Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества
Диссертация
Следует отметить, что в разработке, заявленной в диссертации проблемы, имеется достаточно большой теоретический задел. Однако в-опубликованных работах по философии и методологии образования не получил достаточно полного освящения ряд принципиальных вопросов. К ним относятся проблемы ценностных оснований реформирования российского образования в условиях информационного общества… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Гуманизм как ценностное основание образования
- 1. 1. Понятие ценности: ценность как фундамент культуры
- 1. 2. Образовательная парадигма как аксиологическое основание высшего образования
- 1. 3. Становление гуманизма как методологического принципа и ценностной системы в западноевропейской философии
- 1. 4. Гуманизм как методологический принцип и ценностная система в русской философии
- Глава 2. Базовые принципы ценностной системы гуманизма в культуре информационного общества
- 2. 1. Принцип субъектности: ценность свободы и творчества
- 2. 2. Конструктивное самоутверждение — гуманистическая ценностная стратегия личности
- 2. 3. Толерантность как социокультурная ценность: принципы признания равноценности Я и Другого, диалога и взаимопонимания
- Глава 3. Эволюция гуманистической парадигмы в образовании
- 3. 1. Развитие гуманистической парадигмы образования в Западной
- Европе
- 3. 2. Место гуманизма в исторической динамике ценностных оснований российского образования
- 3. 3. Компетентность — гуманистический ценностный критерий качества специалиста в культуре информационного общества
- Глава 4. Профессиональная и социальная компетентность личности — гуманистический критерий качества высшего профессионального образования в культуре информационного общества
- 4. 1. Ценностно-нравственные императивы профессиональной компетентности личности
- 4. 2. Духовно-нравственная доминанта при формировании социальной компетентности личности в образовательном процессе вуза
- 4. 3. Фундаментализация образования — важнейшее средство формирования интеллектуальной и духовной культуры выпускника вуза в условиях информационного общества
Список литературы
- Абрамов, А.М. Образование в политике и политика в образовании / А. М. Абрамов // Вестник высшей школы. — 1992. — № 1. — С. 30−46.
- Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989.-Часть 1. С. 110−134.
- Авдеев, В.И. Становление культуры мышления как проблема / В. И. Авдеев. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1992. — 175 с.
- Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. М.: МФФ, 1998.-343 с.
- Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 266 с.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 540 с.
- Амарова, О.Ф. Разработка и исследование модели профессионального образования, адаптивной к рынку труда: автореф. дис.. канд. пед. Наук / О. Ф. Амарова. Калуга, 2002. — 18 с.
- Анализ состояния и перспектив Интернет-образования в Российской Федерации (2000−2005 гг.). М., 2000. — 38 с.
- Ананишев, В. М. Управление в сфере образования (социологический анализ). — М.: Аспект Пресс, 1997. 280 с.
- Андрюхина, JI.M. Региональная политика, культура и содержание образования // JI.M. Андрюхина. Екатеринбург, 1994. — 185 с.
- Антонова, JI.H. Региональные программы развития образования: история и современность // JI.H. Антонова. — М.: Педагогика, 2002.-180с.
- Антонова, JI.H. Социально-педагогические аспекты региональных программ развития образования (1980-е — 90-е гг XX в): автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.H. Антонова. М., 2002. — 22 с.
- Апресян, Р.Г. Ответственность // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — С. 342.
- Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. М., 1997. — 458 с.
- Асмолов, А. Образование бросает вызов / А. Асмолов // Открытая политика. М., 1998. — N 7/8. — С. 74−79.
- Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России / А. Г. Асмолов // Новое время -новая дидактика. М., 2001. — С. 5−24.
- Асмолов, А.Г. Толерантность от утопии к реальности / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. С.7−12.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / В. И. Байденко. — М., 2005. — 114 с.
- Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В. И. Байденко, Дж. ван Зантворт. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
- Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние / В. И. Байденко. М.: Исследоват. центр, 1998. — 115 с.
- Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б.
- Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. — 147 с.
- Бакач, Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: автореф. дис.. канд. филос. наук / Н. Б. Бакач. Волгоград, 1998.-28 с.
- Барулин, B.C. Социально философская антропология / B.C. Барулин. — М., 1994. -252 с.
- Бауман, 3. Спор о постмодернизме / 3. Бауман // Социологический журнал. 1995. — № 4.-С. 70−71.
- Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М.: Советский писатель, 1963. 473 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Белинский, В.Г. Педагогические сочинения. О воспитании детей вообще и о детской книге / В. Г. Белинский. СПб.: Изд-во газ. «Шк. и жизнь», 1912.- 259 с.
- Белицкая, Г. Э. Социальная компетентность личности // Сознание личности в кризисном обществе / под ред. A.A. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1995. — С.42−57.
- Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. изд-во», 2004. — 176 с.
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл М.:Академия, 1999. — 788 с.
- Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // О России и русской философской культуре: сб. М.: Наука, 1990. — 528 с.
- Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
- Библер, B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков /
- B.C. Библер. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -440 с.
- Библер, B.C. Нравственность, культура, современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. М.: Наука, 1990. -364 с.
- Библер, B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / Библер B.C. // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 44−56.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
- Бигева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Б Бигева. — Н. Новгород, 2003.1. C.13.
- Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2005.-207 с.
- Болотин, И. Кадры современной высшей школы / И. Болотин, А. Березовский // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 22−23.
- Болотов, В.А., Компетентностная модель: от идеи к программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 8−14.
