Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы и формы взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Весьма важным правовым средством обеспечения законности правовых актов является право внесения Правительством РФ Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина… Читать ещё >

Правовые основы и формы взаимодействия Правительства Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

на тему: «Правовые основы и формы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ «

Введение

Глава I. Формы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти Глава II. Правовые основы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти Заключение Библиографический список

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств), что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т. е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т. п.).

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально — экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ).

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей курсовой работы являются:

· определение понятия Правительства РФ;

· определение понятия органов исполнительной власти субъектов РФ;

· определение формы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ;

· определения правовых основ вышеупомянутых органов власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой использовались различные источники, начиная от законов, которые издавал президент, и заканчивая обычной учебной литературой. Хочется особенно отметить такой источник как Устав г. Москвы. Он определяет положение города в системе органов субъектов федерации. Также устав регламентирует деятельность органов исполнительной власти в г. Москве.

Основной задачей является раскрыть взаимодействие Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также формы и правовые основы этого взаимодействия.

Глава I. Формы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти

В федеративном государстве важную роль играют адекватные отношения между федеральным Правительством и органами исполнительной власти субъектов РФ. Здесь накоплен значительный опыт, который тем более ценен, что Правительству РФ порой приходилось действовать в условиях, когда органы государственной власти (в том числе и исполнительной) субъектов Федерации стремились систематически расширить пределы своей самостоятельности, переходящей порой в независимость от федерального центра11 Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // ГиП. 1998. № 8. С. 14 (выступление В. Н. Петухова).

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий, в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ рассматривает в срок не более одного месяца внесенные в Правительство РФ предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет указанным органам субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Независимость органов исполнительной власти друг от друга в пределах предоставленных законами полномочий обеспечивает самостоятельность этих органов как в принятии решений, так и во взаимоотношениях с другими органами исполнительной власти. Самостоятельность органов исполнительной власти — это не свобода от федеральных законов, конституционных положений, от контроля со стороны других государственных органов, граждан и общества в целом. Самостоятельность — это автономное и ответственное выполнение органом исполнительной власти возложенных на него функций и полномочий, а также учет общих направлений деятельности тех или иных органов государственного управления.

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений. Особенно важно взаимодействие этих органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ, либо в порядке делегирования органом исполнительной власти субъекта РФ федеральным органам исполнительной власти.

Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов.

Правительство РФ в пределах своих полномочий должно разрешать споры и устранять разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В этих целях создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Главной организационно-правовой формой управленческого воздействия на органы исполнительной власти субъектов РФ является координирование их деятельности Правительством РФ (ст. 43 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). При этом в литературе отмечается, что координация традиционно рассматривалась как управленческая деятельность, которая осуществляется по отношению к организационно не подчиненным объектам управления и которая не затрагивает их оперативной самостоятельности. Однако, если обратиться к конституционному положению о единстве системы государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, то эта проблема снимается. Единство системы государственной власти обеспечивается положением, согласно которому высшие должностные лица республик и главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Они подчиняются Президенту РФ и Правительству РФ по предметам ведения РФ и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данном случае, конечно, обнаруживаются субординационные отношения, отношения прямой организационной подчиненности федеральным органам исполнительной власти.

Координация Правительством РФ деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в целях обеспечения сочетания интересов этих субъектов и всей Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Правительство РФ координирует деятельность правительств республик и администраций иных субъектов РФ. Такая деятельность охватывает сферу полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения в целях проведения в РФ единой государственной политики в тех отраслях и сферах, которые предусмотрены Конституцией РФ.

Республиканские правительства и администрации краев, областей действуют самостоятельно в пределах предоставленной компетенции, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и законодательству соответствующих субъектов Федерации. Органы федеральной исполнительной власти не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, которую они осуществляют в пределах своих полномочий.

Органы исполнительной власти охватывают своей деятельностью практически все важнейшие сферы жизнедеятельности общества и государства: промышленность, науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную и правоохранительную сферу, охрану государства и общества, обеспечение безопасности, обороноспособности, международную деятельность государства и т. д. Поэтому необходимы не только правильная регламентация правового положения всех органов исполнительной власти в России, но и законодательное определение уровней их взаимоотношений, особенно по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В области организации взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ весьма интересными представляются идеи Н. А. Игнатюк, которая предлагает:

1) законодательно установить субъекты и порядок создания, ликвидации и реорганизации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

2) определить, в каких случаях органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного с Федерацией ведения создаются Президентом РФ, в каких — Правительством РФ или самим субъектом РФ, и при каких условиях федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ должны иметь единообразную организационно-правовую форму, кому они должны быть подчинены;

3) установить, в каких случаях органы исполнительной власти в РФ или в субъекте РФ создаются по согласованию с Президентом РФ или ее Правительством, соответствующими федеральными министерствами и ведомствами; кто должен выступать инициатором образования этих органов;

4) конкретизировать, в каких случаях Правительство РФ или руководитель исполнительной власти субъекта РФ вправе создать орган исполнительной власти и кто в этом случае имеет право утверждать положение об этом органе;

5) определить, какие органы исполнительной власти могут быть учреждены по решению Правительства РФ, министерства и ведомства или руководителя органов исполнительной власти субъекта РФ11 См.: Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // ГиП. 1998. № 8. С. 16 (выступление Н. А. Игнатюк).

