогоплательщиков.
  • 6. Сложность методики исчисления налогов, особенно по НДС.
  • 7. Неоправданно широкие права налоговых органов. Налогоплательщик был лишен равных прав.
  • 8. Жесткое наказание за нарушение налогового законодательства. В Российской Федерации за сокрытие дохода штраф взимался в двух-трехкратном размере, в то время, как в США — 5% от неуплаченной суммы и 50% от суммы, которую бы получил налогоплательщик, если бы он поместил неуплаченные суммы в банк под проценты.
  • 9. Нечеткость законов в области налогообложения.
  • 10. Недостаточно четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения.
  • 11. Не урегулированный законодательно вопрос о налоговом контроле.
  • 12. Массовое сокрытие доходов и низкая собираемость налогов — госбюджет терял по этой причине до 1/3 доходов.

По оценкам ЦЭМИ (Центр экономико-математических исследований) РАН, до 70% всего реального хозяйственного оборота страны не облагалось никакими налогами. Это теневой криминальный сектор. Действовали многообразные схемы уклонения и ухода от налогообложения.

  • 13. Обилие льгот — суммарно все льготы были равны дефициту госбюджета. Льготы помогали уходить от уплаты налогов.
  • 14. Отсутствие учета особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делало налоговую систему неэффективной.
  • 15. Отсутствие экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме.

Налоговая реформа в Российской Федерации готовилась в 1993—1996 гг. Однако годом масштабной налоговой реформы должен был стать 1998 г. В этом году был принят НК РФ (часть первая). Из-за кризиса 1998 г. налоговая реформа началась в 1999 г. По существу было сформировано новое налоговое законодательство, создана новая отрасль нрава — налоговое право.

Основные направления налоговой реформы вытекают из необходимости устранения ее перечисленных выше недостатков. Перечислим их.

Построение единой стабильной налоговой системы РФ.

Сокращение числа налогов.

Введение

нового понятийного аппарата, который ликвидировал многочисленные «белые пятна» .

Придание налоговой системе большей простоты, понятности и справедливости.

Облегчение налогового бремени.

Увеличение собираемости налогов.

Ликвидация налогов, уплату которых невозможно проконтролировать (например, налог с продаж).

Развитие налогового федерализма.

Сокращение числа льгот. В современных условиях право на налоговые льготы определяется не рынком, а способностью лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней. Массовые налоговые льготы для одних означают высокие налоговые ставки для других. Акцент должен был сделан на предоставление налоговых льгот приоритетным видам хозяйственной деятельности.

Установление процедурных и процессуальных норм — правил проведения налоговых проверок, предоставления отсрочек по уплате налогов, возврата излишне уплаченных налогов, обжалования действий налоговой инспекции и другие.

Пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них. Штрафы существенно снижены.

Внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов.

Перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц.

Изменение структуры налогов. Происходит постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Совершается переход к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. д., само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. При этом теряется смысл сокрытия доходов. Это будет способствовать отказу предпринимателей от теневой деятельности. Одновременно происходит укрепление тех государственных органов, которые занимаются оценкой и регистрацией недвижимости и иных видов собственности.

Перенос тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создает основу для социально ориентированной экономики.

Создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.

Следует сказать, что попытка сразу построить в Российской Федерации налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы России. Налоговая политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой