Особенности построения государственного аппарата в федерации
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия — на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования — на выборные и назначаемые, по составу — на коллегиальные и единоличные. В государстве в соответствии с принципом разделения властей выделяются: Законодательные органы… Читать ещё >
Особенности построения государственного аппарата в федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГБОУ «ВятГУ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Выполнила Унтилова Марина Сергеевна
КИРОВ 2013 год
Ответ на тему Особенности построения государственного аппарата в федерации Государственный аппарат — система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), реализующих задачи и функции государства и принимающих соответствующие обязательные решения. Субъект государственной власти материально воплощается в государственном аппарате. Он выделен из общества в виде особой группы людей, наделенных властными полномочиями, обладающих возможностью подчинять волю других людей, а в случае необходимости принуждать к исполнению принятых решений. Структурно государственный аппарат состоит из органов государства.
Орган государства — часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм. Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу. Каждый орган государства, частично реализуя его общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы, составляют действующий (функционирующий) государственный механизм.
В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные; по сфере действия — на верховные (центральные) и местные; по порядку формирования — на выборные и назначаемые, по составу — на коллегиальные и единоличные. В государстве в соответствии с принципом разделения властей выделяются:
законодательные органы, представленные выборными от народа парламентами, советами, собраниями, которые определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти;
исполнительные органы, представленные сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами, которые осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за исполнением непосредственное управление различными областями социальной деятельности (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т. д.);
судебные органы, представленные конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.
Глава государства представляет государственную власть внутри страны и за рубежом, координирует действия всех ветвей власти, осуществляет иные полномочия. В федеративном государстве формируется два уровня законодательных, исполнительных и судебных органов: федеральный и субъектов федерации. Между этими уровнями разделяются предметы ведения, и каждый их них самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его компетенции. В современном государстве от государственного аппарата обычно отделяют систему органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления образуются в местах непосредственного проживания населения и самостоятельны в решении дел местного значения. Вместе с тем они реализуют общегосударственные задачи в прямом взаимодействии с органами государственного аппарата.
Успешное функционирование государственного аппарата и его органов обусловливается отлаженностью и профессионализмом деятельности лиц (чиновников), занимающих должности в аппарате и его звеньях. Сама эта деятельность характеризуется сквозь призму категорий «государственная служба» и «государственный служащий». Во-первых, государственная служба связана с обеспечением полномочий государственных органов, это властно-организационная деятельность. Государственный служащий — непосредственный носитель государственно-властных полномочий, работник государственного органа. Во-вторых, государственная служба — это область общественного разделения труда, связанная с деятельностью слоя людей в сфере управления. Государственный служащий — профессионально подготовленное лицо, которое непосредственно занимается управленческим трудом. В-третьих, государственная служба — это решение главных задач и осуществление функций государства и его органов. В-четвертых, государственная служба — это деятельность, осуществляемая в режиме юридических ограничений в соответствии с принципом «разрешено только …». Государственный служащий — это деятель (работник), имеющий специальный правовой статус, действующий исключительно в пределах полномочий. В-пятых, государственная служба — это возмездная деятельность, оплачиваемая за счет бюджета. Государственный служащий — это лицо, занимающее должность в государственном органе, обладающее специальным правовым статусом, осуществляющее в установленном порядке деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, получающее за этот труд денежное содержание из средств государственного бюджета.
Структура государственного аппарата производна от задач и функций государства. Поэтому для каждого этапа исторического развития государства характерны свои особенности в построении аппарата.
государственный чиновник законодательный федеративный
Библиографический список
1. А. В. Петров. Теория государства и права: тезисы лекций. — Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 1997.
2. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). — М.: Проспект, 2011. — 416 с.
3. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. — 633 с.
4. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. — М.: «Проспект», 2011 г. — 135 с.
5. И. В. Григорьева Теория государства и права: учебное пособие /И.В. Григорьева. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 304 с.