Важной задачей является также определение уровня взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов РФ с вышестоящим органом исполнительной власти при «двойном» подчинении. Это должно быть установлено в качестве принципиального положения либо в федеральном законе, либо в Типовом положении об органе исполнительной власти субъекта РФ. Уточнение правового положения и взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, созданных по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, должно способствовать повышению их ответственности за выполнение поставленных перед ними задач. Регламентация целей, задач, функций, прав и обязанностей взаимосвязанных органов единой системы исполнительной власти России в целом поможет решить задачи, стоящие перед органами исполнительной власти.

Весьма важным правовым средством обеспечения законности правовых актов является право внесения Правительством РФ Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Предыдущая российская Конституция (в редакции 1992 г.), в отличие от ныне действующей, предусматривала право как Президента РФ, так и Совета Министров — Правительства РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ; Верховный Совет РФ имел право отменять решения, в том числе законы и постановления соответствующих законодательных органов власти субъектов РФ (ст. 109, 128, 128 Конституции РФ в редакции 1992 г.).

Глава II. Правовые основы взаимодействия Правительства РФ с органами исполнительной власти

Система органов исполнительной власти РФ строится на основе конституционного принципа распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Это еще раз свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят единую политику в сфере государственного управления, исполнения федеральных законов как Правительством РФ, так и правительствами республик — субъектов РФ, а также государственной администрацией других субъектов Федерации.

Конституция РФ упрочила вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий РФ (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77 Конституции РФ) ставит Правительство РФ во главу угла как государственный орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех государственных исполнительных органов, а также отвечающий за состояние управления делами общества. Обеспечение единства исполнительной власти в РФ на основе строгого соблюдения Конституции РФ, сочетания интересов Федерации и ее субъектов является одной из первостепенных задач Правительства РФ.

Конституция РФ устанавливает систему органов исполнительной власти в РФ. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в Конституции полномочий между РФ и ее субъектами. К ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ) относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы (п. «н» ст. 72). До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных органов исполнительной власти не принят, поэтому ее устанавливает своими указами Президент РФ (п. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 112 Конституции РФ).

Система органов государственной власти субъектов РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральными законами.

Закон РФ «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации», принятый 22 декабря 1992 г., стал первым российским законом после распада СССР, устанавливающим правовое положение, организацию деятельности, полномочия и структуру Правительства РФ. В соответствии с ним Правительство РФ было определено как высший орган государственного управления, возглавляющий систему этих органов и обеспечивающий их согласованную деятельность.

Конституция РФ 1993 г. существенно изменила статус Правительства РФ, его место в системе федеральных органов государственной власти (если сравнивать с соответствующими положениями ранее действовавшей Конституции РФ и других законов). Ныне правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. 17 декабря 1997 г. Президентом РФ был подписан ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» .

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ; данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами РФ, что закреплено в ст. 11 Конституции РФ.

Согласно ст. 110 Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ. Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

Совет Министров — Правительство РФ было преобразовано в Правительство РФ (САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5080).

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

правительство федеральный исполнительный власть

Заключение

Для того чтобы узнать о взаимодействии Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ необходимо узнать об исполнительной ветви власти, т.к. предметы нашего изучения являются органами данной ветви власти.

Орган исполнительной власти — это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения.

Исполнительная власть — инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Вопрос об этой ветви государственной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. Именно в этом, по моему мнению, и заключается актуальность работы.

Главные цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;

3) создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Исполнительная власть реализуется в общегосударственном масштабе в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Определяющим является то, что исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, то есть она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

Библиографический список

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Издательство «Экзамен» Москва 2003 г.

2. Закон от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».

3. Закон от 6 сентября 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г.

5. Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996 г.

6. Устав г. Москвы.

7. Авакьян С. А. Президент РФ. Издательство Вестник, Москва 2007 г.

8. Бачило И. Л. Исполнительная власть в Российской Федерации, проблемы развития. Издательство «Юристъ», Москва 2008 г.

9. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, Москва 2009, № 3.

10. Габричидзе Б. Н, Елисеев Б. П, Чернявский А. Г. Конституционное право современной России. Москва 2008 г.

11. Дёмин А. В. Теория государства и права (курс лекций). Издательство «Инфра-М». Москва 2002 г.

12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Москва 2005 г.

13. Князев С. Д. Административное право. Владивосток 2008 г.

14. В. М. Корельский, В. Д. Перевалова Теория государства и права. Издательство «М-Норма», Москва 2007 г.

15. Крутских В. Е. Юридический энциклопедический словарь (3-е издание). Издательство «Инфра-М», Москва 2009 г.

16. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. Москва. 2006 г.

17. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993. Государство и право. 2006 г.

18. Окуньков Л. А. Комментарий к Конституции РФ 1993 г. Издательство «БЕК», Москва 2006 г.

19. Переломов А. С. «Конфуций и доктрина разделения властей». Государство и право № 3, Москва 2008 г.

20. Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Москва. 2007 г.

21. Туманов Г. А. .Административное право: Учебное пособие, издательство «Юристъ» Москва 2007 г.

22.Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс». 2008 г.

23. Хропанюк В. Н. Теория государства и права (2-е издание), Москва 2009 г.

24. Чиркин В. Е. Президентская власть. Государство и право № 5, Москва 2007 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой