Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная ответственность личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен социальной ответственности личности представляет собой специфическую форму социально ответственного поведения человека, которая предстает в системе социальных отношений как особый способ социального взаимодействия и характеризует не только мир самого человека, но и способ его бытия в мире. В структуре такого способа присутствуют свои субъект, объект и сама связь, характеризующаяся особыми… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АКСИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Сущность феномена социальной ответственности личности
    • 1. 2. Мировоззренческие основания социальной ответственности личности
    • 1. 3. Социальная ответственность как основа личной культуры
    • 1. 4. Социальная ответственность в структуре человеческого потенциала
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
    • I. L1. Трудовая природа социальной ответственности личности
  • И.2. Институциональные изменения в содержании социальной ответственности современного человека
    • II. 3. Творческий акт в развитии социальной ответственности личности

Социальная ответственность личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Состояние современного российского общества, как никогда раньше, требует исследования и осмысления феномена личной ответственности как одного из важнейших явлений бытия человека в мире и как одного из фундаментальных понятий современной философской антропологии. В ряду таких антропологических констант, как самотождественностъ, самотрансценденция, целостность, открытость, духовность, свобода, творческая активность, телесность и другие, ответственность занимает свое особое место. Однако, до сих пор ни смысл (сущность), ни содержание и структура феномена ответственности не нашли своего полного отражения в философской антропологии.

Это касается не только общего понятия ответственности личности, но и такой ее формы, как сог^иальная ответственность субъектов деятельности. Анализ основных субъектных характеристик и свойств личности позволяет глубже понять не только современную мотивацию различных видов и форм деятельности, но и глубже осмыслить само бытие человека в современном мире и сам внутренний мир личности. Сегодня стало уже очевидным, что ответственность неразрывно взаимосвязана с такой важнейшей характеристикой человеческого существования как его свобода, что взятая вне рамок ответственности сама свобода достаточно быстро утрачивает свойства общественной полезности и эффективности. С другой стороны, феномен ответственности оказывается в диалектической взаимосвязи с духовностью. Но очевидно, что между этими понятиями (ответственности и духовности) все-таки нет тождества. Следует признать, что одним из важных духовно-нравственных оснований, превращающих деятельность человека в созидательную и общественно полезную практику, выступает именно социальная ответственность личности как базисная форма ответственности человека в целом. Высший смысл социальной ответственности личности заключается в заботе о самом человеке (солидарность, взаимопомощь, 3 сопричастность) и обретении человеком через такую заботу самого себя, своего подлинного смысла в жизни.

Обретение человеком самого себя, своего подлинного смысла в жизни представляется нам неким процессом раскрытия и реализации социальной и духовной сущности человека. В этом, собственно говоря, и заключается антропогенез человека как человека. Как социальное существо человек есть объект и субъект социального взаимодействия. Его антропологическая сущность, выражаясь терминами М. Хайдеггера, проявляется в его бытии как социальная ответственность, т. е. как забота человека о человеке. Чувство заботы присуще многим людям и проявляет себя чаще всего посредством эмоционально-психологических интроекций, как некая личностная интенциалъностъ. Но важно перевести такую заботу-ответственность из эмоционально-чувственной плоскости в осмысленно-деятельностную реальность. Для этого требуется определить философский смысл феномена личной социальной ответственности, который до сих пор четко не определен. В связи с этим необходимо отметить, что до сих пор нет и юридического определения понятия социальной ответственности, хотя употребляется оно достаточно часто. Поэтому исследование социальной ответственности личности как нормы (институциональный аспект) и как ценности (аксиологический аспект) человеческого бытия, ее конкретных функций и роли в развитии личности и общества (праксиологический аспект) представляются вполне актуальным.

Степень изученности проблемы. До последнего времени феномен социальной ответственности личности исследовался крайне слабо. Чего нельзя сказать о феномене ответственности в целом. Его теоретико-методологическое обоснование как ценности человеческого бытия и как социального регулятора, оказывающего свое конструктивное влияние на ее деятельность, началось давно. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Конфуция, JIao-Цзы, Платона, Сенеки и других древних мыслителей можно обнаружить постановку и попытки исследования вопроса о личной ответственности.

С возникновением христианства проблематика личной ответственности несколько утрачивает свою актуальность. И только в эпоху Возрождения она вновь становится актуальной. В Новое время, с развертыванием научных и технических революций, лейтмотив личной ответственности звучит еще громче. Нравственный императив И. Канта оказал огромное влияние на исследователей самых разных мировоззренческих ориентаций. В первой половине XIX в. возник марксизм с присущей ему идеологией классовой ответственности и классовой борьбы.

Эпоха Модерн также внесла свои, и порой далеко не однозначные, коррективы в постановку вопроса о социальной ответственности личности. Сочинения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, Э. Гуссерля, Ж. П. Сартра, А. Камю, А. Бергсона, Р. К. Мертон, М. Хайдеггера и К. Юнга послужили мировоззренческой основой модернизма. В философских и художественных произведениях представителей модернизма мир предстает чаще всего жестоким и абсурдным, человек в нем — одиноким и обреченным, а условия его существования — враждебными и бессмысленными. При этом, А. Бергсон, например, видел смысл существования человека не впереди, а позади эволюции, что делало вопрос о личной ответственности как бы не актуальным. В свою очередь, Э. Гуссерль, разработчик метода феноменологической редукции, утверждал, что человеческое сознание — это особый регион бытия, не подчиняющийся законам внешнего мира и, следовательно, неответственный за состояние внешнего мира. Еще дальше отошел от проблематики личной социальной ответственности 3. Фрейд, который полагал, что ключевую роль в жизнедеятельности людей играет бессознательное. Объясняя едва ли не все проявления человеческой активности (сублимацию) подавленным либидо, он утверждал, что культура подавляет бессознательное в человеке, способствует появлению различных ограничений (норм ответственности) и существует лишь за счет сублимированной энергии либидо.

В свою очередь, Р. К. Мертон, разработчик теории отклоняющегося поведения и аномии, особое внимание обратил на противоречия, складывающиеся между ценностями культуры и конкретными интересами определенных социальных институтов. Выделяя различные типы поведенческих реакций, он все-таки обратил внимание на феномен ответственности, под которым подразумевал способность индивидуума или определенного социального института приводить свои интересы в соответствие с ценностями существующей культуры.

Однако индивидуалистический подход многих представителей эпохи Модерна в большей степени способствовал осмыслению проблематики свободы человека, а не его ответственности, прав личности (например, идея бунтующего человека М. Камю), а не обязанностей личности, не сущности самой личной ответственности.

Так, этика модернизма чаще всего стала обращаться к внешним характеристикам поведения личности (Дж. Мур), оставляя за скобками философской рефлексии непосредственно социальную ответственность как таковую. Эстетика модерна и постмодерна занималась формулировкой позитивных ценностей, среди которых также не оказалось места личной социальной ответственности. Наконец, европейская философская антропология в какой-то момент своего развития дошла до «обнуления» (отрицания) самой проблемы ответственности («человеку дозволено все»), до придумывания «нейтральных терминов», которые, при характеристике личности, попросту отсылали исследователя к т.н. «бинарным оппозициям» (А. Гелен). Логическим завершением этой эпохи стали идеи об «одномерном человеке» (Г. Маркузе), о «смерти Запада» (О. Шпенглер) и о том, что «Бог умер» (Ф. Ницше). Наиболее отчетливо это обстоятельство проявилось в разработке известных архетипов личности, предпринятой К. Юнгом. Архетипы, в его интерпретации, изначально связаны с тем, что не охватываются разумом, а потому ни один из них не может быть назван homo responsibility — человек ответственный.

Вместе с тем, проблема личной социальной ответственности как ответственности индивидуума за свои действия перед обществом и перед самим собой нашла свое отражение в книге Э. Фромма «Иметь или быть». Ответственное бытие, по его мнению, это такое бытие человека в мире, когда «гшетъ» не доминирует над самим бытием, а имеет служебное значение.

Не менее отчетливо мотив личной социальной ответственности звучит в работах М. Хайдеггера, в которых такая ответственность ассоциируется с заботой одного человека о других людях. Именно эта забота позволяет разглядеть сквозь поверхностное внешнее бытие («тап») подлинный смысл человеческого бытия («dasein»), увидеть подлинный смысл жизни человека.

Однако, с середины XX в. философско-антропологические исследования феномена социальной ответственности личности постепенно были сведены к поведенческому аспекту. В различных теориях личности ответственность представлена частными характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения человека. Однако, авторы этих теорий (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Маслоу, Э. Мунье, Д. Оллпорт и др.) все-таки не дали более или менее полного определения социальной ответственности личности и ее роли в развитии самого человека. Не случайно, поэтому М. Бубер отмечал, что в сочинениях М. Шелера предстает «больной человек, отрезанный от мира и раздваивающийся между духом и инстинктом».

Во многом схожим с идеями Э. Фромма оказался вектор развития русской философии, в рамках которой еще в XIX в. сформировался идеал-реализм. Представители этого направления особое внимание обращали на проблему ответственности личности, но не сводили ее исключительно к поведенческой плоскости. Идеи «работы со смыслами» В. С. Соловьева, «духовного делания» И. А. Ильина, «жизни со всеми и для всех» Н. Ф. Федорова, «жизни не по лжи» Jl. Н. Толстого, «накопления в себе сил добра» С. Л. Франка, «сизигийности» П. А. Флоренского стали вехами в разработке проблемы культуры социальной ответственности личности. В связи с этим, можно выделить духовный аспект в разработке феномена социальной ответственности в истории русской 7 философии. Но активно разрабатывался и социальный аспект: теория взаимной помощи П. А. Кропоткина, социальная теория кооперации М. И. Туган-Барановского, теория человеческой годности П. Б. Струве и т. д. Так, по мнению П. А. Кропоткина, в основе социальной ответственности лежит способность человека к бескорыстной поддержке других людей, к служению Добру. По мнению П. Б. Струве, в основе «человеческой годности» находится совесть, а сама социальная ответственность представляет совестливый акт.

В советский период отечественной истории сложилась новая (классовая) идеология, в рамках которой феномен личной социальной ответственности рассматривался исследователями в контексте социоцентристской парадигмы. Исключением из общего правила были, пожалуй, только работы В. И. Вернадского и его последователей, рассматривавших феномен личной ответственности с позиций космоцентризма и глобального эволюционизма.

С середины 80-х годов XX в. и до настоящего времени проблематика личной ответственности вновь становится актуальной. Ей посвящены работы Апресяна Р. Г., Бухвальда Е. М., Ветошкина А. П., Горошилова А. А., Гончарова С. 3., Гусейнова А. А., Дубко Е. JL, Еремина Б. JI., Задирака Д. В., Здравомыслова А. Г., Кривошеиной О. Р., Перегудова С. П., Прохоровой Н. Г., Рогачева С. В., Рыбакова С. В., Стожко К. П., Ткаченко И. Н., Трофимова В. К., Шабатура JI. Н. и ряда других авторов, которыми были выделены и исследованы конкретные формы личной ответственности (социальная, духовная, профессиональная, экономическая, корпоративная, политическая, моральная и т. д.), ее роль в формировании личности. Однако, все еще неразработанными остаются вопросы о влиянии личной социальной ответственности на формирование субъектных качеств человека, на развитие его способностей к социальному творчеству. Не раскрыто значение духовного фактора в формировании социальной ответственности личности. Во многом не разработанными остаются и вопросы, связанные определением социальной ответственности личности как важнейшей антропологической константы, определяющей характер и содержание бытия человека в мире и, собственно, 8 внутренний мир самого человека. Именно поэтому философско-антропологический аспект исследования феномена социальной ответственности личности является крайне важным.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка теоретико-методологических подходов к изучению, развитию и совершенствованию личной социальной ответственности как антропологической константы, обусловливающей характер бытия и способ существования человека в мире. Для достижения поставленной цели в работе формулируются и решаются следующие задачи:

— выявить природу и специфику феномена социальной ответственности личности в условиях современных институциональных изменений;

— обосновать положение о духовной доминанте как базовом условии формирования социальной ответственности личности;

— раскрыть сущность, содержание и структуру феномена социальной ответственности личности в условиях современного информационного общества;

— выявить место и значение социальной ответственности в структуре личностного потенциала (потенциала личности);

— исследовать место и роль социальной ответственности личности в процессе социального творчества с учетом современной социокультурной динамикиопределить основополагающие принципы совершенствования социальной ответственности личности на современном этапе развития российского общества;

— разработать теоретико-методологические подходы к комплексной оценке феномена социальной ответственности личности.

Объектом исследования является личность как носитель социальной ответственности.

Предметом исследования является феномен социальной ответственности как комплекс конкретных характеристик личности.

Методологической основой исследования является диалектический метод, позволяющий раскрыть объект и предмет исследования в их целостности (полноте) и непрерывном развитии. Диалектика духовного, социального и биологического рассматривается как конкретная субъективная реальность, на основе которой формируется и развивается личная социальная ответственность. Наряду с этим в работе применены приемы структурно-функционального анализа и логической реконструкции, которые позволили в определенном смысле дополнить и конкретизировать прежние представления о феномене социальной ответственности. В частности, на основе структурно-функционального подхода выделены основные элементы структуры социальной ответственности личности и этапы ее формирования, раскрыта ее духовная обусловленность.

В работе предпринята попытка сочетания атрибутивного и экзистенциалистского подходов к проблеме человека, что соответствует пониманию философской антропологии в широком смысле слова. На основе экзистенциалистского подхода выявляется соотношение различных антропологических констант человеческого бытия: ответственности и свободы, духовности, творчества. На основе атрибутивного подхода выявляется соотношение понятий ответственность (общее) и долг, обязанность, забота, верность, честность, совесть, доверие, которые выступают по отношению к родовому понятию как частные его проявления (атрибуты).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработано комплексное определение понятия «социальная ответственность личности» в связи с отсутствием четкого его философского и правового определения в современной научной и правовой литературевыявлены сущность, содержание и структура феномена социальной ответственности личности и условия ее развития и совершенствования в контексте современного информационного общества.

2. Раскрыта система общих и конкретных принципов, определяющих процесс развития и совершенствования социальной ответственности личности.

10 как способа ее полноценного бытия и как фундаментального условия, определяющего характер бытия человека в мире и внутренний мир самого человека.

3. Сформулированы и обоснованы теоретико-методологические подходы к оценке качества и степени зрелости социальной ответственности личности с учетом реального и формального типов такой ответственности, различных уровней ее проявления и факторов, влияющих на процесс ее формирования и развития.

4. Определено место социальной ответственности в структуре личностного потенциала (потенциала личности) в целом, в структуре ее трудового потенциала в частности.

5. Показана природа социальной ответственности личности как результат особого вида ее трудовой деятельности — духовного производства («духовного труда» по П. А. Флоренскому, «работы со смыслами» по В. С. Соловьеву, «духовного делания» по И. А. Ильину, «накопления в себе сил добра» по С. JI. Франку).

6. Аргументировано положение о решающей роли социальной ответственности личности в формировании ее антропологической целостности и совершенствовании всей иерархии антропологических констант, в структуре которых именно духовная культура выступает не только аксиологической, но и праксиологической стороной духовности человека как ключевой доминанты его подлинного бытия в мире.

7. Выявлены основные тенденции и институциональные изменения в развитии социальной ответственности личности субъектов социального творчества, связанные, с одной стороны, с прагматизацией современной морали и девальвацией духовной культуры как системы высших (абсолютных) ценностей человеческого бытия, а, с другой стороны, с объективным возрастанием роли самой социальной ответственности в сохранении целостности человеческой личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная ответственность личности представляет собой особое состояние человеческого духа, определяющее иерархию ценностных ориентаций и детерминирующее процесс социального творчества личности. Особенность такого духовного состояния личности раскрывается в его цельной и гармоничной обращенности как на внутреннее «Я» самого индивидуума, так и на окружающий его мир (природа и социум) — такая определенность человеческого духа позволяет преодолевать противоречия между телесной ограниченностью индивидуума и его духовной свободой. Сущность социальной ответственности личности определяется как «накопление в себе сил добра» (С. JI. Франк), как «духовное делание» (И. А. Ильин), как «работа со смыслами» (В. С. Соловьев) во имя человека и ради человека. Содержание и структура феномена социальной ответственности личности проявляют свою предметность и конкретность в сфере предметно-практической жизнедеятельности людей, в которой они выступают как социальное отношение — социальное взаимодействие, нацеленное на создание максимально благоприятных условий для раскрытия человеческой универсальности, на реализацию всех его продуктивно-творческих сил и способностей. В развитии такого социально ответственного взаимодействия можно выделить определенные этапы (освоения системы высших ценностей духовной культуры, т. е. первоначального знакомства с нимиих конкретно-личностного усвоения, т. е. превращения в убежденияих творческого применения и развития) и особенности генезиса феномена социальной ответственности личности в условиях информационного общества и современной глобальной экономики;

2. Процесс развития социальной ответственности личности есть ни что иное, как процесс совершенствования ее духовной и социальной культуры, раскрываемой в виде системы принципов социального взаимодействия, регулирующих бытие человека в мире и внутренний мир самого человека. Высшие ценности бытия, предельные значения совершенного (Вера, Любовь, Надежда) составляют внутренний аксиологический конструкт феномена.

12 социальной ответственности личности {метафизику духа). Принципы взаимопомощи, солидарности, доброжелательности, сопричастности составляют внешний (содержательный) аксиологический конструкт феномена социальной ответственности личности. Диалектическое единство внутреннего и внешнего конструктов определяет целостность феномена социальной ответственности личности, а через это и целостность самой личности.

3. Наиболее продуктивным теоретико-методологическим подходом к оценке качества и степени зрелости социальной ответственности личности является выделение культурного ядра в системе личностного мировоззрения и внешней оболочки, включающей в себя личную психологию, менталитет и стереотипы мышления и поведения. В рамках такого подхода качество и степень зрелости социальной ответственности личности могут быть охарактеризованы как: а) степень целостности самого культурного ядра и б) соответствие или несоответствие ему «внешней оболочки». С учетом реального и формального типов социальной ответственности и анализа факторов, влияющих на процесс ее формирования и развития, можно определить различные модальности феномена социальной ответственности. Реальная социальная ответственность личности возникает еще до поступка и отражает внутреннее «Я» в его интенции — заботе (термин М. Хайдеггера) о «Мы». Формальная социальная ответственность проявляется в после поступка и связана с общественной санщией (термин Т. Парсонса), оценивающей деятельность индивидуума (поощрение или наказание). Разрыв между «Я» и «Мы» представляет собой разрушение социальной сущности личности (асоциализация) и девальвацию феномена социальной ответственности в структуре личностного потенциала.

4. Социальная ответственность личности играет решающую роль в формировании антропологической целостности и всемерном развитии иерархии антропологических констант, в структуре которых именно социальная ответственность выступает непосредственным следствием развития духовности человека как ключевой доминанты его подлинного бытия в мире;

13 духовное делание" (И. А. Ильин), «духотворение» (П. А. Флоренский) является способом формирования социальной ответственности личности, которая представляет собой процесс актуализации высших значений Абсолюта в сфере социальных отношений, в предметно-вещной практике человека.

5. В современном информационном обществе обнаруживаются существенные метаморфозы основных тенденций и институциональных условий развития феномена социальной ответственности личности. Это связано, с одной стороны, с трансформацией современной общественной и личной морали и определенной девальвацией высших ценностей духовной культуры человека в целом (формирование психологии потребления и усиление проявлений гедонизма, прагматизма, эгоизма и т. д.). С другой стороны, в условиях возрастающих техногенных, экологических и иных рисков и угроз, это обусловлено объективным возрастанием роли самой социальной ответственности в сохранении целостности самой человеческой личности. Единство и борьба двух указанных тенденций накладывает свой отпечаток на место и роль социальной ответственности в обеспечении ортобиоза (лат. -разумный, правильный образ жизни) и калагатии (греч. — единство прекрасного и доброго, гармония телесного и духовного, неразрывность красоты и нравственности) как системных состояний человеческой личности. Растущее отчуждение и одиночество современного человека, проявления его современных деструкций могут быть преодолены только развитием его социальной ответственности, что является важным условием гомеостазиса.

6. Универсальным способом сохранения и усовершенствования социальной ответственности личности является духовный труд — духовное воспроизводство человека. Как особый вид труда (трудовой деятельности), духовный труд («духотворение» по С. Н. Булгакову, «работа со смыслами» по В. С. Соловьеву, «духовное делание» по И. А. Ильину и т. д.) предполагает совершенствование самой человеческой личности, формирование в ней «воли к совершенству» (термин И. А. Ильина), развитие всех продуктивно-творческих сил, посредством которых она (личность) превращается из объекта в субъекта.

14 социального творчества. Формирование и развитие в структуре личностного мировоззрения идеалов и образов, определяемых духовной культурой, и их превращение в реальные мотиваторы и регуляторы предметно-практической деятельности человека создает необходимые условия для дальнейшего развития и совершенствования личной социальной ответственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно восполняет имеющийся пробел в научных представлениях о природе, сущности, структуре и содержании феномена социальной ответственности личности и позволяет более последовательно и целенаправленно решать проблему повышения личной ответственности в условиях современных социокультурных изменений.

Полученные в настоящем диссертационном исследовании результаты позволяют: во-первых, осуществить определенное содержательное и мировоззренческое обновление научных представлений о феномене ответственности в целом, а о развитии социальной ответственности личности в частностиво-вторых, более грамотно оценивать место и роль феномена социальной ответственности в системе социального взаимодействия, в сохранении и развитии подлинной антропологической целостностив-третъюс, внести определенные коррективы в систему современного образования и подготовки кадров, сделав акцент на формирование необходимых духовно-нравственных и социокультурных (ценностных) характеристик самой личности.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались автором на 2-х Международных, 2-х Всероссийских, нескольких межрегиональных и областных научно-практических конференциях, в том числе:

— на VI и VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (гг. С-Петербург-Ярославль-Екатеринбург, 2008, 2009);

— на I Всероссийских Молодежных Ильинских научно-богословских чтениях (гг. Курган-Шадринск, 2008);

— на I Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения геополитической безопасности России» (г. Екатеринбург, 2009);

XII и XIII Межрегиональных научно-практических конференциях «Аксиоматика инновационной экономики: проблемы формирования социальной ответственности бизнеса» (гг. Екатеринбург-Нижний Тагил, 2008, 2009).

Основные положения диссертационной работы обсуждались на кафедре философских наук ГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», на кафедре философии ИППК при Уральском государственном университете им. А. М. Горького, на кафедре философии Российского государственного профессионально-педагогического университета, на кафедре гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса». Диссертантом разработаны и читаются в Межвузовском центре гуманитарного и социально-экономического образования при УрГУ им. А. М. Горького спецкурсы «Антропология социальной ответственности» и «Морфология хозяйственных практик».

По результатам диссертационного исследования издано 14 работ, в том числе: 2 монографии (в соавторстве), 12 статей (из них 2 статьи в аккредитованных ВАК РФ журналах) общим объемом 12,4 п.л.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 241 наименование, в том числе на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 196 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Феномен социальной ответственности личности представляет собой специфическую форму социально ответственного поведения человека, которая предстает в системе социальных отношений как особый способ социального взаимодействия и характеризует не только мир самого человека, но и способ его бытия в мире. В структуре такого способа присутствуют свои субъект, объект и сама связь, характеризующаяся особыми формами, принципами организации, правилами осуществления и способами реализации. Типология социальной ответственности личности свидетельствует о наличии реальной и формальной форм такой ответственности, которые находятся в тесном переплетении и детерминируют друг друга. Однако, если формальная социальная ответственность личности регулируется (извне) правовыми и моральными нормами и связана с пониманием ею своих обязанностей перед обществом, то реальная социальная ответственность обусловлена собственными (внутренними) духовно-нравственными ориентациями самой личности, структурой ее потенциала и связана с понятиями долга, заботы, обязанности, достоинства. В отличие от обязанностей, налагаемых на личность извне, долг представляет собой продукт (результат) внутреннего духовно-нравственного развития личности и ее свободный (автономный) и осознанный выбор. Тем самым реальная социальная ответственность формируется до поступка, до наступления практических последствий от конкретного акта (действия), тогда как формальная социальная ответственность возникает лишь после такого поступка (действия или бездействия). Реальная социальная ответственность есть, прежде всего, результат духовного развития человека.

2. Как система ценностей и интересов социальная ответственность личности имеет свою внутреннюю структуру и организацию. Она формируется и развивается на нескольких социально-онтологических уровнях: на уровне отношения личности к самой себена уровне ее отношения к окружающим ее.

173 людямна уровне ее отношения к обществу (человечеству) в целомна уровне ее отношения к среде своего собственного обитания (природе) — на уровне ее отношения к абсолюту. На каждом уровне своего развития и проявления социальная ответственность личности, наряду с общими, предполагает использование и специфических принципов самоорганизации, а также изменение внутренней иерархии этих принципов. И здесь возможны три основные модели структурирования таких принципов.

Первая модель связана с абсолютизацией прагматизма и расчетакогда они становятся основными (ведущими) признаками для деятельности личности, степень ее социальной ответственности существенно снижается. При такой модели социального взаимодействия духовные и нравственные критерии остаются на периферии сознания личности, а их влияние на мотивацию поведения оказывается ослабленным (вторичным). Поскольку общество не может игнорировать соблюдение основополагающих духовно-нравственных критериев организации и осуществления деятельности, оно, посредством общественного нормотворчества, устанавливает санкции за их несоблюдение, т. е. сохраняет формальную социальную ответственность.

Вторая модель социально ответственного поведения личности связана с приоритетом духовно-нравственных критериев (таких, как совесть, справедливость, честь, человечность, доброжелательность и т. д.) по отношению к критериям прагматизма, гедонизма, расчета. При такой иерархии ценностных ориентаций прагматизм и гедонизм не перерастают в свои крайние формы (жестокость, бесчеловечность, жадность, эгоизм, стяжательство и т. д.), что позволяет формировать реальную социальную ответственность личности.

Третья модель социальной ответственности личности связана с паритетностью двух групп ценностных критериев в организации ее (личности) деятельности. При таком сбалансированном подходе социальная ответственность, как правило, оказывается менее зрелой и системнойв поведении личности наблюдаются отклонения от общественных требований к феномену социальной ответственности, что и вызывает необходимость.

174 применения внешних санкций. Данное состояние социальной ответственности можно охарактеризовать как переходное. Поэтому, на наш взгляд, приоритет духовно-нравственных ценностных ориентаций личности (духовная доминанта в ее развитии) представляется наиболее важным условием развития всей системы социальной ответственности.

3. Для создания оптимальной иерархии ценностных ориентаций в системе социальной ответственности личности особую роль играют такие условия, как справедливость, открытость, сотрудничество, солидарность, взаимопомощь, честность, доброжелательность. Именно эти условия определяют характер социальной ответственности личности как ее антропологическую константу. Как социальное существо личность, находящаяся в системе указанных координат, репродуцирует свои интересы и ценностные установки таким образом, чтобы сохранить и улучшить способы и механизмы своего взаимодействия с внешним миром (социального взаимодействия) как сложного социального отношения. Благодаря этим условиям сама социальная связь между субъектами деятельности становится взаимной (прямой и обратной) и системной (регулярной и многоплановой). Она наполняется духовно-нравственным содержанием (доверием, гуманностью, доброжелательностью и т. д.), обогащая всех участников системы социального взаимодействия. Синтез материальных интересов и духовно-нравственных норм (установок) способствует совершенствованию всей системы социальной ответственности личности и повышению социальной эффективности различных форм ее деятельности.

Синергетический эффект, достигаемый благодаря такому синтезу, обусловлен реальным развитием всего личностного потенциала (а не только отдельных его сторон) самого человека. В структуре личностного потенциала, благодаря «>облагораживающему» положительному влиянию духовно-нравственных факторов, проявляется не суммарный, а интегральный эффект, при котором каждый конкретный элемент в структуре личностного потенциала возрастает и развивается благодаря принципу дополняемости (Н. Бор). Общее.

175 развитие личностного потенциала при таком синтезе проявляется в повышении ее (личности) социальной ответственности, в снижении конфликтности, уходе от дискриминации в отношении к другим участникам процесса социального творчества, в умении «жить со всеми и для всех» (Н. Ф. Федоров). Это, в свою очередь, способствует развитию и совершенствованию не только системы социального взаимодействия (отношений солидарности, сотрудничества, специализации, кооперации и т. д.), но, в первую очередь, развитию и совершенствованию самой личности, способствуя формированию ее полноты, целостности и самостоятельности.

4. Ключевой предпосылкой для осуществления синтеза двух (духовных и меркантильных) основных групп ценностных установок (ориентаций) в структуре личностного потенциала предпринимателя является самоопределение, которое представляет собой осмысленный (осознанный) выбор личностью конкретных норм и правил своего поведения (отношения) и актуализацию этого выбора (его применение, осуществление на практике) как признака своей субъектности. Развитие субъектных свойств личности позволяет перевести выбор из сферы сознания в саму предметно-практическую деятельность, из интенции в поступок. Но для актуализации своей субъектности личность должна осуществить: а) мировоззренческое самоопределениев) эмоционально-чувственное самоопределениес) культурное самоопределение. Это сопряжено с активизацией трудового потенциала личности, ее ориентацией на «духовное делание» (И. А. Ильин), на «работу со смыслами» (В. С. Соловьев), на «духотворение» (П. А. Флоренский).

Ведь одно дело — брать уже готовые рецепты, установки, предписания (в т.ч. и в сфере материально-предметной и духовно-нравственной практики) и слепо следовать им в процессе своей деятельности. И совершенно другое дело — самостоятельно создавать, формировать, усовершенствовать такие установки и предписания. В первом случае человек оказывается перед угрозами фетишизации или же, наоборот, отторжения таких ориентаций. Во втором случае, возникает угроза дизъюнкции и релятивизма (субъективизма,.

176 выборочное&trade-, двойных стандартов). И здесь именно духовный труд как работа со смыслами позволяет личности сочетать, соединить и синтезировать различные, порой, казалось бы, противоположные, ценностные установки и интересы. Следовательно, актуализация именно трудового потенциала в структуре общего личностного потенциала позволяет человеку развивать и совершенствовать не только его предметно-практические способности, но и его духовный потенциал. Способность осуществлять не только физический, но и духовный труд есть средство развития самой личности точно так же, как духовность личности (духовный потенциал) представляет собой основной источник развития самого человека.

5. В условиях современных социокультурных трансформаций обнаруживаются различия в ценностных ориентациях людей, в их понимании сущности и значения личной социальной ответственности. Порой выхолащивается сама сущность феномена социальной ответственностиэлиминируется объективная необходимость развивать (наряду с профессиональной) социальную компетентностьсмысл творчества сводится к изобретательству, инженерии, новаторству, без учета мотивов к совершенству, улучшению субъективной и объективной реальностинедооцениваются институциональные изменения, происходящие в современном обществе.

6. В связи с этим дальнейшее развитие и укрепление личной социальной ответственности всех и каждого, ее наполнение духовно-нравственным содержанием, уход от прежней модели чисто технократического обучения и воспитания в сторону более гуманизированного и гуманитаризованного образования и воспитания представляются, на наш взгляд, важнейшим вектором развития и укрепления социальной ответственности личности, формирования из ныне действующего архетипа личности {homo agens — человека деятельного) нового типа человека — homo responsibilities — ответственного человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии Текст. / Ф. Е. Ажимов // Вопросы философии. 2007. — № 9.
  2. , А. В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма Текст. / А. В. Аникин. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  3. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф- пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. 519 с.
  4. , Р. Г. Вид на профессиональную этику Текст. / Р. Г. Апресян // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25. / Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ ТГНГУ, 2004.
  5. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. З. Текст. / Аристотель. — М.: Мысль, 1981. -613 с.
  6. , А. Н. Качественный аспект мира и его познание Текст. / А. Н. Арлычев. М.: Наука, 2001. — 288 с.
  7. , Р. А. Об основах «нового способа мышления» об явлениях природы Текст. / Р. А. Аронов // Вопросы философии. — 2001. — № 5.
  8. , Е. В. Феномен межчеловеческого взаимопонимания в условиях социокультурного многообразия современного Севера Текст. / Е. В. Багрова- автореф. дис.. канд. филос. наук. — Тюмень, 2007.
  9. , В. И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования Текст. / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Вопросы философии. 2007. — № 9.
  10. , В. И. Этика и этос воспитания Текст. / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: НИИ ПЭ ТГНГУ, 2002.
  11. В. К. Философия истории: бинарная парадигма Текст. / В. К. Бакшутов. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. — 987 с.
  12. , В. К. Философская антропология: смена парадигм Текст. / В. К. Бакшутов. Екатеринбург: Внешторгполиграфия, 1998. — 24 с.
  13. , Ф. Экономические гармонии. Избранное. Текст. / Ф. Бастиа- пер. с фр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. — 1200 с.
  14. , Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991. — 318 с.
  15. , Н. А. Судьба человека в современном мире Текст. / Н. А. Бердяев // Новый мир. 1990. — № 1.
  16. , Н. А Философия неравенства Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ИМА-пресс, 1990.-286 с.
  17. , С. JI. Самоутверждение и его роль в нравственном воспитании личности Текст. / С. JI. Березин- автореф. дис.. канд. филос. наук. — Свердловск, 1973.
  18. , Б. Н. Методологическое своеобразие социально-гуманитарного знания Текст. / Б. Н. Бессонов. М.: МГУК, 1999. — 394 с.
  19. , М. Два образа веры Текст. / М. Бубер. М.: ACT, 1999. — 590 с.
  20. , Е. К. Социальная ответственность в системе управления российскими корпорациями Текст. / Е. К. Будкина- автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2006.
  21. , А. В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах Текст. / А. В. Букалов, О. Б. Карпенко, Г. В. Чикирисова // Соционика, ментология и психология личности. — 2000. — № 1.
  22. , С. Н. Философия хозяйства Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-321 с.
  23. , М. Избранное: образ общества Текст. / М. Вебер- пер. с нем. — М.: Юрист, 1994.-702 с.
  24. , М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер- пер. с нем.- 2-е изд., доп. и испр. М.: Росспэн, 2006. — 656 с.
  25. , Т. Теория праздного класса Текст. / Т. Веблен- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984.-367 с.
  26. , Т. Н. Социологические аспекты адаптации рабочих кадров: конспект лекций Текст. / Т. Н. Вершинина. Л.: ИПКСП, 1978. — 36 с.
  27. , А. П. Философия: учеб. пособие Текст. / А. П. Ветошкин. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. — 531 с.
  28. , А. П. Философия экономики Текст. / А. П. Ветошкин, К. П. Стожко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. 334 с.
  29. , Г. Зачем нужно государственное планирование в рыночном хозяйстве? Текст. / Г. Вильгеродт // Теория хозяйственного порядка. «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм- пер. с нем. — М.: Экономика, 2002. 475 с.
  30. , Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине Текст. / Н. Винер // Информационное общество. М.: ACT, 2004. — 344 с.
  31. , Л. Логико-философский трактат Текст. / Л. Витгенштейн пер. с англ. — М.: Изд. иностр. лит., 1958. — 133 с.
  32. Всемирная энциклопедия философии Текст. / Под. ред. А. А. Грицанова. -М.: ACT, 2001.- 1312 с.
  33. , А. К. Как надо работать: практическое введение в научную организацию труда Текст. / А. К. Гастев. М.: Политиздат, 1972. — 478 с.
  34. , Г. В. Ф. Сочинения: в 14 т. Т.1. Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934.-721 с.
  35. , Б. Дорога в будущее Текст. / Б. Гейтс- пер. с англ. М.: Русская редакция, 1991.-312с
  36. , Б. М. Экономика и социология труда Текст. / Б. М. Генкин. М.: НОРМА, 2006. — 448 с.
  37. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965 — 376 с.
  38. , В. И. Компенсаторное общение Текст. / В. И. Гладышев. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 293 с.
  39. , П. А Избранные произведения: в 2-х т. Т.1. Текст. / П. А. Гольбах- пер. с фр. -М.: Соцэкиздат, 1963. 715 с.
  40. , С. 3. Воспитание инженеров-педагогов как субъектов социального творчества Текст. / С. 3. Гончаров // Формирование инженерно-педагогических кадров: воспитание творчеством. Свердловск: СИПИ, 1989.
  41. , С. 3. От технической цивилизации к культуре Текст. / С. 3. Гончаров // Экономика и культура: межвуз. сб. науч. тр. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. 420 с.
  42. , В. В. Менеджмент слаженной команды: соционика для руководителя Текст. / В. В. Гуленко. — М.: ACT, 2003. 282 с.
  43. , JI. Н. Сочинения. Конец и вновь начало Текст. / JI. Н. Гумилев. — М.: Танаис, 1994.-541 с.
  44. , П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов Текст. / П. С. Гуревич. — М.: АО «Аспект-пресс», 1994. — 314 с.
  45. , П. С. Человек будущего: мифы и реальность Текст. / П. С. Гуревич. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 175 с.
  46. , А. А. Золотое правило нравственности Текст. / А. А. Гусейнов. -М.: Знание, 1982.- 118 с.
  47. , А. А. Мораль и насилие Текст. / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 1990. — № 5.
  48. , Дж. К. Новое индустриальное общество Текст. / Дж. К. Гэлбрейт- пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 602 с.
  49. , Ф. Э. Избранные произведения: в 2 т. Т.1. Текст. / Ф. Э. Дзержинский- изд. 2-е доп. М.: Политиздат, 1967. — 590 с.
  50. , С. JI. Социальная справедливость Текст. / С. JT. Дубко // Этическая мысль: науч.-публицистич. чтения. -М.: Политиздат, 1988. 446 с.
  51. , В. Д. Белые одежды Текст. / В. Д. Дудинцев. М.: Советский писатель, 1989. — 510 с.
  52. Дж. Общество и его проблемы Текст. / Дж. Дьюи- пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002. — 159 с.
  53. Евангелие от Матфея Текст. М.: ИД «Очарованный странник», 2005. — 122 с.
  54. , Б. С. Социальная культурология Текст. / Б. С. Ерасов. — М.: Аспект-Пресс, 1996.-591 с.
  55. , Н. С. Культура и духовное производство Текст. / Н. С. Злобин // Проблемы теории культуры. М., 1980.
  56. , В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека Текст. / В. Зомбарт- пер. с нем. — М.: Айрис-пресс, 2004. 624 с.
  57. , А. А. Введение в философию истории Текст. / А. А. Ивин. М.: Владос, 1997.-288 с.
  58. В. Н. Социобиология человека: теория генно-культурной коэволюции Текст. / В. Н. Игнатьев // Вопросы философии. 1982. — № 9.
  59. , Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории Текст. / Э. В. Ильенков- 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984 — 320 с.
  60. , И. А. Путь духовного обновления Текст. / И. А. Ильин. М.: ACT, 2006.-365 с.
  61. , И. А. Путь к очевидности Текст. / И. А. Ильин. М.: ACT, 2007. -221 с.
  62. , В. JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества Текст. / В. JI. Иноземцева. М.: Академия, 1998. — 536 с.
  63. Институциональная экономика Текст. / Под ред. А. В. Олейника. М.: Инфра-М, 2005. — 704 с.
  64. Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу Текст. / Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб.: Царское дело, 1995. — 349 с.
  65. Иоанн. Русская симфония Текст. / Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб.: Царское дело, 2002. — 494 с.
  66. , Л. Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канетти) Текст. / Л. Г. Ионин // Вопросы философии. — 2007. № 3. — С.3−14
  67. , М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. Политиздат, 1974. — 328 с.
  68. , Н. В. Неформальная экономика России и проблема трансформации институтов Текст. / Н. В. Каменских. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. 120 с.
  69. , М. Избранное Текст. / М. Камю- пер. с фр. М.: Прогресс, 1969. -543 с.
  70. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант // Сочинения: в 6 т. Т.З. М.: Мысль, 1964. — 799 с.
  71. , И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. — М.: Наука, 1980. 709 с.
  72. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием Текст. / С. Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. 862 с.
  73. Категории диалектики: теоретико-методологические проблемы. Цикл лекций Текст. / И. Я. Лойфман, В. В. Ким, Ю. П. Андреев. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — 255 с.
  74. Качество жизни: диалектика духовного и социального Текст. / Под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург: Урал, ин-т бизнеса, 2007. — 653 с.
  75. , С. Е. Руководство по практической соционике: шестнадцать граней социона Текст. / С. Е. Кашницкий. М.: Астрель, 2003. — 410 с.
  76. , Г. С. Феномен рынка и контркультура Текст. / Г. С. Кнабе // Вопросы философии. 1990. — № 8.
  77. , Н. Д. Проблемы экономической динамики Текст. / Н. Д. Кондратьев. -М.: Экономика 1989. 523 с.
  78. , М. М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности Текст. / М. М. Ковалевский // Вехи. Интеллигенция в России. 1909−1910. -М.: Молодая гвардия, 1991.-462 с.
  79. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / JI. Н. Коган. — М.: Мысль, 1984.-252 с.
  80. , Н. П. Этика ответственности в условиях техногенной1. V*цивилизации Ганса Ионаса Текст. / Н. П. Козлова- автореф. дисс. канд. филос. наук. Москва, 2007.
  81. , А. И. Свобода и ответственность в современном мире Текст. / А. И. Коломак- автореф. дис.. канд. филос. наук. — Ставрополь, 2006. — 22 с.
  82. , С. В. Деловая культура XX века Текст. / С. В. Корнилова. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. 110 с.
  83. , П. А. Этика. Избранные труды Текст. / П. А. Кропоткин. — М.: Республика, 1991. 3 87 с.
  84. , С. JI. Экономика текста в неклассической философии искусства Ф. Ницше, Ж. Батая, М. Фуко и Ж. Деррида Текст. / С. JI. Кропотов. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1999. 526 с.
  85. , П. Великая ложь: сбиваясь с пути на рубеже нового века Текст. / П. Кругман- пер. с англ. М.: ACT, 2004. — 474 с.
  86. Культура, нравственность, религия: материалы круглого стола Текст. // Вопросы философии. 1989. — № 11.
  87. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1975.-288 с.
  88. , П. Запретный плод: этика гуманизма Текст. / П. Курц- пер. с англ. — М.: Гнозис, 1993.-240 с.
  89. , С. Страх и трепет Текст. / С. Кьеркегор- пер. с дат. М.: Республика, 1993.-382 с.
  90. , И. В. Понимание и менталитет в экономическом поведении Текст. / И. В. Лавров // Известия Урал. гос. ун-та. — 2004. — № 9.
  91. , С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства Текст. / С. Лангер- пер. с фр. — М.: Республика, 2000. -287 с.
  92. , И. И. Философия изобретения и изобретение в философии Текст. / И. И. Лапшин. М.: Республика, 1999. — 399 с.
  93. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс- пер. с фр. М.: Наука, 1983.-536 с.
  94. , Л. А. Не благотворительность, а социальная ответственность Электронный ресурс. / Л. А. Левицкий. Режим доступа: http:// www. russia — today, ru / 2007 / no 07 /07 society, htm.
  95. , M. E. Командовать или подчиняться? Психология управления Текст. / М. Е. Литвак. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 288 с.
  96. , И. Ю. Мотивационные типологические установки Текст. / И. Ю. Литвиненко // Соционика, ментология и психология личности: 2001. — № 4.
  97. , И. Я. Мировоззренческие штудии Текст. / И. Я. Лойфман. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. 320 с.
  98. , А. Ф. Знак, символ, миф: труды по языкознанию Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 479 с.
  99. , А. Ф. Философия имени Текст. / А. Ф. Лосев // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. -633 с.
  100. , Н. О. Условия абсолютного добра Текст. / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  101. , К. С. Любовь Текст. / К. С. Льюис // Вопросы философии. 1989. -№ 8. — С.121−134.
  102. , К. Н. Диалектика субъекта и объекта Текст. / К. Н. Любутин, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1993. — 490 с.
  103. , Э. С. Системные исследования человеческой деятельности Текст. / Э. С. Маркарян // Вопросы философии. 1972. — № 10.
  104. Юб.Маркузе, Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г. Маркузе- пер. с англ. М.: Reefl-book, 1994.-368 с.
  105. , Л. М. Проблема труда в утопическом, научном и реальном социализме Текст. / Л. М. Марцева. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1993.-242 с.
  106. , В. И. История управленческой мысли: учеб. пособие Текст. / В. И. Маршев. -М.: Изд-во МГУ, 2005. 731 с.
  107. Материалисты Древней Греции Текст. / Под ред. М. А. Дынника. М.: Политиздат, 1955. — 239 с.
  108. ПО.Матюшкин, А. М. Основные направления исследований мышления и творчества Текст. / А. М. Матюшкин // Психологический журнал. — 1984. -№ 1. С.49−68
  109. , Ф. Производство и распространение знаний в США Текст. / Ф. Махлуп- пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 462 с.
  110. , В. М. Духовное производство: понятие, генезис, структура // Духовное производство / Под ред. В. И. Толстых. М.: Наука, 1981 — 199 с.
  111. З.Менделеев, Д. И. Границ познанного предвидеть невозможно Текст. / Д. И. Менделеев. М.: Советская Россия, 1991.-583 с.
  112. Методологическое основание социально-гуманитарного знания Текст. / Под ред. Б. Н. Бессонова. М.: Изд-во МГУК, 1999. — 120 с.
  113. , Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории Текст. / Л. фон Мизес- пер. с нем. Челябинск: Социум, 2005. -878 с.
  114. , Дж. С. Основы политической экономии Текст. / Дж. С. Миль- пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. — 1040 с.
  115. , Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации Текст. / Ю. И. Мирошников. Екатеринбург: Банк культурной инициативы, 1998. — 160 с.
