Образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана: К проблеме преемственности
Диссертация
Анализ музыкальных сочинений, связанных с образом Салавата, показал, что взаимоотношение народного и композиторского начал в произведении решается свободно: используется не столько метод цитирования фольклорных образцов, сколько опосредованное его преломление через систему выразительных средств, то есть на уровне обобщения языковых традиций. Так, стилевые признаки озон кюя стали основой арии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РОЛЬ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ УРАЛ-БАТЫРА И САЛАВАТА ЮЛАЕВА
- 1. 1. Урал-батыр и Салават Юлаев: прототип и тип образов в устном поэтическом творчестве башкирского народа
- 1. 2. Проявление преемственных связей в системе фольклорных жанров
- 1. 3. Башкирские народные песни об Урале и Салавате
- ГЛАВА 2. ОБРАЗ САЛАВАТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БАШКИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
- 2. 1. Образ Салавата в одноименной опере 3. Исмагилова
- 2. 2. Вокальный цикл 3. Исмагилова на стихи Салавата Юлаева
2.3. Фольклорные тексты в симфоническом творчестве композиторов Башкортостана (на примере симфонии-оратории Д. Хасаншина «Песни о Салавате» и вокальной симфонии С. Низамутдинова «Разговор с Салаватом»).
Список литературы
- Абдуллин А. Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства: Дис.. канд. филос. наук. — Уфа, 1997.
- Абукова Р. Современное творчество композиторов Туркменистана в констекте культуры нации. М.: Честь, 1994. — 270 с.
- Аверинцев С. Архетипы // Мифы народов мира, — М., 1980. Т.1. С. 111.
- Авижанская С., Бикбулатов Н., Кузеев Р. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. — 259 с.
- Азбелев С. Историзм былин и специфика фольклора. М., 1982. — 328с.
- Азбелев С. Отражение действительности в преданиях, легендах, сказаниях // Прозаические жанры народов СССР. Минск, 1974. — С. 96 -109.
- Аксёнов В. Молдавская симфония: историческая эволюция, разновидности жанров. Кишинёв, 1987. — 128 с.
- Александрова Н. Инструментальные транскрипции башкирской народной песни // Вопросы искусствоведения. Уфа, 1983. — С. 43 — 52.
- Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. -М.: Советский композитор, 1986. 240 с.
- Андроникова М. От прототипа к образу М.: Наука, 1974. — 200 с.
- Аникин В. Былины. Метод выяснения исторической хронологии вариантов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 288 с.
- Антоневич И. Особенности претворения народной сюжетики в творчестве современных композиторов Беларуссии // Композитор и фольклор: Сб. тр. М., 1982. Вып. 64. — С. 29 — 40.
- Арановский М. Симфонические искания. Л., 1979, — & с.
- Аристов М. О происхождении башкир // Живая старина. М., 1896. Вып. 3 — 4. — С. 405 — 406.
- Архетипические образы в мировой культуре: Тез. докл. Всерос. науч. конф. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1998. — 108 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1978. -376с.
- Асафьев Б. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
- Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л., 1981,—2.1 & с.
- Атанова Л. Композиторы Башкирии. Краткий биографический справочник. Уфа, 1982. — 128 с.
- Атанова Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992. 190 с.
- Афанасьев А. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. -512с.
- Афанасьев А. Народ художник. — М., 1988, — 3 ?7 с.
- Ахмедов А. Мировоззренческие проблемы устного народного творчества: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. Ташкент, 1991.
- Ахметжанова Н. Башкирская инструментальная музыка. Уфа, 1996. -105 с.
- Ахметжанова Н. мире башкирской музыки. Уфа, 1996. — 101с.
- Ахметова Г. На пороге зрелости: О творчестве молодых композиторов Башкирии // Сов. музыка. 1980. — № 7. — С. 23 — 26.
- Ахметшин Б. Предания о крестьянской войне 1773 1775гг., записанные в д. Ильчино Учалинского р-на БАССР // Фольклор народов РСФСР. — Уфа- Изд-во Баш. ун-та, 1981. — С. 74 — 78.
- Баллер Э. Преемственность в развитии культуры. М., 1969, — 2.94 с.
- Барток Б. О значении народной музыки // Советская музыка. 1965,-№ 2.-С. 98 — 100.
- Башкирская профессиональная музыка: Справочное издание. Уфа, 1994.