- Борзенков, В.Г., Гуманитарное знание: поиск естественнонаучных оснований / В. Г. Борзенков // Высшее образование в России. 2005. -№ 12. — С. 78−96.
- Борзенков, В.Г. На пути к единой науке о человеке / В. Г. Борзенков // Человек. 2004. — № 3. — С. 66−78.
- Борзенков В.Г. Проблема единства науки на рубеже веков / В. Г. Борзенков // Высшее образование в России. — 2004. № 8. — С. 108−118.
- Братченко, СЛ. Межличностный диалог и его основные атрибуты / СЛ. Братченко // Психология с человеческим лицом: гуманистическаяперспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — С. 201 222.
- Братчеико, C.JI. Психологические основания исследования толерантности образования / C.JI. Братченко // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003. — С. 104−117.
- Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер М.: Прогресс, 1989. -412 с.
- Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993.- 175 с.
- Буева, JI.B. Человек, культура и образование в кризисном социуме / JI.B. Буева // Вестник высш. шк. 1997.- № 4. — С. 11−17.
- Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культурые / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2. — С. 5.
- Булгаков, С.Н. Агнец Божий / С. Н. Булгаков. М., 1993. — 165 с.
- Булгаков, С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. — Париж, 1985. 413 с.
- Булгаков, С.Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. -Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.
- Булгаков, С.Н. Церковь и культура / С. Н. Булгаков. М., 1988. — 534 с.
- Булдаков, С.К. Образование: цели, идеи, методология / С. К. Булдаков.-Кострома: Изд-во КГУ, 2000. 180 с.
- Вайсгербер, JI. Родной язык и формирование духа / JI. Вайсберг. — Ульяновск: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1993. 224 с.
- Вебер, М. Образ общества / М. Вебер // Избранное. М.: Юрист, 1994. -704 с.
- Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Вознесенский, А. Язык как показ. Материалы «круглого стола»: Духовность, художественное творчество, нравственность / А. Вознесенский // Вопросы философии. — 1996. № 2. — С. 5.
- Волкова, E.H. Субъектность: философско-психологический анализ / E.H. Волкова. — Н. Новгород, 1997. 76 с.
- Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания: труды Исследовательского центра / под общ. ред. проф. И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.-85 с.
- Всемирный доклад ЮНЕСКО. К обществам знания. — Париж: ЮНЕСКО, 2005.-231 с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
- Вышеславцев, Б.П. Вечное в руссой философии / Б. П. Вышеславцев. -Нью-Йорк: Из-во им. Чехова, 1955. 302 с.
- Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. -М.: Республика, 1994. 368 с.
- Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. СПб.: Владимир Даль, 2002. — 708 с.
- Гегель, Г. Ф. Наука логики / Г. Ф. Гегель Сочинения. В 3 т. Т.З. М.: Мысль, 1972.-374 с.
- Гегель, Г. Ф. Феноменология духа / Т. Ф. Гегель // Соч.: В 14 т.- М., 1979. -Т.4.-434 с.
- Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.6.
- Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 120 с.
- Гиренок, Ф.И. Ускользающее бытие / Ф. И. Гиренюк. М.: ИФ РАН, 1994.-220 с.
- Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития / С. Ю. Глазьев. М.: Наука, 1990. — 241 с.
- Гольбах, П.А. Система природы, или о законах мира физического и духовного / П. А. Гольбах // Избранные произведения: В 2 т. — М., 1973. — Т.1.-715 с.
- Гончаров, С.З. Опыт понимания духовности с позиций аксиологии совершенства И.А. Ильина (к 120-летию со дня рождения мыслителя) / С. З. Гончаров // Образование и наука. 2003. — № 4. — С. 105−117.
- Гончаров, С.З. Основы концепции гуманитарного образования в российской школе / С. З. Гончаров // Российская национальная школа / Воспитание духовности. Екатеринбург, 1998. — Вып.1. — С.50.
- Гончаров, С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение /С.З. Гончаров // Образование и наука. — 2004. № 2. — С.8.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Гос. ком. РФ по высш. обр., 1995. -31 с.
- Гришанова, H.A. Компетентностный подход к обучению взрослых / H.A. Гришанова // Материалы к третьему заседанию методологического семинара 25 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
- Гумбольдт, Вильгельм фон. Опыт установления пределов государственной деятельности / Вильгельм фон Гумбольдт // Alma mater: вестник высш. шк. 1994.- № 2. — С. 38.
- Гуревич, А .Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993. 328 с.
- Гуревич, А.Я. Средневековый мир / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1990. -298 с.
- Гуревич, Н. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления / М. Вовель, М. Пожанский- под общ. ред. Я. Ферра и Ю.Афанасьева. М.: Искусство, 1992. — 395 с.
- Декларация Мехико по политике в области культуры // Культура. Диалог народов мира. UNESCO. M., 1984. — № 3. — С.78−79.
- Декларация принципов толерантности // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: Изд-во МГУ, 2001. № 1. — С. 62−68.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: предисловие к докладу Международной комиссии по образованию для XXI века, представленному ЮНЕСКО / Ж. Делор // Университетская книга М., 1997.-№ 4-С. 26−35.
- Демков, М.И. Русская педагогика в главных ее представителях / М. И. Демков. М., 1898. — 294 с.
- Джуринский, О.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. вузов / О. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 432 с.
- Добролюбов, H.A. О значении авторитета в воспитании / H.A. Добролюбов // Антология педагогической мысли России (первая половина 19 века). М.: Педагогика, 1990. — 476 с.
- Добролюбов, H.A. О народном воспитании / H.A. Добролюбов // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986. 348 с.
- Документы Болонского процесса. Режим доступа: http://www.bologna. spbu.ru/- http://new.hse.ru/sites/projects/bolon/bolonhrono.aspx- http://www. ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/bologna/about/
- Долженко, O.B. Образование России: сегодня, вчера и завтра / О. В. Долженко // Вестник высшей школы. 1992. -№ 4−6. — С. 24−32.
- Долженко, О.В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. -М.: Промо-Медиа, 1995. 240 с.
- Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский // Собр. соч.: В 10 т.-М., 1958. Т.9. — С.374.
- Дридзе, Т.М. Социальная коммуникация и культура в экоантропоцентрической парадигме / Т. М. Дридзе // В контексте конфликтологии. — М., 1991. Вып. 1. — 76 с.
- Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособие для фак-ов ун-тов / Т.М. Дридзе- под ред. проф. A.A. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980.-224 с.
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.
- Дугин, А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Г. Дугин. -М.: Арктогея-Центр, 2002. 418 с.
- Душеполезное чтение.- М., 1989. С. 67.
- Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. — 1991.- № 2. — С. 106−114.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис.. док. психол. наук / Ю. Н. Емельянов. Л., 1991. — 38 с.
- Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. М.: Аспект Пресс, 2003.-256 с.
- Зазыкин, В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М., 1993. — 144 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. -55 с.
- Зарин, С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. — М.: Паломник, 1996.-421 с.
- Засорина, JI.H. Образование как биосоциальный процесс / JI.H. Засорина // Третья сессия научного совета ПАНИ по проблемам образования «Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке». СПб.: ПАНИ, 1996. — С.69−71.
- Засорина, Л.Н., Человек читающий: квалиметрия человека и образования / Л. Н. Засорина, A.C. Галицкий // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Второй симпозиум. М.: Исследоват. центр, 1993. — Кн.2. — С. 16−40.
- Захаров, И.В. Миссия университетов в европейской культуре / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. — 239 с.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1998. -126 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2000. — 183 с.
- Зимняя, И. А Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя // Материалы к 1-му заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. М., 2004. — 39 с.
- Зимняя, И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-67 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — М., 2003. -№ 5. — С. 36 -47.
- Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В. П. Зинченко // Философия образования для XXI века. — М.: Исслед. центр по проблемам управл. качеством подгот. специал., 1992. С. 87−104.
- Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года. Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/projects/bolon/bolonhrono.aspx.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 140 с.
- Иванов, В.И. Родное и вселенское / В. И. Иванов. М.: Республика, 1994. — 428 с.
- Иконникова, Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации: (Модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур): автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1994. — 241 с.
- Ильенков, Э.В. Идеальное / Э. В. Ильенков // Философская энциклопедия: в 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1962. Т.2. — С. 213 227.
- Ильенков, Э.В. Проблема идеального / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1979. — № 7. — С. 146−158.
- Ильин, И. А Основы христианской культуры / И. А Ильин // Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. — 398 с.
- Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. // Собр. соч.: в 2 т.-М.: ACT, 1998.-Т.1.-592 с.
- Ильин, И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований / И. А. Ильин. // Собр. соч.: в 10 т. М., 1998. — Т.8. — 576 с.
- Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. // Собр. соч.: в 10 т. М.: ACT, 1993.- Т.1.- 323 с.
- Ильин, И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -383 с.
- Ильин, И.А. Собр. соч.: В 2 т. Т.1. М.: Медиум, 1993. — 510 с.
- Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога в человеке / И. А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. — 542 с.
- Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход / В. А. Исаев. Великий Новгород, 2005. — 244 с.
- Исаев, И.И. Состояние о перспективе образования в области качества / И. И. Исаев // Третья сессия научного совета ПАНИ по проблемам образования «Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке». СПб.: ПАНИ, 1996. — С. 174−175.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев.-М. Белгород, 1993. — 219 с.
- Йегер, В. Пайдейя: Воспитание античного грека / В. Йегер. — М.: 1997. — 336 с.
- Каган, М.С. Философия культуры. Становление и развитие. / М. С. Каган. Спб.: Лань, 1998. — 434 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. Спб., 1997. -207 с.
- Калачева, Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы / Т. Г. Калачева. Н. Новгород, 1998. — 236 с.
- Кант, И. Сочинения в шести томах / И. Кант. // Собр. соч.: в 6 т.- М.: Мысль, 1965. Т. 4. ч. 1. — 544 е.- 1964. — Т. 3. — 667 с.
- Капто, A.C. Профессиональная этика / A.C. Капто. М.: Аспект Пресс. 1999.-243 с.
- Карпов, В.В. Психолого-педагогические проблемы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе / В. В. Карпов. — 1991. С.89−96. -Деп. в НИИВШ, № 4.
- Карпов, В.В. Социальная педагогика в контексте общественных отношений /В.В. Карпов // Третья сессия научного совета ПАНИ по проблемам образования «Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке». СПб.: ПАНИ, 1996. — С. 133−137.
- Каспаржак, А. По ступеням компетентностей / А. Каспаржак // Первое сентября. -2002. № 88.
- К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира. Лондонское коммюнике Министров высшего образования. Лондон, 18 мая 2007 года. Режим доступа: http://www.tempus-russia.ni/London-c.pdf
- Кириченко, A.B. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (Теория, методология, технология) / A.B. Кириченко. М.: Канон, 1999 — 146 с.
- Клехо, Ю.Я. Образовательный императив / Ю. Я. Клехо. М.: Исследоват. центр, 1998. — 368 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Высшая школа, 1988.-365 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях/ Е. А. Климов. М.: Аспект Пресс, 1995.-235 с.
- Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США. М.: Просвещение, 1994. — 276 с.
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Профессиональная этика журналистов. Т.1. Документы и справочные материалы. М.: Канон, 1999. — С. 14−19.
- Козловски, П. Культура постмодерна / П.Козловски. — М.: Республика, 1997.-240 с.
- Колесникова, И.А. О критериях гуманизации образования / И. А. Колесникова // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб.: ПАНИ, 1994.-С. 37−45.
- Коломиец, Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты / Б. К. Коломиец. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 15 с.
- Коменский, Я.А. Дидактические принципы / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1940−91 с.
- Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я. А Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
- Комиссарова, Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ: дис.. докт. филос. наук. М., 1999. — 316 с.
- Конопкин, O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект) / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. — М., 1995. — № 1. — С. 5−12.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001 г. № 756- р.
- Корнющенко, Д.И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования / Д. И. Корнющенко. — М., 2005. — 200 с.
- Коршунов, C.B. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования / C.B. Коршунов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 37 с.
- Косвен, М.О. Очерки истории первобытной культуры / М. О. Косвен. -М., 1957.-326 с.
- Коссов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность: актуальные проблемы / Б. Б. Коссов // Психологич. журнал. 1998. — № 4. — С. 11−23.
- Коссов, Б.Б., Концепция высшего образования / Б. Б. Коссов, O.JI. Сергеев, Ю. Г. Татур // Концептуальные вопросы развития образования / под ред. Б. Б. Коссова. М., 1991. — С. 8−17.
- Крупская, H.K. Педагогические сочинения в десяти томах / Н. К. Крупская // Собр. соч.: в 10 т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959.-Т.3.-557 с.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 264 с.
- Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов -М.: Изд-во МГУ, 1991. 192 с.
- Кузнецова, Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Кузнецова. Астрахань, 2001. — 208 с.
- Кузьмина, Н.В. и др. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 171 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. — С. 36.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. -300 с.
- Кутырев, Б.А. Образование как образ жизни / Б. А. Кутырев // Alma mater.-1997.-№Ю.-С. 14.
- Ладенко, И.С. Интеллектуальная культура специалиста / И. С. Ладенко // Наука в Сибири. 1985. — № 6.- С. 34−49.
- Ладыжец, Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации / Н. С. Ладыжец. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1992. -236 с.
- Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазутина. -М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с.
- Лаке, Дж. О плюрализме человеческой природы / Дж. Лаке // Вопросы философии. 1992. -№ 10.- С. 111.
- Ламетри, Ж.О. Человек машина / Ж. О. Ламетри. — М.: Мысль, 1976. -551 с.
- Ландшеер, В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. ЮНЕСКО, 1988. -№ 1,-С. 26−34.
- Лейфа, И.И. Социокультурный аспект в формировании профессиональных компетенций: дис.. канд. пед. наук / И. И. Лейфа. -М., 1995. 198 с.
- Лившиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. -Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 167 с.
- Лисичкин В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон) / В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин, Б. В. Боев. М.: НЦ-Парант, 1997. — 345 с.
- Локк, Д. Сочинения / Д. Локк // Собр.соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1985. -Т.1.-622 с.
- Лосев, А.Ф. Самое само / А. Ф. Лосев. -М.: Эксмо-пресс, 1999. 1022 с.
- Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие / В. Н. Лосский. Киев: Путь к истине, 1991. — 288 с.
- Лосский, Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н. О Лосский. М.: Фолио, 2000. — 860 с.
- Лотце, Р. Микрокосм / Р. Лотце // Т. 1−3. -М., 1899.
- Макеева, Л. В. Философия X. Патнэма / Л. В. Макеева. М.: ИФРАН, 1996. 192 с.
- Маковельский, А.О. Досократики / А. О. Маковельский // Собр. соч.: в 3 т. Казань, 1914. — - Т. 1. — 782 с.
- Максимов, Н.И. Учебно-методические объединения вузов в системе управления высшей школой / Н. И. Максимов // Материалы XIV Всерос.совещ. — М. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 24 с.
- Мариничева, A.B. Межкультурная коммуникация и формирование толерантной языковой личности / A.B. Мариничева // Интеграция образования. Саранск, 2003. — № 3. — С. 27−38.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 134 с.
- Маркович Д.Ж. Социология труда / Д. Ж. Маркович. М.: Логос, 1997. -354 с.
- Маркс, К., Сочинения. 2-е издание. Т. З. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Госполитиздат, 1955. 629 с.
- Маркс, К. Немецкая идеология. / К. Маркс, Ф. Энгельс //Избр. соч.: в 9 т.- М., 1987. Т. З — С.7−544.
- Маруев, С.А. Управление обучением на предприятии / С. А. Маруев. -М.: РГАЗУ, 2001.-76 с.
- Мацкевич, В.В. Образование // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.- ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 717.
- Межведомственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества)»: офиц. текст. М., 2000. — 5 с.
- Международная конференция «Интеркультурная коммуникация»: сб. тез. / под ред. Е. Г. Байдакова. Оренбург, 1996. — 92 с.
- Международный симпозиум ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (Москва, 17−22 октября 1994 г.). М.: Госкомвуз, 1994. — 4 с.
- Мелик-Гайказян, И. В. Информационные процессы и реальность / И.В. Мелик-Гайказян. М.: Физматлит, 1997. — 238 с.
- Мень, А. Лекции и беседы. Христианство / А. Мень.- М., 1997. 148 с.
- Мень, А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь / А. Мень.- М.: Фонд имени Александра Меня, 1997. 671 с.
- Микешина, JI.A. Герменевтические смыслы образования / JI.A. Микешина // Философия образования: сб. науч. ст. М., 1996.- С. 57- 64.
- Моисеев, H.H. Цивилизация на переломе. Пути России / H.H. Моисеев. -М., 1996.-276 с.
- Молчанов, С.Г. Теория и практика аттестации педагогических руководящих работников образовательных учреждений / С. Г. Молчанов.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 255 с.
- Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
- Монтень, М. О воспитании детей / М. Монтень // Опыты. М., 1954. -Кн. 1. Гл. XXVI-С. 202.
- Мусхелишвили, H.JI. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе / H.JI. Мусхелишвили, В. М. Сергеев, Ю. А. Швейдер // Вопросы философии. 1996. — № 11. — С.81−94.
- Мысливченко, А.Г. О внутренней свободе человека / А.Г. Мысливченко// Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — С. 250.
- Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология / А. П. Назаретян. М.: ПЕР СЭ, 2001.-239 с.
- Назаров, В.Н. Прикладная этика / В. Н. Назаров М.: Гардарики, 2005. -302 с.
- Назарчук, A.B. Понятие рациональности в философии К.-О. Апеля / A.B. Назарчук // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — № 3. — С. 52.
- Нечаев, H.H. Профессионализм как основа профессиональной мобильности: материалы к 5 заседанию методологического семинара 8 февраля 2005 г / H.H. Нечаев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 92 с.
- Никитин, А.Г. Познание и заблуждение / А. Г. Никитин. М.: Прометей, 1998.-219 с.
- Никитин, Е.П., Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова СПб.: Алетейя, 2000. — 224 с.
- Никифоров, A.JI. Философия науки: история и методология / A.JI. Никифоров М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — 280 с.
- Ницше, Ф. Генеология морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990.-Т. 2.-832 с.
- Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф.Ницше. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-302 с.
- Новиков, Н.П. Теоретические основы опережающего профессионального образования: дис. д-ра. пед. наук / Н. П. Новиков. -М., 1997.-36 с.
- Новиков, П.Н. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие / П. Н. Новиков, В. М. Зуев. М.: Аспект Пресс, 2000.-38 с.
- О государственной политике в области высшего образования. М.: Мин. науки, высшей школы и технической политики России, Комитет по высшей школе, 1992. — 63 с.
- Образование в информационном обществе. — СПб.: Из-во «Российская национальная библиотека», 2004. 96 с.
- Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография / под общ. ред. В. И. Байденко и H.A. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-294 с.
- Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина к участникам Международной научной конференции «Язык и культура». 14.09.2001. Режим доступа: http:/spravka.gramota.ru/offdocs.html.
- Обучение основам демократического гражданства // Документ Совета Европы, разработанный Франсуа Одигье из Национального института по педагогическим исследованиям. — Париж, 1998. — Режим доступа: http ://www. linguanet.ru/EYL/site4rus/linpol .htm.
- Обучение основам демократического гражданства и социального единства-Жан-Мари Хейд для Совета Европы, октябрь 1999. Режим доступа: http://www.linguanet.ru/EYL/site4rus/linpol.htm.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка / под ред. K.M. Ирисхановой. М.: МГЛУ., 2003.-96 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1990. — 922 с.
- Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт СПб.: КСП+, Ювента, 1998. — 345 с.
- Ополев, В.Т. Специализированное мышление / В. Т. Ополев // Образование и культура. Новосибирск, 1994. — С.51−62.
- Пахомов, H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем / H.H. Пахомов // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 18−31.
- Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. — 411 с.
- Перов, Ю.В. О «метафизических» предпосылках философии ценностей / Ю. В. Перов // «Вестник СПбГУ». Сер. 6. Вып. 2, 1997.- С. 13−34.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Петровский — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
- Пико, М. Дж. Речи о достоинстве человека / М.Дж. Пико // Эстетика Ренессанса. Антология: в 2 т. — М.: Искусство, 1981. Т.1. — 249 с.
- Пирогов, Н.И. Ищи быть и будь человеком / Н. И. Пирогов // Русская педагогика в главных ее представителях: сб. ст. М., 1898. — С. 194−197.
- Платон, Государство / Платон // Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. — Т. 3.-654 с.
- Платон, Избранные диалоги / Платон. М., 1965. — 444 с.
- Платон, Сочинения. Т. З. Государство. М., 1979. — 367 с.
- Понимание Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции Министров по высшему образованию Берлин, 19 сентября 2003 года. Режим доступа: http://new.hse.ru/sites /ргсуе^/ Ьо1оп/Ьо1опЬгопо. аэрх.
- Проблемы качества образования. Ключевые социальные компетентности студента // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 2. — М. — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 101 с.
- Проблемы качества образования. Образовательные стандарты и программы: общие проблемы // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 1 —
- М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 69 с.
- Проблемы качества образования. Общие проблемы качества образования // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 6. — М. — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 68 с.