  116. , А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль- пер. с фр. — М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  117. , JI. Е. Философская антропология Текст. / JI. Е. Моторина. М.: Академический Проект, 2009. — 270 с.
  118. , Э. Манифест персонализма Текст. / Э. Мунье- пер. с фр. М.: Республика, 1999. — 559 с.
  119. Мур, Дж. Дж. Природа моральной философии Текст. / Дж. Дж. Мур- пер. с англ. — М.: Республика, 1999. — 351 с.
  120. , Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения Текст. / Н. Ф. Наумова. М.: Наука, 1988. — 197 с.
  121. , Д. Мегатренды Текст. / Д. Нейсбит- пер. с англ. -М.: ACT, 2003. -380 с.
  122. , Б. Е. Исповедь бунтаря Текст. / Б. Е. Немцов. — М.: Партизан, 2007.- 186 с.
  123. , А. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия Текст. / А. Нещадин, Н. Горин // Общество и экономика. — 2005.- 10.-С.5−41.
  124. , Ф. Антихристианин Текст. / Ф. Ницше // Сумерки богов: сб. / Под ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. — 396 с.
  125. , Ф. Несвоевременные размышления Текст. / Ф. Ницше // Философия любви. 4.2. Антология любви. М.: Политиздат, 1990. — 720 с.
  126. , Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом Текст. / Ф. Ницше // Сочинения: в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. — 829 с.
  127. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст. / Д. Норт- пер. с англ. М.: Фонд экон. кн. «Начала», 1997.- 118 с.
  128. , М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп Текст. / М. Олсон- пер. с англ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1995. — 165 с.
  129. , Т. С. Креативность экономического сознания Текст. / Т. С. Орлова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. — 366 с.
  130. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет- пер. с нем. М.: Искусство, 1991. — 586 с.
  131. , О. Е. Социальная ответственность личности в современном обществе Текст. / О. Е. Пазина- автореф. дис.. канд. филос. наук. — Ниж. Новгород, 2007.
  132. Пан, В. В. Человек, его сущностные силы Текст. / В. В. Пан // Становление человека как субъекта социального творчества: матер. Всерос. конф. «Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек». Омск: ИД «Диалог-Сибирь», 1997.
  133. , Т. О социальных системах Текст. / Т. Парсонс- пер. с англ. М.: Академ, проект, 2002. — 832 с.
  134. , Т. О структуре социального действия Текст. / Т. Парсонс- пер. с англ. М.: Академ, проект, 2002. — 830 с.
  135. , С. П. Современный капитализм: политические отношения и институты власти Текст. / С. П. Перегудов. М.: Наука, 1984. — 336 с.
  136. , С. П. Социальная ответственность бизнеса: реальность или фикция? Текст. / С. П. Перегудов // Социальная сфера: публичные и частные начала. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002.
  137. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  138. , А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980.-302 с.
  139. , Д. В. Методологические указания по изложению теории познания как системы гносеологических категорий Текст. / Д. В. Пивоваров. — Свердловск, 1987. 167 с.
  140. , А. Экономическая теория благосостояния Текст. / А. Пигу- пер. с англ.- Т.2. -М.: Прогресс, 1985.-454 с.
  141. , М. Личностное сознание: на пути к посткритической философии Текст. / М. Полани- пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  142. , Н. Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда Текст. / Н. Л. Поляков. — М.: Наука, 1990.-245 с.
  143. , А. Я. Психология творчества Текст. / А. Я. Пономарев. М.: Наука, 1976. -280 с.
  144. Православие и духовное возрождение России Текст. / Под ред. А. Н. Митина. Екатеринбург: Изд-во «ПироговЪ», 2003. — 416 с.
  145. , И. Р. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой Текст. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 43lie.
  146. , В. В. Что такое экономическое действие Текст. / В. В. Радаев // Экономическая социология. 2002. — № 5.
  147. , В. В. Экономическая социология Текст. / В. В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2005.-603 с.
  148. , В. Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующихся аналитиков Текст. / В. Райх- пер. с нем. -М.: Терра, 1999.-464 с.
  149. , Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3 кн. Текст. / Б. Рассел- пер. с англ.- изд. 3-е, стер. -М.: Аккад, проект, 2000. 767 с.
  150. , Б. Словарь разума, материи, морали Текст. / Б. Рассел. М.: Республика, 1999.-368 с.
  151. , Д. Начала политической экономии и налогового обложения Текст. / Д. Рикардо. М.: Эксмо, 2007. — 953 с.
  152. , Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Г. Риккерт- пер. с нем. СПб.: Образование, 1911. — 196 с.
  153. , Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Г. Риккерт- пер. с нем.-СПб.: Образование, 1911.- 196 с.
  154. Рих, А. Хозяйственная этика Текст. / А. Рих- пер. с нем. -М.: Посев, 1996. -810с.
  155. , К. Взгляд на психотерапию: становление человека Текст. / К. Роджерс- пер. с англ. М.: Прогресс. Универ, 1994. — 479 с.
  156. , К. К науке о личности Текст. / К. Рождерс // История зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  157. , JI. Н. Организационно-экономическое обеспечение надежности функционирования финансово-промышленной системы Текст. / JI. Н. Родионова- автореф. дис.. докт. экон. наук. СПб., 1998.
  158. , В. М. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие Текст. / В. М. Розин. М.: Форум-Инфра-М, 1998. — 289 с.
  159. , В. М. Субъект действия, взаимодействия, -познания: психологические, философские, социокультурные аспекты Текст. / В. М. Розин. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  160. , Дж. Теория справедливости Текст. / Дж. Ролз- пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1995. — 535 с.
  161. , В. Разум под лезвием красоты Текст. / В. Россман // Вопросы философии. 1999. — № 12.
  162. , С. JI. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. / С. JL Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  163. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 712 с.
  164. , Ж. Ж. О причинах неравенства Текст. / Ж. Ж. Руссо- пер. с фр. -СПб.: Светочка, 1907. 166 с.
  165. , Ж. Ж. Об общественном договоре: трактаты Текст. / Ж. Ж. Руссо- пер. с фр. -М.: Канон-Пресс, 1998.-415 с.
  166. , П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии Текст. / П. Сартр- пер. с фр. М.: Республика, 2002. — 639 с.
  167. , П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / П. Сартр // Сумерки богов: сб. / Сост. А. А. Яковлев. М.: Политиздат, 1989. — 396 с.
  168. , А. Теория нравственных чувств Текст. / А. Смит пер. с англ. — М.: Республика, 1997.-351 с.
  169. , И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный аспект и российские реалии Текст. / И. Соболева // Вопросы экономики. 2005. — № 10. — С.90−102.
  170. , В. С. Избранное Текст. / В. С. Соловьев. М.: Сов. Россия, 1990.-493 с.
  171. , В. С. Оправдание добра: нравственная философия Текст. / В. С. Соловьев- 2-е изд., испр. и доп. — М., 1899. — 615 с.
  172. , В. С. Спор о справедливости Текст. / В. С. Соловьев. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 863 с.
  173. , В. С. Философские начала цельного знания Текст. / В. С. Соловьев // Русская философия. Конец XIX начало XX века / Под ред. А. А. Ермичева. — СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 1993. — 263 с.
  174. , П. А. Долгий путь Текст. / П. А. Сорокин- пер. с англ. -Сыктывкар: СЖ Коми, 1991. 344 с.
  175. , П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет Текст. / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1994. — 559 с.
  176. , П. А. Социальная и культурная динамика Текст. / П. А. Сорокин- пер. с англ. М.: Астрель, 2006. — 1176 с.
  177. Социальная психология и этика делового общения Текст. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1995. — 400 с.
  178. Социальные отклонения. Введение в общую теорию Текст. / В. Н. Кудрявцев, В. С. Нерсесянц, Ю. В. Кудрявцев. М.: Юрид. лит-ра, 1984. -320 с.
  179. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований Текст. // Под ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М.: Интеллект, 1998. -378 с.
  180. , В. А. Корпоративная культура: теория и практика Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001.-352 с.
  181. , В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего: избранная социально-философская публицистика Текст. / В. С. Степин. М.: Наука, 1996. — 174 с.
  182. , К. П. Экономическое сознание Текст. / К. П. Стожко. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. 426 с.
  183. , К. П. Социальная диалектика предпринимательства Текст. / К. П. Стожко, О. В. Тарасова, А. Е. Новожилов, Н. Н. Маяков // Личность. Самоуправление. Культура. Творчество. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005.-238 с.
  184. , С. А. Формирование и развитие системы корпоративной социальной ответственности в современной экономике России Текст. / С. А. Стрижов- автореф. дисс.. докт. экон. наук. М., 2007.
  185. , П. Б. Избранные сочинения Текст. / П. Б. Струве. М.: Росснэп, 1999.-471 с.
  186. , П. Б. Интеллигенция и народное хозяйство Текст. / П. Б. Струве // Вопросы философии. 1992. -№ 12.
  187. , П. Б. Patriotica: политика, культура, религия, социализм Текст. / П. Б. Струве- сост. В. Н. Жукова, А. П. Полякова. М.: Республика, 1997. — 527 с.
  188. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса Текст. / П. Тейяр де Шарден- пер. с фр. М.: Айрис-Пресс, 2002. — 352 с.
  189. , И. Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений Текст. / И. Н. Ткаченко. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001. -310с.
  190. , А. Цивилизация перед судом истории Текст. / А. Тойнби- пер. с англ. -М.: Айрис-пресс, 2003. 588 с.
  191. , К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Текст. / К. А. Торшина // Вопросы психологии. —1998. -№ 7. С.123−132
  192. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер- пер. с англ. М.: ACT, 1999.-784 с.
  193. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 сенября 2009 года Текст. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
  194. Туган-Барановский, М. И. К лучшему будущему Текст. / М. И. Туган-Барановский. М.: Росснэп, 1996. — 528 с.
  195. Туган-Барановский, м. И. О кооперативном идеале Текст. / М. и. Туган-Барановский. — М.: Кооп. изд-во, 1918. — 16 с.
  196. , Е. Соционика в работе с персоналом, или что показывает MBTI Текст. / Е. Удалова. Режим доступа: http: // socionics. spb.ru / Socionics works / Pedagogica /Udalova.
  197. , E. Уроки соционики, или самое главное, чему нас не учили в школе Текст. / Е. Удалова, JI. Бескова. — М.: Астрель, 2003. 207 с.
  198. , О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация Текст. / О. И. Уильямсон- пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1996. 634 с.
  199. , А. И. Мировой порядок XXI века Текст. / А. И. Уткин. М.: ЭКСМО, 2002.-512 с.
  200. , Н. Ф. Сочинения Текст. / Н. Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982. -711 с.
  201. Философия: учеб. пособие Текст. / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Академ, проект, 2004. — 688 с.
  202. , В. И. Социально-онтологические основания целостности человека Текст. / В. И. Филатов. М.: Изд-во МГУК, 2001. — 311 с.
  203. , П. А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский. — Новосибирск: Кн. Изд-во, 1991. 181 с.
  204. , С. Л. С нами Бог Текст. / С. Л. Франк. М.: ACT, 2003. — 750 с.
  205. , Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. 272 с.
  206. , Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм- пер. с англ.- изд. 2-е. доп. — М.: Прогресс, 1990. 330 с.
  207. , Э. Психоанализ и религия Текст. / Э. Фромм // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. 248 с.
  208. , Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии Текст. / Дж. Фрэзер- пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. — 831 с.
  209. , Ф. Доверие: социальные добродетели и создание благосостояния Текст. / Ф. Фукуяма. М.: ACT, ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 730 с.
  210. , Ф. М. «Индустрия» американской филантропии: ее настоящее и будущее Текст. / Ф. М. Фурман // Известия Урал. гос. ун-та. 2004. — № 29.
  211. , М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер- пер. с нем.- 9-е изд. — М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
  212. , Ф. фон. Пагубная самонадеянность Текст. / Ф. фон Хайек- пер. с англ. М.: Новости, 1992. — 304 с.
  213. , Ф. фон. Происхождение и действие нашей морали Текст. / Ф. фон Хайек // ЭКО. 1991. — № 12.
  214. , Н. А. Проблема человека в западноевропейской неклассической философии: учебное пособие Текст. / Н. А. Черняк. Омск: Изд-во ОмГУ, 1997.-39 с.
  215. , JI. Н. Онтогенез традиции Текст. / Л. Н. Шабатура. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. 264 с.
  216. , Л. Н. Социогенез традиции Текст. / Л. Н. Шабатура. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. — 209 с.
  217. , Л. Н. Экономическая культура в структуре гуманитарного знания Текст. / Л. Н Шабатура, С. 3. Шадрина. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. — 144 с.
  218. , Э. О. Суждения Текст. / Э. О. Шартье- пер. с фр. М.: Республика, 2000. — 399 с.
  219. , Н. И. Трудовой потенциал работника Текст. / Н. И. Шабатура. М.: ЮНИТИ, 2003. — 399 с.
  220. , М. Положение человека в космосе Текст. / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — 194 с.
  221. , А. Г. Экономическая наука и искусство Текст. / А. Г. Шеломенцев // Актуальные проблемы современной российской экономики. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. 186 с.
  222. , Э. К. Современные достижения теории связи Текст. / Э. К. Шеннон // Информационное общество. М.: ACT, 2004. — 344 с.
  223. , А. Афоризмы житейской мудрости Текст. / А. Шопенгауэр- пер. с нем. -М.: Эксмо, 1999. 132 с.
  224. , А. Мир как воля и представление Текст. / А. Шопенгауэр- пер. с нем. Т.2. М.: Наука, 1993. — 669 с.
  225. О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер- пер. с нем. -Новосибирск: Сиб. изд. фирма, 1993. 584 с.
  226. , Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия Текст. / Й. А. Шумпетер. М.: Эксмо, 2007. — 864 с.
  227. , М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования: опыт эстетической антропологии Текст. / М. Н. Щербинин. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. 312 с.
  228. Эрн, В. Ф. Христианское отношение к собственности (Посвящается памяти B.C. Соловьева) Текст. / В. Ф. Эрн // Вопр. экономики. 1990. — № 4. — С. 130−140.
  229. Юнг, К. Г. Психика: структура и динамика Текст. / К. Г. Юнг- пер. с нем. — М.: ACT, 2005.-416 с.
  230. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг- пер. с нем. — М.: ACT, 2006.-761 с.
  231. , И. И. Экономическое значение честности Текст. / И. И. Янжул // Избр. тр. М.: Наука, 2005.
  232. , М. Г. История психологии: от античности до середины XX века: учеб. пособие для вузов Текст. / М. Г. Ярошевский- 2-е изд. — М.: Academia, 1997.-410 с.
  233. Jonas, Н. F. Das Princip Verantwortung. Versuch einer Ethics technologische Zivilisation Text. / H. F. Jonas, A. M. Suhrcamp. Frankfurt/Main, 1979 — 419 s.
  234. Harris, P. R. Managing Cultural Differences Text. / P. R. Harris, R. T. Morran. Houston: Gulf Publishing Company, 1991. — 454 p.
  235. Shils, E. The calling of sociology Text. / E. Shils // Theories of society. Foundations of modern sociological theory. -N.-Y.: Free Press, 1961. 626 p. d
Заполнить форму текущей работой