Осуществление предпринимательской деятельности
Как показывает практика, наиболее важными факторами, оказывающими влияние на эффективность предпринимательских решений, являются: компетентность и профессионализм предпринимателя, степень его информированности, уровень коллегиальности в процессе разработки решения, удельный вес контролируемых решений, степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение… Читать ещё >
Осуществление предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной главы студент должен: знать
- • особенности управления предпринимательской организацией;
- • виды налогов и сборов, взимаемых с предпринимателей;
- • показатели, определяющие эффективность предпринимательской деятельности; уметь
- • в случае необходимости принять предпринимательское решение;
- • осуществлять подбор и расстановку кадров для вновь созданного предприятия;
- • разрабатывать эффективную организационную структуру предприятия;
- • планировать предпринимательскую деятельность; владеть
- • навыками построения эффективной организационной структуры предпринимательской организации;
- • методами расчета налогов при различных режимах налогообложения;
- • компетенциями в области управления собственным предпринимательским делом.
Принятие предпринимательского решения
Принятие решений — составная часть любой предпринимательской деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления предприятием, связана со всеми участками и аспектами предпринимательства.
Предпринимательское решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей хозяйствующего субъекта — организации[1].
В своей деятельности предприниматель сталкивается с необходимостью принятия различных по своей направленности решений: организационных, правовых, кадровых, финансовых и т. д. (см. параграф 6.2).
Предпринимательские решения можно классифицировать по следующим признакам[2]:
- • в зависимости от значимости цели — стратегические или тактические;
- • сферы — локальные (результат решения сказывается на одном подразделении) и глобальные (результат решения может повлиять на работу организации в целом);
- • повторяемости проблемы — традиционные (неоднократно встречающиеся в практике управления) и нетипичные (нестандартные решения, связанные с поиском альтернатив);
- • срока реализации — долгосрочные, когда между принятием решения и его реализацией может пройти несколько месяцев или даже лет, и краткосрочные, при реализации решения от нескольких часов до нескольких дней;
- • прогнозируемых последствий — корректируемые, когда возможно устранить недочеты, и некорректируемые, последствия которых необратимы;
- • характера использованной информации — детерминированные, которые принимаются в условиях определенности, и вероятностные, принимаемые в условиях риска или неопределенности;
- • метода разработки решения — формализованные и неформализованные предпринимательские решения. Формализованное решение представляет собой результат выполнения заранее определенной последовательности действий. В этом случае предприниматели при принятии решения могут пользоваться инструкциями, стандартами, нормативами и пр. В случае нестандартных ситуаций, не позволяющих формализовать решение, предприниматель должен полагаться на свои способности;
- • количества критериев выбора — однокритериальные, принимаемые на основе одного критерия, и многокритериальные, когда задействованы несколько критериев, что усложняет процедуру принятия решения;
- • формы принятия решений — единоличные, принимаемые одним человеком, и коллегиальные, принимаемые группой людей, например на собрании соучредителей, акционеров и пр.;
- • способа фиксации — документированные, т. е. оформленные в виде конкретного документа, и недокументированные, принимаемые в устной форме.
где С — себестоимость производства товара; К — капитальные вложения (инвестиции); Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (равный обратной величине срока окупаемости).
Из альтернативных вариантов выбирается тот, который обеспечивает минимум приведенных затрат.
Классическим методом определения эффективности является отношение прибыли к затратам. Повышение эффективности означает снижение затрат при одновременном повышении результата.
На эффективность предпринимательских решений оказывает влияние множество факторов технического, организационного, экономического, социального, психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений.
Как показывает практика, наиболее важными факторами, оказывающими влияние на эффективность предпринимательских решений, являются: компетентность и профессионализм предпринимателя, степень его информированности, уровень коллегиальности в процессе разработки решения, удельный вес контролируемых решений, степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, характер и степень ответственности руководителей за результаты решения и пр. (рис. 6.1)[3].
Рис. 6.1. Факторы, влияющие на эффективность предпринимательских.
решений.
(ЛПР — лицо, принимающее решение) Другие методы оценки эффективности предпринимательских решений, например эффективность инвестиционного проекта, рассмотрены в гл. 14.
- [1] Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- [2] Денисова Н. И., Диянова С. Н., Штессель Э. М. Организация предпринимательствав сфере коммерции: учеб, пособие. М.: Магистр, 2008. С. 245—248.
- [3] См.: Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. С. 224.