Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Муниципальное имущество, выраженное в виде неупотребляемых вещей, в том числе: здания, сооружения, помещения в здании и другое недвижимое имущество (кроме земельных участков и иных природных ресурсов), составляющее казну города. Основным документом, регулирующим отношения по использованию муниципального имущества может быть положение о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом… Читать ещё >

Повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием

1.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием

1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

2.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления

2.2 Основные социально — экономические показатели развития

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основой формирования социально-экономической политики в государстве является низовой уровень — муниципальное образование.

В современных условиях развития муниципальных образований возросла необходимость создания системы эффективного и муниципального управления в регионе, способного обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие.

Актуальность темы

курсовой работы обусловлена актуальностью многих аспектов организации и функционирования муниципального образования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся экономической сущности, методологического подхода повышения эффективности функционирования экономики муниципального образования.

Сформулированная цель достигается при решении следующих взаимосвязанных задач:

исследование экономической сущности, теоретических основ организации местного самоуправления, выявление и обоснование методологических подходов управления;

исследование социально-экономического развития существующей системы управления конкретного муниципального образования;

разработка методических подходов к формированию концепции повышения эффективности местного самоуправления.

Предметом курсовой работы выступают факторы, особенности и тенденции управления социально-экономическими процессами на местном уровне в современной экономике России.

Объектом курсовой работы является экономика муниципального образования «Нижнетуринский городской округ».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1 Экономическая сущность и особенность управления муниципальным образованием

Экономические реформы предоставили, во-первых, большую самостоятельность муниципальным образованиям в сфере разработки стратегии управления. Во-вторых, взамен директивности, основным принципом в управлении стала системность, предусматривающая системный переход к разработке различных программ и механизм их реализации. В-третьих, выполнение программ направлено на развитие, а не на рост отдельных показателей. Подобные изменения требуют соответствующей проработки теоретических аспектов проблемы системности в развитии муниципального образования.

Вследствие урбанизации экономики, муниципальное управление является одной из наиболее быстро развивающихся экономических и управленческих дисциплин. В настоящее время в Российской Федерации существует более 3000 городских поселений, в которых проживает около 75% российского населения. В условиях рыночной экономики российские муниципальные образования все в большей степени становятся полноправными участниками экономического процесса, что позволяет рассматривать их как сложные экономические системы, которые активно распоряжаются своими ресурсами для повышения конкурентоспособности в социально-экономической сфере.

В соответствии с действующим российским законодательством (Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее — Закон № 131-ФЗ) под термином «муниципальное образование» понимается городского или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальному образованию как системе присуще:

Во-первых, МО является целенаправленной и многоцелевой системой, имеющей различные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные средства их достижения и т. д. При выборе того или иного варианта развития необходимо, с одной стороны; формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между муниципальными, региональными и общегосударственными целями, с другой стороны — целями отдельных предприятий и хозяйствующих субъектов. Отсюда МО нуждается в эффективном управлении, разработке перспектив развития, обосновании приоритетных направлений функционирования с учётом рационального использования имеющихся ресурсов.

Во-вторых, МО как системе свойственна, способность обмениваться с внешней средой всеми видами ресурсов, что свидетельствует об её открытости.

В-третьих, элементы системы МО находятся в постоянном развитии, т. е. не статичны, что говорит о динамичности системы.

Исходя из того, что управление осуществляется посредством внутриорганизационных процессов саморегулирования и основано на изменении методов внутреннего управления, МО является самоуправляемой системой. Условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия, баланса ресурсов в системе. При этом нарушение баланса, сдвиги в системе могут вызвать непродуманные социальные, другие программы и проекты. Следовательно, основным ориентиром муниципального управления является создание благоприятных условий для действия рыночных регуляторов и поддержка тех сфер, где рынок не эффективен.

В процессе управления этой системой в целях смягчения или устранения конфликтов между целями долгосрочного и краткосрочного планирования, желательным является такое решение, которое способствует устойчивому росту благосостояния населения в краткои долгосрочной перспективе. Этого можно добиться лишь в рамках использования стратегического планирования развитием МО.

Современные экономисты муниципальное образование рассматривают как открытую систему, условно разделённую на три взаимодействующих подсистемы: экономическую, природную и социальную. В последнее время при моделировании учитываются также инновации. Развитие любой муниципальной системы, по мнению Пушкарёва В. М. определяется сочетанием внешних по отношению к ней и внутренних факторов. К первым из них относятся: роль МО в территориальном разделении общественного труда, его место и функции в системе расселения, общеэкономической, социальной и политической ситуации в стране в целом и конкретном регионе, где находится МО; ко вторым — соотношение между основными подсистемами муниципального образования (рабочие места — население — социальная инфраструктура), обусловленное соответствующим распределением ресурсов, которые наряду с внешними факторами определяют уровень устойчивого развития муниципального образования, социальное благополучие его граждан.

1.2 Основные задачи, цели и функции системы управления муниципальным образованием

Исследование механизма управления как системы со всеми ее элементами и их взаимосвязями может полностью раскрыть значение этого понятия для жизнедеятельности общества.

Итак, под механизмом управления социально-экономическим развитием муниципального образования понимается целевое, взаимосвязанное, структурно и функцонально-организованное, внутреннее устройство совокупности состояний, процессов, из которых складывается эффективное управление социально-экономическим развитием муниципального образования через выработку экономических, правовых, организационных, социально-психологических условий, обеспечивающих максимальное отражение интересов сообщества граждан, в пределах выделенных полномочий и ресурсов.

Основными задачами создания принципиально новой системы управления муниципальным образованием являются:

совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления, позволяющей закрепить организационно-управленческие основы построения системы органов местного самоуправления муниципального образования для обеспечения его устойчивого социально-экономического развития;

выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

выработка рекомендаций, методик и технологий, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления, эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;

обеспечение создания эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обеспечивающей участие последнего в местном самоуправлении и контроль со стороны населения за деятельностью органов местного самоуправления, создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Решение этих задач возможно через создание в структуре администрации города подразделения, реализующего управление развитием и обеспечивающее процесс подготовки решений в этом направлении. Таким подразделением может стать Управление устойчивого развития (УУР). Оно должно обеспечить как стратегическое планирование развития территории, так и городской (экономический и политический) маркетинг, прогнозирование и экономический анализ, формирование общественного мнения. Все это необходимо для разработки и реализации любого проекта городского масштаба.

Основной целью развития муниципального образования является повышение качества жизни людей, проживающих на его территории. При этом в понятие качества жизни должны включаться:

обеспеченность работой и заработной платой, гарантирующей достойный уровень жизни;

гарантия общественной и экологической безопасности, политической стабильности;

обеспеченность конституционными правами на медицинское обслуживание, образование, отдых.

Для достижения поставленной цели необходимо управление экономикой муниципального образования, направленное на социальный подъем и развитие. Реализация такого варианта возможна только при условии создания единого экономического пространства во всем регионе, при этом политика развития отдельного муниципального образования должна быть согласована с политикой региональных властей и выполнять возложенные на нее функции.

В качестве системного понятия функции управления муниципальным образованием были определены как свойства системы в динамике, приводящие к достижению цели системы. Таким свойством обладает только процесс. Отсюда можно сделать вывод о том, что реализация функций управления (рис. 1) образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.

Цикл управления включает четыре стадии: прогнозирование и планирование, организацию, контроль и учет, регулирование и координирование.

Рис. 1 — Функции управления экономикой муниципального образования На первой стадии цикла управления ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т. е. определить модель его будущего состояния (прогноз). Работы, которые должны выполнить субъект управления, чтобы достичь этой цели, составляют содержание функции управления «планирование».

На следующей стадии цикла управления должна быть достигнута цель: изменить организацию управляемого объекта таким образом, чтобы она соответствовала найденным параметрам его оптимального функционирования и развития, т. е. перевести управляемый объект в новое, запланированное состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции управления «организация».

На последующей стадии цикла ставится цель: сравнить новое состояние управляемого объекта с найденным оптимальным. Для этой цели осуществляются работы по функции «контроль и учет». Необходимость осуществления этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод объекта в заданное состояние происходит в течение определенного промежутка времени. За это время изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними и внешними возмущениями, поэтому на стадии контроля и учета представляется возможным определить фактическое состояние объекта управления после его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного состояния объекта управления, появляется необходимость в осуществлении еще одной стадии цикла управления.

На последней стадии цикла управления требуется ликвидировать рассогласование нового состояния объекта управления с заданным. Эта цель достигается посредством осуществления работ по функции управления «регулирование и координирование». Приведенными общими функциями муниципального управления не ограничивается их состав. Полный их перечень определяется для каждого уровня муниципального управления на основе компетенции органов управления, устанавливаемой соответствующими законодательными актами.

Кроме общих функций муниципального управления, как выше указывалось, конкретные функции включают частные функции, посредством которых осуществляется управление отраслями хозяйства соответствующей территории. В качестве частных функций муниципального управления рассматривается управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т. п. При этом каждая частная функция образуется на базе всей совокупности основных функций, посредством которых обеспечивается перевод соответствующей отрасли хозяйства в заданное состояние.

1.3 Методологические подходы управления муниципальным образованием

Муниципальное управление как процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект осуществляется с помощью методов управления.

Под методом муниципального управления понимается способ, средство, прием воздействия субъекта управления (органа, руководителя) на коллективы людей или отдельных их членов как объектов управления для достижения цели управления. Другими словами, метод управления есть конкретный способ, средство, прием осуществления задач и функции субъекта управления, обеспечивающий достижения его цели.

Таким образом, процесс муниципального управления есть последовательность действий органа муниципального управления по переводу объекта управления в заданное состояние.

Регулируя экономическое развитие территории через методы управления, муниципальное образование должно решить следующие задачи (рис. 2):

— ставить плановую практику на микроуровень в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения;

— определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хозяйственные пропорции в местной экономике;

— быть гарантом стабильности в сфере экономической политики.

Рис. 2 — Задачи муниципального образования по управлению экономикой Для решения данных задач муниципальные органы власти должны обладать определенным набором рычагов, инструментов влияния на экономику и системой институтов власти, способных их применять через соответствующие формы воздействия (рис. 3)

Цели и задачи управления экономикой муниципального образования представлены на рис. 3.

Рис. 3 — Цели и задачи управления экономическим развитием МО

Необходимо обеспечить своевременное и качественное правовое регулирование рыночных экономических и социальных процессов, определить границы и степень вмешательства муниципальных органов управления в экономику, создать адекватное современным условиям работы на рынке поле деятельности для исполнительной власти в вопросах оперативного управления муниципальной экономикой и разработке долгосрочных планов социально-экономического развития территории.

Согласно определенным методам управления экономикой муниципального образования нами были сформированы следующие направления совершенствования управления экономикой муниципального образования:

1. Повышение эффективности распределения средств, поступающих в бюджет города, путем снижения взаимных неплатежей, предоставления льготных кредитов и налогообложения, создания единой формализованной методики трансфертов в бюджет МО, формирования программы социально-экономического развития города в рамках муниципального заказа и пр.

2. Превышение «экспорта» продукции, работ, услуг, произведенных на территории муниципального образования, над их «импортом».

По нашему мнению, чтобы понизить зависимость от факторов внешней среды в управлении экономикой, органы местного самоуправления должны грамотно использовать функции управления, а именно:

1. Увеличить инвестиционный потенциал местных бюджетов за счет расширения неналоговых поступлений (функция организации).

2. Перераспределять часть доходов от муниципального предпринимательства через бюджет на текущие нужды муниципального образования (в первую очередь, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы), что может способствовать улучшению структуры распределения доходов в местном сообществе (функция организации, контроля и учета).

3. Определить приоритетные отрасли экономики. В настоящее время ни коммерческие банки, ни фондовый рынок не в состоянии выполнить функции эффективных институтов перераспределения финансовых потоков. Только органы государственной власти и местного самоуправления, опираясь на публичную собственность, через налогово-бюджетную систему, с помощью банков развития и гарантийных механизмов способны обеспечить это перераспределение в пользу отраслей и сфер, с которыми связаны перспективы развития (функции прогнозирования, планирования, мониторинга).

Далее необходимо представить характеристика МО «Нижнетуринский городской округ, провести оценку социально — экономических показателей развития.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МО «НИЖНЕТУРИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

2.1 Статус муниципального образования, история развития, организационная структура управления

В соответствии с законом Свердловской области муниципальное образование город Нижняя Тура наделено статусом городского округа, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Нижняя Тура — город областного подчинения с 1949 года, место рождения в предгорьях Среднего Урала на берегу реки Туры, в 254 километрах от областного центра Екатеринбурга. Нижняя Тура — административный центр муниципального образования «Нижнетуринский городской округ», охватывающий территорию почти двести тысяч га. Население городского округа на начало 2008 года составило 34,8 тысячи человек, из них проживает в городе 26,4 тысячи человек. На территории — более десятка крупных предприятий. Среди них машиностроительный завод, завод минераловатных изделий, электроаппаратный завод, электростанция, линейно-производственное управление магистральных газопроводов, нефтеперекачивающая станция «Платина». Общее количество работающих, занятых в производственной сфере, составляет 9670 человек. В МО «Нижнетуринский городской округ» действуют следующие образовательные учреждения: реальное училище, профессиональный лицей, геологоразведочный техникум, филиал Удмуртского государственного университета, детская музыкальная и художественная школы, спортивная школа, работают 11 дошкольных учреждений. По состоянию на 01.01.2009 г, число учтенных на территории МО Нижнетуринский район в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата) предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений всех видов деятельности составило 409 единиц. В том числе по видам деятельности, таблица 1.

Таблица 1 — Динамика хозяйствующих субъектов по видам деятельности

Вид деятельности

На 01.01.2007 г.

На 01.01.2008 г.

На 01.01.2009 г.

Отклонение 2008 по сравнению с 2006 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

;

Добыча полезных ископаемых

;

Обрабатывающие производства

+2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

+2

Строительство

+6

Оптовая и розничная торговля

+2

Гостиницы и рестораны

;

Транспорт и связь

— 2

Финансовая деятельность

;

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

+3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

;

Образование

;

Здравоохранение и предоставление персональных услуг

— 2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

+2

По формам собственности предприятия и организации муниципального образования распределились следующим образом;

частная форма собственности — 263;

федеральная форма собственности — 12;

областная форма собственности — 12;

муниципальная форма собственности — 68;

другие формы собственности — 54.

Рис. 4 — Распределение предприятий по форме собственности за 2008 год по МО Нижнетуринский городской округ

http://www.vladimir-city.ru/meria/head/?oficial — up

Организационная структура управления МО «Нижнетуринский городской округ» представлена на рисунке 5.

Далее целесообразно дать характеристику основным социально-экономическим показателям развития МО «Нижнетуринский городской округ».

2.2 Основные социально-экономические показатели развития МО «Нижнетуринский городской округ»

Результаты развития экономики Нижнетуринского округа по итогам января-декабря 2008 года свидетельствуют о продолжении экономического спада в регионе. В январе-декабре 2008 года экономическое и социальное развитие Нижнетуринского городского округа также характеризовалось сохранением отрицательных тенденций по ряду важнейших направлений [2, c. 1−6] (таблица 2).

Таблица 2 — Показатели произведенной продукции и услуг по отраслям экономики за 2006;2008 гг. по МО Нижнетуринский городской округ

Основные отрасли экономики

Ед. изм.

Выпуск товаров и услуг

Уд. вес 2008 г. по отраслям экономики

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Валовой продукт — ВСЕГО

млн. руб.

15 080,2

14 650,6

14 340,2

В % к предыдущему году

%

120,4

97,2

97,9

В том числе:

Промышленность

млн. руб.

7 483,7

7 360,9

7 128,0

48,0

В % к предыдущему году

%

121,7

98,4

96,8

Сельское хозяйство

млн. руб.

4,0

В % к предыдущему году

%

192,6

97,1

97,7

Строительство

млн. руб.

1 883

964,2

949,3

6,0

В % к предыдущему году

%

128,8

51,2

98,5

Торговля

млн. руб.

4 001,8

4 062,5

4 052,3

28,0

В % к предыдущему году

%

133,3

101,5

99,7

Итого по материальному производству

млн. руб.

13 948,5

12 950,6

12 340,8

86,0

В % к предыдущему году

%

127,8

92,8

95,3

Платные услуги

млн. руб.

1 131,7

1 700

1999,4

14,0

В % к предыдущему году

%

131,9

150,2

117,6

Риc. 5 — Структура произведенной продукции и услуг по отраслям экономики Доля промышленности в общем объеме выпущенной продукции составила 48% и по сравнению с уровнем 2007 года, снизилась на 1,6 п.п. Вторая по значимости отрасль экономики района — торговля достигла уровня 28% общего валового объема. За отчетный год доля этого сектора снизилась на незначительную, по сравнению с предшествующими периодами величину — 1,8%. В целом в отраслях материального производства в 2008 году произведено 86,0% всего валового продукта. Однако по сравнению с 2006 годом отмечается снижение доли этого сектора экономики на 11,5%. За 2008 год по предприятиям района произведено товаров потребительского назначения на сумму более 378 млн руб. Производство товаров потребительского назначения в динамике за период 2006;2008 гг. представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Производство товаров потребительского назначения (тыс. руб.)

Товары по видам назначения

Производство товаров за период

Удельный вес в 2008 г.

Отклонение с 2007 г.

Потребительские товары всего

373 018,9

365 031,4

378 020,0

12 988,6

Продовольственные товары

146 587,9

144 704,4

148 702,5

39,3

3 998,10

Непродовольственные товары

226 431,0

220 327,0

229 317,5

60,7

8 990,5

Данные таблицы говорят о положительной динамике производства товаров потребительского назначения в действующих ценах, темп роста по продовольственным товарам составил 102,8 или 3998,10 тыс. руб. по непродовольственным товарам темп роста 104,1 или 8990,5 тыс. руб.

Объем инвестиций.

Объем инвестиций в экономику города за текущий год составил 47,9 млн руб. в действующих ценах, что на 40% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Преобладающим источником инвестиций в городе остаются собственные средства предприятий, Их объем составил 124 тыс. рублей, или 0,26% от всех инвестиций, централизованные источники финансирования и заемные средства в общем объеме занимают 39%.

Распределение капитальных вложений по источникам финансирования в 2008 году можно представить с помощью рис. 6.

Рис. 6 — Распределение капитальных вложений по источникам финансирования Инвестиции в основной капитал распределились следующим образом. Наибольшая доля инвестиций в основной капитал 50,7% - это сельское хозяйство, 24,9% - жилищно-коммунальное хозяйство, 17,0% - деревообрабатывающая промышленность, 3,0% - сфера образования, 2,2% - сфера здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, 2,2% - прочие производства. Инвестиции в жилищное строительство составили 3,0 млн. рублей (3,9% от общего объема инвестиций).

Целью реализации инвестиционной политики является обеспечение инвестиционной привлекательности г. Нижняя Тура для увеличения объемов инвестиций в развитие производственной и социальной сферы города.

Для ее достижения в 2009 году должны быть реализованы следующие основные задачи:

содействие созданию благоприятных финансово-кредитных и налоговых условий развития экономики;

дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей привлечение инвестиций;

повышение инвестиционной привлекательности города за счет формирования благоприятного имиджа города;

развитие в городе системы кредитования предприятий и организаций для возможности реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;

развитие ипотечного кредитования.

Финансы и бюджетная обеспеченность

Формирование бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, предполагает последовательное и взаимосвязанное управление его доходами и расходами. Однако в зависимости от принятой концепции управления общественными финансами приоритеты решения возникающих проблем могут смещаться в ту или иную сторону. Проанализируем доходную (таблица 4) и расходную (таблица 5) части бюджета муниципального образования.

Таблица 4 — Свод доходов бюджета МО «Нижнетуринский район» за 2008 год

7Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)

Доходы

231 398,0

43,55

Налоги на прибыль доходы

96 400,0

29,74

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде дивидентов от долевого участия в деятельности организации

500,0

0,15

Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налового кодекса Российской Федерации

95 700,0

29,53

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющемися налоговоми резидентами Российской Федерации

100,0

0,03

Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, в части превышения сумм страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования, процентных доходов по вкладам в банке (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее 6 месяцев), в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заёмных (кредитных) средств (за исключением материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за использование целевыми займами (кредитами) на новое строительство или приобретение жилья)

100,0

0,03

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

11 120,0

3,4

Налоги на имущество

10 778,0

3,3

Налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставке, применяемой к объекту налогообложения, расположенному в границах городского округа

1878,0

0,6

Земельный налог

8900,0

2,7

Государственная пошлина

2008,0

0,62

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за искл. госпошлин по делам расм. Верх. Судом РФ)

964,0

0,3

Государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических значимых действий

1044,0

0,32

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

113,0

0,03

Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды зем. Участков

113,0

0,03

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в операт. управлении органов гос. власти, органов местного самоуправления

;

;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

103 693,0

4,14

Доходы за пользование природными ресурсами

4500,0

1,38

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2786,0

0,85

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах

100,0

0,03

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники

100,0

0,03

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции

50,0

0,02

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскаемые с лиц, виновных в совершении и в возмещение ущерба имуществу

100,0

0,03

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение земельного законодательства

50,0

0,02

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности»

50,0

0,02

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей

500,0

0,15

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения

1336,0

0,4

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба

500,0

0,15

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

183 271,0

56,45

Дотации от других бюджетов системы Российской Федерации

57 727,0

17,78

Субвенции от других бюджетов системы Российской Федерации

98 150,0

30,23

Субвенции бюджетам субъектов РФ для бюджетов МР, ГО на реализацию ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции «

16,0

Субвенции местным бюджетам на денежные выплаты медицинскому персаналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сёстрам скорой помощи

2325,0

0,72

Субвенции местным бюджетам на ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,0

0,76

Субвенции бюджетам на предост-ие гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги

9372,0

2,88

Прочие субвенции бюджетам городских округов

83 955,0

25,87

Субвенции бюджетам городских округов на поощрение лучших учетелей

320,0

0,09

Субвенции на воспитание и обучение детей-инвалидов в ДДУ и на дому

1156,0

0,35

Субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного общего, основного общего, среднего (полног) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ

68 950,0

21,23

Субвенции на предоставление бесплатного художественного образования

278,0

0,09

Субвенции на приёмных детей в приёмных семьях

1823,0

0,6

Субвенции на организацию питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений

11 297,0

3,48

Субвенции на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот

131,0

0,04

Прочии субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

11 748,0

3,62

Прочие безвоздмезные поступления от других бюджетов бюджетной системы

15 646,0

4,82

Всего доходов

414 669,0

100,0

Дефицит

13 707,8

в % к доходам, без учета финансовой помощи в форме субсидий из областного бюджета

9,7

Таблица 5 — Свод расходов бюджета МО «Нижнетуринский городской округ» за 2008 год

Код БК

Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

Сумма в тыс. руб.

