Актуальность проблемы" Социалистическое соревнованиеважное и испытанное на практике социалистического и коммунистического строительства средство решения крупных производственных, социальных и воспитательных задач. Роль соревнования в жизни нашего общества велика, — это отмечалось во многих документах КПСС и законодательно закреплено в новой Конституции СССР. В статье 15 Конституции СССР записано: «Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического црогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства» *.
В условиях развитого социалистического общества значение соревнования еще более возрастает, появляются качественно новые его черты и особенности. Оно приобретает подлинно всенародный характер. Масштабы и содержание, формы и методы, направленность соревнования отражают высокий уровень развития производительных сил и зрелость производственных отношений, значительный культурно-технический уровень трудящихся, неуклонный рост их благосостояния.
Социалистическое соревнование, его действенность и эффективность принадлежат к числу узловых проблем коммунистического строительства в СССР. Ее решение имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку она связана с закономерным Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1983, с. 9. возрастанием роли масс в коммунистическом строительстве, с задачами формирования человека коммунистического общества, способствует укреплению социалистической дисциплины труда.
Большие задачи стоят перед советским народом на современном этапе, связанные, главным образом, с совершенствованием развитого социализма*. И как отметил К. У. Черненко на апрельском {1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, — «выполнить эту работу нельзя без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем обр щественной жизни» .
На этапе развитого социализма советский народ успешно решает грандиозные задачи по ускоренному развитию производительных сил страны. Одной из таких крупнейших задач было строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» цринято ЦК КПСС 8 июля 1974 г. 3 В нем отмечалось, что строительство БАМа имеет огромное экономическое и социально-политическое значение. «Эта магистраль протяженностью около 3200 км от Усть-Кута (ст. Лена) до Комсомольска-на-Амуре и сооружение вторых путей на линии Тайшет.
Чндропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983, с. 25.
2Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М., 1984, с. 6.
3 КПСС в резолюциях., т. II, М., 1978, с. 417−419.
Лена позволит ускорить развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока, вовлечь в хозяйственный оборот крупнейшие запасы полезных ископаемых и леса, обеспечить возрастающие объемы перевозок народнохозяйственных грузов, улучшить внешнеэкономические связи Советского Союза через морские порты Дальнего Востока. Новая железная дорога будет способствовать закреплению кадров в этих районах страны, создавать более благоприятные условия для их жизни и быта" ^*.
Многие трудовые коллективы организаций и предприятий страны брали на себя обязательства по оказанию шефской помощи в проектировании и строительстве жилых домов, культурно-бытовых и других объектов в пристанционных городах и поселках на трассе Байкало-Амурской магистрали. Это патриотическое начинание было одобрено 25 февраля 1975 г. ЦК КПСС в постановлении «Об инициативе коллективов трудящихся по оказанию шефской помощи в строительстве объектов Байкало-Амурской железнодорожной мар гис трали'.
Горячо откликнулась на цризыв партии включиться в строительство БАМа советская молодежь. Тысячи комсомольцев, передовых рабочих, юношей и девушек по комсомольским путевкам отправились строить новую железную дорогу. ЦК ВЛКСМ объявил строительство БАМа Всесоюзной ударной комсомольской стройкой0.
Трасса БАМа пересекает районы с суровыми климатическими, сложными геологическими, геокриологическими (мерзлотными) и сейсмологическими условиями. В этих трудных условиях строите.
1 КПСС в резолюциях., т. II, М., 1978, с. 417. о.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 10. М., 1976, с. 359−360.
3 ЦА ВЛКСМ, ф. I, оп. 35, д. 629, л. I. лям предстояло выполнять на БАМе свыше 300 млн. кубометров земляных работ, три четверти которых в скальных и вечномерз-лых грунтах, возвести 3500 искусственных сооружений, в том числе 150 больших мостов, пробить в горных хребтах около 27 километров тоннелей, уложить около пяти тысяч главных и станционных железнодорожных путей, построить более 200 новых станций и разъездов, 20 городов и крупных поселков-1'.
Эффективное решение задач такого масштаба и сложности, как строительство Байкало-Амурской магистрали, потребовало высокой творческой активности трудящихся — развития массового социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, внедрения прогрессивных методов организации труда, усиления рационализаторской и изобретательской деятельности.
Творческая активность строителей являлась важным средством успешного возведения Байкало-Амурской магистрали, способствовала выполнению цроизводственных планов, повышению производительности труда и эффективности строительного цроизводст-ва, улучшению качества возводимых объектов, решению социальных воцросов, политическому, трудовому и нравственному воспитанию трудящихся. Изучение опыта организации и развития социалистического соревнования на БАМе способствует, кроме того, разоблачению буржуазных фальсификаций на природу творческой активности советских лвдей и возрастание ее роли и значения в условиях совершенствования развитого социалистического общества.
Таким образом, научная разработка воцросов развития творческой активности трудящихся цриобрела сегодня особую т.
См.: Мох ор т ов К. В. Второй путь к океану.- В кн.: БАМ: проблемы, перспективы. М., 1976, с. 92. актуальность и имеет большое теоретическое и практическое значение.
Историография проблемы. Советские ученые-обществоведы проделали значительную работу по исследованию творческой активности трудящихся в условиях развитого социалистического общества. Эта тема находится постоянно в центре внимания историков, экономистов, философов, социологов.
Наибольшую ценность, на наш взгляд, представляют фундаментальные труды академика М.П.Кима-1-, посвященные изучению советского общества и его главной и ведущей силы — рабочего класса. В них широко освещается созидательная деятельность советского народа в период социалистического и коммунистического строительства.
Большое значение имеют работы по истории рабочего класса известных советских ученых: И. Е. Ворожейкина, В. А. Ежова, С. Л. Сенявского и др. Так, весьма ценной является монография о.
И.Е.Ворожейкина, где впервые подверглись детальному анализу многие обобщающие работы по рабочему классу СССР. В книге о.
В.А.Ежова на обширном фактическом материале исследован рабочий класс СССР — как ведущая сила развитого социалистического общества.
Ведущая роль рабочего класса СССР основательно цроанали К и м М. П. Советский народ — новая историческая общность. М., 1972; Он же. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983 и др. р
Ворожейкин И. Е. Очерки историографии рабочего класса СССР. М., 1975.
3 Е ж о в В. А. Рабочий класс СССР. Л., 1974. зирована в монографиях С.Л.Сенявского*. В них рассмотрены происходящие изменения в социальной структуре советского общества, а также освещены вопросы творческой и общественно-политической активности рабочего класса.
Многие советские ученые особое внимание в своих исследованиях уделяют вопросам развития творческой активности советских людей — социалистическому соревнованию, техническому творчеству трудящихся, движению за коммунистическое отношение к труду, участию в управлении производством. В этом плане большую ценность представляют работы: Г. М. Алексеева, Л. С. Бляхмана, И.Е.Во-рожейкина, П. В. Гречишнякова, И. П. Остапенко, Л. С. Рогачевской, В. Г. Смольвова, В. К. Фединина и др.
В исследовании Г. М.Алексеева^ за 65-летний период основательно изучена история движения изобретателей и рационализаторов в СССР. Показан их большой вклад в ускорение научно-технио ческого прогресса в нашей стране. В работе Л.С.Бляхмана0.
Ченявский С. Л. Рост рабочего класса СССР /19 511 965 гг./. М., 1966; Сенявский С. Л., Тельпухов-с к и й В. Б. Рабочий класс СССР /1938;1965 гг./. М., 1971; Сенявский С. Л. Изменения в социальной структуре советского общества. 1938;1970. М., 1973; Ворожейкин И. Е., Сенявский С. Л. Рабочий класс — ведущая сила советского общества /Вопросы методологии и историографии/. М., 1977; С е-н я в с к и й С. Л. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма /1961;1980 гг./. М., 1982. о.
Алексеев Г. М. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР в 1917;1982 гг. М., 1983. з.
Бляхман Л. С. Мощный ускоритель: соревнование и эффективность производства. М., 1983. рассмотрены особенности организации соревнования на современном этапе, основные направления его дальнейшего развития. В монографии И.Е.Ворожейкина-1- за период с 1917 по 1983 гг. освещена история социалистического соревнования в СССР: главные его формыкоммунистические субботники, ударничество, стахановское движение, соревнование за коммунистическое отношение к труду. П.В.Гре-р чишников посвятил свою работу характерным особенностям организации социалистического соревнования в условиях развитого социализма.
Большое значение имеет научная разработка теоретических проблем социалистического соревнования в современный период. В решении этих вопросов наиболее ценными, на наш взгляд, представляют исследования Е. Э. Бейлиной, В. Г. Смолькова, Л.С.Рогачевс-кой, В. К. Фединина и некоторых других ученых, занимающихся пробгз лемами творческой активности советских людей. В этих работах.
Б о р о ж е I к и н И. Е. Летопись трудового героизма.
Краткая история социалистического соревнования в СССР. М., 1984. р
Гречишников П. В. Соревнование на этапе развитого социализма. Характерные черты, особенности организации, критерии эффективности. М., 1977. о.
Бейлина Е. Э. Рабочий класс и новые формы соревнования (1959;1965 гг.). М., 1970; Смольков В. Г. Соревнование и коммунизм. Методологические и социальные проблемы. М., 1970; Он же. Социалистическое соревнование в условиях развитого социализма. М., 1974; Рогачевская Л. С. Движение за коммунистический труд: история и проблемы. М., 1968; Ф е д и-н и н В. К. Социалистическое соревнование на современном этапе. М., 1974; Он же. Трудовое соревнование: опыт и проблемы организации. М., 1982; Развитой социализм и творчество масс: Актуальные вопросы теории и практики соц.соревнования. (Под общ. ред. В. Г. Смолькова, В.К.Фединина). М., 1979. содержится глубокий анализ развития творческой активности советского народа и разрабатываются общие теоретические проблемы этого важнейшего средства совершенствования развитого социалистического общества.
В монографии И.П.Остапенко* всесторонне цроанализировано возрастание роли рабочего класса в управлении производством, участие рабочих в ускорении научно-технического прогресса, в повышении эффективности общественного производства.
Крупной работой по истории социалистического соревнования СССР является монография Л.С.Рогачевской2, в ней за 60-летний период освещается развитие социалистического соревнования в нашей стране, показаны его особенности и основные формы на разных этапах советского общества. Важное место в работе отводится характеристике социалистического соревнования в условиях развитого социализма и его высшей форме — движению за коммунистическое отношение к труду.
Большой вклад в разработку проблем творческой активности рабочего класса вносят сибирские ученые. Особую ценность цред-ставляют монографии В. В. Алексеева, А. И. Житникова, Н. Н. Киселео ва, И. И. Комогорцева и др. В них на широком фактическом мате.
0стапенко И. П. Рабочий класс СССР в управлении производством. 1956;1970 гг. М., 1976. р
Рогачевская Л. С. Социалистическое соревнование в СССР. Исторические очерки. 1917;1970 гг. М., 1977. о.
Комогорцев И. И. Промышленность и рабочий класс Сибири в период строительства коммунизма. Новосибирск, 1971; Он же. Созидатели. Новосибирск, 1973; Житников А. И. К победе коммунистического труда. Партийные организации Западриале рассматриваются многие аспекты организации социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, технического творчества сибирского отряда советского рабочего класса и анализируются особенности его развития в период развитого социализма.
Важное место в решении этих проблем принадлежит коллективным работам сибирских ученых*.
Разумеется, хотя во всех вышеперечисленных работах как общесоюзного, так и регионального характера вопросы развития творческой активности строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали не освещались, шесте с тем они служат важной методологической и методической основой написания нашего исследования.
Начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали вызвало особый интерес у исследователей, которые, наряду со многими вопросами строительства БАМа и освоения ее зоны, стали изучать и творческую активность строителей.
С момента выхода в свет постановления ЦК КПСС о строительстве БАМа црошло уже более 10 лет. За это время появилось значительное количество популярной, общественно-политической и ной Сибири во главе движения за коммунистическое отношение к труду. Барнаул, 1972; Алексеев В. В. Электрификация Сибири. Часть вторая. Новосибирск, 1976; Киселев H.H. Машиностроители Сибири в условиях развитого социализма (19 591 970 гг.). Новосибирск, 1982. См.: История Сибири. Т. 5. Л., 1969; Социалистическое соревнование — творчество трудящихся масс. Барнаул, 1978; Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по развитию социалистического соревнования в период развитого социализма. Иркутск, 1982. научной литературы, посвященной БАМу. Среди многочисленных публикаций популярного характера имеется ряд работ, в которых получили освещение некоторые фрагменты развития социалистического соревнования строителей магистрали^. Так, в брошюре Н. И. Аникина.наряду с показом социально-экономического значения БАМа, влияния ее в создании нового промышленного района страны и освоения огромных природных богатств Сибири и Дальнего Востока, рассмотрены ряд аспектов организации и развития социалистического соревнования строителей2. В работе отмечалось, что «с первых же дней строительства БАМа организация соревнования стала в центре внимания хозяйственных руководителей, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Это было связано с широким воздействием социалистического соревнования на повышение производительности труда, ускорение технического прогресса, успешное выполнение народнохозяйственных планов, значительное сокращение сроков строительства объектов, существенно влияло на воспитание лвдей.
Интересный фактический материал о трудовой активности строителей БАМа содержится в ежегодных летописях, выпускаемых Хабаровским книжным издательством^. Эти летописи стали.
1 Аникин Н. И. Стройка века. М., 1976; Алексее в А.И. И тайга покоряется нам. М., 1980 и др.
2 А н и к и н Н. И. Указ. соч., с. 90−102.
3 Там же, с. 91. БАМ: панорама всенародной стройки. Вып. 1−6. Хабаровск, 1975;1980; БАМ: панорама всенародной стройки. Вып. 7−9. Благовещенск, 1981;1983. издаваться, начиная с 1975 года. В них, в статьях партийных, профсоюзных и комсомольских работников, руководителей строительных подразделений БАМа, передовиков магистрали содержался богатейший фактический материал о трудовых свершениях строителей новой железной дороги, их результатах и успехах в социалистическом соревновании. Эти выпуски являются важным источником анализа трудовой состязательности строителей.
С каждым годом возрастал интерес исследователей к изучению опыта развития творческой активности бамовдев. Все больше появлялось работ, выполненных на научной основе. Причем, если в ряде их вопросы социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду получали частичное освещение*, другие же полностью цредназначались показу творческой р активности строителей, основных форм и починов соревнования. Ф е д и н В.М. БАМ — кузница комсомольского характера. Благовещенск, 1977; Тяж ельников Е. М. Комсомольская магистраль.- В кн.: БАМ: проблемы, перспективы. М., 1976, с. 60−79- Деревянко А. П., Васильев А. К. Социальные проблемы строительства БАМа.- В кн.: Социально-экономические цроблемы строительства БАМа. Владивосток, 1980, с. 3−25- Санжиев Б. С. Социалистическое соревнование — решающий фактор социальной активности трудящихся.- В кн.: Партийное руководство социалистическим соревнованием на стройках Восточной Сибири. Иркутск, 1980, с. 3−28 и др. р
Ф е д и н В. М. Развитие форм социалистического соревнования Байкало-Амурской магистрали.- В кн.: Социалистическое соревнование — творчество масс. Барнаул, 1978, с. 209−211- Деревянко А. П. БАМ — главная стройка Ленинского комсомола.- В кн.: Социально-экономические проблемы строительства БАМа. Владивосток, 1980, с. 104−118- Оноприенко Ф. П. Сорев.
Эти статьи содержат интересный фактический материал, характеризующий степень развития социалистического соревновании и других форм проявления трудового энтузиазма строителей Байкало-Амурской магистрали.
В 1980 г. вышла в свет работа Б. М. Загорского, посвященная социалистическому соревнованию строителей БАМа*. В ней за период 1974;1978 гг. рассмотрена практика организации соревнования на БАМе. На примере передовых коллективов и отдельных передовиков показана роль соревнования в борьбе за выполнение плановых заданий, эффективное использование техники, повышение качества строительства. Автор рассмотрел опыт руководства социалистическим соревнованием в перше годы строительства БАМа, вопросы подготовки и воспитания строителей, подъема их культурно-технического уровня. Особенность данного исследования состоит в том, что это была первая попытка обобщения опыта социалистического соревнования на БАМе. Однако при всех достоиннование — залог досрочного открытия сквозного движения поездов на БАМе.- В кн.: Региональные цроблемы хозяйственного освоения зоны БАМ (сборн. статей). Владивосток, 1980, с. 162 168- Есаулков Ю. А. На стройках БАМа.- В кн.: Повышение роли первичных партийных организаций в развитии общественной и производственной активности трудящихся, укреплении дисциплины, совершенствовании стиля работы. М., 1983, с. 196 200- Филиппов Д. Комсомольская магистраль.- В кн.: БАМ — дорога созидания. М., 1983, с. 24−28.
•'¦Загорский Б. М. Социалистическое соревнование на Байкало-Амурской магистрали. М., 1980. ствах вышеназванной работы, в ней недостаточно полно освещаются отдельные стороны творческой активности строителей БАМа. Так, в исследовании не получило освещение участие строителей в движении за коммунистическое отношение к труду, патриотическое движение комсомольцев и молодежи под девизом «Я — хозяин стройки», борьба за сохранность природы и окружающей среды. В работе фрагментарно отражены воцросы технического творчества строителей, их вклад в решение научно-технического прогресса. Это снижает ценность данного исследования и обуславливает необходимость комплексной научной разработки проблемы.
Появились работы, в которых освещалось развитие творческой активности строителей на отдельных участках магистрали*. Так, в статье Б. В. Кузина освещается трудовая активность строителей Центрального участка БАМа за 1974;1978 гг. В ней показаны формы социалистического соревнования, вклад рационализаторов в успешное строительство этого участка. В статье Т. Л. Ворошиловой затрагиваются вопросы соревнования комсомольско-моло-дежных коллективов Западного участка БАМа. Сделан вывод о важности создания комсомольско-молодежных коллективов на магистрали, так как они оказывают существенное влияние на воспитание молодежи, привлечения ее в социалистическое соревнование. К у з и н Б. В. Трудовая активность строителей Центрального участка БАМа.- В кн.: Социально-экономические проблемы строительства БАМа. Владивосток, 1980, с. 128−138- Ворошилова Т. Л. Организаторская работа комсомола в развитии социалистического соревнования на Западном участке БАМа.- В кн.: Партийное руководство социалистическим соревнованием на стройках Восточной Сибири. Иркутск, 1980, с. 99−104- Очерки истории.
Бурятской АССР периода развитого социализма. Новосибирск, 1983, с. 140−157.
Социалистическое соревнование на Бурятском участке БАМа получило частичное отражение в коллективной монографии «Очерки истории Бурятской АССР периода развитого социализма» .
Однако необходимо отметить, что в упомянутых работах слабо показана воспитательная функция социалистического соревнования. В этом плане особый интерес представляют статьи В. И. Бондаренко, Ю. Ю. Бочарова, В. Лавриненко, Е. Антипина, О. Еланцевой*. В них получили освещение вопросы воспитательного аспекта социалистического соревнования на БАМе, сделана попытка анализа отдельных недостатков в организации и развития трудовой состязательности. В частности, Е. Антипин, изучавший социалистическое соревнование строителей Западного участка БАМ, справедливо подметил: «Дело в том, что нередки случаи, когда обязательства коллективов подробно разра.
Бондаренко В. И. Организация социалистического соревнования — важная форма работы по коммунистическому воспитанию строителей БАМа.-В кн.: Социальные проблемы повышения эффективности общественного производства на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1977, с. 27−28- Бочаров Ю. Ю. Соревнование молодых строителей БАМа под девизом «Мы — хозяева стройки» .- В кн.: Соревнование за эффективность и качество строительства: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Ленинграде (12−14 апр. 1979 г.). М., 1979, с. 89−94- Лавриненко В. Я — хозяин стройки.- Социалистическое соревнование, 1981, № 4, с. 25−27- Антипин Е. Нравственные аспекты трудовой состязательности.- Социалистическое соревнование, 1981, № 6, с. 8−14- Е ланд е ва О. П. Из опыта работы партийных организаций по воспитанию и распространению творческой инициативы строителей БАМа (1979;1983 гг.).- В кн.: Социалистическое соревнование рабочих автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. Чебоксары, 1982, с. 102−109. ботанные в экономической части, практически не касаются таких аспектов, как укрепление дисциплины, формирование коммунистического отношения к труду и общественной собственности, повышение культуры производства и социальной активности членов коллектива, усиление борьбы с потерями. А ведь все эти вопросы непосредственно связаны с совершенствованием нравственного мира человека" *.
Отдельные аспекты развития социалистического соревнования на БАМе получили освещение в опубликованных тезисах докладов Всесоюзной научной конференции «История строительства Байкало-Амурской магистрали» 2.
Весьма ценной работой, посвященной партийному руководству строительством Байкало-Амурской магистрали, является монография о.
В.М.Федина «Ведущая сила БАМа». В ней показаны некоторые особенности партийного руководства социалистическим соревнованием строителей магистрали4.
Антипин Е. Указ. соч., с. 10−11. р
См.: Еврасимов П. И., М и т у п о в К.Б. Комсо-мольско-молодежные коллективы на Бурятском участке БАМ.- В кн.: К истории строительства Байкало-Амурской магистрали. Новосибирск, 1984, с. 85−87- Лапина В. Г. Воспитательная роль социалистического соревнования (на материалах Центрального и Восточного участков БАМа).- Там же, с. 91−94- Беликов В. В., С, а нжиева Т.Е., Халбаева М. М. Социалистическое соревнование на Бурятском участке БАМа.- Там же, с. 94−97.
3 Ф е д и н В. М. Ведущая сила БАМа (Партийное руководство строительством Байкало-Амурской магистрали). Хабаровск, 1984.
4 Там же, с. 223−243.
Вопросы развития творческой активности строителей БАМа частично рассматривались в ряде диссертационных работ1. Так,.
1 См.: Ф е д и н В. М. Деятельность партийных организаций по формированию кадров строителей Байкало-Амурской магистрали. Дис.канд.ист.наук. Новосибирск, 1977; Васин В. В. Комсомол — опора партии в формировании и сплочении многонациональных трудовых коллективов на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Дис.. канд.ист.наук. Иркутск, 1980; Лавринайтис Т. Е. Формирование духовного мира личности молодого рабочего в условиях научно-технической революции (на материалах БАМа). Дис. .канд.филос.наук. Минск, 1980; Филимонова М. И. Деятельность партийных организаций по подготовке молодых рабочих в новых производственных коллективах (1976;1980). (На материалах БАМа, Ангаро-Енисейского, Канско-Ачинского и Саянского комплексов). Дис. .канд.ист.наук. М., 1981; Данильченко А. П. Сооружение Байкало-Амурской магистрали — патриотический подвиг советского народа (на примере участия трудящихся Украинской ССР). Автореф. дис. .канд. ист.наук. Киев, 1983; Лавриненко В. Г. Ленинский комсомол в борьбе за выполнение решений КПСС о строительстве Байкало-Амурской магистрали (1974;1980). Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1983; Медведева Л. М. Кадры рабочих и служащих Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (19 741 980 гг.). Автореф. дис. .канд.ист. наук. Владивосток, 1983; Шинковская Н. В. Деятельность Советов Дальнего Востока по освоению зоны Байкало-Амурской магистрали в период строительства железнодорожного комплекса (1974;1980 гг.) (на материалах Амурской области и Хабаровского края). Автореф. дис. .канд. в диссертации В. М. Федина освещены вопросы зарождения социалистического соревнования, его некоторых форм и починов, технического творчества в первые годы строительства БАМа (1974;1976 гг.). В работе В. В. Васина и В. Г. Лавриненко показано соревнование ком-сомольскочдолодежных коллективов, участие молодежи в движении «Я — хозяин стройки». В диссертациях Т. Е. Лавринайтис, М. И. Филимоновой, Л. М. Медведевой получили отражение отдельные стороны трудовой и общественно-политической активности строителей магистрали. В исследовании А. П. Данильченко фрагментарно исследуются вопросы социалистического соревнования украинских строителей, выполнявших шефскую помощь по возведению объектов на Восточном участке БАМ. В работе Н. В. Шинковской освещается роль Советов в развитии социалистического соревнования строителей Восточного и Центрального участков БАМ. В диссертации О. П. Еланцевой рассмотрены отдельные вопросы работы партийных организаций по распространению творческой инициативы строителей БАМа.
Таким образом, анализ имеющейся литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что ряд вопросов творческой активности строителей Байкало-Амурской магистрали подвергался исследованию. Однако многие работы содержат фрагментарные сведения о социалистическом соревновании строителей БАМа и ряда форм их творо т" о ческой активности. В них нет целостной картины развития социалистического соревнования, влияния его на весь комплекс производстист. наук. Владивосток, 1983; Еланцева О. П. Деятельность КПСС по коммунистическому воспитанию строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Л., 1982. венной, социально-политической и воспитательной деятельности строителей БАМа.
Совершенно не исследуются или только затрагиваются трудности и проблемы в развитии творческой активности на БАМе. В дополнительном исследовании нуждаются вопросы технического творчества строителей, роли рационализаторов и изобретателей в ускорении строительства магистрали, внедрения новых методов организации труда, распространения передового опыта, движения за коммунистическое отношение к труду. Следует основательнее показать воспитательный аспект социалистического соревнования, его роли в борьбе за сохранность природы и окружающей среды в зоне возведения и хозяйственного освоения БАМа.
Учитывая актуальность и степень изученности развития социалистического соревнования на БАМе, автор выбрал эту тему для самостоятельного исследования.
Цель и задачи диссертации. Целью исследования является создание специальной работы, в которой в историческом плане освещается опыт развития социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Автор поставил перед собой следующие задачи:
— рассмотреть работу партийных, профсоюзных и комсомольских организаций по развитию социалистического соревнования на БАМе;
— показать организацию социалистического соревнования, раскрыть пути дальнейшего совершенствования трудовой активности строителей магистрали;
— исследовать основные формы и почины трудовой состязательности, их зарождение и развитие;
— проанализировать развитие движения за коммунистическое отношение к труду — как высшую форму социалистического соревнования;
— изучить опыт внедрения прогрессивного метода организации труда — бригадного подряда;
— выявить вклад рационализаторов и изобретателей БАМа в техническое совершенствование стройки;
— на основе проведенного исследования, используя положительный опыт, накопленный на БАМе, сделать определенные выводы и предложить ряд практических рекомендаций по изложенному кругу вопросов.
Территориальные рамки исследования охватывают Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, Бурятскую и Якутскую АССР и частично Хабаровский край, то есть всю территорию, по которой проходит трасса БАМа.
Хронологические рамки диссертации включают 1974;1984 гг. Выбор данного периода обусловлен его содержанием. В 1974 г. вышло в свет постановление ЦК КПСС о строительстве БАМа. Тогда же началось формирование новых трудовых коллективов строителей, зарождение главных форм творческой активности рабочих и служащих, организация социалистического соревнования. К итогу 1984 г. строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в основном обеспечено, в результате открыто сквозное движение поездов на всем пути от ст. Лена в Сибири до ст. Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Важное значение в решении исторической задачи партии и правительства сыграло социалистическое соревнование трудовых коллективов строителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что на материалах БАМа впервые проведено специальное комплексное изучение вопросов социалистического соревнования, форм и методов его организации, путей развития трудовой активности и творческой инициативы строителей за весь период 1974;1984 гг. На основе анализа широкого круга источников, большинство из которых введено в научный оборот впервые, в диссертации обобщен опыт организации социадиетического соревнования на строительстве БАМа, выявлена роль творческой активности трудовых коллективов в успешном возведении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Практическая значимость работы. Диссертация подготовлена в соответствии с планом научно-исследовательской работы по программе «Сибирь» Сектора истории рабочего класса периода развитого социализма Института истории, филологии и философии СО АН СССР. Материалы диссертации по техническому творчеству строителей БАМа использованы в 1У томе «Рабочий класс Сибири в период развитого социализма». Обобщенный опыт социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской магистрали опубликован в брошюре и ряде статей и, таким образом, введен в научный оборот и предложен для практического использования. Результаты исследования могут быть применены в коллективном фундаментальном труде по истории строительства Байкало-Амурской магистрали, при разработке спецкурсов на исторических факультетах ВУЗов, в системе политического и экономического образования, пропагандистской и агитационной работе.
Данное исследование способствует разоблачению клеветнических измышлений буржуазных фальсификаторов истории, несостоятельности буржуазных идеологов, пытающихся принизить роль социалистического соревнования в жизни нашего общества, исказить его сущность и содержание.
Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии, партийных съездов, пленумов, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, работы руководящих деятелей КПСС и Советского государства, в которых нашли глубокое научное обоснование принципы, формы и методы организации социалистического соревнования, определение его сущности как конкретного общественного явления и той роли, которую оно играет в решении задач коммунистического строительства.
К.Маркс и Ф. Энгельс впервые в своих трудах поставили на научную основу теорию соревнования. Они вскрыли материальные источники соревнования и раскрыли его природу как общественного явления. Они доказали, что стремление к соревнованию — это общесоциальное явление, но в различных формациях оно проявляется по-разному. Отмечая, что соревнование возникает в результате кооперации труда, К. Маркс в своем классическом произведении «Капитал» писал: «При большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии. увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.». К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что при капиталистическом обществе соревнование принимает характер конкуренции. Конкуренция характерна для всех антагонистических общественных формаций. Классики марксизма сделали вывод о том, что капиталистическая конкуренция — явление исторически преходящее2. Соревнование, как указывал Ф. Энгельс, получит развитие «в строе, достойном человечества» .
Только с победой социализма впервые создается возможность применить соревнование «действительно широко, — писал В. И. Ленин,-действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» .
В.И.Ленину принадлежит величайшая заслуга открытия соревно М, а р к с К. иЭнгельс Ф. Соч., т. 23, с. 337. р
Маркс К. иЭнгельс Ф. Соч., т. 4, с. 164.
3Маркс К. иЭнгельс Ф. Соч., т. I, с. 562. Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195. вания как новой движущей силы общества. Он не только разработал теорию социалистического государства, но и увидел в соревновании тот механизм его внутреннего движения, который неизменно побуждает общество к прогрессу, устремляет его к социализму и коммунизму. В. И. Ленин увидел в организации соревнования способ «нахождения наиболее правильного, наиболее экономичного пути» -'- социалистического строительства. Он сформулировал главные принципы организации социалистического соревнования: обеспечение гласности, сравнимос2 ти результатов труда, возможности практического повторения опыта .
Эти ленинские принципы организации соревнования прошли проверку практикой социалистического и коммунистического строительства, доказали свою жизненность и эффективность.
Ленинские идеи и принципы организации соревнования легли в основу практической деятельности КПСС и Советского правительства по развитию творчества масс. «Социалистическое соревнование, — отмечает ЦК КПСС, — на всех этапах социалистического и коммунистического строительства было и остается могучим средством развития творческой инициативы масс, формирования социалистического коллективизма. Оно всегда служило эффективным методом подъема производительных сил, совершенствования производственных отношений, восо питания трудящихся, привлечения их к управлению производством» 0.
В современных условиях творческая активность советских людей, их роль в развитии социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду неизмеримо возрастает в связи с принятием Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении.
Ченяя В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 152.
2 Там же, с. 152−153.
3 КПСС в резолюциях., т. 10. М., 1972, с. 488−489. их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" 1, где в статье 12-й закреплены полномочия трудовых коллективов в развитии трудовой активности работников и организации социалистического соревнования. Это еще раз убедительно свидетельствует о дальнейшем развитии и углублении советской демократии в условиях совершенствования развитого социалистического общества.
Источниковая база диссертации. Важным источником написания работы послужили материалы партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, правительственные решения по вопросам строительства Байкало-Амурской магистрали и освоении ее зоны.
Среди них наиболее важными являются постановления ЦК КПСС: «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от о.
8 июля 1974 г., «Об инициативе коллективов трудящихся по оказанию шефской помощи в строительстве объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от 25 февраля 1975 г., «О совершенствовании организации, практики подведения итогов социалистического соревнования и поощрения его победителей» от 30 сентября 1983 г. 4.
Значительную часть источниковой базы диссертации составили документы и материалы, хранящиеся в Центральном архиве ВЛКСМв фондах: ЦК ВЛКСМ (ф. I), штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе (ф. 27). В них почерпнуты ценные сведения о практической деятельности комсомола по повышению производственной и общественно-политической активности молодежи БАМа, участия ее в социалистическом соревно.
1 Правда, 1983, 19 июня.
2 КПСС в резолюциях., т. II. М., 1978, с. 417−419. гз.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 10. М., 1976, с. 359−360.
4 Правда, 1983, 30 сентября. вании.
Важные фактические материалы получены в Центральном архиве ВЦСПС в фондах: организационно-инструкторского отдела ВЦСПССектор информации (ф. I), ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства (ф. 161), Центрального правления НТО железнодорожного транспорта (ф. 453), Центрального совета ВОИР (ф. 539). Здесь изучены стенограммы конференций и пленумов ЩСПС, где рассматривались вопросы организации и совершенствования социалистического соревнованияразнообразные справки, информации, отчеты областных, краевых Советов профессиональных союзов зоны БАМа по развитию творческой активности строителейв фондах ВОИР и НТО исследованы документы по рационализации и изобретательству, участию строителей БАМа в борьбе за научно-технический прогресс, по техническому совершенствованию производства. Все это позволило выявить роль профсоюзов в развитии социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, участия трудящихся в управлении производством.
Интересный фактический материал о развитии творческой активности строителей БАМа, их борьбе за охрану природы и окружающей среды выявлен в партийном архиве Бурятского обкома КПСС (ПАБО) -в фондах: Бурятского ОК КПСС (ф. I), Бурятского обкома ВЛКСМ (ф. 36), Северобайкальского райкома ВЛКСМ (ф. 19).
Всего автором исследованы документы и материалы 9 фондов (более 500 архивных дел). Значительная часть архивных материалов введена в научный оборот впервые.
Очень важным источником при изучении творческой активности строителей БАМа являются первичные документы текущего делопроизводства Министерства транспортного строительства СССР, Центрального Комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, ГлавЕАМстроя, строительных управлений, трестов, строительно-монтажных поездов, механизированных колонн, мостостроительных и тоннельных отрядов — это годовые отчеты, объяснительные записки к ним, докладные записки по вопросам хозяйственной деятельности строительных организаций, коллективные договоры, социалистические обязательства коллективов и другие документы. В них достоверно освещаются вопросы развития социалистического соревнования, форм и методов его организации, движения за коммунистическое отношение к труду, борьбы за выполнение планов строительных работ и повышения производительности труда, патриотические почины строителей БАМа.
Ценные материалы по социалистическому соревнованию извлечены из документов текущего делопроизводства штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, а также штабов ЦК ВЛКСМ отдельных участков магистрали (Западного, Бурятского), из документов дорцрофсожа транспортных строителей БАМа, дорпрофсожей восточно-сибирских и забайкальских транспортных строителей БАМ.
Важные сведения по развитию рационализаторской и изобретательской работы на БАМе получены из материалов текущего делопроизводства совета ВОИР и дорожного правления НТО транспортных строителей БАМ.
Всего диссертант изучил документы текущего делопроизводства 26 учреждений, предприятий и организаций, в которых наиболее полно раскрывается творческая активность строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Особым по значимости и характеру источником для раскрытия поставленных в диссертации вопросов явились материалы периодических изданий: газеты и журналы. Фактический и цифровой материал по ряду исследуемых вопросов содержался в центральных периодических изданиях («Правда», «Комсомольская правда», «Гудок», «Социалистическое соревнование»), а также в областных, районных и многотиражных газетах зоны БАМ («Восточно-Сибирская правда», «Правда Бурятии», «Забайкальский рабочий», «Амурская правда», «Ленский коммунист», «Северный Байкал», «Авангард», «Строитель БАМ», «Мосты магистрали», «БАМ»).
В процессе работы над диссертацией автор широко использовал такой источник, как монографии, книги и брошюры, освещавшие трудовой героизм строителей БАМа.
При проведении исследования важное значение имело непосре-. дственное ознакомление диссертанта с практикой работы по организации социалистического соревнования в строительных подразделениях в период ряда командировок на БАМ в I982−1984 гг. Автор по заранее составленной программе во время сбора материала провел интервьюирование с отдельными хозяйственными, профсоюзными и комсомольскими руководителями, строителями магистрали, а также с организаторами социалистического соревнования. Ценные сведения об опыте организации социалистического соревнования в уцравле-нии строительства «БАМтоннельстрой» были получены в беседе с Героем Социалистического Труда В. Р. Толстоуховым — бригадиром проходчиков из тоннельного отряда № IIсекретарем парткома Г. С.Бу-зиным и бригадиром комплексной бригады В. В. Прокушевым, также из TO-IIзаведующим производственно-массовым отделом дорцрофсожа транспортных строителей БАМ Л. А. Карповойпредседателем объединенного постройкома треста «Нижнеангарскстрой» Р. Н. Козловым и его заместителем А. И. Каплиным и многими другими.
Эти беседы позволили диссертанту полнее раскрыть роль творческой активности строителей в успешном возведении БАМа, уточнить и дополнить отдельные факты зарождения и развития ряда форм и починов социалистического соревнования.
Таким образом, исследование основано на широкой базе теоретических, методологических и документальных источников, которые позволяют на основе их анализа успешно решить поставленные в диссертации задачи.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научных конференциях молодых ученых в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР (Новосибирск, апрель 1983 г., Новосибирск, апрель 1984 г.), на научном симпозиуме «Социальное и культурное развитие Сибири в условиях интенсивного хозяйственного освоения» (Новосибирск, ноябрь 1983 г.), Всесоюзной научной конференции «История строительства Байкало-Амурской магистрали» (Северобайкальск, июнь 1984 г.).
Диссертация обсуждена и получила одобрение на заседании Сектора истории рабочего класса периода развитого социализма Института истории, филологии и философии СО АН СССР.
Основное содержание работы опубликовано в брошюре и трех других научных работах объемом 3 печатных листа.
Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В.И.Ленин, высоко оценивая инициативу и активность трудящихся масс, их производственный опыт, призывал: «Нам надо позаботиться о том, чтобы масса необыкновенно ценного материала, который имеется налицо в виде опыта новой организации производства в отдельных городах, в отдельных предприятиях, в отдельных деревенских общинах, — чтобы этот опыт стал достоянием масс» *. В этом плане особую ценность представляет опыт организации и развития социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Высокая творческая активность строителей способствовала успешному возведению БАМа — укладке железнодорожного пути, строительству мостов, цроходке тоннелей и др. объектов.
Большая роль в развитии творческой активности принадлежит партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, которые активно поддержали многие ценные начинания передовиков стройки. Так был поддержан и распространен почин «двадцатитысячников», движение комсомольцев и молодежи БАМа под девизом «Я — хозяин стройки», которые не только получили большое развитие на строительстве Байкало-Амурской магистрали, но распространились на другие крупные стройки нашей страны.
Высокая творческая активность строителей наглядно проявляется в широком развитии социалистического соревнования, движении за коммунистическое отношение к труду, внедрении прогрессивных методов организации труда, способствующих повышению эффективности строительного производства, развитии технического Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 149. творчества — рационализации и изобретательства.
В 1983 г. во всех формах социалистического соревнования участвовало более 90 $ работающих в ГлавБАМстрое, в движении за коммунистическое отношение к труду — 76,3 $ от общего числа работающих, при этом за 1974;1983 гг. число участников движения возросло в 6,1 раза. Таким образом, социалистическое соревнование на БАМе носит массовый характер.
Горячую поддержку и широкое развитие получили на строительстве магистрали многие почины соревнования, посвященные важным событиям и юбилеям в. жизни советского народа, партии и государства.
Особое внимание на БАМе обращалось на вопросы совершенствования организации социалистического соревнования. Эта работа содействовала усилению роли соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду в производственной, социальной и воспитательной деятельности трудовых коллективов.
Главными направлениями социалистического соревнования строителей БАМ были: повышение производительности труда, улучшение качества работ и объектов строительства, экономное и бережливое отношение к материальным, сырьевым, топливно-энергетическим ресурсам, осуществление социальных и воспитательных задач.
В основе организации социалистического соревнования строителей БАМа лежали сформулированные В. И. Лениным принципы: гласность, сравнимость результатов, возможность практического повторения передового опыта.
Широкое развитие социалистического соревнования, его высокая действенность и результативность, в значительной степени, зависит от научной организации творческой активности трудящихся масс. При этом научная организация социалистического соревнования, обязательным образом, предполагает руководящую и направляющую деятельность партийных организаций БАМа.
Важная роль в руководстве социалистическим соревнованием принадлежала хозяйственным руководителям, которые создавали необходимые организационно-технические и экономические условия для высокопроизводительного труда, что позволяло практически каждому строителю БАМа участвовать в социалистическом соревновании, успешно выполнять социалистические обязательства и наиболее полно проявлять свои способности.
Непосредственную организацию творческой активности строителей осуществляли профсоюзные организации строительных подразделений: дорпрофсожи транспортных строителей БАМ и объединенные построечные комитеты (постройкомы) трестов и управлений строительства. В ходе строительства магистрали роль профсоюзов в деле оперативной организации и руководства соревнованием постоянно возрастала.
Весьма существенная роль в широком вовлечении в социалистическое соревнование молодежи принадлежала комсомольским организациям трестов и управлений строительства БАМа, которые совместно с профсоюзными комитетами проводили важную работу по повышению творческой активности молодых строителей, воспитывали у них хозяйское отношение к материальным, трудовым и финансовым ресурсам, поднимали роль молодых рабочих в ускорении технического прогресса и внедрении научной организации труда, способствовали развитию у молодежи стремления к овладению политическими, экономическими и профессиональными знаниями.
Изучение опыта развития социалистического соревнования строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали позволяет сформулировать следующие рекомендации, которые, на наш взгляд, могут способствовать дальнейшему росту творческой активности трудящихся:
— всемерно развивать договорные начала в социалистическом соревновании, особое внимание уделять соревнованию между коллективами родственных и смежных предприятий и организаций по принципу «Рабочей эстафеты». Улучшать практику разработки условий социалистического соревнования с учетом категорий соревнующихся. При подведении итогов соревнования полнее учитывать напряженность планов, уровень производственных затрат;
— совершенствовать и улучшать организацию форм социалистического соревнования, мобилизацию строителей на всемерное повышение производительности труда, усиления борьбы за экономию и бережливость строительных материалов, топлива, электроэнергии, снижения себестоимости и повышения качества строительно-монтажных работ, шире распространять почины и передовые методы организации труда;
— последовательно развивать демократические основы социалистического соревнования, устранить из практики организации и руководства соревнованием формализм, повышать роль трудовых коллективов в решении вопросов организации социалистического соревнования: утверждения условий соревнования, определения мер морального и материального поощрения победителей, разработки и принятия социалистических обязательств и осуществления мер по их выполнению, подведение итогов соревнования и определение победителей;
— постоянно улучшать гласность социалистического соревнования, в полной мере использовать средства устной и наглядной агитации, шире практиковать меры морального и материального поощрения передовиков производства, активнее внедрять в практику опыт лучших коллективов по организации социалистического соревнования;
— более требовательно подходить к присвоению и подтверждению званий коллективов и ударников коммунистического труда. Полнее использовать воспитательную роль движения за коммунистическое отношение к труду путем более широкой пропаганды примера лучших коллективов и отдельных работников;
— шире распространять прогрессивную форму организации труда — бригадный подряд, как важнейшее средство ускорения строительства объектов;
— добиваться подлинной научной организации социалистического соревнования, для чего регулярно проводить семинары для хозяйственных и црофсоюзных работников по вопросам соревнования. Создать в каждом тресте или управлении строительства методические Советы по социалистическому соревнованию, работающие на общественных началах. В их состав включить организаторов соревнования и отдельных передовиков производства. Направить деятельность методических Советов на улучшение практики обобщения и распространения конкретного опыта организации социалистического соревнования;
— основой социалистических обязательств должен стать встречный план, который дополняется планом социального развития коллектива, а борьба за их выполнение является главным содержанием социалистического соревнования. Все это обеспечивает наиболее успешное развитие экономической, социальной и воспитательной функций соревнования;
— шире привлекать рабочих, инженерно-технических работников и служащих в движение изобретателей и рационализаторов, что способствует ускорению технического прогресса. Создавать все необходимые условия для успешного технического творчества. Полнее использовать при этом меры морального и материального поощрения;
— большое внимание уделять научной разработке социалистических обязательств, которые должны отвечать следующим требованиям: а) быть направленными на успешное выполнение главных производственных и социальных задач, поставленных перед участниками соревнования на данный период, учитывать перспективы экономического и социального развитияб) максимально учитывать внутренние резервы производства, достижения науки и техники, передового производственного опыта и прогрессивной технологии строительного производства, быть всесторонне обоснованными, напряженными и реальнымив) иметь конкретный характер, выполнение каждого пункта социалистических обязательств должно иметь измерение, поддаваться оценке и сравнениюг) быть полностью скоординированными с обязательствами смежных участников соревнованияд) разработке обязательств должен предшествовать глубокий анализ результатов деятельности коллектива (работника), имеющихся возможностей дальнейшего повышения ее эффективности, планов и перспектив экономического и социального развития;
— заслуживает более широкого распространения не только на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, но и в масштабах страны патриотическое движение «Я — хозяин стройки», воспитывающее ответственность за высокое качество строительных работ, бережное отношение к технике, материалам и окружающей природе, а в целом — обеспечивающее комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи и достижению высокой трудовой и общественно-политической активности.
Дальнейшее изучение проблемы может быть направлено, как нам представляется, на более глубокое выявление роли творческой активности трудящихся в развитии и усилении социалистической демократии, а в конечном итоге — в совершенствовании развитого социалистического общества.
Широкое использование на крупных стройках страны, а также в других отраслях народного хозяйства положительного опыта, накопленного на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, новых форм и методов руководства творческой активностью масс позволит обеспечить успешное выполнение важнейших задач, стоящих перед трудящимися на современном этапе развития общественного производства.