- Башкирская фольклористика. Библиографический указатель (19 671 985). -Уфа, 1993.-64 с.
- Башкирские народные песни. Уфа, 1954." $ 10 с.
- Башкирский народный эпос/ Вст. ст. А. Мирбадалевой. М.: Наука, 1977.- 519 с.
- Башкирское народное творчество. Эпос. Уфа: Баш. кн. изд., 1987. Т.1. — 544 с.
- Башкирское народное творчество. Предания и легенды: Пер. с башкирского. Уфа: Баш. кн. изд., 1987. Т.2. — 576 с.
- Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Уфа: Баш. кн. изд., 1988. Т.3.-448 с.
- Башкирское народное творчество. Песни (дооктябрьский период). -Уфа: «Китап», 1996. Т.8.-400 с.
- Башкирское народное творчество. Исторический эпос / Вст. статья Н. Зарипова. Уфа: «Китап», 1999. Т. 10. — 392 с.
- Башкорт халык ижады Байты. Уфа, 1978. (на башк. яз.).- 400 а.
- Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — 672 с.
- Белов Г., Белова О. Хоровая симфония-действо // Советская музыка. -1988.-№ 1.-С. 24−28.
- Бикбай Б. Салават. Драма / Дорога. Уфа, 1955. — С. 113 — 223.
- Билялов М. Дмитриев Н. Башкирские песни о Салавате. Б. М., 1936.
- Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. М.: Музыка, 1989. Вып. 1.-266 с.
- Бокщанина Е. История музыки народов СССР. М: Музыка, 1978. -429с.
- Борисова С. Проблема образа в музыкальном искусстве: Дис. канд. филос. наук. Тюмень, 1999. — 181 с.
- Валеев Д. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 1989. — 256 с.
- Валеев Д. О культуре башкир с древнейших времен до XVI века // Культура Башкирии: история и современность. Сб. тр. Уфа, 1993. -С. 7−22.
- Валеев Д. О сюжетных параллелях и исторических связях сказания «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1982. — С. 18−24.
- Валеев Д. Очерки общественной мысли Башкортостана, Уфа.: «Китап», 1995.-224 с.
- Валеев Д. Философские мотивы в башкирском эпосе // Фольклор народов России. Уфа, 1993. — С. 17−22.
- Валитова Л. Некоторые аспекты интоннационно-музыкальной организации башкирской народной песни // Фольклор народов РСФСР.-Уфа, 1988.-С. 76 -84.
- Валитова Л. О башкирской народной музыке // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Сб. ст. Уфа, 1990. -С. 16−21.
- Валитова Л. Проблемы ладовой организации в башкирской народной музыке : Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1989, —, 2.4-с.
- Валькова В. Музыкальный тематизм мышление — культура: Монография. — Н. Новгород: НГУ, 1992. — 161 с.
- Васина Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. — М.: Музыка, 1972. Ч. 1. — 150 с.--М.: Музыка, 1978. Ч. 2. — 180 с.
- Виноградов В. Вопросы развития национальных культур в СССР. М.: Сов. композитор, 1961. -302с.
- Вопросы оперной драматургии. М., 1975.— 3 1Ь с.
- Галин Г. Последний путь Салавата. Сподвижники Пугачёва в Прибалтике: Научно-популярное издание. Уфа: «Китап», 1994. — 128 с.
- Галин С. Башкирский мифологический эпос. Уфа, 1998. — 10 3 С.
- Галин С. Башкирский народный эпос: природа жанра // «Ватандаш». -1998. -№ 1. -С.169 174.
- Галин С. Эпические традиции в башкирском фольклоре. Уфа, 1994.
- Галина Г. Загир Исмагилов. Уфа: «Китап», 1997. — 2-/2. е.
- Галина Г. Хусаин Ахметов. Жизнь, творчество, время. Уфа: «Китап», 1994.- 128 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998. — 432 с.
- Гачев Г. Жизнь художественного сознания: очерки по истории образа. -М&bdquo- 1972 .-200ft,
- Гвоздикова М. Салават Юлаев. Уфа: «Китап», 1992. — 256 с.
- Гиршман Я. Одноименные башкирские исторические песни в их мелодико-стилевой характеристике: Отчёт о НИР. Казань, 1983. — 9 с.
- Головинский Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX—XX вв.еков: Очерки. М.:Сов.композитор, 1981. -280 с.
- Гринин В., Ладыгина А. Искусство: диалектика преемственности.-Минск, 1979. -Z1G С.
- Гусев В. Эстетика фольклора. Л, 1967.—с.
- Давлеткулов А. Картина мира в народном эпосе (анализ мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир): Автореф.дис.. канд. филос. наук. Уфа, 1991. — 18с.
- Давыдова В. К проблеме синтеза жанров в современной советской вокально-симфонической музыке // Проблемы музыкального жанра. М., 1981. — С. 149- 165.
- Давыдова Э. Башкирская опера // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР): Сб. ст. Уфа, 1990. — С. 37 — 52.
- Давыдова Э. Загир Исмагилов // Композиторы Российской Федерации: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1983. Вып. 3. — С. 39 — 60.
- Давыдова Э. Народно-песенные истоки вокальной лирики 3. Исмагилова // Вопросы башкирской фольклористики. Уфа, 1978. — С. 101 — 115.
- Дияров К. Мелодии седого Урала. Уфа, 1988. — 152 с.
- Дьяченко Н. В Преемственность в развитии культуры и культурный процесс. Харьков, 1984, — %f е.
- Еловская Н. Пути развития башкирской симфонической музыки (симфонизм Р. Муртазина) // Вопросы искусствоведения. Уфа, 1983. -С. 5- 17.
- Жирмунский В. М. Тюркский народный эпос. Ленинград, 1974. -728 с.
- Жоссан Н. Проблема претворения русских фольклорных жанров в сочинениях кантатно-ораториального типа (на материале отечественной музыки 1960 1980 годов). Дис. .канд. искусствоведения. — М., 1998.
- Закржевская С. Освоение многоголосия восточными культурами (на примере гармонии в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана. Туркмении): Дис. д ра искусствоведения. — Ташкент, 1989.
- Зарипов Н. Научный свод башкирского фольклора // Башкирский фольклор: исследования последних лет. Уфа, 1986. — С.4 — 17.
- Зарипов Н. Отражение национального самосознания в народном творчестве // Башкирский фольклор: исследования и материалы. Уфа, 1993. С. 7−25.
- Зарипова А. Некоторые вопросы перевода эпических сказаний с башкирского на русский язык // Источниковедение башкирской, филологии. Уфа, 1984 — d.
- Зелинский Р. О программности в башкирской народной инструментальной музыке // Вопросы музыковедения: Сб. ст. Уфа, 1977. -Вып. 2.-С. 671.
- Земцовский И. Б. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание: Сб. ст. — JL: Музыка, 1980. Вып. 2. С. 184 — 197.
- Земцовский И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) // Современность и фольклор: Статьи и материалы. М.: Музыка, 1977. — С. 28 — 75.
- Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.- М.: Сов. композитор, 1978. — 176 с.
- Зинатшина И. Опыт сравнительного анализа вариантов башкирских исторических песен в диахроническом аспекте // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа, 1990. — С. 10−20.
- Иванова Л. Типы музыкального воплощения русских народных поэтических текстов в произведениях советских композиторов 1960 1970 годов: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1980.
- Идельбаев М. Истоки и характер народных песен о Салавате Юлаеве // Новые материалы и исследования по истории и филологии Башкирии. -Уфа, 1976. 116с.
- Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. -224 с.
- Илимбетов В. Поэтика башкирских песен: Автореф. дис. канд. филол наук.-Уфа, 1998.
- Имамутдинова 3. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции: Дис. канд. искусствоведения. М., 1997. — 260с.
- Исламгулова Р. Загир Исмагилов и башкирская музыкальная культура // Вопросы искусствоведения. Уфа, 1983. — С.5 — 10.
- Исламгулова Р. Принципы лирико-эпической драматургии в опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев» // Проблемы музыкознания и методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Уфа, 1976.
- Исмагилов 3. Возвращаться к истокам: Диалог с писателем Я. X. Хамматовым // Вечерняя Уфа. 1984. — 12 нояб.
- Исмагилов 3. Салават Юлаев. Опера. Клавир. М.: Советский композитор, 1986. — 256 с.
- История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов XIX в. -Уфа: «Китап», 1996.- 520 с.
- История музыки народов СССР: В 6 т. М.: Сов. композитор, 1976.
- История музыки народов СССР. М., 1997. Т. 7. Ч. 2.
- Ихтисамов X. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни озон кюй // Научно-методические записки. Уфа, 1983.1. Вып. 1. С. 31 — 55.
- Каган М. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы социологии искусства. Л., 1988. — С. 100- 108.
- Каган М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. 1987. — № 1. -С. 26 — 38- № 3. — С. 15−17.
- Камаев Ф. К вопросу о структурной типологии башкирских протяжных песен // Вопросы музыковедения: Сб. ст. Уфа, 1977. — Вып. 2. -С. 42−46.
- Камаев Ф. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Научно-методические записки. Уфа, 1973. -Вып. 1. — С. 14−30.
- Каримова С. Камерно-вокальная музыка башкирских композиторов. -Уфа, 1997.
- Каримова С. Камерное вокальное творчество Загира Исмагилова // Вопросы искусствоведения. Уфа, 1986. — С. 54−73.
- Каримова С. Камерно-вокальный цикл башкирских композиторов. Жанр, драматургия, композиция: Автореф. канд. искусствоведения. М., 1998.-22 с.
- Келдыш Ю. Опера // Музыкальная энциклопедия. М., 1978. — Т. 4. -С. 20−45.
- Киреев А. Башкирский народный эпос. Уфа: Башк. кн. изд., 1970.304 с.
- Киреев А. Об исторических типах народных сказителей Башкирии // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. — С. 36 — 44.
- Киреев А. Отражение мифологических воззрений в эпическом творчестве башкирского народа // Эпические жанры устного народного творчества. Уфа, 1969. — С. 24 — 31.
- Кондратьева С. К исторической типологии эпических напевов // Типология народного эпоса. М: Наука, 1975. — С. 152 — 162.
- Конен В. Театр и симфония. М., 1968.— 35Z с.
- Котов В. Древность эпоса «Урал-батыр» // «Ватандаш». 1997. — № 8. -С. 172 — 178.
- Кржижевский М. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир. Самара, 1996.
- Кривцун О. Эстетика. М., 1998. — 432 с.
- Криничная М. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. -Л., 1988 Ш с.
- Кузбеков Ф. Г. История культуры башкир. Уфа: «Китап», 1997. -128с.
- Кузеев Р., Бикбулатов Н., Шитова С. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979 е.
- Кузеев Р. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.-^64 е.
- Кузеев Р. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974,—151 с.
- Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М.: Музыка, 1965.-246 с.
- Левинтон Г. Предания и мифы // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. -С. 332 — 333.
- Леман А. С. Загир Исмагилов // Музыка России. М., 1976. — Вып.1
- Липец Р. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. -М.:Наука, 1984.-263 с.
- Лосев А. Знак. Символ. Миф. М., 1982. — 480 с.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.
- Мажитов Н., Султанова А. История Башкортостана с древнейших времён до XVI века. Уфа, 1994.— 360 с.
- Мариносян Т. Архетип как понятие философской антропологии: Дис. канд. филос. наук. -М., 1998. 113 с.
- Марченко А. Преемственность в развитии культуры: классическая парадигма и современность: Дис. канд. филос. наук. Ростов на Дону, 1998.
- Махней С. Русские композиторы и Башкирия: Дис. канд. искусствоведения. М., 1997.
- Мелетинский Е. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. -№ 10. -С. 41−47.
- Мелетинский Е. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука.- 1986.-320 с.
- Мелетинский Е. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. — 576 с.
- Мелетинский Е. Поэтика мифа. 2-е изд. — М.: Изд. фирма «Вост. Лит.» РАН- Школа «Языки рус. культуры», 1995. — 408 с.
- Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.— f QI о.
- Мелик-Шахназарова Н. Национальная традиция и композиторское творчество. Эволюция взаимодействия: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения М., 1998. — 47 с.
- Месягутов Ш. Загир Исмагилов (от курая до оперы). Уфа, 1967.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Рос. Энциклопедия, 1997. — Т. 1 А-К. — 671 е.- Т. 2 К-Я. — 719с.
- Морару Т. Культурное наследие и механизмы его освоения: Автореф. дис. .канд. филос. наук-М., 1991. 16 с.
- Назайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. М.: Музыка, 1978. -Вып. 3,-С. 3−12.