Структура (%)

Общегосударственные вопросы

20 940,3

6,19

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

682,60

0,20

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления

1695,75

0,50

Центральный аппарат

1227,40

0,36

Председатель представительного органа муниципального образования

468,35

0,14

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций

14 600,45

4,31

Судебная система

16,00

0,00

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,00

0,10

Резервные фонды

850,00

0,25

Другие общегосударственные вопросы

2745,50

0,81

Руководство и управление в сфере установленных функций

1739,10

0,51

Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением

1006,40

0,30

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1818,32

0,54

Органы внутренних дел

85,17

0,03

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона

709,75

0,21

Обеспечение противопожарной безопасности

1023,40

0,30

Транспорт, дорожное хозяйство и связь

13 730,95

4,06

Транспорт и дорожное хозяйство

10 206,00

3,02

Другие вопросы в области связи

3524,95

1,04

Жилищно-комунальное хозяйство

19 780,11

5,85

Жилищно хозяйство

7592,20

2,24

Коммунальное хозяйство

9732,01

2,88

Мероприятия в области коммунального хозяйства

425,00

0,13

Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений

9307,01

2,75

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства

2455,90

0,73

Охрана окружающей среды

946,00

0,28

Образование

198 226,63

58,58

Дошкольное образование

54 167,50

16,01

Общее образование

137 161,13

40,54

Строительство объектов общегражданского назначения

14 000,00

4,14

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

97 743,23

28,89

Учреждения по внешкольной работе с детьми

20 792,90

6,14

Детские дома

1823,00

0,54

Ежемесячное денежное вознагрождение за классное руководство

2482,00

0,73

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

320,00

0,09

Молодежная политика и оздоровление детей

1070,40

0,32

Другие вопросы в области образования

5827,60

1,72

Культура, кинематография и средства массовой информации

14 286,30

4,22

Культура

10 186,15

3,01

Музеи и постоянные выставки

27,20

0,01

Библиотеки

4072,95

1,20

Здравоохранение и спорт

51 175,32

15,12

Здравоохранение

48 123,82

14,22

Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части

41 713,55

12,33

Фельдшерско-акушерские пункты

2386,80

0,71

Реализация государственных функций в области здравоохранения, спорта и туризма

1698,47

0,50

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления

2325,00

0,69

Спорт и физическая культура

1777,35

0,53

Другие вопросы в области здравоохранения и спорта

1274,15

0,38

Социальная политика

17 472,84

5,16

Пенсионное обеспечение

881,70

0,26

Социальное обеспечение населения

16 591,14

4,90

Оказание социальной помощи

996,37

0,29

Мероприятия в области социальной политики

6222,77

1,84

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

9372,00

2,77

Всего расходов

338 376,77

100,00

Бюджет города за 2008 год утвержден постановлением Городского Совета от 28 марта 2006 г. № 35, по доходам — в сумме 324 669,0 тыс. рублей, с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 183 271,0 тыс. рублей; по расходам — в сумме 338 376,77 тыс. рублей. Бюджет МО «Нижнетуринский городской округ» исполнен с дефицитом в сумме 13 707,8

Анализируя структуру доходов можно сделать вывод о том, что на 56,45% доходы бюджета МО «Нижнетуринский район сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет дотации — 17,78; субвенций — 30,23%; субсидий и прочих безвозмездных поступлений — 8,44%.

Собственные доходы муниципального образования (43,55%) сформированы за счет налоговых доходов — 36,44%, в том числе за счет налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК — 29,69%; единого налога на вмененный доход 3,43%; налога на имущество — 6,32%. Остальная часть собственных доходов — 7,1% сформирована за счет государственной пошлины — 0,6%; доходов от сдачи в аренду имущества — 3,11%; прочих доходов и штрафов, санкций за возмещение ущерба — 3,39%.

Структуру расходов МО «Нижнетуринский городской округ» можно представить с помощью диаграммы (рис.7).

Как видно из рис. 7 наибольшую долю расходов муниципального бюджета составляют расходы по статье образование -59%: обеспечение дошкольного и общего образования, содержание детских домов, молодежная политика и оздоровление детей, другие вопросы в области образования.

Второй по значимости в статьях расходов с наибольшим удельным весом является расходы на здравоохранение и спорт — 15%, включая содержание больниц, клиник, медико-санитарных частей, расходы на спорт и физическую культуру, а также другие вопросы в области здравоохранения.

Рис. 7 — Структура расходов МО «Нижнетуринский городской округ»

По сравнению с прошлым годом увеличилось, и исполнение расходной части бюджета муниципального образования. В целом, расходная часть бюджета исполнена в сумме 338 млн руб. (107,6%). В 2008 году местный бюджет по расходам был исполнен на 100,7% по сравнению с прошлым годом. И как следствие, в течение всего года наблюдалось увеличение такого показателя, как бюджетная обеспеченность на одного жителя муниципального образования (Таблица 6). Так, по доходам на конец года она составила 3531 руб. (12 место по области), что более чем на 800 руб. выше уровня прошлого года. А по расходам показатель составил 3979 руб. (8 место по области), рост 128% к 2007 году.

Таблица 6 — Анализ динамики бюджетной обеспеченности на душу населения

Бюджетная обеспеченность на душу населения (руб.)

По доходам

По расходам

2007 год

2008 год

Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.) представлена на рис. 8.

Рис. 8 — Бюджетная обеспеченность на 1 жителя по доходам и расходам (руб.)

Пути повышения эффективности местного самоуправления заключаются в превращении бюджета в надежный инструмент реализации коллективных потребностей горожан.

Бюджетный процесс должен быть направлен, в первую очередь, на:

достижение прозрачности бюджетных процедур, подконтрольности расходов обществу;

создание системы среднесрочного бюджетного планирования на основе оценки эффективности расходов (в противовес методу «от достигнутого»);

обеспечение реалистичности бюджета, осуществление бюджетных расходов в меру экономических возможностей;

организацию эффективной системы управления городским долгом, его обслуживания и погашения, оптимизации рисков.

Далее в следующей главе необходимо определить приоритетные направления в целях повышения эффективности МО Нижнетуринского района.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс повышения эффективности системы МСУ Нижнетуринского городского округа не должен быть стихийным, а управляемым и планируемым процессом, основанным:

на стратегическом видении развития муниципального образования,

на прогнозировании тенденций развития и собственных возможностей,

на последовательной разработке стратегических, экономических, хозяйственных, социальных, программ.

От пассивного получателя бюджетных средств необходимо перейти на активный поиск путей повышения эффективности экономического комплекса муниципального образования с опорой на внутренние ресурсы.

Поиск ресурсов развития муниципального образования должен осуществляться в сфере правовой, организационной и управленческой деятельности.

Приоритетными направлениями в целях повышения эффективности системы МСУ «Нижнетуринский городской округ» являются:

Развитие арендных отношений, предоставления нежилых помещений, зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в аренду в целях развития собственной доходной базы местных бюджетов.

Арендные платежи относятся к неналоговым источникам пополнения бюджета. Следовательно, в этом состоит их преимущество, как более стабильного и легко собираемого дохода города, чем налоги. В России пока это преимущество аренды не используется в полной мере по причине слабой проработки вопросов бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит принцип — доходы, полученные на муниципальном уровне и закрепленные за территориальным образованием, не подлежат изъятию и используются на цели социально-экономического развития города.

Таким образом, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет неналоговых источников.

Управленческий аспект:

Управление арендой включает в себя выявление возможных объектов, учет и контроль за уплатой арендных платежей. Органы муниципального управления МО «Нижнетуринский городской округ» должны осуществлять инвентаризацию и ревизию недвижимого имущества, проводит анализ эффективности использования арендуемых площадей. В задачи управления недвижимостью входит не только организация рынка недвижимости, но и его укрепление и развитие. Стратегически, город Нижняя Тура, как собственник нежилого фонда, обязан обеспечить его расширенное воспроизводство с постоянным повышением эксплуатационных качеств сдаваемых в аренду объектов. Однако при общем недостатке бюджетных ассигнований с вышестоящих бюджетов, их не только не хватает на содержание нежилых помещений, находящихся на балансе, но и на текущие расходы, постоянно наблюдается недофинансирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и так далее.

Задачей органов местного самоуправления является в первую очередь определение основных, перспективных направлений развития арендных отношений, так называемых «точек роста» и выявление «узких мест», поиск баланса интересов местного самоуправления и заинтересованности предприятий, расположенных на территории муниципального образования.

— Правовой аспект:

Муниципальное имущество, выраженное в виде неупотребляемых вещей, в том числе: здания, сооружения, помещения в здании и другое недвижимое имущество (кроме земельных участков и иных природных ресурсов), составляющее казну города. Основным документом, регулирующим отношения по использованию муниципального имущества может быть положение о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом (Приложение 1). Настоящее положение определяет основные принципы, порядок и единые на территории МО «Нижнетуринский городской округ» правила учета и предоставления в аренду нежилых помещений, зданий, сооружений, обязательные для исполнения структурными подразделениями Администрации города, муниципальными унитарными предприятиями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

— Организационный аспект:

Организационный аспект включает составление договора аренды между участниками (Приложение 2), где аренда — универсальный экономический рычаг, источник дохода местных бюджетов.

Существенными условиями договора аренды муниципального недвижимого имущества являются: целевое использование недвижимого имущества; текущее содержание недвижимого имущества; заключение договора коммунальных услуг на их предоставление и оплату.

2. Развитие инвестиционного потенциала предприятий на территории МО «Нижнетуринский городской округ», являющимися арендаторами муниципальной собственности.

Для увеличения стоимости муниципальной недвижимости органами местного самоуправления необходимо проводить меры, направленные на мобилизацию инвестиционных доходов.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет инвестиционных источников.

— Управленческий аспект:

Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности местного самоуправления необходимо также стабилизировать финансовое положение МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов. Управленческий аспект заключается в совершенствовании методов бюджетного планирования, мобилизации источников финансирования дефицита местного бюджета, увеличение доли налоговых доходов. Таким образом, для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципального образования необходимо создание условий для развития доходной базы, но не за счет роста налоговых ставок, тем самым, оказывая давление на хозяйствуюшие субъекты муниципального образования, а за счет увеличения налогооблагаемой базы и роста налогового потенциала, т.к. увеличение налоговой нагрузки может привести к увеличению налоговой недоимки.

— Организационный аспект:

Достаточно активный рынок, относительно высокая покупательная способность населения, наличие в городе хорошо сохранившихся основных фондов делают город привлекательным для бизнеса и инвестиций. С нашей точки зрения, основу основ экономики города составляют предприниматели-резиденты, большая часть которых — представители малого и среднего бизнеса.

Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от инвестиций, так как арендатор становится инвестором, вкладывает в улучшение объекта некоторую сумму денег, тем самым рыночная стоимость объекта растет.

В организационном плане муниципальная собственность является приоритетной, поскольку ставки арендной платы ниже и устанавливаются не по ведомственному произволу, а на основе расчетов и с учетом развития предпринимательства, которое будет инвестировать город.

Реализация организационного плана предполагает предоставление информации, реестра муниципальной собственности подлежащей сдачи в аренду на городском сайте МО «Нижнетуринского городского округа» а также разработку методики расчета арендной платы в зависимости от расположения объекта по территориально — экономической зоне; в зависимости от срока и вида деятельности предприятия.

Арендная плата за пользование находящимися в муниципальной собственности зданиями и встроенными нежилыми помещениями определяется по формуле:

А = Аб х S, (1)

Где,

Аб — базовая ставка арендной платы за 1 кв. м участка в год;

S — площадь участка.

При сроке аренды меньше года размер арендной платы уменьшается пропорционально времени использования участка относительно периода в один год. Базовая ставка арендной платы определяется по формуле:

Аб = К1 * К2 * К3 * Кт, (2)

где:

Апл — арендная плата за пользование муниципальной собственностью;

К1 — ставка налога на имущество, по МО «Нижнетуринский городской округ» составляет 69,2 руб. за кв.м.

К2 — коэффициента учета расположения объекта по территориально — экономическим зонам;

К3 — коэффициента вида деятельности арендатора;

Кт — коэффициент, учитывающий использование арендуемого имущества по времени Кт = 1 использование помещения 365 дней в году.

— Правовой аспект:

Привлекательные ставки арендной платы муниципальной собственности устанавливаются с учетом того, что предприниматели возьмут на себя расходы по содержанию, а в некоторых случаях по ремонту и восстановлению муниципальной собственности. Правовой аспект подразумевает разработку положения о затратах арендатора по капитальному ремонту, реконструкции муниципальных помещений (расходы, увеличивающие стоимость недвижимости).

Для рассмотрения предложения о предоставлении в аренду имущества, являющегося собственность муниципального образования арендодателем — заявителем представляются следующие документы: письменное обращение заявителя, содержащее данные о виде имущества, его местонахождении и предполагаемый срок использования; письменное согласие балансодержателя имущества, если таковой имеется; копии учредительных документов, заверенные налоговой службой; свидетельство о постановке на учет в налоговой службе; копии бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках заявителя на последнюю отчетную дату, заверенные налоговой службой.

3. Стабилизация финансового положения МО «Нижнетуринский городской округ» за счет увеличения налоговых доходов.

В качестве третьего направления выбран путь увеличения доли налоговых поступлений в экономику муниципального образования.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от земельного налога.

Далее, необходимо рассмотреть все аспекты (управленческие, организационные и правовые) в целях повышения эффективности экономического комплекса системы местного самоуправления за счет налоговых источников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой