Фонд социального страхования
Обращает на себя внимание рост доходов бюджета Фонда — в 1,3 раза, а также ликвидация дефицита бюджета и появление профицита в 2013 г. Это отражает социальную политику государства по усилению социальной защиты различных слоев населения. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых… Читать ещё >
Фонд социального страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными источниками средств фонда являются:
- — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- — страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (устанавливаются в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям и дифференцируются по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска (от 1-го до 22-го) в размере от 0,2 до 8,5;
- — межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
- — штрафы, санкции, суммы, поступающие в возмещение ущерба;
- — безвозмездные поступления;
- — недоимки, пени и штрафы по взносам в фонд;
- — прочие поступления.
Средства фонда расходуются на следующие цели:
- — выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- — санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
- — финансирование научно-исследовательских работ по социальному страхованию;
- — страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
- — дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- — организация и ведение единой информационной системы социального страхования;
- — возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, вследствие наступления страховых случаев;
- — оздоровление граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
- — выплата пособий ио беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
- — возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
- — оздоровление детей;
- — расходы на содержание самих учреждений фонда;
- — остаток средств на конец конкретного финансового года;
- — капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда;
- — прочие расходы.
Динамика доходов и расходов бюджета Федерального фонда социального страхования в 2010—2013 гг. представлена в табл. 13.2.
Таблица 13.2
Динамика доходов и расходов бюджета Федерального фонда социального страхования в 2010—2013 гг., млрд руб.
Показатели. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Доходы бюджета В том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых: | 425,5. | 458,8. | 500,9. | 552,5. |
из федерального бюджета. | 61,6. | Нет св. | Нет св. | Нет св. |
из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. | 17,5. | Нет св. | Нет св. | Нет св. |
Расходы бюджета. | 453,8. | 458,8. | 500,9. | 545,1. |
Предельный объем дефицита (профицита) бюджета. | -28,3. | -. | -. | 7,4. |
Обращает на себя внимание рост доходов бюджета Фонда — в 1,3 раза, а также ликвидация дефицита бюджета и появление профицита в 2013 г. Это отражает социальную политику государства по усилению социальной защиты различных слоев населения.
Фонд обязательного медицинского страхования
Этот фонд образуется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-?3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» .
Доходы фонда формируются за счет следующих источников:
- — страховые взносы;
- — возврат ранее размещенных временно свободных денежных средств и доходы от их использования;
- — остаток средств на начало конкретного финансового года;
- — иные источники.
Средства фонда расходуются на следующие цели:
- — финансирование целевых программ по здравоохранению;
- — финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
- — создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);
- — компьютеризация системы обязательного медицинского страхования;
- — финансирование научных исследований в области медицины;
- — развитие материально-технической базы здравоохранения;
- — выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;
- — оплата медикаментов;
- — оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;
- — содержание самого фонда;
- — остаток средств на конец конкретного финансового года;
- — прочие расходы.
Динамика доходов и расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования представлена в табл. 13.3.
Таблица 13.3
Динамика доходов и расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010—2013 гг., млрд руб.
Показатели. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Доходы бюджета. | 105,9. | 336,0. | 369,2. | 403,5. |
В том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. | 4,7. | 21,1. | 23,3. | 18,8. |
Расходы бюджета. | 110,9. | 336,0. | 369,2. | 403,5. |
В том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ. | 17,5. | 18,0. | 19,0. | 23,0. |
Предельный объем дефицита бюджета. | -5,0. | -. | -. | -. |
Обращает на себя внимание резкий рост доходов бюджета фонда — в 3,8 раза, а также рост доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме доходов фонда. Это отражает курс на модернизацию российского здравоохранения, повышение рождаемости в стране, успешное решение демографической проблемы.
Страховые взносы на социальное страхование
Основным документом, определяющим порядок расчета и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» .
2010−2014 гг. являются переходными, и для отдельных категорий налогоплательщиков в этот период применяются пониженные тарифы страховых взносов. Информация о размере страховых взносов в 2011 г. приведена в табл. 13.4.
Таблица 13.4
Ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков, применяемые в 2011 г., %
Плательщики. | Пенсионный фонд РФ. | Фонды медицинского страхования. | Фонд социального страхования. | |||
1966 г. р. и старше. | 1967 г. р. и моложе. | ФФОМС. | ТФОМС. | |||
Страховая часть. | Страховая часть. | Накопительная часть. | ||||
Общий режим. | 3,1. | 2,9. | ||||
Плательщики, применяющие УСН. | 3,1. | 2,9. | ||||
Плательщики, переведенные на ЕНВД. | 3,1. | 2,9. | ||||
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов. | 1,1. | 1,2. | 1,9. | |||
Плательщики, применяющие ЕСХН. | 1,1. | 1,2. | 1,9. | |||
Сельскохозяйственные товаропроизводители. | 1,1. | 1,2. | 1,9. | |||
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны. | ||||||
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями. | ||||||
Организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД. |
Помимо выше перечисленных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в размере от 0,2 до 8,5%.
Заметим, что с 2011 г. произошло очень серьезное увеличение налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, применяющие УСН (упрощенную систему налогообложения) и ЕНВД (единый налог на временный доход) (до 34%), тогда как в 2010 г. эта нагрузка составляла только 14%.
Для организаций и предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; применяющих единый сельскохозяйственный налог; для сельскохозяйственных товаропроизводителей; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов налоговая нагрузка также возросла: в 2011 и 2012 гг. она будет составлять 20,2%.
Предприниматели и нотариусы уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 г. р. и старше) либо разделяется на две части:
- — 20% - на страховую часть пенсии;
- — 6% - на накопительную часть (для лиц 1967 г. р. и моложе).