- Проблемы качества образования. Оценка, мониторинг качества образования // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 4. — М. — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 86 с.
- Проблемы качества образования. Сравнительные исследования образовательных стандартов высшей школы стран СНГ // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 3. — М. — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 108 с.
- Проблемы качества образования. Управление качеством образования // Материалы XIV Всерос. совещ. Кн. 5. — М. — Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 78 с.
- Прохоренко, Ю.И. Субъектность в структурах социальной реальности: дис. д-ра филос. Наук / Ю. И. Прохоренко. — Екатеринбург, 2003. — 449с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Развитие образования и науки на пороге 21 века Development of Education at hand of the 21 century: сб. науч. сообщений / Междунар. Акад. Наук Высш. Школа / под ред. В. Е. Шукшунова. — М.: 1996. — 43 с.
- Райцев, A.B. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис.. д-ра пед. наук. / A.B. Райцев. Санкт-Петербург, 2004. — 309 с.
- Реале, Д. Античность / Д. Реале, А. Дарио // Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. -Кн.1. — 850 с.
- Риккерт, Г. О. понятии философии / Г. Риккерт // Логос: Международный ежегодник по философии и культуре. — М.: Тип. Рус. Т-ва, 1910.-Кн.1.-С. 19−61.
- Розин, В.М. Кризис культуры и образования и цели перестройки высшей школы / В. М. Розин // Современная высшая школа. 1989. — № 1. — С. 54−58.
- Розин, В.М. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения / В. М. Розин // Философия образования для XXI века. 1992. М.: Просвещение, 1992. — С. 39−49.
- Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов — М.: Исследоват. центр, 1993. — 193 с.
- Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. — 291 с. '
- Розов, Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Н. С. Розов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1993. -387 с.
- Россия 2010. Общество и образование: стратегии и механизмы развития // Международный региональный журнал. — 1994. — № 2. — 159 с.
- Рыбаков, Н.С. Развитие личности в образовательном процессе. Общие проблемы гуманитарной подготовки / Н. С. Рыбаков // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования. 2001. Екатеринбург, 2001. С.14−15.
- Рябов, В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала / В. В. Рябов, Ю. В. Фролов // Материалы к 4-му заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 45 с.
- Сартр, Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж-П. Сартр // Сумерки богов. Антология. -М., 1989. — С. 319−344.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций /В.В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. — 89 с.
- Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам /В.В. Сафонова. М.: ВШ интернэшнл, 1991. — 305 с.
- Св. Г. Нисский. / Св. Г. Нисский // Творения. М., 1998. 4.4 — С. 295 297.
- Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. / Н. А. Селезнева. 4-е изд. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 95 с.
- Селезнева, Н.А. Общее описание инновационной модели системы высшего образования Российской Федерации как системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования. Лекция-доклад /
- H.A. Селезнева. — M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с.
- Селезнева, H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект / H.A. Селезнева // Высшее образование сегодня. 2004. — № 4. -С. 35−47.
- Сенека, JI.A. Нравственные письма к Луцилию / JI.A. Сенека. — Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1986.-463 с.
- Сенека, JI.A. О счастливой жизни / JI.A. Сенека // Антология мировой философии. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976. — Т.1. — 463 с.
- Сепир, Э. Язык и среда / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс. 1993. — 346 с.
- Сергеев, К.А. Ренессансные основания рационализма нового времени: автореф. дис.. докт. филос. наук / К. А. Сергеев. СПб., 1990. —19 с.
- Сериков, А.Е. Событийность социальной реальности и толерантность. / А. Е. Сериков // Социальная гетерология и проблема толерантности: Материалы круглого стола. — Екатеринбург, 2003. — С. 37−49.
- Сибирская, М. Профессиональная компетентность новое требование качества профессиональной подготовки / М. Сибирская // Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. — СПб., 1995. — С. 46−52.
- Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С. 34−46.
- Симонов, П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский.-М.: Наука, 1989.-352 с.
- Скворцов, Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? / Л. В. Скворцов // Октябрь. 1997. — № 3. — С. 40−41.
- Скок, Г. Б. К проблеме качества образования / Г. Б. Скок // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. 4.1. Новосибирск, 1998.-С. 20−28.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Мирнов М.: Аспект Пресс, 1995.-400 с.
- Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия/ В. С. Соловьев //Спб., 1897.
- Соловьев, B.C. Сочинения / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1988.-Т.1.-894 с.
- Сорокин, П.А. Социокультурная динамика. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество: сб. ст. М.: Политиздат, 1992. — С. 427−504.
- Социально-психологический портрет инженера / под ред. В. А. Ядова. -М.: Мысль, 1977.-С. 103.
- Социологическая энциклопедия / под ред. В. Н. Иванова В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 2003.-861 с.
- Социология / под ред. Г. Осипова и др. М., 1996. — 335 с.
- Социология: Основы общей теории: учеб. пособие для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Аспект Пресс, 1996. — 460 с.
- Спенсер, JI.M. Компетенции на работе / JI.M. Спенсер, C.JI. Спенсер. -М.: HIPPO, 2005.-372 с.
- Степанов, П.П. Фромм как реформатор гуманистической этики /П.П. Степанов // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М., 1995.-С. 62−67.
- Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Издательский сервис, 2004. — 241 с.
- Стратегия реформирования системы образования: от концепции до претворения в жизнь: Заключительный доклад Пьера Ладеррьера для Совета Европы, 4−6 ноября 1999 года. — Прага. — Режим доступа: http://www.linguanet.ru/EYL/site4rus/linpol.htm.
- Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга) / А. И. Субетто. М. — СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 495 с.
- Субетто, А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика / А. И. Субетто. СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 280 с.
- Субетто, А.И. Очерки теории качества (авторская ретроспекция) / А. И. Субетто. — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 99 с.
- Субетто А.И. Социоморфность системы образования как критериальное основание квалиметрии страновых образовательных систем // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика / А. И. Субетто. М., 1994. — С. 12−15.
- Субетто, А. И. Селезнева H.A. Теоретико-методологические основы качества высшего образования / А. И. Субетто, H.A. Селезнева. СПб. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 136 с.
- Субъект и социальная компетентность личности / под ред. A.B. Брушлинского. М.: Институт Психологии РАН, 1995. — 167 с.
- Татур, Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.140−155.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. -С. 22−26.
- Татур, Ю.Г. Система высшего образования России. Методология анализа и проектирования: учеб. пособие / Ю. Г. Татур. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 44 с.
- Тимошенко, С. П. Инженерное образование в России / С. П. Тимошенко ' Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1996. — 82 с.
- Трубецкой, С.Н. Учение о Логосе у отцов Церкви / С. Н. Трубецкой. — М., 1914.-656 с.
- Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. // Очерки социологии. М.: Прогресс, 1998. — 284 с.
- Урсул, А.Д. На пути к опережающему образованию / А. Д. Урсул // Энергия: экономика, техника, экология. 1998. — № 12. — С.57−62.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. // Соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1988. Т.2. — 496 с.
- Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В. А. Федоров. Екатеринбург, 2001. — 248 с.
- Федотова, В.Г. Культура и духовная жизнь общества / В. Г. Федотова // Духовная жизнь общества и структура общественного сознания, 1988. — М., 1988.-С. 3−4.
- Филиппов, В.М. Модернизация российского образования / В. М. Филиппов. М.: Просвещение, 2003. — 96 с. — (Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»),
- Филиппов, В.М., Российское высшее образование: На пути перемен / В. М. Филиппов, В. Н. Чистохвалов // Вестник РУДН. Сер.: Философия. -2003. № 2. — С. 8.
- Фихте, И.-Г. Избранные сочинения / И. Г. Фихте // Соч.: в 2 т. М.: Типография Мамонтова А. И., 1916.-Т.1. — С. 88−91.
- Фихте, И.-Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о сути новейшей философии. / И. Г. Фихте — М., 1901. — 325 с.
- Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. М., 1990.-607 с.
- Форум «Европейская программа перемен в высшем образовании XX в. Палермо, 1997. — Режим доступа: www.informika.ru.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
- Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1995. — 320 с.
- Фромм, Э. Пути из больного общества / Э. Фромм М.: Прогресс, 1995. -571 с.
- Фромм, Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. Минск, 1997.-416 с.
- Фромм, Э. Человек для себя: исследование психологических причин проблем этики / Э. Фромм Минск, 1992. — 253 с.
- Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фром М., 1995. — 240 с.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М., 1972 (англ. 1965).-234 с.
- Хомяков, A.C. Сочинения / А. С. Хомяков // Соч.: в 2.т. М., 1994. — Т. 12.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, § 5. Ключевые компетенции / A.B. Хуторской. М.: Изд. МГУ, 2003. — 416 с.
- Цицерон, Диалоги: о государстве, о законах / Цицерон. М., 1960. — 84с.
- Черноволенко, В.Ф. Мировоззрение и научное познание / В. Ф. Черноволенко. — Киев: изд-во Киевского ун-та, 1970. 122 с.
- Чернышевский, Н.Г. Антропологический принцип в философии. / Н. Г. Чернышевский // Избранные философские сочинения М., 1951. — Т.З. -449 с.
- Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. М.: «Логос», 1993. — 181 с.
- Шаламов, В. Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела / В. Шаламов. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —1066 с.
- Швейцер, А. Избранные произведения / А.Швейцер. — СПб., 1997. — 367с.
- Швырев, B.C. Рациональность как философская проблема / B.C. Швырев // Рациональность как предмет философского исследования: сб.ст. М.: Изд-во ПФ РАП, 1995. — С. 3.
- Шелер, М. Избранные произведения / С. Шелер // Формы знания и образование. М., 1994. — С. 298.
- Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: сб. переводов. М.: Прогресс, 1988. — С. 62.
- Шугуров, М.В. Толерантность как культурная технология или социальный институт / М. В. Шугуров // Толерантность и полисубъектная социальность: мат. конф. Екатеринбург, 2001. — С. 2633.
- Шукшунов, В. Е. Через развитие образования новой России / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова. — М.: МАНВШ, 1993. — 44 с.
- Этциони, А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века / А. Этциони // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.-314 с.
- Юнг, К. Г. Либидо, его метафоры и символы / К. Г. Юнг. СПб., 1994. -415 с.
- ЮНЕСКО. Документы и публикации. Режим доступа: http://unesdoc. unesco.org/ulis/ru/. Файл 109 590. pdf, С. 9−37.
- Яновский, Р.Г. Социальная динамика гуманитарных перемен / Р. Г. Яновский. М., 2001. С. 10−11.
- Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1999. — 527 с.
- Ясперс, К. Современная техника // Новая технократическая волна на западе: сб.ст. М.: Знание, 1986. — С. 138−139.
- Arrow, Kenneth. Higher education as a filter / Kenneth Arrow. Journal of Public Economics, 1973. — vol. 2. — N 3.
- Berg, Ivor Education and jobs: the great training robbery / Ivor Berg. N.Y., 1972.
- Bergmann, B. Berufliche Kompetenzentwiklung / B. Bergmann. Berlin, 1999.-499 S.
- Bernistein, B. Social Class, Languages and Socialization / B. Bernistein // Language in Education: A Source Book. London, Henlev & Boston, 1972. -P. 102−110.
- Bernstein, Basil S. Class, Codes and Control: the Structuring of Pedagogic Discourse / Basil S. Class Bernstein. 4 Vols. (1973−1990).
- Berufliche Kompetenzentwiklung. Berlin. Dezember, 1999.
- Blaug, Mark The empirical status of human capital theory: a slightly jaundiced survey / Mark Blaug. // Journal of Economic Literature, 1976. vol. 14 — N 3.
- Breeze/Freedom and Choice in Education. London, 1973.
- Bruner, Jerome S. The Culture of Education / Jerome S Bruner. Cambridge, 1996.
- Caldwell, D. F., Measuring person-job fit with a profile-comparison process / D. F. Caldwell, C.A. O’Reilly// Journal of Applied Psychjlogy. 1990. — № 75 (6) — P. 648−657.
- Canale, M., Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swan // Applied Linguistics Vol. 1. № 1. — P. 1−47.
- Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact. N.Y., 1977. -S.299.
- CE. Council For Cultural Co-operation. Meeting of Enlarged Bureau. Draft Programme for 1992. Strasburg, 23−24 May 1991. P.34−40.
- Clement, Ute, Kompetenzentwicklung in der beruflichen/ Ute Clement, Rolf Arnold. Bildung. -Leske + Budrich, Opladen 2002. — P.30.
- Collier, M.J. Cultural and Intercultural Communication Competence -Current Approaches and Directions for Future Research / M.J. Collier // International Journal of Intercultural Relations. 1989. Vol. 13. — P.302.
- Espenbeck, John. Die kompetenzbiographie. Strategien der Kompetenzentwicklung durch selbstorganisiertes Lernen und multimediale Kommunication. Waxmann Munster / John Espenbeck, Volker Heyse. -N.Y., Munchen, Berlin, 1999.
- Grenwood, E. Attributes of a Profession, Social work / E. Grenwood. 1957. — 144p.
- Gudykunst, W. B. Communicating with Strangers. Boston, 1997. — P.441.
- Gudykunst, W.B. Communicating with Strangers / W.B. Gudykunst, Y.Y. Kim. Boston, 1997. -P. 441.
- Hammerly, H. Synthesis in Second Language Teaching / H. Hammerly // Second Language Publications, 1982. 203 p.
- Heins-Werner, Prahl Sozialgeschichte des Hochschulwesens / Prahl. HeinsWerner. Munchen., 1978. — S.272−274.
- Hutmacher, W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co operation (CDCC) // Sekondaru Education for Europe. — Strasburg, 1997. — P. 11.
- Kim, M.S. Cross-Cultural Comparisons of the Perceived Importance of Conversational Constraints / M.S. Kim // Human Communication Research. -1994. № 21. -P.128−151.
- Martin, J. Intercultural Communication in Contexts / J. Martin, T. Nakayama.- London, Toronto, 2000. 363 p.
- Nenova, Y. Changing Stereotypes Through Language Teaching / Y. Nenova.- Peace Through Languages 3 Ed., by A. Raash. UNESCO Papers of the Colloque Linguapax 3. Saaebrucker, 1991. P. 97−100.
- Neuner, G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. Strasbourg: Council of Europe / G. Neuner. Council for Cultural Cooperation (Education Committee), CC-LANG (94) 2. — 88p.
- Prahl, H.-W. Sozialgeschichte des Hochschulwesens / H.-W. Prahl. -Munchen., 1978. S.272−274.
- Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.
- Roos, T.G. Die Arbeitswelt im Jahre 2020: Was bedeutet sie fur die Bildung / T.G. Roos. (Leicht geandert fur Thurgauer Zeitung, 18 Juni 2002).
- Schelsky, Helmut. Einsamkeit und Freiheit. Idee und Gestalt der deutschen UniversitatundjhrerReformen/Helmut Schelsky. -Berlin, 1963. S.81.
- Spenser, L. Performance management systems / L. Spenser // The compensation handbook. New York: MCGraw-Hill, 1991.
- The Bologna Declaration on the European space for Higher education an explanation.
- Toutman, W. Motivation reconsidered / W. Toutman // The concept of competence. Psychological review. nl64. S.17.
- Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. Phase 1/ http://www.relintdeusto. es/TuningProject/index.htm.
- TUNING Project. Режим доступа: http://www.relint.deusto.es/ TUNING Project/ index.html.
- TUNING Project. Режим доступа: http://www.let.rug.nl/TUNING Project/ index.3Cj4. TUNING Project. Режим доступа: http:// europa.eu.int/comm./education/ tuning.html.
- Urban, W.M. Valuation, its Nature and Laws, begin an Introduction to the General Theory of Value / W.M. Urban. L., 1909.
- Von Ehrenfels Chr. System der Werttheorie. Munchen.: Philosophia, 1982. — S.65.
- Words and Obijections. Essays on the Work of W.V. Quine Dordrecht/ Boston, 1969. Perspectives on Quine. Cambridge, 1992. P. 67−75.