- Надршина Ф. Исторические корни башкирских преданий и легенд // Башкирский фольклор: исследования последних лет. Уфа, 1986. — С. 18 -30.
- Наш Салават. Уфа: Баш. кн. изд., — 1973. — 304 с.
- Никитина Л. Об истоках и типологических чертах оперного эпоса Глинки и Прокофьева // Московский музыкант. М., 1991. Вып. 2. — С. 102 -117.
- Николаева Е. О взаимоотношении мелодики и ладообразования (к проблеме фольклор и композитор) // Советская музыка. 1983. — № 11. -С. 97- 100.
- Обыденнов М. Миннигулова Ф. Древнее искусство Башкирии. Уфа, 1964.-74*7 с,
- Оперные либретто. М., 1962. — 800 с.
- Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке //Музыкальный современник. М.: Музыка, 1973. — Вып. 1. -С. 144−181.
- Орджоникидзе Г. О диалектике национального и интернационального // Советская музыка. 1976. — № 12. — С. 8 — 21.
- Орлова Е. К проблеме взаимоотношения восточных и западных художественных традиций в музыке XX века // Проблемы музыкознания. -М., 1976. Вып. 4. — С. 19−35.
- Орлова Е. Некоторые черты общего и отдельного в закавказскомсимфонизме (1955−1975гг.) // Проблемы музыкознания. М., 1975. Вып. I. -С. 27−46.
- Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа: «Китап», 1994. -160 с.
- Парсамов С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР. -Уфа, 1982.-С. 25−33.
- Петенева 3. О специфике фольклорного эпитета // Русский язык в школе. 1999. — № 4. — С. 76 — 81.
- Петросян А. История народа и его эпос. М.: Наука, 1981. — 216 с.
- Полтавцева Г. Эпос и эпическое в музыке. Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1998. — 2.2 с.
- Пришвина В. О преемственности // Традиция в истории культуры. -М: Наука, 1978. С. 253 — 258.
- Проблемы музыкального ритма: Сб. ст. / Сост. В. Холопова. М: Музыка, 1979. -293с.
- Пропп В. Морфология сказки. М., 1928 —
- Пропп В. Открытая лекция, посвященная некоторым вопросам поэтики фольклора, состоявшаяся 1 марта 1966 г. в ЛГУ // Живая старина. 1995. — № 3. — С. 17.
- Пропп В. Русский героический эпос. М., 1957.—£>Ь6 с.
- Пророков М. Категория художественного образа и проблема символа // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1987. — № 4. -С. 39 -47.
- Путилов Б. Архаический и классический эпос: нарратив и музыка
- Проблемы изучения музыки эпоса: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Клайпеда, 1988.
- Путилов Б. Героический эпос и действительность. М.: Наука, 1988.
- Путилов Б. Перечитывая и передумывая Проппа // «Живая старина». -1995.-№ 3-С. 2−6.
- Пятьдесят на пятьдесят (50/50): Опыт словаря нового мышления // Под. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М: Прогресс, 1989. — 560 с.
- Рахманова М. О фольклорном направлении в современной русской музыке // Советская музыка. 1972. — № 1. — С. 9 — 20.
- Руденко С. Башкиры. М.-Л., 1955.
- Русская музыка и XX век / Ред. составитель М.Арановский. -М., 1997. — 875 с.
- Русская опера XIX века: Сб.трудов. М., 1991. Вып. 122.— 136 с.
- Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 1966. — 360 с.
- Ручьевская Т. Функции музыкальной темы. Л., 1977. — !<оОс.
- Рыбаков С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. -СПб., 1897.-330 с.
- Сабинина М. Шостакович симфонист. — М.: Музыка, 1976. — 477 с.
- Новая башкирская опера // Советская музыка. 1954. — № 3. — С. 90 -97.
- Сагитов М. Древние башкирские кубаиры. Уфа: Баш. Кн. Изд., 1987. — 224 с. (на башк. яз.).
- Сидоров В. Народно-поэтическая биография С. Юлаева // Вопросы башкирской фольклористики. Уфа, 1978. — С. 37 — 59.
- Сидоров В. О башкире-певце и бесстрашном бойце. Уфа, 1986.168 с.
- Сидоров В. По следам Салавата. Уфа, 1988. — 160 с.
- Сидоров В. Салават Юлаев в фольклоре Урала // «Бирюковские чтения». 4-е изд. — Челябинск, 1977.
- Симакова Н. К вопросу о разновидностях жанра симфонии // Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка, 1972. Вып. 2. — С. 261 — 285.
- Скурко Е. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. Уфа, 1997. — 156 с.
- Современная западная философия: Словарь. // Сост. Малахов В., Филатов В. -М: Политиздат, 1991. С. 398 — 399.
- Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии // Исторические этюды. Л., 1963.
- Сохор А. Вокально-симфонические жанры в советской музыке // Вопросы теории и эстетики музыки М., 1963. Вып. 2. — С. 25 — 55.
- Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. М., 4968.
- Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. -М, 1999. -288 с.
- Столяр 3. Некоторые вопросы преемственных связей мелодики молдавских симфоний и национального фольклора // Музыкальный современник. -М., 1979. Вып. 3
- Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: «Китап», 1995.-248 с.
- Тараканов М. О методологии анализа музыкальных произведений (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С. 31 -71.
- Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (1960 1970 годы). Пути развития. — М.: Сов. композитор, 1988. 272 с.
- Третьякова JT. Героика в русской и советской музыке. М.: Знание, 1985.- 128 с.
- Тухватуллина В. Собственные имена в эпосе «Урал-батыр» // Исследования по башкирской диалектологии и ономастике. Уфа, 1986.
- Угрюмова Т. Оперное творчество 3. Исмагилова // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.-С. 43 -52.
- Фаизова Ф. О разножанровом бытовании башкирских песен «Урал» // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1983. — С. 103 — 111.
- Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. JL: Наука, 1984. 256 с.
- Фоменков М. О башкирском музыкальном эпосе // Советская музыка. 1974.-№ 1,-С.-66 — 68.
- Фоменков М. Башкирская народная песня. Уфа, 1976. — 204 с.
- Хамраев М. Основы тюркского стихосложения. Алма-Ата, 1963. -107 с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства: В 2 ч. М., 1990.
- Хохловкина А. Советская оратория и кантата. М., 1955. — 148 с.
- Хусаинов Г. К вопросу о башкирском стихосложении // Вопросы башкирской филологии. М., 1959. — С. 85 — 96.
- Хусаинов Г., Сагитов М. Башкирские байты // Вопросы башкирской фольклористики. Уфа, 1978. — С. 28 — 36.
- Цийль В. Актуальна ли сегодня «структурная модель волшебной сказки» В. Я. Проппа?//Живая старина. 1995. -№ 3. — С. 17−28.
- Черкашина М Историческая опера эпохи романтизма. Киев: Муз. Украина, 1986. — 152 с.
- Чернова Т. О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. М., 1978. Вып. 3. — С. 13−45.
- Чистов Г. Проблема преемственности в искусстве: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1971. -22с.
- Шакурова Ш. Религиозные верования башкир по эпосу «Урал-батыр» (Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана): Тезисы докладов научной конференции. Уфа, 1992.
- Шакурова Ш. Текстология башкирского эпоса «Урал-батыр»: Дис. канд. филол. наук. М., 1998. — 360 с.
- Шахназарова Н. О национальном в музыке. М.: Музыка, 1968. — 86с
- Шевяков М. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Волгоград, 1994. -23 с.
- Шункаров Н. Байты бурных лет// Вечерняя Уфа. 1983. — 16 марта.
- Эрре Т. Опера в среднем Поволжье. Закономерности формирования жанра. Чебоксары, 1990.
- Эсалнек А. Архетип // Русская словесность. 1997. — № 5. — С. 90 — 93.
- Юдин Ю. Героические былины. — М.: Наука, 1975. 120 с.
- Юлдашбаев Б. История формирования башкирской нации. -Уфа, 1972. 335 с.
- Юсфин А. Фольклор и композиторское творчество // Советская музыка.- 1967.-№ 8.-С. 53.
- Яворский Б. Избранные труды. М.:Сов.композитор, 1987. Т.2. -366 с.
- Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М., 149
- Госмузиздат, 1953. -402 с.
- Ярустовский Б. Опера // Музыка XX века. М., 19 76. Ч 1. ¡-Си. 1.- С. 1Ц8~12С>
- Ярустовский Б. Оперная драматургия Чайковского. М.- Л., 1947. -242 с.
- Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века: В 2 ч. М.: Музыка, 1971.-360 с. ж «1. Г)1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